13 критериев психологического здоровья по Эллису
Возможно, многие из нас сотню раз читали в интернете разные виды психологических проблем и расстройств. Однако, часто ли Вы задумывались о том, что такое психологическое здоровье? Психолог-психотерапевт Альберт Эллис решил разобраться в этом вопросе.
Вот его критерии психического здоровья:
1. Соблюдение собственных интересов.
Разумные и эмоционально здоровые люди обычно в первую очередь соблюдают личные интересы и ставят их хотя бы немного выше интересов других людей. Они жертвуют собой до определенной степени ради тех, кто им дорог, но никогда полностью не уходят в это.
2. Социальный интерес.
Социальный интерес рационален и обычно является интересом личным, потому что большинство людей выбирают жизнь и времяпрепровождение в социальных группах или обществе. Если они не чтят мораль, не уважают права других и не содействуют социальному выживанию, вряд ли им удастся создать мир, в котором они сами могли бы жить комфортно и счастливо.
3. Самоуправление.
Здоровые люди обычно склонны принимать ответственность за свою собственную жизнь и в то же время предпочитают кооперироваться с другими. Они не нуждаются ни в какой существенной помощи и поддержке и не требуют её от других, хотя им это может нравиться.
4. Высокая толерантность к фрустрации.
Рациональные люди дают себе и другим право ошибаться. Даже если им очень не нравится свое собственное поведение или поведение других людей, они не склонны осуждать непосредственно себя и других, а судят только неприемлемые и нетерпимые поступки.
5. Гибкость.
Здоровые и зрелые люди обладают гибким мышлением, готовы изменяться, не фанатичны и плюралистичны в своих взглядах на других людей. Они не устанавливают жестких и неизменных правил ни для себя, ни для других.
6. Принятие неопределенности.
Здоровые мужчины и женщины склонны признавать и принимать идею о том, что мы живем в мире вероятностей и случайности, где не существует и, возможно, никогда не будет существовать абсолютной определенности. Они осознают, что жизнь в таком вероятностном и неопределенном мире зачаровывает и возбуждает, но она, определенно, не ужасна. Им достаточно сильно нравится порядок, но они не требуют точного знания о том, что принесет им будущее и что с ними случится.
7. Преданность творческим занятиям.
Большинство людей чувствуют себя более здоровыми и счастливыми, когда они полностью поглощены чем-то внешним по отношению к себе и имеют, по крайней мере, один сильный творческий интерес или занятие, которое считают настолько важным, что организуют вокруг него значительную часть своей жизни.
Менее тревожные индивиды имеют тенденцию к более объективному, реалистичному и научному мышлению, чем более тревожные. Они могут глубоко чувствовать и действовать в соответствии с чувствами, но быть в состоянии регулировать свои эмоции и действия, рефлексируя их и оценивая их последствия, в терминах того, в какой степени они способствуют достижению краткосрочных и долговременных целей.
9. Принятие себя.
Здоровые люди обычно рады тому, что они живы, и принимают себя уже только потому, что живут и могут этим наслаждаться. Они не оценивают свою внутреннюю значимость по внешним достижениям или по тому, что думают о них другие. .
10. Рискованность.
Эмоционально здоровые люди склонны брать на себя риск и пытаться делать то, что они хотят, даже если велика вероятность неудачи. Они смелы, но не безрассудны.
11. Отсроченный гедонизм.Хорошо приспособленные люди обычно стремятся и к наслаждениям настоящего момента, и к тем радостям жизни, что обещает будущее; они редко закрывают глаза на будущие потери ради сиюминутных приобретений. Они гедонистичны, то есть стремятся к счастью и избегают боли, но допускают, что им еще предстоит пожить какое-то время и что поэтому надо думать не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне и не позволять минутным удовольствиям овладеть собой.
12. Антиутопизм.
Здоровые люди принимают как факт то, что утопия недостижима и что им никогда не удастся получить все, что они хотят, или избавиться от всего, что причиняет боль. Они не пытаются нереалистически бороться за тотальное счастье, совершенство и радость или за полное отсутствие тревоги, депрессии, самобичевания и жестокости.
13. Ответственность за свои эмоциональные расстройства.
Здоровые индивиды принимают значительную часть ответственности за свои эмоциональные проблемы на себя, а не обвиняют, защищаясь, других или социальные условия в собственных саморазрушительных мыслях, чувствах и действиях.
В нашей Библиотеке вы можете прочитать обзор книги Абрахама Маслоу «По направлению к психологии бытия». В центре психологии Маслоу — изучение психики здоровых людей.
www.knigikratko.ru
Критерии психологического здоровья.
Количество просмотров публикации Критерии психологического здоровья. — 1617
Существует несколько критериев определения нормы психического здоровья: статистический, адаптационный, гуманистический. Каждый из этих критериев имеет свои достоинства и недостатки.
Негативный критерий.
Психическое здоровье — ϶ᴛᴏ состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезни и адекватным поведением. По сути, в данном критерии ставится акцент не на здоровье, а на симптомах болезни, отсутствие которых позволяет судить о степени душевного благополучия. Этот критерий до последнего времени являлся основным в определении здоровья. Но отсутствие болезни еще не говорит о том, что человек психически здоров.
В рамках негативного критерия интересен подход А.А. Пузырей. Исследователь говорит о различении ʼʼболезни-к-смертиʼʼ и ʼʼболезни-к-жизниʼʼ, а также ʼʼздоровья-к-смертиʼʼ и ʼʼздоровья-к-жизниʼʼ, вводя соответствующий критерий оценки благополучия душевной жизни человека. Так, здоровье, избавляющее от болезни в критической ситуации, может оказаться чем-то более нездоровым, чем болезнь, которая пытается поставить человека перед возможностью понимания чего-то насущного в его жизни. А вот такое исцеление в данном случае ʼʼздоровье-к-смертиʼʼ.
По этой причине сложно разводить болезнь и здоровье, даже зрелость и незрелость личности человека ʼʼпутнегоʼʼ (человека пути) и бес-путного. Сама болезнь уже не может выступать критерием неблагополучия, но способна менять свой смысл исходя из того, будет ли она шагом становления жизненного пути или нет.
Страдание должна быть продуктивным, а должна быть и не продуктивным. Отвергая разделение между здоровьем и болезнью, мы вводим иное различение: пространство вне-пути, где имеет значение разделение на болезнь и здоровье, и пространство пути, где значимо лишь его становление. Вводя понятие жизненного пути личности, мы ставим его вне зависимости от пространства болезни / здоровья.
Статистический критерий.
За норму психического здоровья берутся среднестатистические показатели психологических измерений. Здесь возникает проблема определения показателей здоровья. Какие проявления и психические новообразования можно рассматривать как признаки, показатели оптимального состояния психологического здоровья?
При использовании статистического критерия невозможно учитывать индивидуальный аспект психического здоровья, к тому же не только люди с нарушениями психики оказываются за пределами нормы, но и одаренные.Адаптационный критерий.
В центре данного критерия – адаптивность и адаптированность личности в системе социальных отношений. Главный критерий оценки психического здоровья, оптимального функционирования личности — это характер и степень включенности индивида во внешние биологическое и социальные системы. С одной стороны, подразумевается такой уровень развития природных задатков человека, при котором обеспечивается выживание и приспособление к окружающей его природной среде. С другой стороны, речь идет о степени сформированности его социальных отношений и мере соответствия его поведения основным нормам и требованиям, которые предъявляются социумом. В данном контексте оздоровление принято понимать как успешная адаптация и гармонизация отношений человека с окружающим его миром.
Теоретические предпосылки данной модели мы можем обнаружить, с одной стороны, в эволюционном учении Ч.Дарвина, который читал главной движущей силой эволюции борьбу за выживание, приводящую ко все более совершенному приспособлению к окружающей среде, а во-вторых, в социологии О.Конта͵ и в особенности Э.Дюркгейма, рассматривавшего любое проявление духовной жизни человека прежде всего как функцию его социальных отношений. Именно из этих двух источников заимствованы два базовых параметра, на которые, так или иначе, ориентируется современная медицина, психиатрия и психология, определяя понятие «здоровье»: приспособленность к окружающей биосоциальной среде и гармоничная включенность в сообщество людей. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, психическое здоровье человека может рассматриваться через призму его индивидуально-личностной адаптации.
Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. в рамках данного критерия предлагают выделять следующие признаки:
· соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакции внешним раздражителям, значению жизненных событий;
· адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;
· адаптивность в микросоциальных отношениях;
· способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении.
Адаптационный критерий особенно распространен в западной культуре, что проявляется даже в названии типа людей с отклонениями от нормы психического развития – социально дезадаптированные. С одной стороны, действительно при нарушениях психического здоровья происходит разрыв значимых связей и отношений с другими людьми, но, с другой стороны, неадаптивная активность тоже показатель нарушения здоровья, с чем никак не хочется соглашаться.
Гуманистический критерий.
На наш взгляд, наиболее свободно от недостатков представление о критериях психического здоровья понимание, сложившееся в русле феноменологического, гуманистического направлений психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), а также развиваемом представителями российской психологической школы: И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, Б.С. Братусем и др.
Эти ученые пришли к следующим выводам:
— психическое здоровье — это идеальное понятие, основанное на творческих принципах свободы, духовности, индивидуальности. Это не конечный пункт, а направление, в котором человек движется, следуя своей истинной природе;
— показателями психического здоровья личности являются принятие ответственности за свою жизнь, принятие себя, умение жить в настоящем, осмысленность индивидуального бытия и способность к пониманию и принятию других;
— нарушения психического здоровья — это лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития;
— причиной нарушений психического здоровья является неправильное распределение напряжений во внутренней структуре личности. Наиболее значительное из них — напряжение между тем, что человек собой представляет, и тем, чем ему, по его мнению, следует быть.
Р. Кочунас выделил следующие качества, присущие психологически здоровой личности.
1. Аутентичность: полное осознание настоящего момента͵ выбор способа жизни в данный момент, принятие ответственности за свой выбор.
2. Открытость собственному опыту.
3. Развитие самопознания.
4. Сила личности и идентичность.
5. Толерантность к неопределенности.
6. Принятие личной ответственности за свою жизнь.
7. Глубокие отношения с другими людьми.
8. Постановка реалистических целей.
9. Эмпатия.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, существуют сложности в определении системы критериев оценки психического здоровья человека. Необходимо не только учитывать разные уровни проявления, социально-культурный, но и индивидуальный контекст данного явления, к тому же еще и взаимосвязи между этими уровнями. На наш взгляд, наиболее интегральным показателем психического здоровья личности является ее психическое состояние, как целостный синдром, проявляющийся во временно-ситуационных показателях, в котором отражается значимость данной ситуации для личности.
referatwork.ru
Общая характеристика психологического здоровья и его основных критериев Текст научной статьи по специальности «Психология»
УДК 159.923
общая характеристика
психологического здоровья и его основных критериев
Обоснована актуальность проблемы психологического здоровья, осуществлен анализ соотношения понятий психического здоровья и психологического здоровья. Приведены определение и характеристика психологического здоровья. Обосновано, что психологическое здоровье является воплощением социального, эмоционального и духовного благополучия (как ресурса и состояния) как предиспозиции обеспечения жизненных потребностей, достижения собственных целей, адекватного взаимодействия с людьми, социальным и иным окружением.
Ключевые слова: психологическое здоровье, психическое здоровье, жизненная перспектива, ценность, смысл.
M. M. raneu,Kan 1.1. Haletska
general characteristics of psychological health and its main criteria
The urgency of mental health problem is analyzed. The article discusses relationship between the concepts of mental and psychological health. The concept and characteristics of psychological health are defined. Psychological health is the epitome of social, emotional and spiritual well-being (as a resource and the state), as predisposition of providing necessities of life, achievement of own goals, adequate interaction with people and other social environment.
Keywords: psychological health, mental health, life perspective, value, meaning.
Психическое здоровье и психологическое благополучие являются важнейшими проблемами современности. С одной стороны, как главные составляющие качества жизни, с другой — как критерии уровня развития государства и одновременно факторы его развития. Кроме того, психическое здоровье, опосредствованное психосоматическими связями и психофизиологическими механизмами, образом жизни и поведением, является фактором соматического здоровья.
Несмотря на признание значимости психического здоровья для различных аспектов жизни человека и общественного развития, проблема психического здоровья, как указано в выводах Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в течение длительного времени не получала должного внимания [1; 2]. И даже после того как она приобрела новое звучание, акценты и фокусы внимания нуждаются в конкретизации. Принятые ВОЗ программы и постановления, содержащие анализ проблемы в мире и наметившие главные задачи для ее решения, отмечают необходимость изменения подходов и повышения внимания к 1) лечению психических расстройств, 2) реабилитации лиц с психическими расстройствами, 3) стигматизации и дестигматизации психических расстройств, а также 4) профилактике психических расстройств [3, с.41]. Проблема психического здоровья в системе современных наук имеет два главных аспекта: свойства, особенности, механизмы и закономерности психических расстройств / болезней; свойства, особенности, механизмы и закономерности при отсутствии психических расстройств / болезней в контексте индивидуально-психологических свойств. Определенное, хотя и недостаточное, внимание уделено проблеме формирования психического здоровья и психологического здоровья, в частности. Однако основная масса исследований касается частных аспектов
психического здоровья, его особенностей при тех или иных психических расстройствах, роли определенных психологических факторов. В то же время недостаточное внимание уделено проблеме психологического здоровья, его функциональной организации в структуре психического здоровья.
Такое недостаточное внимание обусловлено рядом факторов. В частности, проблема психического здоровья находится в фокусе интересов и внимания как психиатрии, так и психологии, одновременно педагогики и ряда других отраслей, которые занимаются проблемами общественного развития, что вызывает отсутствие единого понимания и рассогласованность трактовок. Казалось, это должно было бы обеспечивать разноаспектность анализа и получение целостной картины и понимания, на самом деле прослеживается несогласованность и разнонаправленность, а также отсутствие комплексного системного подхода. Необходимость немедленного решения проблем, связанных с психическими расстройствами, да и вопросы социально-психологической адаптации и благополучия таких лиц привлекают к себе внимание в первую очередь. Психологическое же здоровье, как невидимый мир, ярко проявляющийся в случае его повреждения в форме различных расстройств и нарушений, затмевает первоначальную идею необходимости его формирования априори. Этому утверждению можно возразить, приведя в пример разнообразные подходы педагогики и психологии по формированию личности. Но наличие большого разнообразия походов, которые иногда благожелательно списывают на мультипарадигмальность психологии, создает особые проблемы при попытке систематизировать результаты разных исследований и свести все к общему знаменателю.
Появление понятия психологического здоровья в психологии и психиатрии закономерно. Однако, несмотря на
различные дискурсы, это понятие не имеет единой трактовки и устойчивого содержания. Можно выделить три основных подхода к трактовке психологического здоровья в современной литературе: 1) психологическое здоровье и психическое здоровье употребляют как синонимы, не определяя, в чем заключаются различия; 2) психологическое здоровье рассматривается как аналог индивидуально-психологических свойств личности в контексте социально-психологической адаптации, самосознания и субъективного благополучия; 3) психологическое здоровье трактуют как аналог личностной зрелости, своеобразное идеальное гипотетическое состояние совершенства. Дискуссия касается также соотношения психического и психологического здоровья, их соразмерности и автономности [4]. В современной литературе, посвященной проблеме психического здоровья, его критериями считают психологические (личностные) свойства.
«Психологическое здоровье» как научное понятие появляется впервые в гуманистической психологии. В частности, Абрахам Маслоу в «Self-Actualiz-ing People: A Study of Psychological Health» развивает понятие самоактуализации как качества здоровых, хотя не идеальных субъектов. В русскоязычных переводах «Psychological Health» (психологическое здоровье) обозначалось как психическое здоровье, т. е. «Mental Health». Похожая ситуация имела место также в терминологии на украинском («психолопчне здоров’я» vs. «псиич-не здоров’я»), польском («zdrowie psychologiczne» vs. «zdrowiepsychiczne»), а также немецком («Psychologische Gesundheit» vs. «Psychische Gesundheit») языке. И хотя термин «Psychological Health» присутствует в англоязычной научной психологической литературе, его значение не имеет детальной конкретизации. О психологическом здоровье говорит К. Роджерс, описывая полноценно функционирующего человека, критерии психологического здоровья определяет в рамках рационально-бихеви-оральной психотерапии Альберт Эллис. Но тем не менее длительное время этот термин вообще отсутствует в русскоязычной психологической литературе. Хотя, ради справедливости, следует заметить, что и в англоязычной литературе его четкое определение отсутствует, а понятие «психологическое здоровье» иногда употребляется как метафорическое, а не научное. Справедливости ради, нельзя не упомянуть, что и понятие «психическое здоровье» довольно часто применяют как метафору. Вследствие понимания необходимости наличия термина, отличного от термина «психическое здоровье», предлагались, например «проприум» Гордона Оллпорта или более традиционный для русскоязычной литературы термин «личностное здоровье». Основные критерии психологического здоровья, которые сформулированы и описаны К. Роджерсом, А. Маслоу и А. Эллисом, являются чрезвычайно близкими по смыслу понятиями. Общий подход в понимании сущности психологического здоровья касается наличия разумного и постоянного благополучия в своей жизни, способности решения проблем, способности воспринимать свое окружение с относительной свободой от искажения [5, с. 36-37].
В русскоязычной литературе термин «психологическое здоровье» зазвучал благодаря работам Ирины Дубровиной, которая трактует его в более традиционном дискурсе педагогической психологии, определяя различия между психическим здоровьем, основу которого составляет полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов, и психологическим здоровьем, основой которого является развитие личностной индивидуальности. И. Дубровина акцентирует внимание на том, что «сутью психологического здоровья является постепенное осознание и принятие растущим человеком особенностей своего психического развития, своей личности, своей индивидуальности», его важным компонентом является «активная позиция самого ребенка, его заинтересованность в своем психическом и личностном развитии», возможность «опираться на внутренние, личностно осознаваемые и принятые самоориентиры» [6, с. 19]. Резеда Хусаинова определяет психологическое здоровье как сложный феномен, содержащий когнитивно-оценочный компонент биологического, психологического и социального уровней его обеспечения, где исключительная роль принадлежит высшим психологическим формированиям, выполняющим функции организации, регуляции и обеспечения целостности жизненного пути [7, с. 21]. Александр Шувалов рассматривает понятие «психологическое здоровье» как сугубо человеческое измерение, научный эквивалент здоровья духовного, основа которого есть нормальное развитие человеческой субъективности [8, с. 89]. Несмотря на то, что термин «психологическое здоровье» рассматривается как реально существующий, сущность его остается неопределенной. Определение понятия, критериев и структуры психологического здоровья является одной из важных методических и методологических задач современной психологии, решение этой задачи возможно на основании транстеоретического анализа существующих близких за смыслом понятий, определения критериев и построения интегративной модели.
На основании анализа существующих трактовок понятий «психическое здоровье», «психологическое здоровье», а также ряда близких понятий рассматриваем психологическое здоровье как состояние функциональной ресурсности, которое предопределяет способность адаптации к реальным меняющимся условиям и антиципацией возможных последствий и изменений в сочетании с самореализацией и саморазвитием собственной идентичности. Поэтому психологическое здоровье можно рассматривать как проявление и критерий внутренней свободы, которая содержит одновременно ее предельные ограничения как «свободы для» в противовес «свободы от». Главными характеристиками внутренней свободы определяем благоразумие, духовную независимость, самообладание, способность находить, поддерживать и развивать интрапсихическое и интерперсональное равновесие.
Целесообразно рассматривать двухфакторную структуру психического здоровья: структурно-процессуальное психическое здоровье и психологическое здоровье.
Структурно-процессуальное психическое здоровье касается характеристик психических процессов и свойств когнитивной и эмоционально-волевой сфер. Психологическое здоровье является воплощением социального, эмоционального и духовного благополучия (как ресурса и состояния), поскольку является потенциальной предпосылкой обеспечения жизненных потребностей, самодетерминации субъекта, достижения собственных целей, адекватного и оптимального взаимодействия с людьми, социальным и другим окружением. Если структурно-процессуальное психическое здоровье касается механизмов, то психологическое охватывает сущностные свойства ценностно-мотивационной и ноогенной сфер человека, его убеждения, свойства Я и идентичность, а также духовную сферу. Психологическое здоровье является воплощением результатов социализации личности и фактором эффективности этого процесса и индивидуального развития и одновременно определяет особенности социально-психологической адаптации. Адаптация происходит путем объединения неосознаваемого и сознательного моделирования собственного поведения как индивидуальной стратегии и ситуативной тактики для достижения желаемого результата. На формулировку желаемой цели и способов ее достижения влияют внешние и внутренние социальные регуляторы. Внешними социальными регуляторами являются нормы поведения, правила, требования, пожелания и ожидания относительно поведения. Внутренние социальные регуляторы — интересы, потребности, ценностные и смысло-жизненные ориентации в совокупности определяют жизненные цели, критерии оптимума социальной адаптации и индивидуально приемлемые способы и формы социальной адаптации. Психологическими факторами особенностей социальной адаптации являются психологические свойства личности, индивидуальные когнитивные стили обработки информации, копинг-стратегии, способы и тенденции эмоционально-поведенческого реагирования в зависимости от социальной адаптации.
Адаптируемость является определяющим критерием психологического здоровья и проявляется не только в объективно диагностированной ситуации равновесия, субъективном чувстве удовлетворенности социальной ситуацией, но и предполагает отсутствие негативных эмоционально-поведенчески-личностных последствий в будущем и личностное развитие. Социальная адаптация — сложная система интегрально связанных реципрокными связями подсистем, любое изменение в любой из которых оказывается реакциями каждой из составляющих, которая может иметь положительное, отрицательное или нейтральное влияние на особенности и эффективность адаптации. Социальная адаптивность является критерием психологического здоровья, а социальная адаптация — процессом формирования психологических качеств, которые определяют уровень и степень социальной адаптированности. Психологическое здоровье, к сфере которого относятся потребности, ценностные ориентации, интересы, чувства, ментальность, идентичность, смысло-жизненные ориентации, чувство
когеренции, самоактуализация, Я-концепция, отражает уровень способности человека к реализации и развитию собственного потенциала, а также потенциал и ресурс-ность социальной адаптации.
Психологическое здоровье является проблемой национальной безопасности. Проблемой столь несомненной, сколь и неоднозначной. Национальная безопасность как «защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства» является предис-позиционным условием устойчивого развития общества. Как основные объекты национальной безопасностивысту-пают «человек и гражданин — их конституционные права и свободы; общество — его духовные, морально-этические, культурные, исторические, интеллектуальные и материальные ценности, информационная и окружающая среда, а также природные ресурсы; государство — его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность и неприкосновенность» [9]. Психологическое здоровье является залогом субъектности человека в вопросах, касающихся национальной безопасности, основой для развития всех сфер общественной жизни, определяет потенциал сообщества и его способность к активной причастности к конструктивному развитию социально-экономической системы. Специфика смысложизненных ориентаций личности как один из главных компонентов психологического здоровья определяет структуру и организацию ценностных ориентиров общества и в то же время детерминирует общий фон и настроения по векторам перспективного развития. Сложно обойти признание того, что уровень психологического здоровья предопределяет способность к критическому и рациональному анализу. Критический анализ социально-экономической ситуации в государстве, особенно в случае низкого уровня экономического развития, отсутствия чувства стабильности и защищенности у граждан, формирует предпосылки к изменению поведения и появления новых общественных тенденций, в идеальном варианте направленных на реформирование, реорганизацию, переориентацию путем демократических реформ. Другой аспект высокого уровня психологического здоровья, который предусматривает наличие жизненной перспективы развития собственного потенциала и ответственной реализации собственной жизни, формирует вероятность игнорирования национальной идеи вообще или поиска возможностей самореализации в условиях других социально-экономических реалий путем эмиграции. И здесь особенно ярко проявляются противоречия между концепцией человека как цели социальной политики, человека как объекта социальной политики и как ее субъекта (ресурса) [10, с.162]. Когда психологическое здоровье рассматривается в аспекте национальной безопасности, невольно возникает вопрос «Психологическое здоровье для национальной безопасности, или национальная безопасность для психологического здоровья?». Такая постановка проблемы созвучна теории Сил-ванаТомкинса [11, с. 355-356], который задается вопросом «Человек для ценностей или ценности для человека? Является ли человек по своей природе мерилом всего, целью самого себя, активной, творческой, думающей, лю-
бящей силой или же должен реализовывать себя только путем борьбы с чем/кем, в служении идеальной сущности, которая практически не зависит от человека? С. Томк-инс утверждает, что выбор ответа зависит от ориентации на консерватизм или либерализм, которая, согласно теории полярности и теории скриптов, формируется путем инкорпорации нормативности либо гуманистичности. Эти личностные качества можно соотнести с уровнем автономности и самодетерминации, которые, согласно современным гуманистическим концепцям являются важными критериями психологического здоровья. В то же время автономия и самодетерминация как предиспозиции нонконформизма и либерализма предполагают изменение стереотипных традиций, что может быть интерпретировано как угроза национальной безопасности. Преобладание чувства беспомощности и бессмысленности, низкий уровень самоэффективности удобно для манипулирования и формирования желаемого общественного мнения и желаемого поведения. В тоталитарных и авторитарных обществах, где все стороны общественной и индивидуальной жизни жестко регламентированы, психологическое здоровье может реально представлять угрозу безопасности национальному тоталитаризму. Вследствие этого можно ожидать либо смещение акцентов на менее либерально сопричастные аспекты проблемы психологического здоровья, либо искажение критериевего оценки.
Итак, нами предложена двухфакторная модель психического здоровья, включающая два компонента: структурно-процессуальное и психологическое здоровье. Психологическое здоровье является воплощением результатов социализации личности и фактором эффективности этого процесса и индивидуального развития одновременно. Успешность адаптации зависит не столько от особенностей и объективных свойств ситуации, сколько от особенностей и наличия индивидуальных ресурсов, адекватности и эффективности стратегий их применения: способность к адаптации является инстинктом собственной жизни и приобретенными навыками одновременно. Системой отсчета когнитивной оценки является индивидуальная система ценностей и убеждений. Убеждение и ценности формируются в процессе социализации индивида, его адаптации к социальным нормам и требованиям и как своеобразный итог всего жизненного опыта. Индивидуальное развитие является осью, вокруг которой вращаются мысли и чувства, определяя поведение и отношение к окружающему миру. Психологическое здоровье является воплощением социального, эмоционального и духовного благополучия (как ресурса и состояния), поскольку это ведущая потенциальная предпосылка обеспечения жизненных потребностей по активному образу жизни, достижения собственных целей, адекватного и оптимального взаимодействия с людьми, социальным и другим окружением. Психологическое здоровье является воплощением последствий социализации и фактором эффективности этого процесса и индивидуального развития одновременно. Формирование индивидуальных ценнос-
тей и целей находится, с одной стороны, под влиянием меняющихся жизненных реалий, с другой — определяя желаемые представления о будущем, двигателем и определяющим ориентиром изменений. Индивидуальные ценности как мотивационные цели определят ориентиры и фокусы жизненной перспективы личности, одновременно имплицитно сформируют предиспозицию векторам общественного развития.
1. Mental health: facing the challenges, building solutions: report from the WHO European Ministerial Conference. Report from the WHO European Ministerial Conference. — World Health Organization, 2005. 199 p. URL: http://www.euro.who. int/_data/assets/pdf_fi le/0008/96452/E87301 .pdf (дата обращения 25.11.2014).
2. Psychological health and well-being: A new ethos for mental health A report of the Working Group on Psychological Health and Well-Being / ed. P. Kinderman, S. Tai. The British Psychological Society, 2009. — 34 p.
3. Моюеенко P. O., Терещенко О. В., Марценковсь-кий I. А. Охорона печного здоров’я дтей в умовахекон омлчноТкризи: де як проблеми ташляхи Тх розв’язання // Здоров’я УкраТни. 2010. № 3 (14). С. 41-43.
4. Завгородня О. В. Проблема психолопчного здоров’я : спроба теоретичного аналiзу // Практична пси-холопя та со^альна робота. 2007. № 1. С. 55-60.
5. Галецька I., Влох I. П^чне здоров’я vs. психолопчне здоров’я: стввщношення понять // Психолопчы ас-пекти стигматизацп та реабттацп. Львiв: Видавництво Романа Романка, 2007. С. 35-59.
6. Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3. C. 17-21.
7. Хусаинова Р. М. Зависимость психологического здоровья учителя от возраста и стажа педагогической деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2006. 26 с.
8. Шувалов А. Психологическое здоровье человека // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 4 (15). С. 87-101.
9. Закон УкраТни «Про основи нацюнальноТ безпе-ки УкраТни» вщ 19.06.2003 № 964-IV. URL: http://www. zakon2.rada.gov.ua/laws/show/964-15 (дата обращения 25.11.2014).
10. Григорьева И. Современная социальная политика: возможности и ограничения. СПб.: ЛГУ им. А. Пушкина, 2011. 304 с.
11. Exploring affect : the selected writings of Silvan S. Tomkins / ed. by E. V. Demos. New York : Cambridge University Press, 1995. 510 p.
© Галецкая И. И., 2015
cyberleninka.ru
Психологическое здоровье: 10 важных критериев
Вы наверняка слышали утверждение «человек есть то, что он о себе думает». Или «человек состоит из мыслей». Или «наши мысли — наше отражение». И действительно, мы можем быть теми, кем мы сами себя считаем. Вернее, мы уже и есть они. Поэтому очень важно, что мы думаем о себе в частности и о мире в целом. К чему все это? К важности мышления, а именно рационального мышления. Я уже затрагивала эту тему на страницах сайта тут . Сегодня хочу рассказать вам о психологическом здоровье и о том, как на него влияет наше мышление. Как вы догадываетесь, в дальнейшем много внимания будет уделено способам достижения психологического здоровья. Ну а чтобы знать, к чему стремиться, рассмотрим подробнее что такое психологическое здоровье и что значит быть психологически здоровым человеком.
Важно знать:
1. Мышление — это то, как мы думаем
2. В основе психологического здоровья лежит рациональное мышление.
Критерии психологического здоровья
1. Соблюдение собственных интересов. Эмоционально здоровый человек знает, что ему интересно, определяет границы собственных интересов, ставит их выше интересов других людей. Хотя бы немного выше. Разумный человек жертвует собой и своими интересами (временем, деньгами и прочими ценностями) до определенной степени ради тех, кто ему дорог.
2. Социальный интерес. Все мы существа социальные, живем и работаем среди других людей, встречаемся, общаемся, всячески взаимодействуем друг с другом. Психологически здоровый человек выбирает свою социальную нишу, свой круг, который ему интересен. Уважение, принятие, доверие — основа взаимоотношений в таких сообществах. Общность взглядов и интересов, соблюдение норм морали и прав других создают комфортные условия и желание быть частью своего общества.
3. Самоуправление, или автономия. Это способность самостоятельно существовать в окружающем мире. Психологически здоровые люди сами принимают решения, справляются с возникающими трудностями. Это люди, которые сами себя обеспечивают (жилье, питание, одежда и т.д.), заботятся о себе, определяют свой путь, место работы и социальное окружение (супруги, друзья). Это взрослые самостоятельные зрелые личности, способные брать на себя ответственность за то, что с ними происходит.
4. Устойчивость к неблагоприятным условиям (высокая толерантность к фрустрации). Трудности, неудачи, ошибки не сбивают таких людей с пути, не приводят их в состояние уныния, печали и депрессии. Рациональное мышление ищет выход из любой ситуации и находит его. Можно сказать так: психологически здоровые люди способны принять то, на что они не могут повлиять; способны изменить то, что в их силах изменить; и могут отличить одно от другого.
Кто хочет действовать, тот ищет способы. Кто не хочет — причины. Сократ
5. Гибкость. Психологически здоровые люди адаптируются к меняющимся условиям жизни, к любым событиям, происходящим в их жизни. У них нет жестких и неизменных правил для себя и других, они действуют в соответствии со своими возможностями. У них гибкое мышление. Они не станут терять силы и время на попытки прогнуть мир под себя. И это правильно 🙂
6. Принятие неопределенности. Рациональным для таких людей является допускать вероятность тех или иных событий. Психологически здоровые люди понимают, что с ними может случиться все, что угодно (например, развод, потеря здоровья, кража, болезнь или гибель близких). Они не хотели бы, чтобы с ними случилось что либо плохое, но если это происходит, то они быстрее справляются и тратят меньше сил и энергии на переживание таких событий. При этом они не требуют гарантий того, что этого не случится. И не пытаются заглянуть в будущее незаконными способами (хватит ходить к гадалкам!).
7. Творчество. Творческое начало заложено в каждом человеке. Творить — заниматься любимым делом. Психологически здоровые люди дают выход своей творческой энергии, занимаются тем, что приносит им радость и удовольствие. Это в свою очередь заряжает еще большей энергией вас и вашу жизнь. Даже если у вас совсем не творческая профессия и работа, вы можете найти для себя то дело, которое будет для вас источником силы и вдохновения. У вас есть хобби?
8. Принятие себя. Психологически здоровые люди довольны собой, своей фигурой, цветом глаз и волос. Они любят себя такими какие они есть, безусловно принимая сами себя. И испытывают радость просто от факта своего существования. «Мне хорошо, потому что я есть». Они уважают себя, одобряют себя и свои поступки. В большей степени они опираются на то, что они сами о себе думают, нежели на то, что о них думают другие. Им не нужно самоутверждаться. При этом они здраво критичны к себе. В целом они считают себя хорошими людьми.
9. Реалистичность. Они не стремятся к идеальности: вокруг себя или в себе самих. Психологически здоровый человек понимает, что невозможно оградить себя полностью от негативных событий. А также, что не бывает бесконечного тотального и неизменного счастья. Психологически здоровым людям свойственно научное мышление, они способны взвешивать факты, в основном они логичны и последовательны.
10. Ответственность за свои эмоциональные реакции/расстройства. Легко найти отличия: «он меня обидел» и «я обиделась». Психологически здоровые люди думают и говорят: я обиделась, я разозлилась, я расстроилась и так далее. Они также исключают из своего лексикона фразы «из-за него я» и «из-за нее я». Показатель психологического здоровья — принятие значительной части ответственности за свои эмоциональные проблемы на себя. Нет необходимости, привычки, желания защищаться и обвинять других людей и обстоятельства в собственных саморазрушающих мыслях, чувствах, действиях.
Больше информации можно найти в работах Альберта Эллиса, психотерапевта, автора метода РЭПТ — рационально эмотивной поведенческой терапии и в его книге «Практика РЭПТ».
Как уже было сказано, в основе психологического здоровья лежит рациональное мышление. В следующих статьях в подробнее расскажу об особенностях этого мышления, о том, как избавиться от заблуждений, иррациональных установок и стать психологически здоровым человеком.
timepost.ru
Критерии психологического здоровья | Помощь психолога в Екатеринбурге
Критерии психологического(в названии раздела «психического»)здоровья
Обобщая имеющийся в психологии материал относительно психологического здоровья, можно обозначить следующие критерии:
1. Умение любить. Способность принимать окружающих людей и выдерживать различия, ценить и уважать взгляд другого, даже если мы с ним не согласны. Понимать, что Другой всегда остается Другим, что бы мы ни делали. Наиболее интересно эту мысль сформулировал философ Просвещения Вольтер: «Я не согласен с вами, но я готов умереть, чтобы вы имели возможность говорить». Способность быть вовлеченным в отношения, открываться, несмотря на риск испытать душевную боль, характеризует психологически здоровую личность. Выстраивать подлинно теплые отношения, не обесценивая и не идеализируя человека.
2. Творчество. Креативность — одна из фундаментальных психологических потребностей человека. По существу, вся наша жизнь –это творческий акт: рост, работа, изменение мира. Трудности возникают, если мы становимся «одномерными людьми» (по выражению Э.Фрома), замкнутыми в системе дом-работа. Вместо творчества приходит автоматизм и стереотипность психологической жизни.
3. Способность к абстрактному и отвлеченному мышлению. Умение выйти за рамки привычного психологического шаблона. Осознавать, что мы имеем дело не с реальностью, а с миром социальных конструктов – мир такой, каким мы его воспринимаем. «Плохое» и «хорошее» — лишь наши системы координат, которые мы можем менять.
4. Безопасные отношения. Очень часто до прихода на психотерапию клиенты выбирают не самые удачные формы отношений, которые переполнены насилием, психологической зависимостью и др. патологическими компонентами. Очень важно остановить эту цепочку как можно раньше, в противном случае деструктивность и саморазрушение будут нарастать. Одна из целей психотерапии –помочь это исправить. Могу для примера обратиться к теории привязанности Дж. Боулби. Он описал три типа привязанности: нормальную, тревожную (сложно выносить одиночество, поэтому человек «прилипает» к значимому объекту) и избегающую (человек может легко отпустить Другого, но при этом остается с колоссальной тревогой внутри). Впоследствии выделился еще один тип привязанности — дезорганизованный: люди с этим типом привязанности часто реагируют на ухаживающего за ними человека как на источник тепла и страха одновременно. Это свойственно людям с пограничным уровнем личностной организации, и часто наблюдается после насилия или отвержения в детстве. Такие люди «прилипают» к объекту привязанности, но одновременно «кусают» его. Например: «Люблю, хочу быть рядом с ним (ней) и одновременно, мучаю его (ее) своей ревностью». В данном случае немотивированная ревность может быть проявлением скрытой агрессии по отношению к объекту любви.
К сожалению, нарушения привязанности — весьма распространенное явление. Но хорошая новость в том, что тип привязанности можно изменить. Правда, это требует достаточно продолжительной психотерапии.
5. Психологическая автономность. Уметь понимать свои потребности, чувства и желания. Уметь удовлетворять их самостоятельно, а не требовать или ожидать, что это сделают за нас другие. Обратный процесс – «инвалидизировать» свое окружение, решая психологические проблемы за других. Не пытайтесь причинять насильно добро другим, особенно, если вас об этом никто не просит.
6. Принятие амбивалентности. Способность видеть свои сильные и слабые стороны, осознавать внутренние противоречия и уметь договариваться с самим собой.
7. Реалистичная и устойчивая самооценка. Объективно воспринимать себя и свои поступки. Способность разделять действия, мысли и саму личность. Психологически здоровый человек имеет сбалансированное представление о себе и своих качествах.
8. Способность осознавать и проговаривать свои чувства, быть эмоционально включенным. На вопрос психолога: «Что вы чувствуете?», — говорить о чувствах, а не о мыслях. Умение взглянуть на ситуацию отвлеченно, сохраняя стабильное Я. Навыки рефлексии, умение выдерживать стресс и напряжение без психосоматических расстройств и психологических срывов.
9 Большой репертуар психологических защит, умение использовать наиболее адаптивные формы защиты в каждой ситуации.
10. Баланс между «брать» и «давать». Человек способен спокойно принимать помощь окружающих, даже незнакомых людей и не теряться при этом. Умеет заботиться и отдавать, делиться с окружающими материальными и не материальными благами просто из любви или доброго отношения.
11. Чувство витальности. Ощущение полноты жизни. Многие депрессивные клиенты психологов описывают чувство внутренней пустоты, безжизненности, отсутствия радости. Зачастую, за этим скрываются психологические конфликты, которые необходимо решить, и тогда жизнь вновь обретет полноту и засияет всеми цветами радуги.
12. Принятие того, что мы не можем изменить. Способность искренне и честно грустить, испытывать скорбь в связи с тем, что невозможно изменить. Трудности возникают, когда человек пытается избегать и подавлять свои чувства, например: жизнь ставит на пути новые и новые испытания — а человек хочет всегда только радоваться, забывая о том, что взрослая позиция состоит в том, чтобы сначала приложить усилия — решить проблему, а затем радоваться и наслаждаться результатами своей деятельности. Нарушения в этой элементарной последовательности действий приводят к ощущению психологического напряжения.
Если вы не обнаружили в себе каких-то из перечисленных выше качеств и хотели бы что-то изменить, значит самое время обратиться к психологу.
ph-ekb.ru
Критерии психологического здоровья ребенка | Wedding.ua
О формировании психологического здоровья ребенка заботятся не только родители и люди, окружающие ребенка с пеленок, но и впоследствии педагоги дошкольного и школьного образования. Именно через взрослых людей малыш познает взрослый мир, поэтому от них зависит, насколько просто будет ему входить в него. Поэтому, как психологическое, так и охрана здоровья детей в целом – это главное условие полноценного развития ребенка.
В нашей современной действительности практически все дети нуждаются в психологической поддержке из-за воздействия ряда негативных факторов.
Различие психического и психологического здоровья состоит в том, что психическое – относится к отдельным психическим процессам. Тогда как психологическое – характеризует личность в целом и дает возможность выявить психологический аспект проблемы психического здоровья. Психологическое здоровье – необходимое условие развития человека в процессе жизни и тесно связано с физическим.
Основные критерии психологического здоровья ребенка это:
- состояние душевного комфорта ребенка, его психическое развитие;
- приемлемое социальное поведение;
- умение понимать не только окружающих, но и себя;
- реализация потенциала в различных видах деятельности;
- умение выбирать и быть ответственным за свой выбор.
Состояние психологического здоровья ребенка делится условно на уровни.
Первый – креативный – к нему относятся дети с устойчивой адаптации к окружающей среде, силами для борьбы со стрессовыми ситуациями и творческим отношением к реальности. Такие дети не нуждаются в психологической помощи.
Второй – адаптивный – дети, которые в целом адаптированы к обществу, но у них существует повышенная тревожность.
Третий, считается самым низкий, – дезадаптивный – к нему относятся дети, которые стремятся приспособиться к внешним обстоятельствам, жертвуя своими возможностями или желаниями. Или же используя активную наступательную позицию, подчиняя окружающих своим потребностям. Отнесенные к этому уровню дети нуждаются в индивидуальной психологической помощи.
Существуют факторы риска, которые влияют на психологического здоровье ребенка. Это:
- средовые (окружение). К ним относятся неблагоприятные условия проживания в семье или связанные с детским садом. К примеру, в последнем травмой может стать и первая встреча с воспитателем, от которой, надо сказать, зависит дальнейшее взаимодействие ребенка с взрослыми.
- Субъективные (индивидуальные особенности) включают в себя характер, самооценку и темперамент.
Другими словами, основным условием нормального психологического развития ребенка (кроме нормально функционирующей нервной системы) будет спокойная обстановка, с постоянным присутствием взрослых (родителей, воспитателей), которые играют с ним или беседуют, дают ему возможность проявить свою самостоятельность.
wedding.ua
ТОП 10: |
Как мы уже говорили, сам термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно И. В.Дубровиной. При этом под психологическим здоровьем ею понимаются психологические аспекты психического здоровья, т. е. то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Что включает в себя понятие психологического здоровья? Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Говоря о развитии, следует подчеркнуть отличие содержания этого понятия от понятия «изменение». Развитие в отличие от изменения предполагает не только отсутствие застоя и наличие движения, но и стремление к какой-то цели, определяющей последовательное накопление человеком позитивных новообразований. Безусловно, вопрос о цели развития человека сегодня является одним из наиболее спорных и решается по-разному в зависимости от принадлежности авторов к той или иной психологической школе. Возможно, этот вопрос выходит за рамки психологии и должен рассматриваться в междисциплинарном контексте. Мы полагаем, что для организации психологической поддержки в качестве цели развития можно принять выполнение человеком своих жизненных задач, т. е. полную реализацию своих возможностей, ресурсов для обеспечения прогрессивного процесса на Земле в целом. И использовать для описания целей развития метафору пути: «Каждый человек имеет свой путь, поэтому важно определить, какой путь является именно твоим». Однако если психологическое здоровье – необходимое условие полноценного функционирования, то насколько оно взаимосвязано с физическим здоровьем? Здесь нужно отметить, что само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Более того, в последнее время выделилось такое новое научное направление, как психология здоровья – «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития» (В.А.Ананьев). В рамках этого направления подробно изучается влияние психических факторов на сохранение здоровья и на появление болезни. И само здоровье рассматривается не как самоцель, а как условие для самовоплощения человека на Земле, выполнения им своей индивидуальной миссии. Поэтому, опираясь на положения психологии здоровья, можно предположить, что именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. То есть если исключить влияние генетических факторов или катастроф, стихийных бедствий и т. п., то психологически здоровый человек, вероятнее всего, будет здоров и физически. Взаимосвязь между психическим и соматическим была известна в медицине еще с древности: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души» (Сократ). В настоящее время существует довольно разработанное направление – психосоматическая медицина, которая рассматривает механизмы влияния психики на телесные функции, систематизирует психосоматические расстройства, определяет методы их профилактики и лечения. Можно наблюдать тенденцию расширения спектра психосоматических заболеваний, т. е. по мере развития науки обнаруживается психическая обусловленность все большего количества заболеваний. В качестве примеров заболеваний, развившихся на основе психической предрасположенности, можно привести расстройства сердечно-сосудистой системы (вегето-сосудистая дистония, нарушение ритма сердца), расстройства желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), псевдоневрологические расстройства (психическая гипертензия, психогенная головная боль) и т. п. Есть исследования, в которых заявляется о некоторой психической обусловленности онкологических заболеваний. А в качестве позитивного примера – влияния психического фактора не на появление болезни, а на полноценное функционирование человека – можно привести результаты исследований Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психологически здорового человека, который приводится многими исследователями. Действительно, если составить обобщенный «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно – умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра. Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». И прежде всего это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс. Соответственно можно говорить о том, что психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Жизненную задачу при этом можно рассматривать как то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку с его способностями и возможностями. Выполняя жизненную задачу, человек чувствует себя счастливым, в противном случае – глубоко несчастным. Если согласиться с тем, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», то в качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать саморегулируемость, т. е. возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям. Здесь следует акцентировать внимание на возможных трудностях адаптации именно к благоприятной ситуации. Традиционно считается, что к ним-то человек всегда готов и они не потребуют особого напряжения. Однако, вспомнив урок известной сказки об испытании «медными трубами», можно понаблюдать за людьми, быстро достигшими социального и экономического успеха: они нередко платят за это существенными нарушениями психологического здоровья. Если же говорить об адаптации к трудным ситуациям, то необходимо уметь не только противостоять им, но и использовать их для самоизменения, для роста и развития. И ввиду особой важности этой способности рассмотрим ее подробно несколько позднее. Пока же сделаем вывод, что основная функция психологического здоровья – это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности. Далее необходимо сопоставить понятие психологического здоровья с понятием зрелости личности, поскольку ряд авторов употребляют их практически синонимично. Действительно, если понимать развитие человека как последовательное движение к зрелости, то зрелость и психологическое здоровье взрослого, на наш взгляд, могут использоваться как синонимичные понятия. Однако если говорить о психологическом здоровье ребенка, то оно является лишь предпосылкой достижения в будущем личностной зрелости, но отнюдь не зрелостью. Конечно, психологическое здоровье детей имеет свою специфику. Для того чтобы ее рассмотреть, можно еще раз обратиться к взглядам И. В. Дубровиной о соотношении психологического здоровья и развития личности. И. В.Дубровина утверждает, что основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Следовательно, психологическое здоровье ребенка и взрослого будет отличаться совокупностью личностных новообразований, которые еще не развились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого. Таким образом, можно говорить о том, что психологическое здоровье – это прижизненное образование, хотя, безусловно, его предпосылки создаются еще в пренаталь-ном периоде. Естественно, что в течение жизни человека оно постоянно изменяется через взаимодействие внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия. Следующая дискуссионная позиция, которую необходимо рассмотреть для содержательного наполнения понятия психологического здоровья, – это взаимосвязь его с духовностью. И. В.Дубровина утверждает, что следует рассмотреть психологическое здоровье с точки зрения богатства развития личности, т. е. включать в психологическое здоровье духовное начало, ориентацию на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро. Таким образом, если у человека нет этической системы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье. И, как нам кажется, с этим положением можно полностью согласиться. Итак, проведенное выше обсуждение подтверждает выделенный нами ранее предмет психологического консультирования и коррекции – это процесс восстановления психологического здоровья, или коррекция нарушений психологического здоровья, осуществляющаяся в условиях направленной психологической помощи психолога-консультанта. Для того чтобы определить задачи психологического консультирования и коррекции (процесса консультирования, но не изучаемого курса), обратимся к обсуждению структуры психологического здоровья. Анализ литературы и наши исследования позволяют утверждать, что психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотива-ционный компоненты. При этом аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом индивидууме так же, как и в себе. Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих. Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится «автором собственной биографии» (В. И. Слободчиков). Подводя итоги рассмотрению выделенных нами компонентов психологического здоровья – положительных самоотношения и отношения к другим людям, личностной рефлексии и потребности в саморазвитии, – необходимо остановиться на их взаимосвязи или, точнее сказать, динамическом взаимодействии. Как известно, для развития позитивной, а не невротической рефлексии необходимо наличие у человека положительного самоотношения. В свою очередь саморазвитие человека способствует изменению самоотношения. А личностная рефлексия является механизмом саморазвития. Соответственно можно сделать вывод, что самоотношение, рефлексия и саморазвитие взаимообусловливают друг друга, находятся в постоянном взаимодействии. Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологического консультирования и коррекции: – обучение положительному самоотношению и принятию других; – обучение рефлексивным умениям; – формирование потребности в саморазвитии. Таким образом, можно увидеть, что в психологическом консультировании и коррекции основной акцент делается на обучении, на предоставлении человеку возможности изменений, а не на принудительном изменении в соответствии с той или иной теоретической моделью. Для определения форм психологической поддержки необходимо обратиться к рассмотрению проблемы нормы, а затем критериев психологического здоровья. Проблема нормы далека сегодня от однозначного решения. Однако именно разделение понятий психологического и психического здоровья, как нам представляется, поможет в какой-то степени определиться в понимании нормы. Мы считаем, что для психического здоровья правомерно за норму принимать отсутствие патологии, отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Для психологического здоровья норма – это, наоборот, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию. Норма – это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Следует также отметить, что альтернатива норме в случае психического здоровья – это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи. Проблема нормы во многом смыкается с проблемой критерия в психологического здоровья. Но мы все-таки остановимся на критериях особо. В наше время к определению психологического здоровья часто предлагается уровневый подход, однако при определении уровней используются различные основания. Так, М. С. Роговин основывается на сохранности функций внешней и внутренней регуляции. Б. С. Братусь выделяет как высший уровень личностно-смысловое или личностное здоровье, уровень индивидуально-психологического здоровья – способность строить адекватные способы смысловых устремлений и уровень психофизиологического здоровья как особенности нейрофизиологической организации психической деятельности. Не вступая в полемику с указанными авторами, хотим отметить, что они не представляют никаких психолого-педагогических ориентиров, необходимых для психологической поддержки. Поскольку уже отмечалось, что теоретической основой психологического консультирования должна стать психология развития, то необходимо и в решении проблемы нормы обратиться к ее положениям. Вспомним, что развитие является необратимым процессом, заключающимся в изменении типа взаимодействия с окружающей средой. Это изменение проходит через все уровни развития психики и сознания и заключается в качественно иной способности интегрировать и обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности. С этих позиций понимание нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека с окружающей средой, что предполагает прежде всего гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями. Следует особо отметить, что соотношение между приспособляемостью и приспособлением среды не является простым равновесием. Оно зависит не только от конкретной ситуации, но и от возраста человека. Если для младенца гармонией можно считать приспособление среды в лице матери к его потребностям, то чем старше он становится, тем более необходимым становится приспособление его самого к условиям среды. Вступление человека во взрослую жизнь характеризуется началом преобладания процессов приспособления к среде, освобождением от инфантильного «Мир должен соответствовать моим желаниям». И человек, достигший зрелости, в состоянии поддерживать динамический баланс между приспособлением и приспособляемостью при сохранении акцента на преобладании самоизменений как предпосылок изменения внешней ситуации. Исходя из такого понимания нормы, можно подойти к определению уровней психологического здоровья. К высшему уровню психологического здоровья – креативному – можно отнести людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. Такие люди не нуждаются в психологической помощи. К среднему уровню – адаптивному – отнесем людей, в целом адаптированных к социуму, однако имеющих несколько повышенную тревожность. Такие люди могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и могут быть включены в групповую работу профилактически-развивающей направленности. Низший уровень – это дезадаптивный, или ассимилятивно-аккомодативный. К нему можно отнести людей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. Ассимилятивный стиль поведения характеризуется прежде всего стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в его ригидности, в попытках человека полностью соответствовать желаниям окружающих. Человек, избравший аккомодативный стиль поведения, наоборот, использует активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям. Неконструктивность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психологической помощи. Таким образом, можно сделать вывод, что в психологическом консультировании необходимо использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы в зависимости от объективных условий (в детском саду, школе, институте и т.п.) и уровня психологического здоровья людей. Безусловно, для эффективной организации психологического консультирования и коррекции необходимо определить факторы риска нарушения психологического здоровья и оптимальные условия его становления. |
infopedia.su