Чеширская улыбка кота Шрёдингера: мозг, язык и сознание читать онлайн Татьяна Черниговская (Страница 2)
Казалось бы, если основная функция языка — коммуникация, то неопределенность должна была бы быть вытеснена из такого кода максимально быстро. Возможно, стоит еще раз прислушаться к Хомскому, считающему, что язык для коммуникации не так уж хорошо приспособлен, а сформировался главным образом для структурирования мышления, то есть для процессов «внутренних»; коммуникативная функция в этом случае является как бы побочным продуктом. Вербальный язык обеспечивает номинацию ментальных репрезентаций сенсорного инпута и, таким образом, «объективизирует» индивидуальный опыт. Но в работах по теории коммуникации давно обсуждаются коммуникативные ямы, провалы в понимании, образующиеся весьма часто, несмотря на правильность построения сообщения.
Таким образом, неопределенность и многозначность, казалось бы, должны при коммуникации любого типа стремиться к нулю, чтобы в идеале каждое слово или конструкция имели одно значение. Было бы разумно ожидать, что, эволюционируя, языки будут от неопределенности избавляться, но это противоречит фактам. К примеру, корпусные исследования по нескольким языкам показывают, что более короткие и более частотные слова как раз и являются самыми многозначными, что подтверждает идею экономности лексикона; таким образом, неопределенность информации в вербальном языке — его преимущество и средство экономии, так как одни и те же слова могут быть использованы в разных ситуациях и с разными значениями, а ситуация разрешается с помощью контекста [Piantadosi, Tily, Gibson, 2012].
Есть и психологическое объяснение: вместо того, чтобы анализировать композиционно и синтаксически сложные конструкции, говорящему когнитивно «выгоднее» передавать большее количество информации меньшими средствами, а слушающему тоже «выгоднее» включать все виды контекстов, чтобы декодировать компактное сообщение правильно.
Трудно спорить с тем, что интуитивные, метафорические, инологические когнитивные средства не менее мощны, чем классическая логика и ее следствия:
При переходе от интуитивного к логическому происходит процесс переливания информации из одной тары в другую, менее емкую и более жесткую. Часть информации при этом теряется. Ценность потерянной информации зависит от целей, с которыми она могла бы использоваться. Согласно теореме Гёделя, найдется ситуация, в которой окажется, что потерянная информация является ценной, и логический алгоритм откажет [Чернавский и др., 2004].
Нельзя не согласиться, что логическое описание мира может становиться препятствием для получения новых знаний, и приходится прибегать к совсем другим языкам, что блестяще сформулировал Бродский:
Поэзия не развлечение и даже не форма искусства, но скорее наша видовая цель. Если то, что отличает нас от остального животного царства — речь, то поэзия — высшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей. Отказываясь от нее, мы обрекаем себя на низшие формы общения… Это колоссальный ускоритель сознания и для пишущего, и для читающего. Вы обнаруживаете связи и зависимости, о существовании которых и не подозревали, данные в языке, в речи. Это уникальный инструмент познания [Бродский, 2008].
В самом деле, особый интерес имеет исследование механизмов неоднозначности и неопределенности в произведениях искусства, где стоит совершенно противоположная задача — не уменьшить, а увеличить количество вариантов осмысления и прочтения. Эта область в рамках когнитивной науки разработана явно недостаточно.
Конечно, логика как дисциплина развивалась, приближаясь все более в разных своих ипостасях к тому, что мы привыкли считать реальным миром, и наиболее эффективной на этом пути, конечно, оказывается нечеткая логика [Манин, 2008; Финн, 2009]. Тем более это очевидно для искусства: Альфред Шнитке говорил, что для образования жемчужины в раковине, лежащей на дне океана, нужна песчинка — что-то «неправильное», инородное. Совсем как в искусстве, где истинно великое часто рождается «не по правилам».
Исследование неопределенности, с которой имеет дело любая когнитивная система, покрывает большое пространство — от сенсорной физиологии до когнитивной психологии (восприятие звуковой, зрительной и особенно тактильной и ольфакторной информации), изучение процессов обработки естественного языка человеком и при автоматическом его анализе, проблемы эффективности систем «человек — компьютер» [Hollan et al. , 2000]. Отдельный интерес вызывают вопросы моделирования алгоритмов разрешения неопределенности в искусственных нейронных сетях, обучаемых воспроизводить реальные ментальные процедуры.
Надежда на то, что когнитивные характеристики искусственных систем приблизятся к уровню человеческих или даже превзойдут их, неоправданно растет. Вероятнее всего, это вызвано тем, что растет и скорость обработки информации, что, казалось бы, должно обеспечить успех. При этом относительно мало обсуждается вопрос о том, какое именно общение с антропоморфными системами мы будем считать адекватным, чего мы от этого ждем? Это вызывает целый ряд вопросов, не только научных, но и экзистенциальных и этических.
Спор о том, что в природе человека появилось раньше — сложное мышление или язык и насколько они автономны, — продолжается десятилетиями. А это вызывает и более фундаментальные вопросы, среди которых не последний — что считать языком и какова его роль? Является ли он существенным для потенциального взаимодействия человека с искусственными системами и даже шире — с другими существами, обитающими в принципиально иных средах?
Язык многомерен, подвижен, динамичен и чрезвычайно разнообразен (на планете около шести тысяч языков), он принципиально не настроен на жесткость значений и формулировок, и это может быть объяснено только запросами самого когнитивного ментального пространства, если не сказать — самого мира. Почему это важно осознавать не только специалистам? Потому что мозг говорит с нами не языком биоэлектрической активности и химических реакций, что весьма трудно свести к смыслам, а вербальным языком. Именно так он показывает нам, как структурирован мир в сознании, как оттуда (с точки зрения кота Шрёдингера) видится пространство и время, законы и явления природы, вкусы, запахи, звуки, температуры и текстуры, формы и абстракции.
Для того чтобы общение было возможно, мы должны не только естественным или искусственным путем быть обучены конвенциональной системе знаков, но и разделять общие представления о ментальном и физическом мире. В философии это называется проблемой Других Сознаний и связывается, в частности, с обсуждением проблемы qualia, или восприятия от первого лица, то есть с тем, что не измеряется децибелами или граммами, а описывается словами естественного языка — «кислое», «приятное», «теплое», «громкое» и т. д. Можно было бы возразить, что к этому можно подойти с позиций психофизиологии, отталкиваясь от сенсорных порогов, но это не так, поскольку лишь дает параллельную словам и qualia шкалу (более подробно см. [Дубровский, 2007; Иванов, 2013] и мои статьи в этой книге).
Вышесказанное ставит проблему телесности на одно из центральных мест при обсуждении возможностей эффективного взаимодействия с системами высокой степени сложности, неважно — живыми или силиконовыми. Конечно, если речь идет о роботах-помощниках, выполняющих простые команды, этим можно пренебречь, но если планируется создание интеллекта, сопоставимого с человеческим, тогда стоит вспомнить, что наше мышление обеспечивается не только вычислениями и что человека делает человеком гораздо более сложное когнитивное пространство, включающее искусство, духовную жизнь и основанное в большой мере на той телесности, в которой мы существуем.
Клод Леви-Стросс писал, что XXI век будет веком гуманитарной мысли или его не будет вообще. Все мы помним, что ХХ век — век физики, XXI — век нейробиологии… Но ясно, что не будет вообще ничего, если мы не очнемся и не осознаем, куда мы попали. А попали мы в цивилизационный слом, в ситуацию, когда разруха в головах настолько перекрыла все остальные проблемы, что является едва ли не самым главным фактором, определяющим наше существование. Знание о мозге, о том, как и зачем он порождает сознание, как связан с био- и социосферой и что такое ноосфера сегодня, — все это крайне важно сейчас, на сломе. Мозг нужно стараться узнать, потому что именно он обеспечивает наше представление о мире. Он определяет и наше поведение, хотя не хотелось бы обнаружить, что Nature победила Nurture и все развитие человеческих цивилизаций оказалось бы насмешкой и «цирком зверей».
На что могли бы — и должны — влиять такие знания? На то, например, каким образом должно быть организовано образование. Мы должны понять, как учить людей учиться, как научить извлекать информацию из быстро меняющегося внешнего мира. Этой информации такое количество, что на самом деле почти все равно, есть она или нет… Мы понимаем, что невозможно прочитать все статьи, которые выходят по твоей «узкой» специальности, нужны кроме того и комбинированные, конвергентные знания. Количество «фактов» растет стремительно, а понимание — гораздо, несопоставимо медленнее. С. П. Капица говорил, что надо перейти от образования знания к образованию понимания. Как научиться правильно классифицировать и «упаковывать» информацию? Как мобилизовывать свое внимание, организовывать память?..
Возникновение мышления и речи
К содержанию учебника «История первобытного общества» | К следующему разделу
Происхождение мышления и речи — это сложная проблема истории первобытного общества, трудность решения которой усугубляется наличием в нашем распоряжении не прямых, а только косвенных данных, иллюстрирующих основные этапы этого процесса.
[adsense]
Основных источников для выяснения происхождения и реконструкции древнейших стадий развития мышления и речи несколько. Прежде всего это сравнительная психология, сравнительная физиология и языкознание, а также этнография и археология. Но важные материалы для решения этих вопросов предоставляет и антропология, в распоряжении которой находятся данные о развитии в процессе антропогенеза материального аппарата речи и мышления — о развитии нижней челюсти, мозга и т. д. Только комплексное рассмотрение всех этих материалов под углом зрения трудовой теории антропогенеза Энгельса помогает наметить основные вехи в истории человеческого мышления и развития речевой функции.
Совершенно очевидно, что мышление и речь — две стороны одного и того же процесса в становлении человека, процесса происхождения и развития трудовой деятельности, процесса развития производства и овладения человеком силами природы. Поэтому неправильно было бы задаваться вопросом, что возникло раньше в истории древнейшего человечества — мысль или выражающее ее слово. Мышление и речь возникли одновременно. Возникновение простейших сознательно изготовленных орудий труда уже ознаменовало возникновение простейших представлений, а они в свою очередь либо должны были передаваться от одного члена коллектива другому, либо как сумма приобретенного опыта должны были переходить следующему поколению. Таким образом, наряду с возникновением простейших представлений возникла и
простейшая форма передачи информации — звуковые символы.
Основой для возникновения таких звуковых сигналов послужили звуковые сигналы обезьян — непосредственных предков человека. У современных человекообразных обезьян запас таких сигналов довольно велик и равен, например, у шимпанзе более чем двадцати различным звукам, выражающим эмоции и состояния организма. Однако помимо таких аффективных сигналов обезьяны, в частности и высшие, очень часто издают звуки в эмоционально нейтральном, спокойном состоянии, звуки, которые получили наименование «жизненные шумы». Некоторые ученые, как, например, советский антрополог В. В. Бунак, считают, что именно жизненные шумы и явились той базой, на которой развилась звуковая речь. Но в целом пока еще трудно определенно сказать, аффективные ли сигналы или жизненные шумы послужили основой формирования речевой функции. Ясно только, что она, как и простейшие представления, возникла на заре развития праобщины вместе с началом трудовой деятельности.
Дальнейшее развитие мышления и речи шло по восходящей кривой вместе с развитием орудий труда. Как уже отмечалось выше, на слепках внутренней полости черепов синантропов обнаружены значительные вздутия в задней части височной доли и в височно-теменно-затылочной области. В этих местах в мозгу современного человека находятся центры, управляющие правильным течением речи. При поражении этих центров резко нарушается способность воспроизводить отдельные слова и фразы у самого говорящего, а также понимание чужой речи. Таким образом, развитие задней части височной доли и височно-теменно-затылочной области в мозгу синантропов свидетельствует об относительно высоком уровне развития у них членораздельной речи, а следовательно, и мышления. Это предположение хорошо согласуется с результатами изучения остатков материальной культуры синантропов, овладением ими огнем, ролью коллективной загонной охоты в их жизни, одним словом, с относительно высоким уровнем развития их производственной жизни.
Есть, однако, веские основания полагать, что полное развитие членораздельной речи связано только с появлением человека современного вида. При описании древних гоминид отмечалось, что по величине мозга некоторые группы неандертальцев не уступали современному человеку, а превосходили его. Но структура мозга у них была гораздо более примитивной, в частности лобные доли отличались заметной уплощенностью. А именно в них расположены центры высших функций мышления — ассоциации, образования абстрактных понятий и т. д. Поэтому можно достаточно определенно утверждать, что мышление человека сделало существенный скачок при переходе от раннего палеолита к позднему, а вместе с ним прогрессивные преобразования претерпела и звуковая речь. Они, по-видимому, выражались в полном овладении человеком артикуляцией отдельных звуков и в значительной дифференцировке слов вслед за дифференциацией понятий. Именно с периода позднего палеолита можно говорить о системах языка, в эволюционном отношении не отличающихся от тех, которые мы знаем в современном обществе.
К содержанию учебника «История первобытного общества» | К следующему разделу
В этот день:
- Дни рождения
- 1845 Родился Алексей Кириллович Кузнецов — революционер, общественный деятель, краевед, археолог, просветитель. Вместе с другими членами революционного кружка С.Г. Нечаева «Народная расправа» участвовал в убийстве студента Иванова и был приговорен к каторжным работам сроком на 10 лет с последующим бессрочным поселением в Сибири. Основал музей в Нерчинске, затем в Чите (ныне Забайкальский краевой краеведческий музей имени Алексея Кирилловича Кузнецова) и в Якутске (ныне Якутский республиканский краеведческий музей им. Е. М. Ярославского). Открыл и исследовал целый ряд археологических памятников Забайкалья.
Обновлено: 30.10.2014 — 13:08
Счетчики
Как появились языки
Главная Теории языкового развития Выводы:
- Языковое развитие
- Возможно, самым значительным человеческим изобретением является язык.
- Нативистская лингвистическая теория постулирует, что каждый человек рождается с врожденными языковыми способностями
- Б. Ф. Скиннер предположил, что изучение языка похоже на изучение любого нового навыка.
- Хотя существует несколько теорий развития языка, они в основном сосредоточены на противопоставлении природы и воспитания.
Любой язык сводится к набору символов, представляющих звуки и грамматику, управляющую системой. Но вопреки тому, что вы могли бы подумать, вам не нужно знать грамматику наизусть, чтобы выучить язык.
Грамматика — это система условностей языка, часто ошибочно сведенная к одному слову « правила». Слово «правила» предполагает, что в языке сначала должен быть набор правил, а затем люди могут говорить на нем.
Однако языки так не работают. На самом деле все наоборот. Люди коллективно создают язык, затем приходят к правилам, которые его описывают и условны.
Язык подобен живому существу. Он растет, развивается и меняется с течением времени. Грамматические правила просто отражают использование языка в определенное время.
Возможно, ни один другой человек не манипулировал английским языком так, как Уильям Шекспир . Но читая пьесы Барда из Эйвона, можно встретить множество грубых грамматических ошибок, которые обычные люди не делают.
Не говоря уже о Шекспире, тогда не было такой вещи, как грамматика в том смысле, в каком мы думаем о ней сегодня. Если вы вернетесь в 16 век, вы вряд ли сможете понять английский язык, который слышите.
Действительно, изучая грамматику, вы можете развить понимание языка. Но грамматика не может объяснить
Развитие речи — это медленный процесс, который начинается в раннем детстве и позволяет детям улавливать произносимое слово и общаться.
Появление речи у детей происходит после периода значительного развития мозга. Этот термин также относится к происхождению языков и тому, почему люди в первую очередь разработали язык как средство общения.
Развитие языков — обширная область, в которой участвуют различные дисциплины. К ним относятся лингвисты, антропологи, археологи, генетики, неврологи и компьютерщики, и это лишь некоторые из них.
Возможно, самым значительным человеческим изобретением является язык.
Сегодня в мире говорят на тысячах языков. Есть 7,111 , если быть точным, и это число постоянно меняется.
Насчитывается менее 1000 носителей, 40% языков (2895) считаются «находящимися под угрозой исчезновения».
Благодаря развитию речи мы можем передавать глубокие смыслы. Мы можем сообщать сложные идеи, которые помогают нам строить мир вокруг нас.
Без языка цивилизации может и не быть. Не может быть ни науки, ни искусства. Или у нас никогда не будет технологий, Интернета или Google!
Овладение языком у детейОбычно для родителей это волнительное событие, когда их ребенок произносит свои первые слова .
Хотя мы не можем знать наверняка, когда именно детский лепет превращается в слова со смыслом. Вскоре ребенок превращается в болтуна, начинает понимать звуки и усваивает новые слова, которые используются бессистемно.
Затем слог за слогом и слово за словом накапливается существенный словарный запас, и действующий язык становится легко доступным. Также возможно овладеть вторым языком и третьим.
В этом отношении у человеческого мозга может не быть крыши.
Говоря об этом, предстоит проделать большую работу для понимания систематического механизма развития речи в мозгу. Это потому, что мы мало знаем о том, как работает мозг.
Но ученые точно знают, что система областей мозга работает вместе при усвоении и использовании языка.
угловая извилина, зона Вернике, островковая кора, базальные ганглии и мозжечок все вовлечены в процесс овладения языком. Но это еще не все.
Чтобы прочитать слово, вы должны сначала увидеть его через зрительный зрительный нерв и зрительную кору . Например, при чтении шрифтом Брайля задействована сенсорная кора . Вы не можете слушать чью-то речь без слуховой коры .
Большинство из нас считает само собой разумеющимся способность выучить и использовать язык. Тем не менее, язык на самом деле довольно удивительная человеческая способность. Чтобы сформулировать или написать одно слово, требуется значительная нейронная и мышечная активность.
Подробнее: Какое самое короткое английское слово? Пять теорий языкового развитияПри обсуждении теорий языкового развития не с чего начать. Многие школы мысли развились и повлияли на историю овладения языком как академической дисциплины.
Давайте рассмотрим пять основных теорий и подходы, которые дают нам представление о феномене языка.
1. Теория Дэниела Эверетта: язык избавляет от коммуникативного зудаВыучить и использовать язык — это нечто, а изобрести его с нуля — совсем другое. А вот и homo Erectus !
Феномен языка, возможно, начался не с нас, homo sapiens .
По словам лингвиста Дэниела Эверетта , прошло почти два миллиона лет с тех пор, как «человек прямоходящий» впервые начал издавать осмысленные звуки.
Homo erectus считается первым видом человека, к которому также относятся homo sapiens и неандертальцы.
Эти ранние гоминиды обладали большим мозгом, ходили прямо и были первыми охотниками-собирателями. Они путешествовали группами по островам, и океан не мог им помешать.
Эректус нуждался в языке, потому что им приходилось передавать более сложные идеи, чем просто указывать на мамонта, чтобы предупредить охотничью группу.
«Вам нужно общение с помощью символов, а не только мычание», говорит Эверетт. «Они сделали слишком много, чтобы это было просто общением, которое мы видим у других видов без символов».
Свидетельства поселений, найденные на острове Флорес в Индонезии, позволяют предположить, что Эректус собирались группами — на плотах.
Они пересекли сильные течения, окружающие остров. Для этого им нужно было вместе грести и знать, когда остановиться. Homo erectus нуждался в «словах», чтобы отдавать команды и инструкции.
Голосовой аппарат Homo erectus был подобен гориллам, поэтому они не могли издавать все звуки, которые можем издавать мы. Их языковых способностей было достаточно, чтобы сделать их одним из самых успешных видов, когда-либо ходивших по Земле.
Они бродили по планете более 2 миллионов лет. Целых 350 000 лет мы не жили, кроме одной шестой части времени.
2. Нативистская лингвистическая теория Хомского: универсальная грамматикаРабота Эвертта предполагает, что язык является социальный инструмент , который люди разработали для общения и обмена знаниями для решения проблем. Лингвист Ноам Хомский, однако, считает язык врожденным.
Что такое грамматика?
Это «Вся система и структура языка или языков в целом, Обычно взята как , состоящий в из Синтаксис и Morphology (в том числе интенсивные) (в том числе интенсивные) (в том числе интенсивные) (в том числе интенсивность) и (в том числе интенсивные. также фонология и семантика».
Для Хомского, сформулировавшего концепцию универсальной грамматики , язык имеет генетический компонент.
Нативистская лингвистическая теория постулирует, что каждый человек рождается с врожденными языковыми способностями. Эта теория, впервые предложенная Хомским, предполагает, что мозг человеческого младенца появляется на свет уже оснащенным системами для изучения языка.
Хомский полагает, что мог существовать один главный язык, который послужил источником всех других языков.
Ребенок появляется на свет с предпосылками для изучения языка. А именно, встроенный инструмент Хомский называет Language Acquisition Device (LAD).
Это мозговое устройство позволяет ребенку быстро приобретать лингвистические способности. Стоит отметить, что LAD Хомского — это гипотетическая концепция. Нейробиологи не признают такой области мозга.
3. Бихевиористская теория Б. Ф. Скиннера
Иннатистская или нативистская теория приписывает появление языка нейронной мутации, произошедшей давным-давно у одного человека. Эверетт считает, что она родилась из более социальной необходимости, медленно формируемой многими людьми.
Это означает, что не существует универсальной грамматики, общей для всех языков и из которой они черпают свои лингвистические подсказки. Представление об универсальной грамматике и врожденности языковых способностей также противоречит бихевиористской концепции языка.
Американский бихевиорист и психолог Б. Ф. Скиннер разработал бихевиористскую теорию овладения языком.
Эта теория предполагает, что изучение языка очень похоже на изучение любого нового навыка посредством наблюдения, подражания, повторения, ошибок, поощрений и наказаний. Или то, что Скиннер называет оперантным обусловливанием.
Теоретики поведения утверждают, что развитие речи — это выученное поведение. Когда младенцы впервые заговорят, они пытаются подражать поведению своих родителей и окружающих их взрослых.
Язык будет развиваться как реакция на стимулы из окружающей среды. Обнять ребенка за его или ее первое слово — это награда, которая подталкивает его дальше по кривой обучения.
Дети в школе могут быть вознаграждены или наказаны за процесс изучения языка.
Однако Хомский не является поклонником бихевиористской теории, потому что он утверждает, что она не касается синтаксического усвоения.
4. Социальная интеракционистская теория Выготского
Социальная интеракционистская теория основана на работе советского психолога Льва Выготского .
Основное понятие этой теории состоит в том, что язык имеет социальное происхождение. В этом отношении она имеет некоторое сходство с моделью Эверетта.
Эта концепция предполагает, что ребенок с рождения постоянно занимается социальных взаимодействий , что позволяет ему развивать высшие когнитивные функции, а именно язык и мышление.
Согласно модели социального развития Выготского, сначала идут социокультурные взаимодействия, затем познание и развитие речи.
5. Конструктивистская теория Пиаже
Для Жана Пиаже , швейцарского психолога, язык возникает не только благодаря генетической предрасположенности или
конструктивистской теории Пиаже , что язык создается в результате когнитивного развития. Другими словами, люди развивают свои языковые навыки и строят общие знания на основе собственного опыта.
Помимо развития речи, теория Пиаже сосредоточена на понимании природы самого интеллекта. Он определяет четыре стадии когнитивного развития:
- Сенсомоторная стадия: от рождения до 2 лет
- Предоперационная стадия: от 2 до 7 лет
- Бетонная стадия эксплуатации: от 7 до 11 лет
- Стадия формальной эксплуатации: 12 лет и старше
Здесь мы едва коснулись поверхности. Есть несколько других теорий, каждая со своим уникальным подходом. Как и сами языки, мысли о них могут пересекаться и взаимно оплодотворяться.
Что такое теория созревания языкового развития?
Американский педиатр, доктор Арнольд Гезелл , в 1925 году представил Теорию созревания детского развития . Его теория сосредоточена на том, как генетика влияет на развитие и другое поведение.
Гезелл считал, что человеческие навыки — адаптивные , моторные и языковые — развиваются и раскрываются естественным образом на основе нашего биологического строения.
Как бы то ни было, он не оставил без внимания влияние факторов окружающей среды на развитие ребенка. Однако клинический психолог был убежден, что они менее влиятельны, чем генетика .
Итак, Гезелл сосредоточил свое исследование на физиологическом развитии детей, которое он назвал
По мнению педиатра, скорость развития детей зависит в первую очередь от роста их нервной системы. И это включает головной мозг , спинной мозг спинной мозг и сложную сеть нервных волокон .
Теории овладения языком Гезелла о взрослении предполагают, что вехи языкового развития происходят в возрасте от 40 недель до пяти лет.
- 0-50 недель: Ребенок издает осмысленные звуки.
- 1–2 года: ребенок использует более длинные фразы и простые предложения.
- 2–3 лет: Ребенок начинает общаться полными предложениями.
- 3–4 лет: ребенок использует язык как инструмент для расширения своих знаний о мире.
- 4–5 лет: ребенок владеет базовым языком.
Гезелл также отметил, что дети в возрасте до 10 лет эмоционально предрасположены к изучению второго или третьего языка. И это потому, что на этом этапе развития они все еще воспринимают язык как развлечение.
В чем сходство и различие теорий языкового развития?
Психологические теории языкового развития имеют одну общую черту. И это фокус на том, как генетика и окружающая среда могли повлиять на развитие языка. Действительно, исследователи считают, что овладение языком отчасти является врожденным, а частично приобретается в процессе взаимодействия. Однако каждая теория языкового развития придает разную степень важности природе и воспитанию.
Например, бихевиористская теория Б. Ф. Скиннера фокусируется на том, как окружающая среда влияет на овладение языком. Точно так же теория социального взаимодействия Выготского подчеркивает влияние воспитания на языковое развитие.
Теория Дэниела Эверетта, с другой стороны, исследует генетическую предрасположенность языкового развития.
При этом большинство теорий языкового развития полагают, что овладение языком является сочетанием природы и воспитания.
Подробнее: Почему английский входит в число «странных языков» мира
Развитие речи и грамотности в понимании развития ребенка
Введение
Развитие речи и грамотности являются основными областями развития детей раннего возраста. Они включают в себя развитие навыков, используемых для общения с другими людьми посредством языков (развитие языка), а также способности читать и писать (развитие грамотности). Примером развития языка и грамотности в обучении детей является умение говорить на родном языке своих родителей и читать основные слова на этом языке. Этот тип развития начинается с рождения, хотя младенцы еще не могут говорить с помощью языка. В следующей статье рассматриваются ключевые области знаний, которые необходимо иметь в отношении развития речи и грамотности в раннем детстве, включая ключевые концепции, способы, которыми взрослые, осуществляющие уход, могут поддерживать развитие речи и грамотности у младенцев и детей младшего возраста, а также распространенные коммуникативные расстройства.
Ключевые понятия
Язык определяется как «система символов, используемая для общения». 2 В связи с этим двуязычие — это способность говорить как минимум на двух языках. Дети рождаются со способностью мозга изучать язык, потому что это врожденная особенность человеческого мозга. Области мозга, ответственные за развитие речи, — это зона Брока, , которая контролирует производство речи, и зона Вернике, , который контролирует понимание и когнитивную обработку языка 2 .
Язык развивается в результате взаимодействия детей с окружающими их людьми. Например, младенец слышит, как его или ее мать разговаривает непосредственно с ним или с ней, а также с другими людьми. Слушание речи матери может побудить ребенка попытаться имитировать звуки, которые он или она слышит с течением времени. Кроме того, ребенок быстро узнает, какие слова связаны с определенными предметами или людьми, а какие слова могут вызывать определенные реакции у других.
Грамотность определяется как способность читать и писать 1 . Как и язык, грамотность развивается в результате взаимодействия ребенка с другими людьми. В раннем детстве, например, грамотность может развиваться посредством слушания историй, прочитанных из книг, и показа детям картинок со словами. Важно, чтобы взрослые не пытались навязать детям уровень чтения взрослых в их раннем развитии, так как это считается неподходящим для развития и может на самом деле работать против здорового развития
Способы поддержки развития языка и грамотности в раннем детстве
Есть простые способы, с помощью которых взрослые, осуществляющие уход, могут помочь в развитии языка и грамотности в раннем детстве. Один из способов сделать это — через книги. Следующие советы помогут поддержать здоровое развитие детей в этой области с помощью книг 1 :
- Включите книги и чтение в распорядок дня, как часть ритуала перед сном ребенка.
- Помните, что у очень маленьких детей может не хватить концентрации внимания, чтобы высидеть длинные книги; чтение книги частично все еще полезно.
- Используйте все формы словесного выражения для чтения детям, включая чтение, пение и обсуждение содержания книг.
- Свяжите истории из книг с жизнью ребенка (т. е. персонализируйте их).
- Когда дети подрастут, покажите им слова, которые вы читаете, по мере того, как вы их читаете.
- Вовлекайте детей в чтение, задавая им вопросы по ходу чтения или позволяя им рассказывать истории.
- Имейте в виду, что то, что нравится маленьким детям в книгах, отличается от того, что нравится детям постарше; например, книги с яркими цветами, крупным шрифтом и множеством новинок больше нравятся маленьким детям.
Коммуникативные расстройства
У некоторых детей языковое развитие происходит не так, как обычно, и может возникнуть коммуникативное расстройство. Такие расстройства характеризуются дефицитом навыков речи, слушания и/или общения у детей
- Расстройство экспрессивной речи – включает неправильное использование слов и времен, проблемы с формированием предложений (что типично для возраста ребенка) и ограниченный словарный запас
- Фонологическое расстройство – включает проблемы с правильным произношением и выделением звуков (например, ребенок с этим расстройством может заменять один звук другим)
- Заикание – трудности с синхронизацией звуков и слов, что снижает общую беглость речи; заикающийся ребенок может часто останавливаться в середине речи или повторять одни и те же слова несколько раз во время разговора.
- Дислексия — это считается неспособностью к обучению и не обязательно коммуникативным расстройством, хотя может влиять на коммуникацию; это связано с трудностями с разделением отдельных звуков, содержащихся в словах, и особенно затрудняет чтение.
- Дисграфия – T считается неспособностью к обучению и не обязательно коммуникативным расстройством, хотя может влиять на коммуникацию; это связано с трудностями при письме — проблемы с правописанием, правильным почерком или выражением мыслей в письменной форме .
Заключение
Язык и грамотность являются основными областями развития детей младшего возраста. Это связанные области, но они относятся к разным вещам. Развитие языка включает в себя развитие навыков, используемых для общения с другими людьми с помощью языков, в то время как развитие грамотности включает в себя умение читать и писать. Дети рождаются со способностью к развитию в этих областях. Есть простые способы, которыми взрослые могут поддержать это развитие. В дополнение к пониманию основных моделей поведения взрослые также должны знать о распространенных коммуникативных расстройствах, которые могут препятствовать развитию речи и грамотности.
Вехи развития
Введение
Вехи развития — это типичные изменения, происходящие у детей по мере их взросления с рождения на протяжении всего детства. Они достигаются в разное время для разных детей и могут быть затронуты отклонениями в развитии. Исследования помогли пролить свет на вехи развития, которые происходят у большинства детей во всех основных сферах развития, включая физическое, когнитивное, эмоциональное/социальное и языковое/грамотное развитие. В следующем разделе представлены основные вехи, которых младенцы и дети младшего возраста должны достичь в первые пять лет жизни.
Вехи физического развития
Физическое развитие является основной областью развития детей раннего возраста. Он охватывает биологическое развитие тела, такое как рост тела и развитие органов, а также навыки, которые выполняются с помощью тела. В следующей таблице представлены основные вехи, которые обычно достигаются в физическом развитии в раннем детстве.
Возраст | Вехи |
К 2 месяцам | Может начать держать голову Начинает отжиматься, когда лежит на животе Движения конечностей становятся более плавными |
К 4 месяцам | Может устойчиво держать голову без опоры Упирается ногами в твердые поверхности Может начать пролонгацию Может хватать и удерживать игрушки |
К 6 месяцам | Может переворачиваться в обоих направлениях Может сидеть без поддержки Может поддерживать собственный вес на ногах; также может подпрыгивать вверх и вниз |
К 9 месяцам | Может стоять, держась за что-нибудь для поддержки Может маневрировать телом в сидячее положение Может ползать |
К 1 году | Может ходить, иногда нуждается в поддержке ближайших предметов Может стоять и/или ходить, не держась за |
К полутора годам | Может ходить без поддержки Может подниматься по лестнице или бегать Можно пить из чашки Может нести предметы, такие как игрушки, во время ходьбы Можно есть с посудой |
К 2 годам | Больше координации (например, может бить или бросать мяч) Может подниматься по лестнице Может рисовать и раскрашивать |
К 3 годам | Может легко подниматься по лестнице, бегать и т. д. Можно использовать велосипед (например, трехколесный велосипед, велосипед с тренировочными колесами) |
К 4 годам | Может прыгать и стоять на одной ноге Может ловить мячи с большей точностью Может есть с большим контролем (например, наливая собственный сок) |
К 5 годам | Может прыгать, прыгать и стоять на одной ноге длительное время Может выполнять сложные движения (например, сальто, лазание) Можно пользоваться туалетом Можно использовать больше посуды во время еды |
Источник: Адаптировано из информации Центров по контролю и профилактике заболеваний 1
Вехи когнитивного развития
Когнитивное развитие является основной областью развития детей раннего возраста. Познание включает в себя работу ума или мышления. Примеры когнитивного развития в детстве включают в себя то, что дети учатся различать поведение, которое будет вознаграждено, от поведения, которое будет наказано их родителями, а затем принимают решения (например, следовать указаниям) на основе этих рассуждений. В следующей таблице представлены основные этапы когнитивного развития, которые обычно достигаются в раннем детстве.
Возраст | Вехи Хотите узнать больше? Почему бы не пройти онлайн-курс раннего развития детей? |
К 2 месяцам | Лица уведомлений Может начать отслеживать людей и предметы глазами Может выражать скуку без новизны (например, плач) |
К 4 месяцам | Может выражать радость и печаль Может отвечать на привязанность других Может узнавать знакомых людей и предметы |
К 6 месяцам | Может намеренно подносить предметы ко рту Может передавать предметы обеими руками Выражает большее любопытство к окружающей среде |
К 9 месяцам | Может искать скрытые объекты (может найти, а может и не найти) Может смотреть на предметы, когда они падают Может играть в прятки |
К 1 году | Может легко найти спрятанные предметы Исследует новыми способами (например, бросает, стучит по предметам) Может копировать жесты других людей Может следовать простым указаниям |
К полутора годам | Может понимать назначение предметов (например, телефона, тарелки) Может указывать на предметы, чтобы выразить интерес Может следовать большему количеству указаний |
К 2 годам | Может различать формы, цвета и т. д. Может запоминать и запоминать содержание книг и песен Может следовать более сложным направлениям |
К 3 годам | Может играть в притворные игры Может понимать значение чисел Может решать задачи (например, как сложить кусочки головоломки или блоки вместе) |
К 4 годам | Может называть цвета, буквы, цифры и т. д. Может запоминать сюжеты Может различать более сложные идеи (например, одинаковые и разные) Может играть в более сложные игры (например, настольные, карточные) |
К 5 годам | Может считать Может рисовать более сложно Может понимать повседневные сценарии (например, ходить в школу, делать покупки в продуктовом магазине) |
Источник: Адаптировано из информации Центров по контролю и профилактике заболеваний
Вехи эмоционального и социального развития
Эмоциональное и социальное развитие являются основными областями развития детей раннего возраста. Этот тип развития имеет решающее значение для функционирования человека и укоренен в биологии человека, а также имеет решающее значение для здорового функционирования на протяжении всей жизни. В следующей таблице представлены ключевые этапы эмоционального и социального развития, которые обычно достигаются в раннем детстве.
Возраст | Вехи |
К 2 месяцам | Может улыбаться другим Может успокаивать себя |
К 4 месяцам | Любит игры и новизну Может копировать выражение лица |
К 6 месяцам | Может распознавать незнакомых и знакомых людей Может реагировать на эмоции других Может узнавать себя в зеркале |
К 9 месяцам | Может привязываться к воспитателям и бояться незнакомцев Возможно, у вас появились любимые игрушки |
К 1 году | Может привлекать внимание звуками и действиями Может бояться новых ситуаций или ухода опекуна Может отдавать предпочтение вещам или людям |
К полутора годам | Может впадать в истерики Может играть в притворные игры Может многое исследовать, но может нуждаться в уходе |
К 2 годам | Может копировать поведение других Становится более независимым Может не подчиняться правилам или сопротивляться |
К 3 годам | Может проявлять привязанность к сверстникам Имитирует действия других Может проявлять сочувствие Более широкий диапазон эмоционального выражения |
К 4 годам | Становится более творческим Показывает и выражает свои интересы Проявляет больший интерес к игре с другими, чем в одиночку |
К 5 годам | Проявляет интерес к друзьям и стремится доставить им удовольствие Обладает гендерной осведомленностью Соблюдение правил больше, чем неподчинение более раннему возрасту |
Источник: Адаптировано из информации Центров по контролю и профилактике заболеваний 1
Вехи в развитии языка и грамотности
Развитие языка и грамотности являются основными областями развития детей раннего возраста.