К вопросу о диагностике виктимного поведения в группах подростков с задержкой психического развития
Гусева Алина Вадимовна, Магистрант 1 года обучения, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, СанктПетербург[email protected]
К вопросу о диагностике виктимного поведения в группах подростков с задержкой психического развития
Аннотация.Данная статья
посвящена одному из мало разработанныхвопросов коррекционной психологиии специальной педагогики–изучениюпроявлений виктимного поведения у подростков с задержкой психического развития поведения. В условиях инклюзивного образования данная категория детей может представлять группу риска с точки зрения возможностей школьной травлисо стороны сверстников и негативно сказываться на их дальнейшей социализации.Ключевые слова:буллинг, виктимность, виктимное поведение,диагностика, задержка психического развития, подростки, инклюзивное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья.
Данное исследованиеобусловленоособой значимостью актуализации «человеческих ресурсов» современного российского общества. На фоне происходящих в современном мире социокультурных изменений, роста социальной напряженности отмечается ослабление адаптационного потенциала человека, что проявляется в расширении спектра социальнострессовых расстройств, распространении асоциальных форм поведения личности. Это обусловливает повышенный интерес исследователей кизучению факторов дезадаптации личности. В последнее время особое внимание уделяется феномену виктимности. Термин «виктимность»был введёнв 70х годах XXвекаоснователем советской виктимологии Л. В. Франком, который определял виктимность, как реализованную преступным актом «предрасположенность» стать при конкретных обстоятельствах жертвой преступления или, подругому, неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима[1].В целом, в современных исследованиях виктимность рассматриваетсякак отклонения в поведении, психологии личности, социальной общности и как отклонение определённых социокультурных характеристик индивидуального и группового сознания в целом(И.
В данном исследовании виктимность или виктимное поведение рассматривается как устойчивая личностная особенность, обусловленная особым сочетанием индивидуальнотипологических, характерологических детерминант, взаимодействующих с внешними факторами, не всегда связанными с ситуациями насилия, но способствующими виктимной активности, находящей воплощение в ролевом виктимном поведении (игровой или социальной ролях жертвы).Расширением понятия виктимности является понятие виктимизации, которое означает процесс или результат повышения уровня виктимности лица и общества. Реализация процесса виктимизации как подвижного и динамичного явления в большинстве своем оказываются обусловленной взаимодействием различных составных компонентов. Условиями виктимизации могут быть разнообразные явления объективного и субъективного характера, которые наращивают степень виктимности, существенно облегчают возможность возникновения конфликтов, нагнетают расширение виктимогенной ситуации.
занимают позицию «жертвы», которая характеризуется конформным типом личности, недоразвитостью социальных навыков. Таким подросткам также свойственно преобладание агрессивного поведения в ответ на защиту от воздействия окружающей среды, они лишены настойчивости, не умеют демонстрировать уверенность и отстаивать ее. Остальные 38% занимают позицию «агрессора» и оставшиеся 2% позицию наблюдателей.Таким образом, полученные эмпирические данные свидетельствуют о том,что предельные значения (выше и ниже нормы) в группеподростков с ЗПР проявились в тех шкалах, которые максимально приближеныи соответствуют проявлениямвиктимного поведения. Выявленные тенденции могут свидетельствовать осуществующемрискевозникновения виктимного поведения в исследуемых группах испытуемых.
При этом, результаты корреляционного анализа (коэффициент Спирмена) показал наличие статистически значимыхсвязей показателей двух шкал по методике склонности к виктимному поведению О. О. Андронниковой.Так, выявлены взаимосвязи между показателями по шкале «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» (методика О. О. Андронниковой) и показателем позиция«жертва»(p≥ 0,01), показателем шкалы«склонность к гиперсоциальному поведению» и позицией «жертва» (p≥ 0,01). Таким образом, результаты проведенного нами исследования показали наличие у подростков с ЗПР склонности к виктимному поведению, чтообуславливает
необходимость профилактики виктимизации их личности, коррекции неконструктивных форм поведения, которые могут создавать риск для детей с ЗПРстановится жертвами буллинга.Обучение ребенка с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования предполагает не только учет особенностей его психофизизического развития, актуальных возможностей, но и создание благоприятной образовательной среды, обеспечивающей развитие его личности, успешную социальную адаптацию. Особое внимание следует уделять формированию у подростков чувствасобственного достоинства и положительногосамоотношения, позитивного отношения к другим людям, принятие других людей, способности к самостоятельному принятию решений, способностипреодоления негативных эмоциональных переживаний (страх, негативизм, агрессия и др.). При грамотно составленной и своевременной профилактике можно будет избежать виктимизации как личности, так и коллектива подростков с задержкой психического развития.
Ссылки на источники1.МалкинаПых, И. Г. Психология поведения жертвы. / И. Г. МалкинаПых. –М.: Издво Эксмо, 2006. –1008 с: ил. –(Справочник практического психолога).2.Клейберг, Ю. Психология девиантного поведения./ Ю. Клейберг. М.: Изд. Творческий центр, 2011. –160 с.3.Варчук Т.В., Вишневецкий К.В. Виктимология. Изд.: ЮНИТИДАНА, Закон и право; 2008 –191с.4.Андронникова, О.О. Тест склонности к виктимному поведению. // Развитие гуманитарного образования в Сибири / О.О. Андроникова. Сб. науч. тр: В 2 ч. Новосибирск: НГИ, 2004. Вып. 9.4. 1. –99 с.5.Мудрик, А. В. Социальная педагогика. / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия». –2005. –200 с.6.ФоминыхЕ.С. Жизненные ценности как психологические индикаторы виктимности студентов с ограниченными возможностями здоровья.Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук Выпуск № 22 / 20147.Лига, М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности Текст.: монография / М.Б. Лига; под ред. проф. М.В. Константинова. М. : Гардарики, 2006. 223 с.8.Выготский, Л. С. Основы дефектологии. / Л. С. Выготский. М.: Лань, СПб, 2003. –654 с.9.Тригер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р. Д. Тригер. –М.: Питер, СПб, 2008. –192 с.10.Лейн Дэвид, А. Детская и подростковая психотерапия / Под ред.Д.Лейна, Э.Миллера; Пер.с англ.Н.А.Мухиной. —СПб : Питер, 2001. —438 с.11.Руденский, Е. В. Культурогенетическая концепция социальнопедагогической виктимологии личности подростка. / Е. В. Руденский –М. :Издательство НГПУ, Новосибирск, 2009. –160 с12.Растимешин, Д. Буллинг и как с ним бороться / Д. Растимешин // Семья и школа. —2005. —№12. —С.14.
Профилактика виктимного поведения подростков — Информио
В настоящее время все более становится интересна проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению [6]. В настоящее время проблемой изучения эмоционального интеллекта занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Р. Бар-Он, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие, несмотря на то, что данная область является сравнительно молодой.
Особенностью современного развития российского государства является движение к социальным ориентирам, предполагающим создание благоприятных условий для гуманизации общества. Происходящие в государственных масштабах инновации обусловливают комплексные социально-психологические, медико-экологические и другие последствия, меняющие среду развития личности. Поскольку становление личности в онтогенезе определяется воздействием внешних и внутренних факторов и условий, изменение этих факторов не всегда приводит к прогнозируемым результатам. Трансформация внешних условий влечет самые различные негативные последствия в формировании личности подростка [1]. Одним из таких последствий является проявление виктимное поведение личности подростков.
Рассмотрев различные подходы к пониманию виктимности (В.П. Коновалов, В.И. Полубенский, Д.В. Ривман, В.Я. Рыбальская, А.Л. Ситковский, В.С. Устинов, Л.В. Франк, В.Е. Христенко и др.) можно сказать о присутствии различий в определении основных виктимологических терминов и понятий, механизмов проявления виктимного поведения. Более того, анализ литературы по проблеме виктимологии дает возможность отметить неоднозначность методологических подходов к исследованию этого феномена, отсутствие научно обоснованных программ профилактики и коррекции, условий и факторов проявления виктимности. Так же стоит отметить недостаточную обеспеченность практической деятельности психологов и педагогов по всестороннему изучению виктимного поведения как теоретично, так и методично.
Виктимность понимается нами как совокупность свойств человека, обусловленных комплексом социальных, психологических и биофизических условий, способствующих дезадаптивному стилю реагирования субъекта, приводящему к ущербу для его физического или эмоционально-психического здоровья [3]. Виктимное поведение – как отклонение от норм безопасного поведения, реализующееся в совокупности социальных, психических и моральных проявлений (Андроникова О. О.). Итак, многие ученые рассматривают виктимное поведение как девиантное (Андроникова О. О., Антонян Ю. М., Морозова Н. Б., Мудрик А. В., Полубинский В. И., Репецкая А. Л., Ривман Д. В., Рыбальская В. Я., Сафиуллин Н. Х. и др.) [7].
Проблемы предупреждения виктимизации поведения людей необходимо решать, как можно раньше и направлять профилактические мероприятия на более уязвимые категории населения – детей и подростков. Однако вопрос изучения психологических факторов виктимного поведения, предупреждения виктимизации поведения подростков, разработки мероприятий психологической профилактики их виктимного поведения, психологической коррекции и психологической реабилитации наиболее виктимизированных подростков сегодня остаются вне поля зрения. Поэтому, одним из самых актуальных заданий настоящего относительно обеспечения гармоничного развития детей и подростков является необходимость разработки специальных превентивных мероприятий по предупреждению их виктимизации, организация которых должна осуществляться на основании результатов детальных исследований психологических факторов их виктимного поведения.
Все чаще в настоящее время дети и подростки становятся жертвами жестокого обращения и насилия, преступлений. К сожалению, проблема насилия и виктимности подростков далека от решения, но прочно заняла свое место среди других актуальных проблем психологической науки.
Опираясь на современные данные, можно сказать, что под виктимностью подростков понимается своего рода способность стать жертвой негативных явлений. Подросток ею еще не стал, но в его личности имеются определенные качества, делающие его при определенных обстоятельствах жертвой, причем скорее и легче, чем другого, у кого этих качеств личности нет [5].
Определенные виды виктимности предопределенные наличием у них индивидуальных виктимогенных качеств и свойств, которые детерминируют становление и закрепление разных видов их виктимного поведения, свойственны подросткам.
Виктимные подростки не делают выводов из предыдущих ошибок, подолгу находятся под влиянием чувств, склонны к импульсивным поступкам. У таких подростков отсутствуют положительные ожидания, связанные с социальными контактами. Неумение понимать собственные эмоции, увлечение своими интересами, может привести к депрессии или стрессовому состоянию. Виктимные подростки могут вести себя оскорбительно с окружающими, не задумываясь и лгут в своих интересах, обладают плохой способностью к точному оцениванию эмоционально насыщенной ситуации. Обладают низким порогом переносимости разочарования, импульсивности. При возникновении эмоционально травмирующей ситуации на передний план выходит взрывное и непредсказуемое поведение. Склонны к излишней твердости и упрямству, в межличностных взаимоотношениях.
В механизме подростковой виктимизации принимают участие по меньшей мере четыре компонента: 1) ситуативные факторы виктимогенного характера; 2) виктимогенные индивидуально-психологические особенности; 3) специфическое психоэмоциональное состояние человека; 4) виктимное (виктимогенное) поведение. При этом может иметь место сложное сочетание всех отмеченных компонентов, что определяет наибольшую интенсивность процесса виктимизации поведения детей и подростков [3].
По разным критериям можно выделить специальную и общую виктимность: ситуативную, личностную и ролевую, физическую, имиджевую, статусную, возрастную, гендерную, семейную [4].
Подводя итог, можно сказать, что исследование и анализ совокупности виктимогенных свойств подростков, психологических факторов становления их виктимного поведения позволяет не только определить наличие потенциальных видов виктимности у конкретных подростков (а, следовательно, и причины их виктимизации), но и дифференцировано определить пути профилактики их виктимного поведения, среди которых выделяются мероприятия первичной и вторичной виктимологической профилактики. В указанной системе профилактических мероприятий основной акцент, на наш взгляд, должен быть смещен на психокоррекционную работу, поскольку именно индивидуально-личностные качества подростков, как ведущие психологические факторы, способствуют становлению их виктимного поведения.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Профилактика виктимного поведения подростков
10 признаков того, что у вас на работе менталитет жертвы
WWSFPROДжошуа Миллер
Джошуа Миллер
Коучинг лидеров из списка Fortune 500 путем улучшения их МЫШЛЕНИЯ, НАВЫКОВ + ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ, чтобы они руководили ЦЕЛЬЮ 🔴 Тренер по лидерству | Лучший…
Опубликовано 12 марта 2017 г.
+ Подписаться
Мышление жертвы размывает человеческий потенциал. Не беря на себя личную ответственность за наши обстоятельства, мы значительно уменьшаем нашу способность их изменить. — Стив Мараболи
Быть жертвой отстойно.
Играть жертву на рабочем месте — это работа, на которую никто никогда не претендовал, но, к сожалению, многие люди часто оказываются в центре внимания и готовы взять на себя эту роль.
Дело в том, что все мы в какой-то момент жизни являемся жертвами человека, места или ситуации. Любой, кто говорит иначе, скорее всего, становится жертвой, когда ему задают вопрос.
Консультируя кого-то на рабочем месте по какой-либо проблеме, я стараюсь выяснить, где этот человек мог принять менталитет жертвы, а также влияние и цену, которую это оказывает на него и окружающих. Я понял, что в жизни есть два типа жертв:
- Те, кто принимает это на мгновение, учатся на собственном опыте и идут дальше.
- Те, кто принимает это на всю жизнь, отказываясь двигаться дальше и собирая доказательства того, почему их жизнь воняет.
- Сводка : Некоторые люди создают свои собственные бури, а затем расстраиваются, когда идет дождь
Что такое менталитет жертвы?
- Лица, склонные к самобичеванию (также известный как игра в жертву) делают это по разным причинам: чтобы контролировать или влиять на мысли, чувства и действия других людей; оправдывать жестокое обращение с другими; добиваться внимания; или, как способ справиться с ситуациями. Хотя они действительно могут изменить обстоятельства, чтобы не стать жертвой, они не воспользуются этой возможностью, потому что хотят играть роль и казаться жертвами для других и самих себя.
Вы жертва на рабочем месте?
Очевидно, я понятия не имею, знаете только вы, но есть способы диагностировать, что вы можете чувствовать, чтобы лучше понять вашу ситуацию и образ мыслей. Возможно, вы даже читаете это прямо сейчас, чувствуя себя паршиво из-за чего-то конкретного для работы. Может быть, плохая презентация, плохая оценка работы или взаимодействие с коллегой, которое пошло наперекосяк — в любом случае помощь есть, и она начинается с понимания признаков принятия менталитета жертвы. Я провел исследование, и вот 10 общих предупреждающих признаков того, что вы играете роль жертвы на рабочем месте:
- Вы жалуетесь (много). Если вы постоянно жалуетесь на свою работу, зарплату или несправедливую жизнь, люди не захотят проводить с вами время, не говоря уже о том, чтобы включать вас в проекты или групповые мероприятия. Жертвы жалуются на жалобы, а затем жалуются, что не могут перестать жаловаться. Факт: жалобы быстро надоедают.
- Вы завидуете. Если вы чувствуете зависть, когда ваш коллега (и, возможно, ваш друг) получает повышение на работе, это, скорее всего, приведет к проблемам. Важно праздновать с коллегами и радоваться за них, когда они добиваются успеха. Это хорошая карма для вас и вашей карьеры. Если вы всегда чувствуете зависть, возможно, пришло время больше сосредоточиться на своих сильных сторонах, а не на слабостях. Правда в том, что нам всем чего-то не хватает по сравнению с другими. Ни у кого нет всего этого.
- Вы уклоняетесь от ответственности. Это классический признак виктимного поведения. Жертве трудно признать, что она способствовала возникновению проблемы, и взять на себя ответственность за обстоятельства, в которых она находится. Вместо этого они указывают пальцем или просто игнорируют свою роль в сохранении проблемы. Они не говорят открыто: «Я жертва», а вместо этого косвенно посылают сообщение о том, что они мученики.
- Вам жаль себя. Жертвы имеют привычку жалеть себя. Поскольку другие люди обычно не проявляют к ним сочувствия или сочувствия, они пытаются отдать их себе только для того, чтобы потенциально казаться другим незрелыми. Это еще больше заманивает их в ловушку роли жертвы и отчуждает от работы.
- Вы держите обиды. Жертва любит цепляться за старые обиды, особенно на рабочем месте. Они носят их с собой, как оружие, на случай, если кто-нибудь когда-нибудь попытается привлечь их к ответственности за что-либо. Жертва будет вспоминать старые воспоминания и события, в которых она, вероятно, была законно ранена, но использует их как причину, по которой она не может изменить свое отношение, свою жизнь или свои обстоятельства в настоящем.
- Вам не хватает уверенности в себе. Жертва на самом деле не верит, что может контролировать свою жизнь, поэтому изо всех сил пытается заявить, что ей нужно, чего она желает или, возможно, заслуживает. Они обычно изображают покорность и пассивность, когда их призывают, и смотрят в другую сторону во времена лидерства. Это наносит ущерб их самооценке, личному развитию и окружающим.
- Вы не доверяете другим. Эта проблема связана не только с недоверием к другим, но и с неверием жертвы в то, что они сами заслуживают доверия. Жертва делает предположение, что другие люди точно такие же, как они — ненадежные, что создает страх и токсичность в культуре рабочего места.
- Вы поощряете оскорбительное поведение. В отношениях у жертв нет чувства границ. Они не знают, когда сказать «хватит», и им не хватает способности создавать здоровые эмоциональные и физические границы.
- Вы больше не выкладываетесь на 100%. Быть несчастным — это то же самое, что сдаться. Это выбор, который вы делаете каждый день, чтобы не попробовать что-то. Несчастные люди часто уходят (намного) слишком рано, лишая себя возможности расти, учиться и создавать счастье. Когда мы знаем, из чего мы сделаны, это придает нам уверенности в том, что мы пробуем чаще. Не сдавайся.
- Вы заботитесь (слишком сильно) о том, что думают другие. Невозможно быть счастливым, если тратишь бесполезное время на размышления о посторонних суждениях. На рабочем месте будут люди, чье мнение имеет значение, и вы должны уважать этих людей, но никогда не позволять им бить вас. Будьте тверды в своих собственных убеждениях, чтобы, когда люди судят, вы могли оставаться уверенными.
Заключительные мысли: Помните, что каждая ситуация предлагает жертве в нас все возможности измениться и вырасти. Мы все должны научиться избегать ловушки убеждения, что мы единственные, кто попал в трудные или несправедливые обстоятельства. Есть способы бороться с этим мышлением. Прочтите эту статью Huff Post «Как перестать чувствовать себя жертвой» и начните восстанавливать свою силу и дух уже сегодня.
Вам слово: Как вы поступаете с жертвами на рабочем месте?
Пожалуйста, оставьте свой комментарий ниже, так как ваши идеи очень ценятся и дают возможность учиться для всех, кто читает эту статью.
С руководством,
Джошуа / www.JoshHMiller. com
Пожалуйста, «подпишитесь» на меня, если вы хотите узнать больше в будущем.
Другие недавние и популярные посты от Джошуа Миллера: 11 способов распознать подлинное лидерство. • 15 вещей, за которые никогда не стоит извиняться. • 10 черт, которые излучают очень уверенные в себе женщины. 6 причин, почему вы должны присоединиться к группе вдохновителей • Как улучшить свое исполнительное присутствие и командовать комнатой • 8 типов коллег, которые могут подорвать вашу продуктивность
Когда деньги не имеют ценности
8 декабря 2022 г.
Как маленькие жесты создают лояльных клиентов
2 ноября 2022 г.
Выгорание лидерства
20 октября 2022 г.
Почему нетрадиционные времена требуют нестандартного мышления
29 сент. 2022 г.
Почему сильные ценности создают более сильных лидеров
24 августа 2022 г.
20 лучших учебных курсов Linkedin 2022 года (Спойлер: мой курс был №6)
2 августа 2022 г.
Почему управление своими страхами — это работа на полную ставку
4 июня 2022 г.
Мышление роста и сила «пока»
4 марта 2022 г.
Как развить свои лидерские качества
7 февраля 2022 г.
Правда о выполнении своих новогодних обещаний
21 января 2022 г.
Другие также смотрели
Исследуйте темы
Что такое «комплекс жертвы» и почему люди его испытывают?
Черта личности, заставляющая людей думать, что они постоянно становятся жертвами вредоносных действий других, не по своей вине, даже если им представлены доказательства, свидетельствующие об обратном, называется «комплексом жертвы», или «комплексом жертвы». менталитет» психологов.
Хотя большинство людей испытывает жалость к себе и бессилие, особенно в трудные времена, это чувство мимолетно и временно. Но для человека с менталитетом жертвы чувства жалости к себе, беспомощности, пессимизма и отчаяния гораздо более обычны и постоянны. Однако, в то время как менталитет жертвы является постоянным состоянием для некоторых, чувство беспомощности может быть более прерывистым для других, но оно продолжает возвращаться.
Но что делает человека восприимчивым к комплексу жертвы?
Менталитет жертвы часто является результатом травмирующих переживаний, таких как жестокое обращение или тяжелое заболевание, особенно в начале жизни человека, когда он чувствует себя жертвой, а не ответственным. Эмоциональная боль, которую они испытывают в результате, помимо ощущения себя в ловушке и беспомощности, может нарушить их чувство контроля, заставляя их смириться с мыслью, что с ними случаются плохие вещи, и они беспомощны перед лицом этих переживаний.
Связано с The Swaddle:
«Эффект прожектора» — это когда вы думаете, что люди замечают ваши недостатки больше, чем они есть на самом деле
созависимые отношения с опекунами. Нахождение в созависимых отношениях часто приводит к тому, что люди постоянно идут на жертвы ради своего партнера или зависят от него в своем счастье, что заставляет их чувствовать себя разочарованными, обиженными, менее контролируемыми и более беспомощными.
Вера в то, что они бессильны и что с ними будут продолжать происходить плохие вещи, не зависящие от них, становится их механизмом преодоления трудностей, которые подбрасывает им жизнь. «Такой лихорадкой можно разбить надежды и опустошить человека. Так почему бы просто не избежать всей этой неразберихи, просто оставаясь вечной жертвой? …[Если] кто-нибудь когда-либо предложит [им] какие-то варианты изменения этой жизни, жертва, как классически, вернется с длинным списком «да, но но»», — написала Энн Мэтьюз, когнитивный терапевт, в Psychology Today.
Психика жертвы также может развиваться как приобретенная поведенческая черта. Во время взросления, если человек замечал, что его опекуны постоянно прибегают к самопожертвованию, или если единственным способом получить внимание и заботу опекунов было оскорбление, он часто перенимает такое поведение и переносит его во взрослую жизнь.
Но, поскольку люди часто развивают менталитет жертвы как механизм выживания, они также не желают с ним расставаться, потому что он действует как их защитное одеяло. «Жизнь [им] просто тяжелее, чем другим — [они] не знают почему — но это так. [Они] могут приводить всевозможные обоснования для этого утверждения, но правда в том, что [они] должны продолжать верить в то, что жизнь тяжела, иначе она может стать намного тяжелее», — объяснил Мэтьюз.
Связано с The Swaddle:
Почему некоторые люди чрезмерно извиняются, а другие никогда не извиняются
как-то оправдывая свои действия. Это происходит из-за их всепроникающей веры в то, что они преследуемые и уязвимые — если они сами жертвы, как они могут причинить вред другим? Кроме того, комплекс жертвы может также сделать людей менее чуткими и сострадательными к страданиям других, потому что они слишком поглощены своими собственными страданиями, что, возможно, смягчает любую ответственность, которую они могут чувствовать по отношению к другим. Со временем длительное уклонение от ответственности и обвинение других может также привить им чувство морального превосходства.