Гештальтпсихология кратко это: Гештальтпсихология — все самое интересное на ПостНауке

Содержание

Понятие гештальтпсихологии: её характеристика и основные задачи

Содержание

Рад вас приветствовать, уважаемые читатели блога! Решил ознакомить вас с различными направлениями в психологии, и сегодня начну с характеристики и задач, которые ставит перед собой гештальтпсихология кратко, чтобы не утомить подробностями.

История возникновения и характеристика направления

Основоположниками считаются такие личности, как Курт Коффка, Вольфанг Келлер и Макс Вертгеймер, но доработали идеи и начали применять в своей практике именно Фриц Перлз, его жена Лаура и Пол Гудмен. Они считали, что человеку свойственно воспринимать предметы как одно целое, не выделяя отдельные части. Чтобы было понятнее, приведу пример: вот если вам показать фотографию кошки и спросить, что вы видите, скорее всего, вы ответите «кошку», ну, может быть, «животное», мало кому придёт в голову перечислять всё её составляющие по отдельности. Но если начинать выделять эти составляющие как часть целого, это и будет называться гештальтом.

Принципы восприятия

Отношение фигуры и фона

То, что очень ценно и важно в данный момент, куда устремлено внимание – является фигурой, а всё остальное, что уходит на второй план, соответственно, фоном. То есть, я прихожу на открытие магазина, где устроили фуршет, и я очень голоден, поэтому в данный момент меня интересует только еда, и совсем неважно, сколько людей находится рядом, каким цветом салфетки и вообще, ничего, кроме еды. Я даже не особо могу различать, из чего именно состоят блюда. Потому что тарелка с бутербродами и прочим будет фигурой, всё остальное фоном. Но они могут меняться местами. Когда я почувствую насыщение, мне станет интересно что-то другое, я начну выделять совсем другие потребности.

Закон равновесия

Гласит о том, что наша психика стремится к стабильности, то есть, как только человек выделяет фигуру из фона, он придаёт ей удобную для него форму, характеристика которой определяется близостью, простотой, регулярностью, завершенностью и т. д. И если она соответствует этим критериям, то её принято называть «хороший гештальт». Сейчас попробую подробнее об этих критериях:

  • Близость – если стимулы находятся рядом, они воспринимаются как одно целое. Самый банальный пример, когда парня и девушку, которые идут вместе окружающие могут определить как пару.
  • Схожесть. Стимулы воспринимают вместе, если они имеют какие-то схожести по форме, цвету, размерам и прочее…
  • Целостность. Нашему восприятию просто необходимо упрощение и целостность.
  • Замкнутость
    – если что-то имеет неполную форму, мы его обязательно завершим самостоятельно.
  • Смежность – когда стимулы близки в пространстве и по времени.

Основные понятия, которые используют в работе гештальтисты

  • Организм и среда. Человек не рассматривается отдельно от среды, потому что между ними постоянно происходит взаимодействие, ведь среда влияет на человека, а он, в свою очередь, её преобразовывает. Существует даже концепция ментального метаболизма, которая гласит о том, что организм должен отдавать в среду и получать от неё. Это могут быть мысли, идеи, чувства, иначе не будет роста этого самого организма, развития и вообще баланса, вследствие чего он даже может перестать существовать. Попробую по поводу влияния привести пример, чтобы стало более понятно. Когда изменения происходят внутри нас, они происходят и во внешнем мире. Вот копили вы злость на коллегу, а потом что-то случилось с вашим мировоззрением, и вы отпустили это чувство, перестав от него чего-то ожидать. И вдруг заметили, как его отношение к вам поменялось, и он начал по-другому обращаться с вами.
  • Фи-феномен – Вертгеймер провёл один эксперимент, показывая испытуемым две прямые линии, изменяя временные интервалы, и выяснил, что при интервале в 60 миллисекунд человеку кажется, что эти линии движутся, и вот это явление он назвал фи-феноменом.
  • Инсайт – озарение, неожиданное понимание сути проблемы.
  • Граница контакта – то есть, это граница, которая отделяет «я» от «не я», и регулирует обмен в процессе контактирования.

На основе всей этой теории возникла гештальттерапия, которая с начала основания и до сегодня занимает лидирующую позицию в психотерапии. Но она внесла некоторые дополнения и включает в себя также и другие направления, например, психонализ, учения Райха или Отто Ранка, используя принципы феноменологии, холизма и экзистенционализма.

Задачи, которые ставит перед собой гештальт

1.Научить человека быть в контакте с собой

То есть осознавать, что с ним происходит, какие чувства он испытывает, понимать, чего хочет, какие потребности удовлетворяет и прочее. Человек с высоким уровнем айкью не будет успешным и счастливым, если его эмоциональный интеллект будет на минимуме. К сожалению, в школах и семьях редко учат распознавать свои чувства, проживать их, осознавать, почему возникли. Человек, который не в контакте с собой, будет отгораживаться от эмоций, которые считает негативными и игнорировать их, что повлечёт за собой внутренний дискомфорт и различного рода болезни.

2.Научить быть в контакте с окружающими

Зрелость и осознанность не будет иметь никакого смысла, если человек не будет взаимодействовать с другими людьми. Ведь он проявляется и узнаёт себя только благодаря общению, когда имеет возможность поделиться опытом, реализовать потребности и понять, что он есть. Эти две задачи и составляют основные положения гештальта, называя это направление психологии – терапия контакта.

3.Научить быть «здесь и сейчас»

То есть находиться в реальности, а не жить воспоминаниями или мечтами. Даже если проводится терапия по поводу давно произошедшего события, делается акцент на переживаниях в данный момент. Прошлое изменить невозможно, возможно только изменить наше отношение к нему.

4.Показать, что нет необходимости «ковыряться» в своём бессознательном

Так как самое важное и необходимое обязательно будет лежать на поверхности. И будет являться фигурой. Действительно просто, и значительно облегчает жизнь, так как отпадает необходимость «надумывать» себе вероятные сложности, цепляться за них и удерживать. Как только актуальная проблема будет осознана и решена, появится новая фигура, и так далее.

5.Научить проживать какое-либо чувство

Очень интересная задача, так как значительно отличается от методов других направлений в психологии и психотерапии. Обычно ведь принято бороться с негативными переживаниями, преобразовывать их в позитивные, перекрывать какими-то другими эмоциями, или рационализировать. Идея состоит в том, что если сознательно остаться в переживании какого-то чувства столько, сколько потребуется – оно изменится. То есть, если вам грустно, не нужно целенаправленно себя веселить, так как эффект будет кратковременным, если вообще будет. Лучше погрузиться в него, подумать, с чем связано и позволить себе побыть в нём, тогда эта грусть пройдёт, оставив пространство внутри для того, чтобы на смену пришла другая эмоция.

Завершающий этап гештальта

Перлз, основатель этого направления, считал, что личность должна быть зрелой, тогда она будет здоровой и успешной. То есть она должна уметь брать на себя ответственность за свои действия, уметь присваивать опыт, даже если он был негативный, рисковать и самостоятельно удовлетворять свои потребности, взаимодействуя с окружающими, а не манипулируя ими. Пол Гудман описал как раз цикл опыта, то есть сам процесс удовлетворения потребности, чтобы, как говорится, «гештальт был завершён»:

  1. Преконтакт – это фаза, когда человек ещё не выделил потребность. Ну, к примеру, начал «бурлить» живот, а я не могу пока понять от чего, может потому, что хочу кушать, а может несварение желудка из-за завтрака.
  2. Непосредственно само контактирование, когда человек уже распознал, чего именно хочет и начинает взаимодействовать со средой, чтобы удовлетворить желание. Только здесь именно порыв, а не уже процесс. То есть, я понял, что хочу кушать и какое именно блюдо. Поэтому принимаю решение идти на кухню, чтобы его приготовить.
  3. Полный контакт. Фаза соединения с объектом желания. Границы стираются, а действия происходят здесь и сейчас. Продолжая мой пример – я приготовил и ем.
  4. Ассимиляция – осмысление, переваривание, как в прямом, так и в переносном смысле. Очень важная фаза, которая не всегда случается, если ошибиться хотя бы в одном вышеописанном этапе. Если отойти от теории, и использовать пример с пищей, то я мог неверно распознать желание, и приготовить суп, хотя хотелось, как потом окажется, конфет с чаем. Тогда и насыщения от супа не будет, я имею в виду эмоционального. Бывало ведь, что живот полный, а всё равно чего-то хочется? Потому что удовлетворение не наступило. Благодаря ассимиляции человек развивается и продвигается вперёд, потому что не приходится возвращаться на предыдущие этапы, то прислушиваться к себе, то экспериментировать со способами, чтобы, наконец, вышло получить желаемое.

Заключение

Чтобы понять положения и прочую теорию не специалистам в этой отрасли, может быть, пришлось приложить больше усилий, поэтому напоследок хочу поделиться молитвой, которую придумал Фриц Перлз, она как раз передаёт весь смысл этого направления:

Я делаю своё дело, а ты делаешь своё дело.
Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
А ты живёшь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты – это ты.
А я – это я.
Если мы случайно встречаем друг друга – это прекрасно.
А если нет – так тому и быть.

До скорых встреч, друзья. Подписывайтесь на обновления блога, впереди ещё очень много материала о практической психологии. Пока, пока.

представители, основные положения и понятия

Гештальтпсихология – это психологическое направление, зародившееся вследствие попыток трактовать, прежде всего, мыслительную деятельность, восприятие, мышление и непосредственно личность. Базисным объяснительным постулатом гештальтпсихология делает принцип целостности. Ключевым является, каким образом воспринимает информацию личность. Рассматриваемое направление возникло вследствие исследования восприятия. В фокусе его внимания сосредоточена характерная предрасположенность психики к преобразованию опыта в доходчивое понимание целое. Так, например, сознание в ходе восприятия букв с недостающими частями силится компенсировать пробел, поэтому человек узнает всю букву.

Представители гештальтпсихологии

Рассматриваемый термин обычно связывают с психологом М. Вертгеймером. Именно этот немецкий учёный считается основателем гештальтпсихологии. Также существенную лепту в развитие описываемого течения внесли труды К. Левина и В.Келлера. Они, основываясь на изучении зрительной перцепции, ввели конфигурации «гештальты», что означает «целостная форма». Смысл «гештальтов» заключается в восприятии субъектом окружающей среды не в виде отдельных элементов, а в качестве слаженных целостных конфигураций. Выступая против принципа психологии, заключающегося в расщеплении сознания на структурные элементы и конструкции из них, они предложили учение о целостности образа, характеристики которого не сводятся к сумме качеств его элементов.

Согласно воззрениям научных деятелей, объекты, составляющие человеческое окружение, осознаются чувствами не как отдельные объекты, а в виде организованных форм. Проще говоря, восприятие не определяется суммой ощущений и через свойства составных элементов нельзя описать свойства целой фигуры, которую образуют эти элементы. Таким образом, «гештальт» считался последователями рассматриваемого течения функциональной структурой, регулирующей многообразность отдельных явлений.

Рождение гештальтпсихологии связывают с 1912 годом, когда М.Вертгеймер опубликовал описание яркого феномена невозможности сведения восприятия к совокупности отдельных его ощущений. Данный феномен он именовал фи-феноменом. Психологи, придерживающиеся рассматриваемого направления, так как старались работать по стандартам физики, любили обозначать литерами греческого алфавита все феномены.

Во время путешествия железной дорогой Вертгеймер, смотря в окно, сделал заключение, что, наблюдая два поочередно мигающих света, человек будет воспринимать движение источника света (по аналогичному принципу устроена кинематография). Также он установил, что при росте скорости предъявления, можно увидеть «чистое» движение, названное им впоследствии фи-феноменом. Этому явлению дать объяснение психологическая наука ранее не могла, потому что воспринимаемое индивидом должно было формироваться в качестве суммы восприятий, а никаких промежуточных восприятий между крайними позициями не могло быть. Объективно движения там нет, однако человеческий мозг его воспринимает. Тогда у него и зародилась идея к совокупности элементов целое несводимо. Целое главнее, нежели его части и может обуславливать их восприятие. Целостности (фигуре) он дал обозначение «гештальт».

Дальше теоретики стали изучать законы, стоящие за образованием «гештальта». Вначале исследуя восприятие, затем – мышление, после чего их идеи затронули мотивацию и психологию личности. На основе описанных идей возникло практически всё направление американской социальной психологии, потому как одному из главных родоначальников гештальтпсихологии личности К. Левину во времена воцарения нацизма пришлось бежать (так же, как и большинству гештальтпсихологов) в Америку.

Таким образом, главным постулатом гештальтпсихологии стало отрицание принципа расщепления сознания на структуры (структурная психология) и создание в соответствии с законами творческого обобщения, сложносоставных психических феноменов. Также гештальтпсихологами был выведен даже так называемый закон, который гласил, что сумма образующих элементов целого всегда меньше самого целого.

Вначале предметом гештальтпсихологии служило феноменальное поле. Однако в связи с быстрым расширением данного течения, гештальтпсихология стала охватывать вопросы, посвящённые проблематике формирования психики. Также родоначальников рассматриваемого направления интересовали память, проблемы развития личностных потребностей, творческие мыслительные операции.

Основные понятия гештальтпсихологии

Ключевая идея описываемого направления представлена «гештальтом», являющимся конфигурацией, паттерном, определённой формой построения отдельных элементов, создающей целостность. Отсюда, «гештальт» – это целостная конструкция, обладающая особыми спецификами, что отличает её от суммы собственных составляющих элементов. Так, например, человеческий портрет часто характеризуется определённым комплектом составных частей, однако в каждом конкретном случае человеческий образ воспринимается по-разному.

Дабы доказать факт целостности, Вертгеймер провёл опыт со стробоскопом, позволивший наблюдать иллюзию динамики двух поочередно мерцающих источников света. Движение было обманным, существовавшим исключительно в конкретном виде, который нельзя расчленить на отдельные элементы. Описываемое явление стало именоваться фи-феномен.

В дальнейших своих трудах Вертгеймер расширяет собственные воззрения также и на иные явления психики. Мыслительные процессы он рассматривает в качестве попеременной смены «гештальтов». Другими словами, есть возможность лицезреть под разными аспектами одну и ту же проблему согласно намеченной цели.

Отталкиваясь от приведённого выше, можно очертить основные идеи гештальтпсихологии, заключающиеся в следующем. Прежде всего, психические функции изначально являют собой целостность и отличаются наличием определённого строя, в котором можно определить составляющие структуры, являющиеся вторичным относительно этого строя.

Следовательно, предмет исследования гештальтпсихологии – это сознание, являющее собой динамическую неделимую структуру, в которой все составляющие взаимозависимы.

Ещё одной идеей рассматриваемого направления стала константность восприятия, которая заключается в сравнительной устойчивости восприятия отдельных характеристик вещей при преобразовании условий их осознания. К таким свойствам причисляют константность освещения или цвета.

Основываясь, на неизменности и неделимости восприятия, гештальтпсихологи выделили принципы организации формирования восприятия. Они акцентируют на подходе, говорящем о том, что формирование восприятия свершается в момент, когда индивид концентрирует внимание на интересующим его предмете: части ощущаемого поля между собой соединяются, становясь единым целым.

М. Вертгеймер определил принципы гештальтпсихологии и их последовательность: принципы близости, сходства, замкнутости, неделимости, фона и фигуры. Именно в соответствии с ними и происходит формирование восприятия.

Принцип близости заключается в объединении между собой и соединении в единую форму структурных элементов, расположенных в пространстве и времени вблизи друг от друга.

Схожие части воспринимаются цельно, образуя замкнутый круг – в этом состоит принцип схожести.

Направленность на завершение индивидом незаконченных фигур формирует принцип замкнутости.

Принцип целостности заключается в достраивании человеком неполных фигур до примитивного целого (здесь прослеживается направленность на упрощение целого).

Принцип фона и фигуры состоит в восприятии человеком в качестве фигуры на не столь структурированном фоне объектов, наделяемых им определённым смыслом.

Исследования К. Коффки позволили разгадать, как именно образуется восприятие человеческого индивида. Благодаря ряду опытных исследований, у него получилось определить, что малыш рождается с несозревшими «гештальтами», расплывчатыми образами внешней среды. Так, к примеру, любое видоизменение внешности папы, приводит к тому, что малыш его не узнает. Учёный выдвинул предположение, заключающееся в формировании «гештальтов», как образов внешнего мира, созревающих у человеческого индивида по мере взросления, приобретая более чёткие значения, то есть, становясь более ясными и разграниченными.

Детально изучая цветовое восприятие, Коффка привел доводы того, что человек различает отношение цветов между собой, а не сами цвета. Анализируя процесс формирования цветового восприятия, он заметил, что малыш изначально способен различать между собой лишь предметы, имеющие какой-то окрас и бесцветные предметы. При этом окрашенные объекты кажутся ему фигурами, а неокрашенные – фоном. Затем, добавляются холодные цвета и тёплые оттенки, в более взрослом состоянии эти тона подразделяются на более определённые цвета. Отсюда, он заключил, что в созревании восприятия центральная роль отдана фигуре и фону, на котором она показана. Следствием этого стал закон «трансдукции», гласящий, что индивидом воспринимаются именно соотношение цветов, а не цвета.

Эксперименты, проводимые В. Кёлером с шимпанзе, дали ему возможность понять, что задача, поставленная перед животными, решается либо вследствие внезапного осознания, либо путём попыток и промахов. Базируясь на результатах опыта, он выдвинул предположение: объекты, находящиеся в поле видения животным, несвязанные между собой, при решении любой задачи объединяются в целостную структуру, восприятие которой содействует разрешению проблемы. Подобное структурирование возникает мгновенно, то есть происходит инсайт, осознание.

К. Левин, в свой черёд, обосновал предположение, что базисный «гештальт» является полем, функционирующим как неделимое пространство, а некоторые составляющие к нему присоединяются. Личность обитает в заряженном психологическом пространстве частиц. Валентность каждого объекта, находящегося в таком пространстве, бывает отрицательной и положительной. Разнообразие предметов, окружающих индивида, способствует зарождению потребностей. Эти потребности могут обнаруживаться наличием напряжения. Поэтому, для достижения гармонии индивиду необходимо удовлетворить собственные потребности.

Основные положения гештальтпсихологии

Рассматриваемое направление психологии построено на «гештальтах», являющихся структурами организации, создающей цельность психологических явлений. Представители гештальтпсихологии тематикой своих изысканий считали анализ психики, исследование познавательных функций, структуры и динамики формирования личности. Процессы, проистекающие в мозге, схожи с явлениями, наблюдающимися во внешнем мире, осознаваемыми людьми в мыслях и переживаниях. Каждый индивид способен осмыслить свои переживания и отыскать выход из текущей ситуации.

Сегодня благодаря проведённым научным изысканиям раскрыты фактически все особенности восприятия. Помимо того доказан смысл этого процесса при развитии и созревании воображения, мыслительной деятельности и иных когнитивных функций.

Эксперименты, основанные на использовании феноменологического подхода, предоставили возможность установить, что частицы поля зрения соединяются в зависимости последовательности факторов в перцептивное построение. Такими факторами служит близость частиц, их схожесть, замкнутость, симметричность. Следствием этого стало положение о целостности образа, являющегося динамичным строением и образующегося в соответствии с особыми законами организации.

Представители рассматриваемого течения психологии определили такие базисные положения гештальтпсихологии. Сознание является динамическим и целостным пространством, в котором, постоянно взаимодействуя друг с другом, находятся все его точки. Сознание изучается с помощью гештальтов, являющимся неделимым феноменом.

Гештальты анализируются путём объективного созерцания и отображения сути восприятия. Основой восприятия ощущения не являются, поскольку ощущения существовать физически не могут. Базисным процессом психики является зрительное восприятие, определяющее сформированность психики и подчинённое собственным закономерностям. Интеллектуальные операции представляют собой процесс, не формирующийся на основе опыта. Они являются процессом разрешения конкретных задач, осуществляемыми через «инсайт».

Законы гештальтпсихологии

Изначально последователи гештальтпсихологии ограничивались исследованием феноменального поля, представляющего собой совокупность переживаний людей «здесь и сейчас». Однако впоследствии они расширили тематику своих трудов. В сравнении с предшествующими течениями психологии, гештальтпсихология внесла значимый вклад в направлении объективизации понятия о восприятии. В целом, гештальтпсихология изучает психику с позиции неделимых структур, первичных в отношении определённых элементов. Адепты этой школы выступали против концепции эмпатии, перенеся упор с сознания, чувствующего индивида на свойства воспринимаемой фигуры. Рассматриваемое течение особенно направлено на искусство. Поэтому в его рамках сформирована гипотеза, заключающаяся в воплощении художественной формой в себе наиболее фундаментальных структур эмоций. Это и определяет её стержневую задачу – опознание такой структуры.

В аспекте проблематики гештальтпсихологии интеллектуальные процессы являются попеременной сменой «гештальтов». Проще говоря одно событие рассматривается с различных сторон.

Таким образом, гештальтпсихология кратко и понятно – ветвь психологической науки о функционировании психики, пытающаяся пояснить процессы интеллектуальной деятельности и перцепции.

Сознание является основным, на чём делает акцент гештальтпсихология. Это динамическое целое, в котором все структурные элементы взаимодействуют между собой.

Ярким аналогом служит сбалансированное функционирование организма – он работает бесперебойно и прилежно долгие годы, при этом состоя из огромного числа взаимозависимых систем.

Гештальт являет собой единицу сознания, неделимую образную структуру. Гештальты изучаются посредством метода наблюдения с последующим описанием содержимого восприятия. Человеческое восприятие исходит не от чувств, поскольку в реальности они не существуют.

Зрительное восприятие считается ключевым психическим процессом, который определяет уровень созревания психики.

Мыслительная деятельность не состоит из набора навыков, выработанных путём проб и промахов. Она является операционной деятельностью, направленной на решение задач, которая осуществляется посредством структурирования поля, иначе говоря, через инсайт.

Образовавшиеся «гештальты» всегда представляют неделимость, завершённые структуры, имеющие резко ограниченные контуры, характеризующиеся уровнем чёткости и замкнутостью либо разорванностью очертаний, являющиеся фундаментом гештальта.

Ключевое свойство гештальта заключается в тяготении к завершённости.

При обрисовке гештальта также применяется понятие важности. Элементы целого могут быть неважными, а целое – важным, и наоборот. Всегда важнее фона будет фигура. Также важность иногда распределяется таким образом, что все элементы становятся одинаково значимыми.

Ниже приведены основополагающие законы гештальтпсихологии.

Психика откликается на соотношение раздражителей – в этом заключается закон транспозиции. Другими словами, элементы объединяются, когда существуют хоть какие-нибудь сходные признаки, например симметрия.

Закон константности гласит, что всё тяготеет к постоянству.

Закон прегнантности говорит, что существует стремление воспринимать самую стабильную и простую фигуру из потенциальных перцептивных альтернатив.

Тенденция к слиянию в единый образ структур, смежных в пространственно-временном аспекте, называется законом близости. Человек проще всего объединяет сходные предметы.

Заполнение промежутков в рассматриваемой фигуре именуется законом замыкания. Когда субъект видит нечто ему непонятное, мозг его стремится преобразовать, перевести воспринимаемое в понятный для него предмет. Иногда в этом может таиться опасность, поскольку индивиды начинают видеть несуществующее в действительности.

Положения гештальтпсихологии используются во многих направлениях психологии. Также сложно сегодня представить такие течения, как когнитивная психология или необихевиоризм без подходов гештальтпсихологии.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Гештальт-психология – терапия, вклад, структура и методология

Чтобы дать лучшее определение гештальт-психологии, можно сказать, что – гештальт-психология – это школа психологии, возникшая в Австрии и Германии в начале двадцатого века как неодобрение Элементалист Вильгельма Вундта и Эдварда Титченера, а также структуралистская психология. Его также называют гештальтизмом или конфигурационализмом.

Гештальт-психология Значение

Что означает теория гештальта? Немецкий термин гештальт описывается как «паттерн» или «конфигурация» в значении гештальт-психологии. По мнению гештальт-психологов, организмы интерпретируют целые структуры или конфигурации, а не только отдельные элементы. Поговорка «все, что намного больше, чем сумма своих частей» часто используется для обобщения точки зрения определения гештальт-психологии. Близость, сходство, фигура-фон, согласованность, завершение и ассоциация — это гештальт-концепции, которые определяют, как люди интерпретируют визуальные эффекты по отношению к различным объектам и средам.

Основатели гештальт-психологии: Вольфганг Келер, Макс Вертхаймер и Курт Коффка являются основателями гештальт-психологии.

Концепцию гештальт-психологии можно хорошо понять по приведенному ниже примеру в виде картинки.

[Изображение будет загружено в ближайшее время]

Происхождение и история

Гештальт-психология была разработана в начале двадцатого века Куртом Коффкой (1886–1941), Максом Вертхаймером (1880–1943) и Вольфгангом Кёлером (1887–1967) . Структурализм, как показали исследования Вильгельма Вундта (1832–1819 гг.20), Германа фон Гельмгольца (1821–1894) и Эдварда Б. Титченера (1867–1927), в настоящее время преобладает точка зрения в психологии.

Структурализм был основан на трех тесно связанных теориях: «атомизме», вере в то, что весь разум, включая сложные абстрактные понятия, построен из основных, элементарных составляющих; «сенсуализм», вера в то, что простейшие компоненты, атомы восприятия суть элементарные чувственные впечатления; и «сенсуализм», вера в то, что основные составляющие, атомы знания, являются элементарными чувственными впечатлениями, и, в-третьих, вера в то, что гораздо более сложные идеи возникают из ассоциации более простых идей, известна как «ассоциационизм». Приведенные выше три гипотезы, взятые в совокупности, приводят к выводу, что все впечатления, в том числе и абстрактное мышление, развиваются в уме исключительно из восприятий низшего уровня, связанных исключительно своей близостью в пространстве и времени.

Гештальтисты утверждали, что цель психологии должна заключаться в том, чтобы разбить сознание на якобы существенные компоненты, что является широко распространенной «атомистической» точкой зрения. С другой стороны, гештальт-психологи спорили, не будет ли разделение психологических процессов на более мелкие части способствовать более глубокому пониманию психологии.

Гештальт-психологи пришли к выводу, что рассмотрение психологических переживаний как упорядоченного, организованного целого было наиболее продуктивным способом их интерпретации. Они утверждали, что психологическое «целое» имеет приоритет и что «части» определяются структурой целого, а не наоборот. Было видно, что метод, казалось, был сосредоточен на макроскопическом, а не на микроскопическом взгляде на психологию.

Согласно гештальт-теории восприятия, человеческая природа склонна воспринимать объекты как единое целое, а не как сумму их частей.

Гештальт-терапия

Гештальт-психология отличается от гештальт-консультирования, которое лишь косвенно связано с гештальт-психологией. Фриц и Лаура Перлз, пионеры гештальт-терапии, сотрудничали с Куртом Гольдштейном, неврологом, который адаптировал концепции гештальт-психологии к правильному функционированию тела.

Лаура Перлз работала гештальт-психологом, пока не стала психоаналитиком и вместе с Фрицем Перлзом не стала разрабатывать гештальт-терапию. Тем не менее, вопрос о том, насколько гештальт-психология повлияла на гештальт-терапию, остается спорным. В любом случае она отличается от гештальт-психологии. Лаура Перлз предпочла не называть зарождающуюся современную терапию «гештальтом», поскольку, по ее мнению, гештальт-психологи могли бы возразить; но, с другой стороны, Фриц и Лаура Перлз явно восприняли некоторые исследования Гольдштейна. Большинство гештальт-психологов подчеркивали, что гештальт-терапия на самом деле не является типом гештальта, несмотря на историческую связь и влияние.

Вклады

Гештальтпсихология внесла значительный вклад в область психологии. Несколько фактов о восприятии, таких как восприятие движения, перцептивное постоянство, контурное восприятие и перцептивные иллюзии, были эмпирически продемонстрированы и зарегистрированы гештальтистами. Примером такого вклада является открытие Вертгеймером фи-гипотезы.

Помимо открытия явлений восприятия, гештальт-психология внесла следующий вклад: (а) новая теоретическая структура и техника, (б) набор правил восприятия, (в) хорошо известный набор законов группировки восприятия, (г) теория решения проблем, ориентированная на интуицию, и (д) теория памяти. В следующих подразделах подробно рассматривается каждый из этих вкладов.

Теоретическая основа и методология

Гештальт-психологи следовали гештальт-подходу теоретических и методологических указаний, которые стремились изменить способ проведения психологических исследований. Это контрастирует с исследованиями начала двадцатого века, сосредоточенными на традиционных научных методах, которые разделяли объект анализа на набор элементов, которые можно было изучать отдельно, с целью минимизировать сложность объекта.

Теоретические принципы изложены ниже:

  • Принцип совокупности

  • Принцип психофизического изоморфизма

  • Феномен.

    Фигура-фон Организация: Поле восприятия (то, что человек видит и слышит) структурировано. Одной из форм перцептивной организации является фигурно-фоновая организация. Представление воспринимаемых элементов посредством их формы и относительного положения в структуре поверхностей в трехмерной среде известно как организация фигура-фон.

    Pragnanz: Перцептивная группировка (также известная как перцептивная сегрегация) — это форма перцептивной организации, подобная организации фигура-фон. Некоторые части поля восприятия организма, по-видимому, «связаны» более тесно, чем другие. Эти знания используются для обнаружения объектов. Процесс определения того, что представляют собой эти «биты» поля восприятия, известен как перцептивная группировка.

    Правило Прагнанца гласит, что люди избавляются от неуверенности и незнакомости, когда смотрят на вселенную, позволяя им видеть реальность в ее самой простой форме. Устранение ненужных стимулов помогает разуму развивать смысл. Восприятие порождает чувство глобальной регулярности, которому в сознании часто отдается приоритет над пространственными отношениями.

    Наследие

    Гештальт-психологии было трудно определить такие слова, как Prägnanz, сделать подробные поведенческие предположения и сформулировать проверяемые модели фундаментальных нейронных механизмов. Его наказали за излишнюю детализацию. Эти недостатки привели к росту недовольства гештальтизмом к середине двадцатого века, а также к уменьшению влияния гештальтизма на психологию. Вместо этого упадка гештальт-психология часто служила основой для гораздо большего количества исследований последовательности и восприятия объектов, а также поведения, рассуждений, решения проблем и психопатологии.

    • Моделирование квантового познания: Сходство между гештальт-феноменами и квантовой механикой было отмечено такими учеными, как химик Антон Аманн, который заявил, что, хотя «сходство между квантовой механикой и гештальт-восприятием находится на уровне притчи», они все же могут дать ценную информацию. в поле зрения.

    • Применение в современной социальной психологии: Вклад гештальт-теорий в обработку социальной информации может описывать эффект ореола. Индивидуальные предпочтения используются для применения конструктивных концепций социального познания. Они рассматривались в этом свете, и человек, который их оценивает, продолжает видеть их в этом свете.

    • Перцептивная психология и современная когнитивная психология: некоторые из наиболее распространенных критических замечаний в отношении гештальтизма сосредоточены на предполагаемом предпочитании гештальтистами теории доказательствам, а также на нехватке количественного анализа для поддержки гештальт-идей. Согласно новому сборнику количественных исследований восприятия гештальта, это не всегда обоснованная критика. Исследователи до сих пор проверяют свои теории о процессах, лежащих в основе гештальт-концепций, таких как теория подобия.

    Другие важные критические замечания включают отсутствие определения и обоснования некоторых физиологических выводов гештальтистов, а также отсутствие теоретической последовательности в современной гештальт-психологии.

    • Использование в дизайне: несколько областей графического дизайна, включая пользовательскую картографию и дизайн интерфейса, используют правила гештальта. Например, правила сходства и близости могут использоваться для управления размещением переключателей. Они также использовались для того, чтобы сделать компьютеры и приложения более удобными для пользователя. Компоновка и дизайн ярлыков рабочего стола в столбцах и строках являются двумя примерами.

    Хотите читать в автономном режиме? скачать полный PDF здесь

    Скачать полный PDF

    Гештальт-теория обучения (с возражениями)

    РЕКЛАМА:

    В этой статье мы обсудим: 1. Природа гештальт-теории 2. Экспериментальные доказательства гештальт-теории 3. Принципы 4. Значение образования 5. Некоторые возражения.

    Содержание:

    1. Природа гештальт-теории
    2. Экспериментальные доказательства гештальт-теории
    3. Принципы гештальт-теории
    4. Образование Значение гештальт-теории
    5. Некоторые возражения против гештальт-теории

    1. Природа гештальт-теории:

    РЕКЛАМА:

    Макс Вертхаймер считается отцом-основателем гештальт-психологии. Другими пионерами в этой области являются Колер, Коффка и Вольфганг. «Гештальт» — это немецкое слово, эквивалентами которого в английском языке являются «форма», «паттерн» или «конфигурация». Макс Вертгеймер объяснил термин «гештальт» тем, что целое больше, чем его части. Например, цветок — это не совокупность чашелистиков, лепестков, чашечки, венчика, цвета, меда и аромата, а нечто большее. Сумма частей не равна целому. Это известно как гештальт-точка зрения.

    Согласно мнению, «обучение — это организация и реорганизация поведения, возникающая в результате взаимодействия созревающего организма и окружающей его среды. Это создание посредством этого взаимодействия новых форм восприятия, воображения, моторной координации и других органических форм поведения». Внезапное появление решения является важной характеристикой инсайтного обучения.

    Внезапно появляется связная картина решения. Индивид не совершает случайных действий, а воспринимает ситуацию как единое целое, и интуитивно достигает цели посредством. Инсайт — это восприятие взаимосвязи по крайней мере между тремя факторами: агентом, целью и промежуточными условиями или препятствиями.

    Прозрение часто называют переживанием «Ага», вспышкой понимания, которая приходит к нам внезапно. Озарение, когда оно происходит, обычно сопровождается восклицанием: «Я понял! Восклицательный знак, глаза загораются, брови раздвигаются, пальцы щелкают. Главной особенностью обучения через озарение является оценка всей ситуации и расположение средств таким образом, чтобы достичь желаемой цели. Человек обсуждает внутри себя все входы и выходы, прежде чем действовать в соответствии с этим.

    РЕКЛАМА:

    Гештальтианцы склонны придавать большее значение внутренней организующей способности личности и подчеркивают динамическое взаимодействие элементов во всем поле восприятия.

    Гештальт-теория обучения по существу состоит в решении проблем путем понимания относительного положения элементов во всей перспективе или ситуации. Когда возникает проблема, она имеет тенденцию нарушать равновесие организма, который стремится к равновесию, и, следовательно, организма. Собственно, гештальт-психология началась с работ немецких психологов, изучавших природу восприятия. Теперь мы все хорошо знаем, что «движущееся изображение» — это вовсе не движущееся изображение, а серия неподвижных изображений.

    Реальность неподвижных изображений, мелькающих на «киноэкране», становится нашим восприятием движущихся изображений. В основе этой теории лежит тот факт, что когда два оптических стимула воспринимаются человеческим глазом в быстрой последовательности, реакция представляет собой реакцию одновременного формирования паттерна. Вертхаймер назвал это «фи-феноменом». Из этих наблюдений за восприятием возникли определенные принципы, которые имеют значение для общей природы обучения. Один из принципов заключается в том, что человеческий разум придает организацию или структуру окружающему миру, открываемому организму посредством чувственного восприятия.

    Возвращаясь к нашей аналогии с транзистором, радиоволны превращаются во что-то другое — звуковые волны. Не растягивая аналогии, можно сказать, что разум что-то делает со стимулами из окружающей среды. Реакции не являются механически автоматическими, потому что связи, которые были сформированы, являются адаптационными и «хорошими», потому что разум придает организацию или значение стимулам окружающей среды.

    Другими словами, организация и реорганизация постоянно происходят в организме по мере его взаимодействия с окружающей средой. Другими словами, в организме постоянно происходят организация и реорганизация по мере его взаимодействия с окружающей средой. Эта деятельность по организации и реорганизации организма имеет в качестве одного из своих проявлений те изменения в его реакции, которые мы называем научением.


    2. Экспериментальные данные

    гештальт-теории:

    Обучение через озарение, также известное как перцептивное обучение, в основном является человеческим способом обучения; но опыты показывают, что он не отсутствует у высших животных. Животные действительно учатся путем интуиции в ситуациях, которые находятся в пределах их интеллекта.

    Ниже перечислены несколько важных экспериментов:

    Эксперимент 1:

    РЕКЛАМА:

    Благодаря усилиям Коффки и Колера в нашем распоряжении находится ряд экспериментальных исследований. Колер провел эксперимент с шестью шимпанзе в своей лаборатории на Канарских островах. Он держал животных в комнате с гладкими неприступными стенами. К потолку подвешивали банан, а посреди комнаты в двух-трех ярдах от приманки ставили три ящика. Рядом также лежала палка.

    Все шесть шимпанзе неоднократно прыгали за бананом, но не могли его достать. Тогда Султан, один из умнейших шимпанзе, проявивший себя и в других испытаниях, осмотрев всю обстановку, прохаживаясь взад-вперед, вдруг встал перед ящиком, быстро передвинул его к цели, полез, прыгал, ковырял. поднял палку и, наконец, поставил три коробки одну на другую, чтобы закрепить банан, что заняло всего двадцать секунд на его последнее непрерывное действие с коробками. Другие обезьяны усвоили представление с некоторым трудом. Таким образом был проведен ряд экспериментов.

    Эксперимент 2 (Эксперимент с человеком) :

    Чтобы процитировать другой эксперимент типа, проведенный Норманом Р.Ф. Испытуемых Майера просили по одной связать вместе две веревки, свисавшие с потолка, на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы до них невозможно было дотянуться одновременно, даже если испытуемый держал одну в руке и шел так далеко, как как он мог решить проблему сразу. Для остальных экспериментатор ходил за одну из струн, оставляя ее немного покачиваться. Таким образом, для еще нескольких студентов струна стала маятником. Они немедленно привязывали груз к одному концу и раскачивали его, пока не смогли дотянуться до него, удерживая другой шнур.

    Таким образом, становится очевидным, что в случае с человеческими индивидуумами обучение может происходить на различных уровнях интеллекта, и в любой конкретной ситуации не всегда возможно различить тип задействованной умственной деятельности.

    По сути, обучение методом проб и ошибок не является антитезой «обучению с проницательностью». Есть проблемы, которые невозможно решить методом проб и ошибок. Скорее метод проб и ошибок еще больше сбивает с толку. Внезапное понимание проблемы решает проблему. Таким образом, именно природа проблемы и способности учащегося определяют, будет ли обучение осуществляться путем проб и ошибок или путем понимания. Но испытание также необходимо для развития прозрения.

    Эксперимент 3:

    С небольшой модификацией предыдущего эксперимента Колер провел еще один эксперимент на шимпанзе по имени Султан. В этом эксперименте Колер поместил Султана, самого умного из обезьян, в клетку, а немного банана поместил вне клетки, вне досягаемости Султана. Две бамбуковые палочки, слишком короткие, чтобы дотянуться до банана, также были помещены внутрь клетки.

    Однако две палки были сконструированы таким образом, что их можно было соединить, вставив одну в открытый конец другой. Султан предался множеству проб и ошибок и попытался достать банан одной палкой, но потерпел неудачу. Предприняв разного рода попытки, шимпанзе равнодушно присел на ящик, стоявший в задней части клетки. Через некоторое время он поднял две палочки и начал небрежно играть ими.

    Во время игры он обнаружил, что держит по одной палочке в каждой руке так, что они образуют прямую линию. Он просунул более тонкую палку в отверстие более толстой и, поняв, что у него более длинная палка клетки, вскочил, подбежал к перилам и палкой потянул к себе банан. На следующий день ему понадобилось совсем немного времени, чтобы достать банан. Таким образом, Келер подчеркивал внезапность появления правильного решения, а поведение шимпанзе было обусловлено не пробами и ошибками, а его проницательностью.


    3. Принципы

     гештальт-теории:

    Гештальтианцы упомянули некоторые законы, связанные с обучением. Возраст, в котором начинается память, определяется главным образом развитием достаточного количества ассоциативных волокон, чтобы вызвать припоминание. Существуют различные способы связи или ассоциации между восприятиями и идеями.

    Внушающие силы действуют в соответствии с определенными законами, приведенными ниже:

    (a) Закон подобия:

    Заставляет человека понимать сходные вещи. Они как бы вычленяются из общего контекста. Похожие идеи и опыт связываются вместе. Объект оживляет другой объект, который похож на него, например, видя человека и вспоминая близкого друга по некоторому сходству в его внешности, хотя никогда не видел их вместе в прошлом. Фотография напоминает нам о человеке, когда она представляет.

    (b) Закон близости:

    Делает предметы, расположенные рядом или расположенные рядом друг с другом, которые нужно взять в первую очередь, узнавая, сколько их среди более удаленных предметов. Другими словами, группам восприятия отдается предпочтение в зависимости от близости их соответствующих частей. Он имеет тенденцию образовывать группы, если они расположены вместе. Например, примера треугольника и круга достаточно, чтобы проиллюстрировать это положение.

    (c) Закон закрытия:

    Закон закрытия означает, что закрытые области более стабильны и приносят больше удовлетворения, чем незакрытые. Замкнутые участки легче формируются группами. Этот закон также означает, что при неполном восприятии ситуации индивидуум не в состоянии решить проблему. Задача решается тогда, когда он сумеет свести отдельные части ситуации в замкнутую перцептивную фигуру, состоящую из цели и средства достижения цели.

    (d) Закон непрерывности:

    Заставляет человека схватывать вещи, которые соединены вместе в цепочку или вдоль линии, составляющие целое, схватываются вместе, чем разъединенные, разъединенные или разбросанные. Другими словами, переживания, происходящие вместе либо одновременно, либо в тесной последовательности, имеют тенденцию оживлять друг друга, например, восприятие спелого манго наводит на мысль о его сладком вкусе и аромате, поскольку они вместе воспринимаются в прошлом, или на идею чернильницы. предполагает идею пера.

    (e) Закон контраста:

    Восприятие или идея склонны предлагать свою противоположность. Например, невзгоды напоминают человеку о днях его процветания. Точно так же летняя жара предполагает холод зимы. В этих законах обучения раскрывается гештальт-точка зрения, согласно которой организационная способность мозга заставляет схватывать целое в приоритете над частями.

    Принимая во внимание эти принципы обучения, учитель должен представлять весь учебный материал своим ученикам в виде простых, конкретных и шаблонных единиц опыта, которые составляют единое целое. Детей следует учить мелодии или мелодии, а не отдельным нотам, целостному танцевальному паттерну, а не отдельным шагам, и простым осмысленным предложениям, а не отдельным словам, и их лучше учить целым осмысленным словам, а не отдельным буквам алфавита.


    4. Значение образования

    гештальт-теории:

    Вклад гештальт-психологии в образование заключается в ее концепциях организации стимулов и понимания. Мир классной комнаты, в котором ребенок живет и учится, — это не просто совокупность дискретных стимулов, и его реакции на него не являются адаптацией методом проб и ошибок. Мир организован, в нем есть смысл. Ребенок может достичь с пониманием, у него есть проницательность.

    Арифметика — это не отдельный факт, а система чисел. История — это не имена и даты, а чередование событий во времени, когда одно ведет к другому или следует за ним. Ребенок может ответить от 3 до 4, потому что он может складывать три и четыре. Обучение имеет смысл. Так говорят педагоги и так говорит гештальт-психология.

    Гештальт-психологи предлагают педагогам рассматривать проблему обучения более комплексно. Учитель должен организовать учебные ситуации так, чтобы возникли значимые отношения и понимание материальных результатов. Учебный опыт должен быть организован таким образом, чтобы учащийся открывал и обобщал отношения для себя. Тема должна быть организована в более крупные блоки или значимые целые. На том же основана концепция модульного планирования.

    Ежедневный план уроков часто фрагментарен. Это может способствовать простому накоплению фактов, принципов, концепций и навыков; учащийся не получает четкой картины всего. Урок прозы может проводиться в четыре или пять шагов или периодов. Но, если предмет, преподаваемый в первый день и в последний день, не находит отношения со стороны учителя, ученики путаются. Они не видят никакого значения. Таким образом, говорят, что целое просто не равно своим частям.

    Всякий раз, когда какой-либо ученик оценивает красоту стихотворения, глоток безалкогольного напитка или красоту песни или изображения, он оценивает их в целом. Цветок просто не равен своим различным частям. Точно так же вкус лимонада нельзя разложить на холод и желтизну, а вкус лимонада нельзя разложить на холод и желтизну, вкус и т. д. Вот почему было замечено, что для более полного эстетического восприятия поэзию не следует учить так же, как прозу. . Его следует преподавать, насколько это возможно, в целом, а не ради значений, грамматики или перевода.

    Когда нет четкой связи между действием и целью, когда части представлены по отдельности, так что невозможно увидеть целое, когда уровень исполнения лежит далеко за пределами возможностей и опыта ученика, возникает грубая ошибка, а грубая ошибка — это время всепоглощающее и само по себе бесплодное. Но при правильной градации шагов и адекватной подготовке ожидания от этапа к этапу эту ошибку можно свести к минимуму. Таким образом, наличие грубых ошибок является барометром, измеряющим интеллект учителя, а не только исполнителя.

    Есть два важных акцента в отношении презентации материала. Во-первых, по возможности следует использовать наглядные презентации, схемы, карты, схемы, графики. Короче говоря, особую ценность имеют те приемы, которые позволяют рассмотреть проблему в целом, будучи вне конфигурационных и реляционных факторов, одновременно представляя то, что в противном случае оставалось бы дискретным. Ребенку, изучающему цвета, трудно отделить цветовую пленку от самого предмета, и он видит не синеву, на которую указывает учитель, а само платье.

    Чтобы преодолеть эту трудность, учитель должен обнаружить пробелы, существующие между его тенденциями восприятия и тенденциями ученика, поскольку то, что кажется ясной и определенной конфигурацией для опытного и разумного человека, может не быть таковым для новичка. Во-вторых, существует четкое различие между «психологическим» и «логическим» порядком изложения.

    Если мы хотим научить чему-то, логический процесс будет состоять в том, чтобы начать с наименьшей единицы и оттуда разработать всю структуру этого мышления, например, в обучении «материи» мы будем действовать следующим образом: субэлектронные частицы → электроны атомы → молекулы → вещество. Однако для удовлетворения этого может потребоваться эксперт, который может полностью оценить значение каждого шага процесса; гештальтисты настаивают на том, что это не является педагогически обоснованным.

    Абстрактные концептуальные элементы, с которыми работает наука, действительно последними становятся знаниями. Если это верно, то следует начинать с живой тотальности и в последнюю очередь доходить до всех абстрактных формулировок, до единого процесса. Мы можем еще больше прояснить этот момент, взяв пример из географии. Один учитель начинает преподавать географию с рассмотрения карты мира в виде апельсина и отношения солнца и земли.

    Хотя это и иллюстрирует один из способов рассмотрения целого до того, как будут взяты его части, это представляет собой наихудшее из возможных применений метода. Ибо мир имеет мало смысла и совершенно чужд детскому опыту. Оранжевый, правда, имел значение, но ничего отдаленно не связанного с задачами географии.

    Гораздо более осмысленный метод будет начинаться с мира ребенка, его собственного дома и домов в местности или со школьного дома и окружающего города. Это тоже целые и осмысленные, и на этой основе можно было бы преподавать важную географию.

    Важным моментом в этом обучении является то, что первоначальное озарение происходит только инстинктивно и автоматически. Это озарение может быть достигнуто через созревание, опыт и хорошее расположение сил окружающей среды. Учитель должен отложить задание до тех пор, пока обстоятельства не станут более благоприятными. Если, например, ребенок не может оценить стихотворение, то никакие разборы на рифмы, схемы, грамматические конструкции, сравнения не восполнят этого недостатка.

    Детали всегда должны следовать за общим пониманием или смутным эмоциональным пониманием. Далее, поскольку именно под левым желанием формируются поля восприятия и возникают конфигурационные отношения, мотивация имеет первостепенное значение. Но мотивация здесь гораздо больше, чем интерес, больше, чем какое-то побудительное возбуждение. Это больше похоже на ожидание, целеустремленность, осознание почти полных отношений.

    Короче говоря, этот тип обучения очень важен в образовании, потому что он отбрасывает метод запоминания. Это не отнимает много времени и делает упор на осмысленность, организацию и интерпретацию урока. Здесь человек занимается отношением к решению проблем. Она стимулирует рассуждение, развивает мышление и тренирует воображение и творческую активность ребенка. Обучение через озарение можно культивировать. Таким образом, учитель должен подчеркивать это, поощряя, помогая и направляя ребенка. К этому аспекту обучения также призывают профессор Дьюи и сторонники творческой деятельности, плана Дальтона или метода проектов.


    5. Некоторые возражения

     против гештальт-теории:

    Что касается критики инсайтной теории обучения, то следует отметить, что теории проб и ошибок и условного рефлекса не являются абсолютно ошибочными. . Прозрение подобно вспышке молнии, когда оно происходит; база для него должна быть подготовлена ​​методом проб и ошибок. Например, шимпанзе, который сорвал банан, соединяя вместе две палочки, делает это не мгновенно, а путем проб и ошибок, неоднократно манипулируя двумя палочками, пока Султан не достигнет своей цели.

    Единственная разница между этими двумя теориями состоит в том, что более поздняя (метод проб и ошибок) с начального этапа управляется восприятием ситуации в целом.

    Кроме того, проницательность — это и ретроспектива, и предвидение. Оно заключается не только в восприятии представленной ситуации, но и в том, что происходит и что следует за ней. Споры о том, ведут ли пробы и ошибки к прозрению или нет, бессмысленны, поскольку эти два понятия имеют разную природу. Но здесь нужно признать, что гештальтианский взгляд субъективен, менее изощрен и ребячлив.

    Неправильно говорить, что любое поведение является продуктом озарения. Например, многие из наших повседневных переживаний являются результатом не озарения, а случайных непрерывных ассоциаций. Опять же, законы восприятия, также известные как законы обучения по гештальтианству, не очень убедительны, потому что они не проливают свет на роль, которую играют когнитивные факторы в процессе обучения, в то время как нельзя думать об обучении без познания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *