Невербальное общение — Психологос
Фильм «Правила съема: Метод Хитча»
Невербальное общение — то, что мы говорим друг другу без слов. Не словесное, внеречевое общение, передача информации и влияние друг на друга через интонации, выражение лица, позу, жесты, изменение мизансцены общения.
Распространенное рабочее название — невербалика.
Исторически невербальное общение возникло значительно раньше общения словесного. Первобытные люди общались жестами: взмахи руками, наклон головы, поворот корпуса – всё это, как у животных, так и людей, передавало смыслы. Затем появилось мычание. Зародилась интонация, тембр – то, что современным языком называется «паралингвистика». Вербальное общение появилось значительно позже, дополнив собой уже существующие способы коммуникации.
Сегодня, 60% в общении между людьми составляет невербальная часть, то, что люди передают друг другу телом, через позу, жесты и выражение лица. Еще 30% общения происходит через интонации и звучание голоса. Таким образом, 90% того, что люди выражают друг другу, не связано с речью.
Как правило, невербальное общение происходит мало осознанно и редко преднамеренно, именно поэтому те, кто знает язык невербалики (язык тела), могут по нему много прочитать. Словами мы управляем легче, чем телом, жестом и выражением лица, поэтому невербалика чаще говорит о реальном состоянии человека и его действительном отношении к событию, ситуации или человеку.
С другой стороны, это же подсказка для профессионалов: если вы овладеете своей невербаликой (а это вполне реально), то вы всегда будете выражать именно то, что вы хотите. По крайней мере, люди вас будут гораздо лучше понимать.
Как правило, с помощью невербалики происходят разнообразные манипуляции и манипулятивные игры: они влияют, воздействуют на партнера, но партнер их мало осознает и поэтому подчиняется. Нерасшифрованная невербалика — основа бытовых манипуляций.
Понимание невербалики
Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено. Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когда сердятся — у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире обозначает «да» или утверждение. Похоже, что это врожденный жест, так как он также используется глухими и слепыми людьми. Покачивание головой для обозначения отрицания или несогласия является также универсальным, и может быть одним из жестов, изобретенных в детстве.
Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытно-общинного прошлого. Оскаливание зубов сохранилось от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня, в совокупности с дружелюбными жестами, она обозначает удовольствие или доброжелательность.
Жест «пожимание плечами» является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех компонентов: развернутые ладони, поднятые плечи и поднятые брови.
Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культур, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации. В то время как какой-то жест может быть общепризнанным и иметь четкую интерпретацию у одной нации, у другой нации он может не иметь никакого обозначения или иметь совершенно противоположное значение. Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить в деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств.
Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей — перхоть, блохи, выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды — в зависимости от того, какие другие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для правильной интерпретации мы должны учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.
Развитие невербалики
Люди сильно отличаются по своему умению выражать свои чувства и отношения невербально: кто-то может все сказать без слов, у другого маловыразительное лицо и бедные, ничего не говорящие жесты. Можно ли развивать свою способность дополнять речь богатой невербаликой? — Да, вполне. Для этого полезно повторять невербалику окружающих и развивать собственные жесты и мимику. См.→
Невербальное общение
Общение клиента и консультанта происходит по двум каналам – вербальному (при помощи слов) и невербальному (без слов).По вербальному каналу передается «чистая информация», содержание, которое хочет донести до слушателя говорящий.
Невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов, позы, расположения в пространстве. Эти сигналы могут рассказать об истинных мыслях собеседника, его душевном состоянии, отношении к партнеру по общению и, главное, готовности идти на контакт.
Консультант контролирует невербальный канал общения, чтобы:
- точнее ориентироваться в ситуации, понимать невербальные сообщения, исходящие от клиента, его готовность к контакту, степень доверия;
- управлять собственными невербальными сигналами, посылаемыми клиенту, демонстрировать принятие и поддержку.
Пространственная организация общения
Четыре зоны межличностного общения:
- Зона интимного общения (от полуметра до непосредственного телесного контакта).
На таком расстоянии обычно общаются влюбленные, родители с детьми, очень близкие друзья. Выбирая в ходе консультирования такую дистанцию, вы даете человеку понять, что относитесь к нему как к близкому другу. Это меняет ситуацию консультирования на дружескую беседу. - Зона личного общения (от 0,5 м до 1,5 м).
Как правило, на такой дистанции общаются хорошо знакомые друг другу люди. Это оптимальное расстояние для консультирования. - Зона формального общения (от 1,5 м до 3 м).
Такая дистанция скорее уместна в ситуации формального собеседования или деловых переговоров. Затрудняет установление контакта. - Зона публичного общения (более 3 м).
Даже деловое общение невозможно на такой дистанции. Публичная зона – расстояние, которое соблюдается, когда мы адресуемся к большой группе людей.
Ориентация в пространстве
Друзья – рядом, консультант и клиент – под углом 90 градусов без барьеров, участники деловой беседы – через угол стола, конкуренты – через стол.
Консультанту необходимо помнить, что клиент/ка хорошо понимает позы и жесты.
Поэтому консультанту необходимо хорошо уметь «читать» позы и жесты клиентов и использовать их для эффективного консультирования.
Открытая поза – руки и ноги не скрещены – свидетельствует об искренности и желании говорить откровенно.
Закрытая поза – скрещенные руки и/или ноги – свидетельствует об отсутствии контакта, недоверии или желании удерживаться от быстрого эмоционального сближения в контакте.
Легкий наклон корпуса вперед – это готовность к общению, включенность в процесс общения.
Сильный наклон корпуса вперед (45 градусов и более) показывает давление, агрессию.
Наклон корпуса назад – отсутствие контакта, «выключенность» из процесса общения, желание отдалиться.
Жесты, демонстрирующие неготовность к контакту:
- Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас (потирание лба, висков, подбородка, стремление прикрыть лицо руками).
- Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу (сжимание пальцев в кулак).
- Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы (рука у щеки, потирание переносицы).
- Жесты сомнения и неуверенности – почесывание указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи, прикосновение к носу или его легкое потирание.
- Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу (подача корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула).
Если вы при встрече с клиентом практикуете рукопожатие, оно тоже многое может вам сказать:
- ладонь, повернутая тыльной стороной вниз, сверху над ладонью партнера– стремление к доминированию, властное рукопожатие, попытка взять ситуацию под контроль;
- ладонь, повернутая тыльной стороной вверх, внизу под ладонью партнера– готовность к подчинению, сигнал тому, чье доминирование признается;
- ладонь ребром вниз(вертикальное положения) – позиция равенства;
- рукопожатие «перчатка»(две ладони охватывают одну ладонь собеседника) – стремление показать искренность, отзывчивость, глубину чувств инициатора рукопожатия; жест, как правило, сопровождается улыбкой и потряхиванием;
- рукопожатие «котлеткой», вялое рукопожатие может служить показателем слабости характера либо проявлением депрессивных тенденций;
- сильное рукопожатие часто является отличительной чертой активных или агрессивных людей;
- короткое, вялое рукопожатиеможет свидетельствовать о безразличии;
- весьма продолжительное рукопожатиеи слишком влажные руки говорят о сильном влиянии партнера, выраженном чувстве ответственности.
Глоссарий к Уроку 3:
Глоссарий к уроку 3
Невербальное общение – то, что люди сообщают друг другу без слов, с помощью «языка тела» (взгляда, выражения лица, жестов, позы, интонации и т.п.).
Пройти тестУроки этого курса:
Невербальное общение | Описание, история, характеристики и модификации
- Связанные темы:
- мем интонация символ смех жест
Просмотреть весь связанный контент →
невербальная коммуникация , передача информации от одного человека к другому без использования слов или разговорной речи. Невербальное общение может происходить различными способами, в том числе посредством мимики, жестов, позы или положения тела.
История
Исследования невербальной коммуникации получили широкое распространение в 1960-х годах, когда обширные исследования классифицировали невербальное поведение. По мере расширения понимания невербальной коммуникации и ее роли в межличностной динамике психологи все чаще изучали, как невербальная коммуникация влияет на конкретные области, такие как отношения между врачом и пациентом, деловые переговоры и правоохранительные органы. Считается, что важность тонкого нюанса, обеспечиваемого невербальной коммуникацией, побудила некоторые современные системы интернет-коммуникаций расширить то, что изначально было простыми словесными системами. В частности, в отсутствие традиционных невербальных сигналов общения при личном общении общение с помощью текстовых сообщений, обмена мгновенными сообщениями, электронной почты и аналогичных систем теперь регулярно включает варианты включения невербальных смайликов и мемов для лучшего выражения контекста и эмоций.
Еще из Britannica
язык: невербальный язык
Характеристики невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация – это производство и восприятие любого типа сигналов, кроме речевых, которые производятся для передачи информации другому человеку. Большинство описаний невербальной коммуникации включают тактики модификации речи, такие как изменение тона или скорости речи, но не включают явное кодирование и синтаксис, присутствующие в разговорной речи. И производство, и восприятие невербального поведения считаются ключевыми частями процесса коммуникации.
Невербальное общение может осуществляться посредством различных типов поведения. Некоторые психологи классифицируют невербальные сигналы в соответствии с требуемыми сенсорными модальностями, которые в первую очередь являются слуховыми или визуальными, хотя также могут использоваться тактильные и обонятельные сигналы. Слуховая невербальная коммуникация включает в себя невербальные эмоциональные звуки, такие как смех или крики, а также поведение, изменяющее речь, такое как вставка сарказма в рассказ, изменение тона или вставка драматической паузы в предложение. Такое поведение модификации речи иногда называют признаками качества голоса или параязыком. Визуальная невербальная коммуникация — это широкая категория поведения, включающая выражение лица, зрительный контакт, а также жесты, позы и позиционные сигналы.
Различные типы информации могут содержаться в невербальных коммуникативных сигналах. Например, несколько сигналов действуют как эмблемы, имеющие особое значение в культуре, например, скрещивание пальцев на удачу. Но большая часть невербальной коммуникации используется для тонкости как часть набора сигналов. Такие сигналы могут использоваться для выделения, для выражения эмоций и для регулирования координации межличностного поведения, например, чья очередь говорить. Невербальные коммуникативные сигналы могут также раскрывать отношения или мнения, формировать общее впечатление о себе, выражать текущее состояние или проявлять доминирование и влияние. Невербальная коммуникация является мощным инструментом для достижения многих видов влияния, включая восприятие силы, привлекательности, сочувствия, обмана и взаимопонимания.
Культурные и эволюционные факторы
Исследования показывают, что люди производят и понимают невербальные коммуникативные сигналы, связанные с выражением лица, универсальным образом в разных культурах. Таким образом, эти сигналы, по-видимому, не требуют обучения, что означает, что существует инстинктивное эволюционное происхождение невербальной коммуникации, включающей выражения лица. Многие другие компоненты невербального общения, по-видимому, изучаются и могут зависеть от того, где живет человек. Например, типы невербальной коммуникации, такие как эмблемы жестов с определенным значением, выражение эмоций или боли, а также намеки на личное пространство, различаются в разных культурах и легко неверно истолковываются людьми, не принадлежащими к данной культуре.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Биологи-эволюционисты, изучающие невербальную коммуникацию у животных, получили важные сведения об эволюционном происхождении невербальной коммуникации человека. Исследования выявили существование паттернов невербального коммуникативного поведения, общих для многих видов животных. Примером может служить принцип антитезиса, согласно которому определенные сигналы, включая положение головы и тела, демонстрируют противоположные крайности, отражая противоположные намерения. Агрессивные постуральные сигналы передаются наклоном к противнику, тогда как покорные позы включают наклон в сторону. Некоторые этологи сосредотачиваются на том, как поведение выражения лица варьируется в зависимости от таксона. Например, шимпанзе производят и реагируют на различные выражения лица, многие из которых напоминают человеческие.
Индивидуальные вариации
Индивидуальные различия в способности точно воспроизводить и воспринимать невербальные коммуникативные сигналы хорошо известны. Точность в производстве и интерпретации невербальной коммуникации, по-видимому, является навыком, отличным от традиционного IQ. В целом женщины набирают более высокие баллы, чем мужчины, по нескольким задачам невербального общения.
Некоторые поведенческие расстройства связаны с серьезными ограничениями в возможностях невербального общения. Например, дефицит навыков невербального общения может проявляться уже в возрасте двух лет у детей с расстройствами аутистического спектра. Маленькие дети с аутизмом менее склонны показывать пальцем и устанавливать зрительный контакт, чтобы координировать внимание других людей. Часто такой дефицит невербального коммуникативного поведения можно устранить с помощью трудотерапии.
Karin Akre
6 типов невербальной коммуникации – Forbes Health
То, что мы говорим, не говоря ни слова, многое говорит о нас. Хотя язык важен для передачи мыслей и эмоций, это не единственный способ общения. Вот где вступает в действие невербальная коммуникация, принося множество сигналов от выражений лица до жестов рук, которые посылают важные сообщения, помогая другим понять нас.
Вот что такое невербальное общение, почему оно важно и как улавливать сигналы.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ПАРТНЕРОВ
Предложения для партнеров представляют бренды, которые заплатили Forbes Health за то, чтобы они оказались в верхней части нашего списка. Хотя это может повлиять на то, где их продукты или услуги появляются на нашем сайте, это никоим образом не влияет на наши рейтинги, которые основаны на тщательных исследованиях, надежных методологиях и рекомендациях экспертов. Наши партнеры не могут платить нам за предоставление положительных отзывов об их продуктах или услугах
Noom Mood
- Цель: справиться с ежедневным стрессом
- Стоимость: $149на 4-месячную программу
- Платформа: iOS и Android
- Пробная версия: две недели
Узнать больше
На веб-сайте Noom
Что такое невербальное общение?
Невербальное общение определяется как то, как люди общаются друг с другом без разговора или письма. «Например, когда мы подмигиваем кому-то, предлагаем крепкое рукопожатие или отстраняемся, мы передаем сообщение, не говоря ни слова», — говорит Марси Коултер-Керн, доктор философии, профессор психологии Манчестерского университета в Северном Манчестере. , Индиана. «Наша мимика, язык тела и даже физическое расстояние посылают сообщение».
Мы общаемся невербально, чтобы передать информацию об эмоциях, намерениях, отношениях, потребностях и т. д., согласно исследованию в Международной энциклопедии социальных и поведенческих наук tippy-popover-container-bg-white’ }»> [1] Hall JA. Невербальное общение, социальная психология. Международная энциклопедия социальных и поведенческих наук. 2001; 10702-10706. .
«Мы постоянно общаемся невербально», — говорит Патти Вуд, международный эксперт по невербальному общению и человеческому поведению и автор книги SNAP: Максимальное использование первых впечатлений, языка тела и харизмы . На самом деле мы можем обмениваться до 10 000 сигналов менее чем за минуту, говорит она.
6 Распространенные типы невербального общения
Невербальное общение выходит далеко за рамки скрещивания рук и кивания головой. Он включает в себя все, от того, как громко и быстро мы говорим, до того, как мы одеваемся и представляем себя.
Хотя в языке жестов используются различные выражения и жесты, важно отметить, что он не считается формой невербального общения. Наоборот, это невербальная форма вербального общения, поскольку жест можно перевести в конкретные слова.
Ниже мы описываем наиболее распространенные типы невербального общения.
Кинесика
Кинесика относится к движениям тела, включая жесты, движения головы и выражения лица, отмечает исследование Университета Миннесоты [2] Функции языка. Общение в реальном мире. Библиотеки Миннесотского университета. Проверено 11.04.2022. . «Они отражают наше восприятие себя и других, ситуации и темы», — объясняет Вуд. Но хотя вы можете ясно видеть улыбку человека, например, когда он смеется или позирует для фотографии, существует широкий спектр выражений, которые мы не всегда так сознательно распознаем. Наклон головы, встряхивание волосами, скрещивание ног, постукивание ногой и подмигивание — все это считается сигналами движения тела.
На самом деле, по словам Коултер-Керн, мы скорее поверим чьему-то выражению лица, чем его словам.
Хрономика
Хрономика — это то, как время влияет на общение. В частности, Вуд говорит, что это использование времени для отражения личной или культурной идентичности, власти или статуса. Например, прибытие вовремя или опоздание, а также своевременный ответ на звонок или сообщение — это формы хронемии.
Проксемика
Этот тип невербальной коммуникации связан с физическим пространством и расстоянием, отмечают данные в Коммуникативные расстройства в мультикультурном и интернациональном населении [3] Проксемика. Коммуникационные расстройства в мультикультурном и интернациональном населении. Проверено 11.04.2022. . «Нас тянет к тому, что нам нравится, и отталкивает то, что нам не нравится», — добавляет Вуд.
Выделяют четыре проксемические зоны личного пространства: интимную, личную, социальную и общественную (или профессиональную). Интересно, что Вуд объясняет, что пузыри нашего личного пространства со временем сместились. Например, она говорит, что интимное пространство выросло с 12 дюймов в 1990-х годов до 1,5 футов сейчас.
В любом случае расстояние, которое мы решаем установить между собой и другими, сводится к уровню комфорта. «Люди часто позиционируют себя ближе к тем, с кем им комфортно, и дальше от тех, кому они не доверяют», — говорит Коултер-Керн.
Тактильные ощущения
Мы также используем прикосновения для передачи эмоций и общения. Тактильные ощущения включают объятия, поцелуи, рукопожатия и другие формы объятий. «Исследования показывают, что осязание — это первое чувство, которое развивается, и оно играет важную роль в благополучии», — говорит Вуд.
Внешний вид
«Физические характеристики, такие как цвет кожи, рост, вес, черты лица, симметрия лица и тела и привлекательность, влияют на то, как люди нас воспринимают, и наоборот», — говорит Вуд. Мы можем изменить свой внешний вид с помощью таких предметов, как макияж, татуировки и украшения. Как показывают исследования, аспекты нашего внешнего вида, выбранные или нет, придают значение окружающим нас людям.
Данные подтверждают идею о том, что наша внешность может влиять на восприятие нас другими людьми еще до того, как у нас появится возможность поговорить с ними. «Люди часто воспринимают благонадежность, интроверсию или экстраверсию, зрелость и дружелюбие по чьей-то внешности — иногда неправильно», — говорит Вуд.
Вокалия
Этот тип невербальной коммуникации, также называемый параязыком, охватывает все нюансы голоса человека, включая его высоту, громкость, темп и качество голоса. Это также включает в себя дыхание, смех или использование словесных наполнителей, таких как «э-э» или «гм». Вокал включает вокализованные, но не вербальные компоненты невербальной коммуникации.
Вуд говорит, что эта подкатегория невербального общения помогает нам оценивать личности других людей, их эмоциональную напряженность и юмор, а также дает нам сигналы, чтобы регулировать ход разговора. «Многие эксперты считают параязык самым честным невербальным общением и лучшим способом оценить обман», — говорит Вуд.
Как определить невербальное общение в других
То, что мы выражаем невербально, имеет значение, потому что оно находится под нашим сознательным контролем в меньшей степени, чем произносимые слова, говорит Коултер-Керн. «Следовательно, мы смотрим на язык тела других как на своего рода детектор лжи, который дает информацию о том, что они на самом деле имеют в виду или чувствуют», — говорит она.
Могут потребоваться годы обучения, чтобы точно расшифровать каждый элемент невербальной коммуникации, но вы, вероятно, знакомы с большим, чем вы думаете — вам даже не нужно смотреть на кого-то, чтобы уловить определенные сигналы, — говорит Коултер. Керн: «Даже когда мы физически не видим человека, мы все равно делаем выводы по качеству, скорости и громкости его голоса».
При изучении поведения человека обращайте внимание на несоответствия между тем, что он говорит, и его жестами, насколько быстро или громко он говорит, смотрит ли он в глаза, а не приписывайте конкретное значение каждому выражению лица или жесту руки.
Не зацикливайтесь только на одном знаке. Простой кивок головой может ввести в заблуждение, если он не соответствует остальным вербальным и невербальным сигналам человека в целом.
Впереди меньше плохих дней
Учебная программа Noom основана на психологических принципах, которые помогают пользователям лучше понять себя, свой мозг и науку выбора.
Пройти оценку
Как определить свое собственное невербальное общение и улучшить его
Чтобы определить собственное невербальное общение, нужно немного поразмышлять. «Мы оцениваем нашу невербальную коммуникацию каждый раз, когда смотрим в зеркало или рассматриваем свою фотографию», — говорит Коултер-Керн. Вы даже можете взглянуть на то, что вы говорите (не говоря ни слова), записав себя на видео.
Чтобы увидеть, как другие люди могут вас воспринимать, Вуд предлагает вам «проверить от пальцев ног до макушки, чтобы отметить важные признаки связи, например, куда направлены ваши ступни, скрещены ли ваши колени, скрещены ли ладони».