Что возраст говорит о человеке: Возраст как время человеческой жизни

Возраст как время человеческой жизни

 

Проблема возраста, если помыслить её философски, это не что иное как вопрос о времени, поставленный перед человеком в практической плоскости его собственной неповторимой жизни.

Почему возраст столь важен для каждого человека? — Говоря о возрасте человека, я говорю о самом важном в человеческой индивидуальности. Дело в том, что он задевает некоторые глубинные основания нашей жизни, — он так же неповторим и индивидуален, как индивидуальна каждая человеческая жизнь. Ясно, скажем, что «сорок лет» одного человека не равны «сорока годам» другого человека.

Возраст в обыденном сознании выражается, прежде всего, количественно, но это неточная, обедненная характеристика. Возраст, сведенный только к цифре, выражающей прожитые годы, то есть – только к количественному измерению – это плоская абстракция бесконечно многообразного процесса жизни. Конечно, эта абстракция необходима  для познания человека вообще и познания человеком самого себя, но ни жизнь человека, ни его возраст ею не исчерпываются.

Чтобы конкретизировать тему индивидуальности возраста, не сводимой только к количественной характеристике прожитых лет, обратимся не к тому, как считаетсявозраст, а к тому как он переживается, — или к его  экзистенциальной это то, что относится к существованию как таковому (Dasein – по-немецки) в его фактичности. – Вот я живу во всей неповторимости своей жизни, где будни чередуются с праздниками, периоды радости сменяются уныньем, - успехи сменяются неудачами, где неудобная обувь, как это ни прискорбно, соседствует на равных (что особенно обидно!) с возвышенными философскими прозрениями. Всё это, взятое синкретично, в единстве и нерасторжимости и дает экзистенцию как моё существование.  характеристике. Человеческий возраст – это феноменмеры, как единства количества (прожитых лет) и качества (неповторимой индивидуальности жизни).

Человек – конечное существо. Глубинный экзистенциальный смысл концепта возраста (идеи возраста, понятия возраста) именно в конечности человеческого бытия, смысл человеческого возраста в его ограниченности, конечности, в конце концов – в смертности каждого человеческого существа. Человек рождается, в сущностном плане как бы «из ничего», и онсмертен, — уходит в небытие. Сама же его  жизнь между рождением и смертью – это как скольжение на волне в серфинге. 
Видео 1

Конечно, возрасты взаимосвязаны, «поддерживают» или отрицают друг друга. Но каждый возраст (детство, отрочество, юность, зрелость, старость) не являются только средствами и обязательно имеют ценность в самих себе. Каждый возраст самоцелен и самоценен.  Нельзя считать, что детство это всего лишь некая «вспомогательная конструкция», — строительные леса, с помощью которых можно выстроить «хорошую»  или «плохую» взрослость. Или, далее, – взрослость не есть всего лишь «средство» для достойной старости.

Итак, возраст есть изнутри, экзистенциально переживаемое нами время бытия, которое представляет собой самоценность.

 Возраст и страх

Возраст – это проблема жизни с точки зрения одной из самых всепоглощающих эмоциональных составляющих человеческого бытия – с  точки зрениячувства страха. Каждый возраст обладает своим специфическим страхом. Далее мы сможем обратиться чуть более подробно к страху старика, что конституирует этот возраст (См. тему 2).

Однако, страшно не только то, что ты умрешь? — и, стало быть, вся жизнь может быть рассмотрена как ожидание смерти. Страшно  и то, что, рождаясь на этот свет, ты вынужден всё начинать сначала.  Ты являешься в мир помимо своей воли, хотя бы потому, что у тебя как новорожденного воли ещё нет. Фактически, ты обнаруживаешь себя в уже существующем  мире радикально неподготовленным к нему, — как незваный гость. Мы увидим далее более подробно, что трагедия старика в том, что он уже чужой в этом мире, а глубинная, может быть, скрытая от него самого, трагедия ребенка (хотя ребенок не может выразить эту свою трагедию, или даже в полной мере осознать и пережить её), что он  в этом мире ещё чужой. Этот равнодушный мир «не хочет» его принимать. Мир не звал и не ждал его. Ребенок ничего не знает об этом мире, он ещё никак не обозначил свое бытие в нем.

Переживание ребёнка – зачем я появился в этом мире. Оно, по сути, имеет отношение не только к детству и выражено А.С. Пушкиным в одном из самых трагических его произведений:

Дар напрасный, дар случайный,


Жизнь, зачем ты мне дана,
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь обречена…

Жизнь человека – постоянное преодоление страха. Универсальный способ справиться со страхом – это некоторый «запас прочности» нашего бытия, готовность ко всему, что бы ни случилось, — некоторый его жизненный потенциал в самом широком смысле слова. Поэтому проблема возраста – это, по сути,  проблема потенциала, его накопления и растраты. Вопрос первой половины жизни, не столько ребенка, сколько подростка, молодого человека и ранней взрослости – это вопрос способностей, задатков, дарований, которые также есть проблема человеческого потенциала. Обладаю ли я дарованиями, задатками? Предопределил ли Бог мое назначение, моё  Beruf Der Beruf (нем. ) – профессия и одновременно призвание (от нем. rufen – звать). Важный термин в работе немецкого социолога и философа М. Вебера (1864-1920) «Протестантская этика и дух капитализма», в которой показано, что становление капитализма в Западной Европе было тесно связано с протестантской трудовой этикой, в которой «трудиться – значит молиться» и где истовый, тщательный труд в этом мире рассматривается как угодный Богу. См.: http://www.koob.ru/weber/protestantskaya_etika; 21.09.11, где есть возможность прочитать указанную работу.

   Молодой человек в постоянных сомнениях, подчас мучительно, решает для себя и хочет продемонстрировать другим, что он действительно обладает задатками, — что он талантлив, может быть, даже, в потенции, —  гениален. Такая постановка вопроса в новоевропейской цивилизации по сути близка вопросу, формулируемому  в традиционных цивилизациях: призван ли я Богом?

Очевидным образом жизненный потенциал, как мы увидим в дальнейшем,  особенно важен в старости.

Настоящий старик должен быть — хотя бы! — богат деньгами. Это некоторое (конечно же, весьма косвенное!) свидетельство, что он в мире что-то значит, — имеет какое-то право на существование, — он что-то совершил достойное. Или – старик обладает заслугами, потенциалом влияния, мол, он «не зря прожил свою жизнь», с ним считаются, к его словам прислушиваются, он заслужил авторитет потому что изменил этот мир, и мир после прожитой стариком жизни стал лучше.

Таковы самые первые наметки переживания возраста, показывающие важность этой характеристики для человека. Чтобы более основательно осмыслить наше переживание возраста, необходимо внимательным образом осмыслить, что такое в философском плане время вообще, и как время связано с возрастом человека.

Смысл возраста:  мера человеческой  жизни

Время это форма бытия.  В отличие от пространства,  время это не экстенсивная, а интенсивная форма бытия. — Что это означает? Пространство в самом абстрактном плане есть особое отношение, где постулируется, предполагается расположение одного рядом с другим, -подле другого.

Время же, напротив, это такое отношение, где предполагается, постулируется  последовательность одногопосле другого. Каждая соседняя точка в пространстве не уничтожает другие точки, между тем как каждый следующий момент времени упраздняет предыдущий, чтобы и самому быть в свою очередь уничтоженным.

Следовательно, особенности такой формы бытия как время, сказываются и на возрасте. Возраст как время человеческого бытия представляет собой интенсивную форму жизни человека, которая переживается как особенно напряженная. Ведь множественность отдельных моментов (периодов, этапов, ступеней) человеческой жизни неодолимо исчезает, и её никак нельзя удержать. Юность безвозвратно уходит, сменяясь зрелостью, а зрелость необратимо и неодолимо сменяется старостью… Философия возраста или – времени человеческой жизни  исследует, как один эпизод, одно событие, одно время, один период, один этап невозвратно сменяются другими эпизодом, событием, временем, периодом, этапом.

Человеческий возраст и возраст исторической общности

Человеческое время (т. е. как раз возраст- форма бытия человеческого индивида), с одной стороны, и время общности того или иного масштаба, скажем, семьи, коллектива, этноса, с другой, взаимодействуют. Человеческий  возраст задает модели времени той или  иной общности, даже времени существования всего человечества во Вселенной; возраст индивида дает времени всего человечества действительность непосредственного переживания. И напротив, время той общности в которую включен индивидуальный возраст человека, существенным образом воздействует на него. Проследим, как в связи с историческим временем меняются концепции человеческого времени или – возраста человека.

Ритмы истории – ритмы человеческого возраста. Поколения

Историческое время протекает ритмически, где моменты величайшего напряжения (скажем, войны, революции, социальные катастрофы) сменяются известным расслаблением истории. Акценты, задающие напряжение в историческом развитии, это чрезвычайные моменты,  кайросы Кайрос (др. -греч. К????? – данное время) - древнегреческий бог счастливого мгновения. У древних греков было два концепта времени, персонифицированных, олицетворенных как боги. Хронос - Бог прошедшего и все пожирающего; Кайрос - бог неуловимого мига удачи. Он появляется неожиданно, и поэтому на его помощь трудно рассчитывать. Кайрос указывает на тот благоприятный момент, когда нужно действовать, если хочешь добиться успеха. Этот бог изображался с большим чубом, за который можно было ухватить подвижного, ускользающего крылатого Кайроса. В руках у Кайроса весы: символ справедливости судьбы, посылающей успех тем, кто его достоин. Имеются и другие смыслы у данного слова, Кайрос - это момент метаморфозы богов, время перемен, стремление к гармонии. В философии: особое и обычно краткое по протяженности время, выделяющееся из потока космического и исторического времени высшим духовным значением происходящих в нем событий. По Н.Бердяеву, это «как бы вторжение вечности во время, прерывность в космическом и историческом времени, пополнение и исполнение времени».

В дальнейшем изложении мы ещё вернемся к этому термину и раскроем его подробнее. Пауль Йоханнес Тиллих (1886-1965) - немецко-американский протестантский теолог и философ, представитель диалектической теологии, широко использовавший понятие кайроса. Ср.: «Лишь для абстрактного, отстраненного созерцания время является пустой формой, способной вместить любое содержание; но для того, кто осознает динамический, творческий характер жизни, время насыщено напряжениями, чревато возможностями, оно обладает качественным характером и преисполнено смысла. Не все возможно во всякое время, не все истинно во всякое время и не требуется во всякое время» (Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. с. 217). Понятие кайроса применительно к человеческой жизни будет более подробно прояснено в лекции «Отрочество». (П. Тиллих). В противоположность кайросу следует обозначить состояние, которое можно метафорически назватьисторической дремотой, сном истории. Сон истории — это период, когда, как кажется, ничего не происходит.

Историческое развитие во времени предстает как чередование кайросов и дремоты. Это и есть в самых общих чертах ритм истории. Жизнь человека, — драма проживания им своего возраста – так же ритмичны как и проживание общностью своей истории:  некоторые  чрезвычайные напряжения, когда человек «всецело присутствует», сменяются спокойными, созерцательными периодами. Ритм биографии необходим, поэтому мы сталкиваемся также с некоторой внешней ритмизированностью человеческого бытия,  скажем, ежегодное празднование дней рождения, или отмечание памятных дат, юбилеев. Этот ритм, привносимый культурой, обычаем, традицией в непрерывное течение человеческого возраста, позволяет выстроить особую композицию движения по возрастам, — организовать время человеческой жизни как своего рода драматургическое произведение.

Проживание человеком своего возраста зависит от того, попадает ли его время на момент чрезвычайного напряжения в истории, кайроса, или, напротив, ему выпало жить в эпоху исторической дремоты. Не случайно, в современном кинематографе сформировался специфический жанр – фильмы-катастрофы, которые показывают поведение людей в чрезвычайных обстоятельствах конца света, стихийного бедствия,  техногенной катастрофы Катастрофа природно-техногенная - разрушительный процесс, развивающийся в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящий к гибели людей, разрушению и повреждению объектов экономики и компонентов окружающей природной среды.   .

Связь человеческого возраста с историческими событиями создаетпоколения. Скажем, в русском XIX веке мы знаем поколение декабристов, поколение «шестидесятников». В советском XX веке отчетливо выделяется поколение тех, кто так или иначе участвовал в Великой Отечественной войне, — поколение «шестидесятников», то есть тех, кто был воспитан на идеях «оттепели» и ХХ съезда КПСС. Каждый без труда укажет и на другие поколения, которые сыграли ту или иную роль в российской, советской или постсоветской истории. Однако для понимания возраста необходимо указать и более общие установки, которые существуют в человеческом сознании.

Две концепции исторического времени – две концепции человеческого возраста

Существует по крайней мере две концепции возраста человека, которые связаны с базовыми представлениями об историческом  времени. Эти две концепции возраста взаимодополнительны, или, как говорят, — комплементарны, отражают с разных сторон разные стороны возрастного измерения человеческой жизни.

Первая концепция понимания историисостоит в том, что мир вечен и время бесконечно.  Конкретным воплощением этой концепции времени предстает так называемое вечное возвращение. Индуистская традиция, например, выделяетчетыре века (юги), которые сменяют друг друга, причем после четвертой юги, кали-юги, где мы сейчас живем, должна снова наступить первая юга. Гесиод также выделяет четыре века: золотой, серебряный, бронзовый, железный. Затем — вселенская катастрофа и… всё сначала. Демиург, бог не первого ряда богов, творец с оттенком «халтурщик», преобразует хаос в космос, потом забывает о созданной им космической упорядоченности. Между тем божественный порядок «вытекает», «выветривается» из мира, который снова превращается в хаос. Тогда демиург спохватывается, снова вдыхает в мир божественное начало, и он снова становится космосом. И так – бесконечно.  С той же необходимостью, с какой природа когда-то устранит мыслящий дух на Земле, она его породит где-то во Вселенной снова, говорил Ф. Энгельс, также принимая (бессознательно!)   концепцию вечного возвращения.

Такой концепции исторического времени в философии возраста соответствует идеяметемпсихоза: душа человека снова и снова возрождается после смерти, проживая всё новые и новые жизни, и так – без конца, если не предпринять особые усилия для того, чтобы выйти из колеса  Сансары Дхармачакра («колесо дхармы», «колесо закона») - в буддизме символ дхармы, учения Будды о пути к просвещению, освобождению от кармических перерождений в сансаре. Традиционно изображается в виде стилизованного колеса с пятью, шестью или восемью спицами. ,  вечной череды новых рождений Реинкарнация (греч. ?? - снова» + греч. ????????? - воплощение), метемпсихоз (греч. ???????????? - переселение душ) - группа религиозно-философских доктрин, согласно которым бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях - только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое.   .


(Колесо Сансары. Тибетский монастырь)

Вторая концепция понимания историиможет быть названа библейской, поскольку она последовательно проведена в Библии. В ней постулируются абсолютное начало мира, связанное с «творением мира из ничего», и неизбежность его абсолютного конца.


(А. Дюрер. Апокалипсис. 1498 г.) 

Причем последнее событие однократно и непоправимо. Не мыслится возможности никакого нового порождения. Мир закончится абсолютно.

Из этой второй концепции следует постоянное и напряженное ожидание человеком своего конца, т. е. непоправимой смерти. Соответственно, и возраст человека понимается таким образом, что если после смерти и возможна иная жизнь человеческой бессмертной души (скажем, «блаженство» в раю или «вечные муки» в аду), то это будут совершенно, качественно иные формы существования, которые никак не могут быть даже сопоставлены с земной жизнью и к которым никак нельзя отнести понятие возраста. Загробная жизнь, попросту говоря, принципиально «не имеет возраста», как,  скажем, электроны и протоны принципиально не могут иметь  вкуса и запаха.

Соответственно, и возраст человека после смерти теряет смысл. Жизнь человеческая  заканчивается абсолютно так же, как она абсолютно не была до рождения. Для человека новоевропейской цивилизации остается слабое утешение, что человек оставит какие-то положительные, «нетленные» следы в культуре, но и они, увы,  не вечны:

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

(Г. Державин)

Неизбежность смертности свидетельствует о том, что нам хотелось бы представить своё время, прежде всего, как циклическое время. Да, пусть мы умрем, но наши дети, внуки снова и снова повторят тот цикл, который проделали в своё время мы, а до нас – наши отцы и деды. Циклы поколений складываются в линейное время истории социума, цивилизации, — линейное время, которое в другом масштабе само оказывается циклическим, включенным в другое, на первый взгляд, линейное, но также циклическое время.

В циклическом времени возраста нам  непосредственно даны  дионисийные Аполлоническое и дионисийское - понятия, введенные Шеллингом для определения двух сил, концентрирующихся в глубинах сознания человека. Ницше в своем «Рождении трагедии из духа музыки» рассматривал драму Вагнера и античную трагедию как средоточие отдельных моментов аполлонического и дионисийского начал. Отражение аполлонического и дионисийского имеет место во всех видах и жанрах искусства, в них явлены два полюса многообразной человеческой культуры. Дионис (др.-греч. ????????, ????????, микен. di-wo-nu-so-jo, лат. Dionysus) в древнегреческой мифологии - бог вина; у римлян Вакх (др.-греч. ??????, лат. Bacchus), в честь которого совершались оргии - вакханалии. Аполлон (др.-греч. ???????), Феб (др.-греч. ?????? - лучезарный), напротив, представал как средоточие света и умеренности. Противоположность между этими двумя категориями обусловлена противоположностью между пластическим искусством образов и непластическим искусством музыки. Аполлон и Дионис - это разные миры: мир сновидения и мир опьянения.    стихии, которые предстают, прежде всего, как фатальность рождения и фатальность смерти. Линейное время социума, выступающее как горизонт циклического времени отдельной человеческой судьбы,  мнится не дионисийным, а  аполлоническим. Аполлоническое начало - это чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога - творца образов; дионисийское - первобытный хаос и ужас, вакхический восторг, трепет опьянения и экстаза.    Оно мыслится как беспредельное восхождение, как фундаментальная вертикаль, как порыв и прорыв в сферу трансцендентного, как спасение.

Именно линейное время задает горизонт смысла жизни, выходящий за границы индивидуального принципиально циклического бытия. Даже если «Бога нет», то бессмертие культуры задает нам  иллюзорную надежду на бессмертие. Вопреки выше приведенным трагическим  словам умирающего Державина Пушкин с надеждой восклицает:

Весь я не умру
Душа в заветной лире
Мой прах переживет
И тленья избежит…

Идея бессмертия души, входящей в сферу разума, по Канту, (наряду с бытием Бога и целостностью мира) построена на идее линейного времени, которое через свою беспредельность вообще выходит за рамки времени, становится по ту сторону времени вообще.

 Значит, в проблему возраста обязательно входит момент  не только  смерти, но и бессмертия. Последнее моделируется линейным временем, уходящим в беспредельность и снимающим время вообще.

Путь к бессмертию особенно в новоевропейской цивилизации предстает как  объективация Объективация – воплощение в чем-то объективном, доступном восприятию. Скажем, объективация художественного замысла.   ,  опредмечивание Опредмечивание и распредмечивание - категории немецкой классической философии, получившие широкое распространение благодаря марксистским интерпретациям. Эти категории выражают противоположности в человеческой предметной деятельности. Опредмечивание — это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или «человеческим предметом» Деятельность опредмечивается не только во внешнем результате, но и в качествах самого субъекта: изменяя мир, человек изменяет самого себя, Распредмечивание — это процесс, в котором свойства, сущность, «логика предмета» становятся достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием. Человек распредмечивает как формы прошлой культуры, так и природные явления, которые он тем самым включает в свой общественный мир. Опредмечивание и распредмечивание раскрывают внутренний динамизм материальной и духовной культуры как живого целого, существующего только в процессе непрерывного воспроизведения его и созидания человеческой деятельностью.   ,  материализация Материализация - воплощение, облечение чего-нибудь в материальные, осязательные формы.    и т.п. Мир вещной объективности предстает как соломинка, за которую цепляется смертный человек, чтобы в той или иной мере достичь бессмертия. Это связывает тему возраста с проблемой авторствования.Авторствование через объективацию есть способ, конечно же — иллюзорный, но, тем не менее, неизменно порождающий надежды, на пути к бессмертию.

Таким образом, возраст человека задан в разломе между циклическим и линейным временем, аналогично тому как возраст существует в разломе между биологическим и социокультурным временем. В преодолении возраста нами руководит безумная надежда выйти из циклического времени в линейное — в надежде на «жизнь вечную».

 Возраст как символ. Что значит быть «современным»?

Возраст интересен не только сам по себе, но и как  знак, как символ  человеческой самореализации. Возрасту могут быть приписаны различные смыслы. Каждый, вероятно, наблюдал явление, так сказать, «возрастной озабоченности», к примеру — восклицания типа: «Мне уже 20 лет, а я еще ничего не совершил!» или «Мне уже 25, а я еще не замужем!». Молодящийся старец, как, скажем, у Т. Манна в «Смерти в Венеции»; зрелая дама, желающая выглядеть юной, или, напротив, двенадцатилетняя девочка, которая использует все возможности косметики, чтобы смотреться на восемнадцать…


(Советская репортажная фотография)

 


(Обложка журнала American)


(МС Вспышкин)

В приведенных примерах возраст выступает как основание для связи себя с той или иной общностью.

Человеку, живущему в Новоевропейской цивилизации, такой символизм возраста предстает как  определенный синдром современности. Для него весьма существенно понимание исторического времени как современности, что тесно связано со специфическим видением возраста человека на нынешнем этапе цивилизации.

Что такое современность? Это понятие не было столь актуальным в традиционных и в древних обществах. Оно появилось в условиях господства идеи прогресса. Современность это становящееся, происходящее, момент изменения, движения в историческом бытии. Последнее обнаруживает себя в современности через социальную действительность, созидаемую людьми. Или, иными словами: современность — это момент бытия, который поддается сознательному изменению. Современность это то, что «поправимо», то, что «можно сделать лучше». Именно момент поступательного, прогрессивного развития общества существенен для понимания современности как ценности. Соответственно, «современен» тот человек, который своей свободной волей воздействует на историю. Единение индивидуального возраста и возраста прогрессирующей общности, скажем, страны или всех «промышленно развитых стран» отвечает на вопрос, что значит  «быть современным», идти в ногу со временем, или отставать от времени, «быть несовременным».

Человек, который «является современным», понимает современность. Ему нравится всё новое, отвечающее настоящему моменту. Он сегодня, к примеру, в постсоветской России осваивает компьютер, мобильный телефон, английский, Интернет, и это наполняет его  гордостью за себя, что он «идет в ногу со временем».

 


(Стив Джобс, основатель компании «Эппл»)


(Диджей в ночном клубе)

Такой человек, как ему кажется, способен вмешаться в реальность и способен изменить её. Если говорить более конкретно, то современность зависит от «длины воли», связывающей поколения.   «Длинная воля» «Длинная воля» - термин Ф. Ницше.   той или иной общности (скажем, нации, класса, властвующей или интеллектуальной элиты) предполагает, к примеру, что ценности и цели дедов воплощаются не только самими дедами и отцами, но и внуками.   «Короткая воля»  См.: Гайдар Е.Т. Дни поражений и побед. М., Вагриус, 1997. См. также: http://www.gaidar.org/; 21.09.11. Камов Б. Аркадий Гайдар. Биография, Л., 1963; Его же. Партизанской тропой Гайдара, М., 1968. Жизнь и творчество Гайдара. Сб. ст. о Гайдаре, 3 изд., М., 1964.   обнаруживается, например, тогда, когда внук с не меньшим энтузиазмом разрушает то, что так деятельно строил дед. Чем воля «длинней», тем больше, протяженней, «просторней» современность, тем больше свобода. «Размер» современности — это мера социальной свободы, в том числе, — и свободы человеческой жизни. Причастность человека к современности («быть современным»), таким образом – это господство социокультурного  времени над биологическим временем. В этом господстве человек переживает свою свободу.

 Выводы

Что же такое возраст? Это, прежде всего, количественное измерение человеческой жизни числом прожитых лет. Возраст постоянно напоминает нам о смерти, а потому с переживанием своего возраста явно или скрыто связан экзистенциальный страх.

Человек живет одновременно в двух возрастах: социокультурном и биологическом. Социокультурный возраст человека связывает его с временем жизни общностей, в которых он существует, а биологический возраст определяет привязанность человека к циклу его биологического проживания. Связь возраста человека с временем жизни той или иной общности дает нам понятие поколения. Переживая себя как принадлежащие к поколениям, мы утверждаемся в своем единстве с обществом и создаем условия возможности преодоления («снятия») своего биологического возраста.

 Вопросы для самопроверки

1. Что такое поколение?

2. Какую роль играет переживание страха в осмыслении своего возраста?

3. В каком смысле можно говорить о «возрасте» человеческой общности или объединения, скажем, нации, класса, страны?

Предыдущая глава

Литература

Следующая глава

Старость – лучшее время человеческой жизни

Современные взгляды на возраст — ГБУЗ РМ РИКБ

  1. Главная
  2. Правое меню
  3. Полезная информация
  4. Современные взгляды на возраст

Современные взгляды на возраст.

Всем известно, что пожилой – это тот, кто уже не молод, кто начинает стареть. Тогда в организме человека происходят необратимые изменения. Однако седеющие волосы, морщины и одышка далеко не всегда говорят о наступлении старости. Но как определить тот самый возраст, когда человека можно причислить к категории пожилых людей? Разное время – разные мнения? Когда-то считалось, что пожилой возраст – это когда человеку перевалило за 20. Мы помним много ярких исторических примеров, когда молодые люди вступали в брак, едва достигнув возраста 12-13 лет. По меркам средневековья женщина в 20 лет считалась старухой. Однако сегодня не средневековье. Многое изменилось. Позже эта цифра несколько раз изменялась и молодыми стали считаться двадцатилетние люди. Именно этот возраст символизирует начало самостоятельной жизни, а значит расцвет, молодость.

В современном обществе снова все как-то изменяется. И сегодня большая часть молодых людей, не задумываясь, причислит к пожилым тех, кто едва перешагнул тридцатилетний рубеж. Доказательством тому является тот факт, что и работодатели довольно настороженно относятся к соискателям старше 35. А что уж говорить о тех, кто перешагнул за 40? —  

Но ведь, казалось бы, к этому возрасту человек приобретает некую уверенность в себе, жизненный опыт, в том числе и профессиональный. В таком возрасте он имеет твердую жизненную позицию, четкие цели. Это возраст, когда человек способен реально оценивать свои силы и отвечать за собственные поступки. И вдруг, как приговор звучит: «Пожилой». С какого возраста можно считать индивида пожилым, мы и попробуем разобраться.

Возрастные рубежи

 Представители Российской академии медицинских наук говорят о том, что в последнее время произошли заметные изменения в определении биологического возраста человека. Для изучения таких и многих других изменений, происходящих с человеком, существует Всемирная организация здравоохранения – ВОЗ. Так, классификация возраста человека по ВОЗ, говорит следующее:  

в диапазоне от 25 до 44 лет – человек молод;

в диапазоне от 44 до 60 – имеет средний возраст;

 с 60 до 75 – люди считаются пожилыми людьми;

с 75 до 90 – это уже представители старого возраста. Все, кому посчастливилось перешагнуть эту планку, считаются долгожителями. К сожалению, до 90, а уж тем более до 100 доживают немногие. Причиной тому служат различные заболевания, которым подвержен человек, экологическая обстановка, а также условия жизни. Так что же получается? Что пожилой возраст по классификации ВОЗ значительно помолодел?  

Мои года – мое богатство.

Классификация возраста по ВОЗ не является абсолютным критерием для причисления человека к определенной возрастной категории. Ведь не только количество лет характеризует состояние человека. Здесь уместно вспомнить известную пословицу, которая говорит о том, что человеку столько лет, на сколько он сам себя ощущает. Наверное, это выражение в большей мере характеризует возраст человека, нежели возрастная классификация ВОЗ. Связано это не только с психоэмоциональным состоянием человека и со степенью изношенности организма. К сожалению, болезни, одолевающие и изматывающие людей, не спрашивают возраста. Им подвержены в равной степени и старики, и дети. Зависит это от многих факторов, в том числе от состояния организма, иммунитета, условий жизни. И, конечно, от того, как сам человек относится к своему здоровью. Когда-то не до конца вылеченные заболевания, отсутствие нормального отдыха, неправильное питание – все это и многое другое довольно сильно изнашивает организм. Пожилой возраст – это для многих ворчание, плохая память, целый букет хронических заболеваний. Однако все вышеперечисленные недостатки могут характеризовать и относительно молодого человека. Сегодня это далеко не критерий для того, чтобы причислить человека к определенной возрастной категории.

По данным социологических опросов, ежегодно проводимых в разных странах, сами люди не собираются стареть. И готовы причислить себя к пожилым только когда достигнут возраста 60-65 лет. Видимо отсюда берут свое начало законопроекты об увеличении пенсионного возраста. Пожилым людям, однако, нужно больше времени уделять своему здоровью. К тому же снижение внимания и скорости восприятия информации не всегда позволяет людям после 60 лет быстро адаптироваться к изменению ситуации. Особую актуальность это принимает в условиях научно-технического прогресса. Людям, достигшим определенного возраста, иногда бывает сложно осваивать инновационные технологии. Но мало кто задумывается над тем, что для многих людей это является сильнейшей психологической травмой. Они вдруг начинают чувствовать свою никчемность, ненужность. Это усугубляет и без того обостренную ситуацию переоценки возраста.

 

Кризис среднего возраста. Какой у него сегодня порог?

Всем хорошо известно такое понятие, как кризис среднего возраста. А кто может ответить на вопрос о том, в каком возрасте он чаще наступает? Прежде чем определить этот возраст, давайте разберемся с самим понятием.

Под кризисом здесь понимается такой момент, когда человек начинает переосмысливать ценности, убеждения, оценивает прожитую жизнь и свои поступки. Наверное, такой период в жизни и наступает именно тогда, когда за плечами человека прожитые годы, опыт, ошибки и разочарования. Поэтому этот жизненный период часто сопровождается эмоциональной неустойчивостью, даже глубокой и продолжительной депрессией. Наступление подобного кризиса неизбежно, длиться он может от нескольких месяцев до нескольких лет. И зависит его продолжительность не только от индивидуальных особенностей человека и от его прожитой жизни, а и от профессии, обстановки в семье и прочих факторов. Многие выходят победителями из этой жизненной коллизии. И тогда средний возраст не уступает место старению. Но случается и так, что из этой схватки выходят постаревшие и потерявшие интерес к жизни люди, которые не достигли еще и 50 лет.

Что говорит Всемирная организация здравоохранения

Как мы уже рассмотрели выше, пожилой возраст по классификации ВОЗ попадает в диапазон от 60 до 75 лет. По результатам социологических исследований, представители этой возрастной категории молоды душой и совсем не собираются записывать себя в старики. К слову, по данным таких же исследований, проводимых десяток лет назад, к пожилым относили всех достигших 50 и более лет. Нынешняя классификация возраста по ВОЗ показывает, что это люди среднего возраста. И совершенно не исключено, что эта категория будет только молодеть. Мало кто в молодости задумывается над тем, какой возраст считается пожилым. И только с годами, пересекая один рубеж за другим, люди понимают, что в любом возрасте «жизнь только начинается». Только накопив огромный жизненный опыт, люди начинают задумываться над тем, как продлить молодость. Иногда это превращается в настоящую схватку с возрастом.

 

Признаки старения

Пожилой возраст по ВОЗ характеризуется тем, что у людей происходит снижение жизненной активности. Что это означает? Пожилые люди становятся малоподвижны, приобретают массу хронических заболеваний, у них снижается внимательность, ухудшается память. Однако пожилой возраст по классификации ВОЗ, это не просто возрастные рамки. Исследователи давно пришли к заключению, что процесс старения происходит как бы по двум направлениям: физиологическому и психологическому.

Физиологическое старение

Что касается физиологического старения, то оно наиболее понятно и заметно для окружающих. Поскольку с организмом человека происходят определенные необратимые изменения, которые заметны ему самому, а также окружающим. В организме меняется все. Кожа становится сухой и дряблой, это приводит к тому, что появляются морщины. Кости становятся ломкими и из-за этого вероятность переломов возрастает. Волосы обесцвечиваются, ломаются и часто выпадают. Конечно, для людей, старающихся сохранить свою молодость, многие из этих проблем разрешимы. Существуют различные косметические препараты и процедуры, которые при правильном и регулярном использовании способны замаскировать видимые изменения. Но эти изменения все равно рано или поздно станут заметны.

Психологическое старение

Психологическое старение может оказаться не таким заметным для окружающих, однако так бывает далеко не всегда. У пожилых людей часто сильно меняется характер. Они становятся невнимательны, раздражительны, быстро устают. И происходит это часто именно потому, что они наблюдают проявление старения физиологического. Они не в силах повлиять на необратимые процессы в организме и из-за этого часто переживают глубокую душевную драму. Так какой же возраст считается пожилым? В силу того, что организм каждого человека имеет свои особенности, происходят подобные изменения у всех по-разному. И наступает физиологическое и психологическое старение не всегда одновременно. Сильные духом люди, оптимисты способны принимать свой возраст и поддерживают активный образ жизни, тем самым замедляя физиологическое старение. Поэтому ответить на вопрос о том, какой возраст считается пожилым, иногда бывает достаточно сложно. Ведь не всегда количество прожитых лет является показателем состояния внутреннего мира человека. Часто люди, которые следят за своим здоровьем, чувствуют первые изменения в своем организме и стараются к ним приспособиться, снизить негативное их проявление. Если регулярно заниматься своим здоровьем, то отодвинуть приближение старости возможно. Поэтому те люди, которые попадают в категорию «пожилой возраст» по классификации ВОЗ, далеко не всегда могут чувствовать себя таковыми. Или напротив, те, кто преодолевает 65-летний рубеж, считают себя древними стариками.

 

Поэтому нелишним будет еще раз вспомнить о том, что гласит народная мудрость: «Человеку столько лет, на сколько он себя ощущает».  

 

Это возраст, когда ваша самооценка самая высокая, говорится в исследовании. Но новое исследование говорит, что с возрастом улучшается, по крайней мере, одна вещь: самооценка.

Согласно статье, опубликованной недавно в журнале Psychological Bulletin — , возраст 60 лет лучше всего влияет на самооценку, и эти позитивные чувства могут оставаться на пике в течение целого десятилетия.

«Середина жизни для многих взрослых — это время очень стабильных жизненных обстоятельств в таких областях, как отношения и работа. Более того, в зрелом возрасте большинство людей вкладывают дополнительные средства в социальные роли, которые они занимают, что может повысить их самооценку», — сказал соавтор исследования Ульрих Орт, профессор психологии Бернского университета в Швейцарии. ВРЕМЯ. «Например, люди берут на себя управленческие роли на работе, поддерживают удовлетворительные отношения со своим супругом или партнером и помогают своим детям стать ответственными и независимыми взрослыми».

Исследователи основывали свой анализ на 191 исследовательской статье о самооценке, в которую вошли данные почти 165 000 человек. Они намеревались представить наиболее полный взгляд на то, как самооценка меняется с возрастом, изучив ряд различных демографических и возрастных групп.

Самооценка впервые начинает расти в возрасте от 4 до 11 лет, когда дети развиваются в социальном и когнитивном плане и обретают некоторое чувство независимости. Затем уровни, кажется, стабилизируются, но не снижаются, поскольку подростковый возраст начинается с 11 до 15 лет, как показывают данные.

Это несколько удивительно, учитывая, что многие люди — ученые и другие — предполагают, что самооценка страдает в традиционно неловкие ранние подростковые годы, «возможно, из-за пубертатных изменений и повышенного внимания к социальным сравнениям в школе», — говорит Орт. «Однако наши выводы показывают, что это не так».

Наоборот, чувство собственного достоинства остается стабильным до середины подросткового возраста. После этого затишья, говорит Орт, самооценка, по-видимому, существенно возрастает до 30 лет, затем более постепенно в среднем возрасте, прежде чем достигает пика примерно в 60 лет и остается стабильной до 70 лет.0003

Однако после этого периода данные Орта показывают, что у многих взрослых наблюдается снижение самооценки, которое начинается скромно около 70 лет и становится более значительным в возрасте 90 лет.

, пустое гнездо и, возможно, вдовство — все это факторы, которые могут угрожать самооценке», — объясняет Орт. «Кроме того, старение часто приводит к негативным изменениям других возможных источников самооценки, таких как социально-экономический статус, когнитивные способности и здоровье».

Однако предположение о том, что эти факторы не сходятся в значимой степени примерно до 90 лет, должно быть обнадеживающим.

«Многие люди, — говорит Орт, — способны поддерживать относительно высокий уровень самооценки даже в пожилом возрасте».

Пишите Джейми Дюшарму по адресу [email protected].

Старение в Америке: ожидания против реальности

Стареть не так плохо, как думают люди. И это не так хорошо.

В отношении различных аспектов повседневной жизни, начиная от остроты ума и физической ловкости и заканчивая сексуальной активностью и финансовой безопасностью, новый опрос Pew Research Center Social & Demographic Trends о старении среди общенациональной репрезентативной выборки из 2969 взрослых обнаруживает значительный разрыв между ожиданиями молодых и взрослые люди среднего возраста рассказывают о старости и реальном опыте, о котором сообщают сами пожилые американцы.

Эти различия становятся особенно заметными, когда респондентов спрашивают о ряде негативных критериев, часто связанных со старением, таких как болезни, потеря памяти, неспособность водить машину, прекращение половой жизни, борьба с одиночеством и депрессией, а также трудности с оплатой счетов. В каждом случае пожилые люди сообщают, что испытывают их на более низком уровне (часто намного ниже), чем молодые люди сообщают, что ожидают столкнуться с ними, когда состарятся. 1

В то же время, пожилые люди сообщают о меньшем количестве преимуществ старения, которые молодые люди ожидают получить, когда состарятся, например, проводить больше времени со своей семьей, больше путешествовать ради удовольствия, иметь больше времени. для хобби, волонтерской работы или начала второй карьеры.

Эти разрывы в восприятии поколений также распространяются на самый основной вопрос о старости: когда она начинается? Респонденты опроса в возрасте от 18 до 29 лет считают, что средний человек стареет в 60 лет. Респонденты среднего возраста ставят порог ближе к 70 годам, а респонденты в возрасте 65 лет и старше говорят, что средний человек не стареет, пока ему не исполнится 74 года9.0003

Другие потенциальные маркеры старости, такие как забывчивость, выход на пенсию, сексуальная неактивность, проблемы с контролем мочевого пузыря, седые волосы, рождение внуков, являются субъектами подобных пробелов в восприятии. Например, почти две трети взрослых в возрасте от 18 до 29 лет считают, что если кто-то «часто забывает знакомые имена», то этот человек стар. С этим согласны менее половины всех взрослых в возрасте 30 лет и старше.

Однако несколько потенциальных маркеров — слабое здоровье, неспособность жить самостоятельно, неспособность водить машину, трудности с подъемом по лестнице — порождают согласие между всеми поколениями в отношении того, в какой степени они служат индикатором старости.

Стань старше, почувствуй себя моложе

Результаты опроса, похоже, подтверждают старую мысль о том, что никогда не бывает слишком стар, чтобы чувствовать себя молодым. На самом деле, это показывает, что чем старше становятся люди, тем моложе они себя чувствуют – условно говоря. Среди молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет около половины говорят, что чувствуют свой возраст, около четверти говорят, что чувствуют себя старше своего возраста, а еще четверть говорят, что чувствуют себя моложе. Напротив, среди взрослых в возрасте 65 лет и старше 60 % говорят, что чувствуют себя моложе своего возраста, по сравнению с 32 %, которые говорят, что чувствуют себя точно на свой возраст, и только 3 %, которые говорят, что чувствуют себя старше своего возраста.

Кроме того, разрыв в годах между реальным возрастом и «чувствуемым возрастом» увеличивается по мере взросления человека. Почти половина всех респондентов в возрасте 50 лет и старше говорят, что чувствуют себя как минимум на 10 лет моложе своего хронологического возраста. Среди респондентов в возрасте от 65 до 74 лет треть говорит, что они чувствуют себя на 10-19 лет моложе своего возраста, а каждый шестой говорит, что чувствует себя как минимум на 20 лет моложе своего фактического возраста.

В соответствии с этим оптимистичным способом подсчета своего ощущаемого возраста пожилые люди также проявляют отношение «считай мои благословения», когда их просят оглянуться на всю дугу своей жизни. Почти половина (45%) взрослых в возрасте 75 лет и старше говорят, что их жизнь оказалась лучше, чем они ожидали, и только 5% говорят, что она оказалась хуже (остальные говорят, что все получилось так, как они ожидали, или не имеют мнения) . Все остальные возрастные группы также склоняются в положительную сторону, но значительно в меньшей степени, когда их просят оценить свою жизнь в сравнении с их собственными ожиданиями.

Обратная сторона старения

Конечно, со старостью приходит бремя. Примерно каждый четвертый взрослый в возрасте 65 лет и старше сообщает о потере памяти. Примерно каждый пятый говорит, что у него серьезная болезнь, он не ведет половую жизнь или часто чувствует грусть или депрессию. Примерно каждый шестой сообщает, что он одинок или у него проблемы с оплатой счетов. Каждый седьмой не умеет водить. Каждый десятый говорит, что считает себя ненужным или обузой для других.

Но когда дело доходит до этих и других потенциальных проблем, связанных со старостью, доля молодых людей и людей среднего возраста, которые сообщают, что ожидали столкнуться с ними, намного выше, чем доля пожилых людей, которые сообщают, что действительно сталкиваются с ними.

Кроме того, эти проблемы не в равной степени присущи всем группам пожилых людей. Люди с низкими доходами чаще, чем люди с высокими доходами, сталкиваются с этими проблемами. Единственное исключение из этой модели связано с отсутствием сексуальной активности; вероятность того, что пожилые люди сообщат о проблемах в этой сфере жизни, не коррелирует с доходом.

Неудивительно, что проблемы, связанные со старением, усугубляются по мере того, как взрослые достигают 80-летнего возраста и старше. Например, около четырех из десяти респондентов (41%) в возрасте 85 лет и старше говорят, что испытывают некоторую потерю памяти, по сравнению с 27% в возрасте 75–84 лет и 20% в возрасте 65–74 лет. Точно так же 30% людей в возрасте 85 лет и старше говорят, что они часто чувствуют грусть или депрессию, по сравнению с менее чем 20% тех, кому 65-84 года. А четверть взрослых в возрасте 85 лет и старше говорят, что они больше не водят машину, по сравнению с 17% в возрасте 75-84 лет и 10% в возрасте 65-74 лет.

Но даже перед лицом этих проблем подавляющее большинство «старых стариков» в нашем опросе, похоже, смирились со своими обстоятельствами. Лишь незначительная доля взрослых в возрасте 85 лет и старше — 1% — говорят, что их жизнь оказалась хуже, чем они ожидали. Несомненно, помогает то, что взрослые в возрасте 80 лет с такой же вероятностью, как и люди в возрасте 60 и 70 лет, говорят, что они испытывают многие из хороших вещей, связанных со старением, будь то время с семьей, меньше стресса, больше уважения или большая финансовая безопасность. .

Положительные стороны старения

Отвечая на вопрос о широком спектре потенциальных преимуществ старости, семь из десяти респондентов в возрасте 65 лет и старше говорят, что они проводят больше времени со своей семьей. Около двух третей говорят, что у них больше времени на хобби, больше финансовой безопасности и отсутствие необходимости работать. Примерно шесть из десяти говорят, что к ним относятся с большим уважением и они испытывают меньше стресса, чем в молодости. Чуть более половины опрошенных указывают, что они больше времени уделяют поездкам и волонтерской работе. Как показано на приведенной ниже диаграмме, пожилые люди могут не испытывать эти «преимущества» в той степени, в какой большинство молодых людей ожидают получить их, когда состарятся, но их ответы, тем не менее, указывают на то, что фраза «золотые годы» — это нечто большее, чем сиропообразная поздравительная открытка.

Из всех положительных моментов старения самым лучшим, по мнению пожилых людей, является возможность проводить больше времени с членами семьи. Отвечая на открытый вопрос, 28% людей в возрасте 65 лет и старше говорят, что больше всего в старости они ценят возможность проводить больше времени с семьей, а еще 25% говорят, что больше всего они ценят время с их внуки. Третье место в этом списке занимает более высокая финансовая безопасность, которую 14% пожилых людей назвали тем, что они больше всего ценят в старости.

Люди живут дольше

Результаты этого опроса приходятся на то время, когда пожилые люди составляют рекордную долю населения США и большинства развитых стран. Около 39 миллионов американцев, или 13% населения США, в возрасте 65 лет и старше — по сравнению с 4% в 1900 году. Столетнее увеличение доли населения мира в возрасте 65 лет и старше является результатом значительных достижений в области медицины. наука и общественное здравоохранение, а также резкое снижение рождаемости. В этой стране рост стабилизировался с 1990, но он снова начнет расти, когда первой волне 76 миллионов бэби-бумеров в стране исполнится 65 лет в 2011 году. К 2050 году, согласно прогнозам Pew Research, примерно каждый пятый американец будет старше 65 лет, и около 5% будет в возрасте 85 лет и старше, по сравнению с 2% в настоящее время. Эти соотношения поместят США в середине века примерно на то же место, где сегодня находятся Япония, Италия и Германия — три «старейшие» крупные страны мира.

Общение с пожилыми людьми

Любое обследование, посвященное пожилым людям, сталкивается с одной очевидной методологической проблемой: небольшая, но немаловажная доля людей в возрасте 65 лет и старше либо слишком больны, либо недееспособны для участия в 20-минутном телефонном опросе, либо они живут в учреждениях, таких как дом престарелых, где с ними невозможно связаться. 2

Мы предполагаем, что у пожилых людей, которых мы не смогли охватить по этим причинам, качество жизни в среднем ниже, чем у тех, кого мы смогли охватить. Чтобы смягчить эту проблему, в исследование были включены интервью с более чем 800 взрослыми, чьи родители в возрасте 65 лет и старше. Мы задавали этим взрослым детям многие из тех же вопросов о жизни их родителей, которые мы задавали пожилым людям об их собственной жизни. Эти «суррогатные» респонденты дают представление об опыте всех пожилых людей, в том числе тех, с которыми мы не могли связаться напрямую. Неудивительно, что рисуемый ими портрет старости несколько более негативен, чем тот, который рисуют сами пожилые респонденты. Мы представляем краткое изложение этих наблюдений из вторых рук в конце раздела I, полагая, что эти две точки зрения дополняют друг друга и добавляют текстуру нашему отчету.

Восприятие старения

Разрыв между поколениями, около 2009 г. В опросе Гэллапа 1969 года 74% респондентов заявили, что существует разрыв между поколениями. мнение молодых людей и пожилых людей сегодня». Когда десять лет спустя, в 1979 году, тот же вопрос был задан CBS и The New York Times, только 60% ощутили разрыв между поколениями. Но, пожалуй, самый интригующий результат этого нового опроса Pew Research заключается в том, что доля людей, говорящих о разрыве между поколениями, выросла до 79 человек.% — несмотря на то, что в последнее время было немного открытых конфликтов между поколениями, подобных тем, что будоражили 1960-е годы. Возможно, эта фраза теперь означает что-то другое и менее конфронтационное, чем это было в разгар дерзких вызовов контркультуры истеблишменту 40 лет назад. Каким бы ни было нынешнее понимание термина «разрыв между поколениями», примерно равные доли респондентов молодого, среднего и старшего возраста в новом опросе согласны с тем, что такой разрыв существует. Наиболее распространенное объяснение, предлагаемое респондентами всех возрастов, связано с различиями в морали, ценностях и трудовой этике. Относительно немногие ссылаются на различия в политических взглядах или в использовании технологий.

Когда наступает старость? В 68 лет. Это среднее значение всех ответов 2969 респондентов. Но, как отмечалось выше, за этим средним значением скрывается большая возрастная дисперсия ответов. Более половины взрослых моложе 30 лет говорят, что средний человек стареет еще до того, как ему исполнится 60. С этим согласны только 6% взрослых в возрасте 65 лет и старше. Кроме того, пол, а также возраст влияют на отношение к этому предмету. Женщины в среднем говорят, что человек стареет в 70 лет. Мужчины в среднем оценивают число в 66 лет. чем женщины говорят, что маркер является показателем старости.

Ты старый? Конечно нет! Общественное мнение в совокупности может постановить, что средний человек становится старым в 68 лет, но вы не зайдете слишком далеко, пытаясь убедить людей этого возраста, что порог распространяется и на них. Среди респондентов в возрасте 65-74 лет только 21% говорят, что чувствуют себя старыми. Даже среди тех, кому 75 лет и старше, только 35% говорят, что чувствуют себя старыми.

До какого возраста вы хотели бы дожить? Средний ответ респондентов нашего опроса — 89. Каждый пятый хотел бы дожить до 9 лет.0, а 8% говорят, что хотели бы преодолеть отметку века. Вердикт общественности о наиболее желательной продолжительности жизни в последние годы, похоже, немного снизился. Опрос AARP 2002 года показал, что средняя желаемая продолжительность жизни составляет 92 года.

Повседневная жизнь

Что делают пожилые люди каждый день? Среди всех взрослых в возрасте 65 лет и старше девять из десяти разговаривают с семьей или друзьями каждый день. Около восьми из десяти читают книгу, газету или журнал, и столько же ежедневно принимают лекарства, отпускаемые по рецепту. Три четверти смотрят телевизор более часа; примерно такая же доля молится ежедневно. Почти две трети водят машину. Менее половины тратят время на хобби. Около четырех из десяти вздремнули; примерно такая же доля уходит на покупки. Примерно каждый четвертый пользуется Интернетом, занимается активными физическими упражнениями или имеет проблемы со сном. Только 4% вступают с кем-то в спор. По мере того, как взрослые приближаются к возрасту 70-80 лет, уровень ежедневной активности снижается по большинству направлений, особенно когда речь идет о физических упражнениях и вождении автомобиля. С другой стороны, ежедневные молитвы и ежедневные лекарства увеличиваются с возрастом.

Счастливы ли пожилые люди? Они так же счастливы, как и все остальные. И, возможно, что еще более важно, те же самые факторы, которые предсказывают счастье среди молодых людей — хорошее здоровье, хорошие друзья и финансовая безопасность — в целом предсказывают счастье среди пожилых людей. Тем не менее, есть несколько возрастных различий в ставках на счастье в жизни. В частности, если все другие ключевые демографические переменные остаются постоянными, то наличие брака является предиктором счастья среди молодых людей, но не среди пожилых людей (возможно, потому, что значительную часть последней группы составляют вдовы или вдовцы, многие из которых, по-видимому, «отложили» некоторые ключевые корреляты счастья, связанные с браком, такие как финансовая безопасность и крепкая семейная жизнь). Среди всех пожилых людей счастье очень мало зависит от возраста, пола или расы.

Пенсия и старость. Уединение – место без четких границ. Целых 83% взрослых в возрасте 65 лет и старше называют себя пенсионерами, но это слово означает разные вещи для разных людей. Лишь три четверти взрослых (76%) в возрасте 65 лет и старше соответствуют классическому стереотипу пенсионера, полностью покинувшего рабочий мир.

Еще 8% говорят, что они на пенсии, но работают неполный рабочий день, 2% говорят, что они на пенсии, но работают полный рабочий день, и 3% говорят, что они на пенсии, но ищут работу. Остальные 11% населения в возрасте 65 лет и старше считают себя все еще работающими, хотя не все из них имеют работу. Какой бы неясной не была эта определенность, одна тенденция совершенно очевидна из правительственных данных 3 : После неуклонного падения в течение десятилетий уровень участия пожилых людей в рабочей силе снова начал расти около 10 лет назад. Согласно опросу Pew Research, средний возраст пенсионеров составляет 75 лет, а на пенсию они выходят в возрасте 62 лет.

Жилищные условия. Более девяти из десяти респондентов в возрасте 65 лет и старше живут в собственном доме или квартире, и подавляющее большинство либо очень удовлетворены (67%), либо в некоторой степени (21%) своими жилищными условиями. Однако многие модели жизни меняются по мере того, как взрослые становятся старше. Например, только 30% взрослых в возрасте 65-74 лет говорят, что живут одни, по сравнению с 66% взрослых в возрасте 85 лет и старше. Кроме того, только 2% взрослых в возрасте 65-74 лет и 4% взрослых в возрасте 75-84 лет говорят, что живут в доме престарелых, по сравнению с 15% людей в возрасте 85 лет и старше.

Социальная сеть старой школы. Подавляющее большинство взрослых в возрасте 65 лет и старше (81%) говорят, что их окружают люди, помимо семьи, на которых они могут положиться в общественной деятельности и общении. Около трех четвертей говорят, что у них есть кто-то, с кем они могут поговорить, когда у них возникнут личные проблемы; шесть из десяти говорят, что у них есть кто-то, к кому они могут обратиться за помощью с поручениями, встречами и другими повседневными делами. С другой стороны, трое из десяти пожилых людей говорят, что они «часто» помогают другим пожилым людям, которые нуждаются в помощи, и еще 35% говорят, что они иногда делают это. Большинство этих социальных связей остаются неизменными по мере того, как пожилые люди продолжают стареть, но среди тех, кому 85 лет и старше, доля тех, кто говорит, что они часто или иногда оказывают помощь другим, падает до 44%.

Твиттер-революция здесь не приземлилась. Если и есть одна сфера современной жизни, где молодые и старые ведут себя совершенно по-разному, так это внедрение новомодных информационных технологий. Лишь четверо из десяти взрослых в возрасте 65–74 лет пользуются Интернетом ежедневно, а среди взрослых в возрасте 75 лет и старше эта доля падает до одного из шести. Напротив, три четверти взрослых в возрасте от 18 до 30 лет выходят в интернет ежедневно. Разрыв между поколениями еще больше, когда речь идет о мобильных телефонах и текстовых сообщениях. Среди взрослых в возрасте 65 лет и старше только 5% совершают большую часть или все звонки на мобильный телефон, и только 11% иногда используют свой мобильный телефон для отправки или получения текстовых сообщений. Для взрослых в возрасте до 30 лет сопоставимые цифры составляют 72% и 87% соответственно.

Религия и старость. Религия занимает гораздо большую часть жизни пожилых людей, чем молодежь. Две трети взрослых в возрасте 65 лет и старше говорят, что религия очень важна для них, по сравнению с немногим более половины людей в возрасте от 30 до 49 лет и лишь 44% людей в возрасте от 18 до 29 лет. Более того, среди взрослых в возрасте 65 лет и старше треть (34%) говорят, что религия стала для них более важной в течение жизни, в то время как только 4% говорят, что она стала менее важной, а большинство (60%) говорят, что она осталась прежней. Среди тех, кто старше 65 лет и сообщает, что болен или чувствует грусть, доля тех, кто говорит, что религия стала для них важнее, возрастает до 43%.

Семейные отношения

Оставайтесь на связи с детьми. Почти девять из десяти взрослых (87%) в возрасте 65 лет и старше имеют детей. Из этой группы чуть более половины контактируют с сыном или дочерью каждый день, а еще 40% контактируют хотя бы с одним ребенком — лично, по телефону или по электронной почте — не реже одного раза в неделю. Наиболее часто контактируют матери и дочери; отцов и дочерей меньше всего. Сыновья находятся посередине, и они поддерживают связь со старшими матерями и отцами в равной степени. В целом, три четверти взрослых, у которых есть родитель или родители в возрасте 65 лет и старше, говорят, что они очень довольны своими отношениями с родителем (родителями), но эта доля падает до 62 %, если родитель нуждается в помощи для удовлетворения своих потребностей. .

Великий Бард ошибся? Шекспир писал, что последний из «семи возрастов человека» есть второе детство. На протяжении веков другие поэты и философы отмечали, что родители и дети часто меняются ролями по мере взросления родителей. Это не так, утверждает опрос Pew Research. Всего 12% родителей в возрасте 65 лет и старше говорят, что обычно полагаются на своих детей больше, чем их дети на них. Еще 14% говорят, что их дети больше полагаются на них. Большинство — 58% — говорят, что они не полагаются друг на друга, а 13% говорят, что они полагаются друг на друга в равной степени. Ответы на этот вопрос детей пожилых родителей в целом схожи.

Межпоколенческие передачи в семьях. Несмотря на эти известные модели ненадежности, пожилые родители и их взрослые дети помогают друг другу различными способами. Однако взгляды на эти переводы денег и времени различаются в зависимости от поколения. Например, около половины (51%) родителей в возрасте 65 лет и старше говорят, что они давали своим детям деньги в прошлом году, и только 14% говорят, что их дети давали им деньги. Совершенно по-иному складывается внутрисемейный учет с точки зрения взрослых детей. Среди респондентов опроса, у которых есть родитель или родители в возрасте 65 лет и старше, четверть говорят, что они получали деньги от родителей в прошлом году, в то время как почти такая же доля (21%) говорят, что давали деньги своим родителям. Существуют аналогичные различия в восприятии по поколениям того, кто кому помогает с поручениями и другими повседневными делами. (Чтобы было ясно, в ходе опроса не были опрошены конкретные пары родителей и детей; скорее, он связался со случайными выборками, которые попали в эти и другие демографические категории.) у которых есть такие родители, сообщают, что баланс помощи больше склоняется в пользу детей, помогающих родителям.

Разговоры о конце жизни. Более трех четвертей взрослых в возрасте 65 лет и старше говорят, что говорили со своими детьми о своих завещаниях; почти две трети говорят, что они говорили о том, что делать, если они больше не могут принимать свои собственные медицинские решения, и более половины говорят, что они говорили со своими детьми о том, что делать, если они больше не могут жить самостоятельно. Сходные доли взрослых детей пожилых родителей сообщают, что у них были такие разговоры. Родители и взрослые дети согласны с тем, что именно родители обычно инициируют эти разговоры, хотя 70% пожилых людей сообщают, что это так, по сравнению с 52% детей пожилых родителей, которые говорят то же самое.

Об опросе

Результаты для этого отчета взяты из телефонного опроса, проведенного с репрезентативной в национальном масштабе выборкой из 2969 взрослых, проживающих в континентальной части Соединенных Штатов. Для охвата всех взрослых жителей континентальной части США, имеющих доступ к стационарным или сотовым телефонам, использовалась комбинация стационарных и сотовых выборок со случайным набором цифр (RDD). Кроме того, были получены дополнительные выборки взрослых 65 лет и старше, а также чернокожих и латиноамериканцев
. Передовая выборка чернокожих и латиноамериканцев была достигнута за счет избыточной выборки телефонных разговоров с большим количеством чернокожих и латиноамериканцев, а также обратных звонков чернокожим и латиноамериканцам, опрошенным в предыдущих опросах. В общей сложности было проведено 2417 интервью с респондентами, с которыми связывались по стационарным телефонам, и 552 интервью с теми, с кем связывались по сотовым телефонам. Данные взвешиваются, чтобы получить окончательную выборку, репрезентативную для общей популяции взрослых в континентальной части Соединенных Штатов. Опросы проводились под руководством Princeton Survey Research Associates (PSRA).

  • Интервью проводились с 23 февраля по 23 марта 2009 г.
  • Было проведено 2969 интервью, в том числе 1332 интервью с респондентами в возрасте 65 лет и старше. Пожилые респонденты включали 799 белых, 293 черных и 161 латиноамериканца.
  • Погрешность выборки составляет плюс-минус 2,6 процентных пункта для результатов, основанных на общей выборке, и 3,7 процентных пункта для взрослых в возрасте 65 лет и старше при доверительном уровне 95 %
  • Для данных, сообщаемых по расе или этнической принадлежности, предел ошибки выборки составляет плюс-минус 3,5 процентных пункта для выборки пожилых белых, плюс-минус 7,4 процентных пункта для пожилых чернокожих и плюс-минус 10,3 процентных пункта для пожилых латиноамериканцев.
  • Примечание по терминологии: к белым относятся только белые неиспаноязычные. К чернокожим относятся только неиспаноязычные чернокожие. Латиноамериканцы принадлежат к любой расе.

О фокус-группах

При содействии PSRA исследовательский центр Pew провел четыре фокус-группы ранее в этом году в Балтиморе, штат Мэриленд. Две группы состояли из взрослых в возрасте 65 лет и старше; двое других были составлены из взрослых с родителями в возрасте 65 лет и старше. Нашей целью было послушать, как простые американцы рассказывают о проблемах и радостях старения, и истории, которые мы услышали во время этих фокус-групп, помогли нам сформировать нашу анкету для опроса. Участникам фокус-групп было сказано, что они могут быть упомянуты в этом отчете, но мы пообещали не называть их поименно. Цитаты, разбросанные по этим страницам, взяты из этих бесед в фокус-группах.

Об отчете

Этот отчет был отредактирован, а обзор написан Полом Тейлором, исполнительным вице-президентом Pew Research Center и директором проекта Social & Demographic Trends. Разделы I, II и III были написаны старшим научным сотрудником Ким Паркер. Раздел IV был написан научным сотрудником Венди Ван и Тейлором. Раздел V был написан старшим редактором Ричардом Морином. Демографический раздел был написан старшим писателем Д’Верой Кон, а данные были собраны Ван. Под руководством г-жи Паркер все сотрудники отдела социальных и демографических тенденций написали анкету и провели анализ ее результатов. Регрессионный анализ, который мы использовали для изучения предикторов счастья среди пожилых и молодых людей, был проведен консультантом Кэри Л. Фанк, адъюнкт-профессором Школы государственного управления Уайлдера в Университете Содружества Вирджинии. Отчет был отредактирован Марсией Крамер из Kramer Editing Services. Его номер проверили сотрудники Pew Research Center Ана Гонсалес-Баррера, Дэниел Доктерман и Кристина Меркадо. Мы хотели бы поблагодарить других коллег из КНР, предложивших исследования и редакторское руководство, в том числе Эндрю Кохута, Скотта Китера, Гретхен Ливингстон, Джеффри Пассела, Ракеша Кочхара и Ричарда Фрая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *