Самореализация человека – что такое в обществознании, краткое определение и примеры
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 139.
Обновлено 3 Июня, 2022
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 139.
Обновлено 3 Июня, 2022
Человеку свойственно исследовать не только окружающий мир, но и самого себя. Многие люди занимаются самопознанием, стремятся выявить свои сильные и слабые стороны, определить склонности и способности. Личность, которая постоянно развивается, на первый план ставит не потребности в пище или комфорте, а применение своих талантов в творческой или профессиональной сфере. Узнаем, что такое самореализация, какие её виды существует, какую роль в жизни человека она играет.
Понятие самореализации
Самореализация человека — это процесс выявления и применения в определённой деятельности способностей и талантов личности. Она является результатом глубокой внутренней работы.
Не каждый человек способен реализовать собственные возможности. Многих людей поглощают рутинные дела, за которыми зачастую забываются мечты и желания, теряется вера в себя. В итоге нарастает недовольство миром, появляется чувство несправедливости, пропадает интерес к жизни. Вера в то, что ситуацию можно изменить, если приложить усилия, становится мощной мотивацией. Поэтому значительную роль в самореализации личности играет самопознание и самосовершенствование.
Самопознание — это процесс изучения внутреннего мира личности. Он включает в себя выявление сильных и слабых сторон характера, исследование склонностей, развитие способностей. Человек, который может осознавать свои желания, ставить цели, предпринимать действия для их достижения, добивается успеха в жизни.
Рис. 1. Успешный человек.Виды самореализации
В обществознании выделяется несколько видов самореализации личности. Кратко рассмотрим их особенности.
- Личностная самореализация характерна для людей всех возрастов. Потребность в ней возникает в раннем детстве, когда ребёнок требует от окружающих одобрения своих поступков, похвалы, поддержки в трудных ситуациях. По мере того как человек взрослеет, происходит определение путей его развития. Так, для одних приоритетным становится достижение карьерных высот, для других — создание семьи с большим количеством детей, для третьих — материальное благополучие. Главная цель при любом сценарии — получить одобрение со стороны окружающих, добиться признания.
- Творческая самореализация связана со стремлением личности создавать нечто уникальное и новое, отличное от того, что окружает человека ежедневно. В настоящее время такая возможность есть практически у каждого. В сети Интернет имеется огромное количество обучающих материалов по разным направлениям развития. Примером являются уроки игры на гитаре, живописи, лепки, создания украшений.
- Профессиональная самореализация — это применение своих способностей в определённой сфере деятельности. Одобрение со стороны руководства, поддержка коллег для многих является мощным стимулом развития. При этом можно не только самореализоваться как одарённый педагог, кондитер или хирург, но и получить вознаграждение в виде денег.
- Социальная самореализация — это понятие, связанное с успешностью личности в целом. Она показывает, насколько человек важен для общества, как оценивается его труд окружающими и им самим.
Многие считают, что заниматься самореализацией можно только в молодом возрасте. К 40 и 50 годам уверенность в собственных силах тает, остаётся только сожалеть об утраченных возможностях. Однако есть примеры людей, которые изменили жизнь в преклонном возрасте. Так, Евгения Степанова завоевала титул чемпионки мира по плаванию после 60 лет. Художница Анна Мария Мозес прославилась в 78 лет. Гарланд Сандерс, основавший всемирно известную сеть «KFC», стал миллионером в возрасте 65 лет.
Рис. 3. Анна Мария Мозес.Что мы узнали?
Самореализация — это процесс выявления и применения склонностей и способностей личности. Она связана с самопознанием и саморазвитием. Выделяется личностная, творческая, профессиональная и социальная самореализация.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 139.
А какая ваша оценка?
§ 1. Что делает человека человеком? Обществознание 8 класс Боголюбов
Вопрос 1. Как раскрыто происхождение человека в курсе истории?
Вопрос 2. Чем человек отличается от других живых существ? Каким образом проявляются человеческие качества?
Самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др.
Вопрос 3. Сделай вывод о важнейшем качестве человека.
Умение мыслить – самое лучшее человеческое качество.
Вопрос 4. Как ты думаешь, может ли каждый человек играть видную роль в обществе; благородную роль? Может ли любой человек делать историю? Если да, то каким образом?
Мы можем делать историю, но для этого нужна смелость, мужество и принципиальность.
Вопрос 5. Что означают слова: «Человек — существо биосоциальное»?
ЧЕЛОВЕК – биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.
Вопрос 6. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?
Каждый родившийся ребёнок становится человеком только в обществе. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться. Будучи общественным (социальным) существом, человек не перестаёт быть существом природы. Природа создала тело человека. Социальное и биологическое слито в человеке воедино. Прямая походка, строение мозга, очертание лица, форма рук — всё это результат изменений, происходивших длительное время (миллионы лет).
Каждый ребёнок обладает послушными его воле пальцами: он может взять кисть и краски, рисовать. Но стать живописцем он может только в обществе. У каждого родившегося есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. У каждого человека, как и у любого животного, есть инстинкт самосохранения.Вопрос 7. В чём проявляется творческий характер деятельности человека?
Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя.
Вопрос 8. В чём заключается взаимосвязь между мышлением и речью?
Между мышлением и языком существует тесная связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Язык не существует без мышления, а мышление нельзя оторвать от языка.
Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т. е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественной практики.
Вопрос 9. Как проявляются способности человека?
Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности.
Ребёнок играет. Складывает из кубиков дом. Строит из песка крепость. Собирает модель из деталей конструктора. Играет в маму, укладывая спать куклу, в лётчика, продавца, водителя автомашины, космонавта. В игре он повторяет действия старших, приобретая первый опыт человеческой деятельности. Игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.
Наступает время, когда рядом с игровой развивается учебная деятельность. В ней шаг за шагом осваивается опыт. Изучая учебные тексты, читая произведения художественной литературы, решая задачи, выполняя разнообразные учебные задания, человек приобретает необходимые для жизни в обществе знания и умения, совершенствует мышление и речь, развивает свои творческие способности, приобретает профессию. Наряду с учёбой появляется трудовая деятельность. Сначала это работа по дому, затем, возможно, в школьной мастерской, на приусадебном участке и далее труд взрослого человека — профессиональная деятельность на производстве, в сфере услуг, интеллектуальная деятельность. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.
Трудовая деятельность может быть различной. Обработанные поля, орудия труда, жилые дома и храмы — всё это плоды производственной деятельности. Русская Правда, Судебник 1497 г., другие законодательные акты — результат государственной деятельности. Расширение границ, формирование многонационального государства — следствие политической деятельности. Победы на Чудском озере, на Куликовом поле, в Северной войне или Отечественной войне 1812 г. — результат военной деятельности. Открытия М. В. Ломоносова, изобретения И. П. Кулибина, труды Д. И. Менделеева — продукт интеллектуальной деятельности. Знаменитый русский балет, картины передвижников — воплощение художественной деятельности.
Вопрос 10. Что такое самореализация человека?
В деятельности происходит самореализация личности, т. е. воплощение в действительности планов, жизненных целей, что возможно лишь при условии свободной деятельности человека. Побуждает к ней прежде всего внутренняя потребность человека, собственное стремление к выполнению своей жизненной цели, к собственному свободному развитию.
Вопрос 11. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?
Осуществление жизненных целей — самореализация — требует напряжения сил человека и может рассматриваться как один из показателей его силы воли. В процессе самореализации, в ходе своей деятельности человек преодолевает возникающие трудности, свою собственную лень, робость, неверие в собственные силы. Благодаря этому достигаются значимые для общества результаты, развиваются способности личности. Именно общественно полезные результаты
самореализации человека приносят ему уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.
Вопрос 12. Люди на реках строят плотины, и бобры на реках строят плотины. Объясни, чем деятельность человека отличается от действий бобра.
Инстинкт и разум.
У бобра, как и у пчёл, пауков, птиц – инстинкт. Как строили они свои «сооружения» поколение за поколением, так и будут строить, не лучше и не хуже. В отличие от человека.
Вот что пишет об этом, например, Лев Успенский в книге «Слово о словах»:
Появившись на свет, я не умел ни вязать рыболовные снасти, ни лепить из глины кринки для молока. Но если мне это понадобится, я, как Робинзон Крузо, научусь и тому и другому. Сначала я буду, конечно, работать хуже моих учителей, потом могу сравняться с ними и, может быть, даже перегнать их. Кто знает: возможно, я даже усовершенствую их мастерство!
А вот паук-дитя, вчера появившись на свет, уже умеет плести сети не хуже самого опытного паучища, съевшего на своем веку множество мух. Пчела, выйдя из куколки, начинает лепить ячейки или приготовлять воск не менее искусно, нежели престарелые крылатые мастерицы ее улья.
Но сколько бы они ни прожили на свете, юная пчелка и начинающий паучонок, никогда они не перегонят старших. Никогда ни один из них не придумает в своей работе ничего существенно нового.
Вопрос 13. Прочитай стихотворение и выскажи своё отношение к словам автора.
Для человека мысль — венец всего живого, А чистота души есть бытия основа. По этим признакам находим человека: Всех тварей на земле превыше он от века. А если он живёт не мысля и не веря, То человек не отличается от зверя.
Если человек не будет мыслить, то он будет равносилен зверю, человек должен мыслить и думать, потому что он человек, а не зверь. У зверей одна мысль: поесть, найти добычу, а человек должен создавать и привносить в жизнь что-то новое.
Вопрос 14. Объясни, чем различаются два утверждения:
а) человек — существо биологическое и социальное;
б) человек — существо биосоциальное.
а) Биологическое, потому что возник в ходе эволюции. Социальное, потому что всю жизнь его окружают другие люди.
б) Проявляет деятельность индивида, которая является следствием взаимодействия биологического и социального.
Вопрос 15. Укажи, что в человеке заложено природой, а что — обществом.
Природой в человеке заложено умение выживать, а так же различные потребности в пище и т.д. а общество развивает в человеке личность, культуру.
философия. lander.edu | ||||||||||||
Домашняя страница по этике > Этика долга > Самореализация | ||||||||||||
|
| Философия 302: Этика Этика самореализации Abstract: Натуралистическое расширение намечается «развитие своего потенциала» для реализации себя как этическая философия.
| ||||||||||
| ||||||||||||
| Проблемы | Эгоистические теории | Хорошо | Этика долга | Утилитаризм | Права | | ||||||||||||
. |
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ (социальные науки)
Самоактуализация – это процесс, посредством которого организм или личность полностью реализует свой потенциал. Эта концепция была впервые введена гештальт-психологом Куртом Гольдштейном в его книге 1939 года «Организм». Вскоре она была принята и развита несколькими ранними сторонниками движения гуманистической психологии, такими как Карл Роджерс (1902—1987), основоположник клиент-центрированной терапии. Тем не менее, самоактуализация наиболее тесно связана с работами Абрахама Маслоу (1908-1970), другого раннего гуманистического психолога. Именно по этой причине в этой статье основное внимание будет уделено первоначальной формулировке Маслоу самоактуализации и последующим исследованиям этой формулировки.
ИЕРАРХИЯ МОТИВОВ
Маслоу впервые обсудил самоактуализацию в контексте своего аргумента в пользу иерархии мотивов. Эта иерархия была изложена в его статье «Теория мотивации человека», опубликованной в 1919 г.43 выпуск журнала Psychological Review. Согласно этой ранней формулировке, человеческие потребности можно было упорядочить в соответствии с их относительной приоритетностью. То есть конкретная потребность не проявится до тех пор, пока не будет удовлетворена более основная, преобладающая потребность. Наиболее сильные мотивы являются физиологическими и относятся к самосохранению. К ним относятся потребности дышать, пить воду, принимать пищу, избавляться от шлаков, спать и регулировать температуру тела. Если эти потребности достаточно хорошо удовлетворены, возникает другой набор мотивов, а именно те, которые связаны с безопасностью. Это включает стремление к физической безопасности, например, потребность жить в безопасной, предсказуемой среде, свободной от насилия и угроз. Как только этот набор потребностей также удовлетворен, человек переходит к потребностям в любви, которые включают в себя стремление к привязанности, близости и принадлежности.
После того, как физиологические потребности в безопасности и любви удовлетворены, человек может перейти к потребностям в уважении. Они включают в себя повышение уверенности в себе и самоуважения. Только при удовлетворении потребности в уважении человек может перейти к потребности в самоактуализации. Согласно Маслоу, это «относится к стремлению к самореализации» или «желанию становиться все более и более тем, чем человек является, стать всем, чем он способен стать» (1943, стр. 383). Поскольку каждый отдельный человек обладает особым внутренним потенциалом, самоактуализация является самой необычной из потребностей в иерархии. Каждый может оценить желание подышать свежим воздухом, потребность чувствовать себя в безопасности от опасности и стремление чувствовать себя хорошо. Но там, где один человек может самореализоваться, став ученым, другой может сделать это, став спортсменом или поваром. Существует столько же способов самореализации, сколько и отличимых друг от друга личностей. Однако, поскольку большое количество людей никогда не в состоянии удовлетворить более важные потребности, самоактуализирующиеся люди, как правило, относительно редки.
С 1943 г. до смерти Маслоу в 1970 г. эта формулировка претерпела несколько модификаций и усовершенствований. Одним из важных изменений стало более позднее различие между недостатком и потребностью. Первые «D-потребности» охватывают физиологические потребности, потребности в безопасности, любви и уважении. Испытывать эти потребности — значит поддаваться «D-познанию», или осознанию недостатка — негативного состояния, которое необходимо устранить. Последние «Б-потребности», напротив, касаются «В-познания» или осознания чистого бытия — позитивного состояния, которым активно наслаждаются. В эту вторую группу Маслоу помещал не только самоактуализацию, но и различные высшие мотивы, такие как потребность в знании, в эстетике и красоте, в самопревосхождении, духовная потребность. В отличие от дефицитных потребностей, концепция Маслоу о бытийных потребностях менялась в течение его карьеры. Эти изменения касались как их количества, так и их размещения в иерархии.
ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОРЕАЛИЗУЮЩИХ
Поместив самоактуализацию на вершину мотивной иерархии или рядом с ней, Маслоу счел необходимым исследовать атрибуты тех личностей, в жизни которых доминирует Б-, а не Д-познание. Это представляло методологическую проблему, поскольку, согласно его теории, самоактуализирующиеся личности должны быть относительно редки. Фактически, он сообщил, что в студенческой популяции — наиболее распространенном источнике участников психологических исследований — только 1 из 3000 студентов смог выйти за рамки дефицитных потребностей. Как следствие, Маслоу принял нетрадиционную стратегию расследования. Вместо того, чтобы изучать самоактуализирующихся студентов, он изучал выдающихся личностей, чьи акты самореализации привели их к крупным достижениям. В его выборку входили, среди прочих, первая леди и гуманист Элеонора Рузвельт, афроамериканский аболиционист Фредерик Дуглас, физик Альберт Эйнштейн, психолог и философ Уильям Джеймс, немецкий поэт Иоганн Вольфганг фон Гёте, испанский виолончелист и дирижер Пабло Казальс и французского художника Пьера Огюста Ренуара.
Для каждого из отобранных самоактуализаторов Маслоу собрал биографическую информацию об их личных характеристиках. Из этой информации он сделал набросок типичной самоактуализирующейся личности. В частности, было обнаружено, что самоактуализирующиеся люди имеют более точное восприятие реальности, они больше принимают себя и других, проявляют свежесть понимания окружающего мира, они более спонтанны, больше концентрируются на проблемах, чем на себе. сосредоточены, проявлять сильную потребность в уединении, поддерживать глубокие личные отношения лишь с несколькими избранными людьми, питать мощное чувство родства с ближними, а также большое смирение и уважение к другим, иметь сильные, но несколько нетрадиционные этические стандарты, концентрироваться на целях, а не на средствах, быть автономным и сопротивляться инкультурации, демонстрировать скорее интеллектуальное, чем агрессивное чувство юмора, быть более творческим и переживать особые когнитивно-эмоциональные моменты, которые Маслоу назвал пиковыми переживаниями. . Последние переживания были особенно важны как мотиваторы в процессе самоактуализации.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Поскольку Маслоу выступал против господствовавшего в его время бихевиоризма, его исследование самоактуализации не соответствовало современным стандартам научной строгости. Например, его мотивационная иерархия не была основана на серии лабораторных экспериментов относительно силы различных человеческих потребностей. Хотя можно сказать, что он собрал данные для своего глобального профиля самоактуализирующейся личности, его анализ был скорее качественным и субъективным, чем количественным и объективным. Более того, его критерии для идентификации определенных людей как самоактуализирующихся в ретроспективе кажутся несколько случайными или идиосинкразическими.
Тем не менее, последующих исследователя пытались тщательно изучить теорию Маслоу, используя более традиционные методы. Некоторые из этих исследований были сосредоточены именно на иерархии мотивов. В связи с этим вскоре стало ясно, что эмпирические данные не слишком подтверждают гипотезу о упорядочении потребностей, если вообще какую-либо поддерживают. Дело не только в том, что приоритет привода нестабилен или изменчив в наборе D-потребностей, но и в том, что B-потребности иногда могут иметь приоритет над D-потребностями. На эту возможность указывает пресловутый образ «бедного голодающего художника на чердаке», который ставит самоактуализацию выше якобы преобладающих потребностей в еде, общении и теплой постели. Хотя сам Маслоу признавал, что мотивационные приоритеты иногда могут нарушаться в определенных случаях, он часто рассматривал эти отклонения как патологические, а не здоровые. Более того, если допустить индивидуальные различия в иерархическом размещении мотивов, вся концепция серьезно ослабнет как научное объяснение. Иерархию, которая может принимать практически любую форму для отдельных личностей, вряд ли можно рассматривать как легитимную иерархию.
Гораздо большее количество эмпирических исследований было сосредоточено на описании маслоу самоактуализирующейся личности. В отличие от собственной работы Маслоу, это исследование основывалось на разработке и применении психометрических инструментов, которые непосредственно оценивают самореализацию человека. Первым таким показателем был опросник личной ориентации, созданный исследователем Эвереттом Л. Шостромом в 1963 году.3, он также подвергался многочисленной критике в отношении валидности и надежности. В конце 1980-х и 1990-х годах появились альтернативные меры, в том числе Краткий индекс самоактуализации Джонса и Крэндалла (1986) и Краткий индекс самоактуализации Шумерлина и Бандрика (1996). В совокупности исследования с использованием этих инструментов помогли подтвердить многое из того, что Маслоу сделал вывод о своих выдающихся создателях и лидерах. Например, самоактуализирующиеся люди, как правило, демонстрируют превосходное психическое здоровье, имеют более высокую самооценку, меньше беспокоятся, имеют больше целей в жизни и более творческие, полные надежд, оптимистичные и независимые. Кроме того, исследования выявили некоторые факторы, которые помогают повысить уровень самореализации, такие как специальные практики медитации и терапевтические вмешательства. Следовательно, нет никаких сомнений в том, что самоактуализация является наблюдаемым и значимым психологическим феноменом.
КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
К двадцать первому веку самоактуализация заняла несколько двойственное положение в психологических науках. С одной стороны, концепция самоактуализации — включая формулировку Маслоу о ее размещении в иерархии мотивов — остается чрезвычайно хорошо известной. Это слово по-прежнему используется многими прикладными психологами, особенно теми, кто занимается клинической, консультационной, педагогической и промышленной психологией. Более того, многочисленные вводные учебники по психологии до сих пор включают почти обязательный раздел об иерархии мотивов Маслоу. С другой стороны, эмпирические исследования самоактуализации значительно пошли на убыль после XIX века.90-е. Действительно, статья на эту тему не публиковалась в ведущих журналах по психологии с 1980-х годов. Все эти тенденции могут свидетельствовать о том, что ее полезность как психологической концепции уменьшилась до такой степени, что ее статус стал скорее историческим, чем научным. Тем не менее, трудно представить, что эта идея исчезнет из популярной психологической мысли. Концепция самоактуализации вошла в массовую культуру способом, почти сравнимым с идеями австрийского невролога Зигмунда Фрейда, отца психоанализа. Поэтому маловероятно, что эта концепция когда-либо полностью уйдет в учебники истории.