Что такое жизнь философия: Жизнь | Краткий Философский Словарь | Онлайн словари по философии

Философия о жизни, смерти и бессмертии. – ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ. Часть I – Философия. Основные понятия о философии

Человек является единственным представителем живой природы на нашей планете, сознающим, что он смертен и ответственен за свою жизнь и жизнь других людей. В этом и заключается самоценность человеческого существования. Большинство людей постоянно задает себе духовно-нравственный вопрос: как жить, чтобы оставить о себе добрую память? Действительно, некоторые личности после физической смерти вступают в вечность, навсегда закрепляясь в исторической памяти человечества. Вспомним слова гениального Сократа: «Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним — умиранием и смертью». И далее: «…Истинные философы много думают о смерти, и никто на свете не боится ее меньше, чем эти люди» [12]. Именно истинным философам давала она «философскую веру» в вечность (Ясперс), и они смогли мудро, с честью прожить жизнь и достойно встретить смерть, как встретили ее Сократ, Дж. Бруно, Кант и другие.

Хотя понятие «бессмертие» весьма многозначно, можно выделить три основных ценностных смысла этого слова. Первый смысл — религиозный. Человек после смерти не исчезает, а продолжает свое бытие, но совсем в другой ипостаси — нечеловеческой (трансцендентальной). Такую позицию можно обнаружить и в христианстве, и в исламе, и в большинстве других религий мира. Второй смысл — смешанный, философско-религиозный. Бессмертие предстает как некое вечное безличностное превращение: бесконечное перевоплощение человеческого «Я» в разные живые существа. Это представление характерно для буддизма и некоторых античных философских течений — пифагорейства, платонизма и других. Наконец, третий смысл — светский (обыденный). Бессмертие не может быть телесным, так как тело всегда смертно. Оно является результатом мыследеятельности человека, его созидательного творчества, наконец, социальной памяти. Вот как оптимистично размышлял на эту тему русский философ Н.А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызвать тоски. Будущее враждебно вечности, как и прошлое. Но ничто не интересно, кроме вечности» [13]. Действительно, настоящая жизнь потеряет всякий смысл, если не думать о будущем, не творить вечность.

Конечно, философия не может дать людям однозначного ответа на вопрос о смысле вечности бытия, но только она одна способствует личному критическому осмыслению ими своей жизни. Она помогает людям найти смысл в жизни настоящей и укрепить волю к жизни будущей. Философски точно поставил этот вопрос В. Шекспир (1564-1616):

«Быть или не быть, вот в чем вопрос.
Достойно ль
Смириться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться» [14].

Шекспир сознательно не дает прямого ответа на поставленные вопросы. Кстати, его должен найти каждый живущий на Земле человек, ибо в нем и заключен смысл его жизни и смысл его смерти или бессмертия. Человеческая жизнь — это не миг (как поется в популярной песне), а постоянная ретроспектива и перспектива личного бытия. После смерти всегда остается сотворенная культура или, говоря иначе, духовные и материальные ценности, которые создал человек при жизни.

Многие тысячелетия все мировые религии, в том числе христианство, и идеалистические философские учения толкуют человеку о возможности достижения им бессмертия, или «загробной жизни». Особенно тягостно то, что в России ныне усиливается вера в миф о возрождении из мертвых. Академик РАМН Д.С. Саркисов с возмущением писал: «Теперь же, когда на фоне гигантских успехов науки даже самые ярые церковники, если они не абсолютные невежды и дураки, не могут не понимать, что после смерти человека от него не остается ничего, кроме пепла или пищи для червей и муравьев, версии о возможности воскрешения мертвых, по-видимому, продолжают не вызывать сомнений у миллионов людей… Страшно и удивительно, — продолжает он, — что это фантастическое мракобесие охватило умы не только темных, необразованных и неграмотных масс народа, но в той или иной форме впиталось ядом в мозговую ткань и всех других слоев населения — ученых, деятелей искусств, зеленой молодежи, деятелей культуры и т. д. Даже многие члены Медицинской (!!!) академии верят в различные модификации божественного, т.е. стоят на идеалистических позициях» [15].

Конечно, современной медицине известны случаи реанимации после заключения о клинической смерти. Но в них речь идет о свидетельствах практических врачей. Медицинская наука воздерживается от суждений по этому поводу. В ряде газет 60-х годов появилось сенсационное сообщение, вызвавшее множество самых разных толкований: «В марте 1960 года в одну из больниц Актюбинской области был доставлен человек: почерневшее тело в обледеневшей одежде, без головного убора и обуви. При простукивании по телу — глухой звук, как от удара по дереву. Температура поверхности тела ниже нуля градусов. Сердцебиение и дыхание не прослушивались. Поставлен диагноз: общее замерзание, клиническая смерть. Пострадавшего поместили в горячую ванну. Его начали возвращать к жизни с помощью комплекса реанимационных мероприятий. Через полчаса появились слабое дыхание и пульс. К вечеру того же дня больной пришел в сознание. Позднее стало известно, что В.И. Харин пролежал в снегу без валенок и головного убора 3-4 часа. Его сердце не билось 180 минут. Тем не менее «замороженный» не только остался жить, но и сохранил трудоспособность».

Правда, еще в начале XX века американец Алексис Каррел, известный тогда биолог рокфеллеровского центра в Нью-Йорке, доказывал всему миру скептиков и сомневающихся, что живое тело может быть бессмертным. В январе 1912 года этот признанный ученый поставил любопытный эксперимент. Он взял кусок сердечной мышцы от куриного эмбриона, обеспечил питание и удаление отходов. Опыт продолжался до 1947 года, то есть более 35 лет, в течение которых крошечный кусочек ткани оставался живым. После проведенных подсчетов оказалось, что он «прожил» много куриных жизней, а это эквивалентно сотням лет жизни человеческой. Чудесный кусочек сердца эмбриона курицы назвали «тканью вечной молодости». Он удваивался в размерах каждые 48 часов! Наросшие слои экспериментаторами удалялись — с тем, чтобы ткань постоянно оставалась в первоначальных размерах, иначе сделались бы невозможными питание и очищение клеток. Из эксперимента доктора Каррела следует вывод: если организм правильно питать и вовремя удалять отходы, то физическая жизнь может продолжаться бесконечно долго [16].

О смерти и бессмертии философы размышляют с древнейших времен. Уже античные мыслители полагали, что рождение человека, раскол его по половому признаку, любовь и смерть неразрывно сцеплены. Так, Платон определял главное занятие мудреца как приготовление к своей смерти. Ясная и твердая ориентация его жизненной доктрины и жизненного чувства на смерть побуждает к правильному употреблению жизненных сил. Смерть является неизбежным завершением жизни организма, который в результате подвергается действию только законов неорганической природы. Каждая личность, живущая сознательной жизнью, не может так или иначе не осмысливать своего отношения к смерти и бессмертию. Как только люди начинают думать о смерти, они тут же утверждаются в некоем бессмертии. Подобно тому, как свет и тени заката солнца делают предметы объемными, ощущение смерти заставляет индивида острее переживать всю прелесть и горечь, всю радость и сложность человеческого бытия. Когда смерть рядом, ярче краски жизни, ее духовное богатство, ее чувственная прелесть, величие всего пережитого. Отчетливее проступают в сознании истина и фальшь, добро и зло, красота и безобразие, да и сам смысл человеческой жизни и деятельности предстает в ином свете.

Плоды человеческой деятельности есть лучшее продолжение жизни, тогда как надежды на индивидуальное бессмертие иллюзорны. Смерть — это часть человеческой (и не только) реальности. Любому образованному человеку она представляется естественным финалом его жизненного пути. «Я умру так же, как и все… но моя жизнь и смерть будут иметь смысл для меня и для всех», — писал Л.Н. Толстой (1828-1910) [17].

Несмотря на то, что смерть — одна из самых сложных проблем общественного сознания, большинству современных людей свойственно сторониться всего, что с ней связано. Многие сознательно оберегают самих себя и своих детей от разговоров и раздумий на эту тему. Однако изучение философских установок в отношении к смерти может пролить свет на моральные установки людей и в отношении к жизни и основным ее ценностям. Что же касается отношения к человеческому бессмертию, то оно (сколько бы ни мечтали о нем люди), существует только в сознании потомков. До недавних пор в понятие бессмертия вкладывался только религиозный смысл. И рассматривалось оно в основном как таинство воскрешения из мертвых. Однако со временем эта проблема стала ведущей в поэзии и философии. Так, А.К. Манеев философски глубоко и тонко, а поэтически — мечтательно и наивно заметил:

«Что б гордый дух наук ни говорил,
Однако же сказать необходимо:
Не верится, что разум от горилл,
Не верится, что смерть непобедима!».

Действительно, живой организм принципиально отличается от неживой материи постоянным самообновлением, а человеческий — еще и уникальной способностью рационально адаптироваться. «Человек прочнее скалы, я бы сравнил его с рекой, — писал русский философ, ученый-биолог Купревич (1897-1969), -воды в ней меняются, а река остается все та же. Спрашивается: почему же этот вечно текущий процесс жизни должен иметь конец»? [18]. Отчего на каком-то этапе самообновление организма начинает давать сбои, он стареет и умирает? На этот вопрос человек разумный пока ответить не может. Наука тоже не в силах ничего противопоставить естественному процессу умирания. Что касается философии и религии, то они, правда, каждая сугубо по-своему, обращаются к смертному человеку только со словами нравоучения и утешения. Светский образ жизни и деятельности, как, собственно, и образ жизни верующих, есть прежде всего глубоко прочувствованный, осознанный, лично продуманный практический ответ человека самому факту конечности, временности своего существования на этом свете. Как уникальное разумное существо человек призван искать смысл своей земной жизни. Он может и должен лично осознать свое предназначение.

Классик немецкой философии Г. Гегель полагал, что смерть не есть только исчезновение. Она означает сохранение в преобразованном виде того, что в данной форме должно исчезнуть. Умение постигнуть идею бесконечного развития для Г. Гегеля есть важнейшая характеристика развития человеческого самосознания. А вот для К. Маркса как философа несостоятельны сетования тех людей, которые не желают, чтобы после смерти плоды их земных деяний достались кому-то другому. По мнению мыслителя, продукты человеческой жизнедеятельности и есть лучшее продолжение биологической жизни, тогда как надежды на индивидуальное бессмертие иллюзорны. Убедительным примером являются жизнь и смерть Сократа. Как свидетельствует его ученик Платон, философ вполне мог бы избежать насильственной смерти в наказание за нравственные проповеди, противоречащие общепринятым в то время взглядам. Но он предпочел бессмертие. Здесь будут вполне уместны и пророческие слова А.С. Пушкина:

«Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия…».
«Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет…» [ 19].

В религии и религиозной философии смерть человека представляется неким таинством, понимаемым как поглощение его временем Вечности, как воссоединение с Богом. Поэтому идея бессмертия нередко связывается с идеей воскрешения. Она весьма активно использовалась и в русской религиозной философии. Так, например, философ-космист Н.Ф. Федоров (1828-1903) даже сконструировал утопический религиозно-философский «проект» общества, в котором все люди должны объединиться с целью всеобщего воскрешения — «патрофикации» (воссоздания отцов), что и приведет, в конце концов, к полному торжеству божественной нравственности над физической необходимостью, пробудит во всех человеческих душах родственные чувства. В выдвижении русским мыслителем идеи воскрешения (а не просто личного бессмертия) присутствует нравственный поворот к утверждению долга живущих людей перед прошлыми поколениями. Философ упорно настаивает на необходимости тщательного изучения жизни предков, восстановления их образов, (сначала лишь мысленного), причем в последовательности поколений, народов, групп, семей. Можно сказать, что Н.Ф. Федоров ставит задачу выявления наследственного (генетического) кода человечества в качестве предварительного условия воскрешения. Но, конечно, главной целью является возвращение восстановленному человеку его уникального самосознания, без которого возможно получение лишь физической копии.

Говоря о проблеме бессмертия, нельзя не вспомнить и о достижениях современной науки, активно разрабатывающей новейшие способы продления жизни. Научно-философское значение клонирования животных чрезвычайно велико. Результаты этих экспериментов открыли науке захватывающие перспективы для решения многих биологических проблем. Генная инженерия, безусловно, является прорывом в науках о жизни, особенно если учесть стремление ученых использовать методологию клонирования в целях выращивания или восстановления отдельных органов. Эта проблема в последние годы привлекла внимание не только специалистов, но и широкой общественности. Идея клонирования имеет множество противников, однако нельзя не признать, что с ее появлением открылись новые пути, при определенных условиях ведущие к преображению самой природы человека. Речь идет о возможном создании долгоживущего поколения с использованием технологий замены органов, об обретении автотрофности, овладении новыми способами самосозидания, но главное — об искусном управлении природными потенциями человека.

Что такое жизнь – философия жизни

Многие люди, не знают, что такое жизнь, но наша философия жизни, поможет вам найти ответ на данный вопрос именно в этой статье. Ведь 99% людей живет не своей, а чужой жизнью, делая кого-то, но не себя, богаче, счастливее и лучше. Но если в мире 1 человек несчастен, то и остальные не будут испытывать счастья. Поэтому если вы хотите изменить мир, вам нужно начать с себя.

В статье вы узнаете, как понять что такое жизнь, как найти самому, в глубине своей души ответ на данный вопрос. Ведь все ответы на вопросы давно заложены внутри нас, просто мы о них забываем и ленимся начать искать на них ответ не во внешнем мире, а внутри себя. Зачем бегать от одной цели к другой, если конечная точка данного земного существования – это смерь тела и переход энергии в новое земное тело и не более того. Никакой души и жизни после смерти нет, пока вы не нашли все это при жизни.

Вообще то, что вы раскрыли и приобрели в этой жизни не материальное, переходит в новое тело. Но если вы нашли душу и перелили в нее свою энергию, то в будущем вам не понадобиться тело, вы продолжите жизнь в душе и вам не потребуется возвращаться обратно в этот мир иллюзии. Узнайте: как узнать, кем ты был в прошлой жизни.

Что такое жизнь?

Жизнь – узнать кто ты на самом деле и зачем ты

Самый главный вопрос не то, что такое жизнь, а то, кто вы есть на самом деле и зачем вы были посланы в этот мир. Ведь мы – это не наши тела и не наши мысли. Мы – это энергия, которую невозможно уничтожить, но можно испортить или исправить. Все кто был послан в этот мир – имеют недостатки, так как это мир создан именно для исправления. Когда человек исправил себя, свою энергию, он возвращается туда, откуда пришел. Когда же энергия человека снова испортиться, он снова возвратиться в этот мир. Когда полностью все люди изменят себя и исправят – то этот мир исчезнет и все мы, будем жить в едином целом, в Боге, так как нет никого кроме Его и мы – всего лишь частички его желаний и мыслей. Узнайте: действительно ли наши мысли материальны.

Занимайтесь тем, что нравиться, слушайтесь свою душу, а не окружающие правила и стандарты

Чтобы понять, что такое жизнь, не обязательно знать философию жизни. Вам просто нужно проснуться и начать жизнь. Перестаньте ходить на нелюбимую работу, которая не исправляет, а наоборот делает вас хуже и несчастнее. Занимайтесь хотя бы в свободное время тем, чего хочет душа. Так как если тело не покормить пищей – оно умирает точно так же, как если душу не накормить правильными мыслями и чувствами, она просто уйдет от вас.

Не теряйте свою душу и наоборот старайтесь ее приблизить к себе правильной работой над собой. Делайте все то, к чему вас подталкивает судьба и душа, подчиняйтесь ей и тогда все будет хорошо.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

psyholog.ru

Post Views: 74

«Философия жизни» и «Философия смерти» — Fifteen Eighty Four

Академические взгляды от Cambridge University Press

17
Февраль
2014

Steven Luper

В политике и популярной культуре термин «философия смерти» иногда используется как оружие в мрачной битве за политику абортов и ухода из жизни.

Некоторые сторонники «за жизнь» говорят, что их противники придерживаются «философии смерти», которая способствует гибели живых существ (для некоторых примеров такого использования «философии смерти» погуглите сочетание «философия смерти» и «философия смерти»). «за жизнь»). Конечно, другой политический лагерь отказывается от такой клеветы и отказывается от ярлыка «антижизнь». Он называет себя «за выбор», но использует аналогичную гнусную тактику, поскольку его самоописание создает впечатление, что его противники «против выбора» — что они против свободы.

Оба лагеря зашли в тупик; они не могут рассуждать друг с другом; слишком часто вместо этого они используют тактику запугивания, обливания грязью и запугивания. Но политический выбор, не основанный на ясной причине, нестабилен. Нам нужно попытаться достичь рационального консенсуса, если мы можем, или же признать, что мы просто не знаем, что сказать, и принять во внимание наше невежество при разработке политики.

Философия смерти — это изучение природы и значения смерти, а философия жизни — это изучение природы и значения жизни

К сожалению, в основе дебатов лежит набор действительно сложных и запутанных философских вопросов. Эти вопросы исследуются в двух растущих областях исследований: философии смерти, изучающей природу и значение смерти, и философии жизни, изучающей природу и значение жизни. Книга Cambridge Companion to Life and Death , , которая появится в конце этого года, предлагает подборку новых работ в этих областях. Далее я опишу один из рассматриваемых вопросов и укажу на некоторые аспекты его влияния на дебаты.

Проблема в следующем:  что мы ?

Простой и прямой ответ заключается в том, что мы человеческие животные — каждый из нас идентичен животному, принадлежащему к виду Homo sapiens . По иронии судьбы, большинство людей, называющих себя «защитниками жизни», отвергли бы это утверждение, даже несмотря на то, что оно легко поддается «защите жизни» против абортов, учитывая, что существование человека-животного начинается в момент зачатия или вскоре после него. . Если именно тогда появляются люди-животные, а мы — животные, то убить такое существо — значит убить одного из нас. Поскольку убийство таких существ, как мы, было бы трудно оправдать, аборты тоже было бы трудно защитить. Многие в лагере сторонников абортов также выступают против ускорения смерти жертвы постоянной растительности, вызванной смертью головного мозга (высшего мозга), как в случаях Карен Энн Куинлан и Терри Скьяво. Опять же, точка зрения, что мы животные, поддерживает их противоположность, поскольку животное в устойчивом вегетативном состоянии остается живым животным.

Если мы не человеческие животные, то кто мы? Многие философы говорят, что мы «Локковцы». Они следуют за Джоном Локком, философом 17 -го -го века, который понимал человека как нечто, что по существу обладает самосознанием. Сказать, что что-то по существу является самоосознающим, значит сказать, что оно не может существовать, не будучи самоосознающим. Обновленная версия взгляда Локка состоит в том, что люди — это существа, для которых существенна способность к самосознанию. Согласно современным локковцам, я человек в этом смысле, как и вы.

Не такой ли позиции придерживаются сторонники защиты жизни? Можно было бы так подумать, поскольку многие из них сказали бы, что мы полностью ментальные существа — существа, чьи существенные атрибуты ограничены ментальными свойствами, такими как способность к самосознанию. Но теоретики, которые говорят, что мы люди Локка, обычно отмечают, что способность к самосознанию приобретается только после рождения (примерно в возрасте двух лет) и уничтожается со смертью головного мозга. Это говорит о том, что личности Локка не появляются до тех пор, пока они не родятся. Поэтому они не умирают при абортах плода. Они также не причиняют вреда, когда смерть человека, находящегося в устойчивом вегетативном состоянии, ускоряется. Таким образом, современные Локки редко встречаются в лагере сторонников абортов.

Трудность, стоящая перед Локковцами, состоит в том, чтобы выяснить, какими ментальными существами мы должны быть и как эти существа связаны с человеческими животными. Совершенно очевидно, что люди-животные существуют, а также совершенно очевидно, что в определенный момент жизни у типичных людей-животных развивается мозг, который со временем начинает функционировать.

Разве они не могут использовать свои мозги, чтобы думать? Если так, то почему бы не сказать, что эти животные являются существами, обладающими самосознанием? Зачем постулировать существование некоего ментального существа, чье самосознание существенно для него?

Однако заявление о том, что мы животные, затрудняет защиту позиции «за выбор» и мнения о том, что ускорение смерти в случаях смерти не вызывает возражений. Нельзя больше утверждать, что наше существование начинается после рождения и заканчивается смертью высшего мозга. Кажется, ни одна из сторон — ни сторонники жизни, ни сторонники выбора — не хочет говорить, что мы человеческие животные.

Философия качества жизни I. Качество жизни, счастье и смысл жизни

Обзор

. 2003 г., 1 декабря; 3:1164-75.

doi: 10.1100/tsw.2003.102.

Серен Вентегодт 1 , Нильс Йорген Андерсен, Хоав Меррик

принадлежность

  • 1 Центр исследования качества жизни, Копенгаген, Дания. [email protected]
  • PMID: 14646011
  • PMCID: PMC5974893
  • DOI: 10.1100/цв.2003.102
Бесплатная статья ЧВК

Обзор

Søren Ventegodt et al. Журнал «Научный мир».

2003 .

Бесплатная статья ЧВК

. 2003 г., 1 декабря; 3:1164-75.

doi: 10.1100/tsw.2003.102.

Авторы

Серен Вентегодт 1 , Нильс Йорген Андерсен, Хоав Меррик

принадлежность

  • 1 Исследовательский центр качества жизни, Копенгаген, Дания. [email protected]
  • PMID: 14646011
  • PMCID: PMC5974893
  • DOI: 10.1100/цв.2003.102

Абстрактный

В Датском исследовании качества жизни мы опросили 10 000 человек об их качестве жизни с помощью утвержденной анкеты SEQOL, содержащей более 300 вопросов об их качестве жизни. Как они себя чувствовали? Насколько они были довольны своей жизнью? Насколько они были счастливы? Чувствовали ли они, что их потребности удовлетворены? И еще много вопросов. Мы задавали вопросы, которые, по нашему мнению, важны для качества их жизни (КЖ). Результаты оказались весьма неожиданными и заставили нас заново задуматься над следующими философскими вопросами: что такое качество жизни, счастье и смысл жизни? Что такое человек? Нужна ли нам новая биология? Является ли мозг вместилищем сознания? Как нам осознать смысл жизни и, сделав это, снова стать здоровыми? Каковы основные понятия качества жизни? Смысл жизни в соединении и развитии.

Речь идет о реализации каждой возможности и потенциала в чьем-либо существовании. Возможности должны быть найдены и признаны. Что вы обнаружите, когда окажетесь глубоко внутри? Вы найдете свое истинное «я» и свою цель в жизни. частью большей целостности. Антоновский называл это «когерентностью». Маслоу называл это «трансцендентностью». Франкл называл это «смыслом жизни». Мы называем это просто «бытием». Чтобы проверить, действительно ли эти философские вопросы актуальны для медицины, мы рассмотрели последствия для пациентов, которых обучают философии качества жизни.К нашему удивлению, мы узнали из наших пилотных исследований «качество жизни как медицина», что просто усваивая основные концепции философии качества жизни, представленные в этой серии статей, , пациенты чувствовали себя лучше и видели свою жизнь более значимой. Улучшение личной философии жизни пациента, по-видимому, является сущностью холистической медицины, помогающей пациенту взять на себя большую ответственность за свое собственное существование.

Похожие статьи

  • Теория качества жизни III. Маслоу пересматривал.

    Вентегодт С., Меррик Дж., Андерсен, Нью-Джерси. Вентегодт С. и соавт. Журнал «Научный мир». 2003 13 октября; 3: 1050-7. doi: 10.1100/tsw.2003.84. Журнал «Научный мир». 2003. PMID: 14570995 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Теория жизненной миссии VII. Теория экзистенциальной (Антоновской) когерентности: теория качества жизни, здоровья и возможности для использования в холистической медицине.

    Вентегодт С., Фленсборг-Мадсен Т., Андерсен Н.Дж., Меррик Дж. Вентегодт С. и соавт. Журнал «Научный мир». 2005 6 мая; 5:377-89. doi: 10.1100/tsw.2005.47. Журнал «Научный мир». 2005. PMID: 15915291 Бесплатная статья ЧВК.

  • Философия качества жизни V. Постижение смысла жизни и выздоровление.

    Вентегодт С., Андерсен Н.Дж., Меррик Дж. Вентегодт С. и соавт. Журнал «Научный мир». 2003 1 декабря; 3: 1210-29. doi: 10.1100/tsw.2003.105. Журнал «Научный мир». 2003. PMID: 14646015 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Какие факторы определяют качество нашей жизни, здоровье и способности? Результаты выборки населения Дании и перинатальной когорты Копенгагена.

    Вентегодт С., Фленсборг-Мадсен Т., Андерсен Н.Дж., Меррик Дж. Вентегодт С. и соавт. J Coll Physicians Surg Pak. 2008 июль; 18 (7): 445-50. J Coll Physicians Surg Pak. 2008. PMID: 18760073

  • Философия качества жизни VI. Понятия.

    Вентегодт С., Андерсен Н.Дж., Меррик Дж. Вентегодт С. и соавт. Журнал «Научный мир». 2003 1 декабря; 3: 1230-40. doi: 10.1100/tsw.2003.106. Журнал «Научный мир». 2003. PMID: 14646016 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Опосредующее влияние смысла жизни на отношения между заботой о семье, депрессией и качеством жизни пожилых людей Китая.

    Zhou JJ, Zhang Y, Ren QZ, Li T, Lin GD, Liao MY, Chen SH, Tong P, Gao YL. Чжоу Дж.Дж. и др. Фронт общественного здравоохранения. 2023 3 апр; 11:1079593. doi: 10.3389/fpubh.2023.1079593. Электронная коллекция 2023. Фронт общественного здравоохранения. 2023. PMID: 37077192 Бесплатная статья ЧВК.

  • Качество жизни семьи: восприятие родителей детей с нарушениями развития в Боснии и Герцеговине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *