Что такое поведение человека – Поведение — Википедия

Содержание

Поведение — Психологос

Поведение человека — направленные личностно или социально значимые действия, источником которых является сам человек и авторская ответственность за которые возлагается на него.

Поведение организма — внешне видимые, как правило моторного характера действия, движения и реакции животного или человека, рассматриваемого как организм.

Виды поведения

Существует много классификаций поведения. Различают социальное, телесное и психологическое поведение. С другой стороны, отличают внутреннее и внешнее поведение, врожденное и приобретенное (а в нем — творческое), намерененное и нет, осознанное и нет, правильное и ошибочное. См.→

Поведение и поведенческая парадигма в психологии

Авторская, личная ответственность возлагается только за действия, которые признаются свободными. Соответственно, поведением человека в узком смысле слова называют только его свободные действия. В более широком понимании к поведению человека относят и автоматические реакции его организма (см.→).

Факторы, влияющие на поведение человека

На поведение человека влияют самые разнообразные как внешние факторы (время дня, окружающие люди, ситуация), и факторы внутренние (биология человека — генетика, физиология — состояние здоровья, психология человека — настроение, привычки, способ мышления). См.→

Поведение и реакция организма

В отличие от поведения, реакция организма — это непреднамеренные изменения функционального состояния человека и автоматически вытекающие из него действия, ответственность за которые на человека не возлагается. Смотри Поведение и реакция организма

Поведение и деятельность

Если поведение — осмысленные и целесообразные действия, которые он делает и за которые отвечает, то деятельность — поведение, которое производит что-то социально значимое (значимое для людей). Смотри Поведение и деятельность

www.psychologos.ru

§ 2. Поведение человека как психологическое понятие

Что собой представляет поведение в психологии? Поведение – родовой термин, охватывающий действия, деятельность, реакции, движения, процессы, операции и пр., т.е. любая измеряемая реакция организма. Реакцией в психологии принято называть ответное действие организма, вызываемое каким-либо раздражителем. Обычно все движения и поступки возникают в ответ на какие-нибудь импульсы, толчки, которые мы называем причиной того или иного поступка.

Поведение – одна из форм реализации личности человека в повседневной жизни. Поведение – комплекс ответных реакций, обусловленных действием внешних условий существования на организм; это совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу. Под поведением понимаются внешние проявления психической деятельности. Понятие «деятельность» значительно шире понятия «поведение» и включает его как составную часть. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иначе, факты поведения и факты сознания разводятся по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается внешним наблюдением, а процессы сознания протекают во внутреннем мире субъекта и обнаруживаются самонаблюдением.

К фактам поведения относятся:

1. Все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей – поза, мимика, интонация и пр.

2. Отдельные движения и жесты.

3. Действия как более как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл.

4. Поступки – еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.

Согласно С.Л. Рубинштейну, поведение – особая форма деятельности. Она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, в основе которых – социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичная форма которой – труд, а атрибут – общение. Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является; от норм групповых, ценностных ориентаций, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях, она выражается в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения. Главное в поведении – отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения – поступок.

Поступок – сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к себе самому, группе или обществу, к природе в целом. В поступках проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действий, в котором представлено сознательно выработанное намерение, имеется прогноз ожидаемого результата и последствий для окружающих лиц и общества в целом. Поступок может быть выражен действием или бездействием, позицией, высказанной в словах, отношением к чему-либо, оформленным в виде места, взгляда тона речи, смыслового подтекста, в действии направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. При оценке поступка необходимо учитывать систему социальных норм, принятых в данном социуме. Для поступка важен нравственный смысл действия, само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации. Поступок – состояние или действие, но всякое состояние или действие становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности.

Действие в свое время выражается как произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Главная структурная единица деятельности. В каждом действии выделяются его ориентировочная, исполнительная и контрольная части. По способу функционирования действия являются произвольным и преднамеренным. По степени включенности эмоционально-волевых компонентов различаются действия волевые и импульсивные. В отечественной психологии представления о действии как специфической единице человеческой деятельности введено С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым.

Понятие действие как единица анализа и предмета исследования используется при изучении действий перцептивных, исполнительных, мнемических, умственных и т.д. Характеризуя понятие действие можно выделить четыре момента:

  1. Действие включает как необходимый компонент акт сознания в виде постановки и удержания цели; но этот акт не замкнут в самом себе, а раскрывается в действии.

  2. Действие одновременно акт поведения, но внешне движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием, ведь движение без цели – скорее несостоявшееся поведение, чем его истинная сущность

  3. Через понятие действие утверждается принцип активности, противопоставляемый принципу реактивности; в субъекте предполагается активное начало в форме цели.

  4. Понятие действие «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир, либо цель действия может быть не только чисто биологической, но и социальной.

Деятельность или поведение организма, обладающего психикой, включает психические компоненты. Изменение психических компонентов деятельности, изменение взаимоотношений со средой, изменяет условия деятельности, а обусловленное этим изменением деятельность влечет за собой в ходе развития и механизмов этой деятельности, в частности и мозга. Учет этих психологических компонентов является необходимым условием раскрытия закономерностей поведения. Психологические компоненты делятся на три класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс. Если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции. То это благоприятно сказывается на его деятельности или состоянии, и наоборот, отрицательные эмоции повышают и затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее, бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др. Иногда определят как самостоятельную еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания. Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В тоже время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них общей способностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека.

Психические свойства личности характеризуются большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности Ии поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенность развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека.

Термин «мотивация поведения» используется то в более узком, то в более широком смысле слова. В узком смысле слова – это мотивация конкретных форм поведения человека. В широко смысле слова под мотивацией поведения подразумевают совокупность тех психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом. Мотив выступает для человека достаточно ясно или в ходе приготовления к действию, или в процессе его совершения, или уже ретроспективно. На него действует возникшая система, которая соответствующим образом не только направляет наше конкретное восприятие (что мы примечаем в каких-либо условиях, на что обращаем внимание, что специально выделяем). Человек совершает то или другое действие потому, что он поставил перед собой какую-то более общую или более конкретную цель. Однако, не всякая цель, которая может возникнуть перед человеком, становится тем, что заставляет его совершать действие. Перед мысленным взором человека возникают различные цели, достаточно привлекательные и заманчивые, однако далеко не каждая из них становится для него действительной целью. Лишь какая-то из целей в данный момент приобретает для человека притягательную силу, становится тем, что на определенный отрезок жизни организует его психическую жизнь, его размышления, направляет его помыслы. Это происходит потому, что в этом случае появляется достаточно сильное внутреннее основание в самом человек, чтобы устремиться к действию; возникает достаточно сильное побуждение, которое и приводит его к поступку. Так мотив становится компонентом в той цепи последовательных психических актов, которые завершаются определенным действием. При этом речь идет о действиях, которые имеют осознанно целенаправленный характер. Действие, имеющее направленный характер, характеризуется тем, что человек может отдать себе отчет в том, почему он так поступает. Иначе говоря, он в более или менее ясной форме осознает, почему он действует таким образом, т.е. он осознает мотив своего поступка. Когда мы говорим, что мотив поступка может осознаваться отчетливо не столько в ходе самого действия, а ретроспективно, то подразумеваем случаи, когда действие совершалось по невольному порыву, по неодолимому стремлению. Обычно только после совершения такого действия человек уясняет более детально сам для себя, в чем заключается порыв, каков был мотив его поступка.

Многое в поведении мотивируется бессознательным, работающим через сеть защитных механизмов, символических маскировок и психосексуальных порывов. Сознательное действие – это не действие, которое сопровождается сознанием, а которое помимо своего объективного обнаружения имеет еще субъективное выражение.

studfiles.net

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА — это… Что такое ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА?

предмет исследований современной психологии, включающий способность человека к деятельности в материальной, интеллектуальной и социальной сферах жизни. Поведение человека развивается на протяжении всей его жизни. Так же как тело подвержено непрерывным изменениям от младенчества до старости, поведение никогда не достигает стадии, на которой развитие прекращается. Причем поведенческое и телесное развитие тесно связаны друг с другом, и этапы того и другого в значительной степени совпадают. Наиболее распространена точка зрения, согласно которой на поведение комбинированно влияют природные и средовые факторы: индивид генетически предрасположен к определенным поведенческим проявлениям, которые в большей или меньшей степени формируются под воздействием среды. Большой вклад в исследование поведения человека от рождения до юности внес швейц. психолог Жан Пиаже, который связал умственное развитие с физическим взрослением. Сенсомоторная стадия умственного развития охватывает первые два года жизни ребенка и включает в себя постепенное усовершенствование изначально рефректорного поведения. Несмотря на то что младенец с момента рождения обладает зрением, способность фиксировать взгляд на определенном объекте развивается на протяжении первых месяцев жизни по мере овладения умением классифицировать различные визуальные стимулы. Развитие слуха происходит сходным образом. Двигательное развитие новорожденного соответствует стадиям созревания нервно-мускульной системы. Младенец умеет кричать с момента рождения, а к двухмесячному возрасту осваивает гуление и лепет, постепенно становящиеся основой осмысленной речи. Развитие детей в дошкольном и младшем школьном возрасте (дооперациональная стадия, по Пиаже) проявляется в познавательной, мотивационной и нравственной сфере и происходит в основном во взаимодействии ребенка с семьей. Интеллектуальное развитие ребенка приводит к тому, что он начинает применять символы, что является уже признаком абстрактного мышления: от собственных наименований предметов и их свойств он переходит к формированию понятий, т.е. к абстрагированию и классификации по признаку общности широкого спектра символов и представлений. Формирование у ребенка начального понимания закономерностей отражает его способности воспринимать взаимоотношения между различными сторонами явления. По мере освоения речи, начинающегося на втором году жизни, увеличивающиеся в объеме и дифференцирующиеся представления ребенка получают названия и могут использоваться в возрастающих взаимодействиях со взрослыми. Рост словарного запаса сопровождается овладением построением фраз, от простейших, состоящих из двух слов, к более сложным, грамматически правильным предложениям, построенным самостоятельно. В решении встающих перед ребенком задач играют роль восприятие, память и развитие новых представлений и закономерностей. Сильны стремления избежать одиночества или опасности, ведущих к возникновению тревоги. Еще более интенсивна мотивация ребенка к обретению любви, защиты и заботы со стороны окружающих взрослых, особенно матери. Удовлетворение этих осн. потребностей является предпосылкой роста интереса к окружающему миру и стремления к деятельсности, особенно к использованию игрушек. Быстро развивается в младшем и среднем школьном возрасте нравственная чувствительность ребенка. Амер. психолог Лоуренс Колберг исследовал прохождение ребенком нескольких стадий развития нравственности, характеризующихся, ориентацией на наказание, поощрение и, наконец, формирование личной позиции. Родители оказывают решающее влияние на развитие нравственных представлений детей в первые шесть лет жизни. Юность приходит с началом созревания репродуктивной системы. На этой стадии, согласно Пиаже, мышление обретает упорядоченность и логичность и индивид учится оперировать абстрактными идеями. Психологическими характеристиками этого периода являются независимость, половая идентификация, профессиональное самоопределение. Группа сверстников приобретает очень большое значение, обеспечивая подростка возможностью самовыражения, самооценки, самоопределения, одобряя или порицая его поведение. Из характера изменений, происходящих в поведении взрослого человека, следует отметить тот динамичный процесс, при котором собственная личность оценивается с точки зрения верности принципам, достижения цели и социального вклада. Подобным же образом поведение человека в пожилом возрасте, тесно связанное с телесными изменениями, окрашивается чувством цельности и полноты (или отсутствия таковых) применительно к предшествующим этапам.

dic.academic.ru

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА — это… Что такое ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА?


ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
предмет исследований современной психологии, включающий способность человека к деятельности в материальной, интеллектуальной и социальной сферах жизни. Поведение человека развивается на протяжении всей его жизни. Развитие детей в дошкольном и младшем школьном возрасте происходит в основном во взаимодействии ребенка с семьей; родители оказывают решающее влияние на развитие нравственных представлений детей в первые шесть лет жизни. Юность приходит с началом созревания репродуктивной системы; на этой стадии мышление обретает упорядоченность и логичность, и индивид учится оперировать абстрактными идеями. Психологическими характеристиками этого периода являются независимость, половая идентификация, профессиональное самоопределение. Группа сверстников приобретает очень большое значение, обеспечивая подростка возможностью самовыражения, самооценки, самоопределения, одобряя или порицая его поведение.

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

  • ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА, ПСИХОГЕНЕТИКА
  • ПОВТОРЕНИЕ

Смотреть что такое «ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА» в других словарях:

  • ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА — предмет исследований современной психологии, включающий способность человека к деятельности в материальной, интеллектуальной и социальной сферах жизни. Поведение человека развивается на протяжении всей его жизни. Так же как тело подвержено… …   Философская энциклопедия

  • Поведение человека — Поведение  активность живого организма, направленная на взаимодействие с окружающей средой. Обычно под поведением понимают внешне проявляемое поведение, то есть действия, которые могут быть замечены наблюдателем (крупные движения, типа ходьбы;… …   Википедия

  • поведение человека — ▲ поведение горазд, ый на что (# на выдумки). ↓ ВНИМАНИЕ, МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ, уверенность ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, ТЕАТР …   Идеографический словарь русского языка

  • Поведение человека — имеющее природные предпосылки, но по своему содержанию социально обусловленное, опосредствованное языком взаимодействие с окружающей средой, реализуемое в форме деятельности и общения …   Психология человека: словарь терминов

  • Поведение человека гигиеническое — Гигиеническое поведение обобщенное понятие, подразумевающее деятельность человека, направленную на созидание своего здоровья: выполнение правил личной гигиены, поддержание гигиенических условий быта, соблюдение режима сна и бодрствования, режима… …   Официальная терминология

  • Поведение человека вынужденное — Вынужденное поведение форма поведения, детерминированная ситуацией отсутствия выбора вариантов действий, формирующейся в определенных социальных, социокультурных, социально психологических, физических и прочих условиях… Источник: МР 2.1.10.0033 …   Официальная терминология

  • КОМПЛИМЕНТАРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА — такое поведение человека, при котором его действия, включая жесты, мимику, а также паралингвистические компоненты речи, соответствуют тем словам, которые он в это время произносит, высказывая комплименты в адрес другого человека или выслушивая… …   Словарь терминов по психологическому консультированию

  • Серьезное и несерьезное поведение человека — Имена существительные    разг. ЗАДИ/РА, разг. забия/ка, разг., шутл. пету/х.     Тот, кто постоянно затевает ссоры, драки.    разг., неодобр. КРИВЛЯ/КА, неодобр. позёр, разг. лома/ка.     Тот, кто ведёт себя неестественно, стараясь произвести… …   Словарь синонимов русского языка

  • Честное и нечестное поведение человека — Имена существительные     ЛИЦЕМЕ/Р, ханжа/, книжн. иезуи/т, книжн. тартю/ф, книжн. фарисе/й.     Тот, кто притворяется добродетельным, высоконравственным, чистосердечным, осуждает пороки, недостатки людей, прикрывая этим свои подлинные мысли,… …   Словарь синонимов русского языка

  • Недостаточность питания и поведение человека (malnutrition and human behavior) — Голод и его ужасающие последствия были призраком, пугавшим человечество в течение тысячелетий. Целый ряд нарушений поведения м. б. вызван отклонениями в питании. Существует два осн. типа недостаточности питания: а) общий дефицит потребляемой… …   Психологическая энциклопедия


professional_education.academic.ru

Психология поведения человека

Психология поведения человека и ее изучение – это очень сложный, но интересный процесс. Почему с одним человеком приятно и легко общаться, а с другим – тяжело и напряженно? Возникает желание скорее закончить разговор и уйти, несмотря на то, что он хороший знакомый, который всегда обходителен и вежлив.

Мы на интуитивном уровне понимаем, когда человек искренен, а когда лукавит. Именно поэтому и испытываем противоречивые чувства: с одной стороны человек ничего плохого не сделал, а с другой – есть внутреннее ощущение, которое подсказывает, что от него надо держаться подальше.

Описанная ситуация межличностных отношений объясняется в психологии.

Определение понятия

Психология поведения — это сфера знаний, которая объясняет невербальные телодвижения (мимика, жесты, интонации) человека и делает выводы о том, насколько он искренен, правдив, уверен и открыт.

Очень часто такую оценку мы делаем несознательно, когда чувствуем себя некомфортно при общении со знакомым человеком или даже избегаем его. Но на самом деле мы оцениваем его поведенческие проявления, которые и говорят нам о том, что он о нас думает, как относится, несмотря на то, что его слова могут быть доброжелательными или нейтральными.

Есть ряд приемов, позволяющих определить истинные замыслы человека, его эмоции, уровень самооценки. Его движения, мимика и другие особенности выдают его внутренние страхи, установки, комплексы, которые мы улавливаем подсознательно или оцениваем сознательно, если имеем определенные знания и опыт.

Процесс общения мы воспринимаем как общую картину, иногда во время разговора мы не замечаем, во что одет, что он говорит, но обращаем внимание, как он это делает, какие фразы и слова употребляет, как сидит и что держит в руках. Иногда какая-нибудь мелочь привлекает внимание и запоминается надолго: запах, дефект речи, акцент, оговорки, неправильные ударения, неуместный смешок и так далее.

Научной дисциплиной, которая помогает объяснить и расшифровать неосознанные нюансы в поведении людей, которые выдают их истинные намерения, является психология поведения.

1. Что говорят нам жесты и мимика?

Огромную роль в разговоре имеют жесты и мимика. Но, несмотря на простоту расшифровок тех или иных поз и жестов человека, они могут нести совершенно другой смысл.

Например, в психологии лжи есть основные признаки обмана: человек не смотрит в глаза, трогает свой рот, нос, шею. Но собеседник может трогать нос только потому, что он чешется.

Скрещенные ноги или руки – эти жесты в психологии поведения человека трактуется как недоверие, зажатость, замкнутость, но собеседнику может быть просто холодно.

Советы по расшифровке манер и жестов часто могут завести в тупик или поставить человека в неловкое положение. Например, увидев у собеседника открытую позу, уверенный и спокойный голос, приятный искренний взгляд, мы принимаем его за честного человека, а на самом деле у него мошеннические намерения. Или пикаперы, сколько у них обаяния, остроумия, искренности, воспитанности, — и это все для того, чтобы самоутвердиться.

2. Что говорит нам речь и интонация?

Скорость речи, ритм, громкость, интонация сильно влияют на общение и способны рассказать о человеке много дополнительной информации, как считает психология поведения. Наука помогает понять эмоциональное состояние человека:

  • Спокойный, рассудительный, уравновешенный человек говорит ритмично, медленно, со средней степенью громкости.
  • Импульсивность характера выдает быстрая и оживленная речь.
  • Те, кто не уверен в себе или замкнут, говорят тихо, неуверенно.

3. Часто слова не так важны, как интонация.

Но следует понимать, что если человек находится в незнакомой обстановке, он может повести себя не так, как в привычном окружении.

Психология поведения позволит определить скрытые факторы, влияющие на человека на самом деле. Но для того, чтобы их видеть и понимать, необходимо быть «подкованными» знаниями и внимательными к людям.

Девиантное поведение и психология

Феномен такого поведения настолько сложен и распространен, что для его изучения существует отдельная наука – девиантология, которая возникла на пересечении криминологии, социологии, психологии и психиатрии.

1. Понятие об «отклоняющемся» и социальном поведении в психологии

«Девиация» с латинского языка – «отклонение». В психологии – отклоняющееся поведение от норм, принятых в обществе, называют девиантным или асоциальным. То есть это устойчивое поведение человека, которое причиняет реальный ущерб людям и обществу. Оно вредно как для окружающих, так и для самого девианта.

В психологии девиантного поведения изучаются такие формы отклонений, как суицид, преступление, проституция, наркомания, бродяжничество, фанатизм, алкоголизм, вандализм.

Такое поведение сопряжено со злобой, насилием, агрессией, уничтожением, поэтому обществом условно или законодательно введены меры наказания нарушителя общественных норм, его изолируют, лечат, исправляют или наказывают.

2. Личность девианта, его психология, особенности поведения

Наука не изучает, как и где совершил человек проступок, ее интересуют общие закономерности и характеристика личности.

Причины и источники асоциального поведения:

  • Физиологические: генетическая предрасположенность к агрессии; заболевания эндокринной системы; хромосомные отклонения.
  • Общественные: несовершенное законодательство; социальное неравенство; пропаганда СМИ асоциального образа жизни; навешивание «ярлыков»; негативные оценки, которые дают родные люди.
  • Психологические причины: внутренние конфликты между совестью и желаниями; особый склад характера; отклонения в психике; неблагополучные семейные отношения; слишком консервативное, строгое, жестокое воспитание в детстве.

В характере девиантов часто встречаются такие черты, как конфликтность, негативизм, зависимость, тревожность, агрессивность, враждебность. Они часто обманывают и делают это с удовольствием, любят перекладывать ответственность и вину на других.

Девиантное поведение человека приводит к социальной дезадаптации его, то есть он не приспосабливается к условиям социума и, в итоге, идет против него.

Поведение ребенка не может быть асоциальным, так как самоконтроль у малышей до 5 лет еще не развит и процесс адаптации в обществе только начался.

Самый опасный период в плане возможности развития девиации в возрасте от 12 до 20 лет.

3. Как справиться с проблемой в поведении?

Чаще всего люди с таким поведением попадают к психологу уже в местах лишения свободы, в детских колониях, в центрах лечения зависимостей. Общество занимается профилактикой девиаций в больницах, школах, неблагополучных семьях, через СМИ, но проблема в том, что нет индивидуального подхода, а самостоятельно человек с этим справиться не может. Но он может осознать необходимость изменения своего образа жизни и обратиться за помощью к специалистам.

Психология зависимого поведения

Зависимостью называют в психологии, как науке о поведении человека, привязанность к кому-либо или чему-либо. Она недопустима с точки зрения моральных или общественных норм, угрожает здоровью и причиняет страдания самому человеку.

Зависимость наносит вред обществу и человеку, она ограничивает его развитие и приводит к всевозможным психическим заболеваниям.

Из-за зависимостей погибает больше людей, чем из-за преступлений и войн вместе взятых. Она проявляется в виде бегства от проблем в иллюзорно-идеальный мир. Постепенно человек перестает контролировать свое поведение, эмоции, мысли. Все его существование сводится к объекту зависимости, что постепенно полностью разрушает его как личность.

В последнее время распространение употребления наркотиков и алкоголя среди молодежи приобретает характер национального бедствия. Поэтому к этой проблеме привлечено внимание психологов, психиатров, социологов, наркологов, юристов.

Зависимое поведение еще называют аддиктивным — это разновидность девиантного поведения, то есть это стремление уйти от реальности с помощью изменения своего психического сознания. Психология поведения рассматривает это как деструктивное отношение к себе и обществу.

Аддиктивное поведение — это алкоголизм, наркотическая зависимость, курение, гиперсексуальность, азартные игры, компьютерная зависимость, пристрастие к обильной еде, шопинг.

Зависимость имеет различную степень выраженности: от нормального состояния до тяжелой формы.

Почему у некоторых людей формируется эта сильная и непреодолимая привязанность, чем объясняется импульсивность и ненасыщаемость влечения? Ответы на эти вопросы имеют огромное значение для общества и для каждого отдельного человека.

Психология жестов и выражения лица

Психология поведения, жестов и мимики – это ключ к тайнам человека, которые он хочет скрыть. Человек в результате эволюции научился передавать мысли и чувства при помощи слов. Но вместе с этим умением он овладел искусством прятать свои истинные замыслы и намерения, устремления. Нужно уметь «читать» своего собеседника по его телодвижениям. Только таким образом можно понять, что у него на уме и чего от него можно ожидать.

Американский психолог Мейерабиан Альберт считает, что при общении мы передаем 7% объема информации вербально, 38 % — интонацией и тоном голоса, 55 % — невербальными сигналами.

Главное правило психологии жестов и мимики говорит, что нет в мире человека, который полностью может управлять телодвижениями в процессе разговора, даже если он хочет намеренно ввести собеседника в заблуждение.

Человек на подсознательном уровне практически одинаково реагирует на определенные ситуации. Непроизвольные мимика и жесты незнакомого человека позволяют услышать и увидеть скрытое за ширмой слов.

Наиболее важные невербальные сигналы:

  • Защита. В опасных или дискомфортных ситуациях, когда есть желание отгородиться от собеседника – люди отклоняются назад, закрываются книгой, папкой или другим предметом, закидывают ногу на ногу, скрещивают руки на груди, сжимают кулаки. Глаза их следят неотрывно за тем, от кого они ждут подвоха. Таким поведением выдается настороженность и напряжение, а так же не готовность к конструктивному диалогу.
  • Открытость. Тело наклонено к собеседнику, открытые ладони, благодушная улыбка – эти сигналы говорят о предрасположенности к общению.
  • Заинтересованность. Отсутствие жестов, блеск в глазах говорят об увлеченности, человек весь во внимании, он наклонен вперед и старается не двигаться, чтобы не упустить ни слова.
  • Скука. Потухший взгляд, ритмичное покачивание ногой, что-то теребит в руках, рисует, зевает. На языке жестов в психологии общения это значит, что у слушающего нет интереса к теме беседы.
  • Скептичность. Человек соглашается с собеседником, но дает понять, что не доверяет ему такими жестами, как потирание шеи, почесывание уха, щеки, лба, ухмылка, подпирание подбородка ладонью.

Психология по поведению человека учит нас понимать премудрости невербальной символики и верному взаимопониманию друг друга.

Что может рассказать о человеке невербальная речь

Большинство людей недооценивают роль мимики и жестов в общении. Но именно с помощью невербальных сигналов создается первое впечатление о человеке. И оно же запоминается надолго. Жесты помогают или отвлекают слушателей от разговора, даже отсутствие их несет информацию о говорящем человеке.

Итак, что значат те или иные жесты:

  • вялое рукопожатие говорит о застенчивости и неуверенности человека, и наоборот сильное — о желании навязать свое мнение;
  • если поправляет прическу женщина, это значит, она прихорашивается;
  • если человек жестикулирует только одной рукой — это говорит о его неестественности;
  • прикосновение ко лбу, рту, носу расценивается как обман;
  • скрещивание рук, говорит о скептичности собеседника и недоверии к тому, кто говорит;
  • сутулость, сгорбленность говорят о низкой самооценке человека и неуверенности.

Необходимо развивать в себе наблюдательность, она помогает собрать дополнительную информацию о людях, с которыми приходится общаться.

Главное в психологии по поведению человека – умение слушать и видеть. Ведь огромное значение имеет звучание голоса и его интонация, жесты и мимика собеседника.

О чем нам говорит поведение мужчины

Психология сильной половины человечества всегда связана с выполнением определенных действий: завоевать, раздобыть, победить. Поэтому и в их играх с детских лет присутствует всегда дух соревнования по выносливости, твердости характера, силы.

Все их действия направлены на конечный результат. Самооценка их с детского возраста опирается на способностях и достижениях.

Слова и поступки мужчин и женщин различны. Поэтому в разговоре с ними нужно обращать внимание на общую манеру поведения. Если в ходе беседы он скрещивает ноги или руки, садится вполоборота — значит, он не слушает, он как бы отгораживается от информации. Если смотрит в глаза и периодически посматривает на губы – значит он увлечен разговором.

Если мужчина поправляет галстук, часто меняет позу, у него высоко подняты брови и широко раскрыты глаза – он заинтересован женщиной, с которой разговаривает.

Если он избегает взгляда, теребит пуговицы или другие мелкие детали одежды, прикрывает рот рукой, поправляет ворот рубашки – это значит, собеседник пытается что-то утаить.

Следует помнить, что все эти невербальные сигналы – среднестатистические. Психология сильного пола намного сложнее и зависит от человека и его эмоциональной наполненности.

Что нам говорят дети своими выходками?

Психология поведения ребенка основывается на трех основных принципах:

  • чувство принадлежности к семейной системе;
  • эмоциональная связь с родителями;
  • собственная значимость.

Когда основные потребности ребенка удовлетворены (сон, еда, вода), у него возникает желание в удовлетворении эмоциональных. Ему необходимо, чтобы у него были какие-то обязанности, закрепленные только за ним. То есть то, что зависит только от него. Это повышает его самооценку. Он должен чувствовать, что вносит вклад в жизнь семьи, знать, что с его мнением считаются, что он тоже управляет событиями.

Как же помочь ребенку и удовлетворить его потребность в значимости и причастности?

Прежде всего, необходимо сформировать тесную эмоциональную связь с мамой, папой и другими родственниками. И привлекать ребенка к обсуждению семейных проблем, принятию решений.

Если возникает конфликт с ребенком, поговорить с ним, возможно, ему не хватает родительского внимания. Необходимо дать ему понять, что он очень важен и нужен.

Проводить время с ребенком хоть 20 минут в день, но оно должно быть посвящено только ему. Детям очень нравится дурачиться и играть с родителями, именно так устанавливается самая прочная эмоциональная связь. Не учить его как надо играть с теми или иными игрушками, лучше остаться безоценочными. У него должна быть сфера жизни, в которой только он один должен принимать решения. Постараться превратиться в друга, а не воспитателя.

Психология женщин

Психология прекрасной половины человечества основана на нескольких обстоятельствах:

  1. Склад характера. Большинство женщин – сангвиники. Они активны, им свойственны перемены настроения, умеют управлять чувствами, подчиняют обстоятельства под свои желания.
  2. Воспитание — то, что родители заложили в маленькую девочку, определяет ее поступки и поведение.
  3. Опыт — если она всю свою жизнь сталкивалась с негативом, она перестает доверять людям, и становится одинокой. Ее поведение отличается от стандартного.

Психология поведения дамы определена ее отношением к мужчине. Психологи считают, что женщины обладают природной смекалкой, которая помогает им в жизни. Но свою смекалку они, прежде всего, направляют на взаимоотношения с мужчинами. Например, они стараются казаться сильными и независимыми, у них всегда есть какие-то увлечения и хобби, часто распланированное личное время и так далее.

Формы поведения людей

На основе соционики и теории психоформ Деллингера были выделены формы поведения людей:

  1. Доминантная – это поведение лидеров, реалистов, практиков.
  2. Творческая — характерна людям с абстрактно-образным мышлением. Они больше полагаются на интуицию, обладают смекалкой, предчувствием, фантазией, полностью оторваны от реальности.
  3. Гармонизирующая форма поведения свойственна людям, которые наделены сочувствием, этикой, тонкой дипломатией.
  4. Нормирующая — это поведение людей логиков, способных к анализу фактов.

Обычно у людей сочетаются два типа поведения, один из которых выражен более ярко.

В заключение

Душа и тело человека находятся в тесной и неразрывной связи. Невозможно внешние проявления отделить от характера. Психология человека по поведению, мимике и жестам дает возможность с легкостью определить тип характера. Это очень важное и нужное умение в наше непростое время.

fb.ru

как понять окружающих, книги, которые можно читать бесплатно онлайн, расшифровка

Психология человека по поведению и жестам — целое искусство, объясняющее невербальные движения тела человека. При общении мы узнаем о человеке гораздо больше с помощью его внешних реакций, и только 30% информации о собеседнике мы получаем непосредственно из разговора с ним.

Это связано с тем, что при общении человек склонен к неосознанному анализу собеседника. Он даже может не замечать, как делает выводы, основываясь на мелких деталях внешности и поведения собеседника.  Это объясняет формирование положительного или отрицательного впечатления от общения.

Изучение психологии поведения

По внешности и манерам малознакомого человека можно определить его принадлежность к социальному классу. А по поведению и жестам можно догадаться о роде его деятельности, должности, характере, сделать выводы о его искренности и открытости, уверенности в себе.

Поведение — это то, как человек проявляет себя по отношению к окружающему миру. Это движения, поступки, комплекс реакций организма в ответ на внешние импульсы, изменения. Иными словами, поведение — это проявление психической деятельности человека через физиологию, которое имеет общественное, социальное значение. Процессы поведения происходят во внешнем мире и регулируются сознанием, выражающим внутренний мир человека.

Искусство чтения людей

Язык тела — наука по изучению психологии поведения человека, которая изучается на протяжении многих лет. Наука сделала большой скачок в развитии вместе с достижениями современной психологии и приобрела популярность как способ исследовать связь человеческого тела с душой.

Как понять человека по его поведению?

Изучение языка тела доступно каждому, для этого необязательно получать образование, поскольку нетрудно найти и изучить книги онлайн на тему психологии и поведения человека.

Рассмотрим направления, по которым происходит анализирование поведения собеседника.

Внешность

Если человек слишком много внимания уделяет своей внешности и выглядит так, словно сошёл с красной дорожки, возможно, он пытается самоутвердиться и скрыть свою неуверенность за счёт одежды. Также это может означать педантичность и дотошность.

Броский, чрезмерно оригинальный и вычурный вид говорит о творческой, артистичной личности. Однако чрезмерная небрежность во внешности может говорить не столько об артистичности, сколько о привычке к неряшливости.

Как правило, человек не озабочен внешним видом, если слишком погружен в себя, в собственные проблемы материального или иного характера.

Нейтральные тона, спокойные оттенки предпочитают уравновешенные личности. Яркие цвета характерны для эмоциональных людей.

Поведение

По тому, как человек ведёт себя по отношению к окружающим, заметна его манера держаться. Это позволяет предполагать, к каким решениям и поступкам человек склонен. Часто люди, которые держат дистанцию в начале знакомства, по мере сближения начинают сокращать её. Если со временем изменений в отношениях не происходит, можно говорить о том, что людям неприятно общество друг друга и дальнейшее сближение.

Психология поведения через манеры:

  • Частые нарушения дистанции: похлопывание по плечу, удерживание за руку, заглядывание в глаза — в этих жестах может ощущаться вызов, свойственный резким, бесцеремонным и агрессивным людям, которые любят диктовать свои правила.
  • Назойливые люди склонны при разговоре вставать слишком близко и вызывать неприязнь зацикленностью на слишком личных или конфликтных темах.
  • Стеснительное и неуверенное поведение характеризуется желанием держаться на расстоянии. При этом человек избегает зрительного контакта, прикосновений, личных тем, чрезмерной эмоциональности. Он может держать руки в карманах, носить закрывающую лицо одежду — все, чтобы максимально закрыться от окружающего мира.
  • Свободная, «разболтанная» походка — признак беззаботности. Непринужденные позы говорят о недисциплинированности человека и демонстративном нежелании подчиняться общим нормам поведения.
  • Прерывистый голос, покраснение лица — признаки эмоционально неуравновешенного и неуверенного человека. Постоянные нервные попытки сесть удобнее — признак ощущения беспокойства в данной обстановке.
  • Театральность поз говорит о желании выставить себя напоказ. Широкая походка, наигранные жесты с целью обратить внимание — эти факторы говорят о завышенной самооценке и самолюбовании. Если человек стремится вести себя так, словно весь мир — актёрская площадка, возможно, таким образом он компенсирует нехватку внимания. Такое поведение может быть свойственно эксцентричным натурам с сильным артистическим началом, творческим личностям.
  • Четкие, прямолинейные движения свидетельствуют о холодной расчётливости, безэмоциональности. Сдержанное поведение свойственно расчётливым людям, политикам-профессионалам, бизнесменам.
  • Раздражительный человек обладает набором неупорядоченных движений и резких реакций. О нервозности сообщают постоянные и бессмысленные движения рук, например, желание крутить ручку, клочок бумаги, перебирание первых попавших в руки предметов. Психологические зажимы препятствуют нормальному общения и требуют устранения.
  • Спокойные движения сообщают о бесконфликтности, мягкости характера. В сочетании с эмоциональностью это говорит о беззаботности взглядов. Плавные жесты говорят об уравновешенности и умении контролировать себя.

Стоит обратить внимание на то, как человек держит спину, на осанку.

Психология поведения через способ держать себя в обществе:

  • Сутулость, опущенные плечи — признак покорности и слабости человека. Втянутый подбородок, поднятые плечи, скрывающие шею, говорят о неполноценности.
  • Высокомерие выражается в высоко поднятой голове, слегка откинутой назад. Выпяченная грудь также говорит о гордости и тщеславии.
  • Неподвижность спины, напряженность в мышцах — признак неумения человека контактировать с окружающими, желания отгородиться от реальности, наличия зажимов психологического характера. Это поведение свойственно чувствительным людям, пытающимся защититься от внешнего воздействия путём показной холодности и жесткости. Такой же тип поведения свойственен при наличии у человека проблемы социофобии.
  • Поведение, при котором человек внешне расслаблен, но сдержан, имеет непринужденную осанку, говорит о чувстве собственного достоинства. Человек, который держит голову прямо, через открытость жестов, отсутствие зажимов и аккуратную сдержанность в поведении демонстрирует уважение к окружающим.

Язык рук

Это важная составляющая общения и общепринятая форма знакомства, распространенная чаще у мужчин. Жест приветствия часто характеризует отношения между собеседниками:

  • энергичное потряхивание руки при пожатии — активное поведение, общительность, радость от встречи;
  • протянутая рука ладонью вверх — открытость и доверие, расположенность к общению;
  • рукопожатие ладонью вниз — скрытность, сильно согнутый локоть говорит о двуличности и безжалостности;
  • прижимание ладони вниз при пожатии — подавляющее поведение, демонстрация власти;
  • вялое рукопожатие — безынициативность, неуверенность, пассивность;
  • общая неуклюжесть приветствия характеризует застенчивость.

Варианты положения рук при разговоре:

  1. Скрещенные на груди — защитная реакция, нежелание продолжать диалог.
  2. Руки за спиной говорят о затруднительности положения.
  3. Сжатые в кулаки руки говорят о стремление к самоутверждению, напористости характера.
  4. Частое прикосновение к лицу — желание собеседника скрыть внутреннее состояние, утаить что-либо.
  5. Руки в карманах говорят о скрытности, а закатанные рукава — о готовности к неожиданной ситуации, способности отстаивать свои права, а также конфликтности и обороне.
  6. Потирание переносицы, наклон головы характерно для поведения размышляющего, оценивающего и заинтересованного человека. Подпирание щеки рукой — черта задумчивости.
  7. Если человек поправляет прическу, одежду, протирает очки, возможно, ему требуется время для анализа информации и принятия решения.
  8. Постукивание пальцами руки по столу, щелканье ручкой — жесты задумчивости, погруженности в себя. Это может быть поведение скучающего человека.

Психология поведения человека: мимика

При разговоре внимание чаще всего приковано к лицу как основному источнику. Выражение лица, его физиологические особенности часто выражают настрой и намерения человека:

  1. Рот и губы. Опущенные уголки рта в относительном молодом возрасте — признак пессимистичности и недовольстве жизнью. А зажатый рот, плотно сомкнутые губы говорят о твердости характера, неготовности идти на компромиссы. Напротив, расслабленный рот — признак пассивности и вялости характера.
  2. Выражение глаз напрямую говорит о характере и расположенности (или нерасположенности) к контакту, поскольку отражает внутренний мир человека. Например, это может быть злой, колючий, упрямый, уверенный, добрый, нежный взгляд и так далее. Взгляд сверху вниз — признак высокомерия. В то время как взгляд снизу вверх говорит о желании быть услужливым, в подчинении. Продолжительный и прямой взгляд требует подчинения, а «бегающие» глаза выдают страх или скрытую угрозу, и характерны для обманщика. Внимательный взгляд в сочетании с неподвижностью тела говорит о заинтересованности, увлеченности разговором.
  3. Смех — ещё одна область для изучения характера. Беззаботный и раскатистый смех свойственен непринужденной, открытой личности. Агрессивность и злость зажимает эмоции, и смех получается сдавленным, больше похожим на покашливание. Хихиканье выражает желание привлечь внимание к своей персоне, а также склонность к хвастовству и лицемерию.

Речевая интонация

Интонация и речь непосредственно связаны с передачей информации и характеризуют эмоциональное состояние человека. Часто собеседника воспринимают не столько по тому, что он говорит, а по тому, как он говорит. То есть, по степени эмоциональности высказываний, скорости речи, её громкости.

К примеру, ритмичность речи, неспешный темп и умеренная громкость демонстрируют уравновешенный тип, склонный к рассудительности и анализированию ситуации. Импульсивный собеседник будет говорить быстро, оживлённо, то повышая, то понижая громкость и заражая своим чрезмерно эмоциональным состоянием.

Если человек выражается слишком сдержанно, короткими фразами, это означает, что он обдумывает каждую фразу, старается скрыть свои чувства. Отсутствие эмоциональности и неразговорчивость, тихая интонация речи — симптомы потери интереса к действительности, ухода в себя.

Жесты лжи в психологии

В современном мире ложь стала необходимым компонентом человеческого общения, даже если исключить преувеличение достоинств того или иного продукта в рекламе, политические лозунги, манипулирование сознанием и множество других факторов.

На тему психологии лжи написано множество книг, которые при желании нетрудно найти на полках магазина или прочитать онлайн.

Существуют способы, по которым можно вычислить человека, склонного обманывать и вводить в заблуждение.

  1. Как правило, обманщик часто меняет позу, склонен покашливать и поправлять волосы, делать вид, что его что-то постоянно отвлекает, чтобы выиграть время для придумывания ответа. Характерные жесты — касание носа, прикрытый рукой рот, прикосновение к мочке уха.
  2. Поскольку глаза чаще всего выдают лжеца, он предпочитает прятать их, смотреть мимо собеседника, в сторону, часто моргать. Иногда используется «мертвый», немигающий взгляд, направленный в глаза собеседника, чтобы доказать истинность сказанного.
  3. Улыбка обманщика отличается неестественностью, натянутостью. Глаза при этом не улыбаются. Также человек может произносить слова сквозь зубы, негромким голосом. Общее состояние мышц лица отличается напряженностью.

Стоит помнить, что человек может обладать признаками лжеца, но не являться таковым. Например, глаза отводят не только те, кто хочет обмануть и утаить информацию, но и неуверенные в себе, стеснительные люди. При разговоре часто именно интуиция говорит нам о возможной лжи, поэтому стоит больше доверять себе и своей реакции на невербальные жесты собеседника.

10 интересных фактов о психологии человеческого поведения

Регулярные открытия учёных позволяют говорить о всё новых способах выражения внутреннего мира через внешние признаки поведения. Но существуют и давно установленные и изученные факты.

Психология поведения человека:

  1. Человек больше склонен к честным ответам, когда чувствует усталость.
  2. Уставший человек также более расположен к творческой деятельности.
  3. Развитие соцсетевой зависимости спровоцировало зависимость от средств сотовой связи — номофобию, в результате чего потеря телефона способна вызвать у человека паническую панику — это состояние сравнимо с ощущением клинической смерти. Проблема панических атак становится распространённой в последнее время. Следует незамедлительно обратиться к специалисту, например, психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.
  4. Разговор на иностранном языке способствует тому, что мышление человека становится более упорядоченным и логичным.
  5. Если человек сидит на жестком стуле, он становится более неуступчивым и холодным.
  6. Люди ведут себя аккуратнее и сдержаннее, если чувствуют, что за ними наблюдают. При этом факт наблюдения может быть лишь иллюзией.
  7. От скуки человек более склонен совершать добрые поступки.
  8. Люди быстрее устают, когда им приходится говорить неправду.
  9. Люди чаще склонны верить человеку, говорящему неправду, если он обладает хорошими манерами.
  10. У многих безделье вызывает чувство вины, в то время как занятость позволяет чувствовать себя более счастливым.

Топ книг по психологии поведения

Данная подборка может помочь найти вопросы на возникшие ответы, научиться анализировать поведение тех, кто рядом. Чтобы лучше разобраться в теме, можно ознакомиться с этим списком произведений — они являются довольно популярными в своём жанре:

  1. «Психология влияния. Убеждай. Воздействуй. Защищайся». В своей книге социальный психолог Роберт Чалдини рассматривает 6 фундаментальных принципов поведения. Бестселлер, переведённый на тридцать языков, был написан профессором университета в Аризоне.
  2. «Сделай себя сам. Советы для тех, кто хочет оставить свой след». Настольная книга для начинающих предпринимателей, где Тина Силиг, профессор Стэнфордского университета, доказывает, что проблема должна быть мотивацией для движения вперёд.
  3. «Семь навыков высокоэффективных людей» — пособие от американского консультанта в сфере руководства о том, как научиться управлять своей жизнью. В книге рассматриваются 7 принципов поведения, необходимых для усвоения.
  4. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» — произведение задумано Дэвидом Майерсом как книга «Трансакционный анализ в психотерапии», однако может восприниматься в отдельности, как пособие по изучению психологии человеческого поведения.
  5. «Ментальные ловушки на работе» — книга оригинальна тем, что написана психологом-тренером сотрудников ФБР, занимающихся переговорами. Пособие содержит информацию о том, что такое психологические ловушки подсознания, и как устранять их в процессе общения.

Язык тела — своеобразная наука, изучению которой посвящено множество различных книг, благодаря чему доступ к познаниям открыт каждому. Знание психологии поведения является ключом к пониманию собеседника, а также помогает скрыть эмоции путём контролирования собственного поведения. Представления о психологии лжи позволяют также вычислить неискренность, не поддаваясь на манипуляции собеседника, что является важным качеством современного человека.

propanika.ru

Поведение — это… Что такое Поведение?

Поведе́ние — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов[1], характерная черта животного типа организации[2]. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды[3]. У многоклеточных организмов поведение находится под контролем нервной системы.

Растения и бактерии тоже обладают способностью к активному, более того, упорядоченному перемещению под действием внешних факторов (таксису). Примером служат фото- и хемотаксисы бактерий, синезелёных водорослей[4]. Высшие растения также не лишены способности к движению. Хорошо известны никтинастии растений — открывание и закрывание цветков в связи со сменой дня и ночи, фототропизмы листьев, движения растений при охоте на животных, гидро- и хемотропизмы корней[прим. 1][5].

Тем не менее, поскольку механизмы движения растений носят чисто физиологический характер, нельзя говорить о наличии у них ни поведения, ни психики. В психологии движения растений относят к допсихическому уровню отражения.

Поведение, в отличие от психики, доступно для непосредственного наблюдения и является предметом широкого спектра наук, от психологии, этологии, зоопсихологии и сравнительной психологии до поведенческой экологии.

Подходы и направления

Корни наук о поведении уходят в античные времена. Вопросами психологии и поведения людей и животных занимались ещё Аристотель, Хризипп, Сократ и Платон, однако серьёзное научное изучение поведение стало возможно лишь с созданием эволюционного учения. Современные научные дисциплины, занимающиеся изучением поведения, тесно связаны между собой и во многом пересекаются, а различия в предметах и методах способствует более полному раскрытию сущности поведения различных позиций. В настоящее время наблюдается объединение наук о поведении в междисциплинарные направления.

Психология

Основные понятия

Психология изучает психику человека, а именно закономерности, особенности и развитие психической деятельности человека. Предметом психологии является поведение человека, однако психология неоднократно меняла предмет своего исследования на протяжении долгой истории своего развития. Современная психология представляет собой развитую науку, опирающуюся на достижения зоопсихологии, нейрофизиологии и других естественных наук.

Зоопсихология

Зоопсихология занимается изучением психической деятельности животных. Объектом зоопсихологии является поведение животных. Предметом зоопсихологии являются особенности и закономерности психической деятельности животных, а также её развитие в онтогенезе и филогенезе. Внимание зоопсихологов направлено на изучение восприятия, памяти, мышления животных.

Сравнительная психология

Сравнительная психология занимается сравнительным анализом психических процессов представителей разных таксономических групп. Характерной чертой сравнительной психологии является применение сравнительного анализа в качестве основного метода.

Бихевиоризм и необихевиоризм

Основные понятия

Оперантное научение, чёрный ящик,
инструментальный рефлекс, промежуточные переменные, реактивное поведение «стимул-реакция»

Бихевиоризм — направление в американской психологии, зародившееся в начале XX века. Особенностью этого направления был отказ от изучения психики, как непознаваемого явления. При этом полностью исключались из рассмотрения психические процессы, а поведение сводилось к совокупности реакций на стимулы. Основателем бихевиоризма является американский психолог Джон Уотсон, он же и предложил этот термин. Представители этого направления внесли большой вклад в науки о поведении, в частности, определили предмет психологии, разработали классические методы, практически ценные технологии и способствовали распространению математических методов в психологии.

Этология

Основные понятия

ФКД, импринтинг, специфическая мотивация, ключевой раздражитель, этограмма, поисковое поведение

Этология в современном понимании — наука о биологических основах поведения животных. Предметом этологии являются механизмы, адаптивное значение, особенности развития поведенческих актов в онтогенезе и вопросы эволюции поведения. Этология зародилась в рамках «классической этологии» — научного направления, занимавшегося изучением поведения животных как адаптации к окружающей среде в их естественной среде обитания. Предмет этологии составляют законченные, скоординированные поведенческие акты. Основателями этологии как научного направления считаются Конрад Лоренц и Николаас Тинберген[6]с.51-52.

Компоненты психической деятельности

Со времён Чарльза Дарвина в науке установилось представление о трёх составляющих психической деятельности животных. Эти компоненты, по терминологии Дарвина — инстинкт, способность к научению и способность к рассуждению, органично соединяются образуя сложный феномен психической деятельности животных.

Врождённые

  • Инстинкт — в широком смысле наследственно закреплённый компонент поведенческого акта. В науках о поведении животных под инстинктом понимается видо специфическая совокупность врождённых сложных реакций организма, возникающих, как правило, почти в неизменной форме в ответ на внешние или внутренние раздражения.
  • Безусловный рефлекс — относительно постоянная стереотипная врождённая реакция организма на воздействия внешней и внутренней среды, осуществляемые при посредстве центральной нервной системы и не требующие специальных условий для своего возникновения (например, одергивание руки при прикосновении к очень горячим предметам). Термин был предложен И. П. Павловым.

Научение

  • Привыкание — простейшая форма научения, заключающаяся в ослаблении реакции на стимул при многократном предъявлении.
  • Условный рефлекс. Классический павловский рефлекс заключается в формировании при многократном предъявлении биологически нейтрального стимула с биологически значимым стимулом, так что оба стимула частично перекрываются во времени, реакции на нейтральный стимул. В рамках рефлекторной теории ВНД условный рефлекс рассматривался как основная единица индивидуального опыта.
  • Оперантное научение — процесс формирования инструментальных рефлексов через подкрепление собственной активности животного.
  • Импринтинг — открытая этологами форма облигатного обучения.

Рассудочная деятельность

  • Расудочная деятельность — (по Крушинскому) способность животного улавливать эмпирические законы, связывающие предметы и явления внешнего мира и оперировать этими законами в новой для него ситуации.
  • Интеллект человека — общая познавательная способность, определяющая готовность к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Формы поведения

Пищевое поведение

Пищевое поведение присуще всем животным и отличается большим разнообразием. Оно неразрывно связано с различными видами активности, связанной с поиском, запасанием пищи и обменом веществ. Поисковое поведение запускается процессами возбуждения, вызванными отсутствием пищи.

Поисковое и пищедобывательное поведение

Поисковое и пищедобывательное поведение отличается исключительным разнообразием и зависит от особенностей экологии и биологии вида. Общим для животных является повышение чувствительности к пищевым раздражителям. У личинок насекомых оно проявляется в виде положительного таксиса, по отношению к химическим раздражителям.

Животные проявляют избирательность по отношению к пище. Она может проявляться в виде строгой специализации, как у коршуна-слизнееда или в виде пищевого предпочтения, при котором животное, если у него есть выбор, отдаёт предпочтение определённому пищевому объекту [прим. 2]. Часто животные стремятся поддерживать разнообразие пищевого рациона[прим. 3].

Среди животных, питающихся живой пищей (хищников[прим. 4]), наблюдаются две основные стратегии пищедобывания — охота и пастьба.

Охота представляет собой способ добывания подвижной добычи. Охотничьи стратегии зависят от характеристик добычи и особенностей биологии охотника. Одни хищники, например, богомолы, поджидают добычу в засаде, другие строят ловушки. Хорошо известны ловушки пауков. Насекомые также строят ловушки — примером может служить муравьиный лев. Быстрые хищники, например кальмары, реализуют особую стратегию — преследование. Охота на малоподвижную и скрытную добычу требует развитых анализаторов и специальных приспособлений для её вскрытия и умерщвления (такая добыча часто обладает прочным панцирем).

Неподвижная и многочисленная добыча снимает необходимость её выслеживания и умерщвления. Питание такой добычей — пастьба — заключается в поедаются части или отдельных органов кормовых организмов. Классическим примером пастбищного типа хищников могут служить крупные позвоночные травоядные животные, такие как овцы и козы.

Отнимание добычи у других — клептопаразитизм — также распространено в животном мире. Для одних видов он является подспорьем в неблагоприятних условиях. Для других, например многих поморников, он является обычным источником пропитания. Такие виды способны активно и настойчиво преследовать жертву, чтобы отобрать добычу. Далеко не всегда клептопаразитизм вызывает ответную агрессию, особенно при межвидовом клептопаразитизме[7].

Насыщение

При поедании пищи включаются механизмы торможения, запускающиеся как физиологическими изменениями, так и сигналами от рецепторов рта, глотки, желудка и кишечника. У высокоорганизованных животных процесс потребления пищи управляется при участии центральной нервной системы, у менее высокоорганизованных этот процесс контролируется периферической нервной системой. Например у мух потребление пищи управляется по принципу обратной отрицательной связи — по мере растяжения кишечника усиливается подавление пищевого поведения[8]. Среди членистоногих встречается наружное пищеварение. Оно характерно для пауков, личинок мух и стрекоз.

Запасание пищи

Среди насекомых распространено запасание корма для личинок. Например копры откладывают яйца в заготовленные навозные шарики. Многие перепончатокрылые и некоторые двукрылые откладывают яйца в тела других животных (преимущественно насекомых). Своеобразие этой формы запасания корма позволило выделить их в отдельную экологическую категорию — паразитоиды. У некоторых грызунов, к которым относятся хомяки, мешотчатые крысы и бурундуки запасание корма приобрело характер приспособления к неблагоприятному сезону. У них запасание корма приурочено к периоду созревания злаков. За сезон обыкновенный хомяк запасает до 16 кг растительного корма[9].

Комфортное поведение

Комфортное поведение объединяет поведенческие акты, направленные на уход за телом. Комфортное поведение является неотъемлемой частью жизнедеятельности здорового животного. Нарушение комфортного поведения свидетельствует о неблагополучии животного (болезни, голоде или низком социальном статусе у общественных животных). Животные могут чистить тело при помощи конечностей, тереться о субстрат, встряхиваться, купаться в воде или песке.

Поведенческие акты, не имеющие направления, такие как принятие позы для сна также относятся к комфортному поведению.

Репродуктивное поведение

Ритуальное кормление у речной крачки

Из двух основных типов размножения — полового и бесполого, первое характеризуется исключительным разнообразие форм поведения, нацеленных на поиск партнёра, образование пар, узнавание партнёра, брачные ритуалы и собственно спаривание. Размножающиеся партогенетически организмы также иногда демонстрируют сложное половое поведение. Бесполое размножение  не требует таких адаптаций.

Животные, обитающие в природных районах с выраженной сменой сезонов года, имеют годовой цикл размножения. У них половое поведение сезон запускается внутренними годовыми (цирканнуальными) ритмами, при этом факторы внешней среды оказывают корректирующее воздействие. Например, у рыб, обитающих в водах умеренного пояса, нерест наблюдается раз в год (осенью, летом или весной), когда у рыб обитающих в тропиках он может быть не выражен вовсе.

У млекопитающих, наряду с цирканнуальным, имеется более короткий эстральный цикл, определяющийся физиологическими процессами. Эти факторы определяют готовность к спариванию. Под действием половых гормонов животные становятся чувствительными к половым сигналам — химическим, звуковым и визуальным, начинают проявлять комплексы действий, направленные на поиск парнтнёров.

Большинство высших животных приступают к спариванию только после ухаживания. Ухаживание представляет собой обмен специальными сигналами — демонстрациями. Ухаживание у животных сильно ритуализировано и отличается исключительным разнообразием: оно может включать преподнесение корма, как у чомги, демонстрацию оперения как у райских птиц, возведение сооружений, токование. Ухаживание рассматривается как механизм полового отбора. В общем случае, оно способствует отбору наиболее подходящего партнёра, а, кроме того, препятствует межвидовой гибридизации[10].

Типы брачных отношений
ПолиандрияПолигиния
Моногамия
Полигамия♂♂♂♀♀♀

Выделяют три основных типа брачных отношений — полигамия, моногамия и полиандрия.

Полигиния, частный случай полигамии, при которой один самец оплодотворяет более одной самки, является самой распространённой формой брачных отношений. Репродуктивный успех самцов при этой форме брачных отношений неодинаков. Она создаёт благодатные условия для полового отбора, приведшему к возникновению причудливых украшений, ритуалов ухаживания и турниров, победители которых получают право на спаривание.

Моногамией называется тип брачных отношений, при котором образуются более или менее прочные пары и оба партнёра участвуют в уходе за потомством. Является самой распространённой формой брачных отношений у птиц[11]с. 369.Впрочем, моногамия у птиц нередко сочетается в пределах вида с другими формами брачных отношений. Например, моногамные пары лесной завирушки часто разбавляются полиандрическими, полигиническими и полигинандрическими группировками[12].

Размножение требует от животных огромных затрат. Поэтому в период размножения животные становятся особенно требовательны к факторам окружающей среды. Кроме перечисленных форм к репродуктивному поведению можно отнести защиту территории и уход за потомством.

Родительское поведение

Родительское поведение объединяет поведенческие акты, связанные с выведением потомства. <Сложное> родительское поведение наблюдается у птиц, млекопитающих и некоторых рыб и земноводных. Родительское поведение тесно связано с репродуктивным[прим. 5] Например, у птиц постройка гнезда осуществляется в брачный период и является компонентом ухаживания. Родительское поведение делится на несколько последовательных фаз.

Птицы

У птиц первой фазой родительского поведения считается откладка яиц, за которой следует насиживание. Насиживать яйца могут как самец и самка попеременно, как у речной крачки, только самец или только самка. Большинство птиц сидят на яйцах, нагревая их теплом своего тела, но некоторые, например, сорные куры, строят специальные инкубаторы.

Необходимым условием начала перехода к насиживанию является распознавание яиц[прим. 6]. Избирательность по отношению к яйцам неодинакова у разных видов. Некоторые птицы готовы высиживать муляжи, лишь отдалённо напоминающие их яйца, когда другие, отказываются насиживать похожие яйца родственных видов, а иногда и свои собственные. Учитывая распространённость внутривидового и межвидового гнездового паразитизма — он описан более, чем у 230 видов — становится понятным биологическое значение избирательности по отношению к яйцам[11].

После вылупления птенцов начинается стадия выкармливания. По характеру ухода за потомством выделяют две группы птиц — птенцовых и выводковых. У птенцовых птиц птенцы вылупляются беспомощными, не способными добывать пищу самостоятельно и родители тщательно ухаживают за ними — кормят, обогревают и защищают. Птенцы активно выпрашивают корм — в этом случае в качестве релизера выступает клюв родителя. У выводковых птиц (гагарообразные, курообразные, гусеобразные и другие) птенцы вылупляются зрячими, способными в первые же часы жизни передвигаться вслед за родителями и кормиться самостоятельно. Поведение родителей и птенцов, обеспечивающее выкармливание, является врождённым.

Млекопитающие

У млекопитающих родительское поведение включает постройку гнезда, роды, выкармливание потомства, уход за потомством — вылизывание, перетаскивание и обучение. Особое значение для них имеет вскармливание детёнышей. Детёныши млекопитающих рождаются с сосательным рефлексом. Кормление у млекопитающих представляет собой скоординированный процесс в котором и самка, и детёныши играют активную роль. По окончании вскармливания, от самки нередко требуется специально отучать детёнышей от груди различными способами, вплоть до применения агрессии.

Насекомые

Родительское поведение нехарактерно для беспозвоночных, однако насекомые, самая высокоорганизованная группа этого типа, ухаживают за потомством. Уход за потомством является характерной чертой общественных насекомых. Эволюцию общественного образа жизни даже связывают с родительским поведением.

Самец клопа из семейства Belostomidae с кладкой на спине

Исключительным явлением является отцовское родительское поведение клопов подсемейства Belostominae, у которых самки после копуляции откладывают яйца на спину самцов. Участие последних в уходе за потомством не ограничивается ношением кладки: они создают ток воды при помощи конечностей, время от времени всплывают на поверхность, чтобы дать яйцам доступ к атмосферному воздуху, и помогают нимфам выбраться из яиц[13].

Оборонительное поведение

К оборонительному поведению относятся действия, направленные на избегание опасности. Оборонительные реакции возникают в ответ на внешние стимулы и могут быть активными, вплоть до нападения или пассивными. Классическим примером оборонительной реакции является реакция избегания, наблюдающаяся у выводковых птиц в ответ на силуэт хищника.

Агрессивное поведение

Агрессивным называют деструктивное поведение, направленное на другую особь. К нему относятся угрожающие демонстрации, нападение и нанесение травм. Агрессия служит установлению иерархических отношений у социальных животных, распределению территории и других ресурсов. Вопрос о допустимости применения термина агрессия для описания отношений между хищником и жертвой остаётся открытым.

Агрессивное поведение запускается при восприятии специфического раздражителя (релизера), в качестве которого обычно выступают запах, звуковые сигналы и элементы окраски другой особи. Проявление агрессивного поведения, точнее чувствительность и избирательность по отношению к релизерам, зависит от внутреннего состояния организма. У большинства животных агрессия наблюдается в период размножения. Это явление хорошо изучено на примере птиц и территориальных рыб. У них (самцов) в период размножения агрессию вызывает соперник, приближающийся к границам участка.

При отсутствии специфических раздражителей, агрессия может накапливаться. Результатом этого процесса является снижение порога чувствительности (и избирательности) к релизерам.

Социальное поведение

К социальному поведению относятся проявления психической деятельности, непосредственно связанные с взаимодействием между отдельными особями и их группировками. Выделяют два основных типа социального поведения — групповое, для которого характерно наличие взаимного влечения между особями и территориальное, при котором такого влечения нет. Соответственно первый тип предполагает совместное использование пространственных ресурсов, второй — исключает. Территориальный тип поведения можно называть одиночным. При этом типе социальных отношений, представители своего вида вызывают агрессию, за исключением определённого периода.

Территориальное поведение

См. также: Территориальное поведение

Территориальным называется поведение, связанное с делением доступной территории на индивидуальные участки. Оно включает выделение индивидуального участка, маркировку его границ и охрану от других особей. Территория может обозначаться звуковыми сигналами, как у птиц, пахучими метками, как у кошачьих, а также визуальными метками. Визуальные метки представляют собой экскременты, вытоптанные участки, царапины и выгрызы на коре деревьев или, в большинстве случаев, сочетание разных меток. Например медведи мочатся у деревьев, трутся о них, царапают и грызут кору, а также делают углубления в земле[14].

Исследовательское поведение

К исследовательскому поведению относят активость, направленную на изучение окружающей среды, не связанную с поиском пищи или полового партнёра. Высшие животные, попав в незнакомую обстановку начинают активно перемещаться, осматривать, ощупывать и обнюхивать окружающие предметы. Исследовательское поведение подавляется голодом, реакцией страха и половым возбуждением. Выделяют ориентировочные реакции, при котором животное остаётся неподвижным и активное исследование, при котором животное перемещается относительно исследуемого объекта или территории.

Эволюция поведения

Литература

Научно-популярная

  • Лоренц Конрад. Агрессия (так называемое «зло»).
  • Лоренц Конрад. Человек находит друга.
  • Лоренц Конрад. Кольцо царя Соломона.
  • Н. Тинберген. Социальное поведение животных.
  • Фабр Жан Анри. Инстинкт и нравы насекомых. — в двух томах.
  • Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — СПб: Петроглиф, 2007.

Классические монографии

Учебники

  • Д. Мак-Фарленд. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. — Москва: «Мир», 1988.
  • Ю.К. Рощевский. Особенности группового поведения животных. — учебное пособие. — Куйбышев: обл. типография им. Мяги, 1978. — 1 000 экз экз.

На английском языке

  • Graham Scott. Essential Animal Behavior. — Blackwell Science Ltd, 2005.

См. также

Примечания

  1. Мимоза стыдливая способна очень эффектно складывать листья при прикосновении или сотрясении. Причём, если прикоснуться к верхушке листа, то можно наблюдать последовательное распространение реакции сверху вниз — сначала сложатся листочки, затем черешочки, затем опустится черешок
  2. Экологи определяют пищевое предпочтение как превышение определённого пищевого объекта в рационе над его содержанием в среде.
  3. Сбалансированное предпочтение
  4. Эта категория в экологии противопоставляется детритофагам и объединяет как растительноядных, так и плотоядных животных(истинных хищников).
  5. некоторые исследователи даже классифицируют его как репродуктивное.
  6. Распознавание яиц некоторые учёные выделяют в отдельную фазу родительского поведения

Источники

  1. Определение дано по Биологический энциклопедический словарь / под. ред. М.С. Гилярова. — второе, исправленное. — Москва: Советская энциклопедия, 1989. — С. 483. — 864 с. — ISBN 5-85270-002-9
  2. Ю.К. Рощевский. Особенности группового поведения животных. — учебное пособие. — Куйбышев: обл. типография им. Мяги, 1978. — С. 9-10. — 1 000 экз экз.
  3. Хлебосолов Е. И. Роль поведения в экологии и эволюции животных (русск.) // Русский орнитологический журнал. — 2005. — В. 277. — Т. 14. — С. 49-55. — ISSN 0869-4362.
  4. Бактерии, их поведение и способы перемещения в пространстве  (рус.). МИКРОМИР. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 14 января 2011.
  5. Рейхольд Вайнар. Движения у растений / перевод А.Н. Сладкова. — Москва: Знание, 1987. — С. 75, 122-125. — 174 с. — (Переводная научно-популярная литература).
  6. З. А. Зорина, И.И. Полетаева. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: учебное пособие. — М.: Аспект-Пресс, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-7567-0588-1
  7. А.Г.Резанов. Клептопаразитизм озёрной чайки Larus ridibundus и короткохвостого поморника Stercorarius parasiticus в период осенней миграции // Русский орнитологический журнал. — 2007. — В. 369. — Т. 16. — ISSN 0869-4362.
  8. Жданова Т. Д. Пищевые стратегии насекомых (рус.). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 14 июня 2010.
  9. Обыкновенный хомяк — Cricetus cricetus (рус.). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 22 июня 2010.
  10. Гран В. Эволюция организмов. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 17 июня 2010.
  11. 1 2 Frank B. Gill. Ornithology. — 3d. — N.Y.: W. H. Freeman and Company, 2007. — P. 377. — 758 p.
  12. М.В. Яковлева. О формах брачных отношений у лесной завирушки Prunella modularis modularis в Южной Карелии (рус.) // Русский орнитологический журнал. — 2008. — В. 408. — Т. 17. — С. 452-458. — ISSN 0869-4362.
  13. Smith, Robert L. Evolution of Exclusive Postcopulatory Paternal Care in the Insects (англ.) // Florida Entomologist. — 1980. — В. 1. — Т. 63. — С. 67-68.
  14. Руковский Н.Н. Охотник-следопыт (рус.). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 25 июня 2010. на сайте «Питерский охотник»

Ссылки

dik.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *