Что такое гештальт в психологии: Гештальтпсихология — все самое интересное на ПостНауке

Что такое гештальт простыми словами🙌

В повседневной речи каждый, вероятно, уже сталкивался с выражением «закрыть гештальт». Что он из себя представляет и зачем его закрывать? Рассказываем.

Гештальт (Gestalt) в дословном переводе с немецкого означает «форма», «структура», «фигура». Под этим термином понимают единицу анализа сознания и психики. Он обозначает цельные объекты, которые не сводятся лишь к сумме своих составляющих. Например, симфония — это больше, чем сумма партий каждого инструмента по отдельности.

Человек всегда имеет дело с информацией, уже пропущенной через «фильтр» органов чувств и нервной системы

Термин официально появился в 1890 году, когда философ Кристиан фон Эренфельс опубликовал свой главный труд Über Gestaltqualitäten («О качествах формы»). Этот ученый поддерживал точку зрения Иммануила Канта о том, что мы не можем воспринимать физический мир таким, каким он является в действительности. Человек всегда имеет дело с информацией, уже пропущенной через «фильтр» органов чувств и нервной системы. И уже этот сформированный материал дополняет с помощью своего сознания. Таким образом, любое целое для нас больше суммы его частей, потому что мы накладываем на него и свое восприятие.

Понятие о гештальте в рамках психологии появилось при изучении процессов восприятия и структурирования ощущений человека. Возникнув в психологии, сегодня термин «гештальт» используют еще для обозначения некоторых целостных и неделимых физических, физиологических и социальных феноменов.

«Гештальт — это то, что возникает вместе с появлением какой-либо нашей потребности, — объясняет гештальт-терапевт Айдар Аминев. В момент, когда у нас возникает нехватка чего-либо, у нас появляются чувства, мысли, идеи, воспоминания, образы, которые в конечном счете сподвигают нас заняться удовлетворением нашей потребности. Гештальт — это совокупность того, что у нас возникает внутри и того, что есть снаружи, что так или иначе связано с нашей потребностью и ее возможным удовлетворением. В момент формирования гештальта мы как будто собираем различные ингредиенты для приготовления какого-либо блюда. Блюдо, как и гештальт — это не просто сумма частей, это нечто большее.

Например, мне захотелось есть. Я осознаю свое желание поесть, и в этот момент начинается формирование гештальта: я начинаю думать о том, что именно хочу съесть, у меня возникают образы различных блюд в голове, это сопровождается конкретными ощущениями в теле, у меня формируется некоторый план того, как я могу удовлетворить свою потребность, я каким-либо образом осуществляю этот план: нахожу конкретное блюдо в окружающей среде и съедаю его. Все это — процесс формирования и закрытия гештальта.»

По сути, этим гештальтом, может быть какой угодно процесс — увлечение кем-либо, ссора или начатое дело.

«С точки зрения когнитивной психологии — то же самое можно без утраты смысла назвать когнитивным диссонансом, — утверждает психолог бихевиорист Макс Ильин. Выхода из него по сути два — либо аккомодация (изменение схемы для соответствия воспринимаемому опыту), либо ассимиляция (изменение трактовки опыта для помещения в устоявшуюся схему). »

Таким образом, сейчас понятие «гештальт» чаще употребляется приверженцами подхода именно в смысле «намерение к осуществлению». Незавершённый, или незакрытый гештальт – это намерение, которое не было реализовано, логически завершено с точки зрения нашего сознания.

Незавершенные процессы люди запоминают лучше — этот феномен называется «эффектом Зейгарник» по имени советского психолога Блюмы Вульфовны Зейгарник. Еще в студенческие годы она заметила, что официанты в кафе четко помнят все невыполненные заказы, а выполненные сразу же забывают. Позже Зейгарник провела ряд экспериментов, которые подтвердили, что невыполненные задачи создают определенное напряжение в человеческой памяти.

Это напряжение помогает нам помнить о своих потребностях, но для того, чтобы человек был психологически здоров, гештальты надо своевременно завершать. Незавершенный гештальт способен вызвать настойчивое желание снова воссоздать ситуацию и «переиграть» её. И человек начинает действовать по старым алгоритмам в изменившихся условиях — например, провоцирует в новых отношениях конфликты, которые не решил с прежним партнером.

Обнаружить и завершить незавершенные гештальты — цель гештальт-терапии. Это направление психотерапии, которое получило развитие во второй половине XX века. Гештальт-терапия рассматривает человека как целостную систему и изучает его телесные, эмоциональные, социальные и духовные проявления. Задача гештальт-терапии — обрести целостное представление о себе (гештальт) и начать жить не в мире устаревших и травмирующих шаблонов, которые человек просто переносит в новые декорации, а «здесь и сейчас».

С точки зрения гештальт-терапии, неврозы появляются из-за того, что человек не умеет жить в настоящем, потому что несет в себе незаконченные ситуации (незавершенные гештальты) из прошлого. В итоге ему не хватает ресурсов, чтобы целиком осознавать себя и действовать в соответствии с настоящим.

На сеансе клиент с поддержкой терапевта учится осознавать, что он чувствует здесь и сейчас. Выполняя специальные упражнения, он проживает свои внутренние конфликты, анализирует эмоции и ощущения, учится понимать «язык тела» и т.д. В результате он достигает осознания собственного «я», учится отвечать за свои чувства и поступки. И тогда начинает идти по жизни свободно, не таща на себе груз прошлого.

Гештальт — еще одна модель, которая помогает специалистам, изучающим человеческое восприятие, узнавать, как работает наша психика. А гештальт-терапевты с помощью этой модели помогают людям жить полноценной жизнью и не цепляться за прошлое.

что это такое простыми словами, что значит закрыть, техники и терапии

https://radiosputnik. ria.ru/20221209/geshtalt-1835847574.html

Здоровый образ мысли: что такое гештальт и зачем его закрывать

Гештальт: что это такое простыми словами, что значит закрыть, техники и терапии

Здоровый образ мысли: что такое гештальт и зачем его закрывать

Радио Sputnik, 09.12.2022

2022-12-09T07:00

2022-12-09T07:00

2022-12-09T07:00

австрия

психология

подкасты – радио sputnik

общество – радио sputnik

психолог

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/15/1764726078_0:49:3067:1774_1920x0_80_0_0_6c14c829a4a3a25b9f46df8e238c6abc.jpg

Осторожно, гештальт закрывается!

Что такое гештальт? Почему все его пытаются закрыть? А можно научиться его не открывать? К каким проблемам могут привести незавершенные гештальты? Как гештальт-терапия решает психологические проблемы и чем она отличается от психоанализа? Ответы на эти и другие вопросы — в эфире радио Sputnik.

Гости: — Елена Сюр, психолог, психотерапевт; — Ирина Смолярчук, директор антикризисного психологического центра, гештальт-терапевт, психоаналитик. — Наиболее опасные — гештальты, связанные с насилием. — В России огромное количество людей, не желающих взрослеть. — Гештальт-терапия помогает осознать, в чем человек «застрял». — Сегодня современные родители озадачились тем, что воспитывать и карать не одно и то же.

audio/mpeg

Как используют гештальты против нас. Продолжение

Гештальт-психология на службе корпораций. Создавая медиаобразы, производители и продавцы тонко играют на особенностях человеческой натуры. «Купи модный гаджет, о котором ты давно мечтал», — доносится порой из телеэкранов. Как маркетологи грамотно навязывают нам товары, используя наши слабости? Кто и как использует гештальты — обсуждаем в эфире радио Sputnik. Гость: Ирина Смолярчук, директор антикризисного психологического центра, гештальт-терапевт, психоаналитик.

audio/mpeg

Психолог: мода или потребность?

Как выбрать специалиста и нужен ли он? Чем опасны советы психологов из соцсетей? Идти на прием или «наступать на грабли»: что выбрать? Зачем психологу нужен свой врач? Правда ли, что психолог только для богатых? Об этом и многом другом в новом выпуске подкаста «Служебный вход».

audio/mpeg

Выражение «закрыть гештальт» стало психологическим мемом – оно широко используется, но объяснить, что это такое простыми словами, мало кто может. Что же значит гештальт, как он работает при терапии и какие в ней используются подходы и техники?ГештальтТот гештальт, о котором сегодня все говорят – из мира психотерапии, где уже примерно лет 70 развивается соответствующее направление. Туда термин проник из гештальтпсихологии, которая появилась в начале прошлого века, но сейчас как самостоятельное направление практически прекратило существование. Гештальт-терапия вобрала в себя ключевые идеи гештальтпсихологии, но к ним далеко не сводится – в этом методе работы с душевными проблемами еще много чего. Но главное – да, гештальт, который требует закрытия.Что это простыми словамиГештальт – это некое событие, процесс, связанный с той или иной потребностью. Процесс когда-то не был завершен, потребность не была удовлетворена. В лучшем случае человек про нее забыл, либо психика благополучно вытеснила ее в подсознание.

В худшем – она постоянно напоминает о себе – осознанно или неосознанно, тем самым отвлекая от других процессов, как бы перетягивая от них психические силы, не дает покоя и даже влияет на поведение человека, его установки и поступки. При этом индивид может даже не догадываться, что именно им движет в том или ином случае.Вот какие примеры приводятся для того, чтобы проиллюстрировать понятие гештальта в психотерапии.Открытый гештальт – желание одного человека завязать романтические отношения с другим. Если все идет удачно, и люди сближаются – гештальт закрывается. Если нет – остается незавершенным. Так может происходить в том числе из-за того, что один человек неосознанно отталкивает другого – под влиянием опять-таки других незакрытых гештальтов, доставшихся от предыдущих неудачных отношений.Или, допустим, взрослому человеку не удалось добиться какой-то своей цели – получить ту или иную престижную профессию, например. И он неосознанно старается сделать так, чтобы ее получил уже его ребенок, хотя у того могут быть совсем другие интересы, склонности и таланты.
Вместо того, чтобы развивать их, незакрытый гештальт толкает к навязыванию того пути, который не был пройден родителем.Или пережитая в детстве обида может во взрослой жизни отравлять отношения с родителями.История Началось все с исследования механизмов восприятия. Само слово ввел в обиход в конце XIX столетия психолог и мыслитель из Австрии Христиан фон Эренфельс, который в своей статье Über Gestaltqualitäten («О качествах формы») высказал мысль о том, что человек, получая информацию об окружающем мире через органы чувств, дорабатывает ее в своем сознании. А также употребил слово гештальт в значении «целостный образ».Ученик фон Эренфельса Макс Вертхаймер в 1912 году описал эксперимент, при котором две вспышки света, произошедшие в разных местах в разное время, воспринимались как один источник. То есть сознание как бы додумало то, чего в реальности не было, и родило целостный образ, пусть и на основе обмана зрения. И образ этот появился именно целостным, а не просто как сумма своих частей.
Именно это целое и стали называть словом «гештальт».Способность сознания продуцировать такие гештальты для решения разных жизненных задач подтвердил другой отец-основатель этого направления психологии – Вольфганг Келер, который подметил, что обезьяны, когда им нужно достать приманку при помощи какого-то орудия, действуют не хаотично методом проб и ошибок, а сначала думая над ситуацией, находя ее решение у себя в голове. Тогда как ранее считалось, что такие задачи решаются на основе прошлого удачного опыта, получившего подкрепление. Был сделан вывод о том, что ситуация конфликта между тем, что имеется, и тем, чего хочется достичь, создает этот самый гештальт – целостную конфигурацию, которую нужно реализовать так, чтобы потребность была удовлетворена.С потребностями и конфликтами, которые возникают, если эти потребности остаются неудовлетворенными, работал Курт Левин. Он показал, что прерванное действие создает условия для напряжения системы – читай личности, которая не может долго находиться в таком состоянии, так как психика стремится к состоянию покоя.
Кроме того, был открыт «эффект Зейгарник» – по имени советского патопсихолога Блюмы Зейгарник, когда незавершенные процессы лучше запоминаются. А также «эффект Овсянкиной» – по имени исследовательницы русского происхождения Марии Овсянкиной, когда индивид склонен возобновлять прерванное действие. Эта же ученая сотоварищи показали, что как бы завершить прерванное действие – закрыть гештальт, а значит и снять напряжение от неудовлетворенной потребности, помогает не только доведение этого действия до конца в прямом смысле, но и символические способы и даже фантазии.Это и легло в основу гештальт-терапии, которую с 40-х годов прошлого века развивал Фредерик Перлз и его коллеги. Сейчас это набор практик, в том числе моделирующих различные ситуации, в ходе которых гештальты пусть символически, но тоже закрываются, снимая напряжение психики.Откуда берутся гештальты Из сознания, которое создает желаемый образ, связанный с удовлетворением той или иной потребности.Интересно, что уже тогда, когда гештальтпсихология перестала существовать как самостоятельное направление, влившись в социальную и когнитивную психологию, выводы ее подтвердились при помощи исследований мозга.
Так, в начале 2000-х было открыто предсказательное кодирование – когда мозг, получая данные извне как бы предсказывает развитие событий, и, в первую очередь, тут принимается во внимание имеющийся опыт (образы – гештальты), который потом сопоставляется с новыми данными. Происходит это путем передачи сигналов низшим нейронам от высших и сравнением с информацией, поступающей от органов чувств. Если есть совпадение – происходит подкрепление в виде выделения дофамина – гормона удовольствия.Так что все в конце концов идет от нейронов.Как закрыть гештальт Сколько психологов – столько мнений. Считается, что если проблема с незакрытым гештальтом не слишком серьезная, то человек в состоянии сам с ней разобраться. В общих чертах, нужно понять суть проблемы – откуда она взялась, из какого события проистекает, а потом – завершить процесс в реальной жизни или символически – в зависимости от ситуации.Шаг первый. Осознать Тут надо выявить проблемные сферы жизни и понять, какие эмоции появляются по этому поводу.
Шаг второй. Проиграть Рекомендуется описать ситуацию, вызывающую сложные чувства, на бумаге или наговорить на диктофон. Отложить запись на сутки и прочитать/прослушать еще раз. Делать так до тех пор, пока негатив не исчезнет.Шаг третий. Разрешить Начать исполнять свои детские желания.Шаг четвертый. Посмотреть страхам в лицо Тут надо выражать свои эмоции воображаемому собеседнику, с которым связан негатив. Или написать про него рассказ, нарисовать картину. А потом – подумать о том, как попрощаться с неприятным субъектом, может быть, простив его или даже поблагодарив за хорошее, что было в отношениях.Шаг пятый. Взять ответственность Есть такой совет: нужно признать свою ответственность за собственные поступки, осознать, что они являются следствием выбора индивида. А перед принятием решений «не убегать» мыслями в прошлое или будущее, а быть «здесь и сейчас».Незавершенные гештальтыНесбывшиеся желания, прошлые обиды, подавленные эмоции, недостаток любви в детстве, отношения, прекратившиеся без «расстановки точек», или же вовсе несостоявшиеся по разным причинам, даже покупка, которую пока не получается совершить.
Чем опасны незакрытые гештальтыНезакрытые гештальты оставляют напряжение в психике и даже в теле, вытягивают силы, мешают жить дальше, развиваться, препятствуют установлению новых отношений с окружающими, портят существующие отношения с близкими, вызывают ситуации, когда одни и те же действия неосознанно повторяются – как бы на автомате, приводят к апатии, повышают уровень тревожности, могут вызывать проблемы с вниманием, сном, приводить к неврозам.Как найти и понять свое предназначение По словарному определению, предназначение – это «то, что предопределено, предначертано кому-нибудь, роль, выпавшая на чью-нибудь долю, судьба».Нужно жить, получая удовольствие от процесса и всего того, что вам доставляет радость, но при этом не мешает жить другим. Еще Фрейд постулировал принцип удовольствия, как движущую силу психики. Впрочем, с ним согласны не все. У других мыслителей это жажда власти, например, или преодоление комплекса неполноценности. В любом случае – абстрактные понятия, существующие только в воображении. Вопросом того, что является движущей силой поведения, задается и гуманистическая психология, в русле которой развивались гештальтпсихология и гештальт-терапия. Для гуманистических психологов главное – самоактуализация – стремление к наиболее полному выявлению и развитию своих способностей. То, что называется «прожить хорошую жизнь». Гуманист Карл Роджерс считал, что смысл жизни определяет каждый сам для себя.Особое внимание проблеме уделял такой выдающийся психолог и философ как Виктор Франкл – изобретатель логотерапии, как раз основанной на поиске смысла существования. Этот ученый считал, что стремление к смыслу – это фундаментальная мотивационная сила, и если с ней возникают сложности, то наступает апатия. Мыслитель определил три пути для того, чтобы наполнить существование смыслом. Это творчество или труд на благо обществу, переживание любви или чувств, которые дают природа или искусство, или поиск смысла в той доле, которая выпала человеку, в том числе в страданиях.Сам Франкл, кстати, почти три года провел в нацистских концлагерях, где организовал службу психологической поддержки узников, помогал предотвращать самоубийства среди тех, кто в заточении потерял волю к жизни. После того, как его освободили, он возглавил неврологическую клинику, стал доктором философии и профессором, издал книгу, которую писал в лагерях «Сказать жизни «Да!»: Психолог в концлагере», которая разошлась общим тиражом более 10 миллионов экземпляров.Гештальт-терапия Логотерапия Франкла, кстати, – одна из составляющих гештальт-терапии. Она вобрала в себя многое не только от собственно гештальтпсихологии, но и, например, от психоанализа, психодрамы (групповая терапия) и даже кое-что от восточных практик.Метод работы – диалог с терапевтом, который не руководит процессом, а как бы на равных в нем участвует. Например, допускаются личностные проявления специалиста, если это не вредит клиенту, а вот своих оценок психолог не дает. Также проводятся так называемые эксперименты и упражнения, при которых моделируются разные ситуации. Во время таких занятий отслеживается реакция индивида. В процессе человек осознает свои личностные черты (эмоции, потребности, мысли, качества) и либо принимает их, либо нейтрализует. Тем самым восстанавливается «целостность» личности. Кроме того, внимание уделяется и ее независимости – чтобы человек учился реализовывать собственные потребности, а не запросы других людей. В конце концов происходит закрытие гештальта – символическое или в реальном мире.Чаще всего в качестве примера приводится метод «пустого стула» – когда человек говорит как бы с самим собой или с другой персоной, которой в реальности на сеансе нет.Гештальт-терапию используют при невротических, депрессивных состояниях, психосоматических расстройствах, решении проблем из таких сфер как отношения, самооценка, самореализация. Гештальт-терапевты помогают пережить горе, разрешить конфликты с близкими, налаживают отношения родителей и детей, партнеров и супругов.Считается, что этот вид решения психологических проблем – более быстрый, чем тот же психоанализ. Хотя иногда терапия может растягиваться на годы.Советы психологов Трезво смотрите на вещи и ставьте себе реалистичные цели. Извиняйтесь, если чувствуете, что неправы – в реальном мире или в ходе психологических экспериментов. Умейте прощать сами.Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.

https://radiosputnik.ria.ru/20221118/roditeli-1832543670.html

https://radiosputnik.ria.ru/20221119/altruizm-1830566813.html

австрия

Радио Sputnik

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Радио Sputnik

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://radiosputnik.ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

Радио Sputnik

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21. img.ria.ru/images/07e5/0c/15/1764726078_0:0:2729:2047_1920x0_80_0_0_8c557d6f34aae6345a7be6898c8b23f4.jpg

1920

1920

true

Радио Sputnik

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Радио Sputnik

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

австрия, психология, подкасты – радио sputnik, общество – радио sputnik, психолог

Австрия, Психология, Подкасты – Радио Sputnik, Общество – Радио Sputnik, психолог

Оглавление

  • Гештальт
  • Что это простыми словами
  • История
  • Откуда берутся гештальты
  • Как закрыть гештальт
  • Шаг первый. Осознать
  • Шаг второй. Проиграть
  • Шаг третий. Разрешить
  • Шаг четвертый. Посмотреть страхам в лицо
  • Шаг пятый. Взять ответственность
  • Незавершенные гештальты
  • Чем опасны незакрытые гештальты
  • Как найти и понять свое предназначение
  • Гештальт-терапия
  • Советы психологов

Выражение «закрыть гештальт» стало психологическим мемом – оно широко используется, но объяснить, что это такое простыми словами, мало кто может. Что же значит гештальт, как он работает при терапии и какие в ней используются подходы и техники?

Психолог назвал «запретные» для родителей фразы

18 ноября 2022, 16:42

Гештальт

Тот гештальт, о котором сегодня все говорят – из мира психотерапии, где уже примерно лет 70 развивается соответствующее направление. Туда термин проник из гештальтпсихологии, которая появилась в начале прошлого века, но сейчас как самостоятельное направление практически прекратило существование. Гештальт-терапия вобрала в себя ключевые идеи гештальтпсихологии, но к ним далеко не сводится – в этом методе работы с душевными проблемами еще много чего. Но главное – да, гештальт, который требует закрытия.

Что это простыми словами

Гештальт – это некое событие, процесс, связанный с той или иной потребностью. Процесс когда-то не был завершен, потребность не была удовлетворена. В лучшем случае человек про нее забыл, либо психика благополучно вытеснила ее в подсознание. В худшем – она постоянно напоминает о себе – осознанно или неосознанно, тем самым отвлекая от других процессов, как бы перетягивая от них психические силы, не дает покоя и даже влияет на поведение человека, его установки и поступки. При этом индивид может даже не догадываться, что именно им движет в том или ином случае.

Вот какие примеры приводятся для того, чтобы проиллюстрировать понятие гештальта в психотерапии.

Открытый гештальт – желание одного человека завязать романтические отношения с другим. Если все идет удачно, и люди сближаются – гештальт закрывается. Если нет – остается незавершенным. Так может происходить в том числе из-за того, что один человек неосознанно отталкивает другого – под влиянием опять-таки других незакрытых гештальтов, доставшихся от предыдущих неудачных отношений.

Или, допустим, взрослому человеку не удалось добиться какой-то своей цели – получить ту или иную престижную профессию, например. И он неосознанно старается сделать так, чтобы ее получил уже его ребенок, хотя у того могут быть совсем другие интересы, склонности и таланты. Вместо того, чтобы развивать их, незакрытый гештальт толкает к навязыванию того пути, который не был пройден родителем.

Или пережитая в детстве обида может во взрослой жизни отравлять отношения с родителями.

История

Началось все с исследования механизмов восприятия. Само слово ввел в обиход в конце XIX столетия психолог и мыслитель из Австрии Христиан фон Эренфельс, который в своей статье Über Gestaltqualitäten («О качествах формы») высказал мысль о том, что человек, получая информацию об окружающем мире через органы чувств, дорабатывает ее в своем сознании. А также употребил слово гештальт в значении «целостный образ».

Ученик фон Эренфельса Макс Вертхаймер в 1912 году описал эксперимент, при котором две вспышки света, произошедшие в разных местах в разное время, воспринимались как один источник. То есть сознание как бы додумало то, чего в реальности не было, и родило целостный образ, пусть и на основе обмана зрения. И образ этот появился именно целостным, а не просто как сумма своих частей. Именно это целое и стали называть словом «гештальт».

Способность сознания продуцировать такие гештальты для решения разных жизненных задач подтвердил другой отец-основатель этого направления психологии – Вольфганг Келер, который подметил, что обезьяны, когда им нужно достать приманку при помощи какого-то орудия, действуют не хаотично методом проб и ошибок, а сначала думая над ситуацией, находя ее решение у себя в голове. Тогда как ранее считалось, что такие задачи решаются на основе прошлого удачного опыта, получившего подкрепление. Был сделан вывод о том, что ситуация конфликта между тем, что имеется, и тем, чего хочется достичь, создает этот самый гештальт – целостную конфигурацию, которую нужно реализовать так, чтобы потребность была удовлетворена.

С потребностями и конфликтами, которые возникают, если эти потребности остаются неудовлетворенными, работал Курт Левин. Он показал, что прерванное действие создает условия для напряжения системы – читай личности, которая не может долго находиться в таком состоянии, так как психика стремится к состоянию покоя.

Кроме того, был открыт «эффект Зейгарник» – по имени советского патопсихолога Блюмы Зейгарник, когда незавершенные процессы лучше запоминаются. А также «эффект Овсянкиной» – по имени исследовательницы русского происхождения Марии Овсянкиной, когда индивид склонен возобновлять прерванное действие. Эта же ученая сотоварищи показали, что как бы завершить прерванное действие – закрыть гештальт, а значит и снять напряжение от неудовлетворенной потребности, помогает не только доведение этого действия до конца в прямом смысле, но и символические способы и даже фантазии.

© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкПрофессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Блюма Вульфовна Зейгарник. Репродукция.

© РИА Новости / РИА Новости

Перейти в медиабанк

Профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Блюма Вульфовна Зейгарник. Репродукция.

Это и легло в основу гештальт-терапии, которую с 40-х годов прошлого века развивал Фредерик Перлз и его коллеги. Сейчас это набор практик, в том числе моделирующих различные ситуации, в ходе которых гештальты пусть символически, но тоже закрываются, снимая напряжение психики.

Откуда берутся гештальты

Из сознания, которое создает желаемый образ, связанный с удовлетворением той или иной потребности.

Интересно, что уже тогда, когда гештальтпсихология перестала существовать как самостоятельное направление, влившись в социальную и когнитивную психологию, выводы ее подтвердились при помощи исследований мозга. Так, в начале 2000-х было открыто предсказательное кодирование – когда мозг, получая данные извне как бы предсказывает развитие событий, и, в первую очередь, тут принимается во внимание имеющийся опыт (образы – гештальты), который потом сопоставляется с новыми данными. Происходит это путем передачи сигналов низшим нейронам от высших и сравнением с информацией, поступающей от органов чувств. Если есть совпадение – происходит подкрепление в виде выделения дофамина – гормона удовольствия.

Так что все в конце концов идет от нейронов.

Как закрыть гештальт

Сколько психологов – столько мнений. Считается, что если проблема с незакрытым гештальтом не слишком серьезная, то человек в состоянии сам с ней разобраться. В общих чертах, нужно понять суть проблемы – откуда она взялась, из какого события проистекает, а потом – завершить процесс в реальной жизни или символически – в зависимости от ситуации.

Шаг первый. Осознать

Тут надо выявить проблемные сферы жизни и понять, какие эмоции появляются по этому поводу.

Шаг второй. Проиграть

Рекомендуется описать ситуацию, вызывающую сложные чувства, на бумаге или наговорить на диктофон. Отложить запись на сутки и прочитать/прослушать еще раз. Делать так до тех пор, пока негатив не исчезнет.

Шаг третий. Разрешить

Начать исполнять свои детские желания.

Шаг четвертый. Посмотреть страхам в лицо

Тут надо выражать свои эмоции воображаемому собеседнику, с которым связан негатив. Или написать про него рассказ, нарисовать картину. А потом – подумать о том, как попрощаться с неприятным субъектом, может быть, простив его или даже поблагодарив за хорошее, что было в отношениях.

Шаг пятый. Взять ответственность

Есть такой совет: нужно признать свою ответственность за собственные поступки, осознать, что они являются следствием выбора индивида. А перед принятием решений «не убегать» мыслями в прошлое или будущее, а быть «здесь и сейчас».

Незавершенные гештальты

Несбывшиеся желания, прошлые обиды, подавленные эмоции, недостаток любви в детстве, отношения, прекратившиеся без «расстановки точек», или же вовсе несостоявшиеся по разным причинам, даже покупка, которую пока не получается совершить.

© Fotolia / soupstockРасстроенный ребенок в пустом школьном коридоре

© Fotolia / soupstock

Расстроенный ребенок в пустом школьном коридоре

Чем опасны незакрытые гештальты

Незакрытые гештальты оставляют напряжение в психике и даже в теле, вытягивают силы, мешают жить дальше, развиваться, препятствуют установлению новых отношений с окружающими, портят существующие отношения с близкими, вызывают ситуации, когда одни и те же действия неосознанно повторяются – как бы на автомате, приводят к апатии, повышают уровень тревожности, могут вызывать проблемы с вниманием, сном, приводить к неврозам.

Как найти и понять свое предназначение

По словарному определению, предназначение – это «то, что предопределено, предначертано кому-нибудь, роль, выпавшая на чью-нибудь долю, судьба».

Нужно жить, получая удовольствие от процесса и всего того, что вам доставляет радость, но при этом не мешает жить другим. Еще Фрейд постулировал принцип удовольствия, как движущую силу психики. Впрочем, с ним согласны не все. У других мыслителей это жажда власти, например, или преодоление комплекса неполноценности. В любом случае – абстрактные понятия, существующие только в воображении.

Вопросом того, что является движущей силой поведения, задается и гуманистическая психология, в русле которой развивались гештальтпсихология и гештальт-терапия. Для гуманистических психологов главное – самоактуализация – стремление к наиболее полному выявлению и развитию своих способностей. То, что называется «прожить хорошую жизнь». Гуманист Карл Роджерс считал, что смысл жизни определяет каждый сам для себя.

Особое внимание проблеме уделял такой выдающийся психолог и философ как Виктор Франкл – изобретатель логотерапии, как раз основанной на поиске смысла существования. Этот ученый считал, что стремление к смыслу – это фундаментальная мотивационная сила, и если с ней возникают сложности, то наступает апатия. Мыслитель определил три пути для того, чтобы наполнить существование смыслом. Это творчество или труд на благо обществу, переживание любви или чувств, которые дают природа или искусство, или поиск смысла в той доле, которая выпала человеку, в том числе в страданиях.

Сам Франкл, кстати, почти три года провел в нацистских концлагерях, где организовал службу психологической поддержки узников, помогал предотвращать самоубийства среди тех, кто в заточении потерял волю к жизни. После того, как его освободили, он возглавил неврологическую клинику, стал доктором философии и профессором, издал книгу, которую писал в лагерях «Сказать жизни «Да!»: Психолог в концлагере», которая разошлась общим тиражом более 10 миллионов экземпляров.

Гештальт-терапия

Логотерапия Франкла, кстати, – одна из составляющих гештальт-терапии. Она вобрала в себя многое не только от собственно гештальтпсихологии, но и, например, от психоанализа, психодрамы (групповая терапия) и даже кое-что от восточных практик.

Метод работы – диалог с терапевтом, который не руководит процессом, а как бы на равных в нем участвует. Например, допускаются личностные проявления специалиста, если это не вредит клиенту, а вот своих оценок психолог не дает. Также проводятся так называемые эксперименты и упражнения, при которых моделируются разные ситуации. Во время таких занятий отслеживается реакция индивида. В процессе человек осознает свои личностные черты (эмоции, потребности, мысли, качества) и либо принимает их, либо нейтрализует. Тем самым восстанавливается «целостность» личности. Кроме того, внимание уделяется и ее независимости – чтобы человек учился реализовывать собственные потребности, а не запросы других людей. В конце концов происходит закрытие гештальта – символическое или в реальном мире.

Чаще всего в качестве примера приводится метод «пустого стула» – когда человек говорит как бы с самим собой или с другой персоной, которой в реальности на сеансе нет.

Гештальт-терапию используют при невротических, депрессивных состояниях, психосоматических расстройствах, решении проблем из таких сфер как отношения, самооценка, самореализация. Гештальт-терапевты помогают пережить горе, разрешить конфликты с близкими, налаживают отношения родителей и детей, партнеров и супругов.

Считается, что этот вид решения психологических проблем – более быстрый, чем тот же психоанализ. Хотя иногда терапия может растягиваться на годы.

Советы психологов

Трезво смотрите на вещи и ставьте себе реалистичные цели. Извиняйтесь, если чувствуете, что неправы – в реальном мире или в ходе психологических экспериментов. Умейте прощать сами.

Не себе, а людям: альтруизм и его разновидности

19 ноября 2022, 07:00

Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.

гештальт-принципов восприятия | Введение в психологию

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Объяснять отношения фигуры и фона
  • Определить гештальт-принципы группировки
  • Опишите, как на установку восприятия влияют индивидуальные характеристики и психическое состояние

 

В начале 20-го века Макс Вертхаймер опубликовал статью, в которой продемонстрировал, что люди воспринимают движение в быстро мерцающих статических изображениях. Это понимание пришло к нему, когда он использовал детский игрушечный тахистоскоп. Вертхаймер и его помощники Вольфганг Келер и Курт Коффка, которые впоследствии стали его партнерами, считали, что восприятие включает в себя нечто большее, чем простое сочетание сенсорных стимулов. Эта вера привела к новому движению в области психологии, известному как гештальт-психология. Слово гештальт буквально означает форму или образец, но его использование отражает идею о том, что целое отличается от суммы своих частей. Другими словами, мозг создает восприятие, которое представляет собой нечто большее, чем просто сумму доступных сенсорных входов, и делает это предсказуемым образом. Гештальт-психологи перевели эти предсказуемые способы в принципы, по которым мы организуем сенсорную информацию. В результате гештальт-психология оказала огромное влияние на область ощущений и восприятия (Rock & Palmer, 19).90).

Один из гештальт-принципов — отношения фигура-фон. В соответствии с этим принципом мы склонны делить наш визуальный мир на фигуру и фон. Фигура — это объект или человек, который находится в фокусе поля зрения, а фон — это фон. Как показывает [ссылка], наше восприятие может сильно различаться в зависимости от того, что воспринимается как фигура и что воспринимается как фон. Предположительно, наша способность интерпретировать сенсорную информацию зависит от того, что мы называем фигурой и что мы называем фоном в каждом конкретном случае, хотя это предположение было поставлено под сомнение (Peterson & Gibson, 19). 94; Весера и О’Рейли, 1998).

Концепция соотношения фигуры и фона объясняет, почему это изображение можно воспринимать либо как вазу, либо как пару лиц.

Еще один гештальт-принцип организации сенсорных стимулов в осмысленное восприятие — близость. Этот принцип утверждает, что вещи, которые находятся близко друг к другу, имеют тенденцию группироваться вместе, как показывает [ссылка].

Гештальт-принцип близости предполагает, что вы видите (а) один блок точек слева и (б) три столбца справа.

То, как мы что-то читаем, дает еще одну иллюстрацию концепции близости. Например, мы читаем это предложение так, а не так, как он. Мы группируем буквы данного слова вместе, потому что между буквами нет пробелов, и мы воспринимаем слова, потому что между каждым словом есть пробелы. Вот еще несколько примеров: Cany oum akes enseo ft hiss entence? Что означают эти слова?

Мы также можем использовать принцип сходства для группировки объектов в наших полях зрения. В соответствии с этим принципом похожие вещи обычно группируются ([ссылка]). Например, когда мы смотрим футбольный матч, мы склонны группировать людей по цвету их униформы. Наблюдая за наступлением, мы можем получить представление о двух командах, просто сгруппировавшись по этому измерению.

Глядя на этот массив точек, мы, вероятно, воспринимаем чередующиеся ряды цветов. Мы группируем эти точки по принципу подобия.

Два дополнительных принципа гештальта — это закон непрерывности (или хорошего продолжения) и замыкания. Закон непрерывности предполагает, что мы с большей вероятностью воспринимаем непрерывные плавные плавные линии, а не неровные ломаные линии ([ссылка]). Принцип замыкания гласит, что мы организуем наше восприятие в законченные объекты, а не в серию частей ([ссылка]).

Хорошее продолжение предполагает, что мы, скорее всего, воспримем это как две перекрывающиеся линии, а не как четыре линии, сходящиеся в центре.

Замыкание предполагает, что мы будем воспринимать полный круг и прямоугольник, а не ряд сегментов.

Ссылка на обучение

Посмотрите это видео, демонстрирующее реальные иллюстрации принципов гештальта.

 

Согласно теоретикам гештальта, восприятие паттернов, или наша способность различать различные фигуры и формы, возникает благодаря следованию принципам, описанным выше. Вы, вероятно, уверены, что ваше восприятие точно соответствует реальному миру, но это не всегда так. Наше восприятие основано на перцептивных гипотезах: обоснованных догадках, которые мы делаем, интерпретируя сенсорную информацию. Эти гипотезы основаны на ряде факторов, включая нашу личность, опыт и ожидания. Мы используем эти гипотезы для создания нашего набора восприятия. Например, исследования показали, что те, кому дается вербальная подготовка, дают предвзятую интерпретацию сложных двусмысленных фигур (Goolkasian & Woodbury, 2010).

Копнуть глубже: Глубина восприятия: предвзятость, предрассудки и культурные факторы

Из этой главы вы узнали, что восприятие — сложный процесс. Построенное на ощущениях, но находящееся под влиянием нашего собственного опыта, предубеждений, предрассудков и культуры, восприятие может сильно отличаться от человека к человеку. Исследования показывают, что неявные расовые предрассудки и стереотипы влияют на восприятие. Например, несколько исследований показали, что участники, не являющиеся чернокожими, быстрее идентифицируют оружие и с большей вероятностью идентифицируют не-оружие как оружие, когда изображение оружия сочетается с изображением чернокожего человека (Payne, 2001; Payne, Shimizu, и Джейкоби, 2005). Кроме того, решения белых людей выстрелить в вооруженную цель в видеоигре принимаются быстрее, если целью является черный (Correll, Park, Judd, & Wittenbrink, 2002; Correll, Urland, & Ito, 2006). Это исследование важно, учитывая количество очень громких случаев за последние несколько десятилетий, в которых молодые чернокожие были убиты людьми, которые утверждали, что верят, что невооруженные люди были вооружены и/или представляли некоторую угрозу их личной безопасности.

Теоретики гештальта

оказали невероятное влияние на области ощущений и восприятия. Принципы гештальта, такие как отношение фигуры к фону, группировка по близости или сходству, закон хорошего продолжения и замыкания, используются для объяснения того, как мы организуем сенсорную информацию. Наши представления не безошибочны, и на них могут влиять предубеждения, предубеждения и другие факторы.

Глоссарий

закрытие организация нашего восприятия в законченные объекты, а не в набор частей

отношение фигура-фон разделение нашего визуального мира на фигуру и фон

Гештальт-психология область психологии, основанная на идее, что целое отличается от суммы его частей

хорошее продолжение (также непрерывность) мы с большей вероятностью воспринимаем непрерывные плавные плавные линии, а не неровные ломаные линии

восприятие образов способность различать различные фигуры и формы

гипотеза восприятия обоснованное предположение, используемое для интерпретации сенсорной информации

принцип замыкания организация восприятий в законченные объекты, а не в ряд частей

близость вещи, которые находятся близко друг к другу, имеют тенденцию группироваться вместе

сходство похожие вещи обычно группируются вместе

 

Учебные модели дизайна и теории: гештальт-теория

Резюме: 1922 — Макс Вертхаймер, Курт Коффка и Вольфганг Келер представляют гештальт-психологию. Ознакомьтесь со статьей и презентацией «Модели и теории учебного дизайна: гештальт-психология», чтобы узнать больше.

Кто есть кто

Макс Вертхаймер

Макс Вертхаймер родился в Праге в 1880 году. После получения докторской степени. получил степень доктора психологии в Вюрцбургском университете в 1904 году, преподавал в нескольких университетах Германии. В конце концов он стал преподавать в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, где оставался до своей смерти в 1919 году.43. Он является одним из 3-х основателей Гештальт-психологии и был известен своей работой в Продуктивное мышление , а также своей концепцией Фи Феномен . Вольфганг Келер Вольфганг Келер родился в Эстонии в 1887 году и был выдающимся психологом и феноменологом. Он получил докторскую степень. из Берлинского университета в 1909 году. Он встретил Вертхаймера и Коффку во Франкфуртском университете. В 1930-х годах он эмигрировал в Соединенные Штаты и стал профессором Суортморского колледжа в Пенсильвании до своей смерти в 1919 году.67.

Курт Коффка

Курт Коффка родился в Берлине в 1886 году. Он получил степень доктора философии. из Берлинского университета в 1908 году. В 1927 году, после эмиграции в США, он стал профессором колледжа Смита в Массачусетсе. У него был большой интерес к законам, которые управляют человеческим восприятием окружающей среды, а также к интерпретации и психологии развития. Умер в 1941 году.

В соответствии с Гештальт-теорией , которая широко известна как Закон Простоты , каждый стимул воспринимается людьми в его « наиболее простой форме ». Основное внимание в теории уделяется « группировке », и вся теория подчеркивает тот факт, что целое чего-либо больше, чем сумма его частей. Кроме того, « gestalt » в переводе с немецкого означает « форма полной формы сущности ». Таким образом, принцип работы мозга холистичен и имеет склонность к самоорганизации.

Четыре закона организации

Факторы, определяющие принцип « группировки », также известные как « законы организации », следующие:

  1. Близость
    Элементы обычно группируются на основе их непосредственности
  2. Сходство
    Элементы, похожие друг на друга, имеют тенденцию группироваться вместе
  3. Закрытие
    Элементы обычно группируются вместе, если они являются частью объекта
  4. Простота
    Элементы должны быть организованы в упрощенные фигуры на основе их симметрии, гладкости и регулярности

Основная цель Гештальт-теории состоит в том, чтобы побудить мозг рассматривать не только целое, но и части, составляющие это целое. Например, когда кто-то смотрит на дерево, смотрит ли он только на это дерево, или он также видит листья, ветки и ствол? Целое и сумма его частей — две совершенно разные вещи, и обучение может быть достигнуто, если учащиеся способны когнитивно обрабатывать то, как части могут составлять это целое.

Основные принципы Гештальт-теории

Основными принципами гештальт-теории в обучении являются:

  1. Учителя должны побуждать своих учеников открывать взаимосвязь между элементами, составляющими проблему
  2. Несоответствия, пробелы или нарушения являются важными стимулами в процессе обучения
  3. Образовательное обучение должно быть основано на Законах Организации

В учебной среде Теория гештальта применяется к решению проблем и восприятию. Тем не менее, он может быть использован во всех аспектах образования. Прекрасный пример дал сам Вертгеймер, когда попросил детей найти площадь параллелограмма. Он предположил, что, пока параллелограммы имеют нормальную форму, дети могут применять стандартную процедуру для определения площади. Однако если бы параллелограмм имел неправильную форму, дети не могли бы применить ту же логику или принципы, а должны были бы решить задачу, поняв реальную структуру фигуры.

Реализуйте гештальт-теорию, используя лучший авторский инструмент!

Откройте для себя, выберите и сравните лучших поставщиков авторских инструментов для электронного обучения!

Найдите подходящего поставщика

Присоединяйтесь к нам в путешествии по истории образовательного дизайна

Новая обучающая модель дизайна будет добавляться каждую неделю! Если вы хотите, чтобы мы рассмотрели модель учебного дизайна и теорию, которые не включены в 9, сообщите нам об этом.0042 Модели и теории учебного дизайна . Просто оставьте комментарий по телефону Учебные модели дизайна и теории .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *