ИОП для 11 класса на 7 мая по обществознанию.
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «Сознание и познание» Вариант 1 Только в процессе научного познания происходит 1) объяснение объективно действующих законов; 2) применение знаний на практике; 3) отрицание предыдущих достижений познавательного процесса; 4) формирование целостного образа мира. 2.Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию: 1) использование понятий; 2) логическое выведение умозаключений; 3) экспериментальное подтверждение результатов; 4) открытость рациональной критике любого положения. 3. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания? А.Выводы, сделанные на основе повседневного опыта, бывают недостаточно доказательными. Б. Научное познание предполагает проверку и перепроверку истинности получаемых выводов. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; ; 4) оба суждения неверны. 4. Верны ли следующие суждения о ложном знании? А.Ложное знание может быть следствием предубеждений и пристрастий. Б. Ложное знание может быть следствием недобросовестности исследователя. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; ; 4) оба суждения неверны 5. Верны ли следующие суждения об истинном знании? А.Истинное знание — то, которое разделяется большинством людей. Б. Истинное знание – то, которое соответствует познаваемому субъекту. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; ; 4) оба суждения неверны 6. Относительная истина – это знание 1) непроверенное 2) неполное 3) недостоверное 4) необоснованное
7. Человек формирует знание о себе, своих потребностях, способностях, стремлениях в процессе 1) самопознания; 3) самоконтроля; 2) самолюбия; 4) самоуправства. 8. Верны ли следующие суждения о свободе человека в обществе? А.Свобода человека в обществе предполагает возможность выбора и принятия на себя ответственности за него. Б. Чем больше свободы получает человек в обществе, тем больше ответственности ложиться на него. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; ; 4) оба суждения неверны
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.
Определите, какие положения текста носят: 1) фактический характер; 2) характер оценочных суждений; 3) характер теоретических положений. Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
10.Установите соответствие между положениями и видами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛОЖЕНИЯ ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
Ответ запишите в виде порядка цифр.
11.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя
Список терминов: 1) потребность 6) результат 2) истина 7) идеальные образы 3) познавательный инстинкт 8) объективность 4) процесс 9) субъект 5) деятельность В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
10. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте
11. В обществоведческих науках существуют положения, которые вызывают споры ученых. Ниже приведено одно из таких положений. «Бытие является первичным по отношению к сознанию. Именно оно и формирует последнее». Используя обществоведческие знания, приведите два положения в защиту данной точки зрения и два положения, опровергающих данное мнение. Положения в защиту: 1) ……. 2) ……. Положения в опровержение: 1) ……… 2) ………
Вариант 2 1.В отличие от других видов познания в процессе научного познания обязательно происходит 1) отражение внешних признаков познаваемого объекта; 2) теоретическое обобщение результатов наблюдений; 3) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы; 4) построение предложений, основанных на опыте. 2.И ученый, и школьник познают окружающий мир. Отличие познавательной деятельности ученого состоит в том, что он 1) использует экспериментальные методы; 2) использует теоретические методы; 3) творчески решает поставленные задачи; 4) добывает знание новое для всего человечества. 3.Верны ли следующие суждения о познании? А.Результаты чувственного познания существуют в форме образов. Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в языке. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 4.Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания? А.Не только научное познание, но и житейская мудрость может проявиться в проницательных выводах и предположениях. Б. Здравый смысл не способен сформулировать проблему, обнаружить загадку, это свойственно исключительно научному познанию. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 5.Верны ли следующие суждения об истине? А.Истина – это соответствие знания интересам познающего субъекта. Б. Истина – это соответствие знания представлениям большинства людей. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 6.Абсолютная истина в отличие от относительной истины – это 1) выводы, полученные научным путем; 2) экспериментально установленные факты; 3) знание, которое никогда не будет опровергнуто; 4) суждения, лишенные субъективных оценок. 7.Самооценка человека не включаетв себя: 1) отношение к собственной внешности; 2) стремление добиться успеха в обществе; 3) отношение человека к себе и другим; 4) смена человеком места жительства.
8.Верны ли следующие суждения о самопознании? А.Самопознание начинается с самоузнавания, различения себя и внешнего мира. Б. Самопознание – это переход от пассивного восприятия себя к активному созданию образа «Я». 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
9.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.
Определите, какие положения текста носят: 4) фактический характер; 5) характер оценочных суждений; 6) характер теоретических положений. Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
10. Установите соответствие между уровнями научного познания и иллюстрирующими их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОВНИ
Ответ запишите в виде порядка цифр.
11.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Список терминов: 6) данные 7) ошибка 8) психика 9) выводы 10) науки 11) контакты 12) возврат 13) история 14) ученые В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
12.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном познании: одно предложение об отличиях научного познания от житейского и одно предложение с характеристикой любого из методов научного познания.
13. В обществоведческих науках существуют положения, которые вызывают споры ученых. Ниже приведено одно из таких положений.
«. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует» Используя обществоведческие знания, приведите два положения в защиту данной точки зрения и два положения, опровергающих данное мнение. Положения в защиту: 1.……. 2.……. Положения в опровержение: 1.……… 2.………
Читайте также: ©2015-2022 poisk-ru.ru | Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд Тема 11. Банковские риски и способы их оценки Опросник «Активность повседневной жизни» /p> Интересно: Как научиться хорошо стрелять в CSS? Что такое комплекс маркетинга. Описание и определение термина Роль грибов в заболеваниях растений Что такое нейролингвистика? |
изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление
изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Самопознание. эмоциональное отношение к собственному образу Самооценка. Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
Повторение изученного. Работа с тестами АВС 1. Субъектом познания является 1) мировой разум 2)человек 3)природа 4) любое живое качество 2. Определение: «Чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств» относится к понятию 1)Гипотеза 2) представление 3)восприятие 4) ощущение 3. Верны ли следующие суждения о процессе познания? А. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Б. В процессе познания определенное значение имеет интуиция человека. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны 4. Верны ли следующие суждения о социальном познании? А. В социальном познании его субъект и объект совпадают. Б. В социальном познании активно используется эксперимент. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны 5. К формам научного познания относится 1) гипотеза 2)теория 3)проблема 4)все указанное выше
В 1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление» . Обобщение; уподобление; ощущение; отвлечение; сравнение. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием мышление» . Ответ: ____________ В 2. Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. СУЩНОСТЬ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ A) мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов Б) образ объекта познания, запечатленный в памяти B) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе Г) чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств 1)Представление 2)понятие 3)суждение 4)восприятие Ответ: С 5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «самопознание» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о самопознании.
В 1. Запишите слово, пропущенное в схеме. Научное познание СУБЪЕКТ ОБЪЕКТ Социальное познание СУБЪЕКТ Самопознание ……субъект……… СУБЪЕКТ В 2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление» . Обобщение; уподобление; ощущение; отвлечение; сравнение. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием мышление» . Ответ: _____ ощущение _____ В 3. Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. СУЩНОСТЬ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ A) мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов Б) образ объекта познания, запечатленный в памяти B) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе Г) чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств 1)Представление 2)понятие 3)суждение 4)восприятие Ответ: 2134 С 5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «самопознание» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о самопознании.
«Я» и окружающий мир Жизнь – непрерывный, зачастую неосознанный процесс самопознания. Ребенок выделяет себя из окружающего мира с 7 -8 месяцев.
«Я» и окружающий мир «Я» формируется на основе чувств и ощущений. Следующий этап – самовосприятие. Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года. К 2 -м 3 -м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
«Я» и окружающий мир К 7 годам формируется способность оценивать себя – самооценка. Подростковый и юношеский возраст – этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социальнонравственных оценок.
Фазы самопознания и самооценки Пассивная фаза 3 -8 мес. Активная фаза 12 -15 лет познание направлено большее внимание на внешний уделяется внешнему окружающий мир, образу, облику (как я познание своего Я выгляжу? ), одежде, эпизодическое физической подготовке Фаза падения активности 20 -30 лет 60 -70 лет конец жизни внимание переключается к внутренней сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации мудрец — считает, что знает о себе все, отчего к самопознанию отношение второстепенное
ОБРАЗ «Я» Совокупность представлений о себе, своих внешних и внутренних качествах
Я — личность üЗнания, умения, навыки; üУмственные способности; üТрудолюбие, прилежание; üПредприимчивость; üДоброта; üЧестность; üОтветственность; üЦелеустремленность; üОбщительность; üТворческие способности; üОптимизм и т. д.
Я многогранное ü Ролевое; ü Внешнее, внутреннее; ü Сознательное, неосознаваемое; ü Поведенческое; ü Хорошее, плохое; ü Прошлое, настоящее, будущее; ü Фантастическое; ü Идеальное, реальное.
Образ «Я» скрытое – вы знаете, другие не знают – секреты, все, что вы думаете, чувствуете, скрывая это в себе «Я» неизвестное – никто не знает – то, что неизвестно никому и проявляется в определенных ситуациях. «Я» слепое – вы не знаете, другие знают – то, что интересно другим, а вам не очень ясно «Я» открытое – вы знаете, другие знают – знания о себе, о других
«Я» — концепция. Система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного «Я» . • «Я» — концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Составляющие «Я» — концепции Когнитивная (осознанная)составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает
Человек Я физическое Я умственное Я личностное Я перспективное Я социальное «Я» — концепция
«Я» — концепция. По временной отнесенности можно выделить: v «Я» -настоящее v «Я» -прошлое v «Я» -будущее.
«Я» — концепция. По содержанию можно выделить образы: v «Я» -физическое v «Я» -умственное v «Я» -эмоциональное v «Я» -социальное.
«Я» — концепция. По источнику информации: разные зеркальные «Я» – «Я» глазами родителей, друзей и т. п.
Идентичность. Идентичность (англ. identity) — свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе — политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр. Три аспекта идентичности • • • Идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования: человек видит преемственность между тем, что он делал в прошлом, делает сейчас и собирается делать в будущем Идентичность предполагает восприятие собственной целостности , единства, тождественности самому себе Идентичность позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости
Анализ теста « Кто Я» .
Варианты обретения идентичности у подростков. ØДиффузная идентичность: характеризуется отсутствием у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора. ØПредрешенная идентичность: характеризуется выбором подростка не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих. ØПодросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее. ØРеализованная идентичность: подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно, на основе прохождения через стадию переживания кризиса идентичности.
Компоненты самосознания (Компоненты самосознания по В. С. Мерлину — советский психолог. ) • сознание своей тождественности; • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала; • осознание своих психических свойств и качеств; • определенная система социальнонравственных самооценок.
Функции самосознания • получение информации о себе. • Эмоционально-ценностное отношение к себе. • Саморегуляция поведения.
Значение самосознания • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем. • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта. • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.
Спасибо за внимание!
Автор презентации Учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 14 с углубленным изучением отдельных предметов » г. Сергиев Посад Балашова Елена Леонидовна техническая поддержка Балашова Анастасия
Книги по самопомощи далеки от социальных и экономических фактов
Год назад я разговаривал с 13-летней девочкой о знаниях. Она оторвала взгляд от телефона, чтобы добавить свой голос в семейную дискуссию, в которой я утверждал, что знание отличается от информации, а также является более ценным. Она не согласилась. Я был впечатлен ее умом и не по годам развитым в принятии доводов доктора социальных наук, и поэтому я слушал, как она настаивала на том, что информация и знание — это одно и то же. Но наверняка нет.
Аналогия — это разница между литературой по самопомощи и строгой социальной наукой. Первые, как и информация, существуют как непосредственные данные; он включает в себя переваривание большого количества неисследованных фактов, пережитых отдельными людьми. Последнее, как и само знание, начинается с совокупных данных и методов мышления, разработанных многими людьми с течением времени.
Знание, возникающее в социальных науках, порождает гипотезы для дальнейших исследований, например, когда социологи понимают себя как часть символической вселенной значений, а затем исследуют изменения в этой вселенной. Онтология — это раздел философии, изучающий вопросы бытия и тождества; Итак, выражаясь философскими терминами, социологи начинают с онтологических свидетельств и теорий, поскольку сначала необходимо узнать, что такое «я» в социальном, политическом, экономическом, культурном и психологическом плане, прежде чем давать советы по улучшению этого «я».
В качестве примера посмотрите на самопомощь в сфере карьеры. В своей неизменно пользующейся спросом книге по самопомощи Какого цвета твой парашют? 2020 (впервые опубликовано в 1970 г.) Ричард Боллс предлагает читателям, ищущим направления в карьере, задать вопрос: «Кто я?» Чтобы помочь ответить на вопрос, он опирается на личный, анекдотический и параболический опыт, создавая мотивирующие рекомендации, которые звучат как проповедь. И действительно, Боллес был епископальным священником. В то время как он справедливо предлагает пойти глубже, чем просто определение себя по своей работе, Боллс удаляет концепцию индивидуального «я» из социального контекста.
Такой подход может в конечном итоге полагаться на региональную или этническую предвзятость. Например, социальная психология показывает, что индивидуализм может варьироваться в зависимости от этнической принадлежности. Американцам азиатского происхождения может быть менее комфортно откровенно индивидуальное поведение, чем американцам европейского происхождения. Тем не менее, нежелание в полной мере участвовать в индивидуальном поведении может раскрыть больше знаний о сообществе и обществе в целом. Социологи 20-го века Эмиль Дюркгейм и Джордж Герберт Мид полностью поняли самость 9.0012 как продукт окружающих его социальных сил. В отличие от этого, литература по самопомощи представляет себя вне социального контекста, что делает ее действительно противоречащей исследованиям в области социальных наук.
В одном упражнении Боллес просит читателей нарисовать семь лепестков цветка, причем каждый лепесток обозначает отдельный аспект личности читателя. Этот вид самопознания, утверждает Боллес, приводит к большему удовлетворению и повышению эффективности на рабочем месте и в карьере. Но социальные влияния вообще не анализируются.
Британский сериал документальных фильмов Seven Up! (1964) иллюстрирует, что происходит, когда кто-то уделяет короткое внимание элементу класса при определении себя. В сериале каждые семь лет жизни, начиная с 1964 года, когда им было семь лет, снимались и брали интервью у 14 британских школьников из разных экономических классов. Последний фильм из этой серии был снят в 2019 году, когда участникам исполнилось 63 года. Выявляется не столько какие-либо индивидуальные черты, которыми они обладают, но скорее то, что проблемы, которые они имеют, пути, которые они выбирают в жизни, и успех их попыток получить финансовую выгоду — все это соответствует классу, в котором они родились. В течение более чем 50 лет ни один из этих людей не вышел за рамки своего экономического класса, однако их нарративы постоянно преподносились через личные линзы.
Работы по самопомощи дают чувство личного контроля и волнения при выборе, который мы делаем в своей финансовой и карьерной жизни. себя… возлагают на себя огромную власть и ответственность, точно так же, как они отрицают влияние социальных структур».
Неявное в цветке упражнение из Какого цвета твой парашют? – и в большей части литературы по самопомощи, а также в социальных науках – это идея о том, что я – это история, и что эту историю можно рассказать. Но социологи, в том числе психологи, и авторы книг по самопомощи склонны рассказывать о себе разные истории. Например, Дейл Карнеги, автор книги по самопомощи 9.0011 Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей (1936) описывает, как заставить другого человека что-то сделать, настроившись на его желания, а затем обратившись к ним. Однако одно широко известное психологическое исследование 1995 года показало, что люди с большей вероятностью будут недовольны своими попытками влияния, когда другой человек будет доволен результатом. И сюжет сгущается. Это же исследование показало, что участники переговоров чувствовали себя менее честными и менее благородными, когда добились успеха в переговорах. Это бросает вызов Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей , поскольку это ставит под сомнение предположение о том, что человек будет чувствовать себя более успешным, если человек, на которого он хочет повлиять, станет более счастливым или удовлетворенным.
Тем не менее большая часть литературы по самопомощи об экономическом и карьерном успехе по-прежнему написана в духе книги Карнеги и, следовательно, читается так, как будто человек всегда был свободным агентом, ведущим переговоры от своего имени (и с самим собой) вне социального контекста. Другим автором, не связанным социальным контекстом, является Марк Мэнсон, написавший бестселлер 9.0011 Тонкое искусство пофигизма (2016). Мэнсон обижается из-за современного акцента на самооценке и нашем чувстве «права». Но эта точка зрения индивидуальна. В мировоззрении Мэнсона самооценка быстро становится правом, а затем нарциссизмом. Что упускается из виду, так это необоснованный акцент на самооценке, который был так популярен в нарративах последних нескольких десятилетий. Исследования в области социальных наук показывают, что самооценка человека не обязательно объясняет его или ее достижения. Кроме того, скачок от завышенной самооценки к праву, как это делает Мэнсон, служит продвижению сомнительных социальных программ, например, подрывает программы социального обеспечения, одновременно продвигая благосостояние для богатых с помощью таких механизмов, как государственно-частное партнерство.
Подобно имплицитному описанию личности Мэнсоном, другие нарративы самопомощи об успехах и неудачах рассматривают экономику как чисто личную или семейную стратегию. В книге «: Разбуди великана в » (1991) Энтони Роббинс советует нам подумать о том, что он называет «компаундированием», что на самом деле является стратегией сбережений, предполагающей реинвестирование прибыли. Социолог, занимающийся той же территорией, скорее всего, в первую очередь обратит внимание на национальные тенденции или демографию. Например, в Соединенных Штатах покупательная способность доллара снижается каждый год с 1967, кроме двух. Статистические данные Международного валютного фонда показывают, что примерно в то время, когда книга Роббинса впервые вышла в свет, фактические нормы сбережений домохозяйств начали снижаться более чем за 20 лет в США, Великобритании, Австралии и Канаде. Кросскультурные или транснациональные различия часто находятся в центре внимания социальных наук, и, как выясняется, конкретное общество, в котором человек сберегает, является важным фактором в том, сберегает ли он: сбережения в США происходят на более низком уровне, чем где-либо еще, потому что, согласно некоторым По мнению экономистов, культура — это культура высокого потребления и немедленного удовлетворения, а решения о сбережениях легче отложить на будущее.
Роббинс мог бы возразить, что если бы больше людей прочитало его книгу, больше людей могли бы практиковать составление сложных процентов. Напротив, можно представить академического социолога, который ходит вокруг да около и просто констатирует факты экономии. Неудивительно, что работа по самопомощи более привлекательна — она дает ощущение личного контроля и волнения в выборе, который мы делаем в нашей финансовой и карьерной жизни. Иметь возможность накопить достаточно денег, чтобы изменить наши фундаментальные условия существования, действительно привлекательно.
Одной из причин для сбережений является откладывание денег на изменение работы или жизни, когда это необходимо или желательно. Вопрос Боллеса «Какого цвета твой парашют?» относится к решению измениться или начать карьеру, основываясь только на внутреннем «я». Социологи, однако, хотят знать условия, при которых парашюты приобретают цвет; мы чувствуем необходимость знать, почему парашют красный, черный или зеленый; мы хотим знать, какие силы заставили нас прыгнуть; мы хотим знать, какие культурные, исторические, социальные и экономические изменения произошли с течением времени, что привело к появлению людей, нуждающихся в парашютах, и как меняются эти условия. Конечно, иногда подход самопомощи — это то, что нам нужно. Социологи играли скорее описательную, чем пропагандистскую роль. Когда «агентам перемен» и революционерам приходит время изменить базовые социальные условия, сдерживающие людей, рассказ о самопомощи может лучше всего стимулировать действия.
Самость существует и поддается научному исследованию
«Познай себя» — один из самых древних афоризмов философии. Но существует ли такая вещь, как самость, и если существует, то можно ли ее эмпирически исследовать с помощью научных методов? Антиреалисты отрицают существование Я — для них это иллюзия, вымысел разума. Если бы не было никого, кто бы это воспринимал, не было бы и «я». По их словам, понятие «я» выдумано культурными, социальными и языковыми условностями. Это не что иное, как полезный концептуальный инструмент для организации человеческого опыта.
Дэвид Хьюм, шотландский философ и экономист XVIII века, остается выдающимся антиреалистом. Он предполагает, что у нас нет опыта простого индивидуального впечатления, которое мы можем назвать «я» — , где «я» — это совокупность сознательной жизни человека. В « Трактате о Человеческой природе » (1740) Юм писал:
Когда я наиболее глубоко вхожу в то, что я сам называю , я всегда натыкаюсь на то или иное конкретное восприятие тепла или холода, света или тени. , любовь или ненависть, боль или удовольствие. никогда не поймаю себя в любое время без восприятия, и никогда не могу наблюдать ничего, кроме восприятия.
Сегодня Дэниел Деннет, философ сознания и когнитивист из Университета Тафтса в Массачусетсе, также защищает антиреалистическую точку зрения. Для Деннета каждый «нормальный» индивидуум вида Homo sapiens создает «я», придумывая истории о себе в процессе представления себя другим через язык. Тенденция создавать себя путем создания историй для людей сродни тому, как пауки плетут паутину, чтобы защитить себя: она является одновременно внутренней и бессознательной, утверждал Деннет в 9.0011 Объяснение сознания (1991). Поскольку «я» сконструировано и абстрагировано из нарративов, оно проницаемо и гибко, а из-за своей проницаемости и гибкости «я» ускользает от научного исследования.
Антиреалисты также утверждают, что феноменальный опыт самости требует «привилегированного доступа», при котором субъект является свидетелем своих собственных ментальных состояний, а эти ментальные состояния не подтверждаются интерсубъективно. Например, то, как подросток относится к своему телу (скажем, как к лишнему весу), дано непосредственно только ей, а не другим. Возможно, она ошибочно считает себя полноватой из-за культурных влияний на ее представления об идеальном весе. Таким образом, по мнению философа Дэвида Джоплинга из Йоркского университета в Онтарио, «я» переживается способами, которые тесно переплетаются с тканью культуры и языка, поэтому различия в культуре и языке приведут к разному восприятию «я», что делает Я неустойчивая, движущаяся мишень, ускользающая от научного исследования.
Или возьмите людей с шизофренией, некоторые из которых сообщают о глубоком чувстве дезинтеграции между собой и своими действиями. Они чувствуют себя автоматами, а не агентами, которые видят, чувствуют, едят, страдают — их тела могут ощущаться ими как чужеродные объекты. Между тем феноменологически типичные индивиды сразу осознают, что они являются субъектом своих чувств или действий, так как одновременно осознают эти чувства. По словам философа Джона Перри из Стэнфордского университета в Калифорнии, для них «я» — это «неартикулированная составляющая» опыта. Если наука стремится дать обобщающие объяснения и предсказания человеческого поведения, как она может эмпирически отследить «я», которое кажется внутренне гибким, частным, субъективным и доступным только субъекту, чье «я» рассматривается?
Ответ заключается в том, что все это наука делает, отвергая антиреализм. На самом деле самость существует. Феноменальный опыт обладания собой, чувства боли и удовольствия, контроля, преднамеренности и действия, самоуправления, действия в соответствии со своими убеждениями и желаниями, чувство взаимодействия с физическим миром и социальным миром – все это свидетельствует о существовании личности. Кроме того, эмпирические исследования в области наук о разуме дают веские основания отрицать антиреализм. Самость поддается научным объяснениям и обобщениям, и такая научная информация может быть использована для понимания расстройств личности, таких как депрессия и шизофрения, и развитие такого самопонимания облегчает человеку способность жить богатой нравственной жизнью.
Я называю предложенную мной модель «множественной самостью». «Разве я противоречу самому себе?» — спрашивает поэт Уолт Уитмен в «Песне о себе» (1891–1892 гг.), — «Хорошо, тогда я противоречу самому себе, / (Я велик, я заключаю в себе множество)». и реагировать на опыт «реальных людей», которые имеют или не имеют психических расстройств. Согласно этой модели, самость представляет собой динамичный, сложный, реляционный и многоаспектный механизм способностей, процессов, состояний и черт, поддерживающих определенную степень действия. Многочисленное «я» имеет пять различных, но функционально дополняющих друг друга измерений: экологическое, интерсубъективное, концептуальное, личное и временно расширенное. Эти измерения работают вместе, чтобы связать человека с его телом, его социальным миром, его психологическим миром и его окружением.
Многочисленное «я» основано на описании себя психологом Ульриком Нейссером, изложенным в его статье «Пять видов самопознания» (1988). Нейссер призывает нас переоценить источников информации, которые помогают нам идентифицировать себя. Есть пять источников, которые настолько отличаются друг от друга, что вполне правдоподобно представить каждый из них как источник разного «я». Во-первых, это экологическое я , или воплощенное я в физическом мире, которое воспринимает физическую среду и взаимодействует с ней; межличностная самость , или самость, встроенная в социальный мир, которая конституируется и конституируется интерсубъективными отношениями с другими; расширенное во времени я , или я во времени, основанное на воспоминаниях о прошлом и предвкушении будущего; частное я , которое подвергается опыту, доступному только первому лицу, а не другим; и, наконец, концептуальная самость , которая (точно или ложно) репрезентирует самость для себя, опираясь на свойства или характеристики не только личности, но и социального и культурного контекста, к которому она принадлежит.
Многочисленное «я» — это вариант Нейссерианского «я» в том смысле, что оно индивидуализирует «я» как сложный механизм со многими измерениями, которые взаимодействуют и работают вместе, чтобы поддерживать более или менее стабильное действие во времени. Иногда эти различные измерения самости противоречат друг другу (ну тогда очень хорошо). В межличностных отношениях я могу показаться общительным и представлять собой человека, которому нравится общение, но мое личное ощущение себя может заключаться в том, что я застенчивый и замкнутый. Однако, поскольку все эти пять измерений более или менее интегрированы, они помогают в саморегуляции и функционируют как средоточие опыта и свободы действий. Многочисленное «я» дает частичное, но полезное представление о «я», с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни. Это также поддается научному исследованию.
Чтобы понять, как это происходит, возьмем следующий пример. Мы можем получить информацию о личности 12-летних детей, отслеживая информацию о них во всех пяти измерениях, полагаясь как на точки зрения от первого, так и от третьего лица. Во-первых, мы могли бы расспросить их о том, как физические изменения в их телах проявляются в их экологическом измерении: как изменения в их росте или весе влияют на их физическую активность или как такие физические изменения влияют на их межличностное измерение через их воздействие на природу и природу. качество их межличностных отношений.
Вес девушки может быть типичным для ее роста, пола и возраста, но не казаться таковым ей самой
Точно так же мы можем получить информацию о том, как физиологические изменения проявляются во временных, частных и концептуальных аспектах самих себя. Например, с помощью отчетов от первого лица мы можем оценить, может ли и какого рода потеря кратковременной памяти испытывать подросток, и влияет ли это на его представление о будущем. Это дало бы информацию о временном измерении личности подростка. Или мы можем узнать о личном аспекте личности, расспросив их о том, «каково это» быть 12-летним.
Наконец, чтобы лучше понять, как их представления о себе меняются в ответ на изменения, которые они претерпевают, мы можем спросить их, как они представляют себя самим себе. Некоторые из них могут изменить свое физическое представление о себе — они могут считать себя высокими после радикального всплеска роста или могут считать себя толстыми. Обратите внимание, что эти изменения в представлениях о себе не обязательно точны или соответствуют истине: вес девочки (или мальчика) может считаться типичным для ее роста, пола и возраста, но не таковым для нее самой.
Самость подростка также поддается эмпирическому исследованию с точки зрения третьего лица с помощью наук о разуме, включая когнитивную психологию, социальную психологию, клиническую психологию, психиатрию, неврологию и генетику. С помощью физиологии и биологии мы можем определить статистически типичный диапазон изменений в организме подростков для их половозрастных групп. Мы можем оценить изменения в их межличностных измерениях, такие как усиление конфликта с родителями, обратившись к исследованиям в области психологии развития, нейропсихологии и социальной психологии. Точно так же мы можем получить информацию о кратковременной потере памяти и о том, как она формирует темпоральность. Изменения в личном измерении личности можно хотя бы частично отследить, анализируя, как меняется поведение. А изменения в концептуальном измерении подростков можно отследить с помощью психологии и антропологии. Например, дети в Соединенных Штатах, как правило, испытывают снижение своей позитивной самооценки в подростковом возрасте; это снижение часто начинается у девочек примерно в 12 лет. Основываясь на этих взглядах от первого и третьего лица, мы действительно можем сделать надежные выводы о личности подростка.
Напомним, что антиреалисты утверждают, что самость гибка, приватна, субъективна и доступна только субъекту, что исключает возможность самости быть предметом наук. Модель множественного Я также отвечает этому вызову. Гибкость, субъективность и преходящесть Я, которые имеют в виду антиреалисты, являются чертами частного и концептуального измерений Я, но это не весь сложный механизм Я; есть другие измерения. Экологическое измерение самости (тела) более или менее стабильно и интерсубъективно удостоверяемо, легко поддается научной проверке. Межличностное измерение личности также может быть изучено наукой; мы можем отслеживать семью, отношения и социально-экономический статус человека с помощью научных исследований. Таким образом, временное измерение личности также поддается научному исследованию; может быть изучено, пережил ли человек значительную потерю в детстве или его травма повлияла на его действия и чувства, связанные с самим собой. Субъективные и преходящие аспекты самости, которые очерчивают антиреалисты, на самом деле являются частными и концептуальными измерениями самости. Вспомните приведенный выше пример с людьми, страдающими шизофренией: их личные переживания самих себя обнаруживают распад самоощущения; они чувствуют себя объектами, а не субъектами своих действий. Напротив, человек со стандартной феноменологией может иметь более сильное и целостное чувство свободы воли.
В то время как антиреалисты правы, отмечая изменчивость я-концепций и личных переживаний себя, это не означает, что в изменчивости нет закономерностей. Мы могли бы, например, найти сходства в личном аспекте личности у больных шизофренией и использовать их для дальнейшего понимания болезни с целью помочь тем, кто страдает от этого состояния. Точно так же изменчивость я-концепций (например, подростковый возраст и проблемы с образом тела) указывает на то, что я-концепции возникают в результате взаимодействия между различными измерениями личности и социальным и культурным миром, в котором находится человек. Ученые могут обнаружить, что те, скажем, поддерживающие и позитивные межличностные отношения, менее склонны к развитию негативных представлений о своем теле.
Реализм в основном популярен среди психологов и эмпирически информированных философов разума, таких как Уильям Джеймс в конце 19 века и, совсем недавно, вышеупомянутый Джоплинг, а также Оуэн Фланаган из Университета Дьюка в Северной Каролине и Джордж Грэм в штате Джорджия. Университет. Причина реалистической приверженности представляется прагматичной. Реальность самого себя имеет значение. Эту концепцию можно использовать и манипулировать ею, чтобы понять сложную человеческую психику и достаточно успешно назидать, чтобы личность была открыта для обогащения моральных возможностей. Например, в The Principles of Psychology (1890), Джеймс утверждал, что личность человека представляет собой
сумму всего того, что он МОЖЕТ назвать своим , не только его тела и его психических способностей, но его одежды и его дома, его жены. и дети, его предки и друзья, его репутация и дела, его земли и лошади, яхта и счет в банке. Все эти вещи вызывают у него одинаковые эмоции. Если они растут и процветают, он чувствует себя победителем; если они истощаются и отмирают, он чувствует себя подавленным.
Постулат Джеймса о Я не только отслеживает, на что похожи обычные люди, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни, но также полезен, например, для врача, помогающего скорбящему пациенту, помогая этому человеку найти способы справиться с потерей. .
Модель «множественное Я» продвигает этот прагматизм на шаг вперед: она разработана как полезный концептуальный и эмпирический инструмент для расширения научных знаний о психических расстройствах. Психические расстройства не влияют и не изменяют исключительно одно измерение человека — скажем, его межличностные отношения, — но несколько аспектов их жизни одновременно. Изучение только одного раздробленного аспекта своего «я» (например, автобиографической памяти) не даст тех богатых результатов, которые можно получить, исследуя «я» во всей его сложности.
Комплексное понимание различных частей личности необходимо для понимания сложности психических расстройств
Возьмем зависимость. У наркомана есть физическая зависимость, которая мешает ему жить полноценной жизнью, но на этом история зависимости не заканчивается. Качество социальных отношений человека снижается; он теряет самоуважение, потому что его работа ухудшается; его представления о себе резко меняются, поскольку теперь он считает себя ненадежным, а не заслуживающим доверия, и так далее.
Поскольку модель множественной самости отслеживает все различные измерения самости, она предлагает богатые научные ресурсы для исследования и вмешательства в различные аспекты психических расстройств. Он поощряет развитие исследовательских программ не только в нейробиологии и генетике, но и в дисциплинах, изучающих роль межличностных отношений, окружающей среды, культуры и эпидемиологических факторов в развитии болезней. Хотя раздробленное взаимодействие с различными частями самости важно, есть смысл поддерживать самость как исследовательскую конструкцию во всей ее сложности, потому что то, что происходит в одном компоненте самости, влияет на самость в целом. Комплексное понимание различных частей личности необходимо для понимания сложности психических расстройств.
Субъективные и личные измерения, которые антиреалисты считают препятствиями для научного исследования себя, не представляют проблемы для сложного многослойного механизма, который я называю множественным я. А изменчивость личных и концептуальных аспектов самости может проследить некоторые закономерности и дать важную информацию, скажем, о психопатологии или о том, как различные социальные и культурные среды могут создавать определенные виды самовосприятия и самоконцепции.