Что такое сознание в психологии – Сознание (психология) — Википедия

Сознание (психология) — это… Что такое Сознание (психология)?


Сознание (психология)
У этого термина существуют и другие значения, см. Сознание.

Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу, характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.[1]

Примечания

Литература

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Сожительство
  • Созомен

Смотреть что такое «Сознание (психология)» в других словарях:

  • Сознание (значения) — Сознание: Сознание (философия) Сознание (психология)     …   Википедия

  • Сознание — Сознание: Сознание (философия) Сознание (психология) …   Википедия

  • Сознание (философия) — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011) …   Википедия

  • ПСИХОЛОГИЯ —         (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… …   Философская энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …   Большая медицинская энциклопедия

  • СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… …   Философская энциклопедия

  • психология — (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… …   Большая психологическая энциклопедия

  • сознание — Все то, что осознается в данный момент времени. Осознание настоящего момента. Способность одновременно сосредоточиться на 7 + 2 чанках информации. (Смотри также: Чанкинг). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • сознание —         СОЗНАНИЕ (англ. consciousness, mind; нем. Bewusstsein) состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. С. противопоставляется… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • психология религии — отрасль психологии, изучающая психологические и социально психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции. Изучение законов формирования, развития и функционирования религиозной психологии… …   Большая психологическая энциклопедия


dic.academic.ru

Проблема сознания в психологии

Что такое сознание?


С глубокой древности над вопросом: « что же такое сознание?» задумывались философы и мыслители. Но это также и глубоко психологический вопрос, на тему которого ведётся множество дискуссий.

Проблема сознания в психологии

Сознание – это единство всех форм познания и переживания человека, и его отношения к осознанному. Без него не возможны такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление. Левое и правое полушария играют различную роль в восприятии и формировании образа. Для правого полушария свойственно чёткое и быстрое опознание, сличение образа с некоторыми уже имеющимися эталонами.

Cтруктура сознания в психологии

Для левого полушария характрен аналитический подход к формированию образа. С его помощью классифицируются явления и относятся к определенной категории через обозначение словом. Безусловно, оба полушария головного мозга принимают участие. Учёные утверждают, что мы можем управлять своим сознанием. При этом выделяется несколько уровней сознания, для того что бы понять

что такое сознание.

Мы можем говорить о том, что сознание человека в психологии – это высшая форма отражения действительности, которая свойственна только людям и связана с развитием речевой функции мозга, и управляет фактически всеми процессами, например такими как преодоление своей неуверенности. Основой сознания является знание. Проще говоря если рассматривать сознание +и бессознательное в психологии, сознание – это субъективный образ(воспринимается исключительно через призму нашего восприятия) объективного мира(окружающие нас события,мысли других и т.д.). Это субъективная сторона психики.

Основные положения и функции сознания в психологии:

  • 1. Сознание – высшая форма отражения действительности, связанная с развитием речевой функции, абстрактным мышлением, логическими обобщениями.
  • 2. Основа сознания – знание.
  • 3. Сознание – это функция мозга.
  • 4. Труд, активное познание себя и окружающего мира развивает сознание.
  • 5. Сознание состоит из многих входящих в него компонентов.

psychology-for-me.ru

Сознание в психологии

На самом деле, понятие сознания в психологии не имеет четкого определения и этот термин используется в самом широком спектре значений, но существует, тем не менее, общепринятая основа его понимания – это ментальная зона человеческой личности, аккумулирующая в себе все представления субъекта о внешнем мире и о себе самом, одновременно с этим обладающая способностью генерировать реакцию на раздражители, поступающие извне.

Почему я – это я?

Сознание и самосознание в психологии часто не разделяют вовсе и до сих пор в среде психоанализа ведутся горячие споры о том, как же нам все-таки удается идентифицировать себя с собственным разумом и воспринимать свое «Я» отдельно от всего остального мира? Каждый из нас хоть раз в жизни задавал себе вопрос: «Почему я – это именно я, а не кто-то другой?». Сколько осколков в мозаике мироздания должны были сложиться вместе, чтобы образовалась полностью самосознающая себя личность, обладающая уникальными и присущими только ей чертами? На сегодняшний день ответов на эти вопросы нет. Но есть некое понимание работы механизмов этой загадочной машины относительно поведенческих реакций человека.

В основе всех свойств сознания в психологии любого субъекта лежит связка мотивация — цель. Ею обусловлена как исследовательская активность индивида, направленная на изучение окружающего его мира, так и аналитические процессы, проходящие на всех уровнях деятельности, ставящие перед собой цель выработать правильные подходы к решению задач, возникающих в области, условно обозначенной, как пространство-время-обстоятельство.

Осознанно или нет?

Обладая генетической памятью, многие из этих решений человек принимает не только осознанно, основываясь на имеющемся уже у него жизненном опыте, но и на уровне подсознания, в базе которого заложены знания и представления о мире его далеких предков. Вследствие этого, сознание и бессознательное в психологии часто рассматриваются как две половинки одного целого. Мы неосознанно реагируем на определенные запахи, испытываем страх перед какими-то объектами, отдаем предпочтения одним цветам, полностью игнорируя другие. Естественно, все это сугубо индивидуально и часто основывается на эмоциональных впечатлениях раннего детства, но так или иначе, каждый выбор который мы делаем в своей жизни определяется психологией как сознательного, так и бессознательного.

Где же на самом деле проходит грань между сознанием и подсознанием, психология пытается определить уже давно, но зона эта настолько размыта неопределенна, что работать непосредственно с одним, не затрагивая другого, практически невозможно. На проникновении в подсознание построен весь принцип гипнотерапии, на этой же основе держатся все техники медитации и самопознания. И подчас, сложно бывает определить, какая из этих двух плоскостей нашего «Я» является доминантной.

Я – часть чего-то большего

Психика и сознание в психологии человека также неразрывно связаны. Любое наше психическое состояние обусловлено процессами, протекающими на высшем ментальном уровне, объединяющем в себе все личностные параметры и характеристики субъекта, управляющем его поведенческими реакциями и определяющем внутренне и внешнее самопозиционирование индивида. Человеческое сознание четко проводит грань между собой и всем окружающим миром и от того, насколько комфортно с психологической точки зрения мы себя в нем чувствуем, зависит степень нашей самооценки и высота планки соответствия определенным критериям, принятым в обществе, которое по сути своей является единой матрицей или неким эгрегором для сознания всех его членов.

 

womanadvice.ru

Определение понятия «сознание» | Psylist.net

Определение сознания сталкивается с большим количеством трудностей, связанных с очень разными подходами к этой проблеме. Проблема сознания является одной из глобальнейших и сложнейших проблем в психологии.

Основные подходы к проблеме

«Сознание, – писал В. Вундт, – заключается лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психические состояния». Сознание психологически представляет собой, с этой точки зрения, как бы внутреннее свечение, которое бывает ярким или помраченным, или даже угасает совсем, как, например, при глубоком обмороке (Ледд). Поэтому оно может иметь только чисто формальные свойства; их и выражают так называемые психологические законы сознания: единства, непрерывности, узости и т.д.

По мнению У. Джеймса, сознание есть «хозяин психических функций», то есть фактически сознание отождествляется с субъектом.

Сознание – это особое психическое пространство, «сцена» (К. Ясперс). Сознание может быть условием психологии, но не ее предметом (Наторп). Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, оно не поддается определению и выводимо только из самого себя. Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество – качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их презентированности (представленности) субъекту (Стаут). Качество это не раскрываемо, оно может только быть или не быть.

Общая черта всех выше приведенных взглядов – это акцент на психологической бескачественности сознания.

Несколько иная точка зрения у представителей французской социологической школы (Дюркгейм, Хальбвакс и др.). Психологическая бескачественность сознания здесь сохраняется, но сознание понимается как плоскость, на которую проецируются понятия, концепты, составляющие содержание общественного сознания. Этим сознание отождествляется со знанием: сознание – это «со-знание», продукт общения знаний.

Представляет интерес система взглядов Л.С. Выготского на сознание. Он пишет о том, что сознание – это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. «Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик» [20]. «Сознание есть как бы контакт с самим собой» [21]. Сознание есть сознание, но лишь в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится. Поэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее проблема – предмет конкретно-научного психологического исследования. При этом процесс интериоризации (то есть вращивания внешней деятельности во внутреннюю) состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний «план сознания»; это процесс, в котором этот внутренний план формируется. Элементами сознания, его «клеточками», по Выготскому, являются словесные значения.

Взгляды на проблему сознания А.Н. Леонтьева во многом продолжают линию Выготского. Леонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния. Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Порождаются внутренние действия и операции, протекающие в уме, в «плане сознания». Сознание-образ становится также сознанием-реальностью, то есть преобразуется в модель, в которой можно мысленно действовать.

По мнению Б.Г. Ананьева, «как сознание психическая деятельность есть динамическое соотношение чувственных и логических знаний, их система, работающая как единое целое и определяющая каждое отдельное знание. Эта работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами, специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание» [22]. По Ананьеву, сознание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания – это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятел

psylist.net

Сознание это (в психологии)

На протяжении тысячелетий перед философами, а позже и другими исследователями, стояли вопросы, что такое сознание, где оно локализовано, какие функции исполняет. В попытках дать ответы на них люди развивали свое понимание человека и его роли, прояснялись многие закономерности психической жизни людей, их существования в мире.

Сознание позволяет нам иметь внутреннюю реальность, наполненную субъективными переживаниями. Определение сознания, таким образом, можно сформулировать так: поток переживаний личности, который постоянно наличествует и обнаруживает себя. Сознание в психологии – наиболее высокий уровень отражения окружающей реальности в психике субъекта.

История

До XIX века люди представляли сознание как некую нефизическую структуру, что-то вроде духа. Сознание как высшая форма психики стало рассматриваться лишь после того, как люди отошли от нематериального представления.

Рекомендуем: Что такое душа?

Первой попыткой связать внутреннее и внешнее (сознание личности и объективную реальность) была френология, которая хотя и является псевдонаукой, помогла ученым повернуться к изучению этого феномена как биологического явления. Речь о специализации зон, отвечающих за те или иные свойства сознания (осмысленность, акцентирование на значимых характеристиках объектов), теперь развивается когнитивной нейропсихологией, правда, ее интересует строение не черепа, как в случае с френологией, а именно мозга, и это имеет большие перспективы.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Затем возникла психофизика, которая занялась количественными измерениями и составлением теории. Основы этого направления заложил Фехнер, он изучал реакции на стимулы – в частности, интенсивность раздражителя и связанные с этим ощущения.

Дальше попытки объективной оценки данного явления становились все более и более целенаправленными и дающими богатый материал. Следующим исследователем, внесшим большой вклад в науку о сознании, стал Вундт, отец экспериментальной психологии.

Он изучал ощущения и другие ментальные явления, относящиеся к сфере осознаваемого опыта. Рассматривал его как поле эмпирических элементов, превращающихся в сложное внутреннее содержание. Поле, по мнению исследователя, разделяется на центр и периферию, при этом в центре структуры крупнее, отчетливее.

Последователь Вундта Титченер представлял сознательный опыт как слепок ментальных процессов в конкретный момент. При этом он искал наиболее простые ментальные элементы, благодаря которым можно было бы описать структуру полностью.

Рекомендуем: Подсознание — это

Вышеозначенные взгляды критиковал Джеймс. Он рассматривал сознание как динамичный поток переживаний. По его мнению, образы окаймлены множеством связей, и значение этих образов зависит от ореола – того, что их окружает, а состояния потока переживаний обнаруживаются при интроспективном наблюдении.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Нечто сходное со взглядами Джеймса отразилось в течении гештальт-психологии. Этой школой отстаивалась целостность сознательного опыта, утверждалось, что каждое единичное ощущение приобретает свой смысл в контексте. Гештальт-психологи связывали объект, который воспринимает человек, с неким физиологическим процессом в мозге, а не объект и реально воспринимаемую физическую структуру вне человека. Они также считали психологию наукой о сознательном опыте, которая должна заниматься его связью с мозгом.

В противоположность этому мнению, бихевиористы считали, что сознание не может быть объектом изучения, так как недоступно для прямого наблюдения. В центр изучения они поставили поведение, а точнее, стимул-реактивные связи, отодвинув на задний план внутренний опыт.

С другой стороны, в контексте психиатрии и клинической психологии изучались психика и сознание, а конкретно – нарушения и измененные состояния сознания. Психоанализ выделил сознание и подсознание человека. Психоаналитики рассматривали осознанный опыт как остров, находящийся в океане бессознательного.

В него попадает лишь то, что вышло из бессознательного, прошло цензуру, остальное же оседает в бессознательном и руководит жизнью человека. Сам человек познать его не может, только сторонний наблюдатель расшифровывает содержание бессознательного по поведению, снам, ассоциациями и пр. Сознание же, по Фрейду, представляет собой только регистрирующий происходящее механизм, который легко поглощают архаичные формы (массовое сознание).

Рекомендуем: Понятие бессознательного в психологии

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Итак, два последних рассмотренных направления начисто отрицали важную роль осознанного опыта и не стремились к его изучению. Это продолжалось достаточно долго, примерно до 70-х годов XX столетия.

Но благодаря экспериментам, которые показывали активность мозга во время определенных состояний сознания, а также бессознательную и сознательную обработку информации, вопрос о субъективном опыте снова стал занимать умы ученых. Таким образом, к концу XX века начала формироваться психология сознания, тесно связанная с когнитивной нейробиологией.

Взгляды

Философия подняла вопросы души и тела, материального и ментального, она изучала душу, разум и субъективный опыт, а также связь его с материальным миром. Краткое описание нескольких любопытных теорий, сформулированных в процессе полемики:

1. Наиболее поразительной является теория элиминативистов. В соответствии с ней, субъективный опыт совсем не обязательно вообще присутствует. Мы сами придумываем свой мир, и каждый имеет свою психологическую реальность. Авторы этой концепции предлагают полагаться на нейронауку, которая, в обход сознательного, полностью опишет работу мозга и его управление нашими действиями.

Понятие сознания слишком размыто, по их мнению. Наблюдатель замечает лишь активность мозга и поведение, с другой стороны. Сознательный опыт существует как субъективный феномен, пусть наблюдатель его и не видит, но сам человек в нем уверен. Взгляды элиминативизма активно критикуются, и более признанной является теория редуктивного материализма.

2. Так называемый редуктивный материализм полагает, что мозг = сознательный опыт, нейронная активность = субъективные переживания. По сути, он отрицает существование отдельного психологического уровня.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

3. Большие перспективы ученые видят у эмерджентного материализма, который постулирует мысль о том, что сознательный опыт есть новый уровень реальности, возникающий в результате сложной организации множества подсистем. Ревонсуо сравнивает осознанный поток переживаний с другим, тоже эмерджентным явлением – жизнью. Долгое время жизнь считалась чем-то отличным от обычного физического мира, но по ходу развития науки стало понятно, что ничего нефизического не требуется для объяснения жизни.

Происхождение сознания связано с зарождением общества, т.е. становление его можно отнести примерно к последним десяти тысячам лет человеческого существования. Судя по всему, главную роль в зарождении сознания сыграла совместная деятельность людей. Сложно сказать, какие в точности процессы послужили катализатором для его возникновения.

Рекомендуем: Высшие психические функции

Возможно, необходимость организации общего труда с установлением конкретной цели. Некоторые исследователи считают, что оно возникает в момент появления воображения. Индивидуальное, по мнению других ученых, начало формироваться три тысячи лет назад, а до этого человек жил в психоделической реальности, где его поведением управляли галлюцинации (отсюда мифы и легенды о богах и пр.).

Происхождение и сущность сознания, таким образом, до сих пор неясны. Это одна из самых притягательных и тайных областей психологии. Открытие природы осознанного потока переживаний возможно лишь с развитием нейронаук.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Теория

Как бы мы ни рассматривали и с каких бы позиций ни подходили, всегда рядом сознание и самосознание. Без рефлексии невозможно было бы обнаружить и сознание. Можно выделить и другие характеристики сознания.

  • Осознание себя субъектом.
  • Целеполагание (воображение, контроль над поведением, управление собой).
  • Употребление слов-понятий.
  • Познавательные процессы и оценочное отношение.

Речь и сознание связаны тесным образом, второе не существует без речи в высших формах, так как благодаря ей формируется система значений и смыслов. Словесная и образная – основные формы сознания.

Уровни сознания человека укладываются в схему: осознание отдельности мира (своей индивидуальности, независимости от мира), развитие рефлексии. В зависимости от того, как человек действует в мире и воспринимает его, различают виды сознания: житейское (оперирование вещами), проектное (деятельное, цель и её реализация), научное (абстрагирование, исследование, здоровый скепсис), эстетическое (эмоциональное восприятие), этическое.

Психологическая структура сознания состоит из мышления, воли, эмоций, самосознания, памяти, воображения. Функции сознания соответствуют его характеристикам и структуре: это отражение и управление. Отражающая функция обозначена прямо в определении, управляющая же часто подвергается критике на основе экспериментов (когда испытуемый нажимает на кнопку прежде, чем осознает).

Проблема сознания в психологии, таким образом, до сих пор стоит остро. Специфические особенности сознания (субъективность опыта сознающего) не дают возможности прямо изучить его. В книге Метцингера приводится описание интересного эксперимента с «чужой» рукой, когда человек может делать то, что сам для себя сознательно не решил совершить, в условиях недостаточной концентрации внимания. Это значит, что в любой момент любое наше действие может быть одним из бессознательных импульсов, и единственная возможность не поддаваться на обольщения – быть сознательными. Автор: Екатерина Волкова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *