Старинные церковные лады: кратко для сольфеджистов – что такое лидийский, миксолидийский и прочие замудрённые музыкальные лады?
Как-то в одной из статей, посвящённых музыкальному ладу, уже было сказано о том, что ладов в музыке – ну просто море. Их действительно множество, и самые распространённые лады классической европейской музыки – это мажор и минор, которые тоже имеют не одну разновидность.
Кое-что из истории старинных ладов
Но до появления собственно мажора и минора и окончательного их закрепления с утверждением гомофонно-гармонического склада в светской музыке, в профессиональной европейской музыке бытовали совершенно другие лады – их сейчас называют старинными церковными ладами (ещё иногда их называют натуральными ладами). Дело в том, что их активное употребление пришлось как раз на пору Средневековья, когда профессиональная музыка была по преимуществу церковной.
Хотя на самом деле те же самые так называемые церковные лады, правда, в несколько ином виде, были не только известны, но и очень интересно характеризовались некоторыми философами ещё в античной музыкальной теории. И названия этих ладов заимствованы от древнегреческих музыкальных ладов.
Эти старинные лады имеют некоторые особенности ладовой организации и образования, о которых, впрочем, вам, школьникам, необязательно знать. Знайте только то, что они использовались и в одноголосной, и в многоголосной хоровой музыке. Ваша задача – научиться строить лады и различать их между собой.
Что же это за старинные лады такие?
Внимайте: старинных ладов всего семь, в каждом из них по семь ступеней, эти лады не являются в современном смысле ни полноценным мажором, ни полноценным минором, но в учебной практике закрепился и успешно работает метод сравнения этих ладов именно с натуральным мажором и натуральным минором, точнее с их звукорядами. На основе такой практики чисто в учебных целях выделяют две группы ладов:
- лады мажорного наклонения;
- лады минорного наклонения.
Лады мажорного наклонения
Здесь те лады, которые можно сравнить с натуральным мажором. Их вам потребуется запомнить три штуки: ионийский, лидийский и миксолидийский.
Ионийский лад – это лад, звукоряд которого совпадает со звукорядом натурального мажора. Вот примеры ионийского лада от разных нот:
Лидийский лад – это такой лад, который по сравнению с натуральным мажором имеет в своём составе четвертую высокую ступень. Примеры:
Миксолидийский лад – это лад, который по сравнению со звукорядом натурального мажора имеет в своём составе седьмую низкую ступень. Примеры такие:
Давайте обобщим сказанное небольшой схемкой:
Лады минорного наклонения
Это те лады, которые можно сравнить с натуральным минором. Их можно запомнить четыре: эолийский, дорийский, фригийский + локрийский.
Эолийский лад – ничего особенного – его звукоряд совпадает со звукорядом натурального минора (мажорный аналог – вы помните, да? – ионийский). Примерчики разных таких эолийский ладиков:
Дорийский – такой лад имеет по сравнению со звукорядом натурального минора шестую высокую ступень. Вот примеры:
Фригийский – этот лад имеет по сравнению со звукорядом натурального минора низкую вторую ступень. Смотрите:
Локрийский – этот лад по сравнению с натуральным минором имеет различие сразу в двух ступенях: второй и пятой, которые у него низкие. Вот вам примеры:
И теперь можно снова обобщить вышесказанное одной схемой. Сведём всё сюда:
Важное правило оформления!
Для данных ладов действует специальное правило, относящееся к оформлению. Когда мы записываем нотами любой из названных ладов – ионийский ли, эолийский, миксолидийский или фригийский, дорийский или лидийский, да хоть бы и локрийский, а также тогда, когда мы записываем музыку в данных ладах – тогда в начале нотного стана либо вообще не выставляется никаких знаков, либо знаки выставляются сразу с учётом необычных ступеней (высоких и низких).
То есть, например, если нам нужен миксолидийский от ре, то мы, сравнивая его с ре мажором, не пишем пониженную ступеньку до-бекар в тексте, не выставляем до-диез или до-бекар при ключе, а вовсе обходимся без бекаров и лишних диезов, оставив у ключа лишь один фа диез. Получается этакий ре мажор без до-диеза, иначе говоря, миксолидийский ре мажор.
Интересная особенность №1
Посмотрите, что получится, если построить звукоряды из семи ступеней от белых клавиш фортепиано:
Любопытно? Возьмите на заметку!
Интересная особенность №2
Среди мажорных и минорных тональностей мы с вами выделяем параллельные – это такие тональности, в которых разные ладовые наклонения, но одинаковый состав звуков. В старинных ладах тоже наблюдается нечто подобное. Ловите:
Ухватили? Ещё одна заметка!
Ну вот, пожалуй, и всё. Особенно тут разглагольствовать нечего. Должно быть всё понятно. Чтобы построить любой из таких ладов, просто строим в уме исходный мажор или минор, а потом легко и просто изменяем там нужные ступеньки. Приятного сольфеджирования!
music-education.ru
Урок №8 (ТЕМА №1.8 Строение и виды минорной гаммы.)
Строение и виды минорной гаммы.
Цели
- Знать строение минорной гаммы.
- Знать виды минорной гаммы
- Знать правила строения видов минорной гаммы.
СТРОЕНИЕ МИНОРНОГО ЛАДА
Минорный лад строится по тем же правилам, что и мажорный, поэтому в данной теме мы периодически будем ссылаться на уже изученный мажорный лад, подчёркивая сходства и различия обоих ладов.
Название ступеней, а также их цифровые обозначения (римскими цифрами) в обоих ладах одинаковые. В минорной гамме лишь другая последовательность тонов и полутонов.
Минорная гамма строится по принципу: ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН.
Рассмотрим в качестве примеров минорные лады на базе натурального Ля-минора. Этот лад удобен для изучения, поскольку не имеет при ключе знаков альтерации. Ниже на рисунке приводим натуральный ля-минор:
Минорная гамма, в отличии от мажорной гаммы, звучит грустно, печально. В миноре такие же главные ступени (T, S, D).
Минорная гамма называется параллельной, так как она строится на малую терцию (на полтора тона ниже) ниже от тоники мажорной гаммы. Поэтому знаки мажорной гаммы совпадают со знаками параллельного минора.
ТРИ ВИДА МИНОРНОГО ЛАДА
В минорном ладу также есть три вида: натуральный, гармонический, мелодический.
НАТУРАЛЬНЫЙ — это вид, в котором ничего не меняется, т.е остаются знаки, построенные по схеме тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
ГАРМОНИЧЕСКИЙ — при движении вверх и вниз повышается седьмая ступень на полтона.
МЕЛОДИЧЕСКИЙ — при движении вверх повышаются шестая и седьмая ступени, зато при движении вниз эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.
ГАРМОНИЧЕСКИЙ ВИД МИНОРА
Вы уже знаете, что в гармоническом виде, при движении вверх и вниз повышается седьмая ступень на полтона. Повышается она не просто так, а ради того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в тонику).
В результате седьмая ступень действительно хорошо и естественно переходит в тонику, зато между шестой и седьмой ступенями образуется «дыра» – интервал в полтора тона.
В этом есть своя прелесть: благодаря этому интервалу гармонический минор звучит как-то на арабский (восточный) лад – очень красиво, изысканно и очень характерно, что позволяет легко узнать его на слух.
МЕЛОДИЧЕСКИЙ ВИД МИНОРА
Вспомним, что в мелодическом — при движении вверх повышается шестая и седьмая ступени, зато при движении вниз эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.
Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.
Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, при том, что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть).
И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишнего.
Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому мелодично, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).
В качестве примера напомним вам песню «Подмосковные вечера» (музыка В. Соловьева-Седого, стихи М. Матусовского), где мелодический минор с повышенными ступенями звучит в тот момент, когда певец рассказывает о своих лирических чувствах (Если б знали вы, как мне дороги…):
Урок №9 (ТЕМА №1.9.Строение и обращение интервалов) >>
viaandrock.ru
Уроки музыки — Теория — Лад, Мажорный лад, Мажорная Гамма
Уроки музыки — Теория — Лад, Мажорный лад, Мажорная Гамма
ЛАД
Лад представляет собой систему взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками.
Лад является организующим началом для звуков, благодаря которому они объединяются в иерархическую и функционально взаимосвязанную систему. В основе отдельной мелодии и музыкального произведения в целом всегда лежит определенный лад, который является организующим началом высотного соотношения звуков в музыке, придает совместно с другими выразительными средствами, определенный характер, соответствующий ее содержанию.
Наибольшее распространение в музыке получили два лада — мажорный и минорный.
МАЖОРНЫЙ ЛАД
Лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие, называется мажорным.
Под трезвучием понимаем 3 звука, взятых либо одновременно, либо последовательно. Мажорное трезвучие составляют звуки, интервалы между которыми составляют терции.
Звуки мажорного трезвучия расположены по терциям: большая терция — между нижним и средним звуками, и малая — между средним и верхним звуками. Между крайними звуками трезвучия образуется интервал чистой квинты.
Например:
Мажор — больший.
Мажорное трезвучие, в основании которого тоника, называется тоническим трезвучием.
Неустойчивые звуки в таком ладу располагаются между устойчивыми.
МАЖОРНАЯ ГАММА
Мажорный лад состоит из семи звуков, или, как их принято называть, ступеней.
Последовательный ряд звуков лада (начиная от тоники и до тоники следующей октавы) называется звукорядом лада или гаммой.
Звуки, образующие гамму, называются ступенями, потому что сама гамма вполне явственно ассоциируется с лестницей.
Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами:
Мажорный лад состоит из семи звуков, которые представляют собой определённую последовательность больших и малых секунд.
Обозначим большую секунду «б.2», а малую «м.2». Тогда мажорный звукоряд можно представить следующим образом: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Последовательность звуков с таким расположением ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад — натуральным мажором. Вообще говоря, гаммой и называют упорядоченное расположение звуков лада по высоте (от тоники до тоники). Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами. Не путайте со ступенями звукоряда — у них обозначений нет. Ниже на рисунке изображены пронумерованные ступени мажорного лада.
didi79.livejournal.com
Диатонические лады и их применение в русской музыке. Мажорные и минорные гаммы
Лад – одно из первостепенных понятий в русской музыке, которое имеет сразу несколько значений. Рассмотрим подробнее.
Чаще всего под словом имеют в виду мажорный или минорный лад. Кроме того, так называют звукоряды. Это тоже музыкальное понятие. Так именуют череду последовательных звуков, которые расположены по высоте и следуют друг за другом вверх или вниз. Каждая клавиша в отдельности именуется ступенью.
Диатонические лады
Диатоника – система интервалов, которая состоит из семи ступеней. Все звуки в ней могут следовать по чистым квинтам. Она в состоянии составлять различные лады в зависимости от нахождения устоев в звукоряде. Это специфическое понятие. Устой – это субъективное название, устойчивая ступень, к которой тяготеет неустойчивая.
Диатонические лады раньше называли церковными или народными. Они состоят из семи ступеней. По своему строению очень похожи на натуральный мажор или минор. Поэтому их также принято называть натуральными.
Но стоит учитывать следующее. Диатонический лад самостоятелен и не зависит от натурального мажора или минора. Разница между ними заключается в том, что тоникой становится другая, не 1-я ступень.
Применяются диатонические лады в сольфеджио (дисциплина, направленная на развитие музыкального слуха). Это улучшает интонирование и помогает прочувствовать и запомнить особенности каждого звукоряда.
Виды
Существуют такие лады:
- Ионийский. Натуральный мажор. Назван в честь племени ионийцев в Древней Греции. Относится к группе мажорного наклонения, также как лидийский и миксолидийский.
- Фригийский. Минор с пониженной 2-й ступенью. Происходит из исторического региона Фригия.
- Эолийский. Натуральный минор. Эолийцы – главное древнегреческое племя. Ранее этот звукоряд именовался гиподорийский.
- Лидийский. Мажор с повышенным 4-м звуком. Был наречен так в честь территории под названием Лидия, которая находилась рядом с Древней Грецией. Музыковеды называют его самым светлым из диатонических звукорядов.
- Дорийский лад. Минор с повышенной 4-й ступенью. Широко применялся в средневековье и античности. Название происходит от древнегреческого племени. Дорийский лад имеет минорное наклонение, как и эолийский и фригийский.
- Миксолидийский. Мажор с пониженным 7-м звуком. Название произошло от лидийского лада с приставкой, которая переводится «смешение». В древнегреческой системе он именовался гиполидийский (а еще гипофригийский).
- Локрийский. Натуральный минор, в котором понижены 2-я и 5-я ступени.
Диатонические лады в музыке
Семиступенчатые звукоряды обладают разнообразной окраской звучания и чрезвычайно популярны в народной музыке. Композиторы в своем творчестве применяют их для создания народного колорита и достижения конкретного стиля выразительности, который отличает диатонические лады от минора и мажора. Например, в опере «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, а также в операх М. Мусоргского «Хованщина» и «Борис Годунов».
«Песня цыганки» П. Чайковского ярко иллюстрирует гармонические окраски фригийского минора.
Диатонические лады минорного наклонения помогли создать множество прекрасных образцов русской музыки. Обработки народных песен, хоровые многоголосия, напевы присутствуют в шедеврах мировой классики, произведениях величайших русских композиторов: М. Глинки, А. Бородина, А. Даргомыжского, С. Танеева и множества других. Разумеется, успех произведений не напрямую зависит от использования диатонических ладов. Лишь искусное умение композитора применить основы ладового интонирования и органично «вплести» их в музыку делает ее уникальной.
Диатоника в русских музыкальных произведениях сложна и многогранна, основана на бесконечной перемене ладов и глубинной связи с прошлым.
Гаммы
Это череда последовательных звуков, которые идут вверх или вниз в пределах одной или двух октав.
Октава – промежуток между двумя клавишами с одинаковым названием (например, от «ре» – до «ре»), который охватывает 8 звуков.
Все гаммы делятся на две группы: мажорные и минорные.
Мажор
Рассмотрим это понятие подробнее. Мажорные гаммы строятся по следующему принципу:
- два тона;
- полутон;
- три тона;
- полутон.
Гармонический — мажорный звукоряд, в котором понижается 6-я ступень. Для удобства стоит пояснить в виде интервалов:
- тон;
- тон;
- полутон;
- тон;
- полутон;
- полтора тона;
- полутон.
Мелодический — в нем 6-я и 7-я ступень понижены. Когда гамма идет вверх, данные звуки понижаются, а в обратном направлении происходит отмена, и гамма звучит в своем натуральном виде.
Самой легкой для игры на фортепиано по праву считается гамма до мажор (C dur), так как она не содержит знаков при ключе и состоит только из белых клавиш (в натуральном виде).
Минор
Состоит из последовательной очередности:
- тон;
- полутон;
- два тон;
- полутон;
- два тона.
Гармонический — повышается 7-я ступень.
Мелодический — повышаются 6-я и 7-я ступени. В нем первые 4 ноты звучат в миноре, а следующие 4 – в мажоре.
К элементарной минорной гамме для игры на фортепиано относится ля минор (A moll).
Стоит учитывать следующее. Существуют хроматические гаммы, которые состоят только из полутонов.
Не забываем и следующее. Минорные и мажорные гаммы, в свою очередь, бывают двух видов:
- Диезные. Это те тональности, которые при ключе имеют диез – символ, который требует повышения звука на полутон.
- Бемольные. Гаммы, которые имеют ключевой знак бемоль – символ, подразумевающий понижение звука на полутон.
Рассмотрим, зачем это нужно. Мажорные и минорные гаммы применяются для развития техники пианиста, улучшения координации рук и беглости пальцев. Используются в качестве упражнений, разминки перед игрой. При постоянной практике они повышают выносливость мышц.
С такой же целью играют расходящиеся гаммы: после восхождения руки расходятся, а затем вновь соединяются и вместе следуют вниз. Это усложняет упражнение и продлевает его.
fb.ru
Создаем мелодию. Часть 3 – диатонические лады.
<< Создаем мелодию. Часть 2>> LITE-версия материала: Часть 1 | Часть 2
Содержание
Содержание
>> Ионийский мажор>> Фригийский минор
>> Дорийский минор
>> Лидийский мажор
>> Миксолидийский мажор
>> Эолийский минор
>> Локрийский лад
>> Немного о трезвучиях
Диатонические лады
Сегодня я расскажу, как много красок кроется в семи нотах.
Будет очень классно, если у вас есть музыкальный инструмент – пианино, миди-клавиатура, гитара, да хоть баян. Если же нет, сойдет какой-нибудь софт, где можно писать музыку.
Ниже я покажу 7 диатонических ладов.
Диатонический лад – лад, который может быть построен на ступенях натурального мажора.
Желательно, чтобы в каждом ладу вы наиграли/насочиняли по несколько мелодий для того, чтобы понять их, «достать» из них характерные им эмоциональные оттенки.
Ионийский мажор (натуральный мажор)
Итак, садимся за музыкальный инструмент, или открываем пиано ролл вашей DAW, гитар про или что у вас есть, и вспоминаем предыдущий материал, где мы знакомились с ионийским ладом (натуральным мажором). Вот его строение:
А так звучит мелодия, написанная в этом ладу (из предыдущей статьи):
m3.mp3
Как можно охарактеризовать настроение, передаваемое этой мелодией? Твердое, уверенное – вот первые образы, возникшие голове. Попробуйте наиграть/сочинить свою мелодию в ДО-мажоре, руководствуясь материалом прошлой статьи, и прочувствовать настроение ионийского лада, «достать» из него те или иные характерные ему эмоциональные оттенки.
Готово? Ок, идем дальше… Вспомним, как располагаются ноты ДО-мажорной гаммы на клавиатуре пианино:
А что, если принять за тонику третью ступень, ноту МИ? Тогда мы получим другой лад – фригийский минор.
Фригийский минор
Его устройство таково: полутон|тон|тон|тон|полутон|тон|тон.
Как изменится настроение? Ведь ноты мы оставили те же, поменяли лишь тонику. Давайте сыграем сначала восходящую и нисходящую последовательность звуков фригийского минора, а затем послушаем мелодию в этом ладу:
frygian_minor.mp3
А изменилось оно глобально – вместо уверенности и твердости появилась легкая грусть, холод. Да, этот лад имеет холодное звучание из-за малой секунды между первой и второй ступенью.
Попробуйте сыграть/сочинить что-либо и в этом ладу.
***
Так образуются все производные от натурального мажора лады. И почти все они имеют два «настроения» (наклонения):
* Мажор – просветленное, радостное
* Минор – помраченное, грустное
Кстати говоря, мажор и минор – не значит «веселый» и «грустный». На самом деле «мажор» означает «большой», а минор – «малый» (что, в принципе, логично).
Дорийский минор
Теперь примем за тонику вторую ступень натурального мажора, и получим дорийский минор.
Так он устроен: тон|полутон|тон|тон|тон|полутон|тон.
Послушаем, как он звучит:
dorian_minor.mp3
Не смотря на то, что это минорный лад, в нем слышится некая «просветленность» из-за того, что между 5-й и 6-й ступенью расстояние в 1 тон.
Лидийский мажор
Он образуется от четвертой ступени натурального мажора, и имеет структуру:
тон|тон|тон|полутон|тон|тон|полутон
Звучит он так:
lydian_major.mp3
Имеет ярко выраженное мечтательное настроение из-за того, что начинается с трех тонов – таким образом, между тоникой и 4-й ступенью образуется увеличенная кварта (или, как ее еще называют, тритон). Сама по себе звучит она страшно, настолько страшно, что в средневековье была какое-то время запрещена. Однако в лидийском ладу она дает совсем другой эмоциональный окрас.
Миксолидийский мажор
Образуется от 5-й ступени натурального мажора, и имеет такое строение:
тон|тон|полутон|тон|тон|полутон|тон
От натурального мажора он отличается лишь пониженной 7-й ступенью – т.е. тут между 7-й ступенью и тоникой расстояние 1 тон, а не полутон.
myxolidanian_major.mp3
Если ионийский лад больше выражает твердость и уверенность, чем радость, миксолидийский наоборот – больше выражает радость, чем уверенность.
Эолийский минор (натуральный минор)
Строится от 6-й ступени натурального мажора и имеет структуру:
тон|полутон|тон|тон|полутон|тон|тон
aeolian_minor.mp3
Есть в нем грусть, лиричность – в самый раз под музыку в натуральном миноре рассказывать какие-нибудь поучительные истории с плохим концом )
Локрийский лад
Он строится от 7-й ступени натурального мажора:
Строение его таково: полутон|тон|тон|полутон|тон|тон|тон
В отличие от остальных диатонических ладов локрийский лад не имеет ни мажорного, ни минорного наклонения, т.к. его 1, 3 и 5 ступени образуют уменьшенное трезвучие (о трезвучиях расскажу ниже).
Так он звучит:
lokrian.mp3
По настроению он чем-то похож на фригийский лад из-за пониженной 2-й ступени. Однако не передает ощущение легкости, некого печального величия из-за пониженной 5-й ступени. Она окрашивает его в тяжелые, мрачные тона.
Параллельные лады
Каждый мажорный лад имеет параллельный минорный, тоника которого расположена терцией ниже. Вот эти лады:
* Ионийский мажор – Ионийский минор
* Лидийский мажор – Дорийский минор
* Миксолидийский мажор – Фригийский минор
Немного о трезвучиях (забегая вперед)
Хм… Да, забегу вперед – как вообще понять, мажорный лад, или минорный? И что такое трезвучие?
Википедия нам говорит:
Трезвучие – аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям.
Что такое аккорд? Опять же, Википедия дает удобное определение:
Аккоорд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo – согласовываю) – сочетание трёх и более музыкальных звуков разной высоты, взятых одновременно.
Надо обратить внимание на то, какое трезвучие будет образовывать 1, 3 и 5 ступень лада – мажорное или минорное.
* Если между 1й и 3й ступенью малая терция, а между 3й и 5й – большая, получится минорное трезвучие:
m3-b3.mp3
Тогда и лад будет минорный.
* Если же наоборот – между 1й и 3й ступенью большая терция, а между 3й и 5й малая, выйдет мажорное трезвучие:
b3-m3.mp3
В таком случае лад будет мажорным.
Также есть уменьшенное трезвучие, состоящее из двух малых терций:
m3-m3.mp3
И увеличенное трезвучие, состоящее из двух больших терций:
b3-b3.mp3
Для наглядности я сделал таблицу с трезвучиями.
Эпилог
Сегодня мы познакомились с 7 диатоническими ладами:
1. Ионийский мажор (натуральный мажор)
2. Дорийский минор
3. Фригийский минор
4. Лидийский мажор
5. Миксолидийский мажор
6. Эолийский минор (натуральный минор)
7. Локрийский лад (без мажорного или минорного наклонения)
Мы узнали, что:
* Почти все диатонические лады имеют мажорную или минорную наклоненность.
* Каждый лад имеет свой эмоциональный оттенок.
* Каждый мажорный лад имеет параллельный себе минорный лад.
* Определить наклоненность лада можно, определив, какое трезвучие образует его 1, 3 и 5 ступени.
На этом тему завершаю. В следующей статье поговорим о третьем «ките» музыки – основах гармонии…
Основы гармонии в музыке >>
Содержание серии:
>> Ритм в музыке
>> Создаем мелодию. Часть 1.
>> Создаем мелодию. Часть 2.
>> Создаем мелодию. Часть 3 – диатонические лады.
>> Основы гармонии в музыке
annimon.com
7.Диатонические семиступенные лады
В народной музыке встречаются семиступенные лады с различной диатонической последовательностью ступеней. Это различие последовательности ступеней в ладах зависит от порядка расположения в звукоряде больших и малых секунд.
К семиступенным ладам народной музыки относятся два лада мажорного наклонения: с низкой VII ступенью и высокой IV ступенью; и два лада минорного наклонения: с высокой VI ступенью и низкой II ступенью.
Эти звукоряды существовали в музыке средних веков, и называются средневековыми или церковными ладами:
Миксолидийский лад отличается от натурального мажора низкой VII ступенью,
Лидийский лад отличается от натурального мажора высокой IV ступенью,
Дорийский лад отличается от натурального минора низкой VI ступенью,
Фригийский лад отличается от натурального минора пониженной II ступенью.
Пентатоника
В народных песнях довольно часто встречается лад, состоящий из пяти ступеней, располагающихся в звукоряде по большим секундам и малым терциям. Такой лад называется пентатоникой.
Звуки на черных клавишах фортепьяно, взятые в любом поступенном порядке в пределах октавы, образуют звукоряд пентатоники. Следовательно, в состав пентатоники входят: либо одна малая терция и три большие секунды, либо две малые терции и две большие секунды.
Особенностью этого лада является отсутствие в его звуковом составе малых секунд (полутонов). Благодаря этому в пентатонике пет ярко тяготеющих неустойчивых звуков, свойственных диатоническим ладам. Ступени пентатоники не образуют тритона.
Наибольшее применение получили следующие два вида пентатоники.
Пентатоника с мажорным трезвучием на I ступени. По своему характеру она напоминает мажор.
По сравнению с натуральным мажором в пентатонике отсутствуют IV и VII ступени:
Пентатоника с минорным трезвучием на I ступени по своему характеру напоминает минор.
По сравнению с натуральным минором в пентатонике от сутствуют II и VI ступени:
Пентатоника довольно широко распространена в музыке некоторых народов бывшего СССР, а также и в музыке других народов, например монгольской и китайской музыке, вследствие чего пентатонику иногда называют китайской гаммой.
Изредка можно (встретить в музыке лад, состоящий из последовательности целых тонов. Гамма такого лада называется целотонной. В этом ладе на всех ступенях образуются увеличенные трезвучия. Поэтому он называется увеличенным ладом.(Гамма Черномора .Глинка, )
Хроматизм, альтерация
Хроматизмом называется изменение основных ступеней диатонических ладов посредством их повышения или понижения.
Любая ступень лада может быть хроматически изменена.
Хроматическое изменение неустойчивых звуков, обостряющее их тяготение к устойчивым звукам, принято называть в теории альтерацией.
Альтерировать (изменять) можно лишь ту ступень, которая отстоит от устойчивой ступени на расстоянии большой секунды-
Таким образом, в мажоре может быть: повышена и понижена II ступень,повышена IV ,понижена VI
В миноре может быть: понижена II , повышена и понижена IV , повышена VII.
Хроматическая гамма
Хроматическая гамма представляет собой последовательность звуков полутонами. Хроматическая гамма не образует самостоятельного лада. В основе ее лежат мажорная или минорная гаммы. Хроматическая гамма является их усложненным видом. Она образуется в натуральных гаммах мажора и минора посредством заполнения больших секунд хроматическими звуками.
Правило правописания хроматической гаммы основано на родстве тональностей.
В мажоре оно заключается в следующем: все основные ступени гаммы остаются без изменений, большие секунды заполняются при восходящем движении повышением I, II, IV и V ступеней и понижением VII ступени взамен повышения VI ступени; при нисходящем движении большие секунды заполняются понижением VII, VI, III и II ступеней и повышением IV ступени взамен понижения V ступени.
Правописание хроматической гаммы в миноре в восходящем направлении соответствует параллельному мажору. Следует принять во внимание, что I ступень минора является в параллельном мажоре VI ступенью и вследствие этого не должна повышаться, взамен ее понижается II ступень. В нисходящем направлении хроматическая гамма минора пишется, как одноименная мажорная гамма.
Модуляцией называется переход в новую тональность с завершением в ней музыкального построения.
Отклонениемназывается смена тональности внутри построения без закрепления новой тоники.
Лад и Тональность
Лад — это взаимосвязь устойчивых и неустойчивых звуков.
Гамма — это звуки лада, расположенные подряд.
Слоговые и буквенные (латинские) обозначения звуков гаммы:
Слоговые обозначения До Ре Ми Фа Соль Ля Си Сиb
Буквенные обозначения C D E F G A H* B*
Тринскрипция [цэ] [дэ] [е] [эф] [гэ] [а] [ха] [бэ]
Буквенные Dur* moll* is** es** isis** eses**
Транcкрипция [дур] [моль] [ис] [эс] [исис] [эсэс]
*При обозначении названий тональностей иногда не пишут Dur или moll, а просто обозначают тональность большой или маленькой буквой: A-Dur = A, c-moll = c
**При образовании названий нот окончание присоединяется к названию ноты, например:
C + is = Cis (До-диез), D + es = Des (Ре-бемоль).
Исключения: Ля-бемоль = As, Ми-бемоль = Es, Си-бемоль = B
ЛАДЫ
Мажорный лад (мажор): тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон (например: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
Устойчивые звуки (I-III-V) образуют мажорное трезвучие
Минорный лад (минор): тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон (например: ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля)
Устойчивые звуки (I-III-V) образуют минорное трезвучие
Неустойчивые звуки тяготеют и разрешаются в рядом стоящие устойчивые.
Ладовые разновидности мажора и минора
Мажор гармонический — понижается VI ступень (VIb)
Минор гамонический — повышается VII ступень (VII#)
Мажор мелодический — понижаются VI и VII ступени (VIb, VIIb)
Минор мелодический — при движении вверх повышаются VI и VII ступени (VI#, VII#), при движении вниз повышение отменяется и используются ступени натурального минора.
Тональность — это высота лада.
Тональности бывают:
одноименные (имеющие общую Тонику): До-мажор и до-минор
параллельные (две тональности — мажор и минор, имеющие одинаковое количество ключевых знаков): До-мажор и ля-минор. Определяются таким образом: для мажора параллельным является минор, который строится от VI ступени, для минора параллельным является мажор, который строится от III ступени.
энгармонически равные ( одинаковые по высоте (звучанию), различные по написанию): До-мажор и Си#-мажор
Переменные лады, мажоро-минор и др.
Кроме описанных выше ладов, существуют лады, объединяющие в себе два лада. Тоники их проявляются в музыке чередуясь, поэтому они называются переменными ладами.
Один вид такого лада называется переменный параллельный лад. Благодаря общему звуковому составу параллельные мажор и минор могут сливаться в один лад. В таком ладе, чередуясь в процессе развития мелодии, проявляются две тоники: мажорная и минорная, они имеют два общих звука в составе своих трезвучий.
Другой вид переменного лада называется мажоро-минором. В нем чередуются или сопоставляются одноименные мажор и минор.
В музыке встречается минорный лад с двумя увеличенными секундами. По сравнению с натуральным минором в нем повышены IV и VII ступени. Его называют также дважды гармоническим ладом.
Родственные тональности
Все мажорные и минорные тональности образуют группы тональностей, находящихся между собой в гармоническом родстве.
Родственными называются те тональности, тонические трезвучия которых находятся на ступенях данной (исходной) тональности натурального и гармонического видов.
В музыкальном произведении начальная тональность называется главной, а тональности, сменяющие ее в процессе развития музыки,— побочными.
Каждая тональность имеет шесть родственных тональностей.
Например:
До мажору родственны тональности:
До-мажор на I ступени.
Фа-мажор на IV ступени. Это тональность субдоминанты -S(IV)
Соль-мажор на V ступени. Это тональность доминанты -D(V).
Ля-минор на VI ступени. Эта тональность является параллельной До-мажору.
Ре-минор на II ступени. Параллельная Фа-мажору, тональности субдоминанты.
Ми-минор на III ступени. Параллельная Соль-мажору, тональности доминанты .
В гармоническом мажоре на IV ступени будет Фа-минор –гармоническая субдоминанта.
Таким образом, родственными тональностями называют те тональности, трезвучия которых находятся на ступенях исходной тональности. Каждая тональность имеет 6 родственных тональностей.
Для Ля-минора
Ре-минор (IV ступень) – тональность субдоминанты
Ми-минор (V ступень)- тональность доминанты
До-мажор (III ступень)- параллельная главной тональности
Фа-мажор (VI ступень) – параллельная тональности субдоминанты
Соль-мажор (VII ступень)- параллельная тональности доминанты
Ми-мажор (V ступень в гармоническом миноре)- тональность мажорной доминанты
Ритм, метр, размер.
Музыкальным размером называют количество долей определенной длительности, образующих такт . Простые размеры бывают двухдольными и трёхдольными.
Метр, в котором сильные доли равномерно повторяются через одну слабую долю, называют двухдольным. Примеры двухдольных размеров: 2/2, 2/4, 2/8. Первая доля является сильной, вторая — слабой. Размер 2/2 имеет собственное название: alla breve (читается: áлла брéве),
Метр, в котором сильные доли равномерно повторяются через две слабые доли, называют трёхдольным. Примеры трёхдольных размеров: 3/2, 3/4, 3/8, 3/16. Один такт содержит три доли: первая доля является сильной, вторая и третья — слабыми.
Сложные метры получаются в результате слияния двух или более простых однородных метров. Например, метр 4/4 можно представить как слияние двух простых метров 2/4 и 2/4.
Количество сильных долей в сложном метре соответствует числу простых однородных метров, входящих в его состав. Акцент на первой доле сложного метра всегда сильнее акцентов на остальных долях, в связи с чем первую долю называют сильной долей, а остальные доли — относительно сильными долями.
Четырёхдольные сложные размеры: 4/2, 4/4, 4/8.
Шестидольные сложные размеры: 6/4, 6/8, 6/16.
Девятидольные сложные размеры: 9/4, 9/8, 9/16.
Двенадцатидольные сложные размеры: 12/8, 12/16.
При группировке нот в сложном размере объединяют ноты, входящие в состав простого размера. Если такт содержит единственную ноту, длительность которой равна длительности такта, то можно: указать одну ноту длительностью в такт;
Смешанные метры получаются в результате слияния двух или более простых разнородных метров. Например, метр 5/4 можно представить как слияние двух простых метров 2/4 и 3/4; а также наоборот: как 3/4 и 2/4.
Количество сильных долей в смешанном метре соответствует числу простых метров, входящих в его состав. В первом случае, когда метр 5/4 образован за счёт слияния метров 2/4 и 3/4, сильными долями будут первая (сильная доля метра 2/4) и третья (сильная доля метра 3/4). Если же мы изменим порядок следования простых метров, т.е. сначала 3/4, а за ним 2/4, то сместим вторую сильную долю с третьей на четвёртую:
Пятидольные размеры: 5/4, 5/8. Семидольные размеры: 7/4, 7/4.
Обозначение смешанного размера. Иногда, для удобства чтения, рядом с указанием основного размера произведения в скобках пишут порядок простых размеров:
Переменные размеры. В музыке бывает, что в пределах одного произведения меняется метр и, как следствие, размер. В таком случае говорят, что произведение имеет переменный размер.
Хроматическая гамма(хромо — цвет) — это гамма состоящая из 12 звуков расположенных по полутонам (то есть, из всех звуков октавы фортепиано).
Правила построения хроматической гаммы:
Мажор вверх — все ступени повышаются, кроме III и VI (на месте), VII понижается
Мажор вниз — все ступени понижаются, кроме I и V (на месте), IV повышается
Минор вверх — все ступени повышаются, кроме I и V (на месте), II понижается
Минор вниз — также как и одноименный мажор.
Порядок ключевых знаков всегда одинаковый, только количество знаков изменяется в разных тональностях.
Порядок диезов: фа#-до#-соль#-ре#-ля#-ми#-си#
Порядок бемолей: сиb-миb-ляb-реb-сольb-доb-фаb
Знаки альтерации могут стоять при ключе (ключевые знаки — действуют на все произведение),
либо появляться эпизодически (случайные знаки альтерации — действуют до конца такта).
Случайные знаки бывают двух видов:
Альтерация — это усиление тяготения в данном ладу неустойчивых звуков в устойчивые путем их приближения (повышением или понижением) к устойчивым.
Хроматизм — это изменение высоты звуков, противоположное тяготениям в данном ладу, то есть выходящее за рамки лада.
Знаки альтерации — изменяют высоту звука:
Диез (#) — повышает звук на пол тона
Бемоль (b) — понижает звук на пол тона
Дубль-диез (x) — повышает звук на тон
Дубль-бемоль (bb) — понижает звук на тон
Бекар () — отменяет предыдущие знаки альтерации
Способы облегчения определения и запоминания тональностей:
Диезные тональности — последний ключевой знак будет в мажоре VII ступенью, а в миноре II ступенью.
Бемольные тональности — предпоследний ключевой знак будет в мажоре Тоникой, а в миноре III ступенью.
Септаккорд (7) — это аккорд из четырех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
Виды септаккордов зависят от вида трезвучия и вида септимы их составляющих
В мажоре Большой мажорный септаккорд строится на I и IV ступенях
Малый мажорный — на V ступени (Доминантсептаккорд)
Малый минорный септаккорд — на II, III и VI ступенях
Малый уменьшенный — на VII ступени и на II ступени в гармоническом мажоре
Уменьшенный септаккорд — на VII ступени в гармоническом мажоре
Также есть еще два малоупотребимых аккорда:
Большой минорный — на IV ступени в гармоническом мажоре
Большой увеличенный — на VI пониженной ступени в гармоническом мажоре.
до-минор:
В миноре Большой мажорный септаккорд строится на III и VI ступенях
Малый мажорный — на VII ступени, а также на V в гармоническом миноре (Доминантсептаккорд)
Малый минорный септаккорд — на I, IV и V ступенях
Малый уменьшенный — на II ступени
Уменьшенный септаккорд — на VII повышенной ступени в гармоническом миноре
Обращения септаккорда:
Квинтсекстаккорд — 6/5 (терцовый тон в басу) = трезвучие + секунда
Терцквартаккорд — 3/4 (квинтовый тон в басу) = терция + секунда + терция
Секундаккорд — 2 (септима в басу) = секунда + трезвучие
Период в музыке — наименьшая законченная композиционная структура, выражающая более или менее завершенную музыкальную мысль. Также может выступать в качестве формы самостоятельного произведения.
Периоды бывают:
Однотональный,
модулирующий — оканчивающийся в новой тональности,
Расчлененного строения(делится на предложения),
cлитного строения.
Повторного строения,(2 предложение начинается так же как 1).
неповторного строения.
Квадратный — число тактов в периоде = 2n, чаще всего 4, 8, 16;
неквадратный — число тактов ≠ 2n.
с дополнением
с расширением
1 предложение периода называется вопрос (заканчивается на доминанте),2 предложение – ответ(заканчивается на тонике).заключительный оборот — каденция.
studfiles.net
Лад. Тональность. Гамма
В этой статье разберём такие понятия как: лад, тональность, гамма.
Лад – это система взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков на основе их тяготения к центру лада – тонике. (Обратите внимание, отличается от ладов на гитаре, хотя названия одинаковые).
Именно на этом тяготении основано движение в музыке.
Чтобы на практике понять как происходит это тяготение, сыграйте эту последовательность и остановитесь на звуке “ре”.
Слышно, что данная музыкальная последовательность как бы не закончена, но если добавить ноту “до” (тонику), то слышно завершение (законченность). Нота “ре” является неустойчивой ступенью лада, и требует “разрешения” в ноту “до”. В любой тональности устойчивыми (основными) считаются 1-я, 3-я и 5-я ступени. Все остальные ноты (ступени) тяготеют к ним.
Самыми распространёнными в современной музыке являются семиступенные (диатонические) лады: мажорный и минорный
Можно построить мажорный и минорный лад от любого звука использую формулу:
для мажорного: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон
для минорного: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон
Полутон для гитары это расстояние от одного лада до следующего. Т.е. между 1-м и 2-м ладом на гитаре – это полутон. А тон – расстояние через лад. Т.е. между 1-м и 3-м ладом – это тон.
Гамма – звуки лада расположенные в порядке высоты. (Гаммы для гитары во всех тональностях в нотах и табулатуре можно найти здесь)
Каждая ступень в ладу имеет название:
I. Тоника
II. Нисходящий вводный звук
III. Медианта (средняя)
IV. Субдоминанта
V. Доминанта (преобладающая)
VI. Субмедианта
VII. Восходящий вводный звук
Тональность – это высота лада. Или по другому – самая устойчивая ступень в ладу. Т.е. звук от которого строится мажорный или минорный лады и будет тоникой. Если, к примеру, мажорный лад строится от ноты “Ре”, то “ре” будет основным звуком (тоникой), а тональность будет “Ре-мажор”
Давайте рассмотрим какие тональности бывают на примере кварт-квинтового круга.
Кварт-квинтовый круг – система в виде круга объединяющая все мажорные и минорные тональности использующиеся в музыке. в этой в системе каждая тональность располагается следующим образом: по часовой стрелке диезные тональности, против часовой стрелки бемольные. В каждой последующей тональности прибавляется один ключевой знак максимальное число знаков 7.
Обратите внимание! Внутри круга минорные тональности, а вне круга мажорные, параллельные им.
Параллельными тональностями называют тональности имеющие одно и то же количество знаков при ключе, но разную ладовую направленность. К примеру С/Am, D/Bm и т.д.
Рассмотрим причины исполнение музыкальных произведений в различных тональностях.
1. Технические возможности разных вокалистов.
Кому-то легко петь в верхнем регистре у кого то диапазон голоса меньше, ему удобнее петь более низко. Поэтому в музыкальной практике очень часто применяются модуляции. Модуляция – перенос мелодии в другую тональность более низкую или более высокую.
2. Удобство игры на музыкальном инструменте.
К примеру, на очень многих разновидностях духовых инструментов технически удобнее играть в бемольных и диезных тональностях.
Есть также такое понятие как гитарные тональности. Это тональности, в которых приём “баррэ” используется по минимуму.
Некоторые композиторы пишут, выбирая тональности в зависимости от жанра. Например похоронные марши часто писались в “фа-миноре” и “си-миноре” какие то светлые темы в “ре-мажоре” или “до-мажоре” и т.п.
15.08.2014 .
muzachos.com