Наглядно действенное мышление примеры – Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления: психология, примеры

Содержание

Наглядно действенное мышление: родом из детства!

Наглядно действенное мышление – самый первый, простейший вид мыслительной деятельности, который активно проявляется с первых месяцев жизни человека и является основным до возраста трех лет. К трем годам на его смену приходит наглядно-образное мышление, которое позволяет решать задачу в воображении. Однако нельзя игнорировать тот факт, что именно на его основе развиваются более зрелые формы умения мыслить и само оно никуда не пропадает.

Данный вид мышления особенно пригодится взрослым людям, профессии которых тесно связаны с конкретной деятельностью (сантехники или инженеры-механики, например). Когда взрослый человек не знает, как подступиться к задаче, логика ничего не подсказывает, образы не выстраиваются, он может попробовать покрутить предмет, использовать различные манипуляции с ним. И тогда решение начнет выстраиваться. По сути, то же самое проделывают маленькие дети.

В основе – практическая деятельность

На заре времен наши предки подходили к задачам исключительно с практической точки зрения. И только потом стала возможной теоретическая деятельность. Не зря сейчас математики шутят, что математика появилась из потребности пересчитать баранов. Древние люди научились измерять длину и ширину земельных угодий, используя подручные средства. А на базе этих знаний сложилась теоретическая наука – геометрия. Получается, что практика и теория неразрывно связаны.

Так и у ребенка: исходной будет практическая деятельность. Внутри нее и на ее основе формируется детская способность мыслить. В раннем детстве малыш анализирует близлежащие объекты через непосредственный контакт с ними: ему нужно потрогать руками, соединить, разделить, соотнести и связать предметы.

Многие дети ломают игрушки. Но следует ли ругать их за подобный поступок? Это не просто хулиганство или баловство. Сломать игрушку значит посмотреть, как она устроена внутри. Это ранний исследовательский шаг.

Суть наглядно-действенного мышления

Решая различные практические задачи, ребенок проявляет свою способность мыслить. Он действует по принципу великого римского императора: «Пришел, увидел, победил». Мышление проходит в конкретной ситуации, с конкретным предметом. Решение не приходит в детскую головку, оно реализуется сразу в действиях. Так, двухлетний малыш хочет достать игрушку, которая лежит высоко: руками не дотянуться (только что попробовал). Тогда ребенок залезет на стул, который стоит рядом.

Если поставим перед похожей задачей (достать недоступный предмет) ребенка постарше, образ его действий будет такой же. Только его поведение будет более умелым. Это доказывает, что с возрастом наглядно-действенный образ мыслей никуда не исчезает, просто принимает иные формы. А вот старший дошкольник способен уже опираться на предыдущие свои знания при решении задачи и представлять потенциальные последствия своих действий. Таким образом ребенок плавно движется к более сложным этапам развития мышления, готовится к восприятию понятий.

Важно иметь в виду, что условием развития наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста является эмоциональное и содержательное общение с близкими взрослыми. Особенно это важно на первом году жизни.

Как все начинается…

Мышление сначала развивается как деятельность и протекает через общение со взрослыми, в манипуляции с предметами, играх, обучающих занятиях. Решение конкретной задачи маленький ребенок всегда связывает с поиском и применением средства, чтобы достичь цели. К примеру, полугодовалый малыш может неосознанно перебирать ручками пеленку, постепенно подтягивая ее полностью вместе с игрушкой, которая находится на ней. В следующий раз ребенок уже осознанно потянет к себе ткань, чтобы взять игрушку. Этот простой пример наглядно-действенного мышления показывает, как начинают работать действия по достижению цели.

Развиваемся вместе

Чтобы ребенок в раннем детстве развивался гармонично, ему необходимо непосредственное участие взрослого. От вас это не потребует больших усилий. Что можно сделать?

  1. Если малышу еще нет года, можно приучать его пользоваться ленточками, чтобы дотянуться до недоступных предметов. Привяжите ленту к погремушке и положите игрушку так, чтобы ее можно было достать, потянув за ленточку. Чтобы ребенку было интересно, меняйте игрушки.
  2. Деткам, которые начали уже вставать, очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки, наблюдать за их падением. Облегчите себе жизнь: вместо того, чтобы постоянно раздраженно поднимать выброшенные погремушки, закрепите ленту к бортику кровати, другим концом привяжите ее к игрушке. Эксперимент малыша станет продолжительнее: сначала выбросить игрушку за борт, а потом подтянуть ее к себе, потянув за веревочку.
  3. С десятимесячного возраста детей можно приучать к занятиям. Усадите малыша за стол, положите перед ним шарик так, чтобы невозможно было дотянуться. В ответ на вопросительный взгляд ребенка, привяжите к шарику ленту и протяните кончики маленькому ученику. Он будет очень рад справиться с задачкой!

Вы самостоятельно можете придумать подобные занимательные задачи. Важно, чтобы ребенок научился использовать какой-либо предмет, чтобы достичь свою цель. Это тренировка познакомит его с самой простой культурой мышления. Опыт манипуляций с предметом, который малыш получит в течение первого года жизни, подготовит к дальнейшему интеллектуальному развитию.

В процессе решения задачи важную роль играет общение с компетентным взрослым. Вместо вспомогательного предмета ребенок может использовать помощь мамы или папы. Например, когда не может дотянуться до игрушки, будет просить, чтобы ему ее дали. А иногда даже требовать. Не нужно отказывать ему в этом, но все же стараться развивать его самостоятельность.

Почему общение с взрослым так важно? Дети, которые мало общаются с родителями, как правило, не могут хорошо организовать свое поведение и даже адресовать свою просьбу. Умение решать практические задачи развивается не только через предметно-манипулятивные действия, но и через общение.

Лишь предоставив надежное целенаправленное общение с родителем, мы можем сформировать у малыша правильные способы действия с предметами, а также нормы поведения. Взрослый необходим для передачи исторически накопленного опыта деятельности, способов действия. Это создает предпосылки для развития мышления ребенка, насыщения его опыта. Огромную роль в мышлении играет также познавательная направленность, умелость, опыт практических знаний, приобретаемых в игре.

Желаю вам успешного совместного развития! Не теряйте накопленные знаний, делайте репост статьи в социальных сетях.

В комментариях ответьте на вопрос: «В каких ситуациях вы используете навыки предметно-действенного мышления? Как оно помогает вам в обычной жизни?».

C уважением, Александр Фадеев.

Поделитесь или сохраните себе, чтобы не забыть!

Автор: Александр Фадеев

Добавь в закладки: https://fadeev.su

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

fadeev.su

Наглядно действенное мышление это что: примеры

Мыслительные цепочки помогают человеку осознавать и понимать мир, в котором он живет. По сути, в ходе мыслей в голове человека отражается модель реального мира. Мозговая деятельность делится между собой по разным признакам, можно выделить самые основные: наглядно-действенное мышление, понятийное и допонятийное, наглядно-образное и другие.

Интересно, что виды мыслительных цепочек усложнялись с разными этапами эволюции, то есть с каждым этапом эволюции люди приобретали еще один тип работы ума.

А каждая человеческая жизнь отражает в себе процесс этой эволюции, так как в каждом возрастном периоде ребенок также приобретает новый тип мышления.

Мышление, которое помогло выжить древним людям

С давних времен люди ставили перед собой цели и решали их. В процессе достижения своих целей им очень помогал мыслительный процесс. Интересно, что мыслительные процессы делятся между собой на те, которые решают практические реальные задачи и мышление, которое отвечает за теоретическую деятельность. Одно из древних видов мышления, которое позволяло осуществлять успешно практическую деятельность – это наглядно-действенное мышление. Именно благодаря ему, древние люди могли, к примеру, отмерят кусок земли, ведь в этом занятии задействованы как мысли, так и руки человека, а именно его действия. Этот вид мыслительного процесса пришел к человеку еще до того, как он мог осуществлять в голове процесс теоретической мыслительной деятельности. До того, как он обладал понятиями, то есть наглядно-действенный образ мысли имеет допонятийный характер.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наглядно-действенное мышление — форма мышления, манипулирующая предметной сферой.

Древний вид мышления с современной точки зрения

Если смотреть с научной точки зрения, то наглядно-действенный способ мысли подразумевает под собой практическую деятельность, в результате которой человек преобразовывает, изменяет состояние предмета. В этом случае важно правильно взаимодействовать с теми или иными предметами.

Презентация на тему: «Физиология речи. Сознание и мышление»

Это вид работы. который отражает такое понятие как «ручной интеллект». Если обратить внимание на современный мир, то можно найти людей с профессиями «ручного интеллекта». Вот их примеры:

  • сантехник;
  • инженер на заводе, работающий с деталями;
  • вязальщицы, люди, занимающиеся шитьем;
  • художники;
  • хирург.

В этих профессиях, очень важно, чтобы была так сказать, «набита рука».

Конечно, в представленных профессиях важно не только доскональное знание теории, но и опыт и профессионализм, который приобретается посредством работы рук, то есть здесь имеет место быть наглядно-действенный способ мысли.

Данная форма мысли относится к допонятийному типу мозговой деятельности.

Допонятийное мышление

Мыслительные процессы делятся между собой на два типа, на допонятийное и понятийное мышление. Собственно в названиях и скрывается отличие одного типа от другого. При допонятийном виде человек мыслит образами, а не понятиями. Это самый ранний тип, так мылят люди в детстве. Так сказать, наглядно. Например, когда человек, что-то объясняет и в итоге сводит это к реальному примеру, аналогии, то есть понятной и знакомой картинке, которую можно представить в голове в виде образа. В таком способе мыслей важную роль играет память, потому что именно в ней и записываются образы. К допонятийному мышлению относится и наглядно-образная форма мысли.

Данный тип мышления начинает формироваться примерно с 7-8 лет, а предшествует ему наглядно-действенное, это когда у малыша еще не очень хорошо развита память, и он называет предметы и осознает их только когда видит в реальности. У древнего человека и малыша в этом возрасте одинаковые процессы работы ума.

Мышление у детей

У детей наглядно-действенный способ ума отражается в том, что при изучении нового, незнакомого для него предмета, ему необходимо его потрогать, повертеть в руках, нажать на разные части предмета. Если маленькому человеку это не удается, он просит помощи у взрослых или оставляет неведомый предмет в покое.

Один из вариантов определить какая форма работы ума у вашего ребенка – это задать ему простую задачку и попросить решить. Например, попросить малыша в уме представить десять палочек и спросить, сколько палочек останется, если две уберут. Если у ребенка не получилось решить задачу, покажите ему, это на реальном примере, объясните действенно. То есть положите перед ним десять палочек, а потом две уберите. Если ребенок в этом виде решит уравнение, значит ему пока легче работать с предметами, то есть у него срабатывает наглядно-действенный способ умозаключений.

Мост, к следующему типу мыслительных процессов

Данный детский и древний образ мысли, если смотреть с исторической точки зрения дает начало теоретической работе ума. Таким образом, рождаются рассуждения человека.

Лишь, основываясь на действенной мозговой цепочке, накапливается известный опыт, который человек начинает облекать в слова, а затем и строится цепочка умозаключений, что уже является высшей мозговой деятельностью.

Если свести этот опыт к жизни человека на примере развития ребенка, то можно сказать, что нельзя требовать от малыша сразу сложных умозаключений. Если родители хотят заниматься с ребенком, нужно развивать тот вид мысли, который присущ его настоящему возрасту, в результате чего и произойдет быстрее переход к теоретическому мозговому процессу.

Ребенку нужно задавать решать задачки практическим путем, на реальных примерах. Таким образом, он быстрее перейдет к следующей мыслительной цепочке.

tonusmozga.ru

Наглядно-действенное мышление: что это

Посредством мозговой активности, человек осознает окружающий мир и может действовать в нем. В сознании постоянно идет процесс формирования модели окружающего мира, при этом активность головного мозга человека в психологии имеет несколько форм и свои особенности, которые получили название: наглядно-действенного и образного мышления, понятийного и допонятийного и т.д.

Основой мыслительной деятельности, начиная с первобытного общества, является наглядно-действенное мышление. Оно отвечает за решение практических задач, например – необходимость обработать землю или построить жилище.

В психологии мышление наглядно-действенное определяется как практическая деятельность по изменению окружающей действительности, которая осуществляется посредством взаимодействия с реально осязаемыми предметами и объектами.

С младенческого возраста и до трех лет наглядно-действенное мышление является основным видом мозговой активности. На основании реальных действий и операций с предметами идет процесс формирования способности мыслить. Развитие ребенка и исследование окружающего мира происходит через прикосновения – он ко всему стремится прикоснуться, разобрать, разделить, соединить и т.п. Дети в процессе игры ломают предметы и игрушки, что является первым шагом к исследовательской деятельности и понимания устройства окружающей действительности, ее предметов и объектов.

Особенности детского мыслительного процесса заключаются в том, что решение любой проблемы сразу переходит в действия, а не создается изначально в сознании, как это происходит у зрелого человека.

Примеры такого поведения встречаются у всех детей — если малышу в возрасте двух лет нужно достать предмет, до которого он не достает руками, то он воспользуется стоящим рядом стулом; такие же действия будут у чуть более старшего ребенка. А особенности мышления детей пяти-шести лет в том, что они уже в состоянии основываться на свой опыт и формировать в сознании предварительную картину результата своих действий. Этот эксперимент является основанием для вывода, что у детей постепенно происходит развитие способности к понятийному восприятию. Развитие способности решать задачи в воображении происходит в период трех-пяти лет и обозначается в психологии как образное мышление.

Развитие в детском возрасте

Любой вид мышления получает свое развитие посредством действий, игры и общения со взрослыми. У детей формирование мышления проходит в 3 этапа:

  1. Действенное мышление. Для него характерно решение простых задач через манипулирование предметами – развитие детей происходит посредством исследования руками всех предметов и объектов, которые они видят: яркий пример – использование тонкой моторики, когда ребенок тянет, открывает, вертит.
  2. Образное мышление. Особенности этого вида восприятия проявляются в том, что ребенок учится создавать в воображении возможные последствия своих действий. Такой вид мыслительной активности является наиболее значимым и преобладает над остальными в период обучения в школе и высшем учебном заведении.
  3. Словесно-логическое. У детей происходит становление способности мыслить понятиями, которые выражаются посредством слов. Для маленького ребенка слово является ассоциацией с объектом или предметом, который малыш знал ранее. Пример: слово «собака» в сознании малыша обозначает конкретную собаку, с которой он встречался до этого. В более старшем возрасте дети бывают уже способны к обобщению.

Крайне важно участие родителей в развитии всех форм мыслительной деятельности в раннем возрасте. Для формирования наглядно-действенного мышления не потребуется много усилий и времени, достаточно регулярно проводить с малышом некоторые игры:

  • До годовалого возраста научите малыша пользоваться веревками, чтобы достать интересующий его предмет. Пример использования: к игрушке привяжите веревку и расположите ее так, чтобы достать игрушку, ребенку нужно было потянуть за веревочку. Игрушки периодически меняйте, чтобы у малыша сохранялся интерес.
  • Когда ребенок начинает вставать, для него характерно выбрасывать игрушки и наблюдать, как они падают. Привяжите игрушки к бортику кроватки, чтобы малыш мог потянув за веревку, достать игрушку.
  • Когда малыш начинает сидеть, попробуйте проводить с ним такие игры: положите в поле его зрения интересный предмет, например, шарик или кубик, привяжите к нему ленту и дайте один конец в руки малыша.

Аналогичные игры родители могут придумать и сами, главное, придерживаться цели научить детей использовать любой предмет для получения результата.

Значение во взрослом возрасте

Было бы неверным считать, что наглядно-действенный вид мышления преобразуясь впоследствии в образный и в словесно-логический, теряет свою актуальность для сформировавшегося человека. На самом деле, мы регулярно пользуемся этой формой мозговой деятельности, однако не замечаем этого. Примеры использования действенного вида мозговой активности человека имеют в быту широкий спектр: это и необходимость разобраться с принципами работы новой техники, переставить мебель, а также все те действия, при которых мы не имеем возможности предугадать результат. Также, наглядно-действенное мышление в особенности характерно для людей, чья деятельность имеет несколько форм: ремонтные работы, инженерно-механическая деятельность и другие виды работ, связанные с деятельностью практического характера.

И в заключение

В психологии процесс мышления – это вид психической деятельности, в результате которой формируется новое знание или продукт посредством творчества и практического изменения окружающего мира.

В психологии выделяют три этапа формирования мыслительной деятельности, посредством которых решаются основные возрастные задачи, такие как: выполнение практических действий, создание в воображении плана достижения результата и становление понятийного аппарата — это действенное, образное и понятийное виды мышления.

В начальный период обучения (младший и средний школьный возраст) большое значение имеет степень сформированности образного мыслительного процесса – ведь именно он отвечает за создание в голове способов решения задач и плана действий. Однако этот вид мышления не формируется самостоятельно – его основой является активная предметная деятельность, которая реализуется в конструировании, рисовании, сборе-разборе разнообразных предметов и т.п. в младенческом и раннем дошкольном возрасте. В связи с этим, задача родителей проводить со своими детьми различные игры, направленные на развитие наглядно-действенного и впоследствии образного форм мышления. 

Автор: Варнакова Анастасия Анатольевна, психолог

Оцените эту статью:

Всего голосов: 118

4 118

Читайте также

mozgius.ru

Наглядно-действенное, Наглядно-образное, Словесно-логическое, Теоретическое и Практическое, Творческое, Пралогическое

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Выделяют следующие виды Мышление: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Различают также Мышление теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное. Рассмотрим некоторые из этих видов мышления

Наглядно-действенное мышление

Мышление наглядно-действенное — один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы Мышление н.-д., наблюдаемые у высших животных, изучались И.П. Павловым, В. Келером, Н.Н. Ладыгиной-Котс и другими учеными. У ребенка Мышление н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека Мышление н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.

Наглядно-образное мышление

Мышление наглядно-образное — один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью Мышления н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью Мышления н.-о. является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве Мышление н.-о. практически неразличимо с воображением. Мышление н.-о. — один иэ этапов онтогенетического развития мышления.

Словесно-логическое мышление

Мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление с.-л. функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышление с.-л. формируются и функционируют различные виды обобщений.

Теоретическое мышление

Мышление теоретическое — вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. Мышление т. основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. Мышление т. отличается от эмпирического мышления, основанного на обобщении чувственно воспринимаемых наглядно данных свойств и отношений. Мышление т. характерно для научной деятельности.

Практическое мышление

Мышление практическое — один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. Мышление п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое.

Творческое мышление

Мышление творческое — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Мышление т. отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Пралогическое мышление

Мышление пралогическое — ранний этап развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме (понятие введено Л. Леви-Брюлем). Явления соотносятся по признаку причина — следствие и тогда, когда они просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит в Мышлении п. основой для объяснения большинства событий, происходящих в окружающем мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром. При Мышлении п. природные и социальные ситуации осознаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил. Порождением Мышлегием п. является магия как общераспространенная в первобытном обществе попытка влиять на окружающий мир, исходя из сопричастности явлений.

Л. Леви-Брюль не связывал Мышление п. исключительно с ранними этапами формирования общества: он допускал, что элементы Мышлегия п. проявляются и поныне в обыденном сознании (бытовые суеверия, ревность, страх возникают на основе партиципации, а не строго логического мышления). Современные исследователи полагают, что Леви-Брюль преувеличивал значение дологического мышления. В то же время патопсихологи находят элементы Мышления п. у психически больных. Архаизация психики при ее расстройствах представляет особый интерес как для психологии религии, так и для исторической психологии вообще.

hr-portal.ru

Наглядно образное мышление это в психологии

Posted On 07.11.2017

наглядно-образное и словесно-логическое мышление

1. Наглядно-действенное мышление– это особый вид мышления, процесс которого сводится к реальным, практическим действиям человека с материальными предметами в наглядно воспринимаемой ситуации.

В этом виде мышления внутренние, умственные действия практически минимальны или полностью отсутствуют.

А задача решается за счет практических манипуляций с предметами.

Это простейший вид мышления, свойственный многим животным, и доминирующий у первобытных людей.

Его можно заметить у детей раннего возраста, начиная с 6-8 месяца жизни.

Пример:

— доставание удаленных предметов путем преодоления физических препятствий на пути к ним

— если ребенок хочет взять игрушку, но не может достать ее рукой, то он может воспользоваться палкой

— если предмет находится высоко мы берем стул

2. Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса при котором задачи человеком решаются путем внутренних, психологических действий и преобразований образов этих предметов.

Осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может.

Например:

когда мы хотим переставить мебель в комнате, мы не будем ее двигать, что бы увидеть конечный результат, а мысленно представим конечную картину

Когда мы мыслимнаглядно-образно, мы привязаны кдействительности, а необходимые образы представлены вкратковременной и оперативной памяти.

Данная форма мышления проявляется у детей в возрасте 3-4 года и является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Словесно-логическое мышление – это высший по уровню развития вид мышления человека, возникающий лишь в конце дошкольного возраста и совершенствующийся на протяжении всей жизни не только у отдельного человека, но и всего человечества.

Данный вид мышления характеризуется:

1.Мышление имеет дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами и явлениями и их образами.

2.Этот вид мышления протекает полностью вовнутреннем, умственном плане.

3.Для него не является обязательной опора нанаглядно воспринимаемую ситуацию, а наоборот человек должен отвлечься от восприятия реальной ситуации.

4.Такое мышление осуществляется по определенным законам, строгое соблюдение которых приводит к правильным решениям. (в качестве таких законов выступают правила логики мышления)

Длительное время словесно-логическое мышление было единственным видом мышления, существование которого признавалось у человека.

И только после изучения интеллекта животных и маленьких детей, стали выделять другие, менее развитые виды мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное.

Дата добавления: 2015-10-22; просмотров: 7437; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:

Виды мышления и их характеристика

В психологии различают несколько видов мышления, которые возникают в определенных ситуациях и их характеристика различна. Они зависят от разнообразия механизмов и способов мыслительных задач.

Виды мышления и их характеристика

  1. Наглядно-действенное. Применяется для решения задач благодаря использованию реалистичного преобразования ситуаций и выполнения конкретных действий. Люди с таким мышлением уже с детства обладают возможностью полноценно анализировать события.
  2. Наглядно-образное. Это мышление основывается на возможности превращать определенные ситуации в разнообразные образы. В основном, таким видом мышления пользуются люди, которые занимаются искусством.
  3. Абстрактное или словесно-логическое. Осуществляется за счет акцента на конкретных понятиях, без участия эмпирических данных.
  4. Теоретическое. Основано на понимании законов и правил. Характеристика этого вида мышления отражается в связи между объектами на уровне закономерностей и тенденций.
  5. Практическое. Основан этот вид на физическом переходе реальности. Данное мышление проявляется в момент экстремальных ситуаций, и нет возможности и условий для его проверки.
  6. Аналитическое.

    Наглядно- действенное,

    Мышление, которое развернуто во времени.

  7. Интуитивное. Этот вид мышления представлен в сознании.
  8. Реалистическое. Основывается этот вид на окружающий мир и регулируется конкретными законами логики.
  9. Аутистическое. Позволяет реализовывать свои желания и намерения.
  10. Эгоцентрическое. Его основным признаком является отсутствие возможности сравнивать себя с другими.
  11. Продуктивное. Мышление, которое дает возможность узнать новую информацию и получать знания.
  12. Репродуктивное. Дает возможность решать задачи, уже известными и популярными способами.
  13. Творческое. Соединяет в себе особенности психики, которые обеспечиваются продуктивными преобразованиями. Такой вид мышления есть при рождении у каждого человека и его характеристика очень разнообразна.

Главная страница / Инструкция по работе / Высшие познавательные функции / Словесно-логическое мышление

Словесно-логическое мышление

Мышление является высшей ступенью человеческого познания, процессом отражения внешнего мира. Оно основано на двух различных психофизиологических механизмах: образования и пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключении.

Наглядно-действенное мышление – первый вид мыслительной деятельности человека

Мышление дает знание об объектах, свойствах и отношениях окружающего мира.

Человеческое мышление — это речевое мышление. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом.

Формирование человеческого мышления в процессе развития возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.

В зависимости от того, какие средства используются для решения задач, принято выделять наглядное и словесно-логическое (вербальное мышление). Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другим — оперировать словами, т.е. отвлеченными знаковыми структурами.

Словесно-логическое (вербальное) мышление – одно  из видов мышления, использующее понятия и логические конструкции. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний из этапов исторического и онтогенетического развития мышления.  В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений. Словесно-логическое мышление полностью протекает во внутреннем, умственном плане.

Словесно-логическое мышление действует на базе языковых средств и представляет собой наиболее высокий этап развития мышления. Благодаря вербальному мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, обобщать различный наглядный материал.

Словесно-логическое мышление формируется постепенно. В ходе обучения происходит овладение приёмами мыслительной деятельности, приобретается способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. В процессе решения учебных задач формируются такие операции словесно-логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.

Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части и выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений.

Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое.

Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот.

Сравнение — это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении пред­метов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и, таким образом, в выявлении общности или различия между ними.

Обобщение — это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах в результате их анализа выделяется нечто общее.

Классификация – это мыслительная операция, заключающаяся в группировке объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, классификация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

Необходимость развития мышления у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь обусловлена тем, что дети готовится к поступлению в школу. Уже с первого класса они начнут изучать сложную для них школьную программу, в которую включены начальные элементы логики, и детям с неразвитым вербальным мышлением сложно будет усвоить новые знания.

Недоразвитие словесно-логического мышления приводит  к трудностям анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивать предметы, ситуации, явления. Нарушение данного вида мышления  препятствует формированию у детей общей способности к усвоению знаний, приводит к неумению правильно и точно выразить свою мысль, полно и последовательно раскрыть ее содержание, мешает становлению полноценных коммуникативных связей с окружающими, полноценному развитию ребенка.

МЫШЛЕНИЕ — направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению новых ментальных репрезентаций.

Рассмотрим основные виды мышления.

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей.

Виды мышления.

Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуационные обобщения.

Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта».

Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

По С.Л.Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия.

Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.

Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы.

Первый признак мыслящего человека – умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.

В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения.

Применение правила включает две мыслительные операции:

  • определить, какое именно правило привлечь для решения;
  • применение общего правила к частным условиям задачи.

Автоматизированные схемы действия можно считать навыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например при решении математических задач.

Вопрос

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми о» раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность.

Воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого.

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.

В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе Целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отреферированной поисковой доминанты, второе – в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т.д.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 242 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников

В психологии существует несколько классификаций видов мышления. Наиболее распространенной является выделение видов мышления по различным основаниям.

1. По форме – предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое (отвлеченное, логическое, судящее по Майеру).

2. По характеру решаемых задач – теоретическое (теоретическое понятийное, теоретическое образное) и практическое.

3. По степени развернутости – дискурсивное, интуитивное.

4. По степени новизны и оригинальности – репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое).

1. Эти виды мышления можно рассматривать как (предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое) – три этапа развития мышления в онтогенезе. А также в зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются еще и на основании особенностей задач — практических и теоретических.

Предметно-действенное – мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Практически-действенное мышление является и исторически и онтогенетически наиболее ранним видом мышления человека. Именно с этого вида начиналось развитие мышления у человека в процессе зарождения его трудовой деятельности, когда умственная деятельность не выделилась еще из предметно-практической деятельности. С этого вида начинается развитие мышления и в онтогенезе. Первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметом. Однако ошибочно думать, что этот вид мышления является примитивной формой мышления. Возникнув на заре человечества и появляясь у каждого человека в первые годы его жизни, оно сохраняется и развивается на протяжении всей истории человечества, на всех возрастных ступенях каждого человека. Этот вид мышления незаменим, когда целесообразным оказывается решение мыслительной задачи непосредственно в процессе практической деятельности.

Наглядно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Этот вид мышления проявляется тогда, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов, явлений, событий.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление характеризуется тем, что задача здесь решается в словесной (вербальной) форме. Используя словесную форму, человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями, которые не имеют образного выражения: цена, стоимость и т.д.

Вывод: Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.
Если мышление рассматривать в процессе развития его у детей, то можно обнаружить, что раньше всего возникает мышление конкретно-действенное, потом конкретно-образное и, наконец, абстрактно-логическое. Но особенности каждого из указанных видов мышления у детей несколько иные, связь их проще.

2. Практическое мышление – постановка целей, выработка плана, осуществляемая при дефиците времени. Главное отличие между теоретическим и практическим мышлением – они по-разному связаны с практикой.

Наглядно-действенное мышление: родом из детства

Работа практического мышления на разрешение частных, конкретных задач, работа теоретического мышления направлена на нахождение общих закономерностей. Практическое мышление вплетено непосредственно в практику, подвергается постоянной проверкой практикой, а теоретическое подвергается проверкой практикой в конечном результате.

Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсужда­ет и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое поня­тийное мышление характерно для научных теоретических иссле­дований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или твор­чески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы чело­век в результате манипулирования ими смог непосредственно усмот­реть решение интересующей его задачи.

3. Дискурсивное – поэтапное развертывание мыслительного процесса. Интуитивное – минимальная осознанность, быстрота протекания мыслительного процесса, непоэтапное развертывание.

4. Репродуктивное – применение уже готовых знания, умений. Творческое – направленно на создание новых идей или усовершенствование какой-либо старой задачи.

Вывод: все виды мышления взаимообусловлены, переходят друг в друга, зависят друг от друга, в одном виде мышления могут встречаться элементы других видов мышления.

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 718 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

owenural.ru

Развитие мышления младших школьников средствами геометрии

В системе развивающего обучения, в котором я работаю, значительное место в программе И. Аргинской занимает геометрический материал. Но на уроках математики недостаточно времени для отработки умений и навыков геометрического характера, поэтому я провожу дополнительный урок “Наглядная геометрия”. Главная задача этих уроков — развитие мышления младших школьников.

При планировании работы с учащимися, построении структуры урока учитываю психолого-возрастные особенности каждого ученика, акцентирую внимание на заданиях развивающего характера. В работе использую проблемный и частично-поисковый методы, информационные, игровые технологии. На уроках создаю условия для творческого обучения, атмосферу живого общения, положительного эмоционально-психологического климата.

Интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. Ребенок, особенно 7-8 летнего возраста, обычно мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений, поэтому в младшем школьном возрасте продолжает развиваться наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, что предполагает активное включение в обучение моделей разного типа (предметные модели, схемы, таблицы, графики и т.п.) Наглядно-образное мышление очень ярко проявляется при понимании, например, сложных картин, ситуаций. Для понимания таких сложных ситуаций требуется сложная ориентировочная деятельность. Понять сложную картину — это значит понять ее внутренний смысл. Понимание смысла требует сложной аналитико-синтетической работы, выделения деталей сопоставления их друг с другом. В наглядно-образном мышлении участвует и речь, которая помогает назвать признак, сопоставить признаки. Только на основе развития наглядно- действенного и наглядно-образного мышления начинает формироваться в этом возрасте словесно-логическое мышление.

Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует указание учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению. Учителя знают, что мышление у детей одного и того же возраста достаточно разное. Одни дети легче решают задачи практического характера, когда требуется использовать приемы наглядно-действенного мышления. Например, задачи, связанные с конструированием и изготовлением изделий на уроках труда. Другим легче даются задания, связанные с необходимостью воображать и представлять какие-либо события или какие-нибудь состояния предметов или явлений. И такие учащиеся, которым все это делать легко. Наличие такого разнообразия в развитии разных видов мышления у разных детей в значительной мере затрудняет и осложняет работу учителя. Поэтому для умственного развития младшего школьника нужно использовать три вида мышления. При этом с помощью каждого из них у ребенка лучше формируются те или иные качества ума.

Наглядно-действенное мышление

Так решение задач с помощью наглядно-действенного мышления позволяет развить у учеников навыки управления своими действиями, осуществление целенаправленных, а не случайных и хаотичных попыток в решении задач. Такая особенность этого вида мышления следствие того, что с его помощью решаются задачи, в которых предметы можно брать в руки, чтобы изменить их состояния и свойства, а так же расположить в пространстве. Поскольку, работая с предметами, ребенку легче наблюдать за своими действиями по их изменению, то в этом случае и легче управлять действиями, прекращать практические попытки, если их результат не соответствует требованиям задачи, или наоборот заставлять себя довести попытку до конца, до получения определенного результата, а не бросить ее выполнение, не узнав результата. С помощью наглядно-действенного мышления удобнее развивать у детей такое важное качество ума, как способность при решении задач действовать целенаправленно, сознательно управлять и контролировать своими действиями.

Пример 1

Введение понятия ломаная линия.

Каждый ребёнок имеет кусок проволоки и по мере чтения учителем стихотворения выполняет соответствующие действия.

Кусок проволоки возьми
И его ты перегни
Хочешь раз, а хочешь два,
Хочешь три, четыре.
Что же получилось?
Что же появилось?
Не прямая, не кривая!
Ломаная линия.

Анализируя полученную ломаную линию, дети делают вывод о её свойствах

Пример 2

Как построить ромб?

Каждому ученику выдаётся модель ромба. Исследуем фигуру с помощью измерений, делаем вывод о его свойствах, составляем алгоритм построения ромба.

1. Провести перпендикулярные прямые.

2. По горизонтали отмерить отрезки одной длины, по вертикали другой.

3. Соединить точки.

4. Проверить путём измерения свойства ромба.

Пример 3

Игра “Геоконт”

Игра “Геоконт” — созданная В. Воскобовичем получила широкое применение на моих занятиях. Она представляет собой игровое поле размером 20 х 20 см со штырьками. Поле разделено на 8 равных секторов. Фигуры строятся с помощью цветных резинок. Используя эту игру, дети получают геометрические представления (точка, луч, отрезок, треугольник многоугольник и т. д.). С помощью разноцветных резинок они самостоятельно моделируют полученные представления, что способствует живому, яркому восприятию их. В игре развиваются конструктивные умения, происходит тренировка тонких движения пальцев, что, по мнению физиологов, является мощным физиологическим средством, стимулирующим развитие речи и интеллекта ребёнка. Игра развивает умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Наглядно-образное мышление

Своеобразие наглядно-образного мышления заключается в том, что, решая задачи с его помощью, ребенок не имеет возможности реально изменять образы и представления, а только по воображению. Это позволяет разрабатывать разные планы для достижения цели, мысленно согласовывать эти планы, чтобы найти наилучший. Поскольку при решении задач с помощью наглядно-образного мышления, ребенку приходится оперировать лишь образами предметов (т.е. оперировать предметами лишь в мысленном плане), то в этом случае труднее управлять своими действиями, контролировать их и осознавать, чем в том случае, когда имеется возможность оперировать самими предметами. Поэтому главная цель развития у детей наглядно-образного мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать умение рассматривать разные пути, разные планы, разные варианты достижения цели, разные способы решения задач. Это следует из того, что, оперируя предметами в мыслительном плане, представляя возможные варианты их изменений можно найти быстрее нужное решение, чем, выполняя каждый вариант, который возможен. Тем более, что не всегда имеются условия для многократных изменений в реальной ситуации.

Пример 1.

Построить на геоконте разные виды треугольников.

Построение какого-либо объекта из геометрических фигур (ракета, дом, звезда и т. д.)

Пример 2.

Сколько треугольников на чертеже?

Пример 3.

Дорисуй.

Пример 4.

Аппликация или мазаика из геометрических фигур.

Пример 5.

Найди закономерность и нарисуй фигуру.

Пример 6.

Моделирование фигур из паттерна.

В третьем классе, когда дети умеют читать язык оригами и знают исходные формы, возможны элементы творческой и исследовательской работы.

Если мы от готовой фигурки вернёмся к исходному квадрату, то получим некоторую сетку – разбиение квадрата линиями сгибов. Эта сетка в оригами имеет специальное название – паттерн. Анализ паттерна и работа с ним приводит к интересным результатам в геометрии и алгебре.

Можно к любому из этапов работы задать вопрос: “А что будет, если…?”, ответом, на который может быть новая и совсем непохожая на предыдущую фигуру модель. Первые вопросы и изменения подсказывает учитель, а потом ученики сами активно включаются в предложенную игру. И на этом этапе появляется много авторских изобретений даже у учащихся начальной школы.

Словесно-логическое мышление.

Своеобразие словесно-логического мышления, по сравнению наглядно-действенным и наглядно-образным, состоит в том, что это отвлеченное мышление, в ходе которого ребенок действует не с вещами и их образами, а с понятиями о них, оформленных в словах или знаках. При этом ребенок действует по определенным правилам, отвлекаясь от наглядных особенностей вещей и их образов. Поэтому главная цель работы по развитию у детей словесно-логического мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать умение рассуждать, делать выводы и находить причинно-следственные связи.

Пример 1.

Вывод формулы периметра геометрической фигуры.

Даётся понятие о периметре, имеют понятие, что такое формула. На основе знания свойств фигур, дети выводят формулы периметра прямоугольника, квадрата, равностороннего треугольника.

Рпрям. = (а + в) x 2

Ркв. = а x 4

Ррав. тр. = а x 3

Пример 2.

Найди площадь сложной фигуры.

Пример 3.

Построй треугольник по данным и дай ему характеристику.

Стороны треугольника равны: 8см, 5 см , 5см.

Итак, существует три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Уровни мышления у детей одного и того же возраста достаточно разные. Поэтому задача педагогов, психологов состоит в дифференцированном подходе к развитию мышления у младших школьников.

urok.1sept.ru

Виды мышления и их характеристика: таблица. Общая характеристика мышления

Принимая информацию из окружающего мира, именно с участием мышления мы можем ее осознавать и преобразовывать. В этом нам помогают виды мышления и их характеристика. Таблица с этими данными представлена ниже.

Что представляет собой мышление

Это высший процесс познания окружающей действительности, субъективное восприятие объективной реальности. Уникальность его состоит в восприятии внешней информации и преобразовании ее в сознании. Мышление помогает человеку получать новые знания, опыт, творчески преобразовывать представления, которые уже сформировались. Оно помогает расширить границы познания, способствуя изменению имеющихся условий для решения поставленных задач.

Этот процесс является двигателем развития человека. В психологии нет отдельно действующего процесса — мышления. Оно обязательно будет присутствовать во всех остальных познавательных действиях человека. Поэтому, чтобы несколько структурировать такое преобразование действительности, в психологии были выделены виды мышления и их характеристика. Таблица с этими данными помогает лучше усвоить информацию о деятельности этого процесса в нашей психике.

Особенности этого процесса

У этого процесса есть свои особенности, которые отличают его от других психических функций человека.
  1. Опосредованность. Это значит, что человек может косвенно узнать предмет через свойства другого. Здесь также задействованы виды мышления и их характеристика. Кратко описывая это свойство, можно сказать, что познание происходит через свойства другого предмета: какие-то приобретенные знания мы можем переносить на подобный неизвестный предмет.
  2. Обобщенность. Соединение в общее нескольких свойств предмета. Умение обобщать помогает человеку познавать новое в окружающей действительности.

Эти два свойства и процессы этой когнитивной функции человека вмещает в себя общая характеристика мышления. Характеристика видов мышления — отдельная область общей психологии. Так как виды мышления свойственны разным возрастным категориям и формируются по своим правилам.

Виды мышления и их характеристика, таблица

Человек лучше воспринимает структурированную информацию, поэтому некоторые сведения о разновидностях когнитивного процесса познания реальности и их описание представлены будут систематизированно.

Лучше всего поможет понять, что представляют собой виды мышления и их характеристика, таблица.

Виды мышленияОпределение
Наглядно-действенноеОсновывается на непосредственном восприятии окружающих предметов при каких-либо действиях с ними.
Наглядно-образноеОпирается на образы и представления. Человек представляет ситуацию и с помощью такого мышления преобразует ее, формируя непривычные сочетания предметов.
Словесно-логическоеОсуществляются логические операции с понятиями.
ЭмпирическоеХарактеризуется первичными обобщениями, выводами на основе полученного опыта, то есть уже имеющихся теоретических знаний.
ПрактическоеПереход от абстрактного мышления к практике. Физическое преобразование реальности.

Наглядно-действенное мышление, описание

В психологии много внимания уделяется изучению мышления, как основного процесса познания действительности. Ведь этот процесс у каждого человека развивается по-разному, работает индивидуально, иногда не соответствуют возрастным нормам виды мышления и их характеристика.

У дошкольников на первое место выходит наглядно-действенное мышление. Оно начинает свое развитие еще с младенчества. Описание по возрастам представлено в таблице.

Возрастной период

Характеристика мышления

Примеры

МладенчествоВо второй половине периода (от 6 месяцев) развивается восприятие и действие, которые составляют основу развития этого вида мышления. В конце младенчества ребенок может решать элементарные задачи на основе манипуляции с предметами методом проб и ошибок.Взрослый прячет игрушку в правой руке. Малыш сначала открывает левую, после неудачи тянется к правой. Найдя игрушку, радуется полученному опыту. Он познает мир наглядно-действенным способом.
Ранний возрастМанипулируя вещами, ребенок быстро познает важные связи между ними. Этот возрастной период — яркое представление формирования и развитие наглядно-действенного мышления. Малыш выполняет внешние ориентировочные действия, чем активно познает мир.Набирая полное ведерко воды, ребенок заметил, что до песочницы он доходит с почти пустым ведром. Затем, производя манипуляции с ведерком, он случайно закрывает дырку, и вода остается на прежнем уровне. Недоумевая, малыш экспериментирует, пока не поймет, что для сохранения уровня воды необходимо закрыть дырочку.
Дошкольный возрастВ этот период этот вид мышления постепенно переходит в следующий, а уже в конце возрастного этапа ребенок овладевает словесным мышлением.Сначала, чтобы измерить длину, дошкольник берет бумажную полосочку, применяя ее ко всему, что интересно. Затем это действие преобразуется в образах и понятиях.

Наглядно-образное мышление

Виды мышления в психологии и их характеристика занимают важное место, так как от их развития зависит возрастное формирование остальных когнитивных процессов. С каждым возрастным этапом все больше психических функций задействовано в развитии процесса познания действительности. В наглядно-образном мышлении воображение и восприятие играют практически ключевую роль.
ХарактеристикаКомбинацииТрансформации
Этот вид мышления представлен определенными операциями с образами. Даже если мы чего-то не видим, можно это воссоздать в уме за счет этого вида мышления. Ребенок начинает так мыслить в середине дошкольного возраста (4-6 лет). Взрослый также активно пользуется этим видом.Новый образ мы можем получать через комбинации предметов в уме: женщина, выбирая себе одежду на выход, в уме представляет, как она будет выглядеть в определенной кофточке и юбке или платье и шарфике. Это действие наглядно-образного мышления.Также новый образ получается с помощью трансформаций: рассматривая клумбу с одним растением, можно представить себе, как она будет выглядеть с декоративным камнем или множеством разных растений.

Словесно-логическое мышление

Осуществляется с помощью логических манипуляций с понятиями. Такие операции призваны к нахождению чего-либо общего между разными предметами и явлениями в обществе и окружающей нас среде. Здесь образы занимают второстепенное место. У детей задатки этого вида мышления приходятся на конец дошкольного периода. Но основное развитие этого вида мышления начинается в младшем школьном возрасте.
ВозрастХарактеристика
Младший школьный возраст

Ребенок, поступая в школу, уже учится оперировать элементарными понятиями. Основной базой для оперирования ими являются:

  • житейские понятия — элементарные представления о предметах и явлениях на основе собственного опыта вне стен школы;
  • научные понятия — высший осознанный и произвольный понятийный уровень.

На этом этапе происходит интеллектуализация психических процессов.

Подростковый возрастВ этот период мышление приобретает качественно другой окрас — рефлексию. Теоретические понятия уже оцениваются подростком. Кроме того, такой ребенок может отвлечься от наглядного материала, рассуждая логически в словесном плане. Появляются гипотезы.
Юношеский возрастМышление на основе абстрагирования, понятий и логики становится системным, создавая внутреннюю субъективную модель мира. На этом возрастном этапе словестно-логическое мышление становится основой мировоззрения молодого человека.

Эмпирическое мышление

Характеристика основных видов мышления включает в себя не только три вида, описанные выше. Еще этот процесс разделяется на эмпирическое или теоретическое и практическое.

Теоретическое мышление представляет познание правил, различных знаков, теоретической базы основных понятий. Здесь можно строить гипотезы, но проверять их уже в плоскости практики.

Практическое мышление

Практическое мышление подразумевает преобразование реальности, подстройку ее под свои цели и планы. Оно ограничено по времени, нет возможности для изучения многих вариантов проверки различных гипотез. Поэтому для человека оно открывает новые возможности познания мира.

Виды мышления и их характеристика в зависимости от решаемых задач и свойств этого процесса

Также разделяют виды мышления в зависимости от задач и субъектов осуществления задач. Процесс познания реальности бывает:

  • интуитивным;
  • аналитическим;
  • реалистическим;
  • аутистическим;
  • эгоцентрическим;
  • продуктивным и репродуктивным.

Все эти виды в большей или меньшей степени есть у каждого человека.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *