Что такое неформальные отношения: Что такое формальные и неформальные отношения. С примерами

ОСОБЕННОСТИ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Головна

Автор: 

Лилия Васильева (Санкт-Петербург, Россия)

 

Управление персоналом, или кадровый менеджмент – особая профессия, вид деятельности, механизм и система научно-практических мероприятий, методов и принципов руководства людьми на предприятии. В предметную область этой дисциплины входит широкий круг вопросов, начиная с отбора и распределения, аттестации и продвижения работников, их обучения и адаптации, решения конфликтных ситуаций и создания благоприятного социально-психологического климата и заканчивая организационным планированием и строительством, т.е. изменением самой организации с учетом особенностей ее персонала [1, с. 560].

Организация – это комплекс мероприятий иди действий, направленных на получение оптимальных условий для достижения какого-либо результата, с привлечением наибольшей эффективности, производительности, качественности оказываемых услуг и, как правило, сопровождающихся уменьшением расходов на средства по достижению этой цели [3].

Таким образом, организация – это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Трудовой коллектив представляет собой специфическое социально-психологическое образование. Это образование наполнено системой межличностных отношений, которые проявляются в виде групповой активности.

Любая организация, коммерческое и некоммерческое предприятие, состоят из нескольких групп. Часть из них создается руководством, это – формальные группы, где присуще формальные отношения, которые являются одним из средств достижения организацией своих целей и основаны на четких правилах и нормах взаимодействия между работниками, регулируемыми должностными инструкциями. Другая часть групп образуется спонтанно – неформальные группы. Неформальные группы в трудовом коллективе возникают во время взаимодействия сотрудников коллектива между собой. Работники вступают при решении стоящих перед трудовым коллективом задач в деловые контакты на основе указаний и предписаний руководства [2]. Вместе с тем они вступают в неофициальные контакты между собой.

Создаются неформальные группы вне компетенции руководства.

Неформальные отношения в служебном коллективе – личные взаимодействия между членами организации, основанные на принятии или непринятии личных качеств сослуживцев без учета их формального статуса. Неформальные отношения служат для подтверждения значимости личности человека, потребности в уважении и принятии со стороны других людей. Так или иначе неформальные отношения развиваются на всех уровнях организации.

Основными причинами вступления в формальные организации, является желание трудиться и получать заработную плату, а причинами вступления в неформальные группы и организации является:

  • удовлетворение потребности в чувстве принадлежности;

  • необходимость в помощи – неформальные отношения в коллективе обеспечивают человека дополнительной поддержкой сослуживцев, как в рабочее, так и в нерабочее время без необходимости компенсации помощи;

  • потребность в защите – неформальные отношения выполняют терапевтическую функцию в случае проблем или конфликтных ситуаций в служебном коллективе;

  • потребность в общении – возможность получения объективной информации о состоянии дел в служебном коллективе и об отношении сослуживцев.

Современные исследователи отмечают, что эти отношения могут целенаправленно развиваться и использоваться как дополнение к формальным инструментам управления. Дополняя имеющуюся структуру социальной организации знанием о существующих неформальных отношениях и их внутреннем ресурсе, можно направить неформальную активность в русло совершенствования структуры управления или на пользу организации в целом Неформальные отношения, складывающиеся в структуре социальной организации, как один из механизмов её реагирования на ограниченность формальной системы отношений, несут в себе неиспользуемый потенциал для управления. Этот потенциал кроется в возможности направления активности неформальных отношений для достижения общей цели организации. Неформальные отношения способствуют персонализации осуществляемых в организации процессов. Благодаря этим отношениям легче возникает доверие, которое является важнейшим инструментом для управления любой социальной структурой.

Они представляют собой огромное количество социальных практик, которые регулярно воспроизводятся в силу своей функциональности. Они отбираются членами социальной организации как наиболее эффективные для конкретной ситуации в конкретный момент времени [4, с. 2].

Таким образом, неформальные механизмы регуляции поведения человека в организации заслуживают пристального внимания, этим и определяется актуальность изучения сегодня подобных социальных практик.

 

Литература:

  1. Кравченко А.И. Социология управления. Фундаментальный курс [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. / А. И. Кравченко, И. О. Тюрина. – М.: Академический проект, 2008. – 983 с.

  2. Меновщиков В.Ю. Бюрократы и неформалы: откуда они берутся и почему конфликтуют [Электронный ресурс] / В.Ю. Меновщиков // ЭСМ. – 2004. – №6. – С. 30-36. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/16853163/, (Дата обращения: 15. 12. 2012).

  3. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Организация (Дата обращения: 12. 12. 2012).

  4. Сторожук А.Ю. Неформальные отношения в структуре современной российской организации [Текст]: автореф. дис. канд. социал. наук: 22.00.08/А.Ю. Сторожук; ВАГС. – Волгоград; 2009. – 144 с.

 

Научный руководитель:

доктор философских наук Гелих Олег Яковлевич

 

зачем и как ими управлять / Хабр

Много лет назад я пришёл на должность разработчика в одну компанию и вскоре стал свидетелем необычной сцены. Тимлид соседнего отдела подозвал своего подчинённого посреди рабочего дня и довольно громко и развязно сказал ему: «Слышь, на вот тебе денег. Сгоняй в магазин, купи вискаря и закуски». 

Я подумал: «Да ладно! Странно всё это…». Но ситуация повторялась ещё несколько раз. Проработав в компании какое-то время, я понял, что подобное поведение там было нормой. Одни команды дружили против других, процветала подковёрщина, а топ-менеджмент абсолютно никак не реагировал на это. Я ушёл оттуда, несмотря на то, что и задачи были интересные, и условия неплохие. Но моральный климат был невыносим. 

Так считал не только я: сейчас этой компании уже нет. Но в тот момент я понял, насколько важно работать с неформальными отношениями, насколько существенное влияние они могут оказать на бизнес в целом. Причём работать с ними должны прежде всего линейные руководители, а не HR-менеджеры или штатные психологи, потому что именно руководители ежедневно находятся в контакте со своими подчинёнными. 

Но тимлиды в IT-сфере, как правило, сами выросли из разработчиков, инженеров и не имеют специального образования в областях психологии и методологии управления. Из-за этого зачастую менеджеры понимают свои задачи довольно узко: решать проблемы бизнеса, выполнять план и т. п. А зачем нянчиться со взрослыми людьми, им непонятно. 

В последние десять лет я занимаюсь тем, что руковожу командами разработки, семь из них — в Badoo. Эта статья написана по мотивам моего  выступления на Saint TeamLead Conf 2019: в ней я попытаюсь объяснить, как и зачем нужно работать над неформальными отношениями в коллективе. 

Проблемы с неформальными отношениями

Как определить, что с неформальными отношениями в команде происходит что-то нехорошее? Есть несколько маркеров.

Новички не задерживаются

Я уверен, что для большинства людей смена работы — это стресс. Новичок находится в крайне некомфортной, неустойчивой ситуации, в том числе потому, что его опыт и способности в новом коллективе не подтверждены. При этом он мог быть значимым и уважаемым человеком на предыдущем месте работы. В этом случае контраст будет ещё более ощутим и будет доставлять ещё больший дискомфорт.

Что делает человек, чтобы заявить о себе? Проявляет инициативу. Но инициатива от новых сотрудников часто подчёркнуто не принимается: «Куда ты лезешь? Без тебя знаем, как тут всё работает!».  

Помимо этого, новичков часто не вовлекают в неформальное общение. Пошли на обед — новичка не позвали. Отмечают чей-то день рождения — новичка не пригласили. У него и так стресс из-за рабочих вопросов, так ещё и поговорить об этом не с кем. Тяжело вдвойне. 

В этих условиях многие просто принимают решение уйти в другую компанию. 

Коллеги-незнакомцы

Следующая проблема — незнание коллег. Чаще это случается на границе отделов, а не внутри одного подразделения. Исполнители не знают своих внутренних заказчиков и наоборот: например, не знакомы между собой продуктовая команда и команда разработки. 

Самое печальное — когда руководители не знают своих подчинённых: не знают их реальные ожидания, не умеют их мотивировать. 

Неформальные лидеры в оппозиции формальной власти

В любом коллективе есть неформальные лидеры. Как и другие люди, они имеют свои цели. Особенность неформальных лидеров в том, что они умеют вовлекать других людей в достижение своих целей. Если цель неформального лидера не лежит в плоскости целей организации, то такие люди могут становиться весьма токсичными. И самое плохое, что может произойти, — они могут увести часть коллектива в другую компанию. 

Разобщённость 

Все проблемы, которые я обозначил — плохая работа с новичками, отсутствие коммуникаций, неформальные лидеры в оппозиции — приводят к разобщённости. В частном случае её можно проиллюстрировать красноречивым мемом: 

Люди не знают, чем занимаются их коллеги. Соответственно, не ценят их вклад в общее дело. Разобщённость приводит к отсутствию командной работы: члены команды не дополняют друг друга, вследствие чего задачи решаются неэффективно. Отсутствует гибкость из-за того, что коммуникации не налажены. Руководителям сложно мотивировать и растить своих подчинённых. Всё это приводит к тому, что люди уходят. 

А хочется, чтобы было хорошо, чтобы было как минимум вот так:

А ещё лучше, если вот так:

Что же делать?

Что делать, чтобы неформальные отношения в вашей компании были «правильными» и работали на благо бизнеса? Я расскажу о том, что мы делали и продолжаем делать у нас в Badoo. Это три важных компонента: 

  • культура компании;
  • регулярная работа по сплочению коллектива;
  • реакция на разрушительные отклонения.

Культура компании

Культура компании — это набор базовых ценностей, которые формируют образ мышления и нормы поведения сотрудников. Это то, что объединяет людей в коллективе, что выделяет компанию среди прочих и позволяет гордиться ею. Это ценности, которые разделяет большая часть команды. 

Базовые ценности — это не константа. Они могут меняться, дополняться в зависимости от изменения стратегии компании. Не стоит их придумывать или слепо копировать ценности других компаний. Также не стоит привлекать внешних экспертов, рассчитывая на то, что они создадут эти ценности для вас: ценности должны родиться внутри компании. 

Давным-давно я работал программистом в компании, занимающейся сетевым маркетингом. В ней царил культ босса: его портреты и цитаты висели в кабинетах.

Все сотрудники должны были быть пассионариями, делать мир лучше. Там вместо обычного приветствия была в ходу такая кричалка: «100 миллиардов — наша судьба!». Сейчас это кажется смешным, а тогда было не очень весело. Это пример того, как делать не надо, пример псевдокультуры. 

Вернёмся к Badoo. В какой-то момент мы собрались, побрейнстормили и создали список наших базовых ценностей. 

Но важен не сам список, а то, как мы его используем.

Во-первых, мы используем его при найме: стараемся понять, готовы ли кандидаты разделить наши базовые ценности. Во-вторых, мы используем его для оценки сотрудников: на испытательном сроке, квартальном и полугодовом ревью. 

Как мы оцениваем кандидатов на собеседованиях? Задаём определённые вопросы. Например, про прошлые ошибки; узнаем отношение к ним, чтобы понять, насколько человек обладает осознанностью, насколько он самокритичен и способен учиться на своих ошибках. 

Смотрим на реакцию на вопросы, ответы на которые кандидат не знает. Многие начинают юлить, уводить разговор в другую сторону или сразу сдаются. Мы же любим, когда человек пытается логически дойти до правильного ответа и, уже уперевшись в потолок, честно говорит, что он не знает. В этом случае мы видим, что человек способен признаться в том, что он что-то не понимает, и это нормально. 

Спрашиваем, есть ли люди, которым соискатель помог в карьере и в развитии, как он им помог. Это признак того, что человек открыт миру, готов помогать другим. 

Интересуемся, есть ли люди, у которых кандидат сам научился чему-то в последнее время. Это косвенно говорит о том, насколько человек, во-первых, любит учиться, во-вторых, благодарен людям, которые его окружают и готовы давать ему что-то новое. 

Интересно узнать и про обстоятельства ухода с предыдущего места работы. Здесь нас интересует не столько причина увольнения, сколько то, как человек передал свои обязанности: подготовил ли всё или бросил — и гори оно синим пламенем? Это говорит об ответственности.  

Часто люди на собеседовании говорят, что хотят развиваться и поэтому ушли из предыдущей компании. Интересно узнать: а что мешало развиваться там? Отвечая на этот вопрос, кандидаты иногда начинают искать виноватых, говорить, что начальник был какой-то не такой, коллеги глупые и т. д. Так мы проверяем, насколько человек проактивен, насколько он готов сознавать свою проблему и что-то делать для её решения. 

Регулярная работа по сплочению коллектива

Осознав и сформулировав культуру компании, нужно работать над сплочением коллектива. Я разбил это на несколько направлений: 

  • работа с неформальными лидерами;
  • работа с новичками;
  • работа со сложными сотрудниками;
  • правильные встречи один на один;
  • учёт личных обстоятельств;
  • устранение разобщённости.

Неформальные лидеры

Неформальные лидеры — эффективный инструмент в руках тимлида. Через них мы можем проецировать цели компании на остальных участников коллектива. 

Не продавливать, а продавать 

Главное в работе с неформальным лидером — доверие. Не стоит действовать директивно, говорить ему, что делать и как. Нужно убедить его, что задача важна, её решение сделает компанию лучше. Или же обратиться к нему как к эксперту и спросить: «Смотри, у нас есть такая проблема. Как думаешь, как лучше её решить?». Это подтверждает авторитет лидера, а он является его главным инструментом и оружием. 

Хвалить, ценить 

Своевременно хвалите неформального лидера. Этот совет подходит для взаимодействия с любым сотрудником, но в случае с неформальным лидером похвала ещё более важна. 

Не посягать на авторитет

Не подвергайте сомнению авторитет неформального лидера, не критикуйте его публично и не подшучивайте над ним. Для вас он не соперник: формальный руководитель и неформальный лидер играют на разных полях. У первого есть куча инструментов для воздействия на коллектив, у второго, по большому счёту, — только его влияние и авторитет.  

Принимать обратную связь

Прислушивайтесь к обратной связи от неформальных лидеров (по поводу других сотрудников, процессов) — они это ценят. Тот факт, что вы прислушиваетесь, также подтверждает авторитет неформального лидера. 

Возложить формальную ответственность

По возможности стоит возложить на неформального лидера формальную ответственность. В перспективе это уничтожит мотивацию уходить в оппозицию, а также удовлетворит лидерские амбиции неформального лидера. 

Работа с новичками

С одной стороны, новички — это те люди, которые приносят с собой всё самое свежее, интересное, эффективное, о чём вы, возможно, не знали. С другой стороны, это те люди, которые потенциально могут «размывать» культуру компании. 

Что делаем мы в Badoo? 

«Нежный» онбординг

Мы с первого дня назначаем новичку куратора. Это может быть лид или любой опытный сотрудник, который готов в любое время ответить на вопросы новичка. Мы не бросаем нового сотрудника сразу на решение «боевых» задач и не требуем от него многого. Первые несколько недель новичок просто входит в курс дела в тесном контакте с куратором.

Регулярная обратная связь

Первое время новички очень этого ждут, потому что, по большому счёту, обратная связь для них — единственный ориентир и показатель того, правильно они всё делают или нет. В Badoo первые два месяца руководитель каждую неделю встречается с новичком один на один и обсуждает с ним все возникшие вопросы. Важно крайне осторожно работать с критикой в этот период. Стоит, наоборот, говорить, что ошибаться — нормально, особенно в первое время. Полезно привлекать HR-специалиста, чтобы новичок мог дать фидбэк своему руководителю: то, что он не может сказать в лицо, он скажет HR-менеджеру. 

Вовлечение в неформальное общение

Не нужно оставлять новичков за бортом неформального общения. Пошли обедать отделом — позовите новичка. Отмечаете чей-то день рождения — пригласите новичка. Он может отказаться, но через какое-то время обязательно согласится. Главное — дать ему понять, что он не лишний, а полноправный член коллектива. 

Инициативы

С инициативами тоже крайне важно работать бережно. Это не значит, что нужно делать всё, что предложит новичок. Бремя доказывания полезности, изменение сложившегося статуса-кво в компании лежит на предлагающем, то есть в данном случае на новом сотруднике. Если его инициатива по каким-то причинам не подходит, постарайтесь аргументированно, как с профессионалом поговорить, почему это не подходит. 

Помощь

В первое время помощь для новичков очень важна. Мы все заинтересованы в том, чтобы новый сотрудник как можно быстрее адаптировался и начал решать боевые задачи. Часто новички боятся обращаться за помощью, потому что считают свои вопросы глупыми. Сегодня он уже подходил один раз: еще раз подойдет — наверное, подумают, что он непрофессионален. Мы объясняем, что в этом нет ничего плохого: нужно подходить к коллеге, как только ты «упёрся» в проблему. Попробовал полчаса-час разобраться — и ничего не получается? Подойди, иначе только хуже всем сделаешь. 

Работа со сложными сотрудниками

Сложные сотрудники — это люди, которые работают против культуры компании, против её базовых ценностей. Это сотрудники, которые систематически допускают неуважительные высказывания, пытаются подорвать авторитет руководителя и т. д. Как с ними работать?

Понять истинные мотивы сопротивления

Это может быть обида, которую вы не заметили, а может быть такая позиция по жизни: я против, и всё. Можно попробовать спросить об этом напрямую. Если выяснить, в чём проблема, не получается и человек уходит в глухую оборону, можно попробовать поговорить с людьми, с которыми он тесно общается. Возможно, они прольют свет на мотивы. 

Если мотивы понятны, то попробовать договориться

Возможно, где-то придётся пойти на компромисс. Если же договориться напрямую с сотрудником не получается, можно попробовать привлечь так называемого парламентёра, например опытного HR-специалиста, который поговорит наедине с сотрудником, поговорит наедине с вами, сделает выводы и даст ценные рекомендации и тому, и другому.

Отдалить сотрудника: например, перевести в другую команду

Бывает конфликт на личностном уровне: люди просто друг друга не любят, и всё. В этом случае можно попробовать перевести человека в другой отдел, чтобы не потерять ценного сотрудника.

Игнорировать

Если описанные выше меры не помогают, можно попробовать выключить человека из процессов, в которых он считает себя значимым. Это ударит по его авторитету и, возможно, образумит.

Уволить

Если и это не работает, то остаётся только один вариант — расстаться со сложным сотрудником, потому что постоянные конфликты с ним пагубно сказываются на авторитете руководителя. 

Правильные встречи один на один

Напомню, что мы сейчас говорим только о неформальных отношениях. Я считаю, что регулярные встречи один на один с сотрудниками — это прекрасный формат для того, чтобы построить доверительные отношения между руководителем и подчинёнными. На 1:1, помимо рабочих моментов, стоит уделять внимание и околорабочим вопросам.  

  • Дайте первое слово вашему подчинённому. Возможно, у него, что называется, накипело и он готовился. Не стоит его перебивать: пускай выскажется. 
  • Обсудите сложности. И рабочие, и нерабочие, которые могут сказаться на рабочих процессах. 
  • Обсудите отношения с коллегами: все ли там хорошо. Если вы узнали, что есть какие-то проблемы, то предложите свою помощь, точнее, спросите, чем вы как руководитель можете помочь. Главное — не забыть действительно помочь, если сотрудник об этом попросит. 
  • Совет, который я вычитал в книге Максима Батырева «45 татуировок менеджера». В конце встречи, когда вроде как обо всём уже поговорили, задайте вопрос: «Что ещё нам стоит обсудить?» Некоторые люди именно в этот момент выдают самое интересное. 

Учёт личных обстоятельств

Если у руководителя и подчинённого сложились доверительные отношения, то подчиненный совершенно спокойно может ставить вас в известность о каких-то личных обстоятельствах: рождении ребёнка, проблемах со здоровьем, ипотеке, разводе и т. д. Все мы люди, и всякое может произойти. 

Что в этом случае сделает грамотный руководитель?

  • Даст передышку. Переведёт со сложных, критичных проектов на низкоприоритетную текучку. 
  • Отправит в отпуск. 
  • Пересмотрит схему мотивации. Если человек взял ипотеку, финансовый вопрос у него выходит на первый план. Значит, можно дать ему премию, если есть за что (вместо той же грамоты). 
  • Изменит график работы. Например, если у человека дети пошли в сад, можно скорректировать время начала рабочего дня. Почему бы и нет? 

Когда руководитель слышит людей, учитывает их личные обстоятельства, это ценится. И наоборот: когда человек знает, что руководитель в курсе его проблем и не учитывает их, это порождает обиды. 

Устранение разобщённости

Расскажу, как мы боремся с разобщённостью в Badoo. 

Совместные обеды

Я с удивлением услышал, что во многих компаниях сотрудники ходят на обед в одиночку или парами. Это крайне неэффективно! Ведь пока мы ждём официанта, можно кучу всего обсудить, узнать что-то новое о людях, с которыми работаешь. Если размеры офиса позволяют, можно организовать столовую, как это сделали мы. В обеденные часы люди из разных отделов сидят плечом к плечу и обсуждают самые разные темы: очень здорово работает на сплочение коллектива.

Тимбилдинги, корпоративы с семьями

В нашем случае тимбилдинги — это регулярные (раз в три месяца) вылазки куда угодно: лазертаг, боулинг, биллиард, просто поход в бар. Участие в этих мероприятиях добровольное. Выбирается день, удобный для большинства, а новичков мы учитываем в первую очередь, пытаемся как можно больше их вовлечь. 

Корпоративы же в нашем случае — это по-настоящему грандиозные мероприятия, например выезды летом на три дня. В этом году мы были в Красной Поляне. Мы выезжаем с семьями, но я знаю, что это спорный момент. Да, есть минусы: конечно, стоимость, а также то, что семьи снижают «тимбилдинговость» мероприятия. Есть люди, которые предпочитают проводить время с семьей, а не с коллегами. Но мы попробовали разные форматы и остановились на этом. Во-первых, семейного человека гораздо проще вытащить на трёхдневное мероприятие с семьёй, нежели одного, а у нас большинство семейные. Во-вторых, мы получаем лояльного человека со стороны — супругу или супруга. И часто бывает так, что семьи, познакомившись на корпоративе, потом продолжают дружеское общение в обычной жизни. 

Спорт, походы, сплавы

Это очень простой и такой же действенный метод сплочения коллектива. У нас есть команды по бегу, триатлону, настольному теннису. Мы каждый год ходим на сплавы. Я вообще считаю это одним из самых мощных способов сплочения коллектива, потому что в необычных для себя условиях, порой сопряжённых с экстримом, люди узнают о себе и об окружающих абсолютно новые вещи.

Клубы по интересам

Тех, кто не любит спорт, можно увлечь игрой в шашки, шахматы, «Что? Где? Когда?». Около трёх лет назад наши коллеги создали музыкальную группу. Что интересно, многие из её участников на тот момент либо вообще не умели играть на музыкальных инструментах, либо делали это крайне неуверенно. Совсем недавно они дали очередной концерт в офисе, и это было круто! Я помню, какую гордость испытал от того, с какими людьми я работаю.

Хакатоны

Тоже довольно простой способ. Люди из разных отделов собираются для решения какой-то интересной задачи, необязательно рабочей. Пицца, пиво, собрались и что-то создали вместе, а заодно узнали друг о друге много нового — того, что в процессе рабочей рутины невозможно выяснить. 

Реакция 

Последний блок — о реакции на разного рода разрушительные явления, которые действуют против базовых ценностей компании, а значит, пагубно сказываются на моральном климате в команде.

Панибратство

Когда руководитель и подчинённый слишком увлечены своим дружеским общением, они рискуют перейти границы. В этом случае менеджеру всегда стоит помнить о том, что он менеджер (даже на совместных пьянках и гулянках), и жёстко пресекать выход за границу, которую он сам должен для себя очертить.

Неуважительные высказывания и действия

Это недопустимо и крайне разрушительно. Это то, что отравляет атмосферу в коллективе. Пресекайте такое, как только услышите/увидите. И не забудьте после разобраться в причине. Нужно понять, за таким поведением стоит личная неприязнь или рабочий конфликт. Нужно понять, раскрутить это для того, чтобы предотвратить повторение таких ситуаций. Например, бывает, что люди прикрывают свои собственные промахи ошибками других людей или отделов. Разработчики винят тестировщиков, тестировщики — разработчиков. Зачастую это происходит потому, что люди просто не знают, чем занимается соседний отдел, не ценят его вклад в общее дело. Можно поработать с этим, например, создав каналы для информирования об успехах подразделений, чтобы сотрудники понимали, кто чем занимается в компании и в чём заключается их вклад.

Слухи

Появление слухов всегда является следствием недоинформированности. Недоинформированность — это некий вакуум, который заполняется нечистотами. Узнав о существовании какого-то слуха, менеджер должен как можно более правдиво объяснить, как обстоят дела в действительности, а после этого подумать о том, чтобы создать нормальные каналы для донесения подобного рода информации: рассылки, дайджесты, регулярные семинары и т. п.

Не так давно у нас в Badoo была подобная история. Бизнес принял решение перевести часть разработки из Москвы в Лондон — нормальное бизнесовое требование, как показывает время, оправданное. Но это породило слух, что московский офис закрывается. Эта мысль настолько плотно засела в головах у многих сотрудников, что нам пришлось приложить массу усилий для того, чтобы развеять слух. Только представьте мотивацию людей, которые в это поверили: «Зачем строить какие-то планы, если скоро нас всё равно закроют?»  

Выводы

Как сделать так, чтобы неформальные отношения работали на благо бизнеса?

  1. Осознайте и сформируйте культуру компании. Нанимайте людей, которые разделяют ваши ценности. Избавляйтесь от тех, кто действует против них. 
  2. Регулярно работайте над сплочением коллектива. Создавайте и развивайте форматы, в которых люди смогут завязывать неформальные отношения. 
  3. Реагируйте на разрушительные отклонения. Помните, что вы менеджер, а значит, хранитель культуры вашей компании. 

И главное: узнавайте своих людей! Грамотно вплетайте неформальные отношения в рабочие. Это даст вам полную картину, которая, в свою очередь, позволит принимать более взвешенные решения. 

Неформальные отношения в процессе интернационализации компании

Чтобы прочитать этот контент, выберите один из следующих вариантов:

Адам Димитровски (Кафедра международного маркетинга, Познаньский университет экономики и бизнеса, Познань, Польша)

Кшиштоф Фонфара (Кафедра международного маркетинга, Познаньский университет экономики и бизнеса, Познань, Польша)

Бартош Дещинский (Кафедра международного бизнеса и экономики, Познаньский университет экономики и бизнеса, Познань, Польша)

Журнал делового и промышленного маркетинга

«> ISSN : 0885-8624

Дата публикации статьи: 7 июня 2019 г.

Дата публикации номера: 26 июня 2019 г.

Загрузки

Аннотация

Цель

Целью данного документа является определение роли внешних неформальных отношений компании в процессе интернационализации.

Дизайн/методология/подход

Для достижения цели данной статьи было проведено качественное исследование. Данные, использованные для анализа, были получены в ходе личных интервью с представителями 20 компаний.

Выводы

Есть два основных вывода исследования. Во-первых, на основе анализа интервью удалось выделить 14 различных результатов неформальных отношений с внешними акторами в процессе интернационализации. Во-вторых, результаты были отнесены к разным этапам процесса интернационализации, таким образом охватывая весь диапазон сроков развития компании.

Оригинальность/ценность

Этот документ иллюстрирует и подтверждает важную и положительную роль неформальных отношений, сложившихся у компании с внешними субъектами в процессе интернационализации, и показывает, что они могут меняться со временем в зависимости от стадии интернационализации.

Ключевые слова

  • Результаты
  • Интернационализация
  • Качественное исследование
  • Неформальные отношения

Благодарности

Эта статья была написана при финансовой поддержке Национального научного центра Польши (Narodowe Centrum Nauki) – Решение №. DEC-2013/09/B/HS4/01145, Проект «Развитие интернационализации компании и ее конкурентное преимущество [сетевой подход]» (руководитель проекта: профессор Кшиштоф Фонфара).

Цитата

Димитровски А., Фонфара К. и Дещинский Б. (2019), «Неформальные отношения в процессе интернационализации компании», Journal of Business & Industrial Marketing , Vol. 34 № 5, стр. 1054-1065. https://doi.org/10.1108/JBIM-11-2018-0363

Издатель

:

Изумруд Паблишинг Лимитед

Copyright © 2019, Изумруд Паблишинг Лимитед

Статьи по теме

Важность неформальных отношений

Детали

Категория: Mitarbeiterführung

Просмотров: 4374
Поделиться

Неформальные отношения относятся к обязательствам или взаимодействиям между людьми вне установленной структуры какой-либо организации. В отличие от формальных отношений, которые имеют набор правил и положений, определяющих отношения между людьми и задачами, неформальные отношения не следуют каким-либо правилам, а формируются людьми, у которых есть определенные общие черты.

Неформальные отношения свободны и постоянно меняются в зависимости от условий работы и целей членов группы.

Нет установленных каналов связи в неформальных отношениях. Наиболее распространенная форма передачи информации — через слухи или сплетни. Информация часто передается из уст в уста, распространяется быстро, часто с искажениями, но тем не менее доходит до адресатов гораздо быстрее, чем по официальному каналу.

Неформальные отношения процветают там, где есть формальная структура. Поскольку информация в формальной обстановке часто фильтруется, люди изобретают способы получения информации удобным и удовлетворяющим образом. Неформальные отношения имеют свои преимущества и недостатки. Одним из преимуществ является то, что он предоставляет альтернативный канал связи (виноградная лоза). Члены группы всегда в курсе всех новых событий в организации. В некоторых случаях руководство может использовать виноградную лозу для передачи важной информации об организации.

Другим преимуществом неформальных отношений является то, что они помогают развитию культурных и социальных ценностей. Поскольку у членов группы есть общие интересы, становится легко достигать целей, которые они ставят. Неформальные отношения предлагают чувство принадлежности, социальный статус и удовлетворение, в отличие от формальных отношений, где отношения ориентированы исключительно на работу.

Есть недостатки, связанные с неформальным общением. Одним из негативных моментов является распространение слухов, когда информация передается непроверенно или искажено. Это может создать напряженность, плохое отношение и насилие. Неформальные группы в конечном итоге развивают культуру, которая может жить своей собственной жизнью, и становится трудно изменить их способ ведения дел, что может повлиять на эффективность организации.

Неформальные отношения приносят пользу формальным структурам несколькими способами. Они помогают руководству справляться со стрессом, связанным с работой, предоставляя возможности для выражения недовольства, они также предлагают систему сдержек и противовесов, и поэтому руководство всегда думает о благополучии сотрудников, когда принимает какие-либо решения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *