Формы мышления. 11-й класс
Цель: ввести основные понятия формальной логики.
(Приложение 1.)
Слайд 1.
Сегодня мы приступаем к изучению новой раздела математической науки под
названием Логика. Прослушав мое вступление, запишите, для чего нужно изучать
логику.
Познание истины – одна из важнейших потребностей человека. Каждый человек и
человечество в целом стремятся к истине, добру и красоте. Все люди нуждаются в
истинном знании, получении новой информации о мире, в котором они живут. Для
чего? Для того чтобы жить, что в данном случае означает ориентироваться в быстро
меняющейся обстановке, принимать правильные решения и на их основе совершать
правильные действия.
Слайд 2.
Представьте себе круг вашего знания по логике сегодня, только в начале ее изучения. Это знание невелико, и его можно изобразить небольшим кружочком. Вне этого кружочка лежит все то, чего вы пока не знаете.
Сократ знал, конечно же, гораздо больше в этой области знаний, чем вы сейчас, потому что много размышлял и не боялся высказывать то, о чем он думал.
Круг его знания изобразим в виде большого круга.
Заметим, что граница его незнания существенно больше границы вашего. Теперь вам понятно, почему он воскликнул: “Я знаю, что ничего не знаю!”?
Человек с древних времен стремился познать законы правильного мышления, т.е. логические законы. Наука логика помогает познанию этих законов.
Законы развития есть у природы, общества, любой сложной системы и, конечно же, у самого мышления. Существует даже мнение, что всякое движение нашей мысли, постигающей истину, добро и красоту, опирается на логические законы. Мы можем их не осознавать, но вынуждены всегда следовать этим законам, чтобы жить в обществе, общаться с людьми, понимать их и быть понятыми.
В Древней Греции, Древней Индии, Древнем Риме законы и формы правильного мышления изучались в рамках ораторского искусства. Применение логических приемов рассуждения позволяло ораторам более убедительно доносить до аудитории их точку зрения, склонять людей на свою сторону.
Мыслить логично – значит мыслить точно и последовательно, не допуская противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки.
Представьте себе, что вас спросили: “Почему днем бывает светло?” А вы ответили: “Потому что днем свет делает день светлым”. Вы нарушили правила логики и, по сути, ничего не объяснили.
Слайд 3.
Логика – одна из древнейших наук. Ее основателем считается величайший древнегреческий философ Аристотель, который первым систематизировал формы и правила мышления, обстоятельно исследовал категории “понятие” и “суждение”, подробно разработал теорию умозаключений и доказательств, описал ряд логических операций, сформулировал основные законы мышления.
Слайд 4.
Для чего же изучают логику?
Итак, предметом исследования науки логики является человеческое мышление.
Мышление всегда существует в каких-то формах. В логике выделяют следующие формы
мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Рассмотрим эти формы мышления.
Слайд 5.
Понятие – форма мышления, отражающая основные, существенные признаки предмета.
Примеры понятий:
- Апельсин
- Трапеция
- Белизна
- река Нил
- ураганный ветер
- студент медицинского института
Например, признаками понятия апельсин являются: круглый, оранжевый, сладкий, ароматный. Можно ли по этим признакам отличить апельсин о неапельсина?
Слайд 6.
В 18 веке Леонард Эйлер предложил способ наглядной геометрической иллюстрации
объемов понятий и отношений между ними, которая носит название кругов Эйлера.
Рассмотрим множество учеников вашего класса (Е). Те ученики, которые занимаются
спортом, образуют множество спортсменов (А). Те, кто увлекается литературой,
образуют множество (В). Те, кто учится на одни пятерки и четверки и на каникулах
отдыхает у бабушки, образуют еще одно множество (С). Предположим, что среди
учеников, составляющих множество С, нет ни одного, занимающегося спортом, т.е.
множества С и А не имеют общих элементов. Множество учеников класса, которые
знают пять иностранных языков (D), будет пустым, если таких полиглотов в вашем
классе нет. Данную ситуацию графически можно изобразить, например, так.
Слайд 7.
Суждение (высказывание, утверждение) – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях между ними.
Примеры суждений:
- этот апельсин вкусный.
- Если прошел дождь, то на улице весна.
- На Луне живут лунатики, а на Марсе – марсиане.
Слайд 8.
Языковым выражением суждений являются повествовательные предложения. Суждение бывает простым и сложным.
- Наступила весна.
- Наступила весна, и прилетели грачи.
Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным. Одно и то же суждение
разными людьми может восприниматься как истинное или ложное в зависимости от их
взглядов, жизненного опыта, особенностей национальной культуры, воспитания,
образования и т.д.
Для того чтобы вести рассуждения и оценивать их правильность, необходимо прежде договориться по каждому суждению, будем ли мы его рассматривать как истинное или ложное в каждом конкретном случае. Например, суждение – Он хороший шахматист может быть как истинным, так и ложным, в зависимости от того, кто имеется в виду под местоимением “он”. Заметим, что “договориться” мы можем только по отношению к простым суждениям. Значения же истинности сложных суждений вычисляется. При вычислении истинности (ложности) сложного суждения содержание входящих в него простых суждений является незначимым. Интерес представляет то, чем суждения отличаются друг от друга, что характеризует каждое из них, а именно их форма.
Слайд 9.
Форма суждения, в отличие от его содержания, объективна, т.е. не зависит от тех или иных взглядов того или иного человека.
Попробуйте определить логическую форму следующих суждений:
- Все лошади едят овес
- Все реки впадают в море
- Все школьники – отличники
- Все книги имеют страницы
- Все планеты вращаются вокруг звезд
Во всех этих рассуждениях говорится о разном, но они имеют одинаковую логическую форму: Все S есть Р.
А суждения
- Все медузы не имеют головы
- Люди не боги
имеют другую логическую форму: Все S не есть Р.
Слайд 10.
Умозаключение – форма мышления, с помощью которой из одного или
нескольких суждений получают новое суждение.
В русском языке слово “умозаключение” используется в двух значениях: для
обозначения процесса рассуждения, размышления, приводящего к некоторому выводу,
и для обозначения результата этого процесса.
Слайд 11.
Еще в древности было известно рассуждение, ставшее классическим образцом верного логического умозаключения:
- Все люди смертны.
- Сократ – человек.
- Сократ смертен.
Заметим, что посылками умозаключения по правилам логики могут быть только истинные суждения. Всякое умозаключение, так же как и суждение, имеет свою форму. Эта форма может быть логически правильной или логически неправильной. Так, в примере с Сократом, форма умозаключения логически верная.
Слайд 12.
Примеры верных умозаключений:
1) Четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны, есть
параллелограмм.
Квадрат – это четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны.
Квадрат – это параллелограмм.
2) Все граждане России имеют право на отдых.
Я – гражданин России.
Я имею право на отдых.
Слайд 13.
3) Если цветы поливают, то они не засохнут.
Цветы засохли.
Цветы не поливали.
Слайд 14.
Правильно ли рассуждает человек, когда он говорит:
Если что-то есть металл, то оно проводит электрический ток.
Алюминий проводит ток.
Алюминий – металл.
Из истинных посылок получилось истинное заключение. Можно предположить, что, рассуждая по данной форме, мы получим из истинных посылок истинное заключение во всех случаях. Проверим это:
Если что-то есть металл, то оно проводит электрический ток.
Вода проводит ток.
Вода – металл.
Из истинных посылок получилось ложное заключение. Наше предположение о том, что, рассуждая по данной форме, мы всегда из истинных посылок получим истинное заключение, ошибочно. Следовательно, те, кто рассуждает по данной форме, либо ошибаются сами, либо вводят слушателей в заблуждение.
Определите истинность или ложность следующих умозаключений:
1) Если у человека повышена температура, то он болен; этот человек болен;
следовательно, у него должна быть повышенная температура.
2) Все зебры полосаты; это животное полосато; это животное зебра
3) Бутылки с ряженкой продаются в молочном отделе. Эта бутылка куплена в
молочном отделе. Это бутылка с ряженкой.
5) Людей много. Сократ человек. Сократов много.
Вывод: итак, с точки зрения содержания суждений в процессе мышления формируется истинное или ложное отражение мира, а если рассматривать мышление со стороны формы, то имеет значение только его логическая правильность или неправильность.
Слайд 15.
ДЗ.
- Приведите по 2 примера понятий, суждений, умозаключений из курсов
математики, истории, информатики.
Перечислите существенные признаки, составляющие содержание понятий: квинтэссенция; добродетель; истина; ложь (используйте толковый словарь) - Определите правильность следующего рассуждения: Сидящий встал; кто встал, тот стоит; значит, сидящий стоит.
- Выведите, если это возможно, заключение из каждой пары посылок:
1) Тем, кто лыс, расческа не нужна. Ни одна ящерица не имеет волос.
2) Ни один добрый поступок не является незаконным. Все, что законно, можно делать без страха.
3) Некоторые уроки трудны. Все, что трудно, требует внимания.
Формы мышления: что это такое в психологии, что к ним относится, примеры
Содержание
- 1 Более подробно о понятиях
- 2 Главные формы
- 2.1 Понятие
- 2.2 Суждение
- 2.3 Умозаключение
- 3 Какие бывают формы мышления на основе логики: примеры
- 4 Основные виды
- 4.1 Наглядно-действенный тип
- 4. 2 Наглядно-образный тип
- 4.3 Словесно-логический тип
- 5 Форма правильной умственной активности
- 6 Кратко о развитии форм мышления: психология мысли
- 7 Новые разновидности умственной активности
- 8 Свойства мыслительного процесса
- 9 Как развить детское мышление: методы
- 10 Заключение
Личность, которая еще даже не получила школьное образование, уже является мыслящим существом, так как мозг применяет все свои способности: запоминает необходимую информацию, размышляет о важных делах, решает логические задачи. Именно в этой статье я расскажу вам об основных формах мышления – что это вообще такое и как это относится к психологии.
Более подробно о понятиях
Невозможно детально разобраться в этом вопросе, не выяснив определения всех терминов. Мышление – это процесс обработки информационных данных и доведение их до конкретного завершения. Такая способность сподвигла возникновению речи, которой мы пользуемся, чтобы коммуницировать между собой. Люди приходят к размышлению для того, чтобы разрешать все неприятности и проблемы, исследовать мир вокруг себя, разузнать взаимосвязи и закономерности. Размышляя, человек создает инновации, делает научные открытия и находит себя в искусстве. Не имея мыслительной составляющей, мы были бы схожи с обычными животными, которые действую в рамках своих инстинктов.
Формы мышления – итог мыслительных и умственных процессов, которые проявляются в конкретной ситуации, позволяющей понимать суть явлений и предметов, определять взаимоотношения объектов и замечать обобщающие признаки. Существует всего три разновидности, о которых я подробно расскажу далее.
Главные формы
Все они сильно связаны между собой и являются неотъемлемой частью реализации мыслительного процесса, благодаря которому мы имеем возможность проводить анализ, синтез, выстраивание логической связи. Это постепенно приводит к развитию интеллекта. Изучаются данные разновидности в науках по психологии и логике.
Понятие
Оно отражает общие и отвлеченные признаки в явлениях и предметах, окружающих нас. Это отражение носит разнообразный характер. Существует следующая классификация признаков (сходства или различия) по объему:
- Общие. Присущи каждой личности (создание орудия труда, владение членораздельной речью, навыки размышления).
- Единичные. Принадлежат одному человеку (телосложение, походка, жестикуляция).
По содержанию:
- Конкретные – совокупность объектов, которые могут существовать самостоятельно («реформа», «единство», «государство»).
- Абстрактные – подразумевается не предметное составляющее, а его признак («отзывчивость», «несправедливость»). Мы не воспринимаем эти термины, как отдельные вещи, они лишь дополняют высказывание, например, «отзывчивые люди», «несправедливое отношение». Абстрактный тип не имеет множественного числа в русском языке.
Также эта форма подразделяется на следующие виды:
- непосредственное, размышления строятся «здесь и сейчас»;
- опосредование, понимание достигается при дискуссиях и долгих рассуждениях.
Понятие отображает явления и их совокупность в абстрактной форме на основе существенных сходств или различий. Оно связано с главной языковой единицей – словом. Оно закрепляется в словосочетаниях, без которых не произойдет формирование понятийного процесса. Сформировав понятие, научные дисциплины отражают в них изучаемые явления или объекты. Например, наука «Экономическая теория» образовала термины: «капитал», «спрос», «предложение», «стоимость», «продукция».
Функции:
- Познавательная – формируется в результате определения общих предметных черт. Во время понятийного формирования постигаются единые свойства, которые помогают познать сущность объекта.
- Коммуникативная – доказывает, что понятие – составляющая общения. Зафиксировав свои мысли и знания, мы обмениваемся ими при коммуникации друг с другом, а также на основе опыта передаем их новому поколению.Так происходит социальное наследование знаний.
Наиболее важным показателем усвоение информации является ее осознание. Например, вы можете использовать какой-либо термин, точно не зная его смысл, но если полностью осознать его сущность, вы не покажитесь некомпетентным человеком. Поэтому осознанность считают важным звеном соединения понятия и понимания.
Суждение
Это обозначение связи между параметрами, отношениями и качествами предметов окружающей нас действительности. Сутью является отрицание или обоснование взаимосвязей. Человек при формировании своего мнения использует уже осознанные сведения и затрагивает этим как умственную деятельность, так и органы чувств и память.
Психолог Дарья Милай
Записаться на прием
Различают два вида:
- Формальное. Характеризует факт взаимосвязи объектов без указания на истинность высказывания или ложность («пасмурная погода»).
- Эмпирическое. Описывает явления, как результат наблюдения, и позволяет совершить проверку на подлинность («посмотри, какая погода пасмурная»).
Суждение отражает как ложь, так и истину. По характеру выражения существуют две разновидности:
- Истинное – все выводы подтверждаются действительностью.
- Ложное – все предположения являются недоказанными и не соответствуют реальности.
Компоненты формирования мнения:
- Субъект – это высказывание, которое необходимо либо подтвердить, либо отвергнуть.
- Предикат – это утверждение или отрицание признаков предметов.
Примером может стать: «Человек обладает членораздельной речью». Теперь постараемся отличить первый термин от другого. Субъектом в данном случае выступает «Человек», а предикатом — «обладает членораздельной речью».
Такая форма мышления также различается и по степени сложности. Выделяются две группы:
- Простые («Русский и математика – основные школьные дисциплины»).
- Сложные («Если вы будете посещать все лекции, то сдадите все экзамены на отлично»).
Умозаключение
Это наивысшая ступень мышления, которая ведет к новому знанию с применением уже имеющегося. Умозаключительные процессы осуществляются только с использованием логики. Основные компоненты:
- посылки – начальные суждения, из которых следует новое;
- заключения – свежая информация, полученная логическим путем;
- выводы – переход от посылок к заключительным сведениям на основе логики.
Я приведу основную классификацию видов. По характеру строгости правил бывают:
- Демонстративные. Главное заключение формируется из посылок.
- Недемонстративные. Вывод не зависит от начальных суждений.
По наличию знаний и связи между ними разделяются:
- Индукция – переход личности от частного к общему. За конкретными предположениями следуют единые выводы.
- Дедукция – здесь, наоборот, человек идет от общего к частному.
- Аналогия – при выделении важных признаков предметов возникает вывод.
- Предположение – тип, который не подразумевает доказательств. Он только выдвигает теории, которые могут критиковать и опровергать.
Какие бывают формы мышления на основе логики: примеры
Следуя логической структуре умственной деятельности, выдвигаются следующие процессы:
- сравнивание;
- анализирование;
- абстрагирование;
- синтезирование;
- обобщение.
Сравнительная операция основана на определении сходств и отличий между явлениями. Результатом выступает классификация, выступающая первичной ступенью теоретического понимания.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Узнать подробнее
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Узнать подробнее
Анализирование – процедура расчленения одного значительного объекта на различные части или признаки с последующим сравнением.
Синтез – с его помощью можно мысленно создать сложный предмет из аналитических составляющих.
Абстрагирование – выделяет значимые свойства и связи явлений и абстрагирует от незначительных. Это процесс детального изучения, в результате исследования формируются понятия.
Обобщение – упорядочение объектов по общим и существенным характеристикам.
Мыслительные операции происходят на основе логических, но это не всегда работает как механизм, в котором функционируют только разум и логика. Очень часто в этот процесс вмешиваются эмоции и полностью его изменяют. Так как эмоциональная составляющая имеет способность менять и стимулировать мыслительную деятельность. Чувства склонны придавать напряжение, стремление к цели и амбиции. Без эмоций продуктивность сводится к нулю, так же как и без логики, знаний и навыков.
Основные виды
Они разделяются по функциям и возможностям. Классификация включает в себя три последовательные ступени развития мышления. Они созданы на основе генетического принципа
Наглядно-действенный тип
Характеризуется наблюдением за реальными объектами и их взаимоотношениями в действительности. Такое познавательное действие является основополагающим элементом любых мыслительных процессов. Этим типом умственной активности активно пользуются дети до 3 лет. Постепенно развиваясь, они:
- сравнивают вещи между собой, кладя один на другой;
- проводят опыты, разламывая пополам свою любимую игрушку;
- синтезируют, строя из «Лего» различные элементы;
- составляют классификацию, прибирая кубики по цветам.
Малыш ничего не планирует и не задается целью, он размышляет во время действия, так как оно опережает его мысли. Но у взрослых людей этот вид также проявляется при перестановке мебели или при использовании техники, которой никогда не пользовались. В этих случаях нельзя все предусмотреть и проконтролировать, что-нибудь может точно выйти из под контроля.
Наглядно-образный тип
Опирается на представление и образы. Оно способствует анализу, сравнению и обобщению. Этот тип тесно связан с воображением. Он проявляется у детей в возрасте от 4 до 7 лет, они способны познавать вещи, не применяя практический опыт, им необязательно определять предмет на ощупь, они воспринимают и запоминают его визуально. К примеру, наглядность проявляется в том, что на вопрос: «Почему машина едет?» – ребенок может ответить: «Потому что она зеленая».
Также это вид проявляется и во взрослой жизни при планировании ремонта. Человек заранее представляет себе дизайн интерьера, как бы он хотел расположить мебель, какого цвета обои выбрать или покрасить стены. Наглядно-образное мышление дает возможность продумать все вещи до мелочей, однако они являются невидимыми.
Словесно-логический тип
Это более поздний вид развития умственной деятельности. Он характеризуется применением различных терминов и составлением логических конструкций. Благодаря этому человек способен устанавливать общие связи, предсказывать развитие процессов в природе или обществе. Такой вид протекает по конкретной последовательности: сначала задействуется суждение, затем к нему добавляется другое, и при их соединении возникает умозаключение.
Форма правильной умственной активности
С точки зрения логической деятельности, такое мышление характеризуется четкостью, структурированностью, поэтапностью, аргументированностью и последующим доказательством. Мысль является правильной, если она подчинена логике. Достичь такой мыслительной способности невозможно без понимания всех терминов и их определений.
Кратко о развитии форм мышления: психология мысли
Еще в обучаясь в школе, личность уже овладевает умственной деятельностью и начинает оперировать понятиями. Существует несколько шагов к формированию понятийного процесса:
- знакомство с определенными вещами и явлениями;
- определение признаков предметов;
- отбор наиболее существенных свойств;
- обозначение их конкретным словом.
Например, малыши в 2-3 годика показывают пальцем на какую-либо вещь (игрушечная машинка), затем когда они повзрослеют и им исполнится 4-5 лет, они начнут выделять общий признак, который имеет наибольшее значение (игрушка предназначена для того, чтобы в нее играть). В 5-6 лет дети описывают вещи, перечисляя их свойства без всякой последовательности ( машинка – это колеса, руль, багажник, фары). Став старше еще на один год, ребенок начинает отбирать самые основные характеристики (игрушечный автомобиль – это детская игрушка, собака – это животное, тарелка – посуда).
Задайте вопрос
Иногда понимание совершенно не усваивается, тогда происходит алогичность (фантастичность) – это необычное и оригинальное рассуждение, не поддающееся законам логики. Причинами этого служат:
- Недостаток знаний и отсутствие опыта.
- Замена незнакомых условий задач на знакомые.
- Непоследовательное выражение мыслей.
Способы правильного построения умозаключений:
- поиск целесообразности в реальности;
- определение назначения и сущности окружающих вещей;
- нахождение связей между внешними характеристиками и функциями объектов.
Новые разновидности умственной активности
Такие формы как понятие, суждение, а также умозаключение — это три основные составляющие механизма мышления, без них человек не сможет мыслить. Взаимодействие этих компонентов формирует структурированную картинку сознания, а затем развивает интеллектуальные способности.
Свойства мыслительного процесса
- Направленность – главная особенность мыслей. Это свидетельствует о том, что у всякого высказывания и размышления есть своя завершенность и цель.
- Направление как в будущее, так и в прошлое – человек может думать о том, что произошло с ним вчера, или, наоборот, анализировать, как стоит поступить в той или иной ситуации.
- Формирование понятия при помощи умственной активности. Она пытается характеризовать, упорядочить, определить сходства и отличия вещей.
- Логичность – обязательный элемент рассуждений.
Как развить детское мышление: методы
Существуют несколько основных методик для расширения кругозора ребенка:
- Больше разговаривайте с ним, объясняйте даже самые элементарные вещи. Применяйте в своей речи множество незнакомых ему слов, эпитетов, фразеологизмов. Делайте паузу, изменяйте темп и длину предложений.
- Совершайте резкий переход от одной темы к другой или же очень детально описывайте каждую мелочь (описание песни, стихов или погоды) во всех красках.
- Прогуливайтесь по не знакомым ему местам, обращайте внимание на все (дерево, куст, цветы, достопримечательность, животные, птицы).
- Слушайте вместе музыку самых различных направлений от классики до рока.
- Просматривайте изображения в книгах или семейные фотографии.
Заключение
В статье я подробно рассказала, какие операции являются важными формами мышления, как нужно правильно и структурировано мыслить, чтобы не нарушить законы логики и что относится к основным типам мыслительной деятельности. Если ваши мысли находятся в хаотичном состоянии, из-за этого вы не можете никак сконцентрироваться и выстроить последовательность своих действий, записывайтесь на мою личную консультацию, вместе мы преодолеем все барьеры, найдем ответы на все вопросы и оперативно наведем порядок в вашей голове.
В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.
Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.
Записаться на консультацию
Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.
Skype, Viber.
Записаться на консультацию
Два способа мышления | в главе 03: Состояния сознания
Два способа мышления
В малоизвестной статье 1963 года Ульрик Нейссер писал: «Многие писатели различают два типа психических процессов». Один тип хорошо упорядочен, легко описывается и контролируется с помощью сознательных процессов, таких как планирование.
Другой тип сложнее описать и сложнее контролировать. Для него характерна параллельная обработка (много дел происходит одновременно). Нейссер добавил:
Не может быть совпадением, что два соответствующих режима появились как альтернативные возможности при проектировании «искусственно интеллектуальных» систем, то есть при программировании компьютеров. В этой области две возможности часто называют «последовательной» и «параллельной».
На что указывал Нейссер в своей статье 1963 года?
Нейссер указал, что последовательных или последовательных процессов соответствуют тому, что другой психолог, Джером Брунер, назвал аналитическим мышлением . Одновременная или параллельная обработка соответствовала тому, что Брунер называл интуитивным мышлением. Вот как описал их Брунер (1960).
Аналитическое мышление обычно развивается шаг за шагом. Шаги являются явными, и обычно о них можно точно сообщить…
Такое мышление происходит при относительно полном осознании информации и задействованных операций. Это может включать тщательное и дедуктивное рассуждение, часто с использованием математики или логики и четкого плана атаки. Или это может включать пошаговое0025 поэтапный процесс индукции и эксперимента…
Интуитивное мышление, как правило, не развивается осторожными, хорошо спланированными шагами. На самом деле, он имеет тенденцию включать маневры, основанные, по-видимому, на имплицитном восприятии проблемы в целом. Мыслитель приходит к ответу, который может быть правильным или неправильным, практически не осознавая, каким образом он его получил. (Брунер, 1960, стр. 57-58)
Что такое аналитическое мышление? Интуитивное мышление?
Аналитический способ мышления возникает, когда мы концентрируем наше внимание и сознательно используем наш мозг для разработки стратегии или плана действий. Это тип контролируемой обработки, который Познер описал как освещение передней поясной извилины в префронтальных областях мозга.
В отличие от этого, интуитивный способ мышления не всегда выигрывает от внимания. В этом режиме важные процессы должны быть разрешены , потому что одновременно происходит слишком много процессов, чтобы исполнительные процессы могли всем этим управлять. Этот тип деятельности включает в себя параллельную обработку (то, что Брунер назвал «неявным восприятием общей проблемы»).
В главе 1 (Психология и наука) я предположил, что наука похожа на другие инструменты , усиливающие существующие функции мозга . Наука расширяет естественную способность человеческого мозга моделировать или представлять вселенную.
Две разные категории научных исследований позволяют использовать два разных вида способностей в науке. Наблюдательные исследования выявляют корреляции, позволяющие делать прогнозы. Мы можем не знать, почему существует связь, но мы можем использовать ее для предсказания. Это напоминает функцию интуиции.
Другой формой исследования является экспериментальное исследование. Он сознательно контролируется, поскольку переменными манипулируют, чтобы увидеть их эффекты. Это как аналитика мысль. Акцент делается на выявлении компонентов системы и их взаимодействии, чтобы понять, как работает система. Две силы науки перекликаются с двумя способами мышления.
Вновь открыты два способа мышления
Два способа мышления были вновь открыты в 1990-х годах. Raichle (1994), написав в Annual Reviews of Psychology , проанализировал данные экспериментов по сканированию мозга. Он пришел к выводу, что в мозгу существуют два различных пути обработки информации.
Во время сознательной фазы обучения был активен один путь. Другой доминирует бессознательное или автоматическая обработка .
сознательный процесс Райхле соответствует последовательному процессу Нейссера или аналитическому процессу Брунера. Автоматический процесс Райхле соответствует параллельному процессу Нейссера или интуитивному процессу Брунера. Названия меняются, но различия остаются прежними.
Каким образом в XIX веке вновь были обнаружены «два способа мышления»?90-е? Какой режим является «головой», а какой «сердцем»?
Точно так же Эпштейн (1995) писал в американском психологе , что данные указывают на «два. ..
Эпштейн сказал, что именно поэтому мы можем испытывать «конфликты между сердцем и головой». Одна система активна во время сознательной, контролируемой или интеллектуальной деятельности (голова), другая — во время бессознательных, невольных эмоциональных реакций (сердце). Эти двое не всегда соглашаются.
Вечное различие снова всплыло в 2011 году в книге Даниэля Канемана « Мышление: быстрое и медленное ». Книга стала бестселлером, описанным в New York Times как «удивительно богатая книга: ясная, глубокая, полная интеллектуальных сюрпризов».
Канеман описал две когнитивные системы. «Система 1 быстрая, интуитивная и эмоциональная; Система 2 медленнее, более взвешенная и более логичная». Звучит знакомо?
Два режима сознания иногда могут быть дважды диссоциированный . Другими словами, травма головного мозга может отключить один тип процесса, оставив неповрежденным другой, и наоборот.
Это может произойти при синдроме прозопагнозии или лицевой слепоте. Некоторые пациенты с поврежденным мозгом не могут сознательно распознать ни одно лицо, в том числе свое собственное или лицо исследователя.
Однако эти же пациенты проявляют бессознательную эмоциональную реакцию на знакомые лица при наблюдении с помощью прибора, похожего на детектор лжи. «Сердце» узнает знакомое лицо, а «голова» — нет.
Другие пациенты с повреждением головного мозга демонстрируют прямо противоположную картину. Они не проявляют эмоциональной реакции на знакомое лицо, но могут сознательно узнавать и называть знакомые лица (Newcombe & Lie, 1995).
Какие данные свидетельствуют о «двух режимах обработки» при изучении лицевой слепоты?
Другой пример связан с обусловливанием страха. Когда человек узнает, что звук предшествует удару током, обычно возникают два последствия:
1. Субъект имеет сознательную память о соединении. Субъект знает, что тон предшествует удару током.
2. Субъект проявляет эмоциональную (вегетативную) реакцию на тон, измеренную на устройстве, похожем на детектор лжи. Если тон звучит в случайное время, иглы прыгают.
Bechara, Tranel, Damasio, Adolphs, Rockland и Damasio (1995) обнаружили, что эти ответы также могут быть дважды диссоциированы. В одном случае был пациент с повреждением около миндалевидного тела.
Пациент с повреждением миндалевидного тела вспомнил факт о том, что перед каждым ударом током раздавался громкий звуковой сигнал. Но она не показала эмоциональная реакция на гудок.
У другого пациента был поврежден гиппокамп, область, участвующая в создании сознательных воспоминаний. Он проявил эмоциональную реакцию на гудок, но он был не в состоянии вспомнить, что это сопровождалось шоком.
Наконец, у третьего пациента были повреждены как миндалевидное тело, так и гиппокамп. Этот пациент «не усвоил ни [эмоциональной] обусловленности, ни фактов».
Какие данные свидетельствуют о двух режимах обработки данных, полученных в результате изучения условного рефлекса страха?
Если два процесса можно дважды разъединить, каждый из которых устранен, не влияя на другой, то они представляют собой разные процессы в нервной системе. Это подтверждает догадку Нейссера (и аналогичную догадку всех остальных).
———————
Ссылки:
Бечара, А., Транел, Д., Дамасио, Х., Адольфс, Р., Рокланд, К. и Дамасио, А.Р. (1995) Двойная диссоциация условного и декларативного знания относительно миндалевидного тела и гиппокампа у людей. Наука, 269 , 1115-1118.
Брунер, Дж. С. (1960). Процесс обучения . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
Канеман, Д. (2011) Мышление: быстрое и медленное. Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру.
. Ньюкомб, Н. и Ли, Э. (1995) Открытое и скрытое распознавание лиц у детей и взрослых. Психологические науки, 6 , 241-245.
Raichle, ME (1994). Образы разума: исследования с использованием современных методов визуализации. Ежегодный обзор психологии, 45, 333-356.
Предыдущая страница | Верх страницы | Содержание главы | Следующая страница
Напишите доктору Дьюи по адресу [email protected].
Не видите, что вам нужно? Psych Web имеет более 1000 страниц, поэтому он может быть где-то еще на сайте. Выполните поиск Google по конкретному сайту, используя поле ниже.
Copyright © 2007-2018 Russ Dewey
Способы мышления
Мыслим мы занимаемся весь день, каждый день. Будь то решение особенно сложной проблемы, планирование того, что вы собираетесь заказать из еды на вынос позже, или мечтание о чем-то конкретном, мышление — это то, что помогает нам находить решения и достигать наших целей.
Конечно, думать, когда вы пытаетесь решить проблему, — самый интенсивный способ мышления, но это не единственный способ найти ответ.
На самом деле существует два разных режима мышления — сфокусированный и рассеянный, — которые при наиболее эффективном использовании могут помочь вам решать проблемы еще быстрее и эффективнее!
Режим фокусировкиКак видно из названия, это когда вы садитесь и полностью концентрируетесь на чем-то. Это прямой подход к решению проблемы или обучению, использующий рациональный, последовательный и аналитический подходы.
Некоторые примеры сфокусированного мышления включают в себя: публичное выступление, изучение фактов (например, таблицы умножения) и решение кубика Рубикса.
По сути, если все ваше внимание сосредоточено на чем-то, вы находитесь в режиме сосредоточенного мышления!
Однако это может быть узкий и специфический способ решения чего-либо, и это особенно очевидно, когда вы пытаетесь решить проблему. Если вы сидите, пытаясь решить сложную проблему, иногда может быть трудно придумать другое решение, кроме неправильного, которое вы изначально придумали. Это называется «эффект мышления».
Эффект мышленияКогда мы впервые подходим к проблеме, мы можем придумать то, что мы считаем правильным методом и ответом. Неизбежно оказывается, что это неправильно. Но затем, когда вы пытаетесь придумать новый способ решения проблемы, вы просто не можете избежать того, что уже пробовали!
Если это случилось с вами, вы точно не одиноки. Всем трудно найти другой подход к проблеме, но хитрость в том, чтобы научиться преодолевать ее. Эффект мышления действует как барьер для нас, когда мы пытаемся учиться, поэтому нам нужно сделать шаг назад и позволить себе найти альтернативный метод для получения ответа.
Рассеянный режимЗдесь вступает в действие рассеянный режим мышления. В отличие от сфокусированного мышления, рассеянный режим — это когда вы позволяете своему уму расслабиться, блуждать и думать о самых разных вещах!
Когда вы выходите из-за стола (и над чем вы работаете), включается рассеянное мышление. Это позволяет вам сделать шаг назад и увидеть более широкую картину, что, в свою очередь, может быть полезно, когда вы вернетесь к своей работе. поскольку вы, возможно, думали о новых методах и решениях, которые могли бы помочь.
Итак, если у вас проблемы с работой, не расстраивайтесь и не вставайте из-за стола, пока не решите ее. Сходите на прогулку, примите душ, поешьте чего-нибудь или даже займитесь чем-нибудь другим, кроме работы над этой конкретной проблемой! Даже если вы немного отвлечете свой разум, ваше подсознание все равно будет работать над проблемой, и вы можете обнаружить, что у вас наступает момент «лампочки», когда вы возвращаетесь к поставленной задаче.
Рассеянное мышление позволяет смотреть на проблемы и решать их более расслабленно и естественно, и именно тогда обучение становится легким!
Как мне использовать эту информацию?Знать все это очень хорошо, но как вы можете применить это в своем обучении? Что ж, ключ всегда в том, чтобы начинать с целенаправленного мышления.