Что такое Сопереживание? | 101Я
Добавить в избранноеСопереживание — это чувство и свойство личности характеризуется, как способность переживать радость и горе другого человека, испытывать без зависти и ревности удовлетворение за успехи других людей
Свойства и проявления Сопереживания
Само по себе слово Сопереживание – составное и состоит из двух слов это «совместное переживание».
Это Ваша способность чувствовать эмоции других людей и при этом чувствовать совместно с кем-то, переживать радость и горе другого человека. Это тонкий механизм уровня души, открытости и внутренней гармонии. Это требует чувства равенства, переживать радость и горе другого человека. Чистота сердца проявляется в сопереживании.
Сопереживание проявляется только в сочетании сильных качеств человека, таких качеств как ответственность, доброта, чуткость, сердечность.
Сопереживание это радость успехам других людей, без зависти и ревности, это чувство боли, трудностей, потерь другого человека с соболезнованием, сочувствием, состраданием, желанием помочь, поддержать.
Очень близкое понятие — Эмпатия которое характеризуется как участие в жизни ближнего, как чуткости и глубоком понимании его душевного и физического состояния.
Три уровня Сопереживания
Есть три уровня Сопереживания — это в Невежестве, в Страсти и в Благости.
Сопереживание в Невежестве, это низший и неправильный уровень Сопереживания. Здесь только чувства и эмоции. Человек плачет, находясь в жуткой депрессии, и невежественный человек атоматически без понимания подхватывает вирус депрессии, вместе погружается в скорбь.
Сопереживание в Страсти, это активная помощь человеку, когда Вы занимаете такую позицию, вмешиваясь сильно и пытаясь помочь, Вы становитесь частью проблемы. Тогда ВЫ уже не сочувствуете — ВЫ уже часть проблемы!
Правильное Сопереживание это Сопереживание и слушание в Благости означает, что ВЫ находитесь в безопасном положении благодаря своей Сильной личности, тогда Вы можете сопереживать. Вы должны иметь твердую позицию и знания, тогда Вас сбить невозможно с помощью чувств. Нейтральная оценка, сильные и правильные убеждения без эмоций, только такой человек может спасать людей.
Правильное Сопереживание — в нейтральной твердой позиции знаний
Сопереживание, в отличие от жалости, всегда внутри. Чтобы испытывать его, требуется способность оказаться на месте человека и уже оттуда собственными глазами осмотреть события чужой души. Не содрогаясь, но и не умиляясь, сохраняя спокойствие Сильного человека, как наедине с собой, перед зеркалом. Оттуда, изнутри, действительно очень просто понять всякого.
Сопереживание и фальш
Сопереживание малодушное и сентиментальное можно назвать как Фальш, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья.
Это не сопереживание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий встретившегося человека.
Истинное Сопереживание знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их. Здесь проверяется чистота сердца которая проявляется в сопереживании.
Сопереживание невозможно без милосердия
Проложите дорогу Сопереживанию через мелкие дела. Не ждите удобного случая проявить Сопереживание большим делом, проявляйтесь в мелких повседневных делах. Контролируйте глубину сопереживания и погружения! Сопереживание, не означает принятие близко к сердцу любой информации. В простом обмене информации опасности нет. Опасность возникает, когда начинаешь сопереживать всему, даже тому, на что повлиять никак не можешь, доводя себя до депрессии. Сопереживание возникает в общении, когда Вы пытаетесь понять эмоции человека и переносишь их на себя. Когда Вы начинаете погружаться во внутренний мир другого, возникает сопереживание. Если вам не нравится или пугает, то, чем занимается человек, не пытайтесь погрузиться в атмосферу его эмоций, контролируйте глубину.
Сопереживание избирательно
Общение поучительно по своей природе, но не всему нельзя сопереживать всему! Нужно проявлять бдительность. Это правило Сопереживания. Человек обязан сопереживать ближним, даже если в этом присутствует негатив. Это не является грехом. Сопереживая близким, человек исполняет свою обязанность. Обязанность не является грехом.
101ya.ru
Я и мои друзья 2 класс УМК «Школа России»
Проверочная работа по чтению к разделу: Я и мои друзья 2 класс
Напиши, что такое сопереживание.
Сопереживание – это________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Стрелкой соедини автора и его произведение.
«Я и Вовка»
В. Осеева «За игрой»
Ю. Ермолаев «Почему?»
В. Лунин «Анна, не грусти!»
Н. Булгаков «Два пирожных»
В. Берестов «Волшебное слово»
«Хорошее»
К каким из перечисленных рассказов можно отнести приведенные ниже пословицы? Соедини их стрелками.
Кто дружбу водит, тот счастье находит. «Анна, не грусти!»
Добрый человек добру и учит. «Волшебное слово»
Больше одна мать заботится о семерых детях,
чем семеро детей об одной матери. «Почему?»
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. «Два пирожных»
Проверочная работа по чтению к разделу: Я и мои друзья 2 класс
Напиши, что такое сопереживание.
Сопереживание – это________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Стрелкой соедини автора и его произведение.
«Я и Вовка»
В. Осеева «За игрой»
Ю. Ермолаев «Почему?»
В. Лунин «Анна, не грусти!»
Н. Булгаков «Два пирожных»В. Берестов «Волшебное слово»
«Хорошее»
К каким из перечисленных рассказов можно отнести приведенные ниже пословицы? Соедини их стрелками.
Кто дружбу водит, тот счастье находит. «Анна, не грусти!»
Добрый человек добру и учит. «Волшебное слово»
Больше одна мать заботится о семерых детях,
чем семеро детей об одной матери. «Почему?»
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. «Два пирожных»
infourok.ru
Сопереживание — Психологос
Фильм «Блондинка в законе»
Девушки любят сопереживать, для них это форма развлечения.
скачать видео
Капелька сопереживания бывает вполне уместна и для мужчин.
скачать видео
В тяжелой ситуации искреннее сопереживание — форма поддержки
Это тоже сопереживание
Сопереживание — объединение своего переживания и переживания другого человека, совместное переживание.
Сопереживание нередко отождествляют с состраданием. Это не совсем так. Сопереживание — это и СОстрадание, и СОудовлетворение, СОкайфование, СОзависть, СОзлость… Всё это — СОпереживание. Далее каждый выбирает, что он будет переживать вместе с другим человеком. Впрочем, чаще всего сопереживают в случае неприятностей и несчастий, и обычно это погружение себя в неприятности другого. Такое сострадание дает ощущение близости, поддержки, дает человеку в душевно трудной ситуации возможности выговориться с уверенностью, что тебя поймут. Сопереживание чаще всего выражается как сострадание, и, как сострадание, оно бывает различным. Стефан Цвейг в «Нетерпение сердца» пишет:
«…Есть два рода сострадания. Одно — малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание — истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их.»
Когда сопереживание дарят, это обычно приятно. Когда сопереживание требуют, обычно это вызывает протест. Сопереживание — это не то же самое, что «Я переживаю за тебя» или «Я буду за тебя переживать», «Я беспокоюсь, как пройдет у тебя экзамен!». Переживание ЗА — это мое отдельное переживание на близкую тебе тему. Или — твое отдельное переживание на близкую мне тему. Переживание ЗА многими мужчинами воспринимается негативно: «Не надо за меня переживать!». Обычной причиной этого является необходимость расплачиваться за эти переживания.
Типичный мужской отзыв: «Мне говорят — «я за тебя переживаю» и я начинаю чувствовать дополнительную нагрузку. Это мне предлагается дополнительная работа — избавить близкого от переживаний».
Сопереживание — свойство добрых и отзывчивых людей, но при этом не лучшая реакция на состояние другого человека. В сопереживании человек вливается в переживание другого человека, теряя контроль и управление, плывя в общем потоке чувств другого человека. Он соглашается с другими человеком, хочет то же, что и другой человек. Реагируя на состояние другого человека, уместнее практиковать вчувствование. Во время вчувствования человек ощущает, чувствует состояние другого человека, но оставляет контроль за собой. Он чувствует его состояние, но сохраняет возможность дистанцироваться от него, иметь к этому свое отношение, возразить и подтолкнуть к другим желаниям и решениям. См.→
Другой интересный способ разумного реагирования на состояние другого человека — опережающее сопереживание, как способ улучшить душевное состояние человека, перестроить его с состояния «проблема» на «задача решается». Суть этого способа в следующем — далее авторское изложение (Этот способ предложил психолог, работающий в области спорта высших достижений, Р.М. Загайнов):
«Ты идешь к человеку, которому плохо, и идешь… за помощью! Идти нелегко и, прежде всего, — потому, что сам твой приход — уже акт соболезнования, в чем честолюбивый спортсмен не нуждается. Но идти к человеку в такую минуту психолог обязан! И как бы он ни встретил тебя (жестко, сурово, озлобленно), ты не видишь этого (а как это нелегко!) и сразу (именно — сразу!) доверительно и с надеждой в голосе произносишь совсем не то, чего ждет он, а — например: «Сережа, мне надо с тобой посоветоваться».
Всегда видел в ответ удивление в глазах человека, думающего в такую минуту о чем угодно, но только не о том, что сам он может кому-то другому помочь. В такой целенаправленной психотерапевтической беседе задача — пойти дальше «совета», продлить разговор, против чего пациент (назовем его так) обычно не возражает, перейти затем от «совета» к изложению не его, а своей проблемы, если надо — придумать ее (!), и может быть, поныть, пожаловаться на случившееся» и на судьбу, и таким образом попасть на одну душевную волну с пациентом, а теперь и твоим психологом одновременно (!). Опыт показал — метод обеспечивал стопроцентное попадание, решал задачу. Человек успокаивался, приходил в себя, преображался на глазах! Сопереживание было действительно опережающим!»
Методики
Склонность и способность к сопереживанию измеряется, в частности, методикой «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна.
www.psychologos.ru
что это такое? Как научиться сопереживать? Когда нужно сопереживать? Сопереживание и чужое горе.
- Психа Нет
- О чувствах
- Принять участиеGo
- Чувства — СписокHot
- Амбиции
- Апатия5
- Безнадежность
- Безопасность
- Безразличие
- Беспокойство
- Беспомощность
- Бессилие
- Бешенство
- Благодарность
- Блаженство
- Близость
- Бодрость
- Боль
- Боязнь
- Брезгливость
- Бунт
- Вдохновение
- Веселье
- Взволнованность
- Вина
- Влюбленность
- Вожделение
- Возбуждение
- Возмущение
- Волнение
- Воодушевление
- Восторг
- Восхищение
- Враждебность
- Высокомерие
- Гадливость
- Гнев
- Гордость
- Гордыня
- Горе
- Грусть
- Двойственность
- Депрессия
- Доверие
- Довольство
- Досада
- Достоинство
- Единство
- Жадность
- Жалость
- Жалость к себе
- Жуть
- Зависть
- Замкнутость
- Застенчивость
- Злорадство
- Злость
- Интерес
- Ирония
- Испуг
- Ласка
- Легкость
- Ликование
- Любовь
- Любопытство
- Мстительность
- Мука
- Надежда
- Надменность
- Напряжение
- Наслаждение
- Насмешка
- Настороженность
- Негодование
- Недоверие
- Недовольство
- Недоумение
- Нежность
- Неловкость
- Ненависть
- Неприязнь
- Нерешимость
- Нерешительность
- Нетерпение
- Нетерпимость
- Неуверенность
- Никчемность
- Ничтожность
- Обида
- Облегчение
- Обреченность
- Общность
- Одиночество
- Ожесточение
- Оживление
- Озадаченность
- Омерзение
- Опасение
- Опустошенность
- Отверженность
- Отвращение
- Отрешенность
- Отчаяние
- Оцепенение
- Ошарашенность
- Паника
- Печаль
- Подавленность
- Поддержка
- Подозрение
- Покой
- Признательность
- Приподнятость
- Протест
- Равнодушие
- Радость
- Рад
psyha.net
Урок литературного чтения во 2 классе
Автор: Прохватило Елена Викторовна
Учитель Донецкой общеобразовательной
школы I-III ступеней №88 МОН ДНР
Урок литературного чтения для 2 класса
Тема: Н.Булгаков «Анна, не грусти».
Педагогические цели
Образовательные:
Познакомить учащихся с творчеством Н. Булгакова.
Формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков.
Работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения
Воспитательные:Раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании.
Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.
Развивающие:Развивать коммуникативные возможности учащихся.
Развивать умение учащихся вести рассуждение, аргументировать свою точку зрения.
Формировать УУД:
— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
— Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
— Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные: познакомить с произведением Н.Булгакова
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия: сопереживание, сочувствие, взаимопомощь, товарищество.
Межпредметные связи: русский язык, литература.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Ход урока.
1. Организационный момент.
– Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки, возьмитесь за руки со своим соседом и произнесите дружно хором “Здравствуйте!”
Мы не случайно так необычно начали наш урок. На прошлом уроке мы познакомились с первыми рассказами из раздела “Я и мои друзья”. Сегодня продолжим знакомство с рассказами о дружбе и о друзьях.
Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными стремлениями!
— Как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Так давайте, и наш урок начнём с хорошего девиза. (Из карточек на доске собираем предложение «У нас всё получится!») В путь!
Игра “ Мир моих ощущений”
– Как “пахнет” дружба? (душистый хлеб, теплом, запах душистых цветов, весенними ароматами).
– Какая она на ощупь? (гладкая, мягкая, пушистая, тёплая).
– На вкус? ( сладкая, сочная).
– С какой погодой вы бы сравнили “дружбу”? ( ясной, солнечной, безветренной).
– С какими животными можно связывать слово дружба? ( собака, кошка, кролик, белка).
– Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе? (весёлая, озорная, задумчивая, радостная, мажорная).
– Какие краски вы возьмете, чтобы “нарисовать” дружбу? (светлые, яркие).
Рассказы детей о своих ощущениях.
2. Проверка домашнего задания.
Напомните мне, пожалуйста, какое было домашнее задание.
1 группа-Чтение стихотворения выразительно или наизусть.
2 группа — Объяснить смысл пословиц.
3 ,4 группа — Рассказать о своем друге. 5-6 предложений.
5 группа — Нарисовать мир, где люди дружат друг с другом.
Дифференциация по способу сложности заданий. Индивидуальная работа с учащимся.
3. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.
— Мы продолжаем говорить о дружбе. Если вчера мы говорили об обиде и выгоде, о том, как не поступают настоящие друзья, то сегодня поговорим о взаимовыручке, соучастии, сопереживании.
Давайте вспомним, кто такой друг.
Продолжите «Друг – это тот, кто…»
Друг- это мама, которая поможет в трудную минуту
Друг- это одноклассник, который поделится вкусной конфетой.
Друг- это школьный учитель, который поможет разобраться в тайнах знаний.
Друг- это любимое животное, которое всегда будет рядом с тобой
Друг- это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно.
На доске: друг товарищ дружба
Давайте вспомним, как в словаре Ожегова звучат эти понятия.
Друг — тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.
А товарищ – человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, по условиям жизни.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов
Дружба- высшая степень товарищества.
— А как вы понимаете слово сопереживание? Сочувствие? Взаимопомощь? Товарищество?
— Снова обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.
Сопереживать – сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.
Сопереживание — способность к сопереживанию.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к чьему-либо горю, переживаниям; сострадание.
Игра «Оставьте за мной последнее слово»
У каждого ученика карточка с высказыванием В. А. Сухомлинского:
«Быть верным дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжёлую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству».
— Прочитайте текст и подумайте над этим высказыванием.
— Выберите понравившееся предложение.
— Бывали ли в вашей жизни трудности и испытания, в которых ваши друзья приходили вам на помощь?
Делается вывод: в этом высказывании речь идёт о сопереживании. (Умении мысленно представить себя на месте другого человека, пережить вместе с ним горе, беду, уловить его настроение, умении понять чужое душевное состояние.)
— Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редкой истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Послушайте притчу о дружбе:
Как-то два друга, много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.
Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
– О чем эта притча, чему она учит нас?
— В какой фразе заключена главная мысль притчи?
— Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.
Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав.
Когда ты прав, всякий будет с тобой.
— Каждому из нас иногда бывает радостно или, наоборот, нас что- то огорчает. Нам хочется этим хорошим или грустным поделиться с человеком, который поймет, посмеётся вместе с вами или погрустит.
(Дети работают в группах и обмениваются мнениями, высказывают свою точку зрения)
-Мы продолжим сегодня разговор о дружбе и о друзьях, прочитав рассказ Н. Булгакова “Анна, не грусти!”
4. Знакомство с автором.
— Пора познакомиться с автором рассказа “Анна, не грусти!”.
— Какой он?
— Что его привлекает в мире, в людях, а что отталкивает?
— В чём особенность его взглядов на мир?
Писатель Николай Булгаков в жизни священник.
Он написал книгу про двух сестёр, которую назвал “Аня и Катя”. Они учатся жить между собой в любви и мире. На конкурсе “Просвещение через книгу 2008” Издательского Совета Русской Православной Церкви книга заняла второе место в номинации “Лучшая детская и юношеская книга”.
-Как вы думаете, по названию можно предположить, о чём будет рассказ?
5. Физминутка.
Динамическая, поможет снять усталость и напряжение, разнообразить игровую деятельность. Ребятам предлагается под зажигательную детскую песню «Мальчик с пальчик, девочка с мизинчик» выполнить движения анимашек.
Гимнастика для глаз.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
6. Работа над произведением Н. Булгакова «Анна, не грусти!».
6.1. Первичное чтение учителем с прогнозированием.
— Почему прогноз оказался неточным?
— Какое чувство вызвало это произведение?
— Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Понравился ли он вам? Чем?
6.2. Словарная работа.
— Прежде, чем мы начнёте читать рассказ, необходимо научиться читать трудные слова. Прочитайте слова по слогам, затем целым словом ( по ходу чтения уточняется значение непонятных слов).
Спе-ци -аль-ная – специальная.
Про-ко-ря-бал – прокорябал.
Полу-ле-жа-ла – полулежала.
Встре-пе-ну-лась – встрепенулась.
Не-за-кра-шен-ную – незакрашенную.
Трол-лей-бус – троллейбус.
За-пла-кан-ное – заплаканное.
6.3. Чтение детьми.
6. 4. Беседа по содержанию.
— Как зовут девочку, попавшую в беду?
— Что произошло на горке?
— Как описана в рассказе больница? Прочитайте.
— Почему больницу называют особой, строгой?
— Какой Аня увидела палату?
— Что делала Катя?
— Почему автор обращает наше внимание, что Катя была в сереньком халате?
— Почему Аня заплакала?
— А как отреагировала на приход подруги Катя?
— Как девочки разговаривали через стекло?
— Кто из девочек был печальным Аня или Катя? Почему?
— А чему радовалась Катя, лежа в больнице?
— Какой мы видим Катю в начале рассказа и в конце?
— О каких человеческих качествах и чувствах мы сегодня говорили?
— Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Анна, не грусти!»?
— Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль этого рассказа?
— Чему учит нас Булгаков своим рассказом? (В жизни очень важно уметь сопереживать, т.е. уметь мысленно представить себя на месте другого человека, помочь пережить вместе с ним горе, беду).
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал… я попробую…
было интересно… меня удивило…
было трудно… урок дал мне для жизни…
я выполнял задания… мне захотелось…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
8. Итог урока.
— Ребята, в мультфильме, который очень любят дети крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я предлагаю вам построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для нашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то на чем держится весь дом. Подумайте, что же будет лежать в основе вашего дома.
Из кирпичиков дети составляют Дом Дружбы:
— А какие кирпичики нам не пригодились? Почему?
Горе
Злость
Жадность
Зависть
— Наш дом дружбы построен. Вы хотели бы поселиться в нем? Почему?
(Дети высказывают свои мнения)
— Ребята, в каких ситуациях очень помогает дружба, сплочённость, взаимовыручка? ( Во время войны. Во время олимпиады. Мы желаем нашим спортсменам больше побед. Пусть дружба сплотит все континенты. Прекратятся ссоры, войны. Пусть вся наша маленькая хрупкая планета будет большим уютным тёплым домом для всех людей, где царят: Добро, Понимание, Любовь, Мир, Радость, Согласие, Счастье, Доверие.
9. Домашнее задание.
Дифференцированный характер домашнего задания, учёт способностей и возможностей учащихся.
1 группа: придумать продолжение рассказа.
2 группа: выразительно читать рассказ, нарисовать рисунок на тему «Я друзей своих рисую».
infourok.ru
сочувствие, утешение – как его выразить?»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Верейская средняя общеобразовательная школа»
Занятия кружка по внеурочной деятельности
для преподавания курса
«Этика – азбука добра»
во 2 классе
«Думай о других:
сочувствие, утешение – как его выразить?»
Автор: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Абаркина Елена Владимировна
2017 год
Внеурочная деятельность. Этика – азбука добра
Тема: «Думай о других: сочувствие, утешение – как его выразить?»
Методическая цель:
формирование у учащихся нравственного сознания;
освоения базовых понятий нравственности (добро, милосердие, сочувствие, сострадание, соучастие) и формах их проявления, понятий нравственного сознания о нормах нравственного поведения в школе, правила общения с окружающими: взрослыми и сверстниками;
формирование доброго отношения к окружающим людям, природе;
воспитывать стремление совершать добрые поступки, дела;
развивать самооценку.
Планируемые УУД:
познавательные: актуализировать знания учащихся по материалам предыдущих занятий, учить детей слушать собеседника, актуализировать знания учащихся по теме: «Простые правила нравственности. Добро и зло», учить детей участвовать в диалоге;
коммуникативные: развивать аналитическое и логическое мышление, развивать осмысленность, целостность восприятия, развивать монологическую и диалогическую речь, развивать образную и произвольную память, быстроту реакции, сообразительность, самостоятельность суждений, оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу; уметь работать в группе; совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, давать эмоциональную оценку деятельности; воспитывать дисциплинированность, уважение не только к старшим, но и одноклассникам, формировать нравственные чувства, умение подбирать образные выражения, разбирать случаи из жизни и художественной литературы, приучать детей к раздумыванию над поступками, к сравнительной оценке поступков, выбору, сочувствию, сопереживанию, чуткости;
личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми; оценка простых ситуаций с позиции общепринятых нравственных правил; воспитывать морально-нравственные, эстетические качества личности.
Сценарный план занятия
Этап занятияДеятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
I. Мотивационный этап (2-3 минуты)
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
(3-4 мин)
III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)
Слайд 1
IV этап. Открытие нового знания.
(7-10 мин)
Вступительное слово учителя:
— Добрый день и добрый час!
Как я рада видеть Вас!
Вы друг к другу повернитесь,
Очень мило улыбнитесь.
Ведь улыбка, без сомнения,
Поднимает настроение!
Не придётся нам писать,
И не станем мы считать,
Мы сегодня на уроке
Будем с Вами рассуждать.
— Сегодня мы проводим очередное занятие по программе внеурочной деятельности «Этика – азбука добра». На прошлых занятиях мы говорили о добре, уважении и милосердии. Не зря ваши группы так названы. Рассаживайтесь, пожалуйста, на места.
(Учитель раздаёт учащимся пригласительные билеты на занятие, по которым происходит отбор учащихся в группы. Учащиеся рассаживаются по группам: «Доброта», «Милосердие», «Уважение»).
— Давайте вспомним, что обозначают названия ваших команд. Это будет вашим девизом на занятии.
(Дети читают девизы команд)
Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Уважение – это почтительное отношение к человеку, явлению природы или родине.
Милосердие – это жалость, сочувствие к чужому горю, умение сострадать. Милосердие — это безграничная доброта.
Добрых людей, как всегда, не хватает
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Добрые — в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.
(Генрих Акулов)
– Ребята, чтобы вам понять, о чём сегодня пойдёт разговор на занятии, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик.
Подумайте, что связывает эти фотографии? Какие чувства он вызовет у вас. Каким словом вы могли бы объяснить свои ощущения.
Работа с видеороликом:
Учитель подводит детей к словам-понятиям: сочувствие, сострадание, сопереживание.
– Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Целеполагание
Помогает учащимся сформулировать тему урока, уточняет этимологию слов.
— Попробуем выяснить, что обозначают новые слова.
— У каждой группы есть орфографический словарь. Найдите значение слов, которые есть у вас на партах в синих конвертах.
«Доброта» — сочувствовать
Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
«Милосердие» — сострадать
Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
«Уважение» — сопереживать
Сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.
— Что общего у этих трёх слов? (Частица со-)
— Как вы думаете, что означает приставка со-?
— Поиграем с вами в математическую игру со словами
Дети из каждой группы выходят по два человека и встают т.о.
Со + Переживать = Какое получается слово? Сопереживать.
Со + Чувствовать = Какое получается слово? Сочувствовать.
Со + Страдать = Какое получается слово?
Сострадать.
-Приставка «со-» означает «вместе». Это одна из древнейших славянских приставок, обозначающих совместное действие. Получается чувствовать вместе — это сочувствовать, страдать вместе- это сострадать, переживать вместе – это сопереживать.
Сострадание и Сочувствие — это способность души сопереживать, то есть понимать чувства другого человека, понимать то, что происходит у него в душе (понимать и сопереживать его победам и радостям, страданиям и боли).
Дети просматрива-ют видеоряд,
высказывают свои догадки, версии.
Определяют тему, цель урока.
Высказывают предположе-ния.
-Приставка «со-» означает «вместе»
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место,
настроиться на работу
на уроке.
Познавательные УУД:
перерабатывать информацию, самостоятельно делать выводы.
Личностные УУД: оценка простых ситуаций с позиции общепринятых нравственных правил.
Работа с интерактивной доской:
— Нам сегодня необходимо разобраться, что такое сочувствие и как его можно выразить.
Интересно, к понятию добра или зла относятся эти слова? Попробуйте разгруппировать предложенные слова.
(Дети выполняют задание. Затем, по очереди выходят к интерактивной доске. Остальные проверяют.)
Группа «Доброта»
ДоброЗло
Забота
Зависть
Милосердие
Обман
Группа «Милосердие»
ДоброЗло
Сочувствие
Ненависть
Сострадание
Вражда
Группа «Уважение»
ДоброЗло
Щедрость
Жадность
Добродушие
Грубость
Сопереживание
Война
В результате работы появляется таблица:
ДоброЗло
Забота
Милосердие
Сочувствие
Сострадание
Щедрость
Добродушие
Сопереживание
Зависть
Обман
Ненависть
Вражда
Жадность
Грубость
Война
— Получилось, что человеческие качества, о которых мы говорим, относится к доброте.
Учащиеся
раскладывают слова на две группы:
добро и зло.
Контролиру-ют ответы одноклассни-ков, соглашаются или возражают.
Личностные УУД: иметь представление
о добре и зле,
о милосердии.
Коммуникатив-ные УУД: участвовать в диалоге, выска-зывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные УУД:
определять цель учебной деятельности.
Познавательные УУД:
определять круг своего незнания, группировать понятия, самостоятельно делать выводы.
Слайды 2-17
V этап. Физкультминутка.
VI этап. Первичное закрепление.
Слайд 19
1. Говорят, что если ты способен на сострадание, значит, у тебя есть сердце, а в сердце твоём есть любовь. А вы согласны с этой фразой?
— Ребята, а вы любите сказки? В них встречаются добрые и злые герои. Кому-то из них можно посочувствовать, кому-то нет. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я показываю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый и в какой-то момент ему хочется посочувствовать, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками. Попытайтесь объяснить, почему вы так считаете.
(Старик Старуха Гадкий утёнок Дракон Баба Яга Дюймовочка Кот Леопольд Кощей Бессмертный Буратино Золушка Снежная Королева Семеро козлят Колобок Карабас-Барабас Красная Шапочка)
Физминутка
«Барбарики»
Правила сочувствия . Как выразить сочувствие?
Практикум по группам: инсценирование ситуаций
Оказывается, чтобы быть добрым, сочувствующим, надо уметь жить по правилам. Попробуем их сформулировать.
— У вас на столах есть конверт зелёный. В нем есть правило сочувствия, какими словами и поступками можно выразить своё сочувствие и фотография, на которой изображён человек, нуждающийся в сочувствии. Обыграйте эту ситуацию, договоритесь, кто какую роль будет играть.
«Доброта» — изображение упавшего на льду человека
Правило первое – научись ставить себя на место человека, которому ты сочувствуешь, видеть мир его глазами, понимать его.
«Милосердие» — изображение плачущего школьника
Правило второе – поговори с человеком, которому сочувствуешь, выслушай его рассказ о том, что его беспокоит. Вовсе не обязательно предлагать какие-то способы решения проблемы, порой достаточно лишь внимательно выслушать человека.
«Уважение» — изображение больного человека.
Правило третье – во время разговора смотри на человека, не отвлекайся, например, к телефону, можешь рукой коснуться его плеча, головы. Предложи свою посильную помощь. Некоторые люди будут этому только рады.
Отвечают на поставленный вопрос.
Слушают ответы других детей.
Инсценируют ситуации, отвечают на поставленные к ним вопросы.
Анализируют, возражают, обосновывают, дополняют ответы одно-классников, запоминают правила общения и формы выражения сочувствия.
Регулятивные УУД:
самоконтроль и коррекция.
Познавательные УУД:
систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.
Личностные УУД:
планировать свою деятельность в соответствии с моральными нормами.
Коммуникатив-ные УУД: участвовать в диа-логе, в работе пары или группы, договариваться о распределении ролей, высказы-вать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, высказывать отношение к увиденному и/или услышанному.
VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
( 7-10 мин)
Слайд 10
Работа с притчей «Осколки доброты»
(просмотр видеоролика)
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка.
Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку.
Родители подозвали детей и велели им держаться от старушки подальше. Когда она проходила мимо, нагибаясь то и дело, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто на её приветствие не ответил.
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка много лет посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
Не забывайте подарить добро.
Соседям, родственнику, другу.
Оно, как истинное волшебство,
Вернётся к вам по кругу.
Вопросы:
– Отнеслась ли семья с пониманием, сочувствием к старушке?
– А старушка? По отношению к кому она относилась с сочувствием?
2. Работа с пословицами:
– Люди уже давно размышляли о том, что такое сострадание, сочувствие. Их мысли знают многие люди и пользуются ими в своей речи. Вот послушайте.
«Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире». Зигфрид Ленц немецкий писатель
«Сострадание — такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб» Людвиг Бёрне немецкий писатель
«Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством» Конфуций китайский философ
Сострадание правит миром (Древнеиндийский афоризм)
Существует и пословицы о милосердии, сочувствии сострадании. Сейчас мы проверим, знаете ли вы их. У вас на партах лежат карточки с пословицами. Вы будете их восстанавливать, работая в группе. Для этого:
а. Договоритесь, кто берёт красным карточки, а кто – жёлтые.
б. По очереди найдите начало пословицы на жёлтой карточке и окончание пословицы на красной карточке и соедините её части встав вместе.
в. Как вы понимаете эти пословицы?
«Доброта»
Помоги, раздели беду —
и твоя не так давить будет.
«Милосердие»
Радость у кого-то — порадуйся за него,
в твоей душе посветлеет.
«Уважение»
Поступай по отношению к другим так,
как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.
3. Проверка по эталону
Правильно выполненное задание высвечивается на доске.
Учащиеся слушают притчу, отвечают на вопросы учителя, контролируют ответы других детей:
соглашаются или возражают, дополняют, исправляют.
Работают в группе: восстанавливают пословицы, соединив её части, контролируют правильность выполнения.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,
самоконтроль
Познавательные УУД:
перерабатывать, систематизировать, выбирать нужную информацию.
Коммуникатив-ные УУД: участвовать в работе пары или группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.
Личностные УУД:
оценивать своё отношение к поступкам других с позиции нравственности.
ХIII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Слайд 23
1. Создаём панно «Добро победило зло»
— Какой человек может посочувствовать? (Добрый)
— Что же надо делать, чтобы быть добрым? (совершать добрые поступки)
— Надо ли стесняться быть добрым?
— Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
— Может быть, нам помогут в этом старинные весы?
Появляются чашечные весы.
— На одну чашу весов я положу «зло». В начале занятия у вас на столе были капельки с добром и злом. Отдайте мне капельки со злом, и положу их на одну чашечку весов. (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь.
— Чтобы победить зло, надо постараться, чтоб перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с «добром».
(Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (приготовленные заранее).
Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла»).
— Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
«Жизнь дана на добрые дела» и «Доброе дело веками помнится» говорится в пословицах
Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно доброе дело.
(На чистом листе ватмана наклеен грустный мальчик. Давайте поможем ему. Развеселим его. (Каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация.)
— Я уверена, что у нашего гостя настроение изменилось, глядя на нашу красоту
— Как мы назовём эту картину? («Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло».)
— Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? ( Делать добро очень приятно и радостно.)
Наполняют «Чашу весов» своими добрыми поступками.
Делают вывод:
какие поступки надо совершать, чтобы стать сочувствую-щим.
Планирование
Выполняют поделку, помогая и контролируя работу друг друга.
Коммуникатив-ные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.
Познавательные УУД: выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать.
Регулятивные УУД:
оценивать результаты своей и чужой деятельности,
самоконтроль, самооценка.
Х. Рефлексия деятельности
(итог урока).
Вывод:
Сочувствие – великая человеческая способность, когда мы можем переживать чувства другого человека.
Если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию. Люди, способные на сострадание, сочувствие, обладают добрым сердцем.
Пожелание учителя:
Пока мы сострадать умеем,
Не всё так в мире безнадёжно.
Пока сочувствуем, жалеем,
То счастье на земле возможно! Таисия Февронина, 2010
Сочувствуйте – совершите чудо!
Такие чудеса доступны каждому!
Личностные УУД: получить представ-ление о нравствен-ности, сочувствии и формах его проявления, усвоить нормы нравственного поведения в школе, правила общения с окружающими: взрослыми и сверстниками;
милосердному обращению с животными.
Литература:
Притчи, сказки, поэзия, афоризмы, классическая художественная литература.
В. Даль. Толковый словарь
А. Лопатина, М. Скребцова «Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах», М: «Философская книга» 2014 г.
А. Лопатина, М. Скребцова «Мудрость на каждый день», М: «Философская книга» 2014 г.
А. Лопатина, М. Скребцова «Азбука добрых качеств», М: «Философская книга» 2014 г.
А. Лопатина «Вечная мудрость сказок», (Уроки нравственности в притчах и сказках народов мира) «Амрита-Русь», 2008г.
Интернет-ресурсы:
http://musicov.net/?song=%D1%EE%E2%E5%F0%F8%E8%F2%E5+%F7%F3%E4%EE+%F0%F3%EA%F3+%EF%F0%EE%F2%FF%ED%E8%F2%E5
http://www.stihi.ru/2011/07/09/2750
http://www.smile.klassinet.ru/load/novinki_kino/video_pritchi/pritcha_quot_oskolki_dobroty_quot/11-1-0-32
infourok.ru
Сопереживание | Что такое Сопереживание
Сопереживание как качество личности – способность внутренне отождествляться с другим человеком, объединять свои переживания с его переживаниями, чувствовать то, что чувствует другой человек; способность переживать радость и горе другого человека, испытывать без зависти и ревности удовлетворение за успехи других людей.
Во время занятий Учителю показалось, что один из учеников думает о чём-то постороннем. Учитель, обратившись к этому ученику, спросил: — Что тебя тревожит или беспокоит? — Видишь ли, Учитель, я прочитал в газете о произошедшем в одной стране землетрясении. — Да, я тоже читал утром об этом. Там живёт кто-то, кто важен для тебя, или знакомые тебе люди? — нахмурился Учитель. — Нет, я думал о том, каково людям в этой стране, это ведь так ужасно! — Ты попадал раньше в землетрясения? — спросил Учитель. — Нет, но я часто читал о них. — Так, — сурово сказал Учитель. — Это никуда не годится. Пойми, если беспокоиться и переживать по любому поводу, то лучше вообще тогда не жить! — Но, Учитель! — воскликнул другой ученик. — Ведь мы сколько раз говорили о том, что продавец должен сопереживать и — искренне! — И ты ни разу не задумался над тем, в каких случаях продавец должен это делать, а в каких — нет? — Задумывался, — проговорил ученик, — но я ни разу не смог остаться безучастным к чужой беде. — Тогда я советовал бы тебе бросить продажи, — опечаленно произнёс Учитель. Доподлинно известно, что ученик после этого разговора покинул Школу Пути и поступил в духовную семинарию. Говорят (мы не нашли этому надёжных подтверждений), что он сменил имя, стал известным священником-миссионером и закончил свой жизненный путь в одной из африканских стран.
Сопереживание — совместное переживание, способность чувствовать эмоции других людей. При этом чувствовать совместно с кем-то, а это требует чувства равенства. Дактилоскопия сопереживания в способности сорадоваться, переживать радость и горе другого человека.
Сопереживание – это сорадование успехам других людей, без зависти и ревности. Сопереживание – это чувствование боли, трудностей, потерь другого человека с соболезнованием, сочувствием, состраданием, желанием помочь, поддержать, и всё из любви к нему. Такое участие в жизни ближнего основано на эмпатии, как чуткости и глубоком понимании его душевного и физического состояния.
Сопереживание – это когда четко представляешь себя в роли человека, переживающего радость или горе, и действуешь по отношению к нему так, как человек хотел бы, будучи реально в таком состоянии. Сопереживание проявляется в компании таких качеств как ответственность, доброта, чуткость, сердечность и активное слушание.
Как можно сопереживать, если ты не способен услышать другого человека? Сопереживание непосредственно связано с активным слушанием. Есть три уровня слушания – в невежестве, в страсти и в благости. Слушать в невежестве – означает слушать и заражаться услышанной проблемой. Это низший уровень сопереживания. В нем нет знания. Только чувства и эмоции. Разум не участвует. Человек плачет, находясь в жуткой депрессии, и невежественный сопереживатель «подхватывает» от него вирус депрессии. Теперь уже два человека плачут и находятся в жуткой депрессии. О помощи тут речь не идёт. Это сопереживание в невежестве. Сопереживание означает устойчивую позицию на платформе знания, позволяющую помогать другим. Сопереживать – значит уметь помочь.
Философ Александр Хакимов пишет: «Самый лучший тип слушания – сопереживание. Однако будьте осторожны здесь. Если сделать это не правильно, мы навредим себе. Есть три момента слушания — сопереживания… Когда мы слушаем? Например, человек приходит и говорит: «Меня обидели, вот такая ситуация в моей жизни, сейчас я переживаю такую боль». И я слушаю и сочувствую, сострадаю, сопереживаю и вместе с ним начинаю плакать. И мы вместе погружаемся в скорбь. Это самый низший тип слушания. Избегайте таких вещей. Врач не должен сам заражаться от больного. Он должен быть защищен. Если я опускаюсь в скорбь, то я уже не могу помочь ему. Есть в страсти. «Вот, — говорит, — меня обидели». – «Ага, твой друг – мой друг, твой враг – мой враг». Я занимаю какую-то позицию, я в политику вмешиваюсь, я становлюсь частью проблемы. Тоже не могу помочь. Слушание с сопереживанием означает, что мы находимся в безопасном положении. И тогда мы можем сопереживать… Человек должен иметь твердую позицию знания, когда его сбить невозможно с помощью чувств и ума. Разум сильный. Вот такой человек может спасать людей».
Вспомним Евангелие. Христос явился среди блудниц и пьяниц, и фарисеи немедленно заметили его и сказали: «Учитель, как ты в таком окружении себя чувствуешь? Разве приличествует тебе находиться здесь? Ты же весь день проводишь с пьяницами и блудницами близко очень». Что говорит Христос? «Врач нужен среди больных, а не среди здоровых». То есть сам Иисус не заражался этой нечистотой. Поэтому он мог так делать. Это высший уровень слушания – сопереживания.
Стефан Цвейг в «Нетерпении сердца» пишет: «Есть два рода сострадания. Одно — малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание — истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их».
Сопереживание – лакмусовая бумажка чистоты сердца. Наша чистота сердца проявляется в сопереживании. Сопереживание невозможно без милосердия. Что это значит? Это значит, при виде грязи, приносящей другим страдания, мы должны с этой грязью бороться. Вот в чём идея милосердия и сопереживания.
Вячеслав Рузов пишет: « Если мы идём по улице, видим: лежит кирпич, и мы знаем, что человек какой-нибудь об него споткнётся. Мы должны убрать кирпич — называется милосердие. Да, он нас никак не раздражает; да, мы через него переступили. Но если мы знаем, что другим может быть плохо от этого, мы должны убрать — называется милосердие. Если мы видим лужу, то мы должны доску найти и положить через эту лужу. Или кирпич положить перед лужей, чтобы было видно, что лужа за этим кирпичом. Милосердие. Понимаете, что такое милосердие? Поэтому мы готовы терпеть, в общем-то, какое-то насилие по отношению к нам, но по отношению к другим – нет. Мы должны приложить все усилия, чтобы с этой грязью справиться. Поэтому, если мы увидели какую-то проблему, но прошли мимо неё, мы будем нести всю карму за то, как эта проблема дальше развивалась. Ну вот, в принципе, пожар в соседнем доме на нас тоже никак не действует, пусть себе горит. Понимаете? Нет, если у нас есть милосердие, мы всё замечаем, и мы во всём пытаемся как-то проявить своё милосердие. Во всём! Поэтому духовность развивается в мелочах, а не в больших делах. Духовность в мелочах проявляется: как мы именно себя в мелочах ведём. То, что большие дела – все могут расписать: «О, я такое великое сделал, у меня тут орден, там медаль…» Нет, духовность в мелочах: как мы бумажечку за собой убрали; как мы сделали, чтоб дверь не скрипела. Как мы тут помогли; как мы тут кирпичик и доску положили; как мы тут; как мы здесь. В мелочах. В мелочах! В мелочах».
Макс Фрай в «Жалобной книге» пишет: «Сопереживание, в отличие от жалости, всегда внутри. Чтобы испытывать его, требуется способность оказаться в чужой шкуре <..> и уже оттуда собственными глазами оглядеть ближайшие окрестности и дальние пригороды чужой души. Не содрогаясь, но и не умиляясь, сохраняя спокойствие, как наедине с собой, перед зеркалом. Оттуда, изнутри, действительно очень просто понять всякого человека… Дурацкая, кстати, общеизвестная формула: «понять — значит простить», поскольку настоящее, глубинное понимание наглядно показывает, что прощать, собственно, нечего».
Сопереживание не означает контроль всего сущего и принятие близко к сердцу любой информации об этом сущем. В простом обмене информации опасности нет. Опасность возникает, когда начинаешь сопереживать всему, даже тому, на что повлиять никак не можешь. Людоеды съели Кука – сопереживаем, случилось где-то цунами – сопереживаем, доводя себя до депрессии.
Сопереживание возникает в общении, когда пытаешься понять эмоции человека и переносишь их на себя. Когда человек начинает погружаться во внутренний мир другого, возникает сопереживание. Если вам не нравится или пугает, то, чем занимается человек, не пытайтесь погрузиться в атмосферу его эмоций. Общение поучительно по своей природе, но не всему нужно сопереживать, не во всё нужно погружаться, не со всем можно себя отождествлять. Нужно проявлять бдительность.
Вот мы идем по супермаркету и выбираем продукты. Это не наш, это не подходит, это я не люблю. А вот это то, что надо. В тележку. С ним мы близко пообщаемся: зубками, желудком. То, что мы просмотрели кучу других продуктов, добавило нашему уму информации, но никакого греха мы не совершили. В самой информации нет греха, грех появляется, когда мы сопереживаем плохому, подлому и злому. Поэтому не сопереживайте злу. Всё негативное не должно быть предметом сопереживания.
Человек обязан сопереживать ближним, даже если в этом присутствует негатив. Это не является грехом. Сопереживая близким, человек исполняет свою обязанность. Обязанность не является грехом.
На одной параолимпиаде девять атлетов стояли на старте 100-метровой беговой дорожки. Все они были инвалидами. Прозвучал выстрел — начался забег. Соревнующиеся пробежали только около трети дистанции, когда один из них — почти мальчик — споткнулся и, сделав несколько кувырков, упал. От боли и досады он начал плакать. Остальные восемь участников услышали его плач. Они замедлили бег, оглянулись, остановились и… вернулись обратно. Все! Девушка с синдромом Дауна присела рядом с упавшим парнем, обняла его и спросила: «Теперь тебе лучше?» Потом, они дружно вдевятером пошли плечом к плечу к финишной линии. Все зрители на стадионе встали и начали аплодировать, потому что понимали — гораздо важнее помочь другим, чем выиграть самому, даже если для этого необходимо остановиться и поменять направление движения.
Петр Ковалев 2014 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
podskazki.info