Что такое психологический возраст человека – . , — .

Психологический возраст человека | Самопознание, саморазвитие, успех

«Молод душой» - как вы понимаете эту широко известную фразу? Вероятно, каждый по своему, но в целом, вполне позитивно. А ведь не всегда так. Скорее всего, многие наблюдали нелепую картину, когда вполне зрелый человек по совершенно незначительному поводу, а то и вовсе без видимых причин, впадал в детскую истерику, не слушая логических доводов. «Что это с ним, с ней?» - думали Вы. А все дело в несоответствии возраста тела и психики. Наше сознание как бы содержит одновременно элементы психики, присущие всем возрастам – от младенческого до старческого.


ЭГО-СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ. Рисунок 1





















Эрик Берн – всемирно известный психолог, создатель трансакционного анализа, в своих книгах «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры», выявил три основных эго-состояния (типовых внутриличностных роли) – «Ребенок» - «Родитель» - «Взрослый».
Он наглядно продемонстрировал, что каждый человек может и должен в процессе коммуникаций вполне осознанно выбирать себе «возраст», с позиций которого он общается, совершенно справедливо базовым состоянием нормальной психики считая позицию взрослого. Поскольку все три состояния нашего «Я» зачастую проявляются неосознанно, вынуждая следовать соответствующим сценариям, Берн также предложил способы выхода за пределы сценариев, обусловленных данными эго-состояниями.

СХЕМЫ ОБЩЕНИЯ ПО ЭРИКУ БЕРНУ. Рисунок 2

Еще ранее Э.Берна Г.Гурджиев сформулировал семь внутренних уровней человека, соответствующих разным психологическим возрастам. Эти уровни описаны в книге Успенского П.Д «В поисках чудесного». Все они могут проявляться в любом возрасте, будь нам 5 лет, 35, либо за 60 лет (биологический возраст по паспорту).
1. Младенец.

2. Ребенок.

3. Подросток.

4. Юноша.

5. Взрослый.

6. Старец.

7. Мудрец.

1. МЛАДЕНЕЦ

Учится жить для себя. Мир и других людей делит на «Я» и не «Я». Не может предвидеть результата и последствий своего поведения и действий. В состоянии оценить (и то не полностью) только настоящий момент. Не видит и не знает смысла жизни. Смерть действует на него завораживающе (может убить из любопытства, по крайней мере, животное). Речь строит неправильно, с ошибками. Питание - не более чем процесс насыщения, понятия о правильности пище нет.

Взрослый человек полноценно не переживший уровень Младенца, живет только для себя. Главная задача – самосохранение и защита своих интересов. Любит рассказывать о себе. Важно, чтобы спрашивали его мнение, а если не спрашивают, то в разговоре нескольких человек всегда будет стараться вставить свое пояснение, свои фразы. Будет обращать на себя внимание любым способом: жестами, шумом, ненужными вопросами. Даже если у него будет все, все равно ему будет не хватать внимания, которое он будет требовать у всех и особенно у самых близких, типа: «обязаны».

Не умеет хранить тайны, рассказывает их, не понимая, зачем он это делает. Не понимая грани в общении, Младенец теряет людей, с которыми хочет быть. Так или иначе, те люди, авторитет которых важен для Младенца, отойдут от общения, сохраняя свою безопасность. Восстановить доверие будет очень сложно, но возможно это поможет осознать ценность отношений.

При искреннем разговоре Младенец боится смотреть в глаза, взгляд испуганный, стеклянный. Тратит деньги на решение своих вопросов. Если не даете, отказываете, становиться врагом, обижается. И все вокруг становятся обидчиками, неблагодарными: «мир весь должен давать за то, что я есть».

Схемы Младенца проявляются демонстрацией своей никчемности, попыткой доказать что: «я лучше», «я имею право быть, потому что я сильнее», не умеет ждать, желает получить все и сразу. Стирается разница между предложением и давлением, предлагает помощь таким образом, что при получении отказа, он все равно ее навяжет и потом будет этим манипулировать, чтобы «быть полезным». Начинает отказываться от общения, погружается в одиночество.

Женщина или мужчина, имеющие схемы Младенца, часто капризничают. На самом деле, здесь ярко выраженная неуверенность в себе, нежелание брать ответственность за свою жизнь. Мужчина со схемами Младенца бежит от создания семьи, либо становиться альфонсом. И в тех и других, как правило, преобладает роль потребителя.

2. РЕБЕНОК.

Учится жить для семьи. Мир делит на «Я» и «Другие», «Мои» и «Чужие». Старается поуютнее устроится в этом мире. Очень большую ценность для человека-ребенка составляют материальные блага. Ребенок - это наиболее распространенный тип духовного возраста на Земле. Очень много людей уровня развития ребенка в США и в Китае.

Умеет собраться, но абстрактное мышление не развито, делит периоды жизни на дни и недели, но не умеет вписывать одну ситуацию в другую. Не может прогнозировать последствия и развитие событий. Ребенок знает, что в жизни существуют правила, и зачастую очень любит их исполнять, почтителен, старшему преданно смотрит в глаза. У Ребенка все написано на лице. Если Ребенку объяснили, что этот вид еды полезен, то он будет выбирать именно этот тип еды, но систему питания не понимает. Смерть его страшит,

Ребенок умирает долго и мучительно.

Любит назидательно учить, основываясь на мнении старших и канонах. В религии для Ребенка очень важна обрядовость и каноны, священные тексты. Ребенок очень ценит и временами бравирует приобщенностью к внешнему благополучию - 5 звезд, VIP, бизнес-класс, мерседес. К сожалению, людей уровня развития Ребенка довольно много среди педагогов, врачей, немало среди священников, довольно много среди государственных деятелей и менеджеров относительно высокого звена.

Человек строит отношения с близкими, живет для семьи. Весь мир делит на «Я», «Мои близкие» и «Чужие». Если начнете ставить на место, считает предательством, обижается. Стремится устроиться поудобней, его привлекают все ценности материального плана. Не видит перспектив. Может вложить деньги в недвижимость, в стоячий капитал, но не в бизнес, свое развитие. Предпочитает подчиняться, работать по инструкциям. Верит авторитетам. Договориться с Ребенком, значит разговаривать на его языке: «…нужно сделать так-то и так-то», дать рецепт. Ориентируется на чин, трудно переносит новое.

Боится одиночества. Людей оценивает по поступкам. Много глупых вопросов. Не любит учиться. Не может перестроиться – «дом – работа». Есть установка – «должен обеспечивать семью». Человек живет уже не только для себя, но и для своих близких, может отказаться от своих удовольствий. Семья и работа забирает львиную долю жизни и человек превращается в трудоголика, лишая себя свободы и искренней радости в буднях. Внутри начинает работать установка «денег не хватает», которая заставляет еще больше времени тратить вне семьи на то, чтобы их заработать. Плывет по течению, так как заложено в обществе.

Какие искажения на уровне Ребенок?

Самоунижение ярко выражается в «образе жертвы»: женщина все терпит (жены алкоголиков, лентяев, потребителей, мужчин, не желающих что-то менять). Другая сторона – унижение других и показуха, что: «я сама могу содержать семью и смогу сделать все, зачем мне мужчина». Партнер, как правило, остается в роли мужа для поддержания статуса. Покорность выражается в подчинение чужим интересам. Есть жадность к еде, одежде, деньгам. Алчность проявляется в желании командовать - агрессоры на работе, а дома находятся в «образе жертвы». Нетерпеливость проявляется в грубости по отношению к слабым. Упрямство выражается в неготовности измениться, доводит отношения до полной катастрофы.

Увидев в себе какие-либо искажения, нужно принять их и двигаться как минимум к Взрослому! Что нужно сделать, чтобы перейти на другой уровень возможностей? Нужно наработать решительность и действия после принятия решений. На уровнях Младенец и Ребенок всегда есть финансовая неудовлетворенность – основная причина развода. Финансовое состояние каждого человека определяется тем уровнем, который он проходит, либо с которым не разобрался до конца.

3. ПОДРОСТОК.

Достаточно высокий уровень развития. Подросток живет для дела, старается развивать свои наиболее сильные стороны и способности. Сравнивает свои возможности с другими людьми, не признает авторитетов. В других людях видит либо соперника, либо спутника. Подросток уже по настоящему способен любить Природу, Родину и быть серьезным приверженцем религии.

Подросток живет по четким правилам, нередко он - и трудоголик, и хозяин материального мира, любит пробовать деликатесные блюда. Довольно много людей уровня развития

Подростка среди жителей Германии.

