Когнитивная психология. Предмет, методы, принципы и области изучения, основные представители, теории и эксперименты. Понимание личности в когнитивной психологии.
Представители: Жан Пиаже.
Предмет изучения. Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.
Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.
Основные теоретические положения.
Человек – это не машина слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.
Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится познать.
Внешние поступки могут быть разными, так как мысли и чувства были иными.
Практика. Разработка обучающих программ, предназначенных для развития интеллекта и научная экспертиза свидетельских показаний. Работа, анализ, создание прикладной теории.
Вклад. Введение понятий кратковременной и долговременной памяти.
Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон).
Наибольшее распространение получил вычислительный вариант, где психика представляется в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Здесь главная роль отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания.
Это направление возникло под влиянием информационного подхода.Представим действия, которые выполняет компьютер: получение, манипуляции с символами, сохранение в памяти элементов информации, извлечение их из памяти и т.д. Не побуждает ли это предположить, что познавательные процессы реальны, «что их можно исследовать и даже, может быть, понять» (У. Найсер). В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности.
Задачи когнитивной психологии
Таким образом, когнитивная психология изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти, преобразуется в знания, которые затем влияют на наше внимание и поведение. Эти исследования привели к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта.
Когнитивная психология оказывает влияние на все разделы психологии, причем основное внимание уделяется обучению. Анализируется весь учебный процесс по Д.П. Озбелу, Дж. Брунеру, когнитивная психология показывает, что эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру.
Упрощенные модели
Важное условие обучения — интерес учащихся к изучаемому предмету. Когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям. Интересна в этом отношении точка зрения одного из основоположников когнитивного направления в психологии Г.Саймона, согласно которой «человек в качестве поведенческой системы так же прост, как и муравей.
Кажущаяся сложность его развертывающегося во времени поведения отражает в основном сложность окружающей среды».Согласно Р. Солсо, современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований: восприятия, распознавания образов, внимания, памяти, воображения, языковых функций, психологии развития, мышления и решения задач, человеческого интеллекта и искусственного интеллекта.
Одна из моделей, которой обычно пользуются когнитивные психологи, называется моделью переработки информации. Нужно понять ограничения когнитивных моделей. Когнитивные модели, опирающиеся на модель переработки информации, используют для организации существующего объема литературы, стимуляции дальнейших исследований, координации исследовательских усилий и облегчения коммуникаций между учеными. (Р. Солсо).
Обработка информации — это основной подход в когнитивной психологии. В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности. Неудивительно, что эта модель очень напоминает хорошо известную «машину» — компьютер.
Значение когнитивного подхода
Когнитивная психология рассматривает восприятие, внимание, память, знание, язык, искусственный интеллект. Это все может быть описано как сбор информации, хранение и организация информации, и, наконец, использование информации.
Для того чтобы познать механизмы сбора информации нужно понять систему интерпретации сенсорных сигналов, научиться распознавать паттерны. Распознавание паттернов — это сопоставление стимулов с тем, что находится в долговременном хранилище (памяти). Например, человек не знает многие марки машин, но, увидев машину, у него в мозгу бессознательно идентифицируется, что это машина. Пусть ему и неизвестна марка, но он с уверенностью скажет, что это машина.
Существует несколько моделей достижения и отбора информации в когнитивной системе. Когда же информация достигла когнитивной системы, она начинает преобразовываться в другие формы. Здесь уже подключается память, обработка и хранение информации, процессы запоминания и забывания, а также преобразование информации в знание, организация и репрезентация знаний, управление знаниями, результативность. Но все эти вопросы будут освещены позже.
Описание этапов процесса обучения
Сейчас мы должны понять, что в когнитивной системе как нельзя лучше описываются все этапы процесса обучения человека. Очевидно, что когнитивная психология более точно, научным языком описывает процессы, происходящие в мозгу человека во время его обучения, нежели психоанализ, который более описателен и субъективен.
Для объективности можно сказать, что когнитивная психология, создававшаяся как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальтпсихологии и других направлений, находится на пути объединения разрозненных линий исследований на единой концептуальной основе. Дальнейшее развитие поможет ей преодолеть методологические трудности.
Когнитивная психология это подход, подчеркивающий значение когнитивных процессов. Многим кажется неправомерным сравнение человека с машиной, но ведь это просто удобный способ описания системы.
Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения. Понимание личности в когнитивной психологии. Представители социально-когнитивного направления (А.Бандура, Дж. Роттер) полага-ли, что личность – это результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды и то, что центральную роль в формировании личности играют когнитивные компоненты. Так
Дж. Роттер рассматривал личность через призму локуса контроля.
Когнитивная психология Дж. Келли – это теория личных конструктов (моделей мира), система которых образует личность. Для объяснения мотивации по Дж. Келли не нужны ни-
какие специальные концепции, главное – это то, как человек объясняет любое событие.
Когнитивная психология — PsyJournals.ru
Экспериментальная психология | Рубрики
Экспериментальная психология | Лупенко Е.А.
«Цветной слух» – реальность или миф?
Экспериментальная психология | Четвериков А.А., Ляховецкий В.А.
Асимметрия выбора ментальных репрезентаций при выполнении сенсомоторных задач правой и левой рукой
Прохоров А.О., Юсупов М.Г.
Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов субъекта (на примере учебной деятельности студентов)
Экспериментальная психология | Морошкина Н.В.
Влияние конфликта имплицитных и эксплицитных знаний субъекта на результаты научения в задаче классификации
Экспериментальная психология | Величковский Б. Б., Измалкова А.И.
Влияние нагрузки на вербальную рабочую память при глазодвигательной активности в условиях выполнения задания зрительного поиска
Нейропсихология, Теория и методология, Экспериментальная психология | Фомин А.Е., Богомолова Е.А.
Влияние рассуждений о знании на метакогнитивный мониторинг решения проверочных заданий
Экспериментальная психология | Четвериков А.А.
Влияние эффективности зрительного поиска на аффективные оценки картин
Экспериментальная психология | Величковский Б.Б.
Возможности когнитивной тренировки как метода коррекции возрастных нарушений когнитивного контроля
Разумникова О. М.
Возрастные и индивидуальные особенности тренировки зрительной кратковременной пространственной памяти
Экспериментальная психология | Разумникова О.М.
Возрастные особенности соотношения тормозных функций исполнительной системы внимания и зрительно-образной памяти
Экспериментальная психология | Лаптева Е.М.
Движения глаз как индикатор знания ответа при решении анаграмм
Экспериментальная психология | Котова Т.Н.
Демонстрация ребенку действий с новым объектом: информирование об устройстве или передача способа употребления?
Экспериментальная психология | Елисеенко А.С.
Динамика субъективной неопределенности в решении комплексных проблем
Психология личности, Экспериментальная психология | Величковский Б. Б., Султанова Ф.Р., Татаринов Д.В., Качина А.А.
Диффузионная модель времени реакции на недавние негативные пробы
Психологическая диагностика, Психология личности, Теория и методология | Козлов К.С., Горбунова Е.С.
Загрузка рабочей памяти и перцептивное сходство при решении задач зрительного поиска множественных стимулов
Психология личности, Теория и методология | Стародубцев А.С., Аллахвердов В.М.
Запоминание противоречивой информации в свете гипотезы о неосознаваемом поиске разрешения противоречий
Экспериментальная психология | Агафонов А.Ю., Фомичева А.Д., Старостин Г. А., Крюкова А.П.
Имплицитное запоминание последовательности временных интервалов
Экспериментальная психология | Волкова Е.В., Докучаев Д.А.
Импульсивность — рефлексивность и нейроэффективность интеллектуальной деятельности
Психологическая диагностика, Теория и методология, Экспериментальная психология | Богданова И.В., Носуленко В.Н.
Информативность вербальных данных в задаче сохранения и передачи когнитивного опыта
Экспериментальная психология | Гаврилова Е.В., Ушаков Д.В.
Использование периферийной информации в решении задач как функция интеллекта
Методы исследования когнитивной психологии
Опубликовано АвторBalaji Niwlikar2 Комментарии
Ниже приведены лучшие методы изучения когнитивной психологии.
- Натуралистическое наблюдение
- Самоанализ или самоотчет
- Эксперименты или лабораторные/ контролируемые наблюдения
- Квазиэксперименты
- Нейропсихологические инструменты
Давайте посмотрим Методы детального изучения когнитивной психологии,
Содержание
- 1 Натуралистическое наблюдение –
- 2 2. Самоанализ или самоотчет
- 3 3. Эксперименты или лабораторные/ квази-эксперименты
- 4 9001.
- 5 5. Нейропсихологические методы
- 6 Литература
Наблюдение означает наблюдение, контроль, тщательное изучение, обследование или осмотр. Лучший способ что-то изучить — это понаблюдать за тем, как они ведут себя (есть, спать, ходить, думать и т. д.) в их обычной среде.
- Подробное исследование когнитивных функций в повседневных ситуациях, а не в лабораторных условиях.
- Наблюдатель, наблюдающий за людьми в знакомых повседневных ситуациях, занимающихся своими познавательными делами.
- Пример. Как снять деньги с банкомата (банкомата).
- Наиболее уместно использовать для выявления проблем, вопросов или явлений, представляющих интерес для изучения с помощью других методов исследования. ◦
- Положительный аспект-
- Экологическая достоверность .
- Относительно легко,
- Не требует много ресурсов для выполнения,
- Не требует, чтобы другие люди официально добровольно участвовали в исследовании.
- Отрицательный Аспект- –
- Отсутствие экспериментального контроля.
- Предвзятость наблюдателя .- чтобы устранить ее, мы можем использовать – Слепые наблюдатели : Люди, которые не знают, в чем заключается исследовательский вопрос: Таким образом, у них не будет предвзятых представлений о том, что они «должны» видеть.
Эффект наблюдателя – люди, которые знают, что за ними наблюдают, не будут вести себя нормально. Таким образом, Observer должен быть скрыт.
2. Самоанализ или Самоотчет- Вильгельм Вундт.
- Наблюдатель наблюдает за своими собственными психическими процессами.
- Самоотчеты — Собственный отчет человека о когнитивных процессах.
- Например, участников могут попросить решить сложные арифметические задачи без бумаги и карандаша и при этом «думать вслух».
- Положительные аспекты самоанализа-
- лучшее понимание опыта и факторов, которые на него повлияли,
- , что дает более богатую и полную картину, чем может увидеть посторонний.
- Негат Пять аспектов самоанализа-
- Предвзятость в отношении собственного познания.
- Социальная желательность хорошо выглядеть.
3.
Эксперименты или лаборатория/контролируемое наблюдение- Несколько раз наблюдать за поведением человека/животного в естественной среде нецелесообразно.
- Когда исследователям нужен больший контроль над переменными.
- Полностью контролируемая Независимая переменная.
- Случайные задания выборки.
- Например, Реакция младенцев на зеркало.
- Положительные аспекты экспериментов/лабораторных наблюдений
- Небольшое влияние на сеттинг.
- Чтобы стандартизировать настройку для всех участников,
- Исследователь пытается направить поведение определенным образом.
- Отрицательный Аспекты экспериментов/лабораторных наблюдений
- Субъект или образец могут иметь эффект наблюдателя.
4.
Квазиэксперименты- Когда исследователь не может контролировать Независимая переменная.
- Когда Исследователь не может назначить образец случайным образом.
- , но исследователь каким-то образом будет контролировать большинство переменных, играющих роль в эксперименте.
- Например, экспериментаторы не могут назначить участникам другой пол, этническую принадлежность, возраст или уровень образования.
Они полезны для изучения повреждений головного мозга, заболеваний головного мозга и тяжелых психических заболеваний.
- Электроэнцефалография (ЭЭГ) – показывает активность мозга
- Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) — показывает, где возбуждаются нейроны.
- Магнитно-резонансная томография (МРТ) — показывает серое вещество, белое вещество и спинномозговую жидкость.
- Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ)
- Батарея нейропсихологических тестов ® (NAB ® ) Роберта А. Стерн и Трэвиса Уайта для оценки широкого спектра когнитивных навыков и функций Возрастной диапазон: 18–97 лет; Время: 3 часа 40 минут для всех пяти модулей
Ссылки
- Филип Д. Харви, Клиническое применение нейропсихологической оценки.
- Галлоти, К. М. (2004). Когнитивная психология в лаборатории и вне ее. США: Томсон Уодсворт.
- Матлин, М. (1994). Познание. Бангалор: паб Harcourt Brace
- Штернберг, Р. Дж. (2007). Когнитивная психология. Австралия: Томсон Уодсворт.
- Солсо, Р.Л. (2004). Когнитивная психология (6-е изд.). Дели: образование Пирсон.
Подробнее о Введении в когнитивную психологию читайте здесь.
Когнитивная психология: история, теории, методы исследования
Методы, используемые когнитивными психологами, были разработаны для экспериментального разделения мыслительных операций. Прежде всего следует отметить, что когнитивные психологи больше всего полагаются на экспериментальный метод, в котором манипулируют независимыми переменными и измеряют зависимые переменные, чтобы получить представление о когнитивной архитектуре. Чтобы статистически оценить результаты таких экспериментов, когнитивные исследователи полагаются на стандартную проверку гипотез, а также на логическую статистику (например, дисперсионный анализ), чтобы оценить вероятность появления определенного паттерна результатов, если бы они произошли только случайно.
Методологические инструменты, которые используют когнитивные психологи, во многом зависят от области исследования. Таким образом, мы предоставляем обзор методов, используемых в ряде различных областей, включая восприятие, память, внимание и языковую обработку, а также некоторое обсуждение методов, затрагивающих эти области.
Методы восприятия
На начальной стадии обработки стимула человек кодирует/воспринимает стимул. Кодирование можно рассматривать как процесс преобразования сенсорной энергии стимула в осмысленный паттерн. Однако, прежде чем стимул может быть закодирован, требуется минимальное или пороговое количество сенсорной энергии для обнаружения этого стимула. В психофизике для определения сенсорных порогов применяют метод пределов и метод постоянных раздражителей. Метод пределов сходится к сенсорным порогам за счет использования под- и надпороговых интенсивностей раздражителей. От этих опорных точек интенсивность стимула постепенно увеличивается или уменьшается до тех пор, пока он не достигнет своего сенсорного порога и не будет обнаружен участником. Напротив, метод постоянных стимулов сходится к сенсорному порогу, используя серию испытаний, в которых участники решают, был ли предъявлен стимул или нет, а экспериментатор изменяет интенсивность стимула. На сенсорном пороге участники могут различать наличие и отсутствие стимула.
Хотя сенсорные пороговые процедуры важны, эти методы не учитывают роль несенсорных факторов в обработке стимулов. Таким образом, была разработана теория обнаружения сигналов, учитывающая индивидуальные предубеждения в ответ на данный сигнал в определенном контексте (Green & Swets, 1966). Идея состоит в том, что целевые стимулы производят некоторый сигнал, который всегда доступен на фоне шума, и что вознаграждение за попадание (правильный ответ «да», когда предъявляется стимул) и правильное отклонение (правильный ответ «отсутствует», когда стимул не представленные) модулируют вероятность того, что индивидуум сообщит о наличии или отсутствии стимула. Одним из примеров этого был оператор сонара на подводной лодке, который слышал сигналы, которые можно было интерпретировать как вражеский корабль или фоновый шум. Поскольку в этой ситуации очень важно обнаружить сигнал, оператор гидролокатора может быть предвзят, говоря «да», присутствует другое судно, даже когда интенсивность стимула очень низкая и может быть просто фоновым шумом. Эта погрешность не только приведет к высокой вероятности попадания, но также приведет к высокой вероятности ложной тревоги (т. е. неправильного сообщения о том, что корабль находится там, когда есть только шум). Теория обнаружения сигналов позволяет исследователям отделить чувствительность участника к различению между сигналом и распределением сигнала и шума (отражаемая изменениями в статистике, называемой простым числом d), и любую предвзятость, которую человек может привнести в ситуацию принятия решения (отражаемую изменения в статистике, называемой бета).
Теория обнаружения сигналов использовалась для иллюстрации независимых ролей силы сигнала и систематической ошибки ответа не только в экспериментах по восприятию, но и в других областях, таких как память и принятие решений. В соответствии с различием между чувствительностью и предвзятостью было показано, что такие переменные, как мотивация субъекта и доля испытаний сигнала, влияют на размещение критерия принятия решения, но не на расстояние между сигналом и шумом и распределениями шума на шкале сенсорной энергии. С другой стороны, было показано, что такие переменные, как интенсивность стимула, влияют на расстояние между сигналом и шумом и распределением шума, но не на размещение критерия принятия решения.
Методы памяти
Одним из первых исследований человеческого познания была работа Эббингауза (1885/1913), который продемонстрировал, что можно экспериментально исследовать различные аспекты памяти. Одним из методов, разработанных Эббингаузом, была техника экономии на обучении, в которой он изучал списки бессмысленных слогов (например, puv) до критерия идеального чтения. Память определяли как сокращение количества попыток, необходимых для повторного заучивания списка, по сравнению с количеством попыток, необходимых для первого заучивания списка. Со времени работы Эббингауза методы, используемые для изучения памяти, претерпели значительные изменения.
Исследователи часто пытаются различать три разных аспекта памяти: кодирование (первоначальное запоминание информации), сохранение (задержка между хранением и использованием информации) и извлечение (доступ к ранее сохраненной информации). Например, одним из способов исследования процессов кодирования является манипулирование ожиданиями участников. В преднамеренной задаче на память участникам прямо говорят, что они получат тест на память. Напротив, во время теста случайной памяти участникам дается второстепенная задача, которая может варьироваться в зависимости от типов задействованных процессов (например, принятие глубокого семантического решения о слове вместо простого подсчета букв). Хайд и Дженкинс (1969) обнаружил, что как преднамеренность обучения, так и тип кодирования во время случайных задач на запоминание влияют на более позднюю производительность памяти.
Исследования сохранения информации чаще всего включают изменение задержки между исследованием и тестом для изучения влияния течения времени на производительность памяти. Однако вскоре исследователи поняли, что важно не только течение времени, но и то, что происходит в течение времени. Чтобы устранить влияние мешающей информации, исследователи разработали парадигмы обратной интерференции, в которых манипулировали сходством информации, представленной в течение интервала хранения. Результаты таких исследований показывают, что интерференция является мощным модулятором памяти (см. Anderson & Neely, 19).96, обзор).
Существует два основных класса методов, используемых в исследованиях памяти для подключения к процессам памяти. В явном тесте на память участникам предоставляется список материалов на этапе кодирования, а в какой-то более поздний момент времени им предлагается тест, в котором их просят восстановить ранее представленный материал. Есть три общих показателя эксплицитной памяти: припоминание, узнавание и припоминание по сигналу. Во время теста на припоминание (похожего на тест на сочинение в классе) участники пытаются вспомнить материал, представленный ранее, либо в том порядке, в котором он был представлен (последовательный отзыв), либо в любом порядке (свободный отзыв). Исследователи часто сравнивают порядок информации во время припоминания с первоначальным порядком представления (функции последовательного припоминания), а также с организационными стратегиями, которые люди используют в процессе поиска (показатели субъективной организации и кластеризации). Чтобы исследовать более сложные материалы, такие как истории и обработка дискурса, исследователи иногда измеряют пропозициональную структуру вспоминаемой информации. Идея состоит в том, что для того, чтобы понять историю, люди полагаются на сеть взаимосвязанных предложений. Предложение — это гибкое представление предложения, которое содержит сказуемое (например, прилагательное или глагол) и аргумент (например, существительное или местоимение). Глядя на припоминание предложений, можно получить представление о репрезентации, которую люди могли почерпнуть из истории (Kintsch & van Dijk. 19).78).
Конечно, могут быть доступны воспоминания, которые человек не сможет воспроизвести в бесплатном тесте на припоминание. Таким образом, исследователи иногда используют тест на припоминание по сигналу, который очень похож на тест на свободное припоминание, за исключением того, что участнику предоставляется сигнал во время припоминания, который может помочь в извлечении ранее представленной информации. В задаче распознавания (похожей на тест с множественным выбором в классе) участникам предоставляется информация, представленная ранее, и их просят отличить эту информацию от новой информации. Двумя наиболее распространенными типами тестов распознавания являются тест распознавания принудительного выбора и тест распознавания свободного выбора или да/нет. В тесте распознавания с принудительным выбором участник выбирает, какой из двух или более предметов является старым. В тесте на распознавание «да/нет» участник указывает, является ли каждый элемент в большом наборе элементов старым или новым.
Второй общий класс тестов памяти имеет некоторое сходство с классическим методом экономии Эббингауза. Это так называемые неявные тесты памяти. Отличительной чертой имплицитных тестов является то, что участников напрямую не просят вспомнить предыдущий эпизод. Скорее, участников просят выполнить задание, производительность которого часто выигрывает от более раннего воздействия стимулирующих элементов. Например, участникам может быть представлен список слов (например, слон, библиотека, убийца), которые они должны произнести вслух во время кодирования, а позже им будет представлен список фрагментов слов (например, _le_a_t) или основ слов (например, ele_ ) завершить. Некоторые из этих фрагментов или стеблей могут отражать ранее представленные элементы, тогда как другие могут отражать новые элементы. Таким образом, можно измерить пользу (также называемую праймингом) предыдущего воздействия предметов по сравнению с новыми предметами. Интересно, что в таких тестах имплицитной памяти люди с амнезией часто остаются неповрежденными, в то время как в тестах явной памяти, таких как свободное воспоминание, обнаруживаются значительные нарушения.
Хронометрические методы
В дополнение к экспериментам по различению мыслительных операций когнитивные психологи пытались предоставить информацию о скорости мыслительных операций. Интересно, что эта работа началась более века назад с работы Дондерса (1868/1969), который первым использовал время реакции для измерения скорости мыслительных операций. В попытке изолировать скорость умственных процессов Дондерс разработал набор задач на время отклика, которые, казалось бы, отличаются только простым компонентом обработки. Например, для задачи А может потребоваться Процесс 1 (кодирование стимула), тогда как для задачи Б может потребоваться Процесс 1 (кодирование стимула) и Процесс 2 (бинарное решение). Согласно методу вычитания Дондера когнитивные операции могут добавляться и удаляться без влияния на другие когнитивные операции. Это было названо предположением о чистой вставке и удалении. В предыдущем примере продолжительность бинарного процесса принятия решений можно оценить, вычитая время реакции в задаче A из времени реакции в задаче B.
Стернберг (Sternberg, 1969) указал, что допущения о чистом включении вычитающих факторов имеют некоторые внутренние трудности. Например, возможно, что скорость данного процесса может измениться в сочетании с другими процессами. Поэтому нельзя дать чистую оценку скорости данного процесса. В качестве альтернативы Штернберг ввел логику аддитивных факторов. Согласно логике аддитивных факторов, если задача содержит отдельные процессы, должны быть переменные, выборочно влияющие на скорость каждого процесса. Таким образом, если две переменные влияют на разные процессы, их эффекты должны быть статистически аддитивными. Однако если две переменные влияют на один и тот же процесс, их эффекты должны статистически взаимодействовать. Таким образом, методы аддитивных факторов позволяют использовать исследования латентного периода ответа для получения информации о последовательности стадий и о том, как на такие процессы влияют независимые переменные.
К сожалению, даже логика аддитивных факторов имеет некоторые трудности. В частности, логика аддитивных факторов работает, если принять дискретную последовательную модель обработки информации, в которой выходные данные стадии обработки не передаются на следующую стадию, пока эта стадия не будет завершена. Однако существует второй класс моделей, которые предполагают, что результат данного этапа может начать оказывать влияние на следующий этап обработки еще до его завершения. Их называют каскадными моделями, чтобы зафиксировать представление о том, что поток психических процессов (подобный потоку по нескольким камням) может происходить одновременно на нескольких этапах. Макклелланд (1979) показал, что если предположить каскадную модель, то нельзя использовать логику аддитивных факторов для однозначного определения локуса эффектов независимых переменных.
Измерения времени реакции нельзя рассматривать без учета точности, поскольку между скоростью и точностью существует неотъемлемый компромисс. В частности, большинство моделей поведения менее точны, если выполняются слишком быстро (например, примите во внимание опасность, связанную со слишком быстрым вождением, или ошибки, связанные с решением набора арифметических задач в условиях дефицита времени). Большинство хронометристов стараются добиться достаточно высокой точности, чаще всего выше 9.0% правильно, что сводит к минимуму беспокойство по поводу точности. Однако Пачелла (1974) разработал идеализированную функцию компромисса между скоростью и точностью, которая обеспечивает оценку изменений скорости в зависимости от условий и то, как такие изменения могут быть связаны с изменениями в точности. Важность работы Пачеллы заключается в том, что в некоторых местах функции компромисса между скоростью и точностью очень небольшие изменения в точности могут привести к большим изменениям в задержке отклика и наоборот. Совсем недавно исследователи извлекли выгоду из связи между скоростью и точностью, чтобы эмпирически получить оценки функций скорости и точности в различных условиях. В этих крайних экспериментах участникам дается зонд, который сигнализирует участнику о прекращении обработки в заданный момент времени. Изменяя задержку крайнего срока, можно отслеживать изменения функции скорость-точность в зависимости от условий и тем самым определять, связано ли влияние переменной с кодированием и/или поиском информации (см. Meyer, Osman, Irwin, & Yantis, 19).88, обзор).
Важно отметить, что хотя временная динамика практически всех когнитивных процессов может (и, вероятно, должна) быть измерена, исследования внимания и языковой обработки являются областями, которые в наибольшей степени полагаются на хронометрические методы. Например, в области распознавания слов исследователи использовали задачу лексического решения (участники оценивают слово/неслово) и ускоренное называние (скорость начала явного произношения слова) для разработки моделей распознавания слов. В этих исследованиях рассматривались такие переменные, как частота стимула (например, шар или собака), конкретность стимула (например, вера или грузовик) или синтаксический класс (например, собака или бег). Кроме того, были разработаны методы отслеживания глаз, которые позволяют измерять, как долго читатель смотрит на определенное слово (например, измерения фиксации и взгляда), когда он занимается более естественным чтением. Методы отслеживания взгляда позволили получить важные сведения о семантических и синтаксических процессах, которые модулируют скорость распознавания и интеграции слова с другими словами в окружающем тексте.
Исследователи в области внимания также очень сильно полагались на ускоренные задачи. Например, двумя распространенными методами исследования внимания являются парадигмы интерференции и парадигмы сигналов. В интерференционных парадигмах представлены как минимум два стимула, которые конкурируют за результат. Классическим примером этого является задача Струпа, в которой человека просят назвать цвет чернил печатного слова. В условиях конфликта, то есть когда слово «зеленый» напечатано красными чернилами, происходит значительное увеличение задержки ответа по сравнению с неконфликтными условиями (например, слово «глубоко», напечатанное красными чернилами). Во втором классе задач на ускоренное внимание людям предъявляются визуальные подсказки, чтобы направить внимание на определенные места в поле зрения. Цель представлена либо в этом месте, либо в другом месте. Разница в задержке реакции на цели с сигналом и без сигнала используется для измерения эффективности сигнала внимания.
Межпопуляционные исследования
Хотя когнитивные психологи больше всего полагаются на студентов колледжей как на свою целевую выборку, растет интерес к изучению когнитивных операций в совершенно разных популяциях. Например, существуют исследования познания от раннего детства до старшего возраста, которые пытаются проследить изменения в развитии конкретных операций, таких как память, внимание и обработка речи. Кроме того, есть исследования особых групп населения, у которых может быть сбой в той или иной когнитивной операции. В частности, была проделана большая работа по пониманию нарушений внимания, возникающих при шизофрении, и нарушений памяти, возникающих при болезни Альцгеймера. Таким образом, исследователи начали изучать отдельные популяции, чтобы обеспечить дополнительные рычаги для выделения когнитивной активности.
Примеры из практики
После черепно-мозговой травмы иногда возникают нарушения явно изолированных компонентов когнитивных функций. Таким образом, можно получить представление о когнитивной архитектуре, изучая этих людей и степень изоляции таких когнитивных процессов. Например, есть классический случай H M в исследованиях памяти. H M — это инициалы человека, у которого из-за операции по облегчению эпилепсии развилась серьезная потеря памяти в эксплицитных тестах, хотя результаты в имплицитных тестах памяти были относительно сохранными. Кроме того, существуют классические диссоциации у людей с различными типами нарушения речи. Например, у афазиков Брока относительно сохранные процессы понимания, но трудности с беглой речью. Напротив, у афазиков Вернике нарушены процессы понимания, но речь относительно беглая.
Показатели мозговой активности
По мере роста технической сложности нейробиологии наблюдается приток исследований, в которых измеряются корреляты умственной активности в мозге (Posner & Raichle, 1994). Хотя существуют и другие доступные методы, мы рассмотрим здесь только три наиболее распространенных. Во-первых, это метод вызванных потенциалов. В этом методе исследователь измеряет электрическую активность систем нейронов (то есть мозговых волн), когда человек занимается какой-то когнитивной задачей. Эта процедура имеет отличное временное разрешение, но конкретное место в мозгу, которое производит активность, может быть относительно сомнительным.
Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) имеет намного лучшее пространственное разрешение. В этом подходе человеку делают инъекцию радиоактивного изотопа, который испускает сигналы, измеряемые сканером. Идея состоит в том, что будет увеличен приток крови (которая несет изотоп) к наиболее активным областям мозга. Таким образом, можно изолировать умственные операции, измеряя активность мозга при выполнении конкретных задач. Как правило, эти сканирования включают около минуты какой-либо формы когнитивной обработки (например, преобразование глаголов в существительные), которую сравнивают с другими сканированиями, включающими какой-либо другой когнитивный процесс (например, чтение существительных вслух). Учитывая временное окно, необходимое для таких сканирований, метод ПЭТ имеет некоторые очевидные временные ограничения.
Третьим более современным подходом является функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ). Эта процедура менее инвазивна, поскольку не требует введения радиоактивных веществ. Более того, в этой области был достигнут некоторый прогресс, который предполагает, что в фМРТ можно увидеть более мелкозернистое временное разрешение, по крайней мере, по сравнению с методами ПЭТ. В конечном счете, объединение вызванных потенциалов и сигналов фМРТ может обеспечить необходимое временное и пространственное разрешение нейронных сигналов, лежащих в основе когнитивных процессов.
Вычислительное моделирование
Большинство моделей познания, хотя и основаны на экспериментальном методе, носят метафорический и некомпьютерный характер, например, краткосрочные и долговременные хранилища памяти. Однако в когнитивной психологии также есть важный метод, использующий явные вычислительные модели. Одним из примеров такого подхода является моделирование коннекционизма/нейронной сети, в котором относительно простые блоки обработки часто размещаются в высоко взаимосвязанной сети (Rumelhart & McClelland. 19).86). Паттерны активации в простых процессорных устройствах отслеживаются с помощью вычислений во времени, чтобы делать конкретные прогнозы относительно эффектов стимулов и манипуляций с задачами. Вычислительные модели используются несколькими способами, чтобы лучше понять когнитивную архитектуру.