Что такое мажор и минор в музыке для детей – Лад в музыке: мажор и минор

Мажор — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Гамма «До мажор натуральный»
… гармонический
… мелодический

Мажо́р (лат. major — больший, также, большой) в музыке — один из двух ладов (наряду с минором) гармонической тональности. Характерная особенность мажорного звукоряда — его третья ступень, отстоящая от первой ступени на большую терцию. Кроме натурального, существуют также гармонический и мелодический мажор[1]. Тоника (основая ладовая функция) мажора представлена мажорным трезвучием.

Каждая ступень мажорного или минорного лада имеет самостоятельное название[2]:

  • I ступень — тоника (Т),
  • II ступень — нисходящий вводный звук,
  • III ступень — медианта (средняя),
  • IV ступень — субдоминанта (S),
  • V ступень — доминанта (D),
  • VI ступень — субмедианта (нижняя медианта),
  • VII ступень — восходящий вводный звук.

Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные — побочными ступенями[3].

При обозначении тональности слово «мажор» прибавляется к названию тоники, например «до мажор» (С-dur), «фа-диез мажор» (Fis-dur) и т. п.

Обычно окраска звучания мажорных произведений субъективно воспринимается как «светлая» и «радостная», в противоположность окраске минора. Контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке[4].

Тональности[

ru.wikipedia.org

План-конспект урока по музыке по теме: Мажор и Минор

МДОУ ЦРР д/в №128

«Полянка»

Открытое музыкальное занятие-игра для старшего дошкольного возраста

                                                        Музыкальный руководитель:

 Рыбакова А.А.

                

                                                        

г. Владимир

        Цель. Формировать представление о ладе в музыке, развитие ладового слуха. Установление

                        ассоциативных связей в процессе обобщения музыкальных впечатлений. Расширение

                        словарного запаса детей (мажор и минор).

        Задачи.

        1. Развивать эмоциональный отклик на контрастную выразительность мажора и минора.

        2. Дать детям представление о понятиях «мажор» и «минор».

        3. Создать условия для соотнесения эмоционально-двигательного и слухового опыта с

            музыкальными понятиями «мажор» и «минор».

        Материал и оборудование.  Шкатулка, сундучок, куклы, выражающие настроение грусти и радости, репродукции картин контрастного эмоционального содержания.

Музыкальный руководитель показывает детям шкатулку с плотно закрытой крышкой.

        

М.р. :         Эту необыкновенный сундучок подарила нам королева Музыка. Открывать его не просто. Ключиком к этому сундучку могут быть только наши голоса. Когда они верно передадут мелодию песни, исполнят её выразительно – сундучок откроется, и мы сможем увидеть спрятанное там чудо.

        Трудно спеть песню без подготовки. Голос нужно настроить.

        Даже музыканты в оркестре перед выступлением настраивают свои инструменты.         Сегодня нам поможет знакомая попевка «Доброе утро».

Дети распеваются, используя попевку «Доброе утро»

М.р. :   Ключики – голоса готовы? Тогда попробуем открыть волшебный сундучок.

Играет музыка из музыкальной шкатулки «К Элизе»

Крышка волшебного сундучка  открывается. Педагог достает  куклу с грустными глазами.

М.р.:     Какая красивая кукла. Но почему у неё такие печальные глаза?

Кукла Минор:        Меня зовут синьор Минор.

                        Я вот что вам скажу:

                        Со смехом мне не по пути,

                        Я грустью дорожу.

                        Люблю, вздыхая, слёзы лить

                        И предлагаю вам.

                        Давайте вместе погрустим –

                        О чем – не знаю сам.

                        

Музыкальный руководитель предлагает детям вспомнить знакомые произведения печального характера ( «Болезнь куклы», «Старинная французская песенка» П. Чайковского).

Минор:    Друзья, вы назвали мои любимые произведения. Я люблю их слушать.

М.р.:              Тогда послушай, вместе с ребятами, печальную грустную музыку.

Исполняется песня «Болезнь куклы» П. Чайковского

Минор:    Как грустно, хочется плакать. Ребята, о чем эта музыка? (ответы детей)

М.р.:             Раз тебя  зовут Минор, значит и песни, которые ты любишь, минорные. Ребята, вы знаете такие песни? Давайте споем синьору Минору спокойную, медленную песню про зиму.

Исполняется песня  «Пришла зима»

Минор:    Спасибо вам, мои друзья. Я счастлив был услышать такую выразительную, проникновенную, задушевную музыку. Я так расчувствовался.

М.р.:         Синьор Минор, наши дети знают не только грустные песни, но, и веселые.

Минор:     Друзья, вы меня удивляете! Веселая музыка режет мне слух, она чересчур звонкая, радостная. Я знаю, кому она придется по вкусу. Мой любимый брат счастлив будет их услышать.

М.р.:         Где же он? Неужели мы не заметили твоего братца в шкатулке?

Педагог достает из шкатулки яркую веселую куклу.

Кукла Мажор:        Друзья, представиться спешу –

                        Знакомству очень рад.

                        Меня зовут синьор Мажор.

                        Я лучший друг ребят.

                        С собой когда я прихожу

                        Улыбку, шутки, смех.

                        И если дружен ты со мной,

                        То ждет тебя успех.

                        Траля-ля-ля, траля-ля-ля,

                        То ждет тебя успех.

        Невероятно! Какие яркие краски у вас в зале! Как радостно, как весело мне среди вас! Я чувствую себя абсолютно счастливым!

М.р.:       А какие песни ты любишь, синьор Мажор?

Мажор:   Конечно же, мажорные – яркие, энергичные. Радостные.

             Вы знаете такие песни? (Ответ)

Дети исполняют песню « Песенка друзей»

М.р.:            Синьор мажор! Я думала, что ты не любишь сидеть на месте?

Мажор:   Конечно! Я всегда в движении!

М.р.:        Тогда тебе будет интересно подвигаться весте с нами.

Исполняется «Веселый танец с деревянными ложками» (р.н.м.)

Мажор: Как я рад, что встретил здесь таких активных, бойких, веселых ребят!

Минор:  А мне они были милы своей печалью, грустью, способностью сопереживать.

М.р.:           Именно музыка делала вас, то озорными, то печальными. Как вы думаете, можно ли назвать живописные работы мажорными или минорными? Те из вас, кому близка минорная музыка, найдут картинку с минорным настроением и подойдут к  этой печальной кукле. Те, кто больше любит веселую музыку, выберут картинку мажорную и подойдут к синьору Мажору.

Дети под музыку выбирают репродукции.

Мажор:                   Со мной будешь бодр и смел

                             И всем на удивление

                        Любую трудность победишь

                        Мажорным настроением.

Минор:                Со мной мгновения

                        С улыбкой грусти обойдешь

                        В минорном настроении.

Мажор:                Так пусть всегда, так пусть везде

                        Улыбка красит лица!

Минор:                Улыбка с грустью пополам

                        Вам тоже пригодится.

Мажор:                А станет страшно вдруг в пути –

                        Смелей, дружок, не трусь!

                        Ты позови: «Синьор, Мажор!» —

                        Я тут же появлюсь!

Минор:                А если грустные деньки

                        Припомнить захотим –

                        Зовите так : «Синьор, Минор!» —

                        И вместе погрустим.

nsportal.ru

Урок по музыке в первом классе по теме:Мажор и минор»

Цель урока:

Пробуждать интерес к музыке, развивать эмоциональное восприятие.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с музыкальными терминами «мажор» и «минор».

  2. Закрепить тему «динамическое развитие».

  3. Прослушать и проанализировать музыкальные произведения.

  4. Развивать музыкальные способности: слух, чувство ритма, музыкаль­ную память, вокально-хоровые навыки при разучивании песни и прослушивании музыкальных произведений.

  5. Добиваться эмоциональной отзывчивости.

  6. Содействовать проявлению музыкального вкуса.

  7. Воспитывать стремление к творчеству, к новаторству.

  8. Воспитывать бережное отношение к природе, своему дому, городу, школе.

Оборудование:

Компьютер, записи музыкальных произведений для слушания и исполнения, наглядные таблицы и иллюстрации, портрет П. И. Чайковского, фортепиано, сигнальные карточки, народные музыкальные инструменты, магнитофон.

Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

Музыкальное приветствие:

— Добрый день! Здравствуйте, ребята!

— Добрый день! Здравствуйте, учитель!

Музыкальное приветствие поётся два раза: сначала в мажоре, а затем в миноре.

— А какое приветствие вам больше понравилось, первое или второе? Почему?

— В чем заключается разница между этими приветствиями?

НАСТРОЕНИЕ!!! ( на доску вывешивается солнышко)

Учитель: У меня всегда вот такое настроение, как у солнышка, а у вас?

Дети сигнальными карточками показывают: желтый цвет – мажорное настроение, синий цвет – минорное настроение.

II. Вводная часть. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

( Диссонансный аккорд)

Это мелодия? Почему?

ПОЁМ ПЕСНЮ «Кот Федот» — один куплет.

( с холопками в припеве, четким ритмом)

— А это мелодия? Почему?

— Какое настроение передает эта мелодия?

(плавные , качающиеся движения в такт музыке)

ПОЁМ ПЕСНЮ «Бедный ёжик» — один куплет.

— Чем эта мелодия отличается от мелодии песни «Кот Федот».

— Какое настроение передает эта мелодия?

III. Постановка учебной задачи. Первичное знакомство с новыми знаниями.

В каждом музыкальном произведении звуки по­добраны не случайно, а связаны между собой. Они живут дружно, то есть в ладу друг с другом. Отсюда и происходит название музыкального понятия — лад.

Называются они – мажор и минор. (НА ДОСКЕ)

А кто из вас раньше слышал такие слова: МАЖОР И МИНОР?

Мажор и минор живут в любом музыкальном произведении: в каждой пьесе, в каждой песне. Вы найдёте их даже в ваших карточках настроений. Посмотрите внимательно, в каких из них скрывается настроение мажорное, а в каких минорное?

Мое настроение всегда мажорное (солнышко вешается возле мажора)

А куда надо повесить тучку? (тучка вешается возле минора)

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ ( приклеить к слову мажор – солнышко, к слову минор – тучку, раскрасить соответствующим цветом)

IV. Музыкальная физминутка.

Автор текста (слов):

Пляцковский М. 

Композитор (музыка):

Савельев Б. 

«Танцуйте сидя»

Вот вы устали, готовя уроки,
И непонятны в учебнике строки.
Значит, пускай отдохнёт авторучка,
Значит, отодвиньте в сторонку тетрадь.

И не вставая, а сидя на стуле,
Если совсем вы ещё не уснули,
Вместо зарядки и для настроенья
Нужно танец этот, друзья, танцевать.

Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если сумели — всё в полном порядке.

А напоследок должны вы мяукнуть,
Крякнуть, проквакать,
Залаять и хрюкнуть:
Мяу, кря, ква, гав, хрю.

IV. Организация усвоение исходных данных.

Как называется профессия человека, который рисует картины? (художник) (картины осени – к минору, картины весны – к мажору)

Как называется человек, который сочиняет сказки, рассказы? (писатель)

На уроке чтения мы знакомились с вами с произведением Людмилы Зубковой «Ох! и Ах!»

ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ

Жили рядом Ох и АХ
Друг от друга в двух шагах
АХ – шутник и хохотун
Ох – отчаянный ворчун

АХ работы не боится
АХУ охать не годится
Улыбнется, скажет «ах!» —
Дело спорится в руках

ОХ глаза косит на АХА,
На дела глядит со страхом,
И, наверно, потому
Не везет в делах ему…

Если АХ в пути споткнется,
Он не плачет, а смеется
ОХ же стонет то и дело –
Все бедняге надоело

АХ работает, как надо.
До чего ж вкусна награда!

— Ох-ох-ох! – вздыхает ОХ, —
Тут крапива, не горох…
Все не эдак, все не так!
Охать ОХ – большой мастак.

Смотрит солнышко лучисто,
В доме АХА чисто-чисто!
Тучку АХ хотел отжать,
А она давай рычать.

Хлынул дождь, ударил гром,
АХ бежит с пустым ведром…
АХ с улыбкой ахнул:
— Хорошо бабахнул…
АХ прищурился хитро:
— Туча лезь в мое ведро!

Ноет ОХ:
— Ох, ох!
Я от грохота оглох.

Все соседи вышли,
Встали возле вишни.
ОХУ в самом деле плохо –
Голова болит у ОХА

— Ой! – сказал с досадой ОЙ.
— Значит, ОХ теперь больной.
— Эй, ворчливых не жалей! –
Говорит соседу ЭЙ
— Эх! – кричит с насмешкой ЭХ,
— Вечно охать – это смех.
Ну, а дед АЙ-ЯЙ-ЯЙ тут сказал со вздохом:
— Ай-яй-яй! Ай-яй-яй! Быть ворчливым плохо!

К ОХУ в дом друзья пришли,
Пол, как надо подмели,
Чисто вымыли посуду.
И случилось с ОХОМ чудо.

Обошлось без докторов,
ОХ теперь вполне здоров.
Так его спасли друзья –
Без друзей прожить нельзя!

— Кто из них к какому музыкальному ладу относится?

(картинка АХА! Вешается к мажору, а ОХА! – к минору)

V. Слушание музыки. Первичная проверка понимания.

Как называется профессия людей, которые сочиняют музыку? (композиторы)

— С каким композитором мы познакомились с вами на прошлом уроке? (П.И.Чайковский)

— Музыку из какого балета мы с вами слушали? («Щелкунчик»)

Наши сказочные герои ОХ иАХ собрались в гости и хотели взять с собой некоторые музыкальные произведения, но никак не могут вспомнить их названия, не могут определить кому их брать АХ! Хочет взять мажорные, ОХ! – минорные давайте им поможем.

.«Угадай мелодию»

«МАРШ» из балета «Щелкунчик» — сигнальные карточки (мажор)

«ВАЛЬС СНЕЖИНОК» из балета «Щелкунчик» — сигнальные карточки (минор)

«ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ» из балета «Щелкунчик»сигнальные карточки (минор)

— Ребята, а кто из вас запомнил, что обозначает слово «ремикс»?

Реми́кс (англ. Remix) — версия музыкального произведения, записанная позже оригинальной версии, как правило, в более современном варианте аранжировки. Иногда создается путём «перемешивания» нескольких частей исходной композиции.

РЕМИКС «ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ» — сигнальные карточки (мажор)

VI. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности.

Солисты поют песню «Ладошка».

Наблюдение над изменением музыкального лада в пределах одного музыкального произведения.

Работа с сигнальными карточками ( кто-то показывает мажор, а кто-то показывает минор)

Учитель показывает две карточки.

ВЫВОД: песню (музыкальное произведение) не возможно назвать

только мажорным или только минорным. В музыке идет сочетание этих двух ладов, при доминировании одного из них.

ИГРА «КТО ЛУЧШЕ»

1. Игра на музыкальных инструментах. Русская народная песня «Светит месяц»

Если музыка понравилась, настроение хорошее, то поднимите желтую карточку.

2. Песня «Мама – первое слово».

Если музыка понравилась, настроение хорошее, то поднимите желтую карточку

ВЫВОД: нельзя определить, какой музыкальный лад лучше, он всегда найдет соответствие нашему настроению.

VII. Обобщение изучаемого на уроке. Контроль за результатами учебной деятельности.

НА ДОСКЕ

Рассыпаны карточки с прилагательными. Нужно распределить их в соответствии с музыкальным ладом.

Найти такие же карточки за обложкой своей тетради и приклеить к мажору и минору.

VI. Итог урока

— О чём же мы узнали сегодня на уроке?

Мы с вами узнали, что мажор и минор могут передавать определённые настроения. А ведь музыка – это, прежде всего, искусство передачи настроений. Если в музыке есть настроение, значит, в ней есть мысли, и эти мысли находятся в порядке, в согласии, т.е. ? (в ладу).

— А как вы думаете, наши встречи с мажором и минором на этом завершаются?

Конечно же, нет, потому что на каждом уроке мы слушаем музыкальные произведения, и каждое произведение имеет своё настроение, а значит и лад.

В конце урока я предлагаю вам спеть песню «Дружба”.

— В каком ладу и настроении мы завершаем урок? (мажор)

Каждый ребенок одевает на ладошки «ромашку», поем и танцуем песню «ДРУЖБА».

infourok.ru

Что такое тональность | Музыкальный класс

Выясним сегодня, что такое тональность. Нетерпеливым читателям говорю сразу: тональность – это закрепление положения музыкального лада за определёнными по высоте звучания музыкальными тонами, привязка к конкретному участку музыкального звукоряда. Дальше же не поленитесь разобраться основательно.

Слово «тональность» вы наверняка уже слышали, правда? На неудобную тональность иногда жалуются певцы, прося поднять или опустить высоту песни. Ну, кто-то, может быть, слышал это слово от водителей авто, которые тональностью называют звук работающего двигателя. Скажем, набираем мы скорость, и сразу чувствуем, что шум двигателя становится более пронзительным – изменяет свою тональность. Наконец, назову то, с чем уж точно каждый из вас сталкивался – это разговор на повышенных тонах (человек просто стал орать поменял «тональность» своей речи и эффект сразу все почувствовали).

Теперь вернёмся с вами к нашему определению. Итак, тональностью мы называем высотное положение музыкального лада. О том, что такое лады и об их устройстве, подробно написано в статье «Что такое лад». Напомню, что самые распространённые в музыке лады – это мажор и минор, состоят они из семи ступеней, главной из которых является первая (так называемая тоника).

Тоника и лад – два важнейших измерения тональности

О том, что такое тональность, представление вы получили, теперь перейдём к компонентам тональности. Для любой тональности решающее значение имеют два свойства – её тоника и её лад. Рекомендую запомнить следующее положение: тональность равно тоника плюс лад.

Это правило можно соотнести, например, с названием тональностей, которые предстают в таком виде: фа мажор, ля-бемоль мажор, си минор, до-диез минор и т.п. То есть название тональности отражает, что какой-то из звуков стал центром, тоникой (первой ступенью) одного из ладов (мажора или минора).

Ключевые знаки в тональностях

Выбор той или иной тональности для записи музыкального произведения определяет, какие знаки будут выставлены при ключе. Появление ключевых знаков – диезов и бемолей – связано с тем, что на основе заданной тоники вырастает лад, который регулирует расстояние между ступенями (расстояние в полутонах и тонах) и который заставляет одни ступени понижаться, другие же, напротив, повышаться.

Для сравнения предлагаю вам 7 мажорных и 7 минорных тональностей, в качестве тоник которых взяты основные ступени (по белым клавишам). Сравните, например, тональности до мажор и до минор, сколько знаков в ре мажоре и какие ключевые знаки в ре миноре и т.д.

Итак, вы видите, что ключевые знаки в ля мажоре – это три диеза (фа, до и соль), а в ля миноре знаков нет; ми мажор – тональность с четырьмя диезами (фа, до, соль и ре), а в ми миноре всего один диез при ключе. Всё это потому, что в миноре по сравнению с мажором низкие третья, шестая и седьмая ступени – своего рода индикаторы лада.

Чтобы помнить какие ключевые знаки в тональностях и никогда не путаться в них, нужно освоить пару простых принципов. Подробнее об этом в статье «Как запомнить ключевые знаки». Прочитаете её и узнаете, например, о том, что диезы и бемоли при ключе записываются не как попало, а в определённом, легко запоминаемом порядке, и ещё о том, что этот самый порядок-то помогает мгновенно сориентироваться во всём многообразии тональностей…

Параллельные и одноимённые тональности

Пора узнать, что такое параллельные и что такое одноимённые тональности. С одноимёнными тональностями мы уже столкнулись, как раз когда сравнивали мажорные и минорные тональности.

Одноимённые тональности – это тональности, в которых одна и та же тоника, но разный лад. Например, си мажор и си минор, соль мажор и соль минор и т.п.

Параллельные тональности – это тональности, в которых одни и те же ключевые знаки, но разные тоники. Такие мы тоже видели: например, тональность до мажор без знаков и ля минор тоже, или, соль мажор с одним диезом и ми минор тоже с одним диезом, в фа мажоре один бемоль (си) и в ре миноре также один знак – си-бемоль.

Одноимённые и параллельные тональности всегда существуют в паре «мажор-минор». Для любой из тональностей можно назвать одноимённый и параллельный мажор или минор. С одноимёнными всё понятно, а вот с параллельными сейчас разберёмся.

Как найти параллельную тональность?

Тоника параллельного минора находится на шестой ступени мажорного лада, а тоника одноимённого мажора – на третьей ступени минора. Например, ищем параллельную тональность для ми мажора: шестая ступень в ми мажоре – нота до-диез, значит, тональность, параллельная ми мажору – до-диез минор. Еще пример: ищем параллель для фа минора – отсчитываем три ступени и получаем параллельный ля-бемоль мажор.

Есть и другой способ найти параллельную тональность. Действует правило: тоника параллельной тональности находится на малую терцию вниз (если ищем параллельный минор), или на малую терцию вверх (если ищем параллельный мажор). Что такое терция, как её строить и все остальные вопросы, связанные с интервалами, разбираются в статье «Музыкальные интервалы».

Подведём итог

В статье разбирались вопросы: что такое тональность, что такое параллельные и одноимённые тональности, какую роль играют тоника и лад, и как появляются ключевые знаки в тональностях.

В заключение – ещё одни интересный факт. Существует один музыкально-психологический феномен – так называемый цветной слух. Что такое цветной слух? Это форма абсолютного слуха, когда человек ассоциирует каждую тональность с каким-либо цветом. Цветным слухом обладали композиторы Н.А. Римский-Корсаков и А.Н. Скрябин. Быть может и вы обнаружите в себе эту удивительную способность.

Желаю успехов в дальнейшем изучении музыки. Оставляйте свои вопросы в комментариях. Сейчас предлагаю немного отдохнуть и посмотреть видео из фильма «Переписывая Бетховена» с гениальной музыкой 9-й симфонии композитора, тональность которой, кстати, уже знакомый вам ре минор.

«Переписывая Бетховена» – Симфония №9 (потрясающая музыка)



music-education.ru

Понятия мажор и минор | Гитаршкола

Доброго времени суток, ученики Гитаршколы. На сегодняшнем уроке мы будем говорить о двух системах звукоряда — мажорном и минорном.

Разберёмся на примерах:

Для начала построим мажорный звукоряд — то есть  мажорную гамму.  За основу — тонику- возьмём ноту До (C). Тоника — это устойчивая ступень. Почитать о ступенях в музыке Вы можете в прошлом уроке.

ДоРеМиФаСольЛяСи
ТТ1/2ТТТТ1/2Т

Более подробно читайте в уроке мажорные тональности.

Под нотой указан тон или полутон. То есть между нотами до и ре тон, ре и ми — тон, а между ми и фа — полутон, и так далее…. Отсюда следует, что нужно запомнить формулу натурального мажора:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон

Если немного изменить структуру мажорного звукоряда, получим минорную гамму:

ДоРеМи(бемоль)ФаСольЛя(бемоль)Си(бемоль)
Т1/2ТТТ1/2ТТТ

Более подробно читайте в уроке минорные тональности.

Получаем формулу натурального минора:

Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон

Если Вы только учитесь играть на гитаре и действительно хотите научиться играть на гитаре, подпишитесь на бесплатную рассылку от Гитаршколы. Вы ежедневно будете получать уроки гитары или интересные статьи окологитарной тематики. Поверьте, учиться играть на гитаре — очень занимательное дело, которое в итоге принесет успех!

Оставить комментарий

gitarshkola.ru

Объясните по-простому, в чем различия между минором и мажором?

тональность выше или ниже

Грустно и весело.

Минор — это когда жить хорошо! А Мажор — это когда хорошо жить еще лучше))

минор это спокойная музыка, мажор наоборот веселая и задорная

минор-мягкий, мажор- жосткий

Минор — грустная тема в музыке. Минор (moll — мягкий; minor — маленький) в музыке — один из основных видов лада (наряду с мажором) Мажор (лат. dur, durus — твердый, итал. maggiore, фр. majeur — большой) в современной западной музыке — один из основных видов лада (наряду с минором) . Характерная особенность мажора — третья ступень диатонической гаммы, отстоящая от первой ступени на большую терцию (отсюда и название лада) . Мажорный лад строится следующим образом: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Лад с таким порядком называется натуральным мажором. Кроме того, существуют гармонический мажор и мелодический мажор.

К примеру, можно взять одно произведение и сыграть его в разных тональностях. Отсюда и выходит: если мы играем его в мажоре, слышим веселую мелодию, в миноре — грустную ) Это по простому =))

Минор — это действительно «грустный» музыкальный лад, мажор — весёлый. Женя Айрапетян объяснил достаточно верно. А вот одно и то же произведение, написанное, например, в минорном ладу, нельзя сыграть в мажоре, так как музыкальный лад определяет композитор. Изменение лада будет являться уже вариацией на основное произведение, соответственно произведение прозвучит совсем по-другому.

Мажор-это веселый, задорный, светлый лад. А минор-напротив, грустный, темный лад. Но в музыке есть не только мажорный и минорный лады. Есть еще и локрийский, дорийский, эолийский, фригийский, миксолидийский лады. Минор бывает натуральным ( играем только со знаками при ключе) гармоническим и мелодическим. В гармоническом миноре повышается 7 ступень. А в мелодическом при движении вверх повышается 6 и 7 ступень, а при при движении вниз, перед 6 и 7 ступенями ставятся бекары (знаки отменяющие все знаки). Желаю удачи!

Совсем не обязательно. Есть много веселых песен, написанных в миноре и грустных в мажоре. Так что человек музыкальные лады может воспринимать как угодно.

touch.otvet.mail.ru

Тональность. Мажор и минор. | leruny.ru

Давайте внимательно посмотрим на клавиатуру фортепиано. На ней есть белые и черные клавиши. Расстояние между соседними клавишами называется полутон. Два полутона составляют тон.

Например, между клавишами «до» и «до диез» – полутон, между клавишами «до диез» и «ре» тоже полутон. А между клавишами “до” и «ре» – тон. Между клавишами «ми» и «фа» – полутон, потому что они ближайшие клавиши, между ними нет черной клавиши.

Мажор и минор

Определенное строение полутонов и тонов составляет музыкальный лад. В музыке много ладов. Самые распространенные из них – мажор и минор. Вы наверняка слышали эти названия.

Мажорный лад строится по такой системе:

Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон

Например, нам нужно построить мажорный лад от звука до. Вот что у нас получится:

Мы построили «до мажор». Если по такой же схеме построить мажорный лад от звука «ре» получится «ре мажор». И так же по аналогии можно построить мажорный лад от любого звука.

Минорный лад строится по другой схеме:

Тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон

Для примера построим минорный лад от звука ля, как вы уже, наверное, догадались, ля минор. Вот как он выглядит:

По такому же принципу можно строить минорные лады от любых других звуков.

Получается, что тональность – это высотное расположение мажорного или минорного лада. То есть построение лада от конкретного звука (тоники). Звуки лада называется ступенями лада. Обозначаются они римскими цифрами.

Одна из функций лада – соотношение устойчивых и неустойчивых ступеней. I, III и V – устойчивые ступени. II, IV, VI, VII – неустойчивые. Неустойчивые звуки тяготеют в устойчивые. Обычно музыкальное произведение начинается и заканчивается устойчивыми ступенями. I ступень (тоника) имеет особое значение, она самая главная и самая устойчивая.

Тоническое трезвучие состоит из устойчивых ступеней (I, III и IV). В до мажоре это будут звуки (до-ми-соль). Это основа лада, самое устойчивый аккорд, к которому тяготеют все остальные аккорды лада. Помимо тоники к основным трезвучиям относятся трезвучие IV ступени (или субдоминанта), трезвучие IV ступени (доминанта). Доминанта (обозначается латинской буквой D) неустойчивая, всегда тяготеет к тонике (обозначается буквой T). Субдоминанта (обозначается буквой S) – выражает мягкую неустойчивость, тяготеет к тонике гораздо менее активно, чем доминанта.

Главные трезвучия (Т, S, D) образуют основу ладотональности. Когда говорят про песню, что она строится на трех аккордах, обычно имеют ввиду эти аккорды.

Помимо основных трезвучий есть еще и побочные. К ним относятся II, III, VI, VII ступени. Они не имеют специальных названий, кроме VII ступени, называются по номеру ступени, например, трезвучие II ступени. Трезвучие VII ступени называется уменьшенное трезвучие.

Задание

Для закрепления материала предлагаю выполнить такое задание.

Постройте самостоятельно следующие лады по схеме построения мажора и минора: фа мажор, соль мажор, си минор, ре минор. Задание нужно выполнять письменно карандашом на нотном листе.

Если будет что-то непонятно, пишите свои вопросы в комментариях.

music.leruny.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *