Что такое мотивация в психологии – Урок 4. Мотивация деятельности человека

Содержание

Внутренняя мотивация в психологической науке

Внутренняя мотивация — свободное участие в деятельности при отсутствии внешних требований или подкреплений (Deci, 1980). Мотивация не основывается на влечениях (ОМ — ???), но при этом предполагается, что ее энергия является внутренней относительно природы организма. Индивид опробует новую деятельность, решает исследовательские задачи или стремится к освоению своей среды просто ради опыта, который он получает. Процесс открытия сам по себе является наградой. “Внутренняя мотивация касается активной, исследовательской, находящейся в поиске задач природы индивидов, которая играет решающую роль в приобретении и развитии структур и функций” (Ryan, 1993, p.21).

Различение внутренней и внешней мотивации происходит по критерию награды за осуществляемую активность. При внешней мотивации и сама награда будет внешней по отношению к человеку. Когда же мотивация является внутренней, то вознаграждением за нее будет являться

активность сама по себе. Деси (Deci, 1980) считает, что внутренне мотивированное поведение базируется на потребности человека быть компетентным и самодетерминированным при взаимодействии со средой. Оно является потребностью, которая основывается на свойствах центральной нервной системы, существует постоянно и мотивирует текущее поведение и мысли до тех пор, пока не прерывается базовыми влечениями или эмоциональными реакциями. Такая потребность приводит людей к поиску и решению задач, оптимальных для их уровня способностей: “Мы полагаем, что существует врожденное и витальное движение в направлении ассимиляции и синтеза, типичным примером которого служит спонтанная, внутренне мотивированная активность” (Ryan, 1993, p.25) –такова авторская позиция. Рост внутренней мотивации, обеспечивающий оптимальное развитие личности, зависит от социальных условий, которые поддерживают и охраняют автономию человека или же наоборот разрушают ее. Таким образом, внутренняя мотивация и сопровождающие ее проявления могут быть подорваны в условии чрезмерного контроля или при неустойчивости (нестабильности), что приводит к неадекватному развитию и психопатологии.

Также

Понятие внутренняя мотивация было введено для объяснения форм поведения, не поддающегося объяснению на основе побуждений и подкреплений.

На протяжении всей истории психологии теории мотивации пытались дать объяснения тому, почему люди ведут себя тем или иным образом. До недавних пор существовали лишь две основные теории системы для изучения мотивации.

  • Теория, разработанная Зигмундом Фрейдом в качестве составной части его психоаналитической психологии, основывалась преимущественно на систематическом изучении им пациентов-невротиков: всю мотивацию можно свести к небольшому числу биологических побуждений или инстинктов: сексу и агрессии.
  • Теория драйва К. Л. Халла, — развитая им как составная часть его теории научения, опиралась главным образом на экспериментальные исследования поведения крыс при прохождении лабиринтов. Всю мотивацию можно свести к небольшому числу биологических драйвов или инстинктов — жажде, сексу и избеганию боли.

Хотя многие формы поведения, например пищевое, имеют прямое отношение к побуждениям и влечениям, живым организмам также свойственно широкое разнообразие видов и форм поведения, не направленных непосредственно на удовлетворение драйвов.

В психоаналитической теории понятие сублимации указывает на возможность преобразования сексуальной энергии в энергию, направляемую на достижение «более высоких» целей. Это преобразование происходит в результате внутренних конфликтов между первичным влечением и индивидуальным восприятием требований окружения.

Теория драйва говорит о существовании вторичных драйвов — любой проявляющейся потребности в подкреплениях, не служащих удовлетворению первичных (основных) драйвов. Эти очевидные потребности во вторичных подкрепителях образуются благодаря процессу спаривания первоначального нейтрального стимула (например, нахождения выхода из лабиринта) с первичным подкрепителем (например, пищей). Таким образом, согласно этой теории, решение проблемных задач становится подкрепляющим, а у людей побуждение к их решению возникает, скорее всего, не потому, что решение задачи по существу своему способно удовлетворить, но потому, что оно ранее ассоциировалось с первичным подкрепителем.

Со временем все в большей степени становилась очевидной неадекватность обеих этих концепций для исследования мотивации. Г. Гартманн указал на то, что маленькие дети демонстрируют широкое разнообразие поведения, которое, по-видимому, не связано с каким-либо конфликтом (т. е. не является результатом сублимации), а Берлайн заметил, что различные виды активности, например исследовательская, появляются в таком раннем возрасте и осуществляются с таким рвением, что их невозможно объяснить вторичным подкреплением. В ответ на эти противоречия Роберт Уайт высказал предположение о существовании врожденной внутренней мотивацией, без которой невозможно эффективное взаимодействие индивида с окружающей средой.

Наиболее часто используемое определение внутренне мотивированного поведения формулирует его как поведение, происходящее в отсутствие какого-либо явного внешнего вознаграждения. Деси определил внутреннюю мотивацию через врожденные потребности быть компетентным и самостоятельно определять поведение в отношении своего окружения. Эти потребности лежат в основе широкого разнообразия видов и форм поведения, включая исследование, игру и научение, и мотивируют людей к непрерывному поиску и решению задач, оптимально или максимально соответствующих способностям и возможностям каждого. В отличие от теорий драйва, предполагающих, что люди предпочитают покой и минимальную стимуляцию, теория внутренней мотивации утверждает, что наряду с покоем они жаждут оптимальной стимуляции.

Деси и Райан объединили данные различных экспериментов и попытались согласовать их в рамках единой теоретической концепции. Они предположили, что любое событие в окружающей среде имеет два функциональных аспекта:

  • Контролирующий (вызвать определенный исход поведения)
  • Информационный (информировать людей о таких вещах, как их эффективность в какой-либо деятельности)

Если контролирующий аспект оказывается настолько выраженным, что начинает толкать людей к специфическим исходам, внутренняя мотивация будет подрываться, но если он предполагает противоположность контроля, а именно выбор, внутренняя мотивация будет усиливаться. Это означает, что воздействие внешних событий зависит от того, как они воспринимаются и интерпретируются реципиентом.

www.psychologos.ru

Психология мотивации, ее общая характеристика

Мотивация является основой жизнедеятельности всех живых существ. Она выражается в побуждениях, вызывающих активность организма и определяющих ее направленность. То есть мотивация представляет собой определенную энергетическую систему, стремящуюся к разрядке, к удовлетворению мотивов и потребностей, составляющих сущность мотивации. При этом потребность с точки зрения психологии рассматривается как состояние организма, испытывающего нужду в объектах, необходимых для его существования и развития, а мотив — как сила, побуждающая к достижению этих объектов. Обычно эти два понятия не разделяются в структуре мотивационно-потребностной сферы, поскольку потребности аккумулируют энергию, а мотивы побуждают к действию, направляя активность к определенной цели. Нарушение биологического равновесия (гомеостаза) со средой как раз и является основным источником мотивации живых существ, осознаваемой ими как состояние актуализированной потребности (мотива), побуждающей живое существо к активности.

В гл. 5 при раскрытии понятия «активность» уже говорилось о том, что никакой ее вид не может существовать без энергии, которая ее питает и направляет. Актуализация потребностей и мотивов как раз и является тем фактом, который стимулирует разрядку энергетического потенциала, аккумулированного мотивацией. Стимулом может быть как внутренний, так и внешний побудитель биологического или социального происхождения.

В экспериментах известного психолога К. Левина было показано, как некоторые предметы, попадающие в поле поведения человека, вызывают определенную реакцию, т.е. выступают в роли внешних побудителей поведения, мотивов. Так, в комнате были разложены на столе различные предметы — весы с разновесами, бумага и карандаши, колокольчик, стакан воды, свечка, спички и т.д. Ожидая экспериментатора, который специально запаздывал, испытуемые рассматривали эти предметы, и практически все из них первым брали в руки колокольчик и, позвонив, ставили на место. Такое поведение Левин назвал «полевым», подчеркивая его зависимость от внешних стимулов. На основании этих данных Левин сделал вывод о том, что человек живет и развивается в психологическом поле окружающих его предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, аккумулирующие напряжение. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. к удовлетворению собственной потребности.

В других экспериментах было доказано, что именно актуализированная потребность, стремящаяся к разрядке, является энергией, питающей разнообразную деятельность, в том числе и познавательную. Левин обратил внимание, что официант в кафе, где он с коллегами часто обедал, никогда не записывал заказ, но всегда четко помнил его и воспроизводил при расчете, однако, получив деньги, практически мгновенно все забывал. То есть пока потребность не была полностью удовлетворена, ее энергия поддерживала деятельность. Это положение было доказано и в экспериментах с «незаконченными действиями», при которых испытуемым давали возможность часть заданий выполнить до конца, а выполнение других прерывали. Впоследствии оказывалось, что те действия, которые были закончены (т.е. энергия, аккумулированная потребностью, разрядилась), полностью забылись испытуемыми, ведь энергии для их сохранения не было. Незаконченные же действия остались в памяти, питаемой энергией фрустрированной, сохранившей свой заряд, потребности.

Анализ структуры мотивационной сферы позволяет выделить биологические и социальные потребности и мотивы. Первыми и в фило- и в онтогенезе появляются биологические потребности, связанные с жизнедеятельностью организма. Однако уже к 1—1,5 месяцам у детей зарождается социальная мотивация, направленная на близких взрослых, так называемый комплекс оживления.

Большинство социальных мотивов появляется вначале как «знаемые», но не реально побуждающие к деятельности. Например, ребенок знает о необходимости этой деятельности (например, делать уроки), но не выполняет ее, пока не появится другой мотив, реально действующий и привлекательный (или вызывающий страх) — вознаграждение или наказание. Переход «знаемых» мотивов в реально действующие рассматривается как одна из важнейших закономерностей в развитии мотивации. Именно он определяет процесс социализации человека, вхождения в окружающий его мир, поскольку те нормы и правила, которые определяют поведение в конкретной среде, также появляются вначале как знания, постепенно превращаясь в идеалы, установки, мотивы деятельности.

Важным моментом в становлении мотивации является ситуативное развитие потребностей, связанное с тем, что новый объект, попавший в значимую для человека ситуацию, приобретает побудительную силу, трансформируясь в предмет удовлетворения потребности. Один из вариантов такого ситуативного формирования мотива — импринтинг, т.е. запечатление, связывание потребности с первым, иногда случайно попавшим в ситуацию, объектом. Примером импринтинга могут служить известные эксперименты с цыплятами, которые первый движущийся объект, попавший в поле их зрения (например, мячик), отождествляют с матерью, следуя за ним и пытаясь с ним взаимодействовать.

Поисковая активность, свойственная живым существам, также расширяет круг мотивов, помогая находить все новые предметы, способные удовлетворить уже существующие потребности или сформировать новые. Одним из вариантов такого увеличения числа мотивов служат известные эксперименты Павлова по формированию условных рефлексов. При этом первоначально нейтральный стимул (лампочка), соединяясь с значимым (мясо), также ассоциируется с потребностью в пище, побуждая к деятельности. Таким образом, любое положительное подкрепление нейтрального прежде стимула способно трансформировать его в мотив, вызывающий активность живого существа.

Многие социальные потребности могут и развиваться двумя путями — на основе постепенного изменения содержания естественной мотивации и с помощью ассоциации между значимым и нейтральным стимулом. Так, учебная деятельность может быть результатом развития изначально присущей человеку познавательной мотивации, но может сформироваться благодаря положительному подкреплению (например, награда за выученные уроки). Привязанность к другому человеку может быть вызвана неосознаваемой страстью, влечением, а может развиться в связи с теплым, влюбленным отношением с его стороны.

Особенности развития потребностей человека связаны и с тем, что предметы их удовлетворения постоянно развиваются, увеличиваются самими людьми, а потому их разнообразие и количество несравнимо больше, чем у животных.

В то же время не все из них становятся значимыми в активизации деятельности, мотивационная сфера имеет четкую структуру, иерархию мотивов. В этой иерархии одни мотивы являются ведущими, смыслообразующими, другие исполняют вспомогательную функцию, облегчая протекание деятельности. Именно смыслообразующие мотивы определяют направление жизни, профессиональных и выборов людей. Обычно таких мотивов несколько (работа, друзья, родные), иногда же в иерархии доминирует один мотив, поглощающий все другие. В структуре присутствуют и менее значимые мотивы, которые связаны лишь с отдельными сторонами жизни человека, либо актуализируются лишь в конкретных ситуациях. Иерархия мотивов, содержание доминирующих в ней потребностей определяют и структуру личности человека, раскрывая сферу его интересов и стремлений.

psyera.ru

Что такое мотивация и как ее повысить для достижения успеха?

С самого рождения у ребенка формируются физиологические и физические потребности. В дальнейшем его цели, интересы и желания определяет среда. Намерения трансформируются в побуждения, которые и толкают человека к действиям или сознательному планированию. Что такое мотивация – в этой статье.

Что это – мотивация?

Это комплекс факторов, побуждающих личность к деятельности с определенной целевой направленностью. Понятие мотивации изучается социологией, биологией, политическими науками. Мотивирование выстраивается вокруг потребностей человека и пока он стремится их удовлетворить он развивается и растет, переходя на следующую ступень иерархии надобностей. Последние выступают основным источников активности человека. Это касается как познавательной, так и практической деятельности.

Мотивация личности в психологии

Побуждение к действию тесно связано с намерением, стремлением, целью. Мотивация человека обретает содержание как от объекта, подвергнувшегося направленному действию, так и от потребности, которая удовлетворяется вследствие его свершения. Разные потребности, как и пути их реализации могут вызвать борьбу желаний и здесь все будет зависеть от уровня развития личности, ее ценностных ориентиров.

Мотив и мотивация в психологии

Надобности человека условны и подвижны. Потребность и мотивация находятся в тесной связи. Первая стимулирует индивида к деятельности, а ее компонентом всегда выступает мотив. Он побуждает человека делать то, что удовлетворит его потребности. Мотив и мотивация – это не одно и то же. Последняя является совокупностью внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека действовать определенным образом. Мотив же является его устойчивым личностным свойством, который вместе с потребностями, целями и намерениями стимулирует и поддерживает поведение индивида.

Мотивация и стимулирование

Осознанное желание действовать, подкрепленное внешней поддержкой, побуждают человека идти вперед и добиваться своих целей. При этом выделяют такие функции мотивации:

  • стимулирующую;
  • активизирующую;
  • побудительную;
  • целеполагающую;
  • регулирующую;
  • направляющую.

Эмоции и мотивация

Эмоциональное переживание предоставляет индивиду возможность быстро дать оценку своему внутреннему состоянию и возникшей потребности, и в соответствии с этим выстроить адекватную форму реагирования. В осознаваемом или неосознаваемом психическом факторе, который побуждает человека совершить определенные действия, заключается понятие мотивации, и эмоции находятся в тесном с ним контакте. Они позволяют оценить уровень удовлетворения потребностей и вместе с тем появляются как следствие возникновения мотивов.

При достижении поставленной цели формируются положительные эмоциональные переживания. Память фиксирует это и в последующем они возникают всякий раз, когда появляется соответствующая внутренняя мотивация. Эмоции зарождаются и при сильном побуждении к действию, когда обнаруживаются препятствия при удовлетворении желаний. В любом случае они мобилизуют человека на достижение успеха.

Мотивация и потребности

Наибольшее распространение получил труд А.Х. Маслоу – американского психолога, основателя гуманистической психологии. Он считал, что мотивация и потребности человека взаимосвязаны: первая основывается на вторых. Принято считать, что человек переходит на более высокий уровень, когда удовлетворяет более низкие запросы. В основе своеобразной пирамиды лежат физиологические, неосознанные потребности, а выше стоит нужда в безопасности, любви и признании, самоактуализации, понимании и др.

Мотивация на успех, являющаяся частью модели иерархии, обрела широкое применение в экономике. При этом физиологическими потребностями являются заработная плата, больничный, отпуск. К безопасности относят организацию профсоюзов, льготы, безопасные условия труда. Далее идут потребности в уважении, признании, самовыражении, самореализации и др.

Основные теории мотивации

В свое время разными учеными было разработано множество доктрин, противоречащих друг другу. Теории мотивации объясняют, почему одни люди больше ориентированы на достижение цели, а другие меньше. Одни психологи уверены, что наибольшую ответственность за действия индивида несут внутренние механизмы, а другие делают ставку на стимулы, поступающие от окружающей среды. Третьи пытаются разобраться, добивается ли индивид поставленной цели посредством мотивации или же руководствуется привычкой. В свое время над этим работал Маслоу, М. Клеланд, Д.С. Адамс и др.

Виды мотивации

Побуждение к действию может быть внешним и внутренним. В первом случае это связано с обстоятельствами из вне, а во втором – с внутренними мотивами. Типы мотивации включают и движущие силы положительной и отрицательной окраски – «Если я выполню эту работу, то получу оплату или если я выполню эту работу, то начальник не сделает мне выговор». Устойчивое побуждение к действию основано на естественных потребностях – сне, жажде, голоде, а неустойчивое требует поддержки из вне – вылечить заболевание, бросить пить и т.д.

Как найти мотивацию?

В жизни каждого человека случаются моменты, когда ничего не хочется делать. Нападают апатия и тоска, жизнь предстает бессмысленной. Сильная мотивация и самая лучшая возникает только при условии, что человек хочет чего-то достичь. Он уверен, что у него это получится и знает, что это его долг перед самим собой. Отсутствие какого-либо из этих пунктов приводит к падению мотивации. Найти ее можно, если представить себе в самых мельчайших подробностях свое желание, всколыхнуть эмоции, спрогнозировать дальнейшие выгоды.

Чтобы повысить свою уверенность, что все получится, необходимо подготовиться к трудностям: получить новые знания, если это необходимо, найти тех, кто заинтересуется и окажет помощь. Понятие и сущность мотивации заключаются в том, чтобы раскрыть все свои способности и таланты, доказать себе, что ты этого достоин. Вместо того, чтобы плакаться на жизнь, потратить время и силы с пользой.

Вот какие практичные советы можно выделить:

  1. Установить цель.
  2. Взять тайм-аут. Иногда полезно расслабиться и немного отдохнуть перед тем, как ринуться в бой.
  3. Найти то, что будет вдохновлять и стимулировать достичь поставленной цели.

Как повысить мотивацию?

Часто случается, что одного желания мало. Не хватает какого-то толчка, после которого процесс пойдет по накатанной. Личная мотивация возрастет, если:

  1. Сделать первый шаг. Как известно, он трудный самый. Желая сбросить лишний вес, не думать о том, как это трудно сделать и сколько времени это займет. Нужно просто начать.
  2. Найти проблему и решить ее. Чтобы понять, что такое мотивация и как ее повысить, нужно выявить причину, не дающую добиться желаемого и устранить ее. Выучить иностранный язык, если необходимо общаться с зарубежными коллегами.
  3. Не сравнивать себя с другими, а брать собственную высоту. В жизни как в спорте –побеждает сильнейший, но ресурсы и физические возможности у всех разные.

Фильмы про мотивацию

Такая тематика прослеживается во многих картинах. Вот некоторые из них:

  1. «Достучаться до небес». Фильм заставляет задуматься о смысле жизни, о том, какие средства выбирает человек на пути к своей цели. Мотивация на успех появляется тогда, когда герои понимают, что жизнь конечна и рано или поздно смерть настигнет каждого.
  2. «Зеленая миля» – одно из лучших творений кинематографа. Это картина об обмане и предательстве, человеколюбии и сострадании. В ней тесто переплелись страсти и страхи героев, но добро в итоге побеждает зло.
  3. «Миллионер из трущоб». Понятие что такое мотивация раскрывается в картине в полной мере. Бедный мальчик проходит такой путь, который не пожелаешь никому и становится настоящим человеком, сильной и уверенной в себе личностью.

Книги про мотивацию

Есть немало литературных произведений, в которых авторы дают советы касаемо обретения и повышения собственной мотивации, а также приводят примеры из жизни, описывая судьбы людей, которые всем смертям назло добились успеха. К ним относят:

  1. «Будь лучшей версией себя» Д. Вальдшмидта. В ней автор рассказывает о всем известных личностях, которые невзирая на имеющиеся проблемы и недостатки стали объектами для подражания и зависти.
  2. Книги по мотивации включают и «Атлант расправил плечи» А. Рэнд. Автор писала ее 12 лет, лихо закручивая сюжет и приводя мысли и высказывания великих философов.
  3. Что мотивация такое и как понять, что делать и куда нужно двигаться можно из книги «Возможно все! Дерзни в это поверить…Действуй, чтобы это доказать» Д.В. Эйкена. На счету автора более 120 тренинговых программ и семинаров. Он консультирует известные компании мира и помогает решать насущные вопросы, ставить цели и добиваться их.
  4.  

womanadvice.ru

Мотивация это в психологии что? Чем мотив отличается от цели и потребности? Чито такое мотивация? Примеры положительной и отрицательной мотивации. Tеории мотивации

Что такое мотивация в психологии? Мотивация в психологии ведущий термин. Она выражается в особом само побуждении. Мотивация — это в психологии стимул, желание, движение, способ заставить себя, побороть себя, подвигнуть себя, нацелена на способы начать ДЕЙСТВОВАТЬ и добиваться результатов.

Мотивация в психологии достаточно популярна. Какая психология способна справиться без мотивации?

Давайте рассмотрим что такое мотив и мотивация в психологии.

Что такое мотивация в психологии? Это:

[[$yandexInsideHorizontalCommon]]

  • Побуждение к действию;
  • Динамический процесс;
  • Психофизиологического плана;
  • Управляющий поведением человека;
  • Определяющий его направленность;
  • Организованность;

  • Активность;
  • Устойчивость;
  • Способность человека деятельно;
  • Удовлетворять свои потребности.

Что такое мотив в психологии?

  • Это материальный предмет;
  • Или идеальный предмет;
  • Достижение предмета является смыслом деятельности;

  • Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний;
  • Он характеризуется либо положительными эмоциями;
  • Либо отрицательными;
  • Эмоции всегда связаны с неполнотой настоящего положения;
  • Внутренняя работа требуется для осознания мотива.

Чем мотив отличается от потребности и от цели?

  • Жажда, еда — это потребность.
  • Желание утолить жажду, голод – мотив
  • Цель это бутылка с водой к которой тянется человек, шоколадка.

Мотивация в психологии играет большую роль. Главное это стремление и желание действовать и удовлетворять свои потребности и желания. Если есть мотив, значит есть цель.

Выделяют:

  • Положительную мотивацию.
  • Отрицательную мотивацию.
  • Устойчивую мотивацию.

Примеры положительной мотивации.

  • Если я не буду баловаться, я получу конфету.
  • Если я закончу школу на 10-11 балов я получу конфету.
  • Если я уберу квартиру, меня похвалят.
  • Если я приготовлю ужин, то я заслужу комплимент.
  • Если я похудею, то буду востребована мужским внимание и буду нравиться себе.

Примеры отрицательной мотивации:

  • Если я не буду баловаться, я не получу подзатыльник.
  • Если я закончу школу на 10-11 балов я не буду наказан отсутствием летних каникул от родителей.
  • Если я уберу квартиру, то меня не накажут.
  • Если я приготовлю ужин, то я не заслужу криков в свой адрес от второй половины.
  • Если я похудею, не буду постоянно находится под критикой и оценкой своей второй половины.

Примеры устойчивой мотивации:

  • Она основана на нуждах человека.
  • Она не требует дополнительного подкрепления.

Два типа мотивации:

  • Метод кнута.
  • Метод пряника.

Индивидуальная мотивация:

  • Голод.
  • Поддержание гомеостаза.
  • Жажда.
  • Избегание боли.
  • Стремление к температурному оптимуму.

Групповая мотивация:

  • Забота о cсобственном потомстве.
  • Поиск места в групповой иерархии.
  • Поддержание присущей данному виду структуры сообщества.

Читайте »Нет ничего плохого и хорошего в этой жизни, главное, как мы к этом относимся!»

Читайте »Тренинг личностного роста, причины его актуальности и причины не желания отдельных людей использовать его возможности.»

Читать »Личностный рост. Тренинг личностного роста нужен каждому, даже если вы полагаете обратное. Он необходим даже психологам.»

Познавательная мотивация:

  • Исследовательское поведение.
  • Игровая деятельность.

Читайте »Потребности человека. В чем они заключаются? Как их понять?»

Читайте »Потребности и человек. Кто управляет нами? Они или мы сами? Как достичь гармонии с самим собой?» 

 Читать »Что такое успех? Как его достичь? Топ 10 шагов к успеху.»

  Читайте »Как мотивировать себя? Что такое мотивация? Как она проявляется? Синонимы к слову мотивация.»

Читайте »Пирамида Маслоу 7 уровней. Интернет главная физиологическая потребность современности.»

Автор
Александрова Алина
Добавить в избранное

Чтобы добавить страницу в избранное, нажмите Ctrl+D

motivyspexa.ru

виды, функции и способы мотивации

Содержание статьи:

  1. Виды мотивации
  2. Системы мотивации и их функции
  3. Мотивация: МЕЧТА
  4. Способы и методы мотивации
  5. Мотивация для жизни! Действуй!

Так не просто порой заставить себя начать какую-то деятельность! Начать что-то делать…

Пример: Ну, не знаю, помыть окна в квартире, улыбнуться соседке, с которой недавно ругались, позвонить свекрови, похудеть в конце концов! Любой человек, даже далекий от психологии скажет, что в любом принуждении себя (сильном или не очень) должен быть какой-то толчок к появлению желания это сделать. Значит, в первом случае он может выглядеть так: чистые окна будут, как минимум радовать потому, что:

  • а) я все-таки хорошая хозяйка;
  • б) на них приятно смотреть с улицы;
  • в) через них приятно наблюдать за событиями на улице.

В общем, для начала действия нужно себя мотивировать, убедить себя, что потом станет гораздо лучше. Так вот, что такое мотивация, как ее находить в обычной жизни, что делать, если доводы для себя уже закончились мы и попытаемся понять вместе.

Мотивировать себя – значит заставить? И да, и нет. Как почти все психологические и медицинские термины, мотивация происходит от латинского слова мотив, в переводе на русский звучащее, как двигаю. То есть простым языком сказать, что такое мотивация можно так: какое-то предметное или воображаемое окончание своих усилий. В общем, помыв окна, почувствую себя прекрасной хозяйкой.

Процесс, в котором активизировалось мое психологическое и физическое состояния, был вызван одной из мотиваций – ощутить себя отличной хозяйкой. В общем, мысль о положительных эмоциях, которые должны будут возникнуть после окончания действия (мытья окон) и подталкивает к их выполнению.

Можно так же сказать, что самомотивация в данном случае была создана искусственно, мне хотелось увидеть результат и я себя подтолкнула к его достижению. Вот, если бы мне сильно хотелось что-нибудь съесть, то мотивацией к приготовлению пищи стал бы элементарный голод.

И вообще мы не задумываемся и «проглатываем» все, что есть вокруг, а нас искусственно мотивируют ежесекундно:

  • выступления политиков, их объяснение прошлых поступков, обещание исправления ошибок и, как следствие, улучшение качества жизни;
  • телевизионная реклама каждый 10-15 минут мотивирующая на приобретение чего-то самого классного и жизненно необходимого;
  • окружающие люди, здорово, если у всех позитивные мысли и здоровое восприятие реальности. Их мотивация к достижению чего-то может быть сильнее убеждения политиков.

Виды мотивации

Неизвестно что тяжелее: мотивировать себя либо другого человека. Найти кому-то мотивацию для не любимого или не желанного дела совсем не просто. Хотя есть люди, которые просто призваны быть руководителями. И именно они находят отличные доводы для подталкивания остальных к действию. Виды мотивации принято делить по нескольким категориям:

1. Материальная. Тут все просто и очень для многих именно материальный стимул один из самых важных.

  • чтобы лучше жить, надо больше работать;
  • когда зарплата продавца зависит от количества проданного товара, он продает его куда лучше;
  • получение стипендии весь ближайший семестр – отличный повод постараться сдать сессию хорошо.

Этот список далеко не полный. Примеров материальной мотивации всегда много.

2. Нематериальная. Жизненных ситуаций, в которых не главное деньги, все-таки также немало. Видов мотивации, не зависящих от денежных знаков и благосостояния, встречаются повсеместно. Это почти все понуждения детей:

  • приобретать знания, чтобы поступить в институт и стать таким, как папа;
  • заниматься спортом, чтобы бы быть самым сильным.

Для взрослых тоже можно составить большой список видов нематериальной мотивации:

  • похудеть, чтобы перестать быть коровой и наконец-то начать собой любоваться;
  • сделать карьеру, чтобы добиться уважения;
  • выучить иностранный язык, чтобы читать иностранные новостные источники в оригинале, делать покупки на иностранных сайтах самостоятельно.

3. Внешняя. Увидеть что-то такое из-за чего захочется изменить себя, подтолкнуть к действию других:

  • подруга отдыхала с семьей в ОАЭ, о чем вот уже полгода трещит без умолку, надо доказать ей, что ОАЭ — это ничто и для этого слетать в США;
  • знакомая стала выглядеть моложе лет на 10 после косметологической операции. Нужно, как минимум, сделать курс омолаживающих процедур, чтобы стать лучше нее.

4. Внутренняя. Это, наверное, самый сильный вид мотивации. Если появилось непреодолимое желание, то получится все:

  • похудеть
  • выглядеть моложе
  • отдохнуть заграницей.

5. Положительная. Мотивацией для выполнения чего-то может стать эмоциональное отличное состояние от процесса или его конечного результата. Ну, например:

  • ведь очень приятно почувствовать себя благородной и первой сказать «Здравствуйте!» соседке, с которой ругались накануне;
  • рискнуть спеть в караоке в компании малознакомых людей и, если все получилось отлично, почувствовать такой прилив сил, адреналин, кураж, что хватит еще на десяток свершений!

6. Отрицательная. С объяснением этого вида мотивации довольно сложно. Люди, которые не верят ни в себя, ни вообще во что-то лучшее. Чаще всего они, мечтая что-то сделать, даже и не думают о благополучном исходе дела:

  • не смогу похудеть, потому что уже несколько раз пробовала, все равно ничего не вышло;
  • не сдам экзамен, я же не везучая.

Лучше остановиться и не продолжать этот перечень. Пусть отрицательной мотивации не будет вообще!

7. Устойчивая. Она базируется на чем-то постоянном, например:

  • люблю своего ребенка, чтобы ему легче было просыпаться по утрам в школу, встаю гораздо его, чтобы приготовить полезный завтрак;
  • чтобы всегда оставаться стройной, ограничиваю себя и занимаюсь спортом.

8. Неустойчивая. Это та мотивация, для которой всегда нужна внешняя поддержка:

  • чтобы не поправиться, нужно не есть поле 18 и бегать, а то буду, как соседка с 4-го этажа;
  • чтобы ребенок с охотой занимался спортом, учил уроки, ему нужна постоянная подпитка, примеры того, как это замечательно, что он отличается от других и может то, что остальным не под силу.

В повседневной жизни некоторые или даже все виды мотивации соединяются вместе и тогда человек достигает какой-то цели. Чем больше он мотивирован, тем более целеустремлен и, как правило, более успешен. Сильные люди ставят перед собой или своими близкими (подчиненными) новые задачи, добиваются их решения и вновь идут вперед. У них функции мотивации необычайно сильны и неисчерпаемы.

Мотивация: МЕЧТА

Системы мотивации и их функции

Самым главным средством для реализации чего бы то ни было всегда выступает желание добиться чего-то. Если представить это, как систему, то она может выглядеть так:

  1. Энергия. Энергетический импульс заставляет браться за выполнение поставленной задачи
  2. Непосредственно действие. Это то движение, которое преобразовывает энергию и добивается результата.

Вся жизнь построена так, что нужно, даже если не хочется, ставить цель, затем мотивировать ее и добиваться. Чем дольше идти к желанному результату, тем больше нужно мотивировать себя или других. Нужна целая система, которая бы выстраивалась поэтапно и помогала ступенчато идти к результату.
Определенные функции системы мотивации могут быть политикой кнута и пряника

одновременно. Здесь важна будет и внешняя и внутренняя мотивации. Понять, что

такое эта система достаточно просто. Нужна четкая схема, которой и нужно

придерживаться. В результате,

  • ребенок, который не хочет учиться, все-таки поймет, что лучше выучить уроки и получить хорошую оценку, чем постоянно быть наказанным, не иметь свободного времени и так далее;
  • взрослый, начав, например, процесс похудения, и увидев результат, захочет его закрепить и приумножить;
  • сотрудник, получив прибавку к зарплате, должен будет работать еще лучше.

В принципе все перечисленное понятно. Так и есть, получая поощрение за выполненное действие можно рассчитывать на его дальнейшее достойное продолжение. Но, люди в большинстве своем, склонны к лени. А это значит, что человек, отработав месяц, как каторжный и получив хорошую зарплату, в следующем месяце, скорее всего, расслабится.

Способы и методы мотивации

Чтобы созданная и успешно применяемая система мотивации работала, ее нужно постоянно контролировать и, наверное, даже чувствовать. Если в коллективе или во взаимоотношении родителей и детей отличная атмосфера, то подпитка в виде поощрения будет удачным способом функциональной мотивации.

А вот если главным или, что хуже единственным способом заставить работать (учиться) является страх наказания, то, в конце концов, он попросту притупится и человек, перестав бояться, потеряет вообще всякий стимул к выполнению чего-либо. И после страха найти более действенный вид мотивации в такой системе будет довольно сложно.

Так что не стоит перегибать палку, а лучше постараться мирными действиями направить энергию в нужное русло. В общем, методы мотивации, должны быть четко скоординированы и направлены на выполнение поставленных задач. Это должны выглядеть как-то так:

  1. Необходимо обрисовать спектр задач (для сотрудников – план работы, для ребенка – объем материала, который нужно выучить, для себя – какой будешь красивой в зеркале, когда похудеешь все-таки на 20 килограммов, а не на два)
  2. Вспомнив, что такое мотивация и, какие есть ее виды, найти те мотивы, которые бы стали решающими для выполнения запланированных мероприятий
  3. Четко следовать намеченному плану и контролировать все этапы его выполнения.

Короче говоря, мало найти мотив и захотеть воплощения мечты, нужны еще упорство и труд, чтобы мотивация была оправдана, а сам процесс получил конечный результат. Родители, желающие своему ребенку в будущем стать отличным, высоко оплачиваемым специалистом, с детства мотивируют его на хорошую учебу. Для чего должны выстраивать мотивационную систему функционально так, чтобы ребенок имел, в том числе, и эмоциональную подпитку для достижения результата.

Сейчас целые группы психологов работают над разработкой функций мотивации для коллективов. Считается, что отличными способами мотивирования является не только хорошая зарплата, но и микроклимат коллектива. Руководитель, пообещавший новую, более мощную, кофемашину бухгалтерии за квартальный отчет, выполненный в кротчайшие сроки, может рассчитывать на сверхурочную работу и ее отличное выполнение.

Одной из удачных функций мотивации для удержания стойкого желания персонала работать хорошо и именно в этом коллективе, может быть проведение корпоративных вечеринок по установленным датам. А также вывоз сотрудников на природу, например, в начале летнего сезона или какое-нибудь соревнование с призом между отделами.

При этом все равно методы мотивации нужно периодически дополнять, отменять и изменять. Одна и та же мотивация даже если это хорошая зарплата, может просто уже так не будоражить кровь. Сотрудники будут воспринимать ее как данность.

Системы мотивации окружают нас везде. Государство постоянно подпитывает своих граждан патриотическими идеями. Начальство обещает и даже иногда выполняет обещанное. Дети получают хорошие оценки, постоянно ощущая родительскую поддержку. Так, наверное, и нужно. Человечеству помимо естественной мотивации для жизни, нужны еще и искусственно созданные доводы. Только так оно сможет двигаться дальше.

Мотивация для жизни! Действуй!


o-motivacii.ru

Что такое мотивация? Цели, методы и примеры мотивации :: BusinessMan.ru

Лев Толстой говорил: «Счастье не в том, чтобы делать всегда то, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь». Система стимулов, побуждающая человека делать то, что нужно, и получать от этого удовлетворение, называется мотивацией. Мотивация представляет собой динамический процесс физиологической природы человека, который управляется психикой индивида и проявляется как на эмоциональном, так и на поведенческом уровне. В этой статье мы с вами выясним, что такое мотивация и как она формируется.

Терминология

Итак, что такое мотивация? Впервые о мотивации заговорил в своих трудах А. Шопенгауэр. На сегодняшний день данное понятие является предметом исследования психологов, социологов и педагогов. Тем не менее единого определения мотивации до сих пор не существует. Есть множество гипотез, которые, основываясь на научных изысканиях, пытаются описать феномен мотивации и ответить на вопросы:

  1. Из-за чего и почему человек действует.
  2. Какие потребности человек пытается удовлетворить, проявляя активность.
  3. Как и почему индивид выбирает стратегию действий.
  4. Какие результаты человек хочет получить и какова их субъективная значимость для него.
  5. Почему персоны, обладающие более высоким уровнем мотивации, чем другие, при прочих равных условиях, добиваются больших успехов.

В определении мотивации ученые делятся на несколько групп. Представители первой из них считают, что внутренняя мотивация играет преобладающую роль. Под внутренней мотивацией понимают врожденные и приобретенные факторы, управляющие поведением человека. Вторая группа ученых считает основным источником мотивации внешние факторы, который воздействуют на индивид из окружающей среды. Третья же склоняется к изучению основных мотивов личности и их разделению на врожденные и приобретенные. Четвертая группа исследует саму суть мотивации как главенствующую причину, ориентирующую поведение человека на пути к достижению конкретной цели, или же как источник энергии, необходимой для деятельности, которой управляют другие факторы, к примеру, привычка.

Основное количество ученых рассматривает мотивацию как систему, объединяющую в себе внутренние факторы и внешние стимулы, которые и определяют поведение человека. Система мотивации стоит из таких факторов:

  1. Вектор направленности действий.
  2. Целеустремленность, последовательность, собранность, и организованность действий.
  3. Активность и напористость.
  4. Устойчивость целей.

Мотив, цель, потребность

Одним из ключевых понятий философии является такой термин, как мотив. Он так же, как и мотивация, понимается учеными в рамках различных теорий по-разному. Мотив – это условно идеальный предмет, на достижение которого ориентируется деятельность личности. При этом он не обязательно должен иметь материальную природу. Индивид может воспринимать мотив двояко. С одной стороны, это своеобразное переживание, которое можно назвать позитивным предвкушением получения предмета потребностей. А с другой – негативные эмоции, возникающие вследствие неудовлетворения, или же частичного неудовлетворения настоящим положением вещей. Чтобы выделить и осознать конкретный мотив, человек должен проделать серьезную внутреннюю работу.

В «Теории деятельности» А. Леонтьев и С. Рубинштейн дали наиболее простое понятие мотива. По мнению ученых, мотив – это «опредмеченная» (мысленно очерченная) потребность индивида. По своей сути мотив отличается от таких понятий, как потребность и цель. Потребностью называют неосознанное желание субъекта избавиться от существующего на данный момент дискомфорта. А цель – это желаемый результат, осознанных целенаправленных действий. К примеру, естественной потребностью выступает голод, мотивом – желание принять пищу, а целью – конкретное блюдо. Выяснив, что такое мотивация и мотив, переходим к рассмотрению видов мотивации. В современной психологии существует довольно много классификаций мотивации. О каждой из них поговорим отдельно.

Экстринсивная и интринсивная

Экстринсивной мотивацией называют совокупность мотивов, которые обуславливаются воздействием на человека внешних факторов: условий, обстоятельств и стимулов, не связанных с конкретной деятельностью. Простыми словами, это внешняя мотивация деятельности. Интринсивная мотивация, соответственно, имеет внутренние причины, которые могут обуславливаться жизненной позицией человека: желаниями, потребностями, стремлениями, интересами, влечениями и установками. В рамках внутренней мотивации личность поступает «добровольно», не опираясь на внешние обстоятельства.

Дискуссия о целесообразности такой классификации мотивации была освещена в наработках Х. Хекхаузена. Однако с позиции современной психологии такая дискуссия является беспочвенной и бесперспективной. Человек, будучи активным членом социума, не способен в выборе решений быть полностью независимым от окружающего общества.

Положительная и отрицательная

Положительная мотивация базируется на ожиданиях и стимулах положительного характера, а отрицательная – соответственно, наоборот. В качестве примера положительной мотивации выступают конструкции типа: «Если я предприму это действие, то получу вознаграждение» и «Если я не буду выполнять этого действия, то меня вознаградят». Примерами отрицательной мотивации могут выступить суждения типа: «Если я не сделаю этого, меня не накажут» и «Если я поступлю таким образом, то меня не накажут». Другими словами, в первом случае ожидается позитивное подкрепление, а во втором – негативное.

Устойчивая и неустойчивая

Основой устойчивой мотивации являются нужды и потребности человека, для удовлетворения которых личность действует, не заручившись дополнительным подкреплением. Примером устойчивой мотивации может выступить утоление жажды, согревание после переохлаждения и так далее. В случае неустойчивой мотивации человек нуждается в постоянном стимулировании извне. Здесь, как правило, речь идет о тех действия, невыполнение которых не станет проблемой для человека и оставит его на том же уровне. Неустойчивая мотивация может проявляться при попытке похудеть, избавиться от курения и так далее. В теории мотивации часто можно встретить разделение устойчивой и неустойчивой мотивации на два подвида. Различие между ними отлично иллюстрирует пример: «Хочу избавиться от лишних килограммов» или «Хочу достигнуть привлекательной фигуры».

Дополнительная классификация

Кроме того, мотивацию делят на индивидуальную, групповую и познавательную.

Индивидуальная мотивация выражает совокупность потребностей, стимулов и целей, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности индивида и поддержки гомеостаза. В качестве примера здесь выступают: жажда, голод, стремление к избеганию болевых ощущений и прочее. Примеры мотивации группы: поддержание государственного устройства; деятельность, направленная на признание со стороны социума; забота родителей о детях и так далее. Ну и, наконец, к познавательной мотивации относятся научная деятельность, стремление ребенка к получению знаний через игровой процесс и прочее.

Психологи, философы и социологи давно пытались классифицировать мотивы – стимулы, которые потенцируют активную деятельность человека. С точки зрения различных мотивов ученые выделили следующие виды мотивации.

Самоутверждение

Самоутверждением называют потребность человека в признании и оценке со стороны общества. Развитие мотивации в таком случае основывается на чувстве собственного достоинства, самолюбии и честолюбии. Желая самоутвердиться, человек старается проиллюстрировать окружающим, что он достойная личность. Исходя из этих желаний люди стремятся получить определенный статус или положение, добиться признания, почитания и уважения. По сути, этот вид мотивации синонимичен с мотивацией престижа – жаждой достичь и в дальнейшем сохранить высокий общественный статус. Такой мотив, как самоутверждение, является весьма значимым фактором в мотивации активной деятельности субъекта, побуждающим его работу над собой и личностное развитие.

Идентификация

Речь идет о стремлении индивида быть похожим на кумира. Кумиром может выступать как другой человек (учитель, отец, артист), так и вымышленный персонаж (герой фильма или книги). Мотив идентификации является весомым стимулом для развития человека и прикладывания им усилий, нацеленных на обретение определенных черт. В ювенальном периоде мотивация идентификации с кумиром особенно сильна. Под ее влиянием подростки обретают большой запас энергии. Наличие мотива идентификации является важной оставляющей социализации подростка, так как оно придает вдохновения, формирует чувство ответственности и целеустремленность.

Власть

Выражает потребность человека оказывать влияние на других людей. В отдельные моменты развития личности и общества в целом этот мотив становится существенным движущим фактором. Стремление человека быть лидером в коллективе, и занимать руководящие должности вызывает повышение мотивации и построение активной стратегии действий. Стремление господствовать отличается от мотива самоутверждение, ведь в таком случае человек стремится не к подтверждению собственной значимости, а к обретению влияния на других.

Процессуально-содержательная

Этот вид мотивации побуждает личность к активной деятельности не под влиянием внешних факторов, а благодаря ее личной заинтересованности непосредственно в этой деятельности. Это внутренняя мотивация, которая сильно сказывается на активности индивида. Суть явления состоит в том, что человек заинтересовывается и наслаждается самим процессом, проявляя физическую активность и задействовав свои интеллектуальные возможности. К примеру, девушка любит заниматься танцами. Она получает удовольствие, проявляя свой творческий потенциал и физические навыки. Ее мотивирует сам процесс, а не внешние факторы, такие как популярность, благополучие и прочее.

Саморазвитие

Этот вид мотивации основывается на стремлении личности к развитию уже имеющихся талантов, природных способностей, или качеств. С точки зрения Абрахама Маслоу, мотивация саморазвития заставляет личность прикладывать максимум усилий для развития своих способностей с целью почувствовать компетентность в определенной сфере. Саморазвитие позволяет человеку почувствовать собственную значимость и нуждается в самообнажении – понимании себя настоящего.

Кроме того, этот вид мотивации требует мужества, решимости и отваги для преодоления страха перед потерей стабильности и комфорта. Людям свойственно держаться за былые достижения и возвеличить их, что часто становится основным препятствием на пути к дальнейшему развитию. Становясь на путь саморазвития, человек предпочитает отказаться от спокойствия в пользу стремления стать лучше. Как утверждает Маслоу, саморазвитие возможно только в том случае, когда каждый шаг вперед приносит более сильное удовлетворение, чем былые достижения. Несмотря на внутренний конфликт мотивов, саморазвитие в чистом виде не нуждается в насилии над собой.

Достижения

Этот мотив подразумевает стремление индивида достигнуть лучших результатов в выполняемой им деятельности. Такая мотивация имеет высокую эффективность, так как она предполагает, что субъект сознательно выбирает более трудные задания. Мотивация достижения является движущей силой для роста в любой сфере деятельности, так как победа складывается не только из способностей, навыков и природного дара. Успех в любом начинании основывается на высокой мотивации достижения, которая позволяет человеку проявить целеустремленность, упорство и решительность ради желанной цели.

Просоциальная

Это общественно значимый тип мотивации, базирующийся на чувстве долга личности перед социумом или чувстве личной ответственности перед социальной группой. Когда личность опирается на просоциальную мотивацию, происходит ее идентификация с той или иной ячейкой общества. Кроме того, под воздействием общественно значимых мотивов человек имеет с этой ячейкой общие интересы и цели.

Как правило, люди, движимые просоциальной мотивацией, обладают особым внутренним стержнем и набором таких качеств:

  1. Нормативное поведение: ответственность, уравновешенность, добросовестность, и постоянство.
  2. Лояльное отношение к стандартам, принятым в группе.
  3. Признание и защита ценностей, принятых коллективом.
  4. Искреннее стремление, к достижению целей коллектива.

Аффилиация

Такая мотивация базируется на желании индивида устанавливать новые контакты и поддерживать старые. Суть мотива состоит в том, что человек высоко ценит общение как захватывающий и проносящий удовольствие процесс. Аффилиация, в отличие от налаживания контактов с корыстными целями, удовлетворяет духовные потребности людей.

Уровень мотивации

Вне зависимости от того, каким видом стимула движим человек, его уровень мотивации может быть разным. Здесь все зависит от ожиданий человека и внешних обстоятельства. К примеру, в среде ученых одни специалисты ставят себе скромные задачи, а другие сложнейшие. Мотивация деятельности зависит от таких факторов:

  1. Значимость для человека перспективы достижения цели.
  2. Вера в достижение.
  3. Оценка вероятности успеха в определенном начинании.
  4. Понимание стандартов и эталонов успеха.

Методы

На сегодняшний день с успехом применяются разные методы мотивации, которые условно можно разделить на три крупных группы:

  1. Социальная мотивация – мотивация персонала.
  2. Учебная мотивация.
  3. Самомотивация.

Разберем отдельно каждую их методологий

Социальная

Социальная (трудовая) мотивация представляет собой комплекс мер, состоящих из морального, материального и профессионального стимулирования работников. Целью такой мотивации является повышение активности, инициативности и эффективности трудящихся. Меры, которыми руководство пользуется, дабы побудить активную деятельность персонала, могут зависеть от таких факторов:

  1. Система стимулирования, внедренная на конкретном предприятии.
  2. Система менеджмента в целом и управления персоналом в частности.
  3. Особенности предприятия: направление деятельности, численность сотрудников, стиль управления, опыт руководителя и прочее.

Мотивация сотрудников может достигаться разными методами:

  1. Экономические (материальная мотивация).
  2. Организационно-административные. Основываются на власти (подчинение регламенту, соблюдение субординации и прочее) и могут предполагать принуждение.
  3. Социально-психологические. Представляют собой воздействие на рабочих, через активацию их эстетических убеждений, социальных интересов, религиозных ценностей и прочего.

Учебная

Мотивация учебной деятельности для студентов и школьников является важнейшим звеном в процессе образования. Верно сформированные мотивы и четко поставленный цели деятельности делают образовательный процесс более осмысленным и позволяют обучающимся добиться более высоких результатов. В детском и подростковом возрасте довольно редко возникает произвольная мотивация обучения. Поэтому педагоги и психологи разработали множество методик для формирования тяготы к знаниям среди учеников. Учебная мотивация чаще всего развивается с помощью таких методов:

  1. Создание ситуаций, которые привлекают и заинтересовывают учеников. Это могут быть увлекательные опыты, поучительные рассказы, основанные на примерах из жизни, необычные факты и прочее.
  2. Сравнительный анализ научных постулатов и их житейского толкования.
  3. Имитация научных споров, создание познавательных дебатов.
  4. Радостное переживание достижений и позитивная оценка успехов.
  5. Придание фактам новизны.
  6. Актуализация учебных материалов.
  7. Применение позитивной и негативной мотивации.
  8. Социальные мотивы.

Самомотивация

Самомотивацией называют индивидуальные способы мотивации, которые основаны на внутренних убеждения конкретной личности: стремлениях и желаниях, решительности и стабильности, целеустремленности и последовательности. Когда человек продолжает идти к своей цели, несмотря на внушительные внешние помехи – это и есть проявление самомотивации. Для развития самомотивации существует несколько способов:

  1. Аффирмации – подобранные специальным образом положительные утверждения, оказывающие подсознательное влияние на человека.
  2. Самовнушение – самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленное на формирования новых моделей поведения.
  3. Изучение биографий выдающихся личностей. Работает по принципу «Если он смог, то и я смогу».
  4. Развитие волевых навыков.
  5. Визуализация – мысленное представление и переживание достигнутых результатов.

Заключение

Сегодня мы с вами выяснили, что такое мотивация и из каких составляющих она состоит. Как можно заметить, мотивация представляет собой довольно обширное понятие, формирование которого происходит под воздействием целого ряда факторов. И она нужна всем, ведь человеческая природа устроена таким образом, что она всегда отвергает развитие, в угоду спокойному бегу жизни. Поэтому формирование мотивации стоит изучать, чтобы быть хозяином своего тела и разума и не стоять на месте.

businessman.ru

Психология мотивации

Ольга Данилова

Основы системы мотивации

О психологии мотивации

Психология мотивации — одна из немногих областей психологической науки, где труды практиков не менее значимы и важны чем разработки теоретиков. Больше всего, разумеется, этим направлением интересовалась промышленность и бизнес. Ввиду прикладного характера исследований в этой области история ее развития бурная и быстрая. Мало того, казалось, все, что могли, здесь уже придумали. Но каждый год приносит управленцам человеческих ресурсов новые и новые полезные материалы.

Деньги долгое время считались самым главным мотиватором. Было логично рассматривать ситуацию, где работодатель нуждается в рабочей силе и имеет деньги, а работник нуждается в обеспеченной жизни и умеет что-то делать. Впоследствии, по мере получения данных о личности человека поэтапно начали выявляться и другие мотиваторы.

Оказалось, что уважительное отношение к работнику, подчеркивание его незаменимости, отмечание его заслуг всяческими знаками внимания может влиять на его решение оставаться работать в этой фирме наравне с зарплатой. Другими словами, работник нуждается еще и в уважении собственной личности. Так, постепенно, выявлялись различные мотиваторы профессиональной деятельности.

Потребности человека

«Нуждается» — ключевое слово в определении мотивации. «Нужду» в психологии принято называть потребностью. А она, как известно, основа мотивации, тот фундамент, на котором можно выстроить крепкий дом, если учитывать, из чего состоит этот фундамент. О потребностях говорили еще великие мыслители древности — Аристотель, Гераклит, Демокрит, Платон и Сократ.

Потребности первоначально относились к человеческим страстям и связывались с эмоциями удовольствия и неудовольствия. К началу XIX века начали приходить к выводу, что потребность — надобность чего-либо и (согласитесь, логично) отсутствие этого. Допустим, хотим мы есть или пить — это обозначение действующей в данный момент потребности. Она определяет наше дальнейшее поведение — скорее всего, если для этого есть условия, мы кинемся искать еду или воду.

Классификация потребностей по Маслоу

Классификаций потребностей создано достаточно большое количество, самой рациональной и логичной из них психологи считают пирамиду потребностей Абрахама Маслоу. Действительно качественно подойдя к проблеме, Маслоу не строил искусственных схем расположения потребностей, он обратил внимание на естественную иерархию их в структуре личности человека.

Физиологические потребности — голод, жажда, размножение, как оказалось, являются самыми сильными по воздействию на человеческое поведение.

Потребности в безопасности и самосохранении также трудно преодолеть. Эти две группы он поместил в основание пирамиды. Далее в порядке уменьшения воздействия на поведение идут:

социальные потребности (в принадлежности к группе, в принятии группой),

потребности в уважении (в компетентности, в достижении, в одобрении),

познавательные потребности,

эстетические потребности.

Потребность в самовыражении, в самоактуализации, как называл этот процесс сам Маслоу, находятся на вершине пирамиды. На этой ступени человек реализует весь свой опыт, все личностные качества и ценности, словом свою «самость».

Основной закон пирамиды Маслоу — пока не удовлетворяются потребности нижних уровней, верхние не проявятся. Закон-то сам по себе логичный, но уж больно практически необоснованный. Как, например, применить эту классификацию на примере блокадного Ленинграда, где за идею трудились и умирали у станка голодные люди?

Или на примере вышеупомянутых бюджетников середины 90-х? Сам Маслоу очень много сделал для мотивации труда, выдвинув на первый план идею нематериального стимулирования. Он рассматривал людей с гуманистической точки зрения, считая, что обучение, творчество, добросовестность, ответственность и справедливость естественно присущи людям, и руководителям надобно рассматривать своих работников именно такими глазами.

Построение системы мотивации

Удовлетворение потребностей

Но вернемся к мотивации. Итак, потребность воздействует на личность, побуждая ее к определенному поведению. Целью этого поведения является то, что удовлетворит разбушевавшуюся потребность. В психологии цель потребности называют мотивом (иногда говорят, что мотив — опредмеченная потребность). Другими словами, если потребность — еда, то мотив — хлеб, сыр, гамбургер, устрицы в белом вине и дальше по нарастанию. Мотив проходит три ступени реализации:

осознается потребность, на которой он основан («я хочу, чтобы меня уважали»),

анализируется собственная личность на предмет достижения желаемого («способен ли я стать таким, чтобы меня зауважали»),

проходя сквозь призму личностных особенностей, ценностей, склонностей, способностей, мотив либо принимается к достижению, либо отвергается.

Диагностика мотивов профессиональной деятельности

Для построения успешной системы стимулирования труда необходима диагностика мотивов в профессиональной деятельности. Их, естественно, много, от комфортных условий рабочего места до крепкой дружбы с коллегами. Кроме собственно опросников на выраженность основных мотивов профессиональной деятельности, принято диагностировать работников на мотивацию достижения успеха / избегания неудач, на направленность личности.

Менеджер должен знать, через какие личностные особенности анализируется тот или иной мотив работника. Одни люди приходят на работу добиваться головокружительных успехов, другие могут простоять всю жизнь за одним станком и радоваться этой неторопливой и спокойной работе. Думается, эти желания должны учитываться менеджером по персоналу при ротациях, повышениях и развитии персонала.

Мотивация как процесс

Поэтому диагностировать мотивы работника лучше периодически, начиная с этапа приема на работу. Периодически, потому что потребности, стоящие за этими мотивами, могут меняться. Пришел, к примеру, паренек работать, зеленый, неопытный, только ради денег и старается. Принимаем, адаптируем, обучаем, аттестуем — человечек уже квалификацию получил, цену себе знает. Скорее всего, при диагностике мотивов у него уже будут выражены и мотивация достижения, и мотивы роста и развития, самоуважения, признания и т.п.

В ответ на это планируем в соответствии со способностями данного работника следующие шаги его карьеры (если он на нее ориентирован). Хорошо, скажете Вы, потребности достижения и признания можно удовлетворить повышениями и премиями. А как насчет самоуважения, самореализации? Есть множество приемов, которые, кстати, подчас выдумываются самими руководителями, если они в курсе дел на фирме. А есть и более наглядные отрицательные примеры.

Мотиваторы должны реализовываться

Одна всеми уважаемая сеть салонов сотовой связи достаточно агрессивно проводит поиск и набор персонала. При этом указываются всевозможные достоинства, начиная от высокой зарплаты и кончая корпоративной и комфортной культурой организации, дружной молодой командой и т.д. (как у нас молодежь на эти слова падка, можно увидеть по длинным очередям в отделе персонала данной компании).

Казалось бы, откуда такая текучесть кадров? Если людям комфортно, зачем каждый месяц новых работников набирать? Да вот почему: оказывается, ценности и правила, заявленные на стенде фирмы, которые каждый может прочитать, должны еще и реализовываться.

А на деле получается, что работник салона данной компании — последний человек, на которого списываются все кражи, огрехи и несчастья компании. Куда уж тут до потребности в самоуважении и самореализации.

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *