Кризис у мальчиков 10 лет – Как воспитывать мальчика 10 лет

Содержание

Для родителей: Сложный возраст- 10 лет!

Постепенно с этого возраста ребенок вступает в чрезвычайно сложный и эмоциональный период – переходный возраст. На фоне физических изменений, происходящих в теле ребенка, происходит изменение уровня гормонов, меняется эмоциональный фон и психология. В этом возрасте возникает еще один кризисный период, который нужно правильно пережить.

Дети в этом возрасте уже относительно самостоятельны, они уже не столь сильно привязаны к матери и отцу, не так сильно от них зависят. Они всеми силами пытаются проявлять свою независимость. В связи с тем, что зачастую мнение родителей расходится с их видением мира, могут возникать элементы агрессии в поведении. Зачастую это оборачивается противостоянием между ними и родителями. Дети пытаются самовыражаться, ведя себя в противоположность тому, что от них просят родители. Добавляет в копилку сложного поведения еще и переменчивое настроение в связи с колебанием гормонального фона – настроение может меняться без видимых на то причин, и переживать по поводу этого не нужно.

Воспитание

Далеко не все родители сейчас не знают, как воспитать девочку 10 лет или ровесника-мальчика. В попытках вырастить из своего малыша человека доброго и положительного, родители зачастую проявляют чрезмерное усердие.

Одной из самых частых проблем в воспитании становится обилие всевозможных запретов и слов «нет». Дети активно продолжают познавать мир, и такие запреты для них крайне тяжелы психологически. Ребенок просто не может их выдержать и постоянно их нарушает. В итоге приводится все к тому, что родители считают, что их запреты не имеют для ребенка смысла и значения, и что дети не хотят их слушаться.

Другой ошибкой в воспитании своих детей являются сравнение детей с другими, упреки или крики. Нельзя кричать на ребенка, важно все объяснять спокойно и без истерик. Старайтесь меньше ругать ребенка, и больше хвалить, и категорически запрещено в негативном тоне сравнивать ребенка с другими, унижать его достоинства – ребенок каждый по-своему уникален.

Дети 10 лет: психология

Вопрос о том, как правильно воспитывать мальчика или девочку 10 лет крайне сложен. В этом возрасте происходит некоторое эмоциональное отдаление и охлаждение отношений между детьми и родителями. Особенно видны различия в отношении мальчиков к мамам, и девочек к папам. Особенно сложно данный период может протекать в тех семьях, где ребенка воспитывает только один родитель. В этот период у ребенка должен быть близкий человек из взрослых его пола ( для девочек мама, тетя бабушка), для мальчиков – отец, брат, дядя), кому он может доверить свои переживания и страхи, с кем может доверительно говорить. Психология мальчика 10 лет или девочки особенная в этот период, дети не совсем еще осознают, что происходит с их телом и настроением, могут формировать комплексы. В связи с этим, чтобы сформировать позитивное отношение к своему телу, стоит уделить внимание занятиям спортом. Детям важно находиться в коллективе и общаться с ровесниками, иметь друзей,  родителям сейчас нужно вести себя так, чтобы они были для детей предметами для подражания. Особенность психологии детей 10 лет, особенно если это мальчики, зачастую толкает их на необдуманные поступки или нарушение правил безопасности. Важно, чтобы родители могли донести до сына или дочери, чем чреваты те или иные действия и поступки, к чему они в итоге могут привести.

Кричать и ругаться, сажать ребенка под арест при его проступках – не выход из ситуации, это только оттолкнет детей от вас.

Естественно, детям нужно давать определенную свободу, но понимать, насколько должен быть самостоятелен мальчик 10 лет или девочка. Детям важно ощущать свою самостоятельность и доверие к ним родителей.

Кризис 10 лет у детей: симптомы

Наряду с более ранними, этот возраст у детей также кризисный. С одной стороны, они уже относительно взрослые для принятия решений и ответственности за них, с другой стороны – не имеют жизненного опыта. В виду этого в переходный возраст у мальчиков в 10 лет или девочек могут возникать сложности в общении со взрослыми или детьми, замкнутость, неуверенность в себе и другие проблемы. Родителям важно в этот период проявить участие и ненавязчиво предлагать помощь в преодолении этого периода.

nsportal.ru

Кризис 10 лет у мальчиков — Советы родителям

Актуальная для нас тема. Уже просто не знаю что делать, очень стараюсь понимать, не донимать и спокойно реагировать. Это сложно. Дочке весной 9лет, характер сложный, своенравная и упрямая, сейчас становится просто неуправляемая. Предпосылки были с дет.садовского возраста, диктовала свои правила и иногда устраивала истерики если не по ее. 

Сильно изменилась ситуация после нового года, думаю даже к психологу сходить, ищу когда и куда пока что…решила узнать на форуме как то с этой бедой справляется?
У нас поведение такое-ничего и никого слушать не хочет, в прямом смысле слова, кричит, стучит ногами по полу, по мебели если мы разговариваем в комнате. Закрывает уши руками и говорит-тише. Принуждает нас замолчать и уйти из комнаты или начинает кричать и кашлять. С кашлем тоже беда, после нг все поочередно болели и дочь в том числе. И все это время и сейчас тоже она на кашель отвечает подкашливанием. Причем у моей мамы он хронический и она всегда кашляет. 
Дочка не дает прикасаться к себе и ее вещам, сначала брызгала духами все что трогают, когда кончились начала брызгать водой, либо встряхивала и терла чем нибудь.


сколько раз буквально вчера и сегодня начала плевать на вещи…У меня шок просто от такого поведения.
Стараюсь понять почему и объяснить, что мы живем все вместе и прикасается ко всем вещам. я их покупаю, стираю, глажу итд. но мы здоровы и соблюдаем личную гигиену. Тоже самое с посудой и едой.  Давно у ребенка уже свой стакан и тарелка к которой никто не прикасается.
Выбор вещей и сборы в школу превратились в ужас, предпосылки были с 5-6лет. дочка не любит когда ее торопят и говорят «под руку» мы молча ждем ее с младшей, иначе она раздевается и начинает все заново и психует. С нового года не разрешает себя заплетать, подхожу допустим с расческой чтобы причесать, она убегает если успела притронутся к волосам, то дерет волосы. С выбором вещей всегда была щепетильна и нельзя заставить ее носить что не хочет, но я даю ей право выбора и вместе покупаем вещи, узкие брюки и джинсы не носим, рубашки тоже, длина рукавов для нее принципиальна итд. Я не настаиваю, можно выбрать нужные и удобные для нее фасоны, не навязываю. 
Меня беспокоит что она кричит и не позволяет ни кому разговаривать, да можно даже сказать существовать рядом с ней-находится рядом. Хотя когда ей что то нужно вежливо спрашивает у меня, можем играть вместе 10 минут, а потом опять отталкивает. 
Осложняется наша ситуация тем, что у нас воспитываем ее я, моя мама и муж.
все трое разных взглядов. Я стараюсь договорится и понять, муж консерватор и если что за ремень-чтоб как шелковая была и не перечила, бабушка тоже давит на свое и часто срывается на крик и обзывания. Они пытаются давить на ее, ломать, заставлять итд. Я против такого воспитания, я помню как моя мама так со мной и сестрой поступала, я хочу чтобы моя дочь мне доверяла и у нас были близкие и доверительные отношения. 
Запуталась в общем, подскажите в каком направлении действовать с таким сложным ребенком. 

Источник: mamochki22.ru

Возрастные особенности

Большая часть изменений в возрасте 10 — 11 лет происходит на гормональном уровне, также меняется психология. В поведении появляется определённая самостоятельность, постепенно исчезает исключительная зависимость от мамы и папы. Каждый родитель должен отнестись к этому с пониманием и принять тот факт, что у ребёнка есть потребность в общении вне дома и интересы, на которые он может тратить своё личное время (а им ребёнок должен обязательно располагать).

Девочки в 10 лет начинают ощущать себя девушками

Попытки чрезмерно контролировать круг общения и деятельность взрослеющей девочки может обернуться:


  1. Бунтом, явной демонстрацией неподчинения (сопровождается злостью, агрессией, желание действовать «вопреки» выливается в по-настоящему неразумные и опасные для жизни и здоровья решения).
  2. Безразличием (игнорирование всех требований матери и отца).
  3. Условным смирением, которое исчезает, как только ребёнок оказывается вне поля зрения родителей (сопровождается ложью и развитием недоверия к окружающим).
  4. Истинной покорностью (сопровождается падением самооценки, отсутствием инициативы, склонностью к саморазрушению).
Полностью покорное поведение опасно воспитанием безвольной личности

В каждом индивидуальном случае одна из этих тактик поведения является преобладающей, но в целом они могут чередоваться между собой. Это связано с и

iberianrailwayssociety.org

Психология и воспитание детей 11 лет: симптомы кризиса, особенности воспитания

Ребенок вступает в сложный как в физическом, так и в эмоциональном плане период. Происходят изменения тела, формируются взрослые черты, перестраивается обмен веществ, что приводит к эмоциональной неустойчивости, ранимости. Родителям нужно проявить много терпения и понимания в этот период к своим детям.

Вступление в период ранней фазы полового созревание напросто для самого ребенка. Изменения тела, некоторая неуклюжесть и угловатость приводит к тому, что ребенок испытывает комплексы. Отсюда зажатость, стеснение, изменение поведения, и даже вспышки гнева и агрессии. В этом возрасте дети отдаляются от родителей, становятся все более самостоятельными. Однако, даже не признавая этого, в 11 лет дети все еще нуждаются в поддержке, одобрении и советах родителей.

В этом возрасте активно развивается мышление, интеллектуальные способности, логика  абстрактное мышление. Дети вполне могут планировать свои дела и просчитывать поступки, понимают вытекающие из них последствия. Сейчас для детей важно социальное взаимодействие, на первое место уже выходит не учеба  успехи в ней, а мнение о ребенке  его способностях со стороны коллектива и окружающих. Постепенно проявляется и интерес к противоположному полу, хотя пока еще контакты более активны с детьми своего пола.

Особенности воспитания детей в 11 лет

Сейчас ребенку важно общественное одобрение и его трудолюбие на пике.

В этом возрасте важно прививать любовь к труду  и помощь ближним, развивать таланты, кулинарные способности, страсть к рукоделию. В воспитании девочки прежде всего нужно уделить внимание вопросам бытового характера – необходимости посильной помощи взрослым, подержания порядка и ухода за младшими, животными. Не менее важно воспитание высоких нравственных качеств девочки. В этом возрасте приходит время поговорить о половом воспитании, интимной близости и последствиях необдуманных шагов. Важно стать девочке другом, чтобы она могла доверять вам самые деликатные и серьезные тайны.

Мальчики несколько отстают в развитии от девочек на этапе полового созревания. Поэтому, они в этом возрасте еще могут быть увлечены машинкам и играми, в то время как девочки уже задумываются о любви. Однако, важно знать как правильно воспитывать мальчика 11 лет, чтобы заложить в нем высокие моральные качества – ответственность, заботу о близких и более слабых, верность и честность. Родителям нужно знать, что основа воспитания – это собственный положительный пример отношений в семье, между друзьями  коллегами. Дети копируют наше с вами поведение и отношение к миру.

Психология 11-летних детей

Особенности психологии детей в этом возрасте – изменения внешности, совпадающие с измерениями характера. Порой дети сами не могут понять, что с ним происходит, от неуверенности в себе и внутренних переживаний может возникать агрессия, жестокость. Во многом, психология мальчика 11 лет отличается от девочки, так как сроки их развития не синхронны. У девочек в этот период отмечается нервозность, плаксивость и обидчивость, связанная с изменениями внешности. В то время как мальчики в этом возрасте добавляют масла в огонь, дразня девочек, и обращая внимания на внешность, прилепляя обидные прозвища.

В этом возрасте начинается стремление к самостоятельности, принятию взрослых решений, но нужно понимать, насколько должен быть самостоятелен мальчик 11 лет или его ровесница-девочка. Дети такого возраста уже легко могут оставаться одни дома, присматривая за младшими и выполняя несложную домашнюю работу. Помимо самостоятельного выполнения уроков, общения в соцсети, прогулок и прочего, дети должны полностью себя обслуживать – постирать и погладить свои вещи, приготовить себе несложную еду, полностью сами соблюдать гигиену тела и волос,  оказать себе первую помощь при мелких травмах или порезах.

Симптомы кризиса у одиннадцатилетних детей

В периоде примерно после 10 лет, формируется особый возрастной кризис. Он возникает в силу внутренних и внешних изменений, которые формируют особое напряжение нервной системы, что выливается в изменение поведения, отношений с родными и друзьями. Часто,  переходный возраст у мальчиков в 11 лет проявляется проблемами в учебе, непослушанием, скандалами и ссорами с родителями. Не отстают в этом возрасте и девочки, их поведение тоже оставляет желать лучшего, они стараются доказать свою взрослость путем капризов и истерик. В итоге, это приводит к напряженности отношений с родителями. Такой период нужно пережить, максимально тактично и деликатно относясь к ребенку, став его другом и завоевав его доверие. Тогда вам будет проще понять, что происходит.  

Теги по теме: воспитаниедети 7-12

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

Когда и как протекает кризис подростковый и что делать родителям

Развитие ребенка с детского возраста до взрослого периода сопровождается периодическими душевными кризисами. Возрастной ценз кризисных периодов следующий:

  • годовалый возраст;
  • в три-четыре годика;
  • семилетний кризисный период;
  • кризисные явления с 13 до 17 лет.
Возрастные кризисы — определение

Особо серьезными считают возрастные явления, которые происходят в 3-4 года и кризис 17 лет.

Кризис 4 лет у детей проходит более безболезненно, родители могут помочь своему малышу пережить этот процесс. Отечественная психология период взросления подростка   считает самым сложным, поскольку начинается перестройка личности, подросток в этот период может полностью поменять взгляды. Родное дитя для родителей становится чужим непонятным человеком, способным на непредсказуемые поступки.

Особенности и периоды подросткового возраста

Следует уточнить, что границы подросткового кризиса индивидуальны для каждого подростка.

Характерные признаки кризиса у подростков

Кризис подросткового возраста подступает постепенно. Родителям очень важно распознать первые его проявления. Не надо делать вид, что ничего не происходит, что все пройдет само-собой.  Признаки назревания кризиса у некоторых подростков начинают проявляться уже к 10 годам, другие вступают в проблемную стадию в 13-17 лет

Психологи считают, что, чем позднее проявляется возрастная проблема, тем острее протекают кризисные явления.

Общение со сверстниками выходит на первый план

Характерными кризисными проявлениями можно считать:

  1. Тяга к обществу более старших детей или активизация общения с одногодками.
  2. У подростков проявляется резкая тяга к автономии, самостоятельности и независимости. Свое мнение он считает единственно-правильным.

Советы: Если родители стали замечать, что ребенок может общаться со ровесниками бесконечно долго, а в семье тяготится общением, отмалчивается, теряет интерес к семейным делам, значит проблема переходного возраста пришла в ваш дом. Пора незамедлительно посетить психолога и почитать специальную литературу.

Основные признаки кризиса подросткового возраста

Родителям надо знать, что криз в подростковом возрасте имеет свои «плюсы» — противоречия, разрывающие душу подростка нужны для того, чтобы сформировалась полноценная и гармоничная личность.

Основные фазы кризисного периода

  1. 1 фазу называют предкритической или негативной. Данный период характеризуется тем, что в сознании подростка рушатся стереотипы. Родители часто не понимают, что происходит с их чадом, поэтому возникает много разногласий в семье.
  2. 2 фаза является кульминационной точкой кризиса. Чаще всего такое случается в 13-15 лет.  У кого-то этот период бурный, у иных проходит более спокойно и мягко.   Для фазы 2 характерно пристрастие детей к неформальной культуре, они вступают в разные группировки или «прибиваются» к дурным компаниям.
  3. 3 фаза называется посткритической. На данном этапе происходит формирование новых отношений со сверстниками, с семьей и с обществом.
Пути развития подросткового кризиса

Советы: Родителям надо проявлять максимум терпения и понимания. Ни в коем разе нельзя вступать в конфронтацию. Важно создать такой психологический климат дома, в котором подростку будет комфортно. Он должен чувствовать, что его любят в семье.

Папе и маме надо понять, что сын или дочь стали взрослеть, что с мнением своего чада надо считаться. 

Кризис подростковый выражается в двух видах – зависимости и независимости.

Вид кризиса: независимость

Выражаются кризисные явления в том, что ребенок очень резко отторгает от себя окружающих и семью. Отсюда и название – независимый. Характерными чертами независимости становятся     проявление своеволия, обесценивание мнения старшего поколения, отрицание их требований.

Кризис независимости — проявления

Более резко и прямолинейно, проявления независимости заметны в 13-15 лет. Кризис 17 лет проявляется в более скрытых формах. Симптоматика кризисного периода сама по себе не пройдет. Она проявляется не все время, а периодами. Родителям не следует обострять отношения в это время.

Психология советует отнестись к возрастному кризису с пониманием. Ребенку тяжело пережить противоречия, его психика не может справиться с эмоциями, он не умеет управлять чувствами. Если вступить в конфронтацию, то подросток может сорваться или станет замкнутым.

Советы: Родителям надо прислушиваться к «крику души» своего ребенка.

Признак кризиса — отдаление от родителей

Не надо читать ему лекций, поучать и не следует разговаривать, как с малышом, поучительным тоном. В противном случае ситуация только ухудшится. Преодолеть проблемный возраст можно только с помощью терпения и любви к своему чаду.

Некоторые родители практикуют применение силы. Для юного нигилиста такое отношение спровоцирует только отрицательные реакции.    

Вид кризиса: зависимость

Среди кризисов, которые переживают дети выявляется следующая тенденция. Если кризис 4 лет у детей, чаще всего, проявление независимости и стремление к самостоятельности, то у подростков намечается тенденция к зависимости.

Проявляется такой кризис чрезмерностью послушания, желанием быть «под крылышком» у старших. Подросток не имеет желания становиться взрослым, он страшится трудностей, не может принять самостоятельных решений, да и вообще боится самостоятельности.

Кризис зависимости — признаки

Такой кризис страшнее независимого. Тип поведения подростка предполагает, что ребенок станет инфантильным, развитие его станет медленнее.

Советы:   Процесс кризиса находится в зависимости от поведения взрослых. Папы и мамы, бабушки и дедушки должны быть очень терпеливы.

Надо помнить, что ребенок интуитивно копирует поведение взрослых. И задача родителей – подать ребенку пример своим поведением.

Если родители чувствуют, что ребенок выбирает линию поведения «зависимость», они должны приложить все силы, отказывать своему чаду в покровительстве, чтобы приучить его к самостоятельной жизни.

Основа проблем подростков — притиворечия

Как помочь подростку в преодолении кризиса

Даже очень любящие родители часто совершают много ошибок в воспитании детей. Трудным испытанием для многих является кризис 4 лет у детей. Советы психолога, полученные в этот период, годятся и для преодоления кризиса у подростка.

Советы родителям как пережить подростковый кризис
  • Любую проблему проще решить, если найти компромисс.
  • Все члены семьи должны выполнять единые требования и правила. Это позволит подростку чувствовать себя равным.
  • Родителям надо научить себя воспринимать ребенка, как   личность, которая уже состоялась. Решая семейные вопросы, обязательно спрашивайте его мнение.
  • Научите его справляться с эмоциями и чувствами личным примером.
  • Проявляйте искренний интерес к его проблемам и увлечениям.
  • Подростка надо поощрять за успехи, оказывать поддержку в начинаниях.
  • Не надо сравнивать своего ребенка с прочими, не говорите ему, что он хуже других, поддерживайте его морально в трудных ситуациях.
  • Не надо оценивать негативные высказывания юноши или девушки.

Подростковый период – это пора взросления, которая наступает в 13 лет, сюда входит переходный период в 15-16 лет, кризис 17 лет. Возрастная психология описывает каждый год этого трудного периода душевного становления и помогает родителям и педагогам понять тонкости и нюансы поведения подростков.

Видео: Подростковый кризис, советы психолога

detki.guru

Переходный возраст у мальчика | Азбука воспитания

Переходный возраст для любого ребенка является очень важным периодом в жизни. Не становятся исключением и мальчики. В это время в организме подростка начинаются процессы, свидетельствующие о скачке в развитии. Природа запускает этот механизм в 9-14 лет. Период также называется пубертатным, в принципе, это начало полового созревания. Но мальчики переносят это не совсем так, как девочки в подростковом возрасте. Мальчики развиваются на пару лет позже. Девочки 13 лет вполне сформированы, в отличие от мальчиков, которые в этом возрасте имеют еще детскую внешность.

Физиологические изменения

В переходном возрасте организм мальчика начинает бурно перестраиваться. У него начинается рост костей, мышечной массы, расширяются плечи. С 10 лет половой орган и размер яичек начинает увеличиваться, на лобке активизируется рост волос. Развитие вторичных половых признаков сопровождается обостренностью чувств и повышенной возбудимостью. У мальчиков просыпается первое сексуальное проявление по отношению к противоположному полу.

В возрасте 14 лет мальчик замечает у себя изменения в голосе – он становится грубее, иногда появляются звуковые перепады, которые образуются из-за развития хрящей в горле и увеличения голосовых связок. Голос формируется окончательно по прошествии двух лет после начала полового созревания. Приблизительно в 15 подросток достигает репродуктивного возраста, но это не значит, что переходный возраст завершен.

В настоящего мужчину мальчик превратится не раньше 23 лет.

С 14 до 16 лет у мальчиков наступают поллюции, то есть семяизвержение во сне. Организм устроен так, что каждое явление неслучайно. Оно естественно для периода полового созревания, поэтому пугаться или удивляться не стоит. Примечательно, что мальчики в переходном возрасте страдают от лишнего веса гораздо реже девочек. Исключением становится только полнота, спровоцированная нарушением обмена веществ или наследственными факторами.

Переходный возраст часто сопровождается таким неприятным признаком, как угревая сыпь. Ее появление связано с избыточным выделением гормонов, поэтому с окончанием полового созревания уходит обычно и эта проблема. Однако в пубертатный период угри нередко становятся причиной появления множества комплексов и психологических проблем.

Психологические проблемы

Переходный возраст у мальчиков обязательно сопровождается изменениями в характере и поведении. Оказывается, собственный внешний вид тревожит мальчиков ничуть не меньше, чем девочек. Они прилагают усилия и стараются более тщательно следить за собой, агрессивно относятся к критике по поводу созданного образа.

Недовольство всем – это закономерное проявление переходного возраста, оно вызывает стыдливость, замкнутость и неуверенность в себе.

В процессе переходного периода характер и поведение мальчика иногда меняется кардинально. Причиной могут быть и физиологические факторы: усиленное потоотделение, возникающая неожиданно угревая сыпь, постоянно жирные волосы. А ведь в это время мальчик хочет нравиться девушкам, у него просыпается интерес!

В результате недовольства собой часто возникает повышенная нервозность и внезапная агрессия. Переходный возраст сигнализирует о себе грубостью по отношению к родителям, старшим людям, учителям. Вспышка эмоций – это особенность возрастного этапа, ее причина кроется в бурной перестройке организма. Гормоны, отвечающие за половое созревание организма ребенка, называются андрогенами.

В период переходного возраста мальчик начинает позиционировать себя как взрослый мужчина. Он хочет доказать окружающим, что способен решать собственные проблемы самостоятельно. Считая себя взрослым, подросток в переходном возрасте нередко совершают «подвиги» под влиянием эмоций, не отдавая себе отчет в возможных последствиях.

Выход у взрослых один – необходимо мягко помочь подростку сориентироваться в ситуации, дать ненавязчивый, но толковый совет, подсказать, как справиться с проблемой.

Комплексы

В переходном возрасте начинается период подростково-юношеской гиперсексуальности. По сравнению со следующим периодом жизни, это время повышенного внимания и влечения к сексу. Именно этот период становится для родителей одним из самых тревожных, так как акселерация полового созревания часто сопряжена с некоторыми нарушениями в сексуальном поведении. Чаще всего, беспокойство доставляют родителям занятия онанизмом у мальчиков-подростков.

Кроме этого, переходный возраст часто характеризуется сексуальным вниманием к лицам того же пола. Причина кроется в неосознанном половом влечении в период бурного развития растущего организма. В случае, если однополое влечение или занятия онанизмом носят устойчивый характер, родителям необходимо настоять на патопсихологической диагностике у практикующего психолога, так как это сигнализирует о начале психического заболевания.

Как правильно вести себя родителям? Неокрепшая психика подростков, чаще всего, сама страдает от подобных желаний, мальчики чувствуют себя извращенцами. Иногда подросток даст понять об этом в завуалированной форме. Важно вовремя прочитать сигнал и обратить на него внимание. Открытое обсуждение этой темы нежелательно, но ребенок должен почувствовать, что родители на его стороне и эти переживания напрасны, скоро все станет на свои места.

Ни в коем случае от дорогих и близких людей не должны исходить флюиды унижения и презрения.

Актуальна в переходном возрасте и тема суицида. В последнее время резко увеличилось число случаев в среде детей и подростков. К сожалению, суицидальное поведение в последнее время стало не только следствием стрессов и включением защитных механизмов, но и данью моде, подражанию более значимым сверстникам. Мотивом может стать множество факторов: средство избежать одиночества, месть родителям, оскорбление и унижение ребенка, непонимание и невнимание. Особняком стоят наркомания, физическое насилие, как ни странно, успеваемость в школе. Дети, склонные к суициду, чувствуют себя нелюбимыми и обделенными, они тревожны и неуравновешенны, лишены веры в свои силы.

Родителям необходимо обеспокоиться, если у ребенка мало друзей, поведение вдруг резко изменилось, депрессивное состояние наблюдается в течение нескольких дней, ребенка часто преследуют неудачи. Как действовать в таких случаях?

  • Максимально исключить критику по отношению к подростку;
  • Разрешить ребенку выражать негативные чувства;
  • Вызывать подростка на разговор и не прерывать его, пока он не выскажется;
  • Дать ребенку понять о серьезном отношении к его проблемам;
  • Подчеркивать временный характер проблемы, предлагать свою помощь.

Если суицидальные наклонности подростка перекликаются с его чертами характера, то лучше обратиться к психиатру, ведь чисто воспитательные и психотерапевтические воздействия могут оказаться не совсем действенными и достаточными. В качестве профилактики суицида может быть обращение к жизнеутверждающим источникам культуры.

Советы родителям

Родителям очень важно найти подход к подростку и сохранить доверительные отношения. Нужно помнить, что переходный возраст труден тем, что понимание жизни уже становится взрослым, а возможностей для реализации себя практически нет. В то же время присутствует высокий уровень эмоциональной чувствительности. Переходный возраст – это очень противоречивое время, пережить которое сложно всем, родителям и их детям.

Как же добиться доверительных отношений? Доверие – это отношение между двумя сторонами. Родителям, которые переживают из-за замкнутости подростка, сначала следует ответить на вопрос: доверяют ли они сами своему ребенку? Загонять в угол допросами не нужно, лучше начать рассказ о своей жизни, постепенно и сын раскроется.

Конфликтная обстановка в домашних стенах, однозначно, гонит подростка на улицу. А переходный возраст требует, чтобы с мальчиком общались на равных, ведь он уже чувствует себя мужчиной. Если рассказывать о себе, не нужно создавать идеальный образ, лучше вспомнить о своих ошибках и неудачах, порассуждать, как нужно было сделать правильно. Нравоучения лишь отталкивают подростка, ему кажется, что он не соответствует ожиданиям, а потому идет туда, где его воспринимают на равных. Чаще всего, это улица.

Родителям нужно стараться держать мальчика-подростка и его друзей поближе к дому. Особенно важно не показывать, что его приятели не слишком нравятся – в переходном возрасте это чаще всего вызывает у ребенка неконтролируемую агрессию. Отношения налаживаются, когда родители отталкиваются от интересов ребенка – слушают его любимую музыку, интересуются, что его занимает в интернете. Важно быть в курсе и не пытаться при этом навязывать свое мнение, в переходном возрасте это безрезультатно, а вот навредить может. Тонкая ниточка доверия может быть надорвана надолго.

Терпимость и поддержка – вот что нужно мальчику в переходном возрасте.

Помощь психолога

Иногда не каждые родители могут спокойно пережить переходный возраст ребенка. Многим не хватает выдержки, знаний, а зачастую, просто времени, чтобы помочь своему мальчику советом и личным примером. Идеальным выходом из этой ситуации будет обращение к психологу. Он окажет профессиональную помощь не только подростку, но и его родителям, вернет доверительные отношения. Однозначно, следует идти к психологу, если мальчик-подросток:

  • Замкнулся в себе;
  • Жалуется на постоянную усталость, отказывается от еды;
  • Регулярно требует, а не просит деньги;
  • Грубит всем членам семьи, одноклассникам и учителям;
  • Часто проявляет агрессию, равнодушен ко всему живому.

В этих случаях обращение к специалисту должно быть незамедлительным. Усугублять ситуацию просто опасно, необходимо установить контакт, но сделать это самостоятельно вряд ли получится. Хочется, чтобы переходный период в возрасте ребенка прошел незаметно и безболезненно, а потому нужно чаще вспоминать себя в этом возрасте и ставить себя на место своего мальчика. Этот период был у каждого, только проживал каждый его по-разному.

azbyka.ru

Подростковый возраст. Особенности, проблемы, кризис, признаки у ребенка. Психология личности девочек, мальчиков. Что делать родителям

Период подросткового возраста приходится на 12-15 (11-17) лет. Особенностью взросления является завершение формирования вторичных половых признаков, а также половое созревание.

Психологически пубертатный период проявляется быстрой сменой настроения, упрямством, раздражительностью, желанием находиться большую часть времени со сверстниками, а также другими признаками.

Содержание статьи:

Что такое психология подростка

Подростковый возраст знаменуется переходом в сознании человека от ощущения себя ребенком к пониманию своего взросления. Физиологические изменения, в том числе гормональная перестройка организма, вызывают ощущение, что что-то поменялось, а что именно, пока непонятно.

Поэтому у детей проявляется тяга ко всему новому, а также отрицание общеустановленных принципов, ранее привитом родителями образе жизни.

Каждый ребенок проходит этот сложный период со своими трудностями и особенностями. Длительность его также различна для каждого конкретного случая. Однако при благоприятном протекании переходного периода он заканчивается к возрасту 15 лет.

Возрастные особенности подростков мальчиков

Подростковый возраст, особенности которого различны для представителей обоих полов, протекает у мальчиков со следующими характерными чертами:

  • Злость и агрессивность. Появление такой манеры поведения является следствием повышенной выработки тестостерона.
  • Притупление чувства страха. Также взаимосвязано с изменением уровня тестостерона.
  • Озабоченность собственными внешними данными не менее, чем у девочек. Нетерпимость критики по поводу своей внешности. Неудовлетворенность своим видом способна привести к неуверенности и замкнутости.
  • Стремление самостоятельно решать свои проблемы. Мальчик в этом возрасте хочет, чтобы его воспринимали как взрослого мужчину, а неспособность справиться с собственными неурядицами приводит к нарушению душевного спокойствия.
  • Стремление к подвигам и образу жизни, присущему взрослому мужчине. Однако результат своих поступков мальчик еще не может осознавать в полной мере.

  • Появляются внезапные эмоциональные всплески, которые также носят гормональную природу.
  • Проявление повышенного интереса к интимной стороне жизни, сильное влечение к противоположному полу.

Подростковая психология девочек

Подростковый возраст у девочек протекает со следующими признаками:

  • Озабоченность собственной внешностью и несоответствием своего образа общепринятому. Особенно ярко у девочек проявляется стремление быть похожей на подруг или значимых в подростковом обществе личностей. В этом возрасте часто возникает желание сделать прическу как у подруги или одеваться в вещи, которые предпочитают кумиры.
  • Желание привлечь внимание к собственной личности, зачастую за счет провокационного поведения или нарядов, а также броского макияжа.
  • Становятся частым явлением резкие перепады настроения, вспышки гнева, агрессивность.
  • Возникает острое стремление к самостоятельности.
  • Девочка испытывает, как правило, в этом возрасте свою первую любовь, которая, чаще всего, остается безответной.

Внутренние физиологические начальные признаки подросткового возраста

Подростковый возраст характеризуется различными внутренними физиологическими признаками для мальчиков и девочек.

Можно выделить следующие особенности для мальчиков:

  • За несколько лет до проявления внешних признаков взросления мальчика, его мозг начинает вырабатывать гормоны полового созревания – андрогены, самое яркое проявление из них принадлежит тестостерону. Именно гормоны приводят к внутренним и внешним изменениям на пути к взрослению.
  • Начинается период активного роста. За год ребенок может вырасти на 10 см. Причем у мальчиков этот период задерживается по сравнению с девочками примерно на 1 год. Это приводит к несоответствиям в росте и телосложении мальчиков и девочек в раннем подростковом периоде.
  • Активное увеличение трубчатых костей. Разворачивается и приобретает мужественную форму грудная клетка.
  • Изменения затрагивают и внутренние органы. Ускоряется рост мышечной системы. Сердце и легкие увеличиваются в размерах.
  • Изменяет свою деятельность гипофиз. Проявляет активную работу щитовидная железа.

Девочки переносят похожие изменения в организме:

  • Активная выработка половых гормонов. За взросление у девочек отвечают эстрогены. Именно в подростковом возрасте, когда не сформирован менструальный цикл у девочек, неравномерность выброса эстрогенов способна привести к наибольшим перепадам в настроении.
  • Полное формирование органов малого таза и половой системы девочки завершается формированием менструального цикла. Причем между наступлением первой менструации и сформированным месячным циклом может пройти достаточно много времени.

Полноценная функция репродуктивной системы проходит сложное становление, которое состоит из нескольких этапов и может длиться до 8-12 лет. Окончательное формирование половой системы произойдет лишь к 21-22 годам.

  • Проявляется стремительность в росте костей и скелета. Девочка может за год вырасти на 8 см.

Внешние физиологические признаки

Физиологические изменения, происходящие с мальчиками в период полового созревания:

  • Увеличение наружных половых органов приходится на возраст от 10 до 11 лет.
  • В 11-12 лет начинают появляться первые волосы в зоне лобка, а также возникает пигментация кожи в области яичек.

  • В возрасте 12-13 лет волосы на половых органах приобретаю более густую форму и удлиняются, также продолжается рост внешних половых органов.
  • В 14 лет начинают расти голосовые связки, получает развитие структура горла. Эти процессы приводят к изменению голоса, который становится более похож на мужской. Отработка функции голоса и его становление проходит примерно за 2 года.
  • Появление первых тонких волос в зоне усов и в подмышечных впадинах. Также проявляется рост волос других частях тела. Окончательную форму волосяной покров примет к моменту полного полового созревания мальчика.
  • Бурное развитие мускулатуры происходит в возрасте 13-14 лет. Внешние проявления включают в себя расширение грудной клетки, увеличение ширины плеч, увеличение роста, а также общее мышечное укрепление структуры тела.
  • Появление самопроизвольных семяизвержений в период сна. Подобные процессы проявляются от 10 до 16 лет и носят название поллюции.

Внешние физиологические изменения у девочек подросткового возраста:

  • Происходит рост и расширение костей таза. Бедра получают более округлую форму. Становятся более выраженными ягодицы. Эти изменения приходятся на возраст 8-10 лет.

  • В 9-10 лет начинается формирование молочных желез. Околососковый кружок пигментируется, а грудь начинает обретать женственную форму.
  • В возрасте 10-11 лет появляются волосы в подмышечных впадинах и в области лобка.
  • Начиная с возраста 11-12 лет можно ожидать наступление первой менструации.
  • К 15-16 годам форма тела приобретает практически законченный вид, рост волос стабилизируется, появляется регулярность в менструальном цикле.

Психологические проблемы подростков

Подростковый возраст, особенности которого при неблагоприятных условиях могут привести к психологическим проблемам, может провоцировать у ребенка следующие проявления:

Возможные проблемыЧастные случаи проблемУточнение и разъяснение
ГиперсексуальностьМастурбацияОбщество порицает занятие мастурбацией. Поэтому подросток чувствует свою вину, что усугубляет ситуацию
Стеснение собственной девственностиПроявляется при замене чувства любви из-за марша гормонов на обычное половое влечение. Вызывает стремление лишиться девственности любой ценой и зацикливание на данной ситуации
ЭротоманияЗаключается в придании излишнего значения сексуальным действиям и маневрам
Ранние сексуальные контактыМогут привести к ранней беременности или заражению венерическими заболеваниями
Замкнутость, депрессивные настроения, мысли о суицидеИгнорирование своих обязанностей и правил личной гигиеныПроявляется в нежелании следовать ранее установленным родителями требованиям о соблюдении порядка, выполнении определенных обязанностей по дому. Также возможно пренебрежение нормами личной гигиены
Установление психологического барьера между подростком и родителямиВозникает как ответ на непонимание со стороны родителей.
Отсутствие друзейМожет быть следствием особенностей характера.
Игнорирование прежних интересовКак правило, возникает в сочетании с появлением новых интересов, не всегда приемлемых и полезных
Погружение в фантазии или виртуальный мирУвлечение он-лайн играми, следование правилам игровых сообществ в реальной жизни
Склонность к самоутверждению, желанию быть взрослымДевиантное поведениеПредставляет собой уходы из дома, пристрастие к наркотикам, алкоголю и табаку, ранние и беспорядочные половые связи, прогулы занятий
Конфликтность с учителями и роднымиЖелание навязать свои правила общения
Сокрытие своей личной жизни, отказ от выслушивания советов взрослых людейРебенок считает себя взрослым и думает, что лучше знает свои потребности и возможности решения своих проблем
Стремление быть причастным к подростковой группе, не отличатьсяКриминальные действия, совершенные группой лицВсе групповые действия подчиняются желанию оказаться принятым в подростковом обществе. Негативное влияние в группе оказывает чаще всего более сильная личность, характеризующаяся провокационным поведением. Менее сильные характером дети попадают под ее влияние и оказываются в неприятных ситуациях
Групповое употребление алкогольных напитков, табака, наркотиков
Совместные прогулы занятий
Развратное поведение, участие в групповых половых сношениях

Социальные взаимоотношения

Подростковый возраст, особенности которого представляют собой выход на обновленную ступень в социальных взаимоотношениях, ориентирован на поиск себя в человеческом обществе.

Основные потребности в социализации подростка проявляются в желании приобщения к сверстникам и отделения от взрослых людей. Также важным является потребность подростка в признании людьми его самостоятельности и притязаний на права и свободы своей личности.

Характер общения с ровесниками, такого важного для ребенка в пубертатном возрасте, можно подразделить по возрастным группам:

  • 10-11 лет. Потребность в нахождении в обществе ровесников, совместной деятельности.
  • 12-13 лет. Потребность в утверждении собственной персоны в иерархии подросткового общества, желание занять нужную позицию среди ровесников.
  • 14-15 лет. Превалирование стремления к независимости, признания важности своей личности.

Как правило, в подростковых сообществах, несмотря на все отрицание модели поведения взрослых, устанавливается иерархия общепринятых человеческих ценностей. Возможны различные видовые искажения, которые зависят от воспитания и окружающей среды, но основополагающими являются честность, верность, товарищество и прочие нормы поведения в обществе.

Подростковый возраст и девочек, и мальчиков, как правило, сопряжен с трудностями в общении со сверстниками и взрослыми

Во взаимоотношениях со взрослыми принято говорить об эмансипации подростка, отделении его от общества взрослых и некоторых его правил.

При этом социальные отношения со взрослым носят двойственный характер:

  • Подросток рассчитывает на равенства и закрепление своих прав наравне со всеми представителями общества, ведь он уже взрослый.
  • Подростку необходима поддержка, защита со стороны взрослых. Сохранение прежних форм контроля над деятельностью подростка при этом вызывают бурный протест.

Характерное конфликтное поведение в социальных взаимоотношениях проявляется в любом случае, однако его выраженность и интенсивность во много зависят от манеры общения взрослого, его уважительного отношения к личности подростка.

Как разговаривать с подростком

Правила разговора с ребенком подросткового возраста:

  • Не стоит читать нотации. Они неприятны даже маленьким детям. А если разговор с подросшим ребенком начать с нравоучения, то уже через минуту его внимание переключится на что-то более интересное.

  • Не нужно выдвигать обвинения. Стоит проводить нравоучительные беседы в мягкой и ненавязчивой форме.
  • Разговоры между делом. Подростку неприятно повышенное внимание к его проблемам, ведь он думает, что самостоятельно может справиться с большинством из них. Поэтому разговоры с глазу на глаз могут не принести нужного результата. Гораздо эффективнее осторожно побеседовать в процессе совместной деятельности, как бы между делом.
  • Приобщенность к современным техническим достижениям. Зачастую проще выразить свои мысли и открыть проблемы в письменной форме. Современные социальные сети и мессенджеры позволяют общаться с ребенком в привычной для подросткового сообщества форме.
  • Не стоит опасаться похвалы. Подросток ввиду своей неуверенности сильно нуждается в одобрении. Разумным будет выражать поддержку увлечениям и интересам ребенка.
  • Следует воздержаться от крика и повышенных тонов в разговоре с подростком. Спокойный тон воспринимается в этом возрасте проще.

Причины кризиса

Кризисный период в подростковом возрасте может протекать почти незаметно или же наоборот приносить с собой конфликты и девиантное поведение. Причины, по которым возможно такое различие можно разделить на внешние и внутренние.

Чрезмерная опека и тотальный контроль со стороны родителей — первопричина кризиса в переходном возрасте их детей

К внешним причинам кризиса подросткового возраста относится:

  • чрезмерный контроль действий ребенка со стороны родителей;
  • гиперопека, которая ставит под сомнение способность подростка быть самостоятельным;
  • зависимость во взаимоотношениях между членами семьи.

Внутренние причины заключаются в психологических особенностях каждого конкретного ребенка. Качества личности, которые мешают самоутверждению, самовыражению, внутренне воспринимаются как серьезные недостатки. Проявляется склонность в самообвинении себя неудавшимся человеком.

Перестройка организма, выработка значительного количества гормонов приводит к половому созреванию, корректировке всех систем организма. Однако, как и всякая перестройка, она сопряжена с проблемами приспособления к новому мышлению и новому телу, что вызывает поведенческие проблемы.

Поведение во время кризиса

Поведению подростка присущи черты, характерные для взрослого, в сочетании с чертами, которыми обладает маленький ребенок.

Особенности в поведении, свойственные подростковому возрасту:

  • Отказ от учебы, выполнения домашних обязанностей.
  • Выраженное протестное поведение, которое заключается в прогулах занятий, побегах из дома.
  • Имитационное поведение. Подражание выражается в стремлении быть похожим на свой идеал взрослого или сверстника.
  • Компенсационное поведение. Восполнение недостатков и неспособности добиться результатов в определенной области деятельности, достижениями в другой области.
  • Эмансипация. Проявляется в стремление к отделению от взрослых, самостоятельности, желании решать свои проблемы лично.
  • Появляется стремление к группировке со сверстниками.
  • Возникновение увлечений, хобби, в которых ребенок достигает самовыражения.
  • Повышенный интерес к проблемам сексуального характера, влечение к противоположному полу.

Основные фазы кризисного периода

Подростковый возраст, особенности которого различны для определенных возрастных промежутков, можно охарактеризовать двумя фазами:

  • Младший подростковый возраст. Приходится на 12-13 лет.

Физиологические аспекты взросления организма приводят к скачку роста ребенка, появляется непропорциональность тела, неловкость. Подростку начинает казаться, что он ничем уже не отличается от взрослого человека. Происходит осознание своей индивидуальности, часто сквозь призму выбранного эталона из числа взрослых людей.

В данный период важным является формирование у родителей и других взрослых соответствующего отношения к ребенку. Необходимо общаться с ним как с равным взрослым человеком, учитывать его мнение и индивидуальные предпочтения.

Игнорирование этого совета может привести к диструктивности в поведении подростка: увеличение чувства тревожности, потеря ощущения безопасности, надлом чувства равновесия личности.

  • Старший подростковый возраст. Приходится в среднем на 14-16 лет.

Происходит окончание формирования вторичных половых признаков, ребенок становится все более похож на взрослого человека. Появляются первые жизненные планы и стратегии их реализации, то есть ребенок проходит по пути полного осознания собственной личности.

Также определяется культурная предрасположенность к определенным предметам, занятиям и другим формам реализации своей личности.

Факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового периода

Существует набор факторов, которые могут продлевать или усложнять кризисный период в подростковом возрасте:

  • Среда, в которой происходит воспитание и жизнедеятельность ребенка.
  • Отношения со сверстниками.
  • Плохой микроклимат в семейных отношениях родителей.
  • Образ взаимоотношений между учащимися в учебном заведении.
  • Недостаток общения, который приводит к тому, что ребенку некому рассказать о своих переживаниях.
  • Непонимание и непринятие личности ребенка родителями и учителями.
  • Дурные примеры среди окружения.
  • Особенности характера подростка.
  • Время и характер начала полового созревания.

Как помочь пережить тяжелый период

Изменения на уровне физиологии наряду с психологическими проблемами во время кризиса подросткового возраста достаточно тяжелы для взрослеющего ребенка. Родителям требуется приложить максимум своих усилий, сопряженных с деликатностью ситуации. Каждый ребенок – уникален, поэтому и подход к нему в период подросткового возраста должен быть уникальным.

Необходимо набраться терпения и попробовать следовать представленным советам:

  • Ненавязчиво войти в окружение ребенка. Основная задача – стать настоящим другом подростку. Родителю придется противопоставить уверенности в непонимании со стороны взрослых спокойный и доброжелательный подход.

Можно дать понять подростку свои слабости и недостатки, обнажить свои комплексы. Войдя в окружение ребенка, родитель сможет участвовать в жизненных ситуациях, которыми тот будет делиться, и помогать в разрешении проблем при необходимости.

  • Проявление интереса к увлечениям и занятиям ребенка. Поддержка и похвала не станут лишними для формирующейся личности. Также полезны будут разговоры о мыслях и рассуждениях подростка, его точках зрения на различные вопросы. Не лишним будет интересоваться его мнением в решении вопросов семейного характера.
  • Предоставление свободы. Для подростка особенно важно личное пространство, в идеале – собственная комната. Свобода и право выбора – это основополагающий принцип в общении и отношениях с ребенком переходного возраста. Необходимо удержать себя от желания контролировать действия, вещи и чувства подростка.

Пренебрежение данным советом способно привести к появлению неприятностей в общении. Лучшее в общении с подросшим ребенком – поиск компромиссов и ненавязчивое направление хода его мыслей в нужное русло.

  • Недопустимость критических замечаний. Если без них не обойтись, то значительно лучше указать на критичность поступка, чем на недостаточно хорошие качества самого человека. Подростки слишком остро реагируют на негативные замечания в свой адрес, поэтому необходимо высказываться мягко, а иногда и в сопровождении с похвалой.
  • Признание личности. Подросток – полноценный человек с личными интересами и мнением. Не стоит пытаться навязать свои умозаключения.
  • Похвала. Особенно важна для ребенка в этом возрасте ввиду формирования психических процессов и осознания собственной личностной ценности.

  • Терпеливое отношение к эмоциональным выпадам со стороны ребенка. Не нужно забывать, что бурная реакция на непозволительное поведение подростка со стороны родителя способно подорвать его авторитет и привести к нарушению доверительности отношений. Необходимо проводить беседы в спокойной обстановке и спокойным тоном.

Как для ребенка, так и для его родителей, подростковый возраст, является сложным временем. Однако его особенности – это временные явления, которые во многом зависят от правильности восприятия ребенка родителями и окружающими людьми.

Родители в силах помочь пережить своему ребенку кризисный период и помочь ему сформировать необходимую целостность своей личности и жизненные установки, соответствующие общепринятым моральным нормам.

Оформление статьи: Натали Подольская

Видео про особенности подросткового возраста

Подростковый возраст у девочек и мальчиков — особенности протекания:

kidteam.ru

Подростковый кризис - причины, симптомы, диагностика и лечение

Подростковый кризис – этап психического развития, переход от младшего школьного возраста к подростковому. Проявляется стремлением к самовыражению, самоутверждению, самовоспитанию, потерей непосредственности поведения, демонстрацией независимости, снижением мотивации к учебной деятельности, конфликтами с родителями, педагогами. Подростковый кризис завершается формированием нового уровня самосознания, появлением способности познавать собственную личность при помощи рефлексии. Диагностика выполняется психологом, психиатром, основывается на клинической беседе, психодиагностике. Коррекция негативных проявлений проводится воспитательными методами.

Общие сведения

Согласно периодизации возрастов в отечественной психологии, подростничество занимает промежуток от 11 до 16 лет. Кризис в данном периоде отличается значительной продолжительностью – темпы физического и умственного развития высоки, потребности возникают быстро, но не удовлетворяются из-за отсутствия социальной зрелости. У девочек симптомы менее выраженные, проявляются с 10-11 лет, у мальчиков течение более яркое, начало с 12-13 лет. Длительность определяется социальными условиями и психофизиологическими особенностями. В норме переходный этап завершается к 14-16 годам. При заблаговременной перестройке отношения родителей к взрослеющему ребенку возможно бескризисное развитие.

Подростковый кризис

Причины подросткового кризиса

Кризис подросткового возраста характеризуется изменением отношений с окружающими через развитие самопознания. Дети предъявляют повышенные требования к себе и взрослым, однако не способны нести ответственность, самостоятельно справляться с неудачами. Течение кризисного периода определяется совокупностью внешних и внутренних факторов. В одних случаях проявления отсутствуют или слабовыраженные, в других – поведение кардинально меняется, ребенок становится конфликтным, эмоционально взрывчатым.

Внешними факторами, усиливающими симптомы кризиса, являются родительский контроль и гиперопека, зависимость в семейных отношениях. Ребенок стремится к свободе, считает себя способным принимать решения, действовать без помощи взрослых. Складывается конфликтная ситуация – существует потребность и стремление брать ответственность за поступки, но отсутствует практический навык, сохраняется несерьезность в отношении исполнения обязанностей. Последний факт мешает родителям воспринимать подростка как равного. Сопротивление, ссоры приводят к хроническому недопониманию, затяжному течению кризиса с задержкой личностного развития.

Внутренние факторы, обостряющие кризис – психологические особенности. К началу подростничества у ребенка сформированы определенные привычки, черты характера, препятствующие возникающим потребностям и стремлениям. Качества, мешающие самоутверждению, самовыражению, рассматриваются как недостатки. Подросток становится раздражительным, склонным винить себя в несостоятельности. Критически воспринимаются навыки общения, внешность, отдельные свойства личности (зависимость, застенчивость, скромность).

Патогенез

Внешние проявления кризиса отражают внутренние, глубинные изменения. Основное психологическое содержание переходного этапа – рефлексивное (оценочное) отношение к собственным возможностям, способностям, навыкам. От оценки учебных способностей подросток переходит к самопознанию. Возникает восприятие себя как «не ребенка». Представление о взрослости формируется поэтапно. Сначала образ конкретный и выражается самостоятельными, рискованными, противопоставленными другим действиями. Затем происходит осознание границ собственной взрослости, их обусловленность степенью ответственности. Создается способность к рефлексии, восприятию своей личности с оценкой возможностей, способностей, недостатков. Данное новообразование позволяет решить задачу подросткового кризиса – отделиться от семьи, но сохранить гармоничные отношения.

Классификация

Отечественный психолог Л. С. Выготский в структуре подросткового кризиса выделил негативную и позитивную фазу. Первая наиболее выраженная, длится несколько лет. В ней происходит свертывание, отмирание старой системы интересов и вызревание влечений, обусловленных половым созреванием. Вторая протекает сглажено, характеризуется оформлением новых жизненных ценностей, привычек, отношений. Негативная фаза как более продолжительная и клинически значимая имеет три варианта течения:

  • Выраженный негативизм. Конфликтность проявляется во всех областях жизни. Прежние интересы полностью отвергаются, замещаясь импульсивными влечениями.
  • Смягченные черты отрицания. Негативные установки ребенка отмечаются в отдельных ситуациях как реакции на влияние окружающих. Характерна вариативность поведения дома и в школе.
  • Отсутствие негативных симптомов. У взрослеющего ребенка возникают новые интересы – к чтению, спорту, путешествиям, отношениям с представителями противоположного пола. Старая система интересов сохраняется (ориентация на учебную деятельность, дружбу, поддержание позитивных отношений).

Симптомы подросткового кризиса

В эмоционально-поведенческой сфере основным проявлением становится негативизм. Ребенок противопоставляет себя окружению, враждебен, конфликтен, часто нарушает дисциплину. Наблюдаются перепады настроения с преобладанием недовольства, раздражения, угрюмости. Внутреннее беспокойство приводит к стремлению остаться в одиночестве, изолироваться от людей. Подростки отказываются выполнять обязанности по дому, посещать и принимать гостей, находиться в кругу семьи. На возражения родителей реагируют вспыльчиво, импульсивно. Могут подолгу сидеть в своей комнате, закрыв дверь. Предпочитают реальное и виртуальное общение со сверстниками, поэтому много времени проводят вне дома или за компьютером. Степень выраженности негативизма колеблется от тотальности до полного отсутствия.

Происходит снижение учебной продуктивности. Дети хуже справляются с творческими заданиями – сочинениями, научными проектами. Выполнение упражнений по образцу сохраняется на прежнем уровне. Изменения связаны с перестройкой системы ценностей и развитием абстрактно-логического мышления. Подростки увлекаются музыкой, психологией, философией. Интенсивно развивается самонаблюдение, самовосприятие, рефлексия собственных эмоций, состояний. Повышается чувствительность к критике, переживаниям других людей. Дети начинают вести личные дневники, увлекаются разговорами «по душам» с друзьями, чтением приключенческих произведений, романов.

Осложнения

При отсутствии поддержки со стороны родителей подростковый кризис затягивается. Осложнениями являются эмоциональные и поведенческие расстройства. К развитию неврозов более склонны девочки, к формированию акцентуаций, психопатий, патологических влечений – мальчики. Внутриличностные конфликты негативно сказываются на эмоциональном состоянии – способствуют формированию депрессии, замкнутости, обсессивно-компульсивного расстройства, усиливают тревожно-мнительные, истероидные, возбудимые черты. Частые ссоры в семье, снижение школьной успеваемости подталкивают подростков к уличным компаниям, бродяжничеству, суицидальному поведению.

Диагностика

Вопрос о диагностике подросткового кризиса становится актуальным при выраженном негативизме, высокой конфликтности ребенка, снижении интереса к учебе, недостаточной успеваемости. Обследование проводит психолог, врач-психиатр. Определяется факт наличия кризиса, особенности течения, составляется прогноз. Используются следующие методы:

  • Беседа. Клиническое обследование выявляет характерные эмоциональные реакции, паттерны поведения и мышления. В ходе опроса родителей специалист выясняет доминирующие симптомы, их выраженность, частоту проявления.
  • Опросники. Исследуется эмоционально-личностная сфера подростка: заостренные характерологические черты, способы реагирования в критических ситуациях, степень невротизации, риск социальной дезадаптации. Используется Патохарактерологический диагностический опросник (А. Е. Личко), опросник Леонгарда-Шмишека, опросник EPI Айзенка.
  • Проективные методики. Рисуночные тесты, тесты интерпретации образов и ситуаций позволяют определить отрицаемые, скрываемые и неосознаваемые особенности личности ребенка – агрессивность, импульсивность, лживость, сентиментальность. Применяется рисунок человека, несуществующего животного, человека под дождем, тест Роршаха, метод портретных выборов (тест Сонди).

Рекомендации при подростковом кризисе

В специальном лечении подростки не нуждаются, может быть необходима психологическая помощь в налаживании гармоничных отношений ребенка и родителей, педагогов, сверстников. Специалист проводит групповые тренинги, ориентированные на развитие рефлексии, принятия себя, предоставляет консультации родителям. К способам сглаживания кризисных проявлений относятся:

  • Поиск компромиссов. В конфликтных ситуациях необходимо находить «точки соприкосновения» интересов. Принимать условие ребенка в обмен на выполнение обязательства («мы не входим в комнату, ты наводишь порядок трижды в неделю»).
  • Правила для всех. Определенные требования, традиции должны соблюдаться всеми членами семьи. Никому не дается послаблений («едим в столовой, после 9 часов не включаем музыку, выносим мусор по очереди»).
  • Равноправие. Необходимо вовлекать подростка в обсуждение семейных дел, проблем, планов. Важно предоставить ему возможность высказаться, учитывать его мнение при принятии окончательного решения.
  • Эмоциональное равновесие. Не стоит поддаваться на провокации подростка. Нужно сохранять спокойствие, демонстрировать уравновешенность в конфликте как атрибут взрослости.
  • Интерес, поощрение, поддержка. Доброжелательные, доверительные детско-родительские отношения – базовое условие преодоления кризиса. Необходимо интересоваться увлечениями ребенка, хвалить за проявления самостоятельности и ответственности, делегировать обязанности как выражение доверия.

Профилактика

Новообразованием кризиса является способность рефлексивно оценивать собственные личностные качества, способности, возможности, недостатки. Формируется чувство ответственности, понимание свободы. Возникает сепарация подростка от родителей, но сохраняются близкие отношения. Чтобы предупредить затяжное течение, развитие осложнений кризиса необходимо проявить гибкость в отношениях с ребенком: сохранить доверительные отношения и обеспечить «суверенитет» – признать самостоятельность и независимость, предоставить право выбора, вовлекать в решение важных семейных вопросов.

www.krasotaimedicina.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *