Что такое идеал человека: Идеал человека — LifeStyle-сайт Лавинии Лонд

Идеал человека | это… Что такое Идеал человека?

        Многообразие И. ч. в античную эпоху было обусловлено конкретно-историч. обстоятельствами и социальными факторами. Уже в гомеровском эпосе, в значительной степени отражавшем идеологию господствовавшей в раннем полисе (аристократич. полис) родовой знати, проявилась тенденция рассматривать в качестве идеала не только традиционный образ героя-вождя, но и личность, надел, чувством моральной ответственности. В поэмах Гомера содержится призыв уважать человеч. достоинство тех, кто оказался на нижней ступени социальной лестницы. Свойств, греч. мифологии антропоморфизм выразился в том, что божества в эпосе Гомера буквально скопированы с людей (сочетание «эпической объективности» с явственно обозначившейся творч. субъективностью), а строгая иерархия сонма олимпийских богов отражает социальную структуру аристократич. полиса. У поэта Гесиода, напротив, на образ человека наложил отпечаток горький опыт земледельцев, притесняемых родовой знатью. Миф о «золотом веке» с его обращением к прошлому представляет собой мечту о мире, свободном от угнетения и эксплуатации. Наиболее достойны уважения труд и социальная справедливость. О том, что прежний аристократич. И. ч. утратил свою жизненность, свидетельствовали ранние произведения греч. лирич. поэзии. Во мн. из них, написанных под впечатлением социальной борьбы 7 — 6 вв. до н. э., выдвигается требование индивидуальной свободы. В стихах поэта Архилоха открыто отвергаются аристократич. моральные ценности. Одновременно представители ионийской натурфилософии, преодолевшие мифологич. мышление, способствовали становлению нового И. ч. В их понимании человек проникнут верой в возможность разума и не вычленен из общекосмич. сферы (эволюционная теория антропогенеза Анаксимандра). В 5 в. до н. э. стремительное социально-экономич., обществ. — политич. и культурное развитие демократич. полиса породило веру в творч. потенциал человека. Судя по произведениям великих трагич. поэтов, далеко не сразу была преодолена тенденция постоянно подчеркивать слабость и беззащитность человека.

Для гражданина полиса идеал — предоставление всему свободному населению возможности активно участвовать в политич. и культурной жизни (это подчеркивается в приводимой в сочинении Фукидида речи Перикла над телами павших афинских воинов). Эти воззрения были порождены гуманистич. мотивами и привели к появлению идеала гармонически развитой личности (он возник под влиянием разработанного выразителями интересов родовой аристократии учения о калогатии). Однако ограниченность подобного гуманизма заключалась в том, что метеки, рабы и женщины были лишены политич. прав. Качественно новое в этом типе И. ч. было порождено стремлением изучить творч. потенциал человека и воздействие на него прогресса культуры (Протагор, Демокрит). В философских учениях большее внимание уделялось проблеме индивидуума (тезис Протагора «человек есть мера всех вещей»). В изобразительном искусстве поиски нового образа человека породили отход от статичности архаич. стиля и поиски возможности передать подвижность челостровеч, фигуры.
На начальной стадии кризиса полиса (нач. 4 в. до н. э.) усилившиеся индивидуалистич. тенденции наряду с попытками выйти из узких полисных рамок привели к отходу от коллективизма. Этика в этот период обогатилась рационалистич. моральной теорией Сократа и его осмыслением изречения «познай самого себя». Принявшее широкие масштабы имуществ. расслоение граждан породило множество представлений об идеальных типах как человеч. личности, так и общества. Намерение богачей ограничить рабовладельч. демократию и их демонстративное презрение к производительному труду еще более усилило разрыв между ними и массой обедневших граждан. Рост самосознания последних нашел выражение в учении киников, отрицавших государство, официальную религию, обществ, мораль и противопоставлявших им новые ценности (космополитизм, прославление тружеников). Наиболее видные идеологи богатых все активнее отстаивали идею воспитания («Paideia»). Одни из них стремились использовать ее исключительно в целях практич. политики (Исократ), другие рассматривали ее только в плане «Bios theoretikos», (Платон, Аристотель), поскольку предполагали, что наука может развиваться лишь в сфере мышления, а не в сфере опыта.
Аристотель, взяв на вооружение прогрессивные традиции философских учений 5 в., всесторонне проанализировал сущность человека и общества (человек как «общественное существо», этика, основанная на эмпиризме). В эпоху эллинизма в условиях расширения масштабов кризиса полиса и обострения социально-политич. противоречий зародилось новое представление о человеке, связанное с поисками разрешения социальных проблем. Идея равенства всех людей и единства их культур (киники, стоицизм) еще более потеснила полисную идеологию, основывающуюся на принципе обособления граждан в рамках одной общины. Зенон описал идеальное государство, в котором равны все — рабы и господа, греки и варвары, мужчины и женщины. Если, однако, эта утопия не сыграла особой роли в обществ, жизни, поскольку стоики все больше приспосабливали свои взгляды к существующим порядкам, то созданный Ямбулом утопич. образ «государства Солнца», видимо, породил требования ликвидации неравенства, которые встретили отклик широких масс во время восстания Аристоника (132 — 129 до н.
э.). Эпикурейский идеал дружбы создал новые социальные и этич. ценности, поскольку среди учеников Эпикура были и женщины, и рабы. Следуя просветительским традициям ионийской натурфилософии, Эпикур активно боролся против суеверий и страха перед богами. Усилившийся интерес к отдельному человеку в философии, литературе и изобразительном искусстве проявился во внимании к его индивидуальным чертам (трактат «Характеры» Теофраста, комедии Менандра, натуралистически выполн. статуи и портреты). В Риме в период ранней Республики такой идеологич. принцип как приверженность своему аристократич. роду и государству служил критерием при формировании идеала человеч. личности у представителей господствующего слоя. Они видели высшую ценность человека в приумножении славы своего рода, участии во внешней экспансии и укреплении власти нобилитета. Идеализированные старинные обычаи (mos maiorum) предписывали жить по заветам предков. Необыкновенное мужество в бою, героич. смерть, беспрекословное повиновение и дисциплина считались высшими моральными ценностями, а служба в армии, выполнение обязанностей магистрата и занятие должностей в жреч.
коллегии рассматривались как служение обществ, благу и возможность проявить себя. Официально признанные нормы поведения утверждались с помощью эпич. поэзии (Невий, Энний), историографии (Катон Старший), прославлением традиций, организацией торжеств, похорон (лаудация) представителей правящего сословия и составления соответствующих надписей на их могилах (например, элогии Сципиона). Если успехи, достигнутые в социальных столкновениях эпохи ранней Республики, первоначально способствовали подъему самосознания неимущего свободного населения, то по мере ограничения политич. прав плебса его идеология менялась, а идеалы обретали сходство с идеалами нобилитета. Свой И. ч. у низших слоев мог возникнуть только на почве религиозных представлений (например, божества — покровители семьи и земельного надела) или под влиянием образов прошлого (например, Сервий Туллий и некоторые другие цари, считавшиеся «добрыми правителями»). Во 2 в. до н. э. под влиянием греч. философии некоторые представители аристократии стали рассматривать в качестве идеала всесторонне развитую личность и выступать за расширение контактов с гражданами других государств.
Однако эта тенденция, как и некоторый интерес к рационализму и просветительству (Энний, члены т. н. «кружка Сципиона»), проявлялась только в высших слоях общества. Выработанное в 1 в. до н. э. четкое понятие «Humanitas» («Auctor ad Herennium», Цицерон) представляло собой первую попытку римлян одним термином определить сущность человека. Для Цицерона И. ч. воплотился в образе «совершенного оратора», сочетавшего солидную теоретич. подготовку с активной обществ, деятельностью. В эпоху Августа прославление др.-рим. доблестей широко использовалось в интересах официальной идеологии принципата. Это нашло отражение как в творчестве поэтов, писавших еще в период поздней Республики (неотерики, Катулл), так и поэтов мл. поколения, которым любовная тематика казалась не менее важной, чем морального литич. содержание (любовная элегия). В эпоху Империи идея о единстве человеч. рода (влияние стоицизма) сочеталась с концепцией установления мировой гегемонии Рим. державы. Для преодоления кризисных явлений предлагалось выработать в себе необходимые моральные качества, позаботиться о культурных ценностях (идеал — мудрец, достигший добродетели и бесстрастия, призыв к спокойствию и невозмутимости у Сенеки Младшего).
Выросшее самосознание низших слоев нашло выражение в прославлении производительного труда, в усилении чувства профессиональной гордости, презрении к богатству и роскоши (надписи на надгробных памятниках, сказки, взгляды некоторых киников). Послания ряда иудейских сект, а затем и христианские трактаты свидетельствовали о нарастании недовольства рим. владычеством. Раннее христианство, представлявшее собой форму протеста против официальной рим. религии и идеологии иудейской жреч. знати, выражало помыслы и чаяния рабов и обездоленных (идеал всеобщего равенства, уважение к бедности и труду, призыв к отказу от собственности). Пессимизм, мистика и идеи ухода от действительности получили широкое распространение в религии и философии эпохи Империи и периода поздней античности, наложили отпечаток на произведения изобразительного искусства и составили содержание нового И. ч., отличного от идеала эпохи расцвета античной культуры.

Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.

Идеал человека в культуре народов мира. Понятие об идеале

Категория: Искусствоведение.

Идеал человека в культуре народов мира. Понятие об идеале

«Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему в виде посоха – идеал! И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему – все выше и выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном стремлении к лучшему – истинное счастье»,– писал А. М. Горький, обращаясь к современникам. Так что же такое идеал? и почему всю историю мирового искусства мы вправе рассматривать как поиски идеала и совершенной красоты Человека?

§7. 1 Понятие об идеале.

«Вращается весь мир вкруг человека»,– писал А. С. Пушкин. Действительно, все, что создано на Земле, дело рук человеческих, плоды его творческих деяний и разума. С тех пор, как существует искусство, его главной и неизменной темой был и остается Человек. Что бы ни изображалось в искусстве, о чем бы оно ни говорило, каким бы ни представляло «образ мира в слове явлений», – то конечном счете это все о нем, о Человеке. Интерес к его личности лежит в самых истоках искусства, которое призвано утверждать творческие деяния людей в вечности, отражать его жизнь, внешний и внутренний облик.

Через произведения искусства человек стремился выразить собственные представления об окружающем мире, искал воплощения своей мечты, прославлял красоту и гармонию, достоинство и героизм. Немецкий поэт И. В. Гёте писал: «Мы знаем мир только в его соотношении с человеком, мы не желаем никакого искусства, кроме того, которое является отпечатком этого отношения».

И, действительно, вся духовная культура и история человечества воплотилась в художественных образах, сменяющих друг друга на протяжении тысячелетий. Они рассказывают нам не только о том, каким он мечтал и хотел быть. Лучшие произведения мирового искусства отражают идеальные представления о внешнем и внутреннем облике Человека. Но, как говорил древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э. ), «красоту души не так-то легко охватить взором, как красоту тела». Вот почему вся история искусства – есть поиски духовной красоты Человека. Кем бы ни был творец-художник: ваятелем или живописцем, музыкантом или поэтом, – он всегда стремился показать главное в человеке – его возвышенный Идеал.

Поистине мир велик и чудесен!

Есть лица-подобья песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

Н. Заболоцкий. О красоте человеческих лиц.

Что же такое идеал? Слово «идеал» французского происхождения, переводится как образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. Идеал – совершенное воплощение, лучший образец чего-то, представление кого-либо или чего-либо лучшим, чем есть в действительности. Идеальный – значит наделенный качествами, соответствующими идеалу.

Идеал Человека в искусстве никогда не был чем-то раз и навсегда данным. «Каждый народ имеет свой особенный идеал человека»,– писал К. Д. Ушинский. Каждая историческая эпоха несла свое представление о человеческом идеале. Его поиски не прекращались никогда.

В эпоху античности, как мы уже отмечали ранее, человек представлен естественно гармоничным и удивительно прекрасным. Поэмы Гомера и скульптурные произведения античных мастеров дают нам совершенные образцы идеального Человека, в котором воплощена идея всестороннего развития его телесных и духовных начал. Главный художественный принцип искусства античности нашел свое выражение в известном латинском изречении: «Mens sana in corpore sano», т. е. «В прекрасном теле – здоровый дух».

Совершенно иными были представления об идеале Человека в средние века. Прославление красоты физической, характерной для античности, оказалось совершенно чуждым и неприемлемым для искусства средних веков. Идеалом становится монах-аскет, скрывавшийся в монастыре от «греховных соблазнов», мирской суеты, проводящий жизнь в постоянных молитвах и просящий прощения у Бога. Чем больше страдает человек, тем ближе он к Богу, а следовательно, к Идеалу.

Образы мучеников и страдальцев за веру христианскую представлены в скульптурах готических соборов, в византийских мозаиках и древнерусских иконах. Они полны напряженной чувственности, абсолютно чужды радостям земной жизни, серьезны и сосредоточенны. Они мучительно размышляют о смысле бытия, силятся понять тайны человеческого духа.

А в искусстве Возрождения, напротив, торжествует Человек, сознающий себя венцом творения. Не о святости мучений и прославлении христианской веры думает теперь художник.

Свою главную задачу он видит в возвеличивании чисто земной красоты Человека, влюбленного в жизнь. Пренебрегая частностями и деталями, он стремится к созданию обобщенного образа совершенного Человека – воплощению доблести и красоты, мужества и благородства.

Подлинным идеалом Возрождения стал » Давид» Микеланджело – библейский герой-атлет, вдохновленный могучим и благородным порывом к свободе и подвигу.

А современник Микеланджело Рафаэль будет искать идеал в женской красоте. Созданные им портреты мадонн (их более двадцати) – прославили в веках имя художника. Интересно, что не всегда прообразы будущих мадонн Рафаэля соответствовали его представлениям о женском идеале. Вот, например, что он говорил об этом: «. . . Для того, чтобы написать красавицу, мне надо видеть много красавиц. . . Но ввиду недостатка в красивых женщинах, я пользуюсь некоторой идеей». Таким образом, Рафаэль сам определяет главную особенность своего творческого метода: реальные наблюдения дополняются представлениями художника о некоем идеале, подсказанном его собственным воображением.

Идеал Человека находит свое воплощение в религиозных представлениях человечества, а поэтому обратимся к крупнейшим религиям народов мира: буддизму, христианству и исламу.

Вопросы: 1. Что такое идеал? Каков идеал Человека в античности, средневековье и в эпоху Возрождения? Приведите примеры произведений, воплотивших, по-вашему мнению, идеал Человека в искусстве.

О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область

Метки: Искусствоведение

Идеал человека — Философия свободы Штайнер

Мудрецы на протяжении всей истории давали человечеству картину человеческого идеала, к которому мы должны стремиться. Нам даются примеры совершенных людей, такие как религиозные святые, или Иисус в Евангелиях, или героический индивидуалист Айн Рэнд.

Рудольф Штайнер представляет миру новый Человеческий Идеал, Этический Индивидуалист. Этический Индивидуалист стоит на высшей точке человеческой эволюции как тот, кто действует в соответствии со своими высшими этическими идеалами.

«Этический индивидуализм, таким образом, является венцом здания, воздвигнутого Дарвином и Геккелем для естествознания. Это теория эволюции, примененная к нравственной жизни». TPOF Глава 12.8

Этический Индивидуалист основан на реальности и действует на основе знаний как свободный мыслитель. Он свободно выбирает этический принцип для применения в каждой жизненной ситуации, не обращая внимания на то, что сделали бы другие.


ЭТИЧЕСКИЙ ИНДИВИДУАЛИСТ

представлены в
РУДОЛЬФ ШТЕЙНЕР
ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ


ГЛАВА


БЕСПЛАТНО
МЫШЛЕНИЕ 
Знающий


ЧЕЛОВЕК
СУЩЕСТВО

элементы
познания


БЕСПЛАТНО
МОРАЛЬ

Деятель


ГЛАВА

1. Сознательное человеческое действие


 Я ЗНАЮ ПОЧЕМУ
Я ДЕЙСТВУЮ

Готов


Я ДЕЙСТВУЮ
ОТДЕЛЬНО

14. Индивидуум
и Род

2. Почему Желание
Знания фундаментальны


Я ЖЕЛАЮ
ПРАВДА

Чувство


Я ЖЕЛАЮ
ДОБРА

13. Ценность жизни

3. Мысль как
инструмент познания


Я ДУМАЮ
УНИВЕРСАЛЬНО

Думать


Я ДУМАЮ
ВООБРАЖАЮ

12. Моральное воображение

4. Мир как восприятие


Я ПРИДАЮ СМЫСЛ
МИРУ

Восприятие


Я ПРИДАЮ ЦЕЛЬ
СВОЕЙ ЖИЗНИ

11. Цель мира и цель жизни

5. Наши знания о мире


Я ЗНАЮ МИР

Концепция


Я ДЕЙСТВУЮ
ЭТИЧЕСКИ

10. Монизм и философия свободы

6. Индивидуальность человека


МОИ ИДЕИ
ОСНОВАНЫ НА РЕАЛЬНОСТИ

Идея


МОИ ИДЕАЛИ
РЕАЛИЗОВАНЫ В ДЕЙСТВИИ

9. Идея свободы

7. Есть ли пределы знаниям?

 
МИР ЕСТЬ
ЦЕЛОЕ

Познание

 
Я ЕСМЬ
В ЦЕЛОМ

8. Факторы жизни

Как мы можем поладить?  ГАРМОНИЯ НАМЕРЕНИЙ Нравственное недоразумение, столкновение целей невозможно между теми, кто свободен.

Здравствуйте, вам необходимо включить JavaScript, чтобы использовать The Philosophy Of Freedom Steiner.

Проверьте настройки браузера или обратитесь к системному администратору.

Человеческий идеал – Общество Божественной Жизни

Автор:

Шри Свами Шивананда

Послание Кришны Джаянти

Благословенные Я,

Рождение Шри Кришны на земле имеет важное значение и дать форму всей индийской нации. Он знаменует собой великое событие возникновения огромной силы любви и знания, объединившей в себе все сердца и умы Индии. В Шри Кришне мы находим национальные, политические, социальные, домашние, индивидуальные, универсальные и духовные идеалы, которым поклонялись и поклонялись в Индии и которые вполне могут проложить путь к мировому единству, если только они должным образом поняты и приняты в жизни человека. С самого начала жизни Шри Кришны мы находим в Нем смелого защитника, который стоял за дело мира и счастья человечества. Это действительно повод для всех нас вознести душу к высшему наслаждению празднования дня рождения великого героя, друга и учителя этого мира, который называет себя в Своей бессмертной Гите Отцом этого мира. , Мать, Поддерживающая, Дедушка, В высшей степени Чистый, Происхождение, Растворение, Субстрат, единственное, что нужно знать. На самом деле такие существа не рождаются и не умирают, а лишь становятся видимыми или невидимыми для человеческого глаза и сознания.

Шри Кришна был выдающимся государственным деятелем , который своим примером и наставлениями учил искусству управления, способу поддержания мира на земле. Он был знатоком в применении средств Сама (убеждение и примирение), Дана (предложение вознаграждения), Бхеда (вызывание разделения) и Данда (наказание), и он использовал их там, где они были абсолютно необходимы, и где они не помогали. идти против Дхармы или Вечного закона вселенной. Шри Кришна был не просто государственным деятелем, пытающимся понять, что правильно и неправильно, хорошо и плохо для нации, или действующим в соответствии со своими собственными прихотями и фантазиями или частными представлениями о добре и добре. Он был космическим человеком с космическим видением вещей, у которого не было никаких пристрастий, который никого не любил и никого не ненавидел, но действовал как канал для действия железной руки справедливости, правящей вселенной. Кришна соединил причины и следствия и заставил закон и справедливость играть свою надлежащую роль в жизни не посредством индукции или дедукции, предположения, догадки или воображения, общественного голосования или индивидуального влияния, но посредством интуиции сущностной Реальности вселенной. . Его слово было законом, а его поступок — справедливостью. Его мысли были высшими миротворцами, которые вибрировали в каждой клетке нации. Кришна завоевал любовь и уважение людей тем, что постиг в себе вселенную как единое целое. Шри Кришна был философом, мудрецом и йогом, и только он один может быть эффективным государственным деятелем, достойным имени. Это урок, который следует усвоить от Шри Кришны всем людям, как правящим, так и управляемым.

Шри Кришна прожил жизнь царственного домохозяина, уча человечество тому, что познание Абсолюта не является несовместимым с практической деятельностью в жизни. Он как бы форма, принятая великой Истиной о том, что вселенная есть проявление Брахмана. Вселенная — это Лила Пурушоттамы, а Шри Кришна — это Лила-Пурушоттама, играющий Абсолют. Не было конца домашним неурядицам, которые были у Кришны, не было предела социальным и политическим беспорядкам и угрожающим ситуациям, в которые был вовлечен Кришна, не было предела его ответственности, и все же не было равных его успеху, не было равных его блестящему примеру. жизни совершенной. Конечно, таким совершенным существом может быть только Аватара (воплощение Бога). Человек на земле, домохозяин, с тяжестью ответственности на голове и окружением, пытающимся угрожать и презирать его на каждом шагу, должен учиться науке и искусству правильной, хорошей и счастливой жизни у Шри Кришны, который объединил знания действием с удивительной ловкостью, на благо вселенной.

Идеал человека — это достижение Шри Кришны, принятие Его как средства и цели. Бхагавадгита — это Евангелие жизни, писание человечества, а жизнь Шри Кришны — великий комментарий к ней. Каждый человек должен стараться стать великим человеком знания, мастером йоги, центром любви и искусным исполнителем правильной деятельности, каким был Шри Кришна. Жизнь Шри Кришны, если ее внимательно изучить, даст знание о синтезе всех йог, практикуемых тем, кто, укоренившись в духовном Абсолюте, двигался по этой материальной земле. Жизнь и учение Шри Кришны — бессмертные учителя человечества, они будут жить вечно. Слова и действия Кришны должны восприниматься всеми стремящимися людьми как средство, а существо Кришны — как цель. Это возможно только после тщательного очищения и очищения себя, что абсолютно необходимо для познания Кришны.

Шри Кришна — универсальный и духовный идеал человека. Шри Кришна был примером великого Сверхчеловека Востока. Именно к этому достижению человечество медленно движется. Совершенство человека заключается в реализации Бога, Природы и Человека в одном. Человек не является отдельной сущностью. Природа не отчуждена от Бога, и Бог не отрезан от Природы и Человека. Слово «Бог» было неверно понято многими как просто один из трех принципов, только с точки зрения которых человек может рассматривать Реальность. Воистину, Бог означает то Высшее Существо, в котором Природа и Человек сливаются, как тождественные Его Сознанию. Шри Кришна является воплощением на земле Высшей Реальности. Слава Ему. Все поклонения Ему. Поклонения Ему.

Возлюбленные стремящиеся, Стремитесь стать, осознать Кришну, ваш Великий Идеал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *