Что такое психические состояния: Психические состояния и их классификация

Типичные психические состояния осужденных, подозреваемых, обвиняемых и их учет в процессе профилактики правонарушений

Типичные психические состояния осужденных, подозреваемых, обвиняемых и их учет в процессе профилактики правонарушений.

В соответствии с типовым положением о межрегиональной психологической лаборатории  органов уголовно – исполнительной системы (УИС) России одной из основных задач лаборатории является проведение прикладных научных исследований по различным направлениям психологических наук, связанные с актуальными проблемами работы с персоналом и осужденными в исправительных учреждениях (ИУ).

Программой работ, разработанной отделом психологической службы Главного управления федеральной службы исполнения наказаний для межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Челябинской области (МПЛ), определена научно-исследовательская работа по проблеме  типичных психических состояний осужденных, подозреваемых, обвиняемых и их учет в процессе профилактики правонарушений.

Актуальность темы обоснована рядом основных причин

:

1. Исследование психических состояний человека, лишенного свободы, имеет существенное значение для организации всего процесса исправления и разработке рекомендаций по профилактики деструктивного поведения осужденных, подозреваемых, обвиняемых, обусловленного их психическим состоянием.

2. Знание причин возникновения и динамики различных психи¬ческих  состояний  человека  позволяет:

— выделять типичные психические состояния,  повторяющиеся в сходных обстоятельствах, и тем самым предвидеть с достаточной достоверностью поведение заключенного в тех или иных условиях;
— распознавать нетипичные для данного заключенного ситуативные или случайные состояния   и тем самым избегать ошибок при   его  характеристике;

3. Недостаточное исследование многих теоретических вопросов проблемы и практическое отсутствие в отечественной психологической, юридической и пенитенциарной литературе исследований по типичным психическим состояниям осужденных, подозреваемых, обвиняемых, а также влияние различных объективных и субъективных факторов на психику человека, лишенного свободы.

 

Социальная, научная и практическая значимость.

Знание общей характеристики психических состояний, при¬чин их возникновения, физиологических основ, классификации и форм проявления, характеристики типических состояний, переживаемых лишенным свободы, путей и способов управления состояниями человека в исправительных учреждениях открывает дополнительные возможности более эффективного осуществления процесса исправления и психологического сопровождения осужденных.

Успех исправления и перевоспитания заключенного во многом зависит от учета не только его индивидуально-психологических свойств, но и психических состояний, ибо «эти состояния есть для нас первостепенная действительность, они направляют нашу ежедневную жизнь, они обусловливают прогресс человеческого общежития». Поэтому проблема психических состояний занимает важное место в пенитенциарной  психологии.

В результате исследования были выявлены типичные психические состояния осужденных, подозреваемых, обвиняемых, а также субъективные и объективные факторы, влияющие  на данный процесс.  

Разработаны методические рекомендации для психологов и сотрудников других служб (начальников отряда, социальных работников, службы безопасности)  по психологической профилактике правонарушений и деструктивного поведения осужденных, обвиняемых, подозреваемых, обусловленного их психическим состоянием, которые используются практическими психологами учреждений ГУФСИН  России по Челябинской области.

Разработаны и внедрены в практическую деятельность программы оказания психологической помощи осужденным, подозреваемым, обвиняемым с  смежным психическим состоянием.

Обобщен опыт взаимодействия психологов с сотрудниками других служб в вопросах профилактики деструктивного поведения осужденных, обусловленного их психическим состоянием.

Обеспечение психологического образования специалистов, занимающихся проблемой психологического сопровождения лиц, находящихся в условиях лишения свободы.

Данная научно-исследовательская работа применима в учебном процессе с целью подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы.

Значение для развития психологии

Лишение свободы — особый тип экстремальной ситуации. В данной работе рассмотрена влияние лишения свободы на психику человека, зависимость типичных психических состояний, переживаемых человеком в местах лишения свободы, от субъективных и объективных факторов, что позволит разработать новые подходы к проблеме правонарушений в исправительных учреждениях, связанных с острыми психическими состояниями. Изучение причинно — следственных связей между определенными  факторами и психическими состояниями    является   основой для разработки  психолого — педагогических подходов  в области пенитенциарной психологии.

Целями исследования были:

1. Определение типичных психических состояний среди осужденных, подозреваемых, обвиняемых и их учет в процессе профилактики правонарушений.
2. Разработка научно-обоснованных методических рекомендаций по психологической профилактике деструктивного поведения осужденных, обвиняемых, подозреваемых, обусловленного их психическим состоянием.

Аудитория, на которую рассчитан проект.

— сотрудники пенитенциарной системы: психологи, воспитатели, социальные работники;
— преподаватели учебных заведений с целью подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы;
— студенты психологических, педагогических и социальных факультетов.

Содержание научно-исследовательской работы.

В данной работе проанализировано состояние отечественных  исследований по психическим состояниям осужденных, обвиняемых, подозреваемых. Изучены типичные психические состояния изучаемой категории лиц, степень их распространенности. Выявлены субъективные и объективные факторы, влияющие на психические состояния:  психологические свойства личности, возрастные особенности, вид совершенного преступления, величина срока наказания, социально-психологический климат, влияние количества судимостей на психические состояния.

  Изучена динамика психических состояний осужденных (особенности проявления на различных этапах отбывания наказания). Изучены факторы психотравмирующего влияния лишения свободы на психику осужденного. (Общее количество осужденных, подозреваемых и обвиняемых, принявших участие в эксперименте – 603 чел: на этапе психодиагностического исследования – 603 чел, на этапе психокоррекционных работ – 50 чел.).

Представлено описание типичных психических состояний осужденных, подозреваемых, обвиняемых характеристиками трех уровней реагирования: психического (переживаниями), физиологического (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы) и поведенческого (мотивированное поведение).

Разработаны и апробированы на практике программы  оказания психологической помощи осужденным, подозреваемым, обвиняемым со смежным психическим состоянием.

Обобщен опыт взаимодействия психологов с сотрудниками других служб в вопросах профилактики деструктивного поведения осужденных, обусловленного их психическим состоянием.

Разработаны соответствующие методические рекомендации для психологов и сотрудников других служб (начальников отряда, службы безопасности, социальных работников).

Результаты и выводы.

1. Проанализировано состояние отечественных  исследований по психическим состояниям осужденных, обвиняемых, подозреваемых.
2. Изучены типичные психические состояния изучаемой категории лиц, степень их распространенности и влияние на поведение в местах лишения свободы.

3. Выявлены факторы, влияющие на психические состояния (личностные, включая психологические свойства, судимость, вид преступления, возрастные особенности, ситуативные, срок наказания, условия отбывания наказания).
4. Изучена динамика психических состояний осужденных (особенности проявления на различных этапах отбывания наказания).
5. Изучены факторы психотравмирующего влияния лишения свободы на психику осужденного.
6. Представлено описание типичных психических состояний осужденных, подозреваемых, обвиняемых характеристиками трех уровней реагирования: психического (переживаниями), физиологического (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы) и поведенческого (мотивированное поведение).
7. Разработаны и апробированы на практике программы  оказания психологической помощи осужденным, подозреваемым, обвиняемым со смежным психическим состоянием.
8. Обобщен опыт взаимодействия психологов с сотрудниками других служб в вопросах профилактики деструктивного поведения осужденных, обусловленного их психическим состоянием.
9. Разработаны соответствующие методические рекомендации для психологов и сотрудников других служб (начальников отряда, службы безопасности).

Изучение типичных психических состояний осужденных, подозреваемых, обвиняемых позволяет сделать следующие выводы:

1. Для осужденных, подозреваемых, обвиняемых характерны такие типичные психические состояния как тревожность, стресс, невротизация, надежда,  ожидание.
2. Наиболее распространенными психическими состояниями являются «тревога (с тенденцией к высокому уровню)» — (74%) и  «стресс» —  (52%), следующими по степени распространенности типичным психическим состоянием являются «невротизация»- (38%), «надежда» — (27%), а также состояние  «ожидание» — (18%). 

3. Степень распространенности типичных психических состояний осужденных, подозреваемых и обвиняемых различна в зависимости от принадлежности к той или иной возрастной группе.  
4. У подозреваемых и обвиняемых такие психические состояния как высокий уровень тревожности, невротизации и психоэмоциональной напряженности  наблюдаются в возрастной группе от 20 до 30 лет. У лиц в возрасте от 30 до 40 лет отмечается наименьшая  распространенность указанных психических состояний.
5. Исследование типичных психических состояний у осужденных выявило следующие тенденции. Так, наименьшее количество осужденных с  высоким  уровнем тревожности (3%) наблюдается в возрастной группе от 20 до 25 лет. В возрасте от 31 до 35 лет отмечается состояние высокого уровня тревожности и невротизации (43%). В  возрастной группе от 20 до 25 лет и от 36 до 40 лет отмечается наибольшее количество лиц испытывающих состояние стресса.
6. Сравнительный анализ распространенности изучаемых психических состояний у подозреваемых, обвиняемых и осужденных выявил следующую закономерность:  состояния стресса, тревожности и невротизации у осужденных в возрастной группе от 20 до 30 лет по сравнению с подозреваемыми, обвиняемыми имеют меньшую распространенность.  Таким образом, наблюдается снижение показателей количества лиц, имеющих высокий уровень психоэмоциональной напряженности, тревожности и  невротизации при переходе из следственного изолятора в исправительное учреждение. В возрастной группе от 30 до 35 лет  наблюдается обратная картина: увеличение количества осужденных с высоким уровнем тревоги  и невротизации.
7. Осужденные в возрасте от 30 до 35 лет   менее всего склонны испытывать состояние «надежды» и «ожидания» – 8% и 7% соответственно. Состояние «тоски» характерно среди осужденных от 20 до 30 лет.
8.  Осужденные, имеющие три и более судимости  в большей мере испытывают состояния стресса (53%) и тревожности (33%) по сравнению с однократно судимыми (13% — состояние стресса и 20% — тревожность).
9.  Состояние высокого уровня тревожности характерно для ранее не судимых подозреваемых и обвиняемых (50%) в отличии от лиц, имеющих три и более судимости (3%).
10. Состояние невротизации характерно для подозреваемых и обвиняемых, имеющие три и более судимости  (43%).
11. Интересно отметить следующую тенденцию: снижение количества подозреваемых, обвиняемых (ранее не судимых), имеющих высокий уровень психоэмоциональной напряженности и тревожности, при переходе из следственного изолятора в исправительное учреждение. В тоже время у лиц, имеющих 3 и более судимости, наоборот отмечается повышение распространенности состояния «тревоги» в исправительном учреждении (33%), находясь в следственном изоляторе, данное состояние испытывают только 3% подозреваемых, обвиняемых.   
12. Состояния «надежды», «ожидания» в большей мере характерно для осужденных имеющих одну судимость.
13. Вид совершенного преступления оказывает влияние на психические состояния осужденных, подозреваемых, обвиняемых. Так, осужденные, подозреваемые, обвиняемые по статье 158 имеют самые низкие показатели распространенности такого психического состояния как «тревога» (6%). Обратная картина наблюдается у осужденных по 105 статье – 30% осужденных имеют состояние высокого уровня тревожности. Наибольшие показатели распространенности психического состояния «стресса» (44%), «тревоги» (42%) и «невротизации» (52%) наблюдаются у подозреваемых, обвиняемых по 111 статье — а у осужденных по данной статье менее всего присутствует состояние «ожидания» — 7%.
14. Состояние стресса (сумма восклицательных знаков > 5) и «невротизации» в большей степени наблюдается у осужденных со сроком до трех лет – 50% и 37% соответственно. Психическое состояние «ожидания» в большей мере характерно для осужденных со сроком от 7 до 10 лет.
15.  Психические свойства личности осужденных оказывают влияние на их психические состояния.  Такие психические свойства личности как склонность к депрессии, тревожности, ригидности в большей  степени выражены у лиц с психическими состояниями высокого уровня тревожности и стресса, что в свою очередь позволяет говорить о том, что данные темпоральные психические свойства оказывают влияние на психические состояния. 
16. Негативный социально-психологический климат в среде осужденных, а также бытовые и  культурные условия жизни,  отрицательно влияют на психические состояния осужденных: психические состояния осужденных в отряде с негативными СПК и бытовыми условиями отличаются высоким уровнем тревожности и стресса.
17. Психические состояния осужденных имеют свои особенности на различных этапах отбывания наказания:  наибольшие показатели стресса (36%), тревожности (27%) и невротизации (25%)  наблюдаются у осужденных в начале (1/3 срока)  и в конце срока отбывания наказания (1 год до освобождения).
18. Такие психотравмирующие факторы как «совершение сексуального насилия», «длительный срок отбывания наказания», «пограничные расстройства личности»  имеют наибольшее влияние на психику осужденного.
19.  Наиболее представленными типами личности среди спецконтингента являются следующие: тревожно-невротический дистимический и оптимистический тип.

Наприс Артур Винцасович,  научный руководитель, заместитель начальника кафедры юридической психологии и педагогики Академии права и управления ФСИН России города Рязани.

Семенов Игорь Евгеньевич, начальник психологической службы ГУФСИН России по Челябинской области, подполковник внутренней службы; образование высшее психологическое и юридическое. 

Малых Александр Владимирович, начальник межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Челябинской области, подполковник внутренней службы; образование высшее медицинское.  

Хомич Елена Владимировна, старший психолог ГУФСИН России по Челябинской области,  майор внутренней службы; образование высшее психологическое.

Хромов Дмитрий Викторович, старший психолог межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Челябинской области, капитан внутренней службы; образование высшее педагогическое.

Воронин Сергей Николаевич, психолог межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Челябинской области, капитан внутренней службы; образование высшее психологическое.

Калачкин Олег Александрович, психолог межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Челябинской области, старший лейтенант внутренней службы; образование высшее педагогическое. 

Набокин Алексей Иванович, программист межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Челябинской области, старший лейтенант внутренней службы; образование высшее педагогическое.  

§ 1. Психические состояния обвиняемого

§ 1. Психические состояния обвиняемого

 

Процесс общения между защитником и подзащитным сопро­вождается рядом трудностей, вызываемых в первую очередь пси­хическим состояниям, в котором находится обвиняемый, особенно содержащийся под стражей. К числу состояний обвиняемого, отри­цательно влияющих на его психику, мыслительную деятельность, способствующих формированию у него барьеров общения, относят­ся стресс и фрустрация.

Нервно-психическое напряжение (стресс) — обычное состоя­ние большинства обвиняемых. Психические же состояния напря­женности невиновных подследственных более глубоки и интенсив­ны, более продолжительны. В механизме образования и протека­ния этих состояний действуют такие факторы, как привыкание, готовность к напряжению, опыт, вынесенный из переживания ана­логичных состояний в прошлом.

У лица, действительно совершившего преступление, происхо­дит некоторая внутренняя подготовка к возможному и допускаемо­му им привлечению к уголовной ответственности. У невиновного такая внутренняя готовность отсутствует: он не совершал преступ­ления, ничего в связи с этим не опасался и ни к чему подобному не готовился. При этом, возможно, лицо никогда ранее не сталкива­лось со следственными органами и не имеет никакого практическо­го опыта поведения в таких ситуациях.

Рассматривая ситуацию расследования как безусловно стрес­совую, необходимо иметь в виду, что она вызывается различными стрессорами. Главный из них — угроза личному благополучию че­ловека и его близких. При этом не имеет значения, существует ли такая угроза объективно или ситуация лишь оценивается лицом как крайне угрожающая.

Привлечение к уголовной ответственности, угрожая благопо­лучию, касается не только условий физического существования, но и, что более важно, социального статуса личности, ее престижа, принадлежности к определенной социальной группе, ее самооцен­ки, жизненных планов и других значимых ценностей. Значение объективно существующей угрозы усугубляется субъективным от­ношением к ней, ее оценкой.

Далее, при избрании меры пресечения, связанной с лишением подследственного свободы, происходит резкая смена жизненного стереотипа, образа жизни. В силу этого заключение под стражу само по себе относится к мощному стрессору, вызывающему у человека глубочайшее нервно-психическое напряжение длительного действия.

И, наконец, стрессовый характер ситуации, возникающей в ре­зультате привлечения лица к уголовной ответственности, может усу­губляться в связи с тем, с каким противодействием оно сталкива­ется. Напряженность ситуации во многом определяется поведением следственного работника, его противодействием некоторым стрем­лениям подследственного. Если следователь игнорирует любые по­пытки оправдания, отвергает доводы обвиняемого, то такое пове­дение неизбежно усиливает напряженность, степень которой зна­чительно возрастает, если при этом проявляется необъективность, тенденциозность — ущемление прав обвиняемого, нарушение за­кона относительно допустимости и обоснованности применяемых мер.

Другим отрицательным состоянием, возникающим у подслед­ственных, является фрустрация — крайняя дезорганизованность сознания и деятельности вследствие столкновения с непреодоли­мыми препятствиями и депривацией (ограничением) жизненно важ­ных потребностей человека. Фрустрация — это переживание тупи­ка и безысходности, которое может и не соответствовать реальной ситуации, но оценивается человеком именно так.

Наиболее мощным фрустрирующим воздействием на подслед­ственного является лишение свободы. Камерная изоляция преры­вает привычные социальные контакты, ограничивает возможность общения с людьми, особенно близкими, значительно ограничивает количество поступающей и перерабатываемой информации. Ведь общение является важнейшей потребностью человека, условием его нормальной жизнедеятельности, вот почему, лишаясь контактов, че­ловек испытывает значительные трудности. Арестованный пребы­вает в состоянии не только социальной, но и физической изоляции, лишается привычной обстановки, связей, изменяется его уклад жизни, он вынужден пребывать в состоянии бездействия. К этому следует добавить нравственные и физические страдания, связан­ные с лишением свободы, неизвестностью будущего. Отсюда чув­ства тревоги, растерянности, сомнения, а то и отчаяния и безыс­ходности. Особенно глубокую психическую травму способен причи­нить арест невиновному. Во многих случаях самооговор является прямым результатом лишения свободы.

Психическое состояние заключенного под стражу благоприят­но для любого внешнего воздействия и часто используется сока­мерниками из числа рецидивистов для негативного воздействия на него, приобщения его к своей преступной субкультуре. Находятся и такие «наставники», которые, выступая в качестве добровольных помощников, склоняют арестованного к признанию, запугивая его, убеждая в бесполезности сопротивления. Именно эти невидимые для следователя влияния являются причиной многих следственных ошибок.

«В связи с этим, — отмечает П. Д. Баренбойм, — необходимо напомнить, что заключение под стражу, в том числе и краткосроч­ное лишение подозреваемого свободы, налагает дополнительную от­ветственность на следователя за психическое состояние арестован­ного. Это только вынужденная мера против уклонения виновного от ответственности и совершения им других преступлений, а не сред­ство воздействия в целях получения желательных показаний»1.

Если состояние стресса дезорганизует психическую жизнь под­следственного, препятствует правильному восприятию и оценке различных факторов, затрудняет осмысление ситуации в целом и выбор рациональной линии поведения, то состояние фрустрации, порождая чувство безысходности, крушения планов и отчаяния, может побудить подследственного прибегнуть к любым средствам, чтобы выйти из субъективно воспринимаемого тупика. Это стрем­ление любой ценой положить конец фрустрирующим переживани­ям настолько велико и притягательно, что в ход идут такие не­адекватные действия, как ложное признание, покушение на само­убийство и т. д.

Единственным человеком, способным прийти на помощь под­следственному в этих трудных ситуациях, является защитник.

 

_______________________________

Баренбойм П. Д. Как предотвратить пытки. Применение психологичес­ких знаний для защиты граждан. М., 1997. С. 15.

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. психическое состояние (психология) психическое состояние, при котором качества состояния относительно постоянны, хотя само состояние может быть динамичным

  2. Mountain State Штат на востоке центральной части США

  3. умственный тест любая стандартизированная процедура измерения чувствительности, или памяти, или интеллекта, или способностей, или личности и т. д.

  4. психическое отношение сложное психическое состояние, включающее убеждения, чувства, ценности и предрасположенность действовать определенным образом

  5. 06″>

    психическое заболевание любое психическое заболевание

  6. Магнолия Штат штат на юге Мексиканского залива

  7. умственное тестирование любая стандартизированная процедура измерения чувствительности, или памяти, или интеллекта, или способностей, или личности и т. д.

  8. психическое расстройство психологическое расстройство мышления или эмоций

  9. умственно отсталые люди вместе взятые умственно отсталые

  10. психиатрическая лечебница больница для душевнобольных или неуравновешенных лиц

  11. 8″>

    умственная ловкость интеллект, проявляющийся быстротой и бдительностью ума

  12. ментоловые, содержащие или пропитанные ментолом

  13. мысленный образ ясный и красноречивый мысленный образ

  14. умственное напряжение (психология) нервозность, возникающая в результате умственного напряжения

  15. ассистент стоматолога ассистент стоматолога

  16. Мандельштам Русский поэт, погибший в лагере (1891-1938)

  17. психический больной человек, страдающий неврозом

  18. 85″>

    мысленное примечание особого внимания с намерением запомнить

  19. психиатрическая больница больница для душевнобольных или неуравновешенных лиц

  20. межгосударственные отношения между отдельными подразделениями страны

Четыре состояния ума

Мышление|Время чтения: 6 минут

Мы заняты как никогда. Мы часто на автопилоте.

Мы «выполняем движения», не обращая особого внимания на принимаемые решения или их последствия. Часто именно здесь мы идем в неправильном направлении, и наш взгляд сужается — мы упускаем большую возможность.

Себастьян Бэйли подробно описывает это в книге «Гимнастика для разума: Достигните большего, думая по-другому».

Мы можем фокусироваться внутри или снаружи.

Внутренний фокус

Когда вы фокусируетесь на внутреннем, это похоже на разговор с самим собой. Подумайте о голосе, который вы слышите в своей голове, когда читаете эту книгу. Даже пока вы читаете наши слова, другой диалог может спрашивать, стоит ли продолжать читать эту главу или сейчас самое время выпить чашечку кофе. … Когда ваш фокус направлен внутрь, вы осознаете тот факт, что думаете; вы можете слышать и обращать внимание на бегущий комментарий в вашей голове.

Внешний фокус
Где ты сейчас? Что происходит? Какие звуки вы слышите? Кто вам близок?

Внешний фокус — это осознание того, что находится за пределами вашей собственной головы. И когда вы сосредотачиваетесь таким образом, вы не осознаете, о чем думаете. Ваше внимание сосредоточено на том, что происходит, а не на том, что вы думаете об этом, как это интерпретировать или может ли это повлиять на ваше будущее.

Когда вы действительно чем-то увлечены, будь то волнение футбольного матча или последний поворот в вашем любимом реалити-шоу, вы сосредоточены на внешнем. И когда ловишь себя на мысли, зачем я трачу время на просмотр этого нелепого реалити-шоу? вы вернулись к внутреннему фокусу.

На что следует обратить внимание?

Ваш разум всегда занят одним из двух мест: тем, что происходит внутри вашей головы, и тем, что происходит вне вашей головы. Невозможно одновременно фокусироваться и на внутреннем, и на внешнем, как и не фокусироваться ни на том, ни на другом. Что возможно, так это переключаться между ними, что, с небольшой умственной дисциплиной, вы можете делать практически в любое время.

Правда в том, что нам нужно чередовать внутреннюю и внешнюю направленность.

Когда вы комбинируете типы сосредоточения (внутреннее и внешнее) с способами, которыми мы фокусируемся (полезными и вредными), вы получаете четыре различных состояния ума: автопилот, критическое мышление и вовлеченность.

Мы хотим быть в состоянии помощи. И мы хотим переключаться между мышлением и вовлечением.


Во-первых, нам нужно понять, в каком состоянии мы находимся.

Автопилот: распознавание привычек разума

Автопилот срабатывает, когда вы позволяете тому, что когда-то было захватывающим и сложным, стать скучным или обыденным. Вы перестаете думать о ситуации и вместо этого реагируете заранее запрограммированным образом.

Это происходит несколькими способами. Что включает автопилот (и выключает мыслящий разум)?

Ловушка фамильярности

Мы обозначаем вещи и переживания, чтобы понять, как они соотносятся с окружающим миром. Например, вы видите, что кто-то плачет, и автоматически думаете: «Плач — это грусть»; следовательно, этот человек должен быть расстроен. Ваш автоматический ответ не позволяет вам рассматривать альтернативные объяснения. Плачущий человек может притворяться, резать лук или смеяться так сильно, что слезы текут по его или ее лицу. Но когда вы попадаете в ловушку фамильярности, вы вряд ли будете рассматривать эти альтернативы. Ловушка фамильярности объясняет, например, почему сотрудники службы безопасности в аэропорту меняются ролями. Если человек достаточно долго смотрит на рентгеновский экран, ядерная бомба может взорваться незаметно для него. Некоторые пианисты разучивают свои пьесы на клавиатуре, чтобы не слишком привыкать к ней и не впадать в автопилот во время исполнения.

Единый взгляд

Конечно, все мы видим мир своими глазами. Мои глаза отличаются от ваших глаз. Но когда мы пытаемся рассмотреть вопрос или решить проблему, мы склонны предполагать, что то, как мы видим мир, является правильным. Почему бы и нет? И все же наша точка зрения не всегда верна. Творческое мышление требует, чтобы вы посмотрели на знакомую проблему свежим взглядом, используя точку зрения, отличную от вашей собственной. Чтобы на самом деле достичь этого, вам нужно осознать, что ваш разум работает на автопилоте, временно фиксированном вашим мировоззрением и вашим жизненным опытом.

Давление

Чтобы продемонстрировать, что давление часто заставляет нас вести себя в режиме автопилота, психологи Джон Дарли и Дэниел Бэтсон попросили группу студентов семинарии подготовить выступление о притче о добром самаритянине. Когда притча была в центре их мыслей, семинаристов попросили пройти туда, где они должны были выступить с речью. Пока задача кажется довольно простой. Однако именно здесь хитрые психологи усложнили жизнь. Они договорились, чтобы семинаристы наткнулись на кого-то, лежащего на дороге, кашляющего, брызгающего слюной и зовущего на помощь. Чтобы усложнить ситуацию, психологи сказали половине семинаристов, что они опаздывают на доклад, а другой половине, что у них полно времени. Сколько остановится, чтобы помочь пострадавшему? А какие? Из тех, кому сказали, что у них достаточно времени, чтобы добраться до места назначения, 61 процент остановились, чтобы помочь, но из тех, кому сказали, что они опаздывают, остановились только 10 процентов. По наблюдениям психологов, некоторые семинаристы буквально переступали через актера, притворяясь раненым. Небольшое изменение ситуации привело в спешке семинаристов к автопилоту, заставив их забыть о том, что было у них на уме всего несколько мгновений назад.

Нет ничего плохого в том, чтобы позволить вашему автопилоту управлять повседневными делами, которые вы должны делать и не хотите ничего менять, например, косить газон или складывать белье. Но, как показывает только что описанное исследование, бывают моменты, когда вы должны взять под контроль свое мышление, иначе вы рискуете упустить ключевые возможности (в случае с семинаристами возможность претворить в жизнь то самое сообщение, которое они собирались донести на лекции). .

Мышление: активный анализ своих мыслей

Вы находитесь в состоянии размышлений, когда оцениваете варианты, выбираете курс действий, решаете проблему, оцениваете вероятные последствия или цепь событий или просто организуете свои мысли, чтобы лучше понять их. Когда вы чувствуете себя лучше всего в этом состоянии, ваши мысли кажутся ясными, точными и позитивными.

Это полезно при: решении проблем и принятии решений, исправлении ошибок, осмыслении ситуации и размышлениях о прошлом.

Один из самых эффективных способов улучшить себя — извлечь уроки из своего прошлого опыта, подумать, что вы сделали хорошо, и решить, что вы могли бы сделать лучше в будущем, если бы оказались в похожей ситуации.

Итак, что значит быть занятым?

Вовлеченное состояние ума возникает, когда вы сосредоточены на чем-то внешнем, на чем-то в вашем непосредственном окружении и когда вы работаете наилучшим образом. Если вы умеете водить машину, вы можете вспомнить момент, когда вы впервые ехали куда-то самостоятельно, не думая, проверьте зеркало, переключите передачу, правый поворотник, но вместо этого ваше внимание было полностью направлено на дорогу впереди и других автомобилистов, пока вы подпевали радио. Или вы можете вспомнить, как впервые спустились на лыжах к подножию склона и не совсем понимали, как вы туда попали, но чувствовали себя прекрасно.

[…]

Когда вы поглощены тем, что делаете, вы вовлечены и полностью присутствуете. Не осуждая себя, вы меньше вмешиваетесь в задачу и позволяете своему потенциалу взять верх.

Это то, что Михай Чиксентмихайи называет потоком.

Отключение автопилота

Ищите что-то новое.

Потренируйтесь сканировать свое окружение, осознанно выискивая что-то новое, отличное и необычное. Задайте себе вопросы, например, как изменилась эта улица с тех пор, как я в последний раз шел по ней? Чем отличаются люди в поезде? Что я замечаю сегодня в своих коллегах? Эти вопросы могут показаться глупыми, но они заставляют вас жить, думать и сосредотачиваться на настоящем — осознавать свое окружение и не возвращаться к автопилоту.

Узнай, что «всегда» не является абсолютным.

Одна из причин, по которой все мы можем попасть в ловушку автопилота, заключается в том, что мы склонны рассматривать мир как набор абсолютов. Вы склонны полагать, что всегда будет происходить то-то и то-то, потому что до сих пор так было всегда. Это умственный ярлык, который избавляет вас от необходимости думать об этом снова. В результате ваше мышление попадает в шаблоны, которые вы сами создали, и вы, по сути, включаете автопилот.

Принимайте точки зрения других людей.

Был ли у вас начальник или коллега, которого вы считали властным, догматичным, агрессивным или грубым? Как вы думаете, они видели себя такими? Удивительно, но могут и не быть. Если бы их попросили описать себя, они могли бы сказать, что были напористыми, прямыми, честными и искренними. Одна из причин, по которой конфликты могут стать такими безобразными, заключается в том, что легко впасть в состояние автопилота и реагировать на других, не думая и не принимая во внимание точку зрения других.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *