Что такое гениальность и талант: Чем отличается талант от гениальности

Содержание

Гении и таланты. В чём разница? | Дом и семья

В то время как талант наоборот подразумевает собой отклонение в пользу эмоций, но часто в сочетании с низким интеллектом, и означает выдающиеся природные способности, необычайную одарённость, позволяющую человеку наиболее успешно справляться с той или иной деятельностью. Неслучайно талантливые люди медленно решают интеллектуальные задачи, зато качественно справляются с творческой или физической работой. А гении открывают новые теории и законы, создают бессмертные произведения искусства, но часто не могут работать в стандартных нормативных условиях, а также непрактичны в быту. В СМИ множество публикаций о талантливых звёздах, которые плохо учились, среди которых Аль Пачино, Джим Керри, Джонни Депп, Марлон Брандо, Мадонна, Марк Уолберг, Никита Михалков, Андрей Тарковский, Стэнли Кубрик, Александр Абдулов, Николай Фоменко, Олег Газманов, Стивен Спилберг, Дэниел Редклифф, Райан Гослинг, Кэмерон Диаз, Рэйчел Вайс, Питер Джексон, Кристен Стюарт и многие другие.

Между уровнем развития интеллекта и скоростью работы (производительностью труда) есть прямая связь. Практически у всех гениальных людей, оставивших след в истории, бесчисленное количество работ. Винсент Ван Гог написал более двух тысяч картин и рисунков, Александр Пушкин написал около 800 стихов, Вольфганг Моцарт сочинил более 600 произведений, авторству Пабло Пикассо принадлежат десятки тысяч работ, Сергей Есенин написал свыше 400 стихотворений…

Сумасшедшему гению дано создать всего одно гениальное произведение искусства или совершить одно гениальное научное открытие. Это происходит в начальной стадии развития шизофрении или при первой гипомании в биполярном аффективном расстройстве, когда происходит интеллектуальный и эмоциональный подъём.

Ещё Карл Ясперс утверждал, что гений создает лучшие произведения в начальный период шизофрении, когда распадающееся сознание открывает невероятные глубины. После чего идет полоса распада.

Джон Нэш, страдавший шизофренией, получил номинацию на Нобелевскую премию за диссертацию по теории игр (1949), которую написал как раз на волне развивающейся шизофрении, и победил в ней, а Ван Гог, который, как утверждают, страдал биполярным расстройством, всему миру известен по картине «Подсолнухи». Во время развития болезни происходит подъём эмоционального интеллекта, что и позволяет создать гению нечто из ряда вон выходящее. Именно болезнь способствует проявлению гениальности, но потом происходит инвалидизирующий психоз, после чего по объективным причинам ничего гениального создать невозможно: нарушаются эмоционально-волевая сфера, мышление, внимание.

В то же время неправильно называть всех гениев сумасшедшими. Есть среди них психически здоровые, и их немало (например, выше упомянутые Александр Пушкин, Пабло Пикассо, а в современном мире можно упомянуть Ханса Циммера, Григория Перельмана, Эннио Морриконе, Стивена Хокинга и Стивена Кинга). И в отличие от сумасшедших гениев, они не ограничены количеством гениальных, то есть оригинальных и при этом долговечных работ.

Неправильно также утверждать, что талантливый человек талантлив во всём. Как правило, талантливая личность проявляет себя в смежных с основной деятельностью областях: киноактёры продюсируют, пишут сценарии и ставят фильмы, а музыканты поют, пишут стихи и сочиняют музыку. При этом большинству талантов характерна узкая направленность. Так, например, актёры бывают комедийными, драматическими или актёрами боевиков. В то время как большинству гениев наоборот характерна универсальность, но проявить себя они могут почти всегда лишь в одном виде деятельности.

Ван Гог был уволен из парижской художественной фирмы, в которой он работал, после чего не мог найти постоянную работу учителем в Англии. Джон Нэш по словам современников был ужасным преподавателем. Кроме того, он был уволен в 1954-м году из корпорации RAND. Был уволен и выдающийся физик Лев Ландау (из Харьковского механико-машиностроительного института). Альберт Эйнштейн вплоть до весны 1902-го года не мог найти постоянное место работы, а среди условий, которые он поставил Милевой Марич для замужества, были: забота об одежде, постели, еде и принятие отказа от проявления каких-либо чувств.

Вряд ли возможно привести ни одного примера талантливого человека, который добился выдающихся успехов в науке. Равно как невозможно вспомнить ни одного гениального актёра или кинорежиссёра. Практически все выдающиеся кинорежиссёры сами пишут сценарии, продюсируют и иногда монтируют кино. Кристофер Нолан проявил себя как режиссёр, сценарист, продюсер, оператор и монтажёр. Андрей Тарковский как режиссер, сценарист, актер, монтажер, художник. Никита Михалков как режиссёр, актёр, продюсер, сценарист. Столь разносторонняя работоспособность в сочетании с ограниченным направлением в творчестве (у Нолана — триллеры и детективы, у Тарковского с Михалковым — драмы) может быть только у талантливых людей.

Поскольку талант, как и гений — это отклонение от нормы, талантливые личности зачастую также обладают проблемами со здоровьем. Наиболее известные примеры больных талантов: у Владимира Высоцкого были проблемы с почками и сердцем, один из братьев Вачовски сменил пол, Том Круз и Киану Ривз — дислексики, Брэд Питт страдает прозопагнозией, Кэтрин Зета-Джонс страдает биполярным аффективным расстройством второго типа. Авторы проекта «Россия 2045», проанализировав биографии людей из списков Forbes, пришли к выводу, что большинство из них имеют проблемы со здоровьем.

Большинство гениев холодные. Об этом писал ещё Ломброзо. А таланты — напротив, горячие. Работа гения технически значительно проще работы таланта. Талант часто передаётся по наследству. В то время как гениальность не передаётся по наследству никогда. Таким образом, не следует путать гениальность с талантом. Талант не входит в гениальность и тем более это не одно и то же.

Гениальный талант | Cтепени дара творчества: VIKENT.RU

«Для обозначения различных степеней дара творчества употребляются большею частию два слова: талант и гений. Под первым разумеется низшая, под вторым — высшая степень способности творить. Но такое разделение довольно неопределённо: оно не даёт меры (критериума) для определения высоты художественной силы.

Правда, талант и гений отличаются друг от друга тем, что первый ниже второго, а второй выше первого; но чем же именно ниже или выше – вот вопрос!

Одно из главнейших качеств гения есть оригинальность и самобытность, потом всеобщность и глубина его идей и идеалов и, наконец, историческое влияние их на эпоху, в которую он живёт.

Гений всегда открывает своими творениями новый, никому до него не известный, никем не подозреваемый мир действительности.

Толпа живёт и движется, но бессознательно; переживши известный исторический момент и уже нося в самой себе все элементы нового существования, она тем упорнее держится форм старого. Является гений — и возвещает людям новую жизнь, начала которой они уже носили в себе и корень которой скрывался уже в самом прошедшем. Но толпа не признаёт своего участия в деле гения; дико и враждебно смотрит она на новый мир мысли и формы, открывающийся в его творениях, и только немногие берут его сторону, и только новые поколения упрочивают за ним победу. Имя гения — миллион, потому что в груди своей носит он страдания, радости, надежды и стремления миллионов. И вот в чём заключается всеобщность его идей и идеалов: они касаются всех, они всем нужны, они существуют не для избранных, не для того или другого сословия, но для целого народа, а через него и для всего человечества.

Частность и исключительность, напротив, есть достояние таланта, — и потому бывают таланты, произведения которых нравятся или только весёлым и счастливым, или только меланхоликам и несчастным, или только образованным классам общества, или только низшим слоям его, и т. д. Есть люди, которые нечаянно открывали в себе талант через какой-нибудь внешний и случайный толчок:  один оттого, что ослеп, другой оттого, что лишился любимой им женщины, третий оттого, что пострадал за правое дело или за преступление, в котором был невинен, и т. д. Без этих случайностей все эти люди никогда не сделались бы поэтами. Естественно, что каждый из них поёт на один и тот же лад и всегда одно и то же и потому нравится только людям, которые одинаково с ним настроены и находят в его произведениях отголоски своих личных ощущений или применения к обстоятельствам своей жизни.

Отсутствие оригинальности и самобытности всегда есть характеристический признак таланта: он живет не своею, а чужою жизнию, его вдохновение есть не что иное, как «пленной мысли раздраженье» — мысли, захваченной у гения или подслушанной у самой толпы.

Талант не управляет толпою, а льстит ей не утверждает даже новой моды, а идет за модою; куда дует ветер, туда и стремится он. Поди он против — и его сейчас забудут, а этого-то он и боится больше всего на свете. Иногда он кажется оригинальным и, в свою очередь, порождает толпу подражателей; но эта оригинальность тотчас исчезает, как скоро привыкнут и приглядятся к ней, и оказывается или результатом чуждого влияния, или проявлением дурного вкуса эпохи; а толпа подражателей доказывает только то, что и талант имеет, степени, и менее талантливые подражают более талантливому.

Очевидно, что гений и талант суть только крайние степени, противоположные полюсы творческой силы и что между ними должно быть что-нибудь среднее. В самом деле, иначе мир искусства был бы очень скуден, состоя из одних гениальных творений, окруженных развалинами эфемерных произведений таланта. Напротив, во всех сферах человеческой деятельности история сохранила имена людей, которые не были гениями, не были полномочными властелинами своего времени, но тем не менее имели на него свое действительное влияние, и потому заняли хотя и второстепенные, но почётные места в благодарной памяти потомства.

В сфере искусства таких людей называют большими или великими талантами в отличие от гениев и от обыкновенных талантов. Но это название довольно неопределенно. Мы думаем, к таким людям лучше бы шло название гениальных талантов, как выражающее и их сродство с гением и с талантом, и ту средину, которую они занимают между тем и другим.

Но слова ничего не значат, если не выражают идеи, доказывающей их необходимость и действительность. И потому мы должны оправдать употребленное нами выражение — «гениального таланта», показавши его отношение к «гению» и «таланту». Гениальный талант отличается от обыкновенного таланта тем, что, подобно гению, живет собственною жизнию, творит свободно, а не подражательно и на свои творения налагает печать оригинальности и самобытности со стороны как содержания, так и формы. От гения же он отличается объёмом своего содержания, которое у него бывает менее обще и более частно. И потому гений есть полный властелин своего времени, которое носит на  себе его имя, — тогда как влияние гениального таланта, как бы оно ни было сильно, всегда простирается только на одну какую-нибудь сторону искусства и жизни.

Другими словами: гений захватывает и наполняет собою целую область современной ему действительности/гениальный талант — один уголок её. Что в гении составляет полноту его существования, то в гениальном таланте есть, бы отблеск гения.

Но сходное и общее между ними, несмотря всю огромность разделяющего их пространства, — это та оригинальность и самобытность, которая порождает множество подавателей, но ни  одного самостоятельного таланта,  которой можно подражать, но которой невозможно усвоить.

И вот где существенное отличие гениального таланта от обыкновенного. Последний есть не более, как посредник между гением и толпою, род фактора,  необходимого для облегчения сношений между ними: невольно увлекаясь идеями гения, он их совлекает с их высокого, недоступного толпе пьедестала и тем самым приближает их к разумению толпы. Под рукою таланта идеи гения, так сказать, мельчают и опошливаются, но этим самым они и делаются популярными, становятся всем доступными и каждому известными. И потому талант совершает великое дело; но в этом случае он делается жертвою собственного успеха: по мере того, как он более и более знакомит и сближает толпу с гением, добродушно думая знакомить и сближать её только с самим собою, толпа всё более и более отворачивается от него, обращаясь всё более и более к самому гению, непосредственные сношения с которым стали для неё уже возможными и доступными. Сделавши своё дело, таланты (потому что для такого дела одного таланта мало, а нужна толпа талантов) забываются: имена их остаются в истории литературы, но сочинения предаются более или менее полному забвению.

Но мы всё-таки ещё не сказали последнего слова о существенном различии между гениальным и обыкновенным талантом. Оно заключается в тайне натуры человека. В человеке, владеющем обыкновенным талантом, талант есть сила абстрактная, род капитала, который принадлежит своему владельцу, но который — не одно с ним. Продолжим наше сравнение. Потерявши капитал, можно нажить другой: капитал — внешнее средство для жизни, но не сама жизнь.

Как часто видим мы людей, которые, долгое время пользовавшись огромною известностию своего таланта, пережили свой талант и свою известность и которые, несмотря на то, сумели вознаградить себя другими благами жизни: приобрели большие чины или большие деньги и прекрасно живут себе без таланта и без славы. Не таков человек, одаренный гениальным талантом: его нельзя отделить от его таланта, его талант — его жизнь, его кровь, его дух, его плоть, биение его сердца, дыхание его груди — словом, весь он сам. Это роковая сила, которая всегда будет мчать его к одной цели, к одной деятельности, наперекор судьбе, рождению, воспитанию, всем внешним обстоятельствам его жизни, как бы ни были они сильны. Он страстен к славе и очень не чужд самолюбия; но ещё не в этом только источник его ничем неудержимого стремления к творчеству: оно у него — инстинкт, натура, страсть. В отношении к своему призванию он смело может сказать о себе:

Я знал одной лишь думы власть,
Одну, но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила.
Изгрызла душу и сожгла.
……………………………

Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Её пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощеньи не молю.

 (М.Ю. Лермонтов, Мцыри – Прим. И.Л. Викентьева).

Сила гениального таланта основана на живом, неразрывном единстве человека с поэтом. Тут замечательность таланта происходит от замечательности человека как личности, как натуры; тогда как обыкновенный талант отнюдь не условливает собою необыкновенного человека: тут человек и талант — каждый сам по себе, и человек в отношении к таланту есть то же, что ящик в отношении к деньгам, которые в нем лежат.

Сильная и богатая натура всегда отличается от натур обыкновенных, никогда на них не похожа, всегда оригинальна, — и удивительно ли, если печать этой оригинальности налагает она и на свои творения? Самобытность поэтических произведений есть отражение самобытности создавшей их личности».

Белинский В.Г., О жизни и сочинениях Кольцова / Собрание сочинений в 3-х томах, Том 3, М, «ОГИЗ», 1948 г., с. 130-134.

Персонал Genius Talent Group — Главная

Genius Talent Group Recruting

Genius Talent Group — это кадровая и рекрутинговая фирма с полным спектром услуг, специализирующаяся на информационных технологиях, здравоохранении, промышленности, финансах и бухгалтерском учете.

Персонал Genius Talent Group

Свяжитесь с нами

что мы делаем

Наша миссия: решать проблемы и служить людям

Genius Talent Group

Genius Talent Group

Наша компания была основана с мыслью о простоте; основное внимание уделяется предоставлению исключительных услуг нашим консультантам, подлинному лидерству наших внутренних партнеров и Genius Talent нашим клиентам. Мы верим: «Гений рождает, талант родит…»

Группа талантов Genius

Группа талантов Genius

Наши ценности

Ориентация на клиента

Ориентация на ценность

Одержимость качеством

Ориентация на людей

Работодатели

Независимо от того, являетесь ли вы местным или одним из наших национальных партнеров, услуги одинаковы. Мы гарантируем ощущение рукопожатия в родном городе, обеспечивая при этом непревзойденный профессионализм. Наш подробный консультативный подход позволяет нам однозначно понять каждого клиента. Мы предоставляем контрактные, контрактные и постоянные ресурсы для решения самых насущных потребностей наших клиентов.

Отправить запрос