Что такое непроизвольное внимание: Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание

Содержание

Основные положения определения развития внимания

Библиографическое описание:

Бобокулова, Г. Ш. Основные положения определения развития внимания / Г. Ш. Бобокулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1020-1022. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29001/ (дата обращения: 25.01.2023).



 

Внимание — это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологические и физические усилия человека в течение определенного периода времени. Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса.

Внимание выполняет следующие функции: активизирует нужные и тормозит ненужные в данные момент психологические и физиологические процессы, способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации, обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.

Характеристики внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся те, которые связаны с объемом, интенсивностью, устойчивостью внимания, а ко вторичным — колебания, переключаемость внимания.

Оригинальную теоретическую трактовку внимания предложил П.Я.Гальперин. Основные положения его концепции внимания сводятся к следующим:

  1.                Внимание является одним из моментов ориентировочно — исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.
  2.                По своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием как таковым.
  3.                В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого результата.
  4.                Внимание как отдельный, самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. «Когда новое действие контроля превращается в умственное и сокращенное, тогда и только тогда оно становится вниманием… Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль». Контроль лишь оценивает действие, а внимание способствует его улучшению.
  5.                Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.
  6.                Произвольное внимание есть планомерное внимание, контроль, осуществляемый по заранее составленному плану, заданному нормативу, образцу.
  7.                Чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.
  8.                «С точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания — и произвольного, и непроизвольного — являются результатом формирования новых умственных действий».

Оригинальную психологическую теорию внимания в свое время развивал Т. Рибо. Он считал, что внимание, будь оно слабо или сильно, всегда вызывается аффективным состоянием и связано с ним. Особенно тесную зависимость Т. Рибо усматривал между эмоциями и произвольным вниманием. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Много споров в науке было вокруг вопроса о физиологических основах внимания. Физиологическая интерпретация внимания привлекала исследователей на протяжении всего времени его изучения в психологии. Т. Рибо одним из первых пытался представить физиологическую схему произвольного внимания, связанного с волевым усилением какого-либо воспоминания.

Внимание, как и все психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представление непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным. В онтогенезе происходит развитие внимания. Историю его, как и многих других высших психических функций, пытался проследить Л. С. Выготский. Он писал, что история внимания ребенка есть история организованности его поведения. Ключ к генетическому пониманию внимания следует искать, с его точки зрения, не внутри, а вне личности ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием». Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-знаков, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.

Процесс возрастного развития внимания, по А. Н. Леонтьеву, развивавшего идеи Л. С. Выготского, можно представить себе следующим образом.

Из этой кривой следует, что с возрастом внимание ребенка улучшается (пунктирная линия), однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем развитие его в целом, тем более «натурального» внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно становится внутренне опосредствованным, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место в процессах внимания.

Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают своего максимума в школьном возрасти, а затем обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Л. С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка разбитие его внимания происходит в среде, включающей двойной ряд стимулов, вырывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают к себе внимание ребенка. С другой стороны — это речь взрослого, произносимые им слова, которые первоначально выступает в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

 

Литература:

 

  1.                Гальперин П.Я. К проблеме внимания// Хрестоматия по вниманию.-М, 1976.
  2.                Рибо Т. Психология внимания// Там же. — С. 140-142.
  3.                Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте// Там же. — С. 186.

Основные термины (генерируются автоматически): внимание, произвольное внимание, внимание ребенка, действие, день жизни ребенка, контроль, непроизвольное внимание, опосредствованное внимание, познавательный процесс, процесс.

Оценка уровня психического

познавательного процесса развития…

Особенности психического познавательного

процесса (избирательности внимания, концентрации внимания, устойчивости внимания) вдетском возрасте от 10 до 11 лет.

На базе непроизвольного внимания у детей равномерно развертывается произвольное внимание.

Развитие

внимания младших школьников в учебной деятельности

Произвольное внимание — это внимание, возникающее вследствие сознательно

Оценка уровня психического познавательного процесса развития, избирательности внимания, концентрации внимания, устойчивости внимания личности детей 10–11 лет.

Педагогические условия развития

произвольного внимания

Ключевые слова: дошкольное образование, внимание дошкольников, произвольное внимание, непроизвольное внимание, распределение, устойчивость, концентрация, переключение.

Ключевые слова: концентрированное

внимание, произвольное

Однако произвольность познавательных процессов у детей дошкольного возраста возникает лишь на пике волевого усилия, когда

Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость.

Память как

познавательный
процесс у младших школьников при. ..

Предмет: Психическое познавательное развитие процессов внимания личности детей младшего школьного возраста 10 -11 лет.

Непроизвольное внимание возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.

К.Д. Ушинский о нравственном значении

внимания и памяти…

внимание, память, ребенок, психическая деятельность, произвольное внимание, нервная система, непроизвольное внимание, необходимое условие, дурная привычка, самый человек.

Психологические особенности развития

познавательных

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер.

 складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов

Игра как средство развития

внимания детей дошкольного возраста

внимание, произвольное внимание, непроизвольное внимание, игра. Похожие статьи. Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Внимание как психологический ресурс | Статья в журнале…

Таким образом, внимание это сквозной процесс, обеспечивающий переход от одной деятельности к другой.

Играя, развиваем внимание у ребенка. Интернет как ресурс формирования идентичности.

Непроизвольное внимание — Психология и саморазвитие

Выделение из всего, что воздействует на человека, чего-либо, что становится объектом отражения, во многих случаях осуществляется непроизвольно, без предварительного намерения. В этих случаях говорят о непроизвольном или непреднамеренном внимании. Оно привлекается непосредственно самими воздействующими предметами или явлениями в силу тех особенностей, которые присущи им.

Непроизвольное внимание представляет собой ориентировочный рефлекс, вызываемый изменениями, «колебаниями» окружающей среды, т. е. появлением раздражителя, до этого отсутствовавшего и в данный момент впервые воздействующего на человека. Движения, осуществляемые в этих случаях, — это движения, посредством которых воспринимающий аппарат устанавливается так, что достигается наилучшее при данных условиях отражение раздражителя. «Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах и, если новый предмет поблизости нас, стараемся осязать его и вообще стремимся охватить или захватить всякое новое явление или предмет соответствующими воспринимающими поверхностями, соответствующими органами чувств».

Ориентировочный рефлекс, давая возможность лучше, полнее осведомиться относительно начавшего свое действие раздражителя, создает условия, необходимые для адекватной реакции на данный раздражитель. В этом его огромный биологический смысл для животных. В этом его важнейшее значение и для человека.

Непроизвольное внимание привлекается не всяким изменением в среде. Другие действующие в данный момент раздражители могут затормозить ориентировочный рефлекс. Для того чтобы новый раздражитель стал объектом внимания, надо, чтобы он обладал некоторыми особенностями, которые облегчали бы его выделение из всего, что воздействует на человека в данный момент.

К числу таких особенностей прежде всего относится сила раздражителя. Сильные раздражители (сильный свет, яркие краски, громкие звуки, резкие запахи) легко привлекают внимание, так как, по закону силы, чем сильнее раздражитель, тем значительнее возбуждение, вызываемое им, а следовательно, и условный рефлекс на него. А это в свою очередь влечет за собой усиление отрицательной индукции, вызванной данным возбуждением, т. е. усиление торможения в других участках коры мозга.

Важное значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражения, т. е. соотношение раздражения по силе с другими раздражителями, составляющими как бы фон, на котором он выступает. Даже сильный раздражитель может не привлечь внимания, если он дан на фоне других сильных раздражителей. В уличном шуме большого города отдельные, даже сильные, звуки не привлекают внимания, хотя они легко привлекут его, если будут услышаны ночью в тишине. С другой стороны, даже самые слабые раздражители становятся объектом внимания, если они даны на фоне полного отсутствия других раздражителей: малейший шорох при полной тишине вокруг, совсем слабый свет в темноте и т. п.

Во всех этих случаях определяющим является контраст между раздражителями. Он играет весьма важную роль в привлечении непроизвольного внимания. И это относится не только к силе раздражителей, но и к другим их особенностям. На всякое значительное различие — по форме, величине, цвету, продолжительности действия и т. п. — человек невольно обращает внимание. Маленький предмет легче выделяется среди больших; длительный звук — среди отрывистых, коротких звуков; цветной кружок — среди кругов, окрашенных в иной цвет. Цифра привлекает внимание среди букв; иностранное слово — если оно находится в русском тексте; треугольник — когда сн нарисован среди квадратов.

В большой мере привлекают внимание резкие или же многократно повторяющиеся изменения в раздражителях: значительные перемены во внешнем виде хорошо известных вещей, людей, периодическое усиление или ослабление звука, света и т. п. Аналогично этому действует и движение предметов.

Важный источник непроизвольного внимания — новизна предметов и явлений. Новое легко становится предметом внимания. Все же шаблонное, стереотипное, многократно повторяющееся не привлекает внимания. Новое служит объектом внимания, однако, в меру того, насколько оно может быть понято или же побуждает осмысливать его. А для этого оно должно находить опору в прошлом опыте. Если этого нет, новое не привлекает надолго внимания. Безусловный ориентировочный рефлекс гаснет скоро. Для того чтобы внимание было длительным, необходимы условные ориентировочные реакции, целая цепь их, что возможно только тогда, когда в новых предметах и явлениях, помимо нового, имеется и то, с чем уже образовались временные связи, т. е. то, что уже связано с чемто известным.

Вызываясь внешними раздражителями, непроизвольное внимание существенно определяется состоянием самого человека. Одни и те же предметы или явления могут стать объектом внимания или не привлечь его в зависимости от того, каково состояние человека в данный момент. Важную роль играют прежде всего потребности и интересы людей, их отношение к тому, что воздействует на них. Все, что связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (как органических, материальных, так и духовных, культурных), все, что соответствует интересам, к чему есть определенное, ясно выраженное и в особенности эмоциональное отношение, — все это легко становится объектом непроизвольного внимания. Тот, кто интересуется спортом, скорее обратит внимание на афишу, в которой сообщается о спортивном состязании, нежели тот, кто вовсе не интересуется спортивной жизнью. Внимание же музыканта скорее привлечет объявление о концерте, которое совсем может быть не замечено тем, чьи интересы не связаны с музыкой.

Значительную роль играет, далее, настроение человека, не в малой мере определяющее, что привлечет внимание из всего воздействующего в данный момент.

Существенное значение имеет утомление или, наоборот, бодрое состояние, в котором находится человек. Хорошо известно, что в состоянии сильной усталости нередко не замечается то,что легко привлекает внимание в бодром состоянии.

Особо важную роль играет состояние коры мозга, в частности, ее деятельное или, наоборот, заторможенное состояние. Важна та доминанта (господствующий очаг возбуждения), которая имеется в данное время в коре.

[PDF] Произвольное и непроизвольное внимание имеет разные последствия: Эффект сложности восприятия

  • title={Довольное и непроизвольное внимание имеют разные последствия: эффект сложности восприятия}, автор={Уильям Принцметал и Алексей Звиняцковский и Паула Гутьеррес и Лео Дилем}, journal={Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии}, год = {2009}, объем = {62}, страницы = {352 — 369} }
    • В. Принцметал, А. Звиняцковский, Лео Дилем
    • Опубликовано 20 января 2009 г.
    • Психология
    • Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии

    во время реакции. Произвольное внимание усиливает перцептивное представление, тогда как непроизвольное внимание влияет на тенденцию реагировать на стимулы в том или ином месте. В парадигме пространственных сигналов мы манипулировали сложностью восприятия и сравнивали произвольное и непроизвольное внимание. Для состояния произвольного внимания пространственный сигнал был… 

    View on SAGE

    journals.sagepub.com

    Произвольное и непроизвольное пространственное внимание по-разному взаимодействует с осознанием

  • 2011

Произвольное и непроизвольное внимание различаются в зависимости от импульсивности при высокой импульсивности может сыграть полезную роль.

Холинергическое усиление увеличивает эффект произвольного внимания, но не влияет на непроизвольное внимание

Холинергическое усиление усиливает эффект произвольного внимания, но не влияет на непроизвольное внимание, что позволяет предположить, что они зависят от разных нейрохимических механизмов.

Контроль внимания: стратегии структурирования познания

  • Дж. Эдельштейн
  • Психология

  • 2016

Человеческое внимание отчасти находится под произвольным контролем, а отчасти находится под произвольным контролем. (Познер и Петерсен, 19 лет)90) В свете факта рефлексивного внимания, как мы задействуем произвольное (эндогенное)…

Непроизвольное воздействие на показатели точности: Стимул и зависимость от задачи.

  • D. Kerzel, Leily Zarian, D. Souto
  • Психология

    Журнал зрения

  • 2009

периферические или центральные сигналы улучшили перцептивные характеристики и предположили, что более сложные перцептивные задачи уменьшают или устраняют непроизвольные эффекты сигналов.

Загадочная взаимосвязь между вниманием и мотивацией: имеют ли значение моторные предубеждения?

  • F. D. Bello, Margherita Giamundo, E. Brunamonti, Rossella Cirillo, S. Ferraina
  • Психология, биология

    Neuroscience

  • 2019

Как угрожает угроза мотивационные эффекты на повторном порядке?

В этом исследовании изучалось, как угроза шока модулирует влияние усвоенной ценности на произвольное внимание как в условиях угрозы, так и в условиях отсутствия угрозы, и были воспроизведены предыдущие результаты произвольного определения приоритетов звуков, связанных с вознаграждением.

Непроизвольное внимание с неуверенностью: периферические сигналы улучшают восприятие замаскированных букв, но могут ухудшить восприятие низкоконтрастных букв.

  • D. Kerzel, Angélique Gauch, S. Buetti
  • Psychology

    Journal of vision

  • 2010

усиливает субъективный контраст и предполагает, что периферийные сигналы могут вызывать скопление однобуквенных целей с низким контрастом.

Препарирование пространственного зрительного внимания

  • В. Принцметал, А. Ландау
  • Психология

  • 2007

было признано, что в пространственном внимании можно обнаружить по крайней мере две формы. Например, Вундт (1902) заметил, что внимание может быть непроизвольным или произвольным. Разнообразие…

Влияние валентности и возбуждения на распределение внимания на мотивационно значимые стимулы.

  • Джеймс Ч. Чемпион
  • Психология, биология

  • 2016

Имеются данные, свидетельствующие о том, что аппетитные стимулы также могут преимущественно привлекать внимание, при этом недавние исследования показывают, что возбуждение стимула определяет распределение когнитивных ресурсов независимо от валентности.

ПОКАЗЫВАЕТСЯ 1-10 ИЗ 58 ССЫЛОК

СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантность Наиболее влиятельные документыНедавность

Внимание: время реакции и точность указывают на разные механизмы.

Авторы предполагают, что существуют 2 различных механизма, с помощью которых пространственные сигналы привлекают внимание. Добровольный механизм — это стратегическое распределение перцептивных ресурсов в наиболее…

Различное влияние произвольного и непроизвольного внимания на активность ЭЭГ в гамма-диапазоне

Наличие повышенных гамма-ответов на произвольное распределение внимания и его отсутствие в случаях непроизвольного захвата свидетельствует о том, что нейронные механизмы, управляющие этими двумя видами внимания разные.

Непроизвольное внимание и точность идентификации

Два отчета, в которых утверждается, что неинформативные пространственные сигналы влияют на точность, подвергаются переоценке, и обнаруживается, что результаты Дюфура были связаны с явной ориентацией, а не со скрытым вниманием.

Непроизвольное скрытое ориентирование зависит от настроек контроля внимания.

Четыре эксперимента проверили новую гипотезу о том, что непроизвольные переключения внимания зависят от соотношения между свойствами вызывающего события и свойствами, необходимыми для выполнения задачи…

Конкуренция между эндогенной и экзогенной ориентацией зрительного внимания.

Результаты показали, что каждый ориентировочный механизм проявлял свой характерный и независимый эффект во всех случаях, за исключением сложной задачи идентификации.

Препарирование пространственного зрительного внимания

  • В. Принцметал, А. Ландау
  • Психология

  • 2007

было признано, что в пространственном внимании можно обнаружить по крайней мере две формы. Например, Вундт (1902) заметил, что внимание может быть непроизвольным или произвольным. Разнообразие…

Произвольное распределение в сравнении с автоматическим захватом зрительного внимания

Было обнаружено, что периферические сигналы не более эффективны в ориентации внимания, чем центральные сигналы, и не было найдено доказательств разделимости систем внимания, состоящих из произвольной реакции на центральные сигналы. сигналы и автоматический ответ, запускаемый только периферийными сигналами.

Пространственное селективное внимание у шизофреника, аффективного расстройства и нормальных субъектов

  • A. Sereno, P. Holzman
  • Психология, медицина

    Schizophrenia. в двух экспериментах с пространственными сигналами было обнаружено, что можно ограничить обработку посещаемых стимулов измерениями, соответствующими задаче, и это новое свидетельство подтверждает два новых вывода: (а) отбор включает в себя больше, чем сосредоточение внимания как таковое; и (б) ожидания от задачи играют ключевую роль в определении глубины обработки элементарных характеристик посещаемого стимула.

    Нейронные системы контроля пространственного ориентирования.

    • М. Познер, Ю. Коэн, Р. Рафал
    • Психология, биология

      Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б, Биологические науки

    • 1982

    В случаях дегенерации среднего мозга вследствие прогрессирующего надъядерного паралича саккадические движения отменялись, при этом скрытая ориентировка сохраняется, однако обнаружена задержка скрытой ориентировки в направлениях, в которых двигаются глаза были затронуты больше всего, что предполагает роль проводящих путей среднего мозга в скрытом ориентировании.

    Как природа успокаивает: непроизвольное внимание дает вашему мозгу передышку

    Настройте погоду

    Укажите свое местоположение:

    Введите город и штат или почтовый индекс

    Ann Arbor News file photo

    Активный отдых на свежем воздухе, например, сплав на каяках по реке Гурон хороши для вас двумя способами: упражнение поможет укрепить ваше тело, а воздействие поможет успокоить ваш разум.

    Садовод Эдриенн О’Брайен много лет знает о восстановительных силах природы.

    «Когда я работаю на улице, это всегда помогает снять стресс», — сказал О’Брайен, работающий в Ботаническом саду Маттей Мичиганского университета и Дендрарии Николса. «Если меня что-то беспокоит, я могу обдумать это».

    Ученые Мичиганского университета недавно обнаружили, что помимо отдыха, времяпрепровождение на природе также помогает улучшить память и концентрацию внимания.
    Улучшение происходит отчасти потому, что внимание к природе непроизвольно, сказал Марк Берман, ведущий автор исследования.

    Ann Arbor News file photo

    Занятия на свежем воздухе, такие как игра во фрисби в дендрарии Николса, полезны для вас двумя способами: упражнения помогут укрепить ваше тело, а пребывание на свежем воздухе поможет успокоить ваш разум.

    Наслаждение природой позволяет отдохнуть произвольному вниманию — виду, который истощает ум, но необходим для таких вещей, как важные деловые встречи. По словам Бермана, вещи, которые непроизвольно привлекают внимание, например, прогулки на природе или просмотр произведений искусства, дают передышку от такого напряжения.

    «Вы не услышите, чтобы люди говорили: «Ну, я действительно устал, глядя на эту великолепную картину или на этот прекрасный водопад», — сказал он.

    Для исследования, опубликованного в этом месяце, Берман и его коллеги собрали 38 человек и проверили их прямое внимание, попросив их прочитать заданный список чисел в обратном порядке.

    Затем ученые отправили участников на двухмильную прогулку либо по городской среде в центре Анн-Арбора, либо по природной среде ботанических садов и Арба. После прогулок тест повторили. Через неделю участники повторили процедуру, но поменялись местами для прогулок.

    Марк Берман

    Результаты?

    Показатели тестов тех, кто совершал прогулки на природе, улучшились на 20 процентов, в то время как результаты городских пешеходов остались неизменными, сказал Берман. Эффект был одинаковым для тех, кто просматривал фотографии природы, а не городские фотографии.

    Интересно, что, по словам Бермана, прирост производительности происходил даже зимой, когда прогулки были не такими комфортными.

    «Это интересно, потому что вам не обязательно наслаждаться прогулками (на природе), чтобы они были полезны для вас», — сказал он.

    Исследование доказывает, что старая альтернатива релаксации — просмотр телевизора — может совсем не расслаблять ум, потому что требует произвольного внимания, сказал Берман.

    «Как и городская среда, телевидение предназначено для того, чтобы привлекать ваше внимание и не отпускать его», — сказал Берман.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *