Психическое здоровье
Все мы знаем о том, что такое здоровье – наиболее емко это понятие отражает словосочетание «отсутствие болезни». Можно назвать здоровым человека, который не имеет никаких нарушений функционирования органов и систем, заболеваний, однако в отношении здоровья психического оно утрачивает смысл, потому как это определение не ограничивается отсутствием патологии.
Психическое здоровье – это состояние психологического и социального благополучия, при котором человек реализует свои возможности, эффективно противостоит жизненным трудностям и стрессу, осуществляет продуктивную осознанную деятельность и вносит свой вклад в развитие социума.
В первую очередь это реализуется за счет стабильного, адекватного функционирования психики, а также основных психических познавательных процессов: памяти, внимания, мышления. Не существует четких норм понятия психическое здоровье, поскольку каждая из составляющих может быть истолкована субъективно.
Бесспорно, имеется утвержденный перечень психических заболеваний, но, как уже говорилось ранее, их отсутствие не гарантирует полного здоровья, поэтому и трактуется одно неоднозначно. Несмотря на это существуют определенные детерминанты – социальные, психологические факторы, наличие которых позволяет утверждать о хорошем здоровье.
Функциональное состояние психики определяется такими аспектами, как:
1. Умственная работоспособность. Познавательные процессы на высоком уровне – показатель здоровья.
2. Стремление к осуществлению осознанной деятельности. Обучение, профессиональная, творческая деятельность, реализация себя в ином качестве – свидетельство наличия интересов, мотивации.
Существует несколько мнений о том, что может свидетельствовать о психическом здоровье и какие его составляющие являются обязательными. Большинством исследователей признаны следующие особенности.
Чем характеризуется психическое здоровье?
1. Умение выстраивать отношения с окружающими. Эти отношения в основном позитивные, доверительные (с узким кругом людей). В эту же категорию относят способность любить – принимать человека таким, какой он есть, избегать идеализации и необоснованных претензий, эффективно решать конфликтные ситуации, способность не только брать, но и давать. Это относится не только к супружеским отношениям, но и детско-родительским.
Важным моментом является здоровье самих отношений: они не должны быть угрожающими, насильственными, тревожными, разрушающими. Здоровые отношения несут в себе только продуктивность. Сюда же можно отнести «экологичность» — способность человека выбирать для себя в основном комфортное окружение.
2. Желание и способность работать. Это – не только профессиональная деятельность, но и творчество, вклад в общество. Создавать то, что ценно для самой личности, его семьи, общества – важно для психически здорового человека.
3. Способность «играть». Игра – довольно широкое понятие в отношении взрослого человека, поэтому важно пояснить, что она в себя включает:
3.1. свободное использование метафор, иносказаний, юмора – игра символами;
3.2. танец, пение, спорт, некоторые виды иного творчества – быть не сторонним наблюдателем, а активным игроком.
4. Автономия. Здоровый человек не делает того, чего ему не хочется. Он самостоятельно делает выбор и несет за него ответственность, не страдает зависимостью, не пытается компенсировать отсутствие контроля за одной из сфер жизни гиперконтролем в другой.
5. Понимание этических норм. В первую очередь, здоровый человек осознает смысл и необходимость следования им, однако является гибким в этом отношении – в определенных обстоятельствах он может позволить себе изменить линию поведения (в пределах разумного).
6. Эмоциональная устойчивость. Она выражается в способности вынести накал эмоций – чувствовать их, не позволяя им управлять собой. В любых обстоятельствах находиться в контакте с разумом.
7. Гибкость применения защитных механизмов. Каждый человек сталкивается с неблагоприятными жизненными обстоятельствами, и, будучи носителем такого нежного конструкта, как психика, применяет средства ее защиты. Здоровая личность выбирает эффективные методы и в разных ситуациях осуществляет выбор в пользу наиболее подходящего.
8. Осознанность, или, иначе говоря, ментализация. Здоровый психически человек видит разницу между истинными чувствами и чужими навязанными установками, способен проанализировать свои реакции на слова другого, понимает, что другой человек – отдельная личность со своими особенностями и отличиями.
10. Адекватная самооценка. Одна из составляющих психического здоровья – реалистичная самооценка, самовосприятие себя согласно действительным чертам характера и особенностям, отношение к себе с теплом, реальное понимание слабых и сильных сторон характера.
Как правило, отсутствие одного или двух пунктов – редкий случай, поскольку это влечет к разрушению всей «конструкции». Так, неадекватная самооценка провоцирует завышенные или заниженные ожидания, мешает выстраивать гармоничные отношения с окружающими, эффективно рефлексировать. Эмоциональная неустойчивость не позволяет проявить осознанность в той или иной ситуации, управлять собой, а также сказывается на способности работать.
В действительности наличие всех пунктов встречается достаточно редко и лишь в определенной среде, это вовсе не значит, что люди в основном являются психически нездоровыми. В отношении психики более применима схема «здоровье-отклонение(тенденция)-пограничное состояние-болезнь», поэтому многие «упущения» формируются на стадии тенденции к определенным нарушениям, и от самой болезни еще далеко. Однако психика является конструктом достаточно нестабильным, и даже при отсутствии нарушений в течение жизни является высоким риск развития негативных тенденций, поэтому очень важно уделять психическому здоровью достаточно внимания.
Как укрепить психическое здоровье?
1. Питание – основа физического здоровья, которое, как мы выяснили, оказывает влияние на психику. Избыточное количество пищи, продукты, содержащие большое количество сахара, жира, а также провоцирующие нарушение гормонального баланса в организме могут достаточно ощутимо отразиться на психическом состоянии. Известен ряд заболеваний, которые провоцируют эмоциональную нестабильность – патологии щитовидной железы и обмена ее гормонов, репродуктивные заболевания, болезни сердца и т.д., а в таком случае сохранять спокойствие и анализировать собственные мысли и поведение очень сложно.
2. Физическая активность. Она не только формирует вышеописанную способность «играть», но и положительно сказывается на здоровье. Полноценные занятия спортом позволяют насытить организм, и, что немаловажно, мозг кислородом, вызвать выброс гормонов «счастья», настроиться на нужный лад и устранить угнетенное состояние.
3. Стремление к пониманию себя. Это – важная составляющая, которую образует несколько процессов:
3.1. принятие своих сильных и слабых сторон – открытое признание самому себе в том, что нравится и не нравится;
3.2. обучение контролю за своими эмоциями – для этого важно понимать причину их возникновения;
3.3. выявление скрытых талантов и потенциала к решению определенных задач – для этого важно начать пробовать себя в нескольких сферах деятельности, заниматься тем, что интересно.
4. Преодоление зависимостей. В первую очередь, явных физических – курение, злоупотребление спиртным, даже в ряде случаев ненужные «автоматизмы» – всему этому не место в жизни здорового человека. Здесь нужно действовать очень аккуратно, возможно, с помощью специалиста, особенно если зависимость приобрела устойчивый характер и выраженную степень.
Зависимости психологические представляют собой более сложные связи, поэтому также требуют вмешательства специалиста. Как правило, они представлены болезненными отношениями с другой личностью.
5. Стрессоустойчивость. Управление стрессом – часть пункта по обучению контролю за собой и эмоциональными проявлениями, однако она выделена в отдельную категорию, поскольку включает в себя также и обучение техникам релаксации. Что толку, если человек понимает, какими событиями у него вызваны определенные эмоции, если не может с этими событиями ничего сделать? В его силах лишь эффективно противостоять неблагоприятным факторам, а это – залог успеха.
6. Изменить образ мышления. Выполняя каждый из пунктов, человек, сам того не замечая, уже запускает этот процесс. Однако изменение мышления с негативного на позитивное – процесс всеобъемлющий, требующий каждодневных усилий. Важно:
6.1. по возможности оградить себя от негативной информации – перестать смотреть душещипательные передачи, общаться с негативно настроенными людьми и т.д;
6.2. искать положительные стороны в окружающих обстоятельствах;
6.3. перестать критиковать все подряд от соседей и начальства до правительства;
6.4. не поддаваться унынию, какими бы тяжелыми не представали обстоятельства;
6.5. не сравнивать себя с кем бы то ни было – разве что с самим собой вчера и сегодня;
6.6. положительно воспринимать жизнь во всех ее проявлениях.
Следует помнить о том, что позитивное мышление основывается не столько на событиях окружающего мира, сколько на реакции на них, а ее мы в силах изменить.
Статью подготовила психолог Полторанина Маргарита Владимировна
stanzdorovei.ru
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ | Энциклопедия Кругосвет
Содержание статьиПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ, совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. Это наиболее распространенное определение, хотя выработать универсальное, приемлемое для всех определение психического здоровья вряд ли возможно, так как практически нельзя свести воедино все взгляды на этот вопрос, сложившиеся в разных человеческих сообществах и культурах. Человек, значительно отклоняющийся от стандартов своего сообщества, рискует быть признанным психически больным. В то же время представления о психической болезни различны в разных культурах и в разные времена внутри каждой культуры. Примером первого может служить тот факт, что многие племена индейцев, в отличие от большинства других американцев, считают галлюцинации нормальным явлением; пример второго – изменение отношения к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как преступление, затем как психическая болезнь, а сейчас – как вариант сексуальной адаптации.
С конца 19 в., после работ З.Фрейда, а затем К.Юнга и других исследователей в психологии и психиатрии утвердилась концепция о несводимости психической жизни к сознательному опыту. На исследования психики и ее расстройств сильно повлияло фрейдистское учение о том, что наша сознательная душевная жизнь определяется неосознанными представлениями, импульсами, эмоциями и противостоящими им защитными механизмами.
Это воздействие фрейдизма сохраняется и до настоящего времени; исключение составляют т.н. бихевиоральные (поведенческие) теории психической деятельности, пользовавшиеся большим влиянием в течение нескольких десятилетий (до 1950–1960-х годов). Их сторонники отвергали концепцию о роли бессознательного в психической жизни, считая, что она не нужна для объяснения поведения.
Для проведения междисциплинарных исследований человеческого разума современная психология установила связи с другими науками – антропологией, нейробиологией, нейрохимией, кибернетикой и лингвистикой. Понятие психического здоровья часто определяется в терминах этих наук 20 в. Психологов 19 в., незнакомых с подобной терминологией, в частности Фрейда, вероятно, удовлетворила бы такая формулировка современных взглядов на психическое здоровье: здоровая психика – та, которая эффективно отвечает на стимулы среды сознательными и бессознательными реакциями.
Все более популярной становится сегодня идея французского психолога 19 в. П.Жане о том, что определенные психические представления недоступны нашему сознанию. Эти интуитивные представления – не тот кипящий котел неприемлемых мыслей, о котором писал Фрейд, но все же бóльшую часть времени они не осознаются.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию, т.е. успешное функционирование в этом обществе. Эти черты обычно формируются по мере более или менее упорядоченного продвижения через различные стадии развития. Для каждой из стадий характерен набор задач, с которыми человек должен справиться, и набор черт, которые он должен приобрести, чтобы лучше подготовиться к следующей стадии. Таким образом, суждение о психическом здоровье индивида должно соотноситься со стадией его развития, а также с его генетическим наследием и культурным окружением. Стадии развития можно обобщенно представить следующим образом:
От рождения до 3 лет.
Помимо элементарных навыков произвольного движения и самоконтроля, вербальных и невербальных средств выражения, ребенок должен научиться доверять миру взрослых, осознать непрерывность существования предметов и людей даже в периоды их отсутствия.
От 3 до 6 лет.
В этот период возрастающей самостоятельности и инициативы ребенка формируется его способность устанавливать взаимоотношения, делиться тем, что имеет, выносить элементарные нравственные суждения, а также отождествлять себя и других с мужским или женским полом.
От 6 до 13 лет.
Это относительно свободный от кризисов период, в течение которого у ребенка закрепляются ранее приобретенные навыки, начинает развиваться нравственное чувство в ходе игр и иного участия в групповой активности, возникает адаптация ко внесемейному окружению.
От 13 до 19 лет.
Обычно это трудный период (в западном мире). Он сопровождается резким скачком в физическом (преимущественно половом) развитии и конфликтом, связанным с будущими ролевыми ожиданиями. Как правило, этот период начинается с почти безоговорочного следования установкам сверстников, затем переходит в фазу исследования и экспериментирования и завершается отходом от родителей и развитием собственных стиля, целей и установок.
Зрелость.
В большинстве сообществ она предполагает наличие планов, связанных с браком, детьми и работой, приобретение рациональных, реалистичных установок и целей, способность отличать мысль от действия, умение заботиться о других. В инволюционном периоде, который обычно начинается с шестого десятилетия, утрата друзей и сужение возможностей может вызывать эпизоды депрессии. Однако и в этом периоде существуют источники удовлетворенности, особенно если есть внуки или стареющий человек пользуется уважением в своей среде.
Следует отметить, что психическое здоровье не означает свободу от тревоги, вины, подавленности и других отрицательных эмоций. Поскольку оно подразумевает относительную свободу от психологических проблем, здесь важна именно способность их преодолевать. Таким образом, наличие этих проблем – еще не признак болезни, однако неспособность учиться на опыте и стереотипность мышления и поведения свидетельствуют о неблагополучии в эмоциональной сфере.
ТИПЫ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ
По тяжести эти расстройства можно разделить на психотические и непсихотические. Заболевание, отнесенное к психозам, способно ухудшать психическое функционирование настолько, что человек утрачивает способность справляться с элементарными требованиями повседневной жизни. Может серьезно нарушаться восприятие реальности, возникать бред и галлюцинации. Типичный пример психоза – шизофрения; при тяжелой ее форме наблюдаются очень глубокие нарушения (см. ШИЗОФРЕНИЯ).
Непсихотические расстройства характеризуются меньшей степенью дезориентации и утраты контакта с реальностью, а также большей вероятностью улучшения. Наиболее распространенными непсихотическими расстройствами являются неврозы, личностные расстройства, расстройства поведения у детей и подростков и некоторые синдромы органических нарушений мозга.
Невроз считается результатом конфликта в мыслях и чувствах, с которым человек не может адекватно совладать. Тревога и депрессия – наиболее характерные проявления неврозов. Личностные расстройства, проявляющиеся формированием параноидной, шизоидной, истерической или асоциальной личности, представляют собой глубоко укоренившиеся неадаптивные стили поведения. Расстройства поведения, такие, как чрезмерная застенчивость, робость, агрессивность, склонность к правонарушениям, – не столь глубоко укоренены, однако тоже стойки. См. также НЕВРОЗ.
Синдромы органических нарушений мозга, варьирующие от легких до чрезвычайно тяжелых, – это заболевания, связанные с физиологическим повреждением центральной нервной системы. Повреждение может быть обусловлено генетически либо родовой или какой-либо иной травмой, инфекцией, а также нарушением обмена веществ.
В последние годы отмечается возрождение интереса к синдрому множественной личности (расщепления личности) – психическому заболеванию, которое выпало из поля зрения на несколько десятилетий из-за сомнений в его подлинности. Новое понимание причин этого расстройства и тонкие методы диагностики привели к выявлению тысяч таких больных. Расстройство множественной личности – одно из т.н. диссоциативных расстройств, при которых какие-то части личностной структуры диссоциированы или отделены от других структур. Почти во всех случаях глубинной его причиной является пережитое в детском возрасте тяжелое насилие – физическое, сексуальное или психологическое. Созданы специальные лечебные учреждения для оказания помощи пациентам с синдромом множественной личности и другими диссоциативными расстройствами. См. также ДИССОЦИАТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ
Развиваемые в области психического здоровья профилактические программы преследуют три основные цели: 1) предотвращение или снижение частоты психических заболеваний; 2) облегчение их тяжести или сокращение длительности; 3) уменьшение их воздействия на трудоспособность.
Поскольку органические нарушения вызываются болезнями или травмами, направление профилактических программ здесь довольно ясно. Например, известно, что недоедание или энцефалит могут повреждать центральную нервную систему, что краснуха у беременной женщины оказывает такое же влияние на плод. Мерами по профилактике такого рода нарушений служат вакцинация и обеспечение соответствующего питания матерей и новорожденных. Программы по охране психического здоровья имеют дело и с такими проблемами, как алкоголизм, предупреждение несчастных случаев на производстве и отравления свинцом.
Причины психогенных, или неорганических, расстройств менее ясны. Как правило, их считают результатом взаимодействия конституциональных и семейных влияний, а также воздействия среды. В настоящее время роль генетических факторов интенсивно исследуется и не исключено, что удастся снизить распространенность некоторых типов расстройств с помощью генетического консультирования.
Основные психотерапевтические школы значительно расходятся во взглядах на причины, а, значит, и на профилактику неврозов и личностных расстройств. Тем не менее все они едины в том, что ребенок, родившийся со здоровой психической и физической наследственностью и воспитанный психически здоровыми родителями, имеет наибольшие шансы вырасти психически здоровым. Более конкретно, есть убежденность в том, что ребенка следует любить, принимать его как самостоятельную личность и уважать, обеспечивать заботу и питание, эмоциональную и интеллектуальную стимуляцию, предохранять от сильных стрессов, связанных с бедностью, физическими и эмоциональными травмами, чрезмерно строгим воспитанием или жестким стилем семейной жизни. Для развития важен баланс между разрешенным и контролируемым, а также такие формы общественной поддержки, как хорошие школы, возможности для игры и нормальное жилье. При наличии соответствующих домашних и общественных условий ребенок придет к зрелости с верой в себя и свою способность справляться с жизненными трудностями. См. также ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Органы школьного образования и здравоохранения, различные социальные и религиозные группы разрабатывают профилактические программы, чтобы помочь родителям и детям решать семейные проблемы. Эти программы носят в основном образовательный характер; они предполагают лекции и групповые дискуссии, направленные на лучшее понимание психологии развития. Программы по психическому здоровью особенно полезны для родителей детей со специфическими эмоциональными нарушениями, физической инвалидностью или находящихся в необычных жизненных ситуациях.
Исследования показали, что низкая школьная успеваемость у детей из бедных семей или семей, принадлежащих к этническим меньшинствам, может быть обусловлена недостаточным питанием и плохим медицинским уходом в сочетании с эмоционально и интеллектуально обедненной средой. Поскольку нестабильная финансовая ситуация, скверные жилищные условия, расовые предрассудки и проблемы в семейной жизни приводят к трудностям обучения ребенка, их профилактика – задача внутренней политики, требующая сочетания экономических, социальных, медицинских и образовательных мер.
МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ
Основные методы лечения, используемые сегодня в большинстве больниц и клиник, – это психотерапия, лекарственная терапия, шоковая терапия и терапия средой, применяемые по отдельности или в различных сочетаниях.
Психотерапия.
Большинство психотерапевтических подходов может быть отнесено к одной из двух школ – психоанализу З.Фрейда или поведенческой терапии, основанной на теориях научения и условных рефлексов Б.Скиннера и И.П.Павлова. В психоаналитически ориентированной терапии неадаптивные формы поведения пациента и симптомы его заболевания рассматриваются как результат глубинных, неосознаваемых конфликтов в мышлении, чувствах и мотивах (см. также ПСИХОАНАЛИЗ).
Освобождение от болезни при такой терапии происходит за счет осознания и разрешения внутренних конфликтов, а также выявления их источников (как правило, восходящих к детству). Целью поведенческой психотерапии является устранение неадаптивных форм поведения и научение новым, более продуктивным (см. также ПСИХИАТРИЯ; ПСИХОТЕРАПИЯ).
Лекарственная терапия.
Психотропные препараты получили широкое применение с конца 1940-х годов. Первоначально они назначались в больничных условиях, позже стали применяться и в амбулаторной практике. В настоящее время транквилизаторы, стимуляторы, антидепрессанты и противосудорожные средства используются очень широко, являясь гораздо более гуманным способом контроля, чем методы физического ограничения, практиковавшиеся прежде. Их применение сокращает пребывание в больнице и смягчает остроту панических расстройств, депрессий и припадков у пациентов.
Шоковая терапия
возникла на основе наблюдений над тем, как спонтанные судороги прерывали острые психотические и депрессивные состояния. Первоначально для шока использовались химические вещества, позже были разработаны методы электросудорожной терапии. Хотя курс такой терапии эффективен в случаях депрессий в позднем возрасте или при юношеской шизофрении, не существует общепринятой теории, объясняющей механизм ее действия.
Терапия средой
включает такие взаимодополняющие методы, как трудовая терапия, групповая дискуссия, совместное планирование, навыки самопомощи и самоконтроля. Терапия средой широко используется, чтобы избежать полного отрыва пациента от жизни при госпитализации.
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Сохранение психического здоровья и предупреждение психических расстройств – гораздо менее понятная задача, чем предупреждение инфекционных болезней, для профилактики которых проводится вакцинация, а для лечения применяются антибиотики; в области психических заболеваний таких мер не существует.
Во всем мире наркомания и алкоголизм привели к кризису психического здоровья. В результате формирования зависимости страдает психика десятков миллионов мужчин, женщин и детей.
Насилие над детьми – тоже существующий во всем мире феномен. Как фактор возникновения психических заболеваний оно заслуживает намного большего внимания, чем ему сейчас уделяется. В последние годы такое насилие рассматривается как первичная причина синдрома множественной личности. Международные организации, такие, как Всемирная организация здравоохранения, усиленно работают над выявлением и искоренением насилия над детьми, осуществляемого в странах третьего мира под видом детского труда, т.е. постоянного и узаконенного использования детей в промышленности и сельском хозяйстве фактически в качестве рабов.
Злоупотребление психиатрией в СССР в политических целях стало скандалом, который запятнал репутацию работников служб психического здоровья во всем мире. Крах коммунизма в Советском Союзе и его республиках, кажется, положил конец гнусному использованию понятий «психическое здоровье» и «психическое заболевание» в целях изоляции врагов правительства.
www.krugosvet.ru
ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ?
Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохра-нения (ВОЗ) в 1979 г. Эксперты ВОЗ определили психическое здоровье как определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах. ВОЗ дает также и другое определение: психическое здоровье – это состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека.
Евгений Владимирович Родяшин, главный врач тюменского областного психоневрологического диспансера наш сегодняшний гость, начинает разговор с пояснения именно этого термина.
«На сегодняшний день существует много определений термина «психическое здоровье». Лучшие умы человечества бьются над разгадкой этого феномена. Кто-то дает определение длиной в несколько страниц, а кто-то в несколько строк. Мне нравится опреде-ление «психического здоровья», данное Сенекой (римский философ, поэт, политический деятель, живший в I веке нашей эры – прим.ред.) «Психически здоровый человек должен быть максимально полезен многим людям; если это невозможно — то хотя бы немногим; если и это невозможно — то хотя бы своим ближним; а если даже это невозможно — то хоть самому себе!».
Психическое здоровье во многом определяет не только интеллектуальный уровень каждой личности, но и общества в целом. Кроме того, от состояния психического здоровья в значительной мере зависит состояние и физического здоровья. Врачам хорошо известна психосоматическая природа многих болезней. Классические психосоматические заболевания (в которых тесно переплетены психические факторы и состояние тех или иных органов и систем) язва желудка или двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, некоторые сердечно-сосудистые заболевания. Начало этих заболеваний иногда лежит, образно говоря, «в голове», истоки берет в стрессах и неумении с ними справиться. По данным ВОЗ психическими расстройствами страдают более 450 млн. человек на Земле. Оценивая важность этой проблемы, ВОЗ с 1992 года учредила Всемирный день психиче-ского здоровья, отмечаемый 10 октября. Целью проведения Всемирного Дня психического здоровья является повышение знания и понимания обществом проблем, связанных с психическими заболеваниями, формирование терпимого отношения к гражданам с психиче-скими расстройствами и их семьям. В этом году Всемирный День психического здоровья проводится под девизом «Охрана психического здоровья в системе первичной медицинской помощи: улучшение лечения и способствование психическому здоровью».
ЛОГИКА ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ
Если взглянуть на мир через экраны телевизора, то окажется, что он полон боли, страдания, непонимания, злобы и прочих негативных элементов нашей жизни. Окружаю-щая нас действительно пусть и без ярких телевизионных красок, но все же постоянно дает нам понять, что жизнь, в большинстве своем, преподносит нам неприятные сюрпризы. Мир вокруг тускнеет, мы тонем в хронической усталости, изливаясь то в агрессию, то в тоскливое нытье, но к доктору не идем – «нет, нет, что я вам, псих, что ли?».
«Псих» — это словно клеймо для пациентов психоневрологических диспансеров. В старину клейменых преступников называли «отмечен стигмой». Понятие стигмы, стигматизации сопровождает психиатрических больных исторически. Психически больные не-полноценны, так считает большинство людей.
Е.В.Родяшин: Стигматизация – это выделение группы лиц по какому-то признаку, например, психическому заболеванию. Данное выделение предполагает социальную дис-танцированность от таких людей, возможность их дискриминации. Замечали, как только психически больной человек демонстрирует окружающим странное поведение, в большинстве случаев безобидное, вокруг него создается вакуум, люди стараются пройти мимо, не поднимая глаз, не замечая… Сосед по дому, тихо сходящий с ума, его семья просто пе-рестаю для нас существовать. Принимая в расчет то, что около 80% наших пациентов осознают свое положение, свое заболевание, отношение окружающих к ним увеличивает их страдания. Страх быть отвергнутым обществом, страх быть «клейменым» не дает людям вовремя обратиться за помощью. И это самая большая ошибка! Чем раньше человек, требующий помощи, обратился к врачу, получил помощь, тем вероятнее выздоровление, восстановление трудоспособности, возвращение к нормальной жизни. Психические рас-стройства излечимы – это должен знать каждый.
В особенности это относится к детям, подросткам. Родителей останавливает панический страх в отношении возможной постановки их ребенку диагноза, представления о лекарственной терапии как о наносящей значительный вред физическому здоровью. А ведь иногда достаточно лишь обратиться к нашему специалисту, который посоветует не-много скорректировать свое отношение к ребенку, провести игровую терапию и проблема решена. По большому счету, родители, заботящиеся о психическом здоровье своих детей, закладывают прочный фундамент для успешного будущего. По аналогии, взрослый человек, заботящийся о своем душевном здоровье, обеспечивает себе успешное настоящее».
ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ «ВИЛКА»
Психиатрия отличается от большинства медицинских направлений тем, что большинство заболеваний, заканчивающихся инвалидностью пациента, возникают не в пожилом, а в молодом возрасте — своеобразная возрастная «вилка». Общество не просто лиша-ется трудоспособного члена, снижается интеллектуальный уровень нации, тратятся нема-лые деньги на лечение пациентов. А ведь в большинстве случаев этого можно было бы избежать.
Е.В.Родяшин: «Часто это происходит потому, что пациенты поздно получают пси-хиатрическую помощь. Отсутствие должного внимания к психологическому развитию ре-бенка приводит к тому, что заболевание замечается уже поздно. Предубеждения мешают родителям обратиться за психиатрической помощью. И в итоге пациент попадает к нам в состоянии психоза, заболевание носит уже хроническую форму, справиться с ним уже весьма сложно. Специалисты знают, что в жизни каждого ребенка есть три периода, которые как лакмусовые бумажки, проявляют те или иные психические проблемы. Это три года, семь лет и подростковый период. Ребенком надо заниматься всегда, но в эти периоды надо быть особенно внимательным, лучше лишний раз, для перестраховки посоветоваться со специалистом. Тем более, что сегодня в области есть все условия: замечательные, заре-комендовавшие себя, специалисты: психологи, логопеды, психотерапевты, психиатры; отличные условия для приема пациентов; игровые комнаты для проведения коррекционных занятий. Родители должны знать, что ранняя коррекция порой даже не требует примене-ния лекарственных препаратов, но именно она является наиболее эффективной. Если вы заметили странности в поведении ребенка, он гиперактивен или наоборот слишком затор-можен, у него проблемы с речью, памятью, во взаимоотношениях со сверстниками, у него Интернет-зависимость или он одержим идеей похудания – посоветуйтесь со специалистом. Медицинский психолог протестирует вашего ребенка, оценит его уровень знаний, умений. Психотерапевт подскажет методы коррекции поведения ребенка, ваших взаимоотношений в семье. При более сложных проблемах вам поможет психиатр, подберет и обсудит с вами курс лекарственных препаратов. Помните, чем раньше вы обратитесь к спе-циалисту, тем больше шансов на полное решение вашей проблемы».
УЧЕТ И КОНТРОЛЬ
В советское время ходила шутка «Первый признак шизофрении: требует справедливости». Шутки шутками, а это еще одно, причем, наверное, самое страшное предубеждение против психиатрической помощи – страх недобровольного лечения. Страх того, тебя поставят на учет, или, не дай Бог, оденут смирительную рубашку и заточат в Винзилях, где-нибудь эдак на полгодика со всеми вытекающими последствиями. Кто его знает, добрым или недобрым взглядом будет смотреть на тебя психиатр?
Е.В.Родяшин: «Психиатрия, как и любая другая врачебная специальность, основывается при постановке диагноза на четкую классификацию заболеваний. Данная классификация сформирована на базе знаний накопленных мировой наукой с 17 века, она позволила уложить психиатрические заболевания в определенные рамки, выработать критерии, четко подтверждающие то или иное заболевание. В этих критериях нет места субъекти-визму. Если человек не нравится соседям по лестничной площадке, или, как вы говорите, настойчиво требует справедливости, написав при этом тысячу писем в большинство вы-шестоящих инстанций – это еще не повод ставить ему диагноз.
— А на учет в психиатрическом диспансере все же поставят?
— Система учета в психиатрической практике уже давно изменена. Сейчас у нас есть две группы пациентов, с которыми мы работаем. Если у пациента заболевание тяжелое, инвалидизирующее, требующее применения дорогостоящих лекарственных препара-тов, стационарного лечения – то его ставят под диспансерное наблюдение. В этом случае с пациентом работают не только в стенах клиники, стационара, но и навещают его дома, оказывают психологическую помощь его родным (для них ведь это тоже тяжелое испыта-ние), координируют свои действия с социальной службой. То есть всемерно помогают человеку и его семье.
Но если человек пришел для консультации, например, по поводу длительного плохого настроения, проблем с памятью, расстройством сна, возникновением психосоматиче-ских заболеваний, и т.д., то за ним ведут так называемое консультативное наблюдение. Это означает, что доктор будет вести медицинскую карту пациента, в которой он будет отмечать результаты обследований, диагноз, предписанное лечение. Это стандартная практика в любом лечебном учреждении – доктор обязан вести документацию, отвечать за свою работу. Однако, эти данные не навредят вам при устройстве на работу, или получении водительских прав. Более того, вы можете прийти на консультацию совершенно анонимно, правда, в этом случае, помощь будет оказываться уже платно.
Хочу отметить, что в последнее время из 100% пациентов, более 80% — это те, кто приходят к нам консульта-ции, а диспансерная группа – 15-20% (раньше это соотношение составляло 50/50). Это говорит о том, что люди стали более информированы, более активны в отношении сохране-ния психического здоровья, они менее подвержены предубеждениям.
— Но все же бывают случаи, когда человека подвергают недобровольному психиатрическому лечению?
— Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании четко говорит о том, что пациент может получать психиатрическую помощь только на добро-вольной основе, за исключением лишь нескольких случаев: когда он представляет непо-средственную опасность для себя или окружающих; когда он беспомощен, то есть неспособен самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности или может быть причинён существенный вред здоровью пациента вследствие ухудшения психического состояния, если он (пациент) будет оставлен без психиатрической помощи. Причем окончательное решение о недобровольной госпитализации может принять только суд. В течение 72 часов комиссия психиатров обязана представить документы, аргументирующие необходимость стационарного психиатрического лечения. И бывает, что суд не соглашается с психиатрами. Здесь закон на стороне пациента, он защищает его права и свободы».
ПСИХИАТРИЯ БУДУЩЕГО
Медицина практически во всех отраслях переживает революционные изменения. Меняется диагностическая техника, применяются все более совершенные методики лече-ния, появляются новые лекарства. Психиатрия не стала исключением.
Е.В.Родяшин: «Главным в психиатрии была, есть и будет – личность доктора, обладающего и преумножающего клиническое мышление с включением в него психосоциальных моментов. Психиатр, его опыт, квалификация, умение обходиться с больным, уровень его культуры, моральные качества, понимание долга, искусство убеждать, вдумчи-вость и рассудительность в отношении каждого больного, это, пожалуй, самый главный элемент лечения. Но все же этого мало. Система организации охраны психиатрического здоровья во всем мире претерпевает изменения.
Маргарет Чен, Генеральный директор ВОЗ отметила: «Правительствам разных стран мира необходимо рассматривать охрану психического здоровья в качестве жизненно важного компонента первичной медико-санитарной помощи. Только тогда мы сможем предоставить основные услуги по охране психического здоровья десяткам миллионов нуждающихся в них людей».
Отрадно, что Правительство Тюменской области, Департамент здравоохранения Тюменской области уделяют большое внимание развитию психиатрической помощи. Немалые средства вкладываются в ремонт, наши пациенты получили возможность получать лечение в комфорт-ных условиях. Диспансер оборудован практически полным набором диагностической аппаратуры. Пациенты с тяжелыми патологиями обеспечиваются современными дорого-стоящими лекарственными препаратами. Сегодня разрабатывается программа развития психиатрической помощи жителям Тюменской области. Впереди у психиатрии — решение множества задач».
Болезни психики существуют столько же, сколько существует человечество. Может быть, пришло время перестать их бояться, потому что
- Психически больные люди в большинстве своем неопасны, они страдают от невнимания окружающих, их презрения. Не будьте бездушными с душевнобольными.
- Психические расстройства излечимы.
- Чем раньше начато лечение, тем оно эффективнее.
Елена Лосева
nedugamnet.ru
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ — это… Что такое ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ?
– См. Здоровье психическое.
* * *
– термин, с использованием которого существуют определённые проблемы. Обычно его применяют, чтобы сказать, что в данный момент у индивида не наблюдается не только какой-то психической болезни, но и вообще каких-либо признаков психического расстройства или патологии личности и поведения. Основная трудность состоит в том, что невозможно определить грани, разделяющие анормальность от того, что на самом деле является или, точнее, считается нормой, в болезнь — от того, что рассматривается как состояние здоровья. Статистический подход, к которому обращаются особенно часто с тем, чтобы обнаружить эти грани, в общем виде гласит: расстройством является то, что в населении встречается достоверно реже. Западная культура, замечает А. Маслоу, «горой стоит за среднестатистического человека…В нашем обществе обычной является патология сексуальной жизни (с психиатрической точки зрения). Это не делает её нормальным или здоровым явлением». Если принять такой подход, то, действительно, можно придти к парадоксальным выводам. Например, по данным эпидемиологических исследований в США, психические отклонения разного характера в настоящее время или в анамнезе свойственны до 50-60% населения, если не более.
Это может означать, что понятия «патология» и «норма», с арифметической точки зрения, обнаруживают тенденцию к тому, чтобы вскоре и быть может надолго они могут поменяться в нашем сознании своими местами. «Нормальное» достаточно часто определяется как соответствие социальным и культурным нормам поведения, однако и тут всё очень относительно, к тому же такие нормы время от времени пересматриваются; кроме того, даже в одном обществе представлений о норме столь же много, сколько существует различных и относительно самостоятельных социальных групп. С позиции упомянутых А.Маслоу сексуальных извращенцев нормальными являются как раз они, а не большинство людей. Часть психологов указывает, что важнейшим признаком патологии является снижение или утрата способности к адаптации. Другие исследователи категорически и скорее всего совершенно справедливо возражают этому тезису, указывая, что нормальный человек не приспосабливается, не адаптируется, как это свойственно животным, он действует совсем иначе: добиваясь определённых целей, он меняет самого себя и/или окружающую среду обитания. Кроме того, нельзя не учитывать того, что анормальной может быть сама социальная среда обитания человека, она бывает неадекватной подлинной его сущности. Если индивид успешно приспосабливается, например, к нацистской социальной системе, антисоциальному политическому режиму, каковых не мало и поныне (антисоциальному для большей части населения, исключая криминальные личности), к паразитическому обществу потребления, а не борется с ними всеми доступными средствами, то достаточно сложно решить, кто и на основании каких бесспорных критериев может однозначно решить, является он нормальным или нет. Ненормальными были многие выдающиеся люди и целые поколения революционеров, а нормальными, в противовес им – лица, ведущие обрах жихни планктона. В целом же о собственно психическом здоровье нельзя сказать что-то конкретное и определённое, это априорно принятое за существующее явление, которое, как ни странно, до сих пор не стало предметом систематического научного изучения. О болезнях и расстройствах написаны горы книг, но о здоровье и писать нечего, да и не принято это делать, так как никому такая литература не нужна. Вот почитать де Сада или Камасутру – это совсем другое дело. Кроме того, в продромальной, скрытой стадии развития болезни определить факт последней практически невозможно, как невозможно, к примеру, установить момент начала действия анормальных генов при наследственно обусловленной патологии. В частности, не слишком хорошо известно, чем отличаются будущие пациенты с болезнью Пика и где тот момент, когда можно сказать, что человек заболел. Этот термин, считает А.Ребер (1995), возможно, сохранится, потому, что он часто используется для обозначения того, кто функционирует на высоком уровне поведенческого и эмоционального регулирования и адаптивности, а не того, кто просто не является психически больным. Каннибал, садист, расист или антисоциальный психопат, если он смог стать президентом страны, то есть функционирует на высшем уровне адаптивности, с этой точки зрения является совершенством, образцом психического здоровья.
* * *
состояние душевного Благополучия, характеризующееся отсутствием сильных внутриличностных напряжений, болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей среды регуляцию поведения и деятельности.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
psychology_pedagogy.academic.ru
8 мифов о психическом здоровье, которые пора выбросить из головы
Болезни психики — одна из ведущих причин получения инвалидности. 4 044 210 — таково абсолютное число пациентов с психическими расстройствами в России, по данным на 2015 год. И это только официальные цифры.
ВОЗ предполагает, что через каких-то три года депрессия станет вторым по распространённости заболеванием.
Но мы по-прежнему слабо представляем себе, как можно заболеть, а слово «псих» у нас ругательное. Психические заболевания и расстройства окружены мифами. Отчасти потому, что психиатрия отстаёт от других направлений медицины: мы только подбираемся к вопросу о том, как работает человеческий мозг. Отчасти из-за трудного прошлого и словосочетания «карательная психиатрия».
Так что пора развеять некоторые заблуждения о психических заболеваниях и расстройствах.
Миф 1. Сильные люди не страдают расстройствами психики
Факт: психиатрические диагнозы ставятся не из-за слабости характера. Психическое здоровье может пошатнуться из-за сбоя в организме и из-за травмирующего опыта.
«Нормальному человеку психотерапевты не нужны». «Соберись». «Посмотри на ситуацию с другой стороны». «Да разве у тебя проблемы?» Что только не приходится услышать человеку с симптомами психического расстройства! И это отношение добавляет к основному заболеванию стыд и чувство вины за свою слабость.
Любой человек может попасть в стрессовую ситуацию, заработать депрессию, нарушение сна, неврозы или другие психические расстройства. Эти состояния тяжело переносятся без поддержки профессионала.
Алина Минакова, психиатр в Научно-практическом психоневрологическом центре имени З. П. Соловьёва
Психические заболевания — такие же заболевания, как и другие. У кого-то есть к ним предрасположенность просто потому, что так определили гены. И у каждого из нас свой опыт, свои проблемы и особенности, которые приводят к расстройствам.
Симптомы психических заболеваний — естественный ответ тела и сознания на травму. Например, жертва домашнего насилия страдает от депрессии, посттравматического расстройства или тревожности. У кого-то после стресса впервые проявляется шизофрения. Нельзя вылечить всё это только волей и позитивным мышлением.
Слабость или сила тут ни при чём. Наоборот, человек, которому приходится сражаться с психическим расстройством, может быть очень силён.
Если человек сам пришёл к психиатру, обратился за помощью, одно это уже указывает на его сознательность.
Зоя Богданова, психотерапевт, лектор в Новосибирском государственном университете
Миф 2. Психическими расстройствами страдают только взрослые
Факт: каждый пятый ребёнок хотя бы раз перенёс эпизод психического расстройства (по данным Национального института душевного здоровья США).
Да, дети тоже болеют, и не только насморком. И зачастую не получают необходимой помощи, потому что на них не обращают внимания. Дети так же, как и взрослые, страдают от тревожности, депрессии и множества других болезней.
Миф 3. Психотерапия — деньги на ветер
Факт: психотерапия в сочетании с медикаментами — это эффективный способ лечения психических расстройств.
У нас психотерапия известна больше по фильмам, в которых пациенты лежат перед докторами и отвечают на глуповатые вопросы. Мы скорее готовы выговориться другу, собаке или мучиться в одиночестве.
Но психотерапия — это не карикатура, а работающий метод лечения. Она помогает понять болезнь, научиться с ней жить. Кроме того, психотерапевты учат пациентов особенным приёмам, которые позволяют справляться с проявлениями недуга, распознавать признаки обострений и предотвращать их.
Психотерапия улучшает качество жизни, а значит, это не пустое занятие.
В психотерапии существует несколько направлений, которые показали эффективность. А чтобы стать психотерапевтом, необходимо высшее медицинское образование и опыт работы в психиатрии.
Миф 4. Психические расстройства неизлечимы
Факт: пациенты с психическими расстройствами контролируют болезнь и выздоравливают хотя бы частично.
Например, когда человек обращается к доктору, силу его депрессии можно определить в 100%. После приёма медикаментов и регулярных психотерапевтических консультаций этот уровень падает до 60%. Пациенту становится лучше, он начинает соблюдать режим и заниматься спортом, уровень депрессии доходит до 40%.
Если человек после улучшений не бросит следить за здоровьем, то вполне сможет добиться условных 20% депрессии, при которых можно жить без страданий. Даже если заболевание привело вас в диспансер, это не значит, что вы привязаны к медучреждению навеки: при стойкой ремиссии визиты к врачам становятся реже.
Через год (после регулярного посещения диспансера) пациенту отменяют препараты. Через три года (после снятия с динамического наблюдения) можно будет не посещать диспансер. Через пять лет карта пациента отправляется в архив, а диагноз считается снятым.
Зоя Богданова, психотерапевт, лектор в Новосибирском государственном университете
Может ли болезнь снова усилиться? Без сомнения. Но больной хотя бы будет знать, что ему помогает и как для этого действовать.
Миф 5. Люди с психическими заболеваниями не могут работать
Факт: психические заболевания разные и по силе действия на больного, и по механизму возникновения. Иногда болезнь может испортить почти все сферы жизни, но не затронуть работу.
Многое зависит от диагноза и силы болезни. Человек, который принимает лекарства и сдерживает заболевание, в профессиональном плане может ни в чём не уступать здоровым коллегам. Поэтому нельзя приравнивать всех больных к недееспособным.
Действительно, существуют определённые виды работ, для допуска к которым нужно заключение психиатра. Это работы с ядовитыми веществами, на высоте, в силовых структурах, в сфере общественного транспорта. Полный перечень противопоказаний утверждается Правительством РФ.
Какие-то заболевания и состояния будут являться противопоказанием к работе до конца жизни, а какие-то — временным с правом переосвидетельствования.
Дмитрий Мовчан, психиатр, заместитель главного врача Клиники Маршака
Поскольку список заболеваний, которые требуют наблюдения у психиатра, обширен, ограничения касаются только людей с тяжёлыми, стойкими, часто обостряющимися расстройствами, отмечает Дмитрий Мовчан. Например, шизофрении, умственной отсталости, аффективных расстройств, эпилепсии и так далее. А анорексия, неврозы, тревожно-фобические расстройства в этот список ограничений не попадают.
Есть и ещё несколько важных аспектов:
- Не все заболевания и расстройства приводят к запрету на работу. По сути, психиатр как раз и должен определить, может человек работать или нет. А в справке диагноз не указывается.
- Иногда запрет необходим. Совершенно ни к чему человеку, склонному к суициду, садиться за штурвал самолёта или рейсового автобуса.
- Требовать справку из диспансера могут не все: только суд, военкомат, отделы кадров и приёмные комиссии в учреждениях МВД, ФСБ, прокуратура или следственные органы, если возбуждено уголовное дело.
- После выздоровления или стойкого улучшения часть запретов могут снять.
Миф 6. От душевных болезней нет защиты
Факт: на психическое здоровье влияет не только генетика, но и окружающая среда, на которую можно влиять.
У некоторых людей есть наследственная предрасположенность к психическим недугам. И хотя гены могут увеличивать риск развития болезни, они не всегда предопределяют её.
Более того, на психику влияют внешние факторы. Например, алкоголь или наркотики, никотин. А если все эти факторы действовали на беременную женщину, то у будущего ребёнка может неправильно сформироваться нервная ткань, а уже это приведёт к расстройствам. Отдельная история — это стрессы и травмы.
Так что минимальная профилактика психических болезней возможна: здоровый образ жизни и своевременное решение психологических проблем.
Миф 7. При обращении к психиатру поставят на учёт, а я ничего не смогу
Факт: такого термина, как «учёт», даже не существует, согласно закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании».
По закону амбулаторная помощь (это когда человека не укладывают в больницу) бывает двух видов:
- Консультативное наблюдение — это когда человек самостоятельно обращается к психиатру, проходит лечение и наблюдается по собственному желанию. Оно ничем не отличается от посещения любого другого врача: терапевта, уролога или окулиста.
- Диспансерное наблюдение. Обычно именно этот вид наблюдения называют учётом. Решение о таком учёте принимает комиссия врачей. Под диспансерным наблюдением находятся пациенты с тяжёлыми хроническими психическими заболеваниями. Тогда действительно имеются запреты на управление транспортом, ношение и применение оружия, допуск к видам деятельности с опасными и вредными факторами.
Но если тяжёлого заболевания нет, то вопрос о допуске к перечисленным видам деятельности решается в момент осмотра, то есть для этого нужно пройти психиатрическое освидетельствование.
Обращение к психиатру ранее не влияет на выдачу справки с разрешением заниматься данными видами деятельности. Ведь справки выдаются не о том, состоял ли человек под наблюдением у психиатра, обращался ли за медицинской помощью, а о том, есть ли психиатрические противопоказания к деятельности на момент осмотра.
Алина Минакова, психиатр в Научно-практическом психоневрологическом центре имени З. П. Соловьёва
Госпитализация — лечение в больнице — проводится только добровольно. Если больной признан недееспособным (по решению суда), то с согласия законных представителей. Принудительно госпитализировать могут только в случае, если человек представляет опасность для себя или окружающих или же если он совершенно беспомощен.
В любых других случаях человек может выбрать частную клинику. При анонимном обращении в коммерческое медицинское учреждение пациент не попадает под диспансерное наблюдение, так как клиника соблюдает врачебную тайну и не раскрывает информацию третьим лицам.
Дмитрий Мовчан, психиатр, заместитель главного врача Клиники Маршака
Миф 8. Лечение превратит человека в овощ
Факт: представление о злом враче-психиатре, который мечтает подчинить пациента, пришло из фильмов и фольклора.
Когда-то, в начале XX века, и лоботомия была прогрессивным методом лечения, за который выдали Нобелевскую премию. Но сейчас в арсенале у психиатров и психотерапевтов больше безопасных средств.
Я рекомендую при опасении за психическое здоровье обратиться сначала к психологу или психотерапевту. Если он диагностирует у вас серьёзное психологическое нарушение или расстройство, то направит к психиатру и аргументирует своё решение.
Зоя Богданова, психотерапевт, лектор в Новосибирском государственном университете
Лекарства вызывают побочные эффекты, а некоторые медикаменты приходится употреблять постоянно. Но это не обязательные условия лечения. Всё зависит от диагноза и от того, как быстро идёт выздоровление. В любом случае лечение наносит меньше вреда, чем заболевание.
lifehacker.ru
Психическое здоровье — Как восстановить
Психическое здоровье человека один из важнейших компонентов жизни. Как сохранить и как восстановить утраченное психическое здоровье? Восстановить утраченное здоровье не всегда просто, но современные медицинские технологии позволяют это. Наши методики, основанные на самых передовых достижениях науки и практики в этой области, позволяют это совершить. Мы не обещаем луну с неба и не назначаем бесполезных исследований. Мы используем только эффективные и только безопасные методики восстановительной медицины. Мы предлагаем терапию для тех, кому не важен процесс, а важен результат. А значение психического здоровья человека трудно переоценить для его физической и социальной деятельности. Все наши пациенты, прошедшие полный курс излечения полностью социально адаптированы и качество их жизни восстановлено.
Что такое психическое здоровье
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) одобрила заявление «Нет здоровья без психического здоровья»
В 2018-2020 годах, это должно было стать приоритетным направлением в развитии оказания медицинской помощи.
Звоните +7 495 135-44-02 Мы сможем помочь Вам!
Тем не менее, психическое здоровье традиционно было для обычных людей и даже многих врачей отражением противоположности этим утверждениям. Этот разрыв на практике и в политике между физическим и психическим здоровьем в свою очередь проявил большие пробелы в ресурсах в экономических, социальных и научных областях.
В следствие этого сейчас наблюдается глобальная трагедия — дезадаптация к новым достижениям науки со стороны общества и большинства действующих врачей. Специалисты ВОЗ отметили глобальные масштабы патологического воздействия психических заболеваний на физическое состояние организма, которые оказались весьма существенными.
По оценкам специалистов ВОЗ, связь соматических заболеваний с психическими расстройствами (психосоматические расстройства) составляет более 60% от всех регистрируемых заболеваний в мире. Учеными-медиками доказано, что отсутствие доступа населения к службам охраны психического здоровья и отсутствие качественной диагностики психических расстройств, во всем мире, до сих пор остаётся очень высоким показателем. Особо это заметно в группах населения с ограниченными ресурсами, для которых многочисленные социальные опасности усугубляют уязвимость к ухудшению психического здоровья. Число человеческих жертв психических расстройств усугубляется наличием неблагоприятного воздействия на физическое здоровье и социальное неблагополучие, в том числе воздействия социального положения и нарушений прав человека, стремления к наживе образовательных, медицинских и социальных институтов, социального бесправия и нищеты.
В последние годы получены дополнительные данные, которые доказывают все более четкое представление о грандиозном глобальном бремени, связанным с психическим здоровьем человека.
Психическое здоровье — залог будущего
Экономические потери, связанные с психическими расстройствами, превышают все иные, ранее считающиеся наиболее распространенные категории заболеваний: сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания, хронические респираторные заболевания и рак. Депрессивные расстройства, по оценкам ВОЗ, на сегодня являются второй по значимости причиной инвалидности в социально развитых регионах, охватывающих все шесть континентов.
Самые распространенные расстройства
Эти заболевания входят в число 20 наиболее распространенных и опасных заболеваний, которые имеют самую большую долю в причинах инвалидизации во всем мире.
По оценке ВОЗ, совокупное бремя инвалидизации в результате психических и поведенческих расстройств составляет 45%, по-прежнему выше, чем в результате любой другой категории заболеваний. Тем не менее, огромные пробелы в ресурсах оказания качественной психиатрической помощи сохраняются и серьезно сокращают доступ к качественной специализированной медицинской помощи.
Нехватка врачей со специальной подготовкой по лечению больных с психическими расстройствами является основным препятствием для оказания соответствующих услуг в странах с низким и средним уровнем дохода. ВОЗ отмечено, что в странах с низким и средним уровнем дохода более 75% людей с психическими заболеваниями не получают должного лечения, при значительном меньшинстве тех, у кого есть доступ к качественному лечению психических расстройств и нарушений поведения.
Для качественного изменения ситуации потребуется изменение подходов к обучению специалистов по специальностям в области психического здоровья. На сегодня дефицит специалистов в области здравоохранения и оказания психиатрической и психотерапевтической помощи с современным подходом в регионах с ограниченными ресурсами снижает целесообразность и актуальность этих терапевтических подходов.
Психическое здоровье нации
Доклад ВОЗ о состоянии здравоохранения в мире на 2001, который был посвящен психическому здоровью; обзорный доклад в 2002 году в области психического здоровья, где была предложена Глобальная программа действий под руководством ВОЗ, включающая план подготовки врачей первичной помощи с обучением навыкам по лечению и уходом за пациентами с психическими заболеваниями.
Подготовлено ряд обзоров, опубликованных в 2009 году с рекомендациями по включению в первичную помощь осмотра обученного специалиста здравоохранения в соответствии с моделью современного представления о формировании и развития заболеваний, все эти события говорят о том, что на международном уровне делаются попытки решать эту проблему на системном уровне.
В 2010 году руководство исполнительного комитета ВОЗ направило руководство на повышение клинического потенциала в оценке психического здоровья и лечения среди неспециалистов.
В 2012 ВОЗ выпустила обучающий пакет, предназначенный для дополнительного руководства врачей общей практики и провела клинические испытания по внедрению новейших диагностических стандартов.
Однако, несмотря на все усилия и здравый смысл, попытки активного внедрения новейшего подхода в диагностике и лечении психических расстройств, дефицит предоставления качественных услуг по лечению психических расстройств имеют существенные пробелы в научных знаниях и практически во всех сферах здравоохранения многих стран в условиях ограниченных ресурсов.
Даже в тех регионах, в которых службы охраны психического здоровья широко доступны, значительная доля населения с психическими заболеваниями не получают необходимую помощь, которая требуется для их заболевания.
Это связано с высокой средней стоимостью лекарственных средств, которая часто непомерно высока (например, стоимость лечения с применением современных антипсихотических средств в некоторых регионах может быть равна более 50% суточной минимальной заработной платы) и вместе с расходами на иную необходимую медицинскую помощь может нести катастрофические финансовые расходы для пациента и (или) местный орган здравоохранения.
Обращаемость за помощью
Кроме этого, важным критерием обращаемости за психиатрической помощью является культуральный и моральный барьер к улучшению своего психического здоровья.
По-прежнему остается чрезвычайно негативное, деструктивное, и почти универсальное клеймо, которое приклеено к психическим заболеваниям, больным с психическими заболеваниями и их семьям, а также к врачам психиатрам. В худшем случае, это клеймо уничтожает индивидуальность и часто используется для злоупотребления нарушений прав человека. Другие формы дискриминации являются более тонкими.
Психиатры, психотерапевты, психологи, не единственные специалисты, которые стали жертвами дискриминации, в результате чего многие уклоняются от принятия психиатрической и психотерапевтической помощи, не смотря на то, что забота о психическом здоровье является наиболее приоритетным для любого человека. Будем надеяться, что такая ситуация может в ближайшее время измениться и, наконец — то, будут приняты позитивные изменения.
В 2012 году в докладе на Шестьдесят пятой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, в которой принимали участие специалисты Брейн Клиник. ВОЗ призвала предпринять смелые действия по исправлению существующей ситуации в области психического здоровья населения.
На сегодняшний день, ВОЗ поставило психическое здоровье на первое место в дальнейшем развитии здравоохранения, установив его в качестве приоритета на самом высоком уровне.
Рекомендуемые статьи по психическому здоровью
Маниакальные расстройства
Лечение шизофрении
Лечение психозов
Лечение психических расстройств
brainklinik.ru
Психическое здоровье — это… Что такое Психическое здоровье?
(mental health) – отсутствие ПСИХИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ, в западной культуре включает личное и социальное благополучие, что касается как внутренних переживаний, так и внешнего поведения.Западная культура говорит о теле и разуме, т. е. о физическом и психическом здоровье. В других культурах это различие не так важно, хотя имеется в виду нечто похожее, а акцент делается на внутренних переживаниях или внешнем поведении. Представление о благополучии отражает важнейшие социальные ценности в конкретной культуре и, следовательно, может меняться. Так, вклад в общегрупповые гармоничные отношения на Востоке свидетельствует о хорошем психическом здоровье, в то время как западной цивилизации свойствен индивидуализм. Таким образом, потребители социальных услуг, скорее всего, попытаются реализовать эти ценности в ходе социального вмешательства, причем не только в сфере психического здоровья. Стратегия антирасизма предполагает чуткое отношение к различиям в культурных ценностях как при индивидуальных вмешательствах, так и в распространении культурно-специфических услуг. В противном случае страдает культурная идентичность потребителя, что является проявлением расизма.
Всемирная организация здравоохранения определяет ЗДОРОВЬЕ в целом, а также психическое здоровье как «полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие заболеваний». В этом определении отражены два различных подхода к психическому здоровью, которые играют важную роль в организации обслуживания населения.
Первый подход – психическое здоровье как «отсутствие заболеваний» – присущ ПСИХИАТРИИ. С этой позиции всякое нарушение личного и социального благополучия, составляющего психическое здоровье, следует понимать как заболевание; иначе говоря, все субъективно неприятные внутренние переживания и виды внешнего поведения, так или иначе противоречащие социальным ценностям, и есть психическое заболевание. Эти переживания и поведение в западной (и некоторых других) культуре считаются болезненными проявлениями, дурными и ненормальными, в то время как психическое здоровье – это «хорошо» и «нормально». Данный подход широко распространен в западном обществе и оказывает влияние на антидискриминационные ценности. (См. АНТИДИСКРИМИНАЦИОННАЯ ПРАКТИКА.) Как «нормальное» и «хорошее» состояние психическое здоровье лучше психического заболевания. Превосходство психического здоровья над болезнью означает, что представители престижных социальных групп считаются психически здоровыми по сравнению с менее престижными, в результате последним чаще ставят психиатрические диагнозы и помещают в больницу. Кроме того, диагноз заболевания сам по себе стигматизирует человека. (См. СТИГМА.) С другой стороны, многие пациенты ценят заботу и уход, связанные с диагностикой у них заболевания; таким образом, психическое нездоровье не всегда принижает человека. Таким образом, если нет заболеваний, психическое здоровье как «нормальное» состояние присутствует автоматически, а значит, для его поддержания не нужно никаких специальных вмешательств. В случае болезни общество должно позаботиться об ее устранении как «плохого», «ненормального» состояния главным образом с помощью медицинского вмешательства, поскольку болезнь, включая психическую, по мнению представителей западной культуры, имеет преимущественно физиологическое происхождение. Следовательно, здоровье восстанавливается после излечения болезни в рамках медицинского подхода. Иначе говоря, социальные работники бессильны что-либо предпринять для поддержания психического здоровья.
Второй из вышеперечисленных подходов – определение психического здоровья как «психического благополучия» – в большей мере свойствен незападным культурам и имеет прямое отношение к консерватизму и радикализму в организации медико-социальной помощи при психических расстройствах. Так, большинство психических расстройств и типов социально неприемлемого поведения можно объяснить в рамках «нормального» человеческого функционирования, поэтому нет смысла диагностировать «аномальное» состояние заболевания, хотя в большинстве культур некоторые переживания и виды поведения считаются болезненными. Этой позиции придерживаются сторонники антипсихиатрических подходов, в частности Т. Шац, что нашло отражение в политике оказания амбулаторной помощи, а также радикального социального подхода как теоретической основы радикальной и антидепрессивной социальной работы. Шац определяет большинство отклонений от состояния личного и социального благополучия консервативно, как «жизненные проблемы», которые свойственны нормальной человеческой жизни; в радикальной социальной теории такие отклонения считаются результатом социального, экономического и политического угнетения. С этих позиций психическое здоровье есть следствие разрешения соответствующих проблем: индивид совершенствует пути совладания с «жизненными проблемами», а согласно радикальной социальной теории, это происходит за счет ослабления угнетения в обществе. Сторонники обоих подходов не считают психическое здоровье присутствующим «по умолчанию» или результатом медицинского вмешательства – напротив, по их мнению, оно зависит от способности индивида и/ или коллектива к личностному и/или социальному росту. Таким образом, главная роль в поддержании психического здоровья отводится социальным работникам, потребителям услуг и специалистам немедицинских профессий, а не медикам, действующим в рамках медицинского подхода; следовательно, политика амбулаторной помощи лицам с психическими расстройствами в значительной мере основывается на медико-социальных услугах.
Социальные подходы к укреплению психического здоровья описаны в ТЕОРИЯХ РАСШИРЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ, ФЕМИНИЗМА и АНТИРАСИЗМА, это обучение людей коллективно и индивидуально контролировать свою внутреннюю и внешнюю жизнь. Отсюда следуют важные выводы для антидискриминационной практики, поскольку психические проблемы считаются «нормальным» следствием угнетения индивида в обществе, причем его вина в этом отсутствует.
Словарь-справочник по социальной работе. — СПб.: Питер. М. А. Гулина. 2008.
social_work.academic.ru