Что такое условный и безусловный рефлекс: Безусловные и условные рефлексы — урок. Биология, 8 класс.

Содержание

§1. Условные и безусловные рефлексы

    Отличия условных рефлексов от безусловных. Безусловные рефлексы — врожденные реакции организма, они сформировались и закрепились в процессе эволюции и передаются по наследству. Условные рефлексы возникают, закрепляются, угасают в течение жизни и являются индивидуальными. Безусловные рефлексы являются видовыми, т. е. они обнаруживаются у всех особей данного вида. Условные рефлексы могут быть у одних особей данного вида выработаны, а у других отсутствовать, они индивидуальны. Безусловные рефлексы не требуют специальных условий для своего возникновения, они обязательно возникают, если на определенные рецепторы подействуют адекватные раздражители. Условные рефлексы для своего образования требуют специальных условий, они могут образовываться на любые раздражители (оптимальной силы и длительности) с любого рецептивного поля. Безусловные рефлексы относительно постоянны, стойки, неизменны и сохраняются в течение всей жизни. Условные рефлексы изменчивы и более подвижны.

    Безусловные рефлексы могут осуществляться на уровне спинного мозга и мозгового ствола. Условные рефлексы могут образоваться на любые воспринимаемые организмом сигналы и являются преимущественно функцией коры больших полушарий, реализуемой с участием подкорковых структур.     Безусловные рефлексы могут обеспечить существование организма только на самом раннем этапе жизни. Приспособление организма к постоянно меняющимся условиям среды обеспечивается вырабатывающимися в течение всей жизни условными рефлексами. Условные рефлексы изменчивы. В процессе жизни одни условные рефлексы, утрачивая свое значение, угасают, другие вырабатываются.

    Биологическое значение условных рефлексов. Организм рождается с определенным фондом безусловных рефлексов. Они обеспечивают ему поддержание жизнедеятельности в относительно постоянных условиях существования. К ним относятся безусловные рефлексы: пищевые (жевание, сосание, глотание, отделение слюны, желудочного сока и др.), оборонительные (отдергивание руки от горячего предмета, кашель, чихание, мигание при попадании струи воздуха в глаз и др.

), половые рефлексы (рефлексы, связанные с осуществлением полового акта, выкармливанием и уходом за потомством), рефлексы терморегуляционные, дыхательные, сердечные, сосудистые, поддерживающие постоянство внутренней среды организма (гомеостаз) и др.     Условные рефлексы обеспечивают более совершенное приспособление организма к меняющимся условиям жизни. Они способствуют нахождению пищи по запаху, своевременному уходу от опасности, ориентировке во времени и пространстве. Условнорефлекторное отделение слюны, желудочного, поджелудочного соков на вид, запах, время приема пищи создает лучшие условия для переваривания пищи еще до того, как она поступила в организм. Усиление газообмена и увеличение легочной вентиляции до начала работы, только при виде обстановки, в которой совершается работа, способствует большей выносливости и лучшей работоспособности организма во время мышечной деятельности.     При действии условного сигнала кора больших полушарий обеспечивает организму предварительную подготовку реагирования на те раздражители внешней среды, которые в последующее время окажут свое воздействие.
Поэтому деятельность коры больших полушарий является сигнальной.     Условия образования условного рефлекса. Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных. Условный рефлекс так назван И. П. Павловым потому, что для его образования нужны определенные условия. Прежде всего нужен условный раздражитель, или сигнал. Условным раздражителем может быть любой раздражитель из внешней среды или определенное изменение внутреннего состояния организма. В лаборатории И. П. Павлова в качестве условных раздражителей применяли вспыхивание электрической лампочки, звонок, бульканье воды, раздражение кожи, вкусовые, обонятельные раздражители, звон посуды, вид горящей свечи и пр. Условные рефлексы на время вырабатываются у человека при соблюдении режима труда, приема пищи в одно и то же время, постоянном времени отхода ко сну.     Условный рефлекс можно выработать, сочетая индифферентный раздражитель с ранее выработанным условным рефлексом. Таким путем образуются условные рефлексы второго порядка, тогда подкреплять индифферентный раздражитель надо условным раздражителем первого порядка.
Удалось образовать в эксперименте условные рефлексы третьего, четвертого порядков. Рефлексы эти, как правило, нестойкие. У детей удалось выработать рефлексы шестого порядка.     Возможность выработки условных рефлексов затрудняют или полностью исключают сильные посторонние раздражители, болезнь и др.     Что бы выработать условный рефлекс, условный раздражитель надо подкреплять безусловным раздражителем, т. е. таким, который вызывает безусловный рефлекс. Звон ножей в столовой вызовет отделение слюны у человека лишь в том случае, если этот звон один или несколько раз подкреплялся едой. Звон ножей и вилок в нашем случае является условным раздражителем, а безусловным раздражителем, вызывающим слюноотделительный безусловный рефлекс, является пища. Вид горящей свечи может стать сигналом к отдергиванию руки у ребенка лишь в том случае, если хотя бы один раз вид свечи совпал с болью от ожога. При образовании условного рефлекса условный раздражитель должен предшествовать действию безусловного раздражителя (обычно на 1-5 с).
    Механизм образования условного рефлекса. Согласно представлениям И. П. Павлова, образование условного рефлекса связано с установлением временной связи между двумя группами клеток коры: между воспринимающими условное и воспринимающими безусловное раздражение. Эта связь становится тем прочнее, чем чаще одновременно возбуждаются оба участка коры. После нескольких сочетаний связь оказывается настолько прочной, что при действии одного лишь условного раздражителя возбуждение возникает и во втором очаге (рис. 15).

    Вначале индифферентный раздражитель, если он является новым и неожиданным, вызывает общую генерализованную реакцию организма — ориентировочный рефлекс,который И. П. Павлов назвал исследовательским или рефлексом «что такое?». Любой раздражитель, если он применяется впервые, вызывает двигательную реакцию (общее вздрагивание, поворот глаз, ушей в сторону раздражителя), учащение дыхания, сердцебиение, генерализованные изменения электрической активности мозга — альфа-ритм сменяется быстрыми колебаниями (бета-ритм).

Эти реакция отражают общее генерализованное возбуждение. При повторении раздражителя, если он не становится сигналом к определенной деятельности, ориентировочный рефлекс угасает. Например, если собака впервые услышит звонок, она на него даст общую ориентировочную реакцию, но слюны при этом отделяться не будет. Подкрепим теперь звучащий звонок едой. При этом в коре больших полушарий возникнут два очага возбуждения — один в слуховой зоне, а другой в пищевом центре (это участки коры, которые возбуждаются под влиянием запаха, вкуса еды). После нескольких подкреплений звонка едой в коре больших полушарий между двумя  очагами  возбуждения   возникнет   (замкнется)   временная связь.     В ходе дальнейших исследований были получены факты, свидетельствующие о том, что замыкание временной связи идет не только по горизонтальным волокнам (кора — кора). Разрезами серого вещества разобщали у собак разные участки коры, однако это не препятствовало образованию временных связей между клетками этих участков.
Это дало основание полагать, что в установлении временных связей важная роль принадлежит и путям кора — подкорка — кора. При этом центростремительные импульсы от условного раздражителя через таламус и неспецифическую систему (гиппокамп, ретикулярная формация) поступают в соответствующую зону коры. Здесь они перерабатываются и по нисходящим путям достигают подкорковых образований, откуда импульсы приходят снова в кору, но уже в зону представительства безусловного рефлекса.     Что происходит в нейронах, участвующих в образовании временной связи? По этому поводу есть различные точки зрения. Одна из них главную роль отводит морфологическим изменениям в окончаниях нервных отростков.     Другая точка зрения о механизме условного рефлекса основывается на принципе доминанты 
А. А. Ухтомского. В нервной системе в каждый момент времени имеются господствующие очаги возбуждения — доминантные очаги. Доминантный очаг имеет свойство притягивать к себе возбуждение, поступающее в другие нервные центры, и за счет этого усиливаться. Например, при голоде в соответствующих участках центральной нервной системы возникает стойкий очаг с повышенной возбудимостью —пищевая доминанта. Если голодному щенку дать лакать молоко и одновременно начать раздражать лапу электрическим током, то щенок не отдергивает лапу, а начинает лакать с еще большей интенсивностью. У сытого щенка раздражение лапы электрическим током вызывает реакцию ее отдергивания.     Считается, что при образовании условного рефлекса очаг стойкого возбуждения, возникший в центре безусловного рефлекса, «притягивает» к себе возбуждение, возникшее в центре условного раздражителя. По мере сочетаний этих двух возбуждений образуется временная связь.     Многие исследователи считают, что в фиксации временной связи ведущая роль принадлежит изменению синтеза белка; описаны специфические белковые вещества, связанные с запечатлеванием временной связи. Образование временной связи связано с механизмами хранения следов возбуждения. Однако механизмы памяти не могут быть сведены к механизмам «ременной связи.
    Имеются данные о возможности сохранения следов на уровне единичных нейронов. Хорошо известны случаи запечатлевания от однократного действия внешнего стимула. Это дает основание считать, что замыкание временной связи является одним из механизмов памяти.     Торможение условных рефлексов. Условные рефлексы пластичны. Они могут долго сохраняться, а могут и тормозиться. Описано два типа торможения условных рефлексов — внутреннее и внешнее.     Безусловное, или внешнее, торможение.
 Этот тип торможения имеет место в тех случаях, когда в коре больших полушарий при осуществлении условного рефлекса возникает новый, достаточно сильный очаг возбуждения, не связанный с данным условным рефлексом. Если у собаки был выработан условный слюноотделительный рефлекс на звук звонка, то включение яркого света при звуке звонка у этой собаки тормозит ранее выработанный рефлекс слюноотделения. В основе этого торможения лежит явление отрицательной индукции: новый сильный очаг возбуждения в коре от постороннего раздражения вызывает понижение возбудимости в участках коры больших полушарий, связанных с осуществлением условного рефлекса, и, как следствие этого явления, наступает торможение условного рефлекса. Иногда это торможение условных рефлексов называют индукционным торможением.     Индукционное торможение не требует выработки (потому оно и относится к безусловному торможению) и развивается сразу, как только подействует внешний, посторонний для данного условного рефлекса раздражитель.     К внешнему торможению относят и запредельное торможение. Оно проявляется при чрезмерном увеличении силы или времени действия условного раздражителя. При этом условный рефлекс ослабевает или полностью исчезает. Это торможение имеет охранительное значение, так как защищает нервные клетки от раздражителей слишком большой силы или длительности, которые могли бы нарушить их деятельность.     Условное, или внутреннее, торможение. Внутреннее торможение, в отличие от внешнего, развивается внутри дуги условного рефлекса, т. е. в тех нервных структурах, которые участвуют в осуществлении данного рефлекса.     Если внешнее торможение возникает сразу, как только подействовал тормозящий агент, то внутреннее торможение надо вырабатывать, оно возникает при определенных условиях, и это иногда требует длительного времени.     Одним из видов внутреннего торможения является угасание. Оно развивается, если много раз условный рефлекс не подкрепляется безусловным раздражителем.     Через некоторое время после угасания условный рефлекс может восстановиться. Это произойдет, если мы вновь подкрепим действие условного раздражителя безусловным.     Непрочные условные рефлексы восстанавливаются с трудом. Угасанием можно объяснить временную утрату трудового навыка, навыка игры на музыкальных инструментах.     У детей угасание происходит гораздо медленнее, чем у взрослых. Именно поэтому трудно отучать детей от вредных привычек. Угасание лежит в основе забывания.     Угасание условных рефлексов имеет важное биологическое значение. Благодаря ему организм перестает реагировать на сигналы, утратившие свое значение. Сколько бы ненужных, лишних движений при письме, трудовых операциях, спортивных упражнениях делал человек без угасательного торможения!     Запаздывание условных рефлексов также относится к внутреннему торможению. Оно развивается, если отставить во времени подкрепление условного раздражителя безусловным. Обычно при выработке условного рефлекса включают условный раздражитель—сигнал (например, звонок), а через 1—5 с дают пищу (безусловное подкрепление). Когда рефлекс выработан, сразу после включения звонка, без дачи пищи, уже начинает течь слюна. Теперь поступим так: включим звонок, а пищевое подкрепление постепенно отодвинем во времени до 2—3 мин после начала звучания звонка. После нескольких (иногда весьма многократных) сочетаний звучащего звонка с задержанным подкреплением пищей развивается запаздывание: звонок включается, а слюна теперь будет течь не сразу, а спустя 2—3 мин после включения звонка. Из-за неподкрепления на протяжении 2—3 мин условного раздражителя (звонка) безусловным (пищей) условный раздражитель в течение времени неподкрепления приобретает тормозное значение.     Запаздывание создает условия для лучшей ориентировки животного в окружающем мире. Волк не сразу бросается на зайца, увидев его на значительном расстоянии. Он выжидает, когда заяц приблизится. От момента, когда волк увидел зайца, до того времени, когда заяц приблизился к волку, в коре больших полушарий волка имеет место процесс внутреннего торможения: тормозятся двигательные и пищевые условные рефлексы. Если бы этого не происходило, волк часто оставался бы без добычи, срываясь в погоню сразу, как только увидит зайца. Выработавшееся запаздывание обеспечивает волку добычу.     Запаздывание у детей вырабатывается с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки. Вспомните, как нетерпеливо тянет руку первоклассник, размахивая ею, вставая из-за парты, чтобы его заметил учитель. И только к старшему школьному возрасту (да и то не всегда) мы отмечаем выдержку, умение сдерживать свои желания, силу воли.     Сходные звуковые, обонятельные и другие раздражители могут сигнализировать о совершенно различных событиях. Только точный анализ этих сходных раздражителей обеспечивает биологически целесообразные реакции животного. Анализ раздражений состоит в различении, разделении разных сигналов, дифференцировании сходных взаимодействий на организм. В лаборатории И. П. Павлова удалось, например, выработать такую дифференцировку: 100 ударов метронома в минуту подкрепляли пищей, а 96 ударов не подкрепляли. После нескольких повторений собака отличала 100 ударов метронома от 96: на 100 ударов у нее текла слюна, на 96 ударов слюна не отделялась.Различение, или дифференцирование, сходных условных раздражителей вырабатывается путем подкрепления одних и неподкрепления других раздражителей. Развивающееся при этом торможение подавляет рефлекторную реакцию на неподкрепляемые раздражители. Дифференцировка — один из видов условного (внутреннего) торможения.     Благодаря дифференцировочному торможению можно выделить сигнально значимые признаки раздражителя из многих окружающих нас звуков, предметов, лиц и т. д. Дифференцирование вырабатывается у детей уже с первых месяцев жизни.     Динамический стереотип. Внешний мир действует на организм не единичными раздражителями, а обычно системой одновременных и последовательных раздражителей. Если эта система в таком порядке часто повторяется, то это ведет к образованию динамического стереотипа.     Динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условнорефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей. Благодаря образованию цепных условных рефлексов каждая предыдущая деятельность организма становится условным раздражителем — сигналом последующей. Таким образом, предыдущей деятельностью организм подготавливается к осуществлению последующей. Проявлением динамического стереотипа является условный рефлекс на время, способствующий оптимальной деятельности организма при правильном режиме дня. Например, прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение; постоянство соблюдения времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию и, таким образом, более продолжительному сну детей и подростков; осуществление учебной работы и трудовой деятельности всегда в одни и те же часы приводит к более быстрой врабатываемости организма и лучшему усвоению знаний, навыков, умений.     Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деятельности, многие действия при этом становятся автоматическими. ;г Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков.     Ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на рояле, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо —все это навыки, в основе которых лежит образование динамических стереотипов в коре больших полушарий.     Образование динамического стереотипа лежит в основе режима дня каждого человека. Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения. Стереотипы, возникшие в раннем детском возрасте, очень трудно поддаются переделке. Вспомним, как трудно «переучить» ребенка, если он научился неправильно держать ручку при письме, неправильно сидеть за столом и т. п. Трудность переделки стереотипов заставляет обращать особое внимание на правильность приемов воспитания и обучения детей с первых лет жизни.     Динамический стереотип является одним из проявлений системной организации высших корковых функций, направленных на обеспечение стабильных реакций организма.

 

Рефлексы — k-9.ru

В специальной литературе, в разговорах специалистов — кинологов и любителей-дрессировщиков часто употребляется термин «рефлекс», но при этом единого понимания понятия рефлексы в среде кинологов нет. Сейчас многие увлекаются западными системами дрессировки, в употребление вводятся новые термины, но при этом мало кто до конца разбирается в старой терминологии. Мы постараемся помочь систематизировать представления о рефлексах тем, кто уже многое подзабыл, и получить эти представления тем, кто только начинает осваивать теорию и методику дрессировки.

В данной статье представлены классические понятия о рефлексах, принятые в отечественной кинологии. Большинство определений, используемых в статье (выделено курсивом), это — то, чему учила старая советская школа кинологии. Определения, выделенные курсивом и подчеркиванием, — разработаны автором статьи.

Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражитель.

Безусловные рефлексы

Безусловный рефлекс — врожденная ответная реакция организма на раздражитель.

Каждый безусловный рефлекс проявляется в определенном возрасте и в ответ на определенные раздражители. Щенок в первые же часы после своего рождения способен находить соски матери и сосать молоко. Эти действия обеспечиваются врожденными безусловными рефлексами. Позже начинает проявляться реакция на свет и движущиеся объекты, способность жевать и глотать твердую пищу. В более позднем возрасте щенок начинает активно обследовать территорию, играть с однопометниками, проявлять ориентировочную реакцию, активно-оборонительную реакцию, реакцию преследования и добычи. Все эти действия основаны на врожденных рефлексах, различных по сложности и проявляемых в различных ситуациях.

Безусловные рефлексы по уровням сложности

По уровню сложности безусловные рефлексы подразделяются на:

  • простые безусловные рефлексы
  • рефлекторные акты
  • реакции поведения
  • инстинкты
Простые безусловные рефлексы

Простые безусловные рефлексы — элементарные врожденные реакции на раздражители. Например, отдергивание конечности от горячего предмета, мигание века при попадании в глаз соринки и т.д. Простые безусловные рефлексы на соответствующий раздражитель проявляются всегда, изменению и исправлению не поддаются.

Рефлекорные акты

Рефлекторные акты — определяемые несколькими простыми безусловными рефлексами действия, выполняемые всегда одинаково и независимо от сознания собаки. В основном рефлекторные акты обеспечивают жизнедеятельность организма. Поэтому они всегда проявляются надежно и не поддаются коррекции.

Некоторые примеры рефлекторных актов:
— дыхание;
— глотание;
— отрыгивание

Мы не будем называть все рефлекторные акты, которые можно наблюдать у собаки 😉

Дрессируя и воспитывая собаку, следует помнить, что единственный способ предотвратить проявление того или иного рефлекторного акта — изменить или убрать раздражитель, его вызывающий. Так, если вы хотите, чтобы во время отработки навыков послушания ваш питомец не отправлял естественные надобности (а он все равно это сделает, если есть необходимость, невзирая на ваш запрет, ведь это проявление рефлекторного акта), то выгуляйте собаку перед тренировкой. Тем самым вы устраните соответствующие раздражители, вызывающие рефлекторный акт, нежелательный для вас.

Реакции поведения

Реакции поведения — стремление собаки осуществить те или иные действия, основанное на комплексе рефлекторных актов и простых безусловных рефлексов.

Например, реакция апортировки (стремление подбирать и носить предметы, играть с ними). Активно-оборонительная реакция (стремление проявлять агрессивную реакцию на человека). Обонятельно-поисковая реакция (стремление разыскивать объекты по их запаху) и многие другие. Обратите внимание на то, что реакция поведения — это еще не само поведение. Например, собака обладает сильной врожденной активно-оборонительной реакцией поведения и при этом слаба физически, мала ростом, а также в процессе жизни постоянно получала негативный результат при попытках реализации агрессии на человека. Будет ли она вести себя агрессивно и будет ли она опасна в конкретной ситуации? Скорее всего, нет. Но врожденную агрессивную склонность животного нужно учитывать. И эта собака вполне сможет атаковать слабого противника, например, ребенка.

Таким образом, реакции поведения являются причиной многих действий собаки, но в реальной обстановке их проявление можно контролировать.

Мы привели негативный пример, показывающий нежелательное поведение собаки. Но попытки выработать нужное поведение при отсутствии необходимых реакций окончатся неудачей. Например, бесполезно готовить розыскную собаку из кандидата, у которого отсутствует обонятельно-поисковая реакция. Не получится охранника из собаки с пассивно-оборонительной реакцией (из трусливой собаки).

Инстинкты

Инстинкты — врожденная мотивация, определяющая долгосрочное поведение, направленное на удовлетворение тех или иных потребностей.

Примеры инстинктов: половой инстинкт; инстинкт самосохранения; охотничий инстинкт (часто трансформированный в инстинкт добычи) и др.

Животное не всегда совершает действия, продиктованные инстинктом. Собака может под влиянием тех или иных раздражителей проявлять поведение, никак не связанное с реализацией того или иного инстинкта. Однако в целом животное будет стремится его реализовать. Например, если возле дрессировочной площадки появится течкующая сука, поведение кобеля будет определяться половым инстинктом. Управляя кобелем, применяя определенные раздражители, вы сможете заставить кобеля работать. Но если ваш контроль ослабнет, кобель вновь будет стремиться реализовать половую мотивацию. Таким образом, безусловные рефлексы являются основной мотивирующей силой, определяющей поведение животного. Чем ниже уровень организации безусловных рефлексов, тем меньше они управляемы.

Отбор в дрессировку

Безусловные рефлексы являются базой поведения собаки. Поэтому тщательный отбор животного в дрессировку, определение способностей к той или иной службе (работе) является крайне важным.

Считается, что успех эффективного использования собаки определяется тремя факторами:
— отбор собаки в дрессировку;
— дрессировка;
— грамотное применение собаки

Причем важность первого пункта оценивается в 40%, второго и третьего — по 30% каждый.

Условные рефлексы

Условный рефлекс — ответная реакция организма на раздражитель, выработанная в процессе жизни или дрессировки. Условные рефлексы по характеру их образования можно разделить на натуральные и искусственные.

Натуральные условные рефлексы

Натуральные условные рефлексы — это те рефлексы, которые образовались естественным образом, без вмешательства человека.

Собака, зайдя на тонкий лед в начале зимы, чувствует, как он трещит и ломается под ногами. Бывает, что животное проваливается, мочит лапы. Одного такого случая достаточно, чтобы собака начала стороной обходить лужи и водоемы, покрытые льдом. Такое поведение определяется натуральным условным рефлексом.

Искусственные условные рефлексы

Искусственные условные рефлексы — это рефлексы, выработанные человеком в результате создания определенных условий.

Например, создавая соответствующие условия и применяя определенные раздражители, дрессировщик вырабатывает условный рефлекс посадки собаки по команде «Сидеть». Условный рефлекс в таком случае будет искусственным.

В процессе воспитания и дрессировки собаки могут выработаться нежелательные для нас условные рефлексы. Например, при приучении собаки к преодолению препятствий часто бывает так, что собака с первых попыток неудачно прыгает через барьер, бьется лапами или другими частями тела. В таких случаях может образоваться условный рефлекс избегания барьера (условный рефлекс может и не образоваться. О механизме и условиях образования условного рефлекса мы поговорим на следующем занятии).

Иерархия условных рефлексов

Условный рефлекс обязательно образуется на базе безусловного рефлекса, реакции поведения или рефлекторного акта. Такой условный рефлекс называется условным рефлексом I порядка. В приведенном примере условный рефлекс избегания барьера выработан на базе пассивно-оборонительной реакции. (В ее роли выступает физическое избегание болевых раздражителей).

Но условный рефлекс может быть выработан и на базе ранее выработанного условного рефлекса. В таком случае он будет называться условный рефлекс II порядка. Выработав условный рефлекс посадки по команде, дрессировщик на его базе может выработать условный рефлекс посадки по жесту, давая после жеста рукой команду «Сидеть» и поощряя посадку собаки. Условный рефлекс посадки по жесту будет условным рефлексом II порядка.

Условный рефлекс II порядка может являться базой для выработки следующих условных рефлексов. В таком случае далее выработанный условный рефлекс будет называться условным рефлексом высшего порядка.

Степень выработки

Условные рефлексы также разделяют по степени их выработки. Проведя 1-2 тренировки по выработке посадки по команде, мы вырабатываем первоначальный условный рефлекс. Он еще не устойчив, проявляется не на каждую команду и требует дальнейшего закрепления. В случае воздействия отвлекающих раздражителей первоначальный условный рефлекс не проявляется. Постоянно отрабатывая данный условный рефлекс, мы развиваем его до стойкого условного рефлекса, гарантированно проявляемого в стандартных условиях обстановки. Но надеяться на безотказность работы собаки в любых условиях мы не можем. Для этого условный рефлекс следует отработать до навыка. Навык проявляется в любых условиях, при наличии большого количества сильных отвлекающих раздражителей.

Поведение собаки определяется условными и безусловными рефлексами. Безусловные рефлексы являются базой, той частью поведения, которая заложена в собаку природой. Условные рефлексы — выработанная часть поведения, формировать которую мы можем, создавая определенные условия и применяя необходимые раздражители.

Андрей Сидельников, 2001 г.

Дрессировка собак в Москве — подбор площадки.

Разница между условным раздражителем и безусловным раздражителем

Ключевое различие между условным раздражителем и безусловным раздражителем заключается в том, что условный раздражитель вызывает заученный ответ на ранее нейтральный раздражитель, в то время как безусловный раздражитель вызывает ответ без какого-либо предварительного обучения.

Стимул — это любой внутренний или внешний объект, который заставляет нашу нервную систему реагировать на него. Они вызывают реакцию в органе или клетке. В результате раздражители вызывают поведенческие реакции у человека или животного. Условные и безусловные раздражители представляют собой два типа раздражителей, которые вызывают реакции у людей или животных. Условный раздражитель – это выученный раздражитель. Напротив, безусловный раздражитель — это любой раздражитель, который естественным образом и автоматически вызывает определенную реакцию. Эта реакция не является продуктом усвоенного поведения, как условный раздражитель.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Обзор и ключевые отличия
2. Что такое условный раздражитель
3. Что такое безусловный раздражитель
4. Сходства между условным раздражителем и безусловным раздражителем
5. Сравнение бок о бок – условный раздражитель против безусловного стимула в табличной форме
6. Резюме

Что такое условный раздражитель?

Условный раздражитель является нейтральным стимулом к ​​переживанию. Это продукт усвоенного поведения. Более того, это один из компонентов кондиционирования. Реакция на условный раздражитель вырабатывается с течением времени после многократного воздействия. Условные раздражители также называются классическое кондиционирование или кондиционирование по Павлову . Наиболее распространенным примером является эксперимент, проведенный русским ученым Иваном Павловым с собаками. Во время своего эксперимента он заметил, что у собак начиналось выделение слюны в ответ на тон (звук колокольчика). Он понял, что звук сочетается с подачей еды. Этот процесс был обусловлен выученной реакцией. В этом эксперименте звук является условным раздражителем, а слюноотделение — условной реакцией.

Рисунок 01: Классическое кондиционирование

Другой пример классической обусловленности можно объяснить следующим образом. У некоторых есть привычка ходить на кухню перекусить всякий раз, когда идет рекламная пауза во время просмотра любимого телешоу. Это происходит из-за классического кондиционирования.

Что такое безусловный раздражитель?

Безусловный раздражитель — это все, что естественным образом и автоматически вызывает реакцию. Ответ является безусловным ответом, который происходит без какого-либо предварительного обучения. Другими словами, это происходит автоматически. Нет необходимости учиться реагировать на безусловный раздражитель.

Рисунок 02: Безусловный раздражитель

Например, если вы случайно дотронетесь до горячей сковороды, вы немедленно уберете руку. Непосредственная реакция, которую вы дали, является безусловным ответом на безусловный раздражитель. Другой пример — чувство голода при запахе еды. Запах пищи — безусловный раздражитель, а чувство голода — реакция. Другим примером безусловного раздражителя является поцелуй, повышающий частоту сердечных сокращений. Здесь повышенная частота сердечных сокращений является безусловной реакцией. Во всех трех примерах реакция происходит естественно и автоматически.

Каковы сходства между условным раздражителем и безусловным раздражителем?

  • Условные и безусловные раздражители представляют собой два типа раздражителей, вызывающих реакции в нервной системе человека и животных.
  • И условный, и безусловный раздражители вызывают одинаковую реакцию.
  • Когда нейтральный раздражитель ассоциируется с безусловным раздражителем, он становится условным раздражителем.

В чем разница между условным раздражителем и безусловным раздражителем?

Условный раздражитель — это ранее нейтральный раздражитель. Напротив, безусловный раздражитель — это раздражитель, который вызывает естественную и автоматическую реакцию. Итак, в этом ключевое различие между условным раздражителем и безусловным раздражителем. Более того, условный раздражитель вызывает заученную реакцию, а безусловный раздражитель вызывает реакцию, которая не требует предварительного обучения.

В таблице ниже приведены различия между условным раздражителем и безусловным раздражителем.

Резюме – условный раздражитель в сравнении с безусловным раздражителем

Условный раздражитель вызывает усвоенную реакцию, тогда как безусловный раздражитель вызывает естественную и автоматическую реакцию, которая является врожденной и не требует предварительного обучения. Таким образом, в этом ключевое различие между условным раздражителем и безусловным раздражителем. Кроме того, за условным раздражителем следует безусловный раздражитель. Когда нейтральный раздражитель связан с безусловным раздражителем, он становится условным раздражителем. Наконец, он производит условный ответ.

Ссылка:

1. «Определение условного раздражителя и его роль в психологии | Лучше помогите». Betterhelp.Com, 2020, доступно здесь.
2. «Что такое безусловная реакция в психологии?». Verywell Mind, 2020, доступно здесь.

Изображение предоставлено:

1. «Классическая диаграмма кондиционирования» Салехи.с — собственная работа (CC BY-SA 4.0) через Commons Wikimedia
2. «Imgnotraçat arc reflex eng» Марта Агуайо — собственная работа (CC BY-SA 3.0) через Commons Wikimedia

Биология и нейрофизиология условного рефлекса и его роль в адаптивном поведении

Выберите страну/регионСоединенные Штаты АмерикиВеликобританияАфганистанАландские островаАлбанияАлжирАмериканское СамоаАндорраАнголаАнгильяАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАвстралияАвстрияАзербайджанБагамыБахрейнБангладешБарбадосБельгияБелизБенинБермудыБутанБоливияБонэйр, Синт-Эстатиус и СабаБо Сния и ГерцеговинаБотсванаБразилияБританская территория в Индийском океанеБританские Виргинские островаБрунейБолгарияБуркина-ФасоБурундиКамбоджаКамерунКанадаКанарские островаКабо-ВердеКаймановы островаЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧилиКитайОстров РождестваКокосовые острова (Килинг)КолумбияКоморские островаКонгоОстрова КукаКоста-РикаХорватияКубаКюрасаоКипрЧехияДемо Крайская Республика КонгоДанияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЭквадорЕгипетСальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские (Мальвинские) острова )Фарерские островаФедеративные Штаты МикронезииФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГернсиГвинеяГвинея-БисауГайанаГаитиГондурасГонконгВенгрияИсландияИндияИндонезияИранИракИрландияОстров МэнI ИзраильИталияЯмайкаЯпонияДжерсиИорданияКазахстанКенияКирибатиКувейтКыргызстанЛаосЛатвияЛесотоЛиберияЛивияЛихтенштейнЛюксембургМакаоМакедонияМадагаскарМалавиМалайзияМальдивыМалиМальтаМаршалловы ОстроваМартиникаМаврикияМаврикийМайоттаМексикаМолдоваМонакоМонголияЧерногорияМон tserratМароккоМозамбикМьянмаНамибияНепалНидерландыНовая КаледонияНовая ЗеландияНикарагуаНигерНиуэОстров НорфолкСеверная КореяСеверные Марианские островаНорвегияОманПакистанПалауПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатарРеюньонРумынияРуандаСен-БартельмиСа int HelenaСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСент-Мартен (французская часть)Сен-Пьер и МикелонСент-Винсент и ГренадиныСамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСенегалСербияСейшельские островаСьерра-ЛеонеСингапурСинт-Мартен ( Голландская часть)СловакияСловенияСоломоновы островаСомалиЮжная АфрикаЮжная Грузия и Южные Сандвичевы островаЮжная КореяЮжный СуданИспанияШри-ЛанкаСуданСуринамШпицберген и Ян-МайенСвазилендШвецияШвейцарияСирияТайваньТаджикистанТанзанияТаиландТимор-ЛештиТогоТокелауТонгаТринидад и ТобагоТунисТурцияТуркменистанОстрова Теркс и КайкосT УвалуУгандаУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыУругвайВиргинские острова СШАУзбекистанВануатуВатиканВенесуэлаВьетнамУоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве

Варианты покупки

Электронная книга Скидка 25% 93,95 $ 70,46 $

Налог с продаж будет рассчитан при оформлении заказа

Бесплатная доставка по всему миру

Нет минимального заказа

Описание

Международная серия монографий по церебровисцеральной и «Поведенческая физиология и условные рефлексы», том 3: Биология и нейрофизиология условного рефлекса и его роль в адаптивном поведении. Основное внимание уделяется биологическим корням, характеристикам и природе условного рефлекса и его функции в адаптивном поведении. В монографии сначала рассматриваются биологические корни условного рефлекса. Проблемы включают последовательный порядок внешних воздействий и живой протоплазмы; опережающие процессы протоплазмы и условный рефлекс; приспособительные особенности условного рефлекса; и врожденная сигнализация у высших животных. Затем в книге рассматривается природа безусловного рефлекса, включая биологическую природу подкрепления; значение временных отношений условных и безусловных рефлексов; и фиксация последовательного порядка без учета фактора подкрепления. В тексте системогенез описывается как эволюционная основа развития безусловных рефлексов; представления о природе процесса сцепления; и гипотеза конвергентной связи условного рефлекса. В книге также рассматривается функциональная система как основа физиологической архитектуры поведенческих актов. Монография является надежным источником данных для читателей, интересующихся условным рефлексом и его ролью в адаптивном поведении.

Содержание


  • Содержание
    Предисловие редактора
    Предисловие автора к англоязычному изданию
    Предисловие автора к изданию на русском языке
    Предисловие к изданию на английском языке
    1. Биологические корни Условный рефлекс
    2. Природа безусловного рефлекса
    3. Системогенез как эволюционная основа развития безусловных рефлексов
    4. Современные теории о сопряжении условного рефлекса
    5. Гипотеза конвергентной сопряженности условного рефлекса
    6. Функциональная система как основа физиологической архитектуры поведенческого акта
    7. Условное (внутреннее) торможение: постановка задачи и подходы к ее решению
    8 10. Представления Сеченова, Введенского и Ухтомского о происхождении торможения в центральной нервной системе
    9. Торможение как функция организма в целом
    10. Современные представления о природе торможения
    0013 11. Характер взаимодействия двух возбуждений в центральной нервной системе’
    12. Механизмы возникновения условного торможения
    13. Физиологические особенности биологически положительных и биологически отрицательных реакций животных 330vi Содержание
    Компоненты условного рефлекса как показатели взаимодействия комплексной деятельности организма
    15. Проблема локализации внутреннего торможения в коре головного мозга
    16. Механизмы формирования условной реакции как целостной деятельности организма
    17. Тормозное влияние коры головного мозга на подкорковую деятельность
    18. Теория доминанты и ее связь с высшей нервной деятельностью
    19. К проблеме «иррадиации торможения» 900–13 20. Конфликт между возбуждением и торможением и происхождение невротических состояний 900–13 21. Сон и сноподобные состояния
    22. Некоторые корреляции в изучении условного торможения
    Заключение
    Глоссарий павловской терминологии
    Библиография
    Алфавитный указатель

Информация о продукте

  • Количество страниц: 591
  • Язык: английский
  • Авторские права: © Pergamon 1974
  • Опубликовано: 1 января 1974 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *