Что такое качество личности: Качества личности — Психологос

Лекция №19 (4часа) Интегративные качества личности


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


Лекция № 19 (4часа)
Интегративные качества личности
Формирование личности является философское понимание этого процесса как самодвижения, обусловленного внутренними причинами.

В трактовке термина «личностное качество» ученные подчеркивают его следующие характерные черты:

-устойчивое образование, наиболее типичные черты поведения людей;

-показатель завершенности конкретных характеристик и четко выраженной функциональности;

-отражение устойчивого поведения – как результата проявления «Я» личности;

— реагирующая функция во взаимоотношениях с миром.

А.В.Петровский считает, что «личностные качества, существуют в форме феномена межличностных взаимоотношений».

Качество – основная элементарная частица подструктуры личности, отличающаяся по своему внешнему выражению, сущности и ведущей функции.

В самом общем виде под интегративным качеством понимается элемент подструктуры личности, обладающий направленностью, способностью к саморазвитию и функционированию.

Качество личности является элементом ее структуры, отражает опыт жизнедеятельности, проявляется в поведении, сознании и чувствах.

В системе интегративных качеств ведущая роль принадлежит базисным качествам.

Наиболее полно проявляется сущность и специфичность.

Ими придается ценность всем, через них соединяются все другие качества, они всегда проявляются в сочетании с другими, связывают личностные качества из других групп вокруг направленности личности.

Через них поддерживается устойчивость и высокая активность, усиливается значимость положительных и снижение влияния отрицательных качеств в поведении личности.

В целом базисные качества обеспечивают взаимосвязь общего, типичного и специфического в структуре личности.

Базисные качества личности, проявляющиеся одновременно в деятельности и отношениях, в саморегуляции и саморазвитии, единство содержания и формы в подструктурах интеллекта, нравственности, воли и чувств.

Образование структуры личности.

Первоначально решающее значение в создании структуры личности имеет структура потребностей и их проявление.

Все потребности включены в определенные качества личности, имеют внешнюю и внутреннюю стороны.

Ведущими отношениями, формирующими качества личности, являются:

-отношение к природе;

-связь личности с обществом;

— отношение к истории, культуре, усвоение ценностей цивилизации;

-отношение к деятельности;

-отношение к себе как способ самопознания внутреннего мира;

-восприимчивость педагогических влияний.

Все виды отношений связаны между собой целями личности и деятельностью по их достижению. Отсюда и наличие подструктуры направленности личности.

Формировать личность – значит воспитывать в ней способность к выстраиванию перспективных линий развития на основе ценностных ориентаций, целей жизни.

Поскольку внутренний мир личности – результат взаимодействия ее психики с окружающей действительностью, его изменение всегда порождено двумя факторами: характером и содержанием внешних условий и уровнем развития и состояния психики.

Компоненты (подструктуры) целого связаны между собой разными видами жизнедеятельности.

Сам процесс образования структуры строится на взаимосвязи, взаимопереходе внешнего во внутреннее, на саморазвитии последнего.

Таким образом, структура личности включает в себя основанные на потребностях подструктуры, их взаимодействие между собой, их внешнее и внутреннее развитие в виде реакций, психических процессов, состояний, деятельности, поведения, отношений.

Функции структуры:

1. Фиксирует существенные результаты отражения в психики происходящих в окружающем мире процессов и явлений.

2. Обеспечивает взаимодействие врожденного и приобретенного, образование новых психических процессов и явлений с прежним опытом, тем самым создает преемственность в развитии индивида.

3.Способствует накоплению социально-ценного опыта эффективной деятельности в отношениях с окружающей действительностью,

4.Отражает результаты внутреннего психического развития, самодвижения, саморазвития духовного мира людей, согласует между собой на основе иерархии и самодвижения взаимодействие отдельных элементов и подструктур в единое целое.

Все это определяет и структуру воспитательного процесса, ее подструктуры: цели воспитания, диагностику, педагогические средства и методы.

Каталог: userfiles -> image -> nevolina -> tv-2-kurs -> 3sem
3sem -> Лекция №17 (2 часа) Детерминированность формирования личности
3sem -> Лекция №11 (2 часа) Коллектив как объект и субъект воспитания
nevolina -> Лекция №1 Понятие эмоций и чувств человека
tv-2-kurs -> Лекция №1 (2 часа) Воспитание и его место в общей образовательной системе
3sem -> Лекция №14 (2 часа) Национальное своеобразие воспитания
3sem -> Лекция №2 (2 часа) Закономерности и принципы воспитания
tv-2-kurs -> Екция №4 (4 часа) Педагогика сотрудничества в конце XX века


Скачать 40 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Качества личности как факторы эффективной деятельности руководителя

Терещенко Нина ГеннадьевнаКандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и предпринимательства Института Экономики, управления и права (г.Казань), г.Набережные Челны[email protected]

Качестваличности как факторыэффективной деятельности руководителя

Аннотация.Описывается психограмма руководителя на основе обобщения научных результатов по данному вопросу. Психограмма включает перечень профессионально важных качеств и противопоказания к управленческой деятельности. Показываются ограничения аналитической установки в изучении индивидуальных качеств руководителя. Ставится проблема о необходимости системного рассмотрения профессиональноважных качеств. Ключевые слова: профессиограмма, психограмма, управленческая деятельность, профессионально важные качества, руководитель

Достаточное количество публикаций у нас в стране и за рубежом посвящено рассмотрению вопроса индивидуальных особенностей руководителя. Это одна из наиболее традиционных сфер исследования в настоящее время. Такая ситуация в науке является ответом на требование практиков в обеспечении эффективности мероприятий подбора и воспитания кадров управления, так как существует зависимость эффективности производства от работы управленческого аппарата. Реализацией этого требования является выполнение процедур психологического анализа деятельности руководителя: профессиографирования, экспериментального ее изучения, направленных на получение профессиограммы и психограммы, в которых изложены особенностиданного труда и профессионально важные качества (ПВК), отражающие данные особенности и определяющие профессиональную пригодность к нему. В психологии труда сложилось понимание ПВК как индивидуальных качества субъекта деятельности, обеспечивающих эффективную реализацию профессиональных задач [1]. Являясь значимыми для деятельности, они наиболее непосредственно связаны со способностями и определяют основу формирования компетенций личности.

Способности, ПВКи компетентность представляют разные ©единицыª профессиональной пригодности, которые выделены и содержательно описаны. Вместе с тем, существуют принципиальные трудности в решении данной проблемы для управленческой деятельности, на освещение и характеристику которых направлена данная статьяНа современном этапе методологию такого рода анализа составляют теоретические положения психологической концепции деятельности, представленные в трудах Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, С.Л.Рубинштейна, В.Д.Шадрикова: ©о взаимосвязи и взаимообусловленности структурнофункциональной организации деятельности и личностиª [1, 2, 3, 4, 5, 6]. Оно состоит в том, что ПВК являются отражением требований, которые предъявляются деятельностью. Следовательно, профессиографический этап, как исходный,является обоснованным, так как направлен на поиск, выделение и изучение ее специфических особенностей. Такими для деятельности руководителя являются следующие ее особенности: она сочетает в себе индивидуальную и совместную деятельность (выступает как метадеятельность по отношению к индивидуальным деятельностям ее субъектов, которые должен организовать руководитель; отражает множественность социальных связей), а также ее основное содержание представлено структурой инвариантных управленческих функций [7, 8, 9].
Эти две особенности ставят проблему незавершенности (недостаточности, ограниченности) существующих представлений о структурноуровневой организации деятельности как трех уровневой. Учитывая, что основное психологическое содержание управленческой деятельности находится в иных плоскостях, выходящих за пределы трех уровней, продуктивным направлением является расширение представлений о пятиуровневой структуре деятельности, учитывая, что каждый из данных уровней предъявляет требования к соответствующим психологическим средствам ее реализации. Содержание деятельности руководителя (основные управленческие функции) предъявляют требования к когнитивным качествам субъекта, на это указывают авторы многих работ [10, 11, 12]. Весомые требования к средствам получения информации, ее переработки и хранения (к восприятию, мышлению, памяти) предъявляются информационной основой деятельности. Когнитивный фактор в сочетании с другими свойствами (эмоциональноволевыми, мотивационными) обеспечивает многие компетенции руководителя: профессиональную грамотность, восприятие и анализ разнообразной информации, систематизирование и обобщение, оперативность, прогноз развития ситуации, быстроту, как схватывания смысла документов, так и ориентации во внештатной нестандартной ситуации, четкость постановки цели, организацию других людей и многое другое.
Известна связь ее эффективности с мерой развития общих способностей (интеллектом, рефлексивностью и креативностью, уровень развития которых представлен диапазоном средних значений) и специальных способностей (перцептивных аналитичностисинтетичности восприятия, наблюдательности, мнемических оперативной и долговременной памяти, аттенционных устойчивости и переключения внимания, мыслительных операций анализа, синтеза, имажитивных творческого и воссоздающего воображения, показатели развития которых должны быть высоким).Для управленческой деятельности значение имеет коммуникативное поведение руководителя, обеспечивающее внутриорганизационное и внешнеорганизационное взаимодействие, роль коммуникативных способностей (эмпатии, идентификации, рефлексии, аттракции, экспрессии, коммуникабельности, общительности, толерантность и др.) и коммуникативной компетентности для которой подтверждена эмпирически [13]. В составе этих сложных интегральных образований представлены специфические личностные качества: проницательность, экстравертированность, экспрессивность, эмоциональность, доминантность, социальная перцепция и др. Считается, что противопоказаниями являются конформность, внушаемость, ригидность, авторитарность, эгоцентризм, формализм, ©монологичностьª [14].Корганизаторским способностям руководителяпредъявляютсявысокие требования со стороны реализацииадминистративных и кадровых функций. В работах А.Г.Ковалева, И.С.Мангутова, Л.И.Уманского было показано, что такие качества личности как: критичность, психологический такт, психологическая избирательность, практический психологический ум, общественная энергичность, требовательность, умение работать с людьми, лидерство составляют общеорганизационные способности и являются профессионально важными для управленческой деятельности [15, 16].Присутствие в деятельности руководителей разнообразных стрессфакторов и стрессситуаций (высокий объем информации и чрезмерная интенсивность рабочих нагрузок, высокая ответственность за результаты труда и др.) предъявляют требования к развитию таких качеств как стрессустойчивость, саморегуляция, эмоциональная стабильность, уверенность, активность [17]. Современное состояние проблемы следующее. Существуют иэмпирически обоснованы обширные списки качеств, необходимых для эффективной управленческой деятельности, которые охватывают когнитивные, коммуникативные, эмоциональноволевые свойства личности руководителя. В разных авторских работах перечисляются качества разные по степени обобщенности принадлежащие к разным уровням в системном строении личности. И очень часто это просто социально одобряемые качества, оцениваемые в обществе как положительные. Очевидно, что не один из руководителей не может отвечать этим требованиям и характеристиками. Кроме этого, сама управленческая деятельность вариативна по содержанию, что отчасти также объясняет широкое многообразие выделенных важных для управленческой деятельности качеств. Поэтому в практической деятельности руководители с одинаковыми профилями могут демонстрировать разную эффективность, а с различными ‬быть одинаково успешными. Исследования часто демонстрируют противоречивые результаты. Указываются несовместимые качества, например, доминантность (властность, грубость) и толерантность. Все представленные характеристики демонстрируют реальную сложность и многоаспектность проблемы, а также необходимость изменения направленности поисков. Проведенный анализ в отношении методологических подходов в решении данной проблемы показывает существование аналитического и системного подходов одновременно. Работы последнего десятилетия демонстрируют продуктивность метасистемного подхода. Тем не менее, традиционная аналитическая установка попрежнему является доминирующей. Она сложилась в прикладных работах по психологическому анализу деятельности и направлена на выделение и подробное изучение отдельных качеств, определяющих эффективность результата деятельности (примером является ©теория чертª). В рамках этого подхода выделены качества важные для деятельности и определен уровень их развития. Итогом исследований, как показывает анализ, явилось накопление обширного массива таких качеств. Вместе с тем данный способ анализа ПВК недостаточно учитывает основополагающую, фундаментальную природу психики ‬системность организации всех ее качеств. Деятельность обусловлена не только уровнем развитияиндивидуальных свойств, но в большей мере их синтезами, их объединением в целостные подсистемы. Целостность организации, влияние всей системы свойств на деятельность является важной закономерностью организации индивидуальных качеств. Но вопрос структуры, особенностей организации в рамках этого подхода не может быть поставлен и решен в силу ограничений самого подхода. Поэтому для общего решения поставленной проблемы данный способ является недостаточным, так как отражает один единственный аспект многомерной детерминации со стороны профессионально важных свойств ‬ее обусловленность уровнем развития индивидуальных свойств субъекта. Выделение качеств, которые изначально характеризуются обобщенностью, комплексностью строения или рассмотрение ее с позиций ©структуры личности руководителяª, ©структуры организаторских способностейª как совокупности индивидуальных качеств, обеспечивающих успешность деятельности, не позволяет преодолеть указанной трудности [13, 16]. Но, специфика управленческой деятельности, реализация основного ее содержания ‬управленческих функций ‬выражается в единстве ©инструментального и экспрессивного началª и указывает на синтез когнитивных, эмоциональноволевых, коммуникативных и многих других свойств личности руководителя. Очевидно, что именно этот синтез и должен изучаться в отношении выявления качеств важных для деятельности (ПВК) и качеств мешающих ее реализации (антиПВК) [9], и внастоящее время наука располагает средствами такого анализа. Так, например, итогом современных исследований явилось установление системной природы влияния качеств на реализацию профессиональной деятельности, благодаря которому выявлены структурнокомпенсаторные особенности индивидуальных характеристик [1, 10]. Поэтому конструктивным дополнением аналитического уровня в анализе ПВК руководителя, как было показано в наших исследованиях, выступает структурный уровень [7, 8, 9]. Оба уровня, являясь взаимодополнительными, позволяют наиболее полно охарактеризовать интегральную природу ПВК и системный характер влияния качеств личности на профессиональную деятельность руководителя. Такой подход отвечает природе изучаемых явлений, а именно, интегральной природе таких детерминант управленческой деятельности как ПВК и интегральной природе входящих в их состав компонентов, характерной особенностью которых является осуществляемое взаимодействие, связность, но никак не автономное существование и влияние данных образований. Они часто выступают компонентами или средствами реализации друг друга. Качество ©общительностьª, например, вместе с умением ©выстраивать межличностные отношенияª и потребностью ©в установлении социальных контактовª входит уже как компонент в более общеекачество ©социабельностьª. А ©социабельностьª является, в свою очередь, компонентом ©доминантностиª. Такие личностные свойства как ©независимостьª и ©смелостьª являются средствами обеспечения интеллектуальной деятельности [7, 8, 9]. Но во многих исследовательских работах такие качества, как правило, анализируются как рядоположенные. Эти качества очень разные по степени обобщенности, они принадлежат к разным уровням в системном строении личности, их большое многообразие и требуется систематизация самих данных качеств, которая присутствует в науке скорее имплицитно на уровне отдельных разрозненных сведений. Структурный уровень анализа позволяет раскрыть и объяснить ©интеграциюª разнородного, необходимость и возможность одновременногоприсутствия в личности несовместимых качеств, как например аффектотимии (указывающей на проявление терпимости, тактичности, эмоциональности, общительности) и доминантности (властности, независимости, грубости, конфликтности). Учитывая, что ПВК имеют относительный характер проявления и выражения, следует признать, что они не могут быть оценены однозначно ‬как положительные или как отрицательные, вне условий, в которых они востребованы и формируются, и вне сочетания с другими. Успешный руководитель ‬это руководитель и осторожный и рискующий, общительный и сдержанный, импульсивный и рефлексивный одновременно. Интеграция свойств, являясь основанием для компенсации, объясняет возможность совмещения несовместимого. Продуктивным решением явилось положения о динамической функциональной структуре личности, а также об общей (уровневой) и специальной структуре личности руководителя, которая определяется структурой профессиональной деятельности, и каждая подструктура личности имеет свое соответствие в архитектоникедеятельности руководителя [13]. Такое рассмотрение позволяет объяснить существующий компенсаторный механизм, действующий за счет актуализации требуемого сочетания качеств общей структуры и использования стиля деятельности руководителем, основу которого составляют оптимально развитые, доминирующие свойства. Таким образом, основная задача, которая ставится, это задача исследования закономерностей и эффектов интеграции и структурного влияния на параметры профессиональной деятельности. Результаты проведенных нами исследований, а также целый ряд работ демонстрирует конструктивность и целесообразность проведения анализа такого рода: сначала выделяемые параметры соотносятся отдельными свойствами личности (устанавливаются связи с уровнем их развития), затем с симптомокомплексом свойств [7]. В первом случае решается задача исследования автономного влияния качеств личности на параметры деятельности, во втором ‬закономерности совместного, структурного воздействия. Как правило, в работах обнаруживается практически полное отсутствие систематических связей между индивидуальными качествами и параметрами деятельности. Проведение далее структурного анализа демонстрирует ее более сложный характер ‬характер структурного соответствия и позволяет сделать вывод, что эффективность управленческой деятельности обеспечивается в значительной мере системным влиянием профессионально важных свойств и это обнаруживается, как показано в наших работах, по отношению разным категориям качеств: когнитивным и личностным свойствам. Результаты исследований управленческой деятельности демонстрируют, что реальная и наиболее сильная детерминация параметров эффективности осуществляется не на уровне развития отдельных качеств личности ее субъекта и не на уровне структуры личности в целом, а на уровне отдельных определенным образом организованных симптомокомплексов ПВК. Руководителю для эффективной реализации функций деятельности необходимо проявить как можно больше разнородных качеств, входящих в структуру, обладающей высокой связностью, организованностью (когернтностью и дифференцированностью). Такие результаты согласуются с положениями системогенетического подхода о формировании подсистем ПВК в процессе системогенеза, определяющих основные параметры деятельности. В описании структуры профессиональной пригодности к управленческой деятельности исследователи, как правило, сосредотачивают внимание на характеристике ПВК. Но помимо профессионально важных свойств существуют и выявляются эмпирически другие свойства личности: профессиональнонейтральные (качества, которые не играют никакой существенной роли для реализации эффективной управленческой деятельности) и свойства личности, выступающие противопоказаниями к управленческой деятельности (антиПВК). Последние также, представляя системные организации качеств, являются сложными конструктами для выявления, так как они трансформируются в зависимости от вида управленческой деятельности, выступая в одном случае (ситуации) как ПВК, а в другом как свойствопротивопоказание. Характерным и инвариантным свойством ПВК и антиПВК является свойство полярности. Тем не менее, такие качествапротивопоказания также должны быть выявлены и описаны. На наш взгляд, необходимо опираться на понимание такой структуры, в которую входят свойства поразному влияющие на деятельность: положительно влияющие (они чаще всего и исследуются), нейтральные и отрицательно влияющие. По результатам наших исследований (диагностика осуществлялась по методике 16 Кеттела) структурная организация последних, отрицательно влияющих на деятельность (в нее вошли качества: регидность (F), конформизм (G), сензитивность (I), мечтательность (M), подозрительность (L), чувство вины (О), тревожность (Q4)), оказалась выше для группы ©неуспешныхª руководителей высшего уровня. Полученные структурные показатели характеризуют данную систему качеств как более организованную, целостную и дифференцированную по отношению к ©неуспешнойª группе, что и отражается в их меньшей профессиональной эффективности. Наличие сформированной высоко интегрированной системы такого рода качеств нежелательно, так как видимо она обеспечивает возникновение ошибок и снижение эффективности деятельности в целом, формирование непродуктивного индивидуального стиля. Очевидно, что в данном случае, наиболее продуктивным решением практики профессионального отбора является оценка такого рода противопоказаний к деятельности. Как показывают исследования, общая структура ПВК руководителя представлена следующими основными ее категориями: ПВК, ©нейтральныхª качеств, отсутствия ©антиПВКª. Имея средний уровень развития, они различаются связностью с целостной структурой субъектных детерминант. При реализации профессиональной деятельности ПВК включаются в более сложную функциональную систему, которая взаимосвязана со структурой профессионального опыта, организуя систему, определяющую профессиональную компетентность руководителя и включающую многообразие качеств (компетенций). Таким образом, важные управленческие качества состоят из разнородных факторов и предполагают сложное взаимодействие между когнитивными, эмоциональноволевыми и иными индивидуальными свойствами субъекта деятельностиДанное обобщение приводит к постановке уже задачи иного рода ‬задачи психодиагностического плана, задачи методических средств изучения и оценки таких комплексов свойств, оценки индивидуальных структур свойств руководителя. Необходимы психометрические средства диагностики такого рода индивидуальных симптомокомплексов ПВК субъекта управленческой деятельности, которые позволяют учитывать взаимосвязи качеств наряду с традиционным получением информации об уровне развития отдельных свойств, или полиметрические средства. Нужны особые методики, позволяющие измерять независимые, гетерогенные переменные. В свою очередь должна быть решена проблема гетерогенности конструкта, составляющего основу методики. Но современная психодиагностика такими средствами пока не располагает и ее современное состояние не позволяет решать проблемы данного уровня сложности. Поэтому следует проанализировать возможности осуществления оценки имеющими средствами.Проведенные нами исследования управленческой деятельности, а также результаты ряда работ, выполненных в рамках системогенетической концепции, показали, что любой выявленный симптомокомплекс содержит базовые ПВК [7, 8, 9, 10]. Эти качества имеют наибольшее значениев организации всех входящих в данную подсистему качеств. Роль этих качеств состоит в выполнении ©структурообразующейª функции по отношению к остальным качествам, с которыми они имеют многочисленные статистически значимые и положительные корреляции. Математическая интерпретация корреляционной связи, как известно, раскрывает эквивалентность индивидуальной меры выраженности связных качеств, и поэтому позволяет выдвинуть предположение о возможности выполнения диагностики такого рода системных образований через диагностику их коррелятов уровня развития базовых качеств. Поэтому такая оценка возможна, но она требуется эмпирической проверки конструктивности данного положения для управленческой деятельности.

Ссылки на источники1.Шадриков В.Д. Деятельность и способности/ В.Д.Шадриков. ‬М.: Логос,1994. ‬320 с.2.АнаньевБ.Г.Психология и проблемы человекознания/ Б.Г.Ананьев. ‬М.:©Институт практической психологииª, Воронеж: НПО ©МОДЕКª, 1996. ‬384 с.3.Выготский Л.С.Психология / Л.С.Выготский. ‬М.:ЭКСМОПресс, 2000. ‬1008с.4.ЛеонтьевА.Н.Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. ‬М.: Политиздат, 1975. ‬237 с. 5.ЛомовБ.Ф.Проблемы общей, педагогической и инженерной психологии/ Б.Ф.Ломов. ‬М.: Наука, 1984. ‬296с.6.РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1990. В2т.; Т.II. / С.Л.Рубинштейн. ‬М.: Педагогика, 1990. ‬328с.7.КарповА.В., ТерещенкоН.Г.Психология управленческой деятельности/ А.В.Карпов, Н.Г.Терещенко. ‬Казань: Издво Института, экономики, управления и права, 2006. ‬288с.8. ТерещенкоН.Г.Закономерности структурной организации субъектных детерминант управленческой деятельности: Автореф. дисс…канд. психол. наук. ‬Ярославль, 2004. ‬24с.9.ТерещенкоН.Г. Закономерности структурной организации субъектных детерминант управленческой деятельности: дис. … канд. психол. наук / Н.Г.Терещенко. ‬Ярославль, 2004. ‬233 с.10. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений/ А.В.Карпов. ‬М.: Юристъ,1998.‬440с. 11.Генов Ф. Психология управления/ Ф.Генов.‬М.: Прогресс, 1982. ‬

422 с.12.Теплов Б. М. Ум полководца/ Б.М.Теплов.‬М.: Педагогика, 1990.‬208 с.13.ЖуравлевА.Л.Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы) / А.Л.Журавлев ‬М.: Наука, 2004. ‬476с.14. ХарашА.У.Руководитель, его личность и деятельность/ А.У.Хараш.‬М.:Знание, 1981. ‬62 с.15.КовалевА.Г.Коллектив и социальнопсихологические проблемы руководства /А.Г.Ковалев. ‬М.:Политиздат, 1978. ‬279 с.16.МангутовИ.С., УманскийИ.Л.Организатор и организаторская деятельность/И.С.Мангутов, И.Л.Уманский.‬Л.:ЛГУ, 1975. ‬311 с.17.ВендровЕ.Е.Психологические проблемы управления/ Е.Е.Вендров. ‬М.:Экономика, 1969. ‬159с.

Tereshchenko Nina GennadievnaCandidate of Psychological Science, assistant professor ofpsychology of work andbusinessof the Instituteof Economics, Management and Law (Kazan),NaberezhnyeChelnyPersonal characteristics as factors of performance of managersAbstract. Thepsychogram of the manager is described on the basic of the scientific results on this issue. The psychogram includes the professionally important qualities and contraindication to management activities. The restriction of analytical method is shown in the studying the manager individual qualities. The problem of the necessity of systematic studying professionally important qualities is considered. The key words: professiogram, psychogram, managerial activities, professionally important qualities, manager.

Что такое… черта личности и расстройство

12 апреля 2019 г. 16 сентября 2022 г.

В этой серии я немного углублюсь в значение психологических терминов. На этой неделе мы рассмотрим разницу между чертой характера и расстройством.

Черты личности

Википедия определяет черты личности как «привычные модели поведения, мыслей и эмоций», которые в основном стабильны во времени и в контексте. Некоторые черты попадают в континуум, например, интроверсия/экстраверсия. Неясно, в какой степени биология и факторы развития играют роль в формировании того, кем мы становимся.

Модель черт личности «большой пятерки» разбивает человеческую личность на пять широких измерений: открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, уступчивость и невротизм. Высокий уровень невротизма и низкий уровень сознательности связаны с повышенным риском распространенных психических заболеваний.

Тип Майерс-Бриггс — это способ взглянуть на то, как сочетаются черты личности, хотя эта типология не была научно подтверждена. Он включает в себя интроверсию/экстраверсию, ощущение/интуицию, мышление/чувство и восприятие/суждение.

Некоторые другие важные черты личности включают самооценку, честность-смирение, избегание вреда, стремление к новизне, перфекционизм, ригидность, импульсивность, расторможенность и навязчивость. На многие из этих характеристик могут влиять эпизоды психического заболевания, даже если они отсутствуют, когда человек здоров. Я подозреваю, что есть также некоторые черты, которые обычно могут присутствовать на низком уровне, но становятся более преобладающими в стрессовых условиях.

Расстройства личности

Расстройства личности не соответствуют определенным индивидуальным чертам; вместо этого они представляют собой более широкую конструкцию. Википедия говорит, что расстройства личности:

«…характеризуются устойчивыми неадекватными моделями поведения, познания и внутреннего опыта, проявляющимися во многих контекстах и ​​​​отклоняющимися от тех, которые приняты культурой человека. Эти паттерны развиваются рано, негибки и связаны со значительным дистрессом или инвалидностью».

DSM-5 группирует расстройства личности в три группы:

  • A : странные/эксцентрические (параноидальные | шизоидные | шизотипические)
  • B : драматические/эмоциональные/неустойчивые (истерические | антисоциальный)
  • C : тревога/страх (избегающий | зависимый | обсессивно-компульсивный)

Возможно наличие признаков нескольких различных расстройств личности.

Расстройства личности диагностируются на основании наличия ряда характеристик, охватывающих как внутренние переживания (мысли и эмоции), так и поведение. Для постановки диагноза необходимо соответствие определенному ряду критериев. Людям, которые имеют некоторые элементы расстройства и в результате испытывают некоторый дистресс, но не соответствуют полным диагностическим критериям, может быть поставлен диагноз [например, пограничные] черты личности.

Черты и расстройства

Многие люди хотя бы иногда проявляют некоторые характеристики, связанные с некоторыми расстройствами личности. Что отличает расстройства личности, так это негибкость реакций, устойчивые и широко распространенные неадекватные реакции. Они также оказывают значительное влияние на социальную, рабочую и другие важные сферы функционирования. Терапия расстройств личности не пытается изменить личность человека; вместо этого он фокусируется на том, чтобы научиться более умело реагировать, чтобы избежать разрушительных и неадекватных паттернов.

В то время как DSM разбивает расстройства личности на определенные категории, некоторые исследователи предложили многомерный подход, такой как описание расстройств личности на основе пяти больших измерений личности. На странице расстройства личности в Википедии есть довольно интересная диаграмма, в которой это показано.

Я думаю, что большинство моих собственных личностных черт оставались достаточно постоянными с течением времени, хотя, возможно, были различия в степени, в которой я принимал эти черты в поведении (в частности, я думаю о том, чтобы быть интровертом). Когда моя депрессия тяжелая, многие уродливые вещи могут выпрыгнуть и появиться, которые обычно остаются спрятанными в ментальном туалете. Иногда я задаюсь вопросом, настоящая ли это я, которую я обычно держу на коротком поводке. Я действительно так не думаю, но опять же, уродливые части всегда рядом, когда они мне нужны (?).

Ссылки

  • Википедия: Большая пятерка черт личности | Расстройство личности | Теория черт характера

Уголок психологии содержит обзор терминов из серии «Что такое…», а также набор научно обоснованных психологических тестов.

Эшли Л. Петерсон

BScPharm BSN MPN

Эшли — бывшая медсестра в области психического здоровья и фармацевт, а также автор четырех книг.

Так:

Нравится Загрузка…

Черта характера, которая разрывает Америку (и мир) на части

«Сначала было «Я-поколение», затем «Я-поколение». Теперь у нас есть эмпирические доказательства того, что мы живем в то, что станет известно как «Эпоха мудаков», также известная как Эра Твиттера …» — Психолог Брент Робертс в твиттере

«Наше движение направлено на замену несостоятельного и коррумпированного политического истеблишмента новым правительством, контролируемым вами, американским народом. … Политический истеблишмент, который пытается остановить нас, — это та же группа, которая несет ответственность за наши катастрофические торговые сделки, массовую нелегальную иммиграцию, а также за экономическую и внешнюю политику, которые обескровили нашу страну . .. Единственное, что может остановить это коррумпированная машина — это вы», — Аргумент Дональда Трампа в пользу Америки 9.0003

В мире сейчас много разногласий. Но есть одно различие, глубоко укоренившееся в сердцевине человеческой природы, которое помогает объяснить многие другие различия. Я имею в виду источник изменчивости человеческой личности, встроенный прямо в нашу ДНК: антагонизм . Если серьезно рассмотреть эту черту и понять, как антагонизм взаимодействует с обусловливанием окружающей среды и обменом сообщениями, мы сможем лучше понять одно из самых заметных противоречий в современном мире: популизм.

Во-первых, давайте углубимся в новейшую науку о антагонизме.

Наука антагонизма

Измерение личности антагонизм-приятие является одним из пяти основных измерений личности. Как и другие основные параметры личности, эта черта обычно распространена в популяции. Чем больше два человека различаются по этому фундаментальному параметру, тем более непонятным может показаться поведение другого человека, особенно когда речь идет о соблюдении социальных норм и альтруистическом поведении.

Приятие (противоположный полюс антагонизма) состоит из двух основных аспектов: вежливости и сострадания . Вежливость отражает тенденцию соответствовать социальным нормам и воздерживаться от воинственности и эксплуатации других, тогда как сострадание отражает тенденцию эмоционально заботиться о других. Люди с высокими показателями вежливости озабочены справедливостью, в то время как те, у кого высокие показатели сострадания, больше озабочены помощью другим, особенно тем, кто в ней нуждается.

На другом конце полюса люди с низким уровнем вежливости (враждебно настроенные люди), как правило, имеют высокие показатели агрессии, в то время как люди с низким уровнем сострадания имеют низкие показатели эмпатии. В то время как вежливость и сострадание могут расходиться (например, у человека может быть высокий уровень сострадания, но низкий уровень вежливости), вежливость и сострадание сильно коррелируют в общей популяции, и оба аспекта вместе составляют общую личностную область приятности.

Как и все другие личностные вариации, различия в измерении приятности-антагонизма отражаются в мозгу. Неврологически те, кто набирает высокие баллы за доброжелательность, как правило, демонстрируют большую активацию сети мозга в режиме по умолчанию, что связано со способностью моделировать психические состояния других и интегрировать на более высоком уровне различные типы информации, необходимые как для понимания, так и для обмена. эмоциональные переживания других. Доброжелательность также связана со способностью регулировать эмоции, особенно подавление агрессивных импульсов и других социально разрушительных эмоций. С точки зрения нейрохимии, приятность включает в себя нейротрансмиттеры тестостерон (связанный со склонностью от вежливости к антагонизму) и окситоцин (связанный со склонностью к состраданию и внутригрупповым социальным связям).

Измерение антагонизм-приятие имеет большую прогностическую ценность в реальном мире (не только в научной лаборатории). Враждебно настроенные люди более склонны реагировать агрессивно и мстить, когда другие обращаются с ними несправедливо (хотя их, как правило, гораздо меньше волнует, относятся ли к другим несправедливо). На работе враждебно настроенные люди работают лучше, чем очень покладистые люди, после того, как услышат гневную речь от своего менеджера (это их зажигает), тогда как очень покладистые люди, как правило, улучшают свою работу после того, как их менеджеры выражают радость по поводу их работы.

Это измерение личности также имеет глубокие последствия для политики. Политики, настроенные более антагонистично, привлекают больше внимания средств массовой информации и чаще избираются, чем более приятные политики. Среди населения в целом антагонистические люди с большей вероятностью не доверяют политике в целом, верят в теории заговора и поддерживают сепаратистские движения.

Антагонизм не является абсолютно хорошим или плохим. Дэниел Неттл предположил, что все черты личности эволюционировали, чтобы иметь компромиссы, и именно поэтому в личности существуют различия. С эволюционной точки зрения приятность имеет как выгоды (внимание к психическому состоянию других; гармоничные межличностные отношения, ценное коалиционное партнерство), а также затраты (при условии социального обмана и эксплуатации; неспособность максимизировать эгоистичную выгоду). Тем не менее, из-за существования такого большого разнообразия этой черты, крайне антагонистические лидеры могут возбуждать и влиять на широкий круг людей с высокими показателями этой черты посредством своей риторики и обмена сообщениями.

Антагонизм и резонанс с популизмом

В психологии все чаще признается, что черты личности взаимодействуют с сообщениями лидеров. «Ключевым навыком для политиков является… говорить на «языке личности»… путем выявления и передачи тех индивидуальных характеристик, которые в определенное время наиболее привлекательны для определенного электората», — отмечают Джан Капрара и Филип Зимбардо. Они обнаружили, что избиратели выбирают политиков, чьи черты соответствуют их личности.

В том же духе Патти Валкенбург и Йохен Петер представили свою модель дифференциальной восприимчивости к медийным эффектам (DSMM), в которой утверждается, что риторика и формулировка сообщения оказывают большее когнитивное и эмоциональное воздействие на людей, разделяющих определенные склонности, чем на других людей. Например, послание надежды может быть более привлекательным для тех, кто более склонен испытывать положительные эмоции и энтузиазм, в то время как послание перемен может быть более привлекательным для тех, кто готов идти на риск.

Возможно, самое важное взаимодействие в современном мире — это взаимодействие между антагонизмом и популизмом. Основная черта популизма — это послание против истеблишмента и акцент на центральной важности людей. Послание против истеблишмента изображает политическую элиту коррумпированной и злой, незаинтересованной в интересах «чистых людей». По словам Джона Джудиса и Руи Тейшейры, существенным разделением среди популистов является «народ против сильных».

В недавней серии исследований профессор политической коммуникации Берт Баккер и его коллеги провели самое масштабное и наиболее систематическое исследование вопроса: Что происходит, когда враждебно настроенные граждане получают послание, направленное против истеблишмента? Они нашли твердую поддержку в том, что анти-истеблишментское послание популистов больше всего находит отклик у крайне враждебно настроенных людей. Это открытие было подтверждено в семи странах на трех разных континентах. Антагонизм предсказал поддержку популистов как правые (Трамп, UKIP, Датская народная партия, Партия свободы, СВП) и левые (Подемос, Чавес) популисты.

Используя физиологические измерения, они также смогли установить более глубокие эмоциональные процессы, лежащие в основе этой связи. Используя показатель проводимости кожи (который фиксирует активность симпатической нервной системы), исследователи обнаружили увеличение возбуждения в ответ на политические сообщения, которые соответствовали личности человека. В частности, настроенные против истеблишмента сообщения возбуждали враждебно настроенных людей, в то время как очень приятные люди находили про — Пропало сообщение.

Это важно, потому что эмоции играют важную роль в определении того, как политическая коммуникация влияет на нас. Те, кого больше возбуждает конкретное сообщение, с большей вероятностью запомнят его и снова будут искать это сообщение в долгосрочной перспективе. Эти результаты показывают, что политики могут оказывать существенное влияние на избирателей, предоставляя сообщение, которое эмоционально резонирует с личностью избирателя.

Они тоже смотрели на авторитаризм. Авторитаризм заключает в себе предпочтение социального порядка, структуры и послушания. Предыдущие исследования показали, что люди с высоким авторитарным статусом проявляют меньшую терпимость к членам чужой группы и поддерживают популистские партии с правой идеологией. В соответствии с этим Баккер и его коллеги обнаружили, что, хотя авторитаризм не предсказывал направленность против истеблишмента, он предсказывал поддержку Трампа и UKIP, а также любого кандидата с сильной антииммиграционной позицией. Эти результаты указывают на второй путь к популизму через особую идеологию, связанную с правым популизмом.

Последствия разделения антагонизма и приятности

Кажется, что-то отличается в воздухе в эти дни. В зависимости от вашей точки зрения (и личности) вещи либо более «зловещие», либо более «революционные». Но я думаю, мы все можем согласиться с тем, что политический ландшафт и дискурс резко изменились только за последние несколько лет. Всегда существовали партийные разногласия, но, похоже, преобладал и другой вид раскола — между народом и политиками. Как отмечает голландский политолог Кас Мудде, «сегодня популистский дискурс стал мейнстримом в политике западных демократий».

Важно подчеркнуть, что популизм — это идеология, превосходящая либерализм и консерватизм. Исследования показывают, что и либералы, и консерваторы приятны, но они согласны по-разному: аспект приятности вежливости связан с консервативным взглядом и более традиционными моральными ценностями, тогда как аспект доброжелательности сострадания связан с либерализмом и эгалитаризмом. Консерватизм и либерализм могут дополнять друг друга; обществу нужны те, кто находится у власти, кто глубоко заботится о справедливости всех и стабильности общества, а также те, кто больше озабочен страданиями нуждающихся.

Также важно понимать, что популизм сам по себе не обязательно опасен. Здоровая демократия будет включать в себя тех, кто бросает вызов правительству и критикует власть имущих. Что особенно проблематично, так это когда крайне враждебно настроенный лидер использует риторику, которая пробуждает эмоции других враждебно настроенных людей и сплачивает их для поддержки конкретной идеологии, являющейся пагубной. Это может привести к ситуации, когда большая часть людей, находящихся у власти, — это те, кому не хватает эмпатии, понимания перспективы и самоконтроля, необходимых для сдерживания агрессивных и разрушительных импульсов.

Конечно, не все люди, поддерживающие популизм, являются антагонистами. Есть ряд причин, по которым люди поддерживают популистов. Социолог Арли Рассел Хохшильд проделал огромную работу, пытаясь понять, о чем думали многие избиратели Трампа, когда отдавали свои голоса. Причины включают «жизни, разорванные на части застойной заработной платой, потерей дома, неуловимой американской мечтой, а также политическим выбором и взглядами, которые имеют смысл в контексте их жизни».

Тем не менее, в социальных сетях, на YouTube и в альтернативных СМИ появляется все больше враждебно настроенных людей, которые считают, что у них есть ответы лучше, чем у правительственной «элиты», и что популистские послания Трампа вдохновляют и побуждают их иметь больше влияния, чем когда-либо. до. Наиболее важным объяснением привлекательности популизма являются не социально-экономические факторы (Баккер и его коллеги фактически контролировали социально-экономический статус в своих исследованиях), а критическая причина, по которой люди стали более восприимчивы к популизму, заключается в том, что они стали более восприимчивыми к популизму.0063 лучше образованы и более свободны высказывать свое мнение публично. На самом деле привлекательность популизма отчасти объясняется усилением эгалитаризма 1960-х годов, следствием чего является то, что сегодня граждане ожидают от политиков большего и чувствуют себя более компетентными в оценке своих действий.

В целом это хорошо. Однако, как отмечает Кас Мудде, все больше и больше граждан считают, что они хорошо понимают, что делают политики, и думают, что они могут делать это лучше, в то время как на самом деле людей меньше.0063 хочет, чтобы делал это лучше, активно участвуя в различных аспектах политической жизни. Политический теоретик Роберт Даль хорошо выразился, написав: «Почти полвека опросов дают неопровержимые доказательства того, что граждане не придают большого значения фактическому участию в политической жизни».

Интересно, что сторонники популизма на самом деле не хотят, чтобы ими руководил «простой человек»; скорее, они хотят, чтобы их собственные ценности и желания воплощались в жизнь «великим» лидером. Мудде обнаружил, что большинство популистских лидеров на самом деле являются «элитой аутсайдеров»; они тесно связаны с элитой, но не часть элит. Сторонники популизма просто не хотят, чтобы ими управляла «чужая» элита, чья политика напрямую не удовлетворяет их собственные желания и интересы.

Важно помнить об этом исследовании, так как похоже, что использование популистской риторики для проведения более радикальной политики не исчезнет в ближайшее время. Как отмечает Мудде, в силу ряда факторов «популизм станет более регулярной чертой будущей демократической политики, вспыхивая всякий раз, когда значительная часть «молчаливого большинства» чувствует, что «элита» больше не представляет их».

Понимание различий в характерах может быть не единственным фактором, влияющим на понимание привлекательности популизма, но ради страны и мира важно учитывать его.

Выраженные взгляды принадлежат автору (авторам) и не обязательно совпадают с мнением Scientific American.

ОБ АВТОРАХ

    Скотт Бэрри Кауфман, доктор философии, психолог-гуманист, исследующий глубины человеческого потенциала. Он читал курсы по интеллекту, творчеству и благополучию в Колумбийском университете, Нью-Йоркском университете, Пенсильванском университете и других местах. Он ведет подкаст The Psychology, а также является автором и/или редактором 9книги, в том числе Transcend: Новая наука о самоактуализации , Wired to Create: Unraveling the Mysteries of the Creative Mind  (с Кэролин Грегуар) и Ungifted: Intelligence Redefined .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *