Доклад по дошкольному воспитанию «Понятие коммуникации в ДОУ»
Уважаемые участники конференции, коллеги, присутствующие! Разрешите представить вашему вниманию доклад по теме: «Понятие коммуникации в ДОУ».
Коммуникация – акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.
Основной функцией является обмен информацией между участниками коммуникации, а также выражение эмоционального отношения к определенной информации, факту. Для детей коммуникация имеют особую значимость, поскольку является важным фактором развития ребенка, расширения кругозора, познания окружающей реальности.
Традиционно в коммуникации выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности) [3].
Педагогическое общение — это прежде всего коммуникация — передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса.
В дошкольном возрасте существуют две сферы общения — со взрослым и со сверстником. Часто возникает вопрос: кто нужнее ребенку и с кем дети должны проводить больше времени — со взрослыми или со сверстниками? Отвечая на этот вопрос, важно подчеркнуть, что здесь не может быть проти-вопоставления «или-или». И взрослые, и сверстники необходимы для нор-мального развития личности ребенка. Но их роль в жизни детей, конечно, различна. Общение со взрослым и со сверстником развивается тоже по-разному [8].
Преобладают в дошкольном возрасте венситуативные формы общения.
Под внеситуативно-познавательной формой общения между детьми и взрослыми подразумевают такую форму, при которой общение между ребенком и взрослым базируется на естественном стремлении ребенка к познанию. Эта форма появляется еще в среднем дошкольном возрасте и устойчиво сохраняется в старшем возрасте. На этот период приходится интенсивное развитие личности.
Ребенок стремится к познанию и изучению окружающего мира, на основании полученных сведений анализирует и интерпретирует информацию на столько, насколько развито его мышление и представления. В этот период происходит прогрессивное развитие, которое наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции.Конечным этапом является возникновение у ребенка сложных личностных характеристик и новообразований. При этом для ребенка в процессе формирования качеств важным этапом является развитие непроизвольного характера обучения и познания. У ребенка, как правило, повышенное внимание, которое связано с познанием и попытками ориентироваться в окружающей среде, весьма незнакомой для ребенка. Также ребенку характерно эмоциональное отношение к окружающему миру. Для ребенка очень важны внешние впечатления, полученные из окружающей среды, они же обеспечивают дальнейшее развитие личности.
Так возникает внеситуативная форма общения, направленная на получение информации и новых впечатлений о внешней среде, окружающей ребенка, и основных явлениях и процессах, происходящих в ней. Это форма также эффективно вплетается в совместную деятельность воспитателя с воспитанниками, часто переплетается с совместной познавательной деятельностью. Характерной чертой этого периода является то, что у ребенка появляется потребность в уважении, ему важно ощущать равное и уважительное отношение к себе со стороны взрослого.
Отличие этой формы общения состоит в том, что оно тесно переплетается с различными видами деятельности и совместной работой с воспитателем, но при этом носит теоретический характер. Направлена такая деятельность на удовлетворение естественного стремления к познанию, которое свойственно старшему детскому возрасту. Преобладание в этом возрасте познавательного интереса ведет к тому, что ребенок начинает задавать большое количество вопросов. При этом зачастую вопросы очень разнообразны и удивляют взрослого человека. Тем не менее, они охватывают всю сферу знаний, присущих ребенку в этом возрасте. Приведем некоторые примеры таких вопросов:
«Почему рыбы в воде не тонут?»
«Почему деревья не ходят?»
«Правда, что апельсин — папа мандарина?»
«А на чем пирожные растут?» и пр.
Ребенок усваивает все, что он слышит от взрослого, сравнивает с тем, что он видит сам. При этом он пытается сопоставить, проанализировать информацию, установить свои принципы и закономерности. Таким образом, в качестве ведущего мотива этой формы деятельности выступает познавательный мотив. При этом взрослый предстает перед ребенком в роли эрудита, который знает ответы на все вопросы, а также как источник новых знаний [4].
Если у ребенка появляется вопрос, то он не видит другого способа удовлетворения своего познавательного интереса, кроме, как спросить у взрослого. Он считает, что взрослый сможет дать ему ответы на все интересующие вопросы, а также разрешит возникающие трудности и диллемы. При этом часто идет обсуждение различных тем, которые могут быть весьма далеки от личности взрослого или ребенка, а также от окружающей среды. В таком русле общение впервые приобретает черты внеситуативного общения.
Также появляется потребность в уважении. Именно в связи с высоким уровнем этой потребности, возникает высокий уровень обидчивости ребенка. При этом для ребенка огромную значимость приобретает мнение и оценка его взрослым человеком. Ребенку свойственно то, что он воспринимает любое замечание критику в свой адрес как личную обиду и отвержение.
Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали, что дети с познавательными мотивами общения демонстрируют повышенную обидчивость и чувствительность к замечаниям. Аффективные вспышки особенно свойственны детям среднего дошкольного возраста (среди младших многие еще остаются на уровне ситуативно-деловой формы).
Таким образом, для внеситуативно-познавательной формы общения характерны познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого. Главным средством такого общения, естественно, является речь, поскольку только она позволяет выйти за пределы ситуации.
Внеситуативно-познавательное общение позволяет детям значительно расширить рамки мира, доступного для их познания, и приоткрыть взаимосвязь явлений. Однако мир природных, физических явлений вскоре перестает исчерпывать интересы детей; их все больше привлекают события, происходящие среди людей.
Ребенок в этом возрасте в состоянии учитывать и анализировать свойства отдельных предметов, а также осмысливает и оценивает информацию, полученную о предметах. Для ребенка важны сенсорные, тактильные ощущения, величина, цвет, форма предмета. Отдельные предметы, со свойствами которых ребенок был ознакомлен в первую очередь, в дальнейшем становятся для него эталонами и образцами, по которым он оценивает другие подобные предметы и окружающий мир [3].
Формируется воображение, которое позволяет предоставить дальнейшую информацию и обеспечить ее переработку. Важную роль в формировании познавательных навыков играет речь ребенка. Речь является одним из средств взаимодействия человека с окружающей средой, окружающими людьми, между собой. Широкое и безграничное воображение дает ребенку намного больше возможностей для познания окружающего мира по сравнению со взрослым. Именно по этой причине основное развитие и познание окружающего мира, заложение основ понимания своего ближайшего окружения происходит в дошкольном возрасте.
Развитие представления формирует мышление ребенка [6].Наглядно – действенное мышление является новой формой, точнее новой ступенью развития личности ребенка. Это подготовительный уровень, на котором происходит интенсивное накопление фактов и сведений об окружающем мире. В это время формируется своеобразная модель восприятия, которая является основой для дальнейшего формирования представлений и понятий. Наглядно – образное мышление является предпосылкой к формированию новой более сложной формы общения – внеситуативно-личностной.
Это форма, при которой основное содержание разговора переключается на мир людей. Вещи уже находятся за пределами внимания ребенка, поскольку он достаточно хорошо их познал для своего возраста. Ребенка начинают интересовать отдельные человеческие качества, черты характера. Складывая отдельные элементы, у ребенка формируется целостный образ определенного человека. При этом дошкольники часто разговаривают о себе, своих родителях, членах семьи. Его начинают интересовать правила поведения, культура общения.
Внеситуативно-личностное общение нельзя назвать одной из сторон какой-либо деятельности. Оно представляет собой самостоятельную ценность. Отличие от предыдущих форм общения состоит в том, что ребенок начинает воспринимать взрослого не как абстрактную личность, а как конкретного индивида и члена общества [5].
Интерес ребенка направлен не только на реакцию и поведение взрослого в конкретной ситуации, но и на анализ отдельных его качеств и свойств. Например, ребенок рассматривает и анализирует отдельные качества человека, например, его внимательность, доброжелательность, общительность. Также ребенок обращает внимание и на социальные установки, положение человека в обществе и различные ситуативные проявления. Например, ребенок обращает внимание на то, где и как человек живет, кем и как работает, как одевается, есть ли у него семья, дети.
На основании этого у ребенка происходит сопоставление его качеств, манер поведения, социальных установок, особенностей внешнего вида. Это дает ему основание сделать для себя определенные выводы об этом человеке, сформировать собственное отношение к нему. Тем не менее, ребенок не только получает информацию об окружающих его людях, но и с удовольствием расскажет о себе, своей семье, родителях, ничего не скрывая, не анализируя.
Способность к минимальному анализу и формированию образа определенного человека, приводит к тому, что в процессе становления и развития личности ребенка наблюдается зависимость от окружающей среды, отмечается существенно воздействие личности взрослого: родителя, воспитателя.
На этом этапе педагогическое воздействие на воспитанников осуществляется в первую очередь посредством личности воспитателя. Для ребенка очень важен личный пример, поскольку дети часто подражают и перенимают образ того человека, который является для них авторитетом. Воспитатель всегда воспринимается учащимися как авторитет и образец для подражания. Именно по этой причине необходимость развития личностных качеств приобретает особую значимость и актуальность для педагога [1].
В ходе реализации педагогической деятельности воспитатель должен проявить себя как личность. В общении с воспитанниками проявляются личностные качества педагога, раскрывается его мировоззрение, отношение к миру, другим людям.
Для этого воспитатель должен развивать свое педагогическое мастерство, заботиться о развитии и совершенствовании своих профессиональных качеств, быть для ребенка образцом для подражания, быть примером высоких моральных принципов, эталоном нравственности, этики, культуры поведения. При этом педагоги нацелены на построение личностно – ориентированной формы взаимодействия с детьми. Основной целью такой формы работы является утверждение и развитие личности ребенка, охватывающее все сферы современной жизни. В первую очередь особое внимание уделяется формированию у ребенка общечеловеческих чувств, ценностей и идеалов.
Внеситуативно-личностное общение между воспитателем и ребенком представляет собой наивысший уровень социального развития ребенка в дошкольном возрасте. На данном этапе ведущим мотивом общения является личностный, при котором воспитатель выступает в качестве авторитета, раскрывает максимум своих способностей и дарований. Воспитатель воспринимается ребенком как личность, умудренная жизненным опытом, обладающая определенным набором качеств и основных черт характера [7].
Благодарю за внимание!
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников
%PDF-1.5 % 1 0 obj > /Metadata 5 0 R >> endobj 6 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > endobj 5 0 obj > stream
Факты о общении для детей
Детская энциклопедия Факты
Президент Обама выступает на праздновании 50-летия Сельмы в Монтгомери МарчесЧто приходит на ум, когда вы слышите слово «коммуникация»? Возможно, вы думаете о ком-то, кто произносит речь, как президент Барак Обама на фотографии.
Или, может быть, вы думаете о текстовых сообщениях, телефонных звонках, электронных письмах — это все примеры общения, и их гораздо больше. Давайте изучим:
Любое общение включает в себя такие навыки, как чтение, разговор, печатание, наблюдение и письмо. Одним из важнейших навыков общения является умение слушать.
Когда мы общаемся, мы отправляем или получаем сообщение.
Что такое сообщение?
Сообщение представляет собой дискретную единицу коммуникации и может быть информацией, фактами, мнениями, чувствами, ощущениями, историями, новостями или идеями.
Сообщение может быть вербальным (содержать слова), как электронное письмо.
Сообщение также может быть невербальным (без слов), как эти смайлики. Смайликом может быть выражение лица или жест рукой.
Иногда выражения лица и жесты рук используются вместе, как этот смайлик.
Во время разговора люди используют множество выражений лица и жестов. Это называется языком тела.
Жесты рук имеют другое значение в других странах. Во избежание недоразумений рекомендуется знать значение жестов рук, прежде чем посетить другую страну или поговорить с человеком из другой страны.
Музыка и искусство могут передавать эмоциональные сообщения, а также являются формами общения.
Песня может быть комбинацией текста (слов) и голоса или инструментов, которые могут передавать эмоции.
В комиксе могут быть как слова, так и картинки.
Брайль — это словесная система «осязаемого» чтения и письма для слепых. Поднятые точки обозначают буквы алфавита.
Язык жестов используется глухими людьми и с ними. Язык жестов невербален и сочетает в себе жесты рук, выражения лица и движения тела, чтобы символизировать слова. Он используется вместе со словесным написанием пальцев, когда различные жесты рук представляют буквы алфавита. Некоторые глухие также способны «читать по губам» говорящих людей.
Знаки и символы являются видами невербального общения. Например:
Этот знак означает, что впереди извилистая дорога. | |
Этот символ флага означает, что внизу находятся аквалангисты. |
Способ передачи сообщений называется средой. Примеры:
Электронный носитель | Неэлектронный носитель |
---|---|
Электронная почта | Обычное почтовое письмо |
Текст | Газета |
Радиовещание | Книга |
Электронная книга | Малыш воркует у вас на коленях |
Цифровые новости | Рукопожатие |
Для связи должны присутствовать три вещи:
- Сообщение отправлено.
- Получено сообщение.
- Сообщение понято.
Иногда возникают помехи, которые вызывают путаницу или препятствуют установлению связи. Например:
Возможно, вы набрали текст, но забыли нажать отправить. Или, возможно, вы отправили текст, но телефон получателя не заряжен. Или, возможно, получатель получил отправленный текст, но не понимает аббревиатуру типа LOL. Или, может быть, ваш язык не является их родным языком, и они не понимают идиому, которую вы написали, например, «сломать ногу», что означает «удачи». При разговорном общении иногда просто не слышно говорящего из-за посторонних шумов или из-за того, что на тебе наушники. Иногда человек говорит нечетко или говорит слишком тихо, или вы не понимаете язык, на котором он говорит.
Хорошее общение — важный навык в межличностных отношениях, производительности труда, политическом сотрудничестве и управлении — практически во всем, о чем вы только можете подумать. Итак, работайте над улучшением своих навыков письма и разговорной речи, особенно навыков чтения и аудирования.
Связанные страницы
- Невербальная коммуникация
- Язык
- Язык жестов
Картинки для детей
Автор статьи: Дайан Нельсон . Дайан преподавала общение и другие предметы в государственной школе 23 года. Она также является диетологом в области общественного здравоохранения и преподавала питание в Нью-Йоркском университете. Диана много путешествовала по миру. В настоящее время она преподает ESL неполный рабочий день. |
См. также
- На испанском языке: Comunicación
Все содержимое статей энциклопедии Kiddle (включая изображения статей и факты) можно свободно использовать по лицензии Attribution-ShareAlike, если не указано иное. Цитируйте эту статью:
Факты общения для детей. Энциклопедия Киддла.Средства общения для детей
- Английский
Что такое средства общения?
Коммуникация — это средство, с помощью которого люди связываются друг с другом в мире. Это помогает людям выражать друг другу свои взгляды, идеи и пожелания. Через общение все виды новостей могут распространяться по всему миру.
В древности люди использовали письмо как средство общения. Раньше они писали и посылали друг другу письма с разными целями. Раньше люди также передавали информацию вербально. Некоторые короли также имели гонца, который путешествовал по деревне, чтобы передать информацию. Список средств общения от древности до современности включает в себя рукописные письма и тексты мобильных приложений.
Средства связи
Медленно и постепенно, с течением времени, средства связи разрабатывались с использованием новых технологий. Мы изучили основную концепцию средств общения для 1-го класса. В этом модуле мы узнаем о различных средствах общения для детей.
Виды общения
Существуют различные виды общения: устное, письменное и жестовое. Вербальное общение осуществляется путем разговора друг с другом. Письменная форма общения осуществляется посредством написания писем, статей, досок объявлений и т. д. Общение с помощью жестов осуществляется посредством выполнения определенных жестов друг другу. Например, показ большого пальца другому будет означать, что вы говорите «хорошо».
Средства связи
Существуют две основные формы коммуникации: массовая коммуникация и частная коммуникация. Массовая коммуникация — это общение или связь с общественностью в целом. С другой стороны, приватное общение — это личное общение с вашими друзьями, родителями, учителями и т. д.
Давайте посмотрим на 2 средства связи, с помощью которых мы можем связаться.
Различные средства связи
Средства массовой информации
Телевидение
Телевидение является средством массовой коммуникации. Он передает по телевидению различные виды новостей и репортажей, которые могут быть видны широкой публике. Телевидение является самым быстрым средством массовой коммуникации. Он может сообщать новости миллионам людей одновременно.
Радио
Радио – средство массовой коммуникации, распространяющее новости в аудиоформате. Радио используется для передачи публике различных новостей и песен. В 20 веке радио было самым популярным средством связи.
Газета
Газеты также являются средством массовой информации. Через газеты люди во всем мире могут читать важные новости и события, происходящие в мире. О том, что происходит в Дели, можно легко прочитать в любом другом штате Индии через газеты.
Интернет
С развитием новых технологий интернет-услуги стали самой популярной и удобной формой общения. Что угодно можно отправить и сделать, чтобы связаться с кем угодно в мире. Мобильные приложения, такие как WhatsApp, Facebook, Twitter, Instagram и т. д., значительно упростили общение. Это новейшее средство связи.
Частные средства связи
Телефон
Телефон — это личное средство связи для разговоров и выражения идей. Два человека могут говорить о чем угодно по телефону. Существует ограничение, связанное с использованием телефона, что вы не можете носить его с собой.
Мобильный телефон
Мобильный телефон — это самый простой и удобный способ личного общения. Два человека могут легко подключиться по мобильному телефону и поговорить друг с другом по телефону. Сообщения также можно отправлять через мобильные телефоны друг другу. Это карманное устройство, и вы можете носить свой мобильный телефон где угодно.
Резюме
Средства связи используются для отправки любых новостей, идей или сообщений конкретному человеку или по всему миру. Он также используется для получения любой информации от конкретного человека или любого другого места. Массовая коммуникация и частная коммуникация — это два средства коммуникации. Через массовую коммуникацию в мире может распространяться любая информация; с другой стороны, частные средства связи используются для общения с любым конкретным человеком в мире.
Средства связи сделали отправку или получение любых сообщений или информации очень простыми и удобными. Дети должны очень внимательно изучить это понятие. Дети также могут написать эссе о средствах общения, чтобы дети могли оценить их понимание.
Дата последнего обновления: 03 июня 2023
•
Всего просмотров: 89.7k
•
Просмотров сегодня: 1.45k
Недавно обновленные страницы
900 02 Названия фруктов на английском языке — теперь читать по-английски весело!Учебная программа по английскому языку для 3-го класса — Краткое изложение
Изучите, что едят динозавры с моралью. Кликните сюда!
Глаголы: слова действия
Предлоги: определения и примеры для детей
Интересные факты о грибах
Названия фруктов на английском языке — Теперь читать на английском весело!
Учебная программа по английскому языку для 3-го класса — Краткое изложение
Изучите, что едят динозавры с моралью.