Подросток способен концентрироваться, видеть отдаленную перспективу, но в ближайшей ситуации много проблем со временем. Он считает, что времени постоянно не хватает или не хватит для выполнения чего-нибудь, отсюда стремление расписать все по минутам. Боится умереть, поскольку всегда какое-то дело не завершено. Способен контролировать свои эмоции, способен пожертвовать здоровьем ради карьеры, но о Физическом теле заботится. Речь связная, предложения строятся правильно, но все еще не очень аккуратен в выборе выражений.

Бывает, что Подросток, развивая абсолютизированную им же идею, создает себе уютный мирок, называет этот мирок главной идеей и задачей жизни и задерживается в развитии в этом мирке. Он горько причитает и пеняет на судьбу (государство, начальство, близких...), когда ему перекрывают доступ в этот мирок, или по каким-то причинам этот мирок распадается.

Учителем для Подростка может быть Юноша или Взрослый. Человек учится жить для дела. Активно развивает свои способности и таланты. Жизнь воспринимает как соревнование, в котором должен победить. Ищет методы и средства управления жизнью и организацией себя и дела. Хозяин материального мира. Опасность в том, что победу хочет любой ценой, все силы бросает на достижение целей. Тщательно вникает в процесс, полностью реализует свои таланты. Идет обучение проявлять благодарность. Еще не отслеживает связь между событиями. Время оценивает как деньги. Внешняя жизнь важнее, чем внутренняя. Людей вокруг склоняет к своей теме. Взгляд прямой. Наработан профессионализм, мастерство в своем деле. Человек полагает, что за деньги он все может купить, все имеет свою цену.

Какие искажения на этом уровне? 

Все время уходит на работу, бизнес. Азарт проявляется в показухе своих достижений, любит любоваться собой и внешними проявлениями богатства. Приобщаясь к тайным знаниям, ищет выгоду, после чего приходит к постепенному разрушению. Покорность проявляется в «образе жертвы»: «карма такая, судьба виновата, все плохие». Алчность выражается в том, что отказывается от старых друзей, тех людей, которые помогали дойти до этого уровня, создает круг «избранных». Нетерпеливость выражается в гонке за победой.. Упрямство проявляется в том, что не могут сменить дело, направление, задачу.

Коснувшись отношений мужчины и женщины, и тот и другой на этом уровне уходят полностью в свои интересы и начинают этим показывать свое превосходство. Начинается соревнование. И хорошо, если пройдя соревнования, они придут к компромиссу. Когда один партнер остается вне игры – как правило, мужчин начинают интересовать женщины другого уровня, и они уходят из семьи, которая помогала ему дойти до этого уровня. Когда женщина выходит вперед, она забывает о людях, которые рядом и через время, обернувшись – видит полное разрушение семьи. Начинаются конфликты и разрушение. Женщине кажется, что мужчина ее глупей, она начинает его учить, не понимая, что нужно подойти с его уровня и незаметно подтолкнуть его к развитию. Когда он сам вдохновится – он пойдет еще быстрее и мудрость женщины в том, чтобы порадоваться его успехам и насладится его достижениями, оставаясь женщиной, хотя и самодостаточной. Тогда дух соревнования переходит в новое качество.

Отследив наличие схем Подростка нужно стремиться к раскрытию мудрости, к возрасту Старца как минимум.

РЕБЕНОК-РОДИТЕЛЬ-ВЗРОСЛЫЙ. Рисунок 3

4. ЮНОША.
Юноша учится жить для других. Как правило, любой человек, достигший Мастерства хоть в каком-то аспекте жизни, уже достиг в Духовном плане уровня Юноши. Юноша ценит одиночество, трудится во имя идеалов, у него появляется место в жизни. Мыслит на основе чувств, увлекаясь рассуждениями. Пытается найти истину, в связи с чем ищет Учителя. Как правило это Взрослый. Любит анализировать, исследовать.

Сконцентрирован, жизнь делит на этапы, расставляя свои вехи. Юноша уже понимает, что мысль влияет на здоровье, он любит свое тело, но пытается скорректировать его самыми жесткими методами. В еде может легко сочетать несколько видов диеты, экспериментирует с пищей. Смерти он не боится, считает ее одним из вариантов развития событий. Способен думать, не прерывая речи. Задает много вопросов собеседнику, просит многое уточнить.

Юноша все-таки еще не имеет четких взглядов. Юноша видит главное и второстепенное, способен к серьезному анализу ситуации. У Юноши часто бывает много нереализованных планов. Человек-юноша ищет место в мире. Идет наработка уверенности в себе. Учится жить для других. Обладает высокоразвитыми способностями, легко обучается, хорошая интуиция, абстрактное мышление. Задумывается над своими мыслями. О людях судит по их внутренним побуждениям, видит суть человека. Отделяет слова от действий. Проверяет всё в действии, не тратит время на ожидание.

Ищет учителей, которые могли бы помочь в росте. Ищет свое место. Находит учителей, но предает в силу своих сомнений – возводит их в кумира и уходит от кумира, которого сам сотворил. Вопросы времени завораживают. Старается разобраться и в своих отношениях и чужих. Часто меняет точку зрения. Берет ответственность за происходящее. Есть чувство совести и стыда. В разговоре преобладают чувства и эмоции, речь связная, простроенная. Взгляд – мечтательный восторженный, часто присутствует огонек в глазах. Проявляется сила, но нет еще постоянной глубины во взгляде. Бывают моменты озарения, но ненадолго. Работу выбирает интересную, творческую. Строгий график не выдерживает. Семью выбирает по внутреннему пониманию, иначе предпочитает одиночество, которого не боится. Внутренняя жизнь содержательная. Одежда удобная. Деньги воспринимает как товар. Видит процессы в социуме и понимает, что во внутреннем мире ценности другие и богатство другое.

Какие искажения на этом уровне?

Искажения выходят наружу. Выражаются в наборе силы для перехода на другой уровень. Самоунижение проявляется в том, что «я не представляю интереса для других». Тяжело вступает в контакт, молчаливость, стремление к одиночеству. Покорность выражается в позиции жертвы: «меня общество не понимает», присутствует обида на всех. Жадность к информации, любви, вниманию. Алчность проявляется в том, что с одной стороны считает себя необыкновенным, с другой - не ценит: «то я чудо природы, то я ничтожество». Это приводит к депрессии, а на самом деле проявление этого качества показывает, что человек на правильном пути. Это уже огромная сила – принимать себя разным, с разными эмоциями, и уметь с ними правильно взаимодействовать и использовать во благо.

Присутствует нетерпеливость к старому, хочет все сразу поменять, не умеет ждать, а нужно поправить и возродить. Расточительство выражается в том, что приходит к бессмысленности своего существования, не находит смысла в жизни. Может уйти в алкоголь, наркотики. Упрямство проявляется, когда не хочет перейти к новому взгляду понимания, знанию.

Как понять, что выбран правильный путь?

Истинный Юноша – человек, который прошел качественно предыдущие уровни. Он любит жизнь с достатком, он ни в чем не нуждается, одновременно стремиться к новому, открывает новые перспективы и реализует их в социуме. Ложный Юноша – это тот, кто говорит о духе, стремлениях, внутреннем богатстве, забывая о материальном. Из чего следует, что он всегда без денег и гордиться тем, что он достиг «непривязанности». На самом деле - нужда съедает и потом идет разочарование, потеря времени и сил, замкнутость. Его перестают слушать люди, потому что у него нет внутренней силы в прохождении полноценного опыта и нет материальных результатов в социуме. Люди всегда смотрят по результатам и только тогда они - слушают.

Когда присутствует нехватка чего-либо нужно возвращаться к предыдущим уровням и перерабатывать искажения, незамеченные либо пропущенные при движении.

Возраст Юноши - капризный возраст. Уже есть прикосновение к серьезности и ответственности, в тоже время ярко выходят искажения Ребенка и Младенца, которые Юноша принимает за должное. Присутствует обман самого себя и запрет для самого себя. Например: «хочу секс, но секс уводит от просветления, не буду заниматься», «хочу мяса, но не буду, потому что не смогу приблизиться к Богу». Это ложное представление приводит к разрушению внутреннего мира. Пока человек не откажется осознанно, понимая суть отказа для себя самого, никакой опыт не пригодиться.

Некоторые женщины или мужчины часто уходят в иллюзию «лучшей просветленной жизни», изучая разные духовные движения, тренинги и самосовершенствование, при этом, не понимая глубинную суть познания, обвиняя мужей или жен, что они их не догоняют или отстают от мира. Суть же всех духовных практик и движений, всех социальных тренингов – совершенствование себя, не осуждая других.

Своим примером нужно дать возможность другому человеку прийти самостоятельно на путь развития. Не тянуть, не пилить, не принуждать делать то, к чему человек еще не готов. В это же время нельзя забывать о своих обязанностях в семье. Не отходить от своей бытовой ответственности, найти в повседневных делах свое просветление. Нужно не убегать от ответственности, в том числе материальной. Результат отслеживается по росту всей семьи, а не себя одного.

5. ВЗРОСЛЫЙ.

К сожалению, Взрослых на Земле не очень много. Взрослый живет для промысла Божьего. Мир делит на «Я», «Ты», «Мы», где «Мы» - часть чего-то целого. Взрослый чувствует законы Мироздания. Поведение уравновешенное, стабильное. Уроки жизни усваивает с первого раза. Жизнь для Взрослого имеет ценность в качестве Бытия и Перемен. Взрослым быть нелегко. Однако потому он и Взрослый, что дорос до - отношения к дуракам и невежам с уважением!

Речь четкая, нет слов-паразитов. Проблемы решает быстро, имеет все необходимое: авторитет, дело, место в жизни, необходимые деньги. Умеет работать, способен выполнить за несколько дней задачу, для решения которой другому потребуется месяц. Взрослый понимает, что возникающие проблемы - это его проблемы, и не обвиняет других в их возникновении. Взрослый видит знаки ситуации и использует их для создания будущего своих близких и себя. Он умеет радоваться простым радостям жизни, иногда ощущает озарение. Стремится к Истине, учит окружающих поведением и личным примером, его трудно вывести из себя. Взрослый радуется своему телу, здоровье его не очень заботит, поскольку у него оно есть, но иногда требуется корректировка диетой или иной практикой. Имеет свою систему питания, которая подходит именно ему. Смерть воспринимает как трансформацию.

Большая удача, если человек уровня развития Взрослого становится государственным деятелем. Очень хорошо, если священник, педагог дорастают до уровня Взрослого. Еще большая удача - Взрослый в Роду - это основание для благополучия Рода. От уровня Взрослого можно потихоньку говорить о Духовном Делании и Недеянии, как способе гармонизации мира и окружения, хотя это скорее один из уделов Старцев и Учителей.

Главный мотив в жизни этих людей – всегда проводить очищение внутреннего мира, преобразование ошибок. Их задача выйти к Духу и соединиться с ним. Им удивительно, как они раньше этого не понимали. Проявляют терпимость. Еще нет снисходительности и сострадания. Жизнь ценна сама по себе – присутствует просто радость. Еще есть вопросы (не проблемы), которые они решают. Во всем ищут причину. Знания, полученные в жизни, применяют сразу!!! РЕШИЛ – СДЕЛАЙ! Акцент внимания – совершенствование себя и окружающих.

Взрослый - это мастер и профессионал. Умеют работать, но на любимой работе. Они все время отдыхают, так как работают быстро и любят дело – со стороны же это видится как естественная лень. Если проблема повторяется, Взрослые при повторении выходят из ситуации грамотно. Поведение стабильное, при разговоре владеют ситуацией, не проявляя эмоций. Преобразуют ситуацию, принимая решение невидимо для собеседника. Слушают, делают выводы и в конце знают, что предпринять. Испытывают озарение, но непостоянное. Выходят к прямым знаниям, но не всегда. Говорят, но не всегда запоминают.

Слабость проявляется в том, что не в состоянии охватить открывшееся знание и перевести в систему. Учатся не словами, а собственным примером. К Взрослым люди тянутся. Умеют дать другим направление. Денег столько, сколько им нужно. Деньги нужны – они приходят. Безразличны к тому, что о них думают другие. В нерешенных трудностях ищут причину в себе. Не боятся смерти, знают, что не умрут, пока будут меняться, совершенствоваться. Легко меняют представление о чем-то, поднимаются. Собственный успех трудней принять, чем неудачу. Умеют принимать решение. Болезней нет - сами могут исцелить себя. Жизнь рассматривают как этап развития. Взгляд острый проникающий, но еще нет глубины. Радуются своему телу - какое есть. Эти люди находятся над процессами, видят все со стороны. Знают, что после прохождения урока - идет дар, но считают это как отслеживание правильного пути, не останавливаясь и не привязываясь к полученному опыту. Хорошо понимает законы социума и законы других уровней. Есть цель – движение к постижению глубин внутреннего мира в соответствии с отражением в материальном мире.

Есть ли искажения на уровне Взрослый?

Искажения уровня Взрослого не видны другим людям, поэтому им нужно встречаться для критики с подобными Взрослыми. Самоунижение проявляется как неуверенность в своих силах, неспособность к лидерству. Жадность выражается в наборе знаний. Алчность видится как маска отчуждения, а внутри присутствует брезгливое отношение к непонимающим, проявляя внешне терпение. Нет еще сострадания. Нетерпеливость проявляется как спешка в мыслях, нет плавности движения, такта. Расточительство можно заметить в постоянной усталости и легком разочаровании. Упрямство может проявляться во внутренней тирании, например: ежедневная зарядка, спорт, при этом нет удовольствия.

На этом уровне мужчины или женщины просто уходят, не к кому-то другому, а просто для себя. Это происходит, когда они не встречают понимания в семье и не могут найти свободу дома. Чтобы эти люди тянулись домой, нужно им дать те условия, в которых он нуждается снаружи (нужна поддержка, чтобы не искать просветление в Гималаях, а найти его в семье).

6. СТАРЕЦ.

Старец живет ради самой жизни. Для него «Я» есть все «Мы». Старец живет в благодати, источая ее своим присутствием. Он испытывает почти постоянное просветление, способен взаимодействовать со Стихиями. Старец уже в полной мере является Со-Трудником и Со-Ратником Господа, не отделяя себя от воли Творца.

Здоровье - неотъемлемая часть его существования. Смерть Старец воспринимает, как необходимый и естественный процесс, зная, что будет дальше. Старец умеет разговаривать с животными и растениями. В еде он довольствуется малым и необходимым. Видит подобное в подобном, оперирует парадоксами. Прямо и непосредственно видит Причину. Взгляд глубокий и лучистый.

Старцев мало. Встретить Старца - большое счастье. По китайской Книге Перемен «встретить Великого Человека - поворотный пункт в судьбе». И увы, многие проходят мимо... Старец редко может быть учителем для Ребенка и для Подростка - для них это слишком высокий уровень развития, но может подтолкнуть к перемене. Если человек готов к такой встрече - бывает достаточно и недолгой беседы или просто краткого разговора для того, чтобы принять решение изменить что-то в судьбе. Но во второй раз встреча может не повториться. И не пытайтесь приникнуть к нему надолго - как правило, Судьба посылает Вам встречу на недолгое время для перехода на более высокий уровень. Существуют опасности желания «прилипнуть» к тонким и источающим благое вибрациям Старца.

Старец на Род обращает, казалось бы, немного внимания - но он очень благоприятно влияет на Будущее Рода и без советов гармонизирует жизнь своих близких. Старец способен на определенный период времени облагородить место и часть пространства, которые он выбирает для жительства, что отмечается практически всеми религиями.

Эти люди исследуют свое «истинное я». Испытывают просветление и благодать. «Я это Ты», «Ты это Я», «Все есть Мы». Не существует личных проблем и привязок к земному. Спокойно воспринимают наличие чего-то или отсутствие такового. Усиленная трансформация физического тела, смена химического состава, внешности. Способность выводить людей напрямую к знаниям. Юношей могут сразу вывести на высший план – главное удержаться. Выводят Юношей к знаниям, Взрослого к «истинному я», могут Ребенку мозги вправить. Обладают естественным авторитетом. Видят причину страдания человека напрямую – не очевидное знание, парадокс. Могут напрямую менять карму. Судьбу видят как Путь. Благословение Старца, как глас Божий. Речь – простой ясный язык. Взгляд спокойный глубокий. Глаза лучистые, имеют круговое зрение.

Есть ли еще искажения?

Искажений нет. Деньги всегда есть, рассматривают их как социальный дар, это большая ценность, и отбрасывать их нельзя.

7. МУДРЕЦ / УЧИТЕЛЬ.

Их единицы: Будда, Христос. Они занимаются собой, то есть проявлением Бога в себе. Их не любят официальные религиозные доктрины. Учитель занимается просвещением, он создает учение, чтобы открыть путь человечеству. Он может делать то, что люди называют чудесами. Своим присутствием Учитель меняет все в мире.

Все является единым. Эти люди очень просты, у них нет ни напыщенности, ни желания быть первым и известным. У них все естественно. Всего достаточно. Являют чудеса, управляют стихиями, природными явлениями. Занимаются просвещением тех людей, которые стремятся познать себя изнутри не в ущерб обычной жизни и обязанностей в быту, семье. Уходят, не давая людям привыкать к себе, заставляя тем самым меняться и учиться делать все самому без помощи третьих лиц. Остаются, чтобы открыть Путь человечеству. Каждым своим движением меняют реальность.

Рассмотрев развернутые программы внутреннего мира, каждый увидел, куда ему стремиться, что преобразовать в себе, на что обратить внимание.

Успенский П.Д «В поисках чудесного»

ЛИЧНОСТНЫЕ РОЛИ. Рисунок 4

Чтобы уметь отслеживать свой внутренний уровень в той или иной жизненной ситуации, можно для начала определить свой внутренний уровень на данный момент. Для начала нужно определить свой внутренний уровень. Чтобы получить желаемый результат, необходимо внутри себя мысленно простроить колею от Младенца до Мудреца. Определив свой уровень, значительно легче разобраться в уже существующих отношениях и прошлых связях. Нужно учитывать, что идеального Взрослого нет и не будет, все уровни всегда будут присутствовать. Чтобы встреченный вами человек смог вас понять, а при более длительном и тесном взаимодействии - вырасти до более высокого уровня, знакомство и беседу с ним следует начинать с того уровня, в котором он находиться в данный момент встречи с вами.
По материалам сайтов: http://www.soznaniesveta.com, http://ezo.club, http://psyera.ru/2416/transaktnyy-analiz-e-berna

elena-ray.blogspot.com

УЗНАЙ СВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ — ЭТО ИНТЕРЕСНО!

УЗНАЙ СВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

А хотите узнать, насколько Вы психологически моложе или старше, чем по паспорту, хотите узнать ваш психологический возраст?

Иногда смотришь на пожилого человека и диву даешься: сколько в нем энергии и свежести восприятия жизни! А иной раз, глядя на юношу, понимаешь – он, словно старик, тяготится грузом прожитых лет. Хронологический возраст для человека оказывается совсем не так важен, как возраст души. Пройдите тест и узнайте свой психологический возраст.

Многие психологи утверждают, что старость наступает тогда, когда вы ей разрешаете. И цифры не имеют значения: неважно, сколько вам, 20 или 50 лет. На самом деле, все числа абсолютно условны. Это всего лишь этапы взросления в хронологическом порядке. Единственное, о чем они говорят, – это сколько раз вы вместе с планетой Земля обернулись вокруг Солнца. Гораздо важнее возраст биологический и психологический, связанные между собой.
Биологический показывает, в каком состоянии ваш организм. Психологический определяет, кем и как вы себя ощущаете на данный момент. И только дата рождения в паспорте заставляет вас трезво посмотреть на мир, оценить прожитые годы и составить планы на будущее. Лишь у каждого четвертого человека психологический возраст соответствует количеству прожитых лет. Причем это соотношение можно легко изменить.
Независимо от того, сколько вам лет, ответьте на вопросы данного теста. И это поможет разобраться вам в собственном мироощущении.
Поставьте себе 4 балла, если вы полностью согласны с утверждением; 3 балла – если частично согласны; 2 балла – если скорее не согласны; 1 балл – если категорически не согласны.

Итак:

1. По-моему, у меня превосходное чувство юмора.

2. У меня неплохая интуиция, и я всегда понимаю, что имеют в виду другие люди.
3. Надеюсь, в будущем меня ожидает много приятного.
4. По-моему, людям нравится общаться со мной.
5. Человек может быть мне симпатичен, даже если он не похож на меня и не во всем разделяет мои взгляды.
6. Я люблю детей. 7. Мне нравится решать разнообразные задачи.
8. Принимаясь за какое-то дело, стараюсь найти способ сделать его лучше.
9. Меня интересуют причины разных событий.
10. Помимо работы у меня много других увлечений.
11. Любые перемены стараюсь воспринимать как перемены к лучшему.
12. Моя работа приносит пользу людям.
13. Я люблю иногда помечтать.

14. Любимая музыка поднимает мне настроение.
15. Я с интересом встречаю новые идеи.
16. Как правило, я не сдаюсь, когда сталкиваюсь с трудностями и препятствиями.
17. Я готов искренне посмеяться удачной шутке.
18. У меня есть хотя бы один близкий человек, с которым могу поделиться своими сокровенными мыслями.
19. Я получаю удовольствие от физической активности.
20. Мне нравится встречаться с новыми людьми.
21. Мне хотелось бы научиться еще чему-нибудь, чего пока не умею.
22. Я стремлюсь выглядеть привлекательно, и, похоже, это у меня получается.
23. Я не позволяю мелким неприятностям нагонять на меня тоску.
24. Мне нравится время, в котором я живу.
25. Думаю, мне еще представится случай проявить способности.

А теперь посчитайте баллы и смотрите результат!
Если вы набрали свыше 75 баллов:

Независимо от года рождения, вы преисполнены жизненных сил и веры в себя. Вы общительны, оптимистичны, доброжелательны. Будьте уверены, стариком/старушкой станете еще не скоро.
50-75 баллов:

На пути к зрелости вам пришлось принести в жертву некоторые достоинства юности. Заботы и стрессы ослабили вашу способность радоваться, зато научили серьезности и ответственности. Вы «средний» взрослый, не слишком отягощенный проблемами. Но чуть больше бодрости и оптимизма вам не помешает.

Менее 50 баллов:

О людях вроде вас говорят, что они много повидали на свете, и всему знают цену. Но не рановато ли наступила эта пора? Ведь так много можно еще увидеть, узнать и пережить!


ПОНРАВИЛОСЬ? СОХРАНИТЕ НА СЕБЕ, НАЖАВ НА КНОПКУ

ПОНРАВИЛОСЬ? СОХРАНИТЕ СЕБЕ НА СТРАНИЦУ, НАЖАВ НА КНОПКУ

www.eto-interesno.com

Что такое психологический возраст - Психология

Что такое психологический возраст

Chape.ru
Ученые выделяют (помимо календарного) три возраста человека: биологический, социальный и психологический. Биологический отражает степень физиологического развития, социальный — на сколько лет мы выглядим в глазах окружающих, а психологический возраст — тот, которому мы внутренне соответствуем (главный в цепочке). Почему он порой не совпадает с биологическим, и как выстраивать отношения с «взрослыми детьми» и «молодыми стариками»?
Психологический возраст определяет наше мировосприятие, а также диктует систему поведения и контакт с внешним миром. Его составляют три наши психологические сущности — внутренние ребенок, подросток и взрослый — и их взаимоотношения. «Ребенок» отвечает за радость, любопытство, умение быть счастливым; «подросток» — за творческую составляющую, а «взрослый» — за контроль и анализ всего, что происходит вокруг. Личность может считаться зрелой и самостоятельной, только если эти три сущности гармонично взаимодействуют. Если же одна из них излишне доминирует, то психологический возраст человека сильно отличается (в ту или иную сторону) от возраста, обозначенного в паспорте.

«Прелестный малыш»:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ — 7–12 ЛЕТ

Если человек игнорирует запросы и нормы своих внутренних подростка и взрослого, то сущность ребенка начнет брать верх над остальными двумя. В психологии для таких людей есть термин: носители синдрома Питера Пена. Беззаботный ребенок Питер Пен не хочет участвовать в сложной взрослой жизни. С одной стороны, он обаятельный «малыш», с другой — эгоцентричный монстр, который считает, что мир должен вертеться вокруг него любимого. Работа, ответственность, необходимость зарабатывать деньги и вести хозяйство — все это нагоняет на «Питера Пена» скуку, страх. Жизнь должна приносить ему только удовольствие. «Прелестный малыш» любит компьютерные игры, вступает в секту Поттерианцев, которые устраивают костюмированные вечеринки, посещает празднества фанатов фильма «Властелин колец» и охотится за кольцом вместе с ними. Стоит отметить, что к жизни этот большой ребенок не приспособлен абсолютно — 30- или 40-летний человек может перебиваться случайными заработками, не иметь семьи и прожигать жизнь в ночном клубе или на диване перед телевизором.

Работа

Многие Питеры Пены считают учебу и работу скучными занятиями. Поэтому нередко минуют вуз, устраиваясь на работу. «Здесь им приходится нелегко — и начальство не понимает, и коллеги скучные, так что место работы они меняют довольно часто», — говорит психолог Светлана Дубинина. Эти «дети» безответственны, могут завалить проект, потому что «нет вдохновения». К началу трудового дня они вечно не успевают, работают из-под палки, стараясь при возможности остаться на больничном. В итоге нигде долго не задерживаются.

Все заработанные деньги такие люди готовы спустить на новые гаджеты или видеоигры (в ущерб коммунальным счетам).
Отношения с близкими

«Большие дети» воспринимают людей с точки зрения полезности и необходимости. Один может быстро починить его машину — значит, годится в друзья, другой готов в любую минуту составить компанию для похода в клуб — хороший товарищ. Дружба предполагает взаимные обязательства, блюсти которые «Питер Пен» не способен — в итоге у него нет верных друзей, но есть знакомства. Отношения с родителями у этого «большого ребенка» сочетают его гнев из-за нравоучений и желание поплакаться в жилетку. У родителей, кстати, «Питер Пен» смело берет деньги на свою жизнь. При этом не помогает им в ответ.
Как с ними общаться

Отношения с «большим ребенком» всегда на грани. Он, как и все дети, часто обижается, обзывается и хочет, чтобы мир крутился только вокруг него.
1. C начальником. Высокие посты такие люди, как правило, не занимают. Но, даже довольствуясь рядовой должностью, они способны изрядно попортить нервы коллегам. Например, они — самые лучшие ябедники начальству, поэтому рядом с «ребенком» надо держать ухо востро. Если вы ему не понравитесь, он может даже собрать против вас коалицию из сотрудников.
Правильная тактика. Лучше держаться подальше от этого «маленького мстительного пакостника». С ним надо общаться ласково, слушать или делать вид, что слушаете его. О себе лучше ничего не рассказывать, а то когда-нибудь это может быть использовано против вас.
2. С молодым человеком. Он мил и обаятелен, но если вы признаетесь, что ждете от него решительных действий, он может испугаться этого. «Его эмоциональное развитие осталось на начальном уровне — ему сложно понять, чего от него хочет женщина. Его любовь — это любовь 12-летнего отрока. С ним можно развлечься, а не строить долгие отношения», — говорит Светлана Дубинина. Если захотите создать с ним семью, имейте в виду: он будет вторым младенцем, за которым нужен глаз да глаз. Со своими детьми «Питер» жесток, ведь он вступает в конкуренцию за внимание «мамочки». К бытовой жизни не приспособлен — и гвоздя забить не сможет.
Правильная тактика. В женщинах он ищет материнскую любовь и заботу. Но воспитание в строгости не повредит — он покапризничает, но послушается. Под влиянием строгой «мамочки» он даже может достигнуть карьерных высот.
3.С мамой. Мама-ребенок кажется воплощенной невинностью, а на деле может серьезно вмешиваться в ход вашей жизни.
Она постоянно будет требовать заботы. С момента, когда вы пойдете работать, вашей прямой обязанностью станет и ее финансовое обеспечение. Если вы с мужем поселитесь под одной крышей с мамой, развод вам будет обеспечен. Ведь мама считает, что вы не можете принадлежать никому, кроме нее.
Правильная тактика. Во-первых, начните жить отдельно, во-вторых, когда она опять попросит у вас денег, откажите! И без всяких угрызений совести! Если мама не больна и не инвалид, находится в том возрасте, когда еще можно найти работу, она должна сама себя обеспечивать. А вы готовы поддержать и помочь, но не взвалить всю заботу о ней на себя.

«Вечный подросток»:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ — 16–18 ЛЕТ

Если взросление человека по каким-то причинам не завершилось, то психологически он не беззаботное дитя, но еще и не взрослый — здесь мы имеем дело с «вечным подростком». У него те же страхи перед жестоким миром, но на ногах он стоит крепко и пытается противостоять всему чуждому, проявляя нигилизм и максимализм. У подростка железная воля и огромное желание состояться в жизни. При этом низкая самооценка, которую он пытается повысить за счет кого-то.

Работа

«Подростки — лучшие манипуляторы: они готовы «идти по трупам», не оглядываясь назад. Они совершенно не анализируют свои поступки, рубят с плеча. Их не интересуют чувства окружающих, потому что у таких людей отсутствует эмпатия (способность сопереживать). Именно эти три слагаемых: риск, наплевательское отношение к окружающим и талант манипуляции позволяют им успешно продвигаться вверх по карьерной лестнице», — говорит Лиза Погодина, психолог, йога-терапевт центра «Открытый мир».

Отношения с близкими

Вследствие отсутствия эмпатии у подростка складываются сложные отношения с близкими, и это касается не только родителей, но и друзей, вторых половинок. Подросток считает, что можно унижать родных, помыкать ими, ведь они тебя любят — от них точно не последует ответная агрессия. Отсюда — частые конфликты в семье и с возлюбленными. В друзья подростки выбирают личность ведомую, готовую терпеть унижения.

Как с ними общаться

1. C начальником. Нельзя ему перечить, указывать на несовершенство работы.
Правильная тактика. Хвалите его по возможности. Если у вас возникают идеи, представьте их в выгодном свете: он все придумал сам, а вы исполняете.
2. С молодым человеком. Он может иметь семью, обеспечивать ее, но не будет верен своей жене и заниматься детьми.
Правильная тактика. Если вы хотите, чтобы «подросток» был частью семейного гнездышка, вы должны превратиться в несколько разных женщин и преподносить ему сюрпризы каждый день.
3. С мамой. Она отличается тем, что редко готовит и следит за домом. Когда вам что-то нужно, она может притвориться, что у нее дела; зато, если ей срочно необходима помощь, вы должны лететь через весь город и быть рядом немедленно.
Правильная тактика. Не реагируйте бурно на ее выкрики по поводу того, что ей что-то нужно сейчас. Если у вас есть свои дела, завершите их. Когда освободитесь, помогите маме. Первое время она будет недовольна сложившейся ситуацией. Но путем длительной работы вы сможете разбудить в ней взрослого.

«Суперстар»:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ — 60–70 ЛЕТ

Можно ли сказать, что доминирующий внутренний взрослый — то, что нужно, чтобы наш психологический возраст был адекватным? Нет! Оказывается, если в человеке «спят» внутренние ребенок и подросток, он становится похожим на глубокого старика.

Отношения с близкими

Эти личности не любят развлечений, постоянно все и всех вокруг критикуют, строят планы, кажется, на долгие годы вперед, стараясь неукоснительно придерживаться намеченного.

Работа

Этот человек не любит перемен — они его пугают, поэтому он долго работает на одном месте. Как правило, такие личности выбирают «точные» профессии — все, что требует скрупулезного подсчета и неукоснительного порядка действий. Они ответственны, честно выполняют все в срок практически без ошибок. И требуют такого же отношения к работе от сослуживцев: не терпят, когда коллеги срывают сроки, подводят или делают все в последний момент.

Как с ними общаться

Это довольно сложный психотип, к которому надо искать свой подход.
1. С начальником. «Суперстар» с его навыками вполне может оказаться в кресле начальника. Тогда для подчиненных
наступит военное время с обязательными «комендантскими часами» и редкими «увольнительными». Нельзя будет отступать от Трудового кодекса. Чтить договор — обязательно. Если что-то у вас, на его взгляд, пойдет не так, вас сразу уволят по статье.
Правильная тактика. Не перечьте ему и не перебивайте. Старайтесь не опаздывать на работу, не срывать дедлайны и не уходить с работы раньше.
2. С молодым человеком. С этим брюзгой вы вряд ли можете рассчитывать на романтику. Чувства он держит в себе и проявляет их сухо. В отношениях «суперстар», как ротный командир: ему необходимо, чтобы выполняли его приказы. Надо признать: если вы его о чем-то попросите, он сделает для вас все.
Правильная тактика. Эту неприступную скалу можно покорить лаской, заботой и нежностью. Никогда не обсуждайте с ним его работу и деловые навыки.
3. С мамой. Если мама — «суперстар», то она любит и опекает детей, но проявить чувства ей не позволяет характер.
Правильная тактика. Выслушивайте все мамины тирады и наставления. Обязуйтесь исполнить все это, но по-тихому делайте так, как считаете нужным.
Тест: определите ваш психологический возраст

1. Вам нравится ваше тело?
А. Честно говоря, мне есть по поводу чего комплектовать (у меня достаточно много несовершенств).
Б. Чаще нет.
В. Да, я смирилась со своими недостатками.

2. Вам нравится ваша работа?
А. Мне нравится то, чем я занимаюсь.
Б. Не люблю работать.
В. Не всегда, но бывают моменты, когда очень нравится (такое случается редко).

3. Если у вас что-нибудь получается:
А. У вас повышается самооценка.
Б. Вы испытываете удивление и радость.
В. Для вас это само собой разумеющийся факт.

4. Если вам надо срочно решить серьезный деловой вопрос, вы:
А. Стараетесь решить его самостоятельно в сжатые сроки.
Б. Просите помощи у других или перекладываете ответственность на чужие плечи.
В. Откладываете его решение ненадолго, чтобы прийти к правильным выводам и выработать дальнейшую тактику ведения дела.

5. Вы получаете очень хорошее известие. В первый момент вы:
А. Делаете вид, что для вас это не важно.
Б. Не можете в это поверить.
В. Чувство радости переполняет вас.

6. Часто ли вы вините себя в жизненных провалах?
А. Редко.
Б. Во всех моих бедах виноваты жизненные обстоятельства, иногда окружающие, только не я сам.
В. Бывает иногда.

7. Когда вы получаете зарплату, вы:
А. Идете по магазинам.
Б. Раздаете долги.
В. Откладываете сразу часть денег на счет, который ежемесячно пополняете.

8. Заболев хроническим недугом, вы:
А. Сами стараетесь сделать все для выздоровления.
Б. Вас это мало беспокоит, оставляете все, как есть.
В. Ходите по врачам и аптекам.

9.Какая фраза вам ближе?
А. Все хорошо, что хорошо кончается.
Б. Принять все, как есть.
В. Все, что ни делается, к лучшему.

10. У вас есть мечта?
А. Я предпочитаю строить планы на жизнь, а не витать в облаках.
Б. Да, я люблю мечтать.
В. Нет. Все, о чем мечтал, уже реализовано.

Посчитайте, каких ответов у вас получилось больше — А, Б или В.
Больше ответов А.
Вы — «подросток». Комплексы и некоторая неуверенность в себе, а также ваш максимализм не дают вам повзрослеть и стать самостоятельной личностью. Когда вас уже перестанет волновать, что о вас думают окружающие, вы станете спокойнее относиться к происходящему вокруг. Не будете рубить с плеча, когда необходимо принять важное решение, и избавитесь от привычки обвинять всех окружающих в своих бедах.
Больше ответов Б.
Вы — «ребенок». Детям сложно в мире взрослых. Разбираться в важных делах, брать на себя ответственность, зарабатывать и оплачивать счета — эти действия станут показателем взрослости.
Больше ответов В.
Вы — самостоятельная, зрелая личность. Взрослый, который может в нужный момент «включить» внут-реннего подростка или ребенка.
Вы умеете решать важные вопросы, радоваться жизни и творить.

nasmnogo.net

Психологический и реальный возраст

Вы разговариваете с дамой лет сорока и ждете от нее адекватных взрослых поступков, а в она выдает реакцию...

«Время идет для разных лиц различно» - не так давно эта фраза Шекспира подтвердилась в наблюдениях одного психолога, в которых она говорит, что возраст можно измерять как давление, где фиксируется и верхнее, и нижнее. Так же и возраст у человека – есть реальный, а есть психологический.

Например, вы разговариваете с дамой лет сорока, и ждете от нее адекватных взрослых поступков на эти ее сорок лет, а в моменте она выдает реакцию пятнадцатилетнего подростка. Вот тогда и можно будет записать в графе возраст: 40 на 15.

А бывает и совершенно противоположная ситуация, когда человек мудр и опытен не по годам, и тогда его реальный, паспортный возраст будет значительно меньше возраста его души и сознания, возраста его поступков и отношения к жизни. Но это уже другая история.

Как же получается так, что вырастая, мы ухитряемся не взрослеть?

Причин для такого итога, как всегда множество. Например, если вам довелось родиться и воспитываться в семье, где слишком тревожная мама, бабушка, то у вас большой шанс вырасти несамостоятельным, т.е. не вырасти. В таких семьях обычно можно услышать «Давай я пойду с тобой, а то ты у меня еще маленький, вдруг сам не справишься! Вдруг ты заблудишься, что-то напутаешь, неправильными словами попросишь. Вдруг обидит кто, напугает». И как тут не научиться не доверять себе, всего и всех бояться, обижаться на многое.

Или другой пример, в вашей семье завелся контролирующий родитель или не умеющий уважительно ждать родитель-перфекционист, который требует идеального исполнения чего-либо с первого раза, а если не получается с первого, то звучит сакраментальное: «Отойди, сам(а) сделаю, так быстрее получится», а потом вдогонку «Ничего сам сделать не можешь!». И ребенок отходит раз, другой, третий, так вот и не научается ничему. Или «Ты это (поделку, рисунок, уроки, проект) не забыл сделать? Собирайся, тебе пора, а то в школу (институт, на работу) опоздаешь!», так ребенок учится не брать на себя ответственность.

Правда, и в этих семьях время от времени устают, вспоминают и говорят: «Ты уже большой, пора бы тебе самому!» Но при этом имеют в виду только то, что роста в тебе под метр семьдесят (плюс-минус), у тебя большие руки, ноги, тело, голова, может быть и бреешься давно по утрам, но это относится лишь к физическим размерам, а не психологической взрослости.

Поведение взрослых детей

Часто этот детский страх не справиться с возложенными обязанностями уже во взрослой жизни заставляет человека увиливать от решения поставленных перед ним задач, вследствие чего по различным жизненным сценариям закрепляется клеймо «неудачник» или «ленивец».

При попытке окружающих оказать помощь рождается новый страх — страх быть непонятым, а неспособность к продуктивному общению заставляет их бежать прочь, прекращать общение, терять социальные связи. Но чувство неудовлетворённости собственной жизнью, ее неисполненность даёт о себе знать.

Желание жить полноценной жизнью и неумение ставить перед собой свои цели, находить выход из лабиринта собственных опасений и заблуждений приводит этих людей к самым отчаянным попыткам в определении своего места в жизни. Часто у них ошибка следует за ошибкой, как в личной жизни, так и на работе, и в результате они становятся изгоями.

Неудовлетворённость рождает и страх перед жизнью, и озлобленность, и зависть, которые наружу могут проявляться в различных формах - от лести до грубого хамства. Они любят позу обвинителя. Их память, как хороший банкир, открывает счета на ошибки окружающих. И приходится тащить этим людям огромный чемодан без ручки со своими обидами, с этим досье на всех, дабы иметь возможность сказать каждому «Ты не лучше меня…, ты сам…». С годами содержимое чемодана растет, он тяжелеет, однако редко кто из них осмеливается его выбросить и пойти в свое будущее налегке, без прошлых обид.

Окружающим трудно понять, что все эти действия и поступки взрослых детей – это своеобразный крик о помощи и протест на их одиночество в толпе. Им, как жаждущим в пустыне, и надо всего-то ничего – искренняя заинтересованность их жизнью. Ведь многие «неудачники» и «ленивцы» талантливы. Только кто согласится стать мудрым и терпящим родителем вот такому взрослому ребенку?

Научиться изымать и работать с собственными страхами самостоятельно трудно. Избавиться от них можно лишь осознав причину, нагнетающую напряжение.

Но всегда любому страху можно противопоставить любовь, чистоту помыслов, искренний интерес и истинность знаний.

В любой ситуации есть выбор, находится и выход, только его необходимо увидеть и правильно понять.

Каждый человек имеет право на свой путь, свое мнение и свою ошибку.опубликовано econet.ru

Автор: Ольга Попова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Психологический возраст - часть 2

- от 2 до 7 лет дооперациональная стадия - мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).

- от 7 до 12 лет стадия конкретных операций - возникновение элементарного логического рассуждения.

- от 12 лет - стадия формальных операций - формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.

3) Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.

Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

I уровень: Страх наказания (до 7 лет).

1. Страх перед правом силы.

2. Страх быть обманутым и недополучить благ.

II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).

3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.

4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

III уровень: Совесть (после 16 лет).

5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.

6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

Существуют и другие периодизации развития.

время всегда казалось человеку (в частности, европейскому) гораздо более загадочным, чем пространство, и об этом уже свидетельствуют древнейшие пласты мифологии. В зависимости же от открытого и ведомого временем счета приобретений и потерь отдельной личности и человеческого рода оно удостаивалось самых различных «почестей», включая и благодарения за его нелицеприятную рассудительность, и постоянные сетования по поводу скрытого в нем подвоха. Человек всегда ощущал вне себя, а главное – в самом себе неумолимое движение времени.

Строго теоретическое, философское осмысление длительности началось с попыток превратить ее из переживаемой в мыслимую, хотя в ряде случаев по-прежнему оставалось в силе привычное обращение к чувственному опыту. Однако, именно субъективное восприятие времени осталось прерогативой психологического знания. И, как часто бывает, психология оперирует некоторыми закономерностями и понятиями, исходно представленными в философском знании. Так, в поле зрения попало стремление человека опредметить движение времени – психологическое оправдание устойчивой тяги человеческого разума к тому, чтобы редуцировать время к пространству и временное движение – к пространственному.

Предположения о наличии в структуре Я-концепции определенных временных «модусов» являются, по сути, традиционными для психологических исследований личности. Начиная с классических работ У.Джемса, в понятие Я-концепции закладывалось не только актуальное самопредставление, но и то, как сам индивид оценивает возможности своего развития в будущем, ибо именно идея актуализации идеального Я (которое по определению отнесено в будущее) было положено в основу самооценки как одной из фундаментальных составляющих Я-концепции.

Обретение возраста, освоение возраста, в конечном счете, есть лишь момент развития, который должен смениться новым этапом, переходом в новое возрастное состояние, и этот переход заложен уже в предыдущем возрасте как тенденция выходить за его рамки. В этом плане жизнь в определенном возрасте есть одновременно и переживание, и изжитие этого возраста. При этом «находимость-вненаходимость», обретение определенной формы и выход за ее пределы может зиждиться не только на будущем, но и на прошлом. Иногда (особенно в определенном возрасте) человек идеализирует уже пройденные этапы и на основании имеющегося у него опыта и наблюдаемых современных тенденций стремится вернуться в более ранний возраст. Переходя с языка механизмов психологического времени на язык его феноменологии, можно предположить, что реализованность психологического времени осознается человеком в форме особого переживания своего «внутреннего» возраста, который может быть назван психологическим возрастом личности.

Ф.Т.Михайлов говорит, что сущность человека не в том, что являет он собой в настоящее время, кем или чем он был или стал, а в извечном его неравенстве самому себе, в постоянной необходимости и соотносить себя (свои возможности, способности, знания и т.п.) с объективными обстоятельствами и условиями со-действия с другими людьми, в необходимости отнестись к себе, представлять себя и не только таким, каким был в прошлом или каким видишь себя в настоящем, но и таким, каким можешь, а в определенных случаях должен стать в будущем: уже добившимся своей цели, завершившим свое дело, изменившим условия и обстоятельства, т.е. изменившимся. Но это отношение к себе «со стороны», отношение к своему прошлому, настоящему и будущему нарушает тождество самому себе отнюдь не только в представлении. Оно совсем не умозрительный выход за пределы своего наличного бытия. Представить себя сразу во всех трех временных измерениях – это значит оценить свою роль в событиях совершенных, увидеть себя их «судьей» в настоящем, а это возможно лишь проецируя на свою биографию образ своего будущего, нацеливаясь на это будущее, применяя его меру к протекшему и текущему времени. Но все дело в том, что в генезисе любого представления о будущем в основе деятельности целеполагания (или, что то же самое, любой целесообразной деятельности) лежит не некая (мозгу, душе, психике, присущая от роду) способность чистого созерцания, а как раз внешняя жизненная необходимость разрешать целесообразными действиями объективные противоречия в условиях той или иной вставшей перед ним задачи.

Поэтому нарушение человеком «тождества самому себе» определено самими типом его жизнедеятельности: оно всегда и прежде всего реальное (бытийное) несовпадение его сформировавшихся потребностей, способностей, умений, знаний, и т.п., т.е. всей его субъективно переживаемой биографии, с ее же предметным миром, с потребностями и способностями других людей, требующее новых знаний, новых способностей и умений, призванных разрешить противоречия этого мира. Быть человеком – это и значит вполне реально и постоянно быть не равным самому себе, оценивая себя как общезначимой мерой задачами зоны ближайшего своего развития. Быть человеком – значит быть субъектом своего самоизменения.

Е.И.Головаха и А.А.Кроник определяют следующие основные характеристики психологического возраста как феномена самосознания.

Во-первых, это характеристика человека как индивидуальности и измеряется в ее «внутренней системе отсчета» (как интраиндивидуальная переменная), а не путем интериндивидуальных сопоставлений. Для того чтобы определить психологический возраст личности, достаточно знать лишь ее собственные особенности психологического времени. Понятие возраста производно от понятия «время» и не может быть определено без понимания того, о каком времени идет речь и что выступает единицей измерения этого времени. Если применительно к хронологическому возрасту 30 лет это значит лишь то, что в течение своей жизни человек совершил вместе с Землей 30 оборотов вокруг Солнца. Но определить тот же интеллектуальный (психологический) возраст как действительно временную характеристику уже невозможно, ибо о каком времени идет речь, мерой какого прошлого является этот возраст – совершенно непонятно. Но в то же время авторы определяют психологический возраст личности как меру психологического прошлого личности, подобно тому как хронологический возраст – мера его хронологического прошлого.

О том, как именно диагностировать психологическое прошлое, а через него и психологический возраст, авторы однозначно не определяют. Однако, по их мнению, относительной мерой психологического прошлого могла бы быть реализованность психологического времени

Мерой психологического возраста могут быть самые разные показатели. Многие описывают этапы своей жизни, ориентируясь на существующие в обществе социальные представления о том, на какие этапы должна делиться жизнь (детство, отрочество, юность). При таком делении, по данным Т.Н.Березиной, также опираются на социально заданные внешние ориентиры, преимущественно деятельного характера (детство до школы; школа, армия, поступление в техникум-ВУЗ – это юность; работа после ВУЗа – зрелые годы). Но в то же время некоторые выделяют этапы своей жизни, ориентируясь на события социальной, эмоциональной жизни (встреча со значимым другим, расставание; дружба, брак, рождение детей). Другие делят свою жизнь на этапы, ориентируясь на свой личностный рост («в 5 лет научился читать, а в 12 написал первое стихотворение»), на переезды из города в город («до 10 лет мы жили в одном городе, потом переехали в другой») или же не делят вообще.

Во-вторых, психологический возраст принципиально обратим, (в этом авторы сходны с концепцией А.В.Толстых), то есть человек не только стареет в психологическом времени, но может и молодеть в нем за счет увеличения психологического будущего или уменьшения прошлого. (Стоит отметить, что А.В.Толстых предлагал иной механизм «омоложения».)

В-третьих, психологический возраст многомерен. Он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности. К примеру, человек может чувствовать себя почти полностью реализовавшимся в семейной сфере и одновременно ощущать нереализованность в профессиональной.

Описывается психологическая обратимость возраста. Об увеличении своего возраста также давно известно. Так, маленькая девочка, почти младенец, может настоятельно утверждать, что «Я не маленькая», хотя она еще маленькая, и ей самой это прекрасно известно. Подросток готов «душу дьяволу заложить», чтобы его признали и назвали «взрослым». Но и старцы, и тем более долгожители, всячески стараются прибавить себе несколько прожитых лет, а отдельные «рекордсмены» умудряются прибавлять и двадцать и сорок лет к своему и так уже немалому жизненному стажу.

mirznanii.com

Психологический возраст личности и его регуляция

Реализованность психологического времени определяется соотношением психологического прошлого, настоящего и будущего. Единицы измерения реализованности полностью производны от понимания сущности психологического времени, единиц его анализа и измерения. Здесь сразу же становится очевидной невозможность сведения психологического времени и, в частности, психологического прошлого личности к чисто хронологическим единицам. Это становится тем более явным, чем значительнее личность, чем более весомый вклад в историю и культуру она вносит. Это часто отмечают создатели биографий выдающихся исторических личностей.

Однако и чисто событийные единицы не всегда оказываются адекватными для измерения реализованности психологического времени. Жизнь наполнена событиями от первого и до последнего вздоха, и потому подсчет числа событий ненамного будет отличаться от подсчета прожитых лет. Лишь принимая во внимание значимость событий для самой личности, мы сможем вплотную приблизиться к возможности измерения реализованности ее психологического времени. Тогда психологическое время и предстанет в собственном облике, не смешиваясь ни с хронологическим, ни с каким-либо иным. Таким образом, адекватные единицы измерения реализованности психологического времени могут быть найдены лишь при учете значимости событий для личности.

Что касается понятия «психологический возраст личности», то этот возраст — мера психологического прошлого личности, подобно тому как хронологический возраст — мера его хронологического прошлого. Специфические особенности психологического возраста таковы. Во-первых, психологический возраст — это характеристика человека как индивидуальности и измеряется в ее «внутренней системе отсчета» (как интраиндивидуальная переменная), а не путем интериндивидуальных сопоставлений. Для того чтобы определить психологический возраст личности, достаточно знать лишь ее собственные особенности психологического времени. Во-вторых, психологический возраст принципиально обратим, то есть человек не только стареет в психологическом времени, но и может молодеть в нем за счет увеличения психологического будущего или уменьшения прошлого. В-третьих, психологический возраст многомерен. Он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности. К примеру, человек может чувствовать себя реализовавшимся в семейной сфере и одновременно ощущать нереализованность в профессиональной.

Потребность в изменении своего психологического возраста возникает всякий раз, когда по каким-либо причинам человек недоволен своим наличным хронологическим возрастом. А такое бывает не так уж и редко. В детстве и юности он хочет казаться старше своих лет, а в ранней зрелости все с большей ностальгией начинает оглядываться на годы своей юности, старея же, мечтает о зрелых годах. Психологический возраст как мера субъективной реализованности психологического времени личности дает возможность в любом хронологическом возрасте выйти за пределы его «фатальной» определенности, изменить свое положение в возрастной градации. Возможности эти, однако, не безграничны. С одной стороны, в юности еще слишком мал отрезок хронологического прошлого для полной реализации значимых жизненных линий, а с другой — по мере старения все более исчерпываются резервы будущего, что ограничивает возможность насыщения его перспективными линиями.

Вместе с тем благодаря механизмам временной децентрации иногда удается «перехитрить» хронологический возраст. Дело в том, что психологический возраст личности зависит не только от соотношения прошлого настоящего и будущего, не только от ожидаемой продолжительности жизни, но и от локализации личного временного центра на оси хронологического времени. И если при прочих равных условиях временной центр смещен в прошлое, то тем самым уменьшается удельный вес психологического прошлого, а следовательно, и психологический возраст личности. Поэтому «жить в прошлом» — одно из средств компенсации процессов биологического и социального старения. Человек, уходящий в воспоминания прежних лет, актуализируя реализованные связи и события, одновременно молодеет в ощущении своего возраста.

Если при временной децентраций изменяется только точка обзора, с которой человек рассматривает свою жизнь, занимая при этом позицию пассивного наблюдателя, «не вмешивающегося» ни в содержание событий, ни в структуру межсобытийных связей, то активное творческое отношение к собственной жизни предполагает другой путь психовозрастной саморегуляции, который может быть назван реконструкцией субъективной картины жизненного пути личности. В единстве воли и знания личности о структуре собственного психологического времени заключен источник активной саморегуляции возраста.

Поскольку психологический возраст может быть изменен личностью благодаря реконструкции межсобытийных связей — пересмотру будущей жизненной перспективы и переосмыслению роли прошлых событий, их влияния на настоящее и будущее. Так, психологическая «старость» может наступить для человека и в сравнительно молодом возрасте, когда он большинство наиболее значимых событий относит к прошлому и не видит в них причин и средств реализации значимых событий в будущем. В этом случае прошлое становится замкнутой, самодовлеющей системой, оторванной от будущего человека, его жизненной перспективы, а сам человек психологически увеличивает свой возраст, преждевременно приближаясь к старости, если не по хронологическому и биологическому возрасту, то по крайней мере по субъективному самоощущению.

Но забвение прошлого и не имеющее глубоких оснований произвольное насыщение событиями будущего, мечты и радужные надежды, не подкрепленные реальными детерминантами в прошлом, означают психологический «инфантилизм», своеобразное детство в зрелости. Неадекватность такой психовозрастной позиции обусловлена тем, что у человека создается иллюзия неограниченности будущего, не соответствующая реальным возможностям индивидуального жизнеосуществления. Необходимо, чтобы человек ясно осознавал, что будущее как возможность превращается в действительность лишь в той мере, в какой оно было подготовлено всей прошлой деятельностью, теми событиями, которые становятся причинами и средствами, порождающими актуальные связи в структуре психологического времени. В этом случае реконструкция субъективной картины жизненного пути должна быть направлена на глубокое переосмысление самого событийного содержания будущего, чтобы среди этих событий в первую очередь были выделены те, которые действительно являются реальными ориентирами развития личности.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что наиболее адекватным направлением реконструкции, сознательно осуществляемой личностью, является приведение психологического возраста в определенное соответствие с хронологическим, что является существенной предпосылкой рационального использования личностью времени ее жизни. При этом следует учитывать, что речь в данном случае идет о зрелом этапе человеческой жизни. Что касается детства, пожилого и старого возраста, то здесь возможны иные механизмы рациональной регуляции психологического возраста, связанные со спецификой психологической организации личности на данных этапах жизни.

 

hron.com.ua

Как узнать свой психологический возраст?

Если вам не нравиться ваш возраст в паспорте, вы легко можете убедить себя в том, что видимое – не есть истиной. У вас в запасе, кроме хронологического («паспортного») целых три возраста:

  • биологический;
  • социальный;
  • психологический.

Биологический возраст – это уровень физиологического развития. Для каждой возрастной группы есть свои критерии развития. Таким образом, если то, что должно было развиться, еще отсутствует – ваш биологический возраст отстает от хронологического. Если же развилось то, чего еще быть не должно – биологически (или физиологически), вы старше, чем написано в паспорте.

Социальный возраст – это то, как и кем, мы выглядим в глазах окружающих. Этот показатель может грубо отличаться от того, как и кем, мы выглядим в своих собственных глазах.

Предыдущее предложение касается именно психологического возраста человека. Того, кем мы себя ощущаем.

Психологический возраст - общие правила «старения» и «омоложения»

Понятие психологического возраста – вещь непостоянная. То или иное событие в жизни может сделать из вас «молодуху» или же «старуху». Прежде всего, наш внутренний возраст зависит от того, какие у нас представления, стереотипы по отношению той возрастной группы, к которой мы относимся хронологически.

Так, молодые 20-летние люди часто склонны преувеличивать свой психологический возраст. Они чувствуют себя ответственными, решительными, властными – жизнь они контролируют своими руками (так им кажется).

25 лет – это тот отрезок времени, когда психологический внутренний возраст соответствует хронологии.

Начиная от 30 лет, люди, наоборот, мысленно «молодят» себя и это может продолжаться до самой старости.

Но, все показатели сугубо индивидуальны, есть лишь статистика.

Ребенок, подросток, взрослый

Психологический возраст личности – это восприятие мира и отношения с окружающими людьми. Внутренний возраст строится из соотношения (гармонии или дисгармонии) ребенок – подросток – взрослый.

Если все пропорционально – психологический возраст не отличается от хронологии. Если же есть дисгармония (одно из «я» преобладает), разница в цифрах будет поражать.

Ребенок отвечает за радость, мечты, любопытство, умение учиться и быть счастливым.

Подросток несет ответственность за творческое мышление, за противопоставление себя всему миру.

Взрослый – это дисциплина, ответственность, контроль и анализ всего происходящего.

Если вас интересует, как узнать свой психологический возраст, есть два способа его определения:

  • точный (вы узнаете свой внутренний возраст в годах, соответствующих вашему психологическому самочувствию) – прохождение теста;
  • неточный (вы узнаете, какое из «я» у вас доминирует) – смотрите описание ребенка, подростка и взрослого ниже.

Ребенок

В психологии люди с доминирующим ребенком называются носителями синдрома Питера Пена. Такая личность привлекает окружающих своим шармом и беспечностью. «Питер Пен» уверен, что мир вращается вокруг него и все должны выполнять его капризы. Эгоцентричное «я», которое не хочет слышать об ответственности, работе, заработке.

Подросток

Этот тип личности не завершил свое взросление. Он боится большого мира, но жестко противостоит ему. У него заниженная самооценка, но он компенсирует это за счет своего окружения.

Взрослый

Такие люди любят критиковать всех и вся, строят долгосрочные планы и стараются им следовать. Они не развлекаются, не отдыхают – им не до этого.

Самое приятное для них – это тихая, обеспеченная жизнь, без перемен.

Если в человеке подавлен ребенок и подросток, он становится похожим на старика.

 

womanadvice.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *