Трудности в обучении первоклассников. Почему они возникают?
1. Не слышит учителя.
Если ребенок плохо слышит не только на уроке, но и в повседневной жизни, не понимает обращенную речь, когда не видит лица говорящего – можно предположить, что у него имеет место снижение физического слуха. Установить его степень может лор-врач, а наблюдать и лечить – врач-сурдолог. Кроме того, возможно, ребенок плохо слышит по другим причинам, например, из-за патологии органов дыхания. Он может иметь трудности включения в учебный процесс: не понимать и не принимать учебную ситуацию в силу психологической незрелости, несформированности учебной мотивации. Допустим, ребенок пришел в школу играть и общаться, а не учиться. Кроме того, многие дети не умеют себя вести в классе, их нужно этому учить. Бывают дети, которые не могут сосредоточиться, когда в классе шумно. Такому ребенку требуется стимулирующая помощь учителя: ободрение, похвала, установка на успех, а также щадящий режим, дополнительные занятия в менее отвлекающей обстановке. Возможно, ребенок физически ослаблен; в семье не обеспечивается режим дня и питания, нарушена формула сна. Это тоже не позволяет ему сосредоточиться на необходимый отрезок времени и слушать учителя. Напоминаем, что ребенку семи лет, особенно в период адаптации, необходимо спать не менее 10 часов.
2. Плохо понимает скрытый смысл текста, с трудом решает задачи.
В этом случае у ребенка отмечается недостаточный уровень словесно-логического мышления. Возможно, это временная задержка развития, и ребенку просто нужно помочь ее преодолеть. Определить причины и спланировать индивидуальную работу помогут специалисты: психолог, дефектолог, логопед. Однако, возможно, причины гораздо серьезнее — незрелость или повреждение центральной нервной системы. В этом случае необходима также врачебная помощь.
3. Ходит по классу во время урока; сидит под партой, кривляется и т.п.
Возможно, это гиперактивный ребенок, который просто не в силах усидеть за партой даже 30 минут. Поможет смена видов деятельности, физкультминутки, релаксационные паузы. Может потребоваться и помощь невролога. Объясните родителям, что подвижных детей не стоит насильно заставлять выполнять какие-то дополнительные задания. Гораздо важнее набраться терпения и сделать уроки! Развитие памяти, внимания, фонематического восприятия, мелкой моторики, звуко-буквенный анализ – все это можно делать в любой обстановке: призовите свою фантазию! Это касается и учителя, и родителей. Причиной может оказаться и незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность навыков учебной деятельности или протестная реакция на сложное задание.
4. Ребенок, сидя за партой, не удерживает рабочую позу; сидит за партой в вычурной позе.
У таких детей, как правило, наблюдается также неловкость в движениях (общих и мелких), много лишних движений, затруднено выполнение тонких движений руки. При письме ребенок двигает языком или ногами, поднимает, напрягает плечи. При чтении принимает неестественную позу; следя глазами, задерживает дыхание. Все эти непроизвольные движения, неадекватные выполняемому действию, говорят о склонности ребенка к навязчивостям. Необходимо выполнять упражнения, восполняющие функциональную недостаточность структур мозга, координирующих и регулирующих движения. На коррекционых занятиях эти дети должны ползать, маршировать, делать перекрестные движения, отбивать ритм, выполнять ритмичные движения в сочетании с речью (стихи, речевки, чистоговорки), учиться действовать (или воздерживаться от действия) по условному сигналу, осваивать дыхательную гимнастику и ряд специальных упражнений. Многое из этого могут применять как учителя, так и родители. Вместе с тем, чередуя умственную нагрузку с динамическими паузами (физкультминутками), следует приучать ребенка сохранять рабочую позу в течение всё более длительного промежутка времени. В течение урока напоминайте детям о правильной посадке за партой: спину держим прямо, плечи ровно, голову прямо. Традиционная рабочая поза сохраняет так называемую «спинномозговую вертикаль», что является необходимым условием умственной работоспособности ребенка.
5. При письме рука устает; дрожит; слабеет; тяжелеет; сильно напрягается.
Низкий уровень физиологической готовности к обучению. Это может быть связано с состоянием физической ослабленности (часто болеющий ребенок). Нередко первоклассники испытывают повышенную тревожность и ответственность, страх перед оценкой (вплоть до неврозов). Атмосфера благожелательности, положительный эмоциональный настрой в классе и дома – необходимое условие успешности таких детей. Поговорите с родителями: никаких переписываний, домашнее задание выполняется один раз, после отдыха, в хорошем настроении. Есть масса способов развить мелкую моторику и укрепить мышцы кисти, не доводя состояние ребенка до необходимости вмешательства врачей и массажистов.
6. Любое замечание учителя, снижение оценки вызывает слезы.
Причиной может быть неустойчивость, неуравновешенность психики, незрелость эмоционально-волевой сферы. Возможно, ребенок физически ослаблен, плохо себя чувствует. Нередко встречаются дети с повышенной эмоциональной чувствительностью, восприимчивостью. Повышение голоса и строгий взгляд вызывает у таких детей стрессовую реакцию, они теряются, ведут себя неадекватно. Соразмеряйте свое воздействие!
Ребенок должен знать и чувствовать, что его понимают, верят в его будущие успехи – и они обязательно придут. Очень важен настрой семьи. Нельзя завышать требования. «У тебя будут только пятерки» — крайне неконструктивная установка. Возможны также случаи, когда требуется наблюдение у невролога.
7. Говорит кратко, очень тихо.
Скорее всего, это замкнутый, стеснительный, неуверенный в себе ребенок. Дайте ему время привыкнуть, не настаивайте сразу на развернутых высказываниях. Практикуйте хоровые ответы, с соревнованием по рядам и т.д. Ситуация успеха, освоение навыков общения, поощрение устной речи постепенно снимут проблему. Однако встречаются дети с нарушением голоса – проконсультируйтесь с логопедом или лор-врачем. Существуют и логофобии — боязнь говорить в силу каких-либо речевых нарушений. Причиной может быть и задержка психоэмоционального развития.
8. Говорит очень громко.
Может быть следствием нарушения физического слуха (см. пункт 1). Встречается также громкий голос по физиологическим причинам. Особенности речевой среды в семье могут сформировать привычку говорить громко, кричать без надобности. Однако чаще всего у ребенка нарушены или не сформированы механизмы саморегуляции – а это значит, что требуются меры коррекционного и воспитательного свойства.
9. Затрудняется в исполнительной стороне графических функций (трудности формирования процесса письма).
Обычно это следствие недостаточности фоновых компонентов психической деятельности: плавности, переключаемости, удержания уровня тонуса. С точки зрения нейропсихологии это проблемы в подкорковых структурах мозга. Желательна консультация специалиста. Все чаще встречаются дети с несформированностью пространственных представлений, зрительного восприятия.
В основе трудностей обучения письму может лежать несформированность моторных действий, которая проявляется как неловкость крупных и — особенно — мелких движений: способность манипулировать мелкими предметами, держать карандаш, рисовать простые линии. При обучении таких детей письму следует обратить особое внимание на темп письма. Все задания дети должны выполнять в медленном темпе, получив четкую инструкцию. Прописи с рабочей строкой 4 мм не рекомендуются. Противопоказаны программы интенсивного обучения.
10. При чтении не может плавно прочитать фразу, сбой дыхания. Спотыкается на первом слоге или букве, «застревает».
Возможные причины: нарушение дыхательной функции из-за снижения объема жизненной емкости легких, слабый тип нервной системы, замедленный темп деятельности. Таким же образом может проявляться дизартрия (см. пункт 14). В тяжелых случаях можно заподозрить развитие невроза, включая логоневроз (речевой невроз). Как правило, эти дети имеют легкие функциональные или органические нарушения нервной системы, в частности, алалию или дизартрию. Погоня за скоростью чтения может сыграть крайне отрицательную роль в развитии и обучении таких детей. Трудности усугубятся, сформируется стойкое специфическое нарушение чтения – дислексия.
11. Очень долго делает уроки, не успевает писать за учителем, замедленный темп деятельности.
Медлительный ребенок постепенно врабатывается в учебный материал, его трудно переключить на другое задание. Он «долго раскачивается», зато потом быстро работает. Желание взрослых подгонять такого ученика приводит к тому, что он начинает нервничать и еще дольше не может вникнуть в работу. Родители и педагоги относят это на счет упрямства, однако в спокойной обстановке ребенок способен переключиться на новый вид деятельности гораздо быстрее. У такого ребенка предыдущая инструкция может наложиться на последующую и привести к путанице. Он плохо справляется с короткими и быстрыми самостоятельными работами, а учителя и родители считают, что ребенок ленится и может работать, «когда захочет». При медленном темпе работы значительно лучше обучается.
Другая возможная причина — повышенная утомляемость, истощаемость. На уроке надо дать возможность ребенку работать в свойственном ему темпе, вместе с родителями формировать навыки организации учебного труда. Необходимо строгое соблюдение режима дня, достаточный отдых. Отсутствие мотивации, интереса к учебе. Попробуйте разобраться в проблемах ребенка совместно с родителями и психологом. Так же будет проявлять себя ребенок с повышенным внутричерепным давлением, что требует лечения у невролога.
12. Частые слезы, не хочет идти в школу, боится отвечать у доски, скован.
Возможно, «виноваты» индивидуальные свойства ребенка: слабость нервной системы, повышенная тревожность, неуверенность в своих силах. В этом возрасте, особенно в связи с изменением социальной ситуации (новая обстановка, незнакомые взрослые и сверстники), у детей может проявиться сильная привязанность и даже зависимость от матери. Возможно, ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к школьной обстановке, установить положительно-эмоциональный контакт с учителем. Учитель – главная фигура для первоклассника! Ни в коем случае не стыдите ребенка, не сравнивайте с более успешными одноклассниками, станьте соавтором его первых школьных успехов.
13. Зеркальное письмо: переворачивает буквы, цифры или начинает писать (чертить) справа налево.
Основные причины: несформированность зрительно-пространственных представлений. Нарушение зрительного восприятия. Скрытая или явная леворукость.
Несвоевременное формирование процесса левополушарной латерализации (установление доминантной роли левого полушария головного мозга) может стать источником неудач в становлении письменной речи. К моменту обучения грамоте у ребенка должна уже быть определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества, при попытках насильно заставлять леворукого ребенка писать правой рукой затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности, что неизбежно приводит к проблемам.
Если с течением времени ребенок дает все больше зеркальных переворотов букв, пишет неразборчиво, то нужно обратиться к специалистам. Однако есть и меры развивающе-профилактического характера, о которых пойдет речь в другой главе.
14. Нечеткая «смазанная» речь; когда говорит, мышцы, лица, губ, языка вялые или, наоборот, слишком напряженные. Бывает повышенное слюноотделение. Волнуясь, затрудняется в произнесении сложных слов.
Возможно, это признаки нарушения двигательной функции органов речевого аппарата (язык, губы, небо), т.е. дизартрия. Это может установить логопед или врач-невролог. Такому ребенку требуется лечение и индивидуальный подход. Нельзя форсировать процессы овладения чтением и письмом, навыки следует формировать постепенно, «не гнаться» за скоростью чтения.
15. Плохо запоминает стихи, услышанный или прочитанный текст.
Недостаточный уровень развития памяти, внимания. Может быть, у ребенка не сформирован навык произвольного запоминания. Если ребенок плохо запоминает со слуха – ему поможет зрительная опора, работа с зеркалом, проговаривание (особенно одновременно с ритмичными движениями).
То, что мы считаем плохой памятью, может быть следствием недоразвития мыслительных процессов, недостаточности активного словаря, слабого воображения (не может представить то, о чем говорится).
16. Плохо различает на слух близкие по звучанию звуки речи, не дифференцирует мягкие и твердые согласные; все это сказывается на письме и чтении.
Признаки крайне низкого уровня сформированности фонематического восприятия. Нужна помощь логопеда, совместная работа логопеда и учителя.
Часто встречается у левшей, коррекции поддается только при регулярных интенсивных занятиях.
17. На письме сложности с правильным употреблением предлогов, трудности с математикой.
Несформированность пространственных ориентировок: выше-ниже, ближе-дальше, справа-слева, между, над-под и т.д. Начинать нужно всегда со схемы собственного тела. В формировании пространственных представлений у детей неоценимую помощь может оказать учитель физкультуры. Занятия танцами, ритмикой, гимнастикой (особенно ушу) также показаны. Пространственные представления – совершенно необходимый базис полноценного освоения ребенком закономерностей языка и элементарной математики.
18. В письменных работах пропускает буквы.
Слабая концентрация внимания; несформированность приемов самоконтроля; индивидуальные особенности. С точки зрения нейропсихологии, причина – в трудностях поддержания тонуса коры головного мозга в активном рабочем состоянии. Отсюда – несформированность регуляторных механизмов контроля собственных действий. У такого первоклассника затруднено формирование связей «звук – буква». Сформированный акт письма предполагает однозначную взаимосвязь на уровне коры головного мозга между услышанным звуком («фонема»), произнесенным звуком («артикулема»), увиденной буквой («графема») и способом написания этой буквы («кинема»).
Проблема может быть обусловлена нарушениями развития устной речи ребенка: поздно заговорил, двуязычная семья, в семье снижена культура речи и др.
19. Невнимателен, рассеян; не может долго сидеть на месте, сосредоточиться на задании. Не понимает инструкцию с 1-го предъявления («от доски»).
Низкий уровень развития произвольности; сниженный уровень объема и устойчивости внимания; недостаточность слухоречевой памяти; преобладающая мотивация — игровая. Здесь можно порекомендовать: систему пошаговых инструкций (не более 5 слов), ориентированных на близкие цели. Например: 1) открыть тетрадь, 2) взять ручку и т. д. Перед выполнением каждого задания следует давать дополнительную мотивацию: «для чего мы выполняем задание? Чтобы…» Развивать способность запоминать на слух ряды слогов, слов, затем словосочетания, короткие фразы. Полезно включать в учебную ситуацию игровые моменты.
Если вы замечаете, что ребенок к тому же быстро утомляется, плохо переносит шум, яркий свет, духоту, не воспринимает громкий голос, яркие образы, его укачивает в транспорте, то, возможно, у этого ребенка имеется минимальная мозговая дисфункция (ММД). Такие дети могут страдать головными болями, а к концу учебного дня — перевозбуждаться, становиться слишком подвижными, неуправляемыми. Нередко эти дети, что называется, «без тормозов». Степень проявлений признаков ММД сильно меняется в зависимости от состояния здоровья, окружающей обстановки, времени года. Детям с ММД необходимо постоянное наблюдение и лечение у невролога, а также помощь психолога, дефектолога.
20. Испытывает трудности при решении математических задач.
Низкий уровень развития общего интеллекта. Плохо понимает грамматические конструкции («Если… то», «Для того чтобы…» и др.). Несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления. Требуются дополнительные занятия, обследование у психоневролога.
21. Испытывает трудности при пересказывании текста.
Не сформировано умение планировать свои действия, слабо развито логическое запоминание, низкий уровень речевого развития, низкий уровень развития образного мышления (логических операций), снижена самооценка, другие психологические причины. Комплекс дополнительных упражнений.
22. Ребенок-левша.
Сама по себе леворукость не всегда является фактором риска и не требует специальной программы обучения. Часто ребенок-левша даже более одарен, чем его сверстники. Вместе с тем в воспитании, обучении и развитии леворуких детей есть свои особенности, которые должны знать и учителя, и родители. Преобладание левой руки над правой отражает измененную («атипичную») организацию работы полушарий головного мозга. Этим и обусловлены характерные для ребенка-левши особенности поведения, умственной деятельности, моторной сферы. Есть среди них и такие, которые могут затруднить ребенку обучение в школе и вызвать негативную реакцию взрослых: ослаблены адаптивные механизмы, возможны эмоциональные срывы и неврозоподобные эпизоды поведения, повышена потребность во внимании окружающих, противопоказана спешка, снижена способность к переключению, затруднена ориентировка в тетради, на письме обилие необъяснимых ошибок, стойкие ошибки при чтении. В этих случаях следует обратиться к специалистам.
23. С первых недель обучения у ребенка выявляются трудности чтения и письма.
Вероятная причина – недостаточная сформированность таких функций, как зрительно-моторное восприятие и зрительно-моторные координации. Эти проявления функциональной незрелости ребенка не позволят ему научиться читать и писать легко и быстро. Необходимы специальная работа по комплексному развитию функций, фиксированное внимание к способу написания букв при обучении письму, медленный темп обучения, систематическая, но не длительная (10-15 минут) работа по формированию функций. В процессе обучения возможны оптические ошибки, зеркальное письмо. Темп чтения должен быть медленный, так как ребенок с трудом дифференцирует и различает близкие по конфигурации буквы, цифры.
Не рекомендуются программы интенсивного обучения, раннее (с 1 класса) изучение иностранного языка.
24. Гиперактивный ребенок. Излишне подвижный, чрезмерно деятельный ребенок при более пристальном внимании обнаруживает двигательную расторможенностъ, реактивность, которая сочетается с повышенной возбудимостью, «хаотичным хватанием» всего, что попадается на глаза, и утомляемостью. При незнакомых взрослых ведет себя так же, как и при родных. Такого ребенка легко спровоцировать на конфликт, даже в присутствии учителя. На резкое замечание дает резкий ответ. Пытается, но не может сдержать обещание; часто этот ребенок вызывает раздражение, а не сочувствие, при этом сам сильно страдает. В процессе обучения также периодически «отключается», не замечая этого. Как следствие, при неплохой памяти заучивание материала может быть затруднительным. Ребенку трудно сохранить умственную работоспособность до конца учебного дня, хотя он остается двигательно активным до позднего вечера. Сильные эмоции также могут дезорганизовать поведение такого ребенка. Гиперактивность, чаще всего, — это не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, требующий наблюдения у невролога и комплексной коррекции. Взрослые должны проявлять твердость и последовательность в воспитании, вместе с тем не давать категорических указаний и избегать слов «нет», «нельзя». Реагировать на действия ребенка нестандартно: пошутить или на время оставить его одного, спокойно повторять свою просьбу одними и теми же словами много раз. Следует неукоснительно соблюдать режим дня. Места для занятий и игр должны быть постоянными, с определенным местом для каждого предмета. В школе такой ребенок должен находиться перед глазами учителя, на первой парте прямо у доски. У него всегда должна быть возможность быстрого обращения за помощью. Важно направлять энергию ребенка в полезное русло. При благоприятных условиях признаки гиперактивности смягчаются и проходят по мере взросления ребенка.
Учитель и ученик: система взаимоотношений. Модели общения педагога с учащимися | «Образование Ямала»
Сорокина Оксана Павловна,
учитель начальных классов
МАОУ «Обдорская гимназия»,
г. Салехард
Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливою.
(К. Д. Ушинский)
Учитель и ученик — это две наиболее важные фигуры в школе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания. Наверняка, каждый молодой педагог, закончивший институт, и ещё не забывший свои школьные годы и взаимоотношений с учителями, мечтает о том, что придя в школу, он постарается стать лучшим другом для своих учеников, будет их понимать, поддерживать, направлять. Но переступив порог школы и проработав какое-то время, молодой педагог понимает, что не так-то легко осуществить свои мечты, а порой он сталкивается с рядом проблем, которые очень быстро разрушают его мечту и желание работать в школе. И это не только проблемы, связанные с преподаванием предмета, заполнением всякого рода документации, дисциплиной на уроках, а очень часто это проблемы, связанные с неумением правильно выстроить общение с учениками, а иногда и с учителями-стажистами.
Антуан де Сент-Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае – это «роскошь», в другом – профессиональная необходимость. Труд педагога относится к тому виду человеческого труда, который не возможен без общения.
В основе обучения и воспитания лежит общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.
На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения. В наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных.
1. Авторитарный
При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что в социально-перцептивном отношении, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся.
Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения.При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: «Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел». Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов.
Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль их выполнения. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.
2. Попустительский
Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Результаты его апробации — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.
Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель, в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния, осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.3. Демократический
Что касается демократического стиля, то здесь, в первую очередь, оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.
Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.
4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью
В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском — результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Театральный педагог М. О. Кнебель заметила, что педагогическое чувство «гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней…» Такой стиль общения отличал деятельность В. А. Сухомлинского. На этой основе формирует свою систему взаимоотношений с детьми В. Ф. Шаталов. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом — источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А. С. Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой – соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом.
Размышляя о вариантах взаимоотношений воспитателя с детьми, А.С. Макаренко отмечал: «Во всяком случае, никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т. п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми».
Подчеркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения – на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.5. Общение-дистанция
Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция.
6. Общение — устрашение
Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении. В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.
7. Заигрывание
Опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны — отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности. А. С. Макаренко резко осуждал такую «погоню за любовью». Он говорил: «Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением… Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска. .. не должно быть в нашей жизни… Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред…»
В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.
Общение — это процесс развития и становления отношений между субъектами, которые активно участвуют в диалоге. Речь учителя является основным средством, которое позволяет ему приобщить учеников к своим способам мышления.
Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения: учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную.
Таким образом, особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога.
Профессионально-важные качества педагогического общения
-
интерес к детям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества.
-
способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
-
гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие э зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей учащихся;
-
умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
-
умение управлять собой, управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;
-
способность к спонтанности (неподготовленной) коммуникации;
-
умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
-
хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
-
владение искусством педагогических переживаний, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на учащихся в требуемом направлении;
-
способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств.
Качества учителя, которым отдают предпочтение ученики.
Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.
Организационные качества – справедливость, последовательность, честность, уважение других.
Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать.
Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.
В старших классах популярными учителями назвали тех, которые умеют преподнести учебный материал наглядно, живо, проблематично.
Отрицательные качества учителей:
-
кричит, обрывает, не выслушивает до конца;
-
выделяет отдельных учеников;
-
придирчивый, старается наказать за каждый проступок;
-
относится как к маленьким;
-
относится неуважительно;
-
не умеет хранить тайну.
Особую роль в общении учителя с учениками имеет преподаваемый учителем учебный предмет. Нельзя забывать, что урок – это, прежде всего, деловое общение учителя с классом как с коллективом. Но урок должен одновременно быть и деловым общением учителя с каждым учеником. Советский психолог А.Н.Леонтьев писал, что проблема обучения – это, прежде всего, проблема психологии общения. Построить общение на уроке так, чтобы оно вовлекало всех учащихся класса и в то же время как бы адресовалось каждому ученику отдельно, хоть и сложно, но возможно.
Для формирования устойчивого интереса школьника к преподаваемому предмету, учителю необходимо уделять внимание, прежде всего качеству подготовки к уроку и методике преподавания. Любой школьный предмет может быть для школьника интересен, если интересно представлены идеи, темы, смысл обучения.
Для поддержания интереса к уроку, учителю необходимо разнообразить формы урока. Урок должен нести в себе творческое начало, быть средством заинтересованного общения ученика и учителя. Дети должны быть заняты весь урок.
Речь учителя должна быть не только правильной, но и искренней. Если в речи учителя много пустых деклараций, нет глубокого и разностороннего анализа жизненных ситуаций, речь изобилует штампами и банальностями, а изложение страдает сухостью и отдает схематизмом, то у учащихся быстро наступает апатия. Быстро надоедает и то, что чрезмерно упрощается, разжевывается, неоднократно повторяется. Урок – это всегда “езда в незнаемое”, даже если он посвящен повторению, закреплению пройденного материала. Он должен формировать потреб
Стратегии общения родителей и учителей | Понимание
Хорошие отношения между семьей и школой являются основным фактором положительной успеваемости учащихся. Но когда с семьями трудно связаться или кажется, что они не хотят участвовать, построение этих отношений может быть трудным.
Имейте в виду, что то, что может показаться нежеланием, не всегда означает, что семьи не хотят, чтобы занимались образованием своего ребенка. Многие семьи хотели бы принять более активное участие. Но некоторые семьи могут столкнуться со значительными препятствиями, такими как непредсказуемый график работы или иммиграционные проблемы. Для других семей их прошлый опыт может заставить их чувствовать, что школа сама создает барьеры.
Достижение всех семей начинается со встречи с ними там, где они эмоционально. Они могут по-разному относиться к партнерству между семьей и школой или иметь другие приоритеты (например, проблемы со здоровьем) в своей жизни. Эмоциональные встречи с семьями, где они есть, требуют сочувствия, задавания вопросов и рассказа о том, что у вас есть общий интерес к образованию их ребенка.
Вот некоторые распространенные барьеры, которые вы можете преодолеть, чтобы лучше взаимодействовать с семьями, и как начать это делать.
Изучите темы, выбранные нашими экспертами
Проблемы в школе
Препятствие 1: невысказанные ожидания в отношении участия семьи
Некоторые семьи не считают своим долгом активно участвовать в образовании своего ребенка. Они могут думать, что это их обязанность — привести ребенка в школу, а работа учителя — научить его навыкам и знаниям. Во многих случаях это не означает, что семья пытается избежать ответственности. Это может быть культурная разница. Или это может быть признаком уважения и доверия к вам как к учителю.
Исследования показывают, что родители, которых явно приглашают и поощряют к участию в образовании их ребенка, с большей готовностью делают это и чувствуют себя более уверенными в том, что их участие может оказать влияние. Это участие может принимать форму поддержки своего ребенка дома или участия в школьных мероприятиях.
Возможные решения: Сообщите семьям учащихся, что их участие не только приветствуется, но и поощряется.
- Сообщите семьям, что вы хотите работать с ними для достижения общей цели — помочь их ребенку развиваться. Недвусмысленно дайте им понять, что они играют решающую роль в достижении этой цели.
- Начните отношения, представившись и попросив узнать больше об их семье и их ученике. За это время спросите их, как они предпочитают поддерживать связь.
- Спросите семьи, какое участие они хотели бы принять и какая информация им нужна для поддержки обучения их ребенка.
Барьер 2: Негибкий график работы
Согласно одному обзору литературы, родители и опекуны, у которых больше гибкости, стабильности и предсказуемого рабочего времени, как правило, более вовлечены. Это потому, что они могут быть .
Но у многих семей могут возникнуть проблемы с получением отгулов с работы для участия в собраниях IEP и других школьных мероприятиях или конференциях. У них может быть негибкий или непредсказуемый график работы. Многие родители и опекуны, которые работают с почасовой оплатой, могут быть не в состоянии финансово позволить себе взять отпуск. Другие могут работать в ночную смену и полагаться на то, чтобы выспаться, пока ученики находятся в школе. А у многих родителей и опекунов может не быть доступа к электронной почте или возможности ответить на телефонный звонок на работе.
Возможные решения: Будьте гибкими в том, как и когда вы общаетесь с семьями.
- Предлагайте встречи по телефону или посредством видеоконференций вместо личных.
- Когда приходит время родительских собраний, предлагайте ранние утренние или вечерние встречи, если позволяет ваше расписание.
- Подумайте о том, чтобы поддерживать связь с семьями, используя обмен сообщениями на коммуникационной платформе, такой как «Напомнить или принять участие». Вы можете использовать эти инструменты для отправки быстрых обновлений об успеваемости учащихся.
- Сообщите семьям, что Министерство труда США заявило, что родители и опекуны могут периодически использовать Закон о семейном отпуске и отпуске по болезни (FMLA) для посещения собраний IEP.
- Рассмотрите возможность встречи в удобном для обеих сторон общественном месте, например, в библиотеке или общественном центре. (Ознакомьтесь с политикой вашей школы в отношении этого, прежде чем переходить к плану такого типа. )
Барьер 3: Ограниченные ресурсы
может истощить их ресурсы. Например, у родителей и опекунов могут возникнуть проблемы с организацией ухода за другими детьми. Или у них могут быть трудности с транспортом, в том числе ограниченный доступ к машине или общественному транспорту. Все эти факторы могут затруднить участие семей в школьных мероприятиях или встречах.
Возможные решения: Найдите творческие способы преодоления барьеров ресурсов.
- Поговорите со своей администрацией о возможности предоставления семьям проездных билетов на автобус, поезд или метро.
- Предложите организовать автобазу для семей, посещающих школьные мероприятия.
- Запишите на видео свою вечернюю презентацию «Снова в школу» и отправьте ее по электронной почте всем семьям после мероприятия. Таким образом, семьи, которые не смогли прийти лично, все еще могут получить доступ к той же информации.
- Узнайте у администратора вашей школы о сотрудничестве с такими учреждениями, как местный центр отдыха, для обеспечения ухода за детьми во время родительских собраний. Или узнайте в своем школьном округе, могут ли некоторые старшеклассники присматривать за младшими братьями и сестрами ваших учеников в вашей школе в обмен на часы общественных работ.
- Предлагайте возможности для участия, не связанные с посещением школы. Например, спросите семьи, не хотят ли они помочь с информационным бюллетенем в классе или вырезать для вас материалы, если вы отправите их домой с ребенком.
Препятствие 4: Совместное или сложное содержание под стражей
Некоторые учащиеся делят свое время между домами своих родителей. Других учеников воспитывают бабушки и дедушки или другие члены семьи, или они находятся в системе приемных родителей. Члена семьи, который кажется трудным для общения, может не быть в списке адресов электронной почты вашего класса, потому что ребенок переехал в их дом после начала учебного года. В других случаях родитель или опекун могут не получать уведомления, которые отправляются домой, потому что это не их день с ребенком.
Когда дело доходит до совещаний, не всегда ясно, кто должен участвовать. Это особенно верно, если ваш учащийся живет более чем в одном доме или находится в приемной семье, поскольку приемные родители не всегда могут иметь право принимать решения в отношении образования.
Возможные решения: Работайте с семьями и школьной администрацией, чтобы лучше понять, с кем и о чем общаться.
- Если вы не уверены в правах родителя или приемного родителя на образование, поговорите с социальным работником или консультантом вашей школы, чтобы получить четкий ответ.
- Спросите членов семьи, кого нужно держать в курсе школьных мероприятий, собраний и других объявлений. Возможно, вам потребуется добавить более одного члена семьи в свой список адресов электронной почты или отправить дополнительную копию уведомления или табеля успеваемости в отдельные домохозяйства.
Препятствие 5: культурные различия или проблемы иммиграции
Семьям учащихся, изучающих английский язык (ELL), или учащихся-иммигрантов может быть сложно взаимодействовать с учителем своего ребенка и школой. Языковой барьер может удерживать некоторых родителей и опекунов от взаимодействия со школой. Также могут быть культурные различия, например, в некоторых культурах считается неуважительным задавать вопросы учителю. А в некоторых семьях может быть убеждение, что не стоит говорить о трудностях в учебе или ребенке с инвалидностью.
В других случаях у родственников могут возникнуть опасения по поводу их иммиграционного статуса. Эти семьи могут бояться заниматься, потому что они не чувствуют себя в безопасности или не уверены, могут ли они доверять школе.
Возможные решения: Получите информацию об удовлетворении потребностей семей изучающих английский язык и семей иммигрантов.
- Ознакомьтесь с этими шестью стратегиями партнерства с семьями изучающих английский язык.
- По возможности используйте переводчика для общения с семьями. Спросите у администрации школы, как его запросить. Старайтесь не использовать учащихся в качестве переводчиков между вами и их семьями.
- Знайте права своих учеников. У них есть не только гражданские права, но и право на неприкосновенность частной жизни и образование, независимо от их иммиграционного статуса.
- Знайте, что школы и автобусные остановки в настоящее время являются «чувствительными местами». Это означает, что Департамент внутренней безопасности признает их местами, где иммиграционное правоприменение не должно осуществляться неожиданно и без надлежащего разрешения.
Барьер 6: предыдущий негативный опыт со школами
Семьи учащихся, которые учатся и думают по-другому, могут обратиться к вам с многолетним негативным опытом работы в системе образования. Они могут испытывать страх, гнев или недоверие к учителям и школам.
Имейте в виду, что некоторые различия в обучении и мышлении являются генетическими и передаются по наследству. Могут быть поколения членов семьи, у которых есть свои негативные ассоциации и эмоции по поводу школьного опыта. Они могут чувствовать, что у них нет навыков, чтобы поддерживать своего ребенка в учебе.
Возможные решения: Подходите к различиям в обучении с чуткостью и сочувствием.
- Признайте прошлый негативный опыт, если о нем вспоминают члены семьи. Сообщите им, что ваша цель — работать вместе, сотрудничая и уважительно.
- Предлагайте информацию в различных форматах, например, короткие видеоролики, наглядные инструкции и печатную информацию. Имейте в виду, что для некоторых семей большое количество текста может быть ошеломляющим. Будьте максимально лаконичны и избегайте использования жаргона.
- Используйте нейтральный язык, когда говорите о проблемах учащегося с учебой. Использование концепции универсального дизайна для обучения может помочь вам рассказать об изменчивости учащихся и объяснить, что вы знаете, что у всех учащихся есть сильные стороны и проблемы. Сообщите семьям, что вы работаете, чтобы поддерживать всех учащихся и решать их проблемы, чтобы помочь им добиться успеха.
Развивать отношения с семьями учащихся не всегда легко. Но это инвестиции, которые могут привести к повышению успеваемости и доверия учащихся, а также к улучшению общения с семьями. Хотите больше информации?
- Прочитайте, что семьи хотели бы, чтобы учителя знали об их отношении к сотрудничеству родителей и учителей.
- Ознакомьтесь с советами по построению позитивных отношений с семьями учащихся.
Похожие темы
Проблемы в школе
Стратегии решения проблем между родителями и учителями| Raising Children Network
Хорошие отношения между родителями и учителями
Хорошие отношения с учителем вашего ребенка и школой — отличная отправная точка для решения любых проблем, возникающих в школе.
Вы можете заложить основу для хороших отношений между родителями и учителями, представившись и познакомившись с учителем вашего ребенка как можно раньше. Общение и построение отношений с учителем вашего ребенка помогает вам работать вместе, когда возникает проблема.
Хорошие отношения между родителями и учителями означают, что дети:
- лучше успевают в учебе, эмоционально и социально
- счастливее в школе
- посещают школу более регулярно
- ведут себя лучше.
Проблемы в школе: что делать
У детей часто возникают проблемы в школе.
Некоторые проблемы незначительные – например, пропуск школьного совета или забывание взять с собой правильную спортивную форму. Обычно вы и ваш ребенок сами можете решить эти проблемы, разговаривая и решая проблемы вместе.
Некоторые проблемы могут быть более сложными или длительными . Например, у вашего ребенка могут быть постоянные трудности на игровой площадке с другим ребенком, и стратегии, которые вы предложили своему ребенку, не сработали. С этими проблемами вам, возможно, придется поговорить с учителем вашего ребенка, чтобы найти решения.
Как решать школьные проблемы с учителями
Когда вам нужно поговорить с учителями о проблемах, спокойный и позитивный подход , скорее всего, принесет положительный результат для вашего ребенка. Вот что делать.
Пауза для успокоения
Если что-то только что расстроило вашего ребенка, это может расстроить и вас. Прежде чем что-то делать, постарайтесь успокоиться. Это поможет вам избежать того, о чем вы можете потом пожалеть, например, отправить гневное электронное письмо.
Можно сказать: «Я вижу, ты очень расстроен из-за этого, и я тоже расстроен. Нам нужно успокоиться, чтобы мы могли подумать о том, что делать». Это поможет вашему ребенку усвоить и эту стратегию.
Будьте положительным образцом для подражания
Даже в случае серьезной проблемы вы можете показать своему ребенку положительное решение проблемы, сохраняя позитивный настрой, думая о решениях и разговаривая с учителем о работе. Это лучше, чем жаловаться или быть агрессивным.
Можно сказать что-то вроде: «Давайте спросим у мистера Смита, есть ли у него какие-нибудь идеи о том, как мы можем решить эту проблему». Такой подход показывает ребенку, что вы цените мнение учителя.
Говорите уважительно
Что бы вы ни думали, важно говорить позитивно и уважительно об учителе вашего ребенка, школе и других детях в присутствии вашего ребенка. Если вы жалуетесь или критикуете учителя или других детей и их семьи, ваш ребенок будет делать то же самое.
Используйте правильные каналы
Обычно это означает, что для начала нужно поговорить непосредственно с учителем вашего ребенка, а не с директором. Если обратиться прямо к директору, проблема может стать больше, чем она есть на самом деле.
Лучше записаться на прием к учителю. Таким образом, вы можете обсудить проблему наедине, и учитель сможет уделить вам все свое внимание.
В зависимости от проблемы и возраста вашего ребенка может быть уместно, чтобы ваш ребенок пришел на эту встречу.
Избегайте оборонительной позиции
Когда возникают проблемы, люди иногда защищаются. Например, если вы или учитель чувствуете, что вас критикуют, вы оба можете занять оборонительную позицию.
Защитное поведение может помешать решению проблем, поэтому полезно попытаться увидеть точку зрения учителя и помочь учителю увидеть и вашу точку зрения. Например: «Я понимаю, что нереально ожидать, что ты проведешь обеденное время на детской площадке, помогая Итану, но я беспокоюсь, потому что он одинок и ему не с кем играть. Как мы оба можем помочь ему в этом?»
Шаги по решению проблем, которые можно использовать при встрече с учителями
Если вы решите, что вам нужно встретиться с учителем вашего ребенка по поводу серьезной проблемы, следующие шаги могут помочь вам и учителю в работе вместе, чтобы получить положительный результат.
1. Определите проблему
Четко и конкретно укажите, в чем заключается проблема, например, что происходит, как часто, кто участвует и кого затрагивает. Может помочь использование вопроса. Например, проблему «Как мы можем помочь Бренне завести друзей, с которыми можно играть?» решить легче, чем «Ни один из детей не будет играть с Бренной».
Также полезно спросить учителя вашего ребенка о проблеме. Так вы услышите о ситуации с точки зрения другого человека. Например, «Бренна говорит, что никто не хочет с ней играть. Это звучит правильно из того, что вы видели?»
2. Определите желания, потребности и проблемы
Позвольте каждому определить свои потребности, желания и проблемы. Если вы хотите, чтобы учитель вашего ребенка оценил ваши опасения, будет полезно, если вы покажете, что цените позицию учителя.
Используйте такие предложения, как «Я понимаю…», «Меня беспокоит…», «Мне нужно…» и «Я хочу…». Например: «Я понимаю, что это большой класс, но меня беспокоит, что Алистер отстает, потому что не понимает математику».
3. Придумайте возможные решения
Вместе с учителем придумайте как можно больше возможных решений проблемы. Учитель вашего ребенка имеет большой опыт решения проблем. У учителя также есть стратегии, которые работали в прошлом.
На данном этапе очень важно не осуждать идеи. Это увеличивает шансы найти правильное решение вашей проблемы.
4. Оцените решения
После того, как вы с учителем перечислите как можно больше идей, подумайте о преимуществах, недостатках и последствиях каждого решения. Если решение имеет больше недостатков или негативных последствий, чем достоинств, вычеркните его из списка. Продолжайте делать это, пока не останутся только лучшие решения.
При этом важно быть реалистом. Например, неразумно ожидать, что учитель будет сидеть с вашим ребенком во время трудных занятий, но разумно ожидать, что учитель будет время от времени проверять вашего ребенка.
5. Выберите одну и попробуйте
Выберите лучшую идею или комбинацию идей для опробования. Запишите, о чем вы договорились с учителем, кто что будет делать и когда. Решите, когда вы снова встретитесь, чтобы посмотреть, как работает решение. Дайте решению 1-2 недели, чтобы оно подействовало, прежде чем говорить о нем снова.
6.