Что такое психологическая зрелость – 17 .

Что такое психологическая зрелость?

Сегодня много говорят о психологическом росте и его результате — психологической зрелости. Однако ещё ни один психолог не смог мне внятно объяснить, что же это такое. Я попробовал сам найти ответ на этот важный вопрос.

Психологическая зрелость — это такое состояние личности, которое способствует процветанию в жизни, раскрытию всех талантов человека, его способностей, конструктивному общению с другими людьми, адекватному восприятию реальности, удовлетворению важных потребностей человека социально приемлемым образом.

Зрелость способствует благополучию в семье, отличной карьере и профессиональному росту, взаимопониманию при общении с людьми. С точки зрения энергетики, зрелый человек таким образом распоряжается своей психической и биологической энергией, что практически вся она идёт на конструктивные нужды: творчество, любовь, развитие, образование, рост уровня жизни.

Психологическая зрелость — это качество психологически зрелой личности. Что же такое

психологически зрелая личность? Каковы её признаки? Назову некоторые их них. При этом я не претендую на их равнозначность. То, что важно и желанно для одного, для другого уже давно пройденный этап. Этот перечень скорее эталонный. Понимаю, что трудно представить себе все эти качества в одном человеке. Тем не менее, считаю, что развитие в себе всего лишь нескольких из этих качеств уже существенно повышает качество жизни.

Психологически зрелая личность:

Берёт на себя всю ответственность за свою жизнь, за свои успехи и поражения, за качество своей жизни (хотя здесь надо учитывать следующее: если вас не понимают, то вполне возможно, что глупец вовсе не вы).

Заботится о своём личностном росте: развивает свои способности, избавляется от предрассудков, меняет привычки, расширяет связи, повышает свой профессионализм, заботится о росте самоуважения.

Никогда и ни у кого не спрашивает, что правильно, а что нет. Решает это сама, исходя из своих желаний, целей.

Доверяет себе. Доверяет своим чувствам, потребностям, разуму. Знает, что если возникло желание что-то делать — это не случайно.

Не заводит себе незыблемых правил.

Естественна. Естественно проявляет свои чувства и эмоции. Если хочет плакать — плачет. Если злится — не скрывает этого.

Заботится о своём физическом здоровье.

Способна думать не только о своих потребностях, но и о потребностях других.

Скорее всего, религиозна. Но не ортодокс. Просто вера действительно делает человека многократно сильнее и чище. Например, это проявляется в отношении к смерти. По сути, вера позволяет решить для себя один из самых мучительных вопросов — вопрос о смерти.

Не стремится изменить (воспитать) других людей, а меняется сама в лучшую сторону. Личный пример — лучший воспитатель.

Занимается интересной творческой деятельностью, приносящей радость. Поэтому достигает больших высот в своей профессии.

Знает, чего хочет от жизни. Умеет ставить цели, планировать и достигать их. Доводит начатое дело до конца.

Принимает во внимание свои самые тайные желания. Ищет возможность реализовать их приемлемым образом.

Не страдает от излишней скромности.

Не имеет времени на такие низкие вещи, как мелкая мстительность, злопамятность, обидчивость.

Умеет сказать «нет».

Не боится одиночества, а рассматривает его как возможность развивать свои способности.

Умеет быть благодарной.

Умеет любить и принимать любовь.

Верит в себя. Верит в свои способности, в своё умение принимать правильное решение, в свою способность правильно расставить приоритеты, в своё обаяние, в свою независимость. Одним словом, доверяет жизни, доверяет людям, доверяет себе.

Активно действует в своих интересах, не боясь испортить отношения с другими.

Стремится расширить и углубить свои познания.

Умеет строить доброжелательные отношения с людьми.

Не ставит перед собой нереальных целей (подчинить себе кого-то, всем нравиться, быть безупречным, быть всегда правым).

Умеет разделять деловые и личные отношения.

Умеет управлять своими чувствами и эмоциями. Имеет развитый эмоциональный диапазон. Обладает актёрскими навыками. Когда это нужно, может быть страшной, обаятельной и т.д.

Мыслит позитивно. В любой трудности старается увидеть и положительные стороны.

Умеет грамотно распорядиться своим временем. Не теряет его напрасно. Ей не бывает скучно.

Находит опору в самой себе, когда трудно.

Умеет прощать.

Честно признаётся себе в своих слабых и сильных сторонах. То, что в одной ситуации является слабостью, в другой может оказаться серьёзной силой.

Умеет расставлять приоритеты в делах и отношениях.

Способна к длительной концентрации внимания.

Держится подальше от нытиков, пессимистов и завистников. Не принимает их «дружеских советов».

Владеет речью, может передать свои мысли простым и понятным языком. Ясно говорит, следовательно, ясно мыслит.

Имеет свою «изюминку», индивидуальность. Дела ведёт не так, как другие, и не стесняется этого. Может иметь свои ритуалы или другие, странные, на посторонний взгляд, нестандартные способы действовать. Вероятен эксцентричный образ жизни.

Для зрелой личности скорее характерно сожаление, что жизнь так коротка и что так мало можно успеть, нежели скука и незнание, как убить время.

Знает, что всему своё время. Всё — любые перемены, любые процессы — требуют времени. И чем они значительнее, тем больше времени они требуют для своей реализации. Если что-то серьёзное происходит на глазах у всех, значит, оно давно назревало.

Умеет держать удар. Это значит, не сдаётся, когда трудно на пути к поставленным целям. Устойчива к критике, если она несправедлива, и принимает критику, если она справедлива.

Ценит общение. Ведь это возможность обогатиться идеями, чувствами и мыслями. Это возможность расширить свой опыт, поделиться своим.

Если не может решить проблему, то переводит её в вопрос. Активно ищет ответы на свои вопросы. И всегда находит.

Обладает чувством юмора. То есть, способна видеть и понимать смешное, а иногда и посмеяться в трудной ситуации. Может относиться с юмором и к себе.

Финансово независима. Способна организовать своё финансовое благополучие. В то же время не связывает ценность своей личности с размером счёта в банке. Это весьма шаткая опора для чувства собственного достоинства.

Обладает проницательностью. Способна видеть истинную подоплёку происходящего. Благодаря этому видит автоматизм действий других (действия по привычке даже там, где следует подумать).

Не пользуется возможностью унизить другого, даже если она есть. Унизить другого — это унизить себя.

Не даёт советов, если её об этом не просят.

Не идеализирует реальность, а принимает её такой, какая она есть.

Способна самостоятельно и быстро принимать решения.

Знает, что мечты — важная часть жизни. Мечты есть движущая сила в труде и творчестве. При этом не забывает, что мечтать мало, надо ещё и активно действовать.

Знает, что если трудно, можно обратиться к психологу. Духовные вопросы решает с духовником. Тело лечит у врача.

Умеет быть ребёнком, взрослым и родителем. Знает когда и кем быть.

Способна встать над ситуацией. Предпочитает не «купаться» в неконструктивных эмоциях.

Имеет привычку получать отдачу от своих усилий. Не позволяет им пропасть даром.

Если имеет детей, то знает, что воспитание и обучение — это разные вещи. Причём, воспитывать труднее, так как надо самому соответствовать собственным требованиям.

Знает, что подарками не приобретают прав.

Знает: чтобы оказать человеку благодеяние, надо оставить его в покое.

Понимает, что иногда приходится драться, воевать, отстаивать свои права. Старается поддерживать в себе несгибаемый воинский дух.

Отличается цельностью жизни. Дела, мысли и слова направлены в одном направлении. Волнуется, когда что-то уже случилось, а не до того.

Не считает, что у неё всегда и всё должно получаться. Однако неудача — не повод для отступления.

Иногда бывает в нерешительности и смятении. Рассматривает это как акты движения и развития души. Понимает, что кризисы — это естественные процессы роста, развития, переоценки.

Расширяет круг своего общения.

Почитает своих предков, понимая, что без этого она сама не достойна уважения.

Знает, что возраст и мудрость — это не одно и то же.

Знает, что нет универсальных методик достижения счастья и богатства. У каждого свой путь, свои обстоятельства, свой багаж. Поэтому в каждом случае надо думать, как при решении физических задач. В физике даже очень похожие внешне задачи могут иметь совершенно разные способы решения.
Как видите, мой перечень довольно длинный. Да, созреть в психологическом смысле — это большая работа над собой. И лучшего способа провести эту работу, чем ежедневные небольшие достижения, я не знаю. Просто берите любой пункт из перечня и практикуйте. Результаты превзойдут все ваши ожидания. Будьте успешны и скорее созревайте!

Помазанов Роман

www.syntone-spb.ru

Психологическая зрелость

Мы достигаем так называемой психологической зрелости, когда оказываемся в состоянии контролировать свои же­лания и чувства.

Мы знаем, что хотя с возрастом человек обычно приобретает больше опыта и лучше разбирается в жизни, но все-таки психика его далеко не всегда разви­вается столь же успешно.

Недаром старая поговорка предупреждает: «Хоть овца и блеет звонко, но похожа на ягненка». Повзрослев физически, мы можем оставаться младенцами в психологическом отношении.

К сожалению, многие из нас одинаково реагируют на свои разочарования и поражения и в 20, и в 30 лет. Правда, достигнув зрелого возраста, мы больше не пла­чем по пустякам, но все равно ведем себя так, словно вот-вот «расклеимся».

Посмотрите на себя: многие из нас, хотя мы уже со­вершенно взрослые и самостоятельные люди, сердятся на замечания и требования своих пожилых родителей точно так же, как в детстве и отрочестве. Еще чаще у людей со­храняется склонность к инфантильным реакциям не толь­ко в общении с родителями, но и с окружающими нас ав­торитетными людьми.

Преподаватели, полицейские, судьи, даже работодатели — все могут заставить нас вновь почувствовать себя детьми. И если они критикуют нас, мы переживаем те же эмоции, что и в детстве, когда получали подзатыльники. Некоторые из нас, сталкиваясь с этими людьми, по-прежнему испытывают нечто похожее на страх.

Не только страх, но и все другие психические реак­ции, возникшие в детстве, могут сохраняться неизменны­ми во взрослой жизни. Одни, например, по-прежнему жаждут похвал от окружающих, другие остаются кап­ризными, лишенными самостоятельности и чувства реаль­ности, эгоцентричными, как в младенчестве.

Короче, само по себе физиологическое развитие никак не гарантирует тех изменений психики, которые совершенно необходимы человеку, чтобы не остаться «маленьким» в такой исклю­чительно важной сфере нашей жизни, как чувства, жела­ния, эмоции.

Теперь, когда нам ясно все это, мы любой ценой ста­раемся сделать так, чтобы наши дети достигли полной психологической зрелости. Добиться этого непросто, поскольку тут имеется тесная связь со всеми сторонами отношений родителей с детьми. В сущности, любые наши поступки оказывают влияние на их развитие.

Вообще мы сможем помочь психическому развитию наших детей, ес­ли постоянно будем помнить о следующих семи пунктах:

  1. НАША собственная ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ зре­лость — здесь наиважнейший фактор. Если, например, сами мы будем реагировать капризом на каприз ребен­ка, то не покажем ему примера, которому стоит под­ражать.
  2. Неправильный подход к ребенку при формировании определенных жизненных навыков (питание, сон и так далее) неизменно увеличивает трудности развития по многим причинам.
  3. Насколько хватает наших сил, нужно стараться, чтобы ребенок охотно переходил от одной стадии разви­тия к другой, расставаясь с некоторыми привычками, ха­рактерными для предыдущего этапа. Сосание, например, неизбежно в первые 9 месяцев жизни, но, когда малыш начинает пить из чашки, эта привычка должна у него пропасть. Вполне естественно, что с каждым годом дети должны все меньше и меньше падать и ушибаться. Иными словами, мы обязаны стараться не мешать, пусть даже невольно, развитию детей и не забывать, что ребе­нок — это растущий организм. Можно также добавить, что столь же опасно считать его более взрослым, чем он есть на самом деле.
  4. Мы никогда не бываем УДОВЛЕТВОРЕНЫ раз­витием наших детей. Многие из нас — очень мно­гие! — полагают, будто ребята взрослеют только потому, что им объяснили, что они должны делать, а когда дети не оправдывают наши надежды, мы сердимся, раздража­емся и повторяем наш урок с большей строгостью. Но да­же если ребенок после такого урока и проявит большую психическую зрелость, у нас нет никаких оснований считать, что он действительно ЧУВСТВУЕТ себя повзрос­левшим. На самом деле мы можем стимулировать разви­тие наших детей только одобрением и подбадриванием: то есть мы должны меньше требовать от них чего бы то ни было и всеми силами стараться вызвать у них самих желание расти. Приведем пример. Мы хотим, чтобы наш ребенок де­лился своими игрушками с другими своими однолетками. Если мы решительно потребуем от него этого, он, конеч­но, послушается нас, но будет настолько обижен, что наш нажим окажется совершенно бесполезным. Если же, на­против, без всякого принуждения позволить ребенку осознать, какую радость принесет ему его великодушие, спустя некоторое время он сам захочет поделиться с дру­гими своими игрушками.
  5. Ребенок может развиваться психически, только ес­ли у него имеется возможность все лучше и лучше позна­вать самого себя. Ежели он все время находится под строгим наблюдением, исключительно в обществе взрос­лых, это окружение мало в чем поможет ему. Малыш мо­жет казаться развитым не по возрасту, но на самом деле оставаться дитём. Он сможет познать самого себя, только если у него появится немало возможностей проявить себя. Это значит, мы должны во многих случаях позволить нашим детям самим таскать каштаны из огня. Пред­ставьте, например, что Захар, которому 2,5 года, хо­чет забраться на какую-то горку, но вы, считая это опас­ным, не позволяете ему. Поступая так, вы не только пере­даете ему свой собственный страх, но и мешаете почув­ствовать собственные способности и резервы. А если он не осознает их, как можно ожидать, что он проявит бес­страшие в других ситуациях, какие ждут его впереди?
  6. Любить своих детей и в то же время ЛЮБИТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ — это самое лучшее, что мы можем сделать, чтобы стимулировать психическое развитие детей. Любить — значит принимать, одобрять, желать мирного сосуществования. Хотя уверенность детей в себе зависит в основном от нашей любви, они должны понять, что эта любовь не является их исключительной собствен­ностью. Слишком часто мы допускаем ошибки, позволяя ребенку думать, будто вся наша любовь без ограничения принадлежит только ему одному. Если малыш будет по­нимать, что наша любовь к нему — это лишь часть общей любви, какую мы питаем и ко многим другим людям, у него появится значительно больше желания не оставать­ся навсегда ребенком.
  7. Одно из самых главных отличий ПСИХОЛОГИЧЕ­СКИ зрелого человека состоит в способности от чего-то отказаться. Никому не бывает приятно услышать отказ в чем-либо, и все же такое приходится пережить каждому. Жизнь будет гораздо проще, если мы научимся отказываться. Несомненно, это самый трудный урок, какой она дает нам. Поэтому мы не можем рассчитывать, что дети освоят его в одночасье. По многим аспектам мы и сами, уже будучи взрослыми, все еще с трудом преодолеваем этот барьер, и если не плачем, то это вовсе не означает, что нам не больно.

В возрасте между 3,5 и 4 годами дети, как правило, почти все свои разговоры начинают со слова «хочу». Од­на из наших родительских обязанностей — объяснить ребенку, как важно научиться отказываться от чего-либо или откладывать на какой-то срок исполнение желания.

Самое опасное здесь — слишком рано достичь цели. Мы довольно легко отвечаем отказом на многие преувеличенные запросы ребенка. Но важно делать это так, чтобы малыш понял, ПОЧЕМУ мы отказываем, и принял это спокойно и осознанно. Мы должны также са­ми понять, как помочь ему в этом.

Какую степень психологической зрелости мы можем ожидать к 6 годам жизни нашего ребенка? Очевидно, весьма небольшую. Определенное психологическое разви­тие, несомненно, должно у него быть, но мы оказались бы безумцами, если бы думали, будто ребенок может стать за это время вполне зрелым человеком.

Мы можем ожидать, например, что в 6 лет наш ребенок не так часто будет пус­каться в слезы, как в 2 года, и окажется гораздо общитель­нее, чем прежде. Есть немало других моментов, которые нужно учитывать. И все же ребенок в этом возрасте в основном еще недостаточно развит психически. Наша задача состоит в том, чтобы заложить фундамент буду­щего здания, а сделать это мы сумеем только в том случае, если будем более требовательны к себе, чем к ребенку.


www.sdorov.ru

Зрелость личности — социальная и психологическая: в чем разница?

Зрелость личности — социальная и психологическая: в чем разница?

Приветствую, друзья! Долго я не была активна на блоге. Однако весь прошлый год я была активна на своём канале YouTube. Поэтому, если вы хотите быть со мной на связи, рекомендую также подписаться на мой канал YouTube.

Мне уже задавали вопросы, почему я делаю большие паузы между статьями. В том смысле, что если взялась вести блог, НУЖНО продолжать. В этой статье я решила объяснить почему же я всё таки делаю большие паузы.

Первая причина заключается в том, что я уже давно не живу по принципу «нужно», «должен», «обязан», «делай как все», я живу по принципу «откликается Душа или нет». А вторую причину я сейчас опишу.

Когда я начинала своё развитие 8 лет назад, я и представить не могла, куда меня заведет этот Путь, на который я стала. Я тогда ничего не знала о Душе, мне просто было очень плохо, и я пыталась разобраться, почему мне так плохо.

Но с первых шагов этого Пути я поняла, что меня заносит всё глубже и глубже в духовные темы. И чем дальше и глубже я исследую Жизнь, тем больше осознаю, что всё в нашем физическом мире имеет свои корни и причины именно в Духовном мире.

Другими словами, мы НЕ люди, получающие опыт духовного развития, а мы Духовные существа, получающие опыт физической жизни на Земле. То есть, Я – это Душа, а Душа НЕ ограничена 90 годами жизни. Душа – вечное существо.

Поэтому, в данной статье я хочу объяснить разницу между социальной и психологической зрелостью личности. А также объяснить, как это связано с моим не регулярным ведением блога.

Социальная зрелость личности

Итак, если мы рассматриваем человека как тело, которое рождается, живет 90 лет и умирает, тогда мы можем говорить о социальной зрелости личности

tatianasbliss.com

Стать взрослым? Что такое психологическая незрелость | Психология жизни | Здоровье

Рассказывает семейный психолог Мария Кузнецова.

Хорошо, если речь здесь идет о дет­ской непосредственности, умении радоваться мелочам, любознательности, наконец. Всех этих качеств большинству из нас, взрослых, увы, не хватает. Но сейчас речь пойдет о другом – о той специфической «детскости», которую специалисты условились называть психологической незрелостью…

Не муж, но мальчик

С термином «психологическая незрелость» в повседневной жизни мы практически не сталкиваемся. Разве что современные родители будущих школьников знают: ребенок должен быть не только физически, но и психологически готовым к школе, то есть, проще говоря, понимать, что школа – это не веселое развлечение, а серьезная ежедневная работа. Если выясняется, что показатели психологической зрелости оставляют желать лучшего, то есть ребенок к школе не готов – без мамы оставаться в классе отказывается, разгуливает во время уроков, домашних заданий не выполняет, – с ним начинают работать психологи. Они с большим или меньшим успехом, но достигают результата, и ребенок начинает осознавать свою новую социальную роль – школьника.

Но ведь разные случаи в жизни бывают. Вырастает ребенок, получает аттестат о среднем образовании, поступает в институт или устраивается на работу, обзаводится семьей, то есть вроде бы становится взрослым. А приглядеться поближе – одна видимость.

Удивительное дело! Иногда молодой совсем мужчина, просто юноша, оказывается вполне успешным семейным человеком, который обеспечивает материально семью с детишками, обихаживает квартиру, дачу, машину и вовремя выгуливает собаку. А бородатый сорокалетний дяденька с женой развелся, про детей забыл, посуду не моет, работу не ищет и целый день играет в звездные войны.

Или вот еще. Девушке хорошо за тридцать. А она продолжает считать себя маленькой принцессой, вокруг которой все должны прыгать. Она не мать, не жена, не специалист, и дочь – никакая. Да и для сказочной принцессы старовата, но выйти из роли уже не может – привыкла.

А ведь ничего удивительного здесь нет. Просто мы имеем дело с психологической незрелостью.

Лицом к лицу с реальностью

У психологической зрелости много критериев. Психологически зрелого человека можно охарактеризовать как адекватно воспринимающего реальность, не подверженного постоянным немотивированным вспышкам эмоций, не чувствительного до чрезмерности и способного воспринимать критику, достаточно смелого, привыкшего принимать решения и изменять ситуацию. А еще он не отличается беспричинной ревностью, самостоятелен, не требует постоянного внимания и сопереживания, способен прощать и нести ответственность за свои собственные ошибки.

Разумеется, это штрихи к портрету практически идеальной личности. По мнению авторитетного американского психолога Абрахама Маслоу, среди нас, взрослых, таких зрелых людей не более одного процента. И все-таки стоит обратить внимание на соотношение вышеперечисленных достоинств у близких или знакомых нам людей.

Вот, например, взрослая дочь, не так давно вышедшая замуж, готовить не умеет, но на все замечания по поводу своих кулинарных способностей обижается до слез и истерики. Зять старается помочь у плиты, ходит в магазин за продуктами, но встречает она его сценами ревности (а как же, ведь там полно хорошеньких продавщиц). Записали ее на кулинарные курсы. Дочка обиделась, а потом и вовсе перестала со всеми общаться, надулась как мышь на крупу. Только вот в отличие от мыши так и не знает, что с этой крупой делать. И таких примеров можно приводить сколько угодно.

Научиться прощать

Большинство психологически незрелых людей – эгоисты, живущие за счет других. Это другие ищут и находят работу, идут на компромиссы и принимают решения, а взрослые мальчики и девочки с удовольствием пользуются плодами чужих достижений. Так что главный шаг к преодолению психологической незрелости – это самостоятельная, или с помощью психолога, работа над собой.

Не менее важно и умение общаться. Для этого надо наладить по-настоящему глубокие отношения с близкими людьми, научиться не только принимать, но и отдавать любовь. Развить в себе понимание, что у близких, так же, впрочем, как и у нас самих, множество различных социальных ролей, так что от беспричинной ревности надо как можно скорее избавляться. Ну а по отношению ко всем остальным вырабатывать терпимость, перестать соревноваться со всеми по любому случаю, и если проигрывать, то с достоинством. Ищем корень проблемы, из-за которой наше общение складывается неудачно. Стараемся проблему разрешить – и тогда все наладится.

Гармонично «вписаться» в жизнь под силу только психологически зрелому человеку. Только такой человек в состоянии наслаждаться теми благами, что уже есть, анализировать свой жизненный опыт и строить смелые, но реалистичные планы на будущее.

Одно из главных качеств по-настоящему взрослого человека – терпимость и умение прощать. Люди несовершенны. Но ведь и мы сами несовершенны тоже. Так будем же относиться к другим так, как хотелось бы, чтоб относились к нам самим.

Мне сложно говорить об инфантилизме, потому что мои знакомые по большей части той же возрастной категории, что и я. Подозревать их еще и в психологической незрелости не приходится…

aif.ru

Что такое психологическая зрелость

Если в двух словах объяснить, чем занимается психотерапия, то эти два слова будут «психологическое взросление».

Посмотрим на портрет психологически зрелой личности?

Это человек, умеющий добиваться целей, реализовывать свои потребности и выстраивать глубокие и искренние отношения с людьми. Имеет глобальные цели и постоянно действует для их реализации. Но без насилия над собой. Ему не бывает скучно — он увлечен самой жизнью, ему всегда есть чем заняться.

Верит, что справится со своими проблемами, активно ищет решение, не бездействует в надежде, что «само пройдет»; Может действовать гибко, учитывая реальность. Ни одно правило не превращается в догму, которой надо следовать везде и всегда.

Социальные стереотипы имеют над ним мало власти. Он делает выбор, опираясь на свои внутренние ценности, а не потому что «так все делают». Держит свои границы и уважает границы других людей.

Соблюдает ритуалы, традиции принятые в обществе. Из сознательного выбора, а не под страхом отвержения.

Принимает себя, поэтому мало подвержен манипуляциям. Обладает критическим мышлением — ему трудно что-либо внушить.

Не фанатичен. спокойное относится к любым культурам, религиям. Из разных учений выбирает то, что близко ему.

У него есть интерес не только к себе, но и к другим. Он помогает из изобилия, а не потому что хочет заслужить любовь или признание.

В близком кругу выстраивает глубокие искренние отношения. Во внешнем кругу соблюдает этичность.

Заинтересован в совместном развитии, делает вклад в других людей.

Не интересны люди, которые манипулируют и используют других . И они тоже не выносят его общества.

В ближний круг принимает не стихийно, а только тех, с кем у него возможен близкий контакт и зрелое взаимодействие.

Способен спокойно выносить одиночество.

Спокойно говорит о своих желаниях и выражает эмоции. Позволяет себе естественно реагировать — засмеяться или заплакать.

Эмоции — его помощники, а не враги.

Любит творить и создавать что-то новое.

Интересно было бы вам с таким человеком общаться?

Какие качества из этого списка есть и у вас?

В нашей Библиотеке вы можете прочитать обзор по книге Лоретты Грациано Бройнинг «Гормоны счастья. Приучите свой мозг вырабатывать серотонин, дофамин, эндорфин и окситоцин»

Источник

Поделитесь с друзьями:
Подарок для Вас!

Мы пришлем Вам обзор полезной книги.

Законы влияния Сьюзан Вайншенк

www.knigikratko.ru

Что такое психологическая зрелость — Paperblog

Сегодня так много говорят о психологическом росте и его результате — психологической зрелости. Однако ещё ни один психолог не смог мне внятно объяснить, что же это такое. Я попробовал сам найти ответ на этот важный вопрос.
Психологическая зрелость – это состояние, которое способствует процветанию в жизни, раскрытию всех талантов человека, его способностей, конструктивному общению с другими людьми, адекватному восприятию реальности, удовлетворению важных потребностей человека социально приемлемым образом.
Зрелость способствует благополучию в семье, отличной карьере и профессиональному росту, взаимопониманию при общении с людьми. С точки зрения энергетики, зрелый человек таким образом распоряжается своей психической и биологической энергией, что практически вся она идёт на конструктивные нужды: творчество, любовь, развитие, образование, рост уровня жизни.
Что же такое ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗРЕЛАЯ ЛИЧНОСТЬ? Каковы её признаки? Назову некоторые их них. При этом я не претендую на их равнозначность. То, что важно и желанно для одного, для другого уже давно пройденный этап. Этот перечень скорее эталонный. Понимаю, что трудно представить себе все эти качества в одном человеке. Тем не менее, считаю, что развитие в себе всего лишь нескольких из этих качеств уже существенно повышает качесво жизни.

  • Берёт на себя всю ответственность за свою жизнь, за свои успехи и поражения, за качество своей жизни. (Хотя, здесь надо учитывать следующее: если вас не понимают, то вполне возможно, что глупец вовсе не вы).

  • Не ищет простых ответов на сложные вопросы.

  • Заботится о своём личностном росте: развивает свои способности, избавляется от предрассудков, меняет привычки, расширяет связи, повышает свой профессионализм, заботится о росте самоуважения.

  • Никогда и ни у кого не спрашивает, что правильно, а что нет. Решает это сама, исходя из своих желаний, целей. Однако прислушиваетс я к мыслям других, но решения принимает сама.

  • Доверяет себе. Доверяет своим чувствам, потребностям, разуму. Знает, что если возникло желание что-то делать — это не случайно.

  • Не заводит себе незыблемых правил.

  • Естественна. Естественно проявляет свои чувства и эмоции. Если хочет плакать, плачет. Если злится — не скрывает этого.

  • Заботится о своём физическом здоровье.

  • Способна думать не только о своих потребностях, но и о потребностях других.

  • Скорее всего религиозна. Но не ортодокс. Просто вера действительно делает человека многократно сильнее и чище. Например, это проявляется в отношении к смерти. По-сути, вера позволяет решить для себя один из самых мучительных вопросов — вопрос о смерти. Но это тема другой статьи.

  • Не стремится изменить (воспитать) других людей, а меняется сама в лучшую сторону. Личный пример – лучший воспитатель.

  • Занимается интересной творческой деятельностью, приносящей радость. Поэтому достигает больших высот в своей профессии.

  • Знает, чего хочет от жизни. Умеет ставить цели, планировать и достигать их. Доводит начатое дело до конца.

  • Принимает во внимание свои самые тайные желания. Ищет возможность реализовать их приемлемым образом.

  • Не страдает от излишней скромности.

  • Не имеет времени на такие низкие вещи как мелкая мстительность, злопамятность, обидчивость.

  • Умеет сказать «нет».

  • Не боится одиночества, а рассматривает его как возможность развивать свои способности.

  • Умеет быть благодарной.

  • Умеет любить и принимать любовь.

  • Верит в себя. Верит в свои способности, в своё умение принимать правильное решение, в свою способность правильно расставить приоритеты, в своё обаяние, в свою независимость. Одним словом, доверяет жизни, доверяет людям, доверяет себе.

  • Активно действует в своих интересах, не боясь испортить отношения с другими.

  • Стремится расширить и углубить свои познания.

  • Умеет строить доброжелательные отношения с людьми.

  • Не ставит перед собой нереальных целей (подчинить себе кого-то, всем нравиться, быть безупречным, быть всегда правым).

  • Умеет разделять деловые и личные отношения.

  • Умеет управлять своими чувствами и эмоциями. Имеет развитый эмоциональный диапазон. Обладает актёрскими навыками. Когда это нужно, может быть страшной, обаятельной и т.д.

  • Мыслит позитивно.  В любой трудности старается увидеть и положительные стороны.

  • Умеет грамотно распорядиться своим временем. Не теряет его напрасно. Ей не бывает скучно.

  • Находит опору в самой себе, когда трудно.

  • Умеет прощать.

  • Честно признаётся себе в своих слабых и сильных сторонах. То, что в одной ситуации является слабостью, в другой может оказаться серьёзной силой.

  • Умеет расставлять приоритеты в делах и отношениях.

  • Способна к длительной концентрации внимания.

  • Держится подальше от нытиков, пессимистов и завистников. Не принимает их «дружеских советов».

  • Владеет речью, может передать свои мысли простым и понятным языком. Ясно говорит, следовательно, ясно мыслит.

  • Имеет свою «изюминку», индивидуальность. Дела ведёт не так как другие и не стесняется этого. Может иметь свои ритуалы или другие, странные на посторонний взгляд, нестандартные способы действовать. Вероятен эксцентричный образ жизни.

  • Для зрелой личности скорее характерно сожаление, что жизнь так коротка и что так мало можно успеть, нежели скука и незнание, как убить время.

  • Знает, что всему своё время. Всё – любые перемены, любые процессы — требуют времени. И чем они значительнее, тем,  больше времени они требуют для своей реализации.  Если что-то серьёзное происходит на глазах у всех, значит, оно давно назревало.

  • Умеет держать удар. Это значит, не сдаётся, когда трудно на пути к поставленным целям. Устойчива к критике, если она несправедлива, и принимает критику, если она справедлива.

  • Ценит общение. Ведь это возможность обогатиться идеями, чувствами и мыслями. Это возможность расширить свой опыт, поделиться своим.

  • Если не может решить проблему, то переводит её в вопрос. Активно ищет ответы на свои вопросы.  И всегда находит.

  • Обладает чувством юмора. То есть, способна видеть и понимать смешное, а иногда и посмеяться в трудной ситуации. Может относиться с юмором и к себе.

  • Финансово независима. Способна организовать своё финансовое благополучие. В то же время не связывает ценность своей личности с размером счёта в банке. Это весьма шаткая опора для чувства собственного достоинства.

  • Обладает проницательностью. Способна видеть истинную подоплёку происходящего. Благодаря этому видит автоматизм действий других (действия по привычке даже там, где следует подумать).

  • Не пользуется возможностью унизить другого, даже если она есть. Унизить другого — это унизить себя.

  • Не даёт советов, если её об этом не просят.

  • Не идеализирует реальность, а принимает её такой, какая она есть.

  • Способна самостоятельно и быстро принимать решения.  

  • Знает, что мечты – важная часть жизни. Мечты есть движущая сила в труде и творчестве. При этом не забывает, что мечтать мало, надо ещё и активно действовать.

  • Знает, что если трудно, можно обратиться к психологу. Духовные вопросы решает с духовником. Тело лечит у врача.

  • Умеет быть ребёнком, взрослым и родителем. Знает когда и кем быть.

  • Способна встать над ситуацией. Предпочитает не «купаться» в неконструктивных эмоциях.

  • Имеет привычку получать отдачу от своих усилий. Не позволяет им пропасть даром.

  • Если имеет детей, то знает, что воспитание и обучение – это разные вещи. Причём воспитывать труднее, так как надо самому соответствовать собственным требованиям.

  • Знает, что подарками не приобретают прав.

  • Знает, чтобы оказать человеку благодеяние, надо оставить его в покое.

  • Понимает, что иногда приходится драться, воевать, отстаивать свои права. Старается поддерживать в себе несгибаемый воинский дух.

  • Отличается цельностью жизни. Дела, мысли и слова направлены в одном направлении. Волнуется, когда что-то уже случилось, а не до того.

  • Не считает, что у неё всегда и всё должно получаться. Однако, неудача — не повод для отступления.

  • Иногда бывает в нерешительности и смятении. Рассматривает это как акты движения и развития души. Понимает, что кризисы — это естественные процессы роста, развития, переоценки.

  • Расширяет круг своего общения.

  • Почитает своих предков, понимая, что без этого она сама не достойна уважения.

  • Знает, что возраст и мудрость – это не одно и то же.

  • Знает, что нет универсальных методик достижения счастья и богатства. У каждого свой путь, свои обстоятельства, свой багаж. Поэтому в каждом случае надо думать, как при решении физических задач. В физике даже очень похожие внешне задачи могут иметь совершенно разные способы решения.

  • ru.paperblog.com

    Психологическая зрелость — это… Что такое Психологическая зрелость?

    
    Психологическая зрелость

       — противоположность инфантильности, высокоразвитая способность контролировать свои желания и чувства. Предполагает способность от чего-то отказаться; спокойную мужественную реакцию на разочарования и поражения; способность не сердиться на замечания и требования, с благодарностью принимать критику; свободу от страхов; независимость от похвал; отсутствие капризов; самостоятельность и чувство реальности; изжитость эгоцентризма. П.з. может сильно отставать от хронологического возраста.

       (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 228)

    Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

    • Психодидактика
    • Психологическая служба( в школе)

    Смотреть что такое «Психологическая зрелость» в других словарях:

    • зрелость — (взрослость), состояние, к коему приходит организм в конце периода развития. Самый продолжительный период онтогенеза, характерный тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности.… …   Большая психологическая энциклопедия

    • Готовность к школе психологическая — (синоним: школьная зрелость) комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Включает следующие составляющие: 1) мотивационную готовность положительное отношение к школе и желание учиться; 2) умственную… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • Специфическая психологическая активность человека (сотрудника) в экстремальной ситуации — Человек не просто совокупность живых клеток, организм. Он – существо, обладающее сознанием и самосознанием и ее – активность это проявления преследующего свои цели человека. Его поступки, действия, реакции в главных характеристиках это… …   Энциклопедия современной юридической психологии

    • Бракосочетание — Запрос «Брак» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Брак (производное от глагола брать[1]), или брачный союз,  регулируемая обществом (в том числе государством) постоянная связь между мужчиной и женщиной (в некоторых странах  также… …   Википедия

    • Брачный союз — Межличностные отношения Типы отношений Агамия · Брачный союз · Броманс · Вдовство · Гражданское партнёрство · Дружба · Жена (супруг …   Википедия

    • ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЫХ — – раздел возрастной психологии, предметом исследования которого являются закономерности, механизмы, условия, факторы и особенности развития и функционирования психики человека на стадии зрелости. Каждая возрастная стадия имеет свои неповторимые… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • Интегральная психотерапия — Интегральная психология и психотерапия (ИПП) – это новое научное и практическое направление в психологии и психотерапии, которое интегрирует (суммирует, объединяет) лучшие методы психологической помощи разных времен и народов и в результате… …   Википедия

    • Инфантилизм — (от лат. infantilis детский, младенческий)     отставание в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам. В медицине понятием И. обозначают отставание в физическом развитии, которое… …   Педагогический терминологический словарь

    • Развитие психическое —     становление специфически человеческих высших психических функций в процессе жизнедеятельности ребёнка. Вопрос об условиях и движущих силах Р.п. долгое время оставался дискуссионным. Одни авторы считали, что решающее значение имеет фактор… …   Педагогический терминологический словарь

    • старость — заключительный период жизни, условное начало которого связано с отходом от непосредственного участия в производительной жизни общества. Хронологическое определение границы, отделяющей старость от зрелости, не всегда оправданно из за огромных… …   Большая психологическая энциклопедия


    pedagogical_dictionary.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *