Что возраст говорит о человеке: Ошибка 403 — доступ запрещён

Содержание

На сколько лет вы себя чувствуете? От этого зависит ваше будущее

  • Дэвид Робсон
  • BBC Future

Автор фото, Javier Hirschfeld/Getty Images

Большинство из нас ощущает себя либо более молодым, либо более старым по сравнению с тем, сколько нам лет на самом деле. Этот «субъективный возраст» сильно влияет на физическое и психическое здоровье. Из результатов последних исследований ученые делают вывод: то, на сколько лет вы себя чувствуете, гораздо важнее вашего реального возраста. Почему?

Представьте на миг, что у вас нет свидетельства о рождении и ваш возраст определяется только тем, на сколько лет вы себя чувствуете. Сколько бы вы себе дали?

Как и ваш рост, и размер обуви, количество лет, которое прошло с момента вашего рождения — неоспоримый факт. Но факт также и то, что все мы стареем по-разному, и многие люди чувствуют себя старше или младше реального возраста.

Ученые последнее время проявляют все больший интерес к этой особенности. Они обнаружили, что наш субъективный возраст может быть ключевым для понимания причин того, почему некоторые с возрастом только расцветают, в то время как другие увядают на глазах.

«То, насколько младше своего возраста ощущают себя пожилые люди, может определять, какие именно решения принимает человек — и повседневные, и жизненно важные», — говорит Брайан Носек из Вирджинского университета.

Различные исследования показали даже, что ваш субъективный возраст может служить предиктором важных изменений в здоровье, в том числе и вероятности смерти.

Получается, что слова «вам столько, на сколько вы себя ощущаете» можно толковать в самом прямом смысле.

Теперь ученые, заинтригованные такими результатами, пытаются отобрать из разных биологических, психологических и социальных факторов те, которые формируют индивидуальный опыт старения, чтобы затем понять, как это может помочь нам жить дольше и здоровее.

Автор фото, Javier Hirschfeld/Getty Images

Підпис до фото,

После 25 лет большинство людей начинает ощущать себя моложе, чем на самом деле

Новое понимание процесса старения пришло далеко не сразу и потребовало десятилетий исследований. Самые первые работы на эту тему стали появляться в 1970-х.

Но нынче первоначальный ручеек интереса превратился в настоящий поток. За последние 10 лет во множестве новых исследований ученые пытаются понять, к каким психологическим и физиологическим последствиям может вести это несоответствие в ощущении себя и реальном возрасте.

Одно из самых любопытных направлений — исследование того, как наш субъективный возраст влияет на наш характер.

  • Жизнь после 35: возраст, в котором прощаются с молодостью?
  • Ученые: подростковый возраст надо увеличить до 24 лет

Сейчас общепризнано, что с возрастом характер человека смягчается, мы становимся менее экстравертами и меньше открыты новому опыту. Такие перемены в характере не так заметны у тех, кто молод душой, и явно выражены у тех, кто субъективно чувствует себя старше, чем в реальности.

Интересно, однако, то, что люди, которые субъективно моложе, помимо всего прочего становятся менее невротичными и более сознательными — то есть они все равно приобретают те качества, которые приходят с жизненным опытом, но при этом не утрачивают энергии и живости юного возраста.

Так что более низкий субъективный возраст отнюдь не замораживает нас в состоянии незрелости.

Ощущение себя моложе своего возраста, судя по всему, означает и меньший риск депрессий, и более здоровую психику по мере того, как мы стареем.

Прибавьте к этому лучшее состояние здоровья, снижение риска старческого слабоумия и тех болезней, которые приводят пожилых людей на больничную койку.

Янник Стефан из Университета Монпелье изучил данные трех многолетних исследований, в которых отслеживалась жизнь более чем 17 тысяч участников среднего и пожилого возраста.

Большинство чувствовало себя примерно на восемь лет младше своего возраста. Но некоторые ощущали себя стариками, и последствия этого были очень серьезными.

Ощущение себя на 8-13 лет старше приводило к повышению риска смерти на 18-25% в течение периода исследования, а также к большему количеству болезней, даже если учитывать остальные демографические факторы — образование, расу или семейное положение.

Автор фото, Javier Hirschfeld/Getty Images

Підпис до фото,

По мере старения люди с более низким субъективным возрастом с меньшей долей вероятности впадают в старческое слабоумие

Есть много причин того, почему субъективный возраст так влияет на наше состояние здоровья. Все это может быть результатом совокупных перемен в характере. Скажем, те из нас, кто ощущает себя моложе, и в старости продолжают получать удовольствие от путешествий или новых хобби.

«Исследования показали, например, что субъективный возраст помогает спрогнозировать, какой будет физическая активность данного человека», — говорит Стефан.

Но механизм, связывающий физическое и психическое здоровье с субъективным возрастом, почти наверняка действует в обоих направлениях.

Если у вас депрессия, если вы чувствуете себя физически слабым, часто все забываете, то вероятнее всего вы ощущаете себя старым.

  • Исследователи определили идеальный возраст для изучения английского

Это может показаться порочным кругом: психологические и физиологические факторы добавляют нам годы субъективного возраста и ухудшают здоровье, что в свою очередь заставляет нас субъективно чувствовать себя еще старше и еще уязвимей.

Анализ Стефана, который будет опубликован в журнале Psychosomatic Medicine («Психосоматическая медицина»), — на сегодняшний день самое крупное исследование того, как субъективный возраст влияет на показатели смертности. Его результаты настолько серьезны, что к ним следует внимательно присмотреться.

Только подумайте: ваш субъективный возраст может предсказать ваше состояние здоровья куда лучше, чем дата в свидетельстве о рождении.

Автор фото, Javier Hirschfeld/Getty Images

Підпис до фото,

У людей с более низким субъективным возрастом сохранение юношеской энергии сочетается с приобретенной с годами мудростью

Имея это в виду, многие ученые пытаются выделить социальные и психологические факторы, которые влияют на этот сложный процесс.

Когда именно мы начинаем понимать, что у нашего мозга и нашего тела разный возраст? И почему это происходит?

Брайан Носек из Вирджинского университета, работая вместе в коллегой Николь Линднер, исследовал, как расхождение в реальном и субъективном возрасте развивается на протяжении жизни.

Как и можно было предположить, большинство детей и подростков ощущают себя старше, чем они есть на самом деле. Однако это меняется примерно в возрасте 25 лет, когда самоощущение возраста падает ниже реального.

К 30 годам примерно 70% людей чувствуют себя моложе, чем на самом деле. И с течением времени это несоответствие только растет.

Как пишут в своем исследовании Носек и Линднер, «субъективное старение, судя по всему, происходит по марсианскому времени, где одно земное десятилетие равно 5,3 марсианских лет».

Линднер и Носек также измерили «желаемый возраст» участников исследования: оказалось, что в этом случае тоже действовало марсианское время.

По мнению Носека, это «подкрепляет идею о том, что с течением времени мы склонны давать себе все меньше лет».

Пиков изменения отношения к своему возрасту на протяжении жизни несколько. Как мы уже говорили, 60% двадцатилетних хотят быть старше. Но к 26-ти уже 70% предпочитают быть моложе, и с этого момента большинство из нас надевает розовые очки в том, что касается своих лет.

Автор фото, Javier Hirschfeld/Getty Images

Підпис до фото,

Забота о здоровье может стать более эффективной, если мы начнем учитывать субъективный возраст людей

Некоторые психологи предполагают, что более низкий субъективный возраст — это своего рода самозащита. Таким образом мы защищаем себя от негативных стереотипов, связанных со старением.

В частности, это показывают результаты исследования Анны Корнадт из Билефельдского университета (Германия).

Корнадт предположила, что субъективный возраст — это многоликая штука: на работе, к примеру, вы ощущаете себя на одно количество лет, а с друзьями — на другое.

Она попросила участников исследования ответить, старше или моложе они себя чувствуют в разных сферах жизни.

Она обнаружила, что на работе, в финансовых вопросах и вопросах здоровья люди занижают свой возраст. И это естественно — ведь именно в этих сферах старость имеет негативные коннотации.

Корнадт также выяснила, что люди с более низким субъективным возрастом были склонны видеть свое будущее в более позитивном свете.

Эта своеобразная психологическая самооборона защищает нас от свойственных части общества негативных взглядов на старость и стариков, придает оптимизма. Кроме того, она объясняет, откуда берутся преимущества, которые дает нашему здоровью ощущение себя молодым душой.

Автор фото, Javier Hirschfeld/Getty Images

Підпис до фото,

Многие ограничения, накладываемые возрастом, диктуются вашими представлениями о себе

Впрочем, несмотря на то, что упомянутые исследования раскрыли нам глаза на некоторые аспекты нашего восприятия собственного возраста, ученые только начинают подступаться ко всем возможным вариантам применения этого знания — в частности, для улучшения здоровья людей.

Например, в одной из немногих существующих работ на эту тему пожилые участники исследования показывали лучшие результаты в физической подготовке, если их регулярно хвалили.

Поскольку знание субъективного возраста помогает спрогнозировать будущее состояние здоровья, Янник Стефан считает, что врачи обязательно должны интересоваться у пациентов, на сколько лет те себя ощущают, и уже исходя из этого, намечать план лечения.

В общем, всегда стоит помнить: сколько бы вам ни было лет, ограничения, накладываемые возрастом, вполне возможно, диктуются вашими представлениями о себе.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Следите за нашими новостями в Twitter и Telegram

Возраст как время человеческой жизни

 

Проблема возраста, если помыслить её философски, это не что иное как вопрос о времени, поставленный перед человеком в практической плоскости его собственной неповторимой жизни.

Почему возраст столь важен для каждого человека? — Говоря о возрасте человека, я говорю о самом важном в человеческой индивидуальности. Дело в том, что он задевает некоторые глубинные основания нашей жизни, — он так же неповторим и индивидуален, как индивидуальна каждая человеческая жизнь. Ясно, скажем, что «сорок лет» одного человека не равны «сорока годам» другого человека.

Возраст в обыденном сознании выражается, прежде всего, количественно, но это неточная, обедненная характеристика. Возраст, сведенный только к цифре, выражающей прожитые годы, то есть – только к количественному измерению – это плоская абстракция бесконечно многообразного процесса жизни. Конечно, эта абстракция необходима  для познания человека вообще и познания человеком самого себя, но ни жизнь человека, ни его возраст ею не исчерпываются. Чтобы конкретизировать тему индивидуальности возраста, не сводимой только к количественной характеристике прожитых лет, обратимся не к тому, как считаетсявозраст, а к тому как он переживается, — или к его  

экзистенциальной это то, что относится к существованию как таковому (Dasein – по-немецки) в его фактичности. – Вот я живу во всей неповторимости своей жизни, где будни чередуются с праздниками, периоды радости сменяются уныньем, - успехи сменяются неудачами, где неудобная обувь, как это ни прискорбно, соседствует на равных (что особенно обидно!) с возвышенными философскими прозрениями. Всё это, взятое синкретично, в единстве и нерасторжимости и дает экзистенцию как моё существование.  характеристике. Человеческий возраст – это феноменмеры, как единства количества (прожитых лет) и качества (неповторимой индивидуальности жизни).

Человек – конечное существо. Глубинный экзистенциальный смысл концепта возраста (идеи возраста, понятия возраста) именно в конечности человеческого бытия, смысл человеческого возраста в его ограниченности, конечности, в конце концов – в смертности каждого человеческого существа. Человек рождается, в сущностном плане как бы «из ничего», и онсмертен, — уходит в небытие. Сама же его  жизнь между рождением и смертью – это как скольжение на волне в серфинге. 
Видео 1

Конечно, возрасты взаимосвязаны, «поддерживают» или отрицают друг друга. Но каждый возраст (детство, отрочество, юность, зрелость, старость) не являются только средствами и обязательно имеют ценность в самих себе. Каждый возраст самоцелен и самоценен.

  Нельзя считать, что детство это всего лишь некая «вспомогательная конструкция», — строительные леса, с помощью которых можно выстроить «хорошую»  или «плохую» взрослость. Или, далее, – взрослость не есть всего лишь «средство» для достойной старости.

Итак, возраст есть изнутри, экзистенциально переживаемое нами время бытия, которое представляет собой самоценность.

 Возраст и страх

Возраст – это проблема жизни с точки зрения одной из самых всепоглощающих эмоциональных составляющих человеческого бытия – с  точки зрениячувства страха. Каждый возраст обладает своим специфическим страхом. Далее мы сможем обратиться чуть более подробно к страху старика, что конституирует этот возраст (См. тему 2).

Однако, страшно не только то, что ты умрешь? — и, стало быть, вся жизнь может быть рассмотрена как ожидание смерти. Страшно  и то, что, рождаясь на этот свет, ты вынужден всё начинать сначала.  Ты являешься в мир помимо своей воли, хотя бы потому, что у тебя как новорожденного воли ещё нет.

Фактически, ты обнаруживаешь себя в уже существующем  мире радикально неподготовленным к нему, — как незваный гость. Мы увидим далее более подробно, что трагедия старика в том, что он уже чужой в этом мире, а глубинная, может быть, скрытая от него самого, трагедия ребенка (хотя ребенок не может выразить эту свою трагедию, или даже в полной мере осознать и пережить её), что он  в этом мире ещё чужой. Этот равнодушный мир «не хочет» его принимать. Мир не звал и не ждал его. Ребенок ничего не знает об этом мире, он ещё никак не обозначил свое бытие в нем. Переживание ребёнка – зачем я появился в этом мире. Оно, по сути, имеет отношение не только к детству и выражено А.С. Пушкиным в одном из самых трагических его произведений:

Дар напрасный, дар случайный,


Жизнь, зачем ты мне дана,
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь обречена…

Жизнь человека – постоянное преодоление страха. Универсальный способ справиться со страхом – это некоторый «запас прочности» нашего бытия, готовность ко всему, что бы ни случилось, — некоторый его жизненный потенциал в самом широком смысле слова. Поэтому проблема возраста – это, по сути,  проблема потенциала, его накопления и растраты. Вопрос первой половины жизни, не столько ребенка, сколько подростка, молодого человека и ранней взрослости – это вопрос способностей, задатков, дарований, которые также есть проблема человеческого потенциала. Обладаю ли я дарованиями, задатками? Предопределил ли Бог мое назначение, моё  Beruf Der Beruf (нем.) – профессия и одновременно призвание (от нем. rufen – звать). Важный термин в работе немецкого социолога и философа М. Вебера (1864-1920) «Протестантская этика и дух капитализма», в которой показано, что становление капитализма в Западной Европе было тесно связано с протестантской трудовой этикой, в которой «трудиться – значит молиться» и где истовый, тщательный труд в этом мире рассматривается как угодный Богу. См.: http://www.koob.ru/weber/protestantskaya_etika; 21.09.11, где есть возможность прочитать указанную работу.

   Молодой человек в постоянных сомнениях, подчас мучительно, решает для себя и хочет продемонстрировать другим, что он действительно обладает задатками, — что он талантлив, может быть, даже, в потенции, —  гениален. Такая постановка вопроса в новоевропейской цивилизации по сути близка вопросу, формулируемому  в традиционных цивилизациях: призван ли я Богом?

Очевидным образом жизненный потенциал, как мы увидим в дальнейшем,  особенно важен в старости. Настоящий старик должен быть — хотя бы! — богат деньгами. Это некоторое (конечно же, весьма косвенное!) свидетельство, что он в мире что-то значит, — имеет какое-то право на существование, — он что-то совершил достойное. Или – старик обладает заслугами, потенциалом влияния, мол, он «не зря прожил свою жизнь», с ним считаются, к его словам прислушиваются, он заслужил авторитет потому что изменил этот мир, и мир после прожитой стариком жизни стал лучше.

Таковы самые первые наметки переживания возраста, показывающие важность этой характеристики для человека. Чтобы более основательно осмыслить наше переживание возраста, необходимо внимательным образом осмыслить, что такое в философском плане время вообще, и как время связано с возрастом человека.

Смысл возраста:  мера человеческой  жизни

Время это форма бытия.  В отличие от пространства,  время это не экстенсивная, а интенсивная форма бытия. — Что это означает? Пространство в самом абстрактном плане есть особое отношение, где постулируется, предполагается расположение одного рядом с другим, -подле другого. Время же, напротив, это такое отношение, где предполагается, постулируется  последовательность одногопосле другого. Каждая соседняя точка в пространстве не уничтожает другие точки, между тем как каждый следующий момент времени упраздняет предыдущий, чтобы и самому быть в свою очередь уничтоженным.

Следовательно, особенности такой формы бытия как время, сказываются и на возрасте. Возраст как время человеческого бытия представляет собой интенсивную форму жизни человека, которая переживается как особенно напряженная. Ведь множественность отдельных моментов (периодов, этапов, ступеней) человеческой жизни неодолимо исчезает, и её никак нельзя удержать.

Юность безвозвратно уходит, сменяясь зрелостью, а зрелость необратимо и неодолимо сменяется старостью… Философия возраста или – времени человеческой жизни  исследует, как один эпизод, одно событие, одно время, один период, один этап невозвратно сменяются другими эпизодом, событием, временем, периодом, этапом.

Человеческий возраст и возраст исторической общности

Человеческое время (т. е. как раз возраст- форма бытия человеческого индивида), с одной стороны, и время общности того или иного масштаба, скажем, семьи, коллектива, этноса, с другой, взаимодействуют. Человеческий  возраст задает модели времени той или  иной общности, даже времени существования всего человечества во Вселенной; возраст индивида дает времени всего человечества действительность непосредственного переживания. И напротив, время той общности в которую включен индивидуальный возраст человека, существенным образом воздействует на него. Проследим, как в связи с историческим временем меняются концепции человеческого времени или – возраста человека.

Ритмы истории – ритмы человеческого возраста. Поколения

Историческое время протекает ритмически, где моменты величайшего напряжения (скажем, войны, революции, социальные катастрофы) сменяются известным расслаблением истории. Акценты, задающие напряжение в историческом развитии, это чрезвычайные моменты,  кайросы Кайрос (др.-греч. К????? – данное время) - древнегреческий бог счастливого мгновения. У древних греков было два концепта времени, персонифицированных, олицетворенных как боги. Хронос - Бог прошедшего и все пожирающего; Кайрос - бог неуловимого мига удачи. Он появляется неожиданно, и поэтому на его помощь трудно рассчитывать. Кайрос указывает на тот благоприятный момент, когда нужно действовать, если хочешь добиться успеха. Этот бог изображался с большим чубом, за который можно было ухватить подвижного, ускользающего крылатого Кайроса. В руках у Кайроса весы: символ справедливости судьбы, посылающей успех тем, кто его достоин.

Имеются и другие смыслы у данного слова, Кайрос - это момент метаморфозы богов, время перемен, стремление к гармонии. В философии: особое и обычно краткое по протяженности время, выделяющееся из потока космического и исторического времени высшим духовным значением происходящих в нем событий. По Н.Бердяеву, это «как бы вторжение вечности во время, прерывность в космическом и историческом времени, пополнение и исполнение времени». В дальнейшем изложении мы ещё вернемся к этому термину и раскроем его подробнее. Пауль Йоханнес Тиллих (1886-1965) - немецко-американский протестантский теолог и философ, представитель диалектической теологии, широко использовавший понятие кайроса. Ср.: «Лишь для абстрактного, отстраненного созерцания время является пустой формой, способной вместить любое содержание; но для того, кто осознает динамический, творческий характер жизни, время насыщено напряжениями, чревато возможностями, оно обладает качественным характером и преисполнено смысла. Не все возможно во всякое время, не все истинно во всякое время и не требуется во всякое время» (Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. с. 217). Понятие кайроса применительно к человеческой жизни будет более подробно прояснено в лекции «Отрочество». (П. Тиллих). В противоположность кайросу следует обозначить состояние, которое можно метафорически назватьисторической дремотой, сном истории. Сон истории — это период, когда, как кажется, ничего не происходит.

Историческое развитие во времени предстает как чередование кайросов и дремоты. Это и есть в самых общих чертах ритм истории. Жизнь человека, — драма проживания им своего возраста – так же ритмичны как и проживание общностью своей истории:  некоторые  чрезвычайные напряжения, когда человек «всецело присутствует», сменяются спокойными, созерцательными периодами. Ритм биографии необходим, поэтому мы сталкиваемся также с некоторой внешней ритмизированностью человеческого бытия,  скажем, ежегодное празднование дней рождения, или отмечание памятных дат, юбилеев. Этот ритм, привносимый культурой, обычаем, традицией в непрерывное течение человеческого возраста, позволяет выстроить особую композицию движения по возрастам, — организовать время человеческой жизни как своего рода драматургическое произведение.

Проживание человеком своего возраста зависит от того, попадает ли его время на момент чрезвычайного напряжения в истории, кайроса, или, напротив, ему выпало жить в эпоху исторической дремоты. Не случайно, в современном кинематографе сформировался специфический жанр – фильмы-катастрофы, которые показывают поведение людей в чрезвычайных обстоятельствах конца света, стихийного бедствия,  техногенной катастрофы Катастрофа природно-техногенная - разрушительный процесс, развивающийся в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящий к гибели людей, разрушению и повреждению объектов экономики и компонентов окружающей природной среды.   .

Связь человеческого возраста с историческими событиями создаетпоколения. Скажем, в русском XIX веке мы знаем поколение декабристов, поколение «шестидесятников». В советском XX веке отчетливо выделяется поколение тех, кто так или иначе участвовал в Великой Отечественной войне, — поколение «шестидесятников», то есть тех, кто был воспитан на идеях «оттепели» и ХХ съезда КПСС. Каждый без труда укажет и на другие поколения, которые сыграли ту или иную роль в российской, советской или постсоветской истории.Однако для понимания возраста необходимо указать и более общие установки, которые существуют в человеческом сознании.

Две концепции исторического времени – две концепции человеческого возраста

Существует по крайней мере две концепции возраста человека, которые связаны с базовыми представлениями об историческом  времени. Эти две концепции возраста взаимодополнительны, или, как говорят, — комплементарны, отражают с разных сторон разные стороны возрастного измерения человеческой жизни.

Первая концепция понимания историисостоит в том, что мир вечен и время бесконечно.  Конкретным воплощением этой концепции времени предстает так называемое вечное возвращение. Индуистская традиция, например, выделяетчетыре века (юги), которые сменяют друг друга, причем после четвертой юги, кали-юги, где мы сейчас живем, должна снова наступить первая юга. Гесиод также выделяет четыре века: золотой, серебряный, бронзовый, железный. Затем — вселенская катастрофа и… всё сначала. Демиург, бог не первого ряда богов, творец с оттенком «халтурщик», преобразует хаос в космос, потом забывает о созданной им космической упорядоченности. Между тем божественный порядок «вытекает», «выветривается» из мира, который снова превращается в хаос. Тогда демиург спохватывается, снова вдыхает в мир божественное начало, и он снова становится космосом. И так – бесконечно.  С той же необходимостью, с какой природа когда-то устранит мыслящий дух на Земле, она его породит где-то во Вселенной снова, говорил Ф. Энгельс, также принимая (бессознательно!)   концепцию вечного возвращения.

Такой концепции исторического времени в философии возраста соответствует идеяметемпсихоза: душа человека снова и снова возрождается после смерти, проживая всё новые и новые жизни, и так – без конца, если не предпринять особые усилия для того, чтобы выйти из колеса  Сансары Дхармачакра («колесо дхармы», «колесо закона») - в буддизме символ дхармы, учения Будды о пути к просвещению, освобождению от кармических перерождений в сансаре. Традиционно изображается в виде стилизованного колеса с пятью, шестью или восемью спицами. ,  вечной череды новых рождений Реинкарнация (греч. ?? - снова» + греч. ????????? - воплощение), метемпсихоз (греч. ???????????? - переселение душ) - группа религиозно-философских доктрин, согласно которым бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях - только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое.   .


(Колесо Сансары. Тибетский монастырь)

Вторая концепция понимания историиможет быть названа библейской, поскольку она последовательно проведена в Библии. В ней постулируются абсолютное начало мира, связанное с «творением мира из ничего», и неизбежность его абсолютного конца.


(А. Дюрер. Апокалипсис. 1498 г.) 

Причем последнее событие однократно и непоправимо. Не мыслится возможности никакого нового порождения. Мир закончится абсолютно.

Из этой второй концепции следует постоянное и напряженное ожидание человеком своего конца, т. е. непоправимой смерти. Соответственно, и возраст человека понимается таким образом, что если после смерти и возможна иная жизнь человеческой бессмертной души (скажем, «блаженство» в раю или «вечные муки» в аду), то это будут совершенно, качественно иные формы существования, которые никак не могут быть даже сопоставлены с земной жизнью и к которым никак нельзя отнести понятие возраста. Загробная жизнь, попросту говоря, принципиально «не имеет возраста», как,  скажем, электроны и протоны принципиально не могут иметь  вкуса и запаха.

Соответственно, и возраст человека после смерти теряет смысл. Жизнь человеческая  заканчивается абсолютно так же, как она абсолютно не была до рождения. Для человека новоевропейской цивилизации остается слабое утешение, что человек оставит какие-то положительные, «нетленные» следы в культуре, но и они, увы,  не вечны:

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

(Г. Державин)

Неизбежность смертности свидетельствует о том, что нам хотелось бы представить своё время, прежде всего, как циклическое время. Да, пусть мы умрем, но наши дети, внуки снова и снова повторят тот цикл, который проделали в своё время мы, а до нас – наши отцы и деды. Циклы поколений складываются в линейное время истории социума, цивилизации, — линейное время, которое в другом масштабе само оказывается циклическим, включенным в другое, на первый взгляд, линейное, но также циклическое время.

В циклическом времени возраста нам  непосредственно даны  дионисийные Аполлоническое и дионисийское - понятия, введенные Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Ницше в своем «Рождении трагедии из духа музыки» рассматривал драму Вагнера и античную трагедию как средоточие отдельных моментов аполлонического и дионисийского начал. Отражение аполлонического и дионисийского имеет место во всех видах и жанрах искусства, в них явлены два полюса многообразной человеческой культуры. Дионис (др.-греч. ????????, ????????, микен. di-wo-nu-so-jo, лат. Dionysus) в древнегреческой мифологии - бог вина; у римлян Вакх (др.-греч. ??????, лат. Bacchus), в честь которого совершались оргии - вакханалии. Аполлон (др.-греч. ???????), Феб (др.-греч. ?????? - лучезарный), напротив, представал как средоточие света и умеренности. Противоположность между этими двумя категориями обусловлена противоположностью между пластическим искусством образов и непластическим искусством музыки. Аполлон и Дионис - это разные миры: мир сновидения и мир опьянения.    стихии, которые предстают, прежде всего, как фатальность рождения и фатальность смерти. Линейное время социума, выступающее как горизонт циклического времени отдельной человеческой судьбы,  мнится не дионисийным, а  аполлоническим. Аполлоническое начало - это чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога - творца образов; дионисийское - первобытный хаос и ужас, вакхический восторг, трепет опьянения и экстаза.    Оно мыслится как беспредельное восхождение, как фундаментальная вертикаль, как порыв и прорыв в сферу трансцендентного, как спасение.

Именно линейное время задает горизонт смысла жизни, выходящий за границы индивидуального принципиально циклического бытия. Даже если «Бога нет», то бессмертие культуры задает нам  иллюзорную надежду на бессмертие. Вопреки выше приведенным трагическим  словам умирающего Державина Пушкин с надеждой восклицает:

Весь я не умру
Душа в заветной лире
Мой прах переживет
И тленья избежит…

Идея бессмертия души, входящей в сферу разума, по Канту, (наряду с бытием Бога и целостностью мира) построена на идее линейного времени, которое через свою беспредельность вообще выходит за рамки времени, становится по ту сторону времени вообще.

 Значит, в проблему возраста обязательно входит момент  не только  смерти, но и бессмертия. Последнее моделируется линейным временем, уходящим в беспредельность и снимающим время вообще.

Путь к бессмертию особенно в новоевропейской цивилизации предстает как  объективация Объективация – воплощение в чем-то объективном, доступном восприятию. Скажем, объективация художественного замысла.   ,  опредмечивание Опредмечивание и распредмечивание - категории немецкой классической философии, получившие широкое распространение благодаря марксистским интерпретациям. Эти категории выражают противоположности в человеческой предметной деятельности. Опредмечивание — это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или «человеческим предметом» Деятельность опредмечивается не только во внешнем результате, но и в качествах самого субъекта: изменяя мир, человек изменяет самого себя, Распредмечивание — это процесс, в котором свойства, сущность, «логика предмета» становятся достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием. Человек распредмечивает как формы прошлой культуры, так и природные явления, которые он тем самым включает в свой общественный мир. Опредмечивание и распредмечивание раскрывают внутренний динамизм материальной и духовной культуры как живого целого, существующего только в процессе непрерывного воспроизведения его и созидания человеческой деятельностью.   ,  материализация Материализация - воплощение, облечение чего-нибудь в материальные, осязательные формы.    и т.п. Мир вещной объективности предстает как соломинка, за которую цепляется смертный человек, чтобы в той или иной мере достичь бессмертия. Это связывает тему возраста с проблемой авторствования.Авторствование через объективацию есть способ, конечно же — иллюзорный, но, тем не менее, неизменно порождающий надежды, на пути к бессмертию.

Таким образом, возраст человека задан в разломе между циклическим и линейным временем, аналогично тому как возраст существует в разломе между биологическим и социокультурным временем. В преодолении возраста нами руководит безумная надежда выйти из циклического времени в линейное — в надежде на «жизнь вечную».

 Возраст как символ. Что значит быть «современным»?

Возраст интересен не только сам по себе, но и как  знак, как символ  человеческой самореализации. Возрасту могут быть приписаны различные смыслы. Каждый, вероятно, наблюдал явление, так сказать, «возрастной озабоченности», к примеру — восклицания типа: «Мне уже 20 лет, а я еще ничего не совершил!» или «Мне уже 25, а я еще не замужем!». Молодящийся старец, как, скажем, у Т. Манна в «Смерти в Венеции»; зрелая дама, желающая выглядеть юной, или, напротив, двенадцатилетняя девочка, которая использует все возможности косметики, чтобы смотреться на восемнадцать…


(Советская репортажная фотография)

 


(Обложка журнала American)


(МС Вспышкин)

В приведенных примерах возраст выступает как основание для связи себя с той или иной общностью.

Человеку, живущему в Новоевропейской цивилизации, такой символизм возраста предстает как  определенный синдром современности. Для него весьма существенно понимание исторического времени как современности, что тесно связано со специфическим видением возраста человека на нынешнем этапе цивилизации.

Что такое современность? Это понятие не было столь актуальным в традиционных и в древних обществах. Оно появилось в условиях господства идеи прогресса. Современность это становящееся, происходящее, момент изменения, движения в историческом бытии. Последнее обнаруживает себя в современности через социальную действительность, созидаемую людьми. Или, иными словами: современность — это момент бытия, который поддается сознательному изменению. Современность это то, что «поправимо», то, что «можно сделать лучше». Именно момент поступательного, прогрессивного развития общества существенен для понимания современности как ценности. Соответственно, «современен» тот человек, который своей свободной волей воздействует на историю. Единение индивидуального возраста и возраста прогрессирующей общности, скажем, страны или всех «промышленно развитых стран» отвечает на вопрос, что значит  «быть современным», идти в ногу со временем, или отставать от времени, «быть несовременным».

Человек, который «является современным», понимает современность. Ему нравится всё новое, отвечающее настоящему моменту. Он сегодня, к примеру, в постсоветской России осваивает компьютер, мобильный телефон, английский, Интернет, и это наполняет его  гордостью за себя, что он «идет в ногу со временем».

 


(Стив Джобс, основатель компании «Эппл»)


(Диджей в ночном клубе)

Такой человек, как ему кажется, способен вмешаться в реальность и способен изменить её. Если говорить более конкретно, то современность зависит от «длины воли», связывающей поколения.   «Длинная воля» «Длинная воля» - термин Ф. Ницше.   той или иной общности (скажем, нации, класса, властвующей или интеллектуальной элиты) предполагает, к примеру, что ценности и цели дедов воплощаются не только самими дедами и отцами, но и внуками.   «Короткая воля»  См.: Гайдар Е.Т. Дни поражений и побед. М., Вагриус, 1997. См. также: http://www.gaidar.org/; 21.09.11. Камов Б. Аркадий Гайдар. Биография, Л., 1963; Его же. Партизанской тропой Гайдара, М., 1968. Жизнь и творчество Гайдара. Сб. ст. о Гайдаре, 3 изд., М., 1964.   обнаруживается, например, тогда, когда внук с не меньшим энтузиазмом разрушает то, что так деятельно строил дед. Чем воля «длинней», тем больше, протяженней, «просторней» современность, тем больше свобода. «Размер» современности — это мера социальной свободы, в том числе, — и свободы человеческой жизни. Причастность человека к современности («быть современным»), таким образом – это господство социокультурного  времени над биологическим временем. В этом господстве человек переживает свою свободу.

 Выводы

Что же такое возраст? Это, прежде всего, количественное измерение человеческой жизни числом прожитых лет. Возраст постоянно напоминает нам о смерти, а потому с переживанием своего возраста явно или скрыто связан экзистенциальный страх.

Человек живет одновременно в двух возрастах: социокультурном и биологическом. Социокультурный возраст человека связывает его с временем жизни общностей, в которых он существует, а биологический возраст определяет привязанность человека к циклу его биологического проживания. Связь возраста человека с временем жизни той или иной общности дает нам понятие поколения. Переживая себя как принадлежащие к поколениям, мы утверждаемся в своем единстве с обществом и создаем условия возможности преодоления («снятия») своего биологического возраста.

 Вопросы для самопроверки

1. Что такое поколение?

2. Какую роль играет переживание страха в осмыслении своего возраста?

3. В каком смысле можно говорить о «возрасте» человеческой общности или объединения, скажем, нации, класса, страны?

Предыдущая глава

Литература

Следующая глава

Старость – лучшее время человеческой жизни

Может ли возраст быть субъективным?

Логин

  • Premium

  • Co.

    Design
  • Tech

  • Work Life 900 07

  • Новости

  • Влияние

  • Подкасты

  • Видео

  • 9000 6 Фестиваль инноваций 360
Справочный центр

fastco Works

  • AWS

  • Deloitte

  • Отдел

  • Двен

  • EPSILON

  • GENPACT

  • 900 05

    IBM

  • IEDC

  • JBGS

  • Mckinsey & Company

  • META 90 007

  • FastCo Works

    Удостоенная наград команда журналистов, дизайнеров и видеооператоров, которые рассказывают истории брендов через призму Fast Company

Исполнительный совет FC

коллекции

  • Быстрое правительство

    Будущее инноваций и технологий в правительстве на благо

  • Самые инновационные компании

    9 0044 Ежегодный рейтинг компаний Fast Company, оказывающих огромное влияние

  • Самые творческие люди

    Лидеры, творчески формирующие будущее бизнеса

  • Идеи, меняющие мир

    Новые рабочие места, новые источники пищи, новые лекарства и даже совершенно новая экономическая система текущий выпуск

    Стефани Vozza 4 минуты Читать

    Сколько тебе лет? Сколько лет ты себя чувствуешь? Если ответы на эти два вопроса не совпадают, вы, вероятно, тот, кто считает, что возраст может быть субъективным. «Ваши ответы могут также раскрыть некоторые интересные идеи о ваших взглядах на жизнь», — говорит Дженнифер Сениор, штатный корреспондент 9.0143 Атлантика. Сениор углубляется в эту абстрактную концепцию в своей статье «Загадочный разрыв между тем, сколько вам лет и сколько вам лет», опубликованной в апрельском номере журнала за 2023 год.

    «Это странно, если подумать. Конечно, большинство из нас не считают себя ниже или выше, чем мы есть на самом деле. Мы не думаем, что у нас уши меньше, носы длиннее или волосы кудрявые», — пишет она в своей статье.

    Мы склонны иметь реалистичное представление о других вещах о себе, но не о том, где мы находимся во времени, говорит Сениор. Многие из нас верят в альтернативные факты, когда дело доходит до нашего возраста. Когда мы со Старшим разговаривали по телефону, мы субъективно сравнивали возраст. Мне 58, но чувствую себя на 37. Старший, 53 года, говорит, что в 36 лет у нее подвешена голова. Ее 76-летняя мать чувствует себя на 45.

    Первоначальные исследования по этой теме показали, что субъективное старение является формой отрицания. «Это было связано с нашими фобиями, связанными с нашей культурой старения и старения, поэтому вы говорите себе ложь», — говорит Сениор. — Я думаю, это что-то другое.

    Причина, по которой мы визуализируем себя в другом возрасте, предполагает Старший, вместо этого связана с нашими представлениями о нашем будущем. Например, когда Сениору было на самом деле 36 лет, она была профессиональна и полна потенциала. Замужем, детей у нее еще не было. «Я еще не была на седой магистрали среднего возраста, — объясняет она.

    Старший говорит, что сегодня ей 36 лет, потому что она считает, что у нее осталось еще несколько профессиональных поворотов и больше времени на часы.

    Мне 37 лет, когда я чувствую, что набираю силу. Моя семья была полной. У меня был широкий круг друзей, любимый дом и работа, которая приносила мне удовлетворение. Я чувствовал себя в безопасности и в пути, и именно здесь я хотел бы остаться.

    На самом деле, чем старше вы становитесь, тем больше вы чувствуете себя моложе своих лет. Опрос 1470 взрослых в Дании, проведенный в 2006 году, показал, что те, кому за 40, считают себя в среднем примерно на 20% моложе своего фактического возраста.

    «Когда вам за 50, возникает ощущение нереальности», — говорит Старший. «Вы начинаете думать: «Как я стал таким старым? Почему я не чувствую своего возраста?»

    Чувствую себя старше своих лет

    Датское исследование также показало, что взрослые моложе 25 лет имеют субъективный возраст старше.

    «Это старые души, и я когда-то был одним из них», — говорит Старший. «До 40 лет я хотела быть только 40-летней. Я чувствовала себя не в своей тарелке с молодыми людьми и в девчачьих кликах. Я думаю, что люди, которые любят свое одиночество, когда они моложе, просто надеются стать старше, когда исчезнет принуждение делать юношеские глупости. После 40 я начал скользить назад».

    Старший считает, что люди, которые идентифицируют себя как старше своих лет, часто имеют сильное влияние пожилых людей, проводя много времени с бабушкой и дедушкой или интеллектуальным пожилым человеком в своей жизни, благодаря которому старость кажется привлекательной.

    «Я провела много времени со своими бабушкой и дедушкой, которые мне очень нравились, — говорит она. «Я до сих пор очень люблю их музыку и их фильмы. Это определенно повлияло на мои чувства».

    Что означает субъективный возраст

    Ваш субъективный возраст может повлиять на вашу жизнь и выбор, и Старший говорит, что из него можно извлечь несколько вещей. Во-первых, это его способность оказывать влияние, когда вы выходите на пенсию.

    «Люди, считающие себя моложе, как правило, уходят на пенсию, когда становятся старше», — говорит она. «Они склонны считать, что у них впереди годы более продуктивной работы; они не бросают полотенце профессионально».

    Субъективный возраст также может дать некоторое представление о вашем здоровье. «Часто это хороший показатель того, насколько здоровы люди», — говорит Сениор. «Если вам 60, а вы чувствуете себя на 40, это может означать, что вы заботитесь о себе. Вы много тренируетесь, и у вас низкое кровяное давление».

    Субъективный возраст также может означать изменение культурных норм. Например, быть 50 сегодня отличается от 50 поколение назад.

    «Люди в возрасте 50 лет часто все еще имеют детей дома, — говорит Сениор. «Наши родители точно не знали. Мы здоровее. Мы едим лучше. Есть лучшие продукты по уходу за кожей, которые обманчиво делают нас моложе. Кэрролл О’Коннор и Джин Стэплтон было под сорок, когда они были на All In the Family . Если бы вы приставили пистолет к моей голове, я бы сказал, что им за 60».

    Проявив творческий подход к своему возрасту, вы сможете изменить свое отношение к жизни. «Тебе столько лет, сколько ты себя чувствуешь» может звучать банально, но что в этом может не нравиться?

    Tech

    Tech

    URL-сообщества наконец покупают мир IRL

    Tech

    Second Life исполняется 20 лет: уроки метавселенной для Apple, Meta и Roblox из новаторского виртуального мира

    Tech

    4 сайта для получения (и раздачи) бесплатных вещей в вашем районе

    News

    News

    Забастовка UPS: работники профсоюза на один шаг приблизились к массовой забастовке этим летом

    News

    Байден выбирает доктора Мэнди Коэн новым директором CDC технологии в сезоне 6

    Co.

    Design Co.Design

    Уроки внешнего вида и культуры из столицы K-Beauty

    Co.Design

    Новый образ жизни Rivian, «космос», продает автомобили, но не называет это дилерским центром

    Co. .Дизайн

    Искусственный интеллект, побеждающий фотографов, еще не наступил, но он близок

    Трудовая жизнь

    Трудовая жизнь

    Как оставаться актуальным на работе в эпоху ИИ лидеры

    Работа Жизнь

    Как сделать офисные сплетни вашим союзником

    Вы «стары»? Вот как это узнать.

    Примечание редактора: эта популярная история из архивов Daily Briefing была переиздана 21 июня 2022 г.

    Два демографа утверждают в готовящейся к печати книге, что общепринятые определения «старости» слишком негибкие и не учитывают больших различий в том, как стареют отдельные люди, сообщает Стивен Петроу для Washington Post .

    Почему «хронологический возраст» может искажать ваш возраст

    Исторически так сложилось, что Организация Объединенных Наций определяла «пожилого» человека как любого человека в возрасте 60 лет и старше, независимо от личной истории этого человека или того, в какой части мира он живет. «Все стали старыми в 60 лет, — пишет Петроу. «Это было так, как если бы вы вошли в дверь в полночь в последний день 59-го года.

    Однако, Сергей Щербов и Уоррен Сандерсон, демографы из Международного института прикладного системного анализа , говорят, что универсальный подход ошибочен, и что любое осмысленное определение старости должно учитывать местонахождение и образ жизни каждого человека.

    лет, прожитых человеком, «сообщает нам [только], как долго мы прожили до сих пор».0003

    Чтобы определить, можно ли считать этого человека «старым», утверждает Щербов, лучше обратить внимание на его «предположительный возраст» — или на то, сколько лет ожидаемой продолжительности жизни у него осталось.

    Что «предполагаемый возраст» говорит о старости?

    Когда речь идет о предполагаемом возрасте, человека следует считать «старым», если ожидаемая продолжительность его жизни составляет 15 лет и менее, утверждает Щербов.

    «В это время у большинства людей начинают проявляться признаки старения, то есть когда качество жизни ухудшается», — пишет Петроу.

    «Некоторые люди могут быть старыми в 56, 60 или 75 лет», — сказал Щербов, при этом точная точка поворота в старость зависит от их личной продолжительности жизни, которая варьируется между отдельными людьми и странами.

    В качестве примера, сказал Щербов, представьте типичную 60-летнюю женщину, живущую в Японии, где у женщин самая высокая продолжительность жизни в мире, в возрасте 88 лет. Эту женщину нельзя считать старой, пока ей не исполнится 73 года, Щербов сказал.

    Напротив, типичная женщина, живущая в Сьерра-Леоне, где ожидаемая продолжительность жизни женщин самая короткая в мире (72 года), будет считаться старой в 57 лет9.0003

    — Это очень разные люди, — сказал Щербов. «У них разная продолжительность жизни… У них разные когнитивные способности, разные физические способности».

    Согласно этому определению, типичная женщина в Соединенных Штатах — это старая женщина в возрасте 73 лет, а типичный мужчина — в возрасте 70 лет, пишет Петроу.

    Третий тип старости: «характерное старение»

    Термин «предполагаемое старение» работает в сочетании с концепцией «характерного старения», согласно Петроу, то есть проявляет ли человек характеристики, традиционно связанные с пожилой возраст, например снижение когнитивных и физических функций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *