Что такое способности в психологии: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова

Содержание

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Закономерности формирования способностей

Учебная литература по юридической психологии


 

Коновалова В.Е., Шепитько В.Ю.
ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Учебник
Харьков, 2005

 



§ 5. Закономерности формирования способностей

К индивидуальным особенностям личности относятся способности, По своей сущности способности представляют собой такие индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в процессе овладения деятельностью, в ходе приобретения знаний, умений и навыков. Развитие способностей происходит в процессе жизни индивида[1].

Различные люди при прочих равных условиях с разным темпом приобретают знания, умения и навыки в той или иной сфере деятельности. Одни человек тратит много усилий и времени, а другой «схватывает на лету».

Исследование природы способностей предполагает необходимость учета трех существенных признаков (Б. М. Теплов): во-первых, под способностями понимаются индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого,..; во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой- либо деятельности…; в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработались у данного человека, а предусматривает определенный генетический момент.

Необходимо отметить, что способности являются не только результатом развития, но и действия прирожденных особенностей. В этом плане важное значение имеет понятие одаренность. Одаренность — это своеобразие природных предпосылок, наличие внутренних условий, лежащих в основе способностей. Иными словами, способности — это одаренность в развитии.

В психологической литературе отмечается, что существуют наиболее благоприятные, оптимальные сроки в развитии и становлении отдельных способностей. Интересные наблюдения канадского ученого Генри Лемана, работающего над этой проблемой около 20 лет. По его мнению, у поэтов этот возраст лежит между 26 и 30 годами, врачей — 33-34, художников — 30-35, а писателей — 40-44 годами

[2]. Одаренность может привести к раннему развитию способностей. Так, музыкальные способности Вальфганга Амадея Моцарта, Франца Йозефа Гайдна, Н.А. Римского-Корсакова проявились в 4 года; творческие способности у И.Е. Репина — 4-5 лет, у Санти Рафаэля — в 8 лет; А, С. Пушкин начал писать первые стихи в 9 лет.

Определенное значение в развитии способностей играют задатки — выраженные анатомо-физиологические особенности организма (хорошее кровообращение мозга, подвижность нервной системы и т. п,). Задатки не определяют развитие способностей автоматически. Способность не есть задаток в развитии.

На формирование способностей оказывает влияние целый ряд условий: направленность личности, умственная и физическая активность, интерес к деятельности, воображение и т.п. В психологии различают общие и специальные способности. Существуют литературные, математические, педагогические, художественные и др. способности. В психологии рассматривают также теоретические и практические способности. Их отличие состоит в том, что первые определяют склонность личности к абстрактно-теоретическим размышлениям, вторые — к практическим действиям.

Способности связаны с существованием трех типов людей; «художественного», «мыслительного» и «промежуточного» (по терминологии И. П. Павлова). Данная типология связана с учением, в соответствии с которым высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: нервной сигнальной системы — образной, эмоциональной и второй, связанной с сигнализацией этих образов посредством слова — сигнала сигналов.

Относительное преобладание нервной сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует «художественный» тип, относительное преобладание сигнала сигналов — «мыслительный» тип, равное их представительство — средний («промежуточный») тип людей. В настоящее время указанные различия связывают с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного) полушарий головного мозга.

Существует два уровня развития способностей: 1) репродуктивный — отражает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и выполнять ее по образцу; 2) творческий — предполагает умение создавать новое, оригинальное, творческое.

Высокий уровень в развитии способностей называют талантом. Талант — это сочетание способностей, предоставляющее человеку успешно и оригинально выполнять какую-либо деятельность. Результаты деятельности человека должны отличаться принципиальной новизной.

Необходимо отметить, что о таланте идет речь тогда, когда имеет место сочетание способностей, определенная их совокупность. Изолированная способность не может быть аналогом таланта (даже если она имеет высокий уровень развития). Например, об этом свидетельствует исследование психики людей, обладавших эйдетической (феноменальной) памятью. Между тем, как известно, именно в памяти, ее прочности многие готовы видеть «эквивалент» таланта. Так, на протяжении нескольких десятилетий группа московских психологов проводила эксперименты с испытуемым, обладавшим феноменальной памятью (экспериментальная психологическая лаборатория А. Р. Лурии). Мнемонические[3] способности Ш. не вызывали ни у кого сомнений. Испытуемому предлагали ряд слов, потом чисел, потом букв, ряд этот возрастал до тридцати, до семидесяти, до ста элементов — Ш. его спокойно воспроизводил и в прямой, и в обратной последовательности. Он воспроизводил его и через пятнадцать лет. Он закрывал глаза и говорил: «Да, да… Это было у вас на той квартире… вы сидели за столом… вы были в сером костюме… я вижу, что вы мне говорили». И перечислял предложенные ему пятнадцать лет назад слова и цифры.

Память Ш. не имела границ ни в объеме, ни в прочности. В деятельности человека память — это лишь один из факторов, от которого зависит успех творчества. Ш. не развил у себя других способностей, кроме способности запоминать[4].

Высшую степень в развитии способностей в психологии называют гениальностью. Она связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытий. Только гений пролагает такие новые пути, по которым идут последователи и продвигают человечество вперед. К таким ученым относятся Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Д. И. Менделеев, Альберт Эйнштейн и др. Выделяют два типа гениев: 1) гении, которых озаряет величие открытия; 2) гении-волевики. Вместе с тем, нужно отметить, что без труда не может быть подлинной гениальности.



[1] История психологии знает и иные подходы к данной проблеме. Существовало учение (френология), в соответствии с которым способности человека связывали с особенностями строения головного мозга. Создатель учения Ф. Галль разработал соответствующие «френологические» карты, отражающие «шишки способностей».

[2] Когда в человеке пробуждается гений // Знание — сила, 1971. — № 7. — С. 49.

[3] Мнемоника — искусство запоминания; существует система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти. Представители Древней Эллады считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз науки и искусства.

[4] Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мне мониста). — М.: Изд-во Моск, ун-та, 1968. — 88 с.






НАВЕРХ

Cognitive Abilities — IResearchNet

Термин «когнитивные способности» обычно относится к способности мысленно обрабатывать, понимать и манипулировать информацией — короче говоря, к способности учиться. Например, дедуктивное или индуктивное мышление, понимание общих принципов путем наблюдения за поведением объектов, мысленное вращение объектов в уме, быстрое и точное понимание прочитанного и эффективное обращение с математическими понятиями — все это когнитивные способности. Когнитивные способности в значительной степени составляют то, что большинство людей интуитивно называют интеллектом. Когнитивные способности также называют когнитивными способностями.

Научное изучение когнитивных способностей имеет долгую и иногда противоречивую историю. Однако интерес исследователей сосредоточен на двух общих темах: структуре когнитивных способностей (т.е. сколько их и как они выглядят?) и влиянии различий в когнитивных способностях на важные результаты (т.е. предсказывают?).

Структура когнитивных способностей

Споры о структуре когнитивных способностей, возможно, являются одним из самых легендарных споров в дифференциальной психологии. Рискуя упростить историю, дискуссия в основном сосредоточена на вопросе о том, существует ли одна общая когнитивная способность или множество независимых специфических способностей. Сегодня большинство ученых принимают модель когнитивных способностей, аналогичную модели, предложенной Джоном Б. Кэрроллом. В исчерпывающей и замечательной работе Кэрролл повторно проанализировал более 400 наборов данных, охватывающих более 60 лет исследований. Его результаты убедительно показали, что психометрическая структура когнитивных способностей лучше всего описывается иерархической моделью с тремя основными слоями или уровнями. На вершине находится один общий фактор когнитивных способностей, называемый g, ниже которого находится небольшое количество узких способностей, часто называемых групповыми факторами, каждый из которых, в свою очередь, находится на вершине большого количества задач. конкретные способности. Основные интересующие уровни — это верхний уровень g) и второй уровень, содержащий от 8 до 10 узких способностей.

Определение g-фактора

g-фактор отражает общую способность человека к обучению. Формально это определяется как «образование отношений и коррелятов», то есть способность делать выводы или дедуцировать значимые принципы и понятия из абстрактных и новых ситуаций. g-фактор отражается в повсеместной положительной корреляции между любым набором тестов или задач, которые требуют любой формы когнитивного манипулирования или обработки информации. То есть, хотя можно определить более узкие умственные способности (например, вербальные способности, количественные способности, зрительно-пространственные способности, кратковременная память), люди с высокими (или низкими) показателями любой индивидуальной узкой способности, как правило, имеют относительно высокие ( или низкий) на остальных. Надежные показатели когнитивных способностей всегда положительно коррелируют.

Определение узких способностей

Остаются некоторые разногласия и неопределенность относительно точного определения узких способностей. На самом деле, сам Кэрролл предупредил, что может быть уместна небольшая модификация или дальнейшее уточнение этих факторов. Тем не менее, в большинство моделей когнитивных способностей включены следующие узкие способности:

  • Подвижный интеллект/рассуждение: способность применять правила и предпосылки для достижения решения; способность обнаруживать основные характеристики, определяющие проблемы
  • Количественное мышление/навыки: Способность рассуждать индуктивно или дедуктивно с помощью математических понятий, отношений и свойств; общие знания математических понятий
  • Кристаллизованный интеллект: размер и изощренность словарного запаса; способность понимать и общаться устно, а также бегло использовать коммуникативные навыки; круг общих и аккультурационных знаний
  • Общие вербальные способности: Способность распознавать и расшифровывать слова или замаскированные слова; способность понимать и общаться с ясностью мысли и выражения в письменной речи; общее понимание языковых правил (родного) языка
  • Кратковременная память: способность формировать и сохранять мысленные представления о стимулах, а затем распознавать или вспоминать их через короткий промежуток времени (объем памяти, зрительная память)
  • Долгосрочное ассоциативное запоминание и извлечение: способность сохранять и вспоминать ранее изученный материал независимо от того, имеет ли он смысл; способность быстро генерировать ряд идей, слов или другой уточняющей информации, относящейся к определенной теме или объекту; способность быстро создавать новые или необычные связи между стимулами или решениями проблем
  • Визуально-пространственная обработка: способность мысленно манипулировать объектами или визуальными образами, например мысленно вращать многомерные объекты в пространстве; способность быстро отличить значимый объект от частично затемненных или расплывчатых образов и стимулов
  • Слуховая обработка: способность обрабатывать звуки речи; фонологическая осведомленность; способность различать звуки речи в обычном и искаженном контексте; способность различать тона, тональные паттерны, высоту тона и другие вариации звуковых качеств; способность локализовать звуки в пространстве
  • Скорость когнитивной обработки: способность быстро принимать простые решения или выполнять простые задачи; возможность сравнения визуальных символов; способность быстро манипулировать и оперировать числами элементарными способами

Прогностическая достоверность когнитивных способностей

То, что существуют различия в когнитивных способностях и что они, по-видимому, имеют какое-то отношение к различиям в широком спектре поведения, было признано на протяжении нескольких тысяч лет. Таким образом, было разработано множество методов для оценки индивидуальных различий в когнитивных способностях, и многие из них оказались полезными для понимания или прогнозирования поведения, столь же разнообразного, как академическая успеваемость и техническая эффективность работы, профессиональные и экономические достижения, правонарушения, преступное поведение, склонность к несчастным случаям. -ность и смертность, и это лишь некоторые из них.

Прогностическая достоверность g

Множество данных подтвердило, что g является прогностическим фактором (на уровнях как теоретической, так и практической значимости) индивидуальных различий в широком диапазоне академических, профессиональных и социальных результатов. Для промышленных и организационных психологов представляет интерес тот факт, что g неизменно является лучшим единственным предиктором эффективности профессиональной подготовки и технической эффективности работы в широком диапазоне возрастов, условий и областей. Не существует работы, для которой g не является хотя бы умеренно сильным предиктором технических характеристик.

Например, метааналитические оценки помещают прогностическую достоверность g для технической производительности от 0,50 до 0,60 и 0,56 для производительности в программах профессионального обучения. Однако точное значение варьируется в зависимости от характера рассматриваемой работы. Например, корреляция между g и техническими показателями для управленческих и многих информационных должностей белых воротничков обычно находится в диапазоне от 0,50 до 0,61. Напротив, корреляция для ручного труда обычно составляет около 0,25. Именно когнитивная сложность профессии снижает прогностическую достоверность g. Кроме того, g сохраняет свою прогностическую достоверность на разных уровнях опыта. На самом деле, некоторые исследования показывают, что прогностическая достоверность g фактически увеличивается по мере увеличения опыта. Поначалу это может показаться нелогичным: в конце концов, у людей с большим опытом есть возможность узнать больше и, следовательно, приобрести более высокий уровень знаний и навыков, специфичных для работы. При прочих равных условиях сотрудник с большим опытом будет работать лучше, чем неопытный сотрудник. Однако не все вещи равны. Важна способность извлекать пользу из опыта, и g по существу отражает способность учиться на опыте. Те, у кого выше g, учатся быстрее; таким образом, по мере увеличения опыта различия в знаниях и навыках, которые можно отнести на счет возрастающих, преувеличиваются.

Прогностическая достоверность узких способностей

В отличие от g прогностическая достоверность узких способностей более тесно связана с природой критериев, которые пытаются предсказать. Таким образом, говорить об обобщенных выводах относительно прогностической валидности узких способностей труднее. Кроме того, учитывая устойчивость прогностической валидности g, ценность узких способностей обычно измеряется их возрастающей валидностью. То есть, чтобы заслужить внимание как практически значимое, доказательства возрастающего вклада узких способностей выше и выше g должны быть существенными, надежными и связанными со значимыми результатами. Однако даже самая оптимистичная интерпретация существующей эмпирической литературы не соответствует этому стандарту практической значимости. То есть узкие способности, как правило, не добавляют значительного количества дополнительной прогностической достоверности выше и выше g при прогнозировании академической или технической работы. Например, после учета дисперсии, относящейся к g, включение набора узких способностей обычно увеличивает корреляцию с техническими показателями работы менее чем на 0,05. Таким образом, узкие способности, несмотря на их психологическую значимость, могут иметь только практическое значение в ситуациях, когда диапазон общих способностей ограничен (например, среди группы аспирантов, для которых предварительный отбор дает существенное ограничение диапазона в g или в предсказуемый критерий для конкретной предметной области (т. е. развитие навыков чтения)9.0003

С другой стороны, бывают случаи, когда человек менее заинтересован в прогнозировании различий в производительности между людьми и больше заинтересован в сопоставлении профиля узких способностей отдельного человека (т. е. их относительных сильных и слабых сторон) с узкими требованиями к способностям рабочей или образовательной среде. Это соответствует доминирующей точке зрения в литературе по профессиональному консультированию. В самом деле, хорошо известно, что g — недостаточный дескриптор требований к работе; профессии демонстрируют отчетливые образцы узких требований к способностям. Таким образом, оценка внутриличностных различий в узких способностях может быть особенно полезной при классификации персонала, а также при академическом консультировании и консультировании по вопросам карьеры.

Резюме

Можно утверждать, что потенциальная широта и величина воздействия индивидуальных различий в когнитивных способностях делает их изучение очень интересным как для ученых, так и для широкой общественности. Хотя научная трактовка когнитивных способностей не появлялась до конца 19 века, развитие теории и множество эмпирических данных, накопленных с тех пор, подтверждают два вывода: (1) психометрическую структуру когнитивных способностей лучше всего моделировать как трехуровневую иерархическую структуру с общий фактор умственных способностей, g, находится на вершине, и (2) общие умственные способности имеют большое функциональное значение практически во всех аспектах жизни.

Ссылки:

  1. Кэрролл, Дж. Б. (1993). Когнитивные способности человека: обзор факторно-аналитических исследований. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  2. Gottfredson, LS (1997). Почему g имеет значение: сложность повседневной жизни. Интеллект, 24, 79-132.
  3. Хантер, Дж. Э., и Хантер, РФ (1984). Валидность и полезность альтернативных предикторов производительности труда. Психологический вестник, 96, 72-98.
  4. Дженсен, А. Р. (1998). Фактор g: наука об умственных способностях. Вестпорт, Коннектикут: Прегер.
  5. Любински, Д., и Дэвис, Р.В. (1992). Склонности, умения и навыки. В M. Dunnette & LM Hough (Eds.), Справочник по промышленной и организационной психологии (том 3, 2-е изд., стр. 1–59). Пало-Альто, Калифорния: Consulting Psychologists Press.
  6. Рив, С.Л., и Хакель, доктор медицины (2002). Задавать правильные вопросы о g. Человеческая производительность, 15, 47-74.
  7. Шмидт, Ф.Л., и Хантер, Дж.Э. (1998). Обоснованность и полезность методов отбора в психологии персонала: практические и теоретические последствия 85-летних результатов исследований. Психологический бюллетень, 124, 262-274.

См. также:

    Что такое способности? Понимание индивидуальных различий

    Что отличает нас от других? Наши способности? Ключевая стратегия для определения призвания — начать с понимания своих даров, где «дары» определяются очень широко и включают все те аспекты, которые делают вас уникальными. Психологи усердно работали, чтобы определить ключевые аспекты людей, которые важны для понимания индивидуальных различий, и мы измеряем некоторые из них в PathwayU: интересы, ценности, личность и предпочтения на рабочем месте. Атрибутом, который трудно измерить эффективность в системе онлайн-оценки, являются способности.

    Осмысление способностей

    Ваши способности относятся к вашей «способности выполнять определенные физические или умственные задачи», [1] или «постоянным качествам личности, влияющим на производительность». [2] Способности могут сбивать с толку, потому что их легко спутать с другими схожими характеристиками. Например, способности связаны с общим интеллектом (он же IQ или г ), своего рода суперчертой общих когнитивных способностей.

    Способности против общего интеллекта

    Однако способности более специфичны, чем общий интеллект; обычно существует от девяти до двенадцати способностей, в зависимости от того, какую систему вы используете, и способности представляют собой группу задач, таких как числовые способности, вербальные способности, пространственные способности и механическое мышление. Хотя способности более специфичны, чем общий интеллект, они не так специфичны, как навыки, которые относятся к узко определенным задачам, таким как, скажем, компьютерное программирование.

    Представьте себе пирамиду с общий интеллект вверху, затем от восьми до двенадцати областей широких способностей в средний слой, в основе которого лежит множество специфических навыков. Когда я работал с клиентами с карьерой вопросы выбора, я часто оценивал области способностей в этом среднем слое пирамиды. Почему? Поскольку эти домены способностей обеспечивают уровень информации, которая является достаточно конкретной, чтобы помочь человеку идентифицировать родственника сильные и слабые стороны, и эта информация может быть использована для вывода типов навыков, которым можно легко научиться при достаточной подготовке.

    Способности против навыков

    Вы можете думать об этом уровне способностей как о «сыром таланте». У вас может не быть определенных навыков в определенной области (скажем, редактура), потому что у вас нет достаточной подготовки или опыта, но если у вас есть высокий уровень способностей, связанных с этим навыком (например, использование языка), вы, скорее всего, выберете достаточно быстро и легко освоить эти навыки, если пройти достаточную подготовку.

    Генеральные менеджеры профессиональных спортивных команд постоянно думают о таких вещах: набираем ли мы опытного выпускника колледжа, развившего множество специфических навыков, но который, возможно, уже близок к раскрытию своего полного потенциала, или мы выбираем более молодого , менее отточенный парень, у которого «больше плюсов» и предполагается, что с опытом и тренировками конкретные навыки разовьются в полную силу? Когда дело доходит до принятия карьерных решений, мы направляем людей в те области, которые позволяют им извлечь выгоду из своих сильных сторон.

    Модели Способности

    Есть несколько модели способностей, но одна из них, которую мы часто описываем, исходит от психолога и эксперт по способностям Джон Кэрролл, опубликовавший в начале 1990-х кульминацию работы всей его жизни и, пожалуй, крупнейшее исследование способностей (действительно, индивидуальные различия вообще) в истории.

    Используя информацию из 467 отдельных наборов данных, охватывающих несколько десятилетий, Кэрролл использовал статистический метод, называемый факторным анализом, для определения восьми широких областей способностей. К их модели были добавлены еще два, которых теперь насчитывается десять. Что из этого вы бы назвали своими сильными сторонами?

    Гибкий интеллект
    • Способность рассуждать и решать проблемы, связанные с новой информацией или процедурами, с использованием процессов, которые не изучены или не связаны культурой.
    Кристаллизованный интеллект
    • Способность общаться и рассуждать, используя ранее изученную информацию и процедуры.
    Количественные знания
    • Способность манипулировать числовыми символами и процедурно рассуждать с количественной информацией; включает математические достижения и знания.
    Кратковременная память
    • Способность мгновенно удерживать информацию и эффективно использовать ее в течение нескольких секунд.
    Визуальная обработка
    • Способность воспринимать, манипулировать, анализировать и синтезировать зрительные стимулы; включает зрительную память и пространственные отношения.
    Обработка слуха
    • Способность воспринимать, различать, анализировать и синтезировать паттерны слуховых раздражителей; включает фонетическое кодирование, память на звуковые образы и способность различать тона.
    Обработка Скорость
    • Скорость, с которой информация воспринимается и обрабатывается; включает в себя быструю, автоматическую когнитивную обработку.
    Долгосрочное извлечение
    • Способность сохранять информацию в долговременной памяти и точно извлекать ее позже.
    Чтение/Письмо
    • Способность точно и эффективно читать и понимать письменный материал, а также писать четко и организованно с соблюдением правил грамматики, пунктуации и орфографии.
    Время принятия решения/реакции или скорость
    • Быстрота, с которой задачи средней сложности точно кодируются и обрабатываются в уме; включает простое время реакции и скорость семантической обработки.

    Прочие типы Способности

    Очевидно, этот список ограничен когнитивными способностями, связанными с мышлением. Есть и другие способности, которые должен включать целостный подход. Например, некоторые способности, которые традиционно не считаются когнитивными по своей природе (например, психомоторная ловкость), и которые являются составными частями других моделей способностей, не включены в список.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *