Идеал человека | это… Что такое Идеал человека?
Многообразие И. ч. в античную эпоху было обусловлено конкретно-историч. обстоятельствами и социальными факторами. Уже в гомеровском эпосе, в значительной степени отражавшем идеологию господствовавшей в раннем полисе (аристократич. полис) родовой знати, проявилась тенденция рассматривать в качестве идеала не только традиционный образ героя-вождя, но и личность, надел, чувством моральной ответственности. В поэмах Гомера содержится призыв уважать человеч. достоинство тех, кто оказался на нижней ступени социальной лестницы. Свойств, греч. мифологии антропоморфизм выразился в том, что божества в эпосе Гомера буквально скопированы с людей (сочетание «эпической объективности» с явственно обозначившейся творч. субъективностью), а строгая иерархия сонма олимпийских богов отражает социальную структуру аристократич. полиса. У поэта Гесиода, напротив, на образ человека наложил отпечаток горький опыт земледельцев, притесняемых родовой знатью. Миф о «золотом веке» с его обращением к прошлому представляет собой мечту о мире, свободном от угнетения и эксплуатации. Наиболее достойны уважения труд и социальная справедливость. О том, что прежний аристократич. И. ч. утратил свою жизненность, свидетельствовали ранние произведения греч. лирич. поэзии. Во мн. из них, написанных под впечатлением социальной борьбы 7 — 6 вв. до н. э., выдвигается требование индивидуальной свободы. В стихах поэта Архилоха открыто отвергаются аристократич. моральные ценности. Одновременно представители ионийской натурфилософии, преодолевшие мифологич. мышление, способствовали становлению нового И. ч. В их понимании человек проникнут верой в возможность разума и не вычленен из общекосмич. сферы (эволюционная теория антропогенеза Анаксимандра). В 5 в. до н. э. стремительное социально-экономич., обществ. — политич. и культурное развитие демократич. полиса породило веру в творч. потенциал человека. Судя по произведениям великих трагич. поэтов, далеко не сразу была преодолена тенденция постоянно подчеркивать слабость и беззащитность человека.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.
Идеал человека в культуре народов мира. Понятие об идеале
Категория: Искусствоведение.
Идеал человека в культуре народов мира. Понятие об идеале
«Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему в виде посоха – идеал! И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему – все выше и выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном стремлении к лучшему – истинное счастье»,– писал А. М. Горький, обращаясь к современникам. Так что же такое идеал? и почему всю историю мирового искусства мы вправе рассматривать как поиски идеала и совершенной красоты Человека?
§7. 1 Понятие об идеале.
«Вращается весь мир вкруг человека»,– писал А. С. Пушкин. Действительно, все, что создано на Земле, дело рук человеческих, плоды его творческих деяний и разума. С тех пор, как существует искусство, его главной и неизменной темой был и остается Человек. Что бы ни изображалось в искусстве, о чем бы оно ни говорило, каким бы ни представляло «образ мира в слове явлений», – то конечном счете это все о нем, о Человеке. Интерес к его личности лежит в самых истоках искусства, которое призвано утверждать творческие деяния людей в вечности, отражать его жизнь, внешний и внутренний облик.
Через произведения искусства человек стремился выразить собственные представления об окружающем мире, искал воплощения своей мечты, прославлял красоту и гармонию, достоинство и героизм. Немецкий поэт И. В. Гёте писал: «Мы знаем мир только в его соотношении с человеком, мы не желаем никакого искусства, кроме того, которое является отпечатком этого отношения».
И, действительно, вся духовная культура и история человечества воплотилась в художественных образах, сменяющих друг друга на протяжении тысячелетий. Они рассказывают нам не только о том, каким он мечтал и хотел быть. Лучшие произведения мирового искусства отражают идеальные представления о внешнем и внутреннем облике Человека. Но, как говорил древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э. ), «красоту души не так-то легко охватить взором, как красоту тела». Вот почему вся история искусства – есть поиски духовной красоты Человека. Кем бы ни был творец-художник: ваятелем или живописцем, музыкантом или поэтом, – он всегда стремился показать главное в человеке – его возвышенный Идеал.
Поистине мир велик и чудесен!
Есть лица-подобья песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Н. Заболоцкий. О красоте человеческих лиц.
Что же такое идеал? Слово «идеал» французского происхождения, переводится как образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. Идеал – совершенное воплощение, лучший образец чего-то, представление кого-либо или чего-либо лучшим, чем есть в действительности. Идеальный – значит наделенный качествами, соответствующими идеалу.
Идеал Человека в искусстве никогда не был чем-то раз и навсегда данным. «Каждый народ имеет свой особенный идеал человека»,– писал К. Д. Ушинский. Каждая историческая эпоха несла свое представление о человеческом идеале. Его поиски не прекращались никогда.
В эпоху античности, как мы уже отмечали ранее, человек представлен естественно гармоничным и удивительно прекрасным. Поэмы Гомера и скульптурные произведения античных мастеров дают нам совершенные образцы идеального Человека, в котором воплощена идея всестороннего развития его телесных и духовных начал. Главный художественный принцип искусства античности нашел свое выражение в известном латинском изречении: «Mens sana in corpore sano», т. е. «В прекрасном теле – здоровый дух».
Совершенно иными были представления об идеале Человека в средние века. Прославление красоты физической, характерной для античности, оказалось совершенно чуждым и неприемлемым для искусства средних веков. Идеалом становится монах-аскет, скрывавшийся в монастыре от «греховных соблазнов», мирской суеты, проводящий жизнь в постоянных молитвах и просящий прощения у Бога. Чем больше страдает человек, тем ближе он к Богу, а следовательно, к Идеалу.
Образы мучеников и страдальцев за веру христианскую представлены в скульптурах готических соборов, в византийских мозаиках и древнерусских иконах. Они полны напряженной чувственности, абсолютно чужды радостям земной жизни, серьезны и сосредоточенны. Они мучительно размышляют о смысле бытия, силятся понять тайны человеческого духа.
А в искусстве Возрождения, напротив, торжествует Человек, сознающий себя венцом творения. Не о святости мучений и прославлении христианской веры думает теперь художник.
Свою главную задачу он видит в возвеличивании чисто земной красоты Человека, влюбленного в жизнь. Пренебрегая частностями и деталями, он стремится к созданию обобщенного образа совершенного Человека – воплощению доблести и красоты, мужества и благородства.
Подлинным идеалом Возрождения стал » Давид» Микеланджело – библейский герой-атлет, вдохновленный могучим и благородным порывом к свободе и подвигу.
А современник Микеланджело Рафаэль будет искать идеал в женской красоте. Созданные им портреты мадонн (их более двадцати) – прославили в веках имя художника. Интересно, что не всегда прообразы будущих мадонн Рафаэля соответствовали его представлениям о женском идеале. Вот, например, что он говорил об этом: «. . . Для того, чтобы написать красавицу, мне надо видеть много красавиц. . . Но ввиду недостатка в красивых женщинах, я пользуюсь некоторой идеей». Таким образом, Рафаэль сам определяет главную особенность своего творческого метода: реальные наблюдения дополняются представлениями художника о некоем идеале, подсказанном его собственным воображением.
Идеал Человека находит свое воплощение в религиозных представлениях человечества, а поэтому обратимся к крупнейшим религиям народов мира: буддизму, христианству и исламу.
Вопросы: 1. Что такое идеал? Каков идеал Человека в античности, средневековье и в эпоху Возрождения? Приведите примеры произведений, воплотивших, по-вашему мнению, идеал Человека в искусстве.
О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область
Метки: Искусствоведение
Идеал человека — Философия свободы Штайнер
Мудрецы на протяжении всей истории давали человечеству картину человеческого идеала, к которому мы должны стремиться. Нам даются примеры совершенных людей, такие как религиозные святые, или Иисус в Евангелиях, или героический индивидуалист Айн Рэнд.
Рудольф Штайнер представляет миру новый Человеческий Идеал, Этический Индивидуалист. Этический Индивидуалист стоит на высшей точке человеческой эволюции как тот, кто действует в соответствии со своими высшими этическими идеалами.
«Этический индивидуализм, таким образом, является венцом здания, воздвигнутого Дарвином и Геккелем для естествознания. Это теория эволюции, примененная к нравственной жизни». TPOF Глава 12.8
Этический Индивидуалист основан на реальности и действует на основе знаний как свободный мыслитель. Он свободно выбирает этический принцип для применения в каждой жизненной ситуации, не обращая внимания на то, что сделали бы другие.
| ||||
| | | | |
1. Сознательное человеческое действие | | Готов | | 14. Индивидуум |
2. Почему Желание | | Чувство | | 13. Ценность жизни |
3. Мысль как | | Думать | | 12. Моральное воображение |
4. Мир как восприятие | | Восприятие | | 11. Цель мира и цель жизни |
5. Наши знания о мире | | Концепция | | 10. Монизм и философия свободы |
6. Индивидуальность человека | | Идея | | 9. Идея свободы |
7. Есть ли пределы знаниям? | | Познание | | 8. Факторы жизни |
Как мы можем поладить? ГАРМОНИЯ НАМЕРЕНИЙ Нравственное недоразумение, столкновение целей невозможно между теми, кто свободен. |
Проверьте настройки браузера или обратитесь к системному администратору.
Человеческий идеал – Общество Божественной Жизни
Автор:
Шри Свами Шивананда
Послание Кришны Джаянти
Благословенные Я,
Рождение Шри Кришны на земле имеет важное значение и дать форму всей индийской нации. Он знаменует собой великое событие возникновения огромной силы любви и знания, объединившей в себе все сердца и умы Индии. В Шри Кришне мы находим национальные, политические, социальные, домашние, индивидуальные, универсальные и духовные идеалы, которым поклонялись и поклонялись в Индии и которые вполне могут проложить путь к мировому единству, если только они должным образом поняты и приняты в жизни человека. С самого начала жизни Шри Кришны мы находим в Нем смелого защитника, который стоял за дело мира и счастья человечества. Это действительно повод для всех нас вознести душу к высшему наслаждению празднования дня рождения великого героя, друга и учителя этого мира, который называет себя в Своей бессмертной Гите Отцом этого мира. , Мать, Поддерживающая, Дедушка, В высшей степени Чистый, Происхождение, Растворение, Субстрат, единственное, что нужно знать. На самом деле такие существа не рождаются и не умирают, а лишь становятся видимыми или невидимыми для человеческого глаза и сознания.
Шри Кришна был выдающимся государственным деятелем , который своим примером и наставлениями учил искусству управления, способу поддержания мира на земле. Он был знатоком в применении средств Сама (убеждение и примирение), Дана (предложение вознаграждения), Бхеда (вызывание разделения) и Данда (наказание), и он использовал их там, где они были абсолютно необходимы, и где они не помогали. идти против Дхармы или Вечного закона вселенной. Шри Кришна был не просто государственным деятелем, пытающимся понять, что правильно и неправильно, хорошо и плохо для нации, или действующим в соответствии со своими собственными прихотями и фантазиями или частными представлениями о добре и добре. Он был космическим человеком с космическим видением вещей, у которого не было никаких пристрастий, который никого не любил и никого не ненавидел, но действовал как канал для действия железной руки справедливости, правящей вселенной. Кришна соединил причины и следствия и заставил закон и справедливость играть свою надлежащую роль в жизни не посредством индукции или дедукции, предположения, догадки или воображения, общественного голосования или индивидуального влияния, но посредством интуиции сущностной Реальности вселенной. . Его слово было законом, а его поступок — справедливостью. Его мысли были высшими миротворцами, которые вибрировали в каждой клетке нации. Кришна завоевал любовь и уважение людей тем, что постиг в себе вселенную как единое целое. Шри Кришна был философом, мудрецом и йогом, и только он один может быть эффективным государственным деятелем, достойным имени. Это урок, который следует усвоить от Шри Кришны всем людям, как правящим, так и управляемым.
Шри Кришна прожил жизнь царственного домохозяина, уча человечество тому, что познание Абсолюта не является несовместимым с практической деятельностью в жизни. Он как бы форма, принятая великой Истиной о том, что вселенная есть проявление Брахмана. Вселенная — это Лила Пурушоттамы, а Шри Кришна — это Лила-Пурушоттама, играющий Абсолют. Не было конца домашним неурядицам, которые были у Кришны, не было предела социальным и политическим беспорядкам и угрожающим ситуациям, в которые был вовлечен Кришна, не было предела его ответственности, и все же не было равных его успеху, не было равных его блестящему примеру. жизни совершенной. Конечно, таким совершенным существом может быть только Аватара (воплощение Бога). Человек на земле, домохозяин, с тяжестью ответственности на голове и окружением, пытающимся угрожать и презирать его на каждом шагу, должен учиться науке и искусству правильной, хорошей и счастливой жизни у Шри Кришны, который объединил знания действием с удивительной ловкостью, на благо вселенной.
Идеал человека — это достижение Шри Кришны, принятие Его как средства и цели. Бхагавадгита — это Евангелие жизни, писание человечества, а жизнь Шри Кришны — великий комментарий к ней. Каждый человек должен стараться стать великим человеком знания, мастером йоги, центром любви и искусным исполнителем правильной деятельности, каким был Шри Кришна. Жизнь Шри Кришны, если ее внимательно изучить, даст знание о синтезе всех йог, практикуемых тем, кто, укоренившись в духовном Абсолюте, двигался по этой материальной земле. Жизнь и учение Шри Кришны — бессмертные учителя человечества, они будут жить вечно. Слова и действия Кришны должны восприниматься всеми стремящимися людьми как средство, а существо Кришны — как цель. Это возможно только после тщательного очищения и очищения себя, что абсолютно необходимо для познания Кришны.
Шри Кришна — универсальный и духовный идеал человека. Шри Кришна был примером великого Сверхчеловека Востока. Именно к этому достижению человечество медленно движется. Совершенство человека заключается в реализации Бога, Природы и Человека в одном. Человек не является отдельной сущностью. Природа не отчуждена от Бога, и Бог не отрезан от Природы и Человека. Слово «Бог» было неверно понято многими как просто один из трех принципов, только с точки зрения которых человек может рассматривать Реальность. Воистину, Бог означает то Высшее Существо, в котором Природа и Человек сливаются, как тождественные Его Сознанию. Шри Кришна является воплощением на земле Высшей Реальности. Слава Ему. Все поклонения Ему. Поклонения Ему.
Возлюбленные стремящиеся, Стремитесь стать, осознать Кришну, ваш Великий Идеал.