Что такое зрительное восприятие: Зрительное восприятие | это… Что такое Зрительное восприятие?

Содержание

Зрительное восприятие | это… Что такое Зрительное восприятие?

Физическая иллюзия. Соломинка кажется сломанной

Психологическая иллюзия — «Уткозаяц»

Физиологическая «иллюзия решётки»

Зрение человека (зрительное восприятие) — процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой.

Основная статья: Зрительная система

Содержание

  • 1 Общие сведения
  • 2 Физиология зрения человека
    • 2.1 Цветовое зрение
    • 2.2 Бинокулярное зрение
    • 2.3 Стереоскопическое зрение
    • 2.4 Ведущий глаз
  • 3 Основные свойства зрения
    • 3.1 Световая чувствительность человеческого глаза
    • 3.2 Острота зрения
    • 3.3 Бинокулярность
    • 3.4 Контрастная чувствительность
    • 3.5 Адаптация зрения
  • 4 Психология зрительного восприятия
  • 5 Дефекты зрения
    • 5.
      1 Дефекты хрусталика
      • 5.1.1 Дальнозоркость
      • 5.1.2 Близорукость
      • 5.1.3 Астигматизм
    • 5.2 Дефекты сетчатки
      • 5.2.1 Дальтонизм
      • 5.2.2 Скотома
    • 5.3 Прочие дефекты
      • 5.3.1 Косоглазие
  • 6 Способы улучшения зрения
    • 6.1 Инструментальные методы
    • 6.2 Хирургическая коррекция
      • 6.2.1 Прямая коррекция оптической способности глаза
    • 6.3 Альтернативная медицина
    • 6.4 Специальные упражнения
  • 7 См. также
  • 8 Литература

Общие сведения

Глаз человека

Из-за большого числа этапов процесса зрительного восприятия его отдельные характеристики рассматриваются с точки зрения разных наук — оптики, психологии, физиологии, химии. На каждом этапе восприятия возникают искажения, ошибки, сбои, но мозг человека обрабатывает полученную информацию и вносит необходимые коррективы. Эти процессы носят неосознаваемый характер и реализуются в многоуровневой автономной корректировке искажений.

Так устраняются сферическая и хроматическая аберрации, эффекты слепого пятна, проводится цветокоррекция, формируется стереоскопическое изображение и т. д. В тех случаях, когда подсознательная обработка информации недостаточна, или же избыточна, возникают оптические иллюзии.

Физиология зрения человека

Цветовое зрение

У приматов (и человека) мутация вызвала появление колбочек — цветовых рецепторов. Это было вызвано расширением экологической ниши млекопитающих, переходом части видов к дневному образу жизни, в том числе на деревьях. Мутация была вызвана появлением изменённой копии гена, отвечающего за восприятие средней, зелёночувствительной области спектра. Она обеспечила лучшее распознавание объектов «дневного мира» — плодов, цветов, листьев. В глазу человека содержатся два типа светочувствительных клеток (рецепторов): высоко чувствительные палочки, отвечающие за сумеречное (ночное) зрение, и менее чувствительные колбочки, отвечающие за цветное зрение.

Видимый солнечный спектр

Нормализованные графики светочувствительности колбочек человеческого глаза S, M, L. Пунктиром показана сумеречная, «чёрно-белая» восприимчивость палочек

В сетчатке глаза человека есть три вида колбочек, максимум чувствительности которых приходится на красный, зелёный и синий участок спектра, то есть соответствует трём «основным» цветам. Они обеспечивают распознавание тысяч цветов и оттенков. Кривые спектральной чувствительности трёх видов колбочек частично перекрываются, что вызывает эффект метамерии. Очень сильный свет возбуждает все 3 типа рецепторов, и потому воспринимается, как излучение слепяще-белого цвета.

Равномерное раздражение всех трёх элементов, соответствующее средневзвешенному дневному свету, также вызывает ощущение белого цвета (См. Психология восприятия цвета). Трёхсоставную теорию цветового зрения впервые высказал в 1756 году М. В. Ломоносов, когда он писал «о трёх материях дна ока». Сто лет спустя её развил немецкий учёный Г. Гельмгольц, который не упоминает известной работы Ломоносова «О происхождении света», хотя она была опубликована и кратко изложена на немецком языке.

Параллельно существовала оппонентная теория цвета Эвальда Геринга. Её развили Давид Хьюбл (David H.Hubel) и Торстен Вайзел (Torsten N.Wiesel). Они получили Нобелевскую премию 1981 года за своё открытие. Они предположили, что в мозг поступает информация вовсе не о красном (R), зелёном (G) и синем (B) цветах (теория цвета Юнга-Гельмгольца,). Мозг получает информацию о разнице яркости — о разнице яркости белого (Yмах) и черного (Yмин), о разнице зелёного и красного цветов (G-R), о разнице и синего и жёлтого цветов (B-yellow), а жёлтый цвет (yellow=R+G) есть сумма красного и зелёного цветов, где R, G и B — яркости цветовых составляющих — красного, R, зелёного, G, и синего, B.

Имеем систему уравнений — Кч-б=Yмах-Yмин; Кgr=G-R; Кbrg=B-R-G, где Кч-б, Кgr, Кbrg — функции коэффициентов баланса белого для любого освещения. Практически это выражается в том, что люди воспринимают цвет предметов одинаково при разных источниках освещения (цветовая адаптация).

Несмотря на кажущуюся противоречивость двух теорий, по современным представлениям, верны обе. На уровне сетчатки действует трёхстимульная теория, однако, информация обрабатывается, и в мозг поступают данные уже согласующиеся с оппонентной теорией.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение у человека, как и у других млекопинающих, а также птиц и рыб, обеспечивается наличием двух глаз, информация от которых обрабатывается сначала раздельно и параллельно, а затем синтезируется в мозгу в зрительный образ.

Благодаря тому, что поля зрения обоих глаз человека и высших приматов в значительной мере пересекаются, человек способен лучше, чем многие млекопитающие, определять внешний вид и расстояние (тут помогает также механизм аккомодации) до близких предметов в основном за счёт эффекта стереоскопичности зрения.

Стереоскопическое зрение

У многих видов, образ жизни которых требует хорошей оценки расстояния до объекта, глаза смотрят скорее вперёд, нежели в стороны. Так, у горных баранов, леопардов, обезьян обеспечивается лучшее стереоскопическое зрение, которое помогает оценивать расстояние перед прыжком. Человек также имеет хорошее стереоскопическое зрение.

Стереоскопический эффект сохраняется на дистанции приблизительно 0,1-100 метров.

Ведущий глаз

Глаза человека несколько различаются, поэтому выделяют ведущий и ведомый глаз. Определение ведущего глаза важно для охотников, видеооператоров и лиц других профессий. Если посмотреть через отверстие в непрозрачном экране (дырочка в листе бумаги на расстоянии 20-30 см.) на отдалённый предмет, а затем, не смещая голову поочередно закрыть правый и левый глаз, то для ведущего глаза изображение не сместится.

Основные свойства зрения

Световая чувствительность человеческого глаза

Световая чувствительность оценивается величиной порога светового раздражителя.

Человек с хорошим зрением способен разглядеть ночью свет от свечи на расстоянии нескольких километров. Однако световая чувствительность зрения многих ночных животных (совы, грызуны) гораздо выше.

Максимальная световая чувствительность достигается после достаточно длительной темновой адаптации.

Её определяют под действием светового потока в телесном угле 50° при длине волны 500 нм (максимум чувствительности глаза). В этих условиях пороговая энергия света около 109 эрг/с, что эквивалентно нескольким квантам.

Чувствительность глаза зависит от полноты адаптации, от интенсивности источника света, длины волны и угловых размеров источника, а также от времени действия раздражителя. Чувствительность глаза понижается с возрастом из-за ухудшения оптических свойств склеры и зрачка, а также рецепторного звена восприятия.

Острота зрения

Способность различных людей видеть большие или меньшие детали предмета с одного и того же расстояния при одинаковой форме глазного яблока и одинаковой преломляющей силе диоптрической глазной системы обусловливается различием в расстоянии между чувствительными элементами сетчатки и называется остротой зрения.

Бинокулярность

Рассматривая предмет обоими глазами, мы видим его только тогда одиночным, когда оси зрения глаз образуют такой угол сходимости (конвергенцию), при котором симметричные отчётливые изображения на сетчатках получаются в определённых соответственных местах чувствительного жёлтого пятна (fovea centralis).

Благодаря такому бинокулярному зрению, мы не только судим об относительном положении и расстоянии предметов, но и воспринимаем впечатления рельефа и объёма.

Бинокулярость может нарушаться при косоглазии и некоторых других заболеваниях глаз. При сильной усталости может наблюдаться временное косоглазие, вызванное отключением ведомого глаза.

  • См. также Бинокуляр, Стереоскоп.

Контрастная чувствительность

Контрастная чувствительность — способность человека видеть обьекты, слабо отличающиеся по яркости от фона. Оценка контрастной чувствительности производится по синусоидальным решеткам. Повышение порога контрастной чувствительности может быть признаком ряда глазных заболеваний, в связи с чем его исследование может применяться в диагностике.

Адаптация зрения

Приведенные выше свойства зрения тесно связаны со способностью глаза к адаптации. Адаптация происходит к изменениям освещённости (см. темновая адаптация), цветовой характеристики освещения (способность воспринимать белые предметы белыми даже при значительном изменении спектра падающего света, см. также Баланс белого).

Адаптация проявляется также в способности зрения частично компенсировать дефекты самого зрительного аппарата (оптические дефекты хрусталика, дефекты сетчатки, скотомы и пр.)

Психология зрительного восприятия

Основная статья: Оптические иллюзии

Зрительный аппарат — глаза и проводящие пути — настолько тесно интегрирован с мозгом, что трудно сказать, где начинается та или иная часть процесса переработки зрительной информации.

В зависимости от ситуации, человек способен «видеть» предметы, частично скрытые от глаза, например, частой решёткой. В течение одной-двух недель человек полностью адаптируется к «перевёнтутому изображению мира», создаваемому специальными призматическими очками.

Дефекты зрения

Основная статья: Заболевания глаз

Самый массовый недостаток — нечёткая, неясная видимость близких или удалённых предметов.

Дефекты хрусталика

Дальнозоркость

Видимость предметов меняется с возрастом человека: десятилетний ребёнок видит хорошо предмет не ближе 7 см, в 45 лет — 33 см, а в 70 лет необходимы очки для рассматривания близких предметов. Так в течение жизни падает способность хрусталика менять свою кривизну, развивается дальнозоркость.

Близорукость

Другой дефект зрения — близорукость (миопия). Развивается близорукость от длительного напряжения зрения, связанного с недостатком освещения. Установлено, что в младших классах близоруких немного, но их становится больше в средних и старших классах. Чаще всего близорукость развивается к 16—18 годам.

Близорукость почти никогда не развивается у людей, ведущих образ жизни, требующий наблюдения отдалённых предметов (моряки и др.).

Дефекты близорукости и дальнозоркости могут быть преодолены с помощью очков.

Астигматизм

Данный дефект зрения связан с нарушением формы хрусталика или роговицы, в результате чего человек теряет способность одинаково хорошо видеть по горизонтали и вертикали, начинает видеть предметы искажёнными, в которых одни линии чёткие, другие — размытые. Его легко диагностировать, рассматривая одним глазом лист бумаги с тёмными параллельными линиями — вращая такой лист, астигматик заметит, что тёмные линии то размываются, то становятся чётче.

У большинства людей встречается врождённый астигматизм до 0.5 диоптрий, не приносящий дискомфорта.

Данный дефект компенсируется очками с цилиндрическими линзами, имеющими различную кривизну по горизонтали и вертикали и контактными линзами, (жёсткими или мягкими торическими), также, как и очковыми линзами, имеющими разную оптическую силу в разных меридианах.

Дефекты сетчатки

Дальтонизм

Если в сетчатке глаза выпадает или ослаблено восприятие одного из трёх основных цветов, то человек не воспринимает какой-то цвет. Есть «цветнослепые» на красный, зелёный и сине-фиолетовый цвет. Редко встречается парная, или даже полная цветовая слепота. Чаще встречаются люди, которые не могут отличить красный цвет от зелёного. Эти цвета они воспринимают как серые. Такой недостаток зрения был назван дальтонизмом — по имени английского учёного Д. Дальтона, который сам страдал таким расстройством цветного зрения и впервые описал его.

Дальтонизм неизлечим, передаётся по наследству (сцеплен с Х-хромосомой). Иногда он возникает после некоторых глазных и нервных болезней.

Дальтоников не допускают к вождению транспорта. Очень важно хорошее цветоощущение для моряков, лётчиков, химиков, художников, поэтому для некоторых профессий цветовое зрение проверяют с помощью специальных таблиц.

Скотома

Скотома — (от греч. skotos — темнота) — пятнообразный дефект в поле зрения глаза, вызванный заболеванием в сетчатке, болезнями зрительного нерва, глаукомой. Это участки (в пределах поля зрения), в которых зрение существенно ослаблено, или отсутствует.

Иногда скотомой называют слепое пятно — область на сетчатке, соответствующая диску зрительного нерва (т. н.физиологическая скотома).

  • Абсолютная скотома (absolute scotomata) — участок, в котором зрение отсутствует.
  • Относительная скотома (relative scotoma) — участок, в котором зрение значительно снижено.

Предположить наличие скотомы можно самостоятельно проведя исследование с помощью теста Амслера.

Прочие дефекты

Косоглазие

Способы улучшения зрения

Стремление улучшить зрение связано с попыткой преодолеть как дефекты зрения, так и его естественные ограничения.

В зависимости от характера и причин нарушения зрения для коррекции дефектов зрительного восприятия используют различные технические приспособления, специальные упражнения, а также несколько видов оперативного вмешательства (микрохирургия, имплантация хрусталика, лазерная коррекция зрения и др.).

Инструментальные методы

Основная статья: Очки

Основная статья: Глазные линзы

Коррекция недостатков зрения обычно осуществляется с помощью очков.

Для расширения возможностей зрительного восприятия используют также специальные приборы и методы:

  • Микроскопия
  • Телескоп

Хирургическая коррекция

Прямая коррекция оптической способности глаза

Основная статья: Лазерная коррекция зрения

Альтернативная медицина

Система Норбекова

Специальные упражнения

Широко пропагандируются специальные упражнения для коррекции близорукости и дальнозоркости (методы Шичко, Бейтса и т.  д.). Несмотря на внушительные успехи, не завершено детальное обоснование методик, недостаточно данных о границах примененимости методов (возрастные и диагностические ограничения эффективности и применимости методик) или, скорее всего, методики игнорируются.

См. также

  • Аномалоскоп
  • Очки, там же — о выборе очков
  • Контактные линзы
  • Эйдетизм — «зрительная память»
  • Эффект Трокслера
  • Система Норбекова

Литература

  • Р. Грегори. Разумный глаз М., 2003
  • Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., 1970

Зрительное восприятие | это… Что такое Зрительное восприятие?

Физическая иллюзия. Соломинка кажется сломанной

Психологическая иллюзия — «Уткозаяц»

Физиологическая «иллюзия решётки»

Зрение человека (зрительное восприятие) — процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой.

Основная статья: Зрительная система

Содержание

  • 1 Общие сведения
  • 2 Физиология зрения человека
    • 2.1 Цветовое зрение
    • 2.2 Бинокулярное зрение
    • 2.3 Стереоскопическое зрение
    • 2.4 Ведущий глаз
  • 3 Основные свойства зрения
    • 3.1 Световая чувствительность человеческого глаза
    • 3.2 Острота зрения
    • 3.3 Бинокулярность
    • 3.4 Контрастная чувствительность
    • 3.5 Адаптация зрения
  • 4 Психология зрительного восприятия
  • 5 Дефекты зрения
    • 5.1 Дефекты хрусталика
      • 5.1.1 Дальнозоркость
      • 5.1.2 Близорукость
      • 5.1.3 Астигматизм
    • 5.2 Дефекты сетчатки
      • 5.2.1 Дальтонизм
      • 5.2.2 Скотома
    • 5.3 Прочие дефекты
      • 5.3.1 Косоглазие
  • 6 Способы улучшения зрения
    • 6.1 Инструментальные методы
    • 6. 2 Хирургическая коррекция
      • 6.2.1 Прямая коррекция оптической способности глаза
    • 6.3 Альтернативная медицина
    • 6.4 Специальные упражнения
  • 7 См. также
  • 8 Литература

Общие сведения

Глаз человека

Из-за большого числа этапов процесса зрительного восприятия его отдельные характеристики рассматриваются с точки зрения разных наук — оптики, психологии, физиологии, химии. На каждом этапе восприятия возникают искажения, ошибки, сбои, но мозг человека обрабатывает полученную информацию и вносит необходимые коррективы. Эти процессы носят неосознаваемый характер и реализуются в многоуровневой автономной корректировке искажений. Так устраняются сферическая и хроматическая аберрации, эффекты слепого пятна, проводится цветокоррекция, формируется стереоскопическое изображение и т. д. В тех случаях, когда подсознательная обработка информации недостаточна, или же избыточна, возникают оптические иллюзии.

Физиология зрения человека

Цветовое зрение

У приматов (и человека) мутация вызвала появление колбочек — цветовых рецепторов. Это было вызвано расширением экологической ниши млекопитающих, переходом части видов к дневному образу жизни, в том числе на деревьях. Мутация была вызвана появлением изменённой копии гена, отвечающего за восприятие средней, зелёночувствительной области спектра. Она обеспечила лучшее распознавание объектов «дневного мира» — плодов, цветов, листьев. В глазу человека содержатся два типа светочувствительных клеток (рецепторов): высоко чувствительные палочки, отвечающие за сумеречное (ночное) зрение, и менее чувствительные колбочки, отвечающие за цветное зрение.

Видимый солнечный спектр

Нормализованные графики светочувствительности колбочек человеческого глаза S, M, L. Пунктиром показана сумеречная, «чёрно-белая» восприимчивость палочек

В сетчатке глаза человека есть три вида колбочек, максимум чувствительности которых приходится на красный, зелёный и синий участок спектра, то есть соответствует трём «основным» цветам. Они обеспечивают распознавание тысяч цветов и оттенков. Кривые спектральной чувствительности трёх видов колбочек частично перекрываются, что вызывает эффект метамерии. Очень сильный свет возбуждает все 3 типа рецепторов, и потому воспринимается, как излучение слепяще-белого цвета.

Равномерное раздражение всех трёх элементов, соответствующее средневзвешенному дневному свету, также вызывает ощущение белого цвета (См. Психология восприятия цвета). Трёхсоставную теорию цветового зрения впервые высказал в 1756 году М. В. Ломоносов, когда он писал «о трёх материях дна ока». Сто лет спустя её развил немецкий учёный Г. Гельмгольц, который не упоминает известной работы Ломоносова «О происхождении света», хотя она была опубликована и кратко изложена на немецком языке.

Параллельно существовала оппонентная теория цвета Эвальда Геринга. Её развили Давид Хьюбл (David H.Hubel) и Торстен Вайзел (Torsten N.Wiesel). Они получили Нобелевскую премию 1981 года за своё открытие. Они предположили, что в мозг поступает информация вовсе не о красном (R), зелёном (G) и синем (B) цветах (теория цвета Юнга-Гельмгольца,). Мозг получает информацию о разнице яркости — о разнице яркости белого (Yмах) и черного (Yмин), о разнице зелёного и красного цветов (G-R), о разнице и синего и жёлтого цветов (B-yellow), а жёлтый цвет (yellow=R+G) есть сумма красного и зелёного цветов, где R, G и B — яркости цветовых составляющих — красного, R, зелёного, G, и синего, B.

Имеем систему уравнений — Кч-б=Yмах-Yмин; Кgr=G-R; Кbrg=B-R-G, где Кч-б, Кgr, Кbrg — функции коэффициентов баланса белого для любого освещения. Практически это выражается в том, что люди воспринимают цвет предметов одинаково при разных источниках освещения (цветовая адаптация).

Несмотря на кажущуюся противоречивость двух теорий, по современным представлениям, верны обе. На уровне сетчатки действует трёхстимульная теория, однако, информация обрабатывается, и в мозг поступают данные уже согласующиеся с оппонентной теорией.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение у человека, как и у других млекопинающих, а также птиц и рыб, обеспечивается наличием двух глаз, информация от которых обрабатывается сначала раздельно и параллельно, а затем синтезируется в мозгу в зрительный образ.

Благодаря тому, что поля зрения обоих глаз человека и высших приматов в значительной мере пересекаются, человек способен лучше, чем многие млекопитающие, определять внешний вид и расстояние (тут помогает также механизм аккомодации) до близких предметов в основном за счёт эффекта стереоскопичности зрения.

Стереоскопическое зрение

У многих видов, образ жизни которых требует хорошей оценки расстояния до объекта, глаза смотрят скорее вперёд, нежели в стороны. Так, у горных баранов, леопардов, обезьян обеспечивается лучшее стереоскопическое зрение, которое помогает оценивать расстояние перед прыжком. Человек также имеет хорошее стереоскопическое зрение.

Стереоскопический эффект сохраняется на дистанции приблизительно 0,1-100 метров.

Ведущий глаз

Глаза человека несколько различаются, поэтому выделяют ведущий и ведомый глаз. Определение ведущего глаза важно для охотников, видеооператоров и лиц других профессий. Если посмотреть через отверстие в непрозрачном экране (дырочка в листе бумаги на расстоянии 20-30 см. ) на отдалённый предмет, а затем, не смещая голову поочередно закрыть правый и левый глаз, то для ведущего глаза изображение не сместится.

Основные свойства зрения

Световая чувствительность человеческого глаза

Световая чувствительность оценивается величиной порога светового раздражителя.

Человек с хорошим зрением способен разглядеть ночью свет от свечи на расстоянии нескольких километров. Однако световая чувствительность зрения многих ночных животных (совы, грызуны) гораздо выше.

Максимальная световая чувствительность достигается после достаточно длительной темновой адаптации. Её определяют под действием светового потока в телесном угле 50° при длине волны 500 нм (максимум чувствительности глаза). В этих условиях пороговая энергия света около 109 эрг/с, что эквивалентно нескольким квантам.

Чувствительность глаза зависит от полноты адаптации, от интенсивности источника света, длины волны и угловых размеров источника, а также от времени действия раздражителя. Чувствительность глаза понижается с возрастом из-за ухудшения оптических свойств склеры и зрачка, а также рецепторного звена восприятия.

Острота зрения

Способность различных людей видеть большие или меньшие детали предмета с одного и того же расстояния при одинаковой форме глазного яблока и одинаковой преломляющей силе диоптрической глазной системы обусловливается различием в расстоянии между чувствительными элементами сетчатки и называется остротой зрения.

Бинокулярность

Рассматривая предмет обоими глазами, мы видим его только тогда одиночным, когда оси зрения глаз образуют такой угол сходимости (конвергенцию), при котором симметричные отчётливые изображения на сетчатках получаются в определённых соответственных местах чувствительного жёлтого пятна (fovea centralis). Благодаря такому бинокулярному зрению, мы не только судим об относительном положении и расстоянии предметов, но и воспринимаем впечатления рельефа и объёма.

Бинокулярость может нарушаться при косоглазии и некоторых других заболеваниях глаз. При сильной усталости может наблюдаться временное косоглазие, вызванное отключением ведомого глаза.

  • См. также Бинокуляр, Стереоскоп.

Контрастная чувствительность

Контрастная чувствительность — способность человека видеть обьекты, слабо отличающиеся по яркости от фона. Оценка контрастной чувствительности производится по синусоидальным решеткам. Повышение порога контрастной чувствительности может быть признаком ряда глазных заболеваний, в связи с чем его исследование может применяться в диагностике.

Адаптация зрения

Приведенные выше свойства зрения тесно связаны со способностью глаза к адаптации. Адаптация происходит к изменениям освещённости (см. темновая адаптация), цветовой характеристики освещения (способность воспринимать белые предметы белыми даже при значительном изменении спектра падающего света, см. также Баланс белого).

Адаптация проявляется также в способности зрения частично компенсировать дефекты самого зрительного аппарата (оптические дефекты хрусталика, дефекты сетчатки, скотомы и пр. )

Психология зрительного восприятия

Основная статья: Оптические иллюзии

Зрительный аппарат — глаза и проводящие пути — настолько тесно интегрирован с мозгом, что трудно сказать, где начинается та или иная часть процесса переработки зрительной информации.

В зависимости от ситуации, человек способен «видеть» предметы, частично скрытые от глаза, например, частой решёткой. В течение одной-двух недель человек полностью адаптируется к «перевёнтутому изображению мира», создаваемому специальными призматическими очками.

Дефекты зрения

Основная статья: Заболевания глаз

Самый массовый недостаток — нечёткая, неясная видимость близких или удалённых предметов.

Дефекты хрусталика

Дальнозоркость

Видимость предметов меняется с возрастом человека: десятилетний ребёнок видит хорошо предмет не ближе 7 см, в 45 лет — 33 см, а в 70 лет необходимы очки для рассматривания близких предметов. Так в течение жизни падает способность хрусталика менять свою кривизну, развивается дальнозоркость.

Близорукость

Другой дефект зрения — близорукость (миопия). Развивается близорукость от длительного напряжения зрения, связанного с недостатком освещения. Установлено, что в младших классах близоруких немного, но их становится больше в средних и старших классах. Чаще всего близорукость развивается к 16—18 годам.

Близорукость почти никогда не развивается у людей, ведущих образ жизни, требующий наблюдения отдалённых предметов (моряки и др.).

Дефекты близорукости и дальнозоркости могут быть преодолены с помощью очков.

Астигматизм

Данный дефект зрения связан с нарушением формы хрусталика или роговицы, в результате чего человек теряет способность одинаково хорошо видеть по горизонтали и вертикали, начинает видеть предметы искажёнными, в которых одни линии чёткие, другие — размытые. Его легко диагностировать, рассматривая одним глазом лист бумаги с тёмными параллельными линиями — вращая такой лист, астигматик заметит, что тёмные линии то размываются, то становятся чётче.

У большинства людей встречается врождённый астигматизм до 0.5 диоптрий, не приносящий дискомфорта.

Данный дефект компенсируется очками с цилиндрическими линзами, имеющими различную кривизну по горизонтали и вертикали и контактными линзами, (жёсткими или мягкими торическими), также, как и очковыми линзами, имеющими разную оптическую силу в разных меридианах.

Дефекты сетчатки

Дальтонизм

Если в сетчатке глаза выпадает или ослаблено восприятие одного из трёх основных цветов, то человек не воспринимает какой-то цвет. Есть «цветнослепые» на красный, зелёный и сине-фиолетовый цвет. Редко встречается парная, или даже полная цветовая слепота. Чаще встречаются люди, которые не могут отличить красный цвет от зелёного. Эти цвета они воспринимают как серые. Такой недостаток зрения был назван дальтонизмом — по имени английского учёного Д. Дальтона, который сам страдал таким расстройством цветного зрения и впервые описал его.

Дальтонизм неизлечим, передаётся по наследству (сцеплен с Х-хромосомой). Иногда он возникает после некоторых глазных и нервных болезней.

Дальтоников не допускают к вождению транспорта. Очень важно хорошее цветоощущение для моряков, лётчиков, химиков, художников, поэтому для некоторых профессий цветовое зрение проверяют с помощью специальных таблиц.

Скотома

Скотома — (от греч. skotos — темнота) — пятнообразный дефект в поле зрения глаза, вызванный заболеванием в сетчатке, болезнями зрительного нерва, глаукомой. Это участки (в пределах поля зрения), в которых зрение существенно ослаблено, или отсутствует.

Иногда скотомой называют слепое пятно — область на сетчатке, соответствующая диску зрительного нерва (т. н.физиологическая скотома).

  • Абсолютная скотома (absolute scotomata) — участок, в котором зрение отсутствует.
  • Относительная скотома (relative scotoma) — участок, в котором зрение значительно снижено.

Предположить наличие скотомы можно самостоятельно проведя исследование с помощью теста Амслера.

Прочие дефекты

Косоглазие

Способы улучшения зрения

Стремление улучшить зрение связано с попыткой преодолеть как дефекты зрения, так и его естественные ограничения.

В зависимости от характера и причин нарушения зрения для коррекции дефектов зрительного восприятия используют различные технические приспособления, специальные упражнения, а также несколько видов оперативного вмешательства (микрохирургия, имплантация хрусталика, лазерная коррекция зрения и др.).

Инструментальные методы

Основная статья: Очки

Основная статья: Глазные линзы

Коррекция недостатков зрения обычно осуществляется с помощью очков.

Для расширения возможностей зрительного восприятия используют также специальные приборы и методы:

  • Микроскопия
  • Телескоп

Хирургическая коррекция

Прямая коррекция оптической способности глаза

Основная статья: Лазерная коррекция зрения

Альтернативная медицина

Система Норбекова

Специальные упражнения

Широко пропагандируются специальные упражнения для коррекции близорукости и дальнозоркости (методы Шичко, Бейтса и т.  д.). Несмотря на внушительные успехи, не завершено детальное обоснование методик, недостаточно данных о границах примененимости методов (возрастные и диагностические ограничения эффективности и применимости методик) или, скорее всего, методики игнорируются.

См. также

  • Аномалоскоп
  • Очки, там же — о выборе очков
  • Контактные линзы
  • Эйдетизм — «зрительная память»
  • Эффект Трокслера
  • Система Норбекова

Литература

  • Р. Грегори. Разумный глаз М., 2003
  • Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., 1970

Что такое визуальное восприятие?

Вы здесь: Домашняя страница / Развитие ребенка / Что такое зрительное восприятие?

By Heather Greutman 3 комментария

Партнерские и реферальные ссылки используются ниже для продвижения продуктов, которые я люблю и рекомендую. Я получаю комиссию за любые покупки, сделанные по этим ссылкам. Пожалуйста, ознакомьтесь с моей политикой раскрытия информации для получения более подробной информации.

Сегодня мы собираемся взглянуть на часть развития ребенка, с которой вы, возможно, не знакомы. Что такое зрительное восприятие? Почему это важно? Что вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку, у которого могут быть проблемы со зрительным восприятием? Продолжайте читать, чтобы получить ответы на все эти вопросы.

Давайте копать!

Содержание

  • Определение зрительного восприятия
  • Что такое процесс зрительного восприятия?
  • Развитие зрительного восприятия
  • Проблемы зрительного восприятия у детей
  • Зрительное восприятие и трудотерапия
  • Зрительная деятельность
    • Основы зрительного восприятия
900 14 Определение визуального восприятия

Зрительное восприятие можно определить как процесс наш мозг понимает то, что мы видим, и интерпретирует это. Простой способ запомнить это состоит в том, что визуальное восприятие — это мозг, осмысливающий то, что видят глаза.

Это НЕ то же самое, что хорошо видит ребенок или человек. Острота зрения, хотя и важна, совершенно отличается от зрительного восприятия.

Что такое процесс визуального восприятия?

Зрительное восприятие начинается, когда свет попадает на сетчатку. Ваш глаз способен различать цвета, узоры, структуры или формы. Когда свет попадает на сетчатку, это посылает электрический сигнал в мозг, особенно в кору головного мозга. Этот сигнал проходит от палочек и колбочек в вашем глазу к зрительному нерву и таламусу.

Зрительное восприятие нуждается не только в развитии глаз, но и в когнитивном развитии, чтобы создавать визуальные связи из воспоминаний.

Развитие зрительного восприятия

Зрительное восприятие развивается как часть зрительно-моторного развития и особенно важно для будущей функции рук.

Примерно к 4 месяцам ребенок использует свое зрение, чтобы направлять руку, чтобы схватить или дотянуться до предметов.

Зрительно-моторные навыки, необходимые для хватания и использования пальцев для хватания, развиваются примерно в возрасте 6 месяцев.

По мере того, как ребенок растет, его зрительно-моторные навыки развиваются и созревают, что позволяет ему в конечном итоге манипулировать более мелкими объектами, изменять движения в зависимости от того, сколько, по их мнению, весит что-то, регулировать хватку в зависимости от размера, формы или поверхности и направлять их в манипулирование объектами для игры и социального взаимодействия.

В конце концов, это развитие приводит к академическим потребностям, таким как захват карандаша или использование ножниц, удерживая бумагу (двусторонняя координация).

Для получения подробной информации о зрительно-моторном развитии вы можете скачать мой бесплатный контрольный список для зрительно-моторного развития здесь (вам нужно будет ввести свой адрес электронной почты, чтобы получить эту бесплатную загрузку, вы можете отказаться от подписки в любое время).

Зрительное восприятие относится к способности интерпретировать то, что видят глаза. Этот навык включает в себя 3 подкатегории зрительных когнитивных способностей, пространственного восприятия и восприятия объектов.

Эти навыки развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок подвергается различным испытаниям, особенно во время игры.

Проблемы со зрительным восприятием у детей

Как это выглядит, когда у ребенка могут возникнуть проблемы со зрительным восприятием?

Вот несколько красных флажков:

  • Неправильное выравнивание математических столбцов (по горизонтали или по вертикали)
  • Списание страницы
  • Плохая орфография
  • Плохая зрительно-моторная координация (навыки метания или ловли)
  • Плохие организаторские способности
  • Низкая скорость рукописного ввода и неразборчивый почерк

Чтобы узнать больше о красных флажках визуального восприятия, ознакомьтесь с БЕСПЛАТНЫМ МАТЕРИАЛОМ от мисс Хайме О.Т.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка или учащегося проблемы со зрительным восприятием, сначала исключите любые физические проблемы со зрением, отведя ребенка к окулисту для проверки зрения.

Кроме того, лечащий врач вашего ребенка должен запросить оценку трудотерапии для решения любых проблем со зрением.

Зрительное восприятие и трудотерапия

Зрительное восприятие является важным навыком для чтения, математики, языка и социальных навыков. Дети, у которых есть проблемы со зрительным восприятием, часто могут воспользоваться услугами трудотерапии.

Трудотерапевт работает со всеми возрастными группами, но особенно с детьми, которые испытывают трудности в областях детского развития, влияющих на их повседневную жизнь. Это может включать проблемы визуального восприятия.

Профессиональные терапевты (OT) специально обучены для поиска основных причин, по которым ребенок может испытывать трудности в классе или с навыками повседневной жизни.

Врач-эрготерапевт проведет стандартизированный тест или оценку, чтобы выявить проблемы со зрительным восприятием. Это может включать:

  • Beery-Buktenica Тест развития визуально-моторной интеграции
  • Тест навыков визуального восприятия – 4-е издание
  • Тест развития зрительного восприятия – 3-е издание

Профессиональные терапевты будут использовать эти оценки и оценки, чтобы выяснить, что может быть причиной проблем со зрительным восприятием у ребенка, а затем определить цели и план ухода на основе этих целей.

Ассистенты трудотерапии также могут лечить детей с проблемами зрительного восприятия, работая над действиями, которые устранят эти основные дефициты навыков.

Эти занятия часто могут выглядеть как «просто игра», но это потому, что игра — лучшая форма обучения для детей. И OT, и OTA специально обучены выбирать правильные виды деятельности или «игры», которые будут соответствовать целям, которые они выбрали для вашего ребенка или ученика.

Зрительное восприятие

Самое важное, что вы можете сделать для поощрения зрительного восприятия, — просто позволить ребенку ИГРАТЬ.

Игра — это то, как ребенок учится и исследует мир. Предоставление достаточного количества игрового времени и предоставление вашему ребенку или ученику как можно большего количества впечатлений — лучший способ поощрения навыков визуального восприятия.

Другие более структурированные занятия могут включать:

  • Головоломки
  • Лабиринты
  • Настольные игры, посвященные буквам
  • Карты
  • Игры памяти

Основы визуального восприятия

Понимание важности визуального восприятия…

  • Поощряйте навыки, необходимые для математики, чтения, письма, движений и т. д.
  • Улучшите зрительное восприятие и другие зрительно-моторные навыки, необходимые для будущих навыков письма, вырезания и математики.
  • Сделайте занятия по визуальному восприятию веселыми и увлекательными для детей дошкольного и младшего школьного возраста!

Основы зрительного восприятия Включает…

→ Подробное описание зрительного восприятия, включая 7 категорий зрительно-перцептивных навыков

→ Зрительно-моторное развитие для детей в возрасте от 0 до 6 лет

→ Объяснение зрительно-моторной интеграции и того, как зрительное восприятие соответствует

→ Предложения по занятиям для укрепления навыков зрительного восприятия

→ Раздаточный материал с основными этапами развития зрительно-моторного аппарата

→ Рабочие листы для развития зрительно-перцептивных навыков

Всего 156 страниц. ТОЛЬКО цифровая загрузка/PDF-продукт.

НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ КУПИТЬ СЕЙЧАС

Читатели из ЕС:  Я не могу продавать напрямую жителям ЕС из-за НДС. Пожалуйста, купите этот продукт из моего списка на TPT, НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ.

Ресурсы:

Зрительное восприятие – обзор от Science Direct

Трудотерапия для детей и подростков, 7-е издание

Для получения дополнительных ресурсов перейдите по ссылкам ниже.

  • Базовые навыки, необходимые для механики почерка
  • Навыки визуального восприятия, необходимые для самостоятельного кормления
  • Как остановить перестановку букв в почерке
  • Как исправить неправильный интервал в рукописном вводе

Рубрики: Развитие ребенка, Мелкая моторика С тегами: Развитие ребенка, Для родителей, Для учителей, Для терапевтов, Зрительно-моторная деятельность

Взаимодействие с читателями

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОДЕРЖАНИЕ: Хизер Гротман является сертифицированным ассистентом по трудотерапии.
Вся информация на Веб-сайте предназначена только для информационных целей и не заменяет консультацию врача или педиатра. Пожалуйста, проконсультируйтесь с врачом, если вы подозреваете какие-либо проблемы со здоровьем или развитием у вашего ребенка. Информация на Веб-сайтах не заменяет отношения между терапевтом и клиентом на сеансе лечения один на один с индивидуальным планом лечения, основанным на их профессиональной оценке. Информация, представленная на Веб-сайте, предоставляется «как есть» без каких-либо заявлений или гарантий, явных или подразумеваемых.

Не полагайтесь на информацию на Веб-сайте в качестве альтернативы совету вашего медицинского работника или поставщика медицинских услуг. Вы никогда не должны откладывать обращение за медицинской помощью, пренебрегать медицинской консультацией или прекращать лечение в результате любой информации, представленной на Веб-сайте. Вся медицинская информация на Сайте предназначена только для информационных целей.

Все действия, описанные на веб-сайте, предназначены для выполнения под присмотром взрослых. Пожалуйста, используйте свое собственное суждение со своим ребенком и не давайте предметы, которые могут представлять опасность удушья для маленьких детей. Никогда не оставляйте ребенка без присмотра во время этих занятий. Пожалуйста, помните и следуйте всем рекомендациям по возрасту для всех продуктов, используемых в этих мероприятиях. Growing Hands-On Kids не несет ответственности за какие-либо травмы при воспроизведении каких-либо действий, описанных в этом блоге.

ВАША ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Сайт разработан строго в информационных целях. Вы понимаете и соглашаетесь с тем, что несете полную ответственность за использование информации, представленной на Сайте. Growing Hands-On Kids не делает никаких заявлений или гарантий. Вы понимаете, что результаты могут варьироваться от человека к человеку. Growing Hands-On Kids не несет ответственности за ошибки или упущения, которые могут появиться на Веб-сайте.

Зрительное восприятие — Все о зрении

Том Манган

  • Каковы основные источники зрительного восприятия?
  • Каковы основные разновидности зрительного восприятия?
  • Какие есть забавные или интересные упражнения для визуального восприятия?
  • Каковы наиболее распространенные нарушения зрительного восприятия?

Зрительное восприятие сочетает в себе свет и оптику для рисования движущихся картинок в вашем воображении. Процесс начинается с визуализации — как мозг преобразует световые импульсы в зрение. Но зрительное восприятие — гораздо более широкое понятие, потому что оно помогает вам понять, что вы видите.

Подумайте об этом так: киноизображения имеют стандартную скорость 30 кадров в секунду. За один такт ваш мозг последовательно обрабатывает 30 изображений, сравнивает их с миллионами изображений в вашей памяти, смешивает саундтрек и переводит все в историю, которая имеет для вас смысл.

И это только одно из проявлений зрительного восприятия, которое фиксирует все процессы, которые создают в голове картинки и помогают ориентироваться в мире.

Если вы когда-нибудь задумывались о зрительном восприятии, прочтите некоторые из наиболее важных понятий.

Каковы первичные источники зрительного восприятия?

 

Зрительное восприятие состоит из трех основных компонентов: 

  • Свет – Создание мысленных образов начинается с волн видимого света, которые несут мельчайшие частицы, называемые фотонами.

  • Оптика – Ваши глаза используют роговицу, хрусталик и радужную оболочку для проецирования фотонов на сетчатку. Здесь миллионы светочувствительных нервов реагируют на эти импульсы, передавая визуальные данные по зрительным нервам в мозг.

  • Обработка — Несколько отделов мозга захватывают данные изображения и переводят их в изображения, которые вы понимаете как зрение.

Конечно, это лишь часть того, что происходит. Ведь целые профессии и научные дисциплины посвящены пониманию визуального восприятия. Например, воспитатели дошкольных учреждений применяют принципы зрительного восприятия, чтобы научить детей различать буквы и называть предметы в их окружении.

Люди, разрабатывающие пользовательские интерфейсы для программного обеспечения и приложений для смартфонов, понимают, как глаза, пальцы и мыслительные процессы работают вместе. Это помогает им решить, где разместить кнопки и функции приложения, чтобы вы могли научиться использовать его без прохождения шестинедельного учебного курса.

Каковы основные разновидности зрительного восприятия?

 

Зрительное восприятие помещает каждое изображение, форму или объект, который вы видите, в контекст чего-либо поблизости — в пространстве, времени и местоположении. Он также извлекает данные из центров памяти вашего мозга, чтобы сообщать вам все, что вам нужно знать, и тогда, когда вам нужно это знать.

Так легко принять зрение как должное, что забываешь обо всех способах, которыми твоя система зрения выполняет свою работу.

Вот как это можно представить: представьте сочный чизбургер или хрустящий салат, если вы вегетарианец, и подумайте о том, как вы можете воспринимать это визуально. Вот основные разновидности зрительного восприятия:

  • Различение : Мозг помогает вам увидеть чизбургер и понять, что это не бутерброд с ветчиной или BLT.

  • Память . Вы будете помнить свой салат еще долго после того, как съели его, и сможете сравнить его со многими, которые видели раньше. Зрительная память также последовательна: вы можете вспомнить серию недавно съеденных салатов, даже не видя их.

  • Пространственные отношения . Если вы держите чизбургер вверх дном или под прямым углом, мозг все равно может сказать, что это чизбургер.

  • Постоянство . В вашем мозгу представление о салате остается постоянным. Таким образом, мозг понимает, что изображение вашего салата на гигантском рекламном щите — это то же самое, что вы видите в рекламе журнала или обзоре ресторана на своем смартфоне.

  • Рисунок заземления . Вам не нужно видеть весь чизбургер, чтобы понять, что это такое. Ваш мозг может найти его, даже если он находится на фоне изображения. Например, ваш мозг может посмотреть на один из них в обертке или увидеть один, частично закрытый заказом картофеля фри, и все же распознать, что это такое.

  • Закрытие . Вы можете посмотреть на листья салата, гренки и бутылку соуса ранч, и ваш мозг может замкнуть ментальную петлю, интерпретируя, что эти части представляют будущий салат.

Все эти процессы иллюстрируют сверхъестественную способность мозга заполнять пробелы.

Какие забавные или интересные упражнения для визуального восприятия вы можете назвать?

 

Зрительное восприятие позволяет проводить множество крутых интеллектуальных игр. Например, вы можете манипулировать цифровым изображением клубники, чтобы удалить все оттенки красного, оставив другие цвета нетронутыми. Клубника на картинке все равно будет красной, потому что мозг вставляет недостающий цвет по памяти.

Этот вид оптических иллюзий является популярным видом зрительного восприятия. Почему? Потому что они показывают, что делает мозг, чтобы сделать обоснованное предположение, когда он не может понять, что он видит.

Вы не рождаетесь с острым как бритва зрительным восприятием. Вместо этого вы учитесь становиться лучше с течением времени. Если в вашей семье есть маленькие дети, вы можете помочь им отточить навыки зрительного восприятия с помощью таких упражнений, как:

  • Высыпание пакета M&Ms в тарелку и разделение их по цветам (визуальное заземление фигур)

  • Сопоставление контура картинки с цветным или черно-белым изображением (визуальное замыкание).

  • Дайте ребенку обложку журнала, чтобы он занимался в течение 15 минут, затем заберите ее и попросите описать все, что он видел (зрительная память).

    Каковы наиболее распространенные расстройства зрительного восприятия?

     

    Не все зрительное восприятие работает должным образом. Люди, потерявшие зрение на один глаз, могут обнаружить, что их восприятие глубины не работает так, как раньше.

    Нарушения зрительного восприятия часто проявляются у детей раннего возраста. Специалисты по детскому развитию используют разновидности визуального восприятия, описанные выше, для классификации проблем, связанных со способностью детей понимать формы и изображения, которые они видят. Некоторым детям трудно запоминать определенные буквы и геометрические объекты, у других проблемы со зрительной памятью.

    Хотя дислексия может показаться родственной, она не вызвана проблемами со зрением или зрительным восприятием. Скорее, это неспособность к обучению, основанная на обучении.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *