что это такое, его этапы, стратегии и техники
Хотя мы изучаем себя с момента рождения, часто не можем ответить на простые вопросы: что любим в себе, в чем наша сила, чего хотим от жизни? Но дело даже не в самих ответах, а в поиске и исследовании внутреннего «Я». Самопознание – насколько оно возможно? Это модный тренд или жизненная необходимость? Что нас мотивирует или отбирает энергию? Делимся ответами и списком из 44 вопросов, которые помогут узнать себя.
Что такое самопознание
Самопознание — это изучение самого себя, своих проявленных и затаившихся психических, эмоциональных, интеллектуальных и физических особенностей, мотивов поведения, талантов, действий и результатов размышлений. Это поиск ответов на вопросы «Кто я?», «Какой я?», «В чем смысл моего существования?». Это не пассивное самосозерцание, а активный поиск общих тонкостей внутреннего «Я» и своего места в жизни. Это неспешный, но необычайно занятный процесс, который длится всю жизнь.
Но если самопознание требует так много времени и сил,
Вообще самопознание очень нужная вещь. Не зная себя, невозможно найти любимую работу и подходящего человека, воспитывать детей, дружить, адекватно реагировать на происходящее в обществе и внутри себя. Если сказать коротко: самопознание дает возможность подружиться с самим собой и с миром.
Осмысление внутреннего «Я» интересно тем, что личность одновременно выступает объектом и субъектом изучения. Более того, внутренний мир каждого человека поистине неисчерпаем и ни одно определение не может всесторонне охватить всего того, что отражается во время самопознания. Самопознание происходит и формируется на разных уровнях:
Чувственное (эмпирическое).
Опирается на возникающие в сознании целостные образы, которые формируются в виде ощущений, восприятий, представлений, эмоций. Это начальная ступень знакомства с окружающим миром, поскольку человек получает первичную информацию именно через органы чувств: зрение, слух, тактильные ощущения.
Рациональное.
Свойственно только человеку, поскольку включает размышление о времени, пространстве, опирается на математические, философские, религиозные представления. Методы изучения и знания о мире основаны на абстрактном мышлении: понятиях, суждениях, умозаключениях.
Социальное.
Оценивает личность через взаимодействие с социумом. Общение с окружающими дает возможность получить обратную связь об адекватности своих поступков, намерений, высказываний, поведения, учит корректировать свои действия.
Самопознание невозможно абстрагировать от того, кто Я
История
Философы Античности первыми увидели в Само-Познании начало философии. Согласно преданию заповедь «узнай самого себя» – плод совместных умозаключений семи великих мудрецов Древней Греции. Эта же проблема стала ядром сократовского учения. По мнению Сократа, постоянное обращение внутрь собственного «Я» – способ поддержать гармоничное равновесия души и тела. А тот, кто не знает себя, не способен вести дела, стать счастливым, сделать счастливыми других.
Разные аспекты самопознания и взаимодействия личности с миром развивали представители разных философских школ. Средневековый Отец Церкви Блаженный Августин считал, что погружение в себя необходимо для поиска следов Бога, а не индивидуальных черт своей личности. Вообще в религиозной философии самопознание признавалось невозможным без практики многочисленных религиозных учений, аскетичного подвижничества, мистического опыта духовной молитвы.
Тема самопознания рассматривалась и обсуждалась в трудах родоначальника даосской традиции Лао-Дзы, буддийских мудрецов, конфуцианских и арабских философов. Но представители западных и восточных философских школ подходили к изучению вопроса с разных точек зрения. С позиции обеих традиций «Я» познает себя как бы со стороны, выходя за собственные пределы. Но Восток рассматривает человека как часть мира, а Запад связывает самопознание с автономностью «Я» от окружения.
Представитель западной прикладной философии Нового времени Рене Декарт рассматривал проблему самопознания как задачу, которая может научно ставиться и решаться. Английский философ-теоретик Дж. Локк трактовал самопонимание как наблюдение собственного опыта. Но никакая философская школа не уделяла такого внимания вопросу самопознания, как немецкая классическая философия. Самыми цитируемыми и уважаемыми признаются труды Канта, Фихте, Гегеля, Шеллинга.
Несмотря на почтенный возраст, проблема самопознания актуальна и в современной философии. Российский физиолог И. М. Сеченов считал основой для всех актов познания рефлекторную деятельность мозга. Французский психолог Жане признавал невозможность познания своего «Я» без социального взаимодействия. Родоначальник психоанализа З. Фрейд больше внимания уделял вопросу познания бессознательного.
В 50-х годах XX века А. Маслоу и К. Роджерс сформулировали Я-концепцию личности, которая в 80-90 годах стала основой для психологической науки. Фокус самопознания постепенно сместился с вопросов сознания на управление собственным поведением, понимание и прогнозирование собственной жизни.
В XX-XXI веках актуальными стали две взаимосвязанные науки, изучающие самопознание: психология и философия. А осознание человеком своего бытия признано составляющей его существования и развития.
Мотиваторы и этапы самопознания
Ученые из Колумбийского Университета доказали, что существует два типа мотивации к самопознанию:
Желание избежать неудачи (неудовлетворенность).
Происходит в момент, когда человеку перестает нравиться невозможность управлять своей жизнью так, как он хочет. Тогда приходит готовность разобраться в себе и навести в жизни порядок.
Жажда успеха (любопытство).
Это то, что заставляет изучать себя так же активно, как люди изучают космос. Потому что внутри каждого скрыто не меньше тайн, чем в космосе, а каждый человек – новая вселенная для возможностей. Это завораживает и добавляет энтузиазма.
Познание самого себя вырабатывается постепенно, его нет в человеке в готовом виде. Но если в раннем возрасте оно происходит инстинктивно, то для взрослого – это продукт усилий и жизненного опыта. Выделяют разное количество этапов самопознания, но основных есть три:
- Первичное (конструкция): начинается в момент рождения. Его еще называют пассивным или конструирующим, поскольку ребенок знакомится с самим собой через других, окружающих его людей. Я-концепция полностью формируется через доверчивое восприятие мнения окружения.
- Кризис первичного самопознания (деструкция): происходит в момент, когда ребенок впервые отделяет себя от внешнего мира. Он постепенно формирует собственное мнение, поскольку понимает, что суждения других могут отличаться и быть противоречивыми.
- Вторичное (реконструкция): начинается с момента психологической зрелости. Это уже осознанное изучение самого себя. Этап еще называют реконструирующим, поскольку человек сам «перекраивает» и формирует свою личность, а форматирование Я-концепции происходит уже по собственному плану.
Самопознание всегда построено на конфликте. Но именно через него человек выходит из мира иллюзий в реальность и обретает свободу.
Стратегии самопознания
Главная цель самопознания – превращать знания о самом себе в реальный жизненный опыт, в часть практики. Этот путь достаточно сложный, пройти его без духовности невозможно. Но в процессе самоизучения можно узнать о себе не самые приятные вещи. Поэтому лучше заранее настроиться на то, чтобы оценивать себя объективно.
Стандартный метод самопознания – наблюдение за своим окружением. Изучая стандартные, созданные другими нормы, человек познает себя через «иное», через всеобщее. Это как сравнение себя с какой-то меркой: чужими качествами, идеалами, моральными принципами. Такое сравнение происходит по жесткой шкале соотношений: умный-дурак, красивый-некрасивый, везунчик-неудачник и делает человека беззащитным перед оценкой окружающих.
Этот шаблонный способ имеет свои плюсы: личность идеально вписывается в существующие социокультурные координаты. То есть адаптируется, становится удобной для окружающих. Недостатки метода в том, что индивидуальные и уникальные качества затираются. Постепенно формируется ложное «Я», которое приводит к кризису идентичности.
Творческое самопознание – это моделирование своей личности, самобытного внутреннего мира, который становится источником познания для других людей. Человек способен сам себя создать, сам себя придумать и стать таким, каким хочет быть.
Творческое самопознание еще называют психотерапевтическим, поскольку оно использует приемы психотерапии. По мнению психологов к компонентам этого метода относятся:
- Рефлексия – умение перенаправлять свои мысли на внутреннюю работу сознания, анализ чувств, состояний, поведения, поступков, которые происходили в прошлом.
- Самонаблюдение – наблюдение за внутренним планом психической жизни, которое помогает отслеживать ее проявления (мысли, ощущения, интересы).
- Самоанализ – анализ полученных во время наблюдения данных (суждений, переживаний, выводов), поиск причинно-следственных связей, концентрация на телесных ощущениях и эмоциональной сфере.
- Самооценка – оценка человеком своих способностей, талантов, поведения, положения в обществе.
- Самоосознание – осознание себя как индивидуальности во время изучения, контроля, оценки своих действий и поступков.
- Самопринятие – понимание своих слабых и сильных сторон, ценностей, мотивации или ее отсутствия.
- Самосовершенствование – осознанное развитие у себя необходимых навыков и качеств, продиктованных требованиями жизни.
В любом случае познавать свое «Я» можно любыми доступными методами. Но самопознание в одиночку ограничено. Успешно познать себя можно в присутствии человека, которому доверяешь. Это может быть партнер, родственник, наставник. Если же человек имеет заниженную самооценку, чувствует неудовлетворенность, неуверенность в себе, лучше обратиться к психотерапевту.
Техники самопознания
Погружение во внутреннее «Я» полезно, если не превращается в самоедство, самокопание, самобичевание. Чтобы пойти правильным путем и узнать о себе больше, нужно задать себе правильные вопросы.
Техника 1. 44 вопроса о себе
Большинство людей не задают себе таких вопросов или не стараются ответить правдиво. А зря. Поиск ответа заставляет искать ключики, открывающие двери внутреннего «Я».
Порядок вопросов-ответов значения не имеет. Более того, некоторые вопросы могут быть неприятными, наводить на безрадостные мысли. Но задать их себе придется, потому что некоторые проблемы игнорировать не получится.
Подсказка: лучше отвечать письменно, чтобы потом вернуться к записям, перечитать, дополнить и поразмышлять.
Итак, вопросы самому себе:
- Чего я хочу от жизни?
- Почему мои замыслы не выполняются?
- Что я чувствую, когда делаю то, что мне не нравится?
- Что хуже: потерпеть неудачу или упустить шанс?
- Насколько для меня важно контролировать события моей жизни?
- Что важнее: быть или выглядеть?
- В какое время я продуктивнее всего работаю?
- Что я могу сделать прямо сейчас, чтобы стать успешным?
- Какой своей чертой я горжусь?
- Какая моя черта наиболее нежелательная?
- Какие у меня планы на следующий месяц/год?
- Кто или что меня мотивирует?
- Как я могу сделать мои мечты реальными?
- Почему у меня часто плохое настроение?
- Кто ответственный за мое настроение?
- Что бы я делал, если бы имел достаточно денег?
- Кто меня действительно любит? За что?
- Кого я люблю по-настоящему? За что?
- Когда я выражал свою любовь?
- Что в моей жизни происходит правильно/не правильно?
- Какие книги я бы взял с собой на необитаемый остров?
- О чем я больше всего жалею?
- Какое воспоминание вызывает искреннюю радость?
- Я нравлюсь себе внешне?
- Я достаточно образован и эрудирован?
- Как часто я обижаюсь? Как долго помню обиды?
- Умею ли я слушать?
- Как часто смеюсь?
- Как я себя балую?
- Какие дела я регулярно откладываю? Почему?
- Что я обычно загадываю на Новый Год?
- Кому я помог?
- Какое мое главное достижение на сегодня?
- Сколько у меня вредных привычек? Как я от них избавляюсь?
- Меня волнует, что думают обо мне другие?
- Что я чувствую, когда остаюсь один?
- Я увлечен своей работой?
- Мой доход меня устраивает?
- Я довожу задуманное до конца?
- Какие у меня жизненные принципы? Они помогают или мешают развиваться?
- Если не сейчас, то когда?
- Какой момент жизни я бы хотел пережить заново?
- Какой момент жизни я бы хотел исправить?
- Счастлив ли я?
Возможно, при первом прочтении некоторые вопросы кажутся банальными или некорректными. Это нормально. Нельзя заранее предсказать, какой из них привлечет внимание, а к какому захочется вернуться через день или месяц.
Техника 2. Письменная практика
В детстве многие вели дневник. Но это были всего лишь разрозненные заметки о себе. Сегодня есть достаточно книг, которые учат использовать записи в дневнике для самопознания.
Вот некоторые советы:
- Писать лучше от руки. Что бы ни было написано, перенос мыслей на бумагу уже считается психотерапией.
- Писать лучше утром. Ловить дельные мысли удобней сразу после пробуждения, когда мозг отдохнул, а внутренний критик еще не проснулся.
- Писать не менее 15 минут. Вообще-то советуют писать не менее трех страниц, а это занимает 40-50 минут. Если такого времени нет, пятнадцати минут для важных мыслей вполне хватает.
- Записывать тезисы. Если подробно описать рассуждения не получается, можно набросать список. Он поможет развить умную мысль позже.
- Освоить фрирайтинг. Не отрываясь писать на протяжении 20-30 минут сложно. Но именно фрирайтинг помогает докопаться до тайных желаний и вытащить на поверхность все инсайты.
- Не перечитывать все подряд. Написанное слово – мощный инструмент. Оно помогает перенести негативные эмоции на бумагу и очистить сознание. Но если есть воспоминания о травмирующих событиях, написанное в состоянии депрессии или после тяжелой ссоры, такие записи лучше не перечитывать.
- Размышлять над цитатами. Цепляющие цитаты встречаются не часто, поэтому стоит перенести их в дневник. А позже – проанализировать их или поспорить с автором.
- Писать что угодно. Писать о разговоре с начальником, ссоре с подругой, симпатичном незнакомце в кафе? Да, начинать писать можно о чем угодно. Первая фраза может стать отправной точкой для серьезных размышлений.
Письменная практика – не слишком романтичное название для такого приятного занятия, как ведение дневника. Но дневниковое путешествие действительно помогает найти путь к себе.
Выводы:
- Самопознание – это постижение внутреннего «Я» в его своеобразных качествах, и всех тонкостях личности.
- Для самопознания нужна внутренняя работа над собой, теоретический и практический интерес к своей личности.
- Познание самого себя интересно и полезно, в этом есть смысл.
- Определение Я-концепции не бывает точным или окончательным. Это всегда недоопределение.
- Узнать, что человек уже знает о себе и что ему предстоит узнать, помогает психотерапия.
wikigrowth.ru
Самопознание — Википедия. Что такое Самопознание
Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Знание о себе формируется постепенно по мере познания внешнего мира и самого себя.
Из истории темы
По легенде, рассказанной Платоном в диалоге «Протагор» (343а), «семь мудрецов» Древней Греции — Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон (VI век до н. э.) — «сойдясь вместе, посвятили Аполлону Дельфийскому в качестве начатков мудрости» свои изречения, в том числе «Познай самого себя» (др.-греч. γνῶθι σεαυτόν, gnōthi seauton). Изречения были высечены на колонне Дельфийского храма.[1]
Значение самопознания в жизни человека
Многие религии, философские и психолого-педагогические школы и подходы в значительной степени построены на ценности, важности и значимости самопознания и саморазвития. Так, с точки зрения религий Древнего Востока именно с помощью самопознания и саморазвития возможно и реально постижение истинной сущности человека, достижение единения человека с Абсолютным Разумом, Вселенной; «в христианстве самопознание есть открытие в себе Божественного начала, а саморазвитие — путь постижения Бога через веру и приобщение к таинствам церкви».[2] В психологии и педагогике гуманистического направления утверждается, что только с помощью самоактуализации человек может реализовать себя, обрести смысл своего существования, стать тем, кем он способен стать, «а не тем, кем ему навязывают быть окружающие».[2] В соответствии с концепцией представителя гуманистической психологии К. Роджерса, самопознание даёт человеку способность к личностному росту, самосовершенствованию, самоактуализации, что является необходимым условием достижения полноты жизни, ощущения радости жизни, осознания смысла жизни[3].
Сферы и области самопознания
К сферам самопознания относят выделяемые психологами три уровня организации человека: низший — организм (биологический индивид), далее — социальный индивид (характеризуется способностью овладевать знаниями, умениями, правилами поведения) и личность (характеризуется способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать своё поведение в системе отношений с окружающими людьми)[4].
К областям самопознания относят сознание и бессознательное[4].
Я-концепция
Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат «познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими»[5].
Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям[6].
Способы и средства самопознания
Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы, поэтому в самопознании, как и в других делах, важна мера[7].
Согласно психологу Ю. М. Орлову, эффективное в плане познания себя и саморазвития самонаблюдение невозможно без знания основ психологии чувств и психологии личности. «…Для того чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо прежде всего знать, как вообще „устроены“ эти психологические реальности. Поэтому обучение интроспекции (самонаблюдению) предусматривает знание психологических механизмов объектов размышления. Тот, кто знает, как устроена его обида, может сделать её объектом интроспекции… Тот, кто не знает этого, тот потерпит неудачу, так как он будет воспроизводить в своём воображении лишь образы, вызывающие опять же переживание обиды…»[8]
К наиболее распространённым способам самопознания относятся:
- Самонаблюдение. Осуществляется путём наблюдения за собой, своим поведением, событиями внутреннего мира.
- Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве. Например, обнаружив в себе признаки застенчивости, можно попытаться ответить на вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими людьми? Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? А в общении с незнакомыми людьми? Со всеми ли? Чем это вызвано? К примеру, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаённая обида, пережитая в детстве как результат насмешек.
- Сравнение себя с некоторой «меркой». Людям свойственно сравнивать себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Такое сравнение осуществляется посредством своего рода шкалы, полюсами которой являются противоположности, например: умный — глупый, добрый — злой, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый — ленивый.
- Моделирование собственной личности. Осуществляется путём отображения отдельных свойств и характеристик своей личности, своих отношений с другими с помощью знаков и символов. Например, можно, обозначив кружками себя и других значимых людей, попытаться прописать и осмыслить связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т. д.
- Осознание противоположностей в том или ином качестве или поведенческой характеристике. Этот способ применяется на более поздних этапах процесса самопознания, когда некоторая личностная характеристика уже выделена и проанализирована. Суть здесь заключается в том, что личность человека, её отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Нахождение позитивной стороны качества, которое первоначально воспринимается как отрицательное, уменьшает болезненность его принятия. Самопринятие же — важный момент самопознания, также оно является отправной точкой для саморазвития и самосовершенствования.
Наиболее широким и доступным способом самопознания считается познание других людей. Давая им характеристики, разбираясь в мотивах их поведения, мы сравниваем себя с другими, а это даёт возможность понять своё отличие от других и то, в чём конкретно оно заключается[9].
К средствам самопознания относятся:
- Самоотчёт, в том числе в форме дневника.
- Просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Обращая внимание на психологические портреты героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек вольно или невольно сравнивает себя с этими героями, а писатели (особенно классики) считаются непревзойдёнными психологами[кем?].
- Изучение психологии, в частности таких её разделов, как психология личности, социальная психология.
- Использование психологических тестирований; при этом лучше пользоваться серьёзными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если возможно, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом.[9]
К специальным средствам познания себя относятся различные современные формы работы психолога:
- индивидуальное консультирование, при котором психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашёл внутренние ресурсы для их разрешения;
- работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится так, что группа способствует интенсификации процессов познания других и себя.[9]
Самопознание и самооценка
Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке:
- Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
- Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).
- Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими).
Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; в завышенной или заниженной — они искажаются.
Самооценку можно выделить такой формулой:
самооценка = успех / притязание
То есть, повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (увеличив успех), либо снизив требования к идеалу (притязание). При этом, однако, считается, что человек не может полностью отказаться от притязаний[10].
См. также
Примечания
- ↑ Лебедев А. В. Семь мудрецов // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- ↑ 1 2 Маралов, 2004, с. 3.
- ↑ Маралов, 2004, § 1. Понятие самопознания / Глава 1. Общая характеристика самопознания / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
- ↑ 1 2 Маралов, 2004, § 3. Сферы и области самопознания / Глава 1. Общая характеристика самопознания / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
- ↑ См.: Человек и общество / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой.
- ↑ Маралов, 2004, § 2. Структура самосознания / Глава 2. Самопознание как структурный компонент самосознания человека / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
- ↑ Маралов, 2004, § 1. Общая характеристика самопознания как процесса / Глава 3. Самопознание как процесс цели, мотивы, способы, результаты / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
- ↑ См.: Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. — М.: Просвещение, 1987. — 224 с. — Глава Развитие способностей и психических процессов.
- ↑ 1 2 3 Маралов, 2004, § 3. Способы и средства самопознания / Глава 3. Самопознание как процесс цели, мотивы, способы, результаты / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
- ↑ Маралов, 2004, § 4. Результаты самопознания / Глава 3. Самопознание как процесс цели, мотивы, способы, результаты / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
Литература
Ссылки
wiki.sc
Что такое Самопознание через науку? Самопознание через науку — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру
Некоторые мыслители в своих трудах ставили акцент на том, что самопознание через науку всегда было прерогативой особого рода интеллектуальной «элиты» человеческого рода. Однако, наука и эзотерика — это две стороны одной медали. Соответственно, до определённого момента эти две области человеческого знания развивались по одной стезе…
История научного самопознания
Ещё в античные времена мыслитель Сократ писал: «Познай самого себя«. С помощью данной максимы он хотел утвердить мысль о значимости философствования для самопознания. Данное послание знаменовало собой поворот от абстрактных умозаключений относительно основ и материй к непосредственному человеческому бытию в канве мироздания.
Позднее, уже в христианскую эпоху, человек стремился познать себя через единое божественное начало, через приближение к Богу посредством веры. Философско-научные исследования того времени апеллировали к поиску сакральных общечеловеческих ценностей путём приобщения к Святому Духу.
Историческим периодом, породившим подлинно научное знание в его современном понимании, считается Новое время. Именно тогда академики-энциклопедисты вывели чёткие критерии научного знания для отделения друг от друга науки и не-науки. Под последней они подразумевали магию, алхимию, эзотерику. С тех пор ветвь науки обособилась от ветви иррационального знания, от этого она в чём-то выиграла, но в чём-то и проиграла.
Во имя добра и истины
Чем же были движимы маститые учёные в своих научных изысканиях? Озираясь на опыт прошлого, мы можем сказать, что их путь подчас был тернист и полон испытаний. Галилео Галилей был вынужден отказаться от своей гипотезы, Джордано Бруно был сожжён на костре, а Мария Кюри умерла от избыточной дозы радиации…
Однако, несмотря на это, многие исследователи, ведомые смелостью и упорством, шли в своих поисках до конца, ревностно отстаивая свои идеи и смиренно признавая те или иные ошибки. Ведомые горячим желанием изменить этот мир, они ставили цель с помощью своих открытий сделать человеческую жизнь лучше — и отвергали использование тех или иных изобретений в злых и корыстных целях.
Воздвигая чертоги научного знания, учёные постоянно стремились к расширению своего сознания за счёт выстраивания тех или иных причинно-следственных связей, выведения закономерностей, выдвижению дедуктивных и индуктивных умозаключений… Многочисленные научные изыскания вели их к существенному личностному росту. Научное знание было для исследователей той сферой, в рамках которой можно было преуспеть в желании самосовершенствоваться.
Познавать и быть познанным
Изначальная проблема самопознания через науку была связана с совпадением субъекта и объекта исследования. Когда тот, кто познаёт, и тот, кого познают, является одним и тем же человеком, изучать его становится несколько проблематично. Поэтому мудрые мужи древности решили прибегнуть к максимальной конкретизации объекта исследования — и изучать не абстрактного человека вообще, а отдельные его духовные и физические составляющие. В результате это привело к появлению отдельных наук — медицины, психологии, этики…
Однако, спустя несколько веков нашим современникам стало понятно: подобное расщепление было чревато тем, что «вместе с водой был выплеснут и ребёнок«. Иными словами, в погоне за поисками истины учёные излишне увлеклись разъятием человека на отдельные его составляющие. И не учли того, что человеческое существо являет собой нечто большее, чем сумма отдельно взятых его элементов…
Проблемы души нашего времени
К сожалению, в современном мире количество философских идей и концепций растёт с угрожающей быстротой. Совершенно неясно, как сориентироваться в этом многоголосом мире противоречивых мнений и суждений. Одни мыслители ищут корень человеческого бытия в биохимии головного мозга, другие устремляют свой взор к звёздам, составляющих, по их мнению, тело Прачеловека, по образу и подобию которого мы сотворены…
До недавнего времени самопознание через науку шло по пути обособления и отмежёвывания отдельных направлений тех или иных видов исследований. Однако, в последнее время, в начале XXI века, всё больше дисциплин тяготеет к синтезу и объединению. Всё чаще и чаще создаются такие области научного знания, как психоистория, кибергенетика, психофизика…
Это связано со взаимопроникновением отдельных наук друг в друга и с постепенным стиранием границ между ними. Быть может, настанет то время, когда появится всеобъемлющая отрасль знания о человеке, объединяющая в себе всю эмпирику, накопленную нашими современниками. Не будет ли это означать возвращение назад, к опыту древних? Время покажет.
samopoznanie.ru
Астрология — инструмент познания себя. Статья. Астрология. Самопознание.ру
Зачем людям нужна астрология?
На самом деле всем нам нужна не она, а чёткое направление в жизни. То, которому мы следуем сейчас, к сожалению, не делает нас счастливыми. Оно вынуждает питать непомерно большие амбиции и ориентироваться только на результат. В итоге, мы определяем себя и свою ценность тем, что мы сделали, а не тем, кем являемся. Для мужчин самореализация превращается в гонку за властью и богатством, а для женщин встреча спутника жизни — в поиск «достойного мужа». При этом «достойный» почему-то подразумевает «успешный», и означает лишь то, сколько денег он зарабатывает и может потратить на жену. Если девушке удалось встретить именно такого, она сама считает себя достойной — достойной любви, уважения и внимания. Ну, а если нет, то её самооценка оказывается на грани разрушения.
Подобные ожидания есть у каждого из нас. Вслух о них говорят единицы, но это не лишает их власти над нашим сознанием. Они так прочно им владеют, что искренне и глубоко полюбить другого человека становится очень сложно. Мы увлекаемся образом, проекцией и делаем всё, чтобы реальность ей соответствовала. Иногда получается, чаще — нет. Но даже если это нам всё-таки удалось, то только из-за манипуляций и контроля, а не благодаря чувствам. А дальше начинается новый раунд. Цель — остаться в достигнутом состоянии как можно дольше. И тех же мужчин, которых раньше интересовали способы обогащения и укрепления власти, теперь ещё больше волнует то, как их удержать.
Мы как будто потеряли ориентиры, забыли, что на самом деле определяет нас как особенных людей. Потому что единственной ценностью, которая нами руководит, стала возможность продемонстрировать другим: мы сделали больше, чем они. К сожалению, сравнение заводит в тупик. Всегда найдётся кто-то, кто достиг ещё более впечатляющих результатов. Эта губительная идея распространяется на всё общество. Она отравляет сердца и рушит жизни не только тех, в ком есть природная склонность к завоеваниям, но и тех, кто рождён не для великих побед, а для чего-то другого.
Лично я верю, что лучший ориентир — любовь и счастье. Это то, что мы все на самом деле ищем. Я не согласен с фрейдистской идеей о том, что нами движет секс. Да, он дарит нам яркие моменты единения и близости, но он не может дать настоящее счастье. Которое, кстати, вообще никогда не приходит извне или через других людей. Оно всегда связано с тем, что мы поняли про себя, и с тем, приняли ли мы свою сущност, или не соглашаемся с ней.
Для этого и нужна астрология. Она помогает получить знание о том, зачем мы пришли в этот мир. Предназначение есть у каждого из нас — как в любом семени ещё до его попадания в землю заложена программа о том, во что оно вырастет, в гуаву или манго. Но то, высоким ли станет это дерево и сколько принесёт плодов, зависит от внешних условий. Поэтому важно знать, какая почва и климат ему подходят. Астрология помогает нам распознать ту самую программу, которой суждено реализоваться, и определяет наилучшие условия для её развития. Найдя в себе то самое семя, предназначение, мы сможем уверенно развиваться — расти высоко к небу, а корнями уходить глубоко в землю, чтобы ничто не могло нас пошатнуть.
samopoznanie.ru
Что такое Самопознание через общение? Самопознание через общение — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру
Существует огромное количество направлений в психологии и духовных практиках, которые помогают человеку осознать себя, способствуют его совершенствованию, но мало кто прибегает к самому простому способу самопознания — самопознание через общение.
Как правило, к нему относятся очень легкомысленно, слушая только то, что лежит на поверхности сказанного, не вдаваясь в более глубокий смысл. Кого то хвалят или критикуют, это принимается к сведению, но почти никто не вслушивается дальше в то, о чём мы говорим, нам говорят, или кто-то говорит рядом с нами о ком-либо.
Научившись слушать, можно открыть для себя совершенно новый мир общения, лучше понять себя и окружающих людей, научиться выстраивать отношения с учётом узнанного и таким образом добиться большего успеха в сотрудничестве с другими людьми.
Для того, чтобы понять, как это работает, нужно усвоить несколько ключевых моментов из области философии:
- Единство в различиях, различия в единстве. Все живые существа являются индивидуальными по своей природе. У каждого имеются свои способности, вкусы. Найти двух абсолютно одинаковых существ невозможно. Но при всём этом разнообразии все живые существа являются частью одного целого, частью Бога, что их и объединяет. У племени майа есть в их языке слово инлакеш, что означает Я — это другой ты. Оно очень хорошо отражает наше сходство и одновременно отличие друг от друга.
- Все живые существа являются отражением друг друга. Мы все являемся зеркалами для других, и также сами можем посмотреться в других, чтобы увидеть себя. И это объясняет, почему домашние питомцы так похожи на своих хозяев: они являются отражением друг друга. Однако есть расхождения в количественном отражении качеств. Это связано с различием в единстве.
- Изменяя себя, изменяешь мир. Это связано с тем, что мы являемся отражением друг друга. Изменяя себя, мы меняем окружающих людей, либо происходит естественная смена окружения, и в нашу жизнь приходят новые люди.
Лишь осознав это, можно переходить к практической его части. А она заключается в умении слушать и слышать, умении смотреть и видеть. Наблюдая за своей речью или речью собеседника, можно понять, кем мы являемся на самом деле или что спрятано глубоко внутри у нашего собеседника. Таким образом, можно понимать, какие проблемы есть в нашей жизни или жизни окружающих, над чем нужно работать, а какие качества, способности уже имеются.
Ведь все мы на самом деле всегда говорим о себе. Не только о том, что интересно лично нам, а о том, что особенно трогает нас, беспокоит, к чему мы стремимся. И говорим мы о себе даже тогда, когда наши слова адресованы нашему собеседнику, ведь мы составляем единое целое.
Поэтому данный метод можно сформулировать так:
- Всё, что мы говорим о других, применимо не только к ним, но и в первую очередь к нам самим.
- Всё, что говорят нам, применимо в первую очередь к нам, а также касается того, кто это говорит.
- Всё, о чём люди говорят между собой о себе или ком то еще в нашем присутствии, касается того, о ком идет речь, того, кто говорит и слушает и нас самих.
Например, кто-то говорит нам, что мы очень добрые, талантливые, открытые. Это нужно принять, потому, что в нас это есть. Но, поскольку мы говорим всегда только о себе и являемся единым целым, зеркалами, то человек, который это нам сказал, так же обладает всеми теми же качествами. То есть, он тоже добрый, талантливый, открытый.
Если же нас начинают критиковать, говоря, что мы рассеяны, неаккуратны, это нужно принять, как возможность работы над собой, а также понять, что тот, кто говорит нам это, обладает этими же качествами, правда в другом количестве. И ни в коем случае это нельзя использовать, как возможность упрекнуть собеседника в его несовершенстве. Нужно понять, что мы с ним одно целое, а он выступает в роли учителя, через которого мы учимся. Использовать это нужно лишь для правильного построения отношений с этим человеком, понимая, что он в своей жизнедеятельности может проявить рассеянность и неаккуратность, быть готовым к этому, чтобы уменьшить вероятность совершения им такой ошибки.
Точно так же необходимо прислушиваться к своим словам, которые мы адресуем кому-то. Проговаривая какие-то негативные моменты о ком-то, необходимо заглянуть вглубь себя и увидеть наличие этого в себе. И точно также нужно видеть в себе множество хорошего, когда мы хвалим кого-то.
Ещё интересней оказаться слушателем чьего-то диалога, когда люди рассказывают о себе или ком-то ещё. Внимательно слушая описания, можно понять, что в этот момент говорят о тебе. Можно услышать не только негативные стороны описания, но и положительные. Ещё приятнее слышать, как вдруг в процессе диалога звучит фраза о том, что этот человек сумел что-то изменить в себе к лучшему. Это означает, что мы тоже смогли совершить в себе данные перемены. А значит, личностный рост происходит. Важно только не забывать, что существует только качественное сходство, количественно мы отличаемся.
В работе с данной методикой необходимо учесть возможность появление одного негативного момента: потеря естественности в общении, проявление искусственности. Это может проявиться, если человек начинает контролировать и анализировать каждый свой шаг, жест, слово, а также поведение окружающих людей. Во всём должна присутствовать адекватность.
Общение должно быть легким, естественным и осознанным. Тогда оно позволит нам легко добиваться намеченных целей, формировать новую реальность по нашему выбору, будет способствовать нашему личностному росту и духовному развитию.
Самопознание через общение может помочь человеку достичь просветления, если он будет видеть проявление божественной природы в окружающем его мире. Это самый простой и эффективный способ познать себя.
samopoznanie.ru
Самосознание и развитие личности. Статья. Психология личности. Самопознание.ру
В современном мире наблюдается некоторый поворот в сторону антропоцентризма. То есть имеется в виду, что каждый человек является центром и создателем своей уникальной Вселенной. Любой из нас приходит в этот мир для того, чтобы постоянно расти и развиваться — так распорядилась природа. Исходя из этого, одним из смыслов жизни человека является личностный рост. С помощью повышения уровня самосознания (личностного роста) можно изменить себя, избавиться от комплексов и отрицательных мыслей, научиться управлять своими эмоциями, своим поведением, с помощью осознания возможно разрешить внутренние конфликты и пережить травмы детства.
Так что же такое — самосознание? Определение самосознания звучит так — это сознание индивидом самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще. Т.е. личность познает саму себя в окружающем мире. Тогда возникает вопрос, а что же тогда есть человеческая личность? Ведь личность невозможно приравнять ни к сознанию, ни к самосознанию. А личность — это конкретный, живой человек, включённый в реальные отношения к реальному миру, взаимодействующий с ним.
Но если личность нельзя свести к её сознанию и самосознанию, то она и невозможна без них. Человек является личностью лишь тогда, когда он выделяет себя из мира, и отношение его к миру и к другим людям дано ему постольку, поскольку у него есть сознание. Поэтому процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания: это и есть процесс развития сознательной личности.
Самосознание человека как система его взглядов абсолютно индивидуально. Каждый человек совершенно по-особенному, на свой лад оценивает свои поступки и происходящие с ним и вокруг него события и объекты реального мира. Если у человека самосознание достаточно развито, то он обладает способностью предвосхищать события, а это даёт возможность предвосхитить смыслы, открывающиеся в результате поступков. Но для такого предвосхищения человек должен иметь особое знание о самом себе. Самосознание каждого человека включает в себя знания и представления о самом себе, ценностное отношение к себе и особенности регуляции поведения (саморегуляции). Психологическую основу поведения личности представляет именно совокупность представлений о себе и оценка этих представлений.
Человек в своей жизни может себе позволить ровно столько, насколько он знает себя, т.е. насколько он личностно развит. И сам процесс личностного развития не имеет конца — нельзя сказать, что вот достигну этого уровня и всё — закончу. Нет, поскольку это процесс, то он может быть либо прогрессирующим, либо регрессирующим, застыть на какой-то стадии — это уже регресс.
Какие могут быть признаки того, что человек растёт личностно? Например, если у человека становится больше внутренней свободы и независимости, интересов, любви (к себе, к людям, к природе, к миру), больше ответственности, способностей отличать одно от другого, видеть связи явлений и событий, понимания себя и других, то это и есть личностный рост, к которому важно стремиться.
samopoznanie.ru
Что такое предназначение. Статья. Поиск своего призвания. Самопознание.ру
Каждый человек, узнавший своё предназначение, знает, что предназначение — это наиболее короткий путь к реализации своего внутреннего потенциала, к раскрытию даров и талантов, данных Свыше. Но не каждый чётко представляет, что же такое предназначение по своей сути — профессия или образ мыслей, врождённая черта личности или эффективная возможность наработать некие профессиональные качества. От этой путаницы часто возникают вопросы, связанные с тем, где именно, в какой сфере и при какой должности человек может реализовать своё предназначение.
Самой главной особенностью предназначения является то, что это не только профессия или работа, к которой надо стремиться, это, в первую очередь, врождённый образ мышления человека, индивидуальный способ восприятия мира, специализированное, предназначенное мировоззрение.
Так, например, целитель по предназначению интересуется психологическими аспектами людей, образом их мышления и всегда хорошо видит те черты, которые «мешают» человеку и могут вызвать проблемы со здоровьем. Предназначенный политик всегда заботится об окружающих его людях, переживает за них, интересуется судьбами людей в обществе и политикой государства. Предназначенный экономист всё «считает», хорошо разбирается в финансовых вопросах — будь то семейный бюджет или финансовая компания. Человек с предназначением учёного постоянно систематизирует знания, ищет взаимосвязи и выводит тезисы, при этом знания могут касаться чего угодно. Предназначенный педагог «воспитывает» всех и вся, причём интуитивно чувствует все слабые места людей и интуитивно же подбирает к ним гармоничный метод «воспитания». И так — в любом предназначении.
Если осознать, что Господь даёт человеку то или иное предназначение исходя из того, какие именно знания ему нужны в данном воплощении, то становится понятно, что предназначение — это наиболее эффективный метод получения этих знаний, как некая «призма» восприятия, через которую человек становится способен видеть то, что именно ему предназначено Свыше.
Поскольку предназначение — это всё-таки не совсем профессия, а именно врождённое мировоззрение, то можно сделать вывод о том, что сфера его применения может быть очень широкой и отнюдь не ограничивается одной-двумя должностями в материальном мире. Например, человек с предназначением художника обладает врождённой способностью гармонизировать окружающее его пространство, приводя его в соответствие с образами духовного мира, а значит, воплощать своё предназначение он может и в качестве дизайнера, и в полиграфии, и в моделировании одежды и т.д.
Важно осознать и увидеть себя не столько в профессии, сколько в мировоззрении предназначения, «примерить» его на себя, понять, какой из его аспектов наиболее комфортен и «греет» душу. Исходя из этого чувствования, человек способен увидеть пути реализации предназначения.
Немаловажным является также то, что профессиональное предназначение не является единственной сферой жизни, в которой человек способен обрести гармонию с Богом. Сфера семьи и отношений родителей и детей, сфера добродетелей и пороков человека, сфера духовного развития и совершенствования — всё это также является путями, ведущими человека к Богу. Любая цель становится легко достижимой только тогда, когда к её достижению подходят комплексно, учитывая все возможные подходы к ней. Движение к Богу и обретение гармонии с Ним — это главная цель жизни-бытия человека, от которой зависит Вечная Жизнь души. Но, как и любая другая цель, она имеет множество различных подходов и наиболее гармоничным совершенствованием человека будет разностороннее развитие, когда учитываются интересы разума, души и физического тела.
Таким образом, концентрировать все свои усилия только на реализации предназначения было бы не совсем верно, так как все сферы жизни-бытия человека являются взаимодополнением друг друга, как спицы в колесе, каждая жизненная цель должна иметь равное внимание к себе, а иначе колесо не способно двигаться и везти повозку.
samopoznanie.ru