Что такое ЗУН в педагогике
Что такое ЗУН в педагогикеВнимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются в рамках законодательства РФ.
Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость
Современная психолого-педагогическая литература часто применяет аббревиатуру “ЗУН”. Что это такое?
Определение 1ЗУН – это Знания, Умения и Навыки.
Определение и сущностные характеристики знаний
В основе содержания обучения закладываются знания, которые усваиваются обучающимися. С помощью знаний формируются:
- Умения и навыки;
- Умственные и практические действия;
- Нравственные убеждения;
- Эстетические взгляды;
- Мировоззрение.
В педагогике определение знания звучит, как результат процесса изучения действительности, проверенного в общественно-исторической практике и удостоверенного логикой, который выражается в адекватном человеческом сознании в форме представления, понятия, суждения либо теории.
Какие существуют виды знаний
Знания могут быть:
- Житейскими;
- Донаучными;
- Художественными;
- Научными (эмпирическими и теоретическими).
Качественные характеристики знаний:
- Системность;
- Обобщенность;
- Гибкость;
- Действенность;
- Осознанность;
- Прочность;
- Полнота.
В процессе обучения знания зависят от:
- Достигнутого уровня познания явлений;
- Целей обучения;
- Имеющегося запаса знаний;
- Индивидуальных особенностей школьников;
- Уровня интеллектуального развития;
- Адекватности усваиваемых знаний возрастным особенностям ребенка.
Первоначально ребенок знания осмысливает и воспроизводит, потом – понимает, после чего применяет знания в знакомых и новых условиях среды. Процесс усвоения знаний может происходить на различных уровнях: репродуктивном и продуктивном. На репродуктивном уровне учебный материал воспроизводится по образцам либо по инструкциям. На продуктивном же уровне происходит поиск новых знаний либо нестандартных методов действий.
Характеристика умений и навыков
В процессе обучения на основе полученных знаний формируются разнообразные умения и навыки. В педагогике это основные понятия.
Определение 3zaochnik.com
ЗУН в педагогике
В современной психолого-педагогической литературе используется аббревиатура «ЗУН», под которой понимаются знания, умения и навыки.
Определение и сущностные характеристики знаний
Ядром содержания обучения являются знания, усваиваемые обучающимися. На основе знаний происходит формирование умений и навыков, умственных и практических действий, формируются нравственные убеждения, эстетические взгляды, мировоззрение.
Определение 1
В современной литературе под знаниями понимается результат процесса познания действительности, который проверен в общественно-исторической практике и удостоверен логикой, выражается в адекватном отражении в сознании человека в форме представления, понятия, суждения или теории.
Виды знаний:
- донаучные;
- житейские;
- художественные;
- научные (эмпирические и теоретические).
Качественными характеристиками знаний является наличие:
- системности;
- обобщённости;
- осознанности;
- гибкости;
- действенности;
- полнты;
- прочности.
На знания, получаемые в процессе обучения, влияют:
- достигнутый уровень познания явлений;
- цели обучения;
- индивидуальные особенности школьников;
- имеющийся запас знаний;
- уровень интеллектуального развития;
- адекватность усваиваемых знаний возрастным особенностям ребёнка.
Изначально знания осмысливаются и воспроизводятся, затем – понимаются, после чего происходит применение знаний в знакомых и новых условиях. Усвоение знаний может проходить на разных уровнях – репродуктивный уровень характеризуется воспроизведением учебного материала по образцам или по инструкциям, на продуктивном уровне осуществляется поиск и нахождение новых знаний или нестандартных способов действий.
Характеристика умений и навыков
Кроме знаний, в процессе обучения происходит формирование на основе знаний разнообразных умений и навыков.
Определение 2
Умение является промежуточным этапом в овладении новыми способами действия, основанными на знаниях.
Определение 3
Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, вырабатываемого в процессе его выполнения.
В процессе обучения происходит формирование учебных умений и навыков, которые могут быть общими или узкопредметными. Процесс формирования умений и навыков длителен по времени, может занимать несколько лет.
Применение ЗУН
Применение знаний, умений и навыков является важным условием осуществления подготовки школьников к жизни, путём, устанавливающим связь теории и практики в образовательно-воспитательном процессе. Применение их способствует стимуляции учебной деятельности школьников, развитию уверенности учащихся в собственных силах. Полученные знания представляют собой средство воздействия на предметы и явления окружающего мира, а сформированные навыки и умения – орудие практической деятельности в процессе применения.
Применение ЗУН представляет собой этап их усвоения, организуется средствами разнообразных видов деятельности, существенным образом на применение знаний, умений и навыков влияет характер учебной дисциплины, специфика содержательной стороны изучаемого материала. Организуется педагогом в ходе специальных упражнений, лабораторных и практических работ.
Осуществление самоконтроля способствует более успешному применению ЗУН на практике.
spravochnick.ru
Методическая разработка по теме: Формирование ЗУН
Использование нетрадиционных приемов по формированию ЗУН
на занятиях по начальному техническому моделированию
«Образование есть то, что остается,
когда все выученное уже забыто»
Лауэ
В этом афоризме известного физика Лауэ большая доля иронии, но он отражает самую суть образования. А остаются привычки, убеждения, навыки и умения.
Процесс обучения предполагает вооружение учащихся определенной суммой знаний и формирование определенных умений, дающих возможность учащимся усваивать знания легко.
Цель моей работы не в реферативном повторе многообразия информации по теме ЗУН, которую можно найти в большом количестве в Интернете и специальной литературе. Как педагог-практик хочу поделиться своими находками в формировании умений и навыков при занятии детей техническим творчеством.
Для закрепления умений и навыков по графической грамоте предлагаю детям задания, позволяющие обучающимся в игровой форме закрепить навыки работы с линейкой и карандашом (Приложение 1 — 2). Перед тем как раздать задания, чтобы мотивировать ребят на эту работу, сообщаю такую историю: «Ребята, пока мы работали, из приезжего зоопарка сбежали звери. Давайте поможем работникам зоопарка поймать их и посадить в клетки».
Многие обучающиеся первого года обучения плохо владеют техникой вырезания, т.е. им трудно работать ножницами. Предложите ребятам листы, с нарисованными кружками, треугольниками, прямоугольниками. Вырезав их, ребята не только поупражняются в вырезании, но и получат комплект геометрических фигур, с помощью которых можно составлять различные технические объекты (Приложение 3).
Использую на занятиях незаслуженно забытую китайскую головоломку «Танграм», с помощью которой можно развивать пространственное воображение и логическое мышление, а так же изучать простейшую геометрию.
Хороший глазомер пригодится людям многих профессий, а работникам технических специальностей он просто необходим, поэтому развитию глазомера на занятиях тоже уделяется внимание. Ребята с увлечением, в перерывах между работой, играют в «Танки» (Приложение 4). Эта игра не только тренирует глазомер, но и способствует развитию пространственного мышления.
Правила игры просты. Играют двое. Согните лист нелинованной бумаги пополам, соединив короткие стороны. Разверните: получившаяся линия сгиба – это «линия фронта». Относительно нее участники (каждый на своей стороне) рисуют по 10 «танков» на разной удаленности. Стреляют игроки по очереди, право на стрельбу второй игрок получает тогда, когда противник промахнется. Как стрелять? Игрок выбирает «танк» противника и на своей стороне рисует ручкой «снаряд» (точку диаметром 2,5 — 3 мм) на таком расстоянии от линии сгиба, на каком ему кажется расположен, выбранный «танк» противника по другую сторону. Затем лист складывают, ручкой «отпечатывают» точку на поле противника и по отпечатку смотрят, есть попадание или нет.
Для закрепления навыков работы с резьбовыми соединениями использую «Правило газировки». Данный прием позволяет детям, без помощи руководителя, определить в какую сторону необходимо закручивать или раскручивать резьбовое соединение, например ручку тисков. Необходимо поднести ладонь к ручке и мысленно представить на ее месте пробку от бутылки с газировкой. А так как дети не один раз закручивали и откручивали пробку на бутылке, то они автоматически начнут крутить рукой в нужном направлении, а затем уже определят, куда крутить ручку тисков.
Умение классифицировать и устанавливать причинно-следственные связи способствует формированию учебно-интеллектуальных умений и навыков. Объединение предметов и явлений на основе общих признаков называется классификацией. Вот пример одного из таких приемов. Он, кстати, может служить и в качестве проверки знаний обучающихся по той или иной теме.
Составляется таблица, куда будут вноситься ответы на предложенные задания. Необходимо помечать соответствующую клеточку (в пересечении вопроса и ответа), например крестиком. В результате работы должен получиться какой–нибудь рисунок (Приложение 5).
Овладение знаниями в любой области в значительной мере связано с умениями пользоваться различными источниками информации, способствующими пополнению знаний. К ним относятся словари, энциклопедии, справочники, печатные и средства массовой информации. Не секрет, что современные дети не любят читать и для того, чтобы привлечь их к чтению технической литературы предлагаю для обучающихся среднего и старшего школьного возраста проводить в начале занятий 5-7 минутную техинформацию. То есть в начале занятия один из обучающихся делает сообщение из области техники: новинки авто, судо и авиапромышленностей, сведения о великих открытиях и конструкторах и т.д.
Вот немногие приемы, которые возможно пригодятся кому-нибудь в работе.
Приложение 1
С помощью линейки и карандаша продолжите чертить горизонтальные и вертикальные линии. Помните, что горизонтальные линии нужно начинать чертить над линейкой слева направо, а вертикальные, в данном случае, сверху вниз.
Приложение 2
В данном случае вертикальные линии нужно проводить снизу вверх слева от линейки.
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
станок | корабль | велосипед | автомобиль | ракета | вертолет | самолет |
Летает вертикально | Х | Х | Х |
Летает в космос | Х |
Техника | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х |
На нем можно выполнять трюки | Х | Х | Х |
Имеют специальное помещение для стоянки | Х | Х | Х | Х |
nsportal.ru
1.3. Знания, умения, навыки (зун)
Знания и их классификация. Знания — проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозге человека. Наиболее распространены следующие классификации знаний.
По локализации отражения выделяют:
индивидуальные знания (сознание) — совокупность чувственных и умственных образов и их связей, возникающих при взаимодействии индивида с действительностью, его личный опыт общения, труда, познания мира;
общественные знания — продукт обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в языке, науке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией.
Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в индивидуальные.
По форме отражения ЗУН выделяют:
— знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой форме, теоретические знания;
— образные, представленные в образах, воспринятых органами чувств;
— вещественные, существующие в предметах труда, искусства — овеществленные результаты деятельности;
— процедурные — те, которые заключены в текущей деятельности людей, их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого процесса.
Обширна классификация знаний по области и предмету познания; крупнейшие ее разделы: гуманитарные и точные математические науки, философия, живая и неживая природа, общество, техника, искусство.По психологическому уровню выделяют: знание — узнавание, — воспроизведение, — понимание, — применение, — автоматические действия, — отношение и знание — потребность.
По степени обобщенности: факты — явления, понятия — термины, связи — закономерности, гипотезы — теории, методологические знания, оценочные знания.
Ассоциативная модель индивидуальных знаний. Органы чувств передают чес сигналы мозгу, запечатлевающему их в виде следов памяти — фактов восприятия, элементарных кирпичиков знаний. Одновременно в мозге фиксируются и связи фактов — ассоциации (по смежности во времени и пространстве, по сходству или противоположности и другим признакам).
Простейшей смысловой системой является понятие. Понятие есть знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающего мира, знание существенных связей и отношений между ними. Понятие — не то, что наблюдается, а это абстракция, выражающая внутреннее смысловое содержание объектов познания.
Умения и навыки. Особую часть общечеловеческого опыта представляет сам процесс, способ деятельности. Он лишь частично может быть описан с помощью языка. Воспроизвести его можно только в самой деятельности, поэтому владение им характеризуется особыми качествами личности — умениями и навыками. Умение определяется как способность личности к эффективному выполнению деленной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях.
Умение характеризуется прежде всего способностью с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достижения цели, регулировать и контролировать процесс деятельности. Умение включает и использует все относящиеся сюда навыки личности.Простые умения при достаточном упражнении могут автоматизироваться, переходить в навыки. Навыки — это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля. Поэтому иногда говорят, что навык -это автоматизированное умение.
Навыки и умения характеризуются разной степенью обобщенности и классифицируются по различным логическим основаниям. Так, по характеру преобладающих психических процессов выделяют двигательные (моторные), чувственные (сенсорные) и умственные (интеллектуальные).
ЗУНы определяют так называемую «объемность» личности, т.е. объем сведений, информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению. Интеллектуальные умения по применению и творческому преобразованию информации относятся уже к другой группе качеств личности — способам умственных действий.
studfiles.net
ууд по фгос что это такое простыми словами
Сегодня обществом и государством выдвигаются всё новые требования к результатам обучения в школе. В стандартах первого поколения, целью образования была непосредственно передача знаний от педагога к ученикам а итогом, показывающим результаты обучения обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков. В стандартах второго поколения понятие «ЗУНы» уже не используется. Меняется и цель обучения. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).
Понятие универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться». Под универсальностью понимаются:
- Метапредметный, характер. Понятие УУД не относят к какому – либо одному учебному предмету
- Формируют психологические способности обучающихся
- Они находятся в основе любой деятельности обучающегося
Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:
- Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.
- Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.
- Обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.
Универсальные учебные действия включают следующие виды:
- личностные
- регулятивные
- познавательные
- коммуникативные
Личностные универсальные учебные действия
Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.
В учебной деятельности выделяют несколько видов действий:
- самоопределение в разных сферах: профессиональное, личностное;
- смыслообразование: осознание смысла и мотива обучения, связи между ними;
- Нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей.
Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания:
- Групповые проекты. Обучающиеся совместно выбирают интересную и актуальную тему, распределяют роли внутри группы. Каждый вносит свой вклад в осуществление проекта.
- Ведение портфолио. Дневник индивидуальных достижений способствует созданию ситуации успеха, тем самым повышая самооценку и устанавливаю уверенность в себе. Портфолио подталкивает к стремлению к самосовершенствованию, формированию положительных характеристик личности.
- Привлечение краеведческого материала на учебные и внеурочные занятия
- Творческие задания
Характеристика регулятивных универсальных учебных действий
Регулятивные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся:
- Целеполагание: определение цели и учебной задачи;
- Планирование: установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата;
- Прогнозирование: способность предположить результат и его характеристики;
- Коррекция: умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном;
- Оценка: определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению; оценивание усвоенного;
- Саморегуляция: способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты;
Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, учащимся в начале урока может быть предложена такая таблица:
Я знаю | Я могу узнать | Какие темы для этого нужно повторить |
|
Последнюю колонку можно заполнить и в конце урока, тогда следует изменить её название: «Что нового и интересного я узнал на уроке?» Возможны вариации и в соответствии с темой урока. Например, в начале урока истории по теме « Религия древних греков» может быть работа с такой таблицей:
Что такое религия? | Что я хочу узнать о религии древних греков? | Что нового я узнал на уроке? |
|
Чтобы сформировать УУД планирования, целесообразно использовать следующие приемы:
- Составление плана
- Обсуждение плана решения учебной задачи
- Работа с нарочно изменённым (деформированным учителем) планом, его корректировка
Характеристика познавательных универсальных учебных действий
Познавательные УУД – это общеучебные действия, которые включают в себя:
- Самостоятельную постановку познавательной цели
- Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств
- Смысловое чтение
- Моделирование
В ряде познавательных УУД выделяют группу логических универсальных действий. Это:
- Создание гипотез и их проверка
- Установление причинно-следственных связей
- Определение логических рассуждений
- Осуществление классификаций, сравнений
Развитию познавательных УУД способствуют такие приёмы и методы: задания на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с историческими документами.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду. К ним относят:
- Поиск благополучного выхода из конфликтов
- Умение правильно формулировать вопросы
- Способность полно и точно выражать свои мысли
- Контроль и коррекция поведения партнера в группе
Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:
- Составление уточняющих вопросов или вопросов к выступающему
- Высказывание суждений
- Выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией
- Продолжение и развитие суждения одноклассника
Очень нравится детям приём, который называется «горячий стул». Он подходит для закрепления пройденного материала. К доске выходят два человека. Один из них садится на стул, называемый «горячим», лицом к классу. Он не должен видеть доску. Второй обучающийся пишет на доске какой-либо термин либо дату. Класс должен объяснить сидящему значение, а тот в свою очередь, назвать само понятие.
Такой простой приём, как рассказ по иллюстрации, тоже помогает развить коммуникативные УУД. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала.
Видное место среди средств, формирующих коммуникативные УУД, занимает учебная дискуссия. Так называют обмен мнениями об определённой проблеме. Дискуссия способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение. Существует множество форм: форум, «суд», дебаты, симпозиум, «круглый стол», мозговой штурм, техника «аквариума», «заседание экспертной группы».
Критерии сформированности УУД
Для определения степени сформированности УУД используются такие основные критерии:
- Соответствие нормативным требованиям
- Соответствие результатов освоения УУД требованиям, прописанным заранее
- Осознанность, полнота и разумность действий
- Критичность действий
Способствуя формированию и развитию УУД, учитель помогает обучающимся стать активными деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное умение – «умение учиться».
aujc.ru
ЗУН, СУД и диагностика
Продолжение. Начало в №№ 39-46
Субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).
Акценты целей
Ц Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.
Ц Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребенка.
Ц Помочь ребенку познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать у него заранее заданные свойства.
Гипотезы
— Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта.
— Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития.
— «Вектор развития» строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию.
— Ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.
Особенности содержания
Технология личностно-ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья как индивидуально значимой деятельности отдельного ребенка. Деятельность ученья, ее содержание, методы, приемы направлены, главным образом, на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.
В образовательном процессе выделены основные сферы человеческой деятельности (наука, искусство, ремесло), их психологическое содержание, обоснованы требования к тому, как ими овладевать.
С другой стороны, выявлены индивидуальные особенности ребенка (тип и характер интеллекта, уровень его развития и т.п.), степень его адекватности (неадекватности) определенному виду деятельности.
На этих основаниях для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной имеет индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения.
Особенности методики
Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
ЗУН. Ученик избирательно относится ко всему, что воспринимает из внешнего мира. Далеко не все понятия, организованные в систему по всем правилам научной и педагогической логики, усваиваются учащимися, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой в организации обучения является актуализация субъектного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития.
СУД. Способ учебной работы — это не просто единица знания или отдельное умственное умение, а личностное образование, где, как в сплаве, объединены мотивационно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты.
В способах учебной работы отражается субъектная переработка учениками программного материала, в них фиксируется уровень его развития. Выявление способов учебной работы, устойчиво предпочитаемых самим учеником, является важным средством определения его индивидуальных особенностей.
СУД рассматриваются как метазнания, как приемы и методы познания.
Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то ее методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Исходный пункт любой предметной методики — раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. Затем определяется структура, в которой эти возможности будут оптимально осуществляться.
С самого начала для каждого ребенка создается не изолированная, а, напротив, открытая разносторонняя школьная среда, с тем чтобы дать ему возможность проявить себя. Когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, тогда можно рекомендовать наиболее благоприятные для его развития дифференцированные формы обучения.
Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые организует педагог на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной работы.
Диагностика. Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной работы, педагог накапливает банк данных о формирующемся у него индивидуальном познавательном «профиле» ученика, который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за учеником должно оформляться в виде индивидуальной карты его познавательного (психического) развития и служить основным документом для определения (выбора) дифференцированных форм обучения (профильных классов, индивидуальных программ обучения и т.п.).
Педагогическое (клиническое) наблюдение за каждым учеником в процессе его повседневной, систематической учебной работы должно быть основой для выявления его индивидуального познавательного «профиля».
Дидактическое обеспечение. Технология личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектного образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.
Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного развивающего процесса:
— учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
— изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;
— в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
— активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
— учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;
— необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
— при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
— необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;
— образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.
Позиция учителя
инициирование субъектного опыта учения;
развитие индивидуальности каждого ребенка;
признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.
Позиция ученика
свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса;
самопознание, самоопределение, самореализация.
Предтечи, разновидности, последователи
Аналогичная модель обучения предложена американским психологом Д. Колбом: цикл обучения, исходящий из конкретного опыта ребенка, включает последовательно фазы рефлексивного наблюдения, концептуализации, активного экспериментирования и переосмысления.
Рекомендуемая литература
Атутов П.И. Связь обучения с жизнью, с практикой, с производством. М., 1962.
Борисова Е.М. и др. Индивидуальность и профессия. М., 1991.
Верцинская Н.Н. Индивидуальность личности. Минск, 1990.
Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С.Якиманской. М., 1989.
Вопросы психологии способностей школьников / Под ред. В.А.Крутецкого. М., 1964.
Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.
Леви В. Искусство быть собой. М., 1973.
Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995.
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
Психологические критерии качества знаний школьников / Под ред. И.С.Якиманской. М., 1990.
Селевко Г.К. Взаимосвязь производственной деятельности учащихся с общеобразовательной подготовкой // Советская педагогика. 1964. №3.
Шадриков В.Д. Личностно-ориентированное обучение // Педагогика. 1994. №5.
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.
Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы // Директор школы. 1995. №3.
Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. М., 1985.
Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. 1989. №6.
Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
Герман СЕЛЕВКО
Продолжение следует
www.ug.ru
Выступление на педагогическом совете по теме: «Что такое компетентностное обучение»
Мы должны признать, что наше образование носит чрезмерно академический и узкопредметный характер: дети не умеют работать с информацией, решая задачи производят только стереотипные действия, плохо анализируют самостоятельно описанную ситуацию, то есть учащиеся не владеют навыками целостного, творческого анализа, не обучены выдвигать гипотезы и проверять их и т.д.
Если мы сегодня говорим о том, что мы должны подготовить ребят к жизни в современном мире, умению ориентироваться в жизненных ситуациях, умению действовать не только в учебной, но и иных сферах деятельности, мы должны признать, что знания, полученные в школе, далеки от жизни, не носят практического характера, не могут выручить в сложной жизненной ситуации. Выпускники не владеют процедурами понимания себя, своего жизненного контекста, среды, приемами сложных и многомерных коммуникаций.
Еще Сухомлинский писал: “Удивительно непонятно, школьник изучает и узнает многое о звездах, морских глубинах, о далеких галактиках и элементарных частицах, о государственном устройстве Древнего Египта и Вавилонии, но не изучает и ничего не узнает о том, что происходит у него в голове, когда он воспринимает и познает окружающий мир, и о том, как воспитать человеческую культуру в самом себе. Ученик знает о быте спартанцев, но не знает, как вести себя в общественных местах, как соотносить свои поступки, желания с интересами других людей”.
Основой массовой школы должен стать деятельностно-компетентностный подход, включающий развитие ключевых и предметных компетенций.
Что такое компетентностный подход?
Он предполагает освоение умений успешно действовать в проблемных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Фактически знания здесь равны комплексу умений для эффективного действия в незнакомых условиях. Знание позволяет действовать, получать желаемый результат. Знание – это посох, который помогает идти дальше.
Таким образом, в компетентностном подходе значение слова “знание” означает владение тем или иным комплексом предметных (специальных) и общих (ключевых) компетенций, позволяющих разрешать проблемные ситуации, при необходимости самостоятельно учиться и достигать общественных или личных целей.
Компетентностный подход – это усиление прикладного, практического характера школьного образования. Теоретические знания должны перестать быть “мертвым грузом”. Компетентностный подход заключается не в увеличении объема информированности учащегося, а в том, чтобы он самостоятельно решал проблемы в новой ситуации. Умения, необходимые для этого, называются компетенцией.
Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
К базовым, ключевым компетентностям относятся:
— информационная – (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем)
-коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми)
— самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы)
— самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность).
Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни.
Исходя из вышесказанного, школа должна способствовать решению следующих методических задач:
— формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий
— формировать навыки самообразования, развивать способности к академической мобильности обучающихся
— формировать умения и навыки критического мышления в условиях с большим объемом информации
— формировать навыки работать в команде, так как идея деятельностного подхода заложена в парной и групповой формах работы. При организации групповых форм работы создаются комфортные условия для развития любого ребенка, снижается уровень тревожности. Зажатые дети раскрываются, появляется уверенность в себе и как результат радость от совместной работы.
— развивать умение формулировать задачу и кооперативно ее решать
— формировать навыки самоконтроля
Помимо общих компетенций определены специальные, компетенции, единые для разных предметных областей: физики, химии, математики, истории и т.д.
Сегодня речь идет не о полной замене существующего содержания общего образования, а о смещении акцентов в оценке значимости тех или иных результатов массового школьного образования. Обучение сегодня нельзя сводить к овладению
простой комбинацией сведений и навыков. Учебный материал должен решать не только учебные задачи.
В чем разница между традиционным и компетентностным подходом?
Традиционное обучение (подход, основанный на знаниях) | Новые реалии системы образования (компетентностный подход) |
Процесс передачи знаний | Процесс приобретения |
Что объясняем, то и спрашиваем. Заданный результат предполагает точное воспроизведение образца, успешность определяется сопоставлением эталоном. | Эталон не задается. Обучение и проверка ведутся на нестандартных задачах. Готовность к продуктивному самостоятельному действию на следующем этапе. |
Традиционная 5-ти балльная шкала. Для учителя схема “выполнено – не выполнено” Такая система оценивания не стимулирует к решению нестандартных задач, так как их невозможно оценить однозначно | “Портфель достижений ученика”, накопительные системы оценивания как инструмент для предоставления учеником себя своих достижений вне школы |
Педагогики требований. Для успешного ученика предполагается сочетание активности и послушности | Педагогика возможностей. В основе мотивации компетенции лежат мотивация соответствия и ориентация на перспективные цели развития личности |
Позиция учителя – инициативное и ответственное лицо, судья, позиция старшего, носителя “сакрального знания”, передающего фрагменты этого знания лучшим | Учитель не претендует на обладание монополией знания, он занимает позицию организатора, консультанта, он лишь организует (регулирует, направляет) процесс |
Позиция ученика – подчиненная, безответственная, объект педагогических воздействий | Сам отвечает за собственное продвижение, он субъект собственного развития |
Урок. Традиционное обучение носит репродуктивный характер. Знания и способы действий передаются учащимся в готовом виде | Урок как одна из возможных форм обучения, но упор делается на расширении неурочных форм работы – группа по проекту, самостоятельная работа в библиотеке, компьютерном классе и пр. |
Таким образом, в контексте развития ключевых компетенций как основного ориентира современного качества образования представление о знаниях должно уходить от традиционного репродуктивного наполнения.
Основное развитие грамотности от компетентности заключается в том, что грамотный человек лишь знает, понимает, как действовать в конкретной ситуации, а компетентный-реально и эффективно использует эти знания.
Хороший баскетболист в “знаниевой” логике | Хороший баскетболист в логике компетентностного подхода |
Знает, как надо добывать очки путем бросания мяча в кольцо | Получает очки путем попадания мячом в кольцо |
Понимает, когда и как надо бросить мяч | Умеет выбрать нужный прием для достижения желаемого результата |
Знает и понимает стандарт профессиональной игры | Вписывается в стандарт профессиональной игры |
Изучил и попробовал на себе способы совершенствования профессиональных навыков | Работает над совершенствованием профессиональных навыков |
ЗУН: знания, умения, навыки | ЗУВ: знания, умения, владение |
Деятельно-компетентностный подход предполагает в том числе и ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий составляет основной результат образования.
Для реализации этого положения необходимо:
— использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся
— создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса
— стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ
— оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но по процессу его достижения
— поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные
— создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика
Переход от знаниевой парадигмы к деятельностной необходим для достижения главной цели – раскрытия и развития каждого ученика. Этому способствует развитие процесса интеграции основного и дополнительного образования в урочной и внеурочной деятельности, активные современные методы обучения: деловые игры, проектная и исследовательская деятельность обучающихся, умение работать с проблемой.
“Учителя не смогут восстановить собственную целеустремленность и самоуважение, если будут тосковать по прошлому. Им пора начать думать о будущем мире и готовиться к грядущим колоссальным вызовам”. М. Барбер
Используемая литература:
Журнал “Директор школы”
“Учительская газета”
“Педагогические советы”, выпуск № 2.
urok.1sept.ru