Системный подход это в психологии: Электронная библиотека БГУ: Invalid Identifier

Содержание

Системный подход в изучении психических явлений. Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе]

Системный подход в изучении психических явлений

Системный подход представляет собой особое направление в методологии научного познания, в основе которого лежит представление об объекте как системе. В качестве системных объектов рассматриваются объекты природы (неорганической или органической), человек, общество, материальные и идеальные явления. Методолог Э. Г. Юдин отмечал, что специфика системного исследования определяется выдвижением новых принципов подхода к объекту изучения, новой ориентацией всего исследования. В самом общем виде эта ориентация выражается в стремлении построить целостную картину объекта. Системный подход характеризуется следующими особенностями:

• Описание элементов целостной системы не имеет самостоятельного значения; каждый элемент описывается не как таковой, а с учетом его места в структуре целого.

• Один и тот же объект выступает в системном исследовании как обладающий одновременно разными характеристиками, параметрами, функциями и даже разными принципами строения.

• Исследование системного объекта неотделимо от изучения условий его существования.

• Специфической для системного подхода является проблема порождения свойств целого из свойств элементов и, наоборот, порождения свойств элементов из характеристик целого.

• В системном исследовании недостаточны лишь причинные объяснения функционирования объекта; для большого класса систем характерна целесообразность как неотъемлемая черта их поведения.

• Источник преобразований системы или ее функций лежит обычно в самой системе; она является самоорганизующейся системой.[44]

Возможности реализации системного подхода в психологии обсуждал Б. Ф. Ломов. Он сформулировал общие требования к системному анализу психических явлений. 1. Психические явления многомерны и должны рассматриваться в разных системах измерения. 2. Система психических явлений должна исследоваться как многоуровневая, строиться иерархически. 3. При описании психических свойств человека необходимо иметь в виду множественность тех отношений, в которых он существует, т.

 е. представлять разнопорядковость его свойств. 4. Многомерность и многоуровневость психических явлений с необходимостью предполагают систему их детерминант. 5. Психические явления должны изучаться в развитии; в ходе развития происходит изменение его детерминант, смена системных оснований.[45]

Сам по себе системный подход неспособен обеспечить решение специально-психологических проблем. На это обстоятельство указывал Э. Г. Юдин: «Из того факта, что системный подход представляет собой методологическое направление научного познания, вытекает довольно прозрачный, но часто, к сожалению, упускаемый из виду вывод: сам по себе системный подход не решает и не может решать содержательных научных задач».[46]

Историко-психологический анализ показывает, что на системный подход ориентировались представители различных школ и направлений в психологии. Психоанализ З. Фрейда, динамическая концепция К. Левина, варианты гуманистической психологии А. Маслоу и Г. Олпорта, генетическая психология Ж. Пиаже, концепция системно-структурной организации психики Н. И. Непомнящей в равной мере использовали возможности системного подхода, однако конкретно-содержательная реализация его в названных направлениях психологии различна.

Главная проблема, которая возникает перед ориентирующимся на системный подход исследователем, состоит в ответе на вопрос: «Как, каким образом можно представить психику как систему?» Имеющиеся образцы структурного описания какого-либо психического явления очень часто представляют собой достаточно искусственные психологические конструкторы, весьма отдаленно сходные с целостной, живой, изменяющейся во времени системой психического. Внешнее описание устройства психологического объекта, его элементов схватывает лишь статическое состояние; такое описание бывает продуктивным только при характеристике относительно устойчивого его функционирования. Но внутреннее ограничение системно-структурного анализа в психологии довольно быстро становится очевидным, когда требуются достоверные и убедительные ответы на вопросы: что предшествовало устойчивому функционированию? каков прогноз поведения объекта в изменившихся обстоятельствах? каков механизм перехода его в новое состояние? Подобные вопросы неправомерны в рамках основных принципов системно-структурного подхода.

Технология системного анализа нацелена на объективацию, на построение модели изучаемого феномена

.[47] Мы узнаем, что собой представляет этот объект: как он устроен, как функционирует, как связан с другими, что само по себе важно. Но этого недостаточно для понимания, что такое сам этот объект, сам – как таковой, по своей сути. В психологии развития мы имеем дело с субъективной реальностью, с ее развитием в онтогенезе, а потому только системно-структурное описание ее как некоего устойчиво функционирующего объекта недостаточно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Развитие психических функций в дошкольном возрасте

Развитие психических функций в дошкольном возрасте 1) Восприятие в дошкольном возрасте становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

2) Память. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. У младших

Развитие психических функций в младшем школьном возрасте

Развитие психических функций в младшем школьном возрасте Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.Школьное обучение строится

Варианты тотального недоразвития психических процессов и функций

Варианты тотального недоразвития психических процессов и функций Основным диагнозом, выставляемым медиками для этой категории детей, является «умственная отсталость», которая в МКБ-10 имеет шифр: (F70.х – F79.х).Образовательный маршрут для детей с простым уравновешенным

День пятый Как выглядит слон? Системный подход

День пятый Как выглядит слон? Системный подход Первыми сегодня в классе появились Таня, Миша, Дима, ставшие за эти дни неразлучными.

Прошлись, как обычно, вдоль стен и замерли: рядом с плакатами – репродукции странных картин. Фантастические уроды и демоны, химеры, картины

Системный подход

Системный подход Опыт других У меня трое детей – девочка 6,5 лет, мальчик 4,5 лет и девочка 5 месяцев. С ними сижу я, в сад мы не ходим. Муж работает, поэтому домашнее хозяйство и дети в основном на мне. Самая большая сложность со сном старших детей. Очень много времени уходит на

1.2. Общенаучные подходы в изучении психического развития

1.2. Общенаучные подходы в изучении психического развития Системный подход в изучении психических явлений Системный подход представляет собой особое направление в методологии научного познания, в основе которого лежит представление об объекте как системе. В качестве

Деятельностный подход в изучении психического развития

Деятельностный подход в изучении психического развития Особое место в психологии занимает деятельностный подход, успешно разрабатываемый в отечественной психологии благодаря работам А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна. Категория «деятельность» в психологии выступила

1.2. Теоретические источники стилевого подхода в изучении интеллектуальной деятельности

1.2. Теоретические источники стилевого подхода в изучении интеллектуальной деятельности 1.2.1. Гештальт-психологическая традиция (теория психологической дифференциации Г. Уиткина) В работах Г. Уиткина понятие когнитивного стиля формировалось в рамках

3.1. Противоречия «множественной» и «унитарной» позиций в изучении когнитивных стилей

3.1. Противоречия «множественной» и «унитарной» позиций в изучении когнитивных стилей Итак, какова природа когнитивных стилей или (в иной формулировке) действительно ли стилевые свойства принципиально отличны от любых других индивидуальных особенностей

О «взаимопроникающем» характере психических процессов

О «взаимопроникающем» характере психических процессов Наше обучение иноязычной речи исходило из того факта, что формирование речи зависит от развития всех без исключения психических процессов, как когнитивных, так и эмоциональных, причем эти процессы являются не

Глава XXI Развитие психических процессов в ИЛПТ: эмоции

Глава XXI Развитие психических процессов в ИЛПТ: эмоции Эмоции и познавательные процессы «Хотя все знают, что такое эмоции, сам термин с трудом поддается определению», – справедливо пишет Майк Кордуэлл в своем психологическом словаре.

Он поясняет, что определения могут

Системный подход в развитии личности индивидуума и его влияние на дальнейшее развитие

Кто владеет информацией, тот владеет миром

Уинстон Черчилль

1.1.            Понятие и сущность системности. Системный подход в психологии.

Проблема структурного описания в настоящее время приобрела довольно острый характер. Уже Аристотель описал основные психические образования (компоненты, элементы, части, единицы, ингредиенты психики) и классифицировал их в три структурных блока. С тех пор появились, конечно, многочисленные концепции, чисто философские, не подкрепленные естественнонаучными аргументами, но практически все они имели в своей основе аристотелевскую триаду. В соответствии с парадигмой Просвещения психология начала оформляться в самостоятельную науку — со своей эмпирической базой и естественно-научными парадигмами. Исследователи стали изучать отдельные составляющие психики, не покушаясь на описание ее в качестве целостной системы. И это положение отражало экспериментально-эмпирический этап развития науки, без которого невозможно вторичное обобщение. (Первичным обобщением будем считать аристотелевское обобщение обыденных наблюдений и их философский анализ).

Впервые использование системного подхода в психологии стал обсуждать Б. Ф. Ломов [32, 33]. В дальнейшем его идеи получили развитие в трудах его сторонников и последователей [6, 7, 47]. С точки зрения Б. Ф. Ломова, системный анализ предполагает:

1)      многомерность образования,

2)      его многоуровневость и иерархичность,

3)      многомерную классификацию его свойств,

4)      признание его полидетерминированности

5)      изучение взятого образования в его развитии.

М. С. Роговин выделил четыре принципа системного подхода:

1.      Каждая рассматриваемая система обладает признаком целостности, т. е. у нее есть качественно новые свойства, не сводимые к свойствам суммы ее частей.

2.      Система (ее строение) детерминирована своей функцией, которую называют системообразующей. Этот принцип является главным для функционального подхода, т. е. системный подход включает в себя функциональный.

3.      Система находится в информационном и энергетическом взаимодействии со средой, то есть информационно-энергетический подход также включается в системный подход.

4.      Любая система находится в процессе развития. Поэтому генетический подход также должен быть включен в системный подход [49].

В. А. Ганзен детально рассмотрел проблемы системных описаний и выделил три вида системного подхода: комплексный, структурный и целостный [21]. Таким образом, предложена идея полноты при реализации системного подхода в различных теориях. Описание системы, с точки зрения В. А. Ганзена, должно включать [21]:

1)      ее элементный состав,

2)      структуры, или подсистемы, образуемые этими элементами,

3)      функции системы, ее подсистем и элементов,

4)      интегральные свойства системы,

5)      системообразующие факторы,

6)      взаимосвязи со средой.

Под самим принципом системности понимается следующее — психика является сложной системой взаимосвязанных элементов, таких, как память, воля, мышление, воображение и т. д., которые следует рассматривать не как нечто автономное, а как составные элементы целого. Психика возникает при этом как особая открытая система с обратными связями. На каждом уровне детерминации психика включена в регуляции взаимодействия субъекта с более широкой биологической системой (на уровне организма), с социальной системой (на уровне индивида), с создаваемыми культурно-историческими ценностями общества и предметного мира (на уровне личности).

Таким образом, принцип системности позволяет нам объединять все процессы, явления, свойства, а также информацию, поступающую извне и позволяющую в дальнейшем ее структурировать для дальнейшей работы или обработки информации.

1.2.Системный подход в развитии личности.

В основу гармоничного развития личности положен системный подход с позиции деятельностного подхода А.  Н. Леонтьева, который основывается на поэтапном развитии личности [20].

Системный подход в развитии личности в данном социуме РФ с особенностями системы профессионального обучения предполагает:

1)                 воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и многоконфессиального состава российского общества;

2)                 переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

3)                 ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

4)                 признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

5)                 учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования, воспитания и путей их достижения;

6)                 обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

7)                 разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития [21].

Все это связано с системой образования личности в процессе его развития, проходя различные этапы развития — детский сад, школа, вуз. Образование — это не подготовка к жизни, оно не «прибавляется» к ней, как это часто думают. Как говорил еще в 1923 году выдающийся русский педагог С. И. Гессен, «жизнь и есть образование, и теория образования есть, в сущности, теория жизни».

Образование как раз и есть система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество (социализацию), и в то же время — взаимодействия людей с предметным миром (т. е. процессов деятельности человека в мире). Вообще «в функциональном отношении человек и среда выступают всегда вместе, как единое целое».

Значит, развитие личности человека — это развитие системы «человек-мир». В этом процессе личность выступает как активное, творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путем самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Еще Л. С. Выготский говорил, что «мышление и речь» являются неразрывными составляющими между собой понятиями. Развитие в процессе деятельности является основным способом перехода личности на новый уровень развития. Деятельностный подход в образовании — это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, теоретическими особенностями [31].

Поэтому в процессе нашей педагогической деятельности мы должны получить функционально-грамотную личность. Это человек:

1)                 ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, понимать условия собственных действий в соответствии с задачами, стоящими перед человечеством в целом, сознательно действовать в границах норматива, выбирая оптимальные условия;

2)                 способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

3)                 умеющий отвечать за свои решения;

4)                 способный нести ответственность за себя, своих близких;

5)                 обладающий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

6)                 обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний;

7)                 для которого поиск решения в нестандартной ситуации — привычное явление;

8)                 легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

9)                 понимающий, что жизнь среди людей — это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения. Что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые также имеют право на существование;

10)             хорошо владеющий устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми;

11)             владеющий современными информационными технологиями.

Личностно ориентированное обучение предполагает принципиально иной тип педагогической деятельности, задачей которого становится актуализация, стимулирование, создание условий для развития личности ученика, превращение обучения в субъективно-смысловой процесс.

Готовность педагога к реализации личностно ориентированного обучения предполагает следующее:

1)      Учитель не должен быть передатчиком информации. Он должен быть носителем техники и способов мышления. Важна готовность самого педагога овладеть этими способами, техникой, технологиями, а также способность уметь отказываться от тотального недифференцированного использования программного обучения, которое нередко приводит к вытеснению мышления как такового.

2)      Необходимо перенести акценты с процесса преподавания на процесс учения. Учитель должен видеть класс не из-за учительского стола, а с ученического места. Тогда в эпицентре будет находиться развивающаяся личность ученика с его проблемами и трудностями. Только процесс учения, основанный на самодеятельности, саморегуляции, самопознания позволит реализовать задачи личностно ориентированного обучения.

3)      Учитель должен выполнять терапевтическую функцию по отношению к ученикам, выступать как практический психолог.

4)      Для выполнения терапевтической функции недостаточно знаний в области психологии, физиологии, педагогики. Необходимо, чтобы эти знания ложились на определенные ценностные ориентации, на особое миропонимание и мироощущение, которое может характеризоваться как гуманистическое и ответственное за все, что происходит в этом мире.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы сказать, что процесс развития любого человека всегда связан с трудом. Любая деятельность — физическая или умственная, связана с процессом мышления. Образы, расчеты, которые рождаются у человека в процессе его мышления и подготовки к дальнейшим действиям, позволяют ему более собранно выполнять предстоящую деятельность. Мышление также тесно связано с действием, практической деятельностью. Так, владея обобщенным знанием о существенных свойствах дома, человек может спланировать и построить в соответствии со своими целями нужный ему конкретный дом. В процессе мышления человек активно соотносит практический опыт и уже имеющиеся у него знания о вещах, что позволяет ему еще глубже проникать в сущность объекта. Практическая деятельность выступает как критерий адекватности сделанных обобщений, критерий истинности познания действительности. Посредством мышления человек познает мир, воздействуя на него и изменяя его.

Принцип системности, как высший уровень деятельности, исключает в своей системе алгоритмические принципы, то есть работы по алгоритмам. Поэтому использование его в образовании позволяет создать в человеке определенную систему, позволяющую в дальнейшем человеку иметь целостный подход в рассмотрении им какой-либо проблемы или задачи. Для ее решения не будет использована поверхностная информация, а наоборот, более глубинное изучение проблематики данного вопроса, возникшего перед ним.

Из этого также следует, что педагогическому составу любого учебного заведения необходимо иметь высшее педагогическое образование, позволяющее более корректно проводить любое учебное занятие. Человека, не имеющего данного образования, необходимо отправлять на курсы повышения квалификации, с помощью которых человек сможет работать адекватно со студентами.

Чем быстрее человек сможет овладевать информацией в сжатые сроки, тем эффективнее будет происходить процесс его профессионального развития. Всегда и везде человек, обладающий информацией, может решать различные по сложности задачи, затрачивая на это меньше времени.

 

Литература:

 

1.      Акмаев И. Г. Взаимодействие нервных, эндокринных и иммунных механизмов мозга //Журнал невропатологии и психиатрии им.С. С. Корсакова, 1998, N 3. стр.54–56.

2.      Акмаев И.  Г. Современные представления о взаимодействиях регулирующих систем: нервной, эндокринной и иммунной //Успехи физиологических наук, 1996, т.27, № 1. стр.3–20.

3.      Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах /Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980. — т.1, 230с., т.2, 287с.

4.      Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367с.

5.      Балин В. Д. Психическое отражение: элементы теоретической психологии. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2001. 376с.

6.      Барабанщиков В. А. Б. Ф. Ломов: системный подход к исследованию психики //Психологический журнал, т.23, № 4, 2002. стр.27–38.

7.      Барабанщиков В. А. Системная организация и развитие психики //Психологический журнал, 2003, т.24,..№ 1. стр.29–46.

8.      Беломестнова Н. В. Атрибуты психического //Фундаментальные проблемы психологии: личность в исторической психологии (Материалы научной конференции 23–25 апреля 2002г. ) /Под общей ред. проф. В. М. Аллахвердова, доц. О. В. Защиринской. — СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2002. стр.3–4

9.      Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. — М.: «Физкультура и спорт», 1991. 288с.

10.  Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966. 349с.

11.  Берталанфи Л. фон. Общая теория систем: критический обзор //Исследования по общей теории систем. Сборник переводов /Общая редакция и вступительная статья В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. — М.: Изд-во «Прогресс», 1969. стр.23–82.

12.  Богоявленский Ю. К., Улиссова Т. Н., Яровая И. М., Ярыгин В. Н. Биология: Учебник для медицинских вузов /Под ред. В. Н. Ярыгина. — М.: Медицина, 1985. 560с.

13.  Бэр К. М. История развития животных. Т.1, т.2. — М.: АН СССР, 1950, 1953. 466с., 626с.

14.  Васильева Н. В. Некоторые системные принципы структуры психики и функций головного мозга //Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Тезисы докладов межвузовской научной конференции, Санкт-Петербург, 18–20 мая 1999.  — СПб.: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 1999. стр.23–25.

15.  Васильева Н. В. Структура психики как проявление принципов строения самосохраняющихся систем //Психология человека: интегративный подход: Сборник научных статей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. стр.18–32.

16.  Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. — М.: Смысл, 1998. 685с.

17.  Веккер Л. М. Мир психической реальности: структура, процессы и механизмы. — М.: Информационно- издательское агентство «Русский мир», 2000. 512с.

18.  Веккер Л. М. Психические процессы. — Л.: ЛГУ, том 1,1974, 335с.; том 2, 1976, 343с.; том 3, 1981, 327с.

19.  Винер Н. Кибернетика (управление и связь в животном и машине). — М.: Радио, 1966

20.  Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах. — М.: Педагогика, 1982–84гг.

21.  Ганзен В. А. Системные описания в психологии. — Л.: ЛГУ, 1984. 176с.

22.  Горбатенко А. С. Системная концепция психики и общей психологии. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. педагог. ун-та, 1994. 106с.

23.  Завалишина Д. Н. Принцип иерархии в психологии //Принцип системности в психологических исследованиях /Ред. докт. псих. н. Д. Н. Завалишина, к.пс.н. В. А. Барабанщиков. — М.: Наука, 1990. с.25–33.

24.  Зинченко В. П. Системный анализ в психологии? //Психологический журнал, т.12, 1991, N4. с.120–138.

25.  Изард К. Э. Психология эмоций /Перев. с англ. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 464с.

26.  Каган М. С. Историческая типология художественной культуры (пять лекций). — Самара, 1996. 86с.

27.  Каган М. С. Философия культуры: становление и развитие. — СПб.: Лань, 1998. 443с.

28.  Казначеев В. П. Космопланетарный феномен человека. Проблема комплексного изучения. — Новосибирск: Наука, СО, 1991. 304с.

29.  Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. — СПб.: Алетейя, 2002. 414с.

30.  Леонтьев А. Н. Образ мира //Избранные психологические произведения: в 2-х томах /Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: «Педагогика», 1983. — т.II, стр. 251–261.

31.  Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 3-е изд. — М.: Изд-во Московского университета, 1972. 576с.

32.  Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии — М.: Наука, 1984. 444стр.

33.  Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии //Вопросы психологии, 1975, N2. стр.31–45.

34.  Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»): пер. с нем. — М.: изд.группа «Прогресс, «Универс», 1994. 272с.

35.  Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: МГУ, 1973. 374с.

36.  Лурия А. Р. Функциональная организация мозга //Естественнонаучные основы психологии /Под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицына. — М.: Педагогика, 1978. Стр.109–139.

37.  Лурия А. Р. Нейропсихология в локальной диагностике мозговых поражений //Вопросы психологии, № 2, 1964. стр.3–15.

38.  Лурия А. Р. Язык и мозг //Вопросы психологии, 1974, № 1. стр.49–60.

39.  Лурия А. Р. Язык и сознание /Под ред. Е. Д. Хомской. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 320стр.

40.  Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека как нейрофизиологическая основа индивидуальности //Естественнонаучные основы психологии /Под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицына. — М.: Педагогика, 1978. стр.295–336.

41.  Никандров В. В. Пространственная модель функциональной структуры психики человека //Вестник СПбГУ, 1999, сер.6, вып.3. — с.73–80.

42.  Ольшанникова А. Е., Поцявичюс И. В. Роль индивидуально-типичных характеристик эмоциональности в саморегуляции деятельности //Психологический журнал, т.2, № 1, 1981. стр.70–81.

43.  Панферов В. Н. Психология человека: Учебное пособие. — СПб., 2000. 160стр.

44.  Панферов В. Н. Основания интегративных моделей психической организации человека //Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Тезисы докладов Межвузовской научной конференции, Санкт-Петербург, 18–20 мая 1999г. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.  И. Герцена. стр.3–6.

45.  Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени. — М.: Изд. группа «Прогресс», 1994. 266с.

46.  Принцип развития в психологии /Отв. ред. докт. психол. наук Л. И. Анцыферова. — М.: Изд-во «Наука», 1978 368стр.

47.  Принцип системности в психологических исследованиях /Ред. докт. псих. н. Д. Н. Завалишина, к.пс.н. В. А. Барабанщиков. — М.: Наука, 1990. 184с.

48.  Раппопорт А. Системный подход в психологии //Психологический журнал, т.15, 1994, N3. с.3–16.

49.  Роговин М. С. Структурно-уровневые теории в психологии: Методологические основы. — Ярославль: ЯрГУ, 1977. 79с.

50.  Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. — М.: «Наука», 1997. 464с.

51.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946. 704стр.

52.  Сеченов И. М. Избранные философские и психологические сочинения. — М., 1947.

53.  Фабри К. Э. Основы зоопсихологии.  — М.: Изд-во МГУ, 1976. 288с.

54.  Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. /Авт.вступ.статья П. С. Гуревича. — М.: Республика, 1994. 447с.

55.  Хайнд Р. Поведение животных. Пер. с англ. — М.: Изд-во «Мир», 1975. 855с.

56.  Хомская Е. Д. Сознание как проблема нейропсихологии //Вестник МГУ, сер.14, 1999, вып.4. с.3–19.

57.  Хомская Е. Д. Изучение биологических основ психики с позиций нейропсихологии //Вопросы психологии, 1999, N3. с.27–38.

58.  Хомская Е. Д. К проблеме нейрофизиологических основ системной организации высших психических функций человека //Системный подход к психофизиологической проблеме. Сборник статей /Отв. ред. В. Б. Швырков. — М.: Наука, 1982. стр. 23–34.

59.  Хомская Е. Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 1987. 288с.

60.  Швырков В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. — М.,1995. 164с.

61.  Швырков В. Б. Системно-эволюционный подход к изучению мозга, психики и сознания //Психологический журнал, 1988, т. 9, № 1. стр.132–149.

62.  Ярошевский М. Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. — М.: Изд-во «Наука», 1981. 392с

Основные термины (генерируются автоматически): системный подход, образование, ориентированное обучение, мир, педагогическая деятельность, практическая деятельность, предметный мир, принцип системности, процесс учения, терапевтическая функция.

Теоретические подходы в социальной работе: теория систем

Социальная работа включает в себя учет многих факторов жизни человека. Хотя в социальной работе существует множество теорий, теория систем представляет собой уникальный способ рассмотрения человеческого поведения с точки зрения этих многоуровневых отношений и сред. Теория основана на идее, что эффективная система основана на индивидуальных потребностях, вознаграждениях, ожиданиях и качествах людей, живущих в системе.

Теория систем в социальной работе основана на идее, что на поведение влияет множество факторов, которые работают вместе как система.

 Эти факторы включают семью, друзей, социальные условия, экономический класс и обстановку дома. Теория утверждает, что эти и другие факторы влияют на то, как люди думают и действуют, и поэтому изучение этих социальных структур, чтобы найти способы исправить неэффективные части или адаптировать недостающие элементы данной системы, может положительно повлиять на поведение. Области психологии, теории коммуникации и психиатрии влияют на современную теорию систем социальной работы.

В рамках этого конкретного теоретического подхода к социальной работе специалисты наблюдают и анализируют множество систем, влияющих на поведение и благополучие субъекта. Затем они работают над улучшением этих систем в соответствии с уникальной ситуацией человека.

Университет Южной Калифорнии

info

Магистр социальной работы (MSW)

MSW@USC — это онлайн-магистр социальной работы от высокорейтинговой школы социальной работы USC Suzanne Dworak-Peck. USC предлагает виртуальное и личное полевое обучение, и студенты сосредотачиваются на взрослых, молодежи или социальных изменениях.

  •  Минимальный срок выполнения: 16 месяцев
  • Онлайн-занятия, проводимые преподавателями USC
  • Виртуальное полевое обучение для развития навыков и уверенности в себе

Денверский университет

info

Магистр социальной работы (MSW)

Онлайн-программа MSW Университета Денвера проводится ведущей школой социальной работы и предлагает две программы. Студенты могут получить свою степень всего за 12 месяцев для онлайн-курса MSW Advanced-Standing или 27 месяцев для онлайн-курса MSW.

  • Если у вас есть BSW, завершите онлайн-программу MSW Advanced-Standing всего за 12 месяцев; если у вас нет BSW, онлайн-программа MSW может быть завершена всего за 27 месяцев.
  • GRE не требуется
  • Настраиваемые параметры пути включают психическое здоровье и травмы или концентрации здоровья, справедливости и хорошего самочувствия

Фордхэмский университет

info

Магистр социальной работы (MSW)

Онлайн-программа Fordham MSW, основанная на навыках, объединяет передовые соответствующие компетенции в области социальной работы, готовя студентов служить отдельным людям и сообществам, продвигая профессию вперед. Эта программа включает в себя расширенные возможности стояния и традиционные варианты ТБО.

  •  Доступны традиционные и расширенные постоянные онлайн-варианты MSW.
  • Существует четыре основных направления: отдельные лица и семьи, организации и сообщества, оценка и политическая практика и защита интересов.
  • Получите степень на полный или неполный рабочий день.

Университет Симмонса

info

Магистр социальной работы (MSW)

Стремящиеся прямые практикующие врачи могут заработать свои MSW онлайн в Университете Симмонса по номеру всего за 9 месяцев . Баллы GRE не требуются, и программа предлагает полный рабочий день, неполный рабочий день, ускоренные и продвинутые стоячие треки.

  • Готовит учащихся к получению лицензии, включая LCSW
  • Полный рабочий день, неполный рабочий день и ускоренные курсы 
  • Минимальное время выполнения: 9 месяцев

Сиракузский университет

информация

Магистр социальной работы (MSW)

Онлайн-программа магистра социальной работы Сиракузского университета не требует баллов GRE для применения и направлена ​​на подготовку социальных работников, которые воспринимают технологии как важную часть будущего профессии. Доступны традиционные и расширенные дорожки стоя.

  • Традиционные и продвинутые дорожки для стоячих мест
  • GRE не требуется
  • Сконцентрируйте свою степень на интегрированной практике или клинической практике

Бейлорский университет

info

Магистр социальной работы (MSW)

Пройдите онлайн-программу магистра социальной работы в Университете Бэйлор всего за 12 месяцев. Служите населению в Техасе и во всем мире, этично объединяя веру и практику социальной работы. GRE не требуется.

  • Борьба с несправедливостью с точки зрения сильных сторон
  • Этически объединяет веру и практику социальной работы
  • Служить надежным ресурсом для клиентов, независимо от их личного опыта
  • Завершите онлайн-программу MSW всего за 12 месяцев

Университет Говарда

info

Магистр социальной работы (MSW)

Онлайн-программа магистра социальной работы Школы социальной работы Университета Говарда готовит студентов к углубленной прямой или макропрактике в культурно разнообразных сообществах. Доступны две концентрации: Прямая практика и Сообщество, Администрация и Политическая практика. Нет ГРЭ. Завершить всего за 12 месяцев.

  • Концентрации: непосредственная практика и практика сообщества, администрации и политики
  • Пройти не менее 777–1000 часов полевого обучения на базе агентства
  • Получите степень всего за 12 месяцев

Университет Кейс Вестерн Резерв

info

Магистр социальной работы (MSW)

Всего за полтора года вы сможете подготовиться к руководству социальной работой, получив степень магистра социальной работы онлайн в школе социальной работы Университета Кейс Вестерн Резерв.

  • Аккредитация CSWE
  • Нет требований GRE
  • Завершить всего за полтора года

Какие вопросы решает теория систем?

Теория систем предлагает более полное представление о ситуации человека в его или ее социальной среде. Он часто применяется к ситуациям, когда многие вопросы запутанно связаны друг с другом, по-разному влияя друг на друга. Теория систем в социальной работе используется в тех случаях, когда контекстуальное понимание поведения приводит к наиболее подходящим практическим вмешательствам. Примеры проблем, которые могут быть решены, включают:

  • Школьная травма:  По данным Американской ассоциации школьной социальной работы (SSWAA), общая теория систем, наряду с теориями человеческого поведения, может помочь школьным социальным работникам помочь учащимся, затронутым сложными взаимосвязанными факторами, связанными с травматическими проблемами, возникающими в школе. обстановка, влияющая на развитие ребенка и его образовательный прогресс.
  • Депрессия, биполярное расстройство и тревожность:  Этот подход к лечению может быть полезен для этих типов психических заболеваний, и, в частности, системная семейная терапия также помогает людям и членам семьи лучше контролировать и справляться.
  • Расстройства пищевого поведения:  Исследования показали, что у людей, которые обращаются за помощью, страдающих анорексией, булимией или каким-либо другим типом расстройства пищевого поведения, могут быть положительные результаты. Одно исследование показало, что подходы теории семейных систем значительно помогли участникам продолжать испытывать полную ремиссию расстройства пищевого поведения через год после окончания терапии.
  • Risky Behaviors:  Дети или взрослые, демонстрирующие рискованное поведение, такое как злоупотребление наркотиками и незащищенный секс, могут быть связаны с лечением и альтернативами опасным действиям, когда специалисты смогут провести более тщательное обследование. Иногда это может сочетаться с другими теориями социальной работы.

Вмешательство с помощью теории систем

Согласно Теория систем и социальная работа Стивена Уокера, в 2019 году можно выделить три широких школы вмешательств. К ним относятся:

Структурные подходы:  В основе этого типа вмешательства лежит техника наблюдения за интерактивными паттернами в семье или системе, после чего применяется структурный подход, чтобы выделить проблемные ситуации, найти пути решения проблем, чтобы их прервать. когда они происходят, а затем попросите человека или семью попробовать другие способы действий, которые приведут к лучшим результатам.

Стратегические подходы:  В центре внимания стратегических вмешательств находятся повседневные проблемные взаимодействия и их решение с помощью правильно применяемого когнитивного мышления. Часто восприятие людьми своих проблем влияет на то, как они решаются. Этот тип подхода позволяет найти культурно значимое решение, которое фокусируется на восприятии семьи или отдельного человека в рамках системы, а не пытается навязать восприятие исключительно извне.

Системные подходы:  Этот подход (также называемый миланской системной моделью) работает со всей семьей или системой, а не только с отдельным человеком. Суть этого подхода заключается в том, чтобы обнаружить правила и идеологии, поддерживающие дисфункциональные паттерны, а затем поощрить изменения таким образом, чтобы их не воспринимали как обвинение других внутри системы.

Элементы теории систем

В соответствии с Теория систем и социальная работа , несмотря на то, что существует несколько подходов, которые можно использовать для удовлетворения потребностей отдельных клиентов, есть несколько элементов, которые обычно могут быть частью каждой реализации. Важно не доводить теоретические элементы и понятия до уровня абстракции, где они могут перестать быть полезными. Тем не менее, несколько обычных элементов реализации теории систем включают в себя:

Супервизия

Очень важно, чтобы сеансы терапии проводил обученный лицензированный специалист. Социальные работники, семейные терапевты или зарегистрированные терапевты могут предлагать отзывы и предложения, а также проводить тщательное наблюдение, чтобы получить другую точку зрения социального работника, занимающегося этим случаем.

Тематическое исследование по теории систем

Тематические исследования по применению теории систем в социальной работе дают ценную информацию о профессиональных открытиях, которые могут помочь другим в геометрической прогрессии.  Тематические исследования предоставляют реальные примеры того, как можно применять меры вмешательства, и помогают нам лучше понять взаимосвязанные факторы, способствующие нездоровым действиям.

Профессионалы могут многому научиться из тематических исследований и их ценной документации. Возьмем, к примеру, случай «Дженнифер», 15-летнего подростка, у которого в школе были признаки депрессии. Преуспевающая в учебе и в целом «хорошая девочка», ее учителя и школьный консультант заметили, что она часто выглядела «расстроенной» и редко счастливой. Ей было трудно общаться со многими из ее одноклассников, и у нее были проблемы с созданием значимых дружеских отношений.

Дженнифер поделилась со своим вожатым, что она часто чувствовала себя отвергнутой другими детьми, и ей было интересно, что с ней не так. Консультант и Дженнифер определили закономерности в ее жизненных событиях, которые способствовали ее ощущению грусти и беспокойства. Она видела, что ее мать часто хотела, чтобы Дженнифер была рядом с ней, часто жалуясь на ее брак. Дженнифер стало жалко свою мать, и ее тоже разочаровало то, что ей приходится проводить с ней так много времени. Были взрывы. Затем мать Дженнифер плакала и уходила, а отец кричал на нее за неуважение к матери. Потом Дженнифер уйдет в школу.

Несмотря на то, что ее родители не хотели вмешиваться, Дженнифер все равно добилась прогресса со своим психологом. Ее расширенное представление о своих семейных отношениях стало возможным отчасти благодаря системному подходу, использованному ее консультантом. Она смогла развить более здоровый уровень самосознания и проницательности.

С помощью тематических исследований, подобных этому, интервенции и практики теории семейных систем дают представление о контексте семейной ячейки. Глубокое изучение семейной триангуляции, проекции и эмоциональной дисфункции позволяет специалистам в области социальной работы лучше понять различные взаимосвязанные системы, с которыми они могут столкнуться в своей профессиональной практике.

Для социального работника очень важно иметь возможность собрать воедино историю семьи, получив доступ ко всем отдельным частям этой семьи или системы или поняв их. Делая это, они могут лучше понять всю систему, в которой живет клиент. Это очень важно, чтобы позволить профессионалам думать о динамике, с которой сталкивается человек в повседневной жизни, как внутри, так и вне семьи.

Понимание и применение теории систем имеет решающее значение в большинстве форм социальной работы, поскольку она может дать понимание, которое может помочь людям избавиться от вредных привычек и прекратить поведение, которое мешает им жить более полной жизнью.  Благодаря лучшему пониманию и инструментам клиенты могут лучше ориентироваться в системах, в которых они живут. Это может быть одним из самых полезных аспектов работы социального работника.

Если вы заинтересованы в работе в сфере социальной работы и хотели бы помочь оказать положительное влияние на свое сообщество, просмотрите наш список мастеров программ социальной работы онлайн, чтобы начать свою карьеру.

Университет Южной Калифорнии

info

Магистр социальной работы (MSW)

MSW@USC — это онлайн-магистр социальной работы от одной из лучших школ социальной работы USC Suzanne Dworak-Peck. USC предлагает виртуальное и личное полевое обучение, и студенты сосредотачиваются на взрослых, молодежи или социальных изменениях.

  •  Минимальный срок выполнения: 16 месяцев
  • Онлайн-занятия, проводимые преподавателями USC
  • Виртуальное полевое обучение для развития навыков и уверенности в себе

Денверский университет

info

Магистр социальной работы (MSW)

Онлайн-программа MSW Университета Денвера проводится ведущей школой социальной работы и предлагает две программы. Студенты могут получить свою степень всего за 12 месяцев для онлайн-курса MSW Advanced-Standing или 27 месяцев для онлайн-курса MSW.

  • Если у вас есть BSW, завершите онлайн-программу MSW Advanced-Standing всего за 12 месяцев; если у вас нет BSW, онлайн-программа MSW может быть завершена всего за 27 месяцев.
  • GRE не требуется
  • Настраиваемые параметры пути включают психическое здоровье и травмы или концентрации здоровья, справедливости и хорошего самочувствия

Фордхэмский университет

info

Магистр социальной работы (MSW)

Онлайн-программа Fordham MSW, основанная на навыках, объединяет передовые соответствующие компетенции в области социальной работы, готовя студентов служить отдельным людям и сообществам, продвигая профессию вперед. Эта программа включает в себя расширенные возможности стояния и традиционные варианты MSW.

  •  Доступны традиционные и расширенные постоянные онлайн-варианты MSW.
  • В центре внимания находятся четыре области: отдельные лица и семьи, организации и сообщества, оценка и политическая практика и защита интересов.
  • Получите степень на полный или неполный рабочий день.

Университет Симмонса

info

Магистр социальной работы (MSW)

Стремящиеся прямые практикующие врачи могут заработать свои MSW онлайн в Университете Симмонса по номеру всего за 9 месяцев . Баллы GRE не требуются, и программа предлагает полный рабочий день, неполный рабочий день, ускоренные и продвинутые стоячие треки.

  • Готовит учащихся к получению лицензии, включая LCSW
  • Полный рабочий день, неполный рабочий день и ускоренные курсы 
  • Минимальное время выполнения: 9 месяцев

Сиракузский университет

info

Магистр социальной работы (MSW)

Онлайн-программа магистра социальной работы Сиракузского университета не требует баллов GRE для применения и ориентирована на подготовку социальных работников, которые воспринимают технологии как важную часть будущего профессии. Доступны традиционные и расширенные дорожки стоя.

  • Традиционные и продвинутые дорожки для стоячих мест
  • GRE не требуется
  • Сконцентрируйте свою степень на интегрированной практике или клинической практике

Бейлорский университет

info

Магистр социальной работы (MSW)

Пройдите онлайн-программу магистра социальной работы в Университете Бэйлор всего за 12 месяцев. Служите населению в Техасе и во всем мире, этично объединяя веру и практику социальной работы. GRE не требуется.

  • Борьба с несправедливостью с точки зрения сильных сторон
  • Этически объединяет веру и практику социальной работы
  • Служить надежным ресурсом для клиентов, независимо от их личного опыта
  • Завершите онлайн-программу MSW всего за 12 месяцев

Университет Говарда

info

Магистр социальной работы (MSW)

Онлайн-программа магистра социальной работы Школы социальной работы Университета Говарда готовит студентов к углубленной прямой или макропрактике в культурно разнообразных сообществах. Доступны две концентрации: Прямая практика и Сообщество, Администрация и Политическая практика. Нет ГРЭ. Завершить всего за 12 месяцев.

  • Концентрации: непосредственная практика и практика сообщества, администрации и политики
  • Пройти не менее 777–1000 часов полевого обучения на базе агентства
  • Получите степень всего за 12 месяцев

Университет Кейс Вестерн Резерв

info

Магистр социальной работы (MSW)

Всего за полтора года вы сможете подготовиться к руководству социальной работой, получив степень магистра социальной работы онлайн в школе социальной работы Университета Кейс Вестерн Резерв.

  • Аккредитация CSWE
  • Нет требований GRE
  • Завершить всего за полтора года

Семейный системный подход | Глоссарий

Время чтения: 8 минут

Независимо от возраста, образования, дохода, культурного происхождения или сексуальной ориентации каждый человек в той или иной степени сталкивается в жизни с трудностями. Когда проблемы особенно трудно преодолеть или возникают неоднократно, есть большая вероятность, что проблемы связаны с вашей родной семьей.

В то время как многие формы терапии побуждают клиентов исследовать семейную динамику как часть процесса исцеления, семейная системная терапия фактически вовлекает в лечение всю семью. Поскольку то, что происходит с одним членом семьи, затрагивает всех членов семьи, исцеление микрокосма индивидуума требует исцеления макрокосма семьи.

Что такое семейный системный подход?

Психиатр Мюррей Боуэн разработал семейно-системный подход, также известный как семейная системная терапия, в 1950-е годы. Основная идея семейно-системного подхода заключается в том, что семьи представляют собой эмоциональную единицу. Они представляют собой взаимосвязанную систему взаимозависимых индивидуумов. Более того, они влияют друг на друга, и их психологию нельзя понять в отрыве от системы в целом.

Теория Боуэна утверждает, что члены семьи реагируют друг на друга обычным образом, в соответствии со своими ролями в семье и негласными соглашениями об отношениях. И он понял, что эти модели поведения могут создать баланс, но также могут привести к дисфункциям. Помня об этом, подход семейных систем помогает людям решать проблемы в контексте семейной ячейки. Теория семейных систем Боуэна способствует пониманию динамики семейной группы, работая с ней для улучшения общего состояния здоровья.

Восемь принципов теории семейных систем

Восемь принципов теории семейных систем подчеркивают взаимосвязь членов семьи, смещая акцент с «пациента» на переменные и обстоятельства, влияющие на семейную систему. Восемь взаимосвязанных концепций в теории семейных систем доктора Боуэна включают:

  1. Треугольники : система отношений, состоящая из трех человек. Треугольники обычно имеют одну сторону в конфликте и две стороны в гармонии, что способствует развитию клинических проблем.
  2. Дифференциация себя : чувство индивидуальности отдельно от семьи. Высоко дифференцированные люди с большей вероятностью будут добиваться целей независимо, в то время как люди с менее развитым чувством собственного достоинства могут искать одобрения со стороны других людей и испытывать созависимость.
  3. Эмоциональный процесс нуклеарной семьи : как семья действует в эмоциональном взаимодействии. Боуэн полагал, что нуклеарная семья сталкивается с проблемами в четырех основных областях: супружеский конфликт (или конфликт с интимным партнером), дисфункция супруга или партнера, эмоциональная дистанция и нарушения у одного или нескольких детей, приводящие к ссорам, критике, неудовлетворительной работе, чрезмерным усилиям. — производительность и/или дистанцирование.
  4. Процесс семейной проекции : передача беспокойства родителей, эмоциональных проблем и/или проблем в отношениях с ребенком, в результате чего у него могут развиться эмоциональные проблемы. Вместо того, чтобы решать свои собственные проблемы, родители пытаются исправить предполагаемые проблемы своих детей, которые напоминают им их собственные. Они относятся к своим детям так, как будто с ними что-то не так. Это формирует их развитие таким образом, что дети вырастают, воплощая страхи и представления своих родителей.
  5. Процесс передачи от нескольких поколений : Боуэн считал, что корни самых серьезных человеческих проблем уходят вглубь поколений. Процесс передачи из поколения в поколение определяет уровни развития «Я» людей. Это также влияет на то, как они взаимодействуют с другими, влияя на выбор супруга или интимного партнера. Люди выбирают партнеров с одинаковым уровнем дифференциации. Небольшие различия в уровнях дифференциации между родителями и потомством приводят к значительным диапазонам дифференциации между отдельными членами семьи на протяжении поколений.
  6. Эмоциональное отключение : дистанцирование от семьи или прекращение всех контактов, чтобы уменьшить стресс или избежать конфликта без решения текущих проблем. При этом дистанцирующиеся члены семьи могут придавать слишком большое значение нынешним и будущим отношениям, вызывая ненужное напряжение и стресс.
  7. Положение братьев и сестер : тенденция старших, средних и младших детей брать на себя определенные роли в системе семейных отношений. Обычно это происходит из-за различий в родительских ожиданиях и родительской дисциплине. Например, руководитель, который является старшим ребенком, может хорошо работать с помощником, который является младшим ребенком. Точно так же люди, чье ранговое положение братьев и сестер дополняет друг друга, могут с меньшей вероятностью развестись, чем если бы их положения противоречили друг другу.
  8. Социально-эмоциональный процесс: Боуэн лечил родителей в системе уголовного правосудия и увидел, как внешнее влияние может повлиять на семейную систему. Таким образом, этот принцип теории семейных систем предполагает, что социальные и культурные силы могут влиять на семейные отношения. Поскольку люди испытывают большую тревогу в периоды социальной регрессии, в эмоциональных системах семейных ячеек возникают разветвления.

История семейной системной терапии

Мюррей Боуэн служил генеральным врачом в армии США во время Второй мировой войны. Во время работы с солдатами его внимание переключилось с хирургии на психиатрию. После ухода из армии он проводил исследования семейных взаимоотношений в клинике Меннингера и в Национальном институте психического здоровья. Там он продолжил развивать свою теорию о том, что семья функционирует как эмоциональная единица.

Боуэн исследовал семейные модели людей с шизофренией, которые получали лечение, и модели своей собственной семьи. Наконец, в конце XIX века он представил теорию семейных систем.60-е годы. Традиционная индивидуальная терапия обычно исследует внутреннюю психику человека, чтобы вызвать положительные изменения. Но семейная системная терапия фокусируется на структуре и поведении системы семейных отношений. Боуэн считал, что это сыграло важную роль в формировании характера. Боуэн утверждал, что изменения в поведении одного члена семьи, вероятно, повлияют на то, как семья будет функционировать с течением времени.

В чем может помочь семейная системная терапия

Многие психологические проблемы связаны с отношениями в семье, где родился человек. Это верно, даже если проблемы возникают позже в жизни. Отдельные лица, супружеские пары и семьи могут извлечь выгоду из семейно-системного подхода.

Теория семейных систем Боуэна может быть полезна при лечении таких состояний, как:

  • Депрессия
  • Беспокойство
  • Горе
  • Управление гневом
  • Расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ
  • Расстройство, связанное с употреблением алкоголя
  • Биполярное расстройство
  • Расстройства пищевого поведения
  • Расстройства личности
  • Вопросы воспитания
  • Стресс и травма
  • Преодоление физических недостатков
  • Как справиться с хроническими заболеваниями

Семейная системная терапия также может решать конфликты внутри семьи — между братьями и сестрами, между родителями или между родителями и детьми. При лечении проблем психического здоровья подростков семейно-системный подход исследует, как факторы внутри семьи могут способствовать возникновению или сохранению таких состояний. Например, если подросток страдает расстройством, связанным с употреблением алкоголя, семейная системная терапия поможет семье понять, как созависимые отношения способствуют развитию зависимости и позволяют ей продолжаться.

Как работает семейная системная терапия на практике 

Как и почти во всех видах терапии, семейные системные терапевты обычно проводят один или два сеанса, собирая информацию о семейной системе. Это включает в себя историю их семейной динамики и почему семья ищет терапию. Терапевт предлагает всем членам семьи возможность выразить свои мысли и чувства. Впоследствии они работают с семьей над созданием общих и конкретных целей, таких как снижение употребления психоактивных веществ и расширение семейного общения.

Члены семьи изучают свои роли в семье и экспериментируют, меняясь ролями, когда это необходимо. И они учатся поддерживать друг друга с целью создания здоровой семейной системы.

Действия в сеансах сильно различаются. Семейный системный терапевт может помочь семьям выявить лежащие в их основе структуры и паттерны и предложить идеи для инициирования позитивных изменений. Они могут проводить с ними ролевые игры или коммуникативные упражнения, чтобы способствовать лучшему пониманию того, что чувствует каждый член семьи. Некоторые семейные системные терапевты задают письменные или поведенческие домашние задания между сессиями. Все семейные системные терапевты в равной степени выступают за членов семьи. Они помогают семье прийти к собственным выводам о наилучшем образе действий.

Семейная системная терапия обычно непродолжительна и ориентирована на результат. В среднем он длится 12 сеансов. Однако может потребоваться больше сеансов, чтобы помочь каждому чувствовать себя уверенно в своей способности делать здоровый выбор и поддерживать здоровые отношения.

Семейная системная терапия: три основных подхода

Семейная системная терапия состоит из трех основных подходов:

  • Структурная семейная терапия: Этот подход фокусируется на взаимодействии, моделях и поведении членов семьи. Чтобы свести к минимуму дисфункцию, семейный терапевт стремится помочь реструктурировать то, как работает семейная система. Реструктуризация может включать в себя работу над семейными границами, иерархией власти и реакцией членов семьи на серьезные изменения в жизни.
  • Стратегическая семейная терапия: В этом подходе терапевты обращаются к семейному поведению и взаимодействиям, которые способствуют проблемному поведению. Они помогают семьям работать лучше, чтобы они могли решить свои самые насущные проблемы. Вмешательства могут включать в себя то, что члены семьи разыгрывают поведенческие модели, не озвучивая их. Или они могут разместить членов семьи в другой конфигурации, чем они обычно выбирают. Практика новых паттернов общения — еще одно вмешательство. Это включает в себя то, что члены семьи разговаривают друг с другом напрямую, а не друг о друге на сеансах.
  • Межпоколенческая семейная терапия : Этот подход признает, что образцы поведения передаются из поколения в поколение, влияя на семейную динамику и поведение отдельных членов. Терапевты помогают семье идентифицировать и относиться к проблемам своих предшественников. Взгляд назад может помочь им справиться со своими проблемами в настоящем. Важной частью межпоколенческой семейной терапии является создание генограммы.

Генограмма

Боуэн считал, что составление семейной генограммы — один из лучших способов понять, как работает эмоциональная система семьи. Генограмма — это графическое представление истории болезни семьи и межличностных отношений. Семейные системные терапевты могут использовать генограммы, чтобы выделить наследственные черты, психологические факторы и другие важные проблемы или прошлые события, которые могут повлиять на коллективное благополучие человека или семьи.

Чтобы составить генограмму, терапевт задает каждому члену семьи ряд вопросов. Терапевт собирает достаточно информации, чтобы создать подробную семейную историю, охватывающую как минимум три поколения. В процессе семьи изучают свои модели поведения и признают отголоски внутри семейной линии. В идеале они находят более эффективные способы решения проблем и меняют свое отношение к ролям, которые от них ожидают.

Лечение подростков и семейная системная терапия

Семейная системная терапия, основанная на теории семейных систем, показала свою эффективность в лечении подростков и семей. Следовательно, психические расстройства, такие как подростковая депрессия, подростковое расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ, подростковая тревожность и подростковые расстройства пищевого поведения, часто хорошо поддаются семейно-системному подходу. Когда вся семья вовлечена в процесс исцеления, у подростков больше шансов на успех.

А 2019Исследование показало, что независимо от пола подростки, принимавшие участие в структурно-стратегической семейной терапии, демонстрировали меньше интернализационных и экстернализирующих проблем после лечения. Кроме того, родители, участвовавшие в том же исследовании, сообщили о большей сплоченности семьи, удовлетворенности родителей и воспринимаемой родительской эффективности.

Семейная терапия в Ньюпорте

В Ньюпорте мы осознаем важность тщательного изучения семейной системы и вовлечения в лечение всей семьи, а не только подростка. Наш основополагающий подход — семейная терапия, основанная на привязанности (ABFT).

ABFT основан на представлении о том, что люди — социальные существа с присущей им потребностью в общении. Согласно теории привязанности, когда родители чувствительны к потребностям своих детей и постоянно доступны, дети переходят в подростковый возраст с надежной привязанностью. Надежная привязанность положительно влияет на чувство уверенности подростков в себе, самооценку и их способность регулировать эмоции.

ABFT предназначен для повышения безопасности связи между родителем и дочерним элементом. Это обеспечивает поддерживающую основу для защиты от депрессии и самоубийства.

Другие методы лечения в Ньюпорте

В Ньюпорте мы дополняем семейную терапию широким спектром других методов. Мы используем подходы, которые помогают подросткам уменьшить тревогу, смягчить чувство неуверенности, бороться со злоупотреблением психоактивными веществами, улучшить внимание, развить навыки взаимоотношений, улучшить представление о своем теле, залечить травму и многое другое. Некоторые из наших методов включают десенсибилизацию и переработку движениями глаз (EMDR), психообразование, когнитивно-поведенческую терапию, терапию принятия и приверженности, диетотерапию, восстановление травм в отношениях и многое другое.

Когда подростку тяжело, это чувствует вся семья, а не только подросток. Таким образом, лечение может принести пользу всей семье, а не только борющемуся подростку. Если вы считаете, что ваш подросток страдает от проблем, которые вы не понимаете или не можете помочь, обратитесь к нашей команде в Newport Academy. Мы здесь 24/7, чтобы помочь вам найти лучшую форму лечения для вашей семьи.

Ключевые выводы

  • Семейная системная терапия основана на предположении, что людей невозможно понять или исцелить в вакууме, потому что они являются частью более широкого контекста, эмоциональной единицей своей семьи. При таком понимании семейная системная терапия помогает людям решить любое количество проблем, работая с семейной динамикой.
  • В теории семейных систем есть восемь взаимосвязанных принципов. Одним из них является Дифференциация Я, наличие идентичности, отдельной от семьи. Это важно, потому что высокодифференцированные люди более способны устроить собственную жизнь и меньше зависят от одобрения со стороны других.
  • Еще одним из восьми принципов теории семейных систем является положение братьев и сестер, которое основывается на тенденции брать на себя определенные роли в семье в зависимости от порядка рождения и различий в воспитании, которые они обычно порождают.
  • Семейная системная терапия может быть полезна при любом количестве проблем, включая депрессию, беспокойство, расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ, расстройства пищевого поведения, конфликты в семье и многое другое.

Часто задаваемые вопросы о семейной системной терапии

Для чего нужна семейная системная терапия?
Семейная системная терапия предназначена для семей, переживающих конфликт или боль из-за проблем с одним или несколькими членами семьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *