Что такое социометрия в психологии: Социометрия – что это такое в психологии, цель метода

совокупность методик в психологии, с помощью которых проводят социометрические исследования

Социометрия — это совокупность методов, с помощью которых в психологии измеряют межличностные отношения на основе определённых данных и параметров. Разработчиком этой теории считается социальный психолог и психиатр из США Якоб Леви Морено.

  • Зачем нужна социометрия?
  • Понятия, применяемые в социометрии
  • Тезисы социометрии
  • Важные данные, выявляемые с помощью социометрических методов
  • Социометрическое исследование: как оно проводится
    • Схема действий при проведении социометрического исследования
    • Какие вопросы задают социометристы при проведении социометрического исследования?
    • Формы социометрической процедуры
    • Как обрабатываются данные

Фундамент социометрии был заложен им во время Первой мировой войны, когда Морено ещё был подданным Австро-Венгрии и работал в лагере для беженцев. Он обратил внимание, что можно значительно улучшить микроклимат в лагере, устранить конфликты и гармонизировать социальные отношения, если перед расселением людей по баракам распределять их в зависимости от таких факторов, как политические взгляды, религиозные убеждения и национальность. Результаты своего исследования Морено изложил в письме, отправленном им на имя министра внутренних дел Австро-Венгрии, в котором, кстати,

впервые прозвучал термин «социометрия».

Чаще всего методы социометрии применяют для изучения особенностей взаимодействия индивидов в небольших группах, например, чтобы узнать, какие связи внутри группы складываются между людьми, какова причина возникновения иерархических уровней взаимоотношений. Реже социометрические исследования используются для выявления закономерностей функционирования крупных социальных образований, таких, как социальные слои, классы населения или даже коллективы очень крупных предприятий.

На современном этапе социометрия — абсолютно прикладная наука, которая применяет теоретические разработки социологии и психологии и не имеет самостоятельного статуса.

Сегодня деятельность социометристов заключается в том, чтобы исследовать и гармонизировать отношения между людьми в малых группах, используя разработанные ими количественные методы, а также инструментальные методики.

Зачем нужна социометрия?

Якоб Морено полагал, что абсолютно любую сторону жизни социума: политическую, спортивную, образовательную или экономическую, — можно объяснить отношениями между индивидами, возникающими на эмоциональном уровне, т. е. на основе антипатий и симпатий, возникающих между личностями в процессе общения или другого взаимодействия. Поэтому Морено предлагал провести в обществе так называемую социометрическую революцию, цель которой заключается в том, чтобы улучшить и привнести гармонию в общественные отношения.

Эти отношения, по его мнению, во многих случаях конфликтны и неэффективны ввиду того, что люди, к какому бы социальному слою или классу они ни принадлежали, взаимодействуют на эмоциональном уровне. Отсюда он сделал вывод: чтобы улучшить производительность труда или разрешить застарелые политические междоусобицы, нужно выявить эмоциональные предпочтения индивидов, а затем осуществить перестановку людей в соответствии с выявленными закономерностями. В этом, с точки зрения Морено, и заключается смысл и цель «социометрической революции».

Понятия, применяемые в социометрии

  1. «Теле» — это наиважнейшее понятие, которое применяют социометристы. Оно означает простейшую чувственную единицу, которая может передаваться от одной личности к другой. С помощью «теле» учёные определяют, в какое количество межличностных отношений вступили изучаемые индивиды и насколько их взаимодействия оказались успешными.
  2. На основе «теле» формируются социограммы, социометрические матрицы и индексы. Что это такое? В результате социометрического исследования, проведённого с помощью методов, о которых подробно будет рассказано ниже, учёные вычисляют коэффициенты, позволяющие судить о сплочённости, наличии или отсутствии коммуникации между членами группы, наличии скрытых конфликтов и других параметрах, характеризующих исследуемый объект.
    Эти коэффициенты заносятся в матрицу, с их помощью вычисляются социометрические индексы, отношения между индивидами графически отображаются на социограмме, и социометристы на их основе могут предоставить обоснованный вывод о существующих межличностных связях в изучаемой группе.

Тезисы социометрии

  • Все люди влияют друг на друга и связаны между собой, поэтому человечество можно рассматривать как единую структурированную единицу;
  • Существующая реальность состоит из множества субъективных реальностей каждого индивида, поэтому её никоим образом нельзя исследовать и изучить объективно, потому что у каждого человека своя точка зрения на протекающие во внешнем мире процессы;
  • Исследователь-социометрист, желающий провести эксперименты с какой-либо социальной группой, должен на время опытов стать частью этой группы;
  • Методы социометрии в каждом отдельном случае работают с уникальной ситуацией, которая больше не повторится;
  • Социометрические исследования рассматривают межличностные отношения во всём их многообразии между всеми людьми, а не отвечают на вопросы о причинах и побуждающих мотивах индивидов.

Важные данные, выявляемые с помощью социометрических методов

  1. Уровень разобщённости или сплочённости социальной группы.
  2. Динамика и структура отношений, сложившихся внутри группы.
  3. Психологический климат в социальной группе.
  4. Этап развития группы (она появилась недавно или уже организована и крепко сплочена).
  5. Выявление неформальных лидеров и группировок, которые они возглавляют.
  6. Выявление социального статуса членов группы или, иными словами, внутригрупповой авторитетности (лидер, свита, середняки, низший класс, изгои).

Социометрическое исследование: как оно проводится

Как правило, предпосылкой к использованию социометрических методик является серьёзная напряжённость внутри коллектива и в связи с этим, постоянно возникающие конфликты, значительно ухудшающие эффективность совместной деятельности. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить очаги напряжения, определить, какие люди неприязненно относятся друг к другу, и на основе полученных данных переместить враждующих сотрудников в разные отделы.

Большой плюс социометрических методов заключается в следующем: они совсем не затратны по времени (в большинстве случаев на исследование достаточно пятнадцати минут) и не требуют индивидуальных бесед с каждым членом коллектива.

Недостатком этих методик является то, что социометрия работает с причинами конфликтов, в основе которых находятся антипатии или симпатии людей, поэтому, если междоусобицы и трения вызваны какими-либо иными источниками, необходимо использовать другие способы их разрешения.

Человеку, проводящему такое исследование, нужно позаботиться об обеспечении его надёжности. Для этого требуется правильно отобрать критерии для изучения в соответствии с методикой исследования и предварительно познакомиться с людьми, составляющими группу или коллектив, чтобы иметь представление об особенностях изучаемой общности индивидов.

Схема действий при проведении социометрического исследования

  1. Ставятся задачи исследования, выбираются объекты для проведения измерений.
  2. Формулируются критерии опроса индивидов, составляющих социальную группу. На их основе выдвигаются первые предположения и гипотезы, которые будут проверяться в ходе исследования.
  3. Исходя из отобранных критериев разрабатываются вопросы, на которые должен будет ответить каждый участник коллектива или группы письменно или устно, как на интервью. На данном этапе социометристы чаще всего встречаются с многочисленными затруднениями, например, поскольку такого рода исследования не предусматривают абсолютную анонимность, люди зачастую отказываются выражать свои антипатии и симпатии открыто, предпочитают не раскрывать мотивы своего поведения, которые в некоторых случаях являются неблаговидными.
  4. Ответы испытуемых обрабатываются, и учёные составляют социограмму, отражающую особенности взаимодействий внутри исследуемой социальной группы.
  5. Если результаты логически противоречивы или непоследовательны, опрос может быть произведён несколько раз. При этом вопросы, задаваемые членам группы, обязательно должны различаться при проведении каждого следующего исследования.

Какие вопросы задают социометристы при проведении социометрического исследования?

Если изучаются деловые взаимоотношения, то набор вопросов может быть таким:

  • С кем бы вы отправились в служебную командировку на продолжительное время?
  • С какими сотрудниками из трудового коллектива вы бы ни за что не поехали в командировку?
  • Кто, по вашему мнению, лучше всех справился бы с обязанностями лидера?
  • Кому ни в коем случае не следует брать на себя лидерские функции?
  • Кого из членов группы вы могли бы попросить оказать вам посильную помощь? Укажите, к кому вы обратились бы в первую очередь, во вторую очередь, в третью очередь?
  • Кто не заслуживает вашего доверия, и к кому вы не стали бы обращаться с просьбой о помощи, даже если бы очень в ней нуждались?

Если требуется изучить личные отношения, то вопросы могут быть следующего рода:

  • Представьте, что члены вашего трудового коллектива живут вместе в общежитии. С кем из них вам было бы комфортно проживать в одной комнате?
  • Вашу группу расформировывают. С кем из её участников вам не хотелось бы работать в будущем?
  • В вашей жизни возникла неприятная и трудная ситуация. К кому из участников коллектива вы могли бы обратиться за советом?
  • У кого вы никогда не станете просить помощи?
  • С кем из людей, находящихся с вами в одной группе или коллективе, вы бы с радостью отмечали праздники или дни рождения?
  • Кого вы не желаете видеть на своём дне рождения?

Формы социометрической процедуры

На настоящий момент социометрия различает две формы и методики проведения исследований.

Первая из них называется непараметрическая процедура. Её суть заключается в том, что испытуемый при ответе на предлагаемые вопросы не ограничен исследователями в числе выборов. На практике это означает следующее: если число членов коллектива или группы составляет, например, восемь человек, включая опрашиваемого, то при ответе на любой вопрос испытуемый вправе выбрать от 1 до 7 вариантов либо не выбрать ни один из них.

К несомненному достоинству этой процедуры следует отнести то, что она эффективно выявляет социальные связи в группе во всём их многообразии и определяет эмоциональную экспансивность испытуемого. Однако, если число членов коллектива превышает шестнадцать человек, то для тщательного анализа отношений внутри группы может понадобиться помощь электронно-вычислительных средств.

Существенным недостатком этого метода считается значительная вероятность получения так называемого случайного выбора, когда опрашиваемый из моральных или личных побуждений пишет или отвечает, что выбирает всех. Как правило, такое поведение продиктовано вежливостью или формальной лояльностью к исследователям или членам своей группы. Это затрудняет получение адекватных и объективных результатов.

Для того чтобы преодолеть недостатки непараметрической процедуры, была разработана параметрическая процедура. Перед началом опроса каждому испытуемому говорится, что он может выбрать определённое число людей из участников группы, не больше и не меньше. В социометрии в подобном случае пишут, что на опрашиваемого наложили социометрическое ограничение или, согласно терминологии некоторых социометристов, лимит выборов.

В чём преимущества такой процедуры? Прежде всего, она способствует более внимательному отношению испытуемых к исследованию и тщательному обдумыванию ответов. Учёные отмечают, что при применении параметрической процедуры надёжность собранных данных улучшается, а это, в свою очередь, облегчает и ускоряет обработку материалов статистическими методами. И, разумеется, преодолевается главный недостаток непараметрической формы — случайные и необдуманные ответы.

Конечно, параметрическая процедура не является панацеей от всех проблем, встречающихся на пути социометристов, и обладает некоторыми недостатками. Так, исследователи при использовании этой процедуры не могут определить уровень эмоциональной экспансивности участников группы, а также выявить все виды взаимоотношений, сложившиеся в ней.

Как обрабатываются данные

Данные участниками группы ответы фиксируются на социометрических карточках, которые затем используются в качестве базы для статистической и математической обработки данных. Различают три вида обработки данных:

  1. Табличный (или социоматрица). Результаты заносятся в сводную таблицу, и затем на их основе исследователи делают выводы: достигли ли они цели исследования, какие закономерности выявили, были ли выбранные ими критерии применимыми и достоверными, нужно ли проводить дополнительное исследование.
  2. Графический (социограмма). С её помощью можно легко провести наглядный анализ взаимоотношений в группе, выявить её иерархическую структуру и определить, каков социальный статус и авторитетность у каждого члена коллектива.
  3. Индексологический. Социометрия выделяет персональные индексы, характеризующие психологические свойства личности в качестве члена группы, и групповые индексы, с помощью которых описываются виды взаимодействий между людьми в коллективе.

Социометрия — методика и пример исследования

Тема межличностных взаимоотношений была и будет актуальна всегда. Ведь социальная жизнь невозможна без столкновения мнений, пересечения идей и просто несовпадения личных интересов. Любая группа людей – это живой организм, со своей температурой, давлением и аллергическими реакциями. Данные показатели здоровья распространяются, как на начальный класс в обычной средней школе, так и на совет директоров в ведущей нефтяной компании.

Что это такое?

Социометрия – это эффективный метод измерения взаимных симпатий и антипатий в коллективе. Данная методика Дж. Морено, популярного американского психолога и психиатра, позволяет решить следующие задачи:

  • измерить уровень сплоченности группы;
  • определить уровень авторитета, как руководителя, так и других членов группы;
  • обнаружить лидеров, отверженных и неформальные внутригрупповые сплочения.

Данный социально-психологический тест пользуется популярностью, как в американских, так и европейских компаниях. Не так давно и отечественные управленцы оценили его эффективность. Основа методики заложена в заполнении опросника, который отражает следующие факторы во взаимоотношениях с другими членами группы:

  • профессиональное признание;
  • личностное доверие;
  • эмоциональная близость.

Пример исследования

Опрашиваемые должны указать от 3-х до 5-ти фамилий, людей из их группы, на каждый пункт. Вопросы обычно составляются в произвольной форме в зависимости от особенностей группы. Примеры вопросов:

  1. С кем из своего отдела Вы бы пошли на серьёзные деловые переговоры?
  2. С кем из своего отдела Вы готовы поделиться о случившейся в вашей жизни трудной ситуации?
  3. Кого из своих коллег Вы бы пригласили на выходные, на рыбалку?

Написание фамилий происходит с указанием нумерации:

1) Иванов; 2)Петров; 3) Сидоров. Данный прием позволяет увидеть общую картину симпатий в группе и выстроить по порядку уровень предпочтений.

На основании данных результатов определяется социометрический статус каждого члена группы и составляется рейтинг сотрудников по каждому фактору: профессиональное признание, личностное доверие; эмоциональная близость. Полученная информация позволяет увидеть «звезд» и «аутсайдеров» в основных направлениях взаимоотношений в коллективе.

Социально-психологический тест рекомендуются для проведения в коллективах от 10 человек. Эта методика помогает увидеть не только теневую сторону взаимоотношений в коллективе, но и пробелы в работе руководителя. Следовательно, появляется возможность разработать план действий для улучшения ситуации.

Примеры выявленных проблем и рекомендуемые методы их решения:

Проблематика 1. Слабая связь с сотрудником №8 (не выбрал своего руководителя ни по одному фактору).
Рекомендация. Уделить больше внимания работе данного сотрудника, наладить эмоциональную связь.
Проблематика 2. Три «аутсайдера» в коллективе (никто из коллег не выбрал их ни по одному фактору).
Рекомендация. Организовать рабочие проекты и дополнительные задания с объединением «аутсайдеров» и «звезд».
Проблематика 3. Низкий показатель взаимных выборов в области эмоционального фактора во всей группе.

Рекомендация. Организация мероприятий, укрепляющих взаимоотношения в команде.

Социометрия, считается успешным инструментом, который определяет уровень удовлетворенности своим положением в группе для каждого из ее членов. Дж.Морено назвал этот метод именно так неслучайно. Ведь температура климата взаимоотношений в группе определяется, по мнению автора методики, не только общими характеристиками группы, но и внутренним состоянием каждого человека.

Социометрический статус пэра | Подростковая психология

Статус подростка среди сверстников будет влиять на его членство в группах сверстников и на его способность заводить друзей. Социометрический статус  – это измерение, отражающее степень симпатии или неприязни к кому-либо со стороны сверстников как к группе. В психологии развития эта система использовалась для изучения статуса детей в группах сверстников, его стабильности во времени, определяющих его характеристик и долгосрочных последствий популярности или неприятия сверстниками.

Наиболее часто используемая социометрическая система, разработанная Coie & Dodge (1988), просит детей оценить, насколько они любят или не любят каждого из своих одноклассников, и использует эти ответы для классификации их на пять групп.

Рисунок 11.3.1. Социометрические статусы сверстников.

Популярные подростка нравятся многим сверстникам и не нравятся немногим. Эти люди обладают навыками социального взаимодействия и поддерживают позитивные отношения со сверстниками. Они склонны к сотрудничеству, дружелюбны, общительны и чувствительны к другим. Они способны быть напористыми, но не агрессивными, поэтому могут получить то, что хотят, не причиняя вреда другим. Среди этой группы могут быть различные уровни популярности:

  • Принятые подростки являются самой распространенной подгруппой среди популярных. Хотя они, как правило, нравятся, они не так притягательны, как очень популярные дети.
  • Очень популярные подростки из очень харизматичны и привлекают к себе сверстников.

Отклонено подростка считаются отклоненными, если они получают много отрицательных номинаций и мало положительных. Эти люди часто имеют плохую успеваемость и больше проблем с поведением в школе. Они также подвержены более высокому риску преступного поведения и проблем с законом. У этих детей чаще диагностируют СДВГ, расстройство поведения и злоупотребление психоактивными веществами. Они склонны к изоляции, одиночеству и подвержены риску депрессии. Отверженную молодежь можно разделить на два типа:

  • Агрессивно-отверженные подростка проявляют враждебное и угрожающее поведение, проявляют физическую агрессию и разрушительные действия. Они могут запугивать других, отказываться от дружбы, игнорировать и исключать других. Хотя их не хватает, они склонны переоценивать свою социальную компетентность.
  • Замкнутые-отверженные подростки социально замкнутые, осторожные, робкие, тревожные в социальных ситуациях и неуверенные в себе. Они рискуют подвергнуться издевательствам.

Люди, которые нравятся многим сверстникам, но также не нравятся многим, обозначаются как спорный . Эта группа может обладать характеристиками как популярной, так и отвергнутой группы. Эти люди, как правило, агрессивны, разрушительны и склонны к гневу. Однако они также могут быть кооперативными и социальными. Они часто социально активны и являются хорошими лидерами группы. Их сверстники часто считают их высокомерными и снобами.

безнадзорных подростка считаются безнадзорными, если они получают мало положительных или отрицательных номинаций. Эти дети не особенно нравятся или не нравятся сверстникам и, как правило, остаются незамеченными. В результате они могут быть изолированы и особенно избегать конфронтации или агрессивных взаимодействий. Эта группа, как правило, преуспевает в учебе.

Наконец, средних подростка обозначены как таковые, потому что они получают среднее количество как положительных, так и отрицательных номинаций. Они нравятся небольшой группе сверстников, но не очень многим не нравятся.

Рисунок 11.3.2. Социометрические статусы и характеристики сверстников.

Популярность

Что делает подростка популярным? Несколько физических, когнитивных и поведенческих факторов влияют на популярность. Во-первых, подростки, которых считают физически привлекательными, как правило, пользуются большей популярностью среди сверстников. Когнитивные особенности также имеют значение. Люди, которые демонстрируют более высокий интеллект и преуспевают в учебе, как правило, больше нравятся. Кроме того, предпочтение отдается тем, кто может принять чужую точку зрения и продемонстрировать навыки решения социальных проблем. Подростки, которые могут управлять своими эмоциями и вести себя соответствующим образом, получают более высокий статус. Наконец, подросткам нравятся уверенные в себе, но не тщеславные сверстники.

Вмешательства

Что можно сделать, чтобы помочь подросткам, которых не любят? Безнадзорным подросткам обучение социальным навыкам и поощрение их к участию в мероприятиях может помочь им стать заметными для своих сверстников и завести друзей. Отвергнутым подросткам может понадобиться поддержка, чтобы помочь справиться с гневом, преодолеть тревогу и справиться с депрессией. Эта группа также может извлечь пользу из обучения социальным навыкам, чтобы научиться социальной компетентности и обрести уверенность.

Социометрия эксперимент психология

02 мая 2023

   Название эксперимента-                                                                                                                         ометрия.

Введение⇒ Термин социометрия связан с его латинской этимологией. Социус означает компаньон, а метрум означает меру.

Социометрия – очень популярный метод в социальной психологии. Этот метод был разработан Дж.Н. Морено (1939) в своей книге «Кто выживет». Он использовал этот метод для измерения группового морального духа. Наряду с этим для изучения социальной психологии. Этот метод обычно используется для измерения проблем, связанных с групповой организацией, структурой группы, социальной организацией, социальным взаимодействием и влечением. Метод был модифицирован Дженкисеном (1964)   и он назвал этот метод «методом номинации».

«Метод для обсуждения, описания и оценки социального статуса, структуры и развития посредством измерения степени исключения и отвержения между отдельными людьми в группе».

Согласно Koolingir (1978) + «Социометрия — это широкий термин, обозначающий ряд методов сбора и анализа данных о выборе моделей общения и взаимодействия людей в группе».

Согласно Секорду (1974) = «Социометрия — средство получения количественных данных о предпочтениях членов группы в отношении объединения с другими членами».

Приведенное выше определение поясняет, что — это метод измерения существующих отношений между членами любой группы.

Построение социометрической шкалы

Социометрия — это научный метод. Таким образом, он не может быть построен случайным образом, существует фиксированная система для создания этого эксперимента. Это шаги следующие:

(1) Выбор субъекта

(2) Выбор критериев

(3) Сбор данных

(4) Оценка данных 72

(5)Представление данных через социограмму

Описание: Социометрия может использоваться как сказка, с помощью которой можно изучать выбор в формировании межличностных отношений людей. Это метод измерения, при котором по крайней мере 5-6 членов группы просят выбрать или выбрать члена той же группы на основе определенных критериев.

 каждый в группе может делать выбор и описывать, почему сделанный выбор из этих вариантов или предпочтений составляется рисунок, подобный карте этих сетей, называемый социограммой. Данные для социограммы также могут отображаться в виде таблицы или матрицы выбора каждого человека. Такая таблица называется социометрической матрицей/диаграммой. Также важно понимать концепцию социометрической звезды, взаимопомощи, цепочек, изолятов и социограммы.

  Социометрическая звезда- Независимо от критериев, человек, имя которого выбирается максимальным количеством членов группы, известен как социометрическая звезда по этому конкретному критерию.

Взаимные — Когда два человека выбирают

друг друга.

Цепочки — где человек А выбирает человека Б, который выбирает С.

Изоляты: Человек, который не был выбран никем из группы.

Социограмма: С помощью выбора или предпочтений создается рисунок, похожий на карту этих сетей, называемую Социограммой.

Социометрическая диаграмма: Данные для социограммы также могут отображаться в виде таблицы выбора каждого человека. Такая таблица называется социометрической диаграммой/таблицей.

Сведения о респондентах; Было отобрано 10 испытуемых, соответствующих возрасту, полу и квалификации.

Имя………………

Возраст……………..

Пол…. ……………

Квалификация……….

Используемый материал: Бумага, ручка и два конкретных критерия выбора учебного времени и досуга время.

                      Метод

Инструкции → Были написаны критерии или разные листы со списком из десяти имен. С каждым испытуемым связывались индивидуально и давали следующие инструкции: «Вам дадут 10 имен людей. Вычеркните свое имя. Эти люди будут вам хорошо известны. Вы должны отдать предпочтение 2 людям, с которыми вам нравится учиться. После получения этих данных испытуемым выдавался еще один лист со следующей инструкцией: «Вам будет дано 10 имен людей, свое имя вычеркните. Эти люди будут вам известны. Вы должны отдать предпочтение 2 людям, с которыми хотели бы провести досуг». Полученные таким образом данные были использованы для создания Социометрической матрицы. Такую же процедуру проделали все испытуемые.

                    Результаты  

Таблица:1 Матрица выбора времени исследования


9019 5
Социометрические индексы

Таблица:2 Матрица выбора досуга




      Интерпретация  

Целью эксперимента было

изучить статус выбора респондента в группе с помощью социометрии.

Для проведения этого эксперимента нам нужна группа из 10 человек, бумага, ручка и два конкретных критерия для выбора статуса: время учебы и свободное время. С каждым субъектом связывались индивидуально и хорошо знали друг друга. Были даны следующие инструкции: «Вам будет дано 10 имен людей. Вычеркните свое имя. эти люди будут вам хорошо известны. Вы должны отдать предпочтение 2 людям, с которыми вам нравится учиться». После получения этих данных испытуемым выдавался еще один лист со следующими инструкциями. «Вам будет дано 10 имен людей, вычеркните свое имя. быть вам известно. Вы должны отдать предпочтение 2 людям, с которыми вы хотели бы провести свободное время». Полученные таким образом данные были использованы для создания социометрической матрицы. Все испытуемые следовали той же процедуре. 

Поскольку эксперимент проводился, и участники делали свои предпочтения на основе своего выбора без какого-либо внешнего давления, на основе их отношений с другими участниками. По первому критерию участник «J» получил максимальные предпочтения, поэтому он был звездой группы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *