Что такое зрительное восприятие: Зрительное восприятие | это… Что такое Зрительное восприятие?

Содержание

Зрительное восприятие | это… Что такое Зрительное восприятие?

Физическая иллюзия. Соломинка кажется сломанной

Психологическая иллюзия — «Уткозаяц»

Физиологическая «иллюзия решётки»

Зрение человека (зрительное восприятие) — процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой.

Основная статья: Зрительная система

Содержание

  • 1 Общие сведения
  • 2 Физиология зрения человека
    • 2.1 Цветовое зрение
    • 2.2 Бинокулярное зрение
    • 2.3 Стереоскопическое зрение
    • 2.4 Ведущий глаз
  • 3 Основные свойства зрения
    • 3.1 Световая чувствительность человеческого глаза
    • 3.2 Острота зрения
    • 3.3 Бинокулярность
    • 3.4 Контрастная чувствительность
    • 3.5 Адаптация зрения
  • 4 Психология зрительного восприятия
  • 5 Дефекты зрения
    • 5.
      1 Дефекты хрусталика
      • 5.1.1 Дальнозоркость
      • 5.1.2 Близорукость
      • 5.1.3 Астигматизм
    • 5.2 Дефекты сетчатки
      • 5.2.1 Дальтонизм
      • 5.2.2 Скотома
    • 5.3 Прочие дефекты
      • 5.3.1 Косоглазие
  • 6 Способы улучшения зрения
    • 6.1 Инструментальные методы
    • 6.2 Хирургическая коррекция
      • 6.2.1 Прямая коррекция оптической способности глаза
    • 6.3 Альтернативная медицина
    • 6.4 Специальные упражнения
  • 7 См. также
  • 8 Литература

Общие сведения

Глаз человека

Из-за большого числа этапов процесса зрительного восприятия его отдельные характеристики рассматриваются с точки зрения разных наук — оптики, психологии, физиологии, химии. На каждом этапе восприятия возникают искажения, ошибки, сбои, но мозг человека обрабатывает полученную информацию и вносит необходимые коррективы. Эти процессы носят неосознаваемый характер и реализуются в многоуровневой автономной корректировке искажений.

Так устраняются сферическая и хроматическая аберрации, эффекты слепого пятна, проводится цветокоррекция, формируется стереоскопическое изображение и т. д. В тех случаях, когда подсознательная обработка информации недостаточна, или же избыточна, возникают оптические иллюзии.

Физиология зрения человека

Цветовое зрение

У приматов (и человека) мутация вызвала появление колбочек — цветовых рецепторов. Это было вызвано расширением экологической ниши млекопитающих, переходом части видов к дневному образу жизни, в том числе на деревьях. Мутация была вызвана появлением изменённой копии гена, отвечающего за восприятие средней, зелёночувствительной области спектра. Она обеспечила лучшее распознавание объектов «дневного мира» — плодов, цветов, листьев. В глазу человека содержатся два типа светочувствительных клеток (рецепторов): высоко чувствительные палочки, отвечающие за сумеречное (ночное) зрение, и менее чувствительные колбочки, отвечающие за цветное зрение.

Видимый солнечный спектр

Нормализованные графики светочувствительности колбочек человеческого глаза S, M, L. Пунктиром показана сумеречная, «чёрно-белая» восприимчивость палочек

В сетчатке глаза человека есть три вида колбочек, максимум чувствительности которых приходится на красный, зелёный и синий участок спектра, то есть соответствует трём «основным» цветам. Они обеспечивают распознавание тысяч цветов и оттенков. Кривые спектральной чувствительности трёх видов колбочек частично перекрываются, что вызывает эффект метамерии. Очень сильный свет возбуждает все 3 типа рецепторов, и потому воспринимается, как излучение слепяще-белого цвета.

Равномерное раздражение всех трёх элементов, соответствующее средневзвешенному дневному свету, также вызывает ощущение белого цвета (См. Психология восприятия цвета). Трёхсоставную теорию цветового зрения впервые высказал в 1756 году М. В. Ломоносов, когда он писал «о трёх материях дна ока». Сто лет спустя её развил немецкий учёный Г. Гельмгольц, который не упоминает известной работы Ломоносова «О происхождении света», хотя она была опубликована и кратко изложена на немецком языке.

Параллельно существовала оппонентная теория цвета Эвальда Геринга. Её развили Давид Хьюбл (David H.Hubel) и Торстен Вайзел (Torsten N.Wiesel). Они получили Нобелевскую премию 1981 года за своё открытие. Они предположили, что в мозг поступает информация вовсе не о красном (R), зелёном (G) и синем (B) цветах (теория цвета Юнга-Гельмгольца,). Мозг получает информацию о разнице яркости — о разнице яркости белого (Yмах) и черного (Yмин), о разнице зелёного и красного цветов (G-R), о разнице и синего и жёлтого цветов (B-yellow), а жёлтый цвет (yellow=R+G) есть сумма красного и зелёного цветов, где R, G и B — яркости цветовых составляющих — красного, R, зелёного, G, и синего, B.

Имеем систему уравнений — Кч-б=Yмах-Yмин; Кgr=G-R; Кbrg=B-R-G, где Кч-б, Кgr, Кbrg — функции коэффициентов баланса белого для любого освещения. Практически это выражается в том, что люди воспринимают цвет предметов одинаково при разных источниках освещения (цветовая адаптация).

Несмотря на кажущуюся противоречивость двух теорий, по современным представлениям, верны обе. На уровне сетчатки действует трёхстимульная теория, однако, информация обрабатывается, и в мозг поступают данные уже согласующиеся с оппонентной теорией.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение у человека, как и у других млекопинающих, а также птиц и рыб, обеспечивается наличием двух глаз, информация от которых обрабатывается сначала раздельно и параллельно, а затем синтезируется в мозгу в зрительный образ.

Благодаря тому, что поля зрения обоих глаз человека и высших приматов в значительной мере пересекаются, человек способен лучше, чем многие млекопитающие, определять внешний вид и расстояние (тут помогает также механизм аккомодации) до близких предметов в основном за счёт эффекта стереоскопичности зрения.

Стереоскопическое зрение

У многих видов, образ жизни которых требует хорошей оценки расстояния до объекта, глаза смотрят скорее вперёд, нежели в стороны. Так, у горных баранов, леопардов, обезьян обеспечивается лучшее стереоскопическое зрение, которое помогает оценивать расстояние перед прыжком. Человек также имеет хорошее стереоскопическое зрение.

Стереоскопический эффект сохраняется на дистанции приблизительно 0,1-100 метров.

Ведущий глаз

Глаза человека несколько различаются, поэтому выделяют ведущий и ведомый глаз. Определение ведущего глаза важно для охотников, видеооператоров и лиц других профессий. Если посмотреть через отверстие в непрозрачном экране (дырочка в листе бумаги на расстоянии 20-30 см.) на отдалённый предмет, а затем, не смещая голову поочередно закрыть правый и левый глаз, то для ведущего глаза изображение не сместится.

Основные свойства зрения

Световая чувствительность человеческого глаза

Световая чувствительность оценивается величиной порога светового раздражителя.

Человек с хорошим зрением способен разглядеть ночью свет от свечи на расстоянии нескольких километров. Однако световая чувствительность зрения многих ночных животных (совы, грызуны) гораздо выше.

Максимальная световая чувствительность достигается после достаточно длительной темновой адаптации. Её определяют под действием светового потока в телесном угле 50° при длине волны 500 нм (максимум чувствительности глаза). В этих условиях пороговая энергия света около 10

9 эрг/с, что эквивалентно нескольким квантам.

Чувствительность глаза зависит от полноты адаптации, от интенсивности источника света, длины волны и угловых размеров источника, а также от времени действия раздражителя. Чувствительность глаза понижается с возрастом из-за ухудшения оптических свойств склеры и зрачка, а также рецепторного звена восприятия.

Острота зрения

Способность различных людей видеть большие или меньшие детали предмета с одного и того же расстояния при одинаковой форме глазного яблока и одинаковой преломляющей силе диоптрической глазной системы обусловливается различием в расстоянии между чувствительными элементами сетчатки и называется остротой зрения.

Бинокулярность

Рассматривая предмет обоими глазами, мы видим его только тогда одиночным, когда оси зрения глаз образуют такой угол сходимости (конвергенцию), при котором симметричные отчётливые изображения на сетчатках получаются в определённых соответственных местах чувствительного жёлтого пятна (fovea centralis).

Благодаря такому бинокулярному зрению, мы не только судим об относительном положении и расстоянии предметов, но и воспринимаем впечатления рельефа и объёма.

Бинокулярость может нарушаться при косоглазии и некоторых других заболеваниях глаз. При сильной усталости может наблюдаться временное косоглазие, вызванное отключением ведомого глаза.

  • См. также Бинокуляр, Стереоскоп.

Контрастная чувствительность

Контрастная чувствительность — способность человека видеть обьекты, слабо отличающиеся по яркости от фона. Оценка контрастной чувствительности производится по синусоидальным решеткам. Повышение порога контрастной чувствительности может быть признаком ряда глазных заболеваний, в связи с чем его исследование может применяться в диагностике.

Адаптация зрения

Приведенные выше свойства зрения тесно связаны со способностью глаза к адаптации. Адаптация происходит к изменениям освещённости (см. темновая адаптация), цветовой характеристики освещения (способность воспринимать белые предметы белыми даже при значительном изменении спектра падающего света, см. также Баланс белого).

Адаптация проявляется также в способности зрения частично компенсировать дефекты самого зрительного аппарата (оптические дефекты хрусталика, дефекты сетчатки, скотомы и пр.)

Психология зрительного восприятия

Основная статья: Оптические иллюзии

Зрительный аппарат — глаза и проводящие пути — настолько тесно интегрирован с мозгом, что трудно сказать, где начинается та или иная часть процесса переработки зрительной информации.

В зависимости от ситуации, человек способен «видеть» предметы, частично скрытые от глаза, например, частой решёткой. В течение одной-двух недель человек полностью адаптируется к «перевёнтутому изображению мира», создаваемому специальными призматическими очками.

Дефекты зрения

Основная статья: Заболевания глаз

Самый массовый недостаток — нечёткая, неясная видимость близких или удалённых предметов.

Дефекты хрусталика

Дальнозоркость

Видимость предметов меняется с возрастом человека: десятилетний ребёнок видит хорошо предмет не ближе 7 см, в 45 лет — 33 см, а в 70 лет необходимы очки для рассматривания близких предметов. Так в течение жизни падает способность хрусталика менять свою кривизну, развивается дальнозоркость.

Близорукость

Другой дефект зрения — близорукость (миопия). Развивается близорукость от длительного напряжения зрения, связанного с недостатком освещения. Установлено, что в младших классах близоруких немного, но их становится больше в средних и старших классах. Чаще всего близорукость развивается к 16—18 годам.

Близорукость почти никогда не развивается у людей, ведущих образ жизни, требующий наблюдения отдалённых предметов (моряки и др.).

Дефекты близорукости и дальнозоркости могут быть преодолены с помощью очков.

Астигматизм

Данный дефект зрения связан с нарушением формы хрусталика или роговицы, в результате чего человек теряет способность одинаково хорошо видеть по горизонтали и вертикали, начинает видеть предметы искажёнными, в которых одни линии чёткие, другие — размытые. Его легко диагностировать, рассматривая одним глазом лист бумаги с тёмными параллельными линиями — вращая такой лист, астигматик заметит, что тёмные линии то размываются, то становятся чётче.

У большинства людей встречается врождённый астигматизм до 0.5 диоптрий, не приносящий дискомфорта.

Данный дефект компенсируется очками с цилиндрическими линзами, имеющими различную кривизну по горизонтали и вертикали и контактными линзами, (жёсткими или мягкими торическими), также, как и очковыми линзами, имеющими разную оптическую силу в разных меридианах.

Дефекты сетчатки

Дальтонизм

Если в сетчатке глаза выпадает или ослаблено восприятие одного из трёх основных цветов, то человек не воспринимает какой-то цвет. Есть «цветнослепые» на красный, зелёный и сине-фиолетовый цвет. Редко встречается парная, или даже полная цветовая слепота. Чаще встречаются люди, которые не могут отличить красный цвет от зелёного. Эти цвета они воспринимают как серые. Такой недостаток зрения был назван дальтонизмом — по имени английского учёного Д. Дальтона, который сам страдал таким расстройством цветного зрения и впервые описал его.

Дальтонизм неизлечим, передаётся по наследству (сцеплен с Х-хромосомой). Иногда он возникает после некоторых глазных и нервных болезней.

Дальтоников не допускают к вождению транспорта. Очень важно хорошее цветоощущение для моряков, лётчиков, химиков, художников, поэтому для некоторых профессий цветовое зрение проверяют с помощью специальных таблиц.

Скотома

Скотома — (от греч. skotos — темнота) — пятнообразный дефект в поле зрения глаза, вызванный заболеванием в сетчатке, болезнями зрительного нерва, глаукомой. Это участки (в пределах поля зрения), в которых зрение существенно ослаблено, или отсутствует.

Иногда скотомой называют слепое пятно — область на сетчатке, соответствующая диску зрительного нерва (т. н.физиологическая скотома).

  • Абсолютная скотома (absolute scotomata) — участок, в котором зрение отсутствует.
  • Относительная скотома (relative scotoma) — участок, в котором зрение значительно снижено.

Предположить наличие скотомы можно самостоятельно проведя исследование с помощью теста Амслера.

Прочие дефекты

Косоглазие

Способы улучшения зрения

Стремление улучшить зрение связано с попыткой преодолеть как дефекты зрения, так и его естественные ограничения.

В зависимости от характера и причин нарушения зрения для коррекции дефектов зрительного восприятия используют различные технические приспособления, специальные упражнения, а также несколько видов оперативного вмешательства (микрохирургия, имплантация хрусталика, лазерная коррекция зрения и др.).

Инструментальные методы

Основная статья: Очки

Основная статья: Глазные линзы

Коррекция недостатков зрения обычно осуществляется с помощью очков.

Для расширения возможностей зрительного восприятия используют также специальные приборы и методы:

  • Микроскопия
  • Телескоп

Хирургическая коррекция

Прямая коррекция оптической способности глаза

Основная статья: Лазерная коррекция зрения

Альтернативная медицина

Система Норбекова

Специальные упражнения

Широко пропагандируются специальные упражнения для коррекции близорукости и дальнозоркости (методы Шичко, Бейтса и т.  д.). Несмотря на внушительные успехи, не завершено детальное обоснование методик, недостаточно данных о границах примененимости методов (возрастные и диагностические ограничения эффективности и применимости методик) или, скорее всего, методики игнорируются.

См. также

  • Аномалоскоп
  • Очки, там же — о выборе очков
  • Контактные линзы
  • Эйдетизм — «зрительная память»
  • Эффект Трокслера
  • Система Норбекова

Литература

  • Р. Грегори. Разумный глаз М., 2003
  • Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., 1970

Зрительное восприятие | это… Что такое Зрительное восприятие?

Физическая иллюзия. Соломинка кажется сломанной

Психологическая иллюзия — «Уткозаяц»

Физиологическая «иллюзия решётки»

Зрение человека (зрительное восприятие) — процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой.

Основная статья: Зрительная система

Содержание

  • 1 Общие сведения
  • 2 Физиология зрения человека
    • 2.1 Цветовое зрение
    • 2.2 Бинокулярное зрение
    • 2.3 Стереоскопическое зрение
    • 2.4 Ведущий глаз
  • 3 Основные свойства зрения
    • 3.1 Световая чувствительность человеческого глаза
    • 3.2 Острота зрения
    • 3.3 Бинокулярность
    • 3.4 Контрастная чувствительность
    • 3.5 Адаптация зрения
  • 4 Психология зрительного восприятия
  • 5 Дефекты зрения
    • 5.1 Дефекты хрусталика
      • 5.1.1 Дальнозоркость
      • 5.1.2 Близорукость
      • 5.1.3 Астигматизм
    • 5.2 Дефекты сетчатки
      • 5.2.1 Дальтонизм
      • 5.2.2 Скотома
    • 5.3 Прочие дефекты
      • 5.3.1 Косоглазие
  • 6 Способы улучшения зрения
    • 6.1 Инструментальные методы
    • 6. 2 Хирургическая коррекция
      • 6.2.1 Прямая коррекция оптической способности глаза
    • 6.3 Альтернативная медицина
    • 6.4 Специальные упражнения
  • 7 См. также
  • 8 Литература

Общие сведения

Глаз человека

Из-за большого числа этапов процесса зрительного восприятия его отдельные характеристики рассматриваются с точки зрения разных наук — оптики, психологии, физиологии, химии. На каждом этапе восприятия возникают искажения, ошибки, сбои, но мозг человека обрабатывает полученную информацию и вносит необходимые коррективы. Эти процессы носят неосознаваемый характер и реализуются в многоуровневой автономной корректировке искажений. Так устраняются сферическая и хроматическая аберрации, эффекты слепого пятна, проводится цветокоррекция, формируется стереоскопическое изображение и т. д. В тех случаях, когда подсознательная обработка информации недостаточна, или же избыточна, возникают оптические иллюзии.

Физиология зрения человека

Цветовое зрение

У приматов (и человека) мутация вызвала появление колбочек — цветовых рецепторов. Это было вызвано расширением экологической ниши млекопитающих, переходом части видов к дневному образу жизни, в том числе на деревьях. Мутация была вызвана появлением изменённой копии гена, отвечающего за восприятие средней, зелёночувствительной области спектра. Она обеспечила лучшее распознавание объектов «дневного мира» — плодов, цветов, листьев. В глазу человека содержатся два типа светочувствительных клеток (рецепторов): высоко чувствительные палочки, отвечающие за сумеречное (ночное) зрение, и менее чувствительные колбочки, отвечающие за цветное зрение.

Видимый солнечный спектр

Нормализованные графики светочувствительности колбочек человеческого глаза S, M, L. Пунктиром показана сумеречная, «чёрно-белая» восприимчивость палочек

В сетчатке глаза человека есть три вида колбочек, максимум чувствительности которых приходится на красный, зелёный и синий участок спектра, то есть соответствует трём «основным» цветам. Они обеспечивают распознавание тысяч цветов и оттенков. Кривые спектральной чувствительности трёх видов колбочек частично перекрываются, что вызывает эффект метамерии. Очень сильный свет возбуждает все 3 типа рецепторов, и потому воспринимается, как излучение слепяще-белого цвета.

Равномерное раздражение всех трёх элементов, соответствующее средневзвешенному дневному свету, также вызывает ощущение белого цвета (См. Психология восприятия цвета). Трёхсоставную теорию цветового зрения впервые высказал в 1756 году М. В. Ломоносов, когда он писал «о трёх материях дна ока». Сто лет спустя её развил немецкий учёный Г. Гельмгольц, который не упоминает известной работы Ломоносова «О происхождении света», хотя она была опубликована и кратко изложена на немецком языке.

Параллельно существовала оппонентная теория цвета Эвальда Геринга. Её развили Давид Хьюбл (David H.Hubel) и Торстен Вайзел (Torsten N.Wiesel). Они получили Нобелевскую премию 1981 года за своё открытие. Они предположили, что в мозг поступает информация вовсе не о красном (R), зелёном (G) и синем (B) цветах (теория цвета Юнга-Гельмгольца,). Мозг получает информацию о разнице яркости — о разнице яркости белого (Yмах) и черного (Yмин), о разнице зелёного и красного цветов (G-R), о разнице и синего и жёлтого цветов (B-yellow), а жёлтый цвет (yellow=R+G) есть сумма красного и зелёного цветов, где R, G и B — яркости цветовых составляющих — красного, R, зелёного, G, и синего, B.

Имеем систему уравнений — Кч-б=Yмах-Yмин; Кgr=G-R; Кbrg=B-R-G, где Кч-б, Кgr, Кbrg — функции коэффициентов баланса белого для любого освещения. Практически это выражается в том, что люди воспринимают цвет предметов одинаково при разных источниках освещения (цветовая адаптация).

Несмотря на кажущуюся противоречивость двух теорий, по современным представлениям, верны обе. На уровне сетчатки действует трёхстимульная теория, однако, информация обрабатывается, и в мозг поступают данные уже согласующиеся с оппонентной теорией.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение у человека, как и у других млекопинающих, а также птиц и рыб, обеспечивается наличием двух глаз, информация от которых обрабатывается сначала раздельно и параллельно, а затем синтезируется в мозгу в зрительный образ.

Благодаря тому, что поля зрения обоих глаз человека и высших приматов в значительной мере пересекаются, человек способен лучше, чем многие млекопитающие, определять внешний вид и расстояние (тут помогает также механизм аккомодации) до близких предметов в основном за счёт эффекта стереоскопичности зрения.

Стереоскопическое зрение

У многих видов, образ жизни которых требует хорошей оценки расстояния до объекта, глаза смотрят скорее вперёд, нежели в стороны. Так, у горных баранов, леопардов, обезьян обеспечивается лучшее стереоскопическое зрение, которое помогает оценивать расстояние перед прыжком. Человек также имеет хорошее стереоскопическое зрение.

Стереоскопический эффект сохраняется на дистанции приблизительно 0,1-100 метров.

Ведущий глаз

Глаза человека несколько различаются, поэтому выделяют ведущий и ведомый глаз. Определение ведущего глаза важно для охотников, видеооператоров и лиц других профессий. Если посмотреть через отверстие в непрозрачном экране (дырочка в листе бумаги на расстоянии 20-30 см. ) на отдалённый предмет, а затем, не смещая голову поочередно закрыть правый и левый глаз, то для ведущего глаза изображение не сместится.

Основные свойства зрения

Световая чувствительность человеческого глаза

Световая чувствительность оценивается величиной порога светового раздражителя.

Человек с хорошим зрением способен разглядеть ночью свет от свечи на расстоянии нескольких километров. Однако световая чувствительность зрения многих ночных животных (совы, грызуны) гораздо выше.

Максимальная световая чувствительность достигается после достаточно длительной темновой адаптации. Её определяют под действием светового потока в телесном угле 50° при длине волны 500 нм (максимум чувствительности глаза). В этих условиях пороговая энергия света около 109 эрг/с, что эквивалентно нескольким квантам.

Чувствительность глаза зависит от полноты адаптации, от интенсивности источника света, длины волны и угловых размеров источника, а также от времени действия раздражителя. Чувствительность глаза понижается с возрастом из-за ухудшения оптических свойств склеры и зрачка, а также рецепторного звена восприятия.

Острота зрения

Способность различных людей видеть большие или меньшие детали предмета с одного и того же расстояния при одинаковой форме глазного яблока и одинаковой преломляющей силе диоптрической глазной системы обусловливается различием в расстоянии между чувствительными элементами сетчатки и называется остротой зрения.

Бинокулярность

Рассматривая предмет обоими глазами, мы видим его только тогда одиночным, когда оси зрения глаз образуют такой угол сходимости (конвергенцию), при котором симметричные отчётливые изображения на сетчатках получаются в определённых соответственных местах чувствительного жёлтого пятна (fovea centralis). Благодаря такому бинокулярному зрению, мы не только судим об относительном положении и расстоянии предметов, но и воспринимаем впечатления рельефа и объёма.

Бинокулярость может нарушаться при косоглазии и некоторых других заболеваниях глаз. При сильной усталости может наблюдаться временное косоглазие, вызванное отключением ведомого глаза.

  • См. также Бинокуляр, Стереоскоп.

Контрастная чувствительность

Контрастная чувствительность — способность человека видеть обьекты, слабо отличающиеся по яркости от фона. Оценка контрастной чувствительности производится по синусоидальным решеткам. Повышение порога контрастной чувствительности может быть признаком ряда глазных заболеваний, в связи с чем его исследование может применяться в диагностике.

Адаптация зрения

Приведенные выше свойства зрения тесно связаны со способностью глаза к адаптации. Адаптация происходит к изменениям освещённости (см. темновая адаптация), цветовой характеристики освещения (способность воспринимать белые предметы белыми даже при значительном изменении спектра падающего света, см. также Баланс белого).

Адаптация проявляется также в способности зрения частично компенсировать дефекты самого зрительного аппарата (оптические дефекты хрусталика, дефекты сетчатки, скотомы и пр. )

Психология зрительного восприятия

Основная статья: Оптические иллюзии

Зрительный аппарат — глаза и проводящие пути — настолько тесно интегрирован с мозгом, что трудно сказать, где начинается та или иная часть процесса переработки зрительной информации.

В зависимости от ситуации, человек способен «видеть» предметы, частично скрытые от глаза, например, частой решёткой. В течение одной-двух недель человек полностью адаптируется к «перевёнтутому изображению мира», создаваемому специальными призматическими очками.

Дефекты зрения

Основная статья: Заболевания глаз

Самый массовый недостаток — нечёткая, неясная видимость близких или удалённых предметов.

Дефекты хрусталика

Дальнозоркость

Видимость предметов меняется с возрастом человека: десятилетний ребёнок видит хорошо предмет не ближе 7 см, в 45 лет — 33 см, а в 70 лет необходимы очки для рассматривания близких предметов. Так в течение жизни падает способность хрусталика менять свою кривизну, развивается дальнозоркость.

Близорукость

Другой дефект зрения — близорукость (миопия). Развивается близорукость от длительного напряжения зрения, связанного с недостатком освещения. Установлено, что в младших классах близоруких немного, но их становится больше в средних и старших классах. Чаще всего близорукость развивается к 16—18 годам.

Близорукость почти никогда не развивается у людей, ведущих образ жизни, требующий наблюдения отдалённых предметов (моряки и др.).

Дефекты близорукости и дальнозоркости могут быть преодолены с помощью очков.

Астигматизм

Данный дефект зрения связан с нарушением формы хрусталика или роговицы, в результате чего человек теряет способность одинаково хорошо видеть по горизонтали и вертикали, начинает видеть предметы искажёнными, в которых одни линии чёткие, другие — размытые. Его легко диагностировать, рассматривая одним глазом лист бумаги с тёмными параллельными линиями — вращая такой лист, астигматик заметит, что тёмные линии то размываются, то становятся чётче.

У большинства людей встречается врождённый астигматизм до 0.5 диоптрий, не приносящий дискомфорта.

Данный дефект компенсируется очками с цилиндрическими линзами, имеющими различную кривизну по горизонтали и вертикали и контактными линзами, (жёсткими или мягкими торическими), также, как и очковыми линзами, имеющими разную оптическую силу в разных меридианах.

Дефекты сетчатки

Дальтонизм

Если в сетчатке глаза выпадает или ослаблено восприятие одного из трёх основных цветов, то человек не воспринимает какой-то цвет. Есть «цветнослепые» на красный, зелёный и сине-фиолетовый цвет. Редко встречается парная, или даже полная цветовая слепота. Чаще встречаются люди, которые не могут отличить красный цвет от зелёного. Эти цвета они воспринимают как серые. Такой недостаток зрения был назван дальтонизмом — по имени английского учёного Д. Дальтона, который сам страдал таким расстройством цветного зрения и впервые описал его.

Дальтонизм неизлечим, передаётся по наследству (сцеплен с Х-хромосомой). Иногда он возникает после некоторых глазных и нервных болезней.

Дальтоников не допускают к вождению транспорта. Очень важно хорошее цветоощущение для моряков, лётчиков, химиков, художников, поэтому для некоторых профессий цветовое зрение проверяют с помощью специальных таблиц.

Скотома

Скотома — (от греч. skotos — темнота) — пятнообразный дефект в поле зрения глаза, вызванный заболеванием в сетчатке, болезнями зрительного нерва, глаукомой. Это участки (в пределах поля зрения), в которых зрение существенно ослаблено, или отсутствует.

Иногда скотомой называют слепое пятно — область на сетчатке, соответствующая диску зрительного нерва (т. н.физиологическая скотома).

  • Абсолютная скотома (absolute scotomata) — участок, в котором зрение отсутствует.
  • Относительная скотома (relative scotoma) — участок, в котором зрение значительно снижено.

Предположить наличие скотомы можно самостоятельно проведя исследование с помощью теста Амслера.

Прочие дефекты

Косоглазие

Способы улучшения зрения

Стремление улучшить зрение связано с попыткой преодолеть как дефекты зрения, так и его естественные ограничения.

В зависимости от характера и причин нарушения зрения для коррекции дефектов зрительного восприятия используют различные технические приспособления, специальные упражнения, а также несколько видов оперативного вмешательства (микрохирургия, имплантация хрусталика, лазерная коррекция зрения и др.).

Инструментальные методы

Основная статья: Очки

Основная статья: Глазные линзы

Коррекция недостатков зрения обычно осуществляется с помощью очков.

Для расширения возможностей зрительного восприятия используют также специальные приборы и методы:

  • Микроскопия
  • Телескоп

Хирургическая коррекция

Прямая коррекция оптической способности глаза

Основная статья: Лазерная коррекция зрения

Альтернативная медицина

Система Норбекова

Специальные упражнения

Широко пропагандируются специальные упражнения для коррекции близорукости и дальнозоркости (методы Шичко, Бейтса и т.  д.). Несмотря на внушительные успехи, не завершено детальное обоснование методик, недостаточно данных о границах примененимости методов (возрастные и диагностические ограничения эффективности и применимости методик) или, скорее всего, методики игнорируются.

См. также

  • Аномалоскоп
  • Очки, там же — о выборе очков
  • Контактные линзы
  • Эйдетизм — «зрительная память»
  • Эффект Трокслера
  • Система Норбекова

Литература

  • Р. Грегори. Разумный глаз М., 2003
  • Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., 1970

Зрительное восприятие: что это такое и почему это важно

Содержание:
  • Введение
  • Что такое восприятие?
  • Что такое зрительное восприятие?
  • Почему зрительное восприятие важно?
  • Что такое проблемы со зрительным восприятием?
  • Преодоление дефицита зрительного восприятия
  • Основные выводы

Введение
Мы вступаем в контакт с окружающим миром посредством пяти основных органов чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.
Однако психологи различают ощущение и восприятие .

Ощущение — это восприятие информации нашими сенсорными рецепторами, например, глазами, ушами, кожей, ноздрями и языком. При слухе ощущение возникает, когда волны пульсирующего воздуха собираются наружным ухом и передаются через кости среднего уха к улитковому нерву. При зрении ощущение возникает, когда лучи света собираются двумя глазами и фокусируются на сетчатке.

Что такое восприятие?

Восприятие связано с интерпретацией того, что ощущается. Пока вы читаете эти строки, возможно, вам в нос льется из печи запах готового обеда; возможно, вы слышите лай собаки по соседству; возможно, вы чувствуете согревающие лучи солнца на своей коже. Возможно, вы смотрите на изображение выше и интерпретируете его как часть циферблата, хотя часовая и минутная стрелки отсутствуют. Соответствующее восприятие может вызвать реакцию мозга, если это необходимо, например, на восприятие чего-то горящего в духовке. Все это примеры того, как зрительное восприятие используется в повседневной жизни.

(Ditzinger, 2021)

Интерпретация сенсорных явлений может быть сделана только на основе прошлого опыта таких же, подобных или родственных явлений. Таким образом, способность к восприятию сильно зависит от количества перцептивной практики и опыта, которыми человек уже обладает. Например, неграмотный человек не смог бы так же сгруппировать строки на изображении справа и дополнить недостающие строки, как вы, умеющие их читать. Таким образом, недостаток опыта может привести к тому, что люди неправильно интерпретируют то, что они видели. Другими словами, восприятие представляет собой наше восприятие настоящей ситуации с точки зрения нашего прошлого опыта, или, как сказал философ Иммануил Кант (1724-1804): «Мы видим вещи не такими, какие они есть, а такими, какие мы есть».

Что такое зрительное восприятие?

Зрительное восприятие  и визуальная обработка  часто используются взаимозаменяемо и относятся к способности мозга понимать то, что человек видит. Kurtz (2006) определяет визуальное восприятие как когнитивный компонент интерпретации визуальных стимулов. Это включает в себя способность мысленно манипулировать визуальной информацией по мере необходимости для решения проблем и принятия мер в ответ на требования окружающей среды.

Почему визуальное восприятие важно?

Зрительное восприятие является очень важным компонентом обучения ребенка. У детей с проблемами зрительного восприятия возникают проблемы с распознаванием, запоминанием и организацией визуальных образов, необходимых для понимания письменных и изобразительных символов, что может мешать многим аспектам повседневной жизни, в первую очередь обучению чтению, письму и математике.

Недавние исследования связали зрительное восприятие с дислексией и дискалькулией . В некоторых исследованиях сообщалось о дефиците зрительного восприятия как о компонентах дислексии (Goswami et al., 2010; Stefanics et al. , 2011; Vidyasagar & Pammer, 2010; Zhao et al., 2014), в то время как другие связывали дефицит зрительного восприятия с дискалькулией. Sigmundsson et al., 2010; Zhou & Cheng, 2015). Szucs и команда (2013) решили сравнить различные потенциальные теории дискалькулии у более чем тысячи 9-летних детей. Исследователи обнаружили, что дети с дискалькулией плохо зрительно-пространственная память производительность. Например, они изо всех сил пытались запомнить расположение элементов в пространственной сетке.

Что такое проблемы со зрительным восприятием?

У детей могут возникнуть различные проблемы со зрением. Некоторые из них вызваны физическими аномалиями глаз или связанных с ними структур. Они могут присутствовать при рождении или быть вызваны травмой или болезнью и называются структурными проблемами зрения. Другие проблемы со зрением вызваны проблемами, влияющими на эффективность зрительной системы. Это так называемые функциональные проблемы со зрением.

Даже если зрительная система физически не повреждена и работает эффективно, мозг должен правильно интерпретировать визуальную информацию. Снижение способности осмысливать информацию, получаемую глазами, называется проблемами зрительного восприятия , дефицитом зрительного восприятия или нарушением обработки зрительных образов .

Проблемы зрительного восприятия часто сосуществуют со структурными или функциональными нарушениями зрения, но также часто возникают у детей без этих нарушений. Например, у детей с хорошим зрением, задержкой развития и трудностями в обучении могут быть проблемы со зрительным восприятием (Курц, 2006).

Ниже приведены примеры навыков визуального восприятия, необходимых для обучения, и того, как дефицит может помешать обучению:

  • Зрительное распознавание фигуры и фона  позволяет ребенку отделить передний план от фона, чтобы обратить внимание на важные детали. Это позволяет ребенку быстро сосредоточиться на наиболее важных аспектах визуального образа, сохраняя при этом понимание отношений частей к целому изображению.

    Дети с проблемами в этой области могут испытывать трудности при чтении, если на странице слишком много слов или других изображений. В результате они часто теряют свое место во время чтения.

    В математике задачи «цифра-фон» могут вызвать трудности при разделении отдельных задач. Учащийся может потерять место на листе, перепутать номера задач с цифрами в самой задаче или не решить задачу.

  • Зрительно-пространственное восприятие  относится к способности ребенка распознавать ориентацию и положение объектов, а также ориентацию себя в окружающей среде. Это позволяет ребенку распознавать левое право, верхнее низ и верхнее низ. Ребенку с пространственными проблемами может быть трудно различать такие буквы, как b, d, p и q.
    .
  • Синтез и анализ:  Синтез относится к способности воспринимать отдельные части в целом, тогда как анализ относится к восприятию целого в его отдельных частях. Синтез играет жизненно важную роль в чтении, а анализ особенно важен в правописании.
    .
  • Зрительное закрытие — это распознавание форм или объектов, в которых отсутствуют части или представлены не полностью. Этот навык позволяет ребенку быстро распознавать объект, мысленно завершая зрительный образ или связывая образ с ранее сохраненной информацией.

    Трудности с зрительным закрытием можно увидеть в школьных занятиях, например, когда маленького ребенка просят определить или дорисовать человеческое лицо. Эта трудность может быть настолько серьезной, что даже одна отсутствующая черта лица (нос, глаз, рот) может сделать лицо неузнаваемым ребенком.
    .

  • Зрительная память часто считается частью зрительного восприятия, а не отдельным навыком. Зрительная память включает в себя хранение и восстановление ранее испытанных зрительных ощущений и восприятий, когда стимулы, которые изначально их вызвали, больше не присутствуют.

    Существуют различные типы зрительной памяти, в том числе мгновенное воспоминание информации, долговременное воспоминание информации и воспоминание точного порядка ряда элементов (так называемая зрительная последовательная память).

    Различные исследователи заявляют, что до 80 процентов всего обучения происходит с помощью глаз, при этом зрительная память является важнейшим аспектом обучения.
    .

Преодоление дефицита зрительного восприятия

Программы Edublox нацелены на улучшение навыков зрительного восприятия, таких как различение форм, пространственные отношения и зрительная память. В одном исследовании Edublox улучшил зрительную память на 1,3 года за 5 дней. Мы также предлагаем онлайн-репетиторство в режиме реального времени для студентов, страдающих дислексией, дисграфией, дискалькулией и связанными с ними проблемами из-за дефицита зрительного восприятия. Наши студенты находятся в Соединенных Штатах, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах.
.


Ключи на вынос
.
Запишитесь на бесплатную консультацию , чтобы обсудить потребности вашего ребенка в обучении.
.

Что такое визуальное восприятие? — Growing Hands-On Kids

Партнерские и реферальные ссылки используются ниже для продвижения продуктов, которые я люблю и рекомендую. Я получаю комиссию за любые покупки, сделанные по этим ссылкам. Пожалуйста, ознакомьтесь с моей политикой раскрытия информации для получения более подробной информации.

Сегодня мы рассмотрим часть детского развития, с которой вы, возможно, не знакомы. Что такое зрительное восприятие? Почему это важно? Что вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку, у которого могут быть проблемы со зрительным восприятием? Продолжайте читать, чтобы получить ответы на все эти вопросы.

Давайте копать!

Определение визуального восприятия

Зрительное восприятие можно определить как процесс понимания нашим мозгом того, что мы видим, и его интерпретации. Простой способ запомнить это состоит в том, что визуальное восприятие — это мозг, осмысливающий то, что видят глаза.

Это НЕ то же самое, что хорошо видит ребенок или человек. Острота зрения, хотя и важна, совершенно отличается от зрительного восприятия.

Что такое процесс визуального восприятия?

Зрительное восприятие начинается, когда свет попадает на сетчатку. Ваш глаз способен различать цвета, узоры и структуры или формы. Когда свет попадает на сетчатку, это посылает электрический сигнал в мозг, особенно в кору головного мозга. Этот сигнал проходит от палочек и колбочек в вашем глазу к зрительному нерву и таламусу.

Зрительное восприятие нуждается не только в развитии глаз, но и в когнитивном развитии, чтобы строить визуальные связи из воспоминаний.

Развитие зрительного восприятия

Зрительное восприятие развивается как часть зрительно-моторного развития и особенно важно для будущей функции рук.

Примерно к 4 месяцам ребенок использует свое зрение, чтобы направлять руку, чтобы схватить или дотянуться до предметов.

Зрительно-моторные навыки, необходимые для хватания, и начало использования пальцев для хватания в возрасте около 6 месяцев.

По мере того, как ребенок растет, его зрительно-моторные навыки развиваются и созревают, что позволяет ему в конечном итоге манипулировать более мелкими объектами, изменять движения в зависимости от того, сколько, по их мнению, весит что-то, регулировать хватку в зависимости от размера, формы или поверхности и направлять их в манипулирование объектами для игры и социального взаимодействия.

В конце концов, это развитие приводит к академическим потребностям, таким как захват карандаша или использование ножниц, удерживая бумагу (двусторонняя координация).

Чтобы узнать больше о развитии зрительно-моторных навыков, вы можете загрузить мой бесплатный контрольный список для развития зрительно-моторных навыков здесь (вам нужно будет ввести свой адрес электронной почты, чтобы получить эту бесплатную загрузку, вы можете отказаться от подписки в любое время).

Зрительное восприятие относится к способности интерпретировать то, что видят глаза. Этот навык включает в себя 3 подкатегории зрительных когнитивных способностей, пространственного восприятия и восприятия объектов.

Эти навыки развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок подвергается различным испытаниям, особенно во время игры.

Проблемы со зрительным восприятием у детей

Как это выглядит, когда у ребенка могут возникнуть проблемы со зрительным восприятием?

Вот несколько красных флажков:

  • Неправильное выравнивание математических столбцов (по горизонтали или вертикали)
  • Списание со страницы
  • Плохая орфография
  • Плохая зрительно-моторная координация (навыки метания или ловли)
  • Плохие организаторские способности
  • Медленный почерк и скорость письма

Чтобы узнать больше о красных флажках визуального восприятия, ознакомьтесь с БЕСПЛАТНЫМ МАТЕРИАЛОМ от мисс Хайме О. Т.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка или учащегося проблемы со зрительным восприятием, сначала исключите любые физические проблемы со зрением, отведя ребенка к окулисту для проверки зрения.

Кроме того, трудотерапевт или лечащий врач вашего ребенка могут попросить провести оценку трудотерапии для решения любых проблем со зрительным восприятием.

Зрительное восприятие и трудотерапия

Зрительное восприятие является важным навыком для чтения, математики, языка и социальных навыков. Дети, у которых есть проблемы со зрительным восприятием, часто могут воспользоваться услугами трудотерапии.

Трудотерапевт работает со всеми возрастными группами, но особенно с детьми, которые борются в тех областях детского развития, которые влияют на их повседневную жизнь. Это может включать проблемы визуального восприятия.

Профессиональные терапевты (OT) специально обучены для поиска основных причин, по которым ребенок может испытывать трудности в классе или с повседневными жизненными навыками.

Профессиональный терапевт использует стандартизированный тест или оценку для выявления нарушений зрительного восприятия. Сюда могут входить:

  • Beery-Buktenica Тест на развитие зрительно-моторной интеграции
  • Тест на зрительное восприятие – 4-е издание
  • Тест на развитие зрительного восприятия – 3-е издание

Профессиональные терапевты будут использовать эти оценки и оценки, чтобы выяснить, что может быть причиной проблем со зрительным восприятием у ребенка, а затем определить цели и план ухода на основе этих целей.

Ассистенты трудотерапии также могут лечить детей с проблемами зрительного восприятия, работая над действиями, которые устранят эти основные дефициты навыков.

Эти действия часто могут выглядеть как «просто игра», но это потому, что игра — лучшая форма обучения для детей. И OT, и OTA специально обучены выбирать правильные виды деятельности или «игры», которые будут соответствовать целям, которые они выбрали для вашего ребенка или ученика.

Упражнения на зрительное восприятие

Самое важное, что вы можете сделать для поощрения зрительного восприятия, — просто позволить ребенку ИГРАТЬ.

Игра — это то, как ребенок учится и исследует мир. Предоставление достаточного количества игрового времени и предоставление вашему ребенку или ученику как можно большего количества впечатлений — лучший способ поощрения навыков визуального восприятия.

Другие более структурированные занятия могут включать:

  • Головоломки
  • Лабиринты
  • Настольные игры, посвященные буквам
  • Карточки
  • Игры на развитие памяти

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ Учебная тетрадь по зрительному восприятию для детей

Как терапевты и учителя, мы всегда ищем новые способы работы над функциональными навыками. Мы также изо всех сил пытаемся сохранить четкие и краткие данные об успеваемости нашего ученика. Трудно отслеживать прогресс, используя стандартные головоломки, игры и игрушки, потому что требования каждого вида деятельности разные.

Как сделать сеансы терапии и уроки в классе веселыми и свежими , в то время как также поддерживает достаточную согласованность с задачами для отслеживания прогресса?

Успевает ли мой ученик?

Откуда мне знать наверняка?

Есть ли другие навыки, на которые я должен обратить внимание?

Вы часами ищете сезонные и свежие мероприятия для своих учеников?

Вы хотите получить доступный для печати ресурс, учитывающий различные виды визуального восприятия и легко отслеживающий прогресс?

У меня есть! Вот почему я так взволнован запуском рабочей тетради FUNctional Visual Perception.

Есть мероприятия на все времена года, праздники, хобби и многое другое. Легко выбрать похожие занятия с разными темами для последовательной работы над конкретными целевыми навыками.

Эта электронная рабочая тетрадь также идеально подходит для использования родителями дома, чтобы расширить возможности визуального восприятия, над которыми может работать детский терапевт на сеансах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *