Что такое фрустрация простыми словами – Фрустрация (психология) — Википедия

Содержание

Фрустрация (психология) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фрустра́ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей[1], или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая[2].

Фрустрация возникает в ситуации, которая воспринимается субъектом как угроза (потенциальная, реальная или совершившаяся) удовлетворению той или иной его потребности. Она проявляется в ряде эмоциональных процессов, таких как разочарование, тревога, раздражение и даже отчаяние[1].

Как и разочарование, возникает при отсутствии некоего ожидаемого и желанного результата, однако в состоянии фрустрации люди всё ещё продолжают борьбу за получение желаемого, даже если не знают точно, что нужно сделать для достижения успеха

[3].

Нередко путают фрустрацию и депривацию, хотя причины и механизмы их в корне различны. Если фрустрация связана с последствиями неудовлетворённых желаний или неудачами в достижении поставленной цели, то депривация вытекает из отсутствия самого́ предмета или возможности, необходимой для удовлетворения. Тем не менее, как фрустрационная, так и депривационная теория невроза сходятся в утверждении общего механизма, когда депривация ведёт к фрустрации; фрустрация ведёт к агрессии; агрессия ведёт к тревоге; и, наконец, тревога ведёт к возникновению защитных реакций. Несмотря на патогенную роль тревожных состояний, в психоанализе принято общее мнение, что развитие Эго начинается именно с фрустрации. Фактически, фрустрационные теории невроза исходят из предпосылки, что как депривация, так и фрустрация становятся патогенными только при превышении определённого порога интенсивности, в каждом случае — индивидуального.

Управляемой

(или провоц

ru.wikipedia.org

Фрустрация в психологии: определение простыми словами

Доброго времени суток, дорогие читатели. В данной статье вы узнаете, что такое фрустрация, что это простыми словами. Выясните, какие виды данного состояния существуют. Поговорим о теориях фрустрации, и об ее предпосылках. Вам станет известно, как из нее выйти без помощи психолога.

Определение понятия и классификация

Если рассматривать дословный перевод, то фрустрация — это ложное ожидание, обман. Данное понятие рассматривается, как негативное состояние, которое вызвано отсутствием способности удовлетворить свои актуальные потребности.

Характерные признаки фрустрации имеют индивидуальный характер, напрямую зависят от типа темперамента индивида, у которого она развилась.

Ситуации, которые провоцируют развитие фрустрации, носят название фрустрационных. Препятствия, которые возникают на пути к достижению цели, называются фрустраторами.

Выделяют три типа ситуаций согласно Розенцвейгу:

  • привационные — когда объект не может овладеть своими потребностями;
  • конфликтные;
  • депривационная — объект утрачивает свои потребности.

Различают два вида фрустрации.

  1. Внешняя. Провоцируется определенными обстоятельствами, влияющими извне, факторами, которые находятся не под властью самого человека. Среди примеров такой фрустрации различают увольнение с работы, финансовые сложности, расставание с дорогим человеком, смерть одного из родственников, тяжелая болезнь.
  2. Внутренняя. Развивается на фоне неблагополучного состояния психики. Ее может спровоцировать, например, страх, неуверенность в себе или повышенная тревожность. Индивид погружается в замкнутый круг, который завершается развитием неврозов или депрессией. Также повлиять на развитие внутренней фрустрации может наличие противоречивых целей.

Различают три основных формы поведения.

  1. Интропунитивная. Когда человек не может достичь желаемого, он начинает винить себя. Эмоциональное состояние постоянно сопровождается самобичеванием, в результате чего снижается самооценка.
  2. Экстрапунитивная. Человек винит других людей или какие-то обстоятельства в своих провалах, становится злым и агрессивным.
  3. Импунитивная. При такой форме поведения человек или относится к сложившейся ситуации, как к неизбежной, или рассматривает ее, как что-то незначительное. При этом он не станет никого винить.

Возможные причины

Рассматривая причины фрустрации, выделяют такие группы:

  • физические — ограничения физического характера, например, нехватка денег, тюремное заключение;
  • биологические – недееспособность, болезни, старость, сексуальные расстройства;
  • психологические — умственная отсталость, фобии, внутренние конфликты;
  • социокультурные – ограничения, общественные установки, предписания, законы, которые препятствуют получению желаемого.

К предпосылкам относят:

  • накопленная неудовлетворенность — когда человека преследуют повторяющиеся неудачи;
  • эмоциональная возбудимость;
  • привычка достигать успех даже при малейшем препятствии может способствовать развитию фрустрации.

Рассматривая негативные факторы, которые могут спровоцировать фрустрацию, выделяют внутренние и внешние. К внешним относят:

  • наличие межличностных, а также внутриличностных конфликтов;
  • разрушающий стиль воспитания или отсутствие условий, подходящих для этого;
  • человек не удовлетворен собой в любой сфере, в частности, в работе.

К внутренним относят:

  • выбор, который стоит между отрицательной и положительной целью;
  • невозможность определиться с одной задачей, когда человек ставит перед собой два положительных события, но не может одновременно их достичь;
  • выбор наименьшего из двух зол – случай, когда есть две негативные ситуации. Появляется сильная фрустрация, так как, чтобы индивид не выбрал, он все равно будет в проигрыше. Человек может отказаться принимать решения, погружаясь в свой мир, уходя подальше от реальности. Если бегство невозможно, проявляет гнев и агрессию.

Основные признаки и формы поведения при фрустрации

Отчаянье, уход в себя — проявления фрустрации

К признакам, указывающим на состояние фрустрации, относят:

  • чувство отчаяния, ощущение безвыходности, невозможность без чьей-либо помощи решить проблему;
  • высокий уровень тревожности, переживания по любому вопросу;
  • злость, раздражительность и агрессия, направленная на самого себя или близких;
  • наличие неконструктивного поведения (замкнутость, уход в свой мир, возникновение саморазрушения или зависимостей).

На основании того, что спровоцировало данное состояние, могут отличаться варианты поведения. Как правило, доминируют следующие три модели:

  • человек концентрирует свое внимание на возникшем состоянии, попадает под влиянием отрицательных эмоций;
  • убегает от сложившейся ситуации, погружаясь в семью или в работу;
  • занимается поисками причин, спровоцировавших развитие фрустрации, думает о том, как ее исправить.

Виды фрустрационного поведения

  1. Апатия. У человека отсутствует желание что-либо делать, он становится вялым, может весь день сидеть на диване.
  2. Агрессивная. Агрессия направляется или на себя, или на свое окружение.
  3. Бегство. Человек обходит стороной действия, которые вызывают боль или другие негативные эмоции.
  4. Высокая физическая возбудимость. Индивид может накручивать волосы на палец, ходить из стороны в сторону, совершать бесполезные движения.
  5. Фиксация. Человек зацикливается на совершение активных действий, направленных на запретное поведение.
  6. Замещение. Одна неудовлетворенная потребность сменяется другой.
  7. Стрессовая реакция. Появляется хроническая усталость, головные боли и мигрени.
  8. Депрессия. Состояние, которое негативно воздействует на всю жизнь и деятельность человека.
  9. Смещение. Происходит смещение фокусировки одной цели на новую. Например, ситуация, когда мама ругает ребенка, вымещая на нем злость, накопившуюся на работе.
  10. Рационализация. Индивид пытается отыскать положительные стороны в своей неудаче.
  11. Регрессия. Возвращение к примитивному поведению.
  12. Интенсификация усилий. Человек мобилизуется, для того чтоб продолжить начатое.
  13. Аддиктивное поведение. Личность заедает свои проблемы или пытается уйти от них при помощи спиртных напитков, наркотических препаратов.

Как выйти из фрустрации

Любимое дело поможет выйти из фрустрации

  1. Попытайтесь посмотреть на себя со стороны. Если вы не можете абстрагироваться, обратитесь за помощью к кому-то близкому, кому вы можете доверять. Пусть этот человек оценит, насколько ваша цель нерешаемая и сложно достижимая.
  2. Важно задумываться о том, насколько ценными были поставленные цели. Возможно, они были продиктованы модой, социумом, влиянием кого-то со стороны. Не исключено, что лично вы не испытываете желания достигать данные цели для своего удовлетворения.
  3. Если все же хотите достичь намеченного, составьте план достижения. Необходимо определиться с ресурсами и продумать шаги к выполнению этапов для достижения цели.
  4. Наметьте себе дату, когда вы планируете достичь определенных результатов. Но нужно подойти к этому вопросу с умом, чтоб еще больше не впасть во фрустрацию в связи с тем, что взвалили на себя непосильную ношу.
  5. Помните о том, что нужно быть терпеливым. Иногда стоит подождать, чтобы достичь желаемого.
  6. Если ощущаете эмоциональную усталость, постоянный стресс, возможно пора сделать перерыв, например, заняться любимым делом или просто отдохнуть, а потом, с новыми силами, вернуться к намеченной цели.

Теперь вы знаете, что в психологии называют фрустрацией. Любого человека постигшая неудача может сломить, поглотив в состояние отчаяния. Поэтому стоит знать, как реагировать на подобные ситуации, хорошо продумывать цели, которые намечаются в ближайшем будущем.

psycho4you.ru

определение, теории и формы, причины возникновения и признаки фрустрированности, способы избавления.

Как часто наши мечты разбиваются о суровую действительность! Опустошение, возникающие в случаях, когда все пошло не по плану знакомо каждому человеку. Расскажем, как называется это явление с точки зрения психологии, и как с ним правильно справляться.

Определение фрустрации

Понятие фрустрации происходит от английского слова «frustration». Которое переводится как крах, крушение надежд.

Фрустрация – это такое особенное психическое состояние, возникающее в случаях, когда человек не смог достичь цели, удовлетворить потребность из-за непреодолимых препятствий, вызванных внешними обстоятельствами или внутренними причинами.

Для возникновения фрустрации должны сложиться следующие факторы:

  • У человека есть потребность, которую он желает удовлетворить.
  • Для реализации потребности сформирован план действий, рассчитан алгоритм поступков.
  • Действия, направленные на получение желаемого, наталкиваются на препятствия – внешние или внутренние.

Состояние, вызванное фрустрацией, зависит от психики человека и может варьироваться от легкой досады до длительных тяжелых страданий. В любом случае человек испытывает только негативные эмоции: гнев, тревогу, отчаяние, раздражение.

Сила и продолжительность фрустрации зависит от двух моментов:

  1. Значимости цели, потребности, которой не получилось достичь для человека. Одно дело – не купить в магазине понравившееся платье, и совсем другое – очередная безуспешная попытка искусственного оплодотворения для женщины. Понятно, что во втором случае переживания станут более глубокими.

  2. Психической стабильности самого человека, его умения искать выход из тупиковых ситуаций и бойцовских качеств.

В описанном состоянии и действия людей могут быть различными:

  • Поиск новых путей достижения значимой цели, обход появившихся проблем.
  • Сохранение имеющихся ресурсов путем изменения целей.
  • Отказ от удовлетворения желания, потребности.

Многие люди испытывают агрессию и направляют ее на действительных или мнимых виновников неудачи, хотя на решение проблемы, это никак повлиять не может и к цели не приведет.

Фрустрация простыми словами

Очень приятно идти по жизни легко, хватая птицу удачи за хвост! Если мы достигаем намеченных результатов, то испытываем чувство радости, полета, одухотворенности.

И, наоборот, при срыве планов наступает гнетущее состояние, которое и понимается как фрустрация. Она по-разному проходит для каждой личности, выявляет уровень выносливости относительно возникающих трудностей, проблем и психической реакции на них.

Сами препятствия объективно бывают двух типов:

  • Легко или не очень просто устранимые. К примеру, нет нужной вещи в одном магазине, поедем искать ее в других.
  • Непреодолимые. Это такие проблемы и трудности, на которые мы не можем повлиять, устранить или минимизировать. Допустим молодой человек долго готовился к поступлению в высшее учебное заведение, занимался с репетиторами, не досыпал ночей, познавая основы науки, а по конкурсу не прошел.

Фрустрация возникает обычно там, где проблемы человек не в силах разрешить самостоятельно и как-то повлиять на исход ситуации. Действительно, если препятствие легкоустранимое, то и переживать не о чем!

Появившееся состояние фрустрации всегда является стрессом для человека, в ряде случаев приводит к депрессии. Но это всегда – психическая напряженность и моральное страдание, степень которого разнится от терпимого до невыносимого.

Как же так, мы мечтали, мы планировали, мы предприняли необходимые действия, а желаемое не получено. Чем больше ресурсов вложено в удовлетворение потребности, тем сильнее разочарование.

При постановке особо значимых, жизненно важных, целей фрустрация может привести к необдуманным поступкам, использованию алкоголя и наркотических веществ. Очень важно сохранить душевное равновесие и либо отказаться от цели на данном этапе, либо искать другие пути ее достижения.

Использование фрустрации в психотерапии

Мы выяснили, что возникновение фрустрации обусловлено наличием непреодолимой преграды (либо мнимого препятствия, которое человеку кажется неустранимым) на пути к реализации желаемого, удовлетворения потребности. Учитывая, что личность испытывает реальные страдания и не может прекратить их самостоятельно, требуется помощь квалифицированного психотерапевта.

Задачей на начальной стадии является определить и сказать клиенту какие же трудности на самом деле являются фатальными, а какие нет. Человек сам не в состоянии это сделать, учитывая стрессовое состояние. Если мы преувеличиваем степень проблемы, то развивается невроз.

Невротическую реакцию на сорванные планы отличают следующие характеристики:

  • Поведение и страхи нерациональны, т.е. не имеют под собой объективной основы. Однако, человек этого не видит. Он искренне полагает, что ничего нельзя поделать, убежден в собственной беспомощности.
  • Регулярность, систематичность повторения негативных реакций. Поскольку проблема не понята, то и поведение не меняется.

Индивид тратит огромное количество энергии на обслуживание своего невроза, но действий по его устранению не предпринимает.

Важно: Коррекцией поведенческих реакций при фрустрации занимается психотерапевт, но никак не психиатр.

Клиент специалиста – это здоровой психически человек, патологий, требующих медикаментозного лечения у него нет. Необъективная оценка ситуации может появиться у каждого из нас, особенно, если речь идет о глубинных потребностях.

Для выявления степени фрустрации клиента в психотерапии используется тест Розенцвейга. Метод включает в себя показ человеку 24 картинок – жизненных ситуаций.

Все события на карточках отражают либо ситуацию обвинения, либо ситуацию препятствия. От того каким образом клиент отреагирует на показанное событие определяется его реакция на возникающие проблемы и умение выйти из них.

После правильной диагностики, психотерапевт при столкновении с фрустрацией, должен помочь человеку в трех вещах:

  • Убедить действовать и планировать в случаях, когда проблема устранима. И не переживать.
  • Смириться с тем, на что в текущий момент повлиять нельзя, отложить до лучших времен. И не переживать.
  • Отличить реальное препятствие от мнимого, существующего лишь в голове клиента.

У человека возникает зависимость от фрустрирующей ситуации и ее необходимо разрушить. Эта зависимость сродни любой другой и мешает нормально жить.

Если психотерапия пройдена успешна, то человек понимает, что:

  1. Фрустрация вызвала у него стойкий невроз, который мешает двигаться дальше.

  2. Это состояние нерациональное, не обусловленное реальными вещами.

  3. Он хочет устранить свой невроз, избавиться от пагубного воздействия на психику.

Признав перечисленные факторы, человек формирует правильные, конструктивные модели поведения, снижающие уровень психической напряженности и дискомфорта.

Примеры из жизни

Чтобы стало понятно, что такое фрустрация, как она может различаться по степени воздействия на человека, приведем два конкретных примера.

Пример 1

Андрей Иванович с нетерпением ожидал просмотра финала чемпионата мира по футболу, куда вышла его любимая команда. Поскольку показ начинался в 17 часов, он заранее, и не без труда отпросился у руководства с работы раньше на два часа с обещанием отработать их в выходной день.

В день финала Андрей находился в приподнятом настроении, в 16 часов он заказал такси и поехал к ближайшему возле дома супермаркету за выпивкой и закуской. На дорогах были пробки, но все сложилось удачно, машина доехала до магазина за 15 минут.

Мужчина приобрел свое любимое пиво «Крюгер», сушеные кальмары, соленый сыр, вяленные креветки и пошел рассчитываться. На кассе была очередь, Андрей заметно нервничал, из маркета удалось выйти только в 16-40. Добежав бегом до квартиры, Андрей Иванович успел раздеться, переобуться в домашние тапочки, накрыть на стол и удобно устроиться в мягком кресле.

В 16:55 он включил телевизор, с удовольствием выпил кружку пива, закусив сочной креветкой, налил второй бокал. На экране появились команды, судья дал отмашку ….и произошло плановое отключение электроэнергии в доме.

Пример 2

Лена – красивая и яркая девушка с высшим образованием, работает экономистом в банке и имеет приличный заработок. Но так сложилось, что к 32 годам она еще не была замужем, хотя очень мечтала о семье, хотела родить малыша.

Однажды у нее сломалась машина прямо на дороге, самостоятельно починить неисправность у девушки не получалось. К счастью, через несколько минут, рядом остановился автомобиль и оттуда вышел «Он», мужчина ее мечты. Так состоялась их первое знакомство.

Молодые люди встречались полгода. Никогда Лена еще не была так счастлива. Казалось, с Игорем они идеально подходит друг другу: они читали одни и те же книги, любили классику, увлекались велоспортом. В сексе также была полная гармония.

Игорь завел речь о свадьбе, говорил, что очень хочет детей. Летом влюбленные собирались в поездку на море. Лена строила далеко идущие планы, подала документы на получение ипотечного кредита, рассчитывая купить квартиру большей площади.

Все рухнуло в один момент, когда домой к девушке пришла … законная супруга Игоря. Как выяснилось, парень уже более пяти лет был женат, в браке родилось двое детей. Оказалось, что Лена не единственная любовница ловеласа. Без выяснения отношений девушка разорвала отношения со ставшим таким родным, но оказавшимся лгуном и предателем, человеком.

Оба наших героя попали в состояние фрустрации. Но последствия для каждого из них будут разными. Несомненно, Андрей расстроился. Но трудности с просмотром футбола могли быть преодолены. К примеру, он мог поехать к друзьям или в спорт-бар и досмотреть хотя бы второй тайм. Даже если бы это не удалось, вряд ли взрослый мужчина стал горевать о пропущенном удовольствии больше двух дней.

Что касается Елены, то ситуация более серьезная. Эмоционально девушка испытывала гнев, досаду, тоску, очень тяжелые страдания. Поменять в отношениях с Игорем она ничего не могла. И не только потому, что он женат, доверять этому человеку больше невозможно. Мечта о семье, ребенке так и осталась мечтой и придется начинать все с нуля, если посчастливиться встретить своего человека.

Теории фрустрации

Тема фрустрации очень популярна в психологии, поскольку это состояние в разной степени испытывает каждый из нас. Именно поэтому она тщательно изучалась основоположниками психологии и их последователями. Закономерно, что точки зрения природы возникновения и выход из фрустрации различны.

Теория Д. Долларда — агрессия

Люди зачастую поступают агрессивно по отношению друг к другу, что приводит к печальным последствиям. Ученые всегда хотели найти первопричину человеческой агрессии, чтобы определить пути ее устранения или минимизации.

Изучению природы агрессии посвящены труды ученых различных отраслей знаний:

  • Биологическая теория полагает, что ген агрессивности заложен в индивиде природой. Поэтому у мужчин, обладающим большим запасом тестостерона и уровень агрессии выше, чем у женщин.
  • Отец психоанализа З.Фрейд обосновывал агрессию тягой человека к саморазрушению, а также неудовлетворенными сексуальными потребностями.
  • Последователи социальной теории полагают, что основы агрессивного поведения формируются в семье.

В психологическом подходе концепция фрустрация-агрессия была выдвинута Д. Доллардом, а далее, доработана Н. Миллером. По их мнению, переживания всегда ведут к агрессии и наоборот.

То есть сама агрессия невозможна без проявлений фрустрации. При этом, чем непреодолимее трудности, чем значимее недостигнутая человеком цель, тем более агрессивным он становится.

При этом, негативная реакция направляется человеком не на травмирующее событие или людей, а в сторону другого человека, чаще всего не причастного к проблеме. Таким образом, выплескивая неудовлетворенность положением дел, человек снимает с себя фрустрационный блок.

Эта теория была раскритикована в поздние периоды, поскольку не всегда гнев является единственной и доминирующей эмоцией при фрустрации. Это могут быть такие эмоции, как: тоска, печаль, раздражение, уныние и другие.

Теория К. Левина, Р. Баркера и Т. Дембо – регрессия

Регресс, в противовес прогрессу — это переход от более зрелой формы развития к менее зрелой. В классической психологии такой регресс происходит у лиц преклонного возраста, эмоции и поступки которых становятся идентичны эмоциям и действиям малолетних детей.

Психологи выдвинули гипотезу о том, что человек, испытавший фрустрацию, откатывается «назад», в предыдущую возрастную группу и таким образом защищается от травмирующего события. Индивид снимает с себя всякую ответственность за происходящие с ним неудачи, закрывается от болезненных ощущений и перестает искать выход из ситуации, «опускает руки».

Теория Н. Майера – фиксация

Ученый считал, что в состоянии фрустрации исчезает целевая ориентация. Человек фиксируется в положении, точке, которой он достиг, не получив желаемого, и целеполагание у него полностью утрачивается. Характерное состояние для такого индивида — затяжная апатия.

Фрустрация по Маслоу

Автор известной пирамиды потребностей считал, что переживания фрустрации обратно пропорциональны этой самой пирамиде. То есть, чем выше уровень потребности, тем сильнее фрустрирующий фактор. Проще говоря, отсутствие назначения на высокооплачиваемую должность станет более травмирующим фактором, чем невозможность купить новую пару обуви.

Формы фрустрации

Формы проявления фрустрирующего поведения у человека прямо связано с вышеобозначенными теориями.

Всего в психологии выделяют 4 формы состояния.

Агрессия («напасть, чтобы захватить»)

Как психологическое состояние на фоне неудач агрессия означает не только прямое нападение, но и враждебность, угрозу. Человека снедает злость, гнев, ярость и ее нужно выплеснуть во вне.

Враждебное поведение может быть:

  • Явным — мы грубим, срываемся, деремся;
  • Скрытым -мы язвим, обвиняем, озлоблены, становимся токсичными людьми.

Случаи проявления агрессии встречаются сплошь и рядом. Когда на работе не удалось вовремя закончить проект и получен выговор от руководства, человек срывается дома на супруге или детях. Последние особенно беззащитны и не могут дать достойный отпор, поэтому часто становятся мишенью.

Агрессия может быть направлена и внутрь себя, тогда мы безудержно занимаемся самокритикой, культивируем чувство вины. Активное самобичевание становится причиной многих тяжелых заболеваний, причем не только психических.

Фиксация (замереть, остановиться)

Пассивная форма реакции на фрустрацию. Фиксация может развиваться по двум типам:

  • Действие по «накатанной», отсутствие движения вперед. Чтобы не происходило человек не пытается менять свои установки и алгоритм действий. Фиксация не враждебна окружающему миру, но и пользы, выгоды не несет.
  • Зацикленность на фрустраторе. Мышление остается без изменений, оно стереотипно. Человек длительное время пережевывает свои страдания, может становиться капризным, обидчивым.

Любой вид фиксации губителен и не позволяет принять меры к исправлению мыслеформ и ситуаций.

Переход в отвлекающие действия

Здесь присутствует стремление «забыться», отвлечься от проблемы. Человек понимает, что удовлетворить имеющуюся потребность в чем-либо он не может, и начинает активно проявлять себя в других сферах.

Например, неудачи в личной жизни провоцируют нас с головой уйти в работу. Провальные проекты в трудовой деятельности, влекут на занятия спортом, к встречам с друзьями, поиску новых хобби.

Регрессия

Под влиянием фрустрации человек становится крайне инфантильным. Он «откатывается» назад в своем развитии. Мотивы деятельности становятся детскими и незрелыми, поиск выхода из ситуации прекращается. Индивид перестает рефлексировать, анализировать причинно-следственные связи. Происходит перемещение сознания на уровень удовлетворения потребностей самого низкого уровня.

Помимо психологических содержаний и проявлений фрустрация отличается у разных людей по продолжительности – от кратких вспышек эмоций до длительной депрессии.

Признаки

Характерные признаки состояния могут долгий период оставаться незамеченными. Даже близкие люди не всегда определят наличие психологической проблемы.

Тем не менее, фрустрация обладает признаками, по которым ее можно распознать:

  • Зацикленность на проблеме. Постоянное обдумывание неудачи мешает сосредоточиться на других важных сферах жизни.
  • Чувство безысходности, выражающееся в тщетном желании оградить себя от фрустратора. Человек понимает, что ему необходимо отвлечься от проблемы, но не в силах это сделать.
  • Постоянное внутреннее чувство тревоги, тоски. Наступает депрессивное состояние, когда весь мир кажется раскрашенным в темные тона.
  • Снижение активности, лень, апатия. Продуктивность труда снижается, все действия выполняются автоматически, «без души». Мотивация отсутствует либо находится на минимальном уровне.
  • Снижается самооценка, усиливается чувство вины, неверие в свои силы.

Люди с низкой способностью к адаптации не могут самостоятельно выйти из неприятного состояния, поэтому, если признаки фрустрации продолжаются длительное время, необходимо обращение к специалисту.

Причины возникновения фрустрированности

Фрустрация возникает тем, где сильная мотивация на удовлетворение потребности наталкивается на препятствие.

Поскольку причиной фрустрации являются препятствия на пути достижения мечты, определим, какими они могут быть:

  1. Социальными, этическими, моральными. Человек руководствуется нормами, господствующими в социуме, либо собственными понятиями о том, что такое хорошо и плохо. Яркий пример – сексуальная неудовлетворенность из-за установки о невозможности вступления в половые отношения до брака.

  2. Физическими, биологическими. Человека заключают под стражу или он ломает ногу. Ограничения не дают возможности реализовать задуманное. Такие фрустрации часто возникают у пожилых людей, которые в силу здоровья не могут совершать необходимые действия.

  3. Психологическими – низкая самооценка, страхи, комплексы. Человек не верит в себя, заранее считает, что его идеи обречены на неудачу.

Помимо этого, причины фрустрации можно классифицировать на внешние и внутренние.

Внешние обстоятельства истекают из неправильного воспитания, наличия конфликтов с другими людьми, неудовлетворенностью своей ролью в обществе.

Внутренние причины связаны с наличием противоречий целеполагания у человека. Например, мы стремимся одновременно удовлетворить две противоречащие друг другу потребности. В любом случае одна из них будет не реализована и возникнет фрустрация.

Как избавиться от фрустрации

Поскольку состояние фрустрации всегда тяжело сказывается на психике человека, то выходить из него нужно обязательно.

Расскажем, как это сделать:

  • Очень важно на первом этапе, почувствовав негативные эмоции (особенно ярость, гнев, депрессию) постараться унять их. Это позволит не совершить глупых, хаотичных действий, которые только усугубят состояние. Достичь этого можно с помощью техник саморегуляции, к примеру, глубоко подышать.
  • Следует хорошо поразмышлять, понять причину неудачи. Если препятствие можно устранить или обойти, то найти другой способ получения желаемого. Если трудности не преодолимы, то следует определить для себя другую цель либо поставить длительные временные рамки для реализации первой.
  • Общение и сравнение. Хорошо помогает справиться с фрустрацией общение с людьми, которым знакомы подобные переживания. Во-первых, понимаешь, что такие же проблемы есть у большинства, во-вторых, люди смогут поделиться опытом и дать верный совет.

При высокой степени адаптивности, индивид быстро справляется с фрустрацией. «Все к лучшему», «Нет худа без добра», «Вселенная лучше знает, что и когда нам дать» — эти выражения рождены не на пустом месте. Если мы что-то не получили, возможно нам это не нужно или еще не пришло время. Когда переживания затягиваются и появляются признаки клинической депрессии, то необходимо обратиться к специалисту, который поможет справиться с ситуацией и начать жить.

psylogik.ru

фрустрация — это… Что такое фрустрация?

   ФРУСТРАЦИЯ (с. 633) (от лат. frustratio — обман, неоправдавшееся ожидание, разочарование) — психическое состояние напряжения, тревоги, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми) на пути к достижению значимых целей.

   Каждый из нас может вспомнить те ощущения, которые он испытал в такой, скажем, обстановке. Яркое рекламное объявление приглашает вас в экзотический круиз или предлагает роскошные апартаменты. Однако с первого взгляда понятно: человеку, который деньги не «делает», а зарабатывает, необходимой суммы не скопить за целый век. Некоторые уже научились держать себя в руках и находить иные радости в жизни. Но у других такая ситуация вызывает бурное негодование, которое легко может излиться на первого встречного.

   Если человек испытывает некоторую потребность (а ее ведь можно и искусственно спровоцировать!), но существует нечто, препятствующее ее удовлетворению, то он теряет душевное равновесие и впадает в раздражение.

   Психологи изучали данное явление с помощью простого эксперимента. Испытуемым объявляли, что им предстоит проверка ловкости и сообразительности. Затем им давалось несложное вроде бы задание: с помощью нескольких приспособлений дотянуться до пирамидки, состоящей из колец, и поэтапно разобрать ее. Единственная трудность состояла в том, что участникам эксперимента запрещалось выходить из очерченного круга. Но именно это затруднение и было непреодолимо: экспериментатор специально очерчивал круг так, что выполнить задание, не нарушив запрета, становилось физически невозможно. Эксперимент показал: большинство испытуемых после долгих безуспешных попыток выходили из себя, принимались кричать и ругаться, а порой экспериментатору приходилось спешно ретироваться, чтобы избежать рукоприкладства.

   Каждый человек не раз становился жертвой похожих обстоятельств. Наиболее уравновешенные люди, как правило, находят в себе достаточно сил, чтобы не выплескивать свое раздражение на окружающих. Однако, загнанное внутрь, оно не исчезает, а продолжает мучить человека, порой довольно долго.

   Сила фрустрации зависит от степени значимости блокируемого поведения и от субъективной близости достижения цели. Возникновение фрустрации не только обусловлено объективной ситуацией, но и зависит от особенностей личности. Неоправданно высокая самооценка и связанный с ней завышенный уровень притязаний неизбежно приводят к столкновению реальных возможностей человека и трудности тех задач, которые он перед собой опрометчиво ставит. Ситуации и состояния фрустрации довольно часто возникают при взаимодействии людей, в том числе в воспитательном процессе. Типичный пример фрустрирующего воздействия — запрет педагога или родительское наказание в форме лишения ребенка чего-либо очень желательного или привлекательного. Частая и длительная фрустрация может привести к негативным изменениям в характере, к возникновению неврозов, закреплению агрессивных форм поведения. Устойчивость к фрустрации связана, в частности, с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности. В то же время она выше у тех людей, которым свойственна высокая степень осознанности и саморегуляции поведения, внутренняя психическая гармония, творческое отношение к жизни.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

psychology.academic.ru

Фрустрация, проявления и выход из состояния фрустрации

Фрустрация – это психическое состояние, для которого характерны такие проявления как неудача, обман, тщетное ожидание, расстройство замыслов. Фрустрация возникает по причине предполагаемой или реальной невозможности удовлетворения потребностей или при несоответствии желаний с имеющимися возможностями. Это явление относят к травмирующим эмоциональным состояниям.

Согласно определению Браун и Фарбер данное состояние выступает результатом условий, при которых ожидаемая реакция затормаживается или предупреждается. Лоусон, интерпретируя эту позицию, отмечает, что фрустрация — это конфликт двух тенденций: цель — реакция. Уотерхауз и Чайльд в противоположность Фарберу и Брауну называют фрустрацией факт помехи, изучая ее влияние на организм.

Фрустрация в психологии – это состояние человека, которое выражается в характерных переживаниях, а также поведении, вызываемое при этом непреодолимыми объективными трудностями, возникшими перед достижением цели или поставленной задачей.

Некоторые ученые относят данное проявление в ранг закономерных явлений, которые вынужденно возникают в жизни личности.

Майер отмечает, что поведение человека выражается двумя потенциалами. Первый —  репертуар поведения, который определяется условиями развития, наследственностью, жизненным опытом. Вторым потенциалом выступают отборочные или избирательные процессы и механизмы, которые подразделяются на возникающие при проявлении фрустрации и действующие при мотивированной деятельности.

Причины возникновения фрустрации

Данное состояние вызывают следующие причины: стрессы, мелкие неудачи, снижающие самооценку и приносящие разочарования. Наличие фрустратора, а именно препятствий служит также причинами возникновения данного состояния. Это лишения, которые могут быть внутренними (нехватка знаний) и внешними (нет денег). Это потери внешние (финансовый крах, потеря близкого) и внутренние (потеря здоровья, работоспособности). Это конфликты внутренние (борьба двух мотивов) и внешние (социальные или с другими людьми). Это препятствия в виде внешних барьеров (нормы, правила, ограничения, законы) и внутренних барьеров (честность, совесть). Частота неудовлетворенной потребности также провоцирует данное состояние у человека и является основной причиной. Многое зависит и от самого человека, а именно как он реагирует на неудачи.

Последствия фрустрации: замещение реального мира миром фантазий и иллюзий, необъяснимая агрессия, комплексы и общий регресс личности. Опасность от этого эмоционального состояния заключается в том, что под ее влиянием человек меняется в худшую сторону. Например, человек желает получить некоторую должность, а ее отдают другому. Крушение планов провоцирует разочарование в себе, подрывает веру в своих профессиональных способностях и способностях общаться с людьми. У человека возникают страхи и сомнения, которые выливаются в немотивированную и нежеланную смену рода деятельности. Пострадавший отгораживаясь от мира, превращается в агрессивного, испытывая при этом недоверие к людям. Часто у индивида рушатся нормальные социальные связи.

Фрустрация накладывает отпечаток на личность, неся как конструктивный (интенсификация усилий) так и деструктивный характер (депрессия, отказ от притязаний).

Формы фрустрации

К формам относят агрессию, замещение, смещение, рационализацию, регрессию, депрессию, фиксацию (стереотипность поведения), интенсификацию усилий.

Неудача приводит к агрессивному поведению. Замещение – это когда неудовлетворенная потребность замещается другой. Смещение выражается в смещении с одной цели на другую. Например, срыв на близких из-за обиды на начальника. Рационализация выражается в поиске положительных моментов в неудаче. Регрессия проявляется в возврате к примитивным формам поведения. Депрессия отмечается угнетенным, подавленным настроением. Фиксация проявляется в усилении активности запретного поведения. Интенсификация усилий отмечается мобилизацией ресурсов для достижения целей.

Признаки фрустрации

Психология под данным явлением понимает напряженное, неприятное состояние, спровоцированное воображаемыми или непреодолимыми трудностями, препятствующими достижению цели, а также удовлетворению потребностей.

В состоянии фрустрации человек испытывает ощущение безвыходности положения и невозможности отмежеваться от происходящего, ему сложно не обращать внимание на происходящее, у него возникает сильное желание выйти из фрустрации, но он не знает, как это сделать.

Состояние фрустрации провоцируют разные ситуации. Это могут быть замечания от других людей, которые человек считает преувеличенными и несправедливыми. Например, это может быть отказ вашего знакомого, к которому вы обратились за помощью или ситуация, когда «из-под носа» ушел автобус, пришли большие счета за оказанные услуги (ремонт авто, лечение и прочее). Данные похожие ситуации способны легко испортить настроение. Но для психологии фрустрация является большим, чем просто неприятности, которые обычно быстро забываются.

Человек в фрустрации переживает отчаяние, разочарование, тревогу, раздражительность. При этом значительно снижается эффективность деятельности. Индивид при отсутствии желаемого результата продолжает вести борьбу, даже если не знает, что для этого делать. Личность сопротивляется, как внешне, так и внутренне. Сопротивление может быть активным и пассивным, а в ситуациях человек проявляет себя, как инфантильная или зрелая личность.

Личность с адаптивным поведением (способная подчиняться, а также приспосабливаться к социальному окружению) продолжает усиливать мотивацию, а также повышает активность для достижения цели.

Неконструктивное поведение, присущее инфантильной личности, обнаруживает себя в агрессии на себя, вовне или в уходе от решения для личности сложной ситуации.

Фрустрация потребностей

А. Маслоу в своих работах отмечает, что удовлетворение потребности провоцирует развитие данного состояния. Основанием к такому утверждению служат следующие факты: после удовлетворения потребностей низкого уровня у индивида возникают в сознании потребности более высокого уровня. До тех пор, пока высокие потребности не возникли в сознании, они не являются источником фрустрации.

Человек, переживающий о насущных проблемах (пропитание и пр.), не способен размышлять о высоких материях. Человек не станет в таком состоянии изучать новые науки, бороться за равные права в обществе, его не станет волновать ситуация в стране, городе, поскольку он озабочен насущными делами. После полного или частичного удовлетворения насущных проблем индивид способен подняться к высоким уровням мотивационной жизни, а значит, его затронут глобальные проблемы (социальные, личностные, интеллектуальные) и он станет цивилизованным человеком.

Люди по своей сути обречены желать именно того, чего у них нет, и по этой причине у них даже не появляются мысли, что их усилия, зачастую, направленные к достижению желаемой цели, бессмысленны. Из этого выходит, что проявление фрустрации неизбежно, поскольку человек обречен к постоянному чувству неудовлетворенности.

Любовная фрустрация

Разрыв отношений способен привести к возникновению любовной фрустрации, которая может усилить любовь к противоположному полу. Одни психологи утверждают, что данное состояние является частым явлением, другие считают, что редким.

Любовная фрустрация появляется после отсутствия желаемого результата ожидаемого от объекта страсти или после расставания с любимым человеком. Проявляется она в неадекватном поведении, агрессии, тревоге, отчаянии, депрессии. Многих интересует вопрос: существует ли такая любовь, позволяющая людям оставаться независимыми друг от друга? Такая любовь существует, но в жизни сильных и зрелых духом людей. Следует принять за должное, что все отношения содержат незначительные элементы зависимости. Лично от вас зависит, заполните ли вы собой всю жизнь другого человека.

Любовная фрустрация не наступит в том случае, если мы тянемся к партнеру от своей силы, а не от своей слабости.

Депривация и фрустрация

Зачастую эти два состояния путают, хотя они различны. Фрустрация наступает из-за неудовлетворённых желаний, а также неудач в достижении поставленных целей.

Депривация происходит из-за отсутствия возможности или самого предмета необходимого для удовлетворения. Однако исследователи фрустрационной и депривационной теории невроза утверждают, что эти два явления имеют общий механизм.

Депривация приводит к фрустрации, в свою очередь фрустрация приводит к агрессии, а агрессия провоцирует тревогу, которая приводит к появлению защитных реакций.

Проблема фрустрации выступает в качестве теоретического обсуждения, а также является предметом экспериментальных исследований, которые проводятся над людьми и животными.

Фрустрация рассматривается в контексте выносливости к жизненным трудностям, а также реакциям на эти трудности.

И. П. Павлов неоднократно отмечал о влиянии трудностей жизни на неблагоприятное состояние головного мозга. Чрезмерные жизненные трудности способны приводить личность, то к депрессии, то к возбуждению. Ученые делят трудности на непреодолимые (раковые заболевания) и преодолимые, требующие огромных усилий.

Для исследователей фрустрации представляют интерес трудности, связанные с непреодолимыми преградами, препятствиями, барьерами, мешающими удовлетворению потребности, решению задачи, достижению цели. Однако не следует непреодолимые трудности сводить к барьерам, блокирующим намеченное действие. Возможно, необходимо в вашем случае проявить твердость характера.

Фрустрация агрессия

Как уже было отмечено, фрустрация провоцирует агрессию, враждебность. Состояние агрессии способно проявляться в прямом нападении или в желании напасть, враждебности. Агрессия характеризуется драчливостью, грубостью или имеет форму скрытого состояния (недоброжелательство, озлобленность). В состоянии агрессии на первое место выходит потеря самоконтроля, неоправданные действия, гнев. Особое место отводится агрессии, направленной против самого себя, которая выражается в самобичевании, самообличении, зачастую в грубом отношении к себе.

Джон Доллард считает, что агрессия это не только возникающие в организме человека эмоции, а больше реакция на фрустацию: преодоление препятствий, мешающих удовлетворить потребности, достичь удовольствия, а также эмоционального равновесия. Согласно его теории агрессия – это следствие фрустрации.

Фрустрация — агрессия всегда базируется на таких понятиях, как агрессия, фрустрация, торможение, замещение.

Агрессия проявляется в намерении навредить другому индивиду своими действиями.

Фрустрация появляется, когда возникает помеха к осуществлению условной реакции. При этом величина данного проявления напрямую зависит от количества попыток, силы мотивации, значительности препятствий, после которых она наступает.

Торможение — это способность ограничивать или сворачивать действия по причине ожидаемых негативных последствий.

Замещение выражается в желании участвовать в агрессивных действиях, которые направлены против другого лица, однако не против источника.

Таким образом, теория фрустрации и агрессии в перефразированном виде звучит так: фрустрация всегда провоцирует агрессию в любой форме, а агрессия выступает результатом фрустрации. Считается, что фрустрация вызывает агрессию напрямую. Фрустрированные личности не всегда прибегают к физическим или вербальным нападкам на других. Зачастую они показывают свой спектр реакций на фрустрацию, выражающихся от уныния и покорности до активных предпосылок преодолеть препятствия.

Например, абитуриент отправил документы в высшие учебные заведения, но их не приняли. Он скорее будет обескуражен, чем впадет в ярость и разозлится. Многие эмпирические исследования подтверждают, что фрустрация не всегда приводит к агрессии. Скорее всего, данное состояние вызывает агрессию у тех личностей, которые привыкли реагировать на аверсивные стимулы (неприятные) агрессивным поведением. Миллер, принимая во внимание все эти рассуждения, одним из первых сформулировал теорию фрустрации – агрессии.

Явление фрустрации порождает разные модели поведения, а агрессия выступает одной из них. Заманчивая и сильная по своему определению фрустрация не всегда провоцирует агрессию. Детальное рассмотрение проблемы не оставляет никаких сомнений о том, что агрессия выступает следствием различных факторов. Агрессия может возникнуть при отсутствии фрустрирующих моментов. Например, действия наемного киллера, который убивает людей, ранее не зная их. Его жертвы просто не смогли бы его фрустрировать. Агрессивные действия такого человека больше объясняются получением вознаграждения за убийства, чем фрустрационными моментами. Или рассмотрим действия пилота, который бомбит позиции врага, убивая при этом мирных жителей. В этом случае агрессивные действия вызваны не фрустрацией, а распоряжениями командования.

Выход из фрустрации

Как найти выход из фрустрации, не став при этом агрессивным или замкнутым человеком? Каждый имеет личные способы приятного времяпрепровождения, что позволяет почувствовать себя полноценным и счастливым человеком.

Обязательно проанализируйте, почему произошла ваша неудача, выявите главную причину. Поработайте над недостатками.

При необходимости обратитесь за помощью к специалистам, которые помогут разобраться в причинах проблемы.

psihomed.com

Фрустрация — что это такое простыми словами? Примеры фрустрации

Фрустрация — что это? Во-первых, существует два типа этого состояния: внутренний и внешний. Внутренняя фрустрация может возникнуть из-за проблем в выполнении личных целей, желаний, инстинктивных побуждений и потребностей или устранения ощущаемых недостатков, таких как отсутствие уверенности или страх перед социальными ситуациями. Конфликт, например, когда у вас есть конкурирующие цели, которые мешают друг другу, также может быть внутренним механизмом фрустрации и может создать когнитивный диссонанс.

Существует несколько способов, при помощи которых люди справляются с фрустрацией. Она может быть выражена в пассивно-агрессивном поведении, гневе или насилии, хотя она может также стимулировать положительные процессы благодаря вспыхнувшим усилиям и стремлениям. Этот широкий диапазон потенциальных результатов затрудняет определение исходной причины разочарования, поскольку ответы могут быть косвенными. Однако более прямой и общий ответ — это склонность к агрессии.

Особенности фрустрации

Фрустрация происходит из-за чувства неопределенности и неуверенности, которое проистекает из ощущения неспособности удовлетворить потребности. Если потребности отдельного человека блокируются, чаще возникают проблемы и состояние неудовлетворения. Когда эти потребности постоянно игнорируются или не удовлетворяются, гнев, депрессия, потеря уверенности в себе, раздражение, агрессия, а иногда и насилие, вероятно, пойдут следом. Потребности могут быть заблокированы двумя разными способами — внутренними и внешними. Внутренняя блокировка происходит в сознании индивидуума из-за отсутствия способности, уверенности, противоречивых целей и желаний и/или страхов. Внешняя блокировка происходит с человеком вне его контроля.

Предрасположенность

Некоторые люди предрасположены к этому чувству, что хорошо индексируется с точки зрения темперамента (расстройства), травм в подростковом возрасте и невротизма во взрослой жизни. Расстройство связано с перцепционными изменениями, включая изменения в восприимчивой привязанности отношений. Фрустрация — это эмоциональное состояние, характеризующееся как злость при осознании своей беспомощности. Его можно считать одним из симптомов неврозов.

Характеристика фрустрации

Фрустрацию можно рассматривать как поведение, которое может иметь ряд последствий, в зависимости от психического здоровья человека. В положительных случаях она будет нарастать до уровня, который слишком велик для того, чтобы человек мог сдерживать ее или терпеть. В негативных случаях индивидуум может воспринимать источник разочарования вне своего контроля, и таким образом, расстройство будет продолжать расти, что в конечном итоге приведет к дальнейшему проблемному поведению (например, к насильственной реакции против мнимых угнетателей или противников). Для того чтобы всего этого избежать, нужно провести диагностику фрустрации.

Наказание и поощрение

Иногда происходит упорный отказ реагировать на новые условия, влияющие на цель, такие как удаление или изменение эмоционального барьера. Как указал Браун, суровое наказание может произвести эффект, абсолютно противоположный желаемому: «Либо фрустрация может производить эффект, противоположный эффекту поощрения, и таким образом препятствовать повторению действия или, действуя как расстраивающий агент, может привести к фиксации и другим симптомам расстройства. Из этого следует, что наказание является опасным инструментом при фрустрации, поскольку оно часто имеет последствия, которые полностью противоположны желаемым». Понятие фрустрации неотделимо от неудовлетворенности и разочарования, а потому наказание здесь бессильно.

Толерантность

Все люди могут испытывать эту эмоцию с одинаковой интенсивностью, ведь некоторые обладают природной толерантностью. Толерантность к фрустрации — что это? Это способность противостоять фрустрации при решении трудных задач. Наличие толерантности с низким уровнем фрустрации связано с явлением гнева, а более высокий уровень толерантности связан с более низкими уровнями гнева и более выраженным упорством в решении трудных задач. Например, ребенок с высокой степенью толерантности может справиться с повторяющимися проблемами и неудачами, не испытывая значительных фрустраций. Фрустрированный человек, в свою очередь, с детства будет испытывать эту эмоцию, даже когда занимается заданиями средней сложности.

Связь с агрессией

Гипотеза фрустрации-агрессии представляет собой теорию агрессии, предложенную Джоном Доллардом, Нилом Миллером, Леонардом Добом, Орвалем Маурером и Робертом Сирсом в 1939 году и далее развитую Нилом Миллером в 1941 году и Леонардом Берковицем в 1969 году. Теория утверждает, что агрессия является результатом блокирования или разочарования усилий человека по достижению цели.

При первом формулировании гипотеза утверждала, что фрустрация всегда предшествует агрессии, а агрессия является верным следствием расстройства. Два года спустя Миллер и Сирс вновь сформулировали гипотезу, чтобы предположить, что, хотя фрустрация — это эмоциональное состояние, характеризующееся как потребность в ответе и утешении, проявление спонтанной агрессии является одним из возможных результатов этой самой фрустрации. Поэтому в переформулированной гипотезе было указано, что, хотя разочарование подсказывает поведение, которое может или не может быть агрессивным, любое агрессивное поведение является результатом эмоции, которой посвящена эта статья, что делает ее недостаточным, но необходимым условием для агрессии.

Причины насилия

Гипотеза пытается объяснить, почему некоторые люди становятся козлами отпущения. Она пытается дать объяснение причин насилия. Согласно Долларду и его коллегам, фрустрация — это «условие, которое существует, когда цель-ответ страдает от вмешательства извне», в то время как агрессия определяется как «действие, целью-ответом которого является повреждение организма (или суррогата организма)». Теория утверждает, что фрустрация вызывает агрессию, но когда источник разочарования не может быть устранен, агрессия переходит на невиновную цель. Например, если человек испытывает неуважение и унижение на своей работе, но не может отреагировать на это, опасаясь потерять работу, он может вернуться домой и рассердиться на свою семью. Эта теория также используется для объяснения беспорядков и революций, которые, как полагают, вызваны более бедными, а потому и более завистливыми слоями общества, которые могут выразить свое разочарование и гнев посредством насилия.

Критика

Поскольку, по мнению вышеупомянутых ученых, фрустрация в психологии — это лишь предтеча агрессии, их взгляды всегда подвергались беспощадной критике. В то время как некоторые исследователи критиковали гипотезу и предлагали смягчающие факторы между фрустрацией и агрессией, несколько эмпирических исследований смогли подтвердить эту теорию. В 1989 году Берковиц расширил гипотезу, предположив, что негативные аффекты и личные атрибуты играют важную роль в том, что фрустрация подталкивает к агрессивному поведению.

История

Сама гипотеза возникла в 1939 году в виде монографии, опубликованной Институтом человеческих отношений Йельского университета. Йельскими психологами, стоявшими за монографией, были Джон Доллард, Леонард Дуб, Нил Миллер, О. М. Моурер и Роберт Сирс. Книга основана на многих исследованиях, проведенных группой, которая затрагивала множество дисциплин, включая психологию, антропологию и социологию. Марксизм, психоанализ и бихевиоризм были использованы группой Йельского университета во время их исследований. Их работа «Разочарование и агрессия» вскоре получила подтвержденные данные для объяснения теорий агрессивного поведения. Их теория применима не только к людям, но и к животным. Книга вызвала разногласия по этому вопросу, в результате чего более 7-ми статей критиковали новую теорию. Некоторые ученые и практикующие психологи утверждали, что фрустрация — это вовсе не то, что было описано в книге. Многие социологи отказались от довольно строгого определения этой эмоции, а также того, как концепция фрустрации определяется сама по себе. К 1941 году Йельская группа изменила свою теорию после многочисленной критики и исследований, опубликованных другими психологами. Впоследствии многие пионеры в мире социальных наук модифицировали и довели свои знания до первоначальной теории.

В 1989 году Берковиц опубликовал статью «Гипотеза разочарования-агрессии: экзамен и реформация», в которой рассказывалось о несостоятельности эмпирических исследований, направленных на проверку гипотезы, а также на ее критику. Новая книга была дополнена многочисленными примерами фрустрации.

Берковиц предложил модификацию гипотезы, которая учитывала бы отрицательный аффект и индивидуальные характеристики каждого человека. Совсем недавно Брейер и Элсон опубликовали всеобъемлющий обзор теории фрустрации-агрессии. Авторы заявили, что, несмотря на достаточное количество эмпирических исследований, в которых исследуется связь между расстройством и агрессивным поведением, наблюдается снижение числа исследований, которые конкретно относятся к этой теории. Брейер и Элсон предлагают использовать гипотезу фрустрации-агрессии как теоретическую основу для литературы по агрессии и утверждают, что эта теория может иметь новые приложения для других областей, таких как медиапсихология.

С точки зрения нейрофизиологии

Некоторые исследования показали, что разочаровывающие и одинаково опасные события могут вызвать чувство агрессии. Это основано на том, что одна из наших нейронных систем отвечает за выполнение основных ответов на угрозу. Так получилось, что один из основных ответов этой системы — агрессия. Сигнал, посылающий эту эмоцию, следует от миндалины до гипоталамуса и, наконец, приходит к периакустическому серому веществу. Более детальные исследования показывают, что, когда кто-то находится под угрозой или расстроен некоторыми раздражителями, части нашей лобной коры, например орбитальная, медиальная и вентролатеральная лобная кора, работают в тандеме с нашей системой ответа на угрозу, располагающейся в амигдале-гипоталамусе. Проще говоря, угрожающие события генерируют больше вариантов действия в лобных областях коры головного мозга, которые затем передаются на амигдал-гипоталамус. Именно в этой базовой системе реагирования на угрозы принимается решение о том, какой ответ следует принимать, и основывается на информации, полученной от областей лобной коры.

Как уже упоминалось, существуют разные степени и ответы, которые могут иметь место у животного в результате фрустрирующего события. Это не мешает работать основным схемам на уровне нейронов и просто означает, что определенные стимулы генерируют больше возможностей действия, чем другие, и следовательно, генерируют также и более сильные реакции. Именно по этой причине животные изображают иерархию ответов в начале расстраивающего события. Например, когда воспринимаются низкие уровни опасности, система реагирования на угрозы вызывает оцепенение у животного. Более близкие объекты угрозы порождают акт бегства из своего окружения, и наконец, когда источник угрозы настолько близок, что побег больше не является вариантом, система схем угроз будет вызывать реактивную агрессию у животного. Это означает, что чем сильнее нас задевает раздражающий стимул, тем выше вероятность того, что наши основные системы реагирования будут активированы и, таким образом, приведут к определенному поведению соответственно.

Кроме того, некоторые исследования показали, что люди с повышенной восприимчивостью к расстройствам показали большую активность в этих участках мозга (амигдал-гипоталамус) в ответ на фрустрирующие события по сравнению с теми, у кого меньше восприимчивости. Это исследование показывает, что люди, которые легче расстраиваются, чем другие, проявляют большую активность в лобной коре в связи с активностью амигдало-гипоталамуса — системы, которая заставляет нас действовать агрессивно, учитывая достаточно сильный стимул. И только опытный психолог поймет, что это фрустрация, а не банальная злость или ярость.

Дальнейшие исследования

В одном из исследований Уильямса было изучено влияние раздражения и разочарования в игре и оценивалось, как эти факторы связаны с личностной агрессией. В его исследовании были собраны данные о 150 студентах мужского колледжа. Исследование состояло из двух фаз. Первая фаза длилась 45 минут и подразумевала работу в большой группе. На этом этапе участникам было предложено заполнить серию вопросников, в которых оценивались их игровые привычки и агрессия. Второй этап состоял из сеанса «один на один» с каждым участником. На этом этапе участники играли в видеоигры и были привязаны к одному из четырех условий:

  1. С жестоким контентом в режиме низкой/средней сложности.
  2. С жестоким контентом в режиме постоянной фрустрации (высокая сложность).
  3. С ненасильственным содержанием в легком режиме сложности.
  4. С ненасильственным содержанием в режиме постоянно фрустрации, т. е. на высоком уровне сложности.

В рамках поддержания максимально фрустрирующих условий участники были проинформированы о том, что их баллы будут сопоставляться с другими участниками и что более высокая производительность будет вознаграждена подарочной картой в размере 100 долларов США. Затем участники заполнили анкету, аналогичную первой. В конечном итоге это исследование показало, что воздействие жестокого контента повлияло на агрессивные реакции участников при игре в видеоигры. Психолог также обнаружил, что общие примеры фрустрации от геймплея были столь же впечатляющими, как и от агрессивных реакций других участников. Современная геймерская культура потому и является прекрасной возможностью для людей собраться вместе, поиграть во что-нибудь и выплеснуть накопившиеся эмоции.

Заключение

Уровень фрустрации сильно зависит не только от окружающих условий и объективных событий, но и от индивидуальных особенностей каждого отдельно взятого человека. На это влияют темперамент, воспитание, психическое здоровье и другие как врожденные, так и приобретенные качества. Тип фрустрации также зависит от этих факторов и не может быть объяснен исключительно внешними событиями.

psychbook.ru

что это такое, определение, причины и как справиться

В идеале хочется научиться смотреть на неудачи с оптимизмом, а из поражений извлекать только полезный опыт. Но здесь, в этой реальности несбывшиеся ожидания оставляют совсем другие эмоции: разочарование, раздражение, злость. Психологи называют это состояние красивым, но непонятным словом – фрустрация. А мы рассказываем: как проявляется фрустрация и что с этим делать.

Что такое фрустрация

Фрустрация — это эмоциональное состояние, которое возникает в связи с реальной или мнимой невозможностью удовлетворить собственные желания и характеризуется переживанием целого ряда негативных эмоций. Это абсолютно нормальная реакция на ситуацию, когда что-то идет вопреки нашим ожиданиям. В ней нет ничего плохого. Проблемы начинаются там, где первичные эмоции раздражения, агрессии, злости постепенно сменяются страхом, паникой, обесцениванием и приводят к чрезмерному внутреннему напряжению, беспокойству, заниженной самооценке.

Фрустрация в психологии относится к эмоционально травмирующим состояниям. Оно не ограничивается одной-двумя негативными эмоциями – человек переживает весь спектр негатива. Длительное пребывание в этом состоянии вызывает дискомфорт, недовольство собой. Затяжная фрустрация может привести к серьезным личностным проблемам: депрессии, неврозу, перееданию, изменению характера, а также спровоцировать агрессивное или девиантное поведение.

О том, что человек находится в фрустрирующей ситуации, говорят два главных признака: сильная мотивированность достичь цели и мешающие этому препятствия. С фрустрацией сталкивался каждый, кто хоть раз в жизни переживал по поводу «тщетных ожиданий» (так переводится с латинского слово «Frustratio»). Неважно, относятся трудности к категории реальных или выдуманных, преодолимых или непреодолимых, главное – научиться грамотно справляться с этим состоянием.

Фрустрация: психология понятия, причины и классификация

Долгое время термин использовался в обиходном языке для обозначения самых разных явлений. Философы и психологи не могли прийти к единому мнению: фрустрация – что это? Независимый предмет изучения или часть общей теории поведения? Серьезный интерес к фрустрации как одной из сложных жизненных проблем возник после публикаций работ З. Фрейда. Для Фрейда понятия «неоправданных ожиданий», «обмана» относились, прежде всего, к невозможности получить удовлетворение в сексе. Позже появилось несколько теорий о природе этого состояния, а термин начали применять ко всем сферам жизни.

По мнению большинства исследователей, фрустрация должны изучаться в контексте более широкой проблемы: психологической выносливости по отношению к проблемным ситуациям. Еще одна неясность касалась того, к чему относить термин «фрустрация» – к внешним преградам или внутриличностному конфликту. В некоторых публикациях внешние барьеры называют фрустраторами и разделяют:

  • Психологические (страх, неуверенность, некомпетентность).
  • Биологические (болезнь, старость).
  • Физические (арест, недостаточное количество денег).
  • Социологические (законы, нормы морали).

Фрустрационные состояния различаются по своему психологическому содержанию и по длительности. Фрустрация как психическое состояние бывает:

  • Типичная для конкретного человека характеристика личности.
  • Нетипичная, но провоцирующая изменение характера.
  • Ситуационная или эпизодическая (конфликт, потеря, утрата близкого).

На силу фрустрации заметно влияет значимость цели. Одно дело – разочароваться после покупки бракованной вещи, другое – впасть в отчаяние после отказа в приеме на работу. Но разрушительные последствия затяжной фрустрация не проявляются одномоментно. Обычно им предшествуют несколько показательных этапов:

  1. Накопленное неудовлетворение после череды неудач.
  2. Эмоциональная возбудимость как личностная особенность.
  3. Особенности личности (завышенная самооценка, высокий уровень притязаний), привычка получать все и сразу.
  4. Этап на пути к цели (чем ближе к финалу, тем сильнее разочарование).

Теория фрустрации имеет несколько академических трактовок. Наиболее цитируемыми авторитетами признаны Н. Д. Левитов, Л. Майер, Дж. Доллард. Самой завершенной и всесторонней считается «эвристическая» теория Розенцвейга.

Фрустрация: определение толерантности по тесту Розенцвейга

Можно сказать, что фрустрация проявляется тогда, когда человек не получает, чего хочет. Но в аналогичных ситуациях одни люди выбирают мобилизацию и прорыв, другие – смирение с поражением. Подобная реакция зависит от степени фрустрации, темперамента, личных качеств и опыта человека, уровня притязаний, согласия/несогласия с нормами или законами, внутренней идеологией.

Большое значение также имеют внутренние ресурсы (психологические, эмоциональные, интеллектуальные), которые дают силы пережить сложившуюся ситуацию, переключаться на другие дела. Мудрые, психологически гибкие люди способны проанализировать ситуацию, вынести напряжение, но не отказываться от намеченной цели. Даже в безвыходных ситуациях люди с высоким уровнем ресурсов умеют адаптироваться к новым обстоятельствам, не скатываясь в агрессию и обесценивание.

Люди с низким уровнем ресурсов фанатично стремятся к достижению цели, из-за чего часто впадают в зависимость от своих желаний или амбиций. Они не умеют перестраиваться на пути к цели, а, зачастую, забывают, ради чего вообще ставилась цель. Самое интересное, что они даже не всегда четко осознают свои желания. Но в любой ситуации слишком остро реагируют на невозможность получить то, чего ожидали, переживают более неприятные эмоции, чем агрессия (страх, тревожность, апатия).

Чтобы описать степень устойчивости (ресурсности) человека в обстоятельствах, когда он готов согласиться не меньшее, американский психотерапевт Саул Розенцвейг ввел понятие толерантности к фрустрации.

Фрустрационная толерантность – это некая пороговая величина напряжения, после которой человек перестает сопротивляться обстоятельствам и опускает руки. Толерантность сравнивается с мышцей, сила которой состоит из двух компонентов:

  • Первый – это механизм самоуспокоения, который запускается в мозге при стрессе и не позволяет человеку впасть в аффект.
  • Второй – это способность сдерживать импульс раздражения, который возникает при желании получить все и сразу, и в случае неудачи перерастает в агрессию или ярость.

При урегулированной работе двух компонентов фрустрация не достигает травматичного уровня, а толерантность повышается. Одна из задач психотерапевта – как раз «накачать» мышцу толерантности: повысить ресурсность клиента и, как следствие, повысить его психологическую выносливость.

Тест Розенцвейга

Чтобы определить уровень фрустрационной толерантности психотерапевты используют специальную методику тестирования Розенцвейга. Рисуночный тест предназначен для исследования реакций клиента на неудачу. Изображения достаточно однообразны по характеру и рассчитаны на короткие и максимально четкие ответы. Разработаны детские варианты методики (до 15 лет). Взрослая версия используется с возраста старше 15 лет.

Тест состоит из 24 иллюстраций: на 16 изображены ситуации с препятствиями, на 8 отражены ситуации, в которых тестируемого в чем-то обвиняют. Все изображения связаны между собой тематически и показываются в определенной последовательности. На каждой картинке есть несколько персонажей: над одним описывается суть проблемной ситуации, над другим нарисован пустой квадрат. Тестируемый должен озвучить реакцию персонажа под пустым квадратом.

Когда тестирование окончено, терапевт анализирует ответы, определяет направленность и силу агрессии. По результатам обработки теста у клиента определяется один из трех типов реагирования:

  • Экстрапунитивный (защитный, внешне обвиняющий) сопровождается желанием обвинить в неудачах внешние препятствия или других людей.
  • Интрапунитивный (самообвиняющий) сопровождается самообвинением, угрызениями совести, чувством единоличной вины.
  • Импунитивный никого не винит, не высказывает неудовольствия себе или другим, а случившееся воспринимает как полученный опыт.

Типы фрустрационного поведения

Различают позитивные и негативные реакции на фрустрацию. Позитивная сопровождает наиболее «здоровое» и целесообразное психическое состояние, когда человек не падает духом, а анализирует причины, находит конструктивные пути разрешения ситуации, пробует применить их в деле. Положительно реагирующий человек рассматривает случившееся как возможность, а возникающую энергию агрессии направляет на преодоление препятствий, научные или творческие открытия.

Отрицательные реакции всегда деструктивны, но более разнообразны:

  • Агрессия направлена на другого человека или объект. Этот самый распространенный вид реакции часто начинается с конфликтной ситуации, играющей роль внешнего стимула. Проявляется словесными или физическими нападками, недоброжелательством, озлобленностью. Как правило, сопровождается аффективным переживанием гнева, потерей самоконтроля.
  • Аутоагрессия всегда направлена внутрь себя. В подобном состоянии человек обвиняет себя во всех проблемах, вызывая чувство вины. Результатом могут быть чувство подавленности, тревожности или саморазрушительное поведение, которое не обязательно проявляется в нанесении себе увечий. Бессознательно оно может проявляться в неосторожном вождении, отказе от медицинского лечения, нездоровых привычках.
  • Отступление или уход от неприятной ситуации обычно сопровождаются какой-то компенсацией. Это может быть подавление своих желаний, оправдание своего поведения или уход в фантазии по поводу невозможного. Некоторые уходят в обесценивание, уговаривая себя фразами вроде «не очень-то и хотелось». Активная форма отступления сопровождается уходом в деятельность, которая помогает отвлечься, забыться.
  • Регрессия сопровождается возвращением к примитивным или инфантильным формам поведения. То есть это противоположность прогрессу, откат к более ранней стадии психологического развития. Возврат происходит на уровне мышления, эмоциональных реакций, поведения и структуры отношений. Регрессивная реакция встречается и во взрослой жизни, но чаще наблюдается у маленьких детей, подростков. Например, после неудачной попытки пожить отдельно, подросток принимает решение снова жить вместе с родителями.
  • Фиксация наступает тогда, когда человек теряет цель в жизни. Поведение становится бесцельным, стереотипным, а поступки – повторяющимися.
  • Двигательное возбуждение проявляется беспорядочными движениями, чрезмерной бессмысленной активностью.
  • Апатия характеризуется безучастностью, пассивностью, отсутствием интереса к жизни. Довольно часто апатия считается признаком других нервных расстройств: депрессии, заболеваний вегетативной нервной системы.

Как справиться с фрустрацией

Избежать фрустрации невозможно – это генетически заложенная в психике реакция. Но можно подготовиться заранее, чтобы выход из этого состояния оказался не таким болезненным.

Выяснить личный уровень фрустрированности

Иногда чтобы обозначить для себя проблему достаточно найти и прочитать несколько источников по теме. Чтобы понять, не вышло ли состояние за рамки допустимых границ, можно задать себе несколько дополнительных вопросов:

  1. Я часто раздражаюсь.
  2. Я постоянно сожалею о своих поступках или о своем бездействии.
  3. Со мной постоянно происходят неприятности.
  4. Виновником своих неудач я считаю обстоятельства или других людей.
  5. У меня есть вредные привычки (я курю, пью слишком много алкоголя, переедаю).
  6. Я часто теряю контроль на работе, дома, а разговорах с родными.
  7. Я считаю, что никому не нужен.
  8. Я уверен в собственной бесполезности.
  9. У меня слишком мало (или совсем нет) друзей.
  10. У меня долгое время нет постоянного партнера.
  11. Мои отношения меня не удовлетворяют.
  12. Меня ничего не интересует.
  13. Я отказался от саморазвития.
  14. Я слишком агрессивно реагирую на критику.
  15. Я завидую успехам других людей.
  16. Я привык отказываться от того, чего сильно хочу.

Чем больше ответов «да» вы назовете, тем выше уровень фрустрированности.

Определить триггеры фрустрации

Потратьте некоторое время на наблюдение и размышления о возможных источниках своего состояния. Вспомните неприятные ситуации, слова родных или коллег, которые казались вам несправедливыми, обидными. Постарайтесь понять, где находится основной источник фрустрации:

  • Базовые потребности: неумение составить режим дня и правильное питание, неспособность заработать достаточно денег, недовольство своей фигурой.
  • Социальные потребности: неумение дружить, взаимодействовать с социумом, сильная критика со стороны окружающих, отсутствие карьерного роста.
  • Потребности в любви и отношениях: нехватка любви и внимания партнера, неумение заводить доверительные отношения, привычка менять партнеров или жить в одиночестве.
  • Сексуальные потребности: недостаток сексуального удовлетворения, скованность, неумение обозначить свои желания и понять желания партнера.
  • Потребности в саморазвитии: невозможность реализоваться на работе или в творчестве, обедненная духовная сфера.

Так вы сможете определить ту сферу жизни, которую предстоит проработать в первую очередь.

Выявить свои иррациональные убеждения

Иррациональные убеждения не просто портят настроение, но лишают жизненных сил. Они появляются вследствие негативной интерпретации событий и обычно начинаются словами:

  • Я должен.
  • Я обязан/они обязаны.
  • Я знаю как лучше.
  • Это невыносимо.
  • Я ненавижу/не терплю/не могу/не выношу.
  • Я всегда прав.
  • Это ужасно.
  • Я всегда/я никогда.

Для диагностики наличия и выраженности иррациональных убеждений разработаны разные тесты и методики. Они помогают оценить уровень устойчивости к барьерам-фрустраторам, показатели катастрофизации и долженствования.

Повысить фрустрационную толерантность

Фрустрация случается каждый раз, когда наши ожидания не совпадают с действительностью. Конечно, отказаться от мечты невозможно. Зато можно культивировать и развивать ту субличность, которую Эрик Берн называл «внутренним Взрослым».

Отказаться от завышенных ожиданий. Люди часто разочаровываются, когда ждут слишком многого от себя или других. В результате чувствуют себя обманутыми или обделенными. Чтобы этого не произошло, не стоит увлекаться глобальными планами или жить иллюзиями. И не зацикливаться на своем разочаровании, чтобы не усугубить состояние. Ведь иногда реальность намного интереснее фантазий.

Практиковать принятие. Это не путь пассивной покорности, не способ смириться с любыми неудачами. Практика осознанности предполагает работу над собой, самосовершенствование, усиление веры в свои силы. Она помогает принять реальность такой, какая она есть, не разочаровываясь по поводу несоответствия нашим ожиданиям.

Добавить самоиронии. Самоирония всегда спасает в ситуациях, когда кто-то наступает на больную мозоль или нелестно отзывается о наших достижениях. Но лучше всего она помогает, когда мы критикуем сами себя. Так что в порядке самопомощи для укрепления веры в себя можно добавить здорового скепсиса. Но без самоуничижения. Оно так же неприятно.

Понять, когда обращаться к психотерапевту

Если есть сомнения – сходить или не сходить, лучше сходить. Психотерапевт поможет развеять сомнения или подскажет метод самоанализа, который можно будет применить самостоятельно. Отношение к психотерапии за последнее время изменилось. Многие все чаще (и все легче) записываются на прием, если считают, что могут получить пользу от работы с психотерапевтом. Если есть возможность выговориться, выплакаться, услышать работающий совет – почему нет?

При всех нерадостных последствиях фрустрация считается признаком высокого интеллекта, потому что помогает хорошенько разозлиться и все-таки добраться до цели. Поэтому в следующий раз постарайтесь использовать его как инструмент для получения нового опыта. Конечно, предвидеть все наперед невозможно. Но, по крайней мере, мы знаем, когда начинать справляться с фрустрацией самому, а когда обращаться за помощью к психотерапевту.

wikigrowth.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *