Психология тела. Биоэнергетический анализ тела — Лоуэн Александр » Онлайн библиотека книг читать онлайн бесплатно и полностью
Александр Лоуэн
Психология тела. Биоэнергетический анализ тела
Предисловие
Биоэнергетика — это современный метод психотерапии, уходящий корнями в техники работы Вильгельма Райха, австрийского психоаналитика, который обогатил психоанализ так называемой работой с телом (body-work). Создатель биоэнергетики — американский психиатр и психотерапевт Александр Лоуэн (родился в 1910 г.) — был его пациентом, затем студентом и сотрудником. Взяв у Райха основные понятия об энергетической основе психофизических процессов, он развил свою концепцию психотерапии и основал в 50-х годах Институт Биоэнергетического Анализа в Нью-Йорке. На протяжении последующих тридцати лет возникло несколько десятков подобных учреждений во многих странах.
Биоэнергетика рассматривает функционирование психики человека в категориях тела и энергии, считая источником неврозов, депрессий и утраты самоотождествления подавление чувств, которое проявляется в виде хронических мышечных напряжений, блокирующих свободное течение энергии в организме. В раннем детстве проявляются, а затем закрепляются специфические навыки избегания боли, отчаяния и страха и способы получения безопасности и любви окружающих. Они приводят к развитию структуры характера человека, который складывается из часто искаженного образа мира и собственной личности, ригидных схем поведения и чувств, а также ограничивающих жизненность организма паттернов «самообладания», называемых также «панцирем характера». Таким образом, физический облик человека символически отражает его психику. Терапия состоит из познавания структуры характера и «оживления» замороженных в теле эмоций. Это приводит к освобождению больших запасов энергии, затрачиваемых до этого на сдерживание телесных импульсов, которые могут быть использованы в менее стереотипных, более творческих формах приспособления и развития индивидуальности. Особое значение имеет восстановление свободного дыхания, нарушение которого тесно связано со страхом. Целью терапии является разблокирование ограничений развития личности. В центре внимания находится развитие эго и интеграция его с организмом. Удовлетворение основных эмоциональных потребностей и личных стремлений без лишних затрат энергии связывается с реалистической ориентацией в окружающем мире. Зрелая личность имеет контакт с внутренней энергетической пульсацией организма и изменяющимися чувствами. Она в состоянии в равной степени как контролировать их экспрессию, так и отключать самоконтроль, отдаваясь потоку спонтанности (например, во время оргазма, в творческом экстазе и т. д.). Она имеет доступ в равной степени как к неприятным чувствам: страху, боли, злости и отчаянию, так и к приносящим удовольствие переживаниям: сексу, радости, любви и сочувствию. Телесным выражением эмоционального здоровья является грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и с почвой под ногами (в терминологии биоэнергетики — это «заземленность»), ясный взгляд и мягкий приятный голос.
Сохраняя приближенную к современному психоанализу методику, биоэнергетика использует прикосновение и давление на напряженные мышцы, глубокое дыхание и специальные позы. Пациент выполняет упражнения, расширяющие осознавание тела, развивающие спонтанную экспрессию и психофизическую интеграцию. Полная индивидуальная программа биоэнергетической терапии длится около трех лет. Ее прохождение, кроме всестороннего образования, обязательно для получения права использования биоэнергетики в терапевтической практике.
С.В. Коледа
Введение
«Мудрые люди прочитают
твою прошедшую жить по
твоему внешнему виду,
походке, поведению.
Свойство природы —
самовыражение. Даже
самая маленькая деталь
тела что-нибудь показывает.
Лицо человека как зеркало
отражает то, что делается внутри».
Ральф Вальдо Эмерсон
В этой книге я попробую показать, что здоровье имеет духовную сторону. Мы увидим, что субъективное ощущение здоровья — это чувство удовольствия, получаемое от тела, которое иногда достигает степени радости. Именно в таких состояниях мы ощущаем связь со всеми живыми существами и со всем миром. Боль, напротив, изолирует нас от других. Когда мы болеем, у нас не только появляются симптомы болезни, но мы также оказываемся изолированными от мира. Мы увидим также, что здоровье проявляется в грациозных движениях тела, в «сиянии» тела, а также в его мягкости и тепле. Полное отсутствие этих качеств означает смерть или смертельную болезнь. Чем мягче и пластичнее наше тело, тем ближе мы находимся к здоровью. С возрастом наше тело грубеет, мы приближаемся к смерти.
Олдос Хаксли описывает три вида грации: грация животных, человеческое обаяние и душевное обаяние, или благодать. [1] Душевное обаяние связано с чувством удовлетворения высшего порядка. Обаяние человека выражается в его отношении к другим, и его можно точнее определить как доброту и личное обаяние. Обаяние животных известно нам из наблюдений за их жизнью на свободе. Я люблю наблюдать за белками, играющими среди деревьев. Немногим людям удается хотя бы приблизиться к грации белок и их уверенности в движениях. Ловкий полет ласточек вызывает у нас восхищение. Все дикие животные имеют прекрасную способность отлично двигаться. Согласно Хаксли, истинная грация человека появляется, когда он «открывается духу солнца и воздуха» вместо того, чтобы уродовать свое тело и мешать проявлению нашей врожденной духовности.
Однако люди не живут и наверняка не в состоянии жить в той плоскости, что и дикие животные, которым (по Хаксли) принадлежит вся полпота животной грации. Такова природа человека, он должен жить сознательной жизнью. Это означает, как пишет Хаксли, что «животная грация уже недостаточна для жизни и должна быть дополнена сознательным выбором между добром и злом». Возможно ли естественное поведение, полное обаяния, если нет основы — обаяния тела? Когда человек сознательно принимает стиль поведения, исполненный грации, но она не исходит из чувства телесного удовольствия, его обаяние всего лишь фасад, построенный для того, чтобы удивлять и привлекать окружающих.
Прежде чем съесть запретный плод с древа познания добра и зла, как мы читаем в Библии, человек жил в раю без самосознания, как и другие животные. Он был невинен и знал радость жизни в образе добра. Вместе с познанием добра и зла к нему пришла ответственность за выбор, человек потерял свою невинность, он стал осознавать себя и утратил покой. Гармония, которая существовала между человеком и Богом, между человеком и Природой была нарушена. Вместо благословенного незнания, homo sapiens получил теперь проблемы и болезни. Часть ответственности за утрату гармонии Джозеф Кэмпбел приписывает христианской традиции, которая отделила душу от тела: «Христианское деление материи и духа, динамики жизни и духовных ценностей, естественного обаяния и божественной благодати, в сущности уничтожило природу». [2]
За христианской традицией стоит греко-семитская вера в преобладание ума над телом. При отделении сознания от тела духовность становится чем-то интеллектуальным, а не витальной силой, в то время как тело превращается в мясо на скелете или, с точки зрения современной медицины, в биохимическую лабораторию. Тело без духа обладает низким уровнем жизненной силы, и оно полностью лишено обаяния. Его движения механические, так как в большей мере ими руководит сознание или воля. Когда дух вселяется в тело, оно дрожит от возбуждения, становится похожим на поток, стекающий со склона горы, или движется медленно, как глубокая река, разлитая по равнине. Жизнь не всегда идет гладко, но когда человек целыми днями вынужден заставлять свое тело двигаться силой воли, это означает, что его телесная динамика серьезно нарушена, и есть опасность возникновения болезней.
Александр Лоуэн. Психология тела. Биоэнергетический анализ тела. Содержание: healthy_back — LiveJournal
Бойтесь первого впечатления — оно может быть правильным
Я коротенько ещё раз поясню. Александр Лоуэн — авторитетный автор книг по психосоматике и, соответственно, терапии психосоматических проблем. Большинство современных психотерапевтов, пытающихся проводить терапию психосоматических проблем, пользуется именно его теориями и методами. Его учитель — Райх — его теории ещё более ранние и ещё менее рациональные.
При первой попытке прочтения книги Лоуэна «Психология тела. Биоэнергетический анализ тела» я подумал, что ошибся и чего-то не понимаю. При второей попытке я понял — теория Лоуэна — старое, ни на чём не основанное, догматичное унылое говно, мне это не показалось.
Суть терапии заключается в общих для всех дыхательных упражнениях и разговорах. Некий положительный эффект не исключён, но ровно того же можно добиться с помощью любой другой дыхательной гимнастики + любой другой говорильни. Никакой иной практической помощи от терапевта ожидать не следует. Часть упражнений — вредные для всех по своей механике.
Я выкладываю одну его книгу с комментариями. Больше ни на одну из его книг, или из книг Райха я лично тратить время не буду, и вам не советую. Почитать тот же материал без моих комментариев и с картинками можно здесь: http://www.aquarun.ru/psih/soma/soma4.html. Я даже не буду напрягаться вставлять картинки ввиду бессмысленности этого занятия
Вперёд: http://healthy-back. livejournal.com/203089.html
Предисловие http://healthy-back.livejournal.com/202942.html#foreword
Введение http://healthy-back.livejournal.com/202942.html#intro
Глава 1. Духовность и грация http://healthy-back.livejournal.com/203089.html
Глава 2. Энергия http://healthy-back.livejournal.com/203323.html
Глава 3. Дыхание http://healthy-back.livejournal.com/203651.html
Глава 4. Благодарное тело: утрата грации http://healthy-back.livejournal.com/203923.html
Глава 5. Ощущения и чувства http://healthy-back.livejournal.com/204185.html
Глава 6. Сексуальность и духовность http://healthy-back.livejournal.com/204348.html
Глава 7. Заземление: связь с реальностью http://healthy-back.livejournal.com/204646.html
Глава 8. Структурная динамика тела http://healthy-back.livejournal.com/205093.html
Глава 9. Лицом к миру http://healthy-back.livejournal.com/205795.html
Глава 10. Успокоение ума http://healthy-back.livejournal. com/206016.html
Глава 11. Любовь и вера http://healthy-back.livejournal.com/206309.html
Глава 12. Сознание сердца http://healthy-back.livejournal.com/206507.html
Биоэнергетика — это современный метод психотерапии, уходящий корнями в техники работы Вильгельма Райха, австрийского психоаналитика, который обогатил психоанализ так называемой работой с телом (body-work). (Очень спорное определение. Биоэнергетика – это наука, которая изучает энергетические процессы в биологических системах http://en.wikipedia.org/wiki/Bioenergetics, пост на эту тему http://healthy-back.livejournal.com/165426.html — H.B.) Создатель биоэнергетики — американский психиатр и психотерапевт Александр Лоуэн (родился в 1910 г.) (Наглое враньё. Биоэнергетикой люди занимались тысячелетиями — H.B.) — был его пациентом, затем студентом и сотрудником. Взяв у Райха основные понятия об энергетической основе психофизических процессов, он развил свою концепцию психотерапии и основал в 50-х годах Институт Биоэнергетического Анализа в Нью-Йорке. На протяжении последующих тридцати лет возникло несколько десятков подобных учреждений во многих странах.
Биоэнергетика рассматривает функционирование психики человека в категориях тела и энергии, считая источником неврозов, депрессий и утраты самоотождествления подавление чувств, которое проявляется в виде хронических мышечных напряжений, блокирующих свободное течение энергии в организме. В раннем детстве проявляются, а затем закрепляются специфические навыки избегания боли, отчаяния и страха и способы получения безопасности и любви окружающих. Они приводят к развитию структуры характера человека, который складывается из часто искажённого образа мира и собственной личности (НЕТ таких понятий «искажённый» мир или «неискажённый». Он такой для каждого человека, каким он его видит — H.B.), ригидных схем поведения и чувств, а также ограничивающих жизненность организма паттернов «самообладания», называемых также «панцирем характера». Таким образом, физический облик человека символически отражает его психику (А также генетику, питание, все перенесённые болезни и физические травмы — H. B.).
Терапия состоит из познавания структуры характера и «оживления» замороженных в теле эмоций. Это приводит к освобождению больших запасов энергии, затрачиваемых до этого на сдерживание телесных импульсов, которые могут быть использованы в менее стереотипных, более творческих формах приспособления и развития индивидуальности. Особое значение имеет восстановление свободного дыхания, нарушение которого тесно связано со страхом.
Целью терапии является разблокирование ограничений развития личности. В центре внимания находится развитие эго и интеграция его с организмом. Удовлетворение основных эмоциональных потребностей и личных стремлений без лишних затрат энергии связывается с реалистической ориентацией в окружающем мире. Зрелая личность имеет контакт с внутренней энергетической пульсацией организма и изменяющимися чувствами. Она в состоянии в равной степени как контролировать их экспрессию, так и отключать самоконтроль, отдаваясь потоку спонтанности (например, во время оргазма, в творческом экстазе и т. д.). Она имеет доступ в равной степени как к неприятным чувствам: страху, боли, злости и отчаянию, так и к приносящим удовольствие переживаниям: сексу, радости, любви и сочувствию.
Телесным выражением эмоционального здоровья является грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и с почвой под ногами (в терминологии биоэнергетики — это «заземлённсть»), ясный взгляд и мягкий приятный голос. (Мягкий приятный голос у тех, кто держит в руках пистолет — H.B.)
Сохраняя приближённую к современному психоанализу методику, биоэнергетика использует прикосновение и давление еа напряжённые мышцы, глубокое дыхание и специальные позы. Пациент выполняет упражнения, расширяющие осознавание тела, развивающие спонтанную экспрессию и психофизическую интеграцию.
Полная индивидуальная программа биоэнергетической терапии длится около трёх лет. (Бу-га-га, а почему не пяти или десяти? Это же ещё больше бабла — H.B.) Её прохождение, кроме всестороннего образования, обязательно для получения права использования биоэнергетики в терапевтической практике.
Г. И. Коледа
Мудрые люди прочитают твою прошедшую жизнь по твоему внешнему виду, походке, поведению.
Свойство природы самовыражение.
Даже самая маленькая деталь им что-нибудь показывает.
Лицо человека как зеркало отражает то. что делается внутри.
Ральф Иальдо Эмерсон
В этой книге я попробую показать, что здоровье имеет духовную сторону. Мы увидим, что субъективное ощущение здоровья — это чувство удовольствия, получаемое от тела, которое иногда достигает степени радости. Именно в таких состояниях мы ощущаем связь со всеми живыми существами и со всем миром. Боль, напротив, изолирует нас от других. Когда мы болеем, у нас не только появляются симптомы болезни, но мы также оказываемся изолированными от мира. Мы увидим также, что здоровье проявляется в грациозных движениях тела, в «сиянии» тела, а также в его мягкости и тепле. Полное отсутствие этих качеств означает смерть или смертельную болезнь. Чем мягче и пластичнее наше тело, тем ближе мы находимся к здоровью. С возрастом наше тело грубеет, мы приближаемся к смерти. (Чтобы не нести херню, нужно читать литературу о гипермобильности — H.B.)
Олдос Хаксли описывает три вида грации: грация животных, человеческое обаяние и душевное обаяние, или благодать. (Aldous Huxley, The perennial Philosophy, New York, 1954.) Душевное обаяние связано с чувством удовлетворения высшего порядка. Обаяние человека выражается в его отношении к другим, и его можно точнее определить как доброту и личное обаяние. Обаяние животных известно нам из наблюдений за их жизнью на свободе. Я люблю наблюдать за белками, играющими среди деревьев. Немногим людям удаётся хотя бы приблизиться к грации белок и их уверенности в движениях. (И что, белки живут вечно? — H.B.) Ловкий полёт ласточек вызывает у нас восхищение. Все дикие животные имеют прекрасную способность отлично двигаться. Согласно Хаксли, истинная грация человека появляется, когда он «открывается духу солнца и воздуха» вместо того, чтобы уродовать своё тело и мешать проявлению нашей врождённой духовности.
Однако, люди не живут и наверняка не в состоянии жить в той плоскости, что и дикие животные, которым (по Хаксли) принадлежит вся полнота животной грации. Такова природа человека, он должен жить сознательной жизнью. Это означает, как пишет Хаксли, что «животная грация уже недостаточна для жизни и должна быть дополнена сознательным выбором между добром и злом». Возможно ли естественное поведение, полное обаяния, если нет основы — обаяния тела? Когда человек сознательно принимает стиль поведения, исполненный грации, но она не исходит из чувства телесного удовольствия, его обаяние всего лишь фасад, построенный для того, чтобы удивлять и привлекать окружающих.
Прежде чем съесть запретный плод с древа познания добра и зла, как мы читаем в Библии, человек жил в раю без самосознания, как и другие животные. Он был невинен и знал радость жизни в образе добра. Вместе с познанием добра и зла к нему пришла ответственность за выбор, человек потерял свою невинность, он стал осознавать себя и утратил покой. Гармония, которая существовала между человеком и Богом, между человеком и Природой была нарушена. Вместо благословенного незнания, homo sapiens получил теперь проблемы и болезни. Часть ответственности за утрату гармонии Джозеф Кэмпбел приписывает христианской традиции, которая отделила душу от тела: «Христианское деление материи и духа, динамики жизни и духовных ценностей, естественного обаяния и божественной благодати, в сущности уничтожило природу .» (Joseph Campbell, The power of Myth, New York, 1988.)
За христианской традицией стоит греко-семитская вера в преобладание ума над телом. При отделении сознания от тела духовность становится чем-то интеллектуальным, а не витальной силой, в то время как тело превращается в мясо на скелете или, с точки зрения современной медицины, в биохимическую лабораторию. Тело без духа обладает низким уровнем жизненной силы, и оно полностью лишено обаяния. Его движения механические, так как в большей мере ими руководит сознание или воля. Когда дух вселяется в тело, оно дрожит от возбуждения, становится похожим на поток, стекающий со склона горы, или движется медленно, как глубокая река разлитая по равнине. Жизнь не всегда идёт гладко, но когда человек целыми днями вынужден заставлять своё тело двигаться силой воли, это означает, что его телесная динамика серьёзно нарушена, и есть опасность возникновения болезней.
Настоящая грация тела не есть нечто искусственное, — это часть естественного человека, одного из божественных существ. Однако, если она однажды утеряна, её можно обрести вновь, только вернув телу его духовность. Для того, чтобы это сделать, нужно понять, почему и каким образом его обаяние было потерянно. Но, поскольку нельзя найти потерянную вещь, если не знаешь, что конкретно потерял, мы должны начать с изучения естественного тела, в котором движения, чувства и мысли сплавляются в нечто единое и полное обаяния. Мы будем изучать тело как отдельную, саморегулирующуюся энергетическую систему, которая тесно связана с окружающей средой и от которой зависит её существование. Взгляд на тело с энергетической перспективы позволит нам понять сущность телесного обаяния и духовности тела без мистицизма. Это приведет нас к познанию связи чувствительности с обаянием. При отсутствии чувствительности движения становятся механическими, а мысль — абстракцией. Человека, душа которого полна ненависти, мы можем, конечно, наставлять заповедями о любви, но трудно ожидать, что от этого будет какая-то польза. Однако, если нам удастся вернуть ему духовность, любовь к ближнему расцветёт в нём заново. Мы изучим также некоторые нарушения, которые разрушают дух человека, уменьшают обаяние его тела, подрывают его здоровье. Сосредоточение внимания на обаянии как критерии здоровья, позволит нам понять многие проблемы эмоциональной жизни, нарушающие здоровье, а также развить обаяние, его улучшающее.
Дух и материя соединяются в понятии обаяния и доброты. В теологии доброту определяют как «божественное влияние, исходящее из сердца для того, чтобы возродить его, приблизить к Богу и сохранить». Её также можно определить как божественный дух тела. Этот дух проявляет себя в естественном обаянии тела, а также в благодарности человека всем живым существам. Обаяние и доброта — это состояние святости, целостности, связи с жизнью и с тем, что божественно. А эти понятия — синонимы здоровья.
Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/203089.html
Что такое биоэнергетика? Работа Александра Лоуэна
Статья Мирай Каякан
Биоэнергетика определяется как терапевтическая техника, направленная на установление контакта с телом и достижение удовлетворительной степени «жизни тела». Согласно этому подходу, основными функциями тела являются дыхание, чувство, выражение и подвижность. Исследуются любые физические, эмоциональные или интеллектуальные блокировки этих функций (Lowen, 1994).
По словам психотерапевта Александра Лоуэна, для здоровой жизни необходима сильная связь между телом и разумом, а это возможно только в том случае, если человек избавится от хронического напряжения. Это освобождение необходимо для освобождения людей от блокировок внутреннего потока и выражения чувств (Lowen, 2005). Биоэнергетический анализ – это биоэнергетическая терапия. При таком подходе люди проходят путь самопознания через свое тело (Lowen, Lowen, & Skalecki, 2012). Все техники направлены на то, чтобы помочь человеку осознать свои ограничивающие модели дыхания и движений и заблокированные выразительные действия. Человек узнает о потоке внутреннего возбуждения и о том, как его можно заблокировать из-за детских переживаний (Lowen, Lowen, & Skalecki, 2012). Поэтому можно сказать, что биоэнергетика изучает личность с точки зрения энергии и ее процессов в организме.
В 30-е годы работа Уильяма Райха проложила путь телесно-ориентированной психологии. Он сосредоточился на мышечном напряжении и на том, как оно указывает на подавленные эмоции (Lowen, 1994). Райх разработал методы давления, чтобы высвободить эти эмоции, которые хранились в том, что он называл «бронежилетом». На основе его идей расцвели многие новые направления психологии тела, одним из которых стала биоэнергетика Лоуэна. Лоуэн много лет работал с Райхом, прежде чем в 50-х годах создал свою собственную теорию (Лоуэн, 19 лет).94).
Основные принципы биоэнергетикиОсновные принципы биоэнергетики включают вибрацию и подвижность, а также заземление и дыхание (Биоэнергетический анализ, без даты)
Осознанное дыхание играет важную роль в биоэнергетике. По словам Лоуэна, в отличие от младенцев и животных, взрослые не могут правильно дышать естественным путем из-за хронического мышечного напряжения. Осознанное дыхание — это инструмент, помогающий взрослым добиться здорового дыхания (Lowen, Lowen, & Skalecki, 2012).
Заземление — это соединение между ногами и землей. При заземлении энергия течет от тела к земле. Таким образом, люди могут отпустить, освободиться, приблизиться к земле, где их центр тяжести опускается в таз, а самоцентрируется в нижней части живота (Lowen, Lowen, & Skalecki, 2012). Заземление создает ощущение безопасности. С помощью заземления человек может войти в контакт с нижней частью своего тела, связанной с такими инстинктивными функциями, как сексуальность и дефекация (Заземление, nd). Для заземления рекомендуется держать колени согнутыми и сгибать их, когда вы несете предмет (Grounding, n.d.).
Согласно биоэнергетике, вибрация является сущностью жизни. Состояние вибрации, подвижности и спонтанной активности в теле, вызванное внутренним возбуждением, только уменьшается после смерти (Lowen, Lowen, & Skalecki, 2012). По словам Лоуэна, потеря подвижности перед смертью является патологией. Снижение вибрации означает уменьшение энергетического заряда, и биоэнергетические практики призваны помочь в этом. Клиенты находятся в постоянном вибрирующем состоянии, что повышает устойчивость к возбуждению. Чтобы это произошло, сначала должно быть защищено эго, и человек должен сдаться непроизвольным реакциям своего тела (Вибрация и подвижность, nd). В результате люди испытывают чувство интеграции, согласованности, которую характеризуют как естественную грацию (Lowen, Lowen, & Skalecki, 2012).
Согласно биоэнергетическому подходу существует пять типов базовых структур характера, построенных на системе защит, которые могут проявляться в виде хронического мышечного напряжения и различных психологических, физических паттернов: психопатические, мазохистские, Жесткий, шизоидный и оральный (Lowen, 1994).
– Психопатический: Психопатическая характеристика в основном определяется отрицанием чувств, что несовместимо с функцией эго по достижению удовольствия (Лоуэн, 1994). Психопатические характеристики имеют желание доминировать и они стремятся к власти. Есть два типа Психопатических структур: первый — это люди, которые получают власть запугиванием. Для них характерна непропорционально большая верхняя часть тела. Другой — это люди, которые получают власть, соблазняя. Соблазнительный тип имеет обычный вид. Несмотря на то, что они выглядят по-разному, у обоих возникает блокировка потока между верхней и нижней частями тела (Lowen, 1994).
— Мазохистский: этот персонаж характеризуется покорностью, хотя и жалуется на ситуации. Они подчиняются снаружи, но внутри испытывают злобные и высокомерные чувства. Они сдерживают эти чувства мышечным сдерживанием. Они энергетически заряжены, но очень сильно удерживаются, что приводит к уменьшению их экспрессивного действия. Мускулистое тело характеризуется как толстое и короткое у мазохистских персонажей (Lowen, 1994).
— Жесткий: Жесткие персонажи стоят прямо с прямым позвоночником. Гордость в этой позе подразумевает оборонительную позицию. Жесткие персонажи не любят терять контроль или отпускать, и они используют свою землю в реальности как защитный механизм. Основное хроническое мышечное напряжение приходится на длинные мышцы. Жесткие характеры обычно амбициозны и агрессивны (Лоуэн, 19 лет).94).
-Шизоид: Шизоидные персонажи отделяют мысли от чувств. «Шизоид» описывает человека со слабым эго и оторванным от тела. Они избегают интимных отношений. Их энергия удерживается от периферийных структур, таких как лицо и руки. Это означает, что энергия в ядре заблокирована и не может достичь органов с функцией внешней связи. Внутренний поток застревает в области ядра. Их тела узкие, а лица «подобны маскам». (Лоуэн, 19 лет94)
-Устные: Оральные характеристики испытывают лишение чувства. Они определяются характеристиками орального периода, который является младенчеством. Они приглушают враждебные чувства, склонны цепляться, нуждаются в общении и, самое главное, им не хватает независимости. У них есть склонность к перепадам настроения и ощущению пустоты. По данным биоэнергетической характерологии оральные органы недозаряжены, и их энергетический поток слаб. Их тела характеризуются длинными и тонкими (Lowen, 1994).
Биоэнергетика и работа с дыханиемМетоды и концепции биоэнергетики используются в различных лечебных стратегиях, основанных на взаимосвязи разума и тела. Например, холотропное дыхание Грофа включает снятие мышечного напряжения биоэнергетических блоков в теле с помощью дыхательных техник, работы с телом и музыки (Гроф и Гроф, 2010).
Исследования по биоэнергетике Исследования по биоэнергетике начались с историй болезни и виньеток. Эти исследования пришли к выводу, что биоэнергетическая терапия эффективна при психологических проблемах, таких как адаптация к социальному или эмоциональному стрессу, хроническая тяжелая депрессия, соматические расстройства и расстройства пищевого поведения (Eckberg, 19). 99; Махр, 2001; Вентлинг, 2002 г.; Ventling, 2004, цитируется по Ventling, Phil, Bertschi, & Gerhard, 2007). Однако для обобщения результатов необходимы количественные данные.
Первое крупномасштабное исследование было проведено Gudat (цитируется по Ventling, Phil, Bertschi, & Gerhard, 2007) с участием 309 пациентов. Гудат обнаружил, что биоэнергетическая терапия помогает пациентам с невротическими и психосоматическими проблемами, однако она менее эффективна у пациентов с расстройствами личности. с хроническими соматоформными расстройствами.
Критика биоэнергетикиБиоэнергетический подход подвергся критике. Например, методики биоэнергетики требуют физической связи. Терапевтическое прикосновение — это инструмент, который требует осторожных ограничений и хорошо зарекомендовавшего себя подхода, поскольку он может причинить некоторым непреднамеренный вред (Phillips, 2002), поэтому для выполнения этой работы требуются обученные профессионалы. Кроме того, несмотря на то, что некоторые исследования существуют, в этой области по-прежнему требуются научные исследования эффективности и эффективности, особенно крупномасштабные исследования.
________________________________________________________
Ссылки Ариас, А. Г. (2012). Использование и неправильное использование концепции энергии. лат. Являюсь. Дж. Физ. Образовательный Том , 1 (394), 6.
Биоэнергетический анализ. (н.д.). Получено 26 января 2021 г. с https://www.lowenfoundation.org/bioenergetic-analysisGrounding. (н.д.). Получено 26 января 2021 г. с https://www.lowenfoundation.org/groundingGrof, S., & Grof, C. (2010).
Холотропное дыхание: новый подход к самопознанию и терапии . Олбани: Государственный университет Нью-Йорка. Лоуэн, А. (1994).
Биоэнергетика . Нью-Йорк: Пингвин/Аркана. Лоуэн, А. (2005).
Голос тела: Избранные публичные лекции 1962-1982 . Алачуа, Флорида: Bioenergetics Press. Лоуэн, А., Лоуэн, Л., и Скалеки, В. (2012).
Путь к крепкому здоровью: Пособие по биоэнергетическим упражнениям . Хайнсберг, В.Т.: Фонд Александра Лоуэна. Никель, М., Кангоэс, Б., Бахлер, Э., Мюльбахер, М., Лоевски, Н., Мюллер-Рабе, Н.,… Никель, К. (2006).
Биоэнергетические упражнения при стационарном лечении иммигрантов из Турции с хроническими соматоформными расстройствами: рандомизированное контролируемое исследование. Журнал психосоматических исследований, 61 (4), 507–513. doi:10.1016/j.jpsychores.2006.01.004 Филлипс, Дж. (2002). Соматическое отслеживание и этичное использование прикосновения. USA Body Psychotherapy Journal , 1 (2), 63–77. Стенгер, В. Дж. (1999). Физика альтернативной медицины: Биоэнергетические поля.
Научный обзор альтернативной медицины , 3 (1). Вентлинг, К.Д., Фил, Д., Берчи, Х., и Герхард, У. (2007). Эффективность биоэнергетической психотерапии у пациентов с известным диагнозом по МКБ-10: ретроспективная оценка. Редакционная статья журнала USA Body Psychotherapy, том 7, номер 2, 2008 г. . Вибрация и подвижность. (н.д.). Получено 26 января 2021 г. с https://www.lowenfoundation.org/vibration-and-motility
Что такое биоэнергетика? (н.д.). Получено 26 января 2021 г. с https://www.lowenfoundation.org/what-is-bioenergetics 9.0005
Дрожащие тела — Журнал Пшекруй
Пшекруй
Александр Лоуэн – создатель биоэнергетического анализа – разработал психотерапевтическую методику …
2021-12-17 09:00:00
здоровый образ жизни
общество / Статья
Сильвия Немчик, перевод Адама Здродовски
Photo by Max/Unsplash
общество / Артикул
Дрожащие тела
- Читай
7 общих черт самопревосходящих людей
Общество
- Читай
Мой семестр со снежинками
Общество
- Читай
Пять шагов к вечной молодости
Общество
- Читай
Человек, стоящий за «Шарлатаном» Агнешки Холланд
Общество
- Читай
Мао и воробьи
Одним из самых вредных принятых нами взглядов является вера в превосходство разума над телом, утверждал психотерапевт Александр Лоуэн. Какое может быть превосходство, если это две стороны одной медали, равные и неразрывно связанные друг с другом? Чтобы вылечить психику, нужно заботиться и о теле – и наоборот. Это убеждение легло в основу биоэнергетического анализа Лоуэна — метода терапии, основанного на движении, прикосновении и дыхании.
Читать 16 минут
«Ты не дышишь, Лоуэн!» Полуголый мужчина, лежащий на столе, пытается подчиниться и вдохнуть побольше воздуха. Какое-то время тишину в комнате нарушают только все более громкие звуки вдохов и выдохов. Внезапно тишину разрывает пронзительный крик – такой громкий, что прохожие снаружи поднимают головы, чтобы увидеть, откуда он доносится. Окно открыто, лето 1942 года, в Европе нацисты возвращают себе преимущество на Восточном фронте, а здесь, в Нью-Йорке, войны почти нет. Ослепленный своими эмоциями, 32-летний Александр Лоуэн пытается сесть, но терапевт Вильгельм Райх просит его вернуться к дыханию. Однако через некоторое время видно, что в этот день больной не может без крика дышать; сессия окончена.
Несколько десятилетий спустя к этому событию в своей автобиографии Почитание тела вернулся Александр Лоуэн, уже известный психотерапевт, создатель новаторского метода терапии – биоэнергетики. Он рассказал, как был удивлен криком, потому что ничего не боялся во время сеанса. Вместо этого он вспомнил, как чувствовал, что разум не связан с телом, а крик был сигналом к освобождению его эмоций и подавленных воспоминаний. Сеанс с Райхом заставил Лоуэна понять, что ему пришлось столкнуться с неизвестными аспектами своей личности.
В начале 1940-х Вильгельм Райх, печально известный ученик Зигмунда Фрейда, прочитал серию лекций о своей новой теории, согласно которой психические заболевания можно лечить, работая с телом. Александр Лоуэн был одним из самых близких ему учеников. По окончании курса Райх пригласил Лоуэна вместе проводить психологические эксперименты. Он поставил Лоуэну только одно условие: студент должен пройти психотерапию. Лоуэн согласился, но неохотно. Его отношение изменилось после первого сеанса, когда он издал неожиданный крик. В течение следующих двух с половиной лет он встречался с Райхом несколько раз в неделю, чтобы проводить терапию и много раз кричать во время их дыхательных сессий. Несмотря на то, что несколько лет спустя их пути разошлись, Лоуэн всегда подчеркивал важность идеи Райха (революционной в те дни!) о равенстве разума и тела в его работе. Он также часто говорил, что два с половиной года терапии были одним из лучших событий, которые когда-либо случались с ним. Однажды он сказал, что это не только дало ему основу для того, чтобы стать хорошим терапевтом, но и буквально спасло ему жизнь.
Школа бесчувствия
Александр Лоуэн родился в 1910 году в Гарлеме, в семье русских иммигрантов еврейского происхождения. Это никогда не был счастливый дом. Лоуэн сказал, что с тех пор, как он себя помнит, отношения между его родителями были плохими. Жестокие ссоры чередовались с периодами злобного молчания. Его первое воспоминание было об одиночестве: маленький Эл сидит на кухонном полу и ждет, пока его мать закончит все, что она делает, и позаботится о нем. Позже он писал, что не помнит, чтобы его мать когда-либо держала его на руках или обнимала.
Несчастная в браке, одинокая в чужой стране, полная нереализованных амбиций, она не могла проявить нежности к детям. Миниатюрная женщина, которая всегда сидела на самом краю своего сиденья, ее спина всегда прямая и жесткая, напряженная, всегда бдительная и контролирующая. Она никогда не плакала и не смеялась, по крайней мере, в присутствии сына. Лоуэн помнит, как мать одевала его, когда ему было три или четыре года. Он ерзал, возможно, пытаясь завязать шнурки на своих кожаных туфлях, которые в то время носило большинство детей. Внезапно он почувствовал жар и боль в бедре. Его мать щипала и скручивала его кожу. Он не плакал, но с тех пор знал, что мать может быть с ним жестока. Тот факт, что маленький Ал в момент боли мог удержаться от слез, должно быть, был следствием обучения, которому он подвергался с самого раннего детства. В начале ХХ века детям, даже младенцам, не разрешалось громко плакать, а когда они не могли сдержать слезы, вместо объятий и пеленания обычно давали «воспитательное» наказание.
Лоуэн был не единственным ребенком, который должен был есть, спать, мочиться и испражняться по команде своих родителей, и который с самых ранних лет должен был игнорировать эмоции и сигналы, исходящие от его тела, такие как голод или сытость. В те времена основой воспитания была строгая физиологическая подготовка. Неудивительно, что позже в своей практике Лоуэн сталкивался со многими пациентами, которые были полностью лишены связи со своим телом — это естественное последствие взросления в таких домах. В ее собственных глазах (и, конечно же, в глазах большинства тогдашнего мира) мать Лоуэна очень хорошо ухаживала за ребенком. Лучше даже других, потому что (как признался ее сын) она не била своих детей. Ее насильственные, как мы сказали бы сегодня, методы были признаны материнской заботой и популярным в то время методом воспитания «держать детей на коротком поводке».
Александр был спасен благодаря жизнерадостности и жизнерадостности, унаследованным им от отца (позже Лоуэн говорил, что никогда больше не встречал такой несовместимой пары). Как и его отец, он убегал домой при любой возможности. Там, на улицах, всегда что-то происходило, у кого-то был мяч, какие-то дети соревновались друг с другом, все смеялись. Радости не было причины, или, говоря иначе: ее причиной была сама жизнь, чудо, что ты можешь дышать, прыгать, согревать свое тело при этом. Ал чувствовал себя счастливым в моменты спонтанной игры — он запомнил их навсегда; они были важным источником вдохновения для его собственного метода психотерапии.
С первых дней в школе и до выпускных экзаменов в университете он был блестящим учеником (трудно было бы не быть с такой амбициозной матерью!), но он действительно был в своей стихии, когда занимался спортом, а не читал книги . Занимался гандболом, каждый день проплывал по несколько километров, плавал. Летом подрабатывал тренером по легкой атлетике в детских летних лагерях. Он получил степень бакалавра по математике, с отличием окончил юридический факультет, но даже эти достижения не смогли заполнить ту эмоциональную пустоту, которую он ощущал каждый день.
Как и многие до него (см. Фрейда, Юнга, Райха), путь Лоуэна как психотерапевта начался с поиска способа спасти себя.Читай
Кабинет земных наслаждений
Сексуальная революция Вильгельма Райха
Журнал / наука
С помощью своего аккумулятора оргона Вильгельм Райх намеревался исцелить мир посредством сексуальной революции. На самом деле все было не так глубоко. Агнешка Федорович
Волшебник из страны психоанализа
Жизнь Бруно Беттельхейма
Журнал / наука
В свое время Бруно Беттельхейм был ведущим специалистом в области детской психологии, психоанализа и аутизма. Спустя годы оказалось, что его история далека от сказки. .. Александра Козловская
Читай
здоровый образ жизни
Назад
Новое направление в ходьбе
Журнал / общество
Ходьба задом наперёд полезна для здоровья – она укрепляет наши мышцы, является эффективной формой упражнений и даже может предотвратить заболевание. Сильвия Немчик
ЧитайГолос надежды
Жизнь Виктора Франкла
Журнал/общество
Виктор Франкл, основатель логотерапии, является ключевой фигурой экзистенциальной и гуманистической психотерапии. Он также пережил Холокост. Агнешка Дроткевич
Тело не лжет
Начало холодной войны в США было также началом переполоха в психологии. Терапевты искали новые направления, им надоел фрейдистский психоанализ. Выяснилось, что сеансы на диване подходят не всем; терапия, основанная исключительно на разговорах, не всегда эффективна. Гештальт-терапия набирала популярность. В то же время Вильгельм Райх продолжал свои самые противоречивые эксперименты. Он все время пытался доказать существование оргона — невидимой энергии, дающей здоровье и жизненную силу, — и построил свой знаменитый аккумулятор оргона (устройство, используемое для снабжения пациентов жизненной энергией). Лоуэна, который в 1951 приехал из Женевы с медицинским дипломом, выбрал другой путь, чем его недавний хозяин. Несмотря на то, что он всегда верил в обоснованность идеи Райха о единстве разума и тела, он рассматривал ее как основу для нового психотерапевтического метода, полностью своего собственного.
В основе лежала работа не только с дыханием, но и со всем телом. Лоуэн считал, что так же, как дендролог может прочитать всю историю спиленного дерева по кольцам роста, опытный терапевт, глядя на наши ноги, мышцы руки, спины или челюсти, может рассказать о нашей жизни. Тело не может лгать. В нем написано все — все наши скрытые эмоции, все травмы, которые мы перенесли со дня своего рождения.
Одним из первых важных терминов для биоэнергетики является «броня тела» или «броня персонажа». Это группы напряженных мышц, которые становились твердыми с каждой попыткой подавить эмоции на протяжении многих лет. Когда ребенок знает, что его накажут за плач, он учится сдерживать слезы. Если они чувствуют, что не могут позволить себе приступ гнева, они учатся хоронить его глубоко внутри себя. Блокирование эмоций иногда является эффективной стратегией: отложите свои эмоции, продолжайте работать или попытайтесь переждать кризис. Благодаря этому вы сможете пережить тяжелое детство, одиночество, неприятие. Проблема в том, что защитные механизмы, которые мы вырабатываем в детстве, чтобы выжить, становятся обузой во взрослой жизни, вредной привычкой, которую мы не можем преодолеть самостоятельно. Более того, мы часто даже не осознаем, что они существуют и управляют нашей жизнью.
Наученные не чувствовать, мы не можем открыться, даже если это может быть безопасно и полезно для нас. «Хронические мышечные напряжения служат для подавления запретных и опасных импульсов сознания и выражения. По сути, они заперты, так что не нужно тратить сознательную энергию на защиту от них. Это похоже на заключение в тюрьму опасного преступника, которого можно охранять с меньшими усилиями, когда он находится за решеткой. Но ни одна тюрьма не является полностью защищенной от побега. И никакое суперэго, каким бы сильным оно ни было, не может освободить человека от возможной опасности того, что подавленный импульс может вырваться наружу», — говорил Лоуэн в80 лекция «Стресс и болезнь: биоэнергетический взгляд» (опубликована в его книге «Голос тела: роль тела в психотерапии» ).
Создатель биоэнергетики соединил свой опыт дыхательных сессий с Райхом с тем, чему он научился в молодости во время спортивных тренировок, а затем во время учебы на медицинском факультете в Женеве. В своих произведениях он иногда упоминал улицы Гарлема, по которым бегали дети с естественной беззаботностью и грацией («грация» стала для него еще одним ключевым словом). Он знал, что мышцы, напряженные по привычке, не расслабляются сами по себе, но под воздействием специально подобранных упражнений и лечебного массажа напряжение отпускает, позволяя высвободиться эмоциям, запертым в теле. Наконец-то человек, до сих пор такой несчастный, сможет сделать по-настоящему глубокий вдох – и жить.
Пинок, удар, крик
Терапевтическая работа с телом стала настоящим явлением в 1950-х и 1960-х годах. Какое-то время казалось, что он заменит психоанализ: Фрейд мертв, да здравствует Лоуэн! Он читал лекции о своей теории в Национальном институте психического здоровья , а также в других местах. После нескольких лет практики Лоуэн получил приглашение, о котором мечтает каждый психотерапевт: собственный циклический семинар по биоэнергетике в знаменитом Эсалене. Расположенный в Биг-Суре в Северной Калифорнии, это первый и самый важный американский центр духовного роста. Его до сих пор называют родиной современной американской гуманистической психологии. Сеансы Лоуэна всегда были заполнены. Люди в спортивных шортах приходили в поисках психологической разгрузки. Тела вибрировали, высвобождались очень сильные эмоции, энергия. Биоэнергетика давала надежду тем, кто осознавал, чего ему не хватает, но не мог справиться с этим самостоятельно. Это неудивительно. Как утверждал Лоуэн, одного интеллектуального анализа недостаточно. «Чувствовать» что-то важнее, чем «знать» это, и, настаивал он, нет другого способа чувствовать, кроме как через тело. Биоэнергетические упражнения служили трем целям: повышение осознания тела, снятие напряжения и выражение подавленных или заблокированных эмоций.
По словам Джеффа Брауна, известного канадского психотерапевта, Лоуэн никогда не недооценивал силу разума, но хотел объединить ее с силой тела. Он мгновенно угадал, чего хочет пациент. В 1990-х годах, чтобы принять участие в сеансе биоэнергетики, Браун предпринял 10-часовое путешествие из Торонто на конную ферму в Коннектикуте, куда Александр Лоуэн переехал в конце своей жизни. Лоуэн сразу понял, что Брауну нужно немного поболтать в начале сеанса, чтобы задействовать ум. Тем не менее на протяжении всего разговора терапевт наблюдал за телом Брауна, чтобы прочитать реальный жизненный опыт пациента. Через некоторое время он спрашивал Брауна: «Вы закончили?» чтобы убедиться, что Браун перестал прятаться в своей голове и был готов разуться и начать надлежащую терапевтическую работу.
Говорят, что Лоуэн — психотерапевт, который поставил пациента на ноги и избавил от кушетки из своего кабинета, но последнее не совсем верно. Кушетка осталась, но не для того, чтобы пациент мог лежать на ней и часами играть в свободные ассоциации. Чаще всего его использовали как боксерскую грушу — терапевт побуждал пациентов пинать или бить его изо всех сил. Он предложил крикнуть: Вон! Нет! Похоже на истерику трехлетнего ребенка? Возможно, но пациенты, которые до сих пор ассоциировали психотерапию с ложью и разговорами о своих эмоциях, свидетельствовали об освобождающей энергии, высвобождаемой во время таких бурных вспышек. Наконец, они могли найти выход в безопасной среде для эмоций, которые раньше они не могли показать или даже почувствовать. По словам Лоуэна, наиболее распространенным источником психологического конфликта у его пациентов были не печаль и отвержение, а гнев, вызванный чувством предательства. Сеансы криков и пинков по дивану помогали двигать именно тем мышцам, которые напрягались (и затвердевали в своем напряжении) при подавлении или изгнании гнева из сознания.
Несмотря на то, что терапевт поощрял своих пациентов выражать то, что они чувствовали, он проводил различие между преднамеренной агрессией, выявленной во время терапевтических сеансов, и неконтролируемыми вспышками гнева. «Многие люди ошибочно полагают, что истерические вспышки являются допустимой формой самовыражения. На самом деле они прямо противоположны, поскольку указывают на недостаток самообладания и неспособность выплеснуть чувства, кроме как с помощью провокации», — написал Лоуэн в своей книге «Депрессия и тело 9». 0086 . Биоэнергетика была довольно известна с самого начала, но только в 1970-х годах, которые иногда называют эпохой «бей, бей, кричи», она приобрела подлинную международную известность. Кабинет психотерапевта больше не был духовным храмом; он стал рингом, тренажерным залом, местом, где больной мог не только хорошенько поплакать, но и обильно попотеть.
Заземлен в добром здравии
«Одна из причин, по которой мы с Райхом разошлись, заключалась в том, что он буквально смотрел на космос, а я предпочитал смотреть под ноги», — сказал Лоуэн. Он шутил, что хотя Николай Коперник известен тем, что открыл, как устроена Вселенная, а достижением Альберта Эйнштейна была теория относительности, его единственным открытием были его собственные ноги.
Одно из любимых упражнений Лоуэна: пациент стоит на одной ноге, другая вытянута назад. Пациент балансирует так долго, как может. Если они теряют равновесие, они могут положить руки на спинку стула. Терапевт следит за тем, чтобы это было сделано мягко; вес тела должен приходиться на слегка согнутую ногу. Через некоторое время мышцы напряжённой голени начинают дрожать, иногда появляются боли. Когда пациент больше не может его удерживать, он может соскользнуть на колени и приземлиться на мягкое одеяло перед собой. Упражнение повторяют несколько раз, меняя ноги. Это кажется очень простым — как и многие биоэнергетические упражнения, оно выглядит статичным, до смешного простым, даже скучным. Однако, упав в третий или четвертый раз, многие пациенты начинают плакать; некоторые позже говорят, что каждый раз, когда они падали на одеяло, им казалось, что они терпят поражение. «В этом упражнении нет опасности получить травму, но большинство людей боятся упасть. Почему мы так напуганы?» — спросил Лоуэн. «Наша жизнь не зависит от успеха, но у нас, должно быть, сложилось такое впечатление». Он призвал пациентов заниматься биоэнергетикой и вне своего кабинета – попробовать балансировать и упасть дома, а затем еще некоторое время побыть на полу, желательно в позе «молящегося мусульманина»: лбом на полу и тазом. слегка приподнят. Это означало отказ от эго — мы, наконец, перестаем притворяться сильными и непобедимыми и позволяем эмоциям свободно течь через наше тело. «Чувство, что вы падаете и вам не больно, похоже, снимает глубокое беспокойство. Упав, больной чувствует себя в безопасности в близости к земле. Лежа на земле, человек временно отказывается от борьбы и принуждения что-то делать. Но так мало людей, кажется, способны отпустить таким простым способом. Они чувствуют, что должны встать и действовать».
Видя, как сильно его пациенты хотят избежать падения, Лоуэн обвинил в их страхе западную культуру, которая не только отделяет разум от тела, но и учит нас, что нужно постоянно подниматься выше и относиться к каждому поражению как к доказательству слабости. По словам Лоуэна, причиной эпидемий депрессии может быть постоянное стремление к успеху — психотерапевт предсказал это более 50 лет назад. И все же, падая на колени во время сеанса терапии, вы понимаете, что даже в минуту слабости вы можете найти поддержку. Пациент учится чувствовать себя в безопасности в момент кризиса; он или она понимает, что неудача — это не конец света и что не каждое падение заканчивается смертью.
Несмотря на видимость, самым ценным эффектом упражнения было не преодоление беспокойства. Как и во многих упражнениях Лоуэна, суть заключалась в «заземлении». Еще одно базовое понятие биоэнергетики, заземление — это одновременно и метафорическое, и полностью реальное ощущение контакта со своим телом («ощущение своих внутренностей»), с землей, на которой мы стоим, с реальностью, в которой мы живем. Для Лоуэна открытие ноги были таким же откровением, как открытие дыхания для Райха. Наряду с дыхательными упражнениями основой биоэнергетики стали упражнения на заземление. «Человек, заземлённый таким образом, чувствует, что у него есть твёрдая опора в виде земли под ним и смелость встать или передвигаться по ней по своему желанию», — писал Лоуэн в Депрессия и тело . «Из этого следует, что когда человек заземлен, он больше не действует на основе иллюзий. Они ему не нужны». Лоуэн сравнил заземление человеческого тела с заземлением электрической цепи, поскольку в обоих случаях речь идет о безопасном разряде накопленной энергии. Во время своей первой встречи с пациентом Лоуэн визуально оценил уровень заземления пациента: жесткие колени, согнутая спина или плоскостопие означали полное отсутствие заземления. В таких случаях лечебная работа начиналась с упражнений на заземление. Только когда мы стоим мягко, со слегка согнутыми коленями, утверждал терапевт, мы можем чувствовать себя в безопасности, соприкасаться с землей и жизнью.
Я Нарцисс?
Несмотря на то, что Лоуэн не мог похвастаться внушительным телосложением, его стальное рукопожатие стало легендарным — как и его властный характер. Тем не менее, во время сеансов он мог быть нежным и теплым. Он умел создать атмосферу редкой интимности: на его сеансах (в том числе и групповых) взрослые рыдали, как младенцы; иногда они даже звонили маме – так же, как когда им было год или два.
На протяжении всей своей жизни он относился к себе — своему телу, эмоциям, разуму — как к лаборатории, которая помогла ему разработать собственный метод терапии. Когда он решил, что его проблема связана с нарциссической склонностью его личности, он так глубоко погрузился в эту тему, что в итоге написал об этом книгу. Более того, как упоминает его сын Фредерик, он прослеживал самые незаметные признаки нарциссизма и пытался их преодолеть, считая их проявлениями господства разума над телом (он любил говорить: превосходства эго над сердцем).
Он сожалел, что его дисциплина не поддается научной проверке традиционным способом; что при работе с эмоциями мы не можем полностью предсказать или измерить эффекты или сформулировать общие закономерности. В то же время он подверг критике популярный также среди психологов и психотерапевтов подход, согласно которому релевантными являются только те данные, которые можно измерить или подсчитать. Как и Вильгельм Райх до него, он говорил об энергии, которая движет нами, если только мы научимся ее высвобождать. Он повторял — это утверждение мы найдем в каждой из его книг, — что тело без духовности было бы не чем иным, как машиной.
Всю оставшуюся жизнь он не мог полностью проработать отношения с матерью. Он чувствовал, что она причиняет ему глубокую боль, но также был способен сострадать ей. Он видел в себе ту же потребность в контроле, которая оставила такой болезненный след в ее жизни. Он считал, что психотерапевт помогает другим, потому что они огорчены тем, что не могут помочь своим родителям. Горе, должно быть, было огромным, потому что он продолжал свои биоэнергетические сеансы, очевидно, очень изматывающие его умственно и физически, почти до конца своей жизни. Он написал 14 книг и провел более 100 000 часов в своей биоэнергетической клинике (его сын подсчитал после смерти Лоуэна). Он был свидетелем не только растущей популярности телесно-ориентированной психотерапии, но и отказа от этого подхода после того, как в 19-м веке были выявлены случаи злоупотребления служебным положением в кабинетах терапевтов, включая сексуальное насилие.