Что такое психика в психологии: Психика. Что такое «Психика»? Понятие и определение термина «Психика» – Глоссарий

Содержание

Психолог Богатова назвала 5 вещей, которые никогда не делают люди с сильной психикой

  • Образ жизни

Человеку с сильной психикой жить легче и проще, а главное, интереснее. Он может реализовывать свои планы и мечты, быстрее справляясь с непредвиденными обстоятельствами и не делая из рядовой неудачи вселенскую трагедию.

31 октября 2022

Источник:
iStockphoto

Что такое сильная психика

Как объясняет психолог Елена Богатова, психика — это субъективное восприятие объективной реальности.

— Помимо этого, мы еще отражаем в нашу реальность свое восприятие, тем самым создавая ее. И в этом случае человек с сильной психикой понимает, что полностью несет ответственность за то, что с ним происходит. Именно это их и отличает от других людей, — говорит Елена Богатова.

Психолог Екатерина Зуша так описывает главные признаки человека со здоровой психикой.

  • Принятие себя. Человек видит свои положительные качества и признает свою ценность. Например, он осознает уровень своих профессиональных компетенций и не соглашается на условия работы, которые не соответствуют его запросу.

  • Способность изменять поведение в зависимости от жизненных обстоятельств и ситуаций. Например, человек вырос в условиях, где грубое общение и нарушение границ было нормой. Став взрослым, он понял, что такое отношение ему не нравится, и не позволяет больше так с собой обращаться.

  • Способность планировать и реализовывать жизненные планы. И для этого человек готов совершать действия и идти к желаемой цели. Например, решив брать уроки игры на гитаре, он регулярно учится этому, а не откладывает после того, как несколько раз у него не получилось сыграть.

  • Способность отмечать и анализировать свои эмоции и поведение. Человек умеет оценивать причины и последствия своих поступков. Например, мне грустно, потому что произошел конфликт с партнером. Важно позаботиться о своем эмоциональном состоянии, успокоиться и решить ситуацию, которая вызвала конфликт.

  • Эмоции и поведение человека адекватны относительно тому, что происходит вокруг. Например, при подготовке к выступлению на сцене испытывать волнение нормально.

  • Проявление себя схожим образом в идентичных ситуациях. Например, каждый раз, когда нарушают его границы, человек не терпит и сообщает об этом.

Читайте также

Возвращаемся к детству

По словам психолога Елены Богатовой, психика начинает формироваться еще в перинатальном периоде (внутриутробно и до 7-го дня после появления на свет. — Прим. ред.). Плод ощущает все переживания мамы и на этом этапе формирует простейшие реакции, скопированные с реакций мамы.

— Ребенок рождается уже с памятью об этих событиях. Соответственно, если происходящее вокруг будет опасно для родителя, то и для малыша это тоже будет опасным. Люди, живущие с установками «Мир опасен» или «Окружающие люди опасны», не могут взять ответственность за свою жизнь — им страшно. Им кажется, что их жизнью управляют обстоятельства, другие люди, различные события или ретроградный Меркурий. А вот те, для кого с детства мир был безопасен, ведут себя иначе. Это как раз люди с психологией силы или сильной психикой.

Екатерина Зуша тоже считает, что всё начинается в детстве — с осознания ребенком собственной личности, без привязки к личностям других людей и без потребности характеризовать себя через других. Это процесс называют индивидуация, и ребенок должен обязательно его пройти.

— Только при завершении этого процесса человек начинает существовать в этом мире как уникальная и опорная на себя личность. Из этого состояния ему легко проявляться в мир, строить отношения, идти к поставленным целям. Если же ребенку не удалось его пройти, в дальнейшем он будет испытывать трудности в понимании самого себя, в движении к целям, которые отличаются от целей других членов семьи или значимых людей. Также возможны сложности в построении романтических или профессиональных отношений, — объясняет психолог.

Читайте также

Что никогда не делают люди с сильной психикой

Психолог Елена Богатова назвала 5 вещей, которые не свойственны таким людям. Можно присмотреться к ним и попробовать примерить на себя. Ведь известно, что многие процессы могут происходить в обе стороны, и тренировкой новых привычек можно добиться некоторых внутренних изменений — в своем поведении и манере реагировать на ситуации.

Итак, что же никогда не делают люди с сильной психикой.  

1. Не снимают с себя ответственность за ситуации в своей жизни.

Соответственно, никогда не будут искать «виноватого».

2. Не плывут по течению

Потому что понимают, что именно они управляют обстоятельствами, а не обстоятельства ими. Даже в трудной ситуации человек с сильной психикой скажет: «Да, сейчас так, но я могу это изменить». И любое свое дело он не пустит на самотек.

3. Не принимают решения на эмоциях

Человек с сильной психикой осознает, что эмоции — его часть, но они не могут доминировать над разумом.

4. Не обижают того, кто слабее

Человек с сильной психикой доброжелателен к людям и окружающему пространству. Он помнит, что мир для него безопасен.

5. Не отделяют себя от мира и других людей

Такой человек точно понимает, что мы все — части единого целого и можем вырасти и эволюционировать только в этом единстве. Поэтому пытается принести пользу миру. Его деятельность и работа тесно связаны с передачей знаний другим людям.

Екатерина Зуша добавляет еще несколько особенностей в поведении и поступках, нехарактерных для людей со здоровой психикой:

  1. частые смены настроения,

  2. беспричинная тревога и паника,

  3. любые трудности вызывают бурную реакцию,

  4. обидчивость, восприятие любой критики близко к сердцу,

  5. желание всем нравиться, поиск одобрения со стороны окружающих,

  6. постоянное ощущение, что его хотят обмануть или унизить,

  7. частая ложь себе и другим,

  8. повышенная требовательность к себе и другим,

  9. самокритика и критика других,

  10. проявление агрессии без причины,

  11. сложности в отстаивании себя и своих личных границ,

  12. согласие на то, что не соответствует желаемому уровню.

Читайте также

Можно ли развить сильную психику

Оказывается, кое-что можно сделать даже во взрослом возрасте. По словам Елены Богатовой, начинать надо с тренировок и практик на доверие к миру и окружающему пространству.

Также нужна проработка родительско-детских отношений. В этом случае важно изменить парадигму мышления и сформировать новые стратегии. К сожалению, в большинстве случаев у людей есть не больше двух стратегий, одна из которых — необходимость страдать. В силу чего все реакции так или иначе связаны с болью, страхом, страданием и необходимостью «нести свой крест». Уход от этой парадигмы и поиск новых стратегий реакций дает человеку четкое понимание, что на самом деле, кроме него самого, никто его не наказывает, — советует Елена Богатова.

Подойдет еще одна простая ежедневная практика: утром улыбнитесь себе в зеркало и этому миру в целом. И уже через несколько дней, по словам психолога, вы заметите, как станет меняться в ответ ваша реальность.

Екатерина Зуша напоминает, что начинать развивать психику надо с этапа индивидуации, если вы его не прошли в детстве. Чтобы сделать это качественно, потребуется помощь психолога или психотерапевта.

— В первую очередь важно уделить внимание выстраиванию собственных границ и соблюдению границ других людей. Надо научиться слышать и различать свои эмоции, и здесь поможет ведение дневника эмоций. Обязательно надо выяснить, как вы получаете ресурс и научиться его регулярно восполнять, а также принимать свой жизненный опыт и делать выводы из прошлых ситуаций, — считает специалист.

Автор текста:Анастасия Романова

понятие и значение в психологии

Содержимое

  • 1 Психика человека – что это в психологии
    • 1.1 Психика человека в психологии
    • 1.2 Понятие психики
    • 1.3 Основные функции психики
    • 1.4 Структура психики
    • 1.5 Чувства и эмоции в психике
    • 1.6 Психические состояния и психические процессы
    • 1.7 Развитие психики от младенчества до зрелости
    • 1. 8 Психические расстройства и их виды
    • 1.9 Роль социальной среды в формировании психики
    • 1.10 Психологические методы и практики их применения в психотерапии
    • 1.11 Психика и здоровье
    • 1.12 Видео по теме:

Психика – это комплекс психических процессов, включающий в себя восприятие, внимание, память, мышление, волю и эмоции. Понимание психики человека в психологии помогает лучше понимать его поведение и действия в жизни.

Психика человека — это сложный и многогранный процесс, который охватывает все мыслительные, эмоциональные и поведенческие аспекты жизнедеятельности человека. Такое понимание психики обусловлено спецификой ее функционирования, включающего в себя взаимодействие между телом, мозгом и умом.

Значение изучения психики человека для психологии несомненно. Изучение психических процессов помогает понять, как человек взаимодействует с окружающим миром, какие механизмы используются при принятии решений, как происходит формирование личности и характер. Кроме того, изучение психики человека позволяет разрабатывать методы коррекции различных психических отклонений и нарушений.

Несмотря на то, что понимание психики человека различными учеными может быть по-разному трактовано, ее роль и значение для человека остается неизменным. Только понимая свою психику и выстраивая гармоничные взаимоотношения с собственной эмоциональной сферой, человек может достичь полноценной жизни и счастья.

Психика человека в психологии

Психика человека — это сложное понятие, которое в психологии определяется как совокупность всех психических процессов и явлений, происходящих в человеческом организме и обеспечивающих его адаптацию к окружающей среде.

В психологии психика человека рассматривается как объект изучения, так как она является основой формирования человеческой личности и определяет его поведение и реакции в социальной среде. Изучение психики человека проводится в рамках различных научных дисциплин, таких как психология, психиатрия и нейробиология.

Психические процессы, которые происходят в психике человека, включают в себя восприятие, внимание, мышление, память, чувствование, волю и эмоции. Каждый психический процесс имеет свои особенности и характеристики, которые влияют на поведение человека и его отношение к окружающей действительности. Например, эмоции могут влиять на принятие решений, поведение и межличностные отношения.

Развитие психики человека происходит в течение всей жизни. На ранних этапах развития психики, детей интересует мир вокруг них. К пятнадцати годам, психические процессы формируются и начинают вырабатывать способность понимать абстрактные понятия и делать выводы в логической последовательности.

Психика человека играет важную роль в жизни каждого человека. Она влияет на нашу эмоциональную составляющую, позволяет нам мыслить, понимать и воспринимать окружающий мир. Благодаря изучению психики человека, психология помогает создавать определенные методики и приемы, которые помогают людям в более эффективном управлении своими мыслями и эмоциями.

Понятие психики

Психика — это понятие, которое широко используется в психологии и описывает все процессы и явления, связанные с душевной и психической жизнью человека. В основе психики лежат множество процессов, таких как восприятие, внимание, память, мышление, чувствование, эмоции и духовность.

Психика является ключевым элементом психологии, так как она отвечает за восприятие и обработку всей информации, поступающей из внешнего мира. Психика контролирует все функции человеческого организма, включая реакции на различные виды стимулов. Психика также отвечает за сознание и бессознательные процессы, включая сны и фантазии.

Понимание психики важно для понимания многих психологических проблем и нарушений. Некоторые из этих проблем могут быть связаны с травмами мозга, расстройствами личности или психическими заболеваниями, такими как шизофрения, депрессия или тревога. Часто психологи используют понятие психики для описания различных процессов, связанных с личностью и поведением человека.

Изучение психики — это долгий и сложный процесс, который требует сочетания различных методов и подходов, таких как наблюдение, эксперименты, тестирование и анализ данных. Существует множество теорий и мировоззрений относительно психики, каждая из которых предлагает свой взгляд на это явление. Некоторые теории сосредоточены на понимании врожденных особенностей психики, в то время как другие склоняются к идее, что психика формируется в ходе жизни человека через взаимодействие с окружающей средой.

Основные функции психики

Перцептивная функция – обеспечивает восприятие окружающего мира. Эта функция позволяет человеку получать информацию о происходящем и восприимчиво реагировать на изменения среды.

Познавательная функция – обеспечивает процесс познания, то есть, приобретение знаний. Через познавательную функцию человек способен формулировать представления об окружающем мире, о том, как он устроен и как в нем происходят процессы.

Мотивационная функция – связана с внутренними установками человека. Она даёт возможность ориентироваться в жизни и устанавливать приоритеты в своих целях. Мотивационная функция строится на основе потребностей, интересов и ценностных установок.

Эмоциональная функция – обеспечивает эмоциональный опыт человека. Эта функция регулирует внутреннее состояние, управляет эмоциями и чувствами. Кроме того, она играет важную роль в процессах социального взаимодействия.

Регулятивная функция – контролирует и управляет поведением человека. Она регулирует процессы принятия решений, определяет поведение в социальных ситуациях и управляет эмоциональными реакциями человека на возникающие ситуации.

Адаптивная функция – обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. Эта функция позволяет человеку адаптироваться к новым условиям, находить решения проблем и справляться со стрессом.

Структура психики

Психика человека — это сложный механизм, который включает в себя ряд составляющих. Психическая деятельность человека может быть представлена как система взаимосвязанных компонентов. Каждый из них выполняет свою функцию и в сумме определяет поведение и деятельность человека.

Основные составляющие психической деятельности:

  • Сознание — это комплексная система, включающая в себя память, внимание, мышление, чувствование и речь. Она обладает интегративными свойствами и подчинена личности человека.
  • Бессознательное — это часть психики, которая находится за пределами сознания человека и труднодоступна для него. Она включает в себя скрытые мотивы, эмоции и желания, которые могут иметь влияние на поведение и деятельность человека.
  • Личность — это индивидуально-психологическое образование, которое находится на стыке сознательного и бессознательного. Она включает в себя систему ценностей, убеждений, привычек и установок, которые формируют взгляды и поведение человека.
  • Поведение — это проявление психической деятельности человека во внешнем мире. Оно определяется как действия, поступки и реакции человека на различные внешние воздействия и внутренние процессы.

Важно отметить, что структура психики не является законченной и прямолинейной. Она тесно связана с окружающей средой, социальными и культурными факторами, которые могут влиять на поведение и состояние человека.

Чувства и эмоции в психике

Чувства и эмоции являются важной составляющей психики человека. Чувства – это субъективные ощущения, связанные с восприятием мира и общением с другими людьми. Они могут быть положительными (радость, любовь, благодарность) и отрицательными (гнев, страх, разочарование).

Чувства и эмоции взаимосвязаны и работают вместе в управлении поведением человека. Например, когда человек испытывает страх, его организм производит соответствующие выделения гормонов, что может привести к ускорению сердечного ритма, потливости и другим физиологическим проявлениям.

Также, чувствительность к собственным чувствам и эмоциям может повышать уровень самосознания и позволить человеку более глубоко понимать свои мотивации и потребности. При этом, неконтролируемые эмоции могут приводить к негативным последствиям, таким как конфликты и неприятные эмоциональные состояния.

  1. Чувства и эмоции могут быть положительными и отрицательными;
  2. Эмоции помогают человеку адаптироваться к изменяющейся обстановке;
  3. Чувства и эмоции работают вместе в управлении поведением;
  4. Чувствительность к собственным чувствам и эмоциям может повышать уровень самосознания;
  5. Неконтролируемые эмоции могут приводить к негативным последствиям.

Психические состояния и психические процессы

Психические состояния представляют собой переживания и эмоции человека. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. К положительным относятся, например, радость, удовлетворение, восторг. А к отрицательным – грусть, страх, разочарование. Психические состояния могут быть вызваны внешними факторами, например, успехом или неудачей в работе, хорошими или плохими новостями, а также внутренними факторами, например, переживаниями, депрессией или эмоциональным выгоранием.

Психические процессы – это познавательная деятельность человека. Они включают в себя восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Восприятие – это способность воспринимать информацию о событиях, объектах и людях. Внимание – это способность сфокусироваться на каком-либо объекте или событии. Память – это способность сохранять информацию и вспоминать ее в нужный момент. Мышление – это способность обрабатывать информацию и использовать ее для решения задач. Воображение – это способность создавать образы в голове.

Многие психические процессы являются врожденными, но они могут быть развиты и улучшены с помощью тренировок и упражнений. Например, можно тренировать внимание, решая сложные задачи или играя в игры, которые требуют быстрого реагирования и концентрации. Можно также улучшать память, занимаясь спортом или играя в игры, которые требуют запоминания большого количества информации.

Развитие психики от младенчества до зрелости

Психика – это сложное понятие, которое охватывает всю человеческую психологию и поведение. Развитие психики начинается с младенческого возраста и продолжается до зрелости.

Младенческий период (от 0 до 1 года). На этом этапе психика формируется благодаря взаимодействию ребенка с окружающей средой. Младенцы испытывают радость, страх, голод, усталость, комфорт, дискомфорт и другие эмоции, которые влияют на их поведение.

Раннее детство (от 1 до 3 лет). Ребенок начинает осознавать свой мир и научиться общаться с окружающими. Этот период характеризуется появлением моторной активности, развитием речи и умениями играть с другими детьми.

Дошкольный период (от 3 до 6 лет). Дети начинают учиться воспринимать мир логически, осознанно и ориентироваться в его свойствах. На этом этапе происходит активное развитие личности ребенка, формируется самооценка, эмоциональная устойчивость и социальные навыки.

Школьный период (от 6 до 18 лет). Ребенок учится в школе, а его психика развивается в зависимости от учебной программы и социальных связей. На этом этапе происходит формирование логического и творческого мышления, общественной активности, интеллектуального развития и принятия социальных ролей.

Взрослая жизнь (от 18 до 65 лет). Взрослым нужно работать, зарабатывать деньги, заботиться о семье и о себе. Однако, взрослые люди не всегда удачно управляют своей психикой. Они могут испытывать стресс, депрессию, тревогу и другие психические расстройства.

Психические расстройства и их виды

Психические расстройства – это нарушения, связанные с отклонениями в работе мозга и изменением поведения человека. Они могут проявляться различными способами, например, изменением настроения, мыслей, чувств и действий. Существует множество видов психических расстройств. Наиболее распространенные из них:

  • Депрессия – пониженное настроение, потеря интереса к жизни, снижение активности и энергии, невыносимость радости и удовольствия.
  • Шизофрения – характеризуется нарушением мышления, отсутствием эмоций, аутизмом, проявлением галлюцинаций и бреда.
  • Биполярное расстройство – это состояние, при котором периоды депрессии чередуются с периодами эйфории или маниакального состояния.
  • Расстройство личности – это состояние, при котором человек проявляет постоянные нарушения в поведении и мышлении, что ведет к конфликтам в семье и обществе.
  • Неврозы – реакции на стрессовые ситуации, выражающиеся в тревоге, фобиях, панических истериках.

Данные психические расстройства существенно влияют на качество жизни человека, но хорошая новость в том, что они лечатся с помощью различных методов психотерапии и медикаментов. Важно не откладывать лечение и своевременно обращаться за помощью к специалистам.

Роль социальной среды в формировании психики

Человеческая психика является сложным процессом, подверженным влиянию различных факторов, и социальная среда является одним из основных воспитательных элементов. Индивид, родившийся в семье, где присутствуют стабильность и безопасность, с большей вероятностью вырастет уверенным в себе и станет активным членом общества. С другой стороны, если социальная среда является неблагоприятной, то существует риск возникновения психических расстройств.

Роль образования также является очень важной для формирования психики. В современном мире образование играет ключевую роль в обеспечении успешной карьеры и материального благосостояния. Кроме того, образование соединяет людей, часто определяет общество, в котором они живут, устанавливает меру процветания страны и качество жизни ее граждан.

Также важным фактором является культура, в которой ребенок живет. Культура оказывает огромное влияние на формирование мировоззрения и жизненного опыта человека. На уровне культуры находят выражение нормы и ценности общества, которые формируют жизненный опыт и мировоззрение отдельного человека.

Социальная среда сильно влияет на формирование психики человека, определяет его психологические качества и поведение. Как следствие, правильное воспитание, общение с положительными ролями, качественное образование и доступ к культурным ценностям способствуют позитивному формированию личности, а неблагоприятная среда может привести к возникновению психических заболеваний.

Психологические методы и практики их применения в психотерапии

Психологические методы в психотерапии используются для улучшения психического состояния пациента. Они позволяют выработать новые стратегии поведения и мышления, научиться эффективно разрешать проблемы и конфликты, а также достигать личностного роста и саморазвития.

Арт-терапия является другим методом, который помогает решить психологические и эмоциональные проблемы через художественные материалы. Она может быть применена для терапии детей и взрослых, а также людей со слабым зрением и трудноречием.

Гипноз – это другой метод, который используется для изменения психического состояния человека. Он может быть использован для уменьшения боли, лечения навязчивых мыслей и фобий, а также нахождения потерянных воспоминаний.

Также в психотерапии могут применяться методы, такие как психоанализ, психодрама, эмоционально-ориентированная терапия, межличностная терапия и др. Каждый из этих методов имеет свои сильные и слабые стороны, которые выбираются под конкретного пациента с учетом его потребностей и целей.

Психика и здоровье

Психика сильно влияет на здоровье человека. Многие психологические проблемы и психические заболевания могут привести к физическим заболеваниям и обратно, так как физическое здоровье и психика очень тесно связаны между собой. Кроме того, психика человека также влияет на психологическое здоровье окружающих.

Стресс является одной из главных проблем, которая может повредить здоровье психики. Длительный стресс может привести к различным психическим заболеваниям, таким как депрессия, тревожность и панические атаки. Стресс также может привести к физическим проблемам, таким как высокое артериальное давление, проблемы со сном и даже инфаркт миокарда.

Использование релаксации, медитации и других методов для улучшения психического здоровья может помочь предотвратить проблемы со здоровьем и психикой. Также важно соблюдать здоровый образ жизни, такой как правильное питание, достаточное количество сна и регулярные физические упражнения.

  • Нарушение психического здоровья может проявиться различными способами, включая нарушение сна, потерю интереса к жизни, недомогание и чувство безнадежности. Если вы заметили что-то подобное, важно обратиться за помощью к профессиональному психотерапевту.
  • Поддержка окружающих может помочь избежать проблем со здоровьем психики. Родные, друзья и коллеги могут помочь справиться со стрессом и поддерживать здоровый образ жизни.

Общение с другими людьми, спорт, медитация, путешествия и другие виды активного отдыха приводят к здоровой психике и уменьшению вероятности возникновения ее нарушений.

ПравильноНе правильно

Провести время на природе, сделать инъекцию витаминов, пообщаться с близкими людьми.Слишком погружаться в работу, игнорировать свое состояние, большую часть времени проводить дома.

Важно понимать, что психика и здоровье находятся в плотной взаимосвязи. Она может стать как источником человеческого благополучия, так и источником болезней. Но мы можем научиться управлять своей психикой и оставаться здоровыми на всю жизнь.

Видео по теме:

Разум | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Содержание

  • 1 Аспекты разума
    • 1. 1 Умственные способности
    • 1.2 Философия разума
    • 1.3 Наука о разуме
    • 1.4 Социальная психология и групповое поведение
    • 1,5 Мозг
    • 1.6 Психическое здоровье
    • 1.7 Эволюционная история человеческого разума
    • 1.8 Интеллект животных
    • 1.9 Искусственный интеллект
    • 1.10 Религиозные взгляды
  • 2 См. также
  • 3 Каталожные номера
  • 4 Внешние ссылки

Разум относится к аспектам интеллекта и сознания, проявляющимся как комбинации мысли, восприятия, памяти, эмоций, воли и воображения, включая все сознательные и бессознательные когнитивные процессы мозга. «Разум» часто используется для обозначения мыслительных процессов разума. Субъективно ум проявляется как поток сознания.

Существует множество теорий разума и его функций. Самые ранние записанные работы о разуме принадлежат Заратуштре, Будде, Платону, Аристотелю, Ади Шанкаре и другим древнегреческим, индийским и исламским философам. Донаучные теории, основанные на богословии, концентрировались на отношениях между разумом и душой, сверхъестественной, божественной или богоданной сущностью человека. Современные теории, основанные на научном понимании мозга, предполагают, что разум является продуктом мозга и имеет как сознательные, так и бессознательные аспекты.

Вопрос о том, какие атрибуты составляют разум, также вызывает много споров. Некоторые утверждают, что разум составляют только «высшие» интеллектуальные функции, особенно разум и память. С этой точки зрения эмоции — любовь, ненависть, страх, радость — носят более «примитивный» или субъективный характер и должны рассматриваться как отличные от ума. Другие утверждают, что рациональную и эмоциональную стороны человеческой личности нельзя разделить, что они имеют одну и ту же природу и происхождение и что их всех следует рассматривать как часть индивидуального разума.

В популярном использовании разум часто является синонимом мысль . Это тот частный разговор с самими собой, который мы ведем «внутри своей головы». Таким образом, мы «решаем», «меняем свое мнение» или «двоим мнения» о чем-то. Одним из ключевых свойств разума в этом смысле является то, что это частная сфера, к которой никто, кроме собственника, не имеет доступа. Никто другой не может «познать наш разум». Они могут интерпретировать только то, что мы сознательно или бессознательно сообщаем.

Аспекты разума[]

Умственные способности[]

См. также: Разум, Факультет психологии и Модульность разума и так эффективно справляться с этим в соответствии со своими целями, планами, целями и желаниями. Слова, относящиеся к сходным понятиям и процессам, включают познание, идею и воображение. Мышление включает в себя интеллектуальные манипуляции с информацией, например, когда мы формируем понятия, участвуем в решении проблем, рассуждениях и принятии решений. Мышление является высшей познавательной функцией, и анализ мыслительных процессов составляет часть когнитивной психологии.

Память — это способность организма хранить, удерживать и впоследствии вспоминать информацию. Хотя традиционные исследования памяти начались в сфере философии, в конце девятнадцатого и начале двадцатого века память стала частью парадигмы когнитивной психологии. В последние десятилетия он стал одним из основных столпов новой отрасли науки, называемой когнитивной нейробиологией, которая представляет собой союз когнитивной психологии и нейронауки.

Воображение признается врожденной способностью и процессом создания частичных или полных личных сфер, которые разум извлекает из чувственного восприятия общего мира. Этот термин технически используется в психологии для обозначения процесса возрождения в уме восприятий объектов, ранее данных в чувственном восприятии. Поскольку такое использование термина противоречит обычному языку, некоторые психологи предпочитают описывать этот процесс как «воображение» или «воображение» или говорить о нем как о «репродуктивном», а не о «продуктивном» или «конструктивном» воображении. Воображаемые образы видятся «мысленным взором». Одна из гипотез эволюции человеческого воображения состоит в том, что оно позволило сознательным существам решать проблемы (и, следовательно, повышать физическую форму человека) с помощью мысленного моделирования.

Сознание у млекопитающих (включая людей) — это аспект разума, который, как считается, включает в себя такие качества, как субъективность, чувствительность и способность воспринимать отношения между собой и окружающей средой. Это предмет многочисленных исследований в области философии сознания, психологии, неврологии и когнитивистики. Некоторые философы делят сознание на феноменальное сознание, которое само по себе является субъективным опытом, и сознание доступа, которое относится к глобальной доступности информации для систем обработки в мозгу. [1] Феноменальное сознание обладает множеством различных переживаемых качеств, часто называемых квалиа. Феноменальное сознание — это обычно сознание чего-то или о чем-то, свойство, известное в философии сознания как интенциональность.

Философия разума[]

Основная статья: Философия разума

Философия разума — это отрасль философии, изучающая природу разума, психические события, психические функции, психические свойства, сознание и их взаимосвязь. к физическому телу. проблема ума и тела , т. е. отношение ума к телу, обычно рассматривается как центральный вопрос философии сознания, хотя существуют и другие вопросы, касающиеся природы ума, не связанные с его отношением к физическому телу. . [2]

Дуализм и монизм — две основные школы мысли, пытающиеся решить проблему разум-тело. Дуализм — это позиция, согласно которой разум и тело каким-то образом отделены друг от друга. Его можно проследить до Платона, [3] Аристотеля [4] [5] [6] и школы санкхьи и йоги индуистской философии, [7] , но наиболее точно она была сформулирована Рене Декартом в 17 веке. [8] Дуалисты субстанции утверждают, что разум является независимо существующей субстанцией, тогда как дуалисты свойств утверждают, что разум представляет собой группу независимых свойств, которые возникают из мозга и не могут быть сведены к нему, но что он не является отдельное вещество. [9]

Монизм — это позиция, согласно которой разум и тело не являются физиологически и онтологически различными видами сущностей. Эту точку зрения впервые отстаивал в западной философии Парменид в 5 веке до нашей эры, а позже ее поддержал рационалист 17 века Барух Спиноза. [10] Согласно теории двойного аспекта Спинозы, разум и тело являются двумя аспектами лежащей в основе реальности, которую он по-разному описывал как «Природу» или «Бога». Физики утверждают, что существуют только сущности, постулируемые физической теорией, и что разум в конечном итоге будет объяснен с точки зрения этих сущностей по мере того, как физическая теория продолжает развиваться. Идеалисты утверждают, что ум — это все, что существует, и что внешний мир является либо самим ментальным, либо иллюзией, созданной умом. Нейтральные монисты придерживаются позиции, согласно которой воспринимаемые вещи в мире могут рассматриваться либо как физические, либо как ментальные в зависимости от того, интересует ли человека их отношение к другим вещам в мире или их отношение к воспринимающему. Например, красное пятно на стене является физическим в своей зависимости от стены и пигмента, из которого оно сделано, но оно является ментальным в той мере, в какой воспринимаемая им краснота зависит от работы зрительной системы. В отличие от теории двух аспектов нейтральный монизм не постулирует более фундаментальную субстанцию, аспектами которой являются разум и тело. Все самые распространенные монизмы 20-го и 21-го веков были вариациями физикализма; эти позиции включают бихевиоризм, теорию тождества типов, аномальный монизм и функционализм. [11]

Многие современные философы сознания принимают либо редуктивную , либо нередуктивную физикалистскую позицию, утверждая по-своему, что разум не является чем-то отдельным от тела. [11] Эти подходы оказали особое влияние на науку, особенно в области социобиологии, информатики, эволюционной психологии и различных нейробиологий. [12] [13] [14] [15] Другие философы, однако, придерживаются нефизикалистской позиции, которая бросает вызов представлению о том, что разум является чисто физической конструкцией. Редуктивные физикалисты утверждают, что все ментальные состояния и свойства в конечном итоге будут объяснены научным описанием физиологических процессов и состояний. [16] [17] [18] Нередуктивные физикалисты утверждают, что, хотя мозг есть все, что есть для разума, предикаты и словарь, используемые в ментальных описаниях и объяснениях, необходимы, и не может быть сведена к языку и объяснениям более низкого уровня физической науки. [19] [20] Непрерывный прогресс нейробиологии помог прояснить некоторые из этих вопросов. Однако они далеки от разрешения, и современные философы сознания продолжают задаваться вопросом, как субъективные качества и интенциональность (осуществление) ментальных состояний и свойств могут быть объяснены в натуралистических терминах. [21] [22]

Наука о разуме[]

См. также: Зигмунд Фрейд, Карл Юнг и Подсознание

Психология — это научное исследование человеческого поведения, психического функционирования и опыта; Ноология, изучение мысли. Как академическая, так и прикладная дисциплина, психология включает в себя научное изучение психических процессов, таких как восприятие, познание, эмоции, личность, а также влияния окружающей среды, такие как социальные и культурные влияния и межличностные отношения, с целью разработки теорий человеческого поведения. поведение. Психология также относится к применению таких знаний к различным сферам человеческой деятельности, включая проблемы повседневной жизни людей и лечение проблем психического здоровья.

Психология отличается от других социальных наук (например, антропологии, экономики, политологии и социологии) тем, что она ориентирована на эксперименты в масштабе отдельного человека или индивидуумов в небольших группах, а не в больших группах, учреждениях или обществах. Исторически психология отличалась от биологии и нейронауки тем, что в первую очередь занималась разумом, а не мозгом. Современная психологическая наука включает физиологические и неврологические процессы в свои концепции восприятия, познания, поведения и психических расстройств.

Социальная психология и групповое поведение[]

Социальная психология изучает влияние социальных условий на человека. Ученые в этой области обычно либо психологи, либо социологи. Социальные психологи, получившие психологическое образование, склонны сосредотачиваться на отдельных людях или небольших группах как на единице исследования; социологи склонны отдавать предпочтение изучению более крупных групп и более крупных социальных единиц, таких как общества, хотя в обеих областях есть исключения из этих общих тенденций. Несмотря на сходство, дисциплины также имеют тенденцию различаться по своим целям, подходам, методам и терминологии. Они также отдают предпочтение отдельным академическим журналам и обществам.

Подобно биофизике и когнитивной науке, социальная психология является междисциплинарной областью. Наибольший период сотрудничества между социологами и психологами пришелся на годы сразу после Второй мировой войны (Sewell, 1989). Хотя в последние годы наблюдается усиление изоляции и специализации, между двумя дисциплинами сохраняется некоторая степень совпадения и влияния.

Мозг[]

См. также: Когнитивные науки, мемы и меметика

У животных мозг, или encephalon (по-гречески «в голове»), является центром управления центральной нервной системой, ответственным за мышление. У большинства животных головной мозг расположен в голове, защищен черепом и близок к первичным сенсорным аппаратам зрения, слуха, эквилибриоцепции, вкуса и обоняния. В то время как у всех позвоночных есть мозг, у большинства беспозвоночных есть либо централизованный мозг, либо совокупность отдельных ганглиев. У примитивных животных, таких как губки, вообще нет мозга. Мозги могут быть чрезвычайно сложными. Например, человеческий мозг содержит более 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с 10 000 других.

Психическое здоровье[]

Основная статья: Психическое здоровье

По аналогии со здоровьем тела можно метафорически говорить о состоянии здоровья ума, или психического здоровья. Merriam-Webster определяет психическое здоровье как «состояние эмоционального и психологического благополучия, при котором человек может использовать свои когнитивные и эмоциональные способности, функционировать в обществе и удовлетворять обычные потребности повседневной жизни». По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), не существует единого «официального» определения психического здоровья. Культурные различия, субъективные оценки и конкурирующие профессиональные теории — все это влияет на определение «психического здоровья». В целом большинство экспертов сходятся во мнении, что «психическое здоровье» и «психическое заболевание» не являются противоположностями. Другими словами, отсутствие признанного психического расстройства не обязательно является показателем психического здоровья.

Один из способов задуматься о психическом здоровье — посмотреть, насколько эффективно и успешно функционирует человек. Чувствовать себя дееспособным и компетентным; способность справляться с нормальным уровнем стресса, поддерживать удовлетворительные отношения и вести независимую жизнь; и способность «приходить в себя» или восстанавливаться после трудных ситуаций — все это признаки психического здоровья.

Психотерапия — это межличностное, реляционное вмешательство, используемое обученными психотерапевтами для помощи клиентам в решении жизненных проблем. Обычно это включает в себя повышение индивидуального самочувствия и уменьшение субъективного дискомфорта. Психотерапевты используют ряд техник, основанных на построении эмпирических отношений, диалоге, общении и изменении поведения, которые предназначены для улучшения психического здоровья клиента или пациента или для улучшения групповых отношений (например, в семье). В большинстве форм психотерапии используется только устная беседа, хотя в некоторых также используются различные другие формы общения, такие как письменное слово, искусство, драма, рассказ или терапевтическое прикосновение. Психотерапия происходит в рамках структурированной встречи между обученным терапевтом и клиентом (клиентами). Целенаправленная, теоретически обоснованная психотерапия началась в 19 в.век с психоанализом; с тех пор было разработано и продолжает создаваться множество других подходов.

Эволюционная история человеческого разума[]

Природа и происхождение разума гоминидов представляет естественный интерес для людей как наиболее успешных и разумных видов гоминидов. Как показали почти столетие археологических исследований, гоминиды произошли от более ранних приматов в Восточной Африке. Подобно некоторым живущим на деревьях млекопитающим, не являющимся приматами, таким как опоссумы, у них развился противопоставленный большой палец, который позволял им хватать и манипулировать такими предметами, как фрукты. Они также обладали передним бинокулярным зрением.

Около 10 миллионов лет назад земной климат стал более прохладным и сухим, что в конечном итоге привело к ледниковому периоду. Это вынуждало живущих на деревьях животных приспосабливаться к новой среде или вымирать. Некоторые приматы адаптировались к этой проблеме, приняв прямохождение: ходьбу на задних лапах. Преимущества этой разработки широко оспариваются. Когда-то считалось, что это давало их глазам большую высоту и способность видеть приближающуюся опасность дальше, но, поскольку мы теперь знаем, что гоминиды развивались в лесной среде, эта теория имеет мало реальных оснований. В какой-то момент двуногие приматы развили способность брать палки, кости и камни и использовать их в качестве оружия или инструментов для таких задач, как убийство мелких животных или разделка туш. Другими словами, эти приматы научились использовать технологии, адаптация, которой другие животные не достигли в той же степени, что и эти гоминиды. Двуногие приматы, использующие орудия труда, эволюционировали в классе гоминидов, из которых самые ранние виды, такие как Sahelanthropus tchadensis , датируются примерно 7 миллионами лет назад, хотя инструменты, сделанные гомонидами, были разработаны только около 2 миллионов лет назад. Таким образом, двуногие гоминиды существовали за 5 миллионов лет до того, как начали изготавливать орудия труда. Преимущество прямохождения состояло бы просто в том, чтобы иметь возможность переносить все, что имеет ценность для выживания, из неблагоприятной среды в более благоприятную. Все слишком большое или тяжелое приходилось ломать или резать. Это должно было быть пониманием, которое привело ранние умы к разработке инструментов для этой цели.

Примерно 5 миллионов лет назад мозг гоминида начал быстро развиваться, некоторые говорят, что это произошло потому, что между рукой гоминида и мозгом образовалась эволюционная петля. Эта теория утверждает, что использование инструментов дало решающее эволюционное преимущество тем гоминидам, которые обладали этим умением. Использование инструментов требовало более крупного и сложного мозга для координации тонких движений рук, необходимых для этой задачи. Однако эта теория не была подтверждена, и многие другие теории были разработаны на основе научных данных. Вполне вероятно, что инструмент, использующий гоминидов, стал бы грозным врагом, и что выживание в этой новой угрозе было бы петлей, которая увеличила бы размер мозга и силу разума. 2 миллиона лет назад Homo habilis появился в Восточной Африке: первый гоминид, который изготавливал орудия труда, а не просто использовал их. Еще несколько видов в роде «человек» появились до того, как появились полностью современные люди, известные как гомо сапиенс. Эти homo sapiens, представляющие собой архаичную версию современного человека, продемонстрировали первые свидетельства наличия языка и ряда видов деятельности, которые мы называем культурой, включая искусство и религию.

Около 200 000 лет назад в Европе и на Ближнем Востоке появились гоминиды, известные нам как неандерталец или некоторые называют их homo neanderthalensis. У них тоже было искусство, такое как украшенные инструменты для эстетического удовольствия и культуры, такие как захоронение умерших способами, которые предполагают духовные верования. В научном сообществе горячо обсуждается вопрос о том, произошли ли Homo sapiens от неандертальцев или от комбинации гоминидов. Некоторые ученые говорят, что неандертальцы были уничтожены к homo sapiens , когда они вошли в этот регион около 40 000 лет назад. Что известно, так это то, что 25 000 лет назад неандерталец вымер. Между 120 000 и 165 000 лет назад Homo sapiens достигли своей полностью современной формы, первое свидетельство этого было найдено в Африке, хотя снова о происхождении широко обсуждаются три теории: теория единого происхождения, мультирегиональная модель и модель ассимиляции. .

См. также: Эволюционная психология, эволюционная нейробиология и палеоантропология

Интеллект животных[]

Познание животных, или когнитивная этология, — это название, данное современному подходу к умственным способностям животных. Он развился из сравнительной психологии, но на него также сильно повлияли подходы этологии, поведенческой экологии и эволюционной психологии. Многое из того, что раньше рассматривалось под названием интеллекта животных, теперь рассматривается под этим заголовком. Изучение языка животных, попытка различить или понять степень, в которой когнитивные способности животных могут быть раскрыты с помощью лингвистических исследований, вызывает споры среди когнитивных лингвистов.

Искусственный интеллект[]

Этот раздел требует дополнительных ссылок для проверки.
Пожалуйста, помогите улучшить эту статью, добавив надежные ссылки. Неисходный материал может быть оспорен и удален. (сентябрь 2007 г.)
Основная статья: Философия искусственного интеллекта. [23] Это может также относиться к интеллекту, проявляемому искусственным ( искусственным , искусственным , искусственным ) существом. ИИ изучается в пересекающихся областях компьютерных наук, психологии, неврологии и инженерии, связанных с разумным поведением, обучением и адаптацией, и обычно разрабатывается с использованием специализированных машин или компьютеров.

Исследования в области ИИ связаны с созданием машин для автоматизации задач, требующих разумного поведения. Примеры включают контроль, планирование и планирование, возможность отвечать на диагностические и потребительские вопросы, почерк, естественный язык, речь и распознавание лиц. Таким образом, изучение ИИ также стало инженерной дисциплиной, ориентированной на поиск решений реальных жизненных проблем, интеллектуальный анализ, программные приложения, стратегические игры, такие как компьютерные шахматы и другие видеоигры. Одна из самых больших трудностей с ИИ — это понимание. Было создано много устройств, которые могут делать удивительные вещи, но критики ИИ утверждают, что реального понимания со стороны машины ИИ не произошло.

Споры о природе разума имеют отношение к развитию искусственного интеллекта. Если разум действительно является чем-то отдельным от функционирования мозга или выше его, то гипотетически воссоздать его внутри машины было бы намного труднее, если бы это вообще было возможно. Если, с другой стороны, разум есть не более чем совокупность функций мозга, то можно будет создать машину с узнаваемым разумом (хотя, возможно, только с компьютерами, сильно отличающимися от сегодняшних), просто благодаря факт, что такая машина уже существует в виде человеческого мозга.

Религиозные взгляды[]

Различные религиозные традиции привнесли уникальные взгляды на природу разума. Во многих традициях, особенно мистических, преодоление эго считается достойной духовной целью.

Иудаизм учит, что «моах шалит аль халев», разум управляет сердцем. Люди могут приближаться к Богу интеллектуально, через обучение и поведение в соответствии с Божественной Волей, заключенной в Торе, и использовать это глубокое логическое понимание, чтобы вызывать и направлять эмоциональное возбуждение во время молитвы. Христианство склонно рассматривать разум как нечто отличное от души (греч. nous ), а иногда еще больше отличается от духа. Западные эзотерические традиции иногда ссылаются на ментальное тело, существующее на плане, отличном от физического.

Различные философские школы индуизма обсуждали, отличается ли человеческая душа (санскрит атман ) от Брахмана , божественной реальности или идентична ей. Буддизм попытался порвать с такими метафизическими спекуляциями и постулировал, что на самом деле нет отдельной вещи, такой как человеческое существо, которое просто состоит из пяти совокупностей, или скандх . Согласно буддийскому философу Дхармакирти, ум определяется как «то, что есть ясность и познает», где «ясность» относится к бесформенной природе ума, а «познание» — к функции ума, а именно, что каждый ум должен познавать объект. . [24] Индийский философ-мудрец Шри Ауробиндо пытался соединить в своей интегральной психологии восточные и западные психологические традиции, как и многие философы и новые религиозные течения. Свами Пармананд Джи Махарадж из Бхагват Бхакти Ашрама также выступил с очень хорошей лекцией об Уме.

Даосизм рассматривает человека как соприкасающегося с природными силами, а разум неотделим от тела. Когнитивная, аффективная и поведенческая нейробиология m]] видит ум, как и тело, как самосовершенствующееся.

См. также: Буддизм и психология

См. также[]

  • Познания
  • Когнитивные процессы
  • Состояние сознания
  • Человеческая природа
  • Психическое состояние
  • Разум на свободе
  • Восприятие
  • Субъективный характер опыта
  • Теория разума
  • Философия разума
  • Бессознательное (фактор личности)

Ссылки[]

  1. ↑ Нед Блок: О путанице в отношении функции сознания» в: Науки о поведении и мозге , 1995.
  2. Ким, Дж. (1995). Хондерих, Тед Проблемы философии разума. Oxford Companion to Philosophy , Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  3. Платон (1995). Э.А. Дюк, В.Ф. Хикен, В.С.М. Николл, Д.Б. Робинсон, J.C.G. Страчан Федон , Clarendon Press.
  4. ↑ Робинсон, Х. (1983): «Аристотелевский дуализм», Oxford Studies in Ancient Philosophy 1, 123-44.
  5. ↑ Nussbaum, M.C. (1984): «Аристотелевский дуализм», Oxford Studies in Ancient Philosophy, 2, 197–207.
  6. ↑ Nussbaum, M.C. и Rorty, AO (1992): Очерки De Anima Аристотеля, Clarendon Press, Oxford.
  7. Шри Свами Шивананда. Санкхья: Индуистская философия: Санкхья.
  8. Декарт, Рене (1998). Беседы о методе и размышления о первой философии , Hacket Publishing Company.
  9. ↑ Hart, WD (1996) «Дуализм», в Samuel Guttenplan (org) A Companion to the Philosophy of Mind , Blackwell, Oxford, 265-7.
  10. ↑ Спиноза, Барух (1670) Tractatus Theologico-Politicus (Богословско-политический трактат).
  11. 11.0 11.1 Ким, Дж., «Проблема разума и тела», Oxford Companion to Philosophy . Тед Хондерих (ред.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 1995.
  12. ↑ Пинель, Дж. Психобиология , (1990) Prentice Hall, Inc. ISBN 8815071741
  13. ↑ Леду, Дж. (2002) Синаптическое Я: Как наш мозг становится тем, кто мы есть , Нью-Йорк: Viking Penguin. ISBN 8870787958
  14. ↑ Шаблон: Рассел Норвиг, 2003 г.
  15. ↑ Докинз, Р. Эгоистичный ген (1976) Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN
  16. Черчленд, Патрисия (1986). Нейрофилософия: к единой науке о разуме и мозге. , Массачусетский технологический институт.
  17. Черчленд, Пол (1981). Элиминативный материализм и пропозициональные установки. Журнал философии 78 : 67–90.
  18. Смарт, J.J.C. (1956). Ощущения и мозговые процессы. Философское обозрение .
  19. Дональд Дэвидсон (1980). Очерки действий и событий , Oxford University Press.
  20. ↑ Патнэм, Хилари (1967). «Психологические предикаты», в WH Capitan and DD Merrill, eds., Art, Mind and Religion (Питтсбург: University of Pittsburgh Press.
  21. Деннет, Дэниел (1998). Намеренная позиция , Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
  22. Сирл, Джон (2001). Преднамеренность. Статья о философии разума , Франкфурт-на-Майне. М.: Начдр. Зуркамп.
  23. ↑ ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ? Джон Маккарти[1]
  24. ↑ Гьяцо, Геше Келсанг Гьяцо, Понимание разума : Природа и сила разума, Публикации Тарпа (2-е изд., 1997) ISBN 978-0-948006-78-4

Внешние ссылки[]

  • «Разум — это то, что делает мозг» — статья National Geographic.
  • C.D. Broad, The Mind and its Place in Nature , 1925.
  • Абхидхамма: буддийский взгляд на разум и психические функции
  • Буддийский взгляд на разум
  • Текущие научные исследования разума и мозга от ScienceDaily
  • Р. Шайна Розенбаум, Дональд Т. Стусс, Брайан Левин, Эндел Талвинг, «Теория разума не зависит от эпизодической памяти», Наука, 23 ноября 2007 г.: Том. 318. нет. 5854, с. 1257
  • Расширенный разум Энди Кларка и Дэвида Дж. Чалмерса
  • Разум и мозг Сайт, посвященный взглядам Дж. Кришнамурти на разум.
  • Canonizer.com открывает тему опроса по теориям разума. Принять участие в опросе или «канонизировать» свои убеждения может любой желающий. Опыт участников определяется процессом ранжирования коллег, который можно использовать для получения количественной меры научного консенсуса по каждой теории.
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Разум | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Содержание

  • 1 Аспекты разума
    • 1.1 Умственные способности
    • 1.2 Философия разума
    • 1.3 Наука о разуме
    • 1.4 Социальная психология и групповое поведение
    • 1,5 Мозг
    • 1.6 Психическое здоровье
    • 1.7 Эволюционная история человеческого разума
    • 1.8 Интеллект животных
    • 1. 9 Искусственный интеллект
    • 1.10 Религиозные взгляды
  • 2 См. также
  • 3 Каталожные номера
  • 4 Внешние ссылки

Разум относится к аспектам интеллекта и сознания, проявляющимся как комбинации мысли, восприятия, памяти, эмоций, воли и воображения, включая все сознательные и бессознательные когнитивные процессы мозга. «Разум» часто используется для обозначения мыслительных процессов разума. Субъективно ум проявляется как поток сознания.

Существует множество теорий разума и его функций. Самые ранние записанные работы о разуме принадлежат Заратуштре, Будде, Платону, Аристотелю, Ади Шанкаре и другим древнегреческим, индийским и исламским философам. Донаучные теории, основанные на богословии, концентрировались на отношениях между разумом и душой, сверхъестественной, божественной или богоданной сущностью человека. Современные теории, основанные на научном понимании мозга, предполагают, что разум является продуктом мозга и имеет как сознательные, так и бессознательные аспекты.

Вопрос о том, какие атрибуты составляют разум, также вызывает много споров. Некоторые утверждают, что разум составляют только «высшие» интеллектуальные функции, особенно разум и память. С этой точки зрения эмоции — любовь, ненависть, страх, радость — носят более «примитивный» или субъективный характер и должны рассматриваться как отличные от ума. Другие утверждают, что рациональную и эмоциональную стороны человеческой личности нельзя разделить, что они имеют одну и ту же природу и происхождение и что их всех следует рассматривать как часть индивидуального разума.

В популярном использовании разум часто является синонимом мысль . Это тот частный разговор с самими собой, который мы ведем «внутри своей головы». Таким образом, мы «решаем», «меняем свое мнение» или «двоим мнения» о чем-то. Одним из ключевых свойств разума в этом смысле является то, что это частная сфера, к которой никто, кроме собственника, не имеет доступа. Никто другой не может «познать наш разум». Они могут интерпретировать только то, что мы сознательно или бессознательно сообщаем.

Аспекты разума[]

Умственные способности[]

См. также: Разум, Факультет психологии и Модульность разума и так эффективно справляться с этим в соответствии со своими целями, планами, целями и желаниями. Слова, относящиеся к сходным понятиям и процессам, включают познание, идею и воображение. Мышление включает в себя интеллектуальные манипуляции с информацией, например, когда мы формируем понятия, участвуем в решении проблем, рассуждениях и принятии решений. Мышление является высшей познавательной функцией, и анализ мыслительных процессов составляет часть когнитивной психологии.

Память — это способность организма хранить, удерживать и впоследствии вспоминать информацию. Хотя традиционные исследования памяти начались в сфере философии, в конце девятнадцатого и начале двадцатого века память стала частью парадигмы когнитивной психологии. В последние десятилетия он стал одним из основных столпов новой отрасли науки, называемой когнитивной нейробиологией, которая представляет собой союз когнитивной психологии и нейронауки.

Воображение признается врожденной способностью и процессом создания частичных или полных личных сфер, которые разум извлекает из чувственного восприятия общего мира. Этот термин технически используется в психологии для обозначения процесса возрождения в уме восприятий объектов, ранее данных в чувственном восприятии. Поскольку такое использование термина противоречит обычному языку, некоторые психологи предпочитают описывать этот процесс как «воображение» или «воображение» или говорить о нем как о «репродуктивном», а не о «продуктивном» или «конструктивном» воображении. Воображаемые образы видятся «мысленным взором». Одна из гипотез эволюции человеческого воображения состоит в том, что оно позволило сознательным существам решать проблемы (и, следовательно, повышать физическую форму человека) с помощью мысленного моделирования.

Сознание у млекопитающих (включая людей) — это аспект разума, который, как считается, включает в себя такие качества, как субъективность, чувствительность и способность воспринимать отношения между собой и окружающей средой. Это предмет многочисленных исследований в области философии сознания, психологии, неврологии и когнитивистики. Некоторые философы делят сознание на феноменальное сознание, которое само по себе является субъективным опытом, и сознание доступа, которое относится к глобальной доступности информации для систем обработки в мозгу. [1] Феноменальное сознание обладает множеством различных переживаемых качеств, часто называемых квалиа. Феноменальное сознание — это обычно сознание чего-то или о чем-то, свойство, известное в философии сознания как интенциональность.

Философия разума[]

Основная статья: Философия разума

Философия разума — это отрасль философии, изучающая природу разума, психические события, психические функции, психические свойства, сознание и их взаимосвязь. к физическому телу. проблема ума и тела , т. е. отношение ума к телу, обычно рассматривается как центральный вопрос философии сознания, хотя существуют и другие вопросы, касающиеся природы ума, не связанные с его отношением к физическому телу. . [2]

Дуализм и монизм — две основные школы мысли, пытающиеся решить проблему разум-тело. Дуализм — это позиция, согласно которой разум и тело каким-то образом отделены друг от друга. Его можно проследить до Платона, [3] Аристотеля [4] [5] [6] и школы санкхьи и йоги индуистской философии, [7] , но наиболее точно она была сформулирована Рене Декартом в 17 веке. [8] Дуалисты субстанции утверждают, что разум является независимо существующей субстанцией, тогда как дуалисты свойств утверждают, что разум представляет собой группу независимых свойств, которые возникают из мозга и не могут быть сведены к нему, но что он не является отдельное вещество. [9]

Монизм — это позиция, согласно которой разум и тело не являются физиологически и онтологически различными видами сущностей. Эту точку зрения впервые отстаивал в западной философии Парменид в 5 веке до нашей эры, а позже ее поддержал рационалист 17 века Барух Спиноза. [10] Согласно теории двойного аспекта Спинозы, разум и тело являются двумя аспектами лежащей в основе реальности, которую он по-разному описывал как «Природу» или «Бога». Физики утверждают, что существуют только сущности, постулируемые физической теорией, и что разум в конечном итоге будет объяснен с точки зрения этих сущностей по мере того, как физическая теория продолжает развиваться. Идеалисты утверждают, что ум — это все, что существует, и что внешний мир является либо самим ментальным, либо иллюзией, созданной умом. Нейтральные монисты придерживаются позиции, согласно которой воспринимаемые вещи в мире могут рассматриваться либо как физические, либо как ментальные в зависимости от того, интересует ли человека их отношение к другим вещам в мире или их отношение к воспринимающему. Например, красное пятно на стене является физическим в своей зависимости от стены и пигмента, из которого оно сделано, но оно является ментальным в той мере, в какой воспринимаемая им краснота зависит от работы зрительной системы. В отличие от теории двух аспектов нейтральный монизм не постулирует более фундаментальную субстанцию, аспектами которой являются разум и тело. Все самые распространенные монизмы 20-го и 21-го веков были вариациями физикализма; эти позиции включают бихевиоризм, теорию тождества типов, аномальный монизм и функционализм. [11]

Многие современные философы сознания принимают либо редуктивную , либо нередуктивную физикалистскую позицию, утверждая по-своему, что разум не является чем-то отдельным от тела. [11] Эти подходы оказали особое влияние на науку, особенно в области социобиологии, информатики, эволюционной психологии и различных нейробиологий. [12] [13] [14] [15] Другие философы, однако, придерживаются нефизикалистской позиции, которая бросает вызов представлению о том, что разум является чисто физической конструкцией. Редуктивные физикалисты утверждают, что все ментальные состояния и свойства в конечном итоге будут объяснены научным описанием физиологических процессов и состояний. [16] [17] [18] Нередуктивные физикалисты утверждают, что, хотя мозг есть все, что есть для разума, предикаты и словарь, используемые в ментальных описаниях и объяснениях, необходимы, и не может быть сведена к языку и объяснениям более низкого уровня физической науки. [19] [20] Непрерывный прогресс нейробиологии помог прояснить некоторые из этих вопросов. Однако они далеки от разрешения, и современные философы сознания продолжают задаваться вопросом, как субъективные качества и интенциональность (осуществление) ментальных состояний и свойств могут быть объяснены в натуралистических терминах. [21] [22]

Наука о разуме[]

См. также: Зигмунд Фрейд, Карл Юнг и Подсознание

Психология — это научное исследование человеческого поведения, психического функционирования и опыта; Ноология, изучение мысли. Как академическая, так и прикладная дисциплина, психология включает в себя научное изучение психических процессов, таких как восприятие, познание, эмоции, личность, а также влияния окружающей среды, такие как социальные и культурные влияния и межличностные отношения, с целью разработки теорий человеческого поведения. поведение. Психология также относится к применению таких знаний к различным сферам человеческой деятельности, включая проблемы повседневной жизни людей и лечение проблем психического здоровья.

Психология отличается от других социальных наук (например, антропологии, экономики, политологии и социологии) тем, что она ориентирована на эксперименты в масштабе отдельного человека или индивидуумов в небольших группах, а не в больших группах, учреждениях или обществах. Исторически психология отличалась от биологии и нейронауки тем, что в первую очередь занималась разумом, а не мозгом. Современная психологическая наука включает физиологические и неврологические процессы в свои концепции восприятия, познания, поведения и психических расстройств.

Социальная психология и групповое поведение[]

Социальная психология изучает влияние социальных условий на человека. Ученые в этой области обычно либо психологи, либо социологи. Социальные психологи, получившие психологическое образование, склонны сосредотачиваться на отдельных людях или небольших группах как на единице исследования; социологи склонны отдавать предпочтение изучению более крупных групп и более крупных социальных единиц, таких как общества, хотя в обеих областях есть исключения из этих общих тенденций. Несмотря на сходство, дисциплины также имеют тенденцию различаться по своим целям, подходам, методам и терминологии. Они также отдают предпочтение отдельным академическим журналам и обществам.

Подобно биофизике и когнитивной науке, социальная психология является междисциплинарной областью. Наибольший период сотрудничества между социологами и психологами пришелся на годы сразу после Второй мировой войны (Sewell, 1989). Хотя в последние годы наблюдается усиление изоляции и специализации, между двумя дисциплинами сохраняется некоторая степень совпадения и влияния.

Мозг[]

См. также: Когнитивные науки, мемы и меметика

У животных мозг, или encephalon (по-гречески «в голове»), является центром управления центральной нервной системой, ответственным за мышление. У большинства животных головной мозг расположен в голове, защищен черепом и близок к первичным сенсорным аппаратам зрения, слуха, эквилибриоцепции, вкуса и обоняния. В то время как у всех позвоночных есть мозг, у большинства беспозвоночных есть либо централизованный мозг, либо совокупность отдельных ганглиев. У примитивных животных, таких как губки, вообще нет мозга. Мозги могут быть чрезвычайно сложными. Например, человеческий мозг содержит более 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с 10 000 других.

Психическое здоровье[]

Основная статья: Психическое здоровье

По аналогии со здоровьем тела можно метафорически говорить о состоянии здоровья ума, или психического здоровья. Merriam-Webster определяет психическое здоровье как «состояние эмоционального и психологического благополучия, при котором человек может использовать свои когнитивные и эмоциональные способности, функционировать в обществе и удовлетворять обычные потребности повседневной жизни». По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), не существует единого «официального» определения психического здоровья. Культурные различия, субъективные оценки и конкурирующие профессиональные теории — все это влияет на определение «психического здоровья». В целом большинство экспертов сходятся во мнении, что «психическое здоровье» и «психическое заболевание» не являются противоположностями. Другими словами, отсутствие признанного психического расстройства не обязательно является показателем психического здоровья.

Один из способов задуматься о психическом здоровье — посмотреть, насколько эффективно и успешно функционирует человек. Чувствовать себя дееспособным и компетентным; способность справляться с нормальным уровнем стресса, поддерживать удовлетворительные отношения и вести независимую жизнь; и способность «приходить в себя» или восстанавливаться после трудных ситуаций — все это признаки психического здоровья.

Психотерапия — это межличностное, реляционное вмешательство, используемое обученными психотерапевтами для помощи клиентам в решении жизненных проблем. Обычно это включает в себя повышение индивидуального самочувствия и уменьшение субъективного дискомфорта. Психотерапевты используют ряд техник, основанных на построении эмпирических отношений, диалоге, общении и изменении поведения, которые предназначены для улучшения психического здоровья клиента или пациента или для улучшения групповых отношений (например, в семье). В большинстве форм психотерапии используется только устная беседа, хотя в некоторых также используются различные другие формы общения, такие как письменное слово, искусство, драма, рассказ или терапевтическое прикосновение. Психотерапия происходит в рамках структурированной встречи между обученным терапевтом и клиентом (клиентами). Целенаправленная, теоретически обоснованная психотерапия началась в 19 в.век с психоанализом; с тех пор было разработано и продолжает создаваться множество других подходов.

Эволюционная история человеческого разума[]

Природа и происхождение разума гоминидов представляет естественный интерес для людей как наиболее успешных и разумных видов гоминидов. Как показали почти столетие археологических исследований, гоминиды произошли от более ранних приматов в Восточной Африке. Подобно некоторым живущим на деревьях млекопитающим, не являющимся приматами, таким как опоссумы, у них развился противопоставленный большой палец, который позволял им хватать и манипулировать такими предметами, как фрукты. Они также обладали передним бинокулярным зрением.

Около 10 миллионов лет назад земной климат стал более прохладным и сухим, что в конечном итоге привело к ледниковому периоду. Это вынуждало живущих на деревьях животных приспосабливаться к новой среде или вымирать. Некоторые приматы адаптировались к этой проблеме, приняв прямохождение: ходьбу на задних лапах. Преимущества этой разработки широко оспариваются. Когда-то считалось, что это давало их глазам большую высоту и способность видеть приближающуюся опасность дальше, но, поскольку мы теперь знаем, что гоминиды развивались в лесной среде, эта теория имеет мало реальных оснований. В какой-то момент двуногие приматы развили способность брать палки, кости и камни и использовать их в качестве оружия или инструментов для таких задач, как убийство мелких животных или разделка туш. Другими словами, эти приматы научились использовать технологии, адаптация, которой другие животные не достигли в той же степени, что и эти гоминиды. Двуногие приматы, использующие орудия труда, эволюционировали в классе гоминидов, из которых самые ранние виды, такие как Sahelanthropus tchadensis , датируются примерно 7 миллионами лет назад, хотя инструменты, сделанные гомонидами, были разработаны только около 2 миллионов лет назад. Таким образом, двуногие гоминиды существовали за 5 миллионов лет до того, как начали изготавливать орудия труда. Преимущество прямохождения состояло бы просто в том, чтобы иметь возможность переносить все, что имеет ценность для выживания, из неблагоприятной среды в более благоприятную. Все слишком большое или тяжелое приходилось ломать или резать. Это должно было быть пониманием, которое привело ранние умы к разработке инструментов для этой цели.

Примерно 5 миллионов лет назад мозг гоминида начал быстро развиваться, некоторые говорят, что это произошло потому, что между рукой гоминида и мозгом образовалась эволюционная петля. Эта теория утверждает, что использование инструментов дало решающее эволюционное преимущество тем гоминидам, которые обладали этим умением. Использование инструментов требовало более крупного и сложного мозга для координации тонких движений рук, необходимых для этой задачи. Однако эта теория не была подтверждена, и многие другие теории были разработаны на основе научных данных. Вполне вероятно, что инструмент, использующий гоминидов, стал бы грозным врагом, и что выживание в этой новой угрозе было бы петлей, которая увеличила бы размер мозга и силу разума. 2 миллиона лет назад Homo habilis появился в Восточной Африке: первый гоминид, который изготавливал орудия труда, а не просто использовал их. Еще несколько видов в роде «человек» появились до того, как появились полностью современные люди, известные как гомо сапиенс. Эти homo sapiens, представляющие собой архаичную версию современного человека, продемонстрировали первые свидетельства наличия языка и ряда видов деятельности, которые мы называем культурой, включая искусство и религию.

Около 200 000 лет назад в Европе и на Ближнем Востоке появились гоминиды, известные нам как неандерталец или некоторые называют их homo neanderthalensis. У них тоже было искусство, такое как украшенные инструменты для эстетического удовольствия и культуры, такие как захоронение умерших способами, которые предполагают духовные верования. В научном сообществе горячо обсуждается вопрос о том, произошли ли Homo sapiens от неандертальцев или от комбинации гоминидов. Некоторые ученые говорят, что неандертальцы были уничтожены к homo sapiens , когда они вошли в этот регион около 40 000 лет назад. Что известно, так это то, что 25 000 лет назад неандерталец вымер. Между 120 000 и 165 000 лет назад Homo sapiens достигли своей полностью современной формы, первое свидетельство этого было найдено в Африке, хотя снова о происхождении широко обсуждаются три теории: теория единого происхождения, мультирегиональная модель и модель ассимиляции. .

См. также: Эволюционная психология, эволюционная нейробиология и палеоантропология

Интеллект животных[]

Познание животных, или когнитивная этология, — это название, данное современному подходу к умственным способностям животных. Он развился из сравнительной психологии, но на него также сильно повлияли подходы этологии, поведенческой экологии и эволюционной психологии. Многое из того, что раньше рассматривалось под названием интеллекта животных, теперь рассматривается под этим заголовком. Изучение языка животных, попытка различить или понять степень, в которой когнитивные способности животных могут быть раскрыты с помощью лингвистических исследований, вызывает споры среди когнитивных лингвистов.

Искусственный интеллект[]

Этот раздел требует дополнительных ссылок для проверки.
Пожалуйста, помогите улучшить эту статью, добавив надежные ссылки. Неисходный материал может быть оспорен и удален. (сентябрь 2007 г.)
Основная статья: Философия искусственного интеллекта. [23] Это может также относиться к интеллекту, проявляемому искусственным ( искусственным , искусственным , искусственным ) существом. ИИ изучается в пересекающихся областях компьютерных наук, психологии, неврологии и инженерии, связанных с разумным поведением, обучением и адаптацией, и обычно разрабатывается с использованием специализированных машин или компьютеров.

Исследования в области ИИ связаны с созданием машин для автоматизации задач, требующих разумного поведения. Примеры включают контроль, планирование и планирование, возможность отвечать на диагностические и потребительские вопросы, почерк, естественный язык, речь и распознавание лиц. Таким образом, изучение ИИ также стало инженерной дисциплиной, ориентированной на поиск решений реальных жизненных проблем, интеллектуальный анализ, программные приложения, стратегические игры, такие как компьютерные шахматы и другие видеоигры. Одна из самых больших трудностей с ИИ — это понимание. Было создано много устройств, которые могут делать удивительные вещи, но критики ИИ утверждают, что реального понимания со стороны машины ИИ не произошло.

Споры о природе разума имеют отношение к развитию искусственного интеллекта. Если разум действительно является чем-то отдельным от функционирования мозга или выше его, то гипотетически воссоздать его внутри машины было бы намного труднее, если бы это вообще было возможно. Если, с другой стороны, разум есть не более чем совокупность функций мозга, то можно будет создать машину с узнаваемым разумом (хотя, возможно, только с компьютерами, сильно отличающимися от сегодняшних), просто благодаря факт, что такая машина уже существует в виде человеческого мозга.

Религиозные взгляды[]

Различные религиозные традиции привнесли уникальные взгляды на природу разума. Во многих традициях, особенно мистических, преодоление эго считается достойной духовной целью.

Иудаизм учит, что «моах шалит аль халев», разум управляет сердцем. Люди могут приближаться к Богу интеллектуально, через обучение и поведение в соответствии с Божественной Волей, заключенной в Торе, и использовать это глубокое логическое понимание, чтобы вызывать и направлять эмоциональное возбуждение во время молитвы. Христианство склонно рассматривать разум как нечто отличное от души (греч. nous ), а иногда еще больше отличается от духа. Западные эзотерические традиции иногда ссылаются на ментальное тело, существующее на плане, отличном от физического.

Различные философские школы индуизма обсуждали, отличается ли человеческая душа (санскрит атман ) от Брахмана , божественной реальности или идентична ей. Буддизм попытался порвать с такими метафизическими спекуляциями и постулировал, что на самом деле нет отдельной вещи, такой как человеческое существо, которое просто состоит из пяти совокупностей, или скандх . Согласно буддийскому философу Дхармакирти, ум определяется как «то, что есть ясность и познает», где «ясность» относится к бесформенной природе ума, а «познание» — к функции ума, а именно, что каждый ум должен познавать объект. . [24] Индийский философ-мудрец Шри Ауробиндо пытался соединить в своей интегральной психологии восточные и западные психологические традиции, как и многие философы и новые религиозные течения. Свами Пармананд Джи Махарадж из Бхагват Бхакти Ашрама также выступил с очень хорошей лекцией об Уме.

Даосизм рассматривает человека как соприкасающегося с природными силами, а разум неотделим от тела. Когнитивная, аффективная и поведенческая нейробиология m]] видит ум, как и тело, как самосовершенствующееся.

См. также: Буддизм и психология

См. также[]

  • Познания
  • Когнитивные процессы
  • Состояние сознания
  • Человеческая природа
  • Психическое состояние
  • Разум на свободе
  • Восприятие
  • Субъективный характер опыта
  • Теория разума
  • Философия разума
  • Бессознательное (фактор личности)

Ссылки[]

  1. ↑ Нед Блок: О путанице в отношении функции сознания» в: Науки о поведении и мозге , 1995.
  2. Ким, Дж. (1995). Хондерих, Тед Проблемы философии разума. Oxford Companion to Philosophy , Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  3. Платон (1995). Э.А. Дюк, В.Ф. Хикен, В.С.М. Николл, Д.Б. Робинсон, J.C.G. Страчан Федон , Clarendon Press.
  4. ↑ Робинсон, Х. (1983): «Аристотелевский дуализм», Oxford Studies in Ancient Philosophy 1, 123-44.
  5. ↑ Nussbaum, M.C. (1984): «Аристотелевский дуализм», Oxford Studies in Ancient Philosophy, 2, 197–207.
  6. ↑ Nussbaum, M.C. и Rorty, AO (1992): Очерки De Anima Аристотеля, Clarendon Press, Oxford.
  7. Шри Свами Шивананда. Санкхья: Индуистская философия: Санкхья.
  8. Декарт, Рене (1998). Беседы о методе и размышления о первой философии , Hacket Publishing Company.
  9. ↑ Hart, WD (1996) «Дуализм», в Samuel Guttenplan (org) A Companion to the Philosophy of Mind , Blackwell, Oxford, 265-7.
  10. ↑ Спиноза, Барух (1670) Tractatus Theologico-Politicus (Богословско-политический трактат).
  11. 11.0 11.1 Ким, Дж., «Проблема разума и тела», Oxford Companion to Philosophy . Тед Хондерих (ред.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 1995.
  12. ↑ Пинель, Дж. Психобиология , (1990) Prentice Hall, Inc. ISBN 8815071741
  13. ↑ Леду, Дж. (2002) Синаптическое Я: Как наш мозг становится тем, кто мы есть , Нью-Йорк: Viking Penguin. ISBN 8870787958
  14. ↑ Шаблон: Рассел Норвиг, 2003 г.
  15. ↑ Докинз, Р. Эгоистичный ген (1976) Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN
  16. Черчленд, Патрисия (1986). Нейрофилософия: к единой науке о разуме и мозге. , Массачусетский технологический институт.
  17. Черчленд, Пол (1981). Элиминативный материализм и пропозициональные установки. Журнал философии 78 : 67–90.
  18. Смарт, J.J.C. (1956). Ощущения и мозговые процессы. Философское обозрение .
  19. Дональд Дэвидсон (1980). Очерки действий и событий , Oxford University Press.
  20. ↑ Патнэм, Хилари (1967). «Психологические предикаты», в WH Capitan and DD Merrill, eds. , Art, Mind and Religion (Питтсбург: University of Pittsburgh Press.
  21. Деннет, Дэниел (1998). Намеренная позиция , Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
  22. Сирл, Джон (2001). Преднамеренность. Статья о философии разума , Франкфурт-на-Майне. М.: Начдр. Зуркамп.
  23. ↑ ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ? Джон Маккарти[1]
  24. ↑ Гьяцо, Геше Келсанг Гьяцо, Понимание разума : Природа и сила разума, Публикации Тарпа (2-е изд., 1997) ISBN 978-0-948006-78-4

Внешние ссылки[]

  • «Разум — это то, что делает мозг» — статья National Geographic.
  • C.D. Broad, The Mind and its Place in Nature , 1925.
  • Абхидхамма: буддийский взгляд на разум и психические функции
  • Буддийский взгляд на разум
  • Текущие научные исследования разума и мозга от ScienceDaily
  • Р. Шайна Розенбаум, Дональд Т. Стусс, Брайан Левин, Эндел Талвинг, «Теория разума не зависит от эпизодической памяти», Наука, 23 ноября 2007 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *