Примеры фундаментальная наука – Напишите примеры фундаментальных и прикладных наук

Зачем нужна фундаментальная наука? — Троицкий вариант — Наука

Зураб СилагадзеВ последнее время часто слышишь этот вопрос. Замечательный ответ на него дал Роберт Ратбан Вильсон, первый директор Национальной лаборатории ускорителей им. Ферми (США). Когда в 1969 г. в комссии Конгресса США по атомной энергии обсуждался вопрос о выделении денег на постройку лаборатории им. Ферми и его спросили, какое отношение имеет этот дорогостоящий проект к увеличению обороноспособности страны, он ответил: «Он имеет отношение только к уважению, с которым мы относимся друг другу, к достоинству человека, к нашей любви к культуре. Он имеет отношение к тому, хорошие ли мы художники и скульпторы, великие ли мы поэты. Я имею в виду все, что мы действительно чтим в нашей стране и к чему испытываем патриотические чувства. Он не имеет ничего общего с непосредственной защитой страны, за исключением того, чтобы сделать страну достойной защиты» [1].

Ксения ФилипчукНо в наш меркантильный век «рыночных ценностей», когда телевидение и другие СМИ, словно Франкенштейн, порожденный наукой, «как всепогубляющая саранча, нападают на сердце людей повсюду» [2], оболванивают их и вдалбливают эти сомнительные «ценности», боюсь, высокопарные слова Вильсона будут восприняты как еще одно доказательство, что ученые — всего лишь болтуны и тунеядцы, зря проедают народные деньги, удовлетворяют свое любопытство за государственный счет, думая о том, «сколько ангелов может танцевать на булавочной головке?» [3], а пользы от них, как со свиньи — шерсти: визгу много, а обороноспособность страны не обеспечена.

Хотя можно привести «множество примеров, которые демонстрируют практическую и экономическую пользу фундаментальных исследований» [4], обыватель все равно не понимает, зачем государству вкладывать деньги в дорогостоящие научные проекты, если заранее не известно, какие «нанотех-нологии» от них получатся.

Хотя такая логика и содержит долю разумного государственного прагматизма, беда в том, что в науке, как правило, заранее не известно, какая практическая польза получится от конкретного научного исследования, и ученые так устроены, что редко подлинно фундаментальные научные исследования, которые потом имели революционные практические последствия, проводились с целью получения материальной выгоды.

«Я всегда следовал своим интересам, не думая ни о том, во что они для меня выльются, ни об их ценности для мира. Я потратил уйму времени на совершенно бесполезные вещи… Мне просто было интересно, как эти вещи устроены» [5]. Эти слова принадлежит К. Шеннону, который умер 1 марта 2001 г. в массачусетском доме для престарелых, забытый почти всеми. И несведущий человек не поверит, что вся современная многомиллиардная индустрия цифровой передачи данных основана на его идеях.

Поиск темной материи, как ни странно, дает хороший пример неожиданного практического выхода фундаментальных научных исследований. Поиск темной материи, безусловно, принадлежит чистой науке, и трудно поверить, что такие чисто академические изыскания могут привести к чему-либо полезному с точки зрения практической жизни. Когда европейские ученые в Гран-Сассо начинали проектирование и постройку криогенного детектора темной материи CRESST, они бы не поверили, что их исследования найдут практическое применение. Но вот что получилось [6].

Детектор был построен, и в 1999 г. начались первые эксперименты. Темная материя чрезвычайно слабо взаимодействует с обычной материей. Поэтому, во-первых, детектор должен быть очень чувствительным, и, во-вторых, фон, например от естественной радиации, должен быть низким, всего лишь несколько событий в сутки. Но CRESST регистрировал, к ужасу экспериментаторов, тысячи событий в час.

Начались разбирательства. После нескольких месяцев лихорадочных поисков, когда было перепробовано множество правдоподобных и не очень гипотез, причина высокой загрузки детектора наконец была найдена.

Роберт ВильсонДетектор представлял собой кристалл сапфира, который крепился с помощью небольших, около миллиметра в диаметре шариков сапфира жестко, чтобы избежать так называемого «микрофонного эффекта». Из-за жесткого крепления в местах контакта с шариками в кристалле время от времени возникали трещины, что и регистрировалось как фоновые события. Когда сапфировые шарики заменили на пластиковые, фон сразу упал до ожидаемого уровня. Все вздохнули с облегчением, и, казалось, это конец истории.

Однако несколько лет спустя ученые вдруг осознали, что они имеют уникальный экспериментальный материал по образованию трещин. Так как скорость счета снизилась с тысяч событий в час до нескольких в день, практически все импульсы, записанные ранее, должны были быть обусловлены образованием трещин. И это были многие, многие тысячи событий, записанные с хорошим энергетическим и временным разрешением, в условиях низкого фона. Такая великолепная коллекция наблюдений трещин должна была представлять интерес для кого-нибудь из ученых. Действительно, еще несколько лет спустя, в Финляндии, они нашли соответствующих специалистов и начали анализировать данные.

В результате анализа стало ясно, что криодетекторы дают возможность развить новые технологии для изучения микроразрушений с непревзойденной чувствительностью, в десять миллионов раз выше, чем все предыдущие методы. Это уже уровень одного атома, т. е. можно зафиксировать разрыв всего лишь одной атомарной связи. Следовательно, в процессе изучения темной материи ученые неожиданно получили уникальный инструмент для исследований в материаловедении на уровне нанотехнологий.

Анализ показал, что в статистических свойствах возникновения микроразрушений есть поразительное сходство с землетрясениями. Несмотря на огромную разницу в шкале энергий и большие различия сапфира от земной коры, просматриваются даже количественные совпадения. Это удивительно и является вызовом для теории, так как, возможно, указывает на существование некоторого универсального механизма. Не исключено, что, если мы разберемся в данном механизме, это поможет лучше предсказывать землетрясения.

Это еще не вся история. По счастливому стечению обстоятельств, брат одного из лидеров коллаборации CRESST был микробиологом. Масс-спектрометрия с макромолекулами является ценным и часто используемым инструментом в молекулярной биологии. Но большие молекулы имеют маленькую скорость, и их очень трудно регистрировать обычными методами, которые требуют первичной ионизации в детекторе. Возникла идея для этой цели использовать криодетектор, для которого не важна скорость макромолекулы, а важно только количество выделенной ею энергии в детекторе. В этом смысле макромолекула с энергией 20 кэВ для криодетектора ничем не отличается от электрона с такой же энергией.

Таким образом, простая идея, что 20 кэВ=20 кэВ, привела к производству коммерческих устройств, которые очень перспективны в микробиологии и в медицине [6,7]. Можно привести и другие примеры практической пользы от фундаментальной науки [4], но это не главный ответ на вопрос «зачем нужна фундаментальная наука?».

На самом деле наличие фундаментальной науки гораздо сильнее влияет на жизнь общества чем это можно предположить чисто из технологических соображений. Дело в том, что фундаментальная наука -это важная часть общей культуры общества. Ее наличие указывает на высокоразвитое общество, на совсем другой уровень образования, мотиваций и жизненных установок членов этого общества. Иначе эту самую фундаментальную науку нельзя привить и культивировать. В примитивном обществе нет фундаментальной науки. Лживое коррумпированное общество не может поддерживать фундаментальную науку. Ее нельзя создать никакими средствами, получится всего лишь «наука самолетопоклонников», имитация настоящей науки: «У тихоокеанских островитян есть религия самолетопоклонников. Во время войны они видели, как приземляются самолеты, полные всяких хороших вещей, и они хотят, чтобы так было и теперь. Поэтому они устроили что-то вроде взлетно-посадочных полос, по сторонам их разложили костры, построили деревянную хижину, в которой сидит человек с деревяшками в форме наушников на голове и бамбуковыми палочками, торчащими, как антенны, -он диспетчер, — и они ждут, когда прилетят самолеты. Они делают все правильно. По форме все верно. Все выглядит так же, как и раньше, но все это не действует. Самолеты не садятся»

[8].

Дело в том, что человеческое сознание, которое определяет поступки, — дело тонкое. «Дурак видит не то же самое дерево, которое видит мудрец» (афоризм У. Блэйка).. И от того, каким содержанием наполняется коллективное бессознательное общества, зависит вся жизнь общества. Если из этого коллективного бессознательного изгнана фундаментальная наука, не будет и других проявлений культуры: «Рейтинг — это послание тупых тупым. Любую звезду можно сделать популярной, только что это за известность? Вот у Высоцкого был высочайший рейтинг и бешеная популярность. Так этот рейтинг был совершенно особенный, не такой, как сейчас. Рейтинг талантливого человека среди умных людей. Я же присматривался, я видел — он сам не осознавал масштабов своей популярности. И кто нам его представил? Кто нам его показал? Не он сам. Нам его подарила научная интеллигенция, для которой он начал петь! Эти все люди, которые делали атомную бомбу, эти все люди, которые оружие вырабатывали в борьбе с Америкой в почтовых ящиках, его услышали, записали и — подарили всем! Потому что рабочий класс, при всем преклонении перед Высоцким сегодня, не мог сразу его „раскусить“. Это могло сделать только высшее жюри — молодые люди, ученые, красивые, интеллектуальные. Чьи имена были в американских научных книгах. Которые сейчас живут где-то в Сан-Франциско, потому что уехали. И Высоцкого второго нет — потому что их тоже нет! Не может появиться второй Высоцкий, если нет такой публики! Как говорится, „рассмешить могу — смеяться некому!“

Они создавали и меня, они создавали Окуджаву. Сейчас их нет. Сейчас взамен ученой и интеллигентной публики прибыли администраторы радио, телевидения — порочный народ! Из такой породы — „всё ел, всё пил, всех имел“!» (М. Жванецкий) [9].

Для общества опасно, когда министр образования и науки РФ считает, что «высшая математика убивает креативность» [10]. Вы даже не представляете, насколько это опасно. Высшая математика, конечно, убивает креативность. Некоторое время назад мы смотрели фильм «Рейд на Энтеббе» о контртерористической операции израильских спецслужб в Уганде, куда террористы посадили угнанный самолет (об этой операции можно прочитать, например, в [11]).

Самым запоминающимся персонажем в этом фильме был угандийский диктатор Иди Амин (в исполнении американского актера Яфета Котто). Легендарный Иди Амин. Вот точно у кого высшая математика не подавляла креативности. До службы в британской армии он вообще был безграмотным. Но ничего, все равно оказался «не дурее других». Даже стал президентом Уганды. Правил страной он экстравагантно, на основе откровений, озаряющих его. Провозгласил себя пожизненным президентом Уганды. Присвоил много пышных титулов, таких, как «Завоеватель Британской империи в Африке вообще, и в Уганде в частности», «Король Шотландии» [12], «Повелитель всех зверей на земле и рыб в море». Был отменным спортсменом и большим шутником. Например, объявил войну Соединенным Штатам Америки всего лишь для того, чтобы на следующий день объявить себя победителем. Если вы думаете, что угандийскому народу жилось весело при таком эксцентричном правителе, посмотрите биографию Иди Амина [13], чтобы понять, что может случиться в стране, где человеческую «креативность» не ограничивает высшая математика.

Так мы подходим к основному ответу на вопрос «зачем нужна фундаментальная наука?» Фундаментальная наука нужна для того, чтобы в один прекрасный день мы, проснувшись, не обнаружили, что нами правит «Повелитель всех зверей на земле и рыб в море». Но это, в сущности, тот же самый ответ, что дал Роберт Ратбан Вильсон американскому Конгрессу.

1. A. Silverman. The magician: Robert Rathbun Wilson 1914−2000, CERN Courier, Mar 7, 2000, http://cerncourier.com/cws/article/cern/28 180

2. Н.В. Гоголь. Светлое Воскресенье, www.pravoslavie.ru/put/biblio/gogol/gogol29.htm

3. З.К. Силагадзе. Сколько ангелов может танцевать на булавочной головке? www.scientific.ru/journal/translations/angel.html

4. C.H. Llewellyn Smith (former Director-General of CERN). The use of basic science http://public.web.cern.ch/public/en/About/BasicScience1-en.html

Русский перевод: К. Льювеллин Смит, Чем полезна фундаментальная наука? www.jinr.ru/section.asp?sd_id=94

5. Б. Киви. Книга о странном. Гл. 5.4, www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Kivi/22.php

6. L. Stodolsky. Some Practical Applications of Dark Matter Research, http://arxiv.org/abs/0810.4446

7. E Previtali. 20 years of cryogenic particle detectors: past, present and future, www.bo.infn.it/sminiato/sm04/pa-per/ep/previtali.pdf

8. Р. Фейнман. Наука самолетопо-клонников, www.skeptik.net/pseudo/feynman1.htm

9. М. Жванецкий. Голые женщины страну не спасут! www.peoples.ru/art/literature/prose/humor/jvaneckiy/history7.html

10. Фурсенко хочет избавить российских школьников от высшей математики, www.rian.ru/society/20 090 211/161744109.html

11. Ури Дан. Операция «Энтеббе», http://lib.ru/MEMUARY/MEADEAST/dan.txt

12. Можно прочитать роман Ж. Фодена «Последний король Шотландии» http://amphora.ru/book.php?id=1736 или посмотреть одноименный фильм. За роль Иди Амина в этом фильме американский актер Форест Уитакер получил «Оскара».

13. Амин Иди. Статья в Википедии, http://ru.wikipedia.org/wiki/Амин Иди

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

trv-science.ru

Феномен науки. Как и зачем. Часть 2. Структура научного знания

Часть 1

Научная деятельность, независимо от области знания и предмета изучения,  функционально структурирована в отдельные типы (сферы) принципиально не сводимые друг к другу. Известны три типа научной деятельности.

 Первый тип – это поисковая наука, занятая именно поиском новых фактов, закономерностей и явлений, не известных ранее, на основе которых и могут быть явлены миру новые возможности. Школьным примером поисковой науки являются исследования электрических явлений, осуществлявшиеся, например,  Кулоном или Фарадеем. Другим примером поисковой науки являются работы по открытию и изучению свойств различных химических элементов и их соединений, осуществлявшиеся Лавуазье и многими сотнями  его коллег.

Второй тип – это наука фундаментальная, она же университетская. Функцией фундаментальной науки является систематизация, углубление  и сохранение добытых знаний, и передача их следующим поколениям (обучение). Фундаментальная наука занята постройкой и постоянной достройкой полной и непротиворечивой пирамиды знаний из тех кирпичиков и блоков, что поставляет поисковая наука. Каждое новое знание, добытое поисковой наукой, включается в эту пирамиду, получает там своё место, своё обоснование и свою логически непротиворечивую связь с другими знаниями. Естественным и обязательным продолжением работы по созданию фундамента науки является написание учебных курсов по конкретным дисциплинам и конкретным отраслям знания.

Общеизвестным и весьма показательным примером фундаментальной науки являются работы Джеймса Максвелла, сформулировавшего уравнения Максвелла – четыре математически лаконичных и строгих уравнения электродинамики, вмещающие в себя все открытые на момент их создания законы электричества.

Другим примером работы фундаментальной науки является создание периодической системы элементов Менделеева, систематизировавшей существующие на момент её создания знания о структуре материи.

И тот и другой примеры представляют собой высшие достижения фундаментальной науки. В обоих случаях от создателей потребовалось, с одной стороны, освоение и обобщения огромнейшего фактического материала, добытого другими исследователями. А с другой стороны, этот материал был переработан на высочайшем уровне креативности, что создало мощный импульс для дальнейшего развития многих отраслей науки – химии, физике и ядерной энергетики применительно к периодической системе Менделеева, электродинамики и её приложений в радиотехнике и электротехнике применительно к уравнениям Максвелла.

Третий тип науки – прикладная наука – решает  вполне очевидные задачи практической реализации новых возможностей, найденных и осознанных наукой. Типичными примерами прикладных наук являются радиотехника, ядерная энергетика или информатика, которые меньше чем за столетие принципиально изменили не только жизненный уклад земной цивилизации, но и, вероятно, само мировоззрение человечества именно через широкое практическое использование новых, ранее неизвестных возможностей.

За многовековой опыт работы науки выявилась принципиальная разница и в менеджменте и в финансировании и в требованиях к одаренности и подготовке кадров различных типов науки. Далеко не всегда хороший преподаватель и систематизатор (фундаментальная наука) может успешно работать в поисковой или прикладной сферах. Равно как выдающийся инженер-исследователь (поисковая наука) нечасто может создать хороший учебный курс (фундаментальная наука), или провести эффективную НИОКР (прикладная наука).

Но, с другой стороны, самые выдающиеся результаты в любом из типов науки подозрительно часто достигаются именно специалистами, свободно работающими в смежных сферах.

Вполне очевидно, что границы между тремя указанными типами расплывчаты. Различные типы научной деятельности следует рассматривать, скорее, как различные органы единого организма – науки. В том смысле, что отсечение любого из этих органов резко снижает жизнеспособность всего организма. В этом плане все три типа науки равно важны.

Тем не менее, следует отметить, что в случае ликвидации поисковой или прикладной науки, возможна интеллектуальная и кадровая регенерация научного организма до полноценного уровня. А вот кадровое и материальное уничтожение фундаментальной науки означает цивилизационную катастрофу для любого замкнутого сообщества. Весь огромный массив научных знаний, созданный  сообществом, систематизирован и сохранён именно фундаментальной наукой. С исчезновением фундаментальной науки он необратимо теряется, и общество неизбежно деградирует.

 Основания и алгоритмы организации прикладной и фундаментальной науки вполне понятны. Применительно к прикладной науке логика организации исследований  такова.

В основе разработки и промышленного изготовления любых изделий всегда лежат три  главные составляющие – элементная база, технологическая база и интеллектуальная база (база технических решений).

В реальном процессе производства изделий возможности трёх указанных баз реализуются только в той мере, в какой они соответствуют друг другу. Невозможно эффективно использовать даже самые совершенные элементы, если отсутствует или недоступна надлежащая технология и/или не разработаны технические решения их использования.

Совершенствование и развитие этих трёх баз является содержанием и целью прикладных исследований, обслуживающих данную отрасль. Гармонизация возможностей баз, углубление их взаимного соответствия определяют стратегию прикладных исследований, актуальность и очередность конкретных задач прикладного исследования.

Применительно к организации фундаментальной науки прекрасной иллюстрацией является работа Льва Ландау. Пётр Капица на основе чётко и внятно проведённых экспериментов выявил феномен сверхтекучести (поисковая наука), который никак не вмещался в существующую физическую парадигму. Понадобилась квалификация и аналитический гений Ландау, чтобы вписать сверхтекучесть в существующую пирамиду знаний. В остальное время, когда столь крупных заказов на «достройку пирамиды физического знания» не было, Ландау системно работал над созданием курса лекций по теоретической физике.

Структурно прикладной наукой призваны заниматься ведомственные НИИ. Они ей и занимаются – в той мере успешно, в какой вообще успешно функционирует экономика.

Фундаментальной наукой объективно должны заниматься университеты. Они эти вопросы активно решают применительно к задачам написания учебных курсов. Назвать эти новые курсы развитием фундаментальной науки лично мне весьма сложно. Но бесспорно, что эта деятельность относится к сфере фундаментальной науки.

По логике вещей поисковой наукой должна заниматься Академия Наук РФ. Она и занималась этими вопросами до Второй мировой войны и атомной бомбы. Но объективные приоритеты выживания государства привели к вымыванию функций поисковой науки из задач АН и их замещению вопросами прикладной науки (прежде всего военной – атомная бомба, радары и т.д.).

Неизбежно среди академиков сформировалось большинство, состоящее из  «крупных организаторов науки» (по факту – директоров крупных предприятий и крупных чиновников Правительства), которым самой наукой заниматься было уже не с руки. На уровне Правительства формулировать и отстаивать интересы и приоритеты поисковой науки возможностей уже не было. В результате фактически исчезли отечественные научные школ во многих отраслях знания – в механике, информатике, биологии и т.д. Функции научных школ по добыванию новых знаний более или менее успешно выполняли структуры, осуществлявшие промышленную и научную разведку.

В конечном итоге сам термин «поисковая наука» фактически выпал из риторики  управленческой среды. Лично мне он встретился только единожды и весьма недавно в одном из программных заявлений В.В.Путина. Что, конечно, радует.

Чем сейчас занимается АН РФ, известно, наверное, только самой АН РФ. В частном разговоре с сотрудником АН всплыла формулировка – «всем понемногу». В смысле – всем, на что удается найти финансирование. Факт, что работы в области поисковой науки, мягко говоря «недостаточно эффективны», а в плановом порядке просто отсутствуют, подтверждается и вполне понятными призывами руководства к инновационному развитию и модернизации промышленности. И не вполне понятными акциями по созданию структур типа Сколково.

Самая главная проблема современной российской науки – это минимизация, фактически потеря её поисковой составляющей, создающей новые возможности. Американцы первыми осознали колоссальную важность именно поисковой науки и создали, по сути, социальный анклав равно удалённый и от промышленности, и от академической среды – Кремневую долину. Вопросы финансирования работ в Кремниевой долине фактически не обсуждаются. Но известно, что реальный положительный эффект там имеет только одна из семи-девяти проплаченных работ. То есть Кремниевая долина попросту залита деньгами. При этом имеет место достаточно жёсткий этический корпоративный контроль за работой учёных.

Россия долларов не печатает и обеспечить такой уровень финансирования поисковых разработок, конечно, не может. Следовательно, нам необходимы эффективные, понятные и реализуемые практически процедуры выбора приоритетных направлений финансирования поисковой науки.

Далее – Часть 3.  Планирование и финансирование поисковой науки.

www.odnako.org

Предложения со словосочетанием ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА

Изучение культуры вообще, её понятия, формирования её различных видов образуют более широкую и фундаментальную науку — культурологию. Система теоретического и практического человекознания для будущего человечества не менее важна, чем фундаментальные науки о природе. Таким образом, национальная экономика фактически является составной частью экономической теории как фундаментальной науки о хозяйстве. Это же созидательная сфера, сродни фундаментальной науке, но даже ещё более традиционная, так как речь идёт не о законах физики, а о человеческой душе. Что ж, фундаментальная наука — двигатель прогресса.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: пацанёнок — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

И это распространялось не только на фундаментальные науки. Однако с развитием фундаментальной науки новое поколение исследователей принялось переворачивать эти укоренившиеся представления с ног на голову. Не уделять сегодня особого внимания развитию фундаментальной науки — значит лишать страну будущего! Экология является фундаментальной наукой, одним из подразделений биологии. Естественно, фундаментальная наука в загоне. Почему тормозит российская фундаментальная наука, и совсем упало без признаков прогресса отраслевое производство прикладного знания. По мере развития своего концептуального аппарата эргономика рассматривалась как прикладная наука, фундаментальная наука, неклассическая наука. Та же ситуация наблюдается в любой фундаментальной науке. Следующее подразделение тёмного воинства — представители так называемой фундаментальной науки. Таким образом, после 300-летнего отторжения фундаментальная наука принялась за изучение эмоций. Современная фундаментальная наука не оставляет нам выбора. Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы и культуры. Цель прикладных наук — применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Партия, в нашем лице, всегда поддерживала фундаментальные науки на высоте, но не стоит забывать, во что это всё обходится, выражаясь в наших рублях. Человек, рождённый под влиянием этого гения, обладает пытливым умом и склонностью к фундаментальным наукам. Сама жизнь выдвинула теорию государства и права в число фундаментальных наук. Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций. В качестве самостоятельной дисциплины конфликтология сложилась лишь к середине XX в., выделившись из двух фундаментальных наук: социологии и психологии. Не люблю их, но тут ничего не поделаешь, фундаментальная наука без поддержки государства невозможна. Нужна фундаментальная наука, покрывающая широкий спектр исследований, а вы урезали ассигнования на 5, 3 миллиарда. Но в любом смысле технологии обеспечиваются прикладными науками, а прикладные науки обеспечиваются фундаментальными науками. При этом фундаментальная наука, будучи задушенной или вульгаризированной, больше не восстанавливается. Открытия и достижения фундаментальных наук являются определяющими в формировании естественно-научной картины мира, в изменении парадигмы научного мышления. Я и весь круг моих друзей занимались фундаментальной наукой. Можно остановиться на первоначальном представлении о методологии как общей теории методов, используемых в философии, логике и других фундаментальных науках. Даже в министерстве изначально шла фундаментальная наука, а затем уже развивалось всё остальное. И фундаментальная наука не обошла эту тему стороной. С позиций фундаментальной науки это очень важно: необходимо определить, чем отличается неправда от вранья, враньё от обмана, обман ото лжи и т. Но в том-то и фокус, что фундаментальная наука как раз и не отрицает возможности путешествия во времени. Это породило новые фундаментальные науки, плоды которых успешно используются и развиваются в современном мире… Судить о вкладе этих, ведущихся уже треть века, интенсивных работ в фундаментальную науку пока рано. Ещё бы: такая фундаментальная наука и вдруг… занимательная физика! Материализм на современном этапе развития человечества существует как невежественный пережиток и давно уже находится за пределами фундаментальной науки. Мы не можем отразить атаку, не восстановив нашу полуразрушенную фундаментальную науку. Но чтобы заниматься фундаментальной наукой, нужно отдавать ей всего себя. Но для этого нужен помощник — страна с развитой фундаментальной наукой. Такими фундаментальными науками общепринято считать философию, формальную логику, психологию и, естественно, язык. Необходимо решить проблему интеграции науки и производства, проблему инновационного процесса в целом. Это необходимо для выживания фундаментальной науки. Отнесение информатики к фундаментальным наукам отражает общенаучный характер понятия информации и процессов её обработки. Таким образом, нацистам не удалось создать условия для развития фундаментальной науки. Такое стремление соответствует психотипу, типу интеллекта тех учёных, которые в своём развитии идут вслед за открытиями в фундаментальной науке. Проблема у нас ещё с советских времён была и осталась в отсутствии прочной связи между фундаментальной наукой, прикладными исследованиями и промышленностью. Многих тревожит растущий отрыв фундаментальной науки от массового сознания.

kartaslov.ru

Фундаментальные исследования, фундаментальная наука \ Книга Разума

Фундаментальная наука — это наука ради науки. Это часть научно-исследовательской деятельности без определенных коммерческих или других практических целей,

Фундаментальная наука — это наука, имеющая своей целью создание теоре­тических концепций и моделей, практическая применимость которых неочевидна (Титов В.Н. Институциональный и идеологический аспекты функционирования науки // Социол. исслед.1999. № 8.с.66).

Согласно официально принятому ЦСУ РФ определению:

  • К фундаментальным исследованиям относятся экспериментальные и теоретические исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих зна­ний. Их результат — гипотезы, теории, методы и т.п. …Фундамен­тальные исследования могут завершаться рекомендациями по постановке прикладных исследований для выявления возможностей практического использования полученных результатов, научными публикациями и т.д.

Национальным научным фондом США дано такое определение понятия фундаментального исследования:

  • Фундаментальные исследования — это часть научно-исследова­тельской деятельности, направленная на пополнение общего объема тео­ретических знаний… Они не имеют заранее определенных коммерческих целей, хотя и могут осуществляться в областях, интересующих или спо­собных заинтересовать в будущем бизнесменов-практиков.

Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию.

Естествознание — пример фундаментальной науки. Оно направлено на познание природы, такой, как она есть сама по себе независимо от того, какое приложение получат его открытия: освоение космоса или загрязнение окружающей среды. И никакой другой цели естествознание не преследует. Это наука для науки, т.е. познания окружающего мира, открытия фундаментальных законов бытия и приращения фундаментальных знаний.

Фундаментальная и академическая наука

Фундаментальную науку за то, что она развивается главным образом в университетах и академиях наук, часто называют еще академической. Академическая наука, как правило — фундаментальная наука, наука не ради практических приложений, а ради чистой науки. По жизни это часто действительно так, однако «часто» не значит «всегда». Фундаментальные и академические исследования — разные вещи. См.→

knigarazuma.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *