Что такое ведущая деятельность – ведущая деятельность — это… Что такое ведущая деятельность?

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ — это… Что такое ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ?


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ
– деятельность, выполнение которой в каждом возрасте определяет возникновение и формирование основных психологических «новообразований». В рамках возраста Д. в. находится во взаимодействии с другими видами деятельности, вновь сложившаяся Д. в. опирается на виды деятельности, бывшие ведущими ранее. Характер Д. в. в сочетании с социальной ситуацией развития и возрастными психологическими новообразованиями определяют ступени развития.

Акмеология изучает труд как Д. в. в зрелом возрасте, ее развертывание от начала профессиональной жизни человека до ее завершения, качественные изменения и динамику, оптимальную смену форм Д. в. по мере продвижения человека к профессионализму.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
  • Деятельность детская

Смотреть что такое «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ» в других словарях:

  • деятельность ведущая — с позиций подхода деятельностного к изучению психики та деятельность, с коей на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований, в русле коей развиваются другие виды деятельности и закладываются основы для перехода к …   Большая психологическая энциклопедия

  • деятельность Ведущая — деятельность, которая обеспе­чивает максимально благоприятные условия развития для челове­ка на данном этапе его социализации. Виды: непосредственно эмоциональное общение, предметно манипулятивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Деятельность ведущая — деятельность, под влиянием к рой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития. Термин введен отечественным психологом А. Н. Леонтьевым. Д. Б. Эльконин определил следующие виды Д …   Педагогический словарь

  • ведущая деятельность — термин, выдвинутый А. Н. Леонтьевым для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. Понятие «В. д.» в дальнейшем использовалось Д. Б. Элькониным для построения периодизации развития психики,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • деятельность учебная — деятельность ведущая возраста школьного младшего, в коей происходит контролируемое присвоение основ опыта социального и когнитивного, прежде всего в виде основных операций интеллектуальных и понятий теоретических. Словарь практического психолога …   Большая психологическая энциклопедия

  • Ведущая Деятельность — теоретический конструкт, обозначающий деятельность , в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей… …   Психологический словарь

  • деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо …   Большая психологическая энциклопедия

  • деятельность детская — активное взаимодействие ребенка с внешним миром, в ходе коего происходит онтогенетическое формирование его психики. В ходе деятельности за счет подстраивания ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее обогащение,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, выполнение к рой определяет возникновение и формирование осн. психол. новообразований человека на данной ступени развития его личности. Л. С. Выготским были заложены основы представлений о В. д. в рамках его трактовки игровой… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Ведущая деятельность —     деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование осн. психологических новообразований человека на данном этапе развития его личности. Гипотеза о ведущем типе деятельности была высказана в начале 1940 х гг. А.Н.… …   Педагогический терминологический словарь


psychology_pedagogy.academic.ru

Деятельность ведущая — это… Что такое Деятельность ведущая?


Деятельность ведущая
деятельность, под влиянием к-рой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития. Термин введен отечественным психологом А. Н. Леонтьевым. Д. Б. Эльконин определил следующие виды Д. в.: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личное общение, учебно-профессиональная деятельность.

Педагогический словарь. — М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.

  • ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
  • Деятельность информационная

Смотреть что такое «Деятельность ведущая» в других словарях:

  • деятельность ведущая — с позиций подхода деятельностного к изучению психики та деятельность, с коей на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований, в русле коей развиваются другие виды деятельности и закладываются основы для перехода к …   Большая психологическая энциклопедия

  • деятельность Ведущая — деятельность, которая обеспе­чивает максимально благоприятные условия развития для челове­ка на данном этапе его социализации. Виды: непосредственно эмоциональное общение, предметно манипулятивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ — – деятельность, выполнение которой в каждом возрасте определяет возникновение и формирование основных психологических «новообразований». В рамках возраста Д. в. находится во взаимодействии с другими видами деятельности, вновь сложившаяся Д. в.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ведущая деятельность — термин, выдвинутый А. Н. Леонтьевым для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. Понятие «В. д.» в дальнейшем использовалось Д. Б. Элькониным для построения периодизации развития психики,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • деятельность учебная — деятельность ведущая возраста школьного младшего, в коей происходит контролируемое присвоение основ опыта социального и когнитивного, прежде всего в виде основных операций интеллектуальных и понятий теоретических. Словарь практического психолога …   Большая психологическая энциклопедия

  • Ведущая Деятельность — теоретический конструкт, обозначающий деятельность , в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей… …   Психологический словарь

  • деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо …   Большая психологическая энциклопедия

  • деятельность детская — активное взаимодействие ребенка с внешним миром, в ходе коего происходит онтогенетическое формирование его психики. В ходе деятельности за счет подстраивания ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее обогащение,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, выполнение к рой определяет возникновение и формирование осн. психол. новообразований человека на данной ступени развития его личности. Л. С. Выготским были заложены основы представлений о В. д. в рамках его трактовки игровой… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Ведущая деятельность —     деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование осн. психологических новообразований человека на данном этапе развития его личности. Гипотеза о ведущем типе деятельности была высказана в начале 1940 х гг. А.Н.… …   Педагогический терминологический словарь


pedagogical.academic.ru

Ведущая деятельность — Википедия. Что такое Ведущая деятельность

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ведущая деятельность — такая деятельность ребёнка, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности[1]

Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребёнка

Гипотеза о ведущем типе деятельности высказана в 1944—1945 гг. А. Н. Леонтьевым, получила развитие в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др.[2] Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и преобразуются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы, происходит развитие личности. Она не обязательно занимает все свободное время в жизни ребёнка, однако определяет его развитие на данном возрастном этапе. Внутри ведущего типа деятельности ребёнка происходит формирование отдельных психических процессов. Так, например, развитие двигательной сферы дошкольника происходит в значительной мере внутри его игровой деятельности. Смена ведущих типов деятельности связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития. Новые мотивы побуждают ребёнка к изменению своего положения в системе отношений с другими людьми.

[3][1]

Ведущая деятельность в структуре психологического возраста

Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев: социальная ситуация развития (та система отношений, в которую ребёнок вступает в обществе и его ориентировка в системе общественных отношений), основные новообразования развития и основной, или ведущий тип деятельности ребёнка в этот период. При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий.

[1]

Особенности ведущей деятельности

  1. В ведущей деятельности наиболее полно представлены типичные для данного периода развития отношения ребёнка и взрослых, а через это — его отношение к действительности.
  2. Ведущая деятельность связывает ребёнка с теми элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками психического развития.
  3. От ведущей деятельности в первую очередь зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребёнка.
  4. Внутри ведущей деятельности происходит формирование или перестройка основных психических процессов ребёнка[4].

Периодизация ведущей деятельности в развитии ребёнка

  • Младенчество (от 2 мес. до 12 мес.). Ведущая деятельность — непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым
  • Ранний возраст (1-3 лет). Ведущая деятельность — предметно-орудийная, направлена на овладение социальной функцией и социальным способом использования предмета как человеческого орудия
  • Дошкольный возраст (3-7 лет). Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра, деятельность направленная на ориентацию ребёнка в системе социальных и межличностных отношений, системе задач, смыслов и мотивов человеческой деятельности, осуществляемая путём принятия роли, использования игровых предметов и др.
  • Младший школьный возраст (7 — 11 лет). Ведущая деятельность — учебная деятельность, то есть та деятельность, в процессе которой происходит усвоение новых знаний и управление которой составляет основную задачу обучения, является ведущей деятельностью в этот период.[1][3].

Споры о ведущей деятельности в подростковом возрасте

Существует несколько версий того, какая деятельность является ведущей в подростковом возрасте. Согласно Д.Б. Эльконину, младший подростковый возраст (12 — 15 лет) характеризует ведущая деятельность — интимно-личностное общение со сверстниками, содержанием которого выступает установление близких отношений с партнёром, познание партнёра и самопознание, а старший подростковый возраст (15 — 17 лет) — учебно-профессиональная, как овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. По Д. И. Фельдштейну, ведущая в подростковом возрасте — «общественно-полезная деятельность», по В.В. Давыдову — «общественно-значимая деятельность» С. А. Беличева выделяет в качестве ведущей деятельности отрочества референтно-значимую, К. Н. Поливанова называет ведущей «проектную деятельность», в которой реализуется «авторское действие» подростка [5].

Литература

  • Бурменская Г.В Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков — Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.
  • Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций М.: Айрис-пресс, 2005. — 238 с.
  • Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — Издание 3-е, стереотипное. — М.: Тривола, 1998.— 352 с.
  • Терехина Н.В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития — Московский городской психолого-педагогический университет, 2010
  • Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) М.:Тривола, 1994 — 168 с.
  • Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.

Примечания

  1. 1 2 3 4 Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — Издание 3-е, стереотипное. — М.: Тривола, 1998.— 352 с.
  2. ↑ Ведущая деятельность — Психологос
  3. 1 2 Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций М.: Айрис-пресс, 2005. — 238 с.
  4. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
  5. Терехина Н.В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития — Московский городской психолого-педагогический университет, 2010

Ссылки

wiki.sc

деятельность Ведущая — это… Что такое деятельность Ведущая?


деятельность Ведущая
— деятельность, которая обеспе­чивает максимально благоприятные условия развития для челове­ка на данном этапе его социализации. Виды: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личное общение, учебно-профессиональная деятельность [24, c. 37].

Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006.

  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
  • Делегирование полномочий

Смотреть что такое «деятельность Ведущая» в других словарях:

  • деятельность ведущая — с позиций подхода деятельностного к изучению психики та деятельность, с коей на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований, в русле коей развиваются другие виды деятельности и закладываются основы для перехода к …   Большая психологическая энциклопедия

  • Деятельность ведущая — деятельность, под влиянием к рой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития. Термин введен отечественным психологом А. Н. Леонтьевым. Д. Б. Эльконин определил следующие виды Д …   Педагогический словарь

  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ — – деятельность, выполнение которой в каждом возрасте определяет возникновение и формирование основных психологических «новообразований». В рамках возраста Д. в. находится во взаимодействии с другими видами деятельности, вновь сложившаяся Д. в.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ведущая деятельность — термин, выдвинутый А. Н. Леонтьевым для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. Понятие «В. д.» в дальнейшем использовалось Д. Б. Элькониным для построения периодизации развития психики,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • деятельность учебная — деятельность ведущая возраста школьного младшего, в коей происходит контролируемое присвоение основ опыта социального и когнитивного, прежде всего в виде основных операций интеллектуальных и понятий теоретических. Словарь практического психолога …   Большая психологическая энциклопедия

  • Ведущая Деятельность — теоретический конструкт, обозначающий деятельность , в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей… …   Психологический словарь

  • деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо …   Большая психологическая энциклопедия

  • деятельность детская — активное взаимодействие ребенка с внешним миром, в ходе коего происходит онтогенетическое формирование его психики. В ходе деятельности за счет подстраивания ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее обогащение,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, выполнение к рой определяет возникновение и формирование осн. психол. новообразований человека на данной ступени развития его личности. Л. С. Выготским были заложены основы представлений о В. д. в рамках его трактовки игровой… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Ведущая деятельность —     деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование осн. психологических новообразований человека на данном этапе развития его личности. Гипотеза о ведущем типе деятельности была высказана в начале 1940 х гг. А.Н.… …   Педагогический терминологический словарь


current_pedagogy.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *