Что такое пирамида маслоу кратко: Пирамида Маслоу: 5 уровней потребностей человека

Реферат по обществознанию «Иерархия потребностей Маслоу»

 

 

 

 

 

Реферат

 

на тему: «Иерархия потребностей Маслоу»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение………………………………………………………………………….3

1.     Сущность теории иерархии потребностей А.Маслоу…………………..5

2.     Использование  теории Маслоу в управлении…………………………..9

3.     Критика теории Маслоу…………………………………………………..11

Заключение……………………………………………………………………….

13

Литература……………………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Когда нам чего-то не хватает, мы испытываем нужду, а вместе с тем находимся в зависимости от этого чего-то. Престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи, сочувствии. Голодный человек нуждается в пище.  Именно поэтому считается, что потребность – состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Неживое не испытывает потребности.

        Жизнь человека определяется его потребностями. Потребностями, как физиологическими, низменными, так и духовными, возвышенными. И чтобы понять, какие цели ставит перед собою индивид, и к чему он стремится, необходимо понимать, какие потребности и когда индивид имеет или может иметь. 

Актуальность.

      Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение и заставляет человека проявлять активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение. Удовлетворение потребности – процесс возвращение организма в состояние равновесия, снятия напряжения. Купив или украв кусок хлеба, человек насыщает потребность – снимает напряжение.

       Видимо, чувство неудовлетворенности выполняет ту же самую функцию, что и чувство боли. Оно сообщает нашей психике о непорядке в нашем организме, его расстройстве. Не будь таких сигналов, организм разрушился бы. Таким образом,

роль потребностей прогрессивна. Потребности – движущая сила человеческой активности, причина многих наших действий и поступков. Разумеется, не единственная.

       Потребности по Маслоу даны человеку с рождения и создают иерархию, в которой удовлетворение низших потребностей является условием для появления высших. На этом принципе он основал так называемую пирамиду потребностей, состоящую из пяти категори

    Целью моей работы является изучение теории потребностей А. Маслоу

    Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность теории А. Маслоу;
рассмотреть иерархию протребностей;
определить значение теории А. Маслоу для управления людьми.

 Объект исследования

: иерархия потребностей Маслоу
       Практическое  применение иерархии потребностей Маслоу предполагает индивидуальный подход к  мотивации работников организации

 Исследуемая проблема.      Несомненно, каждый работник имеет собственную  систему ценностей, определяющую уникальный набор и соотношение мотивирующих факторов.

    Методы исследования :изучение и анализ литературы и интернет-источников; теоретический анализ иерархии потребностей Маслоу.

    Теоретическая значимость: рассмотрены уровни потребностей человека по Маслоу
  

 

1. Сущность теории иерархии потребностей А.Маслоу

Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемой “пирамидой” или “лестницей” Маслоу, является фундаментальной теорией, признанной специалистами по менеджменту во всем мире. В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому (Рис.1.1).

Рисунок 1.1 Иерархия потребностей (пирамида Маслоу)

 

Согласно Маслоу, «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек — это животное, постоянно испытывающее те или иные желания» (Maslow, 1943, p. 370). Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует базовыми потребностями. К ним он относит: физиологические нужды, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в удовлетворении чувства собственного достоинства и, наконец, потребность в самоактуализации. Иерархическая природа этих потребностей или целей означает, что «доминантная цель монополизирует сознание и определенным образом стимулирует и организует различные способности организма, потребные для ее достижения. Менее насущные потребности минимизируются, или даже забываются, или отрицаются». Основанием этой иерархии Маслоу считает физиологические потребности и, прежде всего, потребность в пище. Вот что он пишет:

Вне всяких сомнений, физиологические потребности являются самыми насущными изо всех нужд. Прежде всего, это означает, что для человеческого существа, не имеющего вообще ничего, основой мотивации будут именно физиологические нужды, а не что-то иное. Человек, лишенный пищи, безопасности, любви и уважения, естественным образом, прежде всего, будет стремиться к получению пищи. Тяга к писанию стихов, желание приобрести автомобиль, интерес к американской истории, желание купить новые туфли в экстренных случаях совершенно забываются или становятся второстепенными. Для человека, испытывающего сильное чувство голода, не существует иного интереса, кроме пищи. Он мечтает и думает о ней, он вспоминает ее и стремится к ее обретению… Свобода, любовь, чувство общности, уважительное отношение, — все они отметаются как мишура, ибо ими нельзя наполнить желудок. Воистину такой человек живет только хлебом единым.

Маслоу пишет, что в Соединенных Штатах и в других развитых сообществах подобный хронический острый голод является редким явлением. При этом он отмечает, что люди часто принимают за голод наличие здорового аппетита.

И действительно, в развитых обществах столь тяжелые условия жизни и голодная смерть могут быть, скорее всего, лишь следствием некоей чрезвычайной ситуации. Естественно, при этом должны удовлетворяться и другие физиологические потребности, такие, например, как потребность в воздухе или в воде.

Маслоу пишет:

Когда нет хлеба, человек действительно живет хлебом единым. Но что происходит с человеческими желаниями в том случае, когда он не испытывает недостатка в хлебе? Тут же возникают другие (более «возвышенные») потребности, которые замещают собой физиологические нужды и становятся доминирующими. Когда и они находят удовлетворение, возникают новые (и вновь «более возвышенные») потребности, и так далее. Вот что мы имеем в виду, когда говорим о том, что основные человеческие нужды образуют иерархию относительного доминирования… Доминантными для организма и его поведения являются только неудовлетворенные нужды. Если голод утолен, чувство голода теряет свое значение в системе факторов активности личности.

Если физиологические нужды будут удовлетворены, то, по мысли Маслоу, возникнут новые потребности, в данном случае, потребности безопасности.

Он полагает, что «все, сказанное о физиологических нуждах, может быть — пусть и в несколько меньшей степени — отнесено и к желаниям такого рода. Организм может быть охвачен только ими. Они могут выступать в качестве едва ли не единственных определяющих поведение начал, подчиняющих себе все способности организма, что позволяет нам в данном случае представить организм как механизм, стремящийся к обретению безопасности» . Маслоу иллюстрирует свою мысль о потребности в безопасности, рассматривая желание защищенности у ребенка и поведение взрослых невротиков или почти невротиков, которые во многих случаях ведут себя так же, как и ребенок, не ощущающий себя в безопасности. Так же, как и в случае физиологических нужд, он полагает, что «потребности здорового, нормального, удачливого взрослого человека в безопасности в рамках нашей культуры находят достаточное удовлетворение… вследствие чего подобные потребности не играют активной мотивационной роли. Подобно тому, как сытый человек не чувствует голода, человек, находящийся в безопасности, не испытывает в этом смысле особого беспокойства» .
Если и физиологические нужды, и потребность в безопасности удовлетворяются в достаточной мере, то, по Маслоу, возникает потребность в любви, привязанности и в ощущении собственной принадлежности к некоей общности людей, и весь цикл, описанный применительно к физиологическим потребностям и потребности в безопасности, повторяется. Так, «человек начинает особенно остро чувствовать отсутствие друзей, возлюбленной, жены или детей. Он жаждет чувственных отношений с другими людьми, он пытается занять определенное место в некой группе и активно стремится к достижению этой цели. Он хочет этого более всего на свете и обычно совершенно забывает о том, что в ту пору, когда он был голоден, любовь вызывала у него усмешку» . В отличие от потребности в безопасности и физиологических потребностей, потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной группе людей удовлетворить в современном обществе гораздо труднее. Как указывает Маслоу, «невозможность удовлетворения этих потребностей обычно является причиной всевозможных расстройств и более серьезных психических патологий».
И вновь при достаточном удовлетворении этих потребностей возникают нужды иного рода. Маслоу пишет:

Все люди в нашем обществе (за исключением патологических случаев) имеют потребность в стабильной, основательной (и обычно высокой) самооценке, в самоуважении или в чувстве собственного достоинства, которое должно подкрепляться уважительным отношением со стороны других людей. Под основательностью самоуважения мы понимаем чувство, которое вызывают некие реальные достижения и соответственное уважительное отношение окружающих… Удовлетворение потребности в самоуважении приводит к появлению чувства уверенности в себе, достоинства, ощущения собственной силы, дееспособности, полезности и необходимости в этом мире. Невозможность же удовлетворения этих потребностей имеет следствием появление чувства собственной неполноценности, слабости и беспомощности.

Последней и высшей стадией в иерархии потребностей Маслоу считал самореализацию, самоактуализацию. Если физиологические нужды и потребности в безопасности, любви и уважении будут удовлетворены в достаточной степени, «мы вправе ожидать, что у человека возникнет (это происходит не всегда) новая потребность, если только он уже не делает того, к чему, как ему кажется, он призван. Музыкант должен творить музыку, художник — писать картины, поэт — писать стихи, в противном случае они не будут чувствовать себя счастливыми людьми. Человек должен стать тем, кем он может стать. Эту потребность мы называем самоактуализацией… она состоит в желании все более и более становиться тем, кто вы есть, становиться всем тем, что определяется вашей способностью к становлению» (Maslow, 1943, p. 382). Маслоу с готовностью соглашается с тем, что эта потребность может сильно меняться от человека к человеку. Он вновь подчеркивает, что предпосылкой возникновения потребности в самоактуализации является удовлетворение потребностей физиологических, в безопасности, любви и уважении. Он пишет: «Людей, удовлетворивших указанные потребности [первых четырех уровней], мы вправе назвать, «в основном, удовлетворенными людьми»; и отсюда следует, что мы можем ожидать от них наиболее полного (и здорового) творчества. Поскольку «в основном удовлетворенные люди» в нашем обществе являются исключением, мы плохо знакомы — и экспериментально, и клинически — с явлением самоактуализации. Его исследование — дело будущего»

   Первые два типа потребностей (физиологические, экзистенциальные) названы первичными, три других (социальные, престижные и духовные) – вторичными (приобретенными). Взрослея, человек все большее значение придает вторым. Таким образом, процесс духовного взросления – это процесс возвышения потребностей, т.е. замещения первичных вторичными.

Коме них Маслоу выделял еще две потребности – когнитивные (в приобретении новых знаний) и эстетические. Он не указал, где именно они размещаются, однако обе потребности расположены между четвертыми и пятыми уровнями.

 

2. Использование теории Маслоу в управлении

Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным благам, завоеванным в результате борьбы профсоюзов и государственных мер регулирования (таких, как Закон о здоровье и безопасности наемного персонала, 1970 г.), даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу. Как отмечает Теренс Митчелл:

«В нашем обществе физиологические потребности и потребность в безопасности играют относительно незначительную роль для большинства людей. Только действительно бесправные и беднейшие слои населения руководствуются этими потребностями низших уровней. Отсюда следует очевидный для теоретиков систем управления вывод о том, что потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими факторами, чем потребности нижних уровней. Этот факт подтверждается исследователями, проводившими опросы работников о мотивах их деятельности».

В итоге можно сделать вывод, что если вы руководитель, то вам нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движутими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время. В таблице 1 в сводном виде перечислены некоторые способы, при помощи которых руководители могут удовлетворить потребности высших уровней у своих подчиненных в ходе трудового процесса.

Таблица 1 Методы удовлетворения потребностей высших уровней

3.Критика теории Маслоу

Теория иерархии потребностей Маслоу вызывает ряд вопросов. Говоря словами Роуза, «статус концепции иерархии потребностей неясен. Если мы будем исходить из реальности этих нужд, каким образом мы сможем убедиться в их существовании? Как и всякая психологическая система, они не доступны методам непосредственного наблюдения. Соответственно, мы должны прибегать к косвенным методам. Например, если мы видим, что человек стремится к достижению определенного статуса, значит, он испытывает потребность в самоутверждении. Но на деле все подобные построения неудовлетворительны… Мы можем также предположить, что стремление к достижению некоего статуса не является конечной целью, что конечной целью является намерение получить большее влияние и власть. Можем ли мы ответить на вопрос, какие потребности реальны, а какие нет?» (Rose, 1988, p. 205). Маслоу допускал, что, помимо пяти названных основных потребностей, могут существовать и эстетические потребности. Кроме того, Какабадзе, Людлов и Винникомб, занимавшиеся динамикой групп, утверждают, что индивид испытывает потребность во власти, и удовлетворение этой потребности облегчается посредством членства в группе. Они пишут следующее: «К потребностям, названным Маслоу, следовало бы добавить еще одну. Потребность во власти… может быть удовлетворена только в условиях группы: либо благодаря обретению непосредственной власти над другими членами группы, либо благодаря использованию силового потенциала группы для осуществления изменений в организации, реализация которых была бы невозможна для самого индивида» (Kakabadse, Ludlow and Vinnicombe, 1988, p. 161). Неясность с определением количества потребностей не позволяет говорить об иерархии Маслоу, как о некоем универсальном принципе. Хотя он допускает наличие определенных вариаций потребностей у разных индивидов и в контексте различных культур, он ни на минуту не сомневается в том, что его иерархия обладает истинностью для большинства людей, большинства мест, большинства эпох. Как бы то ни было, эта претензия на универсализм представляется более чем спорной. Маслоу пишет прежде всего о поведенческих паттернах, шаблонах, которые были присущи представителям американского среднего класса в середине двадцатого столетия. И все-таки несмотря на это, работа его оказала огромное влияние на развитие теории управления, свидетельством чего являются труды таких мыслителей, как Арджирис, Лайкерт, Херцберг и Макгрегор. Как пишет Рен, «Маслоу проложил путь для психологов-гуманистов, решавших проблему улучшения ментального здоровья работников путем совершенствования организационной практики» .

      После появления теории иерархии потребностей А. Маслоу описание самоактуализации личности и понимания человеческого поведения стало ведущей деятельностью для многих философов и психологов. В наши дни существуют новые теории, которые являются более совершенными, но при этом данные теории более спорные с точки зрения психологической мысли. Теория иерархии потребностей, при наличии высокой популярности, не подтверждается и имеет низкую валидность. Так в процессе исследований Холла и Ноугейма (Hall и Nougaim), Маслоу написал им письмо, в котором говориться, что важно учитывать удовлетворение потребностей связав их с возрастной группой испытуемых. «Счастливчики» с позиции Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и т. д. при этом потребность же в самоактуализации удовлетворяется как правило только к пятидесяти годам у «счастливчиков» и как правило достигается только не более чем у 2 % людей, следовательно, требуется учитывать возрастную структуру. Основная проблема при проверке теории иерархии в том, что нет количественного измерителя удовлетворенности потребностей человека.

Следующая проблема теории связана с последовательностью в иерархии, так А. Маслоу утверждал, что иерархичность может меняться. Также, с точки зрения теории нельзя объяснить факт существования инерции стереотипов т.е. некоторые потребности продолжают оставаться мотиваторами даже после их удовлетворения. Так как А. Маслоу изучал биографии только тех творческих личностей, которые с его точки зрения, были успешными («счастливчиками»), то в исследуемые личности не был включен, например, Рихард Вагнер, великий композитор, который с позиции ценимых А. Маслоу качеств, личностных черт, не подходит для данного исследования. Учёный интересовался необычайно активными и здоровыми люди, такими как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это, естественно, делает выводы А. Маслоу искаженными, так как не учитываются потребности большинства людей. Еще одним недостатком, является то что А. Маслоу не проводил эмпирических исследований

     Заключение.

      Абрахам Маслоу считал, что для начала надо удовлетворять свои физиологические потребности, а после этого духовно расти выше. Идеальным человечеством психолог считал людей, которые не испытывают потребностей в еде, а также живут без боязни и страха. Голодный человек — не может быть полностью счастлив.

Работа его оказала огромное влияние на развитие теории управления, свидетельством чего являются труды таких мыслителей, как Арджирис, Лайкерт, Херцберг  и Макгрегор . Как пишет Рен, «Маслоу проложил путь для психологов-гуманистов, решавших проблему улучшения ментального здоровья работников путем совершенствования организационной практики»

     Каждый человек — индивидуален, поэтому имеет разные способности и цели. Основной массе людей — не нужно многое, она спокойно живет. Кто-то нуждается в любви и уважении, а у других — большие амбиции и они хотят признания от общества. Как только человек удовлетворяет свои низшие потребности, его начинают волновать более высшие ступени. Потребности в пирамиде Маслоу — не стоят на месте, их можно компилировать. У каждого человека — потребности будут иметь разное расположение.

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу популярна у крупных компаний с большим штатом сотрудников — идеи Маслоу помогают мотивировать персонал и улучшают бизнес процессы.

        При собеседовании на работу благодаря тестированию, можно узнать насколько человек хочет работать и развиваться, как он будет себя вести в коллективе и насколько будет лоялен к компании.

       Очень важно — мотивировать его на хорошую работу. Если человек хочет улучшить свой социальный статус, сделать карьеру, ему нужно уважение других людей — это позитивно влияет на решение директора назначить его на ключевые позиции в компании.

            Наемный сотрудник должен получать максимальное удовольствие от работы, а также уметь раскрывать свои возможности и быть лояльным к компании и ее руководителю.

       Пирамида Маслоу не идеальна по своей сути. Она часто подвергается критике, но и сам А.Маслоу не претендовал на ее нерушимость и признавал все погрешности. Но и на сегодняшний день, она, по моему мнению, является самой логичной из классификаций.

 

 

          Литература.

1.                      Маслоу А. «Мотивация и Личность», СПб., Издательство Питер, 2006 г., 352 с.

2.                      Маслоу А. «Новые рубежи человеческой природы», М., Смысл, 1999, 425. с

3.     https://zen.yandex.ru/media/finance/piramida-potrebnostei-maslou-chto-eto-kritika-teorii-maslou-59819fe350c9e5f9f667d850

4.      https://port-u.ru/titul/1596-teoriya-motivatsii-i-upravleniya-a-maslou

8. https://psiho.guru/terminy/kratkoe-opisanie-teorii-lichnosti-maslou.html

Иерархия потребностей А. Маслоу

          Академия Управления при Президенте Кыргызской Республики 
 
 
 

   
 
 

     Тема: Иерархия потребностей А. Маслоу

     По предмету: Организационное  поведение

     Выполнила: Ысакова  Мээргул Жолборсовна

     Проверила:  Кыдырмаева Назгуль Нуркалыевна 
 
 
 
 
 
 

                   Бишкек — 2011

                           Содержание 

  1. Введение
  2. «Иерархия потребностей» А. Маслоу
  3. Использование теории Маслоу в управлении
  4. Пирамида теории Маслоу
  5. Критика теории Маслоу
  6. Заключение
  7. Список литературы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Введение 

  В самом  общем виде мотивация человека к  деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся как вне, так  и внутри человека и заставляют его  осознанно или не осознанно совершать определенные поступки.

  В литературе по психологии, менеджменту и рекламе  поведение человека часто объясняется  посредством так называемой пирамиды или иерархии потребностей Абрахама Маслоу (Maslow). Он был одним из первых бихевиористов, исследования которого являются базой для многих современных теорий мотивации и из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию. Американский психолог А. Маслоу изучал жизнь великих людей, добившихся полной самореализации, нашел важные закономерности, которые позволили ему сформулировать иерархическую теорию.

      По его мнению, творческий потенциал  человека является результатом  здорового и правильно направленного  развития. Он считает, что это  развитие происходит в результате поиска и осуществления целей утверждающих и обогащающих жизнь личности и придающей ей смысл. Личность является тем, чем становится в ходе осуществления всех этих целей, а именно виды этих целей определяют потребности.

     Потребности по Маслоу даны человеку с рождения и создают иерархию, в которой удовлетворение низших потребностей  является условием для появления высших. На этом принципе он основал так называемую пирамиду потребностей, состоящую из  пяти категорий.

       Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий. Эта мысль была детально разработана его современником, психологом из Гарварда, Мурреем. 

«Иерархия потребностей» А. Маслоу

Теория  А. Маслоу содержит такие идеи:

  • человек постоянно испытывает определенный набор сильно выраженных потребностей, которые объединяются в группы и образуют иерархию;
  • потребности, которые не удовлетворены, побуждают человека к действиям; удовлетворенные потребности не мотивируют людей;
  • обычно человек ощущает одновременно несколько потребностей, находящихся в комплексном взаимодействии; если одна потребность удовлетворяется, на ее место встает другая;
  • потребности более низкого уровня требуют первостепенного удовлетворения, а потребности более высокого уровня начинают активно влиять на человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня;
  • потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим количеством способов, чем потребности более низкого уровня.

   В каждый конкретный момент времени человек  будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для  него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Вот что говорят в своей трактовке теории Маслоу психологи Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей:                                                                                                                                                                                                                      «Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Когда и эти потребности удовлетворяются, происходит переход на следующую ступень лестницы факторов, определяющих поведение человека».

   Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

   Человек, испытывающий голод, будет сначала  стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться. Как быстро и сильно могут спуститься по иерархической лестнице высшие потребности и какими сильными могут быть потребности самых низких ее уровней — показывает поведение людей, выживших при авиакатастрофе в Андах в 1975 г. — чтобы выжить, эти вполне нормальные люди были вынуждены съесть своих погибших товарищей.

   Для того чтобы следующий, более высокий  уровень иерархии потребностей начал  влиять на поведение человека, не обязательно  удовлетворять потребность более  низкого уровня полностью. Таким  образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности. Этот тезис можно отлично проиллюстрировать на примере той большой важности, которую имеют ритуалы и социальное общение для примитивных культур джунглей Амазонки и некоторых частей Африки, хотя там всегда присутствуют голод и опасности.

   Другими словами, хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность человека при этом стимулируется не только ею. Более того, Маслоу отмечает:

   «До сих  пор мы говорили, что иерархические  уровни потребностей имеют фиксированный  порядок, но на самом деле эта иерархия далеко не такая «жесткая», как мы полагали. Это правда, что для большинства людей, с которыми мы работали, их основные потребности располагались приблизительно в том порядке, как мы указали. Однако был и ряд исключений. Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь». 

          Использование теории Маслоу в управлении 

   Теория  Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что  лежит в основе стремления людей  к работе. Руководители различных  рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным благам, завоеванным в результате борьбы профсоюзов и государственных мер регулирования (таких, как Закон о здоровье и безопасности наемного персонала, 1970г. ), даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу. Как отмечает Теренс Митчелл:

   «В  нашем обществе физиологические  потребности и потребность в  безопасности играют относительно незначительную роль для большинства людей. Только действительно бесправные и беднейшие слои населения руководствуются этими потребностями низших уровней. Отсюда следует очевидный для теоретиков систем управления вывод о том, что потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими факторами, чем потребности нижних уровней. Этот факт подтверждается исследователями, проводившими опросы работников о мотивах их деятельности».

   В итоге  можно сделать вывод, что если вы руководитель, то вам нужно тщательно  наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребно движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время. В таблице, приведенной ниже, в сводном виде перечислены некоторые способы, при помощи которых руководители могут удовлетворить потребности высших уровней у своих подчиненных в ходе трудового процесса. 

   Методы  удовлетворения потребностей высших уровней

    
   Социальные  потребности   Потребности в уважении   Потребности в самовыражении    
   1. Создание в коллективах чувство  единой команды.

   2. Стройте  работу так, чтобы сотрудники  могли общаться.

   3. Проводите  с подчиненными периодические  совещания.

   4. Не  старайтесь разрушить неформальные  группы, если они не наносят  организации ущерба.

   5. Создавайте  условия для социальной активности  работников вне ее рамок.

   1. Предлагайте  подчиненным содержательную работу.

   2. Обеспечьте  им положительную обратную связь  с достигнутыми результатами.

   3. Высоко  оценивайте и поощряйте достигнутые  подчиненными результаты.

   4. Привлекайте  подчиненных к формулировке целей  и выработке решений.

   5. Делегируйте  подчиненным дополнительные права  и полномочия.

   6. Продвигайте  подчиненных по служебной лестнице.

   7. Обеспечивайте  обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетенции.

   1. Обеспечивайте  подчиненным возможности для  обучения и развития, которые  позволили бы полностью использовать  их потенциал.

   2. Давайте  подчиненным сложную и важную  работу, требующую от них полной  отдачи.

   3. Поощряйте  и развивайте у подчиненных  творческие способности.

    
                

 
 
 
 

                         Пирамида теории Маслоу

    По теории Маслоу, все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры (пирамиды).

                                             Пирамида А. Маслоу

        Все человеческие потребности он разделял на пять групп. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней (первичные) требуют удовлетворения, и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него будет более сильной или важной. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения человека через его потребности бесконечен. Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, необязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Даже если в данный момент преобладает какая-либо  одна из рассмотренных потребностей, то человек в своей деятельности руководствуется не только ею.

  1. Физиологические потребности — состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. В работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями. Это потребности в убежище, заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах, благоприятных рабочих условиях, освещении, отоплении и вентиляции. С точки зрения мотивации труда мы рассматриваем их как материальные, к которым относим потребность в стабильной заработной плате, о так же других денежных вознаграждениях. Удовлетворение потребностей данной группы возможно методами материального стимулирования.
  2. Потребность в безопасности (в случае рассмотрения трудовой мотивации включает в себя и потребность уверенности в будущем). Это потребности в защите физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические (материальные) потребности будут удовлетворены в будущем. Эта уверенность базируется на гарантиях пенсионного и социального обеспечения, социальные гарантии, а так же различные виды социального страхования (медицинское, пенсионное и т.д.). Люди, живущие в мирном, стабильном, отлажено функционирующем, хорошем обществе, могут не бояться хищников, жары, морозов, преступников, им не угрожает хаос, ни притеснения тиранов. В такой обстановке потребность в безопасности  не оказывает существенного влияния на мотивацию… В нормальном обществе, у здоровых людей потребность в безопасности проявляется в мягких формах, например, устроиться на работу в компанию, которая представляет работникам социальные гарантии, в попытках откладывать на «черный день», в самом существовании различных видов страхования.

В двух словах: иерархия потребностей (Маслоу)

Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским профессором психологии, сыгравшим важную роль в закладывании теоретических основ движения «гуманистической психологии», возникшего в середине 20 века. . В отличие от психоанализа Фрейда и бихевиоризма Скиннера, гуманистическая психология была известна как «третья сила» в психологии и предшественница современного движения «позитивной психологии». Позитивная психология — это относительно новая отрасль психологии, которая делает акцент на понимании того, как люди могут функционировать наилучшим образом, а не только на том, как исправить их, когда у них проявляются признаки психического заболевания (например, невроз, депрессия, расстройство личности).

Маслоу понимал, что быть здоровым — это гораздо больше, чем просто показывать отсутствие какой-либо болезни. Он считал, что если лечение и терапевтические методы будут больше сосредоточены на положительных аспектах человеческого опыта, а не на попытках смягчить или устранить то, что было плохим, это могло бы не только восстановить здоровье людей, но и привести к распространению болезней. роста, счастья, самореализации и полной психологической зрелости. Хотя многие из его идей сейчас считаются само собой разумеющимися, мышление Маслоу было радикальным отходом от психологической теории того времени, и по этой причине он считается одним из великих пионеров в области психологии.

Маслоу больше всего известен и запомнился своей иерархией потребностей, опубликованной в его статье 1943 года «Теория мотивации человека», которая является одной из наиболее часто используемых моделей в бизнесе и образовании. Несмотря на то, что теория возникла в 1940-х годах, иерархия Мальсоу не потеряла своей актуальности. С каждым годом в бизнесе, кажется, все больше ценится взаимная выгода как для работодателей, так и для сотрудников от создания рабочей среды, которая стимулирует, питает и поддерживает потребности людей «более высокого уровня».

Маслоу определенно понимал, что для счастья нужно нечто большее, чем зарплата и гарантии занятости; что наше стремление к личностному росту и творческому вдохновению было основой того, чтобы быть человеком. По его мнению, как только самые основные потребности человека будут удовлетворены, он, естественно, будет стремиться «стать всем, чем он способен стать» — процесс, который Маслоу назвал «самоактуализацией». (Термин, который он часто ошибочно принимает за изобретение, но признал, что он был заимствован у немецкого психиатра Курта Гольдштейна. )

Теория Маслоу предполагает, что у нас есть пять основных потребностей, которые выстроены в «иерархию относительного преобладания». В общем, мы должны в основном удовлетворить потребность более низкого уровня, прежде чем мы сможем сосредоточить свое внимание на потребности более высокого уровня. Порядок приоритетности, который, по мнению Маслоу, возникает у большинства людей в общей популяции, был следующим:

  • «Физиологические потребности»  (пища, вода, секс, сон)
  • «Потребности в безопасности»  (безопасность, свобода от страха)
  • «Потребности в любви»  (отношения, социальные связи, близость)
  • «Потребности в уважении»  (достижения, восхищение, самоуважение)
  • «Потребность в самореализации»  (творческая реализация)

Обычно иерархию представляют в виде пирамиды, однако Маслоу никогда не излагал свою теорию таким образом. На самом деле она гораздо более динамична, чем можно было бы предположить из фиксированной пирамидальной структуры. Маслоу сказал:

«Возможно, у нас сложилось впечатление, что эти пять наборов потребностей каким-то образом находятся в ступенчатой ​​взаимосвязи друг с другом по принципу «все или ничего». Мы говорили в таких терминах, как следующее: «Если одна потребность удовлетворена, то возникает другая». Это утверждение может создать ложное впечатление, что потребность должна быть удовлетворена на 100%, прежде чем появится следующая потребность. На самом деле большинство нормальных членов нашего общества частично удовлетворены во всех своих основных потребностях и частично не удовлетворены во всех своих основных потребностях одновременно».

Маслоу также предположил, что у некоторых людей относительное расположение потребностей может быть изменено на противоположное (или перестроено):

«До сих пор мы говорили, что эта иерархия является фиксированным порядком, но на самом деле она далеко не так жестка, как мы могли бы себе представить. подразумевается. Это правда, что у большинства людей, с которыми мы работали, эти основные потребности, по-видимому, располагались примерно в указанном порядке. Однако был ряд исключений».

Важно отметить, что Маслоу не собирался продвигать эту теорию как совершенный или полный анализ человеческой мотивации и с готовностью признал, что она может иметь недостатки. Но он также заявил: «Гораздо легче воспринимать и критиковать аспекты теории мотивации, чем исправлять их». Одной из основных причин выдвижения его теории была «надежда на стимулирование дискуссий и исследований», чего он, безусловно, достиг.

Для полной картины мы всегда рекомендуем читать произведение в его первоначальном виде, через нефильтрованную призму автора. «Теория мотивации человека» является общественным достоянием и доступна бесплатно.

Источники

  • Теория мотивации человека, Абрахам Маслоу, 1943
  • Мотивация и личность (1954), Авраам Маслоу
  • К психологии бытия (1962), Авраам Маслоу
  • Маслоу о менеджменте (1998), Абрахам Маслоу с Деборой С. Стивенс и Гэри Хейлом
  • Право быть человеком: биография Абрахама Маслоу (1988), Эдвард Хоффман
  • 50 классиков самопомощи (2003), Мотивация и личность, стр. 204, Том Батлер-Боудон
  • Третья сила: психология Абрахама Маслоу (2004), Фрэнк Г. Гобл
  • Авраам Х. Маслоу: книги, статьи, аудио/визуальные материалы и его личные документы (Maslow.com)
  • Иерархия потребностей Абрахама Маслоу (Businessballs.com)
  • Наша иерархия потребностей, Нил Бертон, доктор медицины, 2012 г. (Psychologytoday.com)

В этой статье предлагается расширенное описание сводки, приведенной в нашем посте 40 моделей HR, OD, L&D, которые необходимо знать.

Не забудьте поделиться этим постом!
Тео Винтер

Менеджер по работе с клиентами, писатель и исследователь. Тео — один из самых молодых специалистов в мире, получивших аккредитацию в наборе психометрических тестов TTI Success Insight. Более десяти лет он работал с сотнями специалистов и консультантов в области HR, L&D и OD, чтобы улучшить вовлеченность, производительность и эмоциональный интеллект руководителей и их команд. Он является автором книги «40 обязательных бизнес-моделей для руководителей».

Как использовать пирамиду Маслоу в маркетинге

Любой, кто когда-либо изучал психологию, социальные науки или экономику, вероятно, когда-нибудь сталкивался с пирамидой Маслоу .

И даже у тех, кто не знает, не возникнет проблем с пониманием и использованием концепции иерархии потребностей Маслоу . На самом деле пирамида представляет собой схематическое представление потребностей людей : это по-прежнему одна из самых эффективных моделей для понимания того, что мотивирует каждого человека.

Метафорическое представление пирамиды Маслоу»

Это означает, что иерархию потребностей Маслоу можно применять во множестве различных областей, включая маркетинг и рекламу .

Итак, сегодня мы собираемся объяснить, что такое пирамида Маслоу и как ее можно использовать для увеличения продаж.

Что такое пирамида Маслоу?

Начнем с основной идеи: Пирамида Маслоу . Очевидно, речь идет не о реальной физической пирамиде, а об абстрактном представлении: схема визуализации иерархии потребностей человека .

В двух словах, Пирамида Маслоу упорядочивает человеческие потребности , от самых основных внизу – пищи, сна, секса и других физиологических потребностей – до более сложных : по мере того как мы поднимаемся по пирамиде снизу, мы находим безопасность, дружбу, самореализацию и творчество.

Пирамида потребностей Маслоу. Immagine: Factoryjoe , CC BY-SA 3.0

Основная теория, сформулированная в середине 20 века Американский психолог Абрахам Маслоу говорит нам, что прежде чем удовлетворить свои сложные потребности, люди должны сначала быть в состоянии удовлетворить свои самые основные .

Начиная снизу, пять уровней пирамиды Маслоу следующие:

  • Физиологические потребности
  • Безопасность
  • Потребность в принадлежности
  • Уважение нуждается в
  • Потребности в самореализации

История иерархии потребностей Маслоу

Пирамида Маслоу впервые появилась в книге Мотивация и личность , , которая была опубликована в 1954 году американским психологом Абрахамом Маслоу . В томе собраны все работы ученого за предыдущее десятилетие. В книге «На пути к психологии бытия », опубликованной в 1962 году, Маслоу пересматривает концепцию пирамиды, добавляя новые уровни к первоначальным пяти.

На протяжении многих лет иерархия потребностей Маслоу подвергалась различной критике.0017 . Некоторые возражали против чрезмерного упрощения, в то время как другие предположили, что такие переменные, как культурный контекст , могут изменить порядок расположения потребностей. Согласно этой критике, пирамида Маслоу не является универсальным представлением человеческих потребностей, а описывает только потребности людей, живущих в западных культурах.

Первая страница «Мотивации и личности» с описанием пирамиды Маслоу. Immagine: Amazon

В любом случае эта модель остается один из самых влиятельных 20-го века и широко и эффективно использовался во многих областях , чему способствовали некоторые обновления на этом пути.

Пять уровней иерархии потребностей Маслоу

Пришло время поближе рассмотреть различные уровни иерархии потребностей Маслоу . Мы начнем снизу с основных потребностей, которые необходимо удовлетворить в первую очередь.

  • Физиологические потребности: пища, вода, сон, тепло, воздух и секс — это лишь некоторые из вещей жизненно важны для выживания людей и человечества . К ним относятся те потребности, которые позволяют человеческому организму нормально функционировать и выживать.
    Это базовые потребности: если они не будут удовлетворены, тело (и вид) погибнет и не сможет «подняться» по пирамиде и удовлетворить более изощренные потребности.
  • Безопасность : на втором уровне стоит необходимость защиты от всего , что может нам навредить . Это означает защиту от стихийных бедствий, насилия и болезней, а также потребность в психологической стабильности, занятости и финансовой безопасности.
  • Любовь и принадлежность. Третий уровень пирамиды Маслоу рассматривается как последний, охватывающий так называемые базовые потребности и включающий в себя такие вещи, как потребность индивидуумов чувствовать себя частью социальной группы. Он начинается с семьи, а затем расширяется и включает более широкие группы, такие как рабочие группы, друзья, религиозные сообщества, политические движения, государства и учреждения.
  • По мере того, как мы поднимаемся выше по пирамиде Маслоу, мы достигаем более сложных и абстрактных потребностей, которые часто связаны с эго. К ним относятся уважение (и самоуважение), успех и уважение . Признание вашей ценности другими и самим собой важно для психологического и социального благополучия.
  • Самореализация. На вершине пирамиды находятся потребности, связанные с потенциалом каждого человека и его реализацией . Эти способности различаются от человека к человеку и могут варьироваться от творчества до спорта, от помощи другим до путешествий или изучения нового языка. Они о всеобщей потребности стать лучше.

Иерархия потребностей Маслоу в маркетинге

Как мы видели, Иерархия потребностей Маслоу широко используется во многих областях, от психологии и социологии до политики и образования. Почему? Потому что способность понимать и обрисовывать в общих чертах потребности людей — и их мотивы — означает, что вы можете лучше узнать их и лучше служить им.

Вот почему Пирамида Маслоу также ценна в  маркетинге .

Давайте посмотрим, почему Иерархия потребностей Маслоу может помочь продавать, включая некоторые советы, опубликованные в Forbes экспертом по маркетингу Сторми Эндрюс.

1.     Иерархия потребностей Маслоу и определение личности покупателя

Благодаря цифровым технологиям коммуникация и маркетинг становятся все более персонализированными . Например, бренды определяют так называемую «персону покупателя», на которую нацелены их сообщения: это вымышленные потребительские архетипы, построенные на данных и демографических характеристиках.

Персонажи покупателей также описываются с точки зрения их мотивации. И именно здесь пирамида Маслоу может помочь нам лучше понять ключевые факторы, влияющие на поведение потребителей .

2.     Пирамида Маслоу и обмен сообщениями

После того, как вы определили мотивы , побуждающие потребителя искать продукт или услугу вашего бренда, будет намного проще создать персонализированное общение .

Теоретические инструменты, такие как Иерархия потребностей Маслоу может помочь брендам определить, какие сообщения будут привлекать их аудиторию более чем на одном уровне (рациональном, эмоциональном и т. д.), а также какой тон и инструменты использовать.

Стрелка: пирамида Маслоу и общение

Сообщения, направленные на тех, кто ищет безопасности, естественно, будут отличаться от сообщений, направленных на людей, стремящихся развить свои таланты и достичь самореализации.

3.     Иерархия потребностей Маслоу и позиционирование продукта

До сих пор мы сосредоточились на общении. Но инструменты , такие как пирамида Маслоу и портрет покупателя , также полезны для разработки ваших продуктов и услуг . Проще говоря, понимание и ранжирование потребностей потребителей помогает брендам оптимизировать свое предложение.

Люди также превратили иерархию потребностей Маслоу в руководство по дизайну продукта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *