Абстрагирование это в психологии: Абстрагирование это

Сенсорная абстракция //Психологическая газета

По сложившейся традиции, в учебниках психологии понятия «абстракция» и «обобщение» обычно рассматриваются в разделах, посвящённых психологии мышления. Но абстрагирование и обобщение — это характеристики не только мыслительной деятельности. Теоретический анализ, проведённый С.Л. Рубинштейном и Л.М. Веккером, убедительно показал, что абстракция и обобщение имеют место на всех уровнях познания, начиная с ощущений и восприятия. В частности, общеизвестные факты наличия общих представлений не могут быть отнесены к уровню мышления, они относятся к уровню восприятия и памяти. Но эти соображения и факты не всегда принимаются во внимание, и потому можно отметить молчаливую тенденцию обсуждать понятия абстракции и обобщения только применительно к процессам мышления. Такая неправомерная имплицитная «привязанность» этих понятий только к уровню мышления достаточно велика, и иногда она проникает даже в их определение.

Так, например, в некоторых словарях и учебниках можно прочитать, что абстракция (или абстрагирование) — это мысленное выделение определённых признаков или свойств объектов при отвлечении от других, что абстракция и обобщение — это продукты мыслительной деятельности. Но справедливо ли будет считать, если отталкиваться от подобных определений, что когда животное реагирует одной и той же условной реакцией на многие разные треугольники, различающиеся по конкретной форме и величине, то сложившееся у него когнитивное обобщение, основанное на определённой абстракции, является продуктом мыслительной деятельности? Оно, безусловно, является продуктом познавательной деятельности, но познавательная деятельность и мыслительная деятельность — это разные, а не тождественные понятия.

Ввиду сказанного имеет смысл ввести в фактологию общей психологии некоторые имеющиеся данные о формах и проявлениях абстракции и обобщения на уровне работы сенсорных и перцептивных систем, рассмотреть особенности сенсорно-перцептивных обобщений и механизмы их формирования.

Это может позволить более ясно выявить особенности абстракции и обобщения, характерные именно и только для процессов мышления.

Термин «сенсорная абстракция» принадлежит Н.И. Жинкину и был предложен для объяснения психологической природы фонем как смыслоразличительных единиц звуковой речи, составляющих чувственную основу её порождения и понимания.

В лингвистике фонема определяется как пучок бинарно противопоставленных признаков речевого звучания (например, глухость-звонкость, твёрдость-мягкость, назальность-неназальность и др.). Отсюда следует, что дифференциальный признак фонемы есть звуковой инвариант, т.е. нечто такое, что выделено, абстрагировано из звукового потока как всегда себе тождественное.

Если же обратиться к психологии восприятия речи, то становится ясным, что реальный звуковой поток речи разнообразен, что любое слово можно произнести тише и громче, самым разным тембром, быстро и медленно, что звучание фонем изменяется в зависимости от их соседства в слове с другими фонемами, от места ударения в слове.

Значит, психологически выделение инвариантного признака фонем должно происходить, как справедливо пишет Н.И. Жинкин, на высоких ступенях абстракции. Но это ещё не всё. Задача абстрагирования не только в том, чтобы выделить инвариантный признак; абстрагирование состоится только тогда, когда каждый признак, присутствующий в конкретном звукоречевом потоке, будет опознан, т.е. идентифицирован. Это значит, что он должен быть передан в память, храниться в памяти и в тот момент, когда появится снова, узнан как себе тождественный. В этом двуедином процессе динамического выделения и идентификации звуковых инвариантов и состоит, согласно Н.И. Жинкину, работа сенсорной абстракции в процессе порождения и понимания речи.

В другой своей работе Н.И. Жинкин пишет, что приходится принять существование, по меньшей мере, двух видов абстракции — интеллектуальной и чувственной. В первом случае образуются понятия о вещах и явлениях, а «во втором перестраивается восприятие некоторых вещей и явлений действительности». Эта перестройка приводит к тому, что люди начинают видеть или слышать такие особенности воспринимаемого, которые они до этого не видели и не слышали. Хорошо известным и ярким примером этого является восприятие речи на незнакомом языке как некоторого недифференцированного слитного звукового потока, в отличие от ясно и богато расчленённого слышания родной речи. В родной речи слух человека улавливает все неслышимые для незнакомого с этим языком фонемы. «Это результат, — пишет Н.И. Жинкин, — перестройки воспринимающей способности мозга». Но в чём эта перестройка состоит, как именно она обеспечивает осуществление сенсорной абстракции?

Ответ на этот вопрос даёт весьма продуктивная эвристическая метафора Н.С. Трубецкого, согласно которой в языково-речевой системе человека при усвоении языка выше уровня восприятия целостных звуковых потоков речи образуются новые плоскости отображения разных их составляющих. В целостных звукоречевых потоках одни особенности звуков несут функцию передачи смысла, другие — функцию передачи намерений и целей говорящего, третьи — его эмоциональных состояний. Это функции смыслоразличения, апелляции и экспрессии. Для их раздельного отображения, согласно Н.С. Трубецкому, в психике человека складываются три самостоятельные, относительно независимые «решётки», являющиеся своего рода «ситами» для вылавливания соответствующих составляющих речевых потоков. Эта метафора хорошо накладывается на представления современной когнитивной психологии о многоразмерных и многоуровневых упорядоченных когнитивных психологических пространствах и абстрактно обобщённых когнитивных репрезентациях разных сторон и аспектов действительности. А с физиологической стороны имеются данные о нейронах слуховой системы, специфически реагирующих на разные фонемы.

Таким образом, высказанная Н.И. Жинкиным мысль о перестройке воспринимающей способности мозга в процессе обучения языку, связанной с механизмами сенсорной абстракции, вполне современна. Но в его взгляде на фонемы есть ещё один важный аспект.

Дело в том, что когда человек говорит, то произносимые им фонемы вновь вплетены в очень сложный по составу своих свойств и признаков звуковой поток: варианты фонем вновь зависят от громкости, темпа и тембра голоса, от слогов, в которые они входят, от ударения и т.

д. «Из сказанного вытекает, — пишет Н.И. Жинкин, — что фонема задумана в одном образе, а при реализации обретает совсем другой. На это обратил внимание известный русский лингвист Бодуэн де Куртенэ. Он остроумно определил фонему как намерение произнести определённый языковой звук. Это тонкое наблюдение вполне соответствует тому, что теперь фонему называют инвариантом. Ведь инвариант нельзя произнести, но в намерении это возможно».

Если обратиться к метафоре Н.С. Трубецкого о фонемной плоскости-решётке, то ясно, что её отдельные ячейки, отвечающие понятию сенсорной абстракции, могут возбуждаться как со стороны приходящих к ним афферентных звуковых сигналов, так и центрально, в результате «намерения» говорящего. Но сами по себе эти абстрактно обобщённые репрезентации никак не могут привести к продуцированию речи, т.к. работают в этом случае только совместно со многими другими плоскостями-решётками репрезентативно-когнитивной структуры звуковой речи.

Вот почему фонема «задумана» в одном образе, а при реализации обретает совсем другой.

Феномен сенсорной абстракции прекрасно виден в работе слуховой системы человека, связанной с восприятием музыки. Он описан в исследовании Б.М. Теплова применительно к проблеме восприятия музыкальной высоты звуков.

Как известно, в основе восприятия высоты звуков лежит частота волновых колебаний, производимых звучащим телом. Однако во всех естественных сложных звуках, помимо основной частоты, определяющей высоту, всегда присутствует определённое число дополнительных колебаний (обертонов), воспринимаемых нашим ухом и определяющих тембр звука. При любом изменении основного тона меняется также характер и количество сопровождающих его обертонов. Это приводит к тому, что естественное восприятие высоты сложных звуков суммарно и нерасчленённо — в нём тембровые компоненты не дифференцируются от собственно высотных, основная частота колебаний не дифференцируется от обертонов.

Таково восприятие звуков речи. Однако при восприятии музыки, особенно профессиональными музыкантами, дело обстоит иначе. В этом случае, согласно Б.М. Теплову, воспринимается музыкальная высота, высота, отдифференцированная от тембровых компонентов. Восприятие музыкальной высоты — это всегда переживание изменения ряда звуков только по высоте, переживание движения в определённом направлении, переживание звуковых интервалов. «Если же два звука разной высоты воспринимаются с точки зрения тембровых различий, то никакого движения между ними не ощущается». Ещё один признак восприятия музыкальной высоты — это возможность интонировать звук голосом, тогда как воспринимая высоту темброво, воспроизвести её голосом невозможно, если только не имитировать звук во всём его качественном своеобразии.

Итак, если «ощущение высоты первоначально является недифференцированным и содержит нерасчленёнными собственно высотные и тембровые моменты», то в процессе музыкальной деятельности высота как некоторое музыкальное движение звуков дифференцируется от тембра, «извлекается из живого хода звуковысотного движения».

Нетрудно увидеть, что в данном случае речь идёт о той же сенсорной абстракции, о которой говорил Н.И. Жинкин применительно к фонемам языка. Б.М. Теплов, в отличие от Н.И. Жинкина, не раскрывает более детально механизмов этого явления, он говорит лишь о том, что «развитие ощущения музыкальной высоты связано, вероятно, гораздо больше с развитием слуховых центров коры, чем с развитием волокон основной мембраны». В свете современных представлений направление происходящего в данном случае развития слуховых центров коры может быть понято на основе той же самой принципиальной схемы-модели, которая была предложена выше для механизмов сенсорной абстракции при развитии фонематического слуха. В данном случае речь также должна идти о формировании новой психофизиологической оси (плоскости, решётки, матрицы) в многомерном слуховом пространстве субъекта, на которой избирательно отражаются только признаки музыкальной высоты, отделённые от признаков тембра. Как и в случае фонем, ячейки этой оси-матрицы могут возбуждаться и со стороны афферентного входа, и центрально.

Поэтому, как это отмечают многие музыканты и о чём пишет Б.М. Теплов, «можно представлять себе мелодию вне тембра», «не сыгранной на фортепиано или спетой кем-нибудь определённым голосом, а как бы звучащей “вообще” в каких-то “абстрактных звуках”». Однако воспроизвести вне тембра никакую мелодию невозможно. Поэтому мелодия точно так же, как и фонема, «задумывается» и представляется в одном образе, а реализуется в другом.

  1. Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 2. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.
  2. Жинкин Н.И. Сенсорная абстракция // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Ред. В.В. Давыдов. – М., 1978. – С. 38‒59.
  3. Жинкин Н.И. Язык, речь, творчество. – М.: Наука, 1988.
  4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М.: Изд-во АН СССР, 1957.
  5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947.
  6. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. – М.: Наука, 1960.

Опубликовано: Чуприкова Н.И. Психика и психические процессы (система понятий общей психологии). – М.: Языки славянской культуры, 2015. – С. 365‒369.

Источник: Чуприкова Н.И. Сенсорная абстракция // Выдающиеся учёные Психологического института: Н.И. Жинкин, Ю.Б. Некрасова, Н.С. Лейтес / Ред.-сост. и автор предисловия Н.Л. Карпова. – М.: ПИ РАО, РШБА, 2021. – С. 252–256.

Чуклов А.В. Об абстракции

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2012. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/02/658 (дата обращения: 25.12.2022).

В данной работе мы будем говорить не только конкретно об абстракции, но и о тех моментах, которые непосредственно связаны с ней: абстрагирование, абстрактное мышление и другие аспекты «вытекающие» из объекта нашего изучения. И постараемся определить структуру функционирования абстракции:

1) составляющие;

2) причины;

3) следствия.

«Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение, веденное Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) – одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении какого-либо свойства или отношения. Абстракция обозначает и процесс такого отвлечения, и его результаты»[1].

В этом определении, пожалуй, собраны два отношения к абстракции: как к процессу и как к результату[2]. И далее мы постараемся определить, чем является абстракция.

Мы же возьмем за начало, основу именно различение этих двух понятий: абстрагирование – процесс, абстракция результат. И в итоге у нас получится два определения:

Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от определенных свойств, характеристик объекта и выделение, вычленение одной значимой для субъекта части;

Абстракция – результат абстрагирования.

Как мы уже поняли абстракция, абстрагирование это результаты действия мышления. Существует даже вид мышления: абстрактно-логическое[3], наряду с наглядно-действенным и наглядно-образным (если рассматривать данный психический процесс по форме).[4]

Абстрактное мышление – «…один из видов мышления, характерный использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и являет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений»[5]. То есть данный вид мышления связан с языком и речью, что так же подтверждает Максименко С. Д. в книге «Общая психология»: «Словесно-логическое, или абстрактное мышление осуществляется в словесной форме при помощи понятий, которые не имеют непосредственного чувственного основания, свойственного восприятию и представлению. Большинство понятий, которыми выражаются экономические, общественно-исторические, научные категории, являются продуктами способности мышления создавать абстракции, в которых не прослеживаются их непосредственная связь с чувственной реальностью»[6]

Из определения можно вывести, что у индивида абстрактное мышление развивается в тесной взаимосвязи с речью.

«Речь – это процесс использования человеком языка для общения,… язык – человеческий способ общения в духовной и практической жизни человека и представляет собой систему знаков для передачи, приема и использования информации»[7].

Таким образом, мы можем составить обобщенную структуру, составляющие абстракции:

— Речь;

— Абстрактное мышление;

— Абстрагирование.

В результате действия этих аспектов человеческой психики и возникает абстракция, причем каждый из них разным образом влияет на это. Посредством речи у человека развивается абстрактное мышление, которое в свою очередь дает человеку возможность применять абстрагирование, а то позволяет создавать сами абстракции.

Теперь же поговорим о причинах абстракции, то есть, разберем подробнее взаимодействие, функционирование её составляющих.

Выготский в своей теории знаков говорил о значении слова в развитии мышления. По его мнению, слово это «знак», который способствует развитию мышления до уровня абстрактного. Но при этом слово, лишенное значения не является, ни частью мышления, ни частью речи. Когда же в слове появляется значение, оно становится частью как речи, так и мышления[8]. То есть, исходя из теории Выготского, можно утверждать, что рождение речи и мышления было единовременным, а вот появление абстрактного мышления произошло лишь с появлением слова как знака, то есть имеющего определенное значение. Также и взаимодействие этих двух психических процессов происходит по средствам «слова».

Данный процесс мы все можем наблюдать на основе развития одного человека. Абстрактное мышление у ребенка начинает появляться и проявляться, когда в свои слова он начинает вкладывать определенные значения.

С взаимодействием речи и абстрактного мышления все достаточно ясно. Поэтому теперь перейдем к следующему этапу и разберем как в процессе абстрактного мышления «рождается», «развивается» и функционирует абстрагирование.

Как мы определили выше абстрагирование – это процесс мысленного отвлечения от определенных свойств, характеристик объекта и выделение, вычленение одной значимой для субъекта части.

А результатом данного процесса естественно будет «абстракция» (см. выше).

Абстрагирование является по сути «продуктом» абстрактного мышления и способность к абстрагированию у человека, по всей видимости, появляется вместе с появлением соответственного мышления, то есть абстрактного. Но тут возникает вопрос о том, в чем разница между этими двумя аспектами – ведь получается, что это два процесса «друг в друге».

С другой стороны у всех здоровых людей есть абстрактное мышление, но при этом процесс абстрагирования у всех происходит по-разному. Поэтому мы можем сделать предварительный вывод о том, что абстрактное мышление это процесс, имеющий общие для всех людей особенности, а абстрагирование строго индивидуальный процесс, зависящий от уровня развития абстрактного мышления отдельно взятого человека.

Таким образом, абстракция получается это конечный итог абстрагирования – отвлеченное понятие «…об обобщенных признаках и свойствах предметов и явлений»[9].

То есть, говоря о структуре абстракции можно сделать вывод, что:

— составляющими её являются: речь, абстрактное мышление, абстрагирование;

— причиной возникновения абстракции является функционирование её составляющих в последовательности: речь – абстрактное мышление – абстрагирование;

— следствием же являются отвлеченные понятия об обобщенных признаках и свойствах предметов и явлений.

Список литературы:

1. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 4-е изд. – М.: 1981.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.1.: Вопросы теории и истории психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982.

3. Головин  С. Ю. Словарь практического психолога, -1998 г.
4. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.

5. Максименко С. Д. Общая психология. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» – 2001.

6. Юнг К. Г. Психика: структура и динамика. – М.: АСТ; Мн.: Харвест,  2005.

 


[1] Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 4-е изд. – М.: 1981.

[2] В данном случае речь идет о смешение двух терминов: абстракция и абстрагирование (в разных источниках мы можем наблюдать одинаковые определения этих понятий).

[3] В разных источниках мы можем наблюдать различные названия этого вида мышления: абстрактное, логическое, словесно-логическое, словесное, абстрактно-логическое.

[4] Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. с 303

[5] С. Ю. Головин. Словарь практического психолога, -1998 г.

[6] Максименко С. Д. Общая психология. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» – 2001.

[7] Там же.

[8] Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.1.: Вопросы теории и истории психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982.

[9] Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. с 319



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Артём Чуклов»

Абстракция | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Эту статью необходимо переписать, чтобы повысить ее актуальность для психологов. .
Пожалуйста, помогите улучшить эту страницу самостоятельно, если можете. Например, абстрагирование кожаного футбольного мяча от мяча сохраняет только информацию об общих свойствах и поведении мяча. Точно так же абстрагирование эмоционального состояния от счастья уменьшает количество передаваемой информации об эмоциональном состоянии. Способность мыслить концептуально может помочь в решении проблем

Содержание

  • 1 Неврология абстракции
  • 2 Развитие абстрактного мышления
  • 3 Абстрактное мышление и психическое здоровье
  • 4 Абстрактное мышление и интеллект
  • 5 Снижение сложности
  • 6 Мыслительный процесс
  • 7 рефералов
    • 7.1 Создание экземпляра
    • 7.2 Физические свойства
  • 8 Абстракция, используемая в философии
    • 8.1 Онтологический статус
    • 8.2 В языкознании
    • 8.3 Сжатие
  • 9 См. также
  • 10 Каталожные номера
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки

Неврология абстракции

Исследования человеческого мозга показывают, что левое и правое полушария по-разному относятся к абстракции. Например, один метаанализ, посвященный изучению поражений головного мозга человека, показал смещение левого полушария во время использования инструментов. [1]

Недавний мета-анализ показывает, что [[вербальная система] больше задействована для абстрактных понятий, когда система восприятия больше задействована для обработки конкретных понятий. Это связано с тем, что абстрактные понятия вызывают большую мозговую активность в нижней лобной извилине и средней височной извилине по сравнению с конкретными понятиями, когда конкретные понятия вызывают большую активность в задней части поясной извилины, предклинье, веретенообразной извилине и парагиппокампальной извилине. [2]

Развитие абстрактного мышления

Способность к абстрактному мышлению возникает относительно поздно в развитии мышления у детей.

Абстрактное мышление и психическое здоровье

Не все люди развивают сильные стороны абстрактного мышления, и некоторые люди, которые ранее были сильны в этой области, могут потерять эту способность.

При поражении головного мозга, особенно в лобной доле, может быть неспособность к абстрактному мышлению.

Абстрактное мышление и интеллект

Люди с ограниченными возможностями обучения и [умственной отсталостью]] могут испытывать трудности с абстрактным мышлением.

Уменьшение сложности

Абстракция обычно приводит к уменьшению сложности, ведущему к более простой концептуализации предметной области, чтобы облегчить обработку или понимание многих конкретных сценариев в общем виде.

Определение абстракции, данное Карлом Юнгом, расширило сферу ее применения за пределы мыслительного процесса, включив ровно четыре взаимоисключающие, противоположные дополнительные психологические функции: ощущение, интуицию, чувство и мышление. Вместе они образуют структурную совокупность дифференцирующего процесса абстракции. Абстракция действует в одной из этих противоположных функций, когда она исключает одновременное влияние других функций и другие неуместности, такие как эмоции. Абстракция требует избирательного использования этого структурного разделения способностей в психике. Противоположностью абстракции является конкретизм. Абстракция — одно из 57 определений Юнга в главе XI книги «Психологические типы ».

Существует абстрактное мышление , так же как существует абстрактное чувство , ощущение и интуиция . Абстрактное мышление выделяет рациональные, логические качества… Абстрактное чувство делает то же самое со… своими чувственными ценностями. … Я ставлю абстрактные чувства на один уровень с абстрактными мыслями. … Абстрактное ощущение было бы эстетическим, а не чувственным ощущение и абстрактная интуиция были бы символическими, в отличие от фантастической интуиции . (Юнг, [1921] (1971): пар. 678).

Мыслительный процесс

В философской терминологии абстракция — это мыслительный процесс, в котором идеи отделены от объектов.

Абстракция использует стратегию упрощения, при которой ранее конкретные детали остаются двусмысленными, расплывчатыми или неопределенными; таким образом, эффективное общение о абстрактных вещах требует интуитивного или общего опыта между коммуникатором и получателем сообщения.

Кошка на коврике (рисунок 1)

Например, многие вещи могут быть красного цвета. Точно так же многие вещи сидят на поверхностях (как на , рис. 1 , справа). Таким образом, свойство красноты и отношение сидение-на являются абстракциями этих объектов. В частности, на концептуальной диаграмме график 1 идентифицирует только три прямоугольника, два эллипса и четыре стрелки (и их девять меток), тогда как рисунок 1 показывает гораздо больше изобразительных деталей, с количеством подразумеваемых отношений, как неявных на картинке, а не с девятью явными деталями на графике.

Диаграмма 1 детализирует некоторые явные отношения между объектами диаграммы. Например, стрелка между агентом и CAT:Elsie изображает пример отношения есть , как и стрелка между местоположением и MAT . Стрелки между герундием СИДЕНИЕ и существительные агент и местоположение выражают основные отношения диаграммы; «агент СИДИТ на локации» ; Элси является экземпляром CAT .

Концептуальный график для Кошка, сидящая на коврике (график 1)

Хотя описание сидящего на (график 1) является более абстрактным, чем графическое изображение кошки, сидящей на коврике (рисунок 1), разграничение абстрактных вещей от конкретных вещей несколько двусмысленно; эта двусмысленность или неопределенность характерны для абстракции. Таким образом, такая простая вещь, как газета, может быть описана на шести уровнях, как на иллюстрации Дугласа Р. Хофштадтера к этой двусмысленности, с продвижением от абстрактного к конкретному в Гёдель, Эшер, Бах (1979):

(1) публикация

(2) газета
(3) Хроника Сан-Франциско
(4) выпуск Хроники от 18 мая
(5) мой экземпляр Хроники от 18 мая
(6) мой экземпляр Хроники от 18 мая , каким он был, когда я впервые взял его в руки (в отличие от моего экземпляра, каким он был несколько дней спустя: в моем камине, горящий) 9Таким образом, абстракция может инкапсулировать каждый из этих уровней детализации без потери общности. Но, возможно, сыщик или философ/ученый может попытаться узнать о чем-то на все более глубоком уровне детализации, чтобы раскрыть преступление или загадку.

Референты

Абстракции иногда имеют неоднозначные референты; например, «счастье» (при использовании в качестве абстракции) может относиться к стольким вещам, сколько существует людей, событий или состояний бытия, которые делают их счастливыми. Точно так же «архитектура» относится не только к проектированию безопасных, функциональных зданий, но и к элементам творчества и инноваций, направленным на элегантное решение проблем строительства, использование пространства и, в лучшем случае, попытку вызвать эмоциональный отклик у строителей, владельцев, зрителей и пользователей здания.

Создание экземпляра

Вещи, которые не существуют в каком-либо конкретном месте и времени, часто считаются абстрактными. Напротив, экземпляры или члены такой абстрактной вещи могут существовать во многих разных местах и ​​в разные времена. Эти абстрактные вещи тогда называются многократно воплощенными , в том смысле, что картинка 1 , картинка 2 и т. д., показанные выше.

Однако недостаточно определить абстрактных идей как те, которые могут быть конкретизированы, и определить абстракция как движение в направлении, противоположном реализации. Это сделало бы понятия «кошка» и «телефон» абстрактными идеями, поскольку, несмотря на их различную внешность, конкретный кот или конкретный телефон являются экземпляром понятия «кошка» или понятия «телефон». Хотя понятия «кошка» и «телефон» являются абстракциями , они не являются абстракциями в смысле объектов на графике 1 выше.

Мы могли бы посмотреть на другие графики в прогрессии от кошка с по млекопитающее с по животное и видим, что животное более абстрактно, чем млекопитающее ; но, с другой стороны, млекопитающих — более сложная для выражения идея, особенно в отношении сумчатых .

Физическость

Физический объект (референт понятия или слова) считается конкретным (не абстрактным), если он является конкретным индивидуумом , занимающим определенное место и время.

Абстрактные вещи иногда определяются как вещи, которые не существуют в реальности или существуют только как чувственный опыт, например красный цвет. Это определение, однако, страдает от трудности решения, какие вещи реальны (то есть какие вещи существуют в реальности). Например, трудно согласиться с тем, являются ли такие понятия, как Бог , число три и благость , реальными, абстрактными или и тем, и другим.

Подход к решению такой трудности заключается в использовании предикаты как общий термин для того, являются ли вещи различными реальными, абстрактными, конкретными или имеют определенное свойство (например, хороший ). Тогда вопросы о свойствах вещей суть суждения о предикатах, которые еще предстоит оценить исследователю. В приведенном выше графе 1 графические отношения, такие как стрелки, соединяющие прямоугольники и эллипсы, могут обозначать предикаты. Различные уровни абстракции могут быть обозначены последовательностью стрелок, соединяющих прямоугольники или эллипсы в нескольких строках, где стрелки указывают от одной строки к другой, в серии других графиков, скажем, на графике 2 и т. д.

Абстракция, используемая в философии

Абстракция в философии — это процесс (или, по мнению некоторых, предполагаемый процесс) в формировании понятия признания некоторого набора общих черт в индивидах и на этой основе формирования понятия этой особенности. Понятие абстракции важно для понимания некоторых философских споров вокруг эмпиризма и проблемы универсалий. Он также недавно стал популярным в формальной логике при абстракции предикатов.

Онтологический статус

То, как существуют физические объекты, такие как скалы и деревья, отличается от того, как существуют свойства абстрактных понятий или отношений, например то, как существуют конкретные, конкретные индивидуумы, изображенные на рис. 1 , отличается от того, как существуют концепции, показанные на графике 1 , существуют. Это различие объясняет онтологическую полезность слова «абстрактный». Это слово применяется к свойствам и отношениям, чтобы отметить тот факт, что, если они существуют, они не существуют в пространстве или времени, но что их экземпляры могут существовать потенциально во многих разных местах и ​​временах.

Возможно, это сбивает с толку, но некоторые философии называют тропов (экземпляров свойств) абстрактными частностями . Например, особая краснота определенного яблока — это абстрактное конкретное .

В лингвистике

Овеществление, также называемое гипостазированием , может считаться логической ошибкой всякий раз, когда абстрактное понятие, такое как «общество» или «технология», рассматривается как конкретный объект. В лингвистике это называется метонимия , в которой абстрактные понятия обозначаются теми же существительными, что и конкретные объекты. Метонимия является аспектом английского языка и других языков. Это может стереть различие между абстрактными и конкретными вещами:

1805 : Горацио Нельсон ( Трафальгарская битва ) — «Англия ожидает, что каждый человек будет выполнять свой долг» к единому фрагменту абстрактных данных, основанному на сходстве составляющих данных, например, множество разных физических кошек сопоставляются с абстракцией «CAT». Эта концептуальная схема подчеркивает неотъемлемое равенство как составных, так и абстрактных данных, что позволяет избежать проблем, возникающих из-за различия между «абстрактным» и «конкретным». В этом смысле процесс абстракции влечет за собой выявление сходства между объектами и процесс связывания этих объектов с абстракцией (которая сама является объектом).

Например, рисунок 1 выше иллюстрирует конкретное отношение «Кошка сидит на коврике».

Цепочки абстракций, таким образом, могут быть построены, перемещаясь от нервных импульсов, возникающих в результате сенсорного восприятия, к базовым абстракциям, таким как цвет или форма, к эмпирическим абстракциям, таким как конкретный кот, к семантическим абстракциям, таким как «идея» CAT, к классам объектов такие как «млекопитающие» и даже такие категории, как «объект», а не «действие».

Например, график 1 выше выражает абстракцию «агент сидит на месте».

Эта концептуальная схема не влечет за собой никакой конкретной иерархической таксономии (такой, как упомянутая в отношении кошек и млекопитающих), а только постепенное сжатие деталей.

См. также

  • Абстрактная структура
  • Реферат (резюме)
  • Концептуальное мышление
  • Концептуализация
  • Конкретное мышление
  • Дивергентное мышление
  • Чарльз Пирс
  • Готтлоб Фреге
  • Гипостатическая абстракция
  • Изображения
  • Селективная абстракция
  • Мышление
  • Модель (абстрактная)
  • Онтология
  • Прецизионная абстракция

Ссылки

  1. ↑ Джеймс В. Льюис «Корковые сети, связанные с использованием инструментов человеком» 12 (3): 211-231 The Neuroscientist (1 июня 2006 г.).
  2. ↑ Цзин Ван, Джули А. Кондер, Дэвид Н. Блитцер и Светлана В. Шинкарева «Нейронная репрезентация абстрактных и конкретных понятий: метаанализ исследований нейровизуализации» Картирование человеческого мозга (2010). http://dx.doi.org/10.1002/hbm.20950

Дополнительная литература

  • Юджин Раскин, Architecturally Speaking, 2nd edition , книга Delta, Dell (1966), торговая книга в мягкой обложке, 129 страниц
  • Словарь английского языка американского наследия, 3-е издание , Houghton Mifflin (1992), твердый переплет, 2140 страниц, ISBN 0395448956

Внешние ссылки

  • Интернет-энциклопедия философии: Gottlob Frege
  • Стэнфордская энциклопедия философии: абстрактные объекты
  • Обсуждение в The Well иерархии абстракций
  • The Purpose of Abstraction
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Абстрактное обучение и обучение с проницательностью

В этом видео я описываю абстрактное обучение и проницательное обучение как типы обучения, которые требуют внутренней когнитивной обработки. Абстрактное обучение демонстрирует, как ментальные концепции и категории связаны с обобщением стимулов, в то время как проницательное обучение демонстрирует использование ментальных представлений о мире, а не простое обучение и подкрепление поведения методом проб и ошибок. Эти типы научения, в дополнение к латентному научению и биологическим ограничениям на научение, выявляют потребность в более тонком объяснении научения, чем может дать чисто бихевиористский подход.

Не забудьте подписаться на канал, чтобы увидеть новые видео! Есть вопросы или темы, которые вы хотели бы увидеть в будущем видео? Дайте мне знать, комментируя или отправив мне электронное письмо!

Ознакомьтесь с моим руководством по психологии: Master Introductory Psychology, недорогая альтернатива традиционному учебнику: http://amzn. to/2eTqm5s

Вольфганг Келер Кадры исследования:
https://www.youtube.com/watch ?v=FwDhYUlbxiQ

Стенограмма видео :

Привет, я Майкл Корайер, и это обзор экзамена по психологии.

В последнем видео о латентном обучении мы видели некоторые исследования Эдварда Толмена, которые показали нам, что существуют внутренние ментальные представления, направляющие поведение. В одном из примеров этого мы видели крысу, которую научили находить пищу в определенном лабиринте, а затем, когда ее поместили в новый лабиринт, она все еще была в состоянии найти пищу, даже если она не следовала определенному поведению, которое было раньше. ранее был усилен.

Другими словами, в первой версии лабиринта крыса училась поворачивать налево, поворачивать направо, поворачивать направо, а затем добираться до еды, а во второй версии она не использовала те же действия, она все еще был в состоянии найти еду, потому что у него была эта когнитивная карта, у него было это внутреннее ментальное представление о том, где еда находится по отношению к начальной точке. Таким образом, он смог проследить это, хотя это означало другое конкретное поведение.

Это демонстрирует тип абстрактного обучения. Абстрактное обучение относится к идее, что мы учимся в целом, мы не всегда узнаем о конкретном поведении. Мы изучаем понятия и категории. Другой пример этого можно найти у голубей. Вы можете научить голубя клевать изображения стульев. Поэтому каждый раз, когда он видит изображение стула, он подкрепляется тем, что клюет это изображение. Затем вы можете показать голубю новый стул, которого он никогда раньше не видел, и если он похож на другие стулья, голубь сможет правильно идентифицировать его как стул и будет клевать картинку.

Теперь вы можете попытаться отмахнуться от этого, сказав, что «это просто обобщение стимула», но тогда, если мы подумаем, что на самом деле означает обобщение стимула? Это означает, что у организма есть какое-то внутреннее представление о том, что такое стул, и он способен распознавать похожие стимулы.

Можно определить, что этот новый стул является частью этой категории «стулья». Это продемонстрировано в другом исследовании Сигеру Ватанабэ и его коллег, которые научили голубей клевать картины Пикассо или Моне. Затем они обнаружили, что могут показывать голубям новые картины этих двух художников, которых они никогда раньше не видели, и голуби правильно их опознают.

Например, если бы голубя научили клевать только картины Пикассо, когда ему показывают Пикассо и Моне, они могли бы показать ему нового Пикассо и нового Моне, которого голубь никогда раньше не видел, он правильно клевал бы картину Пикассо живопись, а не картина Моне. Это показывает, что у голубя есть своего рода категория того, что такое картина Моне и что такое картина Пикассо, хотя это не связано с конкретными стимулами, которые видел голубь. Это снова показывает происходящий внутренний психический процесс.

Еще один пример этого — обучение проницательности. Инсайтное обучение изучал парень по имени Вольфгнг Кёлер. Келер давал шимпанзе задачи для решения. Одна из проблем, которую он доставил, заключалась в том, что он подвешивал несколько бананов вне досягаемости. Так шимпанзе не могли добраться до бананов, а потом в комнате были какие-то коробки. Я не собираюсь рисовать шимпанзе, потому что это, вероятно, не очень хорошо получится, но то, что шимпанзе должны были сделать, это понять, что они могут ставить коробки друг на друга, а затем взбираться на них, а затем они быть в состоянии добраться до бананов. Так что Келер просто наблюдал за шимпанзе, пытающимися решить эту проблему: как мне добраться до тех вкусных бананов, которые свисают с потолка?

Он обнаружил, что шимпанзе не просто пробуют что-то случайным образом. У них не было этого процесса проб и ошибок, когда они просто спотыкались, пока не появилось решение. Это было бы похоже на кота Торндайка в коробке с пазлами. Помните, что кошка просто бродит по клетке, случайно наступает на рычаг и открывает дверь, а затем начинает понимать, что рычаг открывает дверь. В данном случае это не сработает. Вы же не будете ставить эти ящики случайным образом друг на друга, взбираться на них и добираться до бананов.

Так как же шимпанзе собираются решить проблему? Келер обнаружил, что шимпанзе внезапно осознали решение, и это то, что он назвал озарением. Прозрение было этой идеей внезапного осознания. Шимпанзе поймут, что они могут ставить коробки друг на друга, и попытаются это сделать. Они не просто попробовали это один раз, они как будто знали, что это сработает.

Как только они обдумали возможное решение, они поставили коробки друг на друга и забрались сверху, и, возможно, коробки перевернутся в первый раз. Шимпанзе тут же возвращались к тому же решению. Это показало, что они не повторяли поведение, потому что оно было подкреплено.

Как будто они каким-то образом знали, что это решение может сработать. Это показывает, что у них есть некоторое внутреннее ментальное представление об этой проблеме и что они могут представить возможные решения.

Все это происходит без обучения методом проб и ошибок, без поощрения за конкретное поведение, заключающееся в том, чтобы ставить коробки друг на друга и пытаться взобраться на них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *