Что такое познавательное развитие: Познавательное развитие — МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОУ

Содержание

Познавательное развитие — МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОУ

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраст

                ФГОС ДО 2013 г. в качестве основ

ного принципа дошкольного образо

вания рассматривает формирование 

познавательных интересов и познава

тельных действий ребёнка в различ

ных видах деятельности. Кроме того 

стандарт направлен на развитие ин

теллектуальных качеств дошкольни

ков. Согласно ему программа должна 

обеспечивать развитие личности де

тей дошкольного возраста в различ

ных видах деятельности.

                Данный документ трактует позна

вательное развитие как образова

тельную область, сущность которой 

раскрывает следующим образом: раз

витие любознательности и познава

тельной мотивации; формирование 

познавательных действий, становле

ние сознания; развитие воображения 

и творческой активности; формиро

вание первичных представлений о 

себе, других людях, объектах окружа

ющего мира, их свойствах и отноше

ниях (форме, цвете, размере, материа

ле, звучании, ритме, темпе, количест

ве, числе, части и целом, пространстве 

и времени, движении и покое, причи

нах и следствиях и др.), о планете 

Земля как общем доме людей, об осо

бенностях её природы, многообразии 

стран и народов мира.  

На наш взгляд, такое понимание 

познавательного развития   дошколь.

ников предполагает рассматривать 

его как процесс постепенного перехо.

да от одной стадии развития познава.

тельной деятельности к другой. 

К стадиям познавательного разви.

тия мы относим: любопытство, лю.

бознательность, развитие познава.

тельного интереса, развитие познава.

тельной активности. 

                Рассмотрим 

каждый из этапов подробнее.

1. К первой стадии мы относим лю

бопытство. Для неё характерно изби

рательное отношение к любому пред.

мету, обусловленное чисто внешни

ми, часто внезапно открывающимися 

ребёнку сторонами и обстоятельства.

ми. На этой стадии дошкольник до

вольствуется лишь первоначальной 

ориентировкой, связанной с занима

тельностью самого предмета; занима

тельность как фактор обнаружения 

познавательного интереса служит 

обычно его первотолчком. В качестве 

примера проявления любопытства у 

дошкольника можно привести тот 

факт, что в 2–3 года ребёнок сосредо

точивается на яркости объекта, не 

уделяя при этом особого внимания 

его сущности.

2. Вторую стадию познавательного 

развития детей дошкольного возраста 

мы определили как любознатель

ность, которая представляет собой 

ценное состояние личности, активное 

дение мира, характеризующееся

стремлением ребёнка проникнуть за 

пределы первоначально усмотренно

го и воспринятого. На этой стадии ин

тереса, как правило, проявляются 

сильные эмоции удивления, радости 

познания, восторга, удовлетворён

ности деятельностью. Сущность лю

бознательности заключается в обра

зовании и расшифровке разного рода 

загадок. 

3. Новым качеством, или стадией, 

познавательного развития дошколь

ников является познавательный инте

рес, характеризующийся повышенной 

устойчивостью, ясной избирательной 

нацеленностью на познаваемый пред

мет, ценной мотивацией, в которой 

главное место занимают познава

тельные мотивы. Познаватель

ный интерес содействует проникнове

нию дошкольника в сущностные отно

шения, связи, закономерности освое

ния действительности. Проявлением 

познавательного интереса следует счи

тать стремление ребёнка самостоя

тельно отвечать на поставленные 

вопросы, например в ходе эксперимен

тирования, исследования окружа

ющего мира.

4. К высокому уровню познаватель

ного развития детей дошкольного воз

раста мы относим познавательную ак

тивность, основой которой служит 

целостный акт познавательной дея

тельности – учебно.познавательная 

задача. 

               Следует отметить, что ФГОС ДО 

ориентирует конкретное содержание 

образовательных областей на реали

зацию в определённых видах деятель

ности, особое внимание уделяя позна

вательно-исследовательской (иссле

дование объектов окружающего мира 

и экспериментирование с ними).

              В качестве рекомендуемых нами 

видов деятельности, обеспечива

ющих познавательное развитие детей 

дошкольного возраста, мы выделяем:

– организацию решения познава

тельных задач;

– применение экспериментирова

ния в работе ДОО;

– использование проектирования.

Актуальным методом познаватель

ного развития детей дошкольного воз

раста является экспериментирование, 

которое рассматривается как практи

ческая деятельность поискового ха

рактера, направленная на познание 

свойств, качеств предметов и материа

лов, связей и зависимостей явлений. 

В экспериментировании дошкольник 

выступает в роли исследователя, кото

рый самостоятельно и активно позна

ёт окружающий мир, используя раз

нообразные формы воздействия на не.

го. В процессе экспериментирования 

ребёнок осваивает позицию субъекта 

познания и деятельности.   

                 В работе с дошкольниками исполь

зуются познавательные задачи, под 

которыми понимаются учебные зада

ния, предполагающие наличие поис

ковых знаний, способов (умений) и 

стимуляцию активного использова

ния в обучении связей, отношений, 

доказательств. Система познаватель

ных задач сопровождает весь процесс 

обучения, который состоит из после

довательных, постепенно усложня

ющихся по содержанию и способам 

видов деятельности.

                После принятия детьми познава

тельной задачи под руководством вос

питателя осуществляется её анализ: 

выявление известного и неизвестно.

го. В результате анализа дети выдви

гают предположения о возможном 

течении явления природы и его при.

чинах. Их предположения бывают 

правильными и ошибочными, часто 

противоречивыми. Воспитатель дол.

жен выслушать и учесть все предпо

ложения, обратить внимание на их 

противоречивость. Если дети не вы.

двигают никаких идей, их должен 

выдвинуть сам воспитатель. 

К эффективным методам познава

тельного развития дошкольников от.

носится проектная деятельность,

обеспечивающая развитие познава

тельных интересов детей, умений са

мостоятельно конструировать свои 

знания и ориентироваться в информа

ционном пространстве, развитие кри

тического мышления.

           Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.

), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Познавательное развитие»

— Формирование элементарных математических представлений. 

— Развитие познавательно-исследовательской деятельности. 

— Ознакомление с предметным окружением. 

— Ознакомление с социальным миром. 

— Ознакомление с миром природы. 

Сущность понятия «познавательное развитие» | Статья в журнале «Молодой ученый»



Познавательное развитие детей дошкольного возраста — одно из самых важных направлений в педагогике, которое направлено на развитие личности всесторонней, любознательной. Говоря про познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста, мы подразумеваем развитие всех сфер личности ребенка с помощью познания себя, других людей, природу, животных и окружающий мир в целом.

На сегодняшний день ФГОС под познавательным развитием подразумевает «развитие любознательности, познавательной деятельности, интересов детей во всех сферах жизни; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие творческой активности, воображения и фантазии; формирование первичных представлений о себе, об объектах окружающего мира, о их свойствах и отношениях (цвет, форма, материал и т. д.), о своей малой Родине, представления о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме всех живущих людей, об особенности ее происхождения, природы, многообразии стран и народов мира» [5].

Начиная с дошкольного возраста в ребенке формируются все важные качества его личности, происходит становление и развитие большинства способностей детей. По мере взросления ребенка личность внутри него растет, развивается, двигается, получает больше опыта, а значит все становления его личности будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из особо важных способностей ребенка — способность к познанию. Зачастую, ребенок учится и развивается с помощью предметов окружающего мира, а только потом на опыте, перенятым от взрослых (родителей или педагогов). Задача педагогов использовать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий. Необходимо развивать у ребенка познавательный потенциал, дать возможность ребенку с помощью взрослого найти информацию. Все это нужно для того чтобы развить познавательный потенциал дошкольника, чтобы он в дальнейшем мог самостоятельно добывать информацию, чтобы использовать ее в различных жизненных ситуациях. Исходя из задач познавательного развития в дошкольном возрасте, определенных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, образовательный процесс дошкольник должен быть ориентирован на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Взаимодействие между педагогом и ребенком должно быть организовано так, чтобы оно было направлено на познавательную активность, интерес к познанию, на реализацию познавательных задач дошкольника. Нужно сделать все, чтобы познавательный процесс ребенка шел непринужденно и увлекательно, но в тот же момент ребенок с удовольствием принимал нужную информацию и находил ее самостоятельно с помощью любых источников окружения. Познавательная самостоятельность — вот, что должно сформироваться у ребенка, необходимо, чтобы дошкольник сам проявлял инициативу познавать, тогда познавательный процесс станет интереснее и легче как для самого дошкольника, так и для педагога.

В дошкольном возрасте целесообразно использовать следующие формы взаимодействия с детьми, способствующие познавательному развитию:

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности

— использование дидактических игр;

— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддъяков, Д. Б. Эльконин и др.

В педагогике познавательному развитию детей особую роль уделял Я. А. Коменский. В основе своей книги «Материнская школа» Ян Амос положил принцип энциклопедичности знаний: он считал, что ребенок воспринимает мир целостно, не ограничиваясь какими-либо отдельными сторонами действительности. Он говорил о том, что «знания детей должны быть разнообразными и считал, что познавательное развитие — это естественное стремление детей к познанию» [2, с. 76].

Л. С. Выготский в рамках культурно-исторической теории считал, что познавательное развитие представляет собой взаимное сотрудничество между неопытным ребенком и опытным педагогом, который организует учебный процесс. «Идея Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития естественно вытекает из положения: познание сначала развивается в социальной ситуации и постепенно переходит под независимый контроль ребенка» [1, с. 180].

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей, для формирования и развития которого следует:

— развивать творческие способности и воображение детей, создавать для этого условия;

— укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками; развивать у детей чувство собственного достоинства.

Можно выделить условие, которое способствует развитию познавательной активности воспитанников — это создание благоприятного психологического микроклимата в детском коллективе, доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса. Следует не допускать факторы, которые тормозят развитие детской познавательной активности:

— авторитарный стиль взаимодействия взрослого с ребенком;

— угроза наказания за неуспешное действие;

— оценочный подход к действиям и личности ребенка;

— постоянная критика в адрес ребенка;

— эмоциональное отвержение ребенка;

— отсутствие творческой атмосферы в педагогическом коллективе

«Ж. Пиаже предполагает под познавательным развитием — процесс постепенного понимания человеком окружающей действительности, а приобретение знаний как эволюционный процесс, который является средством достижения адаптации» [4, с. 38].

«Как считает Ж. Пиаже, темпы познавательного развития ребенка определяются:

— уровнем его активности, степенью созревания нервной системы;

— опытом его взаимодействия с воздействующими на него объектами внешней среды;

— языком и воспитанием.

Таким образом, исходя из теории Ж. Пиаже, все дети по-разному проходят все стадии познавательного развития, но результат, полученный на каждом уровне будет отличаться у всех детей, так как способы прохождения уровней у всех детей протекают по-разному в зависимости от того, насколько ребенок развит интеллектуально и как это скажется в различных условиях развития интеллектуальных достижений» [4, с. 38].

Ориентацией образовательного процесса на познавательное развитие можно рекомендовать исследовательскую или проектную деятельность. Именно такая деятельность сможет способствовать активизации направления ребенком на возможность достижение познания самостоятельно, добывая информацию через различные источники.

В тоже время Л. В. Трубайчук считает, что «под познавательным развитием принято понимать раскрытие ребенком познавательных возможностей своего сознания, обнаружение их в себе с целью познания окружающего мира и активного участия в нем» [3, с. 157].

Дошкольный возраст является важнейшим этапом становлением личности ребенка, его познавательной культуры и образованности. В связи с этим, познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста становится приоритетным направлением в педагогической деятельности воспитанников. Этот возраст самый лучший для познания, в этом возрасте у ребенка просыпается интерес к окружающим его предметам, расширяется кругозор и интеллект ребенка.

Познавательное развитие способствует формированию общего развития ребенка: развиваются устойчивые личностные качества ребенка, такие как, интеллект, познание, нравственность. Мир, который видит дошкольник прекрасен, необъятен и велик, ребенка интересует все, но ему сложно понять взаимодействия предметов между собой и их взаимосвязи. В среднем дошкольном возрасте у ребенка просыпается интерес к живой и неживой природе, к познаниям о своем родном крае. На основе опыта у детей складываются свои предпочтения, стремления: разузнать, подойти, потрогать. Воображение, знание об окружающем мире ребёнка расширяют границы собственного опыта детей, и именно познавательное развитие позволяет ребёнку самовыразиться и самореализоваться.

Основы познавательного развития необходимо закладывать с раннего возраста: от эмоционального воспитания до активного действия. Целью познавательного образования в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения человека. Заботливое отношение к окружающему миру закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного отношения ко всему окружающему со стороны взрослых.

Нельзя анализировать познавательное развитие ребенка, не учитывая его индивидуальность и особенность личности. Л. С. Выготский говорил: «мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши побуждения и интересы, наши эмоции и аффекты» [1, с. 128]. Как только раскрывается «аффективная и волевая тенденция» ребенка, только в том случае можно понять особенности его познавательного развития.

Запорожец А. В., Божович Л. И. отмечали, что с окончанием дошкольного периода развитие ребенка усовершенствуется, становится целой системой взаимосвязанных качеств мыслительной деятельности, улучшается аналитико-синтетическая, познавательная деятельность, заметно качество приобретения новых личностных сфер деятельности, включая познавательные интересы.

Одной из базовых первичных форм познавательного интереса представляется любопытство. В его основу входят все естественные реакции ребенка на те или иные жизненные ситуации: на изменение предметно-пространственного мира, на изменение обстановки, появление в помещении или на улице чего-то яркого, красочного, эмоционально-привлекательного. Проявляется интерес к обществу, к сверстникам, взрослым людям. Занков Л. В. писал о том, что «мыслительные процессы на чувственное познание действительности и представляют собой лишь первоначальный анализ и синтез данных чувственного опыта» [9, с. 122].

Любопытство является источником появления любознательности. Так у ребенка со временем формируется любознательность и у ребенка появляются новые вопросы, ребенок стремится проникнуть за пределы увиденного, представить картину в еще более ярких красках. Вопросы ребенка направлены на существенные характеристики предмета и объекты окружающего мира.

В познании выделяются два компонента, которые взаимосвязаны между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. К первому компоненту относится: интерес ребенка к окружающему миру, способ получения информации для устойчивого познания ребенка, переработка ребенком полученной информации, сбор и систематизация полученной информации.

Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Вторым компонентом познание является само отношение ребенка к информации. Дети больше всего хотят познавать то, что им больше всего интересно и то к чему они хорошо относятся. Если дети плохо к чему относятся они категорически не хотят воспринимать информацию, а значит познавать что-либо.

Дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной деятельности ребенка. Познавательное развитие подразумевает развитие всех психических процессов, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. Они называются познавательными процессами. К ним относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение.

Л. С. Выготский показал, что каждый познавательный психический процесс (восприятие, память, мышление и др.) имеет логику своего развития и преобразуются путем интеграции в высшую психическую функцию, которая носит произвольный характер. Если ребенку интересен сам конечный результат, на который нацелена его деятельность и ему понятны все приемы познавательной деятельности, то произвольность в психической сфере формируются легче и быстрее.

Рассмотрим такие понятия, как восприятие, внимание, воображение.

Восприятие — это познавательный процесс, в ходе которого человек получает информацию о каком-либо предмете. Информация поступает в головной мозг через органы чувств, после чего у человека формируется целостный образ воспринятого предмета. По мнению Запорожца А. В. можно выделить следующие положения о развитии восприятия у детей в процессе деятельности:

— восприятие — культурно-обусловленный процесс, который связан с освоением системы сенсорных эталонов;

— восприятие дошкольника носит деятельностный характер и характеризуется применением ребенком сенсорных эталонов в процессе выполнения системы перцептивных действий.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.

Психолог Р. С. Немов отмечает, что «развитие внимания означает его постепенное совершенствование по всем или отдельным свойствам, в частности — повышение устойчивости, концентрации, переключаемости и расширение объема. Под развитием внимания также понимают переход от более простых к более сложным видам от врожденных к приобретенным его видам» [8, с. 118]. Особенностью внимания является то, что оно существует в процессе осуществляемых человеком действий, например, когда ребенок не просто смотрит, а видит или рассматривает, когда не просто слышит, а слушает или прислушивается. Поэтому внимание иногда называют «рабочим состоянием сознания».

Воображение — важнейшее психическое новообразование дошкольного детства, и его становление образует ключевой вектор психического развития ребенка.

В. В. Давыдов утверждал, что воображение составляет «психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности».

Е. Е. Кравцова считает, что в дошкольном возрасте можно выделить три стадии и одновременно три основных компонента этой функции:

— опора на наглядность,

— использование прошлого опыта,

— особая внутренняя позиция.

Основное свойство воображения — способность видеть целое раньше частей — обеспечивается целостным контекстом или смысловым полем предмета или явления.

H. Е. Веракса пришел к выводу, что «индивидуальные особенности развития познавательной сферы детей обусловлены спецификой средств, которые дошкольники осваивают в различных видах деятельности». Кроме этого, Н. Е. Веракса считает, что «индивидуальная траектория познавательного развития ребенка дошкольника в значительной степени может быть гармонизирована в ходе специально организованной образовательной работы» [6, с. 73].

Литература:

1. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. — 379 с.

2. Коменский, Я. А. Ян Коменский: Учитель учителей. Избранное / Я. А. Коменский. — М.: Карапуз. — 2008. — 288 с.

3. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. — М.: Издательский Дом «Восток», 2003. — 274 с.

4. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже [пер. с фр.]. — М.: Просвещение, 1969. — 659 с. — Доп. тит. л. фр., англ. — Библиогр.: с. 646- 659. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/piazhe_izbrannye-psihologicheskie-trudy_1969/

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17. Октября 2013 г. № 1155 г. Москва.

6. Веракса, Н.Е Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4–7 лет / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов — М.: Мозайка-Синтез. — 2014

7. Люблинская, А.А. «Детская психология» Учебное пособие для студентов педагогических институтов / А. А. Люблинская. — М.: «Просвещение». — 1971.

8. Немов, Р. С. Психология: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений./ Р. С. Немов. — М.: Просвещение. — 1990. — 324с.

9. Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении /Л. В. Занков. — Москва: Знание, 2007. -162 с.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательное развитие, дошкольный возраст, ребенок, окружающий мир, интерес, информация, образовательный процесс, познавательное развитие детей, познание, дошкольное детство.

Что такое когнитивное развитие? 3 Psychology Theory

Когнитивное развитие, безусловно, непростая тема для понимания.

Но не волнуйтесь, мы сделаем все возможное, чтобы помочь вам с основами этой сложной области обучения.

Мы начнем с предыстории, а затем покажем вам, как когнитивные навыки используются каждый день. Кроме того, мы объясним несколько теорий и опишем увлекательные исследования.

Поскольку когнитивное развитие продолжается не только в детстве, но и в подростковом возрасте, мы уверены, что вы тоже захотите узнать об этом все.

В завершение этой статьи приведем несколько полезных ресурсов. Вы можете использовать их для поддержки когнитивных навыков ваших студентов или клиентов.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Что такое когнитивное развитие в психологии?
  • Навыки когнитивного развития и важные вехи
  • 5 реальных примеров когнитивного развития
  • 3 новаторские теории когнитивного развития
  • Взгляд на когнитивное развитие в подростковом возрасте
  • 3 увлекательных исследования
  • Полезные ресурсы с сайта PositivePsychology. com
  • Сообщение на вынос
  • Ссылки

Что такое когнитивное развитие в психологии?

Когнитивное развитие — это то, как люди приобретают, систематизируют и учатся использовать знания (Gauvain & Richert, 2016).

В психологии в центре внимания когнитивного развития часто находится только детство. Однако когнитивное развитие продолжается в подростковом и взрослом возрасте. Это включает в себя приобретение языка и знаний, мышления, памяти, принятия решений, решения проблем и исследования (Von Eckardt, 1996).

Большая часть исследований когнитивного развития у детей сосредоточена на мышлении, развитии знаний, изучении и решении проблем (Carpendale & Lewis, 2015).

Дебаты о природе и воспитании

Дебаты о природе и воспитании относятся к тому, сколько человек наследует по сравнению с тем, насколько сильно на него влияет окружающая среда. Как природа и воспитание влияют на когнитивное развитие?

Американский психолог Артур Дженсен (1969, 1974) подчеркивал роль генетики в интеллекте, приводя аргументы в пользу генетической разницы в интеллекте белых и черных людей.

Дженсен (1969) сделал несколько очень смелых утверждений, заявив, что чернокожие обладают более низкими когнитивными способностями. Его исследования подверглись резкой критике за дискриминацию. Он не учитывал встроенную предвзятость психометрического тестирования (Ford, 1996). Более низкие результаты тестов чернокожих, скорее всего, были результатом нехватки ресурсов и некачественных жизненных возможностей (Ford, 2004).

В огромной перекрестной выборке из 11 000 близнецов-подростков Брант и соавт. (2013) обнаружили, что люди с более высоким коэффициентом интеллекта (IQ), по-видимому, больше подвержены влиянию воспитания и стимуляции. Исследователи предположили, что это может быть связано с их повышенным вниманием и системой возбуждения, поглощающей больше информации из окружающей среды, более открытой для нового опыта и позволяющей пластичности и изменениям мозга происходить.

Они также обнаружили, что подростки с более низким коэффициентом интеллекта больше подвержены генетическому влиянию родителей на их коэффициент интеллекта. Исследователи предположили, что их более низкий уровень интеллекта может привести к более низкому уровню мотивации и неспособности искать новый опыт.

Это исследование подчеркивает необходимость поддержки людей с более низким уровнем IQ с помощью позитивных вмешательств для повышения их когнитивных способностей и способностей.

Навыки когнитивного развития и важные вехи

Вехи развития — это определенные достижения в навыках, которые предсказуемо происходят с течением времени.

Эти вехи отражают достижение навыков и учитывают генетический состав и влияние окружающей среды (Dosman, Andrews, & Goulden, 2012).

Вот некоторые из этих важных вех, связанные с ними навыки и возраст, в котором они обычно достигаются. Следующая таблица изменена из Института развития ребенка.

Веха Описание Примерный возраст
Постоянство объекта (раннее) Следует за объектом до тех пор, пока он не исчезнет из поля зрения.
Поиск частично скрытого объекта.
4–8 месяцев
Постоянство объекта Будет искать полностью спрятанный предмет. 9–12 месяцев
Причина и следствие Начинает понимать причину и следствие в действиях. Понимает, как получить ответ. 9 месяцев
Функциональное использование объектов Понимает, для чего используются объекты. 12–15 месяцев
Игра (Репрезентативная) Может функционально использовать кукол. 18 месяцев
Воспроизведение (символическое) Может символически использовать объект для представления чего-то другого. 2–3 года
Навыки (доакадемические) Знает буквы, цифры, формы и цвета, умеет считать. 3–5 лет
Мышление (логическое) Понимает разговор и многоэтапное решение проблем. Понимает точку зрения других. 6–12 лет
Мышление (абстрактное) Абстрактное мышление, выдвижение гипотез и выводы. >13 лет

Таблица 1. Основные этапы развития познавательных способностей и навыков у детей

Языковые и другие когнитивные навыки

Языковые навыки важны для способности ребенка общаться и взаимодействовать с другими. Эти навыки поддерживают другие области развития ребенка, такие как когнитивное, грамотное и социальное развитие (Roulstone, Loader, Northstone, & Beveridge, 2002).

Приведенная ниже измененная таблица была взята с австралийского веб-сайта для родителей Raisingchildren.net.au и описывает развитие речи у детей.

Языковая активность Приблизительный возраст 9 лет0070
Использование слов в единственном числе. Часто напоминают точные слова, такие как «дада», что означает «папа». К концу 18 месяцев ребенок сможет выполнять простые инструкции, такие как «сесть» и «встать». 12–18 месяцев
Использование предложений из двух слов. Ребенок может понимать, что говорят знакомые люди и наоборот, а незнакомые люди понимают примерно половину того, что говорят. 18 месяцев–2 года
Ребенок будет использовать три-четыре слова с большей точностью. Игра сочетается с беседой. 2–3 года
Ребенок проиллюстрирует абстрактные мысли и покажет свои мысли и чувства через более сложные разговоры. Способность обсуждать многие темы проявляется как минимум к концу 5-летнего возраста. Будет понимание базовой грамматики и рассказов. 3–5 лет
К настоящему времени дети начинают хорошо рассказывать истории и творчески составлять слова и предложения. Дети могут делиться мнениями, и к 8 годам они могут вести беседы во взрослом стиле. 5–8 лет

Таблица 2. Речевое развитие в возрасте от 0 до 8 лет

Навыки мышления

Мышление касается манипулирования информацией и связано с рассуждениями, принятием решений и решением проблем (Kashyap & Minda, 2016). Язык необходимо развивать, потому что слова нужны, чтобы думать.

Занятия по развитию познавательных способностей помогают развивать мышление и мышление. Мышление — это навык, который не начинается с рождения. Он развивается постепенно в детстве и прогрессирует быстрее, когда детям около двух лет. Рассуждение развивается около шести. К 11 годам детское мышление становится гораздо более абстрактным и логичным (Пиаже, 19 лет).36).

Развитие знаний

Знания необходимы для когнитивного развития и успеваемости. Расширение знаний означает улучшение навыков говорения, чтения, слушания и рассуждения. Знания связаны не только с языком. Его также можно получить, выполнив задание (Bhatt, 2000). Это начинается с рождения, когда дети начинают понимать окружающий их мир с помощью своих органов чувств (Piaget, 1951).

Накопление знаний важно для детей, чтобы кодировать и извлекать новую информацию. Это позволяет им усваивать новый материал. Знания помогают облегчить критическое мышление (Пиаже, 1936). Очевидно, что развитие базы знаний детей является важной частью когнитивного развития.

Развитие памяти

Развитие памяти происходит на протяжении всей жизни и связано с личным опытом.

Эксплицитная память, которая относится к запоминанию событий и фактов повседневной жизни, развивается в первые два года жизни (Stark, Yassa, & Stark, 2010). Эксплицитная память развивается в возрасте от 8 до 10 месяцев.

Рабочую память и повышение ее производительности можно наблюдать с трех до четырех лет в подростковом возрасте (Ward, Berry, & Shanks, 2013). Это демонстрируется повышенным вниманием, овладением языком и расширением знаний.

Имплицитная память, которая является бессознательной и непреднамеренной, представляет собой рано развивающуюся систему памяти у младенцев и развивается по мере взросления мозга (Ward et al. , 2013).

Навыки восприятия

Навыки восприятия развиваются с рождения. Они являются важным аспектом когнитивного развития. Большинство детей рождаются с органами зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния (Karasik, Tamis-LeMonda, & Adolph, 2014).

По мере развития дети учатся общаться, взаимодействуя с окружающей средой и используя свои сенсорные и моторные навыки (Karasik et al., 2014).

Когда визуальные, тактильные и слуховые навыки объединяются, они превращаются в навыки восприятия. Затем эти навыки восприятия используются для оценки пространственных отношений, различения фигуры и фона и развития зрительно-моторной координации (Libertus & Hauf, 2017).

Изучение и решение задач

Очень маленькие дети могут решать задачи, когда играют с кубиками, предметами и мячами. Он тесно связан с навыками восприятия и памяти. Очень маленькие дети, играющие с кубиками, берущие в руки ложку или даже ищущие предметы, демонстрируют развитие навыков решения проблем (Goldschmied & Jackson, 19). 94). Это известно как эвристическая игра (Auld, 2002).

По мере того, как дети развиваются когнитивно и осваивают язык, решение проблем переходит к абстрактному мышлению и решению логических задач (Needham, Barrett, & Peterman, 2002). Решение проблем и исследование взаимосвязаны. Наука, инженерия и математика основаны на навыках исследования и решения проблем.

Загрузите 3 бесплатных инструментария для позитивной психологии (PDF)

Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.

5 примеров когнитивного развития из реальной жизни

Чтобы понять, как люди думают и обрабатывают информацию, важно посмотреть, как когнитивные навыки используются в повседневной жизни. Вот несколько реальных примеров когнитивного развития.

Принятие решений

Чтобы принять решение, человеку необходимо взвесить информацию и сделать лучший выбор. В качестве примера подумайте о меню ресторана. В меню много информации о вариантах питания. Чтение меню требует, чтобы вы анализировали данные, а затем уменьшали их, чтобы сделать конкретный выбор блюд.

Распознавание лиц

Вы когда-нибудь задумывались, почему можно узнать человека, даже если он отрастил бороду, накрасился или носит очки или сменил цвет волос?

Когнитивная обработка используется при распознавании лиц и объясняет, почему мы по-прежнему узнаём людей, которых встречаем спустя долгое время, несмотря на иногда резкие изменения их внешности.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

Это широко используемое терапевтическое вмешательство основано на понимании когнитивных функций и того, как они изменяют поведение.

Она основана на предположении, что познание и поведение связаны, и эта теория часто используется, чтобы помочь людям преодолеть негативные модели мышления. КПТ предоставляет им альтернативные модели позитивного мышления для поощрения позитивного поведения.

Забывание

Когнитивные процессы кратковременной и долговременной памяти объясняют забывание. Пример забывчивости можно увидеть у студентов, которые не готовятся к экзаменам. Если они не переведут информацию из кратковременной в долговременную память, они забудут знания, необходимые для экзамена, и могут провалиться.

Рассуждение

Мышление и познание необходимы для рассуждения. Рассуждение включает в себя интеллект и попытку поиска истины из новой или существующей информации. Пример такой активности можно увидеть в политических дебатах на телевидении.

3 Новаторские теории когнитивного развития

Существует несколько теорий когнитивного развития, некоторые из которых более известны, чем другие.

Все они пытаются объяснить, как происходит когнитивное развитие.

Теория когнитивного развития Пиаже

Жан Пиаже (1936) известен своей теорией познания, которая рассматривает четыре конкретных этапа развития.

На сенсомоторной стадии (0–2 года) у младенцев формируются представления о мире с помощью органов чувств и движений (осязание, осязание, слушание и наблюдение). Это когда дети развивают постоянство объекта.

На дооперациональном этапе (2–7 лет) зарождаются язык и абстрактное мышление. Это стадия символической игры.

В возрасте 7 лет ребенок вступает в конкретно-операциональную стадию по Пиаже, которая продолжается до 11 лет. Это когда логическая и конкретная мысль вступает в действие.

В возрасте 11 лет дети изучают логические и абстрактные правила и решают задачи. Пиаже описал это как формальную операционную стадию.

Теория Выготского

Лев Выготский описал альтернативную теорию. Он считал, что познавательное развитие детей возникает благодаря их физическому взаимодействию с миром (Выготский, 19).32). Теория Выготского исходит из того, что поддержка взрослых и сверстников способствует развитию высших психических функций. Его называют социокультурной теорией (Ясницкий, 2018).

Выготский считал, что первоначальные социальные взаимодействия ребенка побуждают к развитию, и по мере усвоения ребенком обучения это переводит его познание на индивидуальный уровень.

Выготский (1932) считал детей родственными подмастерьям, учащимся у более опытных, понимающих их потребности.

Существуют две основные темы теории Выготского.

Зона ближайшего развития описывается как дистанция между фактическим уровнем развития и уровнем потенциального. Это определяется самостоятельным решением задач при сотрудничестве детей с более способными сверстниками или под руководством взрослого (Выготский, 1931).

Это может объяснить, почему некоторые дети лучше учатся в присутствии других, у которых больше знаний и навыков, но хуже в одиночестве. Эти навыки, проявляющиеся в социальном контексте, а не в изолированной обстановке, находятся в зоне ближайшего развития. Это подчеркивает, как более осведомленный человек может оказать поддержку когнитивному развитию ребенка (Выготский, 19 лет).32).

Мышление и речь считаются необходимыми. Выготский описал связанную связь между развитием языка и мыслительным процессом. Его теория объясняет, как младшие дети используют речь, чтобы думать вслух. Постепенно у них развивается безмолвная внутренняя речь, когда развиваются ментальные концепции и когнитивное осознание (Выготский, 1931).

Теория экологических систем

Другая, более современная теория, в некотором смысле похожая на теорию Выготского, принадлежит американскому психологу Ури Бронфенбреннеру (1974). Он предположил, что окружение ребенка в рамках расположения структур по-разному влияет на ребенка (Bronfenbrenner, 1974).

Пять структур Бронфенбреннера — это микросистема, мезосистема, экосистема, макросистема и хроносистема. Они касаются окружающей среды, семьи, школы, ценностей, обычаев и культуры. Они взаимосвязаны, и каждая система влияет на другие системы, влияя на развитие ребенка (Bronfenbrenner, 1977).

Бронфенбреннер (1974) считал микросистему наиболее влиятельной. Эта система включает в себя развивающегося ребенка, семью и образовательную среду и больше всего влияет на когнитивное развитие ребенка.

Теория когнитивного развития Пиаже – Sprouts


Взгляд на когнитивное развитие в подростковом возрасте

Подростковый возраст – это переходный период между поздним детством и началом взрослой жизни.

Основываясь на поэтапной теории когнитивного роста Инхельдера и Пиаже (1958), подростковый возраст — это период, когда дети становятся застенчивыми и начинают интересоваться мнением других людей в период полового созревания (Steinberg, 2005). Психосоциальный контекст подростков значительно отличается от контекста детей и взрослых.

В подростковом возрасте мозг проходит через драматический процесс ремоделирования. Нейронная пластичность способствует развитию социальных когнитивных навыков (Huttenlocher, 1979). Структурное развитие областей коры головного мозга может существенно влиять на когнитивные функции в подростковом возрасте (Huttenlocher, De Courten, Garey, & Van der Loos, 1983).

Распознавание выражений лица и эмоций является одной из областей социального познания, которая исследовалась в подростковом возрасте (Herba & Phillips, 2004). В исследовании подростков было обнаружено, что миндалевидное тело, часть мозга, связанная с обработкой эмоций, значительно активируется в ответ на испуганные выражения лица (Baird et al., 19).99). Это подчеркивает, что развитие эмоционального познания занимает видное место в этой возрастной группе.

3 Увлекательные исследования

Существует множество примеров тематических исследований, связанных с когнитивным развитием.

Вот три, которые нам показались наиболее интересными.

1. Программа когнитивной абилитации для детей

Millians and Coles (2014) изучали пятерых детей, у которых наблюдались трудности в обучении и успеваемости из-за пренатального воздействия алкоголя. До и после вмешательства исследователи давали детям стандартные тесты на невербальное мышление и успеваемость.

Четыре из пяти детей продемонстрировали увеличение до среднего диапазона баллов по показателям невербальной речи, рассуждения, чтения и математики. Это исследование подчеркнуло преимущества вмешательств для решения когнитивных трудностей у детей и проблем с обучением, даже если когнитивные трудности очевидны с рождения.

2. Двуязычные дети и улучшенное обучение

Было показано, что знакомство детей с двумя языками улучшает когнитивные способности, особенно решение проблем (Ramirez-Esparza, García-Sierra, & Kuhl, 2017).

испанских младенца в возрасте от 7 до 33,5 месяцев получали один час занятий английским языком в течение 18 недель. К концу 18 недель дети произносили в среднем 74 английских слова и фразы. Это исследование показало, что возраст от 0 до 3 лет является лучшим временем для изучения второго языка и достижения отличного уровня владения языком. Однако языки можно изучать в любой момент жизни.

3. Необычная автобиографическая память

В ходе необычного исследования было обнаружено, что у женщины, описанной как AJ, очень хорошая автобиографическая память, состояние, которое доминировало в ее жизни (Parker, Cahill, & McGaugh, 2006).

Ее память описывалась как «безостановочная, неконтролируемая и автоматическая». Эй-Джей не использовал никаких мнемонических приемов для припоминания. Она могла рассказать вам, чем она занималась в любой день своей жизни.

ЭйДжей также могла вспомнить свое прошлое с высокой степенью точности. Это исследование предоставило некоторые важные детали нейробиологии автобиографической памяти и изменений в префронтальной коре, которые вызывают эти превосходные когнитивные способности.

Полезные ресурсы с сайта PositivePsychology.com

Если эта статья вызвала у вас интерес и вы хотите узнать больше об улучшении когнитивных функций, просмотрите соответствующие сообщения.

Как улучшить когнитивные функции: 6 умственных упражнений

В этой статье описываются способы проверки когнитивных способностей ваших клиентов. Есть несколько упражнений и игр, которые вы, возможно, захотите использовать со своими клиентами, чтобы помочь им улучшить свое когнитивное здоровье и функционирование и помочь им сохранить это на протяжении всей жизни.

10 Неврологические преимущества упражнений

Физические упражнения — отличный способ улучшить работу мозга. Эта увлекательная статья объясняет преимущества физических упражнений для защиты от стресса и старения, а также для поддержания положительного психического здоровья и познания.

Советы по гигиене сна

Наряду с физическими упражнениями сон является важным компонентом для правильной работы мозга. В этой статье есть отличные идеи по гигиене сна, и вы можете использовать контрольные списки и рабочие листы, чтобы поддерживать сон ваших клиентов, позволяя им улучшить работу своего мозга.

17 упражнений по позитивной психологии

Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта подборка содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.

Важная информация

В первые несколько лет жизни ребенка происходят быстрые изменения в развитии мозга. Это часть познавательного развития ребенка. Существует множество различных теорий того, как и когда это происходит. Они не высечены на камне, но являются руководством к когнитивному развитию детей.

Если дети не достигают своих целей примерно в то время, когда они должны, дополнительная поддержка может помочь изменить ситуацию. Даже дети с фетальным алкогольным синдромом могут добиться значительного улучшения когнитивных функций при специализированной поддержке.

Помните, когнитивное развитие не заканчивается в детстве, как впервые предполагала схематическая теория Пиаже. Это продолжается в подростковом возрасте и далее. Изменения когнитивного развития продолжаются на протяжении большей части жизни подростка по мере развития мозга.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.

  • Олд, С. (2002). Пять ключевых принципов эвристической игры. Первые годы: Нга Тау Туатахи . New Zealand Journal of Infant and Toddler Education , 4 (2), 36–37.
  • Бэрд, А. А., Грубер, С. А., Фейн, Д. А., Маас, Л. К., Стейнгард, Р. Дж., Реншоу, П. Ф., … Юргелун-Тодд, Д. А. (1999). Функциональная магнитно-резонансная томография распознавания лицевых аффектов у детей и подростков. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии , 38 , 195–199.
  • Бхатт, Г. Д. (2000). Организация знаний в цикле развития знаний. Журнал управления знаниями , 4 (1), 15–26.
  • Брант, А. М., Мунаката, Ю., Бумсма, Д. И., ДеФрис, Дж. К., Хаворт, К. М. А., Келлер, М. К., … Хьюитт, Дж. К. (2013). Природа и воспитание высокого IQ: длительный чувствительный период для интеллектуального развития. Психологические науки , 28 (8), 1487–1495.
  • Бронфенбреннер, У. (1974). Исследования развития, государственная политика и экология детства. Развитие ребенка , 45 (1), 1–5.
  • Бронфенбреннер, У. (1977). К экспериментальной экологии человеческого развития. Американский психолог , 32 (7), 513–531.
  • Карпендейл, Дж. И. М., и Льюис, К. (2015). Развитие общественного сознания. В LS Liben, U. Müller и RM Lerner (Eds.). Справочник по детской психологии и науке о развитии: когнитивные процессы (7-е изд.) (стр. 381–424). Джон Уайли и сыновья.
  • Досман, К.Ф., Эндрюс, Д., и Гулден, К.Дж. (2012). Возрастные вехи, основанные на фактических данных, как основа для наблюдения за развитием. Педиатрия и здоровье детей , 17 (10), 561–568.
  • Форд, Д.Ю. (1996). Преодоление неуспеваемости одаренных чернокожих учащихся: перспективные практики и программы . Издательство Педагогического колледжа.
  • Форд, Д.Ю. (2004). Проверка интеллекта и культурное разнообразие: опасения, предостережения и соображения (RM04204). Национальный исследовательский центр одаренных и талантливых.
  • Говен, М., и Ричер, Р. (2016). Когнитивное развитие. В Х.С. Фридман (ред. ) Энциклопедия психического здоровья (2-е изд.) (стр. 317–323). Академическая пресса.
  • Гольдшмид, Э., и Джексон, С. (1994). Люди младше трех лет. Маленькие дети в детском саду . Рутледж.
  • Херба, К., и Филлипс, М. (2004). Аннотация: Развитие распознавания выражений лица с детства до подросткового возраста: поведенческие и неврологические аспекты. Журнал детской психологии и психиатрии , 45 (7), 1185–1198.
  • Huttenlocher, PR (1979). Синаптическая плотность в лобной коре человека – изменения в развитии и последствия старения. Исследование мозга , 163 , 195–205.
  • Хаттенлохер, П.Р., Де Куртен, К., Гэри, Л.Дж., и Ван дер Лоос, Х. (1983). Развитие синапсов в коре головного мозга человека. Международный журнал неврологии , 16–17 , 144–54.
  • Инхелдер, Б., и Пиаже, Дж. (1958). Рост логического мышления от детства к подростковому возрасту . Основные книги.
  • Дженсен, А. Р. (1969). Интеллект, способность к обучению и социально-экономический статус. Журнал специального образования , 3 (1), 23–35.
  • Дженсен, А. Р. (1974). Этническая принадлежность и успеваемость. Психологические отчеты , 34 (2), 659–668.
  • Карасик, Л.Б., Тамис-ЛеМонда, К.С., и Адольф, К.Е. (2014). Ползающие и ходячие младенцы вызывают у матерей разные вербальные реакции. Наука о развитии , 17 , 388–395.
  • Кашьяп, Н., и Минда, Дж. П. (2016). Психология мышления: Рассуждение, принятие решений и решение проблем. Обучение и преподавание психологии , 15 (3), 384–385.
  • Либертус, К., и Хауф, П. (2017). От редакции: Двигательные навыки и их основополагающая роль в перцептивном, социальном и когнитивном развитии. Границы психологии , 8 .
  • Миллианс, М. Н., и Коулз, К. Д. (2014). Тематическое исследование: Субботняя программа когнитивной абилитации для детей, подвергшихся пренатальному воздействию алкоголя. Психологическая неврология , 7 , 163–173.
  • Нидхэм, А., Барретт, Т., и Питерман, К. (2002). Вдохновение для развития исследовательских навыков у младенцев: ранний симулированный опыт дотягивания предметов с помощью «липких варежек» улучшает навыки исследования предметов у младенцев. Поведение и развитие младенцев , 25 , 279–295.
  • Паркер, Э.С., Кэхилл, Л., и Макго, Дж.Л. (2006). Случай необычного автобиографического воспоминания. Нейрокейс , 12 (1), 35–49.
  • Пиаже, Дж. (1936). Истоки интеллекта у ребенка . Рутледж и Кеган Пол.
  • Пиаже, Дж. (1951). Игра, мечты и подражание в детстве (т. 25). Рутледж.
  • Рамирес-Эспарса, Н., Гарсия-Сьерра, А., и Куль, К.П. (2017). Влияние раннего социального взаимодействия на более позднее языковое развитие у испано-английских двуязычных младенцев. Развитие ребенка , 88 (4), 1216–1234.
  • Роулстоун, С. , Лоадер, С., Нортстоун, К., и Беверидж, М. (2002). Речь и язык детей в возрасте 25 месяцев: описательная дата из Продольного исследования родителей и детей Avon. Раннее развитие и уход за детьми , 172 , 259–268.
  • Старк, С.М., Ясса, Массачусетс, и Старк, К.Э.Л. (2010). Индивидуальные различия в эффективности разделения пространственных паттернов, связанные со здоровым старением у людей. Обучение и память , 17 (6), 284–288.
  • Стейнберг, Л. (2005). Когнитивное и эмоциональное развитие в подростковом возрасте. Тенденции в когнитивных науках , 9 , 69–74.
  • Фон Эккардт, Б. (1996). Что такое когнитивная наука? Пресса Массачусетского технологического института.
  • Выготский, Л. С. (1931). Подростковая педагогика: Развитие мышления и формирование понятий в подростковом возрасте . Марксисты.org.
  • Выготский, Л. С. (1932). Мысль и язык. Глава 6: Развитие научных понятий в детстве . Марксисты.org.
  • Ясницкий, А. (2018). Наука Выготского о сверхчеловеке: от утопии к конкретной психологии. В А. Ясницкий (ред.). К вопросу о наследии Выготского: научная психология или героический культ . Рутледж.
  • Уорд, Э. В., Берри, Си Джей, и Шанкс, Д. Р. (2013). Влияние возраста на неявную память, которое не связано с явным загрязнением: последствия для теорий одной и нескольких систем. Психология и старение , 28 (2), 429–442.

Когнитивное развитие в раннем детстве: этапы, преимущества и примеры

Когнитивное развитие в раннем детстве – это то, как дети думают, исследуют и понимают. Это развитие знаний, навыков, решения проблем и предрасположенностей, которые помогают детям думать и понимать окружающий мир. Развитие мозга является частью когнитивного развития.

Когнитивное развитие относится к набору интеллектуальных способностей, которые исследователи считают «нормальными» для младенцев, малышей, дошкольников или детсадовцев. Другими словами, это количественная оценка или систематизация того, что ребенок должен уметь делать или понимать к определенному возрасту.

Examples of cognitive skills

Some of the most important cognitive skills for a child are:
  • Attention and response
  • Language learning
  • Memory
  • Thinking
  • Information processing
  • Problem-solving
  • Простое рассуждение
  • Понимание причины и следствия
  • Распознавание образов

Швейцарский психолог Жан Пиаже разработал теорию когнитивного развития в 1952. По Пиаже, среда не формирует поведение ребенка; скорее, дети и взрослые активно стремятся понять окружающую их среду и адаптироваться.

Теория Пиаже является наиболее полной теорией когнитивного развития детей. Теория пропагандировала, что мы можем узнать об интеллектуальном развитии детей не меньше, чем из их правильных ответов, из их неправильных ответов на контрольные вопросы. Он описывает четыре различных этапа когнитивного развития у детей: сенсомоторный, предоперационный, конкретный и формальный.

Четыре стадии роста:
  1. Сенсомоторная стадия: это стадия от рождения до 2 лет, когда ребенок способен различать себя и окружающую среду.
  2. Дооперационный этап: на этом этапе (возраст 2–7 лет) ребенку нужны конкретные физические ситуации. Объекты классифицируются простыми способами на основе их важных признаков. Ребенок не способен абстрактно мыслить.
  3. Стадия конкретной операции: на этой стадии (7–11 лет) ребенок начинает мыслить абстрактно и концептуализировать вещи, создавая логические структуры, объясняющие физический опыт ребенка.
  4. Стадия формальных операций: это стадия от 11 до 15 лет, на которой познание достигает своей окончательной формы. Абстрактное мышление ребенка похоже на мышление взрослого, и он способен к дедуктивным и гипотетическим рассуждениям.

Преимущества когнитивного развития:
  • Способствует долгосрочному обучению: Как мы все знаем, обучение — это процесс на протяжении всей жизни. Когнитивное обучение побуждает учащихся применять практический подход к обучению, который поможет им принимать важные решения в дальнейшей жизни, изучая все «за» и «против».
  • Развивает навыки решения проблем. Навыки решения проблем необходимы в дальнейшей жизни как для построения карьеры, так и для управления семьей.
  • Улучшает понимание: Когнитивное обучение помогает учащимся ясно понимать вещи и развивать более глубокое понимание ситуаций и обстоятельств.
  • Повышает уверенность. Обладая более глубокими навыками понимания и большим объемом знаний, дети могут относиться к жизни с большим энтузиазмом и уверенностью, что помогает им добиваться успеха во всех своих начинаниях.
  • Улучшает память: более глубокое понимание предмета позволяет ученику дольше сохранять полученные знания, тем самым улучшая память.
  • Прививает любовь к учебе: Концептуальное образование прививает учащимся любовь к учебе на всю жизнь, побуждая их продолжать получать знания и развивать новые навыки. Обе эти вещи важны для успеха в карьере.
  • Акцент на инновациях: в когнитивном обучении учащиеся размышляют над проблемами, изучают различные идеи и находят новые решения.

С возрастом у детей должна улучшаться способность концентрироваться, запоминать информацию и мыслить более критически. Когнитивные навыки позволяют детям понимать взаимосвязь между идеями, понимать причинно-следственный процесс и улучшать свои аналитические способности.

Почему так важно уделять внимание когнитивным навыкам в раннем возрасте

У некоторых детей младшего возраста могут быть задержки в развитии или проблемы, которые можно выявить и устранить, если вовремя выявить. Поэтому родители, учителя и опекуны должны внимательно следить за развитием каждого ребенка и как можно раньше решать любые проблемы. Это может уберечь ребенка от проблем в дальнейшей жизни.

В быстро развивающемся и конкурентном мире развитие когнитивных навыков с раннего возраста очень важно для ребенка. Маленькие дети растут физически в раннем детстве, а также умственно, наблюдая и взаимодействуя с окружающим миром. Для родителей важно способствовать когнитивному развитию своего ребенка сразу после его рождения, потому что это является основой успеха ребенка в дальнейшей жизни. Например, исследования показывают, что дети, которые могут различать звуки в возрасте шести месяцев, лучше приобретают навыки обучения чтению в возрасте четырех и пяти лет.

Чтобы способствовать когнитивному развитию вашего ребенка, важно, чтобы вы ежедневно активно участвовали в качественном общении. Примеры:

  • Поговорите со своим ребенком. Вы можете начать делать это, пока вы беременны. Одним из важных аспектов познавательного развития ребенка является изучение языка. Исследования доказали, что дети приобретают языковые способности задолго до рождения. При рождении младенцы узнают голос своей матери и могут отличать язык, на котором говорит мать, от иностранных языков. Для матери важно поддерживать разговор со своим ребенком, даже когда он еще находится в утробе матери.
  • Помогите малышу выучить названия предметов. Как только ваш ребенок родится, продолжайте разговаривать с ним и называть часто используемые предметы. Исследования показали, что общение с младенцами повышает мощность их мозга и помогает им быстрее изучать языки.
  • Пусть ваши дети исследуют и наблюдают. У детей есть естественное любопытство к вещам вокруг них, и им следует позволять исследовать и изучать вещи, наблюдая. Чрезмерно защищающие родители могут на самом деле препятствовать естественному росту и обучению своего ребенка.
  • Пойте и читайте ребенку. Исследования показали, что музыка помогает детям развивать здоровые навыки, поскольку она успокаивает и создает позитивную атмосферу.
  • Познакомьте малыша с книгами и головоломками.
  • Расширение интересов вашего ребенка в конкретных учебных занятиях. Например, ваш малыш может рано проявить интерес к динозаврам, поэтому вы можете сходить с ним в музей естествознания, чтобы узнать больше о времени, когда эти существа бродили по земле.
  • Ответьте на вопросы вашего ребенка. Когда ваш ребенок подрастет и начнет задавать вопросы, отвечайте на них точно и терпеливо. Дети от природы любознательны. Родители должны разжигать любопытство своих детей, так как это поможет им учиться.

Еще один способ, которым вы можете способствовать когнитивному развитию вашего ребенка, — предоставить ему возможность выбора и подтолкнуть к принятию обдуманных решений. Вы также должны позволить своему ребенку исследовать различные способы решения проблем. Хотя вы, возможно, захотите мягко направить и подбодрить ребенка, дайте ему некоторое время, чтобы он разобрался с чем-то, например, с новой головоломкой. Это может потребовать некоторого терпения с вашей стороны, но в конечном итоге это поможет им учиться.

Создание прочного фундамента для будущего успеха

Исследования показали, что существует тесная связь между развитием ребенка в раннем детстве и уровнем успеха, которого он достигает в дальнейшей жизни. Мозг — это самая невероятная сеть обработки информации, и навыки интерпретации и мышления улучшаются по мере того, как дети учатся. Родители, учителя и опекуны должны помогать детям развивать свои когнитивные навыки в раннем возрасте, чтобы они росли уверенными в себе и обладали навыками, необходимыми для достижения успеха.

Если кажется, что у ребенка проблемы с обучаемостью, важно обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Сегодня существуют различные методы оценки и обучения детей с ограниченными возможностями обучения. Не все дети рождаются с одинаковыми когнитивными способностями, но все они могут стать способными и эффективными личностями. С помощью заботливых, заботливых родителей и учителей дети могут максимально использовать свой потенциал и вырасти всесторонне развитыми и успешными личностями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *