Мировоззрение человека . Что такое «Мировоззрение человека «? Понятие и определение термина «Мировоззрение человека » – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Мировоззрение – совокупная система взглядов, принципов и представлений человека, которая определяет мотивы его поведения. Термин впервые появился в философских трудах Иммануила Канта, в современном значении его ввел Вильгель Шеллинг.
Синонимами мировоззрения выступают такие понятия, как «общая картина мира» или «миропонимание» — таким образом, термин называет не сумму всех взглядов и представлений, но их предельное обобщение. Мировоззрение присуще человеку на всех этапах его жизни, его формирование – непрерывный процесс. Мировоззрение ребенка предельно просто в силу отсутствия опыта и необходимых знаний. Мировоззрение
Однако мировоззрение – это результат не только личного опыта, но и отражение хода истории. Например, современное мировоззрение существенно отличается не только от первобытного, но даже от того, которое господствовало несколько десятилетий назад – за это время кардинально изменилась глобальная ситуация, появились новые возможности и новые вызовы.
В этой связи необходимо упомянуть марксистко-ленинскую философию, которая ошибочно утверждала, что одна философская система (идеология) способна составить ядро общественного мировоззрения. Помимо философского мировоззрения, опирающегося на логику и доказательство, можно выделить религиозное (основанное на верованиях) и мифологическое (одушевление материальных предметов и явлений).
< Микросоциум
Моделирование психологическое >
Популярные термины
Мировоззрение человека
Отправиться на поиски себя
Познать себя, отыскать свое место в мире: решать эту экзистенциальную задачу становится чем дальше, тем сложнее. Мы так многогранны, а ориентиров у нас так мало! Как различить себя в мелькании возможных «Я»?
Новости СМИ2
новое на сайте
- «Новый год — новый я»: почему и как нужно менять свои привычки?
- «Беженцы из Мариуполя оставили в нашем дворе собаку, а мы не смогли ее спасти»
- Дать себе волю: как взять жизнь в собственные руки
- Почему нет отношений: 6 основных причин — как изменить ситуацию
- Яжмать и яжотец: как общаться с родителями, помешанными на детях?
- «Как понять, кого я люблю, мужа или любовника?»
- «Гноблю мужа, у нас ссоры с рукоприкладством»
- Миссионерская поза и 240 дней воздержания: как занимались сексом в Средневековье
Сегодня читают
- «Ему было сорок пять, мне — двенадцать»: о необычном похищении, наших субличностях и подлинных желаниях
- 6 главных причин, почему бывшие возвращаются
- «Парень вообще не помогает с ребенком. Почему все так несправедливо?»
- «У старшей дочери на СВО погиб муж: как я могу ей помочь?»
- «Как понять, кого я люблю, мужа или любовника?»
- «Закодированный алкоголик — бомба, которая однажды разнесет вашу жизнь»: история одного развода
Psychologies приглашает
Psychologies ВКонтакте
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерЗИМА 2022 — 2023 №72
Подробнее
спецпроекты
МИРОВОЗЗРЕНИЕ | это… Что такое МИРОВОЗЗРЕНИЕ?
обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отд. явлений в мире и на свое собств. место в нем, понимание и эмоц. оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, филос. политич., правовых, нравств., религиозных, эстетич. убеждений и идеалов людей. Понятие М. употребляется и в узком смысле, напр. филос. М., политич. М., религиозное М. и т.п. Отношение человека к миру бесконечно многообразно.
Это и обусловливает различные аспекты осознания человеком себя в мире, различные грани единого М. Каждый из нас – это «природа, ставшая человеком», и мы так или иначе отдаем себе отчет в том, какое место занимаем в бесконечном круговороте событий. Через труд, науку, искусство мы осознаем свое единство с природой, а вместе с тем и относит. самостоятельность – и по своему происхождению, и во всех своих жизненных отправлениях. Мы живо интересуемся тем – одинок ли человек как разумное существо в мироздании или разумная жизнь есть и на других мирах. Это все мировоззренч. вопросы.Отношение человека к природе осуществляется через его бесконечно многообразные отношения к др. людям, через обществ. отношения. И мы также осознаем свое единство с обществ. целым и вместе с тем свою относит. самостоятельность – и по образу своей жизни, и по языку, и по нормам сознания. Социальная жизнь формирует у людей определ. идеалы, политические воззрения, нравственные и эстетич. идеи и т.д. Все это мировоззренч. вопросы.
Человек не только действует, но и мыслит. И человечество издавна интересуется, какое место занимает разум в общем развитии жизни, как он соотносится с действительностью. Это также глубоко мировоззренч. проблемы, имеющие большое практич. значение. Те или иные воззрения на мир имеет каждый человек – это составляет одну из особенностей человека, отличающих его от животных. М. может быть обыденным (стихийным, наивным) и теоретически обоснованным, сознательным, проникнутым определ. филос. принципами. В М. обобщенно отражены особенности обществ. бытия личности, ее место в исторически конкретной системе обществ. отношений.
Поскольку человек выступает в истории всегда как представитель определ. класса, опыт к-рого определяется его социальным бытием, то и М. человека составляет не только его личное достояние, но отраженное в его сознании через формы культуры классовое сознание. В классовом обществе М. носит всегда классовый характер. В зависимости от того, совпадают ли практич. интересы класса с объективной тенденцией истории или нет, партийность данного класса совпадает с науч. объективностью или противоречит ей, и, следовательно, М. этого класса складывается как передовое или отсталое, реакционное. По своему содержанию и обществ. значимости М. может быть последовательно научным, т.е. основанным на данных передовой науки и науч. философии, или ненаучным, материалистич. или идеалистич., диалектич. или метафизич., атеистич. или религиозным, революционным или реакционным, в совр. условиях – коммунистич. или буржуазным. В наше время последоват. революционным и единственно науч. М. является M. революц. рабочего класса и его коммунистич. партии – марксизм-ленинизм, а диалектич. и историч. материализм является филос. М.
М. не пассивный спутник, а своего рода духовный наставник, путеводитель человека, класса, партии, народа, человечества. И если оно исходит из правильного миропонимания, то служит прочной основой для разумного преобразования мира. Если же М. представляет собой ложное отражение действительности, то оно является серьезной помехой в жизни личности.
Характерная черта М. – единство образа мыслей с образом жизни. Коммунистическим М., напр., обладает не тот человек, к-рый только изучил марксизм-ленинизм и знает его, а тот, к-рый живет и действует в полном соответствии с этим знанием. Знания превращаются в М. тогда, когда они формируют социально-политич., нравств. и эстетич. позиции человека, приобретают характер внутр. убеждения человека, т.е. становятся основой всего образа его жизни.
В процессе социального воспитания личности усваиваемая ею духовная культура становится из совокупности знаний о мире осознаваемой программой ее обществ., а тем самым и личного поведения. Именно как фактор поведения человека его знания становятся его убеждениями. Благодаря этому М. оказывает сильнейшее активное воздействие на жизнь, на все стороны познават. и практич. деятельности людей. Вот почему принципиальные люди, глубоко убежденные в правоте своих взглядов, способны идти на любые страдания и даже на смерть. Многие великие истины и принципы социальной справедливости оплачены кровью их убежденных защитников, к-рые шли на костер, виселицу, отбывали каторгу, умирали в ссылке и на чужбине.
Для революционеров и мучеников науки, напр. Джордано Бруно, характерен девиз: «Стою на этом и не могу иначе!» Именно передовое М. придало поразительную чувствительность социальной совести благородных мыслителей и революционеров, так резко обострило их понимание действительности. Именно оно вдохновило их на неустанный поиск и напряженное размышление над социальными загадками.
Сила личного убеждения – это важное условие практич. и теоретич. деятельности. Корифеи мысли и революционного дела, основоположники марксизма-ленинизма не только владели истиной. Они были глубоко убежденными людьми. Их характеризуют бесстрашие, самопожертвование и беспредельная преданность своим идеям. Всем образом их жизни и мысли руководила извечная мечта человечества о счастливой жизни всех тружеников на земле.
Человек, лишенный широкой и верной ориентации в вопросах М. и способах подхода к познанию и преобразованию мира, чувствует себя беспомощным. Чтобы не оказаться в положении неумелого пловца, плывущего по воле волн в бурном океане жизни, человек обязан овладеть науч. М. Тогда он сможет смело и уверенно идти в избранном направлении, видеть свое место и роль в сложном водовороте событий.
В чем состоит могучая и неотразимая сила марксистско-ленинского М.? «Учение Маркса, – писал Ленин, – всесильно потому, что оно верно» (Соч., т. 19, с. 3). Правильно и глубоко отражая законы развития природы и общества, марксистско-ленинское М. всесторонне выражает коренные интересы трудового народа, открывает реальный смысл человеч. истории и жизни людей.
Для совр. бурж. М. характерно отсутствие положительных идеалов; настоящее в нем кажется неопределенным, а будущее – темным и лишенным перспектив. Идеологи реакц. буржуазии, жалуясь на то, будто бы в совр. мире все духовные ценности потеряли свой смысл, провозглашают пессимистич. принцип – благословен тот, кто ничего не ожидает: кто ничего не ожидает, никогда не будет разочарован. Они против всяких социальных идеалов, полагая, что последние зачастую превращаются в злую иронию. Утрата обществ. идеалов, смысла и целей жизни, моральный нигилизм и цинизм, потеря чего-либо во что можно верить и чему можно быть преданным – вот основные черты совр.
В противоположность взглядам буржуазии и ее идеологов с их проповедью пессимизма, безнадежности и неверия в будущее, марксистское М. придает человеку революционную устремленность во взглядах на жизнь: силу идейной убежденности, веру в могущество разума, в светлое будущее человечества. Оно резко выделяется на фоне общего упадка бурж. М. и ясно указывает человечеству путь в будущее.
В условиях победоносного развития социалистич. революции марксистско-ленинское М. стало одной из решающих сил, организующих революц. действия масс в борьбе за мир, социализм и коммунизм. В социалистич. странах марксизм-ленинизм становится М. всего народа и формирует новое, социалистич. и коммунистич. отношение к труду и ко всем сторонам обществ. развития. Оно является решающей силой в борьбе с пережитками бурж. и религ. М. Поэтому Программа КПСС придает первостепенное значение формированию науч. M. y всех тружеников сов. общества на идейной основе марксизма-ленинизма.
Чем глубже это М. проникает в сознание народных масс, тем активнее они участвуют в борьбе против эксплуатации, колониального гнета, за социализм и коммунизм. Вот почему КПСС одной из важнейших задач строительства коммунизма считает воспитание всего народа, каждого советского человека в духе науч. М. Формирование науч. М. предполагает обобщение, синтезирование всех знаний, добытых отд. науками. А такой синтез возможен лишь на основе марксистской философии.
А. Спиркин. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Человеческое мышление — функциональность человеческого интеллекта
Инновации расширяют человеческое мышление
Инновации — это цена, которую должен заплатить человек, желающий получить доступ к возможностям, которых раньше не было. Человек подходит к этим инновациям с тем мышлением, которое у него есть, но, как это ни парадоксально, инновации таковы, потому что они не могут быть восприняты ранее существовавшим мышлением. Его необходимо расширить.
Образ мышления человека определяет ментальную структуру, которую он/она использует, чтобы иметь дело с реальностью. Когда мы говорим, что человек не может воспринять инновацию, мы имеем в виду, что человек не может полностью понять ее концепцию, ее функциональность и применимость, если он не расширит границы своего мышления. Отсюда следует, что понятие инновации относится в основном к конкретному человеку в конкретной среде.
Таким образом, понимание инноваций требует, чтобы человек начал узнавать об инновациях, что требует понимания концептуальной структуры таких инноваций, их функциональности и их применения. Инновации можно воспринять только после того, как они были испытаны.
The Unicist Research on Human Intelligence
Исследование человеческого интеллекта включало множество открытий, которые позволили определить функциональность человеческого мышления, в том числе то, как оно взаимодействует с инновациями. Некоторые из этих открытий:
- Онтоинтеллект – Интеллект, необходимый для понимания природы вещей, который объединяет этический интеллект, стратегический интеллект и логический тип мышления.
- Коллективный разум
- Уницистское мышление
- Концептуальное мышление
Уницистская онтология мышления
Мышление интегрируется индивидуальным интеллектом, коллективным разумом и когнитивными объектами, которые человек имеет в виду.
Индивидуальный интеллект
Мышление человека интегрировано структурой его/ее индивидуального интеллекта, что подразумевает интеграцию:
- Реактивного интеллекта, интегрированного его/ее IQ, способность справляться с разочарованиями.
- Активный интеллект, который объединяет концептуальный интеллект, функциональный интеллект, а также внутриличностный и межличностный интеллект.
- Онтоинтеллект, который объединяет этический интеллект, стратегический интеллект и логический тип мышления.
Коллективный разум
Коллективный разум работает как катализатор и как притягательная сила для индивидуального разума. Но коллективный разум может также работать как ингибитор действий, которые могут поставить под угрозу правила общества.
Объекты познания
Объект познания – это структура, содержащая знания, порядок действия, основания такого объекта и мнение, на котором он основан.
Знание необходимо для построения понятного описания реальности. Процедура действия структурирует полезность знания.
1) Человеческий интеллектРазведывательные исследования показали использование трех слоев для поддержки адаптивного поведения человека. Эти три слоя можно описать как:
- Реактивный интеллект, который имеет непосредственный контакт с окружающей средой.
- Активный интеллект, который поддерживает реактивный интеллект, когда возникает необходимость в процессе планирования.
- Онтоинтеллект, который поддерживает активный интеллект, когда требуется «постижение» сущности определенной реальности.
Описание:
Реактивный интеллект
Определяет способность действовать адаптированным образом при столкновении с неожиданной ситуацией.
Характеризуется и измеряется:
- Коэффициентом эмоциональности (EQ)
- Коэффициентом интеллекта (IQ)
- Коэффициентом развития фрустрации (FQ)
Active Intelligence
Определяет способность планировать действия адаптированным образом.
Характеризуется и измеряется:
- Концептуальный интеллект: интроективная эмпатия и симпатическая способность влиять.
- Функциональный интеллект: тип интеллекта человека (музыкальный, логико-математический и т. д.).
- Связывание интеллекта: внутриличностный или межличностный интеллект.
Онтоинтеллект
Определяет способность человека воспринимать основную концепцию в сложной ситуации.
Характеризуется и измеряется:
- Этический интеллект: функциональность индивидуальных «правил».
- Стратегический стиль: то, как человек сталкивается с реальностью, к которой он стремится приспособиться.
- Тип мышления: механизм разума человека, используемый для решения проблем, связанных с его адаптацией к окружающей среде.
2) Коллективный разум
Открытие коллективного разума позволило построить мост между архетипами и образом жизни культур и социальным, институциональным и индивидуальным поведением. Индивидуальный интеллект всегда усиливается или подавляется образом жизни культуры, которая движима основами архетипа.
Драйвер Коллективного Разума
Коллективный Разум действует как катализатор и как притягательная сила для индивидуального разума. Но коллективный разум может также работать как ингибитор действий, которые могут поставить под угрозу правила общества.
Коллективный разум — это движущая сила, которая позволяет создать интеллектуальную синергию между членами общества, чтобы лучше адаптироваться к окружающей среде.
Легко заметен у животных, таких как муравьи и крысы. Это увеличивает их способность к выживанию и расширяет их виды.
Коллективный разум обеспечивает модели поведения, которые устанавливают правила совместного проживания в обществе и определяют, кто является его членом, а кто чужаком. Он включает в себя трансцендентные и имманентные аспекты поведения.
Коллективный разум определяется архетипом культуры и материализуется в образе жизни.
Хотя разные группы общества могут иметь разные привычки в зависимости от их возможностей, существует общий образ жизни, определяемый коллективным разумом, который устанавливает модели приемлемого поведения. Те, кто не следует этим образцам, считаются пришельцами.
Коллективный разум — это разум, который позволяет создавать и институционализировать социальный капитал.
Уровень коллективного разума определяет уровень развития культуры. Таким образом, сила культуры определяется функциональностью ее архетипа в окружающей среде. Японская культура является парадигматическим примером коллективного разума.
Постижение и понимание природы культурного архетипа необходимо всякий раз, когда необходимо разработать действие, чтобы оказать влияние на окружающую среду. Если не принимать во внимание допустимые модели поведения, индивидуум будет чужаком.
3) Когнитивное мышление, управляемое объектамиЛюди используют ментальные «заранее созданные» структуры для приближения к реальности
Мышление, управляемое объектами, — это естественный подход человека к реальности. Человеческий разум приближается к реальности, используя познавательные объекты.
Объект познания – это структура, содержащая знания, порядок действия, основания такого объекта и мнение, на котором он основан.
Знания необходимы для построения понятного описания реальности. Процедура действия структурирует полезность знания.
Основы поддерживают осмысленность знаний. Фундаменты являются основой для интеграции объектов в структуру или сеть объектов.
Мнения – это «доктрина», или надежное знание, на котором строятся объекты познания.
Долговременная память
Когнитивные объекты хранятся в долговременной памяти и доступны, если человек подходит к реальности адаптированным образом.
Доступ к долговременной памяти требует структурного подхода.
Интуиция – это «автоматическая» реакция, которая включает в себя информацию об объектах, хранящихся в долговременной памяти.
Рассмотрим пример: подход шахматного мастера к партии из нескольких партий.
Этот случай был изучен различными исследователями, которые пришли к выводу, что мастер вспоминает множество объектов, которые он/она имеет в своем уме, чтобы классифицировать ситуацию противников.
Чем больше ситуаций он может вспомнить и связать для диагностики ситуации, тем гибче его подход к реальной игре и тем больше у него шансов на победу.
Долговременная память интегрируется:
- Эпизодическая память , чтобы вспоминать личный опыт из нашего прошлого.
- Семантическая память для хранения фактов, информации, концепций, правил, принципов и навыков решения проблем.
- Процедурная память , чтобы помнить, как выполнять или использовать стратегию.
Эти три типа долговременной памяти интегрированы. В них хранятся когнитивные объекты, на которые люди должны реагировать вовремя, чтобы влиять на окружающую среду.
Хранилище объектов знаний
Объекты, хранящиеся в уме, должны удовлетворять нескольким условиям:
1) Чтобы иметь смысл, они должны включать свою концептуальную структуру.
2) Они должны быть безопасными, чтобы быть надежными.
3) Они должны включать убеждения человека, чтобы их запомнили. Когда убеждения человека не учитываются, они забываются.
4) Они должны включать знания, включающие возможность применения.
5) Они должны содержать обоснования, которые должны быть разумными, понятными и доказуемыми.
6) Они должны включать процедуры действий, чтобы сделать объекты полезными.
Объект знания хранится в трех типах долговременной памяти:
- Эпизодическая память изображает функциональные переживания объекта, что позволяет использовать аналогичный подход.
- Семантическая память хранит идею концепта, его структуру и механику.
- Процедурная память содержит таксономию для реализации действий, входящих в структуру когнитивных объектов.
Заключение
Чтобы заниматься инновациями, необходимо расширить границы своего мышления. Без этого расширения все, что вы можете сделать, это принять различные пути, которые предлагает «инновационная слепота».
http://www.unicist.org/complexity-sciences/index.php/unicist-papers-search/4-human-intelligence-and-behavior/177-conceptual-structure-of-innovation-blindness
определение человека+разум по Медицинскому словарю
Человек+разум | определение человека + разум по Медицинскому словарюЧеловек+разум | определение человека+разума по Медицинскому словарю
Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.
Возможно, Вы имели в виду:
Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:
человек разум
Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:
- Иннатизм
- Этика (книга)
- Кодекс Вечности (сценарий)
- Совместная эпистемология
- tabula rasa
- Жанры, подкатегории и темы, связанные с научной фантастикой
- Разум I
- Загрузка разума
- Горилла Гродд
- Мерлин Дональд
- Биобомба
- Ирискам
- Сюзанна Лангер
- Центавр
- Лазерное оружие (Артемис Фаул)