Что такое самореализации человека: Что значит самореализация человека — понятие и виды – Конструктор Успеха

Содержание

Что значит самореализация человека — понятие и виды – Конструктор Успеха

Что такое самореализация человека? Обратимся к словарям, где этот термин расшифровывают, как реализацию потенциала в какой-то сфере. Если перефразировать это определение, то самореализация — это использование возможностей для достижения поставленных целей. Это понятие тесно связано с другим сложным термином — счастьем. Один древнегреческий философ писал, что счастья можно добиться, только полностью реализовав свои возможности, то есть получить высшее удовлетворение можно, только достигнув поставленной жизненной цели.

Самореализация личности: психология

Вся наша жизнь состоит из маленьких и больших целей. Потеряв цель, человек дезориентируется и начинает деградировать. Стремление к самореализации можно сравнить с инстинктом — оно заложено в ребенке с раннего детства так же, как и потенциал с возможностями. То, как именно ребенок начнет себя реализовывать во взрослом возрасте, зависит только от него самого. В детстве в процессе воспитания родители, учителя и все его окружение задают ему ориентиры.

Выбор способа самореализации рождается в воспитании. Хотя самореализация обычно сопоставляется с достижением карьерных высот, она может быть разной. Человек пытается добиться успеха не только на работе, но и в личной жизни, состояться, как хороший друг, сын, брат. Самореализация — это широкое понятие, которое может применяться ко всем сферам жизни человека. Она может быть социальной, творческой, профессиональной или личностной.

Термин имеет двоякое значение. С одной стороны самореализация — это действие, а с другой — это цель данного действия. Она не имеет ограничений или рамок, так как индивиду всегда есть, куда двигаться. Достигнув одной цели, он ставит перед собой новую и так до бесконечности.

Самореализация — это признак успеха личности

Потребность в самореализации возникает у каждого человека. Этот то самое «топливо», которое заставляет двигаться вперед, а в движении, как известно заключен смысл жизни. Американский психолог Абрахам Маслоу в свое время вывел модель, которая получила название пирамиды потребностей.

Она использовалась Маслоу, как центральный аспект теории иерархических потребностей, которая считается одной из самых популярных теорий мотиваций человека. Расположение ступенек-потребностей определяется принципом поступательного движения от физиологического до эстетического. А на вершине пирамиды красуется потребность в самореализации.

Если верить Маслоу (а ему верит большинство современных психологов), то самореализация — это самое важное желание в жизни человека, высшая степень развития личности. Маслоу проводил многочисленные социологические эксперименты и ему удалось опросить десятки людей, которые считают себя успешными. В результате опроса он подвел итог и сгруппировал признаки самореализовавшейся личности:

  • Стойкость и умение выдерживать любые удары судьбы. Эти люди не впадают в безобразные истерики или апатию после того, как в жизни что-то идет не так.
  • Простота. Успешные люди никогда не тратят время на то, чтобы пустить пыль публике в глаза.
  • Умение отделять реальность от грез. Самодостаточный человек способен сам опускать себя с небес на землю и действовать по велению рассудка.
  • Ответственность.
  • Способность принять себя таким, какой ты есть. Вместо того, чтобы бороться со своими недостатками, которые невозможно исправить, эти люди учатся жить с ними и не зацикливаются на подобных мелочах.
  • Устойчивая система взглядов.
    Эти люди не имеют привычки менять свое мнение в зависимости от обстоятельств, но при этом обладают склонностью к самоанализу.
  • Внутренняя гармония. Способность договориться с собой и жить в мире со своим «Я» — залог успеха.
  • Хорошее чувство юмора. Они не превращают неприятности в драму, самокритично посмеются над ними — и идут дальше.
  • Сдержанность в эмоциях, но в кругу близких друзей эти люди любят проявлять свою любовь и заботу.
  • Умение подстраиваться под ситуацию. Самодостаточный человек периодически пересматривает свои жизненные цели. Если пора менять направление, они без сожалений поворачивают в другую сторону, не цепляясь за прошлые желания и стремления.
  • Терпимость. Они стараются понять мотивы других людей и не судят поверхностно.

Люди, которые смогли самореализоваться, обладают самодостаточностью. Они не впадают в зависимость от других, не цепляются за прошлое и не боятся остаться в одиночестве. Эта самая страшная химера человеческого сознания не имеет власти над успешным человеком и не руководит его действиями.

Как самореализоваться

Самореализация человека может быть разной, об этом мы уже упоминали выше. Рассмотрим каждый из типов более подробно. Личностная самореализация заключается в одобрении поступков и уважении со стороны ближайшего окружения. Этого хочет любая психически здоровая личность. Если человек осознанно становится изгоем и отгораживается от своих близких, значит его самореализация пошла по неверному пути. Способов для личностного роста всего три:

  • Продвижение по карьерной лестнице и достижение поставленных целей.
  • Развитие навыков и взращивание талантов.
  • Стремление к материальному благополучию.

Как вы видите, каждый из способов так или иначе связан с развитием личности, но главная его цель — одобрение и уважение. Человеку хочется, чтобы его старания заметили и оценили по достоинству его таланты. Выбрав один из трех способов, он движется вперед. Если стратегия не оправдала ожиданий, а человек пережил «провал», то это может привести к затяжной депрессии. Так как решающим фактором здесь становятся друзья и родные, то на достижение успеха оказывают сильное влияние гармоничные отношения с ближайшим окружением.

Профессиональная самореализация — это достижение вершин карьерной лестницы. Хотя жизнь человека состоит из многих сфер, работа среди них занимает больше места, потому что становится неотъемлемой частью «серых будней». Успех в работе имеет большое значение для человека и дело здесь не только, а то и вовсе не в размерах зарплаты или улучшении материального положения.

Профессиональная самореализация — это то же одобрение и уважение, но уже со стороны коллег и руководства, то есть задача такая же, как и для личностной самореализации, но меняется социальная группа, для которой человек «старается». Стремление состояться как профессионал сводится к достижению следующих целей:

  • Ощутить себя частью огромного организма — коллектива.
  • занять свое место в коллективе;
  • получить признание среди коллег и руководства;
  • оценить свои слабые и сильные стороны;
  • планировать будущее;
  • самореализоваться

Эти цели расположены в определенной последовательности, то есть по сути это этапы продвижения по карьерной лестнице.

Творческая самореализация — это самый сложный тип. Невозможно объяснить сухими терминами человеческий порыв, желание творить, озарение музой, полет фантазии и легкое прикосновение к высшим духовным сферам. Самые великие произведения искусства создавались мастерами, которыми двигало желание творчески самореализоваться.

Человек, мыслящий шаблонами и стереотипами, не может изменить мир и не в состоянии повлиять на эволюцию всего человечества. Он не верит в себя и в свой потенциал. Такой человек скажет, что маленькому винтику никогда не нарушить ход работы огромной машины. Мыслящий широко — приведет большое количество примеров, когда эта машина меняла направление своего движения как раз из-за такой маленькой шестеренки. Творческая самореализация неотделима от желания создавать/открывать что-то новое, поэтому люди, сумевшие стать на этот путь, ведут за собой целый мир.

Социальная самореализация сводится к достижению успехов в той социальной группе, в которой человек живет. Здесь имеет значение «масштаб» процесса. Для одних достаточно обрести признание в своей семье/своем городе. Более амбициозные личности замахиваются на признание в регионе, стране, мире. Социальная самореализация может достигаться совершенно разными способами, она является объединяющей для всех типов. Этот жизненный ориентир и есть та самая цель, которую Маслоу поместил на вершину своей пирамиды потребностей.

Самореализация человека в профессиональной деятельности

ЗуеваСветланаПетровна,кандидатпедагогическихнаук,доценткафедрыобщейпсихологииипсихологииразвитияФГБОУВПО«Кемеровскийгосударственныйуниверситет»,г.Кемерово[email protected]

Самореализациячеловекавпрофессиональнойдеятельности

Аннотация.Статьяпосвященапроблемеуспешностисамореализацииличности,котораяопределяетсяосознаниемчеловекомсобственныхвозможностейипотенциаловвразличныхвидахегоактивности.Вадекватнойпрофессиональнойдеятельностисочетаютсяинструментальныйисоциальныйаспектысамореализации,чтопозволяетеерассматриватькакнаиболееблагоприятноепространствосознательнойсамореализациичеловека.

Ключевыеслова:самореализация,сознание,деятельность,личность,профессиональнаядеятельность,целеполагание,целедостижение.

Внастоящеевремяроссийскоеобществоориентированонамодернизациюиразвитиекаквсоциальноэкономическомплане,такивотношенииличностичеловека.Всвязисэтимвостребованнымиявляютсяисследованияпсихическихфеноменовимеханизмовсамореализацияличности. Сокращениепроизводствавстране,изменениепрофессиональнойструктурыобществапривеликнеобходимостиисследоватьвзаимосвязьхарактеристикпрофессиональнойдеятельностиипроцессасамореализациичеловека.Самореализациячеловекапроявляетсявисполнениижеланий,надежд,достижениицелейличности.С.И.Кудинов[1]указывает,что термин «самореализация» (selfrealisation)впервыебылприведенв«Словарепофилософииипсихологии».Всовременныхисследованияхпонятие«самореализация»преимущественнотрактуетсякак«реализациясобственногопотенциала».С.И.Кудинов[2]отмечает,чтоещев1940годуукраинскийпсихологГ.С.Костюк,рассматриваяидеюсаморазвития,отмечал«сознательнуюцелеустремленность»вкачествесущественнойхарактеристикипроцесса.«Приналичиитакойцелеустремленностиличностьдонекоторойстепенисаманачинаетруководитьсвоимсобственнымпсихическимразвитием».Проблемасамореализацииличностиисследуетсясиспользованиемосновразличныхпсихологическихнаправлений.Вместестемнепредставляетсявозможнымвыделитьединуюконцепциюсамореализации.Следуетотметить,чтосуществованиебольшогочислатеоретическихизысканийнепривелокразработкесбалансированнойпоточкамзрениятеориисамореализации.

Сложностьпредставляеттакжевыработкаединогоопределенияданногопонятия.Предпринимаютсяпопыткирассмотретьсамореализациючерезблизкиепосмыслупонятия–такиекак,стратегияжизнивотечественнойпсихологическойтеории[3],идентичностьвтеорииЭ.Эриксона[4],самоактуализациявтеорииА.Маслоу[5].Вгуманистическойпсихологиисамореализациюрассматриваетсякаксмыслжизничеловека,отмечаетсявзаимосвязьсамореализациисобщественнымвкладомчеловека,какпоотношениюкблизкимлюдям,такиковсемучеловечеству,взависимостиотмасштабовличностичеловека.Методологическойпроблемойявляетсянеопределенностьпонятийногостатусасамореализации.Требуетуточнениясоотнесенностьфеноменасамореализациистремямодусамипсихического–следуетлирассматриватьеевкачествепроцесса,состояния(потребности)илисвойстваличности.

Рядисследователейопределяютсамореализациюкакявление,обусловленноестремлениемксамоактуализации,присущимприродечеловека.Висследованияхтакжепредставленаточказрения,рассматривающаявозможностьпроцессуальнойдетерминацииявлениясамореализации[6].Невозможностьнепосредственногонаблюденияявлениясамореализацииивсилуданногообстоятельстванеобходимостьдовольствоватьсяфиксированиемэлементовеепроявлениявповедениисубъектовосложняюткактеоретическоеописаниеявлениясамореализации,такиеёэмпирическоеисследование.

Трудностьизмерениясамореализацииобусловленавысокойстепеньюеесубъективности.Требуетсяразработкаспецифическихприемовиспособовотслеживанияиконтролявходеэкспериментаэффектовсамореализации,таккакнеобходимоучитыватьвлияниезначительногочислафакторов.

Различныеподходыобнаруживаютсякакприрассмотренииприродысамореализацииимеханизмовееосуществления,такиванализеиописанииусловийифакторов,оказывающихвоздействиенаеепротеканиеиуспешность.

Предлагаетсярассматривать(Р.А.Зобов,В.Н.Келасьев,Л.А.Коростылева)[7]субъективныеиобъективныефакторы,влияющиенасодержаниеидинамикупроцессасамореализации.1.Зависящиеотчеловека(субъективные)–ценностныеориентации,желаниеивозможностьчеловекаработатьссобой,рефлексивность,нравственныекачества,воляидр.

2.Независящиеотчеловекаобъективные)–социальноэкономическаяситуациявстране,уровеньжизни,материальнаяобеспеченность,влияниеначеловекасредствмассовойинформации,экологическийстатусжизничеловека).

Рядисследователей(И.П.Смирнов,Е.В.Селезнева)[8]отмечаютзначимостьдляпроцессасамореализациивлиянийвнешнейсредынапсихикучеловекаввидерезультатовобразования,социализации,обучениятруду,межличностноговзаимодействия,общениясдругимилюдьми. Следуетполагатьтакже,чтособственнопсихологическийаспектсамореализациизаключаетсявразвертываниивсехличностныхпотенциаловчеловекавкакомлибовидедеятельностиилисфережизни.Впереводессанскритаслово«самореализация»дословнопереводитсякак«проявлениесвоегодуха».Можнопредположить,чтосознаниечеловекаиестьтотсамыйдух,проявлениемактивностикоторогоиявляетсяпроцесссамореализации.Вероятно,будетнедостаточнымрассматриватьпроцесссамореализациикакпростоепроявлениечеловеческихвозможностей,способностей,знаний,умений.

Встаетвопрос–действительнолинаиболееполноераскрытиеспособностейчеловекавозможнолишьвобщественнозначимойдеятельности?Всегдалисамореализацияестьпроцесссознакомплюс,позитивноеявление,социальноприемлемое?Вконтекстепроблемысвободывыборачеловекаможносделатьвывод,чтоэтический,нравственный,социальныйпараметрысамореализацииличностинеявляетсясущественнымиилисущностными.ОднакообращениекнравственнымкатегориямприрассмотрениипроблемысамореализациинаходимвутвержденииТ.В.Скородумовой[7],утверждающей,чтосамореализацияличности–этопроцессреализацииличностьювсебеивобществеидеидобраиистинывихонтологическомединстве. Такойподходозначаеттотфакт,чтосамореализацияличностидолжнарассматриватьсякакположительное,соответствующееприродечеловекаиспособствующеееговосхождениюквершинамдухаиразвитию,явление.Самореализация личности возможна при условии, что человек осознает необходимость для него жизненной самореализации, верит в свое индивидуальное предназначение, видит в нем высший смысл своей жизни. Без осознания человеком своих способностей, интересов, жизненных предпочтений самореализация не может осуществиться. Вероятно, не менее важным условием самореализации личности выступает осознание человеком своей интегрированности в окружающий мир, его способности к гармоничному и конструктивному взаимодействию с другими людьми и природой.

Д.А.Леонтьев[8]предлагаетрассматриватьпроцесссамореализацииспозицииличностногороста,отмечаяеесоциальнуюнаправленностьнадругихлюдей,обществовформесозданиядлянихдуховного,культурногосодержанияилиматериальногообъекта.

Инструментальный аспект самореализации личности связан с имеющимися у человека знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему выполнять конкретную трудовую деятельность и выстраивать системы отношений с людьми и социумом.

Средифакторов,затрудняющихсамореализациюличности,следуетотметитьатомарность,уединенностьбытиячеловека,егоневключенностьвактивнуюжизнь,духовнуюикультурнуюограниченность,неразвитостьсознания,неадекватныйпрофессиональныйвыбор.Неконструктивноевлияниенапроцесссамореализацииличностиоказываюттакиеявлениякакприоритетматериальныхиузкопрагматическихценностей,уходвкриминальныеструктуры,наркомания,алкоголизмит.д.

Есливсообществе,социокультурномисоциальноэкономическомпространствебытиячеловеканедостаточноусловийдляегосамореализации,могутвозникатьзастойныеявления,создаватьсясоциальнопсихологическиеоснованиядлясоциальногоиэкономическогокризиса.Е.Е.Вахромовотмечает:«Проведениевластнымиэлитамиполитики,направленнойнавоспрепятствованиепроцессамсамоактуализации,чреватоантисоциальнымипроявлениямиэкстремизма,терроризма.Нарастаниеинволюционныхтенденций,вовлечениевпроцессыинволюциибольшихгрупплюдей,маргинализацияотдельныхрегионовистранчреватысерьезнойугрозойдляразвитияцивилизацииикультурывцелом»[9]. Внешняяформасамореализацииличностипредставленаактивностьюиндивидавпрофессии,творчестве,спорте,искусстве,учебе,политическойиобщественнойдеятельностиидр.Внутренняяжеформапредставляетсобойсамосовершенствованиечеловекавразличныхаспектах:нравственном,духовном,физическом,интеллектуальном,эстетическом[10].Такимобразом,профессиональнаядеятельностьчеловекаявляетсяоднимизсущественныхнеобходимыхусловийразвертыванияпроцессасамореализацииличности.Сучетомтребованийдеятельностногоподходаследуетполагатьналичиеванализетакогородапсихологическойреальностикатегориисознания.Именносознаниедетерминируетхарактервзаимосвязипрофессиональнойдеятельностиипроцессасамореализацииличности.В.В.Давыдовопределялсознаниекак«воспроизведениечеловекомидеальногопланасвоейцелеполагающейдеятельностииидеальногопредставительствавнейпозицийдругихлюдей»[11].Сознательноеповедениечеловекапредполагаетотражениеиучётпотребностей,интересовипозицийдругихиндивидов.Вероятно,следуетпредположитьвзаимосвязьпроцессасамореализацииличностисотражением, представленностью,активностьюсоциума,другихлюдей.

«Ктобыикогдабынидействовал,–отмечалГ.П.Щедровицкий,–онвсегдадолженфиксироватьсвоесознание,вопервых,наобъектахсвоейдеятельности–онвидитизнаетэтиобъекты,авовторых,насамойдеятельности–онвидитизнаетсебядействующим,онвидитсвоидействия,своиоперации,своисредстваидажесвоицелиизадачи»[12].Рассматриваясистемуфункцийсознаниявконтекстепрофессиональнойдеятельностикакдеятельностногопространствасамореализациичеловека,можновыделитьвструктурепрофессиональногосознанияпрофессиональныецели,профессиональныезнания,профессиональноеотношение,профессиональныепланыипрограммы,профессиональноесамосознаниеидр.СредиосновныхусловийсамореализацииличностиА.И.Катаев[13]отмечаетналичиеучеловекатакихпроизводныхсознаниякакразвитоесамосознаниеирефлексиясактуализированнойспособностьюпознаватьиосознаватьсебяиокружающиймир,реальныеипотенциальныеспособностиивозможности,интересыиценности,перспективыличностногоипрофессиональногороста.Дляанализафеноменасамореализациинеобходимопредусмотретьпараметрцелеполаганияицеледостижения. Самореализацияестьнетолькопроявлениесебя,ноиосуществлениечеловеком,достижениеимкакихлиборезультатоввреализуемойимактивности.Степеньосознаниячеловекомсебя,своихцелей,возможностей,потенциаловиресурсовможетвыступатьрегулятивнымначалом,механизмомпроцессасамореализации.Профессиональнаядеятельность,отражаемаявсознаниичеловекакакпространствосамореализации,можетобеспечитьтриаспектасамореализации:собственнопсихологический,социокультурныйиинструментальный.Психологическийаспектсамореализации,какотмечалосьвыше,выступаеткакосознаниеивыражениеличностныхпотенциаловвпрофессиональнойдеятельности.Инструментальныйаспектсамореализациипредполагаетвостребованностьииспользованиепотенциалов,ресурсов,опытавформезнаний,умений,навыков,способностейчеловека.Социокультурныйаспектпроявляетсявосознанииивыполнениечеловекоминдивидуальноймиссиичерезсвоюпрофессиональнуюдеятельностьпоотношениюкдругимлюдям,социуму,человечеству.Вероятно,именнотакойконструктотносительнопрофессиональнойдеятельности,формирующийсявсознаниичеловека,способствуетуспешнойсамореализацииличности.

Действенностьтакогоконструктаопределяетсяценностнымпозитивнымотношениемчеловекаксвоейпрофессиональнойдеятельности,адекватностьюпрофессиональноговыбора,оптимальностьюпрофессиональногосамоопределения.Цельпрофессиональногосамоопределениязаключаетсявпостепенномформированиивнутреннейготовностичеловекакосознанномуисамостоятельномупостроению,корректировкеиреализацииперспективсвоегоразвития(профессионального,жизненногоиличностного).Принимаявовниманиединамизм,изменчивостьвсовременныхусловияхструктурыпрофессиональнойзанятостивобществе,следуетотметитьоткрытость,незавершенность,а,следовательно,иактуальностьдляличностипроцессапрофессиональногосамоопределениявовзаимосвязисеесамореализацией.

Готовность человека рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности во многом определяет эффективность процесса самореализации. Н.Р.Хакимова отмечает, что в современных психологических исследованиях профессиональное самоопределение рассматривается как «выбор себя» в профессии, выбор способа самореализации. Данные эмпирических исследований подтверждают значимость для оптантов такого мотива выбора профессии как мотив «возможность самореализации».Вместесэтимвстаетвопрососоотношениисодержательных(цельисмыслпрофессиональнойдеятельностикакмиссииличностивобществе)ипрагматическихматериальныхаспектах(профессиякакисточникдохода)профессиональнойдеятельности,осознаваемыхчеловеком.Преобладаниевсознаниичеловекаконструктов,связанныхспрагматизмомпрофессиональнойдеятельностидлянего,затрудняетегосамореализациювпрофессии.

Содержательныйаспектпрофессииотражаетсявсознаниичеловекасовокупностьюпредставленийобобъектах,целях,результатахисмыслахпрофессиональнойдеятельности.Востребованностьизначимостьдляобществарезультатовпрофессиональнойдеятельность,атакжесобственныепредставлениячеловекаобэтомвыступаюткакосознаваемыепредпосылкиформированияотношениячеловекаксвоейпрофессиикакмиссиивобществеисобственномбытие.

Возможностьчеловекаполностьюреализоватьсебячерезпрофессиюопределяетсяадекватностьюпрофессиональноговыбора. Вместесэтим,теоретическиследуетдопуститьвероятностьсуществованияфрагментарной,частичнойсамореализацииличностивпрофессии.

Такимобразом,можновыделитьрядпараметров,определяющихусловиясамореализациичеловекавпрофессиональнойдеятельности:степеньосознаниячеловекомсвоеголичностногопотенциалаиинструментальныхресурсов;степеньадекватностипрофессиональноговыбора;уровеньразвитияобществаиобщественногопроизводства,способныйобеспечитьдоступностьдлячеловекапрофессиональноговыбора;сформированностьучеловекапредставленийосамореализациикакомиссиипоотношениюкдругимлюдямиобществу.

Ссылки на источники

1.КудиновС.И.Экспериментальнотеоретическиеаспектыисследованиябазовыхсвойствличности//Личностноеразвитиеспециалиставусловияхвузовскогообучения:МатериалыВсероссийскойнаучнопрактическойконференции.–Тольятти:ТГУ,2005. –С.95–98.2.Там же.3.АбульхановаСлавскаяК.А.Стратегияжизни.–М.:Мысль,1991.–299с.4.ЭриксонЭ.Идентичность:юностьикризис.–М.:Прогресс,1997.–340с.5.МаслоуА.Самоактуализация//Психологияличности. Тексты/Подред.Ю.Б.Гиппенрейтер,А.А.Пузырея.–М.:ИздвоМГУ,1982. –С.108–117.6.ГалажинскийЭ. В. Системная детерминация самореализации личности. –Томск: Издательство Томского государственногоуниверситета, 2002. –212 с.7.КоростылеваЛ.А.Проблемысамореализацииличностивсистеменаукочеловеке//Психологическиепроблемысамореализацииличности. –С.Петербург,1997. –С.3–19.8.Там же.9.ВахромовЕ.Е.Психологическиеконцепцииразвитиячеловека:теориясамоактуализации.–М.:Международнаяпедагогическаяакадемия,2001.–180с.10.Там же.11.ДавыдовВ.В.Проблемыразвивающегообучения.–М.,1996.–240с.

12.ЩедровицкийГ. П.Избранныетруды. –М., 1995.–800 с.13.КудиновС. И. Указ. соч.

ZuevaSvetlana,CandidateofPedagogical Sciences, associate professor at the chair of general psychology and psychology of development of Federal State Budget educational institution “Kemerovo State University”[email protected] of man in professional activitiesAbstract.Thesuccessfulnessofperson’sselfrealizationisdefinedbyman’srealizingofhisownpossibilitiesandpotentialsindifferentkindsofhisactivity. Inanadequateprofessionalactivityinstrumentalandsocialaspectsofselfrealizationarecombinedanditallowstoexamineitasthemostfavourableareofman’sconsciousselfrealization.

Keywords:selfrealization,consciousens,professionalactivity,aimrelief,aimachievement.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Самореализация | Ридван

Когда есть только Непрерывность Присутствия как выделенного и узорчатого потока

На более глубоких стадиях самореализации, и особенно в переживании изначального недвойственного присутствия, поток присутствия полностью совозникает с действием. Действие проистекает совершенно неотделимо от присутствия, ибо тело и ум являются неотделимыми проявлениями присутствия. В каком-то смысле в этом измерении нет такой вещи, как действие, ибо есть только непрерывность присутствия в виде выделенного и структурированного потока. Некоторые из этих паттернов мы обычно называем действиями, некоторые — чувствами, а некоторые — состояниями, но все они — не что иное, как присутствие, выражение бесконечного творчества присутствия. Иными словами, действие здесь есть онтологическое творчество. Представление о присутствии как центре инициативы и действия рушится на этом уровне опыта, поскольку центр совершенно неотделим от тотальности личности и фактически полностью совозникает с ней. Эта точка зрения гораздо глубже и глубже, но здесь не место ее расширять. Мы дали краткое описание внутреннего потока самости в связи с действием и творчеством, чтобы более полно обсудить понятие Кохута о дуге напряжения.

Точка существования, с. 510

1. Самореализация

Точка Бытия, с.
0

A Определенное человеческое развитие

Более конкретно, самореализация является проявлением определенного человеческого развития, развития, равносильного полному созреванию человечности, которого человек может достичь или достичь.

Точка существования, с. 5

Идентичность и самореализация

Самореализация — это идентичность с Сущностью себя, которая есть Присутствие.

Точка существования, с. 24

Познание себя через непосредственное бытие самим собой

В самореализации наш опыт самих себя является чистым актом сознания. Мы познаем себя, непосредственно будучи самими собой. Все представления о себе стали прозрачными, и мы больше не отождествляем себя с какой-либо конструкцией в уме. Нет реакции на прошлое, настоящее или будущее. Нет никаких усилий быть собой. Нет никакого вмешательства в наш опыт, никакой манипуляции, никакой деятельности — внутренней или внешней — связанной с сохранением нашей идентичности. Мы просто есть. Мы способны реагировать, чувствовать, думать, действовать – но из чисто спонтанного и подлинного Присутствия. Мы не защищаемся, не осуждаем себя, не пытаемся соответствовать каким-либо стандартам. Мы также можем быть безмолвными, пустыми или просторными. Нам не нужно ничего делать, чтобы быть собой. Мы целы, едины, неделимы. Это не целостность гармонии частей, а целостность единичности. Мы едины. Мы сами. Мы существуем. Мы просто есть.

Точка существования, с. 16

Жизнь выражает свою радость и полноту, спонтанно проявляя новые откровения

Уверенность в реализации не означает, что больше не будет проблем, с которыми нужно работать. Уверенность означает, что когда возникают проблемы, вы понимаете, что это проблемы; когда возникают уязвимости, вы признаете, что это уязвимости. И в то же время вы понимаете, что то, чем вы являетесь, — это не эта уязвимость, хотя она и является частью того, что возникает в данный момент. Уверенность в том, кем вы являетесь на самом деле, облегчает возникновение проблем, потому что они не бросают вам такой глубокий вызов, как когда вы не уверены. Так свобода включает в себя работу над дальнейшими проблемами, которые дают возможность узнать себя по-новому. Когда наша самореализация обеспечена, жизнь будет продолжать течь с открытиями не потому, что мы их ищем, а потому, что именно так жизнь выражает свою радость и полноту — спонтанно проявляя новые откровения. При первичном пробуждении реальность пробуждается к своей изначальной природе. Если мы признаем, уважаем и прислушиваемся к этому пробуждению, оно будет продолжать разворачиваться, раскрывая все больше и больше реальности. Все другие пробуждения, реализации и просветления — это вопрос видения дальнейших последствий этого первичного пробуждения. Жить этим пробуждением живо и весело, глубоко и освобождающе, и оно бесконечно.

Алхимия свободы, с. 44

Частичная самореализация

Другими словами, в прямых методах, таких как методы Дзогчен и Дзен, независимо от того, насколько они сильны, нет места для понимания, особенно для психологического понимания себя. Поэтому мы понимаем, что они эффективны только для нескольких удачливых людей с необычными способностями и/или необычайно гармоничным и сбалансированным развитием личности. Большинству людей требуется большая подготовительная работа, прежде чем они смогут обрести способность переживать самореализацию и сохранять ее как постоянное состояние. Интеграция 9В качестве такой подготовки можно рассматривать 0007 аспектов Сущности , которые мы описали как поддерживающие самореализацию. Однако, в частности, в Алмазном Подходе эта работа является не только подготовкой, но и частичной реализацией. Другими словами, элементы самореализации присутствуют на начальных стадиях интеграции сущностного присутствия. Итак, самореализация происходит как завершение развития, а не только как результат подготовки. Что обычно происходит в алмазном подходе, так это то, что возможно очень точное понимание конкретных вопросов. Это понимание ведет к переживанию конкретных чистых проявлений Сущности. Эссенциальный опыт на данном этапе не является полной самореализацией, но он гораздо более доступен, потому что гораздо легче иметь дело с отдельным сегментом самоструктуры, чем со всем. Этот опыт углубляется и расширяется по мере точного понимания все более и более глубоких сегментов личности, пока не достигнет самореализации. С проблемами нарциссизма приходится сталкиваться именно при переходе к самореализации, хотя они также проявляются изредка и вообще как часть личности индивидуума.

Точка существования, с. 489

Реализация Полноты Бытия

Полная самореализация означает полную реализацию полноты Бытия. Под полнотой Бытия мы подразумеваем Бытие в его тотальности и полноте, включая все его измерения и аспекты. В конце концов это реализуется в разрешении орального нарциссизма как самореализации недвойственного Присутствия.

Точка существования, с. 397

Самореализация и персонализация происходят на всех уровнях нашей работы

Исследуя безграничное измерение божественной любви, мы по большей части использовали мистический подход к самореализации. Итак, мы знаем, что это одна сторона нашей работы: мы исследуем наш опыт в нашей душе, мы находим, что является нашей истинной природой, и эта истинная природа становится самой нашей идентичностью. Итак, мы — сущностная природа; мы божественная любовь; мы высшее существо. Но есть и другая сторона нашей работы: принести в мир эту истинную природу человека. И это та сторона, которую мы называем персонализацией. Это происходит в нашей работе со всеми аспектами и во всех измерениях. С каждым аспектом вы сначала переживаете его и реализуете в своей душе, а затем задача состоит в том, как воплотить его в мире. И по мере того, как вы продолжаете работать над распознаванием своих отождествлений, вы проходите сквозь пустую оболочку, что ведет к самореализации, когда вы полностью осознаете, что истинная природа — это то, чем вы являетесь. А затем происходит этот другой процесс, когда эта истинная природа становится персонализированной, когда вы воплощаете ее в мире как человеческое существо. Итак, эти два аспекта — самореализация и персонализация — проявляются на всех уровнях нашей работы, на личном уровне и в каждом из безграничных измерений. Процесс персонализации является частью того, что мы называем актуализацией реализации.

Недвойственная любовь: пробуждение к любящей природе реальности, с. 176

Самореализация и переживание тела

В полной самореализации мы переживаем тело как прозрачную и прозрачную форму Присутствия. Форма видится более поверхностной, чем онтологическая реальность Присутствия, которая находится за пределами любой формы. Это переживание тела не так просто получить; это включает в себя скачок сознания, который обычно требует большой внутренней работы, такой как десятилетия интенсивной практики медитации.

Точка существования, с. 75

Самореализация и потребность в поддержке

Для того чтобы реализация стала постоянным достижением, для реализации необходима поддержка. Вот почему можно достичь состояния самореализации и потерять его — у вас нет для этого поддержки.

Алмазное сердце Книга третья, стр. 102

Самореализация имеет имплицитный смысл

Состояния самореализации могут возникать во многих измерениях. Самореализация может быть на индивидуальном уровне, в любом из безграничных измерений или на недвойственном уровне. Базовый элемент, общий для переживаний реализации во всех измерениях, — это чувство незаинтересованности в реальности, незаинтересованности в том, кто вы есть. Появляется чувство уверенности в себе и в своем восприятии реальности. Оно также проявляется как ощущение завершенности, как ощущение того, что вещи имеют смысл, как ощущение того, что они имеют смысл для себя, своей жизни и своего мира, не обязательно зная, в чем смысл. Все имеет имплицитный смысл, ценность и драгоценность; в этом нет сомнений. Ваша жизнь исходит из этого чувства осмысленности, значимости и ценности, которые неявны и не подвергаются сомнению. Ваша жизнь, ваши действия, ваша активность и творчество исходят из чистого и определенного чувства значимости для вашего мира и того, кто вы есть.

Алмазное сердце Книга третья, стр. 102

Самореализация тормозится концептуальными позициями

Чтобы достичь самореализации, не нужно пытаться куда-то попасть; это не вопрос работы над актуализацией конкретного состояния. Если мы участвуем в процессе самореализации с точки зрения конечного состояния, которое необходимо реализовать, мы склонны вмешиваться в этот процесс. Попытка создать или двигаться к определенному состоянию указывает на то, что вы придерживаетесь определенной концептуальной позиции.

Точка существования, с. 352

Самореализация — это в конечном итоге самоуничтожение

Здесь мы видим, что самореализация — это в конечном счете самоуничтожение. Мы ничего не выигрываем. Скорее мы потеряем все. Мы теряем понятия нашего ума одно за другим, одну категорию за другой, людей, предметы, ценности. Когда все понятия и категории уходят, остается только неконцептуальное осознавание, которое является полем чистого сознания. Это спонтанно растворяется в своей основной основе, абсолютном небытии, полном отсутствии бытия. Это небытие, когда мы признаем его основой и внутренней тайной всей реальности, есть ночь реальности, внутреннее из внутреннего. Это гость.

Алмазное сердце Книга пятая, стр.
183

Самореализация требует понимания того, что есть Истина

Реализация и освобождение требуют многого: самоотверженности и приверженности, любви и преданности, осознанности и чувствительности. Но больше всего на свете они требуют понимания. Понимание — это центральная способность, необходимая для освобождения, особенно когда мы очень глубоко погружаемся в свой опыт и достигаем тонких мест. Это потому, что когда мы достигаем тонкости нашей истинной природы — настоящей глубины — остается только наше понимание. Все остальное в каком-то смысле отпало к тому времени. Все, что осталось, — это наша тонкая способность различать, что проявляется, что истинно, а что ложно.

Запрос космического крейсера, стр. 401

Стабилизация нашего осознания

Работа, которую мы делаем здесь, включает в себя как осознание истины реальности, так и жизнь в соответствии с этой истиной. Время, которое мы тратим на то, чтобы научиться действовать с присутствием, точно настраивает наше сознание. Мы познаем ценность нашего осознания, живя жизнью нашего осознания, и со временем наши действия воплотят наше бодрствующее внимание. Это наш способ стабилизации и установления нашей реализации. Мы можем жить с ясным и сильным чувством присутствия. Мы учимся укреплять свой позвоночник не только понимая, что правда, но и действуя искренне. Мы выполняем свои задачи, даже если осознаем, что чувствуем себя неадекватными и одинокими. Мы практикуем внимание в присутствии во время работы, фокусируя наше внимание в первую очередь на задачах. Хотя мы осознаем свои эмоции и проблемы, мы не тратим энергию на их анализ. Если мы осознаем наше внутреннее состояние, никоим образом не блокируя его, наше присутствие будет продолжать трансформироваться.

Алмазное сердце Книга пятая, стр. 255

Этапы процесса сущностной самореализации

Процесс сущностной самореализации проходит через несколько стадий, каждая из которых связана с сущностными состояниями, психологическими проблемами и вытекающей из них мудростью. Концептуальное представление об этих стадиях зависит отчасти от того, чему следует учение, и отчасти от направленности исследования. В Алмазном Подходе учение ориентировано на естественное и спонтанное раскрытие истины Души по мере того, как человек исследует свой опыт, движимый чистой любовью к истине и радостью от нее. Первая естественная стадия — это стадия открытия Сущности, которая является истинной природой Души. Сущность открывается непосредственно в опыте как фундаментальное присутствие, проявляющееся во многих качествах, которые мы называем аспектами. Оно признается таким, какое оно есть, и понимается как истинное решение различных экзистенциальных недостатков и стремлений эго и его личности. Второй стадией становится объективное понимание эго и ума, теперь с использованием мудрости, доступной из присутствия Сущности. Противопоставление Сущности представляет собой зеркало, в котором личность эго становится понятной точным и ясным образом. Затем это позволяет перейти к третьему этапу, когда чувство идентичности смещается с эго на сущность. Первая книга этой серии посвящена первому этапу, а вторая — второму. Настоящая книга посвящена в основном третьей стадии, собственно самореализации. Здесь речь идет не о различных недостатках, конфликтах и ​​стремлениях личности, а о себе и идентичности. Нужно увидеть, что, хотя Сущность открыта и понята такой, какая она есть, все еще существует отождествление с эго. На этом этапе человек имеет дело с проблемой существования сущности, переживающей Сущность, а не с тем, чтобы найти в ней самого себя и свою идентичность.

Алмазное сердце Книга третья, стр. iii

Чувство самореализации

Опыт самореализации, познания себя как всепроникающего сознания переживается как изысканное чувство близости. Самосущее сознание переживает себя настолько непосредственно, что оно полностью соприкасается со своей реальностью. Близость завершена, потому что в опыте самости нет никакого опосредования. Мы чувствуем изысканную тишину, неописуемый покой и полное ощущение того, что мы действительно являемся самими собой. Мы настолько полностью сами по себе, что чувствуем непосредственную близость с каждым атомом нашего сознания, полностью близкую и смешанную с нашей истинной идентичностью. Удовлетворенность подобна мирному обустройству дома после эонов беспокойных и мучительных скитаний. Ясность и покой сочетаются как чувство утонченной, удовлетворенной близости, совершенно независимой от особенностей нашей ситуации, вне концептуальных рамок времени и пространства. Мир и удовлетворенность не приходят ни от достижения чего-либо, ни от чего-либо. Они являются частью фактического ощущения того, что мы действительно являемся самими собой. Мы не только близки сами с собой, но само наше присутствие и есть близость.

Точка существования, с. 23

Истинные состояния реализации возникают, когда вы отбрасываете все учения

Истинные состояния реализации возникают, когда вы отбрасываете все учения. Все учения, абсолютно. Все. Тогда вы сами исследуете, выясняя, кто вы такой. Вы понимаете, что многие люди говорили много вещей на этом пути. Кто-то сказал, что ты вечная душа, ты должен быть спасен и ты должен верить во Христа. Кто-то еще сказал, что вам просто нужно осознать, что нет никакого «я». Другой человек сказал, что истинное «я» — это Брахман. Кто-то говорил о Боге. И если вы действительно верите, что эти люди не лгут, вы начинаете задаваться вопросом, о чем они говорят. Кто прав? Вам нужна невероятная искренность и безжалостная смелость, чтобы открыть для себя правду. «Этот человек говорит то, а тот говорит то. Я верю, что они имеют в виду то, что говорят, но как я могу сказать, что один из них прав, а другой нет? И кто знает, что они подразумевают под тем, что говорят?» Это одна из вещей, которые я обнаружил, когда осознал состояние не-я. Состояние было другим, чем я думал. Я понял, что многие люди говорят о буддийском не-я, и у них нет ни малейшего представления о том, что это значит. То, что они считают не-я, — это не то, о чем говорил Будда. Когда Будда сказал, что «я» не существует, он также имел в виду, что нет ни стола, ни дома. Он не имел в виду, что вы ходите без своего «я», но что все концептуально. Самость в конечном счете является концепцией. То или иное является концептом. Но люди так не думают. Они читают о не-я и думают, что, посидев какое-то время, они станут этим человеком, сидящим в позе лотоса без своего «я». Ничего подобного нет. Не-я означает, что вы осознаете, что не сидите в позе лотоса. Поэтому мы не знаем, что имели в виду эти люди. В какой-то момент вы должны достичь независимости ума, то есть состояния одиночества. Вы должны познать внутреннее одиночество, позволив себе быть свободным от всякого влияния, независимым ни от кого, ни от чего, даже от своего собственного опыта.

Алмазное сердце Книга пятая, стр. 224

Самореализация и служение человечеству – Ананда Марга® – Сектор Нью-Йорка

Átmamokśarthaḿ jagaddhitáya ca [ «Для самореализации и благополучия вселенной»] считается идеалом жизни садхаки. Человек должен работать и при работе помнить, что все, что он делает, направлено на самореализацию.

Если человек занимается садханой только для самореализации, неважно, что мир катится в ад, не назовем ли мы такого человека крайне эгоистичным? Если человек не служит человечеству и не заботится о нем, а занимается только садханой для самореализации, тогда он или она заслуживает того, чтобы его называли эгоистичным, несмотря на его или ее духовное стремление. Итак, было сказано: Атмамокшартхах джагаддхитайа ча. Это цель жизни. Вы берете много услуг от мира в виде средств к существованию и содержания, которые вы должны вернуть, иначе вы накопите долг. Если вы обременены большим кредитом в момент смерти, что произойдет? Вам придется переродиться, чтобы вернуть свой долг с процентами.

Вы пользуетесь услугами мира, поэтому вы не можете себе позволить ничего не давать миру; и вы получите проценты в случае, если вы даете больше, чем вы берете. Это, конечно, ваша прерогатива принять или не принять проценты. Но у вас нет такой прерогативы в отношении погашения долга. Вам придется погасить его. Помните, вы пришли в этот мир, чтобы служить ему — служить миру и практиковать садхану самореализации. [Но] те, кто занимается только садханой самоосознания и воздерживается от социального служения, не могут продвинуться в своей садхане. Эти двое неизменно зависят друг от друга.

Что значит быть человеком? Согласно одной старой школе мысли, человек — разумное животное. Но в нашей философии люди не рассматриваются как животные. Почему их называют разумными животными? Просто обладание жизнью не означает, что человек является животным.

Тот, у кого есть жизнь [низшего порядка], называется jánvar [животное] на персидском языке. В персидском языке много суффиксов, таких как дар, вар, гар и так далее. Например, тех, кто торгуется (саода), называют саодагар; обладающие жизнью (ján) (1) называются jándár [живое существо]; тот, кто вторгается (hamlá), называется hamlábar [захватчик]; демонстратора магии (jádu) называют jádugar [волшебник]. Таким образом, существование жизни делает человека jándár, но он не становится jánvar [животным] только потому, что он jándár [живой]. Именно по этой причине я не поддерживаю утверждение, что люди — разумные животные.

Мы говорим, что человеческая жизнь — это идеологический поток. У жизни должен быть идеал, и когда мы движемся к этому идеалу, мы называем это человеком. Там, где нет ни идеала, ни движения к идеалу, мы не можем назвать жизнь человеческой, какой бы человеческий вид она ни имела. Так что внешний вид не является критерием для распознавания людей. На самом деле мы находим, что у некоторых людей больше зоофилии, чем у самих зверей. Звери не ведут мировых войн. Они не причиняют вреда невиновным. Так что там, где нет идеологии, человек становится хуже зверя. Следовательно, человеческая жизнь есть идеологический поток.

В древности было сказано,

Андхам тамах правишанти йе’ видьямупасате;
Тато бхуйа ива те тамо йа у видйайам ратах. (2)

– Иша Упанишад

Мы также говорим: «Субъективный подход через объективную корректировку». Движение направлено к Парама Пуруше, но в то же время сохраняется объективное приспособление. Вы должны двигаться, правильно обращаясь с объектами внешнего мира. Должен быть субъективный подход, но в то же время объективная корректировка; то есть приспособление к объективному миру необходимо, хотя человек движется к высшей субъективности.

Когда Пракрити находится в уравновешенном состоянии, Ее называют просто Пракрити. Когда это равновесие нарушается, Ее называют Майей. В майе, когда преобладает тамогуна [статический принцип], это называется авидьямайей, а когда преобладает саттвагуна [чувствующий принцип], это называется видьямайей.

Что это за Авидьямайя, это движение к сырому? Что это за грубый мир? Движение души — это субъективный мир. Что происходит с теми, кого интересует только грубый мир, кто просто вовлечен в погоню за именем, славой, деньгами, домом, престижем и так далее? Андхам тамах правишанти – «Они ведут во тьму».

А состояние тех, кто заботится исключительно о Видьямайе, еще хуже. Они живут в мире — берут у мира пищу, одежду и услуги — и, как лицемеры, заявляют, что мира нет. Они говорят: «Все это нереально. Брось это.» Они проповедуют отказаться от этого нереального мира, но сами едят пищу, пьют воду и носят одежду этого нереального мира — и все же говорят, что мир нереален. В каком они состоянии? Вы знаете, что сова правит ночью. Он силен только ночью. Когда солнце восходит, оно больше не может видеть — поэтому оно не признает солнце, оно отрицает существование солнца. Точно так же из-за явного лицемерия некоторые называют мир нереальным, хотя они очень сильно зависят от него, чтобы остаться в живых.

Лицемер убегает в одну только видью и говорит: «Я буду заниматься только садханой». Если нет мира, то откуда человек берет средства к существованию? Предположим, человек отрекся от мира и отправился жить в гималайскую пещеру. Там ему тоже придется есть. Он сидит и постоянно думает, что на том или ином дереве есть плоды. — Я видел кое-что накануне вечером. Он подходит к дереву и находит там плоды. Он думает: «Я должен сорвать их, иначе их может сорвать другой садху [духовный искатель]». Видите, он практикует лицемерие. Или же он думает: «Я отказался от своего дома и очага, но, может быть, мои кузены пустили своих буйволов на мое поле, и они пасут урожай». Думая обо всем этом, кем он становится? Он становится лицемером. Вот почему говорят, что сосредоточение внимания только на видье ведет к еще большей тьме.

Что тогда делать? Должна быть адаптация между ними. Санньясины (3) практикуют атмамокшартхах джагаддхитая ок. Эти саньясины живут не только ради своего живота. Они служат обществу. Те, кто служит этому миру, стремятся не только к видье; они также служат миру. На самом деле это должны делать не только саньясины, но и семейные люди.

В чем разница между ними?

Жизнь домохозяина немного беспокойна. Почему это? У домохозяина две семьи – маленькая и большая. Что такое маленькая семья? Сюда входят родители, сестры, братья, супруги и другие родственники, такие как тети, дяди и так далее. Индийская семья [относительно] большая. В индийской традиции даже сестры отца и матери входят в семью. Это маленькая семья.

А большая семья — это вся вселенная и ее страдающее человечество.

Что должен делать домохозяин? Он или она должны поддерживать баланс между двумя семьями. Непременно приходится заботиться и тратиться на маленькую семью и одновременно работать на большую семью. Если человек посвящает все свое время и энергию маленькой семье, полностью игнорируя большую семью, он становится падшим и выродившимся домохозяином. Точно так же, если человек обращает внимание только на большую семью и пренебрегает малой семьей, состоящей из родителей, братьев, сестер и т. д., то снова падает.

Только посмотри, как трудно удерживать баланс между ними. Жена будет раздражена, если муж пожертвует много денег [на социальные нужды]. Поэтому он жертвует двадцать пять рупий с ведома жены и еще двадцать рупий без ее ведома, тем самым устанавливая примирение. Саньясинам не нужно приспосабливаться.

Вы знаете, что наши работники(4) ​​должны собирать [пожертвования] риса, пшеницы и так далее для детей наших [детских] домов. Рабочие говорят, что если они приезжают на ферму, фермер жертвует больше, но если они задерживаются и должны забрать из дома фермера, жена фермера жертвует немного меньше. Таким образом, домовладелец должен поддерживать баланс между ними. Но у саньясина есть только одна семья — большая семья, — так что здесь не может быть и речи о приспособлении.

Тех, кто руководствуется только видьей, то есть тех, кто стремится только к самореализации и отрицает объективный мир (хотя на самом деле они не могут его отрицать, поскольку им приходится есть, носить одежду и мыться), в древности называли лицемерами священные писания.

А те, кто следуют только авидье, руководствуясь материалистическими теориями, подобно материалистам нынешнего века, в каком они состоянии? Андхам тамах правишанти йе’ видйамупасате — «Они постепенно переходят от света к темноте».

Что такое материалистическая философия? Это продукт неразвитого мозга. И каковы его последствия? Те, кто следуют ему, постепенно движутся к тьме.

Человек уподобляется своей ишт́а [цели] и говорит только об этом. Например, Шабда Брахма [Брахма, выраженный звуком; омкара]. Первым певцом и танцором Индии и мира был Садашива. Он говорил о Шабда Брахме. Он назвал это нада. Его существование было действительно звуковым. Точно так же тот, кто думает о материи, однажды станет материей. Это естественный закон. Бизнесмен, который всегда думает «деньги, деньги», никогда больше не родится человеком. Он также не родится собакой, козой или овцой. После смерти он станет деньгами и останется запертым в ящике бизнесмена. Это действительно было его целью. Итак, материалистическая философия превращает человека в материю. После смерти материалисты станут рубашками или вином в соответствии с предметами своего мышления.

Самое большое богатство человека — это его интеллект. Не следует пить. Почему? Потому что пьянство разрушает интеллект. В естественном состоянии человек обдумывает множество мыслей в своем бессознательном уме. Знания хранятся в бессознательном уме. Человек думает в бессознательном уме и контролирует свои действия посредством сознательного разума.

Предположим, в городе Нагпур есть нищий. Он воображает, что он император Дели. Но поскольку его сознательный разум говорит: «Нет, ты не император Дели, ты нищий Нагпура», он не говорит этого открыто. Но если он пьет вино, его сознание перестает функционировать. Из-за отсутствия контроля над своим сознанием, идя по дороге, он громко скажет: «Я император Дели».

Интеллект контролирует каждое действие человека, но пьянство его губит. Вот почему вино — это плохо.

Материализм одинаково плох. Оно также разрушает интеллект и превращает его в кирпичи и камни. Поэтому материалистическая философия опаснее для общества даже разбойника. Вы должны изо всех сил бороться с материалистической философией, ибо она является злейшим врагом человечества.

[В каком-то смысле] материалисты ведутся в еще большую тьму [чем садху-беглецы]. Свет подчиняется правилу: при рассеянии он делится на семь цветов — фиолетовый, индиго, синий, зеленый, желтый, оранжевый и красный. Соответственно, существует семь лок [уровней Космического Разума]. Непроявленная вселенная над семью локами не имеет кала [семени]. Брахму на этой стадии называют нискала [без семени]. И это, наш мир, есть сакала [с семенем]. Этот [мир] есть Сакала Брахма, а то [состояние] Нискала Брахма. Что же существует за пределами семи миров? Только белое сияние и никакого цвета. Белый — это не цвет. Сочетание всех цветов – белый.

Точно так же [мифологически] есть семь миров [преисподних, адов] ниже бхурлоки: тала, атала, витала, таталала, патала, атипатала и расатала. Расатала — самый низкий из всех. Цвет всех этих семи миров черный. Черный — это не цвет. Отсутствие цвета — это черный цвет, поэтому мы находим здесь черноту. (Но даже у черноты есть степени; не всякая чернота одинакова. Например, даже [самые чернокожие] люди, принадлежащие к австрийской расе, не такие черные, как негры. И не такие черные, как дравиды. [И мифологически , верхние ады имеют более светлые оттенки черного, чем верхние ады. ])

Что ж, есть за что! Те, кто преодолел семь миров [наверху или внизу], не находят там цветовых различий. Поэтому они не верят в кастовость. Все люди для них едины! Подразделения випра, кшатрия, шудра и ваешья не выдерживают для них критики. Все для них одно и то же. Итак, было сказано:

Варнашрамабхиманена шрутидасйе бхавеннарах;
Varńáshramvihiinashca vartate shruti múrdhani.(5)

Затем человек садится на священные писания.

Существует семь оттенков тьмы, соответствующих семи мирам внизу. Что это за оттенки? Тамах [является первым и] означает просто «черный», второй — тамас, третий — махатамаса, четвертый — андхатамаса, пятый — тамишра, шестой — махатамишра и седьмой — андхатамишра. Что это за последнее, это андхатамишра? Это тьма, в которой невозможно увидеть даже свои руки. Когда человек становится материалистом — крайне материалистичным — его интеллект и совесть полностью теряются. Не видно даже рук, которыми он берет взятку или держит чашу с вином. Человек думает: «Все, что я делаю, правильно». Вот почему сказано: Андхам тамах правишанти [«Тот, кто следует путем авидьи, падает во тьму»]. Он или она спустится в расаталу. Расатала намного ниже уровня даже собак и коз. Собаки и козы никогда не опускаются ниже бхуварлоки. Они намного превосходят те, что в расатале. Ибо их физические тела находятся на бхурлоке, а их грубые ментальные тела — на бхуварлоке. Животные не падают. Люди падают так же, как и поднимаются.

Река течет сверху вниз. Ганготари течет к Гангу, а Ганга — к Гангасагару [устью Ганга]. Но Гангасагар никогда не возвращается к Гангу, а Ганга — к Ганготтари; потому что реки всегда текут вниз. Но течение Ганга человеческого разума двунаправлено. Эта ментальная Ганга может течь из Ганготтари в Гангу и наоборот. Что же, что вы должны созерцать? Вы должны думать: «Я пойду из Гангасагара в Ганготтари».

Материалисты, несмотря на человеческую форму, не практикуют садхану. В этом мире нет ничего стационарного. Все движется. Если человек не движется вверх, не стремится к возвышению себя, тогда он обязан двигаться вниз, потому что движение необходимо — если оно не вверх, оно должно быть вниз. Поэтому каждый должен приложить усилия. Не следует думать, что нужно оставаться на месте, где он или она находятся. На самом деле вы не можете оставаться на месте. Если ваше движение не направлено вверх, вам суждено упасть. Поэтому мудрые мужчины и женщины будут прилагать усилия, чтобы двигаться вверх.

Вы должны начать восхождение прямо сейчас, независимо от того, сколько ошибок вы совершили в прошлом. Двигайтесь вперед с этого самого момента. Забыть прошлое. Думайте стать Парама Пурушей. Завтра может никогда не наступить в вашей жизни, бесполезно думать о завтрашнем дне. Вы должны сейчас обдумать, кем вы должны стать на следующий день.

—————————————————————————

Сноски

(1) Другой пример, неясный в оригинальной журнальной публикации этого дискурс, опущенный здесь. – Ред.

(2) «Тот, кто следует путем авидьи, впадает во тьму, но тот, кто посвящает себя пути видьи, только впадает в более глубокую тьму».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